|
Реферат: Оценка радиационной и химической обстановки (Безопасность жизнедеятельности)
Министерство образования Таганрогский Государственный Радиотехнический Университет Кафедра психологии и безопасности жизнедеятельности
Индивидуальное задание на тему: “Оценка радиационной и химической обстановки” по курсу: "Безопасность жизнедеятельности
Вариант№64
Выполнил: XXXXXXXXXXXX
Проверил: Коваленко А.В.
Таганрог 2000 г. Введение
На всех этапах развития человек постоянно стремился к обеспечению личной безопасности и сохранению своего здоровья. Это стремление было мотивацией многих его действий и поступков. Создание надежного жилища не что иное, как стремление обеспечить себя и семью защитой от естественных опасных (молнии, осадки, животные и т.п.) и вредных (понижение и повышение температуры, солнечная радиация и т.п.) факторов. Но появление жилища грозило его обрушением, внесение в него огня – отравлением при задымлении, ожогами, пожарами. Наличие в современных квартирах многочисленных бытовых приборов и устройств существенно облегчает быт, делает его комфортным и эстетичным, но одновременно и вводит в него целый комплекс опасных и вредных факторов: электрический ток, электромагнитные поля, повышенный уровень радиации, шумы, вибрации, токсичные вещества и т.п. Отсюда следует, что необходима организация надежной защиты населения и народного хозяйства на всей территории страны и четкая организация системы оповещения. Население же должно быть в достаточной степени подготовлено к умелым действиям по соответствующим сигналам. Также очевидно, что должны быть силы и средства, которые обеспечивали бы ликвидацию последствий стихийных бедствий, катастроф, аварий или применения оружия. Для этих целей предназначена система гражданской обороны.
1. Оценка радиационной обстановки
1. После применения ядерного боеприпаса
Исходные данные: Время ядерного взрыва боезапаса в 0 часов. Через 7 часов после ядерного взрыва доклад дозиметра: ”Наблюдается радиоактивность. Мощность дозы 26 рад/ч”. Время обнаружения радиоактивности является временем начала спада мощности дозы и временем начала облучения (tно)
1.1.1. Эталонная мощность дозы P1=Pt t1,2, P1=26*71,2=268,59
1.1.2. Для удобства нарисуем таблицу зависимости Pt=P1t-1.2 Таблица 1. t |1 |2 |6 |12 |18 |24 |30 |36 |42 |48 |60 |72 |84 |96 | | Pt |268.59 |116.911 |31.283 |13.617 |8.137 |5.927 |4.535 |3.644 |3.028 |2.58 |1.974 |1.586 |1.318 |1.123 | | Построим зоны заражения в соответствии с рис.1 В нашем случае при P1=268.59 рад/ч мы находимся в зоне опасного заражения «В».
По данным таблицы 1 построим график зависимости мощности дозы от времени.
3. а) На открытой местности коэффициент защиты Kзащ=1 Доза радиации, которую получают люди живущие в палатках (на открытой местности) [pic] За 4 суток D=358.512 За 15 суток D=497.781 б) Кирпичный одноэтажный дом имеет коэффициент защиты Kзащ=12 Подвал в этом доме имеет Kзащ=50. Тогда в доме D=31.543 в подвале D=7.57 Выводы: В случае а) при получении дозы облучения D в течение 4 суток возможно заболевание населения лучевой болезнью 2 степени, при дозе 200…400 рад. Скрытый период продолжается около недели, после чего появляются тяжелое недомогание, расстройство функций нервной системы, головные боли, головокружение, частые рвоты, повышение температуры тела. Количество лейкоцитов в крови уменьшается более чем в два раза. Смертельные исходы могут доходить до 20%. При активном лечении выздоровление наступает через 1,5…2 месяца. В случае б) поглощенные дозы Dподвал и Dдом являются умеренными и не влекут за собой серьезного ущерба здоровью. Работоспособность в данной ситуации сохраняется,замедленно время реакции в сложной обстановке, смертельные случаи единичны.
1.1.4 С 8 до 20 часов Kзащ=1 (открытая местность), а с 20 до 8 часов Kзащ=12 (кирпичный одноэтажный дом). Доза, которую получат люди за 4 суток D=D1+ D2+ D3+ D4+ D5+ D6+ D7+ D8 +D9, где D1=1.998 – доза, полученная людьми с 7 до 8 часов, D2=148.361 – доза, полученная людьми с 8 до 20 часов, D3=5.515 – доза, полученная людьми с 20 до 32 часов, D4 =41.433– доза, полученная людьми с 32 до 44 часов, D5=2.472 – доза, полученная людьми с 44 до 56 часов, D6=22.866 – доза, полученная людьми с 56 до 68 часов, D7=1.539 – доза, полученная людьми с 68 до 80 часов, D8= 15.410– доза, полученная людьми с 80 до 92 часов, D9=4.608 - доза, полученная людьми с 92 до 103 часов.
D=244.204
1.1.5. Так как местность открытая то Кзащ=1. Доза которую получают люди вышедшие на открытую местность [pic] tно=t+3=7, tко= tно+8=15
D=93.980
1.1.6. Так как местность открытая то Кзащ=1, D=10 рад (из условия). [pic] (=26.859 [pic] отсюда t[pic]-t[pic][pic]7.433(10-3 Подставим значение tко получим [pic]7.433(10-3 Решая уравнение получим tно=84
1.1.7. Доза D=6 (из условия), tно=7 ч, tко=247 ч Доза радиации которую могут получить люди [pic]. Отсюда [pic] Kзащ=77.301
1.1.8. Мероприятия необходимые для уменьшения воздействия РВ - это главным образом эвакуация, медицинская защита и укрытие населения в защитных сооружениях. Медицинская защита населения имеет цель предупредить или ослабить поражающее воздействие на них ионизирующих излучений и отравляющих (ядовитых) веществ путем проведения профилактических мероприятий с применением медицинских средств защиты. К медицинским средствам защиты относятся радиозащитные препараты, антидоты, антибиотики, вакцины, сыворотки и др. Укрытие населения в защитных сооружениях – надежный способ защиты от всех поражающих факторов. Систему защитных сооружений составляют убежища, противорадиационные укрытия (ПРУ), метрополитены и т.п. С водой РВ в организм попадают в малых количествах (крупные частицы быстро оседают на дно водоема, из которого приходится производить забор воды) и не вызывают острых лучевых поражений с потерей трудоспособности людей или продуктивности животных. Внутренние поражения происходят главным образом при попадании РВ с пищей и кормом. Всасывающиеся радиоактивные продукты распределяются в организме крайне неравномерно. Особенно много концентрируется их в щитовидной железе и печени. Эти органы подвергаются облучению очень большими дозами, приводящему либо к разрушению ткани, либо к развитию опухолей.
1. После аварии на АЭС с выбросом РВ
Исходные данные: 10.08.99 года в 0 часов произошла авария на АЭС. Через 4 часа после аварии на открытой местности наблюдается мощность дозы P4=0,5 рад/ч.
1.2.1. P1=P4t0.4. Для удобства нарисуем таблицу зависимости Pt=P1t-0.4
Таблица 2.
T |1 |2 |6 |12 |18 |24 |30 |36 |42 |48 |60 |72 |84 |96 | | Pt | 1.089 |0.825 |0.532 |0.403 |0.343 |0.305 | 0.279 |0.026 |0.244 |0.231 |0.212 |0.197 |0.185 |0.175 | | По данным таблицы 2 построим график зависимости мощности дозы от времени.
1.2.2.Эталонный уровень радиации Pt = P[pic]t-0,4 Мощность дозы будет: - за месяц Pt=1.089(720-0,4=0.078 - за 3 месяца Pt=1.089(2160-0,4=0.05 - за 6 месяцев Pt=1.089(4390-0,4=0.038 - за год Pt=1.089(8760-0,4=0.029 1.2.3.Kзащ1=9 (в помещении), Kзащ2=1 (на открытой местности).
Доза радиации, которую могут получить люди:
[pic] За первые 10 суток доза радиации D=24.737 За месяц доза радиации D=50.289 За 3 месяца доза радиации D=99.904 За год доза радиации D=235.429
1.2.4.Мероприятия, необходимые для уменьшения воздействия РВ - это главным образом медицинская защита и укрытие населения в защитных сооружениях.
1.2.5.Воду и питание желательно завозить из незараженных областей в специальных противорадиационных контейнерах.
1.2.6. Основными правами, задачами городской комиссии и ее составом являются: 1. Организация работ по ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий (катастроф), обеспечения постоянной готовности органов управления и сил для ведения этих работ, а также для осуществления контроля за разработкой и реализацией мер по предупреждению ЧС. Для этого создаются Государственная комиссия Кабинетов Министров по ЧС (КЧС) при совминах союзных республик, исполкомах краевых, областных и городских Советов народных депутатов. Работа КЧС организуется во взаимодействии с органами ГО, МВД, КГБ, военного командования и организациями государственного надзора и контроля. При них создается постоянный рабочий орган на базе штабов и служб ГО. Решения КЧС во время ЧС являются обязательными для выполнения всеми организациями и предприятиями, расположенными на соответствующей территории. 2. Обеспечение всего населения защитными сооружениями, подготовка и проведение рассредоточения и эвакуации населения в случае необходимости, применение медицинских средств защиты и недопущение к употреблению зараженных продовольствия и воды. В состав городской комиссии входят: а) управление по делам гражданской обороны и оперативному управлению (это управление делится на: оперативную группу, группу защиты населения и группу боевой подготовки и обучения), б) управление по экологии в) управление по материально-техническому обеспечению г) управление по финансам
2. Оценка химической обстановки
Исходные данные: Оперативному дежурному штаба ГО и ЧС города поступило сообщение. В 16 часов на железнодорожной станции произошла авария, повлекшая за собой разрушение железнодорожной цистерны, содержащей 29 тонн фтора. Данные прогноза погоды: направление ветра “на вас”, облачность 0 баллов, ясно. Скорость ветра (=1.5 м/с. Вертикальная устойчивость воздуха – конвекция.
2.1. Эквивалентное количество вещества в первичном облаке GЭ1=К1К3К5К7G0 , для аммиака К1=0.95, K[pic]=3, K[pic] =0.08, K[pic]=1, G[pic]=9.6, значит GЭ1=218.88
2.2. Время испарения СДЯВ [pic] Толщина h слоя жидкости для СДЯВ, разлившихся свободно на подстилающей поверхности, принимается равной 0,05 м по всей площади разлива. d=0.017 т/м3 (из табл.4), K2=0,038 (из табл.4а), K4=1.15(из табл.6), K7=1 (из табл.4а при температуре воздуха 200С) Т=0,019 2.3. Эквивалентное количество вещества во вторичном облаке [pic] K1=0.95, K2=0,038, K3=3, K7=1 (из табл.4а), K4=1.15(из табл.6), K5=0.08, h=0.05 м, d=0. 017 т/м3 (из табл.4), K6=T0,8=10,8=1 (T - время испарения вещества), G0=960 т, Gэ2=592(103
2.4. Глубина зоны заражения для первичного облака для 1 т СДЯВ при скорости ветра (=2 м/с Г=2.84 км (из табл.5)
2.5 Интерполированием находим зону заражения для вторичного облалака Г2=5.35+(7.2-5.35)/(5-3)((57.359-3)=11.246км
2.6. Полная глубина зоны заражения Г=Г1+0,5Г2 Г=2.84+0.5(11.246=31.52км
2.7. Предельно возможные значения глубины переноса воздушных масс Гп=t(( Гп=6(15=9км.
2.8 Площадь зоны возможного заражения Sв=8,72(10-3Г2( , СДЯВ Sв1=1.559(103 Площадь зоны фактического заражения Sф=К8 Г2 N0,2 K8
СДЯВ Sф=334.085
2.9 Время подхода облака зараженного воздуха к границе объекта [pic], где x=0,5 км – расстояние от объекта до места аварии, (=1.5 км/ч – скорость переноса переднего фронта облака зараженного воздуха. t=0.333 Построим схему заражения. При скорости ветра по прогнозу больше 1м/с зона заражения имеет вид сектора:
Точка «0» соответствует источнику заражения, угол (=90( , радиус окружности r равен глубине зоны заражения Г : r=Г=31.52 км.
Заключение
В результате проведенной работы я научился определять степени и типы заражений при различных авариях и ЧП, научился рассчитывать силу их воздействия на человека, а так же узнал о мерах, которые необходимо проводить в случаях применения ядерного и химического оружия или при авариях. Литература
1. Безопасность жизнедеятельности. Часть 3: Чрезвычайные ситуации. Учебное пособие под ред. А.В. Непомнящего, Г.П. Шилякина. – Таганрог: ТРТУ,1994г.
2. Толмачева Л.В. Методика оценки радиационной и химической обстановки при чрезвычайных ситуациях: Методическое руководство для самостоятельной работы студентов по курсу “БЖ”: Таганрог: Изд-во ТРТУ, 1999г. 3. Войнов В.П. Конспект лекций 4. Шубин Е.П. “Гражданская Оборона” Москва 1991г.
----------------------- [pic]
[pic]
Б
В
Г
А
Реферат на тему: Первая медицинская помощь при остановке сердца
При остановке или очень резком ослаблении сердечной деятельности кровоток по сосудам прекращается.Основные признаки остановки сердца: . Потеря сознания . отсутствие пульса . остановка дыхания . бледность или синюшность кожи и слизистых оболочек . разширение зрачков . судороги Следует отметить, что массаж сердца должен производится одновременно с вентиляцией легких.
Внешний массаж сердца состоит в ритмичном сдавливании сердца между грудиной и позвоночником. При нажатии на сердце кровь выжимается из его плоскостей и поступает из левого желудочка в аорту и дальше,в том числе,по сонным артериям в головной мозг,а из правого желудочка направляется в легкие,где происходит важный мехагизм оживления организма - насыщение крови кислородом. После того, как давление на грудь прекращается,плоскости сердца снова наполняются кровью.
Потерпевшего укладывают спиной на твердую основу.Оказывающий помощь становится сбоку от потерпевшего и поверхностями ладоней (основанием кистей, а не пальцами),которые накладываются друг на друга,нажимает на нижнюю треть груди. массаж сержца проводят толчками,нажимая на руку всем телом до 50 раз в минуту.Амплитуда колебаний грудной клетки при этом у взрослого человека должна составлять около 4-5 см.У детей массаж сердца следует проводить предельно аккуратно, только одной рукой,а у детей грудного возраста - кончиками пальцев с частотой 100-120 нажатий в минуту.
Если оживление проводит один человек, то через каждые 15 нажатий на грудину с интервалом в 1 секунду,он должен приостановить массаж,провести 2 сильных искусственных вдоха методом "рот в рот" или "рот в нос".При участии 2-х оживляющих необходимо после каждых пяти нажатий производить вдох.Если через час после начала массажа и вентиляции легких сердечная деятельность не возобновляется и зрачки остаются широкими,оживдение можно прекратить.При появлении четких признаков истинной смерти оживление может быть прекращено раньше.
Основные мероприятия по поддержанию жизни.
Они включают в себя восстановление проходимости дыхательных путей с последующей искусственной вентиляцией и поддержкой кровообращения без использования специального оборудования. Рекомендованная последовательность действий представлена на рисунке 1. При приближении к пациенту с возможной остановкой сердца реаниматор должен убедиться в отсутствии опасности для собственного здоровья и только потом проводить реанимацию. Хотя такие ситуации и редки в больнице, остановка сердца может происходить вследствие электротравмы или отравления токсическими веществами. В таких ситуациях реаниматор должен принимать в расчет имеющийся риск для себя и по возможности его устранять. Проверять наличие сознания лучше всего громко обращаясь к пострадавшему, стараясь растормошить его за плечо. Если реакции не последовало, позовите на помощь и начните оказывать помощь. Восстановление проходимости дыхательных путей может выполняться без каких- либо трудностей путем разгибания головы и поднятия подбородка. У некоторых пациентов на фоне такого маневра может потребоваться введение воздуховода. Следует удалить съемные зубные протезы и прочие инородные тела из ротовой полости. Вспомогательная вентиляция должна проводиться при отсутствии спонтанного дыхания у пациента. Ее можно осуществлять путем вдувания выдыхаемого воздуха (рот в рот, рот в нос, используя карманную маску Лердела) или при помощи самораздувающихся мешков, обычно с дополнительным кислородом. Подача кислорода в мешок должна осуществляться через резервуар на входном клапане мешка. Адекватность вентиляции оценивается по движению грудной клетки во время вдоха. Обычно оптимальным является дыхательный объем 400-500 мл.
ОСНОВНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ ПО РЕАНИМАЦИИ ВЗРОСЛЫХ
[pic] Пошлите или пойдите за помощью в соответствии с рекомендациями Рис. 1. Рекомендованная последовательность мероприятий по реанимации взрослых Компрессия грудной клетки (ранее известная как массаж сердца) проводится при отсутствии пульса на магистральных (сонной) артериях. Манипуляция создает положительное давление в грудной клетке во время фазы компрессии. Клапаны вен и сердца обеспечивают антеградное поступление крови в артерии. Когда грудная клетка принимает исходную форму, кровь возвращается в грудную клетку из венозной части системы кровообращения. Небольшой кровоток обеспечивается за счет сдавления сердца между грудиной и позвоночником. При проведении компрессии грудной клетки кровоток составляет 25% от нормального сердечного выброса. Настоящие рекомендации предлагают на каждые 5 компрессий проводить один вдох при наличии двух реаниматоров. В случае только одного реаниматора 15 компрессий должны сопровождаться двумя вдохами. Частота компрессий должна составлять 100 в минуту. Начиная компрессию грудной клетки: Положите пациента на твердую поверхность Найдите середину грудины и отмерьте 2 пальца от ее нижнего края (рисунок 2). Не убирая пальцев положите ребро ладони второй руки на грудину. Положите обе руки как показано на рисунке 3 и сжимайте грудину на 4-5 см у взрослых. Сохраняйте руки прямыми и разогнутыми в локтях (рисунок 4), убедитесь, что давление прилагается на грудину, но не на ребра. Выполняйте компрессию адекватно, важно находиться над пациентом. Если потребуется - встаньте на подставку. Регулярно меняйте реаниматора, так как он быстро устает при тщательном выполнении. Реаниматор, выполняющий компрессии, должен громко считать «1, 2, 3, 4, 5», а реаниматор, выполняющий вентиляцию, должен считать количество завершенных циклов. Показано, что раннее начало оказания первичной помощи улучшает исход, особенно если откладывается проведение квалифицированного поддержания проходимости ВДП и дефибрилляция. При проведении первичной реанимации обеспечивается минимальный уровень доставки кислорода, что можно рассматривать как жизненно важное поддерживающее мероприятие, способное воздействовать на непосредственную причину остановки сердца и восстановить в определенной степени спонтанное кровообращение, предотвращая переход сердечного ритма в асистолию. [pic] [pic] [pic]
|Остановка сердца и дыхания у ребенка 1—8 лет | | | |Что нужно знать: | |Описанные ниже приемы восстановления сердечной деятельности и дыхания никогда| |не заменят навыков, приобретенных в ходе специального обучения: | |специальная подготовка позволяет проводить реанимацию гораздо успешнее. | |Если нарушения дыхания вызваны инородным телом, см. «Инородное тело в | |дыхательных путях у ребенка старше 1 года, с потерей сознания». | | | |Чего не следует делать: | |Если сердце у ребенка бьется, надавливаний на грудную клетку делать не нужно:| |это может привести к остановке сердца. Если вы подозреваете у ребенка травму | |позвоночника, не двигайте его голову и шею, когда определяете, дышит ли он. | |Когда обращаться к врачу Если рядом есть другой человек, пусть один из вас | |немедленно вызывает неотложную помощь, а другой начинает сердечно-легочную | |реанимацию. | |Если вы оказались в одиночестве, зовите на помощь. Если вы владеете | |реанимационными приемами, выполняйте их в течение 1 минуты, а затем вызовите | |неотложную помощь. | |Если рядом с вами никого нет и вы не владеете приемами сердечно-легочной | |реанимации, немедленно вызовите неотложную помощь. | | | |[pic] | |[pic] | |[pi|Чтобы выяснить, в сознании ли ребенок, | |[pic] | |c] |осторожно потеребите его и позовите по | | | | |имени. | | | |[pic] | |[pic] | |[pic] | |[pi|Если ребенок не реагирует, то, крепко | |[pic] | |c] |поддерживая рукой голову и шею и не сгибая | | | | |ему спину, положите ребенка на твердую | | | | |поверхность лицом вверх и обнажите ему | | | | |грудь. | | | |[pic] | |[pic] | | | |[pi|Чтобы освободить дыхательные пути от | |[pic] | |c] |запавшего языка, приподнимите ребенку | | | | |подбородок и отведите голову назад. | | | | |Если вы подозреваете у ребенка травму | | | | |позвоночника, выдвиньте его нижнюю челюсть | | | | |вперед, стараясь при этом не двигать голову | | | | |и шею. Рот ребенка должен оставаться | | | | |открытым. | | | | | |[pic] | | | |[pi|Наклонитесь ухом ко рту ребенка, чтобы | |[pic] | |c] |услышать его дыхание, и посмотрите, движется| | | | |ли его грудная клетка. Присматривайтесь и | | | | |прислушивайтесь не более 5 секунд. | | | | | |[pic] | |[pic] | |[pi|Если ребенок не дышит, приступайте к | |[pic] | |c] |искусственному дыханию. | | | | |Не меняя положения головы ребенка, большим и| | | | |указательным пальцами зажмите ему нос и | | | | |плотно прижмите свой рот к его рту. Сделайте| | | | |2 медленных полных вдувания воздуха, с | | | | |паузой между ними. | | | |[pic] | |[pic] | |[pic] | |[pi|Если грудная клетка во время искусственного | |[pic] | |c] |дыхания не приходит в движение, измените | | | | |положение головы ребенка и сделайте еще 2 | | | | |вдувания воздуха. | | | | |Если грудная клетка во время искусственного | | | | |дыхания не приходит в движение, значит, | | | | |дыхательные пути непроходимы. См. «Инородное| | | | |тело у ребенка старше 1 года, с потерей | | | | |сознания». | | | |[pic] | |[pic] | | | |[pi|Заметив, что грудная клетка приподнимается | |[pic] | |c] |во время искусственного дыхания, | | | | |прикоснитесь двумя пальцами к адамову | | | | |яблоку. Переместите пальцы в углубление | | | | |между адамовым яблоком и мышцей на боковой | | | | |стороне шеи. В течение 5—10 секунд пытайтесь| | | | |нащупать пульс. | | | | | |[pic] | | | |[pi|Если пульс есть, продолжайте искусственное | |[pic] | |c] |дыхание, производя по 1 вдуванию воздуха | | | | |каждые 4 секунды. Через каждые 15 вдуваний | | | | |проверяйте пульс. | | | | |Через 1 минуту вызовите неотложную помощь. | | | | |Потом продолжайте искусственное дыхание с | | | | |проверкой пульса. | | | | | |[pic] | |[pic] | |[pi|Если пульса нет, начинайте непрямой массаж | |[pic] | |c] |сердца. | | | | |Не меняя положения головы ребенка, положите | | | | |выступ своей ладони ему на грудину 5 раз | | | | |так, чтобы грудина каждый раз опускалась на | | | | |2,5—4 см. Нажимайте на грудину плавно и | | | | |ритмично, не отрывая от нее выступа ладони. | | | |[pic] | |[pic] | |[pic] | |[pi|Чередуйте 1 вдувание воздуха с 5 нажатиями | |[pic] | |c] |на грудину. Повторите эти приемы 10 раз. | | | |[pic] | |[pic] | | | |[pi|Снова в течение 5—10 секунд пытайтесь | |[pic] | |c] |нащупать пульс. | | | | | |[pic] | | | |[pi|Повторяйте приемы, описанные в пунктах 10 и 11, до появления пульса или | |c] |прибытия врача. Если пульс восстановился, повторяйте прием, описанный в | | |пункте 8. |
|Остановка сердца и дыхания у ребенка старше 8 лет | | | |Что нужно знать | |Описанные ниже приемы восстановления сердечной деятельности и дыхания | |никогда не заменят навыков, приобретенных в ходе специального обучения: | |специальная подготовка позволяет проводить реанимацию гораздо успешнее. | |Если нарушения дыхания вызваны инородным телом, см. «Инородное тело в | |дыхательных путях у ребенка старше 1 года, с потерей сознания». | |Чего не следует делать | |Если сердце у ребенка бьется, надавливаний на грудную клетку делать не | |нужно: это может привести к остановке сердца. | |Если вы подозреваете у ребенка травму позвоночника, не двигайте его голову | |и шею, когда определяете, дышит ли он. | |Когда обращаться к врачу | |Если рядом есть другой человек, пусть один из вас немедленно вызывает | |неотложную помощь, а другой начинает сердечно-легочную реанимацию. | |Если вы оказались в одиночестве, зовите на помощь. Если вы владеете | |реанимационными приемами, выполняйте их в течение 1 минуты, а затем | |вызовите неотложную помощь. | |Если рядом с вами никого нет и вы не владеете приемами сердечно-легочной | |реанимации, немедленно вызовите неотложную помощь. | | | |[pic] | |[pic] | |[pi|Чтобы выяснить, в сознании ли ребенок, | |[pic] | |c] |осторожно потеребите его и позовите по | | | | |имени. | | | |[pic] | |[pic] | |[pic] | |[pi|Если ребенок не реагирует, то, крепко | |[pic] | |c] |поддерживая рукой голову и шею и не сгибая| | | | |ему спину, положите ребенка на твердую | | | | |поверхность лицом вверх и обнажите ему | | | | |грудь. | | | |[pic] | |[pic] | | | |[pi|Чтобы освободить дыхательные пути от | |[pic] | |c] |запавшего языка, приподнимите ребенку | | | | |подбородок и отведите голову назад. | | | | |Если вы подозреваете у ребенка травму | | | | |позвоночника, выдвиньте его нижнюю челюсть| | | | |вперед, стараясь при этом не двигать | | | | |голову и шею. Рот ребенка должен | | | | |оставаться открытым. | | | | | |[pic] | | | |[pi|Наклонитесь ухом ко рту ребенка, чтобы | |[pic] | |c] |услышать его дыхание, и посмотрите, | | | | |движется ли его грудная клетка. | | | | |Присматривайтесь и прислушивайтесь не | | | | |более 5 секунд. | | | | | |[pic] | |[pic] | |[pi|Если ребенок не дышит, приступайте к | |[pic] | |c] |искусственному дыханию. | | | | |Не меняя положения головы ребенка, большим| | | | |и указательным пальцами зажмите ему нос и | | | | |плотно прижмите свой рот к его рту. | | | | |Сделайте 2 медленных полных вдувания | | | | |воздуха, с паузой между ними. | | | |[pic] | |[pic] | |[pic] | |[pi|Если грудная клетка во время | |[pic] | |c] |искусственного дыхания не приходит в | | | | |движение, измените положение головы | | | | |ребенка и сделайте еще 2 вдувания воздуха.| | | | | | | | | |Если грудная клетка во время | | | | |искусственного дыхания не приходит в | | | | |движение, значит, дыхательные пути | | | | |непроходимы. См. «Инородное тело у ребенка| | | | |старше 1 года, с потерей сознания». | | | |[pic] | |[pic] | | | |[pi|Заметив, что грудная клетка приподнимается| |[pic] | |c] |во время искусственного дыхания, | | | | |прикоснитесь двумя пальцами к адамову | | | | |яблоку. Переместите пальцы в углубление | | | | |между адамовым яблоком и мышцей на боковой| | | | |стороне шеи. В течение 5—10 секунд | | | | |пытайтесь нащупать пульс. | | | | | |[pic] | | | |[pi|Если пульс есть, продолжайте искусственное| |[pic] | |c] |дыхание, производя по 1 вдуванию воздуха | | | | |каждые 5 секунд. Через каждые 12 вдуваний | | | | |проверяйте пульс. | | | | |Через 1 минуту вызовите неотложную помощь.| | | | |Потом продолжайте искусственное дыхание с | | | | |проверкой пульса. | | | | | |[pic] | |[pic] | |[pi|Если пульса у ребенка нет, начинайте | |[pic] | |c] |непрямой массаж сердца. | | | | |Не меняя положения головы ребенка, | | | | |положите выступ своей ладони ему на | | | | |грудину на 2 пальца выше ее нижнего края. | | | | |Свою другую руку положите сверху. Пальцы | | | | |рук сомкните замком, при этом они не | | | | |должны касаться груди ребенка. Подайтесь | | | | |чуть вперед и в течение 10 секунд резко | | | | |нажмите на грудину 15 раз так, чтобы | | | | |грудина каждый раз опускалась на 4—5 см. | | | | |Нажимайте на грудину плавно и ритмично, не| | | | |отрывая от нее выступа ладони. | | | |[pic] | |[pic] | |[pic] | |[pi|Чередуйте 2 вдувания воздуха с 15 | |[pic] | |c] |нажатиями на грудину. Повторите эти приемы| | | | |4 раза. | | | |[pic] | | | | | | | |[pic] | | | |[pi|Снова в течение 5—10 секунд пытайтесь | |[pic] | |c] |нащупать пульс. | | | | | |[pic] | | | |[pi|Повторяйте приемы, описанные в пунктах 10 и 11, до появления пульса или| |c] |прибытия врача. Если пульс восстановился, повторяйте прием, описанный в| | |пункте 8. | | |
|Инородное тело в дыхательных путях у ребенка старше 1 | |года, с потерей сознания | | | |За чем нужно следить | |Чтобы выяснить, в сознании ли ребенок, слегка потрясите | |его за плечо и позовите по имени. Если он не реагирует, | |приступайте к описанным ниже приемам первой помощи. | |Чего не следует делать | |Не пытайтесь ухватить пальцами предмет, застрявший у | |ребенка в горле: вы можете протолкнуть его еще глубже. | |Если ребенок перестал дышать, не начинайте реанимационных | |мероприятий, пока дыхательные пути не будут свободны. | |Когда обращаться к врачу | |Если рядом есть другой человек, пусть один из вас вызывает| |неотложную помощь, а другой приступает к описанным ниже | |приемам первой помощи. | |Если вы оказались в одиночестве, зовите на помощь. | |Вызовите неотложную помощь, если это можно сделать быстро.| |Затем приступайте к описанным ниже приемам первой помощи. | |Даже если вам удалось извлечь инородное тело из | |дыхательных путей и ребенок кажется вам вполне здоровым, | |обратитесь к врачу. | | | |[pic] | |[pic] | |[pi|Крепко поддерживая рукой | |[pic] | |c] |голову и шею и не сгибая | | | | |ребенку спину, положите | | | | |его на твердую поверхность| | | | |лицом вверх и обнажите ему| | | | |грудь. | | | |[pic] | |[pic] | |[pic] | |[pi|Большим и указательным | |[pic] | |c] |пальцами откройте ребенку | | | | |рот и придавите язык | | | | |большим пальцем. Если вы | | | | |различаете в горле | | | | |инородное тело и видите, | | | | |что его можно извлечь, | | | | |сделайте это. | | | |[pic] | |[pic] | | | |[pi|Присмотритесь и | |[pic] | |c] |прислушайтесь, дышит ли | | | | |ребенок. | | | | |Чтобы язык не закрывал | | | | |дыхательное горло, | | | | |приподнимите ребенку | | | | |подбородок и отведите | | | | |голову назад. Рот ребенка | | | | |должен оставаться | | | | |открытым. Наклонитесь ухом| | | | |ко рту ребенка, чтобы | | | | |услышать его дыхание, и | | | | |посмотрите, движется ли | | | | |его грудная клетка. | | | | |Присматривайтесь и | | | | |прислушивайтесь не более 5| | | | |секунд. | | | | | |[pic] | | | |[pi|Если ребенок не дышит, | |[pic] | |c] |приступайте к | | | | |искусственному дыханию. | | | | |Не меняя положения головы | | | | |ребенка, большим и | | | | |указательным пальцами | | | | |зажмите ему нос и плотно | | | | |прижмите свой рот к его | | | | |рту. Сделайте 2 медленных | | | | |полных вдувания воздуха, с| | | | |паузой между ними. | | | | | |[pic] | |[pic] | |[pi|Если грудная клетка во | |[pic] | |c] |время искусственного | | | | |дыхания не приходит в | | | | |движение, измените | | | | |положение головы ребенка и| | | | |сделайте еще 2 вдувания | | | | |воздуха. | | | |[pic] | |[pic] | |[pic] | |[pi|Если грудная клетка | |[pic] | |c] |ребенка по-прежнему не | | | | |движется, начинайте | | | | |надавливания на живот. | | | | |Встаньте на колени у ног | | | | |ребенка или, опустившись | | | | |на пол, обхватите коленями| | | | |его бедра. Положите выступ| | | | |своей ладони на середину | | | | |живота ребенка чуть выше | | | | |пупка (то есть значительно| | | | |ниже грудины). Свою другую| | | | |руку положите сверху. | | | |[pic] | |[pic] | | | |[pi|Произведите 6—10 резких | |[pic] | |c] |надавливаний на живот | | | | |ребенка, направляя свои | | | | |движения вверх. | | | | | |[pic] | | | |[pi|Большим и указательным | |[pic] | |c] |пальцами откройте ребенку | | | | |рот. Если вы различаете в | | | | |горле инородное тело и | | | | |видите, что его можно | | | | |извлечь, сделайте это. | | | | |Присмотритесь и | | | | |прислушайтесь, дышит ли | | | | |ребенок. | | | | |Если ребенок не дышит, | | | | |приступайте к | | | | |сердечно-легочной | | | | |реанимации. | | | | |Если ребенку от 1 до 8 | | | | |лет, см. «Остановка сердца| | | | |и дыхания у ребенка 1—8 | | | | |лет». | | | | | |[pic] | | | |[pi|Если извлечь инородное | |[pic] | |c] |тело не удается, сделайте | | | | |ребенку 2 вдувания | | | | |воздуха, произведите 6—10 | | | | |надавливаний на живот и | | | | |снова загляните в горло. | | | | |Повторяйте эти действия до| | | | |выталкивания инородного | | | | |тела или прибытия врача. | | | | |
| |