GeoSELECT.ru



Менеджмент / Реферат: Финансовое планирование на предприятии (Менеджмент)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Финансовое планирование на предприятии (Менеджмент)



Введение

Актуальность темы «Организация финансового планирования на
предприятии» очевидна в нынешних условиях российской действительности.
Связано это, прежде всего, с переходом от командной модели экономики, при
которой планирование осуществлялось централизованно, к рыночным отношениям.
Современный рынок предъявляет серьезные требования к предприятию. Сложность
и высокая подвижность происходящих на нем процессов создают новые
предпосылки для более серьезного применения планирования. Основными
факторами возрастающей роли планирования в современных условиях являются:
. увеличение размеров фирмы и усложнение форм ее деятельности;
. высокая нестабильность внешних условий и факторов;
. новый стиль руководства персоналом;
. усиление центробежных сил в экономической организации;
Возможности планирования в экономической организации предприятия
ограничены рядом объективных и субъективных причин. Наиболее важными из
них являются:

. неопределенность внешней (рыночной) среды;
. возможность слияния или поглощения другой фирмой;
. возможность монопольного установления цены реализации продукции;
. контрактные отношения;
В рыночной экономике предприниматели не могут добиться стабильного
успеха, если не будут четко и эффективно планировать свою деятельность,
постоянно собирать и аккумулировать информацию, как о состоянии целевых
рынков, положения на них конкурентов, так и о собственных перспективах и
возможностях.
Цель данной ВКР – рассмотреть процесс разработки финансового плана и
доказать необходимость финансового планирования деятельности любой фирмы,
рассчитывающей на успех в современных условиях рынка.
Объектом исследования является состояние финансового планирования на
реально действующем предприятии «ПСБ – филиал ОАО «Тулаоблгаз», планирующее
свою деятельность на 2004 год.
Предмет исследования – производственно-экономические отношения ПСБ с
предприятиями, организациями и прочими пользователями газового хозяйства.
В рамках данной цели поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть сущность и содержание финансового планирования;
2. Ближе познакомиться с методикой финансового планирования;
3. Проанализировать финансовое состояние ПСБ – филиала ОАО
«Тулаоблгаз»;
4. Составить баланс доходов и расходов (финансовый план) ПСБ – филиала
ОАО «Тулаоблгаз»
5. Разработать направления совершенствования механизма планирования.
Методология финансового планирования построена на рассмотрении баланса,
материалах, необходимых для составления финансового плана. Методология
финансового планирования и контроля упорядочила финансовые взаимоотношения
между субъектами хозяйствования и бюджетом. В этом отношении процедуры
финансового планирования упростились. В то же время значительно повысилась
ответственность финансовых работников предприятий за качество принятых
плановых решений. Увеличился риск при формировании стратегии развития
предприятия: работать прибыльно или стать банкротом. Поэтому эффективность
использования финансовых ресурсов стала главным критерием при выработке
стратегии и тактики ведения хозяйственной деятельности, отборе тех или иных
инновационных мероприятий, принятии инвестиционных решений.



Глава 1. Сущность, методы и виды финансового планирования на
предприятии

1.1. Сущность финансового планирования на предприятии

Управлять – значит предвидеть, т.е. прогнозировать, планировать.
Поэтому важнейшим элементом предпринимательской хозяйственной деятельности
и управления предприятием является планирование, в том числе и финансовое.
Финансовое планирование - это планирование всех доходов и направлений
расходования денежных средств предприятия для обеспечения его развития.
Финансовое планирование осуществляется посредством составления финансовых
планов разного содержания и назначения в зависимости от задач и объектов
планирования. [27, с. 264]
Финансовое планирование является важным элементом корпоративного
планового процесса. Каждый менеджер, независимо от своих функциональных
интересов, должен быть знаком с механикой и смыслом выполнения и контроля
финансовых планов, по крайней мере настолько, насколько это касается его
деятельности [10, с. 69].
Основные задачи финансового планирования:
. обеспечение нормального воспроизводственного процесса необходимыми
источниками финансирования. При этом огромное значение имеют
целевые источники финансирования, их формирование и использование;
. соблюдение интересов акционеров и других инвесторов. Бизнес-план,
содержащий подобное обоснование инвестиционного проекта, является
для инвесторов основным документом, стимулирующим вложение
капитала;
. гарантия выполнения обязательств предприятия перед бюджетом и
внебюджетными фондами, банками и другими кредиторами. Оптимальная
для данного предприятия структура капитала приносит максимальную
прибыль и максимизирует при заданных параметрах платежи в бюджет
[21, с. 461];
. выявление резервов и мобилизация ресурсов в целях эффективного
использования прибыли и других доходов, включая и
внереализационные;
. контроль рублём за финансовым состоянием, платёжеспособностью и
кредитоспособностью предприятия. [17, с. 234]
Цель финансового планирования состоит в увязке доходов с необходимыми
расходами. При превышении доходов над расходами сумма превышения
направляется в резервный фонд. При превышении расходов над доходами сумма
недостатка финансовых средств восполняется за счёт выпуска ценных бумаг,
получения кредитов, получения благотворительных взносов и т.д. [13, с. 201]
Руководство любого предприятия независимо от его вида и величины
обязано знать, какие задания в области экономической деятельности оно может
запланировать на следующий период. Группы заинтересованных в деятельности
предприятия лиц предъявляют определенные минимальные требования к
результатам его работы. К тому же при планировании некоторых видов
деятельности необходимо знать, какие экономические ресурсы требуются для
выполнения поставленных задач. Это относится, например, к планированию в
области привлечения капитала (приобретения кредитов, увеличение
акционерного капитала и т.п.) и определения объема инвестиций. [4, с. 59]

По мере реализации заложенных в бюджете планов необходимо
регистрировать фактические результаты деятельности предприятия. Сравнивая
фактические показатели с запланированными, можно осуществлять так
называемый бюджетный контроль. В этом смысле основное внимание уделяется
показателям, которые отклоняются от плановых, и анализируются причины этих
отклонений. Таким образом, пополняется информация обо всех сторонах
деятельности предприятия. Бюджетный контроль позволяет, например, выяснить,
что в каких-либо областях деятельности предприятия намеченные планы
выполняются неудовлетворительно. Но можно, разумеется, предположить и такую
ситуацию, когда окажется, что сам бюджет был составлен на основе
нереалистичных исходных положений. В обоих случаях руководство
заинтересовано в получении информации об этом, с тем чтобы предпринять
необходимые действия, т.е. изменить способ выполнения планов или ревизовать
положения, на которых основывается бюджет. Разрабатывая финансовый план на
следующий период, необходимо принимать решения заблаговременно, до начала
деятельности в этот период. В таком случае существует большая вероятность
того, что разработчикам плана хватит времени для выдвижения и анализа
альтернативных предложений, чем в той ситуации, когда решение принимается в
самый последний момент. [25, с. 27]

Краткосрочное и долгосрочное планирование


Как правило, различают краткосрочное и долгосрочное планирование.
Значение некоторых из принимаемых решений распространяется на очень долгую
перспективу. Это относится, например, к решениям в таких областях, как
приобретение элементов основного капитала, кадровая политика, определение
ассортимента выпускаемой продукции. Такие решение определяют деятельность
предприятия на много лет вперед и должны быть отражены в долгосрочных
планах (бюджетах), где степень детализованности обычно бывает довольно
невысока. Долгосрочные планы должны представлять собой своего рода рамочную
конструкцию, составными элементами которой являются краткосрочные планы.
[7, с. 356]
В основном на предприятиях используется краткосрочное планирование и
имеют дело с плановым периодом, равным одному году. Это объясняется тем,
что за период такой протяженности, как можно предположить, происходят все
типичные для жизни предприятия события, поскольку за этот срок
выравниваются сезонные колебания конъюнктуры. По времени годовой бюджет
(план) можно разделить на месячные или квартальные бюджеты (планы). [6, с.
25]

Организация планирования


Организация планирования зависит от величины предприятия. На очень
мелких предприятиях не существует разделения управленческих функций в
собственном смысле этого слова, и руководители имеют возможность
самостоятельно вникнуть во все проблемы. На крупных предприятиях работа по
составлению бюджетов (планов) должна производиться децентрализовано. Ведь
именно на уровне подразделений сосредоточены кадры, имеющие наибольший опыт
в области производства, закупок, реализации, оперативного руководства и
т.д. Поэтому именно в подразделениях и выдвигаются предложения относительно
тех действий, которые было бы целесообразно предпринять в будущем. [5, с.
48]
Бюджеты подразделений должны разрабатываться не изолированно друг от
друга. При расчете, например, плановых показателей реализации, а значит и
величины покрытия необходимо знать условия производства и запланированные
отпускные цены. Чтобы обеспечить действенную систему координации, на многих
предприятиях разрабатывается инструкция по составлению бюджетов, в которой
содержится повременной план, а также распределение обязанностей и
ответственности при расчете бюджетных показателей. [18, с. 273]
В литературе о планировании на предприятиях обычно различают две схемы
организации работ по составлению бюджетов (планов): по методу break-down
(сверху-вниз) и по методу build-up (снизу-вверх). [15, с. 168]
По методу break-down работа по составлению бюджетов начинается
“сверху”, т.е. руководство предприятия определяет цели и задачи, в
частности плановые показатели по прибыли. Затем эти показатели во все более
детализированной, по мере продвижения на более низкие уровни структуры
предприятия, форме включаются в планы подразделений. По методу build-up
поступают наоборот. Например, расчет показателей реализации начинают
отдельные сбытовые подразделения, и затем уже руководитель отдела
реализации предприятия сводит эти показатели в единый бюджет (план),
который в последствии может войти составной частью в общий бюджет (план)
предприятия. [12, с. 213]
Методы break-down и build-up представляют две противоположные
тенденции. На практике не целесообразно использовать только один из этих
методов. Планирование и составление бюджетов представляют собой текущий
процесс, в котором необходимо постоянно осуществлять координацию бюджетов
различных подразделений. [15, с. 169]
Процесс финансового планирования включает несколько этапов.
На первом анализируются финансовые показатели за предыдущий период. Для
этого используют основные финансовые документы предприятий – бухгалтерский
баланс, отчёты о прибылях и убытках, отчёты о движении денежных средств.
[29, с. 236]
Они имеют важное значение для финансового планирования, так как
содержат данные для анализа и расчёта финансовых показателей деятельности
предприятия, а также служат основой для составления прогноза этих
документов. Причём, сложная аналитическая работа на этом этапе несколько
облегчается тем, что форма финансовой отчётности и планируемые финансовые
таблицы одинаковы по содержанию.
Баланс предприятия входит в состав документов финансового планирования,
а отчётный бухгалтерский баланс является исходной базой на первой стадии
планирования. [14, с. 278]
Второй этап предусматривает составление основных прогнозных документов,
таких как прогноз баланса, отчёта о прибылях и убытках, движения денежных
средств (движение наличности), которые относятся к перспективным финансовым
планам и включаются в структуру научно-обоснованного бизнес-плана
предприятия.
На третьем этапе уточняются и конкретизируются показатели прогнозных
финансовых документов посредством составления текущих финансовых планов.
На четвёртом этапе осуществляется оперативное финансовое планирование.
Завершается процесс финансового планирования практическим внедрением
планов и контролем за их выполнением [29, с. 237].
Жизнедеятельность фирмы невозможна без планирования, "слепое"
стремление к получению прибыли приведет к быстрому краху. При создании
любого предприятия необходимо определить цели и задачи его деятельности,
что и обуславливает долгосрочное планирование. Долгосрочное планирование
определяет среднесрочное и краткосрочное планирование, которые рассчитаны
на меньший срок и поэтому подразумевают большую детализацию и конкретику.
Основой планирования является план сбыта, так как производство
ориентировано в первую очередь на то, что будет продаваться, то есть
пользоваться спросом на рынке. Объем сбыта определяет объем производства,
который в свою очередь, определяет планирование всех видов ресурсов, в том
числе трудовые ресурсы, сырьевые запасы и запасы материалов. Это
обуславливает необходимость финансового планирования, планирование издержек
и прибыли. Планирование должно осуществляться по жесткой схеме,
использовать расчеты многих количественных показателей.
Планирование и моделирование дальнейшей деятельности, конечно же, носит
несколько абстрактный характер из-за непредсказуемости ряда внешних
факторов, но дает возможность учесть те изменения, которые не всегда
очевидны на первый взгляд.
Методы планирования финансовых показателей рассмотрим более подробно в
разделе 1.2 «Методы планирования финансовых показателей».


1.2 Методы планирования финансовых показателей

В условиях планово-директивной экономики целью составления финансового
плана хозяйствующего субъекта являлось определение суммы излишка его
доходов с тем, чтобы изъять этот излишек в госбюджет. При рыночной
экономике хозяйствующий субъект обладает полной самостоятельностью. Изъятие
прибыли в бюджет производится с помощью налогов. Хозяйствующий субъект сам
определяет направления и величину использования прибыли, оставшейся в его
распоряжении после уплаты налогов. Целью составления финансового плана
становится определение возможных объёмов финансовых ресурсов, капитала и
резервов на основе прогнозирования величины финансовых показателей. К
последним относятся прежде всего собственные оборотные средства,
амортизационные отчисления, устойчивая кредиторская задолженность, прибыль,
налоги, уплачиваемые с прибыли, и т. п. [8, с. 462].
Содержанием стратегии финансового планирования хозяйствующего субъекта
является определение его центров доходов и центров расходов. Центр доходов
хозяйствующего субъекта – это его подразделение, которое приносит ему
максимальную прибыль. Центр расходов – это подразделение хозяйствующего
субъекта, являющееся малорентабельным или вообще некоммерческим, но
играющее важную роль в общем производственно-торговом процессе. Например, в
западной экономике многие фирмы придерживаются правила «двадцать на
восемьдесят», то есть 20% затрат капитала должны давать 80% прибыли.
Следовательно, остальные 80% вложений капитала приносят только 20% прибыли
[9, с. 248].
Планирование финансовых показателей осуществляется посредством
определённых методов. Методы планирования – это конкретные способы и приёмы
расчётов показателей. При планировании финансовых показателей могут
применяться следующие методы: нормативный, расчётно-аналитический,
балансовый, метод оптимизации плановых решений, экономико-математическое
моделирование [29, с. 234].

Нормативный метод

Сущность нормативного метода планирования финансовых показателей
заключается в том, что на основе заранее установленных норм и технико-
экономических нормативов рассчитывается потребность хозяйствующего субъекта
в финансовых ресурсах и в их источниках. Такими нормативами являются ставки
налогов, ставки тарифных взносов и сборов, нормы амортизационных
отчислений, нормативы потребности в оборотных средствах и др. [29, с. 235].
В финансовом планировании применяется целая система норм и нормативов,
которая включает:
. федеральные нормативы;
. республиканские (краевые, областные, автономных образований)
нормативы;
. местные нормативы;
. отраслевые нормативы;
. нормативы хозяйствующего субъекта [8, с. 463].
Федеральные нормативы являются едиными для всей территории Российской
Федерации, для всех отраслей и хозяйствующих субъектов. К ним относятся
ставки федеральных налогов, нормы амортизации отдельных видов основных
фондов, ставки тарифных взносов на государственное социальное страхование и
др. Республиканские (краевые, областные, автономных образований) нормативы,
а также местные нормативы действуют в отдельных регионах Российской
Федерации. Речь идёт о ставках республиканских и местных налогов, тарифных
взносов и сборов и др.
Отраслевые нормативы действуют в масштабах отдельных отраслей или по
группам организационно-правовых форм хозяйствующих субъектов (малые
предприятие, акционерные общества и т.п.). Сюда входят нормы предельных
уровней рентабельности предприятий-монополистов, предельные нормы
отчислений в резервный фонд, нормы льгот по налогообложению, нормы
амортизационных отчислений отдельных видов основных фондов и др. [36, с.
235].
Нормативы хозяйствующего субъекта – это нормативы, разрабатываемые
непосредственно хозяйствующим субъектом и используемые им для регулирования
производственно-торговым процессом и финансовой деятельностью, контроля за
использованием финансовых ресурсов, других целей по эффективному вложению
капитала. К этим нормативам относятся нормы потребности в оборотных
средствах, нормы кредиторской задолженности, постоянно находящиеся в
распоряжении хозяйствующего субъекта, нормы запасов сырья, материалов,
товаров, тары, норматив отчислений в ремонтный фонд и др. Нормативный метод
планирования является самым простым методом. Зная норматив и объемный
показатель, можно легко рассчитать плановый показатель. [26, с. 96]

Расчётно-аналитический метод

Сущность расчетно-аналитического метода планирования финансовых
показателей заключается в том, что на основе анализа достигнутой величины
финансового показателя, принимаемого за базу, и индексов его изменения в
плановом периоде рассчитывается плановая величина этого показателя. Данный
метод планирования широко применяется в тех случаях, когда отсутствуют
технико-экономические нормативы, а взаимосвязь между показателями может
быть установлена косвенно, на основе анализа их динамики и связей. В основе
этого метода лежит экспертная оценка (рис. 1.2.1).
Расчетно-аналитический метод широко применяется при планировании суммы
прибыли и доходов, определение величины отчислений от прибыли в фонды
накопления, потребления, резервный, по отдельным видам использования
финансовых ресурсов и т.п. [27, с. 266]


|Политика |

|Правила |

|Процедуры|

Рис. 1.3.1. Процесс стратегического планирования [30, с. 53]

Стратегическое планирование может поднять новые проблемы организации.
Некоторые из них включают:
. сложность стратегического планирования. Это требует изменения
типа мышления. Стратегическое планирование должно быть
созидательным процессом, использующим новые идеи. Многие люди не
готовы к такому типу принятия решений. Новые отношения и роли
могут возникать в результате применения стратегического
планирования. Отдельные люди могут быть недовольны
дополнительными заданиями и деятельностью;
. стратегическое планирование требует дополнительных затрат
времени, вовлечения новых людей, не говоря о времени на
исследования, перераспределения ресурсов, изменения в
организации. Все это может «утопить» организацию, особенно при
недостатке ресурсов;
. стратегические планы могут быть мало эффективными. Неверные
предположения, чересчур оптимистичные прогнозы и другие решения
могут привести к неэффективному стратегическому плану.
Такой стратегический план может привести к серьезным проблемам
в организации;
. невозможность применения. Если высший менеджмент не поддержит
стратегический план, то применение становится невозможным и весь
процесс - пустой тратой времени и ресурсов. Дополнительно, может
возникнуть внутреннее сопротивление стратегическому
планированию. [5, с. 124 ]
В число потенциальных преимуществ, которые дает разработка
стратегического плана, входят:
. улучшение качества организационной работы;
. наличие четкого представления о направлении движения к будущему;
. возможность своевременного решения главных организационных
проблем;
. достижение более высокого экономического показателя «затраты –
эффективность»;
. создание рабочего коллектива и накопление экспертных знаний;
. выполнение требований финансирующих организаций;
. принятие активной, а не выжидательной позиции по отношению к
проблемам, стоящим перед организацией. [21, с. 462]
Стратегическое планирование не должно рассматриваться как гарантия
будущего успеха. Стратегическое планирование имеет следующие ограничения:
. стратегическое планирование не обеспечивает возможности принятия
будущих решений. Невозможно предсказать будущее. Стратегическое
планирование предоставляет общее направление движения,
основанное на предположениях;
. стратегическое планирование не является макетом будущего.
Происходит слишком много перемен – меняется рынок, предпочтения
потребителей, появляются новые конкуренты, новые технологии,
новые возможности, изменяются финансовые условия и т.д.
Стратегическое планирование динамичный процесс, восприимчивый к
переменам;
. стратегическое планирование не может решить критические
ситуации, угрожающие организации. Стратегическое планирование не
выведет из кризиса. Организация должна быть стабильна до начала
применения стратегического планирования;
. стратегическое планирование не определяет всех критических
факторов, связанных с организацией. Стратегическое планирование
призвано определить наиболее важные вопросы, встающие перед
организацией. Фокусируя внимание на основных вопросах,
стратегический план минимизирует детали и таким образом
увеличивает шансы успешного применения. [30, с. 54]
В условиях политической и экономической нестабильности, а также высоких
темпов инфляции планирование не имеет смысла. Однако чем выше уровень
неопределенности, порождаемой нестабильностью, тем значительнее роль
планирования, в ходе которого должны быть обоснованы различные варианты
хозяйствования, адекватные соответствующим прогнозным сценариям развития.
При этом сама система планирования должна быть перестроена. [15, с. 315]
Основной целевой функцией планирования становится обеспечение
долгосрочной конкурентоспособности, которая обусловливает прочность и
устойчивость объекта управления на рынке. Другая основная функция –
информационно-ориентирующая. Ключевая задача заключается в не столько в
обработке статистической информации, сколько в том, чтобы дать ориентиры
для менеджеров, которые, с одной стороны, соответствовали их интересам, а с
другой стороны, способствовали достижению основных результатов плана. [30,
с. 54]
Для составления обоснованной программы развития предприятие должно
постоянно заниматься сбором и анализом огромного объема информации об
отрасли, рынке, конкуренции и других факторах в целях прогнозирования
будущих проблем и возможностей. Это обеспечивает высшему руководству
средства создания плана на длительный срок, основу для принятия решений и
формально способствует снижению риска при принятии этих решений.
В современных быстроменяющихся условиях долгосрочные планы теряют свою
актуальность без соответствующих управленческих воздействий, направленных
на контроль исполнения поставленных задач. Важной методологической
особенностью формирования системы стратегического планирования становится
механизм адаптации планов организации к меняющимся внешним условиям
развития. Адаптивный характер планов предполагает, что они должны быть
достаточно гибкими, легкоприспосабливаемыми к неожиданным изменениям
внешних факторов. Следовательно, чтобы обеспечить адаптивный характер
стратегического планирования, все виды планов должны предусматривать
действия на случай непредвиденных обстоятельств. [15, с. 317]
Для обеспечения устойчивой работы предприятия должна быть создана
система гибкого адаптивного трехуровневого планирования (СГАТП) (рис.
1.3.2):
1. Выбранная стратегия отражает основные направления развития
предприятия.
2. Согласно выбранной стратегии развития формируются годовые
планы действий (бюджеты).
3. Относительно годовых планов формируются тактические планы
действий (бюджеты) на квартал, месяц и т. д. [30, с. 55]
Тактические бюджеты содержат те мероприятия, которые должны быть
выполнены в конкретных условиях для обеспечения реализации годового
бюджета. Именно при помощи тактических бюджетов происходит координация
текущей деятельности таким образом, чтобы в случае отклонения от
поставленных задач в одном периоде можно было достичь намеченных в годовом
бюджете целей за счет более интенсивной работы в другом периоде.

|Стратегия |



|Бюджет на 1-й | |Бюджет на 2-й | |Бюджет на 3-й год|
|год | |год | | |



|Главный | |Начальник производственного| |Главный инженер |
|бухгалтер | |отдела | |проекта |

| |Заведующий | |
|Машбюро |множительно-коп|Водитель |
| |ировальным бюро| |


| | |руб. |% |руб. |% |руб. |% |
|А |1 |2 |3 |4 |5 |6 |7 |
|1 |Нематериальные активы |- |- |- |- |- |- |
|2 |Основные средства |162755 |11,6 |201315 |25,4 |38560 |13,8 |
|3 |Прочие внеоборотные |- |- |12553 |1,6 |12553 |1,6 |
| |активы | | | | | | |
|4 |Оборотные средства, |1235990 |88,4 |578777 |73 |-657213|-15,4|
| |в т.ч.: | | | | | | |
| |а) запасы |18617 |1,3 |28358 |3,6 |9741 |2,3 |
| |б) дебиторская |582580 |41,7 |217457 |27,4 |-365123|-14,3|
| |задолженность (в теч. | | | | | | |
| |12 месяцев после | | | | | | |
| |отчётной даты) | | | | | | |
| |в) денежные средства |634793 |45,4 |332962 |42 |-301831|-3,4 |
|5 |Расчеты с учредителями|- |- |- |- |- |- |
| | | | | | | | |
|ИТОГО: |1398745 |100 |792645 |100 |-606100| |


В таблице 2.2.1 постатейно записаны сведения о размещении капитала,
имеющегося в распоряжении предприятия. На основании этих данных можно
проследить за изменениями в составе и структуре активов предприятия,
откуда следует, что к 2003 году сумма основных средств увеличилась на 38560
руб.(13,8%). Общая сумма оборотных активов в 2003 году по сравнению с 2002
годом уменьшилась на 657213 руб. (15,4%) за счет значительного снижения в
них суммы дебиторской задолженности – на 365123 руб. (14,3%) и денежных
средств – на 301831 руб. (3,4%).

С помощью табличного процессора Excel и Мастера диаграмм, представим
данные таблицы 2.2.1 в графическом виде.


Из данных таблицы видно, что активы предприятия уменьшились за отчётный
год на 606100 руб. Средства в активах распределились следующим образом:
основные средства – 201315 руб. или 25,4%; прочие внеоборотные активы –
12553 руб. или 1,6%; оборотные средства – 578777 руб. или 73%.

Изменилось органическое строение капитала: в 2002 году отношение
оборотного капитала к основному составляло 7,6, а в 2003 году – 2,9. Это
свидетельствует о замедлении темпов его оборачиваемости, а это может быть
свидетелем того, что вложенные в предприятие ресурсы используются
неэффективно.
Важным показателем оценки финансовой устойчивости является темп
прироста реальных активов (реально существующих собственного имущества и
финансовых вложений по их действительной стоимости). Реальными активами не
являются нематериальные активы, износ основных фондов и материалов,
использование прибыли, заемные средства.
Темп прироста реальных активов характеризует интенсивность наращивания
имущества и определяется по формуле:

А = ((Ос1 + Обс1)/(Ос0 + Обс0) – 1) * 100% , (2.2.1)

где А – темп прироста реальных активов, %,
Ос – основные средства и вложения без учета износа, торговой наценки,
нематериальных активов, использованной прибыли,
Обс – оборотные средства
Имеем:
А = ((201315 + 578777) / (162755 + 1235990) – 1) * 100% = -44,2%
Таким образом, интенсивность прироста реальных активов за год снизилась
на 44,2 %, что свидетельствует об ухудшении финансовой устойчивости
предприятия.
Следующим моментом анализа является изучение динамики и структуры
источников финансовых ресурсов.
Таблица 2.2.2

Анализ динамики и структуры источников финансовых ресурсов (данные для
анализа - приложение - бух баланс)


|№ |Виды источников фин. |2002 г. |2003 г. |Изменение |
| |ресурсов | | | |
| | |руб. |% |руб. |% |руб. |% |
|А |1 |2 |3 |4 |5 |6 |7 |
|1 . Собственные средства |
|1.1|Добавочный капитал |34724 |2,5 |34724 |4,4 |- |1,9 |
|. | | | | | | | |
|1.2|Нераспределенная прибыль|- |- |- |- |- |- |
|. | | | | | | | |
|ИТОГО: |34724 |2,5 |34724 |4,4 |0 |1,9 |
|2. Заемные средства |
|2.1|Долгосрочные займы |- |- |- |- |- |- |
|. | | | | | | | |
| |ИТОГО: |- |- |- |- |- |- |
|3. Привлеченные средства |
|3.1|Кредиторская |1364021|97,5|757921 |95,6|-606100|-1,9 |
|. |задолженность | | | | | | |
|3.2|Доходы будущих периодов |- |- |- |- |- |- |
|ИТОГО: |1364021|97,5|757921 |95,6|-606100|-1,9 |
|ВСЕГО: |1398745|100 |792645 |100 |-606100|- |

Из табл. 2.2.2. видно, что сумма всех источников финансовых ресурсов
предприятия уменьшилась на 606100 руб., в том числе собственные средства не
изменились, привлеченные средства уменьшились на 606100 руб., или на 1,9%
(в основном за счет уменьшения задолженности кредиторам на 595514 руб.). За
отчетный год изменился состав источников средств: доля собственных средств
увеличилась на 1,9 процентных пункта; привлеченных средств уменьшилась на
1,9 процентных пункта. Это свидетельствует о неудовлетворительной работе
предприятия.
Используя табличный процессор Excel и Мастера диаграмм, представим
данные таблицы 2.2.2 в графическом виде.
Дадим характеристику динамики текущих расчётных отношений с дебиторами и
кредиторами (используем данные приложения к бухгалтерскому балансу).
Таблица 2.2.3
Динамика состояния текущих расчётных отношений с дебиторами и
кредиторами по данным годовой отчётности (Приложение 10)

|Показатель |Остатки по балансу, руб |Удельный вес в |
| | |составе всей |
| | |задолженности, % |
| |на на- |на |изме-нен|на |на |изме-н|
| |чало |ко-нец |ия |на-чал|ко-нец|ения |
| |года |года | |о года|года | |
|1 |2 |3 |4 |5 |6 |7 |
|Дебиторская задолженность – |582580 |217457 |-365123 |100 |100 |- |
|всего, в том числе: | | | | | | |
|покупатели и заказчики |- |83028 |+83028 |- |38,2 |38,2 |
|Кредиторская задолженность –|1364021 |757921 |-606100 |100 |100 |- |
|всего, в том числе: | | | | | | |
|задолженность перед |98015 |158293 |+60278 |7,2 |20,9 |13,7 |
|персоналом организации | | | | | | |
|задолженность перед |56505 |- |-56505 |4,1 |- |4,1 |
|государственными | | | | | | |
|внебюджетными фондами | | | | | | |
|задолженность по налогам и |21383 |6724 |-14659 |1,6 |0,9 |-0,7 |
|сборам | | | | | | |
|прочие кредиторы |1188118 |592904 |-595214 |87,1 |78,2 |-8,9 |

Анализ данных таблицы 2.2.3 показывает, что в течение года дебиторская
задолженность увеличилась на 83028 руб., а это создаёт финансовые
затруднения, т.к. предприятие будет чувствовать недостаток финансовых
ресурсов для приобретения производственных запасов, выплаты заработной
платы и др. Кроме того, замораживание средств в дебиторской задолженности
приводит к замедлению оборачиваемости капитала. Поэтому каждое предприятие
должно быть заинтересовано в сокращении сроков погашения причитающихся ему
платежей. Необходимо отметить и то, что кредиторская задолженность
уменьшилась на 606100 руб., что положительно сказывается на финансовом
состоянии предприятия. Сравним общий объём дебиторской и кредиторской
задолженности:

В абсолютном выражении:

На начало года: 1364021 – 582580 = 781441 руб.

На конец года: 757921 – 217457 = 540464 руб.

В относительном выражении:

На начало года: 1364021 / 582580 = 2,34

На конец года: 757921 / 217457 = 3,5

Т.е на начало года кредиторская задолженность существенно превышает
дебиторскую (на 781441 руб. или в 2,34 раза), на конец года эта разница
сокращается (до суммы в 540464 руб., но увеличивается по отношению к
дебиторской задолженности в 3,5 раз), а это значит, что финансовое
состояние предприятия можно характеризовать как нестабильное, подобная
ситуация может привести к несбалансированности денежных потоков.

Для анализа структуры источников капиталов предприятия и оценки степени
финансовой устойчивости и финансового риска, рассчитываются следующие
показатели:

Для оценки финансовой устойчивости предприятия используются коэффициенты
автономии и финансовой устойчивости.
Коэффициент автономии характеризует независимость финансового состояния
предприятия от заемных источников средств. Он показывает долю собственных
средств в общей сумме источников.

Ка = СК / Итог баланса, (2.2.2)
где К а – коэффициент автономии,
СК – собственные средства,. руб.,

К АО = 34724 / 1398745 = 0,025
К А1 = 34724 / 792645 = 0,044
Минимальное значение КА принимается на уровне 0,6. Так как КА и в
базисном и в отчетном периодах меньше 0,6, то это свидетельствует о полной
финансовой зависимости предприятия от ОАО «Тулаоблгаз».
Коэффициент финансовой устойчивости представляет собой соотношение
собственных и заемных средств.

К у = СК + Долгосрочные обязательства / итог баланса (2.2.3)

где К у - коэффициент устойчивости,
СК– собственные средства, руб.,
Имеем:
Ку 0 = 34724 / 1398745 = 0,025
Ку 1 = 34724 / 792645 = 0,044
Таким образом, ПСБ не является финансово – устойчивым.
Далее проанализируем несколько специфических коэффициентов финансовой
устойчивости ПСБ.
Прежде всего, это коэффициент концентрации привлеченного капитала.
Кк.п.к = Привлеченный капитал/Общий объем используемого капитала, (2.2.4)
К к.п.к. = 34724 / 792645 = 0,04
Так как доля привлеченного капитала гораздо ниже установленную норму, то
предприятие можно считать финансово неустойчивым.
Источниками образования собственных средств являются уставной капитал,
отчисления от прибыли (в резервный фонд, в фонды социального назначения –
фонд накопления и фонд потребления), целевые финансирования и поступления,
вклады учредителей и арендные обязательства.
Анализ наличия и движения собственных оборотных средств предприятия
предполагает определение фактического размера средств и факторов, влияющих
на их динамику. [6, с. 379]
Рассчитаем следующий коэффициент – это коэффициент концентрации
собственного капитала.
Кк.с.к = Собственный капитал / Общий объем исп-го капитала, (2.2.5)
К к.с.к. = 34724 / 792645 = 0,04
Этот коэффициент ниже установленного показателя и показывает, что
концентрация собственного капитала составляет 4%.
Для того чтобы охарактеризовать коэффициент маневренности собственного
капитала необходимо данный коэффициент рассмотреть в динамике.
Км.с.к =Собственные оборотные средства /Собственный капитал (2.2.6)
К м. с. к .0 = 1235990 / 34724 = 35,6
К м. с. к 1 = 578777 / 34724 = 16,7
Ум. с. к = К м. с. к .1 / К м. с. к .0 = 16,7 / 35,6 = 0,47
Динамика коэффициента маневренности собственного капитала меньше
единицы. Для предприятия это отрицательная тенденция.
Это говорит о том, что у предприятия к концу периода снижается доля тех
средств, которыми оно может относительно свободно маневрировать.
Коэффициент инвестирования
Ки = Собственные средства / Внеоборотные активы (2.2.7)
Ки0 = 34724 / 162755 = 0,2
К и1 = 34724 / 213868 = 0,16
Коэффициента инвестирования и в отчётном, и в предыдущем году ниже
норматива. К тому же имеет тенденцию к снижению.
Таблица 2.2.4
Группировка активов и пассивов по уровню ликвидности (Приложение 1)

|Группа |Сроки|Сумма, руб. |Группа |Строки|Сумма, руб. |
|активов |балан| |пассивов |баланс| |
| |са | | |а | |
| | |На нач. |На кон.| | |На нач. |На кон.|
| | |года |года | | |года |года |
|Наиболее |250 +|634793 |332962 |Наиболее |620+ |136402 |757921 |
|ликвидные |260 | | |ликвидные |630+ | | |
|активы (А 1) | | | |пассивы (П |660 | | |
| | | | |1) | | | |
|Быстрореализу|240+ |582580 |217457 |Краткосрочн|610 |- |- |
|емые активы |270 | | |ые | | | |
|(А 2) | | | |обязательст| | | |
| | | | |ва (П 2) | | | |
|Медленнореали|210+ |18617 |28358 |Долгосрочны|590 |- |- |
|зуемые активы|220 +| | |е | | | |
|(А 3) |230 | | |обязательст| | | |
| | | | |ва (П 3) | | | |
|Труднореализу|190 |162755 |213868 |Собственный|490+ |34724 |34724 |
|емые активы | | | |капитал (П |640+ | | |
|(А 4) | | | |4) |650 | | |
|Валюта |300 |1398745 |792645 |Валюта |700 |1398745 |792645 |
|баланса | | | |баланса | | | |



Коэффициент общей текущей ликвидности – отношение всей суммы оборотных
активов, включая запасы и незавершенное производство, к общей сумме
краткосрочных обязательств. Он показывает степень, в которой оборотные
активы покрывают оборотные пассивы.
Коэффициент текущей ликвидности определяется по формуле (2.2.8):
Ктл = (А1 + А2 + А3)/ (П1 + П2) ? 2
К тл0 = (634793 + 582580 + 18617) / 1364021 = 0,9
К тл1 = (332962 + 217457 + 28358) / 757921 = 0,8
Данный коэффициент значительно меньше норматива. Это означает, что для
кредиторов нет уверенности, что долги будут погашены.
Рассчитанный коэффициент общей текущей ликвидности не удовлетворяет
указанным требованиям, к тому же наметилась тенденция к его понижению,
т.е. возросла вероятность того, что предприятие не сможет погасить свои
долги.

Коэффициент промежуточной (критической) ликвидности - отражает
платежные возможности предприятия для своевременного и быстрого погашения
дебиторской задолженности.
Коэффициент критической ликвидности определяется по формуле (2.2.9):
К кл = (А1 + А2 )/ (П1 + П2) > 0,8
К кл0 = (634793 + 582580) / 1364021 = 0,9
К кл1 = (332962 + 217457) / 757921 = 0,7
В данном случае его величина на начало периода соответствует норме, но
в конце периода он становится ниже нормативного уровня, т.е. ПСБ не сможет
быстро и вовремя погасить свою дебиторскую задолженность, ему не хватит
собственных денежных средств.
Коэффициент абсолютной ликвидности – определяется отношением денежных
средств и краткосрочных финансовых вложений ко всей сумме краткосрочных
долгов предприятия. Он показывает, какая часть краткосрочных обязательств
может быть погашена за счет имеющейся денежной наличности. Чем выше его
величина, тем больше гарантия погашения долгов.
Коэффициент абсолютной ликвидности определяется по формуле (2.2.10):
К абл = А1 / (П1 + П2) ? 0,2
К абл0 = 634793/1364021 = 0,5
К абл1 = 332962 /757921 = 0,4
В нашем случае коэффициент превышает нормативный уровень, но
наметилась тенденция к его понижению. Это говорит о том, что ПСБ в
состоянии погасить краткосрочные обязательства за счёт денежных средств.
Из проведённого анализа видно, что проектно-сметное бюро находится в
полной финансовой зависимости от ОАО «Тулаоблгаз».



2.3 Методологические основы составления финансового плана на
предприятии
Основой организации финансов предприятия является финансовый план.
Формой финансового плана является баланс доходов и расходов, в котором
находят отражение результаты финансово-хозяйственной деятельности
предприятия, его взаимоотношения с бюджетом, внебюджетными фондами,
банками.

В состав доходов включаются, прежде всего, суммы, получаемые за счет
устойчивых источников собственных средств, а при необходимости – за счет
заемных средств. К устойчивым источникам собственных доходов относятся
прибыль, амортизационные отступления, отчисления в ремонтный фонд,
кредиторская задолженность, постоянно находящаяся в распоряжении
хозяйствующего субъекта. [22, с.113]

Если источник дополнительных финансовых средств уже точно известен,
то эти средства включаются в доходную часть, а возврат их – в расходную
часть финансового плана. В условиях инфляции финансовый план
хозяйствующего субъекта делается на квартал и корректируется с учетом
индекса инфляции [24, с.95].

Главной задачей баланса доходов и расходов является проверка
синхронности поступлений и расходования денежных средств, которая
обеспечивает поддержание ликвидности и платёжеспособности предприятия,
выражающейся в постоянном наличии на счёте в банке денежных сумм,
достаточных для расчётов по обязательствам [13, с. 201].
Финансовый план является неотъемлемой частью бизнес планирования
предприятия. Он призван обобщить материалы, изложенные в описательной части
планирования для того, чтобы представить их в стоимостном выражении.
Методика расчета финансового плана.

1. Планирование источников доходов и поступлений.
2. Планирование расходов и отчислений.
3. Проверка финансового плана.
I. Поступления:
1) Прибыль от реализации товарной продукции. Рассчитывается в
ценах и условиях предыдущего (отчетного) года. Основа расчета
прибыли от реализации – объем реализованной продукции и ее
себестоимость на основе расчетов маркетологов.
2) Прибыль от прочей реализации (внереализационные доходы):
. Доходы от реализации ненужного, неиспользуемого имущества
(активов). Определяется как разница между выручкой от
реализации и затратами, связанными с непосредственной
стоимостью этого имущества, затратами по его подготовке к
продаже и косвенные налоги.
. Дополнительный доход в виде экономии на налоге на
имущество, т.к. снижается налогооблагаемая база.
. Могут быть доходы от аренды.
. %%, получаемые от кредитов, %% по ценным бумагам.
Внереализационные доходы могут быть убыточными. [16,с.
269]
II. Амортизационные отчисления. [1].
III. Финансовые ресурсы строительства при выполнении работы хозяйственным
способом. Планируется на основании смет. В смету закладываются все
расходы (в т.ч. премии работникам и средняя норма прибыли). Экономия
появляется за счет отказа от плановых накоплений и значительной части
накладных расходов.
IV. Устойчивые пассивы. В качестве финансовых ресурсов планируется прирост
устойчивых пассивов (Кредиторская задолженность на законных
основаниях).
V. Расчет финансовых ресурсов, закладываемых в себестоимость продукции.
Из платежей в бюджет – сумма социальных налогов.
VI. Доходы от выпуска ценных бумаг. Планируются на основании решения
общего собрания акционеров об увеличении уставного капитала и той доли
акций, которая определена для реализации. За цену принимается
номинальная цена акций. Учитываются суммы ценных бумаг, оставшихся в
распоряжении предприятия и предполагаемые к реализации.
VII. Расчет эмиссионного дохода от реализации акций. Базируется на
котировках акций на фондовой бирже.
VIII. Финансовые ресурсы от размещения облигационного займа. Рассчитываются
по его объему и срокам размещения на основании данных проспекта
эмиссии.
IX. Инфляционный доход. Дополнительный доход, обусловленный ростом цен.
X. Высвобождение финансовых ресурсов при снижении нормативов оборотных
средств. Появляются в связи с сокращением объемов производства,
изменением условий поставок ресурсов.
XI. Фонд амортизационных отчислений основных средств. Остатки фонда,
которые предприятие может использовать как финансовый резерв.
XII. И т.д. [24, с. 112]
Таблица 2.3.1.
Финансовый план.
|Показатели |Год |В т.ч. кварталы |
| | |I |II |III |IV |
|1.Доходы и поступления: | | | | | |
|2. Расходы и отчисления: | | | | | |
|3. Платежи в бюджет | | | | | |

Отражаются только те расходы предприятия, которые связаны с расширением
и развитием производства, удовлетворением социально-культурных и бытовых
потребностей, прочие расходы. Все конкретные направления и пропорции
использования средств предприятие определяет самостоятельно. [11, с. 517]
I. Капитальные вложения. Основание для планирования – наличие проектно-
сметной документации (лицензии, решение органа государственной власти
об отводе земельного участка, наличие договоров подряда).
II. Прирост собственных оборотных средств. Основа для планирования –
расчеты по формированию оборотных средств на конец планируемого года,
намеченные цели ускорения оборачиваемости оборотных средств. Первичный
источник – прирост устойчивых пассивов.
III. Проценты по долгосрочным кредитам. Планируются на основе договоров с
кредитными учреждениями и сведениях об изменениях процентной ставки и
методики расчета суммы процентов.
IV. Расходы по смете фонда потребления. Расходы по коллективному договору
в Уставе предприятия и отраслевых тарифных соглашениях.
V. Формирование резервных фондов:
1. Резервный фонд предприятия (15 % от уставного капитала –
«Закон об АО»). Обычно для других предприятий – 8-10%.
Источник – прибыль.
2. Фонд страхования имущества и коммерческих рисков предприятия
Может создаваться в в любых объемах, но за счет
себестоимости – лишь в пределах 2 % от объема реализованной
продукции. Дополнительные суммы резервов – за счет прибыли
(по желанию).
3. Резерв на оплату налога на землю. Источник оплаты –
себестоимость продукции. Норматив отчислений в резерв
рассчитывается как – сумма налога / себестоимость товарной
продукции.
4. Ремонтный фонд. Создается по нормативу и определяется
отношением запланированных затрат на ремонтные,
подготовительные и рекультивационные работы как себестоимость
товарной продукции.
5. Фонд на выплату вознаграждения за выслугу лет. Организуется
на предприятиях, где такие выплаты предусмотрены. Создается
за счет себестоимости. Пик приходится на январь («13
зарплата»). Норматив отчислений – отношение запланированной
величины фонда к фонду оплаты труда.
6. Резерв на оплату отпусков. Пик приходится на лето. Норматив
рассчитывается аналогично п.5.
7. Отчисления единого социального налога (ЕСН) с сумм остатков
фонда на выплату вознаграждения за выслугу лет и с резерва на
оплату отпусков.
8. Фонд на выплату дохода (дивидендов). Источник – прибыль. [11,
с. 519]

Платежи в бюджет.
1. НДС. Указывается в доходной части финансового плана. Иногда
указывается даже перед прибылью. Источник – выручка, в которую по
установленной ставке включается сумма налога. [Бабич, 348]
2. Группа налогов, включаемых в себестоимость продукции:
. Сбор на нужды образовательных учреждений.
. Целевой сбор на содержание милиции (3 % фонда минимальной
оплаты труда* среднестатистическую численность работников).
. Налог на имущество (2 % к стоимости основных средств,
нематериальных активов, запасов и затрат).
. Земельный налог (360 руб. за кв.метр).
. Налог на рекламу (5 % от расходов на рекламу).
. ЕСН (35,6 % + в фонд социального страхования [0,2 %] ).
. Налог на прибыль (24 % к прибыли).
. Налог на ценные бумаги (0,8 % от номинала проспекта эмиссии).
[7, с. 350]
Степень напряженности – соотношение уровня финансовых ресурсов, абсолютно
необходимых для нормального функционирования предприятия и общего объема
доходов, запланированных к получению. Чем меньше величина показателя, тем
менее напряженным будет финансовый план.

Бюджет доходов и расходов.
Показывает соотношение всех доходов (выручки) от реализации со всеми
видами расходов с выделением наиболее важных (критических) статей расходов.
Показывается валовая, операционная, балансовая и чистая прибыль. В этом
смысле этот бюджет приближен к форме отчета о финансовых результатах (Ф-2),
но могут быть различия. Минимальная разбивка этого бюджета – помесячная
(может быть подробная). Позволяет рассчитать рентабельность производства,
массу прибыли, т.е. возможности погашения кредита, точку безубыточности
(постоянные расходы / цена - - средние переменные расходы), сумму
перечислений вышестоящим органам управления. [22, с. 125]
В основе его составления лежит прогноз объемов реализации продукции.
Для нового проекта прогноз денежных потоков может быть более важен, чем
прогноз прибылей, из-за того, что в нем детально рассматриваются величина и
время максимального денежного притока и оттока. Обычно уровень прибыли,
особенно в начальные году осуществления проекта, не является определяющим
при рассмотрении непосредственных финансовых нужд. Более того, доходы, как
правило, не превышают расходы в некоторые периоды времени. Прогноз денежных
потоков и выявит эти условия. Проводя планируемый уровень продаж и
капитальных затрат в тот или иной период, прогноз подчеркивает
необходимость и время дополнительного финансирования и определяет пиковые
требования к рабочему капиталу. Администрация решает, как это
дополнительное финансирование должно быть получено и в какие сроки и как
будет осуществлен возврат средств. [36, с. 475]
Если проект разрабатывается в сезонной или циклической отрасли, или в
отрасли, где смежники требуют от новой фирмы наличных выплат (или
необходимо капитальное строительство), прежде чем продукт будет готов к
продаже и начнет приносить доход, прогноз денежных потоков является
важнейшим фактором для принятия решения о продолжении дела. Детализованный
прогноз, который понятен и пригоден для руководства, может помочь привлечь
внимание к проекту, несмотря на периодически возникающие денежные кризисы,
которые следует предотвращать.
Когда денежный поток сформирован, необходимо обсудить противоречия
между денежными потребностями и их возможным удовлетворением в критические
точки, например при низком накоплении средств и при предполагаемых
снижениях продаж. [34, 32 ]
Притоки и оттоки денежных средств по источникам возникновения
классифицированы на три категории:
Основная деятельность
. Притоки денежных средств от:
V продажи товаров и услуг;
V возврата по займам (доход от процентов) и ценным бумагам
(доход по дивидендам).
. Оттоки денежных средств:
V поставщикам запасов;
V персоналу за услуги;
V кредиторам (в виде процентов);
V правительству в виде налогов;
V другим поставщикам операционных расходов.
Инвестиционная деятельность
. Притоки денежных средств от:
V продажи основных фондов;
V продажи обязательств или ценных бумаг другим организациям;
. Оттоки денежных средств на:
V приобретение основных фондов;
V покупка обязательств или ценных бумаг у других организаций.
Финансовая деятельность
. Притоки денежных средств от:
V кредитов;
V продажи собственных ценных бумаг фирмы.
. Оттоки денежных средств на:
V погашение кредитов (выплата суммы долга);
V повторную покупку собственных ценных бумаг фирмы;
выплату дивидендов акционерам. [11, с.116-117]
Значение бюджета доходов и расходов:
1) Демонстрируют эффективность хозяйственной деятельности каждого вида
бизнеса.
2) Устанавливает лимиты (нормативы) основных видов расходов, прибыли,
резервов формирования и увеличения прибыли.
3) Определяет фонды потребления и накопления.
4) Позволяет оптимизировать налоговые отчисления в бюджет.



Показатели бюджета доходов и расходов:
1) Общий оборот. Определяется по стоимости отгруженных товаров, включая
НДС, таможенные пошлины и другие косвенные налоги в соответствии с
прогнозом сбыта. Для производственных структур включает также прирост
незавершенного производства по планируемым затратам.
2) Резерв для расчетов с бюджетом. Устанавливается отдельно руководителями
предприятия по конкретному виду бизнеса. Он должен быть стабильным,
неизменным. Состоит из всех платежей с общего оборота (НДС, НП, акциз,
таможня и т.д.). [12, с. 248]
3) Чистые продажи (чистая выручка от реализации) = общий оборот-резерв.
4) Прямые затраты. Здесь отражаются те виды ожидаемых затрат, которые
прямо пропорционально связаны с ростом объемов продаж и чья доля чистой
выручки от реализации остается почти неизменной в течение 1-3 лет.
Конкретный набор зависит от вида бизнеса, но выделяется всегда 3
основных статьи:
1. Оплата сырья, материалов.
2. Оплата операционных (производственных,
эксплуатационных) расходов.
3. Расходы на зарплату основного производственного
персонала.
5) Накладные расходы. Те виды затрат, которые в принципе относятся к прямым
переменным, но не могут быть определены на единицу товарной продукции в
данный период.
6) Валовая прибыль (= чистые продажи – прямые затраты). Это первая
контрольная точка состояния бизнеса. В России на сегодня состояние
валовой прибыли должно быть не менее 40 – 45 % по мнению экспертов (на
Западе не ниже 30 %).
7) Постоянные расходы. Расходы, являющиеся условием существования
организации, но с хозяйственной деятельностью связаны косвенным образом.
Их удельный вес в доле чистой выручки должен быть минимальным.
(Балансовая прибыль = Валовая прибыль – все расходы указанные выше). [12,
с. 248]
Для получения инвестиционного кредита в России норма чистой прибыли
должна составлять 20-25 %, в развитых странах – 10-15 %. Тогда это
считается высокорентабельным видом бизнеса и дает возможность получить
кредит на 10-15 лет, в России – не более чем на 1 год.



Бюджет движения денежных средств (БДДС).

Это план движения расчетных счетов и наличия денежных средств в кассе.
Все доходы и расходы увязаны во времени, а также по условиям поступления и
использования. [31, с. 173]
Задача бюджета: контроль положительного конечного сальдо БДДС. Составляется
на весь бюджетный период с помесячной (или более подробной) разбивкой.
Бюджет отражает потребность в дополнительных источниках средств (кредиты,
инвестиции). При расчете источников существует следующий порядок:
1) Устанавливается объем средств для финансирования инвестиционных
затрат (дополнительных затрат). Используются данные плана
капитальных затрат, что является нижней границей уровня
финансирования из внешних источников.
2) Определяются дополнительные текущие затраты в том числе для
пополнения оборотных средств.
3) На основе полученного прогноза конечного сальдо устанавливается
превышение реальных расходов минимального уровня внешнего
финансирования.
Расчетный баланс.
Состоит из активов и пассивов.
Активы: имущества, обязательства потребителей (других лиц), которыми будет

Новинки рефератов ::

Реферат: Общие принципы и законы ведения бухгалтерского учета (Бухгалтерский учет)


Реферат: Генетика, особенности индивидуального развития (Биология)


Реферат: Методы подготовки спортсменок (Педагогика)


Реферат: Социальная реабилитация детей инвалидов (Социология)


Реферат: Страхование жизни (Страхование)


Реферат: Билеты по обществоведению (Государство и право)


Реферат: Екатерина Вторая Алексеевна (Исторические личности)


Реферат: Исследование психолого-педагогических причин неуспеваемости младшего школьника в учебной деятельности и путей их преодоления (Психология)


Реферат: Основные процедуры и функции модуля CRT (Кибернетика)


Реферат: Этнопедагогика (Педагогика)


Реферат: MB Pentium 2 (Программирование)


Реферат: Анализ основных технико-экономических показателей деятельности строительной организации (Аудит)


Реферат: Патрология (Религия)


Реферат: Электроэнергетика России (География)


Реферат: Мини бухгалтерии (Бухгалтерский учет)


Реферат: Неравный брак (Социология)


Реферат: Социология политики в работах М. Вебера (Социология)


Реферат: Структура и состояние водоснабжения и водосброса, подземных вод и артезианских скважин города Киева (Биология)


Реферат: Иван Грозный (История)


Реферат: Право обвиняемого на защиту и его соотношение с презумпцией невиновности (Уголовное право и процесс)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист