GeoSELECT.ru



Международное публичное право / Реферат: Правовой режим мирового океана (Международное публичное право)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Правовой режим мирового океана (Международное публичное право)


План



Введение 2



Виды морских пространств и их правовой режим 3

Внутренние воды 3
Территориальные воды (территориальное море) 4
Открытое море 7
Прилежащая зона 14
Континентальный шельф 14
Морское дно за пределами национальной юрисдикции 16



Правовое положение судов и военных кораблей 18



Международно-правовые вопросы безопасности плавания 20



Список использованной литературы 21



Введение


Международное морское право является одной из старейших отраслей
международного права и представляет собой совокупность международно-
правовых принципов и норм, определяющих правовой режим морских пространств
и регулирующих отношения между государствами, другими участниками
правоотношений в связи с их деятельностью по использованию морей, океанов и
их ресурсов.


Первоначально морское право создавалось в форме обычных норм; его
кодификация была проведена в середине XX в. I Конференция ООН по морскому
праву завершилась принятием в Женеве в 1958 г. четырех конвенций: об
открытом море; о территориальном море и прилежащей зоне; о континентальном
шельфе; о рыболовстве и охране живых ресурсов открытого моря (РФ в этой
Конвенции не участвует). II Конференция, проходившая в 1960 г., успеха не
имела. На III Конференции была принята Конвенция ООН по морскому праву 1982
г.[1]


Отдельные аспекты сотрудничества в использовании морских пространств
и их ресурсов регулируются специальными соглашениями (Международная
конвенция по охране подводных кабелей 1884 г., Конвенция об учреждении ИМКО
(ныне Международная морская организация) 1948 г., Международная конвенция
электросвязи 1983 г. и др.).


Таким образом, международное морское право регламентирует
деятельность человечества в водных пространствах, включающую в себя
определение правового режима различного рода территорий, установления
статуса членов экипажа и пассажиров морских судов, порядка освоения
природных ресурсов океана и т.д.


Имеются несколько видов водных пространств, различающихся по
правовому режиму, о чем пойдет речь в моей работе.



Виды морских пространств и их правовой режим


Внутренние воды


Прежде чем говорить о других видах морских пространств, необходимо
рассказать о внутренних водах государства.


Внутренние воды являются частью территории соответствующего
государства. Во внутренние воды входят:


водоемы, полностью окруженные берегами одного государства или все
побережье которых принадлежит одному государству;


акватории портов, очерченные линией, проходящей через наиболее
удаленные в сторону моря точки портовых сооружений;


воды, расположенные в сторону берега от исходных линий, принятых для
отсчета территориальных вод;


морские бухты, заливы, лиманы, берега которых принадлежат одному
государству и ширина входа в которые, не превышает 24 морских миль. В
случае, если ширина входа в залив превышает 24 мили, то внутри залива от
берега к берегу проводится прямая линия в 24 мили длиной таким образом,
чтобы ею ограничивалось возможно большее пространство. Водная территория,
расположенная внутри этой линии, является внутренними водами.


Кроме того, внутренними считаются т.н. «исторические воды», перечень
которых устанавливается правительством соответствующего государства. К
историческим водам относятся воды некоторых заливов (независимо от ширины
входа), которые в силу исторической традиции или международного обычая
считаются внутренними водами прибрежного государства, например: залив Петра
Великого на Дальнем Востоке (ширина входа более ста миль); Гудзонов залив в
Канаде (пятьдесят миль) и др. Отечественная доктрина международного права
относит к внутренним водам РФ также моря: Карское, Лаптевых, Восточно-
Сибирское, Чукотское.


Как уже говорилось, воды портов являются частью внутренних вод
прибрежного государства; при этом в качестве берегов рассматриваются
наиболее выдающиеся в море постоянные портовые сооружения (ст. 11 Конвенции
1982 г.). Прибрежное государство определяет порядок доступа в свои порты
иностранных судов, устанавливает порты, закрытые для доступа, и т.д. Для
посещения открытых портов, как правило, не требуется запрашивать разрешение
прибрежного государства или уведомлять об этом. В закрытые порты заход
допускается лишь с разрешения прибрежного государства.


Иностранные невоенные суда могут заходить во внутренние воды с
разрешения прибрежного государства и должны соблюдать его законы.


В 1998 г. в РФ принят Федеральный закон «О внутренних морских водах,
территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» ' Закон
устанавливает режим внутренних вод РФ.


Прибрежное государство осуществляет во внутренних водах все права,
вытекающие из суверенитета. Оно регулирует судоходство и рыболовство; на
этой территории запрещено заниматься каким-либо промыслом или научными
исследованиями без разрешения компетентных органов прибрежного государства.
На деяния, совершенные во внутренних водах на иностранных невоенных судах,
распространяется юрисдикция прибрежного государства (если иное не
установлено международным договором — например, соглашениями о торговом
судоходстве). Иммунитетом от юрисдикции прибрежного государства пользуются
лишь иностранные военные корабли, находящиеся во внутренних водах с
согласия прибрежного государства.


Территориальные воды (территориальное море)


Территориальные воды (территориальное море) — это морской пояс,
расположенный вдоль берега или непосредственно за внутренними морскими
водами прибрежного государства и находящийся под его суверенитетом.
Острова, находящиеся за пределами территориального моря, имеют свое
собственное территориальное море. Однако прибрежные установки и
искусственные острова территориальных вод не имеют.


Ширина территориального моря у подавляющего большинства государств
составляет 12 морских миль. Боковая граница территориальных вод смежных
государств, а также границы территориального моря противолежащих
государств, берега которых отстоят друг от друга менее чем на 24 (12+12)
мили, определяется международными договорами.


Суверенитет прибрежного государства распространяется на водное
пространство территориального моря, воздушное пространство над ним, а также
на поверхность дна и недра в этой зоне (ст. 1, 2 Конвенции о
территориальном море и прилежащей зоне). Территориальное море является
частью территории соответствующего государства. Вместе с тем нормами
международного права признается право мирного прохода иностранных невоенных
судов через территориальное море (в том числе для захода в порты).


Существуют три основных способа отсчета территориальных вод:


1) от линии наибольшего отлива вдоль берега прибрежного государства;


2) если береговая линия извилиста или изрезана либо вблизи от берега
имеется цепь островов, может применяться метод прямых исходных линий,
соединяющих наиболее выдающиеся в море точки берега и островов;


3) от внутренних морских вод.


Внешней границей территориального моря является линия, каждая точка
которой находится от ближайшей точки прямой исходной


линии на расстоянии, равном ширине территориального моря (12 миль).


Как уже отмечалось, любая деятельность физических и юридических лиц
в иностранных территориальных водах может производиться лишь с согласия
прибрежного государства. Однако объем суверенных прав прибрежного
государства в территориальном море несколько уже, чем но* внутренних водах.
Из объема правомочий государства устанавливается исключение — право мирного
прохода.


Невоенные суда всех государств пользуются правом мирного прохода
через территориальное море.


При этом под проходом понимается плавание через территориальное море
с целью:


- пересечь это море, не заходя во внутренние воды или не становясь


- на рейде или у портового сооружения за пределами внутренних вод;


- или пройти во внутренние воды или выйти из них или стать на рейде или у
портового сооружения (ст. 18 Конвенции 1982 г.).


«Проход является мирным, если только им не нарушается мир, добрый
порядок или безопасность прибрежного государства» (ст. 19 Конвенции 1982
г.).


Проход признается нарушающим «мир, добрый порядок и безопасность»
прибрежного государства, если судно осуществляет:


- угрозу силой или ее применение против суверенитета, территориальной
целостности или политической независимости прибрежного государства или
каким-либо другим образом в нарушение принципов международного права,
воплощенных в Уставе ООН;


- любые маневры или учения с оружием любого вида;


- любой акт, направленный на сбор информации в ущерб обороне или
безопасности прибрежного государства;


- любой акт пропаганды, имеющей целью посягательство на оборону или
безопасность прибрежного государства;


- подъем в воздух, посадку или принятие на борт любого летательного
аппарата;


- подъем в воздух, посадку или принятие на борт любого военного
устройства;


- погрузку или выгрузку любого товара или валюты, посадку или высадку
любого лица вопреки таможенным, фискальным, иммиграционным или
санитарным законам и правилам прибрежного государства;


- любой акт преднамеренного и серьезного загрязнения вопреки настоящей
Конвенции;


- любую рыболовную деятельность;


- проведение исследовательской или гидрографической деятельности;


- любой акт, направленный на создание помех функционированию любых систем
связи или любых других сооружений или установок прибрежного государства;


- любую другую деятельность, не имеющую прямого отношения к проходу.


Прибрежное государство имеет право устанавливать разрешительный
порядок прохода иностранных военных судов через свои территориальные воды.
Подводные лодки в территориальном море должны следовать на поверхности и
поднимать свой флаг (ст. 20 Конвенции 1982 г.).


Открытое море


Понятие. Согласно ст. 1 Конвенции об открытом море 1958 г., "открытое
море означает все части моря, которые не входят ни в территориальное море,
ни во внутренние воды какого-либо государства". Это определение не
соответствует современному разграничению морских пространств по их
правовому режиму.


В Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. отсутствует определение
открытого моря. Вместе с тем, согласно ст. 86 положения ч. VII Конвенции,
посвященной открытому морю, применяются ко всем частям моря, которые не
входят ни в исключительную экономическую зону, ни в территориальное море
или внутренние воды, какого-либо государства, ни в архипелажные воды
государства-архипелага.


Эту формулу можно использовать при определении открытого моря. Однако
следует отметить отсутствие в ней указания на такую важную деталь: открытое
море — это не просто часть моря, а его водная часть, поскольку дно морей и
океанов имеет особый правовой статус.


Перечисленные в ст. 86 морские пространства, за пределами которых
находится открытое море, можно объединить в территорию, на которую
распространяется национальная юрисдикция прибрежных государств: в полном
объеме (суверенитет) — на внутренние и архипелажные воды и на
территориальное море в установленном нормами международного права объеме —
на исключительную экономическую зону. В Конвенции им посвящены
самостоятельные разделы.


Иногда исключительную экономическую зону считают частью открытого
моря, "где право на свободу открытого моря действует с изъятиями в пользу
функциональных прав прибрежных государств'".


• Такой подход не согласуется с необходимостью четкого определения
правового режима различных морских пространств.


Открытое море — это водная часть морского пространства, находящаяся
за пределами национальной юрисдикции, открытая для использования всеми
государствами на основе норм международного права.


Правовой режим. В соответствии с Конвенцией ООН об открытом море 1958
г. и Конвенцией ООН по морскому праву 1982 г. открытое море свободно для
всех государств, как прибрежных, так и не имеющих выхода к морю
(внутриконтинентальных).


Государства, не имеющие выхода к морю, должны иметь доступ к морю. С
этой целью они заключают соглашения с государствами, имеющими выход к морю,
о транзите через их территорию, доступе к морским портам и их
использовании.


Никакое государство не вправе претендовать на подчинение какой-либо
части открытого моря своему суверенитету.


Режим свободы открытого моря включает: а) свободу судоходства; б)
свободу полетов; в) свободу прокладки подводных кабелей и трубопроводов; г)
свободу возведения искусственных островов и других установок; д) свободу
рыболовства и промысла; е) свободу научных исследований.


Каждое, государство обязано осуществлять эти свободы с учетом
требований норм международного права и интересов других государств.


Свобода судоходства означает, что каждое государство, как
прибрежное, так и не имеющее выхода к морю, имеет право на то, чтобы суда
под его флагом плавали в открытом море.


Суда имеют национальность того государства, под флагом которого они
вправе плавать. Порядок и условия предоставления своей национальности
судам, регистрации судов и предоставления права плавать под флагом того или
иного государства определяются внутригосударственным законодательством, что
оформляется соответствующими документами. Между государством и судном,
которое несет его флаг, должна быть реальная связь. В практике
международного морского судоходства нередко использование "удобного" флага.
Имеются в виду случаи, когда судно принадлежит компании, зарегистрированной
в одном государстве, а плавает под флагом другого. Такое положе- . ние
объясняется тем, что некоторые государства предусматривают упрощенный или
льготный режим регистрации, предоставления права на флаг, эксплуатации
судна (Либерия, Панама, Мальта и др. .


В открытом море судно подчиняется исключительной юрисдикции
государства, флаг которого оно несет. Государство осуществляет в
административных, технических и социальных вопросах свою юрисдикцию и
контроль в отношении судов, капитана и экипажа, ведет регистр судов,
принимает меры для обеспечения безопасности мореплавания, организует
квалифицированное расследование каждой серьезной аварии или иного
навигационного инцидента в открытом море с участием плавающего под его
флагом судна. Уголовное или дисциплинарное преследование против капитана
или другого члена экипажа может быть возбуждено только перед судебными или
административными властями государства флага.


Конвенция предусматривают ряд исключений из указанного принципа.
Военный корабль вправе подвергнуть осмотру иностранное судно, если есть
разумные основания подозревать, что: 1) судно занимается пиратством; 2)
судно занимается работорговлей; 3) судно занимается несанкционированным
радио- и телевещанием; 4) судно не имеет национальности; 5) судно в
действительности имеет ту же национальность, что и военный корабль, хотя на
нем поднят иностранный флаг или оно отказывается поднять флаг.


Кроме того, акт вмешательства возможен, если он основан на правилах,
установленных международными договорами.


Например, Международной конвенцией по охране подводных телеграфных
кабелей 1884 г. предоставлено право военным кораблям преследовать и
останавливать суда, подозреваемые в разрыве или повреждении телеграфного
кабеля, проверять национальную принадлежность судна, составлять протокол о
допущенном судном нарушении.


Возможно также преследование "по горячим следам" иностранного судна,
если есть достаточные основания считать, что оно нарушило законы и правила
прибрежного государства в водах, находящихся под его юрисдикцией. Условием
для осуществления преследования в открытом море военным кораблем или
военным летательным аппаратом прибрежного государства является его
непрерывность, т. е. оно должно быть начато в морских пространствах, на
которые распространяется юрисдикция этого государства, и продолжено в
открытом море. Такое преследование прекращается, как только преследуемое
судно войдет в территориальное море своего или иного государства.


Какие-либо акты вмешательства в открытом море в отношении военных
судов и государственных судов, состоящих на некоммерческой службе,
недопустимы.


В целях обеспечения безопасности судоходства и защиты иных интересов
государств международно-правовыми нормами предусматривается ряд мер по
предотвращению и пресечению некоторых противоправных действий.


Каждое государство, согласно Конвенции 1982 г. обязано принимать
эффективные действия по предотвращению перевозки рабов на судах, имеющих
право плавать под его флагом (ст. 39).


Конкретные меры предусмотрены по пресечению такого преступления, как
пиратство. Под пиратством понимается любой неправомерный акт насилия,
задержания или грабежа частновладельческих судов или летательных аппаратов
в открытом море, направленный против другого судна или летательного
аппарата либо против лиц или имущества, находящихся на борту.


Любое государство может захватить пиратское, судно или пиратский
летательный аппарат в открытом море или другом месте вне юрисдикции какого
бы то ни было государства, аре стовать находящихся на этом судне или
летательном аппарате лиц и захватить находящееся на нем имущество (ст. 19
Конвенции об открытом море и ст. 105 Конвенции по морскому праву). Судебные
органы государства, совершившего захват, могут выносить постановления о
наложении наказаний и определять меры, которые должны быть приняты в
отношении таких судов, летательных аппаратов или имущества.


Все государства обязаны сотрудничать в пресечении незаконной торговли
наркотическими и психотропными веществами, осуществляемой судами в открытом
море. Если государство имеет основание считать, что судно, плавающее под
его флагом, занимается незаконной торговлей наркотическими или психо-
тропными веществами, оно может просить другие государства о сотрудничестве
в пресечении такой незаконной торговли.


Государства сотрудничают также в пресечении несанкционированного
вещания из открытого моря. Несанкционированное вещание означает передачу
звуковых радио- или телевизионных .программ с судна или установки в
открытом море, предназначенных для приема населением, в нарушение
международных правил регулирования электросвязи, распределения радиочастот
и др. Передача сигналов бедствия не может расцениваться как
несанкционированное вещание.


Лицо, занимающееся несанкционированным вещанием, может быть
привлечено к ответственности в суде:


а) государства флага судна;


б) государства регистрации установки;


в) государства, гражданином которого является это лицо;


г) государства, на территории которого могут приниматься передачи;


д) государства, санкционированному радиовещанию которого чинятся
помехи.


Правовой режим судоходства в открытом море включает также правила,
предусмотренные соглашениями об оказании помощи, об охране человеческой
жизни на море, о предупреждении столкновений и других инцидентов на море, о
предотвращении и сохранении под контролем загрязнения морской среды и др.


Свобода полетов предполагает, что воздушные суда всех государств
имеют право осуществлять полеты в воздушном пространстве над открытым
морем. Государства обязаны принять меры по обеспечению безопасности полетов
своих воздушных судов над открытым морем. Воздушные сообщения должны
осуществляться таким образом, чтобы не создавать помех морскому судоходству
и использованию моря в иных целях.


Свобода прокладки кабелей и трубопроводов признается Конвенцией по
морскому праву 1982 г. за всеми государствами. Соответствующее право
распространяется на дно открытого моря за пределами континентального
шельфа.


При прокладке новых кабелей и трубопроводов государства должны
принимать во внимание уже проложенные по дну моря кабели и трубопроводы и
по возможности не создавать препятствий свободе использования открытого
моря.


Свобода возведения искусственных установок и островов осуществляется
как в водной части океана — открытом море (возведение островов, установок,
сооружений, их эксплуатация), так и на его дне — в Районе (извлечение
полезных ископаемых с поверхности дна и его недр с помощью установок,
сооружений, механизмов и т. д.).


Свобода рыболовства (право промысла) в открытом море предоставлена
всем государствам при условии соблюдения ими международных обязательств, в
том числе в отношении интересов прибрежных государств (ст. 116 Конвенции
1982 г.). Свобода рыболовства включает и другие виды промысла живых
ресурсов.


В Конвенции 1982 г. подчеркивается неразрывность права государств на
промысел в открытом море и их обязанности принимать необходимые меры по его
регулированию в целях сохранения живых ресурсов моря на определенном
уровне. Государства сотрудничают друг с другом в сохранении живых ресурсов
моря и управлении ими и с этой целью создают международные организации.


Меры по регулированию промысла и сохранению запасов живых ресурсов
моря, которые предусматриваются многосторонними и двусторонними
соглашениями: а) определение допустимого улова с учетом новейших научных
данных (соглашения по регулированию промысла); б) регулирование промысла в
определенных районах открытого моря (Конвенция по сохранению живых ресурсов
Юго-Восточной Атлантики 1969 г., Конвенция о рыболовстве и сохранении живых
ресурсов в Балтийском море и Бельтах 1973 г. и др.); в) регулирование
промысла отдельных видов живых ресурсов (Конвенция о сохранении котиков в
северной части Тихого океана 1957 г., Конвенция по регулированию
китобойного промысла 1949 г., Международная конвенция о сохранении
атлантических тунцов 1966 г.).


В задачу создаваемых государствами органов входит исследование
морской фауны и разработка рекомендаций по ее использованию таким образом,
чтобы не допустить истребления (Комиссия по рыболовству в Юго-Восточной
Атлантике, Комиссия по рыболовству в Балтийском море, Международная
конвенция по сохранению атлантических тунцов и др.).


Свобода научных исследований регламентируется Конвенцией ООН по
морскому праву 1982 г. Все государства независима от их географического
положения, а также компетентные международные организации вправе проводить
морские науч-' ные исследования (ст. 238).


Морские научные исследования проводятся исключительно в мирных целях,
надлежащими методами и средствами и таким образом, чтобы не создавать помех
другим видам использования моря.


Государства и компетентные международные органы и организации
сотрудничают путем заключения двусторонних и многосторонних соглашений в
создании благоприятных условий для проведения совместных научных
исследований явлений и процессов, происходящих в морской среде.


Прилежащая зона


Прилежащая зона — это зона открытого моря ограниченной ширины,
примыкающая к территориальному морю прибрежного государства. Государство в
прилежащей зоне осуществляет свою юрисдикцию в целях обеспечения своих
таможенных, санитарных, иммиграционных и иных правил. По Конвенции о
территориальном море и прилежащей зоне 1958 г. ширина прилежащей зоны не
может превышать 12 миль от тех же исходных линий, от которых отмеряется и
территориальное море. Иными словами, право на прилежащую зону имеют те
государства,, территориальное море которых меньше 12 миль. Согласно
Конвенции по морскому праву 1982 г., прилежащая зона распространяется на
расстояние до 24 миль.


Цель установления прилежащей зоны — предотвращение возможного
нарушение законов и правил прибрежного государства в пределах его
территориальных вод и наказание за нарушение этих законов и правил,
совершенное в пределах его территории. В последнем случае может
осуществляться преследование по горячим следам.


Континентальный шельф


Континентальный шельф — это затопленная морем часть материковой
территории. Согласно Конвенции о континентальном шельфе 1958 г. под
континентальным шельфом понимается морское дно (включая его недра),
простирающиеся от внешней границы территориального моря до установленных
международным правом пределов, над которым прибрежное государство
осуществляет суверенные права в целях разведки и разработки его природных
богатств.


Согласно Конвенции 1958 г. (ст. 1) под континентальным шельфом
понимается поверхность и недра морского дна подводных районов, примыкающих
к берегу, но находящихся вне зоны территориального моря до глубины 200 м
или за этим пределом, до такого места, до которого глубина покрывающих вод
позволяет разработку естественных богатств этих районов, а также
поверхность и недра подобных районов, примыкающих к берегам островов. Таким
образом, внешней границей шельфа является изобата — линия, соединяющая
глубины в 200 м. Естественные богатства шельфа включают минеральные и
прочие неживые ресурсы поверхности и недр морского дна шельфа, а также
живые организмы «сидячих» видов — организмы, которые в период своего
промыслового развития прикреплены ко дну или передвигаются только по дну
(раки, крабы и т.п.).


Если на один и тот же континентальный шельф имеют право государства,
берега которых расположены друг против друга, граница шельфа определяется
соглашением между этими государства, а при отсутствии соглашения по
принципу равного отстояния от ближайших точек исходных линий, от которых
отмеряется ширина территориального моря. В некоторых случаях споры о
разграничении континентального шельфа рассматривались Международным Судом
ООН, который и определял границы шельфа.


Конвенция ООН по морскому праву 1982 г. (ст. 76) дает несколько иное
определение границ континентального шельфа. Это:


морское дно и недра подводных районов, простирающихся за пределами
территориального моря на всем протяжении естественного продолжения
сухопутной территории до внешней границы подводной окраины материка или на
расстояние 200 морских миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина
территориального моря, когда внешняя фаница подводной окраины материка не
простирается на такое расстояние;


если граница материка простирается далее 200 миль, то внешняя граница
шельфа не должна находиться далее 350 миль от исходных линий, от которых
отмеряется ширина территориального моря, или не далее 100 миль от 2500-
метровой изобаты (линии, соединяющей глубины в 2500 м).


Права прибрежного государства на континентальном шельфе не
затрагивают правового статуса покрывающих вод и воздушного пространства над
ним. Поскольку морское пространство над континентальным шельфом продолжает
оставаться открытым морем, все государства имеют право осуществлять
судоходство, полеты, рыболовство, прокладывать подводные кабели и
трубопроводы. Вместе с тем установлен особый режим разведки и разработки
природных ресурсов. Прибрежное государство имеет право в целях разведки и
разработки природных ресурсов шельфа возводить соответствующие сооружения и
установки, создавать вокруг них зоны безопасности (до 500 м). Осуществление
прав прибрежного государства не должно ущемлять прав судоходства и других
прав иных государств.


Прибрежное государство вправе определять трассы для прокладки кабелей
и трубопроводов, разрешать возводить установки и проводить бурильные
работы, сооружать искусственные острова.


В 1995 г. в РФ принят Федеральный закон «О континентальном шельфе
Российской Федерации»'.



Морское дно за пределами национальной юрисдикции


Дно морей и океанов в прошлом рассматривалось как составная часть
открытого моря (Конвенция об открытом море 1958 г. не содержала каких-либо
специальных положений).


Возможность использования дна и его недр в целях разведки,
разработки или в военных целях поставила в повестку. дня вопрос о его
особой регламентации. В 1967 г. по решению Генеральной Ассамблеи ООН был
создан Комитет по мирному использованию дна морей и океанов за пределами
действия национальной юрисдикции. На него была возложена подготовка Ш
Конференции ООН по морскому праву, на которой в числе других вопросов
морского права рассматривался и был определен правовой режим морского дна.
Этот режим зафиксирован в ч. XI Конвенции ООН по морскому праву 19&2 г.,
именуемой


"Район".


Район определен в ст. 1 Конвенции как оно морей и океанов и его
недра за пределами национальной юрисдикции. В ст. 133 применен термин
"ресурсы", который означает "все твердые, жидкие или газообразные
минеральные ресурсы, включая полиметаллические конкреции in situ' в Районе
на морском дне или в его недрах". Ресурсы, извлеченные из Района,
рассматриваются как "полезные ископаемые". ' В переводе с латинского — в
состоянии недвижимости, в покое.


Район и его ресурсы, согласно ст. 136, являются "общим наследием
человечества". Основанный на этом понятии правовой статус Района и его
ресурсов раскрывается в ст. 137 и последующих статьях.


Ни одно государство не может претендовать на суверенитет или
суверенные права либо осуществлять их в отношении какой-либо части Района
или его ресурсов; ни одно государство, физическое или юридическое лицо не
может присваивать какую-либо их часть. Все права на ресурсы Района
принадлежат всему человечеству, от имени которого действует Международный
орган по морскому дну (Орган), включающий в качестве членов все государства
— участники Конвенции.


Орган является организацией, через посредство которой государства
осуществляют и контролируют деятельность в Районе, особенно в целях
управления его ресурсами. Он основан на принципе суверенного равенства всех
его членов.


Ресурсы Района не подлежат отчуждению. Однако полезные ископаемые,
добытые в Районе, могут быть отчуждены. Район используется на благо всего
человечества, независимо от географического положения государств и с учетом
интересов и нужд развивающихся государств и народов. Деятельность в Районе
организуется, осуществляется и контролируется Органом от имени всего
человечества и таким образом, чтобы способствовать здоровому развитию
мировой экономики и сбалансированному росту международной торговли. Орган
обеспечивает справедливое распределение финансовых и других экономических
выгод, полученных от деятельности в Районе.


В целях осуществления непосредственной разработки Района,
транспортировки, переработки и сбыта полезных ископаемых, добытых в Районе,
Международный орган по морскому дну создает Предприятие. Предприятие
обеспечивается такими средствами и технологией, которые могут потребоваться
для выполнения им своих функций.


Государства, государственные предприятия, физические или юридические
лица осуществляют деятельность в Районе на основе контракта с Органом.


В настоящее время характеристика режима. Района и его ресурсов
включает положения дополнительного акта от 29 июля 1994 г. — Соглашения об
осуществлении части XI Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. Это
Соглашение рассматривается как составная часть Конвенции. В целях
определения оптимальных условий взаимовыгодного участия государств в
использовании богатств Мирового океана Соглашение вносит в ряд норм
Конвенции изменения и дополнения, касающиеся деятельности Органа,
Предприятия, установления принципов передачи технологии глубоководной
разработки морского дна и т, д.


Научные исследования могут осуществляться как самим Органом, так и
государствами. Все археологические и исторические объекты, найденные в
Районе, сохраняются или используются на благо всего человечества. Особое
внимание уделяется преимущественным правам страны их происхождения.


Конвенция 1982 г. исходит из того, что Район должен использоваться
исключительно в мирных целях. До принятия Конвенции в отношении дна морей и
океанов предусматривался режим частичной демилитаризации. Договор о
запрещении размещения на дне морей и океанов и в его недрах ядерного оружия
и других видов оружия массового уничтожения 1971 г. касается только оружия
массового уничтожения.


Деятельность в Районе не должна затрагивать правового статуса вод,
покрывающих Район, или правового статуса воздушного пространства над этими
водами



Правовое положение судов и военных кораблей



Военный корабль — это судно, принадлежащее к вооруженным силам какого-
либо государства, имеющее внешние знаки, отличающие его от невоенных судов,
находящееся под командой офицера, состоящего на службе правительства
данного государства, фамилия которого занесена в список военнослужащих, и
имеющее экипаж, подчиненный регулярной военной дисциплине.


Права и обязанности военного корабля в открытом море и иностранных
территориальных и внутренних водах регламентируются Женевскими конвенциями
1958 г., Конвенцией ООН по морскому праву 1982 г., другими соглашениями, а
также национальным законодательством соответствующих государств.


Иностранные военные корабли обладают: иммунитетом от юрисдикции
иностранного государства (нераспространения в открытом море законов и
правил иностранного государства, в территориальном море и внутренних водах—
уголовной, гражданской и административной юрисдикции); иммунитетом от
принудительных действий (арестов, обысков, конфискаций и т.п.);
специальными привилегиями (освобождение от таможенного досмотра,
большинства сборов и пошлин).


В открытом море военные корабли в отношении иностранных невоенных
судов вправе:


производить осмотр судна, если имеются достаточные основания
полагать, что оно занимается пиратством, несанкционированным вещанием, не
имеет государственной принадлежности или, хотя несет иностранный флаг,
имеет ту же государственную принадлежность, что и производящий осмотр
корабль;


вести борьбу с пиратством — преследовать и захватить пиратское судно
и находящееся на нем имущество, арестовать находящихся на нем лиц;


осуществлять преследование по «горячим следам»;


сотрудничать в пресечении несанкционированного вещания;


осуществлять иные правомочия, предусмотренные международными
договорами.


В территориальных и внутренних водах военные корабли подчиняются
правилам судоходства и пребывания, установленным прибрежным государством



Международно-правовые вопросы безопасности плавания


Правовые вопросы оказания помощи и спасания на море регламентируются
Международной конвенцией для объединения некоторых правил относительно
оказания помощи и спасания на море 1910 г. и Протоколом 1967 г. к ней,
Конвенцией об открытом море 1958 г., Международной конвенцией по охране
человеческой жизни на море 1974 г. и Протоколом 1978 г. к ней,
Международной конвенцией по поиску и спасанию на море 1979 г., Конвенцией
ООН по морскому праву 1982 г., другими документами.


Соглашениями предусмотрен ряд мер по обеспечению безопасности
плавания: все суда должны быть оснащены навигационным оборудованием и
радиоаппаратурой, обеспечены находящимися в исправном состоянии
спасательными средствами.


Капитаны судов обязаны оказывать помощь любому обнаруженному в море
лицу, которому угрожает гибель; следовать на помощь терпящим бедствие
судам; после столкновения оказывать помощь пострадавшему судну. Уклонение
от оказания помощи признано преступлением. Спасание осуществляется
безвозмездно, однако спасавшему судну может быть выплачено вознаграждение.


Государства обеспечивают принятие необходимых мер в деле обеспечения
поиска и спасания людей, терпящих бедствие на море у их берегов. В этих
целях они организуют морскую поисково-спасательную службу; координируют
деятельность национальных средств спасания; разрешают немедленный допуск
спасательных судов в свои территориальные воды и воздушное пространство для
целей поиска и спасания; обмениваются информацией о спасательных единицах и
береговых станциях наблюдения, средствах связи. Национальные спасательно-
координационные центры, получив информацию о бедствии, устанавливают
местонахождение терпящего бедствие судна, определяют зону, в которой
необходимо вести поиск, организуют поисково-спасательные операции и т.д.



Список использованной литературы


1. Аджаров К. А. Мировой океан: правовой режим. Краснодар, 1983.
2. Барсегов Ю. Г. Концепция "общего наследия человечества" в международном
морском праве (теоретические вопросы) // Сов. ежегодник международного
права. 1984. М., 1986.
3. Бекяшев К. А., Сапронов В. Д. Мировое рыболовство: вопросы
международного сотрудничества. М., 1990.
4. Головатый С. П. 200-мильная экономическая зона в Мировом океане
(международно-правовые проблемы). Киев, 1984.
5. Клименко Б. М. Международно-правовой режим глубоководного морского дна и
его ресурсов // Сов. государство и право. 1989. № 4.
6. Лазарев М. И. Теоретические вопросы современного международного морского
права. М., 1983.
7. Мировой океан и международное право: Основы современного правопорядка в
Мировом океане / Отв. ред. А. Мовчан, А. Янков. М., 1986.
8. Конвенция относительно обеспечения свободного плавания по Суэцкому
каналу 1888 г. // Международные отношения и внешняя политика СССР. М.,
1957. С. 19—
9. Конвенция о режиме проливов 1936 г. // Действующее международное право
Сост. Ю. М. Колосови Э. С. Кривчикова Л. З.
10. Конвенция о территориальном море и прилежащей зоне 1958 г. // Ведомости
СССР. 1964. №43.
11. Конвенция об открытом море 1958 г. // Ведомости СССР. 1962, № 46.
12. Конвенция о континентальном шельфе 1958 г, // Ведомости СССР. 1964. №
28.
13. Договор о Панамском канале 1977 г. // Действующее международное право /
Сост. Ю. М. Колосов и Э.С. Кривчикова.
14. Конвенция ООН по морскому праву 1982 г. // Там же.
15. Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против
безопасности морского судоходства, 1988 г. // Международное
сотрудничество в борьбе с преступностью / Сб. документов / Сост. П.Н.
Бирюков и В.А. Панюшкин. Воронеж, 1997.
16. Протокол о борьбе с незаконными актами, направленными против
безопасности стационарных платформ, расположенных на континентальном
шельфе, 1988 г.//Там же.
17. Федеральный закон «О континентальном шельфе Российской Федерации» от 30
ноября 1995 г.//СЗ. 1995. № 49. Ст. 4694.
18. Федеральный закон «О внутренних морских водах, территориальном море и
прилежащей зоне Российской Федерации» от 31 июля 1998 г. // СЗ. 1998. №
31. Ст. 3833.
19. Курс международного права.М., 1992.
20. Международное морское право. Справочник / Под ред. Г.С. Горшкова. М.,
1985.
21. Молодцов С.В. Международное морское право. М., 1987.
22. Мировой океан и международное право / Отв. ред. А.П. Мовчан, А. Янков.
М., 1986 .
-----------------------
[1] Конвенция Россией ратифицирована в 1997 г





Реферат на тему: Правовой статус внутренних морских вод
ПЛАН

Введение. 2

1. Внутренние воды – вид морских пространств. 4

1.1 Классификация морских пространств. 4


1.2 Понятие внутренних морских вод. 6



2. Порядок захода иностранных судов в морские порты. 9



3. Правовой статус и порядок пребывания иностранных

судов в морских портах. 14

3.1 Административная юрисдикция государства порта. Санитарный режим.
16


3.2 Уголовная юрисдикция государства порта . 17


3.3 Гражданская юрисдикция государства порта. 19


3.4 Иммунитет иностранных государственных невоенных и военных судов.
19


4. Право контроля государства порта за соблюдением
исполнения некоторых международных соглашений. 22


Заключение. 26


Список литературы. 27

Задачи. 28
Введение.

Издавна пространства морей и океанов служат человечеству в качестве
поприща разнообразной деятельности (мореплавания, добычи живых и неживых
ресурсов моря, научных исследований и др.). В процессе этой деятельности
государства и международные организации вступают в отношения друг с другом,
которые регулируются юридическими нормами, взаимосвязанными и составляющими
в целом область международно-правового регулирований, называемую
международным морским правом.
Международное морское право является органической частью общего
международного права: оно руководствуется предписаниями последнего о
субъектах, источниках, принципах, праве международных договоров,
ответственности и др., а также взаимосвязано и взаимодействует с другими
его отраслями (международное воздушное право, космическое право и т.д.).
Разумеется, субъекты международного права при осуществлении своей
деятельности в Мировом океане, затрагивающей права и обязанности других
субъектов международного права, должны действовать не только в соответствии
с нормами и принципами международного морского права, но также с нормами и
принципами международного права в целом, включая Устав Организации
Объединенных Наций, в интересах поддержания международного мира и
безопасности, развития международного сотрудничества и взаимопонимания.

Международное морское право является одной из наиболее древних частей
международного права, уходящей своими корнями в эпоху античного мира. Но
его кодификация впервые была осуществлена лишь в 1958 году в Женеве І
Конференцией ООН по морскому праву, которая одобрила четыре конвенции: о
территориальном море и прилежащей зоне; об открытом море; о континентальном
шельфе; о рыболовстве и охране живых ресурсов моря. Эти конвенции и в
настоящее время имеют силу для участвующих в них государств. Положения этих
конвенций в той степени, в которой они декларируют общепризнанные нормы
международного права, в частности международные обычаи, должны уважаться и
другими государствами. Но при этом надо иметь в виду, что вскоре после
принятия Женевских конвенций по морскому праву 1958 года новые факторы
исторического развития, в частности появление в начале 60-х годов большого
числа независимых развивающихся государств, потребовавших создания нового
морского права, отвечающего интересам этих государств, равно как
возникновение в результате научно-технической революции новых возможностей
освоения Мирового океана и его ресурсов, привели к глубоким изменениям
международного морского права. Эти изменения и нашли отражение в Конвенции
ООН по морскому праву 1982 года, которую подписали 157 государств, а также
ЕЭС и от имени Намибии Совет ООН по Намибии.
Некоторые подсчеты показывают, что в целом в Конвенции содержится
примерно 1500 норм и положений, создающих конкретные обязательства для
государств по их выполнению и соблюдению. Из этого числа сотни норм
совершенно новых.
Принятия такого рода норм привело к существенному изменению правового
режима морских пространств, к установлению новых правоотношений между
государствами при пользовании морями и океанами, их ресурсами.
Новые нормы относятся как к режимам открытого моря, территориального
моря, приливов, архипелажных вод государств-архипелагов, исключительных
экономических зон и континентального шельфа, режиму островов, замкнутых и
полузамкнутых морей, так и к правам внутриконтинентальных государств на
доступ к морю, мерам по предотвращению загрязнения морской среды и т.д.
Особое место в Конвенции занимают нормы, направленные на регламентацию
использования морских пространств.
Помимо указанных выше конвенций международное морское право включает
значительное число других международных соглашений и международных обычаев,
которые определяют правовой режим морских пространств. На правовом режиме
внутренних вод я хочу подробнее остановиться в своей курсовой.

1. Внутренние воды – вид морских пространств.

1. Классификация морских пространств.



Пространства морей и океанов на нашей планете с международно-правовой
точки зрения подразделяются на:

1) пространства, находящиеся под суверенитетом различных государств и
составляющие территорию каждого из них;

2) пространства, на которые не распространяется суверенитет ни одного из
них.
Принадлежность части Мирового океана к одному из указанных видов морских
пространств определяет, таким образом, правовое положение, или правовой
статус, этой части моря. Правовой же статус какого-либо морского
пространства оказывает большое воздействие на порядок установления и
содержания правового режима, регулирующего деятельность в данном
пространстве. При этом, естественно, учитываются и иные обстоятельства, в
частности значение соответствующего морского пространства для коммуникаций
и различных видов сотрудничества между государствами.
В состав территории страны, имеющей морское побережье, входят части моря,
расположенные вдоль его берегов и именуемые внутренними морскими водами и
территориальным морем (или территориальными водами — оба термина
равнозначны). В состав территории государств, состоящих полностью из одного
и более архипелагов, входят архипелажные воды, расположенные между
островами внутри архипелага.
Внутренние морские воды, территориальное море и архипелажные воды — лишь
небольшая часть Мирового, океана. Огромные пространства морей и океанов за
их пределами не входят в состав территории и не подчинены суверенитету ни
одного из государств, то есть имеют иной правовой статус. Однако
классификация морских пространств только на основании их правового статуса
не носит исчерпывающего характера. Как показывает практика, два, а иногда и
более, морских пространства, имеющих одинаковый правовой статус, тем не
менее имеют различные правовые режимы, которые регулируют в каждом из них
соответствующую деятельность. Правовой режим внутренних морских вод в
некоторых важных аспектах отличается от правового режима территориального
моря, а правовой режим архипелажных вод не совпадает с правовым режимом ни
внутренних вод, ни территориального моря, хотя все эти три части морских
вод считаются соответственно водами прибрежного государства, то есть имеют
единообразный правовой статус. Еще более пеструю картину можно наблюдать в
рамках морских пространств, не подпадающих под суверенитет ни одного из
государств и находящихся за пределами территориальных вод. Они состоят из
районов, отличающихся друг от друга специфическим правовым режимом
(прилежащая зона, исключительная экономическая зона, континентальный шельф
и т. д.).
Указанные обстоятельства учитываются при классификации морских
пространств.
Отдельный вид морских пространств составляют проливы, используемые для
международного судоходства. В их пределах находятся воды, имеющие не только
различные правовые режимы, но и различный правовой статус. Поэтому сами эти
проливы делятся на ряд категорий.
Своеобразна ситуация с некоторыми важнейшими морскими каналами. Они,
будучи искусственными сооружениями прибрежного государства и его
внутренними водами, ввиду большого значения для международного судоходства
подчинены специфическому международно-правовому режиму.
Таким образом, правовая классификация морских пространств должна
осуществляться с учетом правового статуса и особенностей правового режима
конкретного морского пространства. Этот подход соответствует исторически
сложившейся традиции и в своей основе опирается также на Конвенцию по
морскому праву 1982 года.



1.2 Понятие внутренних морских вод.

В состав территории каждого государства, имеющего морское побережье,
входят внутренние морские воды. Международные соглашения и национальные
законы различных государств относят к ним воды, находящиеся между берегом
государства и прямыми исходными линиями, принятыми для отсчета ширины
территориального моря. Внутренними морскими водами прибрежного
государства считаются также:
1) акватории портов, ограниченные линией, проходящей через наиболее
удаленные в сторону моря точки гидротехнических и других сооружений
портов;
2) моря, полностью окруженные сушей одного и того же государства
(например, Аральское море), а также моря, все побережье которых и оба
берега соединения с другим морем (или океаном) принадлежат одному и
тому же государству (например, Азовское море. Белое море);
3) морские бухты, губы, лиманы и заливы, берега которых принадлежат
одному и тому же государству и ширина входа в которые не превышает 24
морских миль.
Если ширина входа в залив больше 24 морских миль, то для отсчета
внутренних вод в этом заливе проводится прямая исходная линия в 24 морские
мили внутри залива от берега к берегу, но таким образом, чтобы ею было
отграничено возможно большее водное пространство. Это же правило
применяется к морским бухтам, губам и лиманам.
В состав государственной территории некоторых морских государств входят
также исторические воды. В частности, Конвенция о территориальном море и
прилежащей зоне и Конвенция ООН по морскому праву подтвердили международную
практику, согласно которой некоторые заливы, независимо от ширины входа,
считаются внутренними водами прибрежного государства в силу исторической
традиции. Такие заливы называются „историческими". К ним, например,
относится на Дальнем Востоке залив Петра Великого до линии, соединяющей
устье реки Тюмень-Ула с мысом Поворотный (ширина входа 102 морские мили).
Его статус как исторического залива был определен Россией в 1901 году в
правилах морского рыбного промысла в территориальных водах Приамурского
генерал-губернаторства, а также в соглашениях с Японией по вопросам
рыболовства 1907, 1928, 1944 годов. Этот статус залива Петра Великого был
подтвержден изданным в 1957 году Постановлением Совета Министров СССР.
Историческим заливом СССР является также Чешская губа в Баренцевом море,
которая глубоко вдается в сушу и окружена ею.
Канада считает историческими водами Гудзонов залив (ширина входа около 50
морских миль), Норвегия - Варангерфьорд (ширина входа 30 морских миль),
Тунис - Габесский залив (ширина входа 50 морских миль).
Доктрина международного права также не ставит под сомнение право
государств объявлять некоторые заливы, окруженные сушей одного государства,
но имеющие ширину входа более 24 морских миль, историческими заливами. Так,
Д. Коломбос полагает: „В силу исторических или освященных давностью
оснований, либо оснований, покоящихся на особенностях залива, прибрежное
государство вправе притязать на более широкий пояс береговых вод, если оно
может доказать, что оно длительное время осуществляло верховенство над
данным заливом и что такое притязание прямо или молчаливо признано
подавляющим большинством других государств". Следовательно, по мнению Д.
Коломбоса, для объявления государством какого-либо залива историческим
необходимо прежде всего выдвинуть либо исторические основания, либо
основания, вытекающие из особенностей залива. Подобная позиция характерна и
для значительного числа других авторов — специалистов международного права.
Международное договорное право до сих пор не содержит определений понятий
„исторические воды" или „исторический залив" и не предусматривает оснований
для объявления государствами своих прав на такие морские воды. Генеральная
Ассамблея ООН еще в 1959 году (резолюция 1453 (XIV) от 7 декабря 1959 г.)
поручила Комиссии международного права изучить данный вопрос и направить
полученные результаты государствам — членам ООН. Эта работа не завершена.
Правовой режим внутренних морских вод устанавливается прибрежным
государством по его усмотрению. В частности, судоходство и рыболовство во
внутренних морских водах, а также научная и изыскательская деятельность
регулируются исключительно законами и правилами прибрежного государства. В
этих водах иностранцам обычно запрещено заниматься любыми промыслами и
исследовательской деятельностью без специального разрешения. Как правило,
любые иностранные суда могут заходить во внутренние воды другого
государства с разрешения последнего. Исключением являются случаи
вынужденного захода судов ввиду стихийного бедствия, а также воды открытых
портов.
Военные корабли, находящиеся в иностранных внутренних водах с согласия
прибрежного государства, пользуются иммунитетом от юрисдикции прибрежного
государства. Однако они обязаны соблюдать законы и правила последнего, а
также соответствующие принципы и нормы международного права (запрещение
угрозы силой или ее применение, уважение территориальной
неприкосновенности, невмешательство и др.).
2. Порядок захода иностранных судов в морские порты.



Воды морских портов — часть внутренних морских вод прибрежного
государства. Как сказано в ст. 11 Конвенции ООН по морскому нраву,
«наиболее выдающиеся в море постоянные портовые сооружения, которые
являются составной частью системы данного порта, рассматриваются как часть
берега». Ввиду этого акватория морского порта оказывается как бы окруженной
берегами прибрежного государства.
Прибрежное государство вправе само определять порядок доступа в свои
порты судов других стран, а также правовой режим их пребывания там. Оно
решает, открывать или нет те или иные из своих портов для захода
иностранных судов. Это положение получило отражение в заключенной в 1923
году в Женеве Конвенции о режиме морских портов.
В некоторых доктринах иногда встречается мнение о том, что морские
торговые порты должны оставаться открытыми для всех государств, и торговые
суда всех стран имеют право захода в любой морской порт, служащий для
внешней торговли. Однако эта точка зрения не соответствует современному
состоянию международного морского права. Практика государств основана на
уважении полного суверенитета прибрежного государства над его внутренними
морскими водами, включая морские порты. Именно этим объясняется то
обстоятельство, что ни Конвенция о территориальном море и прилежащей зоне,
ни Конвенция ООН по морскому праву, участники которой сознают, как отмечено
в ее преамбуле, «тесную взаимосвязь проблем морского пространства и
необходимость рассматривать их как единое целое», не устанавливают тем не
менее правового режима внутренних морских вод в целом или какой-либо их
части. Установление указанного правового режима является суверенной
прерогативой прибрежного государства.
Такой же прерогативой является право прибрежного государства объявлять
любой свой порт открытым или закрытым для захода иностранных судов. Однако
в интересах поддержания и развития международных экономических и иных
отношений прибрежные государства обычно открывают многие из своих портов
для свободного захода иностранных невоенных судов без различия их флагов и
дискриминации, а также заключают по некоторым вопросам, касающимся
пребывания иностранных судов в них, международные соглашения. Как правило,
для посещения открытых портов не требуется запрашивать у властей
прибрежного государства разрешение на заход или направлять им уведомление
об этом.
В морские порты, не объявленные открытыми, заход иностранных судов
допускается только с разрешения властей прибрежного государства,
полученного в порядке, установленном этим государством. Исключение
допускается, как показывает всеобщая практика и, следовательно,
международный обычай, только в случаях вынужденного захода судна (авария,
необходимость в медицинской помощи и др.). О таком заходе судно должно
сообщить властям соответствующего морского порта.
В последние годы в связи с возникшей угрозой загрязнения морской среды,
появлением судов с ядерными двигателями, возросшей интенсивностью морского
судоходства и по некоторым другим соображениям прибрежные государства стали
принимать правила, которые или ограничивают заход в открытые порты
некоторых категорий иностранных судов, или же устанавливают определенные
условия, без выполнения которых иностранное судно может быть не допущено в
открытый морской порт. Так, законодательством Швеции, Дании, Финляндии,
Марокко и других стран введен разрешительный порядок для захода в их порты
государственных некоммерческих судов.
Естественно, международное право не может вопреки согласию государств
ограничивать законные проявления суверенной воли государств, включая их
право на регулирование допуска иностранных судов в свои порты. В. А.
Киселев справедливо заметил, что право прибрежного государства предъявлять
к иностранным судам определенные требования в качестве условия допуска в
порты вытекает из его суверенитета над внутренними морскими водами и что
это право должным образом учтено как в Конвенции о территориальном море и
прилежащей зоне (и. 2 ст. 16), так и в Конвенции ООН по морскому праву (и.
2 ст. 25). Указанные нормы конвенций, пишет В. А. Киселев, означают, что
прибрежное государство не только может предъявлять национальные требования
в качестве условия допуска иностранных судов в порты, но даже
препятствовать заходу в территориальные воды направляющихся в его порты
судов, которые не отвечают таким требованиям. Вместе с тем следует
уточнить, что прибрежное государство может в данном случае
воспрепятствовать заходу иностранного судна, направляющегося, как гласят
положения конвенций, во внутренние воды, а не в территориальное море или
территориальные воды.
Столь же определенно такое правомочие вытекает также из п. 3 ст. 211
Конвенции ООН по морскому праву, который предусматривает право государств
устанавливать «особые требования для предотвращения, сокращения и
сохранения под контролем загрязнения морской среды в качестве условия для
захода иностранных судов в их порты или внутренние воды и для остановки у
их прибрежных терминалов». Это право закреплено также в ряде других
международных соглашений, в частности в Международной конвенции по охране
человеческой жизни на море 1974 года, гл. VIII которой требует, чтобы
иностранные ядерные суда перед заходом в порт представляли прибрежному
государству информацию о безопасности такого захода. Если прибрежное
государство сочтет, что заход атомного судна представляет угрозу для водных
путей или окружающей морской среды и т. д., то оно может не допустить такое
судно в свой порт.
Однако, характеризуя суверенное право прибрежного государства не
допускать захода иностранных судов в его морские порты в порядке
предупреждения любого нарушения условий, на которых эти суда допускаются им
в свои порты и внутренние воды, нужно иметь в виду, что это право не
осуществляется произвольно. Условия допуска иностранных судов в порты
формулируются в соответствующих законах и правилах прибрежного государства,
публикуемых им в «Извещениях мореплавателям» или иным должным образ

Новинки рефератов ::

Реферат: Трансформация жанровой структуры литературы древнего Египта (Литература : зарубежная)


Реферат: Армения в годы I-ой Мировой Войны (История)


Реферат: Тверь: возникновение удельного княжества, монгольское нашествие, правление Ярослава Ярославича (История)


Реферат: Государственная и муниципальная служба (понятия и виды) (Право)


Реферат: Античность и культура (История)


Реферат: Пшеница (Биология)


Реферат: Расследование поджогов, взрывов и других катастроф (Криминалистика)


Реферат: Особенности операциональной стороны мыслительной деятельности у детей с нарушением зрения (Психология)


Реферат: Черви-паразиты (Сельское хозяйство)


Реферат: Нормативно-правовое обеспечение общественных объединений (Гражданское право и процесс)


Реферат: Социализация (Социология)


Реферат: Методы диагностики тревоги и тревожности младших школьников (Психология)


Реферат: Канада (История)


Реферат: Внешнеэкономическая деятельность Украины (Международные отношения)


Реферат: Образование 19в в Казани (История)


Реферат: Анализ живописных произведений флорентийской школы конца XV - начала XVI веков (Искусство и культура)


Реферат: Договор оценки недвижимости. Отчет об оценке (Гражданское право и процесс)


Реферат: Модернизация мини-колбасного цеха (Сельское хозяйство)


Реферат: Теория Эволюции Ч. Дарвина (Биология)


Реферат: Физическая культура и закаливание детей дошкольного возраста (Физкультура)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист