GeoSELECT.ru



Право / Реферат: Избирательная система РФ (избирательное право, виды избирательных систем, избирательный процесс) (Право)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Избирательная система РФ (избирательное право, виды избирательных систем, избирательный процесс) (Право)


Российская академия государственной службы при Президенте Российской
Федерации
Северо-Западная академия государственной службы

Реферат
по курсу «Конституционное право»
на тему « Избирательная система РФ (избирательное право, виды
избирательных систем, избирательный процесс)».

Выполнил
Слушатель вечернего отделения
специальности "Государственное и
муниципальное управление"

Содержание
1.Введение. Толкование Конституции.
2. Права и свободы человека и гражданина.
3. Политические права и свободы.
4. Избирательное право. Избирательная система.
5. Заключение.

Глубокие формационные преобразования, переживаемые страной, и
обусловленное ими восприятие Россией традиционных стандартов демократии
постепенно приводит к тому, что Конституция из способа закрепления строя
патерналистского государства с характерной для нее неограниченной правовыми
рамками властью становится законом, закрепляющим строй правового
государства, власть которого ограничена суверенитетом народа и правами
человека и гражданина, составляющими сферу индивидуальной автономии
личности, свободную от произвольного вторжения государства, его органов и
должностных лиц.
Под конституцией, несмотря на различие конкретных подходов и
характеристик, обычно понимали законодательный акт, которым определялись
организация высших органов государства, порядок призвания их к отправлению
своих функций, их взаимоотношения и компетенция, а также основы положения
индивида по отношению к государственной власти. Последующее развитие
юридической мысли обогатило данное определение рядом социальных и
политологических новелл: характер общей тенденции приобрело признание того,
что конституция имеет дело также с ценностями общества и в связи с этим
является основным законом не только государства, но и общества.
С формальной точки зрения конституция может совпадать с иными законами
государства, но в практике современного конституционализма она обычно
отличается от них по способу издания, внесения изменений и дополнений, а
юриспруденция признает ее ядром правовой системы соответствующего
государства. Конституция обладает высшей юридической силой и поставлена,
таким образом, над иными законами и нормативными актами. Она определяет
деятельность законодателей, исполнительной и судебной власти и
устанавливает те рамки, которые - покуда конституция действует -
законодательные, исполнительные и судебные органы и их должностные лица не
вправе преступить без риска утраты своей легитимности.
Термин «конституция» в действующей Конституции Российской Федерации в
различных словосочетаниях встречается не менее 70 раз. Анализ интерпретаций
данного термина позволяет выявить ряд аспектов его смысловой нагрузки,
которые вкладывались в него создателями Конституции или сложились
независимо от их воли и должны учитываться в процессе ее практического
применения. В частности, Конституция есть закон, обладающий особыми
гарантиями стабильности, и потому может быть подвергнута новации или
пересмотру в особом, установленном ею самой порядке. Она является законом,
учреждающим государство, систему его органов, порядок их формирования,
компетенцию, характер их взаимоотношений с местным самоуправлением.
Конституция также есть закон, формирующий и обеспечивающий политическое
единство народа. Она представляет собой юридический способ формализации
государственного строя России путем установления его фундаментальных
законодательных основ. Конституция есть закон, определяющей пределы
государственной власти посредством закрепления прав человека и гражданина.
Она является также способом закрепления и выражения высших правовых норм, и
в этом смысле сама является так называемой абсолютной нормой, которой не
могут противоречить какие бы то ни было правовые акты, действующие в
государстве.
Конституция есть основной закон государства. Она регламентирует также
основы социально-экономической и духовной жизни общества и его политической
системы. При этом, однако, не смотря на широту ее нормативного содержания.
Конституция не представляет собой всеобъемлющего акта, который отличался бы
завершенностью или системной законченностью, ибо регулирует, причем нередко
в достаточно общих чертах, лишь наиболее важные
сферы общественных отношений. В ней возможны явные или скрытые пробелы, в
принципе неизбежные в любой Конституции, а также действительные или мнимые
противоречия. Их преодоление, конкретизация конституционных положений, в
том числе и в процессе правоприменения, или детальное урегулирование многих
сфер общественных отношений осуществляется иными правовыми средствами и
способами, которые должны быть адекватны духу и букве основного закона.

Сердцевина конституционного строя - институт прав и свобод. Он
закрепляет свободу народа и каждого человека от произвола государственной
власти. Философской основой института прав и свобод является учение о
свободе как естественном состоянии человека. Люди начали осознавать эту
истину на заре создания человеческого общества.
Термин «свобода» употребляется в двух значениях, хотя и неразрывно
связанных. В общем смысле он означает свободу народа и отдельного человека,
которое характеризуется возможностью действовать по своему усмотрению. Этот
в термин Конституции выполняет роль основополагающего философского
принципа, который реализуется через весь комплекс конституционно-правовых
норм. Иное дело - свобода как субъективная возможность совершать или не
совершать какие-то действия (например, свобода совести, свобода выбора и
другие). В этом смысле термин свобода по существу тождествен термину
субъективное право, а различие объясняется только тем, что такая
юридическая лексика сложилась исторически. Но нельзя не учитывать, что
свобода в субъективном смысле является юридической формой реализации
свободы народа и отдельного человека в общем, философском смысле этого
слова.
В каком бы государстве не находился человек, он остается свободным
существом, находящимся под защитой мирового сообщества, собственного
государства, гражданином которого он является, а также государства, в
котором он находится. Состояние свободы не даруется какой-либо публичной
властью, а принадлежит человеку в силу его рождения.
Конституционные права и свободы - это не все права и свободы, которыми
обладает человек, а только основные, или фундаментальные. Почти все
демократические конституции при самом полном перечислении прав и свобод в
заключении признают, что перечень не является исчерпывающим. В Конституции
Российской Федерации поэтому поводу говорится (часть 1 ст. 55):
«Перечисление в Конституции РФ основных прав и свобод не должно толковаться
как отрицание и умаление других общепризнанных прав и свобод человека и
гражданина». Ясно, что если бы эти другие, да еще общепризнанные, права и
свободы были законодателю известны, то они должны были бы попасть в
перечень конституционных. А раз этого нет, то данную формулировку можно
толковать только как признание неисчерпаемости свободы и как уважение
многократных прав и свобод, которые при всей их важности не относятся к
категории основных. Такие права и свободы неконституционного уровня
закрепляются всеми отраслями национальной системы права.
Следовательно, «под конституционными правами и свободами понимаются
наиболее важные права и свободы человека и гражданина, раскрывающие
естественное состояние свободы и получающие высшую юридическую защиту».
Права и свободы традиционно делятся в науке на три группы:
личные, политические, экономические, социальные, культурные. Эта
классификация помогает уяснению относительной целостности прав и свобод
каждой группы. В Конституции России такое разделение на группы прямо не
делается, хотя в изложении заметна сгруппированность прав по указанным
основаниям.
По теме реферата нас интересует вторая группа прав и свобод.
Политические права и свободы включают: право на объединение, на проведение
собраний, митингов и демонстраций, на участие в управлении делами
государства, избирать и быть избранным и другие. Эти права и свободы могут
быть реализованы человеком как индивидуально, так и через объединение с
другими людьми.
В соответствии со статьёй 32 Конституции РФ каждый гражданин имеет
право участвовать в выборах - имеет право избирать и быть избранным в
органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также
участвовать в референдуме.
Право избирать и быть избранным стоит в центре всех процессов
формирования органов государства, то есть носит властеобразующий характер.
Конкретно устанавливаются права граждан на участие в проведении
референдумов и свободных выборов
и быть избранными в органы государственной власти, органы местного
самоуправления, иметь доступ к государственной службе и отправлению
правосудия, обращаться в государственные органы местного самоуправления.
Право избирать и быть избранным в наибольшей степени дает ощущение
принадлежности гражданина к своему государству и демократизма этого
государства.
Свобода выбора является важнейшим фактором интеллектуального
совершенствования человека, нормального духовного и нравственного развития
личности. Способность человека понимать, судить, различать, что хорошо и
что дурно, умственная деятельность и даже нравственная оценка предметов
упражняются только тогда, когда человек делает выбор. Этим следует
объяснить и то обстоятельство, что для политически активных граждан выборы
в органы власти - это нормальная потребность и возможность выражение своей
позиции.

В отличии от многих зарубежных конституций, Конституция России не
содержит специальной главы об избирательном праве. Самые общие нормы
отражены в статье 32. Отдельные правила связываются с избранием Президента
РФ (статья 81) и Федерального Собрания. Предусматривается, что порядок
выборов в эти органы государственной власти должен определяться
федеральными законами. Также приняты Законы о выборах Президента Российской
Федерации, о выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания
Российской Федерации. В 1996 году принят закон "Об обеспечении
конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть
избранными в органы местного самоуправления" (с изменениями 1998 года.
В каждом субъекте Федерации есть свой закон о местном самоуправлении.
Каждое муниципальное образование принимает устав, избирает муниципальный
совет и главу администрации.
Тем не менее общие принципы избирательного права прямо или косвенно
предусмотрены Конституцией РФ в виде ряда прав, обеспечивающих гражданам
участие в выборах и референдумах. В 1997 году принят закон "Об основных
гарантиях прав гражданина и участия в референдумах".
Право избирать (активное избирательное право) предоставляется
гражданам с 18 лет. Этот возраст принят в большинстве государств мира с
учетом необходимости исключить дискриминацию молодежи и в то же время
допустить к выборам лиц достаточной гражданской зрелости. Конституция
Российской Федерации (статья 60) фиксирует общее правило, согласно которому
гражданин может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и
обязанности с 18 лет. Этот же возраст открывает дорогу к участию в
референдуме.
Однако Конституция специально оговаривает возможность лишения граждан
избирательных прав: это возможно только в отношении тех, кто признан судом
недееспособным. Такая норма в Конституции необходима потому, что речь идет
об ограничении конституционного принципа всеобщности, а устанавливать такое
ограничение законом или другими актами неправомерно. Конкретно речь идет о
лишении избирательных прав двух категорий граждан: признанных
недееспособными и осужденных к лишению свободы по приговору суда, причем
лишь медицинской справки о психическом заболевании для лишения
избирательных прав недостаточно - для этого необходимо решение суда. Также
не могут быть отстранены от участия в выборах (активного и пассивного)
подследственные и обвиняемые, даже находящиеся под стражей, пока не будет
вынесен и не вступит в силу приговор суда о лишении свободы.
Активное избирательное право, право избирать, означает, что гражданину
нельзя отказать во включении в списки для голосования, в выдаче бюллетеня
для голосования, в возможности выдвижения кандидатов на те или иные посты в
соответствии с действующим законодательством. Это право распространяется и
на право отзывов депутатов, то есть включает весь комплекс прав, связанных
с влиянием гражданина на формирование органов власти.
Право быть избранным в органы государственной власти и органы местного
самоуправления (пассивное избирательное право). Фактически реализуется
небольшой частью граждан, хотя принадлежит всем. Содержанием этого права
является возможность выдвигать себя кандидатом на любые выборные посты,
получая соответствующую поддержку государства, требовать при
соответствующих условиях признания недействительности выборов, вести
предвыборную агитацию в свою пользу и так далее. Кандидаты в депутаты -
особое правовое состояние, которое характеризуется многими гарантиями,
превращающими пассивное избирательное право в весьма активную практическую
деятельность.
Пассивное избирательное право наступает в разных возрастах -в
зависимости от характера того или иного органа государственной власти или
органа местного самоуправления. Так, для избрания на пост Президента
Российской Федерации необходимо достичь 35 лет, для избрания в депутаты
Государственной Думы - 21 года. Поскольку возрастной ценз установлен
Конституций, он не может быть изменен законом или другим нормативным актом
- для этого требуется изменение Конституции.
Как активное, так и пассивное избирательное право реализуется
гражданами абсолютно добровольно. В отличие от ряда других государств
(Австрия, Австралия и другие) в России нет обязательного
голосования. Это обстоятельство, а также политическая апатия избирателей
рождает явление абсентеизма, то есть массовое не участие избирателей в
выборах. Это ставит государство и политически активных граждан в трудное
положение, ибо придает результатам выборов внешне менее демократический
характер. Из-за массовой не явки избирателей к урнам для голосования
неоднократно срывались выборы в законодательные органы субъектов Российской
Федерации. Это вынуждает власти снижать норму явки избирателей, ибо в
условиях отсутствия дискриминации ничто не мешает гражданам выразить свое
отношение к существующей власти и добиться замены ее представителей. При
всей бесполезности такой формы протеста неявка на выборы - показатель
низкой политической культуры и активности граждан, она усиливает
политическую нестабильность в обществе и деформирует связь государства с
народом.
Избирательное право в Российской Федерации является всеобщим, равным и
прямым, при тайном голосовании. Всеобщность означает отсутствие
дискриминации по каким-либо основаниям, то есть не возможность отстранения
от выборов каких-либо граждан и групп населения. Равенство предусматривает,
что каждый гражданин обладает одним голосом и общими со всеми другими
гражданами возможностями выбирать и быть выбранным. Прямое избирательное
право дает возможность гражданину сразу избирать конкретного кандидата на
конкретный пост, оно исключает многоступенчатость избрания. Тайное
голосование позволяет гражданину выразить свою волю конфиденциально, без
опасения каких-либо преследований за свой выбор.
Никто не имеет право оказывать воздействие на гражданина РФ с целью
принудить его к участию или неучастию в выборах или референдуме, а также на
его свободное волеизъявление.
Гражданин Российской Федерации, проживающий за её пределами, обладает
всей полнотой избирательных прав при проведении выборов в Федеральные
органы государственной власти и право на участие в референдуме.
Проведение выборов в органы государственной власти Российской
Федерации, выборы в органы местного самоуправления одновременно с
проведением референдума субъекта Российской Федерации, местного референдума
регламентируется законами субъекта Российской Федерации.
Деятельность избирательных комиссий, комиссий референдума при
подготовке и проведении выборов, референдума, подсчете голосов и
установлении итогов голосования, определении итогов выборов, референдума
осуществляется открыто и гласно в присутствии наблюдателей и общественных
организаций.
В Российской Федерации применяются мажоритарная и пропорциональная
избирательные системы.
В свою очередь мажоритарные системы бывают:
- относительного большинства - это когда избранным считается тот
кандидат, который получил большее число голосов, чем его соперники.
- абсолютного большинства - когда победившим считается тот кандидат,
который собрал более 50% голосов избирателей, пришедших на выборы.
Пропорциональная система используется при определении количества
представленных в парламенте партий, преодолевших 5% барьер.


Политические права показывают, что Конституция связывает основные
права и свободы с обязанностями человека и гражданина. Совокупность
основных прав, свобод и обязанностей образует конституционно-правовой
статус человека и гражданина. Этот статус и есть мера свободы, то есть
сочетание возможного и должного в поведении каждого человека. Этот правовой
статус является основой общей правоспособности человека, то есть открывает
ему возможность для любых законных действий.



Литература:



1 .Конституция Российской Федерации. - СПб.: Изд-во «Альфа», 1996.
2.0 выборах депутатов Государственной Думы Федерального собрания РФ
Российская газета.-1999.-01.07.
3. О выборах Президента Российской Федерации. Закон РФ Российская
газета.-2000.-05.01.
4.0 внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об
обеспечении конституционных прав граждан РФ избирать и быть избранным в
органы местного самоуправления». Закон РФ Российская газета.-1998.-25.07.
5.0 внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об основных
гарантиях избирательных прав и право на участие в референдуме граждан РФ»
Закон РФ Российская газета.-1999.-06.04.
6.Баглай М.В., Габричидзе Б.Н. Конституционное право Российской
Федерации. -М., 1996.
7.Ефремова Н.Н. Становление избирательного права в России
//Государство и право.-1998.-№3.
8.Коваленко А.И. Основы конституционного права Российской Федерации.
- M.I 994.
9.Эбзеев Б.С. Толкование Конституции Конституционным судом Российской
Федерации Государство и право.-1998.-№5.




Реферат на тему: Избирательная система в Алтайском крае

СОДЕРЖАНИЕ:


Введение ………………………………………………………………………………….…3
1. Выборы главы администрации
края………………………………….……………..5
1.1. Губернатор, порядок его
избрания…………………………………………...5
1.2. Выборы губернатора-
2000…………………………………..……………….10
2. Выборы депутатов законодательного
(представительного) органа……………..13
2.1. Выборы депутатов Краевого Совета
народных депутатов…………..…...13
2.2. Выборы депутатов и должностных лиц
местного самоуправления…...…15
3. Выборы и СМИ……………………………….……………………………………..21
3.1. СМИ Алтайского
края……………………………………………………….21
3.2. Предвыборная агитация через
СМИ………………………………………..23
3.2.1. Предвыборная агитация на
радио и телевидении…….…………...23
3.2.2. Предвыборная агитация в
периодических печатных изданиях.….26
4. Работа по содействию избирательным
комиссиям……………………..……….28
4.1. Документы федерального
уровня…….……………………………………28
4.2. Временный оперативный штаб
УВД……………………………………....30
5. Предложения по внесению изменений в
действующее
законодательство……………………………………………………………………32
Заключение………………..……………………………………………………………….34
Список использованных источников и
литературы……………..………………………36



ВВЕДЕНИЕ

«Становление и развитие алтайского избирательного права и
законодательства» - именно эту тему я выбрала для рассмотрения,
обобщения и последующего изложения.
Дело в том, что, являясь совокупностью конституционно-правовых
норм, само по себе избирательное право образует важную составную часть
конституционного права, один из наиболее значимых его институтов.
Как известно, в широком смысле избирательное право –
совокупность норм и правил, регулирующих избирательный процесс от
начала до конца.
В Российской Федерации по существу пять подсистем,
устанавливающих порядок избрания соответствующих органов
государственной власти:
- порядок избрания депутатов Государственной Думы;
- избрания Президента РФ;
- порядок избрания глав администраций субъектов федерации;
- порядок избрания депутатов законодательных органов РФ;
- порядок избрания органов местного самоуправления.
Каждая из них регулируется отдельными правовыми актами, но есть
и общие для всех правовые начала.
Избирательное право РФ включает в себя разнообразные источники.
Наряду с Конституцией РФ, Федеральными конституционными законами,
Федеральными Законами, указами Президента, нормативно-правовыми актами
ЦИК, регулируют данную отрасль права и конституции республик, уставы
краев, областей, городов федерального значения, автономной области,
автономных округов, а так же принимаемые ими законы, акты глав
администраций и избирательных комиссий.
Конституция РФ, в свою очередь, обеспечивает участие
представителей краев, областей, городов федерального значения в решении
вопросов, отнесенных к компетенции РФ. Для этого от данных субъектов
федерации избираются депутаты в Государственную Думу и входят по два
представителя в Совет Федерации. Кроме того, представительный орган
власти субъекта федерации обладает правом законодательной инициативы в
федеральном парламенте. Здесь же следует отметить право этого органа
вносить на рассмотрение Президента и Правительства РФ проекты актов,
принятие которых относится к компетенции Президента и Правительства РФ.
Таким образом, роль субъекта Российской Федерации в
избирательном процессе еще значительней.
Однако, анализ законодательства субъектов РФ непосредственно по
выборам в различные структуры власти показывает тенденцию к некоторым
ограничениям
избирательных прав граждан, установленных федеральным
законодательством. Наиболее типичными из них являются:
-требование постоянного проживания гражданина на территории
соответствующего округа или участка в качестве обязательного условия
осуществления активного избирательного права;
-превышение сроков обязательного проживания, установленных
федеральным законодательством для осуществления пассивного
избирательного права;
-установление дополнительных ограничений на осуществление
активного и пассивного избирательного права;
-превышение предельных отклонений от средней нормы
представительства избирателей при образовании избирательных округов;
-введение процедуры выдвижения и регистрации кандидатов,
затрудняющей право граждан быть избранным, путем превышения уровня
сбора подписей в поддержку кандидата (например, до 10% в Дагестане),
или иными способами, например, ограничение субъектов, имеющих право
выдвигать кандидатов;
-установление возможности проведения выборов на
безальтернативной основе.
Актуальность данной темы еще более очевидна сегодня, когда с
легкостью нарушаются избирательные права человека. Когда выборы
зачастую превращаются либо в покупку депутатского мандата, либо
становятся назначением на должность.
Все перечисленное выше указывает на необходимость тщательного
изучения местных законов о выборах (особенно перед началом любой
избирательной компании), проверки их соответствия федеральному
законодательству. В связи с этим цель данной работы заключается в
обобщении нормативного материала Алтайского края о выборах, в том числе
сосредоточении внимания на изменениях в данной области
законодательства; рассмотрении работы государственных органов по
оказанию содействия избирательным комиссиям; описании использования СМИ
в избирательном процессе.
В ходе достижения поставленной цели были использованы в основном
нормативно-правовые акты, как федерального, так и регионального уровня.
Среди последних, на ряду с отдельными законами (например, Законы
Алтайского края «О выборах главы администрации Алтайского края», «О
выборах депутатов Алтайского краевого Законодательного собрания»),
рассмотрен и Кодекс о выборах, референдуме, отзыве депутатов и
должностных лиц, систематизирующий накопленный материал в области
избирательного права. Внимание было так же уделено и документам
местного уровня.



1. ВЫБОРЫ ГЛАВЫ
АДМИНИСТРАЦИИ


1. 1. Губернатор, порядок его избрания.

В соответствии с Положением об основных началах организации и
деятельности органов государственной власти субъектов РФ на период
конституционной реформы, утвержденным Указом Президента РФ от 22
октября 1993 года, с изменениями и дополнениями, внесенными в него
Указом Президента РФ от 22 декабря 1993 года, органом исполнительной
власти в субъекте РФ является администрация (правительство) края,
области, города федерального значения, автономной области, автономного
округа.
Согласно Положению о главе администрации края, области, города
федерального значения, автономной области, автономного округа РФ,
утвержденному Указом Президента РФ от 3 октября 1994 года, глава
администрации (губернатор) является высшим должностным лицом края,
области, города федерального значения, автономной области, автономного
округа и руководит органами исполнительной власти данных субъектов
федерации.
Глава администрации входит в единую систему исполнительной
власти в РФ, образуемую федеральными органами исполнительной власти и
органами исполнительной власти субъектов федерации, в части
осуществления полномочий по предметам совместного ведения РФ и
субъектов РФ, а равно в рамках реализации полномочий, переданных
федеральными органами исполнительной власти органам исполнительной
власти субъектов РФ. Так же данное должностное лицо является членом
постоянно действующего координационно-консультативного Совета глав
администраций при Президенте РФ.
Глава администрации, руководствуясь в своей деятельности
Конституцией РФ, Федеральными законами, указами и распоряжениями
Президента РФ, постановлениями и распоряжениями Правительства РФ,
уставами и законодательством субъекта РФ, в целях социального и
экономического развития соответствующей территории взаимодействует с
органами законодательной (представительной) власти края, области,
города федерального значения, автономной области, автономного округа в
соответствии с принципом разделения властей и осуществляет свои функции
самостоятельно в пределах своей компетенции.
Глава администрации представляет интересы края, области,
города федерального значения, автономной области, автономного округа в
Правительстве РФ, иных органах исполнительной власти и обладает
достаточно широким кругом полномочий.
Все перечисленное свидетельствует о значительности и значимости
должности главы администрации.
Прежде глава администрации, если он не занял эту должность в
результате всеобщих, равных, прямых выборов при тайном голосовании,
назначался на должность и освобождался от должности Президентом РФ по
представлению Председателя Правительства РФ.
В дальнейшем в связи с новым порядком формирования Совета
Федерации должность главы исполнительной власти субъекта федерации
стала только выборной[1].
В соответствии с Уставом (Основным Законом) Алтайского края
(принят в мае 1995 года согласно Указа Президента РФ от 3 октября 1994
года № 1969 «О мерах по укреплению единой системы исполнительной
власти в РФ»), главой 9, носящей название «Администрация края»,
статьей 83 (п.2), глава администрации края избирается краевым
Законодательным Собранием на альтернативной основе тайным голосованием
сроком на 4 года. Здесь же говорится о повторных выборах, которые
проводятся в случае, если ни один из кандидатов на должность главы
администрации края не был избран, не позднее чем в месячный срок. Если
же при повторных выборах, указано в Уставе, глава администрации вновь
не был избран, краевое Законодательное Собрание назначает дату
проведения выборов нового состава краевого Законодательного Собрания и
прекращает свои полномочия с момента избрания не менее двух третей
депутатов краевого Законодательного Собрания нового созыва (т. е.
данные обстоятельства являлись одной из причин прекращения полномочий
краевого Законодательного Собрания).[2]
Данный документ так же говорит о том, что главой администрации
края может быть избран гражданин РФ как являющийся, так и не являющийся
депутатом краевого Законодательного Собрания. (Здесь Устав вступает в
противоречие с самим собой, т.к. п.3 ст.68 главы восьмой указывает на
то, что депутатом краевого Законодательного Собрания на ряду с
депутатами обеих палат Федерального Собрания РФ, прокурорами края,
судьями, не может быть и глава администрации (и его замы), что
допускает в свою очередь ст.83 п.3.). Кандидат на должность главы
администрации должен быть не моложе 30 лет, обладать избирательным
правом, постоянно проживать на территории края не менее одного года.
Одно и то же лицо не может быть избран более чем на два срока подряд.
Устав Алтайского края 1995 года ограничивается приведенными выше
скромными положениями, сославшись на соответствующий нормативно-
правовой акт.
Постановлением краевого Законодательного Собрания от 18.03.96 №
80 в соответствии со ст. 76, 77 Конституции РФ и ст.83 Устава
Алтайского края принят Закон Алтайского края «О выборах главы
администрации Алтайского края» (далее Закон 1996 в соответствующем
числе и падеже) – обширный документ, состоящий из 11 глав и 61 статьи,
охватывающий множество моментов, связанных с выборами губернатора.
В этом законе можно выделить некоторые изменения положений,
имевших место в Уставе. Так, глава администрации в соответствии со ст.
1 избирается не краевым Законодательным Собранием, а гражданами РФ,
проживающими на территории края (правда, это новое положение уже
имеется в Законе Алтайского края «О внесении изменений и дополнений в
Устав Алтайского края», принятым постановлением Алтайского краевого
Законодательного Собрания от 1.03.96 № 48, с учетом предложений главы
администрации Алтайского края, где в ст.14 изложена новая редакция
ст.83 Устава). В ряд с альтернативной основой и тайным голосованием
встает всеобщее, равное, прямое избирательное право. Участие граждан в
выборах главы администрации является добровольным, происходящим на
равных основаниях. Граждане голосуют «за» и «против» кандидата на
должность главы администрации непосредственно. При этом контроль над
волеизъявлением граждан запрещается.
Что касается возможности главе администрации быть депутатом
краевого Законодательного Собрания, ст. 2 об ограничениях на право
занятия данной должности отрицает ее. Глава администрации так же не
вправе быть депутатом и представительных органов местного
самоуправления, состоять в органах управления коммерческих и
некоммерческих организаций, занимать оплачиваемые должности в других
органах государственной власти, органах местного самоуправления,
общественных объединениях, коммерческих и некоммерческих организациях.
Назначением выборов главы администрации занимается краевое
Законодательное Собрание (ст.5 Закона 1996 года). День выборов – первое
воскресение после истечения срока полномочий, на который был избран
прежний глава администрации. Срок со дня назначения выборов до дня
выборов должен быть не менее трех месяцев. В случае, если краевое
Законодательное Собрание не назначит выборы в установленный срок,
выборы главы администрации проводятся избирательной комиссией
Алтайского края в первое воскресенье месяца, следующего за месяцем, в
котором истекают полномочия главы администрации.
При досрочном прекращении полномочий главы администрации,
краевое Законодательное Собрание в трехдневный срок со дня прекращения
полномочий главы администрации назначает досрочные выборы главы
администрации. Днем выборов в этом случае является выходной день не
позднее 75 дней с момента досрочного прекращения полномочий главы
администрации. При этом сроки избирательных действий сокращаются на
четверть1.
Если краевое Законодательное Собрание не принимает решения о
проведении досрочных выборов главы администрации, то досрочные выборы
проводятся избирательной комиссией Алтайского края в уже указанный
срок.
Решение о назначении выборов должно быть официально опубликовано
в СМИ не позднее пяти дней со дня его принятия.
Закон 1996 года указывает на то, что при досрочном прекращении
полномочий главы администрации края в случае отрешения его от
должности, отставки, смерти или невозможности в течении более четырех
месяцев вследствие болезни исполнять свои обязанности, до вступления в
должность вновь избранного главы администрации, либо до выздоровления
главы администрации края, его обязанности осуществляет первый
заместитель главы администрации края, определяемый краевым
Законодательным Собранием.
Рассматривая выборы главы администрации, хотелось бы упомянуть
еще один документ – Кодекс Алтайского края о выборах, референдуме,
отзыве депутатов и выборных должностных лиц 1999 года (далее – Кодекс в
соответствующем числе и падеже). Со дня вступления данного кодекса в
силу, Закон «О выборах главы администрации Алтайского края» от 18.03.96
признан утратившим силу.
В ст.98 Кодекса сказано, что выборы главы администрации края и
дата их проведения назначается краевым Советом народных депутатов
(новое название краевого Законодательного Собрания) не ранее, чем за
150 дней и не позднее, чем за 85 дней до истечения установленного срока
полномочий главы администрации края. Т. е. настоящий Кодекс более
точно, в отличие от Закона 1996 года, подходит к данному вопросу.
Некоторые изменения просматриваются и относительно досрочных
выборов главы администрации края. С трех до 14 дней увеличен срок
назначения выборов в случае досрочного прекращения полномочий главы
администрации. При этом выборы должны быть назначены на воскресенье не
ранее чем через 80 дней ( позже Законом Алтайского края «О внесении
изменений и дополнений в Кодекс Алтайского края о выборах, референдуме,
отзыве депутатов и выборных должностных лиц» от 13.01.2000, статьей 6
эта цифра изменена на «70») со дня принятия решения о назначении
выборов и не позднее чем 180 дней со дня досрочного прекращения
полномочий главы администрации края. Кроме того, если краевой Совет
народных депутатов не назначит выборы в предусмотренные сроки или же в
случае досрочного прекращения полномочий самого краевого Совета
народных депутатов, выборы проводятся избирательной комиссией
Алтайского края уже не в первое (ст. 5 Закона 1996 года), а во второе
воскресение месяца, следующего за месяцем истечения установленного
срока полномочий главы администрации края и не позднее чем через 180
дней со дня досрочного прекращения его полномочий (до этого срок
назначения очередных и досрочных выборов краевой избирательной
комиссией был одинаков). [3]
При этом решение избирательной комиссии алтайского края о
проведении выборов официально опубликовывается не позднее чем через 7
дней со дня истечения установленного Кодексом срока официального
опубликования постановления о назначении выборов.
В Кодексе появляется новое положение (ст.95, п.5), касающееся
случая, когда краевой Совет народных депутатов, либо избирательная
комиссия Алтайского края не назначат в установленный срок выборы главы
администрации края, а так же, если избирательная комиссия Алтайского
края отсутствует и не может быть сформирована, когда выборы по
заявлениям избирателей, избирательных объединений, избирательных
блоков, органов государственной власти, прокурора Алтайского края в
соответствии с п.4 ст.10 Федерального Закона «Об основных гарантиях
избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской
Федерации» назначаются Алтайским краевым судом. При этом выборы
организует и проводит временная избирательная комиссия, которая
формируется для подготовки и проведения данных выборов ЦИК РФ в
количестве не более 15 человек в течении 7 дней со дня вступления
судебного решения в законную силу.
Правом выдвижения кандидатов Закон 1996 года наделяет
непосредственно граждан (что включает в себя право на самовыдвижение и
право выдвинуть кандидата гражданами по месту работы, службы, учебы и
жительства), избирательные объединения и избирательные блоки.
Кодекс же отличает самовыдвижение кандидата от выдвижения
кандидата избирателями или группой избирателей, говорит о них отдельно.
И то и другое выдвижение производятся посредством сбора подписей.
Кодекс соответствует Закону 1996 года в плане того, что
выдвижение кандидата на должность главы администрации края
избирательными объединениями и избирательными блоками осуществляется на
съезде (конференции) посредством тайного голосования. И последующего
сбора подписей – уточняет Кодекс. Он закрепляет так же, что решение о
выдвижении кандидата на повторных выборах может быть принято постоянно
действующим руководящим органом избирательного объединения, если это не
запрещено его уставом.
Оба документа заключают, что выдвижение кандидатов начинается
после официального опубликования решения о назначении выборов.
Регистрация кандидатов производится избирательной комиссией
Алтайского края.
В случае, если в установленный срок, либо ко дню голосования
зарегистрировано менее двух кандидатов, «либо не остается ни одного
кандидата» – добавляет Кодекс, выборы по решению избирательной комиссии
Алтайского края откладываются, по Закону «О выборах главы администрации
Алтайского края» – на 60 дней, по Кодексу – на срок не более 6 месяцев,
для дополнительного выдвижения кандидатов и выполнения необходимых
избирательных действий.
Кандидаты на должность главы администрации края обладают равными
правами и несут равные обязанности.



2. 2. Выборы губернатора-2000.

В данном вопросе я считаю необходимым проанализировать ход
предвыборной компании по выборам губернатора, проходившей в 2000 году.
В ходе подготовки данных выборов сложилась интересная ситуация,
последствием которой в соответствии с законом могли бы быть повторные
выборы.
В связи с проведением выборов Президента РФ 26 марта 2000 года,
принимая во внимание наличие правовой нормы федерального
законодательства, предусматривающей проведение выборов главы
администрации края одновременно с выборами Президента РФ, а еще
важнее, наверное, что в целях экономии на этой основе средств краевого
бюджета, а так же учитывая соответствующее заявление главы
администрации Алтайского края А. Сурикова «Об изменении даты
прекращения им своих полномочий», краевое Законодательное собрание
назначает выборы губернатора на 26 марта 2000 года1.
Если в РФ было много желающих стать президентом, то
погубернаторствовать на Алтае – гораздо меньше. Долгое время даже в
краевой администрации были напуганы тем, что никто не захочет
соперничать с А. Суриковым (действующим губернатором), и выборы не
состоятся. Потом соперник все-таки нашелся – В. Райфикешт, прекрасно
понимающий, что победа ему не светит.
Почему на Алтае возникла такая ситуация, почему практически
отсутствовала альтернатива А. Сурикову на выборах 2000 года? По этому
поводу существуют различные мнения.
Многие эксперты алтайской газеты «Свободный курс», например,
проректор АГИиКа профессор А. Ивкин, склонны считать, что за годы
своего губернаторства А. Суриков методично вытаптывал поляну,
избавляясь различными путями от конкурентов[4].
Я же поддерживаю мнение профессора АГУ, директора Алтайской
школы политических исследований Ю. Чернышева, который полагает, что все-
таки одна из главных причин фактической безальтернативности выборов
главы администрации Алтайского края в 2000 году – перенос их с декабря
на март, ведь именно благодаря этому получилось, что ни у кого у
потенциальных претендентов для подготовки к выборам не осталось
времени.
Еще одно простое объяснение фактической безальтернативности
выборов на Алтае звучит примерно так: победить действующего губернатора
действительно очень трудно. Если действующий губернатор проиграл,
значит, сам виноват, – не сумел распорядиться своей властью так, как
нужно. Но что же тогда выходит: победив раз, политик автоматически
становится губернатором сразу на два заложенных в Уставе края
четырехлетнего срока.
На данную тему размышляла и пресс-секретарь краевой
администрации –
Г. Качакаева, построив в итоге свое весьма стройное объяснение
данной ситуации.
Во-первых, считает Г. Качакаева, руководителей такого уровня,
как А. Суриков, немного. Он, в отличие от коллег губернаторов, в Совете
Федерации поднимает не региональные, а общегосударственные вопросы. Во-
вторых, А. Суриков за время губернаторства заручился мощной
информационной поддержкой.
Эти объяснения не лишены смысла, но они отвечают далеко не на
все вопросы. Например, почему не заявили о своих политических амбициях
директора и предприниматели, или почему правые не смогли выдвинуть
серьезного претендента на власть?
Научный руководитель НИИ региональных медико-экологических
проблем В. Киселев придерживается следующей теории. На Алтае в 1991
году прервался естественный процесс развития политической элиты, и
когда-то он должен был возобновиться. Тогдашние руководители шли к
вершинам власти десятилетиями, постепенно, шаг за шагом. И именно в
1991 году старая советская элита потерпела поражение. Из региональной
власти были выброшены многие из видных тогдашних политических деятелей.
А. Суриков, кстати, тогда ничего не потерял, а даже приобрел – из
генерального директора «Алтайстроя» стал председателем краевого
совета.
Лишившись власти, старая политическая элита сразу же начала…
борьбу за власть.
В крае образовалось как бы два центра власти: назначенные
президентом администрация и крайсовет, а затем – краевое
Законодательное собрание во главе с А. Суриковым. Вокруг крайсовета и
объединилась старая элита, а лидером ее соответственно стал А. Суриков.
Имея, в общем-то, небольшие полномочия, он сумел воспользоваться ими
так, что бы стать как бы вторым руководителем края.
Вернуть себе реальную власть старая элита могла только
демократическим путем. Что, в конце концов, и было сделано – в 1996
году А. Суриков выиграл губернаторские выборы.
Реальной альтернативы А. Сурикову на выборах в 2000 году не
было, потому что никто больше не готов был прийти к власти, при этом
речь далеко не о Сурикове лично.
Директора еще до конца не осознали своих политических интересов.
К необходимости создать свою депутатскую группу они пришли только
спустя время после избрания краевого Законодательного собрания второго
созыва. И лишь совсем недавно решили выставить согласованный список
кандидатов в депутаты краевого парламента.
Бизнес же в Алтайском крае еще достаточно слаб, несамостоятелен
и разобщен. Отсутствуют сырьевые ресурсы и производство товаров на
экспорт в дальнее зарубежье, за исключением кокса. Это является
причиной того, что на Алтае пока нет финансово-промышленных групп,
способных на конфликт с властью.



2.ВЫБОРЫ ДЕПУТАТОВ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО (ПРЕДСТАВИТЕЛЬНОГО)
ОРГАНА

2.1.Выборы депутатов Краевого Совета Народных
депутатов.

Организация и проведение данных выборов
регламентируется в настоящее время Кодексом о выборах, референдуме,
отзыве депутатов и выборных должностных лиц Алтайского края. После
вступления в силу данного Кодекса признан утратившим силу Закон
Алтайского края «О выборах депутатов Алтайского Краевого
Законодательного Собрания» от 5.10.95. (далее Закон 1995 года в
соответствующем падеже и числе).
Депутаты краевого Совета народных депутатов (далее
по тексту – депутат в соответствующем числе и падеже) избирается на
основе мажоритарной системы по одномандатным избирательным округам.
Депутат избирается на срок, установленный Уставом Алтайского края, а
именно 4 года.
Депутат не вправе быть государственным или
муниципальным служащим, депутатом иных законодательных органов
государственной власти, замещать иные государственные должности РФ,
Алтайского края (за исключением должностей, замещаемых депутатами в
Краевом Совете народных депутатов), иных субъектов РФ1. Помимо этих
ограничений, Кодекс, в отличие от более раннего документа, внося
новшество, указывает на запрет заниматься другой оплачиваемой
деятельностью (в т.ч. предпринимательской), кроме преподавательской,
научной и иной творческой деятельности.
Депутатом не может быть избран гражданин РФ, не
достигший на день голосования 21 года. О максимальном возрасте не
велась речь до Кодекса, который уточняет отсутствие такого ограничения.

Выборы депутатов и дата их проведения назначаются
Краевым Советом народных депутатов не ранее, чем через 150 дней и не
позднее, чем за 115 дней до истечения установленного срока его
полномочий (в законе 1995 года говорилось – не позднее 60 дней).
В случае признания полномочий отдельных депутатов
недействительными, а также в случае досрочного прекращения депутатских
полномочий, в соответствующих избирательных округах проводятся новые
выборы, которые в Кодексе упоминаются, как дополнительные. До 1999
года, такие выборы депутатов вместо выбывших не проводились, если до
окончания срока полномочий, тогда еще Законодательного Собрания,
оставалось менее 9 месяцев. Сейчас этот срок увеличен до 1 года.
Постановление о назначении выборов подлежит
официальному опубликованию, как уточняет Кодекс, не позднее, чем через
5 дней со дня его принятия.
Говоря о назначении выборов, нужно указать и
следующие новые положения Кодекса, которые не имели места в Законе 1995
года.
В случае досрочного прекращения полномочий Краевого
Совета народных депутатов, внеочередные выборы назначаются не позднее,
чем через 14 дней, а депутата (депутатов) – в течение месяца, со дня
такого прекращения полномочий. Выборы должны быть проведены в
воскресенье, не ранее, чем через 80 дней со дня принятия решения о
назначении выборов и не позднее, чем через 180 дней, со дня досрочного
прекращения полномочий Краевого Совета народных депутатов, депутата.
Право выдвигать кандидата принадлежит избирательным
объединениям, избирательным блокам, непосредственно избирателям.
Приемлем и способ самовыдвижения, который осуществляется путем сбора
подписей.
Выдвижение кандидатов от избирательных объединений и
избирательных блоков осуществляется посредством тайного голосования на
конференциях. Избирательные объединения, избирательный блок вправе: в
одном избирательном округе выдвинуть не более одного кандидата;
выдвинуть кандидатами лиц, не являющихся членами, входящих в них
общественных объединений.
В документе 1999 года появляется статья № 113,
носящая название «Уведомление о выдвижении кандидата». Закон 1995 года
такой статьи не содержит, хотя положения, входящие в ее состав все-таки
можно выделить в тексте Закона.
Инициаторы голосования уведомляют о выдвижении
кандидата соответствующую окружную комиссию. В уведомлении о выдвижении
кандидата должны содержаться фамилия, имя, отчество, дата рождения,
место работы, занимаемая должность, адрес места жительства.
Согласно Закону 1995 года избирательные объединения,
избирательные блоки до начала сбора подписей в поддержку выдвинутого
кандидата должны получить письменное согласие кандидата на его
выдвижение в данном избирательном округе. Кодекс такое заявление
советует представить вместе с уведомлением. Здесь же конкретизируется
содержание заявления, в котором должны быть указаны ФИО, дата рождения,
образование, основное место работы или службы, занимаемая должность,
гражданство кандидата, а также дается обязательство, в случае избрания
прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата. В случае
наличия у кандидата неснятой или непогашенной судимости, в заявлении
также должны указываться номер (номера) и наименование (наименования)
статьи (статей) Уголовного Кодекса РФ, на основании которой (которых)
был осужден кандидат.
Что касается необходимого количества подписей,
которые должны быть собраны в поддержку кандидата, то оно с 1995 по
1999 г.г. уменьшилось с 2% до 1 % от общего числа зарегистрированных
избирателей соответствующего избирательного округа.
Регистрацию кандидатов осуществляет окружная
избирательная комиссия. Случай, если в установленные сроки (или ко дню
голосования) в избирательном округе окажется зарегистрированным один
кандидат, либо не останется ни одного кандидата предусмотрен, обоими
уже многократно указанными здесь документами.
При этом Закон 1995 года говорит о переносе
выборов в таком избирательном округе на 12 недель для дополнительного
выдвижения кандидатов и осуществления последующих избирательных
действий. В соответствии же с Кодексом, выборы по решению окружной
комиссии откладываются на срок уже не более 6 месяцев. Статьей 115 п.3
этого же нормативно-правового акта учтена возможность существования
среди кандидатов однофамильцев. Эта проблема решается предоставлением
возможности таким кандидатам не позднее, чем через 5 дней после
последнего дня подачи документов на регистрацию зарегистрировать в
окружной комиссии любой псевдоним, который они вправе одновременно с
указанием фамилии, имени, отчества использовать в ходе предвыборной
агитации и которые одновременно с указанными фамилией, именем и
отчеством должны указываться во всех официальных (в том числе
информационных) документах и иных материалах, выпускаемых окружной
комиссией.
Окружная комиссия, после подписания протокола о
результатах выборов немедленно извещает об этом зарегистрированного
кандидата, избранного депутатом, после чего он в срок не позднее 5 дней
(Закон 1995 года указывал трехдневный срок) со дня официального
опубликования общих результатов выборов обязан представить в
избирательную комиссию Алтайского края копию приказа (распоряжения) об
освобождении от обязанностей, несовместимых со статусом депутата. Если
зарегистрированный кандидат без уважительных причин не выполнит это
требование, избирательная комиссия Алтайского края аннулирует результат
выборов по данному избирательному округу и назначает повторные выборы.
Повторные выборы должны быть проведены не ранее,
чем через 80 дней со дня принятия решения об их назначении и не
позднее, чем через 180 дней со дня первоначальных выборов (Закон 1995
года говорил о проведении выборов не позднее, чем в двухмесячный срок
после общих выборов). Повторные выборы не назначаются и не проводятся,
если в результате этих выборов депутат не может быть избран на срок
более одного года.

2. 2. Выборы депутатов и должностных лиц местного
самоуправления.


Депутаты представительных органов местного
самоуправления (далее по тексту – депутат в соответствующем числе и
падеже) в соответствии с уставами муниципальных образований избираются
на основе мажоритарной системы по одномандатным или многомандатным
избирательным округам. При этом Закон Алтайского края «О выборах
депутатов представительных органов и должностных лиц местного
самоуправления в Алтайском крае» (1995 год) вместе с изменениями,
внесенными Законом Алтайского края от 12.01.96 № 4-ЗС, не вводил
ограничения числа мандатов в случае образования многомандатного
избирательного органа. Кодекс же определяет, что число мандатов,
подлежащих распределению в таком округе, не может превышать пяти. Этот
же нормативно-правовой акт вводит условие, при котором выборы не
проводятся. Это происходит, если уставом муниципального образования в
соответствии с Федеральным Законом и Законом Алтайского края
предусмотрена возможность осуществления функций представительного
органа местного самоуправления (далее представительный орган в
соответствующем числе и падеже) общим собранием (сходом) граждан.

Сроки полномочий органов и должностных лиц
местного самоуправления устанавливаются уставами муниципальных
образований. В этом нет расхождений между Законом Алтайского края и
Кодексом Алтайского края. Только последний содержит ограничения этого
срока – «не менее двух лет и не более пяти».
Ограничения, связанные со статусом члена выборного
органа или должностного лица местного самоуправления, не затрагивающие
гражданских прав и свобод, гарантированных Конституцией и
законодательством РФ, в соответствии с Законом 1995 года
устанавливаются уставом муниципального образования.
О каких ограничениях идет речь мало понятно, хотя ст. 24 п.2
указанного документа и упоминает невозможность члена выборного органа
или должностного лица местного самоуправления заниматься деятельностью,
несовместимой со статусом такового. Опять же, о такой деятельности
здесь больше не сказано ни слова. А вот уже Кодекс без проблем сможет
ответить на возникшие вопросы. Он строго определяет, что глава
муниципального образования, депутат, работающий в представительном
органе местного самоуправления на постоянной основе, не вправе:
- быть государственным или муниципальным служащим;
- быть депутатом законодательных (представительных) органов
государственной власти (кроме Краевого Совета народных депутатов),
замещать иные государственные должности РФ, Алтайского края, иных
субъектов РФ;
- заниматься другой оплачиваемой деятельностью (в том числе
предпринимательской), кроме преподавательской, научной и иной
творческой деятельности, если иное не предусмотрено Федеральным
Законом.
На депутатов, не работающих в представительном
органе местного самоуправления на постоянно профессиональной основе,
распространены только первые два ограничения. Другие выборные
должностные лица местного самоуправления, помимо перечисленных
ограничений не вправе быть депутатами краевого Совета народных
депутатов.
Главой муниципального образования не может быть
избран гражданин РФ, не достигший на день голосования 21 года. Для
депутата и выборного должностного лица местного самоуправления
минимальный возраст равен 18 лет. Кроме этого, ранее перечисленные
должностные лица должны были постоянно проживать на территории
муниципального образования не менее 6 месяцев. Сейчас данное
ограничение не указывается. Не ограничивается и максимальный возраст
кандидата.
Выборы депутатов, глав муниципальных образований и
других выборных должностных лиц местного самоуправления назначаются
соответствующими представительными органами не позднее, чем через 65
дней до истечения установленного срока полномочий указанных
должностных лиц. Замечу, что первоначально Законом 1995 года этот срок
определялся шестьюдесятью днями. А Закон Алтайского края «О внесении
изменений и дополнений в закон Алтайского края «О выборах депутатов в
представительных органов и должностных лиц местного самоуправления в
Алтайском крае» (принятый постановлением Краевого Законодательного
собрания от 04.11.97. № 361), увеличивает данный срок вплоть до 90
дней.
Вообще, в законе 1995 года, что следует отметить,
отсутствует статья или глава, посвященная назначению выборов, поэтому
данный документ лишь в общих словах говорит об этом этапе
избирательного процесса. В дополнение к уже описанному выше, можно
найти еще и основания для назначения выборов, ими являются: образование
нового муниципального образования; истечение срока полномочий органов и
должностных лиц местного самоуправления; отзыв, выражение недоверия
населением или досрочное прекращение полномочий органов и должностных
лиц местного самоуправления; изменение структуры и организационных форм
выборных органов местного самоуправления, если изменение требует
проведения выборов органов и должностных лиц местного самоуправления.
Кодекс не дает такого четкого перечисления.

Новинки рефератов ::

Реферат: Методика документальной проверки учетной документации движения денежных средств, синтетического и аналитического учета (Бухгалтерский учет)


Реферат: Современная молодежная речь: норма или антинорма (Педагогика)


Реферат: ГАТТ эволюция деятельности и итоги Уругвайского раунда (Международные отношения)


Реферат: Квазары (Астрономия)


Реферат: Процессоры. История развития. Структура. Архитектура (Компьютеры)


Реферат: Гана до обретения независимости (История)


Реферат: Законная сила судебного решения (Гражданское право и процесс)


Реферат: Обеспечение национальной безопасности РК в контексте интеграционных связей стран СНГ (с 1991-2001г.г.) (Международное публичное право)


Реферат: Бизнес план (Менеджмент)


Реферат: Національна політика СРСР в роки перебудови (История)


Реферат: Требования к организации рабочего места (Безопасность жизнедеятельности)


Реферат: Закон РФ о государственной тайне (Право)


Реферат: Итальянское Возрождение (Культурология)


Реферат: Дизартрия (Педагогика)


Реферат: Конституционное право (Право)


Реферат: Верование в демонов в древние времена на Украине (Религия)


Реферат: Роль и значение PR и социальной рекламы в практике социальной работы (Социология)


Реферат: Василий Мачуга (Спорт)


Реферат: Исламский радикализм и его воздействие на национальную безопасность России (Социология)


Реферат: Экзаменационные билеты по предмету Психология и педагогика за осенний семестр 2000 года (Педагогика)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист