GeoSELECT.ru



Спорт / Реферат: Лечебная физкультура при детском церебральном параличе (ЛФК при ДЦП) (Спорт)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Лечебная физкультура при детском церебральном параличе (ЛФК при ДЦП) (Спорт)




РЕФЕРАТ
по физической культуре

Лечебная физкультура
при ДЦП


Автор:



Детский церебральный паралич. О болезни.

Детский церебральный паралич развивается вследствие поражений
головного мозга — внутриутробного, в родах, а также в период
новорожденности, т, е. когда основные структуры мозга еще не созрели.
Частота заболевания, по данным М. Н. Никитиной (1972), 1,71 на 1000
детского населения.
Этиология и патогенез. Основное значение в происхождении детского
церебрального паралича до 60-х гг. 20 в. придавалось внутриутробной
гипоксии, асфиксии в родах, механической родовой травме, кровоизлиянию в
мозг. В дальнейшем стали учитываться интоксикации плода, нарушения питания
матери, перенесенные ею заболевания. С 60—70-х гг. становится все более
ясной роль внутриутробных нейроинфекций в происхождении церебральной
патологии плода – листереллезного, колибациллярного, стафилококкового,
стрептококкового, гриппозного и других энцефалитов и менингоэнцефалитов.
Морфологические данные свидетельствуют о том, что у детей, страдающих
церебральным параличом, процесс, начавшийся внутриутробно, может
продолжаться годами, например, вяло текущий хронический менингоэнцефалит
инфекционного или нейроаллергического происхождения.
Ряд клин, и экспериментальных наблюдений дает основание полагать, что
патологические аутоиммунные процессы также могут вызывать внутриутробные
энцефалопатии. Установлено, что под влиянием хронической внутриутробной
гипоксии нарушаются обменные процессы у плода, прежде всего окислительный
обмен, внутриклеточный синтез белков, формирование сосудистой системы
мозга; вследствие этого может происходить нарушение участия плода в кодовом
акте и возникает асфиксия родах и родовая черепно-мозговая травма.
Зависимость определенной локализации двигательных расстройств от
перечисленных этиологических факторов изучена недостаточно, однако
установлено, что гиперкинетическая форма детского церебрального паралича
чаще всего обусловлена билирубиновой энцефалопатией (в результате
несовместимости крови матери и плода по резус-фактору или по группе крови и
пр.), а также кровоизлиянием в область хвостатого тела, возникающим в
результате родовой травмы.
Патологическая анатомия. Наиболее характерные патоморфологические
изменения при детском церебральном параличе — пороки развития мозга:
микрогирия или агирия, дисплазия или аплазия небольших участков мозга,
агенезия коры, истинная порэнцефалия, недоразвитие пирамидных путей,
мозолистого тела, подкорковых ядер и т. д. Может наблюдаться диффузный,
лобарный или лобулярный склероз плаща; извилины в этих случаях уплощены,
истончены, борозды расширены. Церебральный склероз может быть следствием
хронического или интерстициального воспаления или диффузного сосудистого
поражения. Нередко в мозге детей, погибших в возрасте 5—6 лет,
обнаруживаются свежие очаги некроза. Белое вещество мозга может быть
уплотнено и уменьшено в объеме. Может иметь место разрастание глии.
Оболочки мозга уплотнены, нередко сращены с корой. Подпаутинные
пространства, особенно в передних отделах, увеличены, желудочки растянуты,
могут обнаруживаться кисты.
Клиническая картина. В основе клинической картины детского
церебрального паралича лежат двигательные расстройства, формирующиеся по
типу параличей и парезов, реже гиперкинезов, атаксии, а также различные
нарушения речи и психики.
Сложный патогенез внутриутробного и родового поражения мозга влечет за
собой и многообразие клин, проявлений. Выделяют три стадии заболевания.
В первой, ранней стадии острые нарушения гемо- и ликвородинамики,
возникшие у плода с внутриутробным поражением мозга или в процессе родов,
могут вызывать значительные нарушения регуляции тонуса мышц, чаще по типу
экстензорной ригидности, и подавлять врожденные двигательные рефлексы. Для
этой стадии характерны такие симптомы, как общее тяжелое состояние,
брадикардия или тахикардия, учащенное или замедленное дыхание, нистагм,
судорожные подергивания мышц лица и конечностей, выраженный гипертензионный
синдром, расхождение костей черепа, напряжение большого родничка, раннее
склерозирование его краев, а затем швов (прежде всего коронарного).
Судорожный синдром может появиться сразу после рождения, затем исчезнуть
или стойко удерживаться, может появиться в первые недели или месяцы жизни;
судороги обычно бывают полиморфными; появление начальных элементов
психического и предречевого развития у ребенка резко задерживается. Со
стороны двигательной системы отмечается угнетение всех или части врожденных
рефлексов: защитного – нет поворота головы в сторону (рис. 1,7), который
бывает у здорового новорожденного; рефлекса опоры — нет рефлекторного
выпрямления ног (рис. 1,2), хватательного, ползания и др.
[pic]
Рис. 1. Некоторые виды патологических рефлексов ври детских
церебральных параличах: 1- отсутствие защитного рефлекса (нет поворота
головы в сторону, который бывает у здорового новорожденного в положении
ничком); 2 - угнетение рефлекса опоры (нет рефлекторного выпрямления ног);
3 -5—лабиринтный тонический рефлекс (3 - при положении на спине -
напряжение мышц разгибателей шеи, туловища и конечностей, 4 – при положении
на животе - напряжение мышц сгибателей туловища и конечностей, отсутствует
физиологический лордоз, 5 - в сочетании с шейным асимметричным тоническим
рефлексом - при подъеме за ноги из положения на спине появляются напряжение
разгибателей шеи и спины, разгибание руки, к которой обращено лицо, и
сгибание другой руки); 6 - отрицательный симптом Ландау (симптом
«свешенного белья» - ребенок, поддерживаемый в положении на животе, не
поднимает головы, не разгибает туловища); 7 - спастическая диплегия
(синдром Литтла - нарушение опорной функции ног); 8 - двойная гениплегия
(паралич всех конечностей, контрактуры); 9 - атонически-астатическая форма
(туловищная атаксия — ребенок стоке на широко расставленных ногах,
балансируя с помощью рук для удержания равновесия).
В наиболее тяжелых случаях наблюдается угнетение глотательного,
поискового и ладонно-ротового рефлексов. Выявляется диссоциация между
нарастающими тоническими шейными и лабиринтными рефлексами (рис. 1,3—5) и
слабо развивающимися врожденными двигательными рефлексами. Характерно
недоразвитие или неправильное формирование ягодичных мышц - они дряблые, по
консистенции напоминают колотый мяч. Чем тяжелее форма заболевания, которая
разовьется в дальнейшём у ребенка, тем более четко выражен симптом
проколотого мяча. Икроножные мышцы уплотнены, смещены к подколенным ямкам,
пяточные (ахилловы) сухожилия удлинены. Пяточные кости недоразвиты, часто
развиты асимметрично. На той стороне, где пяточная кость развита слабее,
двигательная патология в дальнейшем оказывается более выраженной. Очень
рано, иногда к концу второго месяца жизни, формируется функциональный кифоз
или кифосколиоз в поясничном и нижнем грудном отделе позвоночника.
Ограничена или отсутствует экстензия кистей рук, кожно-мышечная складка
между первым и вторым пальцами кисти укорочена. Одним из наиболее тяжелых
симптомов в отношении прогноза являются торсионные спазмы, которые
реализуются по механизму лабиринтного тонического рефлекса: если ребенок
лежит на спине, возникает интенсивное закидывание назад головы и плечевого
пояса, часто очень болезненное, с перекосом их в ту или иную сторону; если
ребенок лежит на животе, возникают спазмы преимущественно в мышцах,
сгибающих туловище и вызывающих его вращение.
Иногда нарушено строение артикуляционного аппарата – высокое небо,
относительно небольшой объем ротовой полости, большой малоподвижный язык.
Отмечается отсутствие или недостаточность первичных зрительных и слуховых
ориентировочных реакций, появление которых у здорового ребенка наблюдается
уже в первые недели жизни, а также отсутствие или недостаточность
примитивных эмоциональных реакций, входящих в состав «комплекса оживления»
у детей первых недель жизни.
Вторая стадия заболевания, которую в зависимости от причин
церебральной патологии рассматривают как начальную резидуальную или
начальную резидуально-хроническую, начинается после окончания острых. В
клинике этой стадии появляются те симптомы дизонтогенеза, которые вызваны
патологией внутриутробного развития, если она имела место, а также
последствиями гипоксии или асфиксии в родах, нарушением мозгового
кровообращения с последующим развитием рубцово-атрофических процессов в
нервной ткани и других её изменений.
Если церебральная патология плода связана с поражением в родах,
обусловленным акушерской патологией матери, то острые явления стихают в
пределах первых четырех месяцев жизни ребенка и на этом фоне развиваются
начальные резидуальные явления. Начальные резидуальные явления,
обусловленные родовой травмой, могут возникнуть на фоне уже имеющейся
патологии внутриутробного развития, вызванной воздействием таких
повреждающих факторов, как нейроинфекция, интоксикация и т. д. Если
патологический процесс, начавшийся внутриутробно, не заканчивается в родах,
то в дальнейшем он протекает на фоне резидуальных явлений, обусловленных
патологией внутриутробного развития и родовой травмой. В этих случаях
говорят о начальной резидуально-хронической стадии болезни.
Начальная резидуальная стадия заболевания характеризуется тем, что при
остающихся активными тонических рефлексах установочные рефлексы не
формируются или формируются недостаточно. В норме процесс вертикальной
установки тела обеспечивается появлением к 2 месяцу лабиринтного
установочного рефлекса с головы на шею (ребенок начинает держать головку),
к 6 месяцам - шейных цепных симметричного и асимметричного установочных
рефлексов. Шейный цепной симметричный установочный рефлекс обеспечивает
повышение тонуса разгибателей и при горизонтальном, и при вертикальном
положении тела, что и делает возможным установку тела в пространстве.
Шейный цепной асимметричный установочный рефлекс обеспечивает сохранение
равновесия тела.
У детей с церебральным параличом эти рефлексы и ряд других
установочных рефлексов либо задерживаются в развитии до 2 - 5 лет и более,
либо не появляются совсем, в то время как тонические рефлексы продолжают
нарастать. Показателен отрицательный симптом Ландау (рис. l,6): здоровый
ребенок, поддерживаемый на весу в горизонтальном положении, с 5 - 6-го
месяца поднимает голову, разгибает туловище, выносит руки вперед; ребенок с
церебральным параличом сделать этого не может, он висит на руках врача
(симптом «свешенного белья»). Произвольная моторика резко задерживается в
своем развитии. Нарастают и патологические синергии, определяя в
совокупности с тоническими и патологически развивающимися установочными
рефлексами формирование патологического двигательного стереотипа.
Контрактуры, появляющиеся в этой стадии заболевания, так же, как и сколиоз,
еще функциональные.
На основе имеющихся двигательно-кинестетических нарушений начинает
формироваться патология оптико-пространственного гнозиса (зрительной
ориентировки в пространстве), схемы тела, праксиса (последовательности
действий в различных ситуациях), стереогноза (определение формы предмета на
ощупь). Нарушение психического развития усугубляется формирующейся речевой
патологией и слабостью контактов с окружающими. У детей с начальной
резидуальной стадией заболевания нередко после 2 - 5 лет постепенно
начинают развиваться двигательные, психические и речевые функции, причем
тем более активно, чем раньше начато систематическое лечение.
Резидуально-хроническая стадия детского церебрального паралича течет
значительно тяжелее — продолжают развиваться начавшиеся внутриутробно
воспалительные, аллергические, атрофические и деструктивные процессы в
мозге, прогрессирует неврологическая симптоматика.
Третья стадия заболевания, условно называемая конечной резидуальной
стадией, характеризуется окончательным оформлением патологического
двигательного стереотипа, организацией контрактур и деформаций. Отчетливым
становится характер психических и речевых расстройств. К речевым
расстройствам относятся псевдобульбарные дизартрии или, в зависимости от
формы заболевания, гиперкинетическая или мозжечковая дизартрия, протекающие
на фоне общей задержки речевого развития. Психические нарушения развиваются
по психоорганическому типу. Наряду с нарушением эмоционально-волевой сферы
и астенизацией имеют место нарушения корковых функций — дизграфия,
акалькулия и др., препятствующие обучению ребенка. В этой стадии
заболевания дети в части случаев могут сохранять способность самостоятельно
или с поддержкой передвигаться, овладеть письмом, теми или иными элементами
самообслуживания, трудовыми процессами. В других случаях быстро нарастают
множественные артрогенные контрактуры, тяжелые деформации, фиброзное
перерождение мышц, суставов и связок; как правило, не развиваются речь и
психика.
В зависимости от преимущественного характера двигательных расстройств
выделяют различные формы детских церебральных параличей.
Спастическая диплегия - форма, при которой преимущественно поражаются
ноги,- известна под названием синдрома Литтла (рис. 1,7). Тонические
рефлексы обычно исчезают при этой форме к 2 - 4 годам. Установочные
рефлексы развиваются поздно, после 1,5 - 2 лет. Имеют место патологические
синергии, способствующие, как и тонические рефлексы, формированию порочных
установок туловища и конечностей, контрактур и деформаций, что препятствует
полноценному овладению моторикой.
У детей со спастической диплегией чаще всего имеет место вторичная
задержка психического развития, которая, по данным М. Н. Никитиной (1972),
при рано начатом и правильно проводимом лечении к 6 - 8 годам может быть
устранена; ребенок в этих случаях может обучаться в специальном интернате
для детей с церебральными параличами или в массовой школе. 30—35% детей со
спастической диплегией страдают олигофренией, чаще всего в степени нерезкой
дебильности; их обучают по программе спецшкол для умственно отсталых детей.
У 70% детей со спастической диплегией наблюдаются речевые расстройства в
форме дизартрии, значительно реже моторная алалия.
Гемиплегическая или гемипаретическая форма развивается в 80% случаев
постнатально, в период новорожденности.
В зависимости от интенсивности двигательных расстройств отмечается
гемиплегия или гемипарез. Гемиплегия чаще всего имеет место у детей раннего
возраста, затем по мере развития мозга и под влиянием лечения двигательные
расстройства становятся значительно менее выраженными, особенно в нижней
конечности и проксимальных отделах верхней конечности, и могут
расцениваться как явления гемипареза.
Проявления гемипареза у детей и у взрослых различны. У детей
наблюдается замедление роста костей и укорочение длины паретичных
конечностей. У 25 - 35% детей при этой форме имеет место олигофрения в
степени дебильности, реже имбецильности, у 45 - 50% — вторичная задержка
психического развития, преодолимая при своевременно начатой
восстановительной терапии.
Речевые расстройства наблюдаются у 25—35% детей, чаще всего по типу
псевдобульбарной дизартрия, реже по типу моторной алалии.
Двойная гемиплегия — это спастический тетрапарез, при котором руки
поражены в такой же степени, как и ноги, или в большей (рис. 1,5).
Преобладает ригидность мышцы, усиливающаяся под влиянием сохраняющихся на
протяжении многих лет тонических рефлексов (шейного и лабиринтного),
которые у здорового ребенка исчезают на протяжении первых недель жизни.
Установочные выпрямительные рефлексы совсем или почти не развиты, так же
как и произвольная моторика,- дети не сидят, не стоят и не ходят. Как
правило, наблюдается олигофрения в степени тяжелой дебильности,
имбецильности или даже идиотии, тяжелая дизартрия или анартрия.
Гиперкинетическая форма. Для этой формы характерны непроизвольные
движения — гиперкинезы (хореоатетоз, атетоз, торсионная дистония,
хореиформный гиперкинез), наряду с которыми могут быть параличи и парезы.
Гиперкинезы в артикуляционной и скелетной мускулатуре начинают выявляться с
4 - 6-го месяца жизни. Редукция тонических рефлексов и развитие
установочных рефлексов задерживаются до 2 - 3-го года жизни; затем
установочные рефлексы и произвольная моторика начинают развиваться
удовлетворительно при всех типах гиперкинезов, кроме атетозного и
торсионной дистопии.
Речевые нарушения наблюдаются у 90% больных чаще всего в форме
гиперкинетической дизартрии. Развитие интеллекта идет в большинстве случаев
удовлетворительно. Иногда дети не могут обучаться в связи с тяжелыми
расстройствами речи и произвольной моторики, обусловленными гиперкинезами.
Атонически-астатическая форма детского церебрального паралича
характеризуется низким тонусом мышц, наличием патологических тонических
рефлексов, отсутствием или недоразвитием установочных рефлексов и высокими
сухожильными и периостальными рефлексами. К 3 - 5 годам при систематическом
лечении дети, как правило, овладевают произвольными движениями, хотя
атаксия, гиперметрия, интенционный тремор могут остаться.
Наиболее стойкой является туловищная атаксия (рис. 1,9). Речевые
расстройства в форме мозжечковой или псевдобульбарной дизартрии наблюдаются
у 60—75% этих детей. При этой форме Д. п. отмечается задержка развития
интеллекта, а в 55% случаев имеет место олигофрения в степени глубокой
дебильности или имбецильности.
Синдромы, сопутствующие основным формам заболевания. Основным формам
заболевания могут сопутствовать судорожный, псевдобульбарный,
диэнцефальный, гипертензионный синдромы; они определяют ту или иную
направленность восстановительной терапии.
Судорожный синдром может наблюдаться с первых дней жизни.
Судороги у новорожденных обычно тонические, реже могут быть и клинические,
особенно в верхних конечностях. У детей раннего возраста, судороги,
как правило, бывают полиморфными. Часто наблюдаются абсансы
(кратковременные «застывания» взора, амимия), "салаамовые" судороги -
«кивки». Судорожный синдром, начавшийся с первых недель жизни и остающийся
стойким на протяжении последующих лет, свидетельствует о тяжелом течении
заболевания; судороги, появляющиеся после 2 - 3 лет болезни, протекают по
типу развернутых эпилептических приступов.
Псевдобульбарный синдром проявляется в первые недели жизни:
тихим, хриплым криком, поперхиванием при глотании, нарушением
сосания. В дальнейшем развивается псевдобульбарная дизартрия -
речь ребенка смазанная, неясная; голос тихий, гнусавый, как правило;
имеет место слюнотечение. Жевание нарушено (дети нередко до 3 - 5 лет
едят только протертую или полужидкую пищу).
Диэнцефальный синдром проявляется в раннем возрасте гипертермией,
жаждой, понижением и лабильностью АД, нарушением щелочно-кислотного
равновесия в форме метаболического или смешанного ацидоза, реже
алкалоза, гипорексией, хронической задержкой стула.
Гипертензивный синдром у детей первых месяцев жизни проявляется
выбуханием переднего родничка, в тяжелых случаях - расхождением швов,
психомоторным возбужден» ем или заторможенностью, нарастанием
неврологической симптоматики. У старших детей наблюдаются головные боли,
астения, истощение, реже - возбуждение, нарушение сна; нарастает
неврологическая симптоматика.
Диагноз и дифференциальный диагноз. Диагноз детского церебрального
паралича в начальных стадиях болезни ставится на основании описанной
симптоматики. Тщательное исследование рефлекторной сферы предречевого
развития, особенностей патологии начальных психических проявлений в
сопоставлении с анамнезом беременности и родов позволяет достаточно рано
ориентироваться в характере патологического процесса.
Дифференциальный диагноз в начальных стадиях заболевания проводят с
рахитом; при этом основные диагностические признаки детского церебрального
паралича - неправильное развитие двигательной системы, наличие тонических
рефлексов, диссоциация между нарастанием тонических и отсутствием или
слабостью установочных рефлексов, специфические порочные установки
предплечий, кистей, стоп.
В конечной резидуальной стадии диагноз детского церебрального паралича
не вызывает затруднений. Нарушение произвольной моторики, нередко
остаточная активность тоннах рефлексов, недоразвитие установочных
рефлексов, гиперкинезы, атаксия, «мозаичная» задержка или недоразвитие
психики, наличие речевых расстройств в этой стадии достаточно четко
характеризуют его клиническую картину. Дифференциальный диагноз
заболевания в этой стадии зависит от его формы. Двойная гемиплегия,
спастическая диплегия и гемипаретическая форма имеют характерную клинику и
анамнез.
Атонически-астатическую форму в их стадиях нужно дифференцировать с
миопатией и миатонией Оппенгейма. Для детского церебрального паралича
характерно наличие тонических, высоких сухожильных и периостальных
рефлексов, повышенного тонуса в приводящих мышцах бедер, пронаторах
предплечья, что вызывает формирование порочных установок туловища и
конечностей; у детей с миопатией и миатонией Оппенгейма отмечается
угнетение сухожильных и периостальных рефлексов, равномерное снижение
тонуса мышц, более правильное психическое предречевое и речевое развитие.
Гиперкинетическую форму следует дифференцировать с наследственными
заболеваниями нервной система на основании клиники, анамнеза и данных
некоторых биохимических исследований, например, исследования церулоплазмина
при дифференциальной диагностике с гепато-церебральной дистрофией. Детский
церебральный-паралич в любой стадии необходимо дифференцировать от
последствий менингитов и менингоэнцефалитов, перенесенных на первом году
жизни и позднее. Для последниx не характерно наличие патологических
тонических рефлексов; нарушения психики и речи при них наряду с меньшей
тяжестью расстройств моторики нередко более тяжелые, чем детских
церебральных параличах.
Прогноз. Зависит от формы заболевания, своевременности и правильности
лечения. Возможность обучения и социальной адаптации во многом зависит от
полноты компенсации и степени нарушений психической деятельности (нарушения
речи, счета, письма, пространственного восприятия и пр.). Спастическая
диплегия прогностически благоприятна в отношении преодоления психических и
речевых расстройств менее благоприятна в отношении двигательных функций.
Больные точиться активно в течение в больницах восстановительного
типа, саториях, поликлиниках, в специальных яслях, детсадах, школах-
интернатах. Ребенок с этой формой заболевания может научиться обслуживать
себя, писать, может овладеть рядом трудовых навыков. В наиболее
благоприятных случаях больные могут стать полностью тдоспособными и
овладеть любой профессией, в т.ч. заниматься научной деятельностью.
Диагноз «двойная гемиплегия» показывает на полную или почти
инвалидность ребенка и нередко является основанием для направления его в
интернат.
Гиперкиетическая форма детского церебрального паралича прогностически
благоприятна в отношении учения и социальной адаптации. Дети с этой формой
заболевания подлежат направлению в специальные детские сады, а в
дальнейшем могут обучаться в массовых школах.
Дети с атонически-астатической церебрального паралича должны
длительно и систематически лечиться в стационарах, специальных яслях,
детских садах, а затем специальных школах-интернатах, где они могут
обучаться по программе массовой или вспомогательной школы.

Лечение ДЦП. Возможные методы. Использование ЛФК (лечебной
физкультуры) для лечения заболевания и адаптации больных.

Занятия физическими упражнениями с лечебной целью при заболеваниях и
параличах нервов имеют следующие задачи:
V оказывать оздоровительный и общеукрепляющее влияние на организм для
восстановления работоспособности;
V улучшить кровообращение и обменные процессы в зоне поражения, чтобы
устранить или снизить нервно-сосудистые и обменные расстройства;
V предупредить образование спаек между оболочками нерва и окружающими
тканями, а если эти спайки существуют – развить заместительную
приспособленность здоровых тканей к слипчивым образованиям;
V укрепить ослабленные мышцы, восстановить координацию движений,
бороться с сопутствующими нарушениями: искривлением и ограничением
подвижности позвоночника и т.п.

С одной стороны, нет способа лечения, дающего возможность восстановить
поврежденный мозг. Однако, если работать по научно обоснованной программе,
то нервная система, находящаяся в неповрежденном состоянии, может выполнять
все свои функции. Программы по физическому воспитанию играют ведущую роль в
комплексной реабилитации детей с ДЦП. Руководитель, тщательно
проанализировав особенности двигательной среды каждого больного
церебральным параличом, должен составить программу, дающую возможность
стимулировать двигательные функции. При составлении комплексов упражнений
надо быть внимательным к больным с церебральным параличом (спастической
диплегией или в атонической форме), так как выполняемые ими упражнения
требуют большей активности, чем непроизвольные мышечные движения.
У больных с церебральным параличом отмечается недостаток силы
восприятия, и его можно устранить в какой-то степени посредством реализации
программы упражнений. Дефекты восприятия в основном восполняются программой
упражнений для развития зрительных и тактильных ощущений.
Программа коррекционной работы направлена на снижение примитивных
рефлексов, повышение двигательной силы, развитие способности удерживать
равновесие тела, выполнение ритмических движений.
Общими и обязательными принципами для всех методик ЛФК являются:
1. регулярность, систематичность и непрерывность применения лечебной
гимнастики;
2. строгая индивидуализация упражнений ЛФК в соответствии со стадией
заболевания, его тяжестью, возрастом ребенка, его психическим
развитием;
3. постепенное, строго дозированное увеличение физической нагрузки.

Способы и содержание упражнений для работы с детьми, страдающими
церебральным параличом:
1. Упражнения для растягивания мышц: снятие напряжения в мышцах,
профилактика тератогенеза, расширение диапазона движения.
2. Упражнения для развития чувствительности мышц; для выработки силы,
дающей возможность регулировать определенный участок мышцы.
3. Упражнения для улучшения функционального состояния нервной ткани
посредством тренировки чувствительности нервов.
4. Упражнения взаимного влияния для укрепления ведущих и
антагонистических групп мышц.
5. Упражнения на выносливость, для поддержания эффективности
функционирования органов.
6. Тренировка на расслабление, для устранения спазмов, напряженности и
судорог.
7. Тренировка ходьбой (для обучения нормальной ходьбе).
8. Тренировка органов чувств: упражнения для стимулирования органов
чувств через повышение чувствительности мышц.
9. Упражнения на подъем по наклонной плоскости для улучшения равновесия и
двигательной силы.
10. Упражнения на сопротивление: постепенно увеличивающаяся тренировка на
сопротивление для развития мышечной силы.

Больные с церебральным параличом могут развивать мышечную силу
посредством выполнения упражнений с постепенно увеличивающейся
интенсивностью. Если не проводить таких тренировок, то потенциальные
двигательные возможности останутся нереализованными. Е.И. Левандо (1972),
отстаивая позиции функциональной тренировки всех систем организма,
указывает на то, что "основными недостатками лечебной гимнастики при
церебральном параличе являются недооценка принципа общей тренировки и
сведение всей гимнастики только к специальной".
Специальная физкультура путем использования ограниченных упражнений
для больных церебральным параличом, которые не могли освоить основные
функциональные движения, должна обеспечить возможность наибольшего развития
их физической силы.
C. Laskas (1985) предлагает способ восстановления нервных путей,
содержащий два предварительных условия.
1. Принципы физического развития и здорового ребенка, и ребенка с
функциональным расстройством одинаковы.
2. Используя запланированный комплекс упражнений, направленных на
развитие ощущений, можно улучшить состояние двигательной сферы ребенка
с дефектом нервной системы.
При участии больных с церебральным параличом в спортивных играх
необходимо применять игры, соответствующие их двигательной силе, или
упрощать правила общеизвестных игр и условия их проведения. Например, если
больные с церебральным параличом играют в футбол, следует отрегулировать
величину ворот или расставить детей на местах игрового поля, где требуется
меньше движений. Многие виды спорта предъявляют различные требования к
степени двигатель ной активности, поэтому следует пересмотреть правила и
используемый инвентарь. Важно тщательно учитывать индивидуальную
двигательную активность каждого больного с церебральным параличом.
Двигательные функции при каждой форме церебрального паралича:
спастической диплегии, атонической и астатической формах - отличаются
своеобразием. Если при спастической диплегии сравнительно легче осваиваются
упражнения, требующие непрерывного движения, то при астатической форме
более подходящими являются кратковременные упражнения, дающие возможность
чаще отдыхать между упражнениями. Если отдых и затрудняет развитие техники
упражнений, он одновременно дает возможность предотвратить непроизвольные
мышечные спазмы. Атоническая форма выдвигает несколько другую проблему.
Больные с этой формой паралича особенно страдают при упражнениях на
поддержание равновесия. Основная трудность выполнения упражнений для
больных с церебральным параличом заключается в том, что каждый из них имеет
свою двигательную силу, что важно учитывать при выборе вида упражнений.
Больным с церебральным параличом следует чаще давать возможность отдыхать,
продолжитель ность и частоту отдыха - варьировать, следя за степенью
сопротивления при выполнении упражнений.
Важны также порядок и степень трудности упражнений. Программа
упражнений с постепенным возрастанием степени сложности дает возможность
выбрать движения, соответствующие силе больного ребенка.
Для выполнения на первой стадии занятий, в начальных классах школы,
предусмотрены ходьба, подскоки, перепрыгивания, прыжки, броски, удары
ногой, прием мяча и др.
В средних классах школы в программу занятий по физической культуре
входят движения, дающие возможность оптимально разработать физическую силу.
В старших классах предусматривается овладение техникой разных видов
спорта, эффективно поддерживающих достаточный уровень развития силы:
ручного мяча, стрельбы из лука, бадминтона, плавания, гольфа, а также
вольные упражнения. Это дает возможность встречаться со многими людьми,
расширять социальные контакты и по окончании школы с пользой проводить
свободное время.
Больным с церебральным параличом после выпуска из школы должна быть
предоставлена возможность продолжить освоение техники того или иного вида
спорта, так как людям с затруднением в движениях для освоения техники
требуется больше времени, чем всем остальным. С 1978 г. проводятся
спортивные состязания по таким видам спорта, как кегли, бильярд, настольный
теннис, стрельба из лука, поднятие штанги, плавание, велосипедный спорт,
слалом на колясках, позволяющим больным с церебральным параличом
соревноваться и участвовать в общественной жизни. Функциональные
возможности каждого участника состязаний уравниваются.
Иппотерапия.
Трудности, с которыми сталкиваются инвалиды с ДЦП порой настолько
серьезны, что для многих становятся труднопреодолимыми или непреодолимыми
вообще. Для них наиболее характерно отдаление от жизни общества, наличие
проблемы примирения со своим положением и преодоления психологического
дискомфорта, затруднение в обучении, участии в общественной жизни
трудоустройстве, создании семьи. Поэтому вопрос реабилитации становится
основополагающим в жизни этих людей. Реабилитация это комплексная
многоплановая проблема имеющая различные аспекты: медицинский физический,
психический, профессиональный, социально-экономический, личностный.
Конечной целью реабилитации инвалидов является их социальная интеграция -
активное участие в основных направлениях деятельности и жизни общества.
Иппотерапия, это одна из форм реабилитации больного, сложность которой
заключается в единовременном включении в процесс двух живых существ с их
характерами, импульсивностью, индивидуальным отношение к окружающему и друг
другу и достижение в дальнейшем, максимального взаимодействия между ними.
В то же время Иппотерапия является особой формой лечебной физкультуры
( ЛФК ), занимающей, как показывает практика, в процессе реабилитации
немаловажное место, но в отличие от других форм ЛФК ребенок активно
взаимодействуя с лошадью, одновременно включается с ней в лечебный процесс
Вырабатывается интерес к лечебно-верховой езде ( ЛВЕ ) и огромное желание
самому участвовать в., реабилитационных мероприятиях, что является
колоссальной движущей силой в вопросе достижения положительного результата.
Основной механизм воздействия иппотерапии на организм больного,
основан на концепции лечебно-профилактического влияния двух мощных
факторов: психогенного и биомеханического.
Под психогенным фактором подразумеваются две высокоценные мотивации -
очень желаемое с очень опасны (страх и неуверенность в себе ). Это
помогает, во-первых, раскрыть потенциальные возможности больного активно
вовлекая его в лечебный процесс с преодолением страха и неуверенности и,
во-вторых, помогает вести борьбу с имеющимися нарушениями с помощью
эмоционально стимулирующего прекрасного животного - лошади.
Под биомеханическим фактором подразумевается влияние колебаний,
возникающих и идущих от спины движущейся лошади в трех взаимно
перпендикулярных плоскостях. Эти колебания вызывают поочередное напряжение
и относительное расслабление почти всех групп мышц, с большим акцентом на
мышцы туловища. Это обуславливает частичную ( а в некоторых случаях
необходимую ) нормализацию мышечного тонуса, снижение спастичности,
уменьшения объема и амплитуды непроизвольных движений, улучшение
координации, что в свою очередь улучшает статиколокомоторные функции.

Рассматривая иппотерапию как особую форму ЛФК, при ее использовании
необходимо соблюдать те же принципы, которые характерны для ЛФК, а именно:

1. Индивидуализация в методике и дозировке нагрузки в зависимости от
особенностей заболевания и общего состояния организма.
2. Регулярность воздействия, так как только регулярные занятия
обеспечивают развитие функциональных возможностей организма.
3. Длительность применения метода, так как восстановление нарушенных
функций основных систем организма возможно лишь при условии длительного и
упорного повторения занятий.
4. Постепенное нарастание нагрузки в процессе курса.
5. Разнообразие и новизна в проведении занятий (10-15% упражнений
обновляются, а 85 - 90% повторяются для закрепления достигнутых успехов).
6. Умеренность воздействия, т.е. умеренная, но более продолжительная
или дробная нагрузка более оправдана чем усиленная и концентрированная.
7. Соблюдение цикличности - чередование более интенсивных нагрузок с
относительным отдыхом.
8. Учет возрастных особенностей.

Больным так же помогает массаж. Известно, что он оказывает влияние как
на центральную нервную систему, так и на периферическую. Он может
успокоить, снять слишком сильное психическое напряжение, или создать
условия для спокойного и глубокого сна накануне важных в жизни человека
событий. Массаж может и возбуждать, что необходимо в тех случаях, когда
человек находится в состоянии глубокой апатии или у него понижен нервный
тонус.
Кроме рефлекторного воздействия массаж оказывает непосредственное
влияние на нервные проводники, что широко используется в лечебной практике,
когда требуется понизить проводимость чувствительных и двигательных нервов.
Соответственно подобранные массажные приемы значительно уменьшают болевые
ощущения.
Общепризнано значение массажа при снятии утомления и для повышения
физической или умственной работоспособности. Известно, что массаж
утомленных мышц снимает усталость, вызывает чувство бодрости, легкости.
Лечебная физкультура для детей.
В ранней стадии, если нет нарастающего гипертензионного или
судорожного синдрома, со 2 - 3-й недели жизни следует начинать массаж и
гимнастику. После расслабления с помощью «позы эмбриона», точечного
массажа, упражнений на мяче стимулируется развитие реакций опоры,
установочного рефлекса с головы на шею, пассивно воспроизводятся
реципрокные движения конечностей, необходимые для этого акта. Особое
внимание уделяется развитию экстензии кистей рук, отведению больших
пальцев, а также воспитанию фиксации взора на предметах, развитию слежения
за движущимися предметами.
С первых недель жизни производится специальный массаж артикуляционных
мышц, особенно языка, обучение ребенка голосовым реакциям, дыханию.
Обязательным является ортопедический режим, предусматривающий
специальные укладки головы, верхних и нижних конечностей, корригирующий их
порочные установки.

Итак, по мнению специалистов, ДЦП – это неизлечимое заболевание; но
облегчить его последствия и синдромы можно, если применять различные
методики: физиотерапию, лекарственные препараты и лечебную физкультуру.
Последняя играет огромную роль в адаптации больного к внешним условиям.



Использованная литература:

1. "Большая медицинская энциклопедия". Т. 7, 27.
2. М.А. Корхин, И.М. Рабинович. "ЛФК в домашних условиях".
3. Бирюков В.А. "Массаж".
4. Ли Ю Сан. "Практические рекомендации по физическому воспитанию при
детском церебральном параличе".
5. "Лечебная физкультура в системе медицинской реабилитации": Руководство
для врачей.
6. Н. Валеев, Л. Захарова, Н. Ганзина. "Поиск новых форм физкультурно-
рекреативной деятельности в процессе реабилитации инвалидов с
последствиями детского церебрального паралича".
7. Денисенков А. И. " Иппотерапия как одно из средств реабилитации больных
с детскими церебральными параличами".





Реферат на тему: Лечебная физкультура при заболеваниях органов пищеварения



«Движение может по своему действию заменить
любое средство, но все лечебные средства
мира не могут заменить действия движения.»
ТИССО

Лечебная физкультура является составной частью общей физкультуры и одним
из важнейших методов комплексного лечения больных язвенной болезнью, а
также эффективным средством предупреждения обострений при правильном
построении занятий и всего комплекса.
Цель этой работы указать физиологические основы для применения ЛФК при
данной болезни, некоторые методические рекомендации, а также примерную
структуру занятий и основные упражнения.
Начнем с физиологии. Импульсы от рецепторов внутренних органов поступают
в центральную нервную систему , сигнализируя об интенсивности
функционирования и состоянии органов. При заболевании происходит нарушение
рефлекторной регуляции, возникают патологические доминанты и порочные
(патологические) рефлексы, извращающие течение нормальных процессов в
организме человека.
Болезнь подавляет и дезорганизует двигательную активность - непременное
условие нормального формирования и функционирование любого живого
организма. Поэтому ЛФК является очень важным элементом лечения язвенных
процессов.
Уже известно, что выполнение дозированных физических упражнений,
сопровождающиеся положительными сдвигами в функциональном состоянии центров
подбугорной области и повышение уровня основных жизненных процессов,
вызывает положительные эмоции (т.н. психогенное и условно-рефлекторное
влияние). Особенно это применимо при язвенной болезни, когда нервно-
психическое состояние пациентов оставляет желать лучшего (нормализация
выраженных у больных явлений дистонии со стороны нервной системы. Следует
отметить воздействие физических нагрузок на нервную регуляцию
пищеварительного аппарата.
При регулярном выполнении физических упражнений, как и в процессе
физической тренировки, постепенно возрастают энергетические запасы ,
увеличивается образование буферных соединений, происходит обогащение
организма ферментными соединениями, витаминами, ионами калия и кальция. Это
приводит к активизации окислительно-восстановительных процессов и к
повышению устойчивости кислотно-щелочного равновесия, что в свою очередь
благоприятно отражается на рубцевании язвенного дефекта (влияние на
трофические и регенеративные потенции тканей ЖКТ).
Влияние физических упражнений определяется их интенсивностью и временем
применения. Небольшие и умеренные мышечные напряжения стимулируют основные
функции желудочно-кишечного тракта, когда как интенсивные- угнетают.
Отмечается благоприятное влияние ЛФК на кровообращение и дыхание, что
также расширяет функциональные возможности организма и повышают его
реактивность.
В зависимости от клинической направленности заболевания и функциональных
возможностей больного применяются различные формы и средства. Так как
обычно в учебных заведениях применяют по возможности лишь третий
(общеразвивающий) оздоровительный комплекс упражнений, то я тоже буду
придерживаться его.
К противопоказаниям к занятиям относят:
Свежая язва в остром периоде.
Язва ,осложненная кровотечением.
Преперфоративное состояние.
Язва, осложненная стенозом в стадии декомпенсации.
Свежие массивные парапроцессы при пенетрации.

ЛФК при применении к больным, страдающим язвенной болезнью
оздоровительное влияние осуществляется в следующих направлениях:
Повлиять на урегулирование процессов возбуждения и торможения в коре
головного мозга; на усиление кортико-висцеральной иннервации и выравнивании
соподчиненных расстройств вегетативной иннервации. Улучшить согласованное
функционирование систем кровообращения, дыхания и пищеварения.
Путём правильной организации режима движений, физических упражнений и
пассивного отдыха повлиять на урегулирование нервно-психической сферы
больного.
Улучшить окислительно-восстановительные процессы во всех органах,
способствовать нормальному течению трофических процессов.
Противодействовать нарушениям функций пищеварительного аппарата, имеющим
быть при язвенной болезни (запоры, потеря аппетита, застойные явления и
др.).
Принцип индивидуализации при применении лечебной физкультуры при данном
заболевании обязателен.

ОБШЕТОНИЗИРУЩИЙ ТРЕНИРУЮЩИЙ
РЕЖИМ УПРАЖНЕНИЙ
Назначают после исчезновения болей и явлений обострения при отсутствии
жалоб на основные признаки проявления заболевания при общем улучшении
состояния. Сроки назначения - через 20-26 дней.
Целевая установка - Восстановление адаптации больного к нагрузкам
расширенного режима. Возрастающая стимуляция обменных процессов,
воздействие на урегулирование процессов возбуждения и торможения в коре
головного мозга, воздействие на нормализацию вегетативных функций. Борьба с
застойными явлениями в брюшной полости. Содействие регенеративным процессам
в желудочно-кишечном тракте.
Содержание режима - При относительном щажении области живота проводят
тренирование силы и выносливости. Постепенно расширяется амплитуда движений
в крупных суставах и углубляется дыхание до максимально возможного в каждом
случае. Для борьбы с дискенезией толстого кишечника учащается смена
исходных положений. Исключаются резкие движения.
Характеристика применяемых физ.упражнений. Из исходных положений лежа, на
боку и др. постепенно расширяют движения до полной амплитуды для крупных
суставов в медленном и среднем темпе. Включают упражнения для всех мышц
брюшного пресса, выполняющиеся в медленном темпе с ограничением амплитуды и
с исключением резких движений.
Постепенно возрастает (примерно до 40-50% от мах.) и интенсивность
выполнения упражнений на сопротивление для мышц плечевого пояса и
межрёберных мышц с целью рефлекторного воздействия на органы пищеварения в
сегментах D 6-9. Можно применять гантели весом до 2-4 кг, набивные мячи
весом не более 2-3 кг, упражнения на спортивных снарядах. Для борьбы с
застойными явлениями хороший эффект дается при диафрагмальном дыхании из
различных исходных положений, которое доводится до большой глубины,
чередующееся с грудным и полным дыханиями; помогает также более частая
смена и.п., упражнений , игр и нагрузок при их усложнении. Постепенно в
занятия включаются усложняющиеся упражнения на внимание. Плотность занятий
при этом остается не выше среднего.
Ходьба доводится до 4-5 км в день. При общем хорошем самочувствии и
отсутствии болей разрешается игры с мячом (волейбол и др.) с учетом
индивидуальных реакций продолжительностью не более 25-35 минут. Включение в
курс различного вида игр способствует поддержанию интереса и повышает
продукцию положительных эмоций при общей физической нагрузке.
В процессе всего курса следует указывать учащимся на положительные сдвиги
достигнутые в его состоянии и физическом развитии, внушать ,что нарушения
со стороны желудка незначительны и легко поправимы( психологическое
воздействие ).
ЛФК эффективна только при условии длительного , систематического
проведения занятий с постепенным увеличением нагрузки как в каждом из них,
так и на протяжении всего курса. Это должен знать и тренер и учащийся для
достижения подобающих результатов .
Ниже приведена таблица примерного построения занятия для стадии ремиссии
язвенного процесса. Конечно, он не может приниматься как стандарт - каждый
тренер и методист вносит свои поправки и дополнения и создают свою,
непохожею на все остальные курсы, специфичную тактику и методику
упражнений.

Строгая последовательность в увеличении нагрузки и её индивидуализация
являются основными условиями при проведении всех занятий. При этом должно
учитываться состояние, реакция занимающихся, особенности клинического
течения, сопутствующие заболевания и физ.подготовленность учащихся.
Важно и другое: занимаясь физическими упражнениями, больной сам активно
участвует в лечебно-оздоровительном процессе, а
это благотворно воздействует на его психоэмоциональную сферу.
Занятия имеют и воспитательное значение: учащиеся привыкают
систематически выполнять физические упражнения, это становится его
повседневной привычкой. Занятия ЛФК переходят в занятия общей физкультурой,
становятся потребностью человека и после выздоровления.
Лечебная физкультура при гастрите
В противорецедивное лечение целесообразно включать также и лечебную
физкультуру. Физкультура тонизирующе влияет на весь организм, улучшает
обмен веществ, нормализует нервные реакции, изменяет внутрибрюшное
давление, улучшает кровообращение в брюшной полости.
Лечебная физкультура для больных хроническим гастритом, протекающим с
секреторной недостаточностью должна быть умеренной и направленной на
укрепление мышц брюшного пресса, общеукрепляющей. Рекомендуются прогулки, а
также дозированная ходьба.
У больных с повышенной секрецией нагрузка на занятиях должна быть
значительно большей -- на уровне субмаксимальной мощности работы, но число
упражнений для мышц брюшного пресса должно быть ограниченно и выполняться
они должны с умеренной нагрузкой. При сочетании диетического питания,
приема минеральной воды и лечебной физкультуры наиболее целесообразно при
хронических гастритах с повышенной секрецией пищеварительных желез
минеральную воду пить перед занятиями физкультурой, а пищу принимать через
15--20 минут после занятий.
При гастритах с пониженной секрецией пить минеральную воду следует после
физкультурных занятий за 15--20 минут до еды.
Соблюдение правильного режима питания, борьба с курением и злоупотреблением
алкоголем, выявление и лечение других заболеваний органов пищеварения,
санация полости рта -- все эти мероприятия предупредят возникновение и
прогрессирование хронического гастрита.
Бег способствует нормализации кислотности желудочного сока. Так при
пониженной секреции желудочного сока перед бегом выпейте стакан
намагниченной воды -- это усилит секреторную функцию желудка. Бегайте не
менее 30 минут и не более часа.

Когда секреция повышенная или нормальная, можно перед бегом выпить стакан
овсянки или геркулеса для нейтрализации повышенной кислотности.



ПРИМЕРНАЯ СХЕМА В
ПЕРИОДЕ РЕМИССИИ

|№ |?????????? ????? |????????? ? |?????? ???????? |
| | |??????? | |
|1 |Ходьба простая и усложненная|5-10 |Постепенное втягивание |
| |(сочетает движения рук и | |в нагрузку, развитие |
| |ног). Ритмично, в спокойном | |координации движений. |
| |темпе. | | |
|2 |Упражнения для рук и ног в |7-14 |То же, постепенное |
| |сочетании с движениями | |увеличение |
| |корпуса и дыхательными | |внутрибрюшного |
| |упражнениями в положениями | |давления. Усиление |
| |сидя. | |кровообращения в |
| | | |брюшной полости. |
|3 |Стоя. Упражнения в метании и|10-15 |Обще физиологическая |
| |ловле мячей, эстафеты. | |нагрузка. Создание |
| |Чередование с дыхательными | |условий для развития |
| |упражнениями. | |положительных эмоций. |
| | | |Развитие функций |
| | | |полного дыхания. |
|4 |Упражнения на развитие |10-15 |Общетонизирущее |
| |равновесия в чередовании с | |воздействие на нервную |
| |упражнениями на | |систему, развитие |
| |гимнастической стенке типа | |статико-динамической |
| |смешанных висов. | |устойчивости. |
|5 |Лежа. Элементарные |5-7 |Снижение нагрузки. |
| |упражнения для конечностей в| |Развитие полного |
| |сочетании с глубоким | |дыхания. |
| |дыханием. | | |
| | |ВСЕГО 37-61 | |



ЛИТЕРАТУРА



1. Гишберг Л.С. Клинические показания к применению
лечебной физкультуры при заболеваниях внутренних
органов., СМОЛГИЗ, 1948
2. Мошков В.Н. Лечебная физкультура в клинике внутренних

болезней., М.,1952
3. МЕТОДИЧЕСКОЕ ПИСЬМО: Лечебная физкультура при стационарном лечении.,
М.,1962
4. Яковлева Л.А. Лечебная физкультура при хронических заболеваниях
органов брюшной полости., Киев 1968


-----------------------
Министерство образования Российской Федерации
Хабаровский Государственных Педагогический Университет



Реферат


Тема:

«Лечебная физкультура при
заболеваниях
органов пищеварения»



Выполнил: студент I курса 213 гр.
Лагойко Евгений Владимирович
Проверил преподаватель:
Ушаков Степан
Владимирович



г. Хабаровск
2002 год







Новинки рефератов ::

Реферат: Нитрование ароматических углеводородов. Производство нитробензола (Технология)


Реферат: Пищевые растения и их свойства (Сельское хозяйство)


Реферат: Даосизм (Мифология)


Реферат: Бизнес план пивоваренного завода (Деньги и кредит)


Реферат: Происхождение Кадмия (Химия)


Реферат: Жизнь и творческий путь Паоло Веронезе (Искусство и культура)


Реферат: Договор коммерческого найма (Право)


Реферат: Маркетинговая деятельность на основе технологий Интернет (Маркетинг)


Реферат: Биография Черчилля (Исторические личности)


Реферат: Социология познания (Социология)


Реферат: Коммуникативное пространство (Педагогика)


Реферат: Автоматические коробки передач (Технология)


Реферат: Высшие чувства личности, их формирование в современных условиях (Психология)


Реферат: Гиподинамия, гипокинезия (Спорт)


Реферат: Местные налоги и сборы в РФ (Налоги)


Реферат: Социальные общности (Социология)


Реферат: Теория Эволюции Ч. Дарвина (Биология)


Реферат: Муниципальное право (Право)


Реферат: Развитие физических качеств (Спорт)


Реферат: Морские круизы (Туризм)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист