GeoSELECT.ru



Педагогика / Реферат: Обучение детей пересказу народных сказок и коротких рассказов (Педагогика)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Обучение детей пересказу народных сказок и коротких рассказов (Педагогика)



1) Вводная часть.

1) Формирование связной речи, изменение её функций является следствием
усыпляющийся деятельности малыша и зависит от содержания, условий, форм
общения ребёнка с окружающими. Функции речи складываются параллельно с
развитием мышления: они неразрывно связаны с содержанием , которое ребёнок
отражает посредствам языка.
2) Связная речь- смысловое развёрнутое высказывание, (ряд логически
сочетающихся предложений ), обеспечивающее общение и взаимопонимание людей.
Развитие связной речи детей - одна из главных задач детского сада.
3) Пересказ- первый вид рассказов, которому воспитатели начинают учить
детей.
Пересказ- воспроизведение прослушанного художественного произведения в
выразительной устной речи.
Чтобы обучение пересказыванию было плодотворным, нужно правильно
отобрать тексты для пересказов. Каждое произведение должно учить чему-то
полезному, развивать в детях нужное нашему обществу черты личности. Тексты
подбирают доступные для детей по содержанию, близкие их опыту, чтобы при
пересказе они могли отразить личное отношение к данному событию. В
произведениях должны быть знакомые детям персонажи с ярко выраженными
чертами характера, мотивы поступков действующих лиц должны быть понятны.
Подбирать сюжеты с чётной композицией, с хорошо выраженной
последовательностью действий.
Специфика обучения пересказу по сравнению с другими видами занятий по
развитию связной логической речи прежде всего в том, что качество пересказа
оценивается с точки зрения близости первоисточнику. Мы останавливали
ребёнка, снова обращаем его к образцу, если он добавляет слишком много
своего или упускает важные детали. Пересказ доступен и близок ребёнку так
как получает готовый образец, который действует на его чувства, заставляет
сопереживать и тем самым вызывает желание запомнить и пересказать
услышанное.
Дети приобщаются к подлено художественной речи, запоминают
эмоциональные, образные слова и словосочетания, учатся владеть живым родным
языком. Высокая художественность произведения, предлагаемая для пересказа,
цельность формы, композиции и языка учат детей чётко и последовательно
строить рассказ, не увлекаясь деталями и не упускать главного то есть
развивать их речевые умения.
Пересказ - это также творческий процесс. Особенность пересказа
заключается в том, что в повествовании не только точно передаются замысел и
сюжет, но и сохраняется стиль произведения. Для этого исполнитель должен
хорошо знать особенности жанра(сказка, рассказ), не допускать слов и
оборотов речи, не свойственных данному жанру. Например в народной сказке
будут фальшиво звучать книжные или очень современные слова и
статистические обороты. Подготовка пересказа включает идейно-художественный
(характер) анализ произведения, как при подготовке к художественному чтению
(идея, система художественных образов, сюжет, композиция, язык) .
Текст народной сказки должен быть неторопливым.
В бытовой сказке и в сказках о животных язык разговорный с присущими
разговору интонациями. Нередко почти всегда сказка строится на диалоге, на
прямой речи персонажей, что позволяет ограниченными средствами наиболее
полно раскрыть их характеры
В волшебной сказке романтическая приподнятость событий, таинственность
требует и соответствующих интонаций. Требует внимания рассказчика,
структурные элементы самой сказки и присказки. Цель присказки – собрать
внимание слушателей. После присказки обязательна пауза, иначе дети примут
присказку за начало сказки, или трудно будет вникнуть в суть событий о
которой начал читать рассказчик.
В песенках-повторах интонации должны быть особенно точными: от повтора к
повтору меняется соотношение силы, изменяется настроение, состояние
персонажей.
Концовка сказки- свидетельство завершения повествования. Интонация
концовки -непосредственное, доверительное общение со слушателями,
возвращение их мыслей и чувств к повседневной жизни.
Пересказ литературных произведений оказывает заметное влияние на речевую
деятельность дошкольников. Дети приобщаются к подлено художественной речи,
запоминают образные слова, учатся владеть родным языком. Они более
творчески начинают строить свои собственные рассказы – на темы из личного
опыта, на предложенный сюжет. Следует полнее использовать влияние
пересказа на формирование связной речи.
2) В дошкольном возрасте основным видом мышления является наимедно-
образное мышление. Наимедно - действенное мышление не исчезает, а
совершенствуется, поднимается на более высокую ступень. Оперирование
образами придаёт мышлению ребёнка конкретно-образный характер- это
подтверждает детское рассуждение. В среднем возрасте начали переходить от
внешних проб к пробам совершаемых в уме. При решение задач с косвенным
результатом начинается складываться более высокая форма наимедно-
образного мышления. Создание реальных наимедных моделей по общему закону
перехода внешних действий во внутренние становиться источником настроения
детских модельных образов - наимедное представление о разных сторонах
действительности, в котором косвенном и обобщенном виде обозначены
отношения вещей. К концу среднего дошкольного возраста дети уже осознано
могут пользоваться наимедными моделями для обозначения качеств
характерных не для одного предмета, а для целой группы сходных предметов.
С помощью наимедных моделей могут изображать последовательности развития
действий в сказках, рассказах, а так же в собственных сочинениях. Переход
к построению схематизированных образов дающих возможность усваивать и
использовать обогащение знания в неединственном направлении в развитии
образного мышления. Важное значение имеет то, что представление ребёнка
постепенно приобретает гибкость, подвижность и ребёнок овладевает умением
оперировать наимедными образами: представлять себе предметы в разных
пространственных положениях, мысленно изменять их взаимное расположение.
Наимедно-схематические формы мышления достигают высокого уровня
обобщенности и могут приводить детей к пониманию существенных связей и
зависимостей, но эти формы остаются образными формами и обнаруживают свою
ограниченность, когда перед ребёнком возникают задачи требующие выделение
таких свойств, которые нельзя представить наимедно в виде образов.
Примерно в 4-5 лет у детей начинает появляться словесно - мыслительное
мышление. Этому способствуют полученные знания, и развитие речи и
достаточно развитое образное мышление. Показателями появления логического
мышления являются вопросы, а именно познавательные. А также способность
детей раскрывать связи, отношения между предметами и явлениями.
Логическое мышление развивается на основе высоко развитом намедно-
образном мышлении.
В формировании связной речи отчётливо выступает тесная связь речевого и
умственного развития детей, развитие их мышления, восприятия,
наблюдаемости. Чтобы хорошо, связно рассказать о чём-нибудь, нужно ясно
представлять себе объект рассказа, уметь анализировать, отбирать основные
свойства и качества, устанавливать причинно-следственные, временные и
другие отношения между предметами и явлениями. Но связная речь, а не
процесс мышления, не размышления, не думанные вслух. Поэтому для
достижения связной речи необходимо уметь не только отображать содержание,
которое должно быть передано в речи, но и использовать для этого языковые
средства. Особенности развития мышления во многом определяет особенности
детского словаря. Наимедно-действительное и наимедно-образное мышление
объясняет преобладание слов, обозначающих название предметов, явлений,
качеств. Появление словесно-логического мышления вызывает освоение детьми
элементарных понятий.
Связная логическая речь-это производная, преднамеренная речь: говорящий
выбирает языковые средства- слова и грамматические конструкции, чтобы
точно высказать суждения, мысли и выразить свои чувства – отношения к
предметам повествования.
Обучение рассказыванию способствует развитию логики мышления и
воспитанию чувств.
Речь ребёнка развивается в единстве с формированием его мышления. В
период дошкольного возраста в мышлении детей происходят значительные
изменения: расширяется их кругозор, совершенствуются мыслительные
операции, появляются новые знания и умения, а значит, совершенствуется и
речь. Однако мыслительные и языковые навыки детей приобретают в общении с
окружающим. По мере того как ребёнок растёт, общение усложняется по
своему содержанию, что в свою очередь влечёт за собой усложнение речевых
форм, в которых оно протекает. В группах детского сада систематически
проводят занятия по расказыванию, содержание которых неразрывно связано
со всеми аспектами жизни детей.
Установлено, что в дошкольном возрасте дети легче всего осваивают
правильное построение отдельных предложений и значительно труднее
овладевают различными формами связи и словосочетания фраз и части
рассказа. Зачастую ребёнок 4- 5 лет не закончив одной части высказывания,
переходит к другой. С совершенно новым содержанием, то есть смысловые
связи между фразами в его речи или выражены слабо, или совсем
отсутствуют. Пересказ учит детей излагать постепенно, поочерёдно
художественное произведение. Учит отвечать на вопросы, выделять основную
мысль. Пересказ литературных произведений оказывает заметное влияние на
речевую деятельность дошкольников. Дети приобщаются к подлинно
художественной речи. запоминают образные слова, учатся владеть родным
языком. Они более творчески начинают строить свои собственные рассказы –
на темы из личного опыта на предложенный сюжет. Поэтому следует полнее
использовать влияние пересказа на формирования связанной речи детей.

2) Основная часть.

1) Подбирая произведения для пересказа необходимо учитывать следующие
требования к ним: высокую художественную ценность, идейную
направленность: динамичность, лаконичность и вместе с тем образность
изложения; чёткость и последовательность развёртывания действия,
занимательность содержания. Помимо этого, очень важно учитывать
доступность содержания литературного произведения и его объем. Этим
требованиям соответствует, например, народные сказки; небольшие рассказы
Н.Д.Ушинского, Л.Н.Толстого, М.Пришвина и В.Бианки, Е.Пермяка,
Н.Кошниной.
Литературно-художественный материал, предлагаемый для пересказа,
усложняется, возрастает и качество текстов.
Произведения нужно подбирать сюжетные с чёткой позицией, с
последовательными действиями.
Язык произведений должен быть образцовый, с доступным детям словарём,
короткими, чёткими фразами без сложных грамматических форм.
Обязательное требование к языку произведения- выразительность, наличие
богатых и точных определений, свежесть языка; желательно также включение
несложных форм прямой речи, что способствует формированию выразительности
речи детей.

Произведения для пересказа берутся в книге “Программное воспитание и
обучение в детском саду” по возрастным группам. Для старшей группы
можно взять из книги А.М.Диментьевой “Обучение пересказыванию в старших
группах детского сада”.


2) Программой детского сада предусмотрена система занятий по обучению
рассказыванию. Обучая ребёнка то есть самостоятельному связному и
последовательному изложению своих мыслей, педагог помогает ему находить
точные слова и словосочетания, правильно строить предложения, логически
связывать их друг с другом, соблюдать нормы звуко- и слово-
произношения. Воспитатель совершенствует все стороны речи ребёнка-
лексическую, грамматическую, фонетическую.


При этом выполнение дошкольником задания по рассказыванию
интенсифицирует процесс овладения языковыми средствами. Ведь
ребёнок, чьи рассказы с интересом и вниманием выслушивают окружающие,
испытывает потребность высказываться точнее, понятнее; прилагает усилия
для того, чтобы его речь звучала чётко, ясно и достаточно громко.


“Программа воспитания в детском саду” ставит перед педагогом такую
задачи: учить детей связно рассказывать об увиденном и услышанном,
правильно отражать в речи воспринятое, рассказывать последовательно, с
достаточной полнотой и законченностью, не отвлекавшись от темы, приучать
дошкольников рассказывать не торопясь: помогать или находить нужные
слова, выраженные, поощрять использование точных названий предметов,
действий, качеств: развивать образную речь, учить рассказывать живо,
выразительно.


Занятия по пересказу включаются со средней группы детского сада.

Большое внимание в программе уделено развитию устной речи детей.
Для каждой возрастной группы определён уровень речевого развития
детей , дана последовательность работы по овладению звуковой системы
языка, лексикой, грамматическим строем. Подготовка детей к овладению
устной речью начинается с первой группы раннего возраста, а уже во второй
группе раннего возраста детей учат использовать в устной речи
распространенные предложения.
В средней группе дети должны овладевать правильным произношением
всех звуков родной речи, совершенствуется их логическая речь, формируются
навыки пересказывания и составных рассказов.
В старшей группе совершенствуется развитие связной речи.
В подготовительной группе воспитатель развивает отношение к устной
речи как языковой действительности: он подводит их к звуковому анализу
слов.
Большое значение для развития речи детей всех возрастных групп
имеет ознакомление с художественной литературой. Дети учатся отвечать на
вопросы по содержанию прочитанных текстов, пересказывать прочитанное
воспитателем, выразительно читать стихотворения. К 7 годам ребёнок должен
овладеть диалогической и монологической речью.
Во 2-ой младшей группе воспитатель учит детей следить за развитием
действия в сказке, рассказе, сочувствовать положительным героям и
постепенно подводить их к воспроизведению текста.
Со средней группы включаются занятия по пересказу. Обучение
пересказыванию вводиться с декабря- января, но если у всех детей грамотная
речь развита хорошо, занятия можно начинать хорошо.
Задачи обучения пересказыванию в старшей группе: учить детей
связно, последовательно и выразительно рассказывать небольшие литературные
произведения без помощи вопросов воспитателя: передавать диалогическую
речь, меняя интонации в соответствующих с переживанием действующих лиц;
излагать содержание близко к тексту, использовать авторские слова и
выражения.
В подготовительной группе на занятиях по пересказу закрепляют и
совершенствуют речевые умения и навыки, неизученные детали в старшей
группе.
Дети продолжают учится излагать тексты связно, последовательно,
полно, без искажения, пропусков и повторений. Совершенствуется умение
детей эмоционально, с различными интонациями передавать диалоги
действующих лиц, использовать в пересказах смысловые ударения, паузы,
определенные художественные средства, характерные для сказок.
Повышается самостоятельность детей: они учатся пересказывать сказки и
рассказы без помощи вопросов воспитателя.
Сравнительный анализ “ Программы воспитания и обучения в детском
саду ”, программы “Детство” и программы “Радуга”.
В программе “Детство”, также как и в “Программе” чётко ставятся
задачи развития связной речи, хотя в “Детстве” задачи немного
усложнены, я считаю, что не все именно в этом возрасте освоят значение,
которые требует программа “Детство”.
В программе “Детство” очень хорошо видно значение речи и книги
для развития ребёнка, почти в каждом разделе большое значение выделяют
развитию словаря, а именно речи.
В программе “Радуга” в отличие от других программ, она не
расписана по возрастам групп детского сада и всё то чуму ребёнок должен
научиться.
Я считаю, что эта программа более сложная из всех перечисленных
программ. Во первых ей тяжело пользоваться, а во вторых, там более
сложные задачи ставят перед детьми. На мой взгляд “Программа воспитания
в детском саду” Васильевой наиболее подходящая для наших условий. Ей
легко пользоваться и детям несложно освоить объем знаний и умений,
который им предлагают в данной программе, там учтены все задачи для
детей, в зависимости от возраста, группы и индивидуальных особенностей
ребёнка.
3) Связная речь - смысловое развёрнутое высказывание (ряд логически
сочетающихся предложений), обеспечивающее общение и взаимопонимание
людей.
Развитие связной речи детей - одна из главных задач детского
сада.
Дети успешно передают пространственную и временную
последовательность событий, которые определяет объединение отдельных
фраз в целостное высказывание.
В средней, старшей и подготовительной группе на занятиях
используются различные предметы, игрушки и картинки. Но в этом возрасте
дети уже начинают овладевать основными видами моно - логической речи.
Необходимо постоянно закреплять приобретаемые детьми речевые умения на
навыки, совершенствовать их.
Дети очень нуждаются в своевременной помощи со стороны взрослых,
в их советах и указаниях.
Воспитатель должен конкретно представлять себе, какие именно
трудности возникают у детей, при рассказе, на что обращать внимание
ребёнка. Задача воспитателя – научить ребёнка правильно начинать
рассказ на выбранную тему и передавать его живо, интересно, логически
последовательно.
В процессе обучения следует добиваться, чтобы рассказ ребёнка
был понятен слушателям, то есть, чтобы все его части были
взаимообусловлены. Важным условием для условия связной речи является
правильно поставленная словарная работа и формирование грамматических
навыков, так как характерные недостатки детских рассказов – однообразно
используемых синтаксических конструкций, повторение одних и тех же
слов, частей, предложений и даже целых фраз и т.д.
Работа над предложением включает следующие задачи: развитие
умения составлять простые распространенные предложения, пользоваться
предложениями с однородными членами с сочинением и подчинением. Очень
важно чтобы дети сами использовали доступные или образные средства
родного языка.
Обучение будет эффективнее лишь в том случае, если дети
внимательно слушают объяснения и указания воспитателя, активно
выполняют учебные задания, проявляют к ним интерес.
Занятия по пересказу занимают знаменательное место в системе
работы по формированию связной речи. Когда ребёнок не только слушает
рассказы, сказки, но и сам воспроизводит их в собственной речи,
воздействие художественных произведений на его личность, на его речевые
развития усиливаются. Прежде всего, воспитатель выразительно прочитать
рассказ, который детям предстоит пересказать. После чтения проводиться
беседа, основное значение которой – выяснить, правильно ли дети
содержание и смысл произведения. Беседа должна проходить живо, с
широким привлечением образной художественной речи, чтобы не ослабить
эмоционального впечатления от прослушанной сказки или рассказа. Главным
методическим признаком в беседе выступают вопросы педагога.
В процессе беседы подготавливающий детей к пересказу, они
активно оперируют в литературном материале.
В 5-6 лет пересказывают более свободно не принуждено.
Подготовительная группа. Ребёнок 6-7 лет может более точно
соотнести свой пересказ с текстом, отменить пропуски, перестановку
материала: возрастает его самостоятельность при разборе ответа
товарища.
Методы и приёмы воспитателя различные: выразительное двух и трёх
кратное чтение текста, беседа о прочитанном, показ иллюстраций, речевые
упражнения, указания относительно способов и качества выполнения
заданий, оценка и т.д.







Реферат на тему: Обучение дошкольников правилам дорожного движения

Министерство образования РФ
Нижегородский педагогический колледж



Кружковая работа

«Обучение дошкольников правилам дорожного движения»



Исполнитель
Студентка 313 группы
Отделения «Дошкольное образование»
Невская Елена Евгеньевна
Руководитель практики
Кемова Марина Яковлевна



Н.Новгород 2000 г.
Аннотация


Я выбрала кружковую работу по правилам дорожного движения в связи с тем,
что считаю эту тему наиболее актуальной. Важно как можно раньше научить
юных граждан правилам поведения на улицах и дороге. Знакомить с азбукой
дорожного движения надо еще до школы, тогда ребенок начинает осознавать
окружающий мир, способен запомнить то что говорят и показывают взрослые.
Именно в этом возрасте дети должны получить первые сведения о
правилах дорожного движения.
Занятие №1. «Наш город».

Цель: №1 закрепить представление детей о словах: пассажир, пешеход;
№2 ознакомить детей с движением транспорта и пешеходов;
№3 дать представление о том, как важно учить правильно ходить и ездить по
городу;
№4 воспитывать у детей дружеское взаимопонимание.
Материал: картины с видами города, открытки, рисунок улицы, где видна
проезжая часть и тротуары с пешеходами, карандаши, альбомные листы бумаги.
Ход занятия:
1. Вступительная беседа.
«Мы живем с вами в большом городе. В нашем городе много улиц».
Вопрос: «На какой улице вы живете?» (Ответ детей).
На каждой улице города много домов, магазинов, школ, детских садов. По
улицам днем и ночью едут машины. Они подвозят хлеб и другие продукты к
магазинам, моют улицы. Автобусы и троллейбусы перевозят людей на работу и
с работы, в кино. Тех, кто едет в автобусе, троллейбусе, трамвае,
называют пассажирами, а когда люди идут пешком, их называют пешеходами.
2. Использование иллюстрационного материала.
Воспитатель называет составные части улицы- проезжую часть, тротуары,
говорит, для чего они предназначены.
3. Вопросы:
—«Где должны ходить пешеходы» (Ответы детей). Пешеходы должны ходить по
тротуарам и пешеходным тропинкам.
—«Почему нельзя ходить по тротуарам?» (Ответы детей). Верно сказал: …,
что по проезжей части ездят машины, которые могут сбить пешехода, потому
что ходить по ней нельзя. А если тротуаров нет, то прохожие должны ходить
по краю проезжей части.
4. Песенки на тему «Наш город».
Подведение итога.
«Ребята, вам понравилось наше занятие? Что вам запомнилось на нем?
(Ответы 3-5 детей). Рисунками, нарисованными вами мы украсим нашу группу.
И будем ходить и любоваться улицами нашего города.
Занятие №2
«Где и как проходить улицу».

Цели:
1. Дать представление об обстановке на улице.
2. Закрепить (3 знания) о дорожных знаках, указателях, о их назначениях.
3. Упражнять детей в поведении на улице, в правилах перехода через
дорогу.
4. Воспитывать привычку соблюдать правила дорожного движения (ПДД).
Материал: зрительные ориентиры, с помощью которых обозначаются улицы,
дорожные знаки, пешеходный переход.
Ход занятия:
Вступительная беседа:
«Ребята, сегодня мы с вами будем учиться правильно переходить через
улицу, которую сами построим в нашем зале. По улицам города беспрерывно
движется транспорт, чтобы никто не попал под машину и не было аварии, все
должны соблюдать ПДД. Эти правила должны знать водители автомобилей и
автобусов, мотоциклисты и велосипедисты. Эти правила хорошо должны знать
и все пешеходы: взрослые и дети, школьники и дошкольники. В правилах
сказано, что доля машин отведена проезжая часть, а для
пешеходов—тротуары. В правилах сказано также, что улицу можно переходить
в тех местах, где есть линии разметки или указатели перехода, а где их
нет—на перекрестках улиц по линиям тротуара.
Практические действия:
Вместе с детьми рисую улицу: обозначаем проезжую часть, тротуар,
перекресток и переходы. Построив детей на отдельные группы, воспитатель
водит детей по тротуарам и перекресткам.
Активизация внимания: «Ребята. Здесь у нас будет проезжая часть улицы—для
машин».
Вопрос: «А где нам нарисовать тротуар для пешеходов?»
Обобщение: «Правильно, тротуар находится рядом с проезжей частью.
Нарисуем его».
Вопрос: «А теперь, кто из вас покажет, где должны ехать машины и где
ходят люди?»
Объяснение: «Теперь нарисуем еще одну улицу, чтобы она пересекалась с
этой, и обозначим ее тротуары. Здесь (показывает) улицы будут
пересекаться. В этом месте образуется перекресток».
Напоминание: «Так запомните ребята, что переходить улицу можно там, где
есть линии и указатели перехода».
Объяснение: «Сейчас мы нарисуем такой переход. Он называется «зебра»
(рисует). Этот переход сделан так, чтобы видели, где переходить улицу,
чтобы водители транспорта тоже его издали заметили и заранее снизили
скорость. В местах переходов часто устанавливают знак «пешеходный
переход». Он показывает, где можно переходить улицу.
Показ: «Знаю «пешеходный переход»
Вопрос: «Ребята, а если нет на дороге такого знака, линии «зебра», или
подземного перехода, можно переходить улицу например здесь?» (указывает
на перекрестке без дополнительных обозначений).
Разъяснение: «Что на перекрестках без указателей или других обозначений
улицу переходят по линии тротуара.
Показ.
Вопрос: «А можно ли переходить улицу здесь?»
Показывает на часть улицы, где нет ни перекрестка ни обозначения
перехода».
Объяснение: «Переходить улицу там , где не обозначен переход или нет
перекрестка ни в коем случае нельзя. Здесь машины едут быстро. Если кто-
нибудь выйдет на дорогу, автомобиль не успеет остановиться и собьет
человека. Ведь шофер думает, что все пешеходы, взрослые и дети знают
правила и переходят улицу только там, где это разрешено, а здесь он не
ждет появления человека.
Пробный ход. Дети подвое переходят «улицу».
Напоминание: « Улицу дети нужно переходить спокойно, шагом. Не в коем
случае не перебегать ее. Можно споткнуться и упасть. Если улица с
двусторонним движением, то, прежде, чем сойти с тротуара, нужно
посмотреть налево и убедиться, что улица свободна—нет транспорта, затем,
дойти до середины улицы, посмотреть направо—нет ли машин. Только после
этого можно переходить на другую сторону».
Показ: как надо переходить улицу.
Напоминание: «Когда переходишь улицу, нужно обязательно крепко держаться
за руку мамы или папы и переходить только с ними».
Практические действия: дети подвое и группами переходят «улицу», ходят по
«тротуару».
Подведение итога: «Ребята, вы поняли как нужно вести себя на улице? Все
усвоили? Что вы нового узнали на нашем занятии? Мне понравилось как вели
себя на нашей «улице». В следующий раз попробуем на улице.
Занятие №3.
«Экскурсия по улице». (на прогулке)

Цели:
1. Закрепить знания правил дорожного движения.
2. Упражнять детей в названии таких понятий, как «переход» (надземный и
подземный), «островок безопасности».
3. Воспитывать у детей такие качества как взаимовыручка и помощь
нуждающимся.
Материал: фотографии или иллюстрации с изображением площадей.
Ход экскурсии:
Вступительная беседа: «Ребята, вы хорошо знаете, что в нашем городе очень
много улиц. Они тянутся в разных направлениях, иногда пересекаются».
Вопросы: «Как называется место пересечения улиц?» (перекресток).
«А кто может ответить, что такое «переход» и какие переходы бывают?»
«Что такое «островок безопасности»? для чего он нужен? Как называется
улица, на которой находится детский сад?»
Практические действия: Предлагаю дойти по тротуару, придерживаясь правой
стороны. Дойдя до перекрестка, располагаю детей так, чтобы они не мешали
пешеходам.
Вопрос: «Как называется это место?»
Обобщение: «Перекресток—это место, где пересекаются улицы или дороги».
Вопрос: «А если будет пересекаться сразу много улиц, как это место можно
назвать?»
Обобщение: «Площадь—незастроенное и большое и ровное место (в городе,
селе), от которого обычно расходятся в разные стороны улицы.
Объяснение: «Площади бывают большими. На площадях часто делаю скверы,
сооружают фонтаны, воздвигают скульптуры. Каждая площадь имеет све
название».
Вопросы: «Кто знает как называется самая главная площадь нашей страны и где
она находится?» (Красная Площадь в Москве). «Какие площади вы еще знаете?»
«На какие части делится дорога?»
Обобщение: проезжая часть для машин, тротуары для пешеходов.
Вопросы: «Какое движение на этой улице?» (двустороннее). «Как вы это
определили?» (машины едут в обе стороны навстречу друг другу). «Как
регулируется движение на том месте? (показ), где находится пешеходная
дорожка?
Практическое действие: дети наблюдают за пешеходами и водителями
транспорта, действия которых согласуются с сигнализацией светофора.
Худ. Слово. Чтение стихотворения Я. Писунова:

Посмотрите, постовой
Встал на нашей мостовой,
Быстро руку протянул,
Ловко палочкой взмахнул.
Вы видали? Вы видали?
Все машины сразу встали!
Дружно встали в три ряда,
И не едут никуда.
Не волнуется народ—
Через улицу идет
И стоит на мостовой
Как волшебник постовой.
Все машины одному,
Подчиняются ему

Вопросы: «О ком говорится в этом стихотворении? Какая ситуация
описывается?».
Практические действия: Дети наблюдают за действиями пешеходов.
Напоминание: «Вспомните ребята как нужно переходить улицу, посмотрите на
пешеходов. Каждый пешеход, прежде чем перейти улицу должен определить,
какое на ней движение, так как от этого зависят правила перехода. Если на
улице одностороннее движение, смотреть надо в ту сторону, откуда едут
машины».
Объяснение: «Через дорогу нужно переходить спокойно, придерживаясь правой
стороны. А строгое выполнение ПДД, дисциплина самих пешеходов, делают
движение по улицам безопасным. Обратить внимание детей на то, как старику
(старушке), инвалиду помогают перейти через дорогу, как сотрудник ГИБДД,
останавливает движение машин, чтобы женщина могла спокойно перевезти
коляску с ребенком и т.п.
Подведение итога: «Ребята, когда вы придете в группу, поговорите с малышами
об увиденном. А сами, когда переходите через дорогу не забывайте о ПДД».
Занятие№4
«Поведение детей на улице».
Цель:
1. познакомить детей с основными правилами поведения на улице.
2. закрепить знания о ПДД.
3. воспитывать у детей внимательность (особенно на дороге).
Материал: сказка про «Зайку велосипедиста», мяч.
Ход занятия:
Вступительная беседа: «Ребята, сегодня мы поговорим о правилах поведения на
дороге. Какие правила вы знаете?»
Вопрос: «Почему нельзя устраивать игры на проезжей части?»
Обобщение: «Там ездят машины, а играя не заметишь подъехавшую машину и
попадешь под нее».
Игровое задание: «Здесь наш двор. Мы играем в мяч. Вдруг он выкатывается на
дорогу. (выталкиваю мяч). Что нужно делать? (ответы детей)».
Обобщение: «Надо сказать маме или кому-нибудь из старших, чтобы они взяли
мяч. А самим не в коем случае не бегать за ним. Это очень опасно».
Вопрос: «А где можно кататься на велосипедах?» (обычно дет отвечают: «по
дороге»)
Обобщение: «На велосипедах можно кататься только во дворе дома или на
детской площадке. Учтите, что на тротуаре тоже нельзя кататься на
велосипедах и устраивать игр».
Вопрос: «Почему? Кто ответит?»
Объяснение: «По тротуару ходят пешеходы. Игра и езда на велосипедах будут
ей мешать. Они должны сойти на проезжую часть, а это очень опасно».
Чтение сказки про «Зайку велосипедиста».
Беседа: «Ребята, вам понравилась сказка? Вы внимательно ее слушали? Сейчас
проверим».

Вопросы: «Какие правила нарушил Зайка? С какой скоростью он ехал по лесу?
Как он ехал на велосипеде?»
Зачитываю отрывок: «То бросит руль, то руку за спину заложит».
Вопросы: «Какие дорожные знаки встречались у него на пути? (не кричать,
грибы, гнездо, берлога и норка)». «Обращал ли он на них внимание? А в
реальной жизни есть такие знаки? Правильно Зайка сделал, что посадил к себе
на велосипед пассажиров? Почему? Чем закончилось путешествия Зайки? А
почему все это произошло?» (не знал ПДД).
Подведение итога: «Ребята, я надеюсь вы не будете себя вести на дороге как
Зайка-велосипедист, вы ведь уже знакомы с ПДД. Что вам запомнилось на
занятиях?»
Занятие№5
«Когда мы пассажиры»
Цель:
1. добиться, чтобы дети усвоили понятие «пешеход», «пассажир».
2. получили представление о правилах поведения в общественном транспорте.
3. воспитывать вежливое отношение друг к другу.
Ход занятия:
1. Вступительная беседа: «Вспомните ребята, кого называют пассажирами? А
тех, кто едет по тротуарам? Сейчас мы с вами будем играть в
пассажиров. Представим себе, что наша комната—салон автобуса, мы сидим
на своих местах и ждем отправления. А Вова, вот мы ему поставим стул
впереди всех, будет шофером. Он нас повезет. На остановке автобуса,
назовем ее «Детский Сад», будет стоять 4 человека».
Напоминание: «Ожидая автобус запомните, ни в коем случае нельзя выходить
на проезжую часть, а то он или другая машина могут сбить вас».
Практические действия.
Итак, начали. Вова, поехали. Быстрее, еще быстрее. Скоро остановка «Детский
Сад».
Напоминание: «Запомните ребята, во время движение двери руками трогать
нельзя, пока их не откроет сам водитель. У него есть специальная кнопка.
Нажмет и двери откроются. Ну вот мы и приехали. Остановка «Детский Сад».
Выходите. Вова, мы берем новых пассажиров. Садитесь, пожалуйста, на свои
места. Сейчас мы отправляемся. Едем дальше, буду вам задавать вопросы».
Вопросы: «Можно ли разговаривать с водителем во время движения? А можно ли
высовываться в окно или выставлять руку? Разрешено ли ходить по автобусу,
когда он едет? Почему нельзя становиться ногами на сиденье? А можно в
автобусе громко разговаривать, кричать, петь песни, или читать книги?»
Поощрение: «Теперь мы с вами хорошие пассажиры и никто не сделает нам
замечание. А сейчас остановка, выходите из автобуса».
Вопрос: «Что нужно сказать водителю? Коля и Женя вышли из автобуса, кто они
теперь—пешеходы или пассажиры?»
Подведение итога: «Ребята! Вам понравилась наша поездка? Вы также себя
ведете в транспорте? Теперь постарайтесь соблюдать все правила».
Занятие №6
«К остановке пассажирского транспорта»
(на прогулке)

Цель:
1. расширить знания детей о пассажирском транспорте. Они узнают, что
автобусы (троллейбусы) останавливаются на специальных остановках около
тротуаров, у обочины дороги, трамвай—на середине улицы?…
2. закреплять правила поведения в общественном транспорте.
3. воспитывать культуру поведения.
Материал: карандаш, альбомные листы, атрибуты игры.
Ход занятия:
1. Вступительная беседа: «Ребята, что делают люди, если им нужно попасть
из одной части города в другую? А как называются люди, которые едут в
автобусе, троллейбусе? Где можно сесть в автобус, троллейбус, трамвай?
Сегодня мы с вами пойдем на остановку и понаблюдаем.
2. Вопрос: «Вы помните как нужно себя вести в общественных местах и на
дороге?
3. Рассказ ребенка.
4. Вопрос: «Как вы думаете, почему мы узнали, что именно здесь остановка
автобуса? (здесь висит указатель).
5. Объяснение: «Люди ждут автобус на остановке. Они стоят на тротуаре. На
проезжую часть дороги выходить нельзя, иначе можно попасть под машину.
Вот подъезжает автобус. Он останавливается и двери открываются. Все
спешат к автобусу. Взрослые с детьми и пожилые люди могут войти в него
через передние двери. Все входят не толкаясь, спокойно. В автобусе
(троллейбусе) пассажиры должны соблюдать также особые правила».
6. Вопрос: «Кто знает какие это правила?»
7. Объяснение: «Особую осторожность необходимо соблюдать на трамвайных
остановках. Они часто находятся на середине проезжей части, поэтому
при выходе из трамвая надо посмотреть направо и, убедившись в полной
безопасности, идти прямо к тротуару. А если нужно перейти на
противоположную сторону улицы слева от трамвая, то обходить его надо
спереди, а то можно не заметить встречный трамвай. Рельсы надо
переходить быстро, чтобы не оказаться между путей.
8. Дидактическая игра. «Пешеход и транспорт».
Дидактическая задача: практически освоить ПДД.
Игровое задание: пройти или проехать без нарушений.
Правила игры: двигаться и останавливаться по сигналу, умело регулировать
движение.
Материал: эмблемы с изображением разных видов городского транспорта:
автомобиль, трамвай, троллейбус, автобус, светофор, талоны водителя,
визитная карточка пешехода, свисток, дорожные знаки.
Методика проведения:
Объяснение правил игры.
Практическое действие.
Напоминание: если пешеход или водитель нарушил правила, милиционер
останавливает движения, делает прокол на талоне водителя, а пешеходу
предлагает стать пассажиром. Милиционер делает отметку на визитной карточке
пешехода.
-Указания: по сигналу ведущего (свисток) начинается движение транспорта и
пассажиров.
-Поощрение.
Анализ, оценка знаний и умений на практике применять ПДД, поощрения,
рекомендации и подведения итогов.
9. Рисование на тему: «К остановке транспорта».
Подведение итогов: «Что нового вы узнали на занятии? Что вам понравилось?
Вы хорошо занимались, рисовали хорошие рисунки. Молодцы!»



Занятие №7
«Кто регулирует движение транспорта и пешеходов»
(на прогулке)


Цель:
1. дать начальное представление о работе милиционера—регулировщика, о
светофоре и некоторых знаках.
2. закрепление правил перехода через улицу.
3. воспитывать уважительное отношение к работникам милиции.
Ход занятия: воспитатель заранее выбирает такое место, где виден светофор и
находится инспектор.
1. Вступительная беседа: « Посмотрите, кто стоит на перекрестке? Это
милиционер-регулировщик-инспектор ГИБДД (государственная инспекция
безопасности дорожного движения). Он здесь самый главный. Поднимет
свою белую палочку и машины остановятся, ему подчиняются водители всех
автомобилей и мотоциклов. Он следит за тем, как переходят улицу
пешеходы.
2. Рассказ воспитателя: «Инспекторы ГИБДД мужественные люди. Они несут
свою службу и в жару и в холод, и дождь, и ночью и днем. Они первыми
приходят на помощь, пострадавшим в автомобильных авариях. Они
проверяют, чтобы машины, которые ездят по городу были исправными, с
хорошими тормозами».
3. Чтение стихотворения С. Михалкова «Моя улица»
4. Объяснение: «Бывают перекрестки, где нет регулировщика, а установлены
уличные автоматы, называются светофорами. Все водители и пешеходы
должны строго подчиняться их сигналам. В светофоре сменяются красный,
желтые и зеленые огни. Эти три цвета часто называют волшебными, потому
что они регулируют движение.
5. Вопрос: «А что означает каждый огонь? Что означает красный цвет? Что
означает желтый и зеленый? Как ведут себя люди?
6. Художественное слово: чтение стихотворения С. Михалкова «Светофор».
7. Вопрос: «Как управляют движением регулировщики?»
8. Объяснение: «Милиционер повернулся к вам боком с вытянутой вдоль груди
рукой—это все равно, что зеленый сигнал светофора—можно переходить
улицу.
9. Показ ребенка: «А если регулировщик стоит к вам спиной или грудью, то
переходить нельзя. Это тоже, что и красный сигнал светофора, ну а
желтый? Это когда регулировщик стоит с поднятой вверх рукой. Он словно
просит вашего внимания. Это как раз и соответствует желтому сигналу
светофора.
10. Показ ребенка.
11. Объяснение: «Пешеходам, которые уже переходят улицу надо задержаться
на середине, на островке безопасности. А кто только хотел переходить
должен ждать следующего указания. Значит если регулировщик стоит
боком—переходите! Спиной или грудью—стойте! Подчиняться указаниям
регулировщика обязаны все: водители транспорта и пешеходы.
12. Практическое действие: «Предлагаю одному из детей быть регулировщиком.
Дети должны ответить, какому цвету светофора соответствует тот или
иной жест».
13. Подведение итога: «Ребята! Вам понравилась наша прогулка. Что нового
вы узнали. Что вам запомнилось?»
Занятие №8
«Дорожные знаки»
Цель:
1. расширять знания детей о дорожных знаках и их назначениях.
2. закреплять знания детей о правилах дорожного движения, перехода через
улицу, поведения на дороге.
3. формировать у детей навыки осторожного поведения на улице.
Материал: дорожные знаки, книга с иллюстрациями.
Ход занятия:
1. Вступительная беседа: «Сегодня мы с вами поговорим о дорожных знаках».
2. Показ 3-4 дорожных знаков.
«Вы наверное видели треугольные, круглые и квадратные знаки на многих
улицах и дорогах. По этим знакам водители узнают, где можно ехать, а где
нельзя, где можно остановить машину и заправить бензином. Знаки
предупреждают об опасности на дорогах, указывают направление движения. Эти
знаки должны знать и пешеходы».
3. Показ знака «Пешеходный переход».
4. Вопрос: «Что это за знак, что он означает?»
5. Показ знака «Подземный переход», «Остановка автобуса».
Вопросы: «Для чего они нужны? Что обозначают? Где вы их видели? Какие знаки
вы еще знаете?
6. Игровая ситуация: знаки, с которыми дети были знакомы и с которыми уже
познакомились развесить на стулья и поставить в разных местах комнаты.
Детям предлагается по очереди сходить в «город», к бабушке, домой, они
должны произвести соответствующие действия, которые показывают знаки.
7. Подведение итогов: «Вам понравилось наше занятие? Теперь вы знаете
много дорожных знаков, и вам не составляет большого труда переходить
через улицу».
Занятие №9
«Экскурсия в центр города»
Цель:
1. расширять знания детей об улицах города, о большом движении на них.
2. закрепление навыков поведения на улице.
3. закрепление знаний о дорожных знаках, светофоре, и о их значениях.
4. формировать у детей наблюдательность, осторожность на дороге.
Ход занятия:
1. Воспитательная беседа: «Дети, мы сегодня пойдем на экскурсию. Вы были
в центре города и знаете какое там большое движение транспорта и
научимся ходить по городу».
2. Вопрос: «Кто знает как называется эта автобусная остановка?»
3. Указания: «Посмотрите как она обозначается».
4. Художественное слово С.Михалков
Здесь на посту в любое время
Дежурит смелый постовой,
Он управляет сразу всеми,
Кто перед ним на мостовой.
Вопросы: «О ком это стихотворение? Что он делает на перекрестке? Каким
сигналам подчиняется пешеход? При каком сигнале светофора могут ехать
автомобили и идти люди? А при каком свете нельзя ехать или переходить
улицу? Для чего нужен желтый свет светофора? А на какие знаки необходимо
прежде всего обратить внимание пешеходам? Как надо переходить улицу? А если
пешеходный переход не обозначен?
Практические действия: переходим через улицу.
Подведение итогов: «Какие впечатления у нас остались после нашей
экскурсии? Дети младшей группы тоже хотели бы сходить на экскурсию, но они
еще маленькие, расскажите им об увиденном.
Занятие № 10
«Наблюдение за движением машин и работой водителя»
(на прогулке)
Цель:
1. закреплять знания о двустороннем и одностороннем движении.
2. познакомить с сигнализацией машин, с новым дорожным знаком «Въезд
запрещен».
3. воспитывать уважение к труду водителей машин.
Ход занятия:
Вступительная беседа: «Ребята, мы находимся на перекрестке и будем
наблюдать за движением транспорта».
Указания: «Посмотрите, водитель делая поворот на другую улицу включает у
машины спереди и сзади световые сигналы».
Вопрос: «Для чего это нужно?»
Объяснение: «Если машина должна повернуть налево, включаются сигналы с
левой стороны, а если машина будет поворачивать направо, зажгутся сигналы с
правой стороны. Поэтому на перекрестке, где водители могут сделать поворот
пешеходы должны внимательно следить за сигнализацией. И прежде чем начать
переход, надо убедиться, нет ли машины, которая может повернуть направо или
налево».
Рассказ воспитателя: «Ответственная работа у водителя. Управляя своей
машиной он все время внимательно следит за движущимся транспортом, за
сигналами светофора, пешеходами. Кроме того он обязан строго выполнять
указания дорожных знаков. Эти знаки важны не только для водителей, но и для
пешеходов».
Вопрос: «Как узнают пешеходы, что именно здесь нужно переходить улицу? Как
можно определить место перехода?»
Показ знака «Пешеходный переход». «На что указывает этот знак?»
Показ знака «Въезд запрещен». «Вот другой знак, что на нем изображено?»
Объяснение: «Этот знак вывешивается перед въездом на некоторые улицы. Он
сообщает о том, что въезд транспорта сюда запрещен».
Игровое задание: найди такой же знак.
Подведение итогов: «Молодцы ребята! Вы все усвоили, хорошо вели себя на
улице, я вами довольна!»
Задание №11
«Загадки»
Цель:
1. закреплять знания детей о видах транспорта через художественное слово.
2. развивать у детей смекалку и сообразительность.
3. воспитывать внимание, терпение при отгадывании загадок.
Материал: загадки, фишки.
Ход занятия:
Вступительная беседа: «Вы уже много знаете о ПДД, транспорте, а сегодня мы
проверим ваши знания. Я буду вам загадывать загадки, а вы мне говорить
отгадки, кто правильно ответит—получает фишку, в конце занятия, у кого
больше будет фишек, тому мы дадим звание «Знаток ПДД».
Указания: «Чтобы ответить нужно поднять руку».
Совет: «Внимательно слушайте загадку до конца».
Напоминание: «Вспомните все виды транспорта»
Художественное слово:
Если б я встала
До неба достала б. (дорога)
От дома начинается,
Не живая, а идет,
Не подвижна, а ведет. (дорога)
У дома и кончается. (дорога)

Запылал у чудовища изумрудный глаз,
Значит можно улицу перейти сейчас. (светофор)

Три глаза—три приказа,
Красный—самый опасный. (светофор)

Дом по улице идет,
На работу всех везет,
Не на курьих тонких ножках,
А в резиновых сапожках. (троллейбус/автобус)

Не летает, не бежит,
Жук по улице бежит,
И горит в глазах жука
Два блестящих огонька. (автомобиль)

Опоясал каменный ремень
Сотни городов и деревень. (шоссе)

Встало с краю улицы
В длинном сапоге,
Чучело трехглазое
На одной ноге
Где машины движутся,
где сошлись пути,
помогает улицу
людям перейти. (светофор)

Что за чудо синий дом,
Окна светлые кругом,
Носит обувь из резины,
А питается бензином. (автобус)

Спозаранку за окошком,
Стук и звон и кутерьма,
По прямым стальным дорожкам,
Ходят красные дома. (трамвай)
Подведение итогов: «Все ребята, вы молодцы! Хорошо работали, а звание
«Знаток ПДД», мы вручим …У него больше всех фишек, он получил отличный
результат по знаниям ПДД.
Занятие №12.
«Конкурс на знание ПДД»
Цель:
1. закрепить с детьми знание ПДД.
2. закрепить знания, полученные на занятиях.
3. воспитывать взаимопонимание и доброжелательное отношение друг к другу.
Материал: разноцветные геометрические фигуры, фанты.
Ход занятия:
1. вступительная беседа: «Сейчас мы проведем интересную игру. Кто из вас
быстрее и правильно ответит на вопросы, тот лучше знает ПДД. Будьте
все внимательны. Тот кто правильно ответит на вопрос, получает фант».
Вопросы: «Где должны ходить пешеходы? Что такое перекресток? Что такое
пешеходные переход? Где пешеходы могут переходить улицу? Как обозначаются
пешеходные переходы на улицах города? Какие сигналы светофора вы знаете?
Что обозначает красный сигнал светофора? Что обозначает желтый сигнал?
Что обозначает зеленый сигнал? Где можно кататься на велосипедах? Почему
нельзя кататься на велосипеде по тротуару и проезжей части? Почему нельзя
выходить на улицу и играть на мостовой? Почему нельзя высовываться в окно
или высовывать руки, когда едите в автобусе, троллейбусе, трамвае? Что
делает регулировщик?
Подведение итогов: «Молодцы ребята! Вы ответили на все вопросы, все
усвоили. Я вами довольна. Давайте выявим «Знатока ПДД» (подсчет фантов).
Список использованной литературы.

1. Лапшин В.И. Правила дорожного движения РФ.
М. «Транспорт» 1999 г.
2. Клименко В.Р. «Обучайте дошкольников правилам движения».
М. «Просвещение» 1973 г.
3. Степаненкова Э.Я., Филенко М.Ф. «Дошкольникам о правилах дорожного
движения».
М. «Просвещение» 1975 г.
4. Саулина Т.Ф. «Три сигнала светофора»
М. «Просвещение» 1989 г.
5. Юрянин «Светофор»
М. Издательство «Детская литература» 1971 г.




Новинки рефератов ::

Реферат: Просветительская деятельность передвижных художественных выставок (Искусство и культура)


Реферат: Расчетно графическая работа по курсу БЖД (Безопасность жизнедеятельности)


Реферат: Коренные народности севера: история, культура, быт (История)


Реферат: Социальная мобильность (Социология)


Реферат: Биотехнология. Вклад в решение глобальных проблем человечества (Биология)


Реферат: Проблемы пользования нелицензионными товарами (Программирование)


Реферат: Роль Сталина в Великой Отечественной Войне (История)


Реферат: Информационное обеспечение в процессе управления (Менеджмент)


Реферат: Право (Теория государства и права)


Реферат: Учет и налогообложение валютных операций (Бухгалтерский учет)


Реферат: Разработка технологического процесса ТО-1 автомобиля ГАЗ-31029 (Транспорт)


Реферат: Повесть Распутина "живи и помни" (Литература : русская)


Реферат: Двойственность Познания по Учению Св. Григория Паламы (Double Knowledge According to Gregory Palamas) (Религия)


Реферат: Художники эпохи Высокого Возрождения (Искусство и культура)


Реферат: Пауки (Биология)


Реферат: Знаменитая личность в период между I и II мировыми войнами. Советский инженер-радиотехник Бонч-Бруевич (История)


Реферат: Охрана труда (Безопасность жизнедеятельности)


Реферат: Теория кадрового планирования. Подбор персонала (Менеджмент)


Реферат: Развитие теории урока в советской дидактике периода середины 50-х - середины 60-х годов (Педагогика)


Реферат: Формирование коммуникативной компетентности подростков (на материале уроков иностранного языка) (Педагогика)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист