GeoSELECT.ru



Педагогика / Реферат: Детское молодежное движение. ОМЦ "Монолит" (Педагогика)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Детское молодежное движение. ОМЦ "Монолит" (Педагогика)


Детское и молодежное движение.

ОМЦ «Монолит»



План.

Введение
I. Детское и молодежное движение.
1. Понятие детского движения.
2.Закрепление прав ребенка на международном уровне.
3. Цели детского движения
4. Проблема кадрового обеспечения
II. ОМЦ «Монолит»
1. История образования
2. Цели и задачи программы
3. Методы реализации программы
4. Механизмы реализации программы
5. Структура
6. Кадровое обеспечение
Заключение



Введение

Детское движение - явление демократическое, оно помогает самораскрытию,
самореализации личности ребенка в среде, где он наиболее комфортно себя
чувствует. Именно в клубно-профильной форме совместной деятельности педагог
и ребенок лучше понимают друг друга, их взаимодействие происходит в
непринужденной, творческой обстановке. Сочетание игровых форм деятельности
с вербальными (лекции, рассказы и т.д.) дает, как мне кажется, наивысшую
степень эффективности воспитания. Не стоит забывать и о том, что
подразумевается изначальная заинтересованность ребенка в подобного рода
объединении. Быть в окружении твоих единомышленников (по спортивным,
учебным, творческим интересам), быть понятым и чувствовать, что твое мнение
кого-то интересует – все это делает клубную деятельность очень
привлекательной. Несомненно, остается множество вопросов по
непосредственной организации того или иного объединения. Взрослые, конечно,
играют свою, не всегда положительную, но все же роль. Наличие педагога,
умеющего организовывать и самое главное, имеющего желание работать в этом
направлении, является немаловажной составляющей детского движения.
Во второй части реферата рассказывается о реально существующем в Курской
области детском движение на примере ОМЦ «Монолит». Выбор именно этого
центра неслучаен. «Монолит» признан не только в областном, но и во
всероссийском масштабе. Получение российских грандов всех степеней (1,2,3),
– явное тому доказательство. А ведь центру только 7 лет. За это время
программу центра освоили несколько тысяч детей, официальная численность
вступивших в организацию подростков составляет около 3 тыс. человек.
«Монолит» – это не только летние стационарные сборы профильных смен, но и
непрекращающаяся работа в течение года (зимний и весенние слеты,
деятельность клубов на местах и пр.), это деятельность педагогического
отряда «Мастер» в разных регионах России (например, в 2001г. несколько
параллельных смен в г. Сургуте и Мокве, в 2002г. 3 смены на базе лагеря
«Кристалл» под Железногорском).



I. 1. Понятие детского движения.

В широком смысле детское движение представляет собой деятельность различных
объединений и организаций, направленную на изменение самих себя, своего
отношения к государству и обществу, своего статуса в нем.
Можно сказать и иначе: детское движение – это рождение, становление и
отмирание различных групп, группок, объединений, в которых консолидируются
дети или дети и взрослые по принципу общности их личных и общественных
устремлений.
Детское явление помогает (создает условия) самораскрытию, самореализации
личности ребенка в среде, где он наиболее комфортно себя чувствует и
поэтому свободен в своем волеизъявлении. Детское движение – одно из основ
формирования демократической культуры общества. В этом смысле оно
представляет собой социальную систему, основными элементами которой
являются люди, их отношения и связи, объединения.
Детское движение – процесс открытый. Многоярусный. Для него характерна
взаимодействие, конкуренция, дифференциация и интеграция составляющих.
Размах детского движения, его развитие – показатели уровня демократизации
общественной жизни в государстве.
В узком смысле детское движение представляет собой совокупность
координированных действий несовершеннолетних граждан, направленных на
реализацию какой-либо идеи (достижения цели), связанной с изменением
социальной действительности или своего положения в обществе (движение
тимуровцев, защитников природы, животных и т. д.).
Движение существует до тех пор, пока достигается цель. Как только это
происходит, движение распадается. Не помогает и реанимация. Наличие цели,
стремления к ней является не только необходимым условием развития детского
коллектива, но и коллектива вообще. Детские объединения представляют собой
добровольный союз детей и взрослых (или только несовершеннолетних граждан),
созданный для совместной деятельности, для удовлетворения своей собственной
социальной потребности, своего интереса (команда, клуб, общество юных
туристов и пр.).
Такие объединения созданы и действуют много лет во внешкольных учреждениях
и клубах. Детская организация представляет собой объединение детей и
взрослых, созданная для реализации какой-либо идеи. Организация имеет
регулирующие ее деятельность нормы и правила, зафиксированные в «Уставе»
или ином учредительном документе, выраженную структуру, фиксированное
членство и фиксированный денежный взнос.
И детское движение, и детское объединение и детскую организацию можно
рассматривать и как отдельные самостоятельные социальные системы.
У них много общего: наличие идеи или цели, состав участников, место и время
действия. Но у них есть различия, связанные с отсутствием или наличием
фиксированных нравственных норм, членства взносов, символов и атрибутов,
регламентированных или спонтанных программ деятельности.
Детское движение, объединение не возникают сами по себе. Есть импульс.
Каков он?
«Самоорганизация, естественная потребность детей в объединении с себе
подобными»,- утверждают одни. Есть и другая точка зрения. Детское движение,
организация, объединение возникают только тогда, где и когда есть взрослые
(или сообщество взрослых), желающей реализовать свои интересы и
располагающей для этого необходимыми возможностями, навыками, умениями.

2. Закрепление прав ребенка на международном уровне.

Современный этап развития молодежного движения отличается от того, какой
был еще несколько десятилетий назад. Современность начинает свой отсчет со
второй половины 80-х, когда на международном уровне идет процесс
формирования новых представлений о гражданских правах и свободах детей.
Сначала небольшой экскурс в историю международного права.
1948 год Генеральная ассамблея ООН принимает всеобщую декларацию прав
человека, в статье 20 которой записывает:
1. Каждый человек имеет право на свободу мирных организаций и ассоциаций.
2. Никто не может быть присуждаем вступить в какую-либо ассоциацию.
1959год
Один из принципов декларации прав ребенка, принятой Генеральной Ассамблеей
ООН, гласит:
Ребенку законом и другими средствами должна быть обеспечена социальная
защита и предоставлены возможности и благоприятные условия, которые
позволили бы ему развиваться физически, духовно ив социальном отношении
здоровым и нормальным путем и в условиях свободы и достоинства.
1989 год
Принята ООН и ратифицирована Верховным советом (еще существовавшего СССР)
Конвенция «О правах ребенка», которая развивает положение деклараций,
принятых ранее, возлагает правовую ответственность за действия в отношении
детей на государства, ее принявшие. Смысл конвенции – максимальная защита
интересов ребенка (по определению ребенок - существо от рождения до 18
лет). Основных положений 4: выживание, развитие, зашита и обеспечение
активного участия в жизни общества. Среди гражданских прав и свобод ребенка
конвенция устанавливает:
1) право на имя и гражданство (ст.7)
2) на сохранение индивидуальности (ст.8)
3) на выражение своего мнения (ст.13)
4) на свободу мысли, совести и религии (ст. 14)
5) Свободу ассоциаций и мирных собраний (ст.15)
6) на защиту личной жизни (ст.16)
7) право доступа к соответствующей информации (ст.17)
8) право не подвергаться пыткам или другим жестоким, бесчеловечным или
унижающим достоинство видам обращения и наказания (ст.37а)

3. Цели детского движения

Цель детского движения можно рассматривать в двух аспектах. С одной
стороны, это цель, которую ставят пред собой дети и которую можно
определить как перспективу интересной жизни. С другой – воспитательная
цель, поставленная для себя взрослыми, создавшими детский коллектив. Она
состоит в том, чтобы, используя реальные взаимоотношения детей между собой,
в семье, с взрослыми, с другими группами общества, государством,
представленным, прежде всего школой, с природой, сформировать у детей
определенный социальный опыт и готовность его обогащать. Во главе всей
ребячьей деятельности находиться игра. Ведь тем и отличается детская
организация от любой другой. Цель развития детского движения – втянуть
ребенка в реальное, социально значимое творческое дело, помогая ему таким
образом войти во взрослую жизнь и приобщиться к общечеловеческим ценностям.
Путь к этому лежит через осуществление различных детских программ. На
вопрос анкеты « Состоишь ли ты в организации своих сверстников –
единомышленников? » положительно ответили 36,2 % детей и подростков, 38%
дали отрицательный ответ, 59% опрошенных изъявили свое желание состоять в
таких организациях. По данным других социологических исследований почти 60%
школьников хотят быть в экологических и культурно-творческих, других
неформальных объединениях.*
Особая значимость детской организации определяется тем, что она помогает
каждому из участников осознавать себя как личность. В школе учителя и
ученики, в семье родители и дети, т.е. руководители и руководимые. В
детской организации ребенок выступает как равный среди равных. Здесь он
находит сверстников, увлеченных тем же, что и он, делом. Это способствует
формированию объективных представлений о своих качествах, способностях,
общественной значимости. Воспитание, которое лежит в основе такой клубной
деятельности, является «единством социализации и индивидуализации».
«Гармония коллектива и личности – состояние, постоянно изменяющееся в
зависимости, например, от возраста. Для младшего школьника должны быть
созданы условия для полной анонимности, когда он свободен выражать себя как
хочет, проявлять свою самобытность. Для подростка необходим внешний
регулятор поведения, когда коллектив помогает ему освободиться, например,
от капризов».**

4. Проблема кадрового обеспечения

В настоящее время создалась такая ситуация: учитель просто отстранился от
вне учебных дел, а дети сами сделать много не могут, не научены действовать
самостоятельно, проявлять инициативу. Процесс слома пионерской организации,
единой и единственной, сопровождают такие тенденции, как стремление
сохранить и обновить пионерскую организацию, возродить те, что действовали
до ее появления, создать принципиально иные детские объединения.
Демократизация, управление в школе не самоцель. Безусловно, взрослые
обязаны советоваться с учащимися. Главные для организации вопросы должны
решаться на слетах. Детям и сегодня нужны старшие товарищи. Способные
понять их, сориентироваться в сложной социальной обстановке. Они обязаны
любить детей, уважать их право, честь и достоинство. Однако членство
взрослых не снимает одну из острых проблем функционирования любого детского
движения – кадры вожатых, инструкторов.



*Социологические аспекты современного детства, - М.,1990.
** Пашков А. Г. // Педагогика.-1992. -№12.- с.46.



В истории развития детского движения использовались различные пути решения
этой задачи: от привлечения к работе с детьми взрослых на общественных
началах до подготовки профессиональных работников, подготовка инструкторов
для детских организаций. Необходимо проанализировать сложившуюся систему
обучения кадров пионерских вожатых в педагогических институтах, училищах.
Доступность, демократичность, определенный социальный и практический опыт
студентов позволяют использовать эту форму обучения так же и в целях
подготовки кадров для детского движения. Например, такой факультет
существует в Костромском институте им. Н.А. Некрасова уже 30 лет.*
Сегодня центр тяжести в воспитательном процессе переносится на формирование
личности, реализацию ее интересов. Следовательно, должна меняться позиция и
тех, кто работает с детьми. Одна из основных задач вожатого, инструктора –
развитие индивидуальных особенностей каждого члена детской организации,
прогнозирование возможных путей его самоорганизации. Весьма актуальна в
этой связи задача формирования творческого характера личности вожатого,
инструктора. Педагогическая деятельность не ремесло, а своего рода
искусство. Вожатый – ремесленник. Владеющий набором стандартных приемов
(форм работы) не самый худший педагог, но и не самый лучший.
Признание на государственном уровне юридического статуса молодежных и
детских организаций, их активность, поиски своего места в обновлении нашего
общества создали предпосылки для объединения усилий исследователей детского
движения.



* Педагогика.- 1992.- №12.- с.20.
II. Областной молодежный центр «Монолит»*

1. История центра

В 1995 году при комитете по делам молодежи администрации курской области
создан профильный молодежный центр «Монолит». Ведущими социальными целями
центра являются создание в Курской области условий, обеспечивающих
формирование при молодежных структурах районных и городских администраций
общественных молодежных центров в целях координации молодежной политики,
формирования и оформления деятельности подростковых и молодежных клубов
Курской области; приобретение молодыми людьми опыта лидерской работы,
знаний, умений и навыков для самовыражения и самоопределения; создание в
области сети молодежных и подростковых клубов различного профиля,
вовлечение молодежи в организованные формы досуга; создания условий для
выполнения областной программы «Молодежь». В рамках программы созданы
потенциалы для решения крупномасштабных задач по оказанию социальной
психологической и педагогической помощи подросткам и юношам, членам разно
профильных молодежных объединений.

2. Цели программы.

. Создание условий для реализации потенциала системы молодежных клубов как
важного социального института и инструмента реализации молодежной
политики в курской области;
. Снижения негативного влияния неорганизованной и не структурированной
среды на личность подростка и юноши;
. Создание системы социальной, педагогической, психологической поддержки
деятельности профильных молодежных клубов и объединений по интересам в
системе комитете по делам молодежи;



* В этом разделе использованы материалы Программы Курского Молодежного
Областного центра «Монолит»/ под общей редакцией А.С. Чернышева, Курск,
1996г.- 52ст.
. Оказание комплексной социальной, педагогической, психологической помощи в
личностном самоопределение членов молодежных объединений и клубов.

Общие задачи программы:

. Разработка рабочей концепции, технологий и методик работы с молодежными
профильными клубами;
. Создание материально-технической базы для реализации программы;
. Подготовка кадров;
. Научная и практическая апробация;

Задачи по развитию личности старшеклассника, члена молодежного объединения:

o развитие творческих способностей, углубление интересов и склонностей
школьников (не только по профилю его объединения);
o социальной, педагогической, психологическая реабилитация личности
молодого человека, восстановление ее психического здоровья, снятие
эмоционального напряжения, установление нормального самочувствия,
психологической защищенности, оптимизация социально-психологического
статуса;
o развитие коммуникативных и организаторских свойств личности (умение
входить в контакт, общаться, руководить и т. д.) членов молодежных
клубов;
o формирование в каждой группе свойств субъекта совместной деятельности так
и субъекта общения;

3. Методы реализации программы

В своей педагогической деятельности ОМЦ «Монолит» опирается на:
> Сложившийся опыт организации коллективно-творческой деятельности и
систему средств включения подростков в процесс творчества и
самоорганизации;
> Организация и функционирование творческих лабораторий, клубов,
объединений. Профильных отрядов, как систему дополнительного образования
и посвящения, которое дает ребенку и молодежным объединением право на
выбор деятельности в соответствии с потребностями и интересами;
> Взаимодействие Комитета по делам молодежи администрации курской Области
через ОМЦ «Монолит» с подростковыми объединениями и клубами области с
целью создания стабильно работающих молодежных центров р. районах и город
области;
> Оздоровление подростков, пропаганда здорового образа жизни;
> Взаимодействие с научно-методическими и образовательными центрами Курской
области и Российской Федерации в целом с целью выработки новых
педагогических технологий;
> Взаимодействие с творческими союзами, объединениями, государственными и
общественными организациями для обмена информацией, опытом работы и
созданием научной, методической, кадровой и материально-технической базы
реализации программы.
Реализация вышеперечисленных задач осуществляется, прежде всего, через
создание условий совместной жизнедеятельности, обеспечивающие высокий
уровень мотивации достижения успеха и раскрытия творческого потенциала
личности, актуализирующие ее лучшие стороны и представляющие простор для
позитивного самоутверждения личности, а также посредством системы
разнообразных форм психолого-педагогического воздействия.

4. Механизмы реализации программы

Общей теоретической посылкой проведение реализации программы принято
положение о приоритете социального контекста в психическом развитие
ребенка, согласно которому, как считают А.Г. Асмолов и Г.А. Ягодин*,
реформы педагогических методов и технологий вряд ли приведут к успеху, если
не реформирована организация жизни ребенка. Ведущей стратегией поиска
педагогических технологий становится стратегия построение развивающего
образа жизни, различных обучающих и воспитывающих средств с высокими
социальными характеристиками. Новизна подхода заключается в том что
механизмы реализации программы строятся не на основе прямого воздействия
психологов и воспитателей, но посредством создания специально-
структурированной социальной среды, условия совместной деятельности, в
которой стимулируют внутригрупповые и межгрупповые механизмы социализации
личности. Приоритет групповых факторов социализации позволяет осуществлять
крупномасштабную педагогическую акцию в ОМЦ «Монолит»

* В разделе использованы научные разработки А.С. Чернышева и Ю.А. Лунева
При разработке методологических основ воздействия на личность создатели
программы опирались на положение о системной детерминации психических
явлений, сформулированных Б.Ф. Ломовым. Многоплановость, многоуровневость,
многомерность личности, находящейся в постоянном развитии и включающей в
себя явления разных порядков, требуют построения системы психологических
воздействий и выбора интегральной личностной характеристики в качестве
предмета реабилитации. Наиболее адекватно целостность личности описывается
понятием «социальное самочувствие личности». В нем отражаются два основных
пласта отношений: отношение к образу «я» и отношение к социальному
окружению. Таким образом, главным социально-психологическим механизмом
является восстановление благоприятного социального самочувствия личности,
т.е. положительного «я» образа и личностной позиции социального оптимизма и
созидания. Оптимизация отношений личности с социумом как исторически
начальной ступени ее социализации есть главное условие формирования
положительного отношения к себе.
Социально-психологическим механизмом оптимизации взаимодействия личности и
общества выступает осознание личностью характера и динамики этого
взаимодействия через призму собственного статуса первичного коллектива. Для
успешной социализации необходимо обеспечить личностную удовлетворительность
статусно-позиционной структурой. Социально-психологическая реабилитация
личности школьников основывается на экспериментальном структурировании
социальной среды с высокими характеристиками совместной жизнедеятельности,
главными субъектами которой являются личность и первичный коллектив, т.е.
создается особый микро социум, отличающийся по ряду существенных
показателей от обычной среды – своего рода социальный оазис.
Такими показателями являются:
o высокий уровень общественного признания социальной общности центра в
регионе;
o содержательная совместная деятельность, ориентированная на высокие
социальные ценности;
o значительная автономия личности и первичных коллективов и стимулирование
их инициативы (субъктности);
o взаимозависимый характер совместной деятельности, осуществляемый в едином
физическом и психологическом пространстве;
o стимулирование кооперативных форм межгруппового взаимодействия;
o паритетность взаимоотношений педагогического и детского коллектива.
Главным средством воздействия являются вышеуказанные условия совместной
жизнедеятельности, которые обеспечивают высокий уровень мотивации
достижения успеха и раскрытия творческого потенциала личности,
актуализируют ее лучшие стороны, дают простор для позитивного
самоутверждения личности.
Атмосфера деловой активности, уважительного отношения к каждому,
эстетическая насыщенность повседневной жизнедеятельности и совместные
переживания успехов и неудач в ОМЦ «Монолит» создают особое эмоциональное
родство молодых людей, формируют их нравственное и эстетическое сознание.
Паритетное направление психологического воздействия заключается в
формировании в каждой группе свойств, как субъекта деятельности, так и
субъекта общения. Именно это придает конструктивный характер
гуманистическим новообразованиям личности.


5. Структура ОМЦ «Монолит»

Руководителем программы является главный специалист отдела досуговых
программ молодежи Комитета по делам молодежи, депутат городской думы
Трубников А.П. Руководитель программы осуществляет организацию исполнения
программы, организует деятельность координационного совета и осуществляет
кадровую политику (обучение педколлектива). Помощь руководителю программы в
этой объемной работе оказывают методисты, которые являются заместителями
руководителя программы. Органы управления программы представлены
координационным советом, педагогическим отрядом инструкторов «Мастер» и
органами самоуправления воспитанников «Монолита», действующими в период
проведения выездных и однодневных сборов: Советом Доверия, Советом
Репортеров, Советом Хозяев.
Координационный совет обеспечивает общественную обоснованность программы
ОМЦ «Монолит», принимаемых заказчиком и руководителем программы решений и
аппарат их реализации. Координационный совет состоит из двух паритетных
структур: группа советников, независимых экспертов и группа исполнителей
(педотряд). Главными функциями координационного совета является разработка
программы деятельности и определение путей ее реализации. Члены
Координационного совета курируют важнейшие направление программы.
В состав Координационного совета входят все, кто может внести свой
профессиональный вклад советом или делом. Они приглашаются руководителем
программы. Конкретный характер деятельности специалистов определяет
руководитель программы.
В ОМЦ «Монолит» успешно функционируют 3 основные органа самоуправления:
Совет Доверия, Совет Репортеров, Совет Хозяев. Данные советы являются
выборными органами, их состав выбирается на первом оргсборе.
Совет Доверия – это основной руководящий орган самоуправления, который
курирует руководитель программы. В состав совета доверия входят президенты
клубов и объединений. Совет Доверия организует деятельность центра в
соответствии с программой, координирует осуществление идей и предложений,
которые исходят от клубов. Он же принимает решения по спорным вопросам.
Члены Совета Доверия осуществляют связь между руководителем программы,
психологической службой, подколлективом с одной стороны и клубными
коллективами с другой стороны. Лидер клуба руководит деятельностью своего
коллектива, выполняет организацию работы других коллективов, проводит
сборы, заседания и занятия. Члены Совета Доверия осуществляют сплочение
обще лагерного коллектива и мобилизуют своих друзей личным примером.
В течение дня члены совета собираются для решения текущих вопросов по мере
необходимости. После Вечернего благодарения все президенты собираются на
планерку для подведения итогов и оценки дня. Здесь до сведения ребят
доводится «дневка» на следующий день.
Совет Репортеров – это информационная служба ОМЦ «Монолит». Совет
формируется из числа ребят, выбранных отрядами и имеющими склонность к
журналистике. Целью Совета Репортеров является освещение работы Центра.
Обучение юных репортеров азам журналистского мастерства. Для реализации
этих целей Совет Репортеров выпускает общую газету, радиогазету, проводит
социологические опросы и рейтинги. Совет является звеном эмоциональной
связи между отрядами. На базе ОМЦ «Монолит» было создано молодежное
информационное агентство с филиалами в районах области. Цель программы –
информирование курян о деятельности Центра.
Основной функцией Совета Хозяев является обеспечение сохранности
материально-технической базы лагеря, организация службы санитарной уборки
лагеря (операция "Уют"), дежурство в столовой, в жилых помещения и другая
хозяйственная деятельность. В состав совета входят наиболее ответственные
подростки, способные организовать быт внутри коллектива клубов и в целом на
территории базы центра. Данный орган самоуправления позволяет подросткам на
деле осуществлять полученные знания, реализовать лидерский опыт, позволяет
формировать чувство ответственности за самостоятельно принятое решение.

5. Кадровое обеспечение

Педагогический коллектив ОМЦ формируется из наиболее активных и
подготовленных студентов курских вузов, проявляющих склонности к творчеству
и новаторству (20-30 человек). Исполнителем программы ОМЦ «Монолит»
является педагогический отряд инструкторов «Мастер».
Основной деятельностью педотряда «Мастер» является социальное творчество,
реализация которого способствует разностороннему обогащению личности
ребенка. Поэтому, реализуя собственные позитивные ценностные ориентации,
педколлектив задает такие же и для школьников. Характерно стремление детей
принимать эти ценности, сопереживать им и переводить их в собственное
поведение. Социальное творчество реализуется через расширение на его основе
социально значимых видов деятельности.
Педколлектив стремиться создать подростку ситуацию успеха, дать роль
организатора и участника значимого для него («Монолита») дела. Проводится
подобная педагогическая коррекция через организацию художественного
творчества (изучение песен, танцев всем коллективом, работа семинаров и
т.д.); спортивного - спорт-час, Спортакиада; коллективного творчества
создание и проведение тематических дней в ОМЦ.
Всей организации деятельности педотряда «Мастер» подчеркивается значимость,
ценность, мнение каждого - через возможность быть выслушанным – во время
«вечернего благодарения», и «отрядных кругов», «огоньков» и т.д. В первые
же дни после слов: «Кто хочет сказать что-то или кого-то поблагодарить?» –
выходят из строя воспитанники и высказывают то, что кажется наиболее
важным, либо просто говорят спасибо тем, кто по их мнению достоин этого.
Данное право может реализовать любой член "Монолита": ребенок, инструктор,
психолог. Таким образом, создается прецедент для всех, и подобное поведение
становится нормой.
Организация жизни «Монолита» педколлектив управляет на создание доступности
для каждого общей особой субкультуру, характерной только для него.
Элементами ее являются действующей с первой же минуты закон доброго
отношения к людям, означающий, что нельзя кричать, грубить, оскорблять и
закон точности, и ряд других правил. выполнение которых есть обязательное
условие для всех. Существуют и единые правила, по которым каждый может
делать свое дело, но одно условие должно оставаться неизменным -
исполнение, интересное всему коллективу. Таким образом, происходит
взаимодействие социального творчества и художественное обогащение личности.
Социальное творчество, создавая ситуацию успеха, снимает негативное
восприятие себя, окружающего мира, как враждебное. Подросткам предлагается
модель поведение, предусматривающая уважение, понимание другого как
индивидуальность личности; умение общаться. Неслучайно, что наиболее
популярными семинарскими занятиями с «Монолите» являются те, на которых
обсуждается культура поведения и правила общения. Педагогический коллектив
не абсолютизирует свои успехи, критически подходит к анализу неудач. Бывает
всякое. Но слезы на глазах в момент прощания с «Монолитом» и на
традиционных встречах между сменами, а также стремления 68% членов
объединений вновь встретиться в «Монолите» – существенный мотив
деятельности каждого педагога в ОМЦ.
В центре постоянно действует психологическая служба, руководимая учеными
кафедры психологии КГПУ. В рамках ОМЦ действуют две паритетные структуры:
педагогический коллектив и научная психологическая лаборатория.
Научная лаборатория в составе 3-5 человек традиционно комплектуется из
ведущих психологов и студентов, обучающихся на психологических факультетах,
либо интересующихся проблемами психологии.
Члены психологической службы непосредственно участвуют в планировании и
проведении учебно-воспитательной работы. Эффективность психологической
службы обеспечивается наличием собственного компьютерного класса и
оригинального пакета психодиагностических программ.
Мотивация самореализации и признания ОМЦ «Монолит» как молодежной ценности
занимает приоритетное место в самоанализе подростков и юношей. Итогом
реализации программы ориентация воспитанников центра на
высокосодержательную деятельность, в противоположность тенденции,
преобладающей в неорганизованной молодежной среде. В рамках программы
достигнуто гармоничное сочетание личностного развития и отдыха молодежи.



Заключение

Детское движение, как мне кажется, является одним из приоритетных
направлений развития молодежной политики Российского государства. Связано
это прежде всего с тем, что именно клубно-профильная форма организации
детей выполняет несколько социально значимых задач: осуществление
социализации школьников, творческого развития молодежи, создание
положительной альтернативы так называемому «уличному воспитанию», решение
проблем наркомании, токсикомании, алкоголизма в молодежной среде и т.д.
Несомненно, существует ряд взрослых проблем детского движения, которые
главным образом заключаются в отсутствии должного внимания со стороны
государства. Какие изменения возможны и необходимы?
Созданный и действующий на правительственном уровне Координационный или
национальный комитет по вопросам гражданских прав и свобод детей. Подобный
комитет на уровне самих общественных образований.
Развитая правовая основа. Наличие закона о детских общественных
организациях и соответствующих подзаконных актов, обеспечивающих его
выполнение на практике.
Новое представление о детском движении в обществе, сформированное усилиями
прессы, радио и телевидения.
Психологическая готовность общества и государства к принятию по форме и
существу гражданских прав и свобод детей.
Разработка новых моделей и программ подготовки кадров, взаимодействия
общественных и государственных структур, взаимодействие самих общественных
объединений.
Развитие молодежного движения зависит, прежде всего, от взрослых, от их
умения завоевать уважение к себе не только ребят, но и властных структур.
Именно поэтому самым целесообразным и необходимым условием развития
детского движения будет объединение их лидеров. А вслед за этим процессом
– другие действия, предложенные выше.



Список литературы


1. Положение о порядке формирования Федерального реестра// Российские
вести.- 1996.- 27 июня.
2. Социологические аспекты современного детства, - М.,1990.
3. Клочкова Л. Детское движение в России: программы и опыт// Воспитание
школьников.- 1992.- №5/6.- с.19-21.
4. Чепурных Е. Многоликая наша Федерация// Народное образование.-1994.- №5.-
с.80-83.
5. Трухачева Т. Что с нами происходит? // Народное образование.-1994.- №5.-
с. 78-80.
6. Дубрович с. Перспективы детского и молодежного движения// Педагогика.-
1992.- №1-2.- с.17.
7. Детские организации// Учительская газета,
8. Программа Курского областного молодежного центра «Монолит», -
Курск,1996.
9. Педагогика.- 1992.- №12.- с.46.
10. Лебедев Д.// Педагогический калейдоскоп.- 1996.-№12.-с.4.
11. Толковый словарь русского языка. С.И Ожегов, Н.Ю. Шведова – М.,1997г.







Реферат на тему: Деятельность классного руководителя по формированию нравственного поведения младших школьников

СМОЛЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Факультет начального и специального образования
Очное обучение



ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
по педагогике
на тему:
"Деятельность классного руководителя по формированию нравственного
поведения младших школьников"



Студентки V курса
Морозовой И. О.


Научный руководитель
кандидат педагогических наук
Меженцева Г. Н.



Смоленск – 2001


План:
Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . .2
§ 1. Понятие и сущность основных понятий исследования: мотив,
мотивация, нравственное поведение. . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . 4
§ 2. Психолого-педагогические основы процесса формирования мотивов
нравственного поведения младших школьников. . . . . . . .
. . . . . . . 11
§ 3. Характеристика методов формирования мотивов нравственного
поведения младших школьников. . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . 17
§ 4. Состояние вопроса в практике работы учителей начальных
классов (по результатам констатирующего эксперимента). . . .
. . . . . . . . . . . . . 27
Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . .34
Список литературы. . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . 36



Введение.
Актуальность темы. Для ребенка естественно то, что в процессе
воспитания и обучения он развивается, становится тем, кто он есть.
Без зоркости к внутреннему содержанию действий ребенка деятельность
учителя обречена на безнадежный формализм. Наблюдения за работой
многих классных руководителей показали, что нравственное воспитание в
школе имеет именно такой, формальный характер: добиваясь от учащихся
форм поведения, внешне, результативно отвечающих моральным нормам,
определенным правилам поведения, учитель, не зная мотивов, по которым
эти правила выполняются детьми, на самом деле ничего не знает о
личности учащегося.
Анализируя научную литературу по этому вопросу, мы не
обнаружили сколько-нибудь его систематического освещения, хотя многими
авторами некоторые аспекты нравственного воспитания рассматривались.
Собственно, вышеописанное и обусловило выбор данной темы для
исследования, объектом которого являются мотивы нравственного
поведения младших школьников; предметом – деятельность классного
руководителя по их формированию.
Анализ состояния вопроса в теории и практике позволил
сформулировать гипотезу: повысить эффективность работы по
формированию мотивов нравственного поведения можно, если выполнять
следующие условия:
знать уровень психической зрелости ребенка;
знать особенности мотивационной сферы младших школьников;
стимулировать нравственное поведение учащихся;
использовать разнообразные методы и приемы.
Цель исследования: выявить основные методы и приемы, повышающие
эффективность работы по формирования мотивов нравственного поведения
учащихся.
В соответствии с гипотезой и целью исследования были
определены основные задачи:
проанализировать понятия мотива, мотивации, нравственного поведения;
изучить особенности мотивации нравственного поведения младшего
школьника;
проанализировать методы формирования мотивов нравственного поведения;
проверить гипотезу в опытной работе.
Важнейшими источниками исследования являются:
научная литература по психологии и педагогике;
педагогические журналы «Начальная школа» и «Педагогика»;
«книги для учителя»;
пособия по педагогике и психологии для студентов вузов;
межвузовские сборники научных трудов по проблеме нравственного
воспитания.
Для проверки выдвинутой гипотезы, решения поставленных задач была
разработана программа исследования, которая включала следующие методы
исследования:
изучение литературных источников,
наблюдение за работой учителей начальных классов,
беседы с завучем и учителями,
анкетирование.
Положения, выносимые на защиту: педагогическими условиями
эффективной работы по формированию мотивов нравственного поведения
являются:
знание уровня психической зрелости ребенка;
знание особенностей мотивационной сферы младших школьников;
стимулирование нравственного поведения учащихся;
использование разнообразных методов и приемов в работе.
Для проверки гипотезы количественному и качественному анализу
были подвергнуты 42 анкеты учащихся 3-их классов.
Работа состоит из введения, четырех параграфов, заключения, списка
изученной литературы (36 источников). Объем работы 36 страниц
печатного текста.
§ 1. Понятие и сущность основных понятий исследования:
мотив, мотивация, нравственное поведение.
Поведение личности в ситуациях, которые на первый взгляд кажутся оди-
наковыми, зачастую является весьма разнообразным. Это
разнообразие трудно объяснить, обращаясь только к ситуации. За
объективно абсолютно одинаковыми поступками, действиями человека
могут стоять совершенно разные причины, то есть побудительные
источники этих действий могут быть различными. [26, с.146]
В психологической литературе понятие о мотиве трактуется по-
разному. При сходности общего подхода к пониманию мотива существуют
некоторые расхождения в деталях определения.
Радугин А. А. считает, что мотив – это побуждение к
совершению поведенческого акта, порожденное системой потребностей
человека и с разной степенью осознаваемое либо не осознаваемое им
вообще. [25, с.103]
По мнению Немова Р. С. мотив – это внутренняя устойчивая
психологическая причина поведения человека. [15, с.666]
Реан А. А. так определяет это понятие: «мотив – внутреннее
побуждение личности к тому или иному виду активности (деятельность,
общение, поведение), связанной с удовлетворением определенной
потребности». [26, с.147]
Мы видим, что в психологии само определение понятия «мотив»
представляет научную проблему. Одни считают, что мотив – это
психическое явление, становящееся побуждением к действию, другие,
что – это осознаваемая причина, лежащая в основе выбора действий
и поступков личности. Мы считаем, что задача классного руководителя
формировать у младшего школьника именно устойчивые осознаваемые
причины поведения, поэтому мы будем поль- зоваться определением,
которое дает Немов Р. С. Отметим еще, что мотивами поведения
(устойчивыми причинами) могут являться взгляды, убеждения, понятия
человека о нравственности.
Мотив является предметом деятельности. Разумеется, он может
быть как вещественным, так и идеальным, как данным в восприятии,
так и существующим только в воображении, мысли. Главное, что за
ним всегда стоит та или иная потребность. В качестве мотива
всегда выступает переживание чего-то личностно значимого для индивида.
Одни мотивы, побуждая деятельность, вме- сте с тем придают ей
личностный смысл; они называются смыслообразующими. Другие,
сосуществующие с ними и выполняющие роль побудительных фак- торов
(положительных или отрицательных) – порой остро эмоциональных,
аффективных, – лишены смыслообразующей функции; их условно называют
мотивами-стимулами. [29, с.184]
Мотив может характеризоваться не только количественно (по
принципу «сильный – слабый»), но и качественно. В этом плане
обычно выделяют мотивы внутренние и внешние. При этом речь идет
об отношении мотива к содержанию деятельности. Если для личности
деятельность значима сама по себе, то говорят о внутренней
мотивации. Если же значимы другие потребности, то говорят о
внешних мотивах.
Сами внешние мотивы могут быть положительными (мотив
достижения, успеха) и отрицательными (мотив избегания). Очевидно,
что внешние положительные мотивы более эффективны, чем внешние
отрицательные, даже если по силе они равны. К тому же высокая
позитивная мотивация может играть роль компенсаторного фактора в
случае недостаточно высоких специальных способностей или
недостаточного запаса у учащихся требуемых знаний, умений и
навыков. [26, с.164]
В процессе совершения поведенческих актов мотивы, будучи
динамическими образованиями, могут изменяться, что возможно на всех
фазах совершения поступка, и поведенческий акт нередко завершается
не по первоначальной, а по преобразованной мотивации. [25, с.103]
Любой поведенческий акт всегда заканчивается сравнением
задуманного со сделанным. Задуманное – это цель деятельности, а
цель является выражением потребности, она показывает, что надо
делать. Мотив деятельности раскрывает характер побуждений, он
выражает то, ради чего должна совершаться деятельность. [16, с.33]
Содержание деятельности не определяется лишь предметным
содержанием потребности, удовлетворяемой этой деятельностью. Человек
учитывает ситуацию, наличие субъективных и объективных возможностей,
наличие или отсутствие противоположных потребностей и таких, которые
действуют в одном направлении с основной. Затем на основании
мотива, который имеет данное поведение и переживается как
субъективное основание решения действовать так, а не иначе, субъект
оправдывает, санкционирует данное поведение. Мотив заменяет одно
поведение другим, менее приемлемое более приемлемым, и этим путем
создает возможность определенной деятельности. Действие, объективно
связанное с двумя мотивами так, что служит шагом в направлении к
одному из них и одновременно шагом в направлении от другого, и в
силу этого обладающее конфликтным смыслом, есть поступок.
Героический поступок – тот, который человек совершил, одновременно
преодолевая страх, инстинкт самосохранения, общественное давление и
т. п. Бесчестный поступок – тоже преодоление, но уже собственных
нравственных запретов. [30, с.185]
Нравственный смысл поступка оценивается, прежде всего, по его
мотиву, а не по внешней форме. Люди могут поступать нравственно,
чтобы добиться одобрения окружающих, и мотив такого поведения носит
эгоистический характер. [25, с.103]
Мотивация как движущая сила человеческого поведения занимает
ведущее место в структуре личности, пронизывая основные ее
структурные образования: направленность личности, характер, эмоции,
способности, деятельность и психические процессы. Она теснейшим
образом связана с эмоциями. Мотивация поведения принципиально
невозможна вне пределов эмоций, мотивационно-ценностной сферы. [3,
с.7]
Термином «мотивация» в современной психологии обозначаются два
психических явления:
совокупность побуждений, вызывающих и определяющих активность
индивида, то есть система факторов, детерминирующих поведение,
процесс образования, формирования мотивов, характеристика процесса, ко-
торый стимулирует и поддерживает поведенческую активность на
определенном уровне. [30, с.185]
В нашем исследовании мы будем иметь в виду второе определение,
так как в данном случае важна не совокупность побуждений сама по себе, а
именно процесс формирования мотивов в младшем школьном возрасте,
который имеет педагогическую характеристику.
Мотивационного объяснения требуют возникновение,
продолжительность, устойчивость поведения, его направленность и
прекращение после достижения цели, преднастроенность на будущие события,
повышение эффективности, смысловая целостность отдельно взятого
поведенческого акта. [25, с.103]
Мотивационные явления, неоднократно повторяясь, со временем становятся
чертами личности. К таким чертам можно отнести мотивы достижения
успеха и избегания неудачи. Личность характеризуют и такие
мотивационные образования как потребность в общении, мотив власти,
мотив оказания помощи людям и агрессивность. Это – мотивы, имеющие
большое социальное значение, так как они определяют отношение к
людям. [25, с.103]
Для правильной организации своей работы классному руководителю
необходимо знать, как формируется мотивация личности. Существует два
механизма.
Заключается в том, что стихийно сложившиеся или специально
организованные воспитателем условия учебной и трудовой деятельности
и взаимоотношений избирательно актуализируют отдельные ситуативные
побуждения, которые при систематической актуализации постепенно
переходят в устойчивые мотивационные образования. Это механизм
формирования «снизу вверх».
Механизм же «сверху вниз» заключается в усвоении воспитуемым
предъявляемых ему в готовой форме побуждений, идеалов, содержания
направленности личности, которые по замыслу воспитателя должны у
него сформироваться и которые сам воспитуемый должен постепенно
превратить из внешне понимаемых во внутренне принятые и реально
действующие.
Полноценное формирование мотивационной системы личности должно
включать в себя оба механизма. [30, с.186]
Чтобы подойти к раскрытию сущности нравственного поведения,
определим понятия воспитания, нравственности и поведения отдельно.
Под воспитанием в педагогике обычно понимается специально
организуемое педагогическое воздействие на учащихся в целях
формирования у них положительных черт и качеств.
И. Ф. Харламов считает, что подобное определение сущности
воспитания можно было бы считать достаточно верным, если бы
развитие и формирование личности целиком зависело от внешних
воздействий. Ведь за многочисленными формами воспитательной работы
чаще всего остаются нераскрытыми психолого-педагогические механизмы
ее морального воздействия, не показывается, как они влияют на
процесс нравственного развития. [32, с.22]
По мнению И. Ф. Харламова, под воспитанием следует понимать
такой процесс педагогического воздействия на учащихся, который
вызывает у них положительное отношение к этим воздействиям и
возбуждает активное стремление к собственному развитию и
формированию положительных личностных черт и качеств. [32, с.24]
Однако даже такое понимание процесса воспитания не дает
представления о характере этого воздействия в системе нравственного
воспитания: необходимо выяснить, в чем проявляется нравственность
человека вообще.
Осмысливая сущность нравственности личности, следует отметить,
что в качестве синонима этого понятия зачастую употребляется термин
«мораль». В этике эти понятия различаются. Под моралью в этом
смысле понимается система норм, правил, требований к поведению
личности в различных сферах жизни и деятельности; нравственность же
трактуется как совокупность этих норм, правил и требований.
Формирование нравственности педагогика связывает не только со
знанием морали, но и с ее неукоснительным соблюдением. [33, с.380]
О нравственности человека можно говорить только тогда, когда
он нравственно ведет себя в силу внутреннего побуждения
(потребности), когда в качестве контроля выступают его собственные
взгляды и убеждения. Выработка таких взглядов и убеждений и
соответствующих им привычек поведения и составляют сущность
нравственного воспитания. [33, с.383]
О нравственности человека обычно судят по его поведению, но
поведение – понятие весьма широкое и охватывает все стороны
жизнедеятельности личности. Поэтому для раскрытия его нравственной
сущности необходимо выделить какую-то наименьшую единицу, которая
сохраняла бы свойства целого. Такой наименьшей единицей поведения
может служить поступок. Под поступком понимают какое-либо действие
или состояние человека, но всякое действие или состояние становится
поступком только при условии, если оно рассматривается во
взаимосвязи с порождающими его целями, мотивами и намерениями
личности. При этом нравственными должны быть как сами по себе
действия или состояния, так и порождающие их мотивы и цели. [32,
с.25] Таким образом, под поведением понимают совокупность поступков
человека, выделяя при этом внешние действия и внутреннюю
обусловленность поступков, то есть их мотивацию, переживание. [35,
с.5]
Нравственная направленность личности раскрывается не в отдельных
поступках, а в ее общей деятельности, которая оценивается, прежде
всего, через способность личности активно проявлять жизненную
позицию. Нравственная ценность личности заключается в ее готовности
утверждать этические идеалы общества в избранной области
деятельности. [35, с.8]
Проанализировав этот вопрос, мы пришли к выводу, что основными
критериями нравственности человека могут являться его убеждения,
моральные принципы, ценностные ориентации, а также поступки по
отношению к близким и незнакомым людям. Мы считаем, что
нравственным следует считать такого человека, для которого нормы,
правила и требования морали выступают как его собственные взгляды
и убеждения (мотивы), как привычные формы поведения.
Привычное поведение формируют многократно повторенные действия.
Оно стабильно, позволяет человеку в одинаковых, похожих условиях
действовать всегда так, как нужно. [35, с.48]
Однако нравственное поведение характеризуется не только
поступком, но и системой нравственных привычек. Они наряду с
нравственными убеждениями и чувствами входят в систему внутренних
регуляторов поведения. Нравственная привычка – это способность и
умение произвести действие не только без особого на то контроля,
но и в силу выработанной потребности в данной деятельности. Еще
Д. Локк отмечал, что в воспитании главную роль играет формирование
нравственных привычек. По его мнению, ни в коем случае не
следует обременять память детей правилами и предписаниями, которые
тотчас забываются. Гораздо полезнее упражнять их в действиях,
желательных с точки зрения истинной моральности. [7, с.91]
Нравственные привычки укрепляются в деятельности, и в школе
нужна специальная работа по воспитанию определенных привычек
поведения. С. Л. Рубинштейн отметил, что, когда человека
систематически побуждают поступать определенным образом (нравственно),
мировоззрение, мораль как бы оседают и закрепляются в его
характере в виде привычек – привычных способов поведения. [20,
с.251]
Привычка к поведению, определенному глубоко усвоенными
нравственными нормами, – показатель устойчивости морального мотива.
Воспитание нрав- ственной привычки необходимо осуществлять на основе
положительной мотивации поведения учащихся. [18, с.409]
Нравственное поведение характеризуется тем, что оно у каждого
определяется сознательным выбором тех или иных действий. Поведение
нравственно, если человек взвешивает, продумывает свои действия, поступает
со знанием дела, выбирая единственно возможный, верный путь решения
стоящей перед ним проблемы. Уверенному поведению соответствует
твердая внутренняя убежденность. Гармония мыслей и дел – гарантия
нравственного поведения в любой ситуации, при возникновении новых и
неожиданных проблем. [35, с.8]
§ 2. Психолого-педагогическические основы процесса формирования
мотивов нравственного поведения младших школьников.
В младшем школьном возрасте особенности поведения ребенка во
многом определяются его новой социальной ситуацией: он – начинающий
школьник. Он впервые получает права и обязанности школьника,
становится членом классного коллектива. [30, с.137] Большая часть
детей приходит в 1 класс из детского сада, где ребята получают
достаточный запас нравственных представлений и привычек. Дети имеют
широкий круг представлений о хороших и плохих поступках, навыки
вежливого отношения к окружающим. Стремление детей стать школьниками
является хорошим стимулом для нравственного воспитания. С приходом
детей в школу круг их общения и обязанностей расширяется. Главным
для детей становится учеба. Кроме того, там они должны научиться
строить нравственные отношения с товарищами по классу, учителем.
[20, с.245] Осознание важности, нужности новых обязанностей и дел
предопределяет готовность ребенка выполнять новые требования
взрослых: добросовестно готовить школьные задания, старательно
овладевать знаниями, активно участвовать в жизни класса.
В большинстве своем младшие школьники коммуникативны, легко
привыкают к новому коллективу, не застенчивы, стремятся делать
полезные дела для класса, школы, других людей, выполнять
общественные поручения. [30, с.137]
Психологи установили, что младший школьный возраст
характеризуется также повышенной восприимчивостью к усвоению
нравственных правил и норм. Это позволяет своевременно заложить
нравственный фундамент развитию личности. Стержнем воспитания,
определяющим нравственное развитие личности в младшем школьном
возрасте, является формирование гуманистического отношения и
взаимоотношения детей, опора на чувства, эмоциональную отзывчивость.
[18, с.411]
На пороге школьной жизни возникает новый уровень самосознания
детей, наиболее точно выражаемый словосочетанием «внутренняя
позиция». Она представляет собой осознанное отношение ребенка к
себе, к окружающим людям, событиям, делам – такое отношение,
которое он отчетливо может выразить словами и делами. Факт
становления такой позиции внутренне проявляется в том, что в
сознании ребенка выделяется система нравственных норм, которым он
следует или старается следовать всегда и везде, независимо от
обстоятельств.
Ж. Пиаже установлено, что в период 5-12 лет представления
ребенка о нравственности меняются от нравственного реализма к
нравственному релятивизму. Нравственный реализм, в понимании Пиаже,
– это твердое, непоколебимое и однозначное понимание добра и зла,
разделяющее все существующее только на две категории – хорошее и
плохое – и не усматривающее никаких полутеней в нравственных
оценках.
Нравственный релятивизм, проявляющийся у детей приблизительно с
11 лет, основан на убеждении, что каждый человек имеет право на
справедливое и уважительное отношение к себе и в каждом его
поступке можно усмотреть нравственно оправданное и осуждаемое.
Реалист мыслит категориями авторитета и полагает, что законы
нравственности установлены властью и незыблемы, что они абсолютны и
не имеют исключений, что их нельзя менять. Моральную дилемму он
обычно решает в пользу бездумного послушания и беспрекословного
подчинения взрослому, даже если его распоряжения расходятся с
общепринятыми нравственными нормами. В период нравственного реализма
дети судят о действиях людей по их следствиям, а не по
намерениям. Для них любой поступок, приведший к отрицательному
результату, является плохим независимо от того, совершен он
случайно или намерено, из плохих или хороших побуждений. Однако
при явных отрицательных следствиях поступков они способны в
определенной степени принимать в расчет намерения человека, давая
нравственную оценку его действиям.
Спустя 30 лет, Л. Колберг расширил, конкретизировал и углубил
эту идею. Он установил, что на доконвенциональном (доморальном)
уровне развития морали дети действительно дают оценки поведению
только по его следствиям, а не на основе анализа мотивов и
содержания поступков человека. Сначала, на первой стадии этого
уровня, ребенок полагает, что человек должен подчиняться правилам
для того, чтобы избежать наказания за их нарушение. На второй
стадии возникает мысль о полезности нравственных действий,
сопровождающихся поощрениями. В это время нравственным считается
любое поведение, за которое можно получить поощрение, или такое,
которое, удовлетворяя личные потребности данного человека, не мешает
удовлетворять свои другому человеку.
На уровне конвенциональной морали большое значение вначале
придается тому, чтобы быть «хорошим», соответствовать извне
заданному образцу такого человека. Затем на первый план выступает
идея общественного порядка или пользы для людей.
На высшем уровне постконвенциональной морали люди вначале
оценивают поведение, исходя из абстрактного представления о
нравственности, а затем на основе осознания и принятия
общечеловеческих нравственных ценностей.
В младшем школьном возрасте произвольность поведения
распространяется на область чувств. [15, с.214]
Важную роль в нравственном развитии ребенка играет эмпатия –
способность человека эмоционально отзываться на переживания другого.
Эмпатия как свойство личности выступает

Новинки рефератов ::

Реферат: Литография высокого разрешения в технологии полупроводников (Технология)


Реферат: Взаимодействие коротких акустических импульсов с неоднородностями на поверхности твердого тела (Физика)


Реферат: Государственный бюджет. Дефицит государственного бюджета и пути его устранения. Международный опыт (Государство и право)


Реферат: Обучение диалоговой речи на начальном этапе изучения иностранного языка (Иностранные языки)


Реферат: Экономическая эффективность производства кормов в ОАО "Молодая гвардия" (Сельское хозяйство)


Реферат: Вычислительные машины, системы и сети телекоммуникаций (лекция 1) (Программирование)


Реферат: История создания балета "Лебединое озеро" (Искусство и культура)


Реферат: Декоративно-прикладное искусство допетровской России (Культурология)


Реферат: Автоматизация в управленческих средах (Компьютеры)


Реферат: Антреприза Дягилева (Искусство и культура)


Реферат: Методические условия обоснования и выбора формы организации обучения учащихся литературе в 5-7 классов (Педагогика)


Реферат: М.А.Булгаков Добро и зло в романе "Мастер и Маргарита" (Литература)


Реферат: Тит Лукрецій Кар, Асклепіад, Авл Корнелій Цельс - видатні учені стародавнього Риму (Исторические личности)


Реферат: Работа на агрегатах по уходу за пропашными культурами (Ботаника)


Реферат: Управление маркетингом на предприятии на примере ОАО "Гурьевский металлургический завод" (Менеджмент)


Реферат: Жизнь и деятельность чукчей (География)


Реферат: Описание некоторых жуков (Зоология)


Реферат: Стандарт сотовой связи CDMA, проблема внедрения и эксплуатации в России (Цифровые устройства)


Реферат: Появление и развитие гербов и госсударственных регалий (История)


Реферат: Моральный (неимущественный ) вред (Уголовное право и процесс)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист