GeoSELECT.ru



Педагогика / Реферат: Основные направления развития творческих способностей первоклассников на материале декоративно-прикладного искусства (Педагогика)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Основные направления развития творческих способностей первоклассников на материале декоративно-прикладного искусства (Педагогика)




ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ

СПОСОБНОСТЕЙ ПЕРВОКЛАССНИКОВ НА МАТЕРИАЛЕ

ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА



Одной из актуальных проблем начального обучения, требующей
своевременного решения, является развитие творческих способностей. Анализ
методической литературы наглядно свидетельствует о том, что искусство
обладает огромными возможностями по развитию творческого потенциала детей.
В учебной работе с первоклассниками особенно важно обеспечить удачное
начало школьного этапа жизни детей, помочь им почувствовать интерес к
познанию нового, испытать чувство радости от общения со сверстниками и
учителями.
Для этого, во-первых, необходимо грамотно отобрать содержание
предлагаемого детям учебного материала и определить его в соответствии с
возрастными возможностями детей. Во-вторых, необходимо ввести в занятие со
школьниками особые методические действия и приемы, обеспечивающие активное
и осмысленное усвоение знаний, умений и навыков.
Наиболее привлекательными видами художественной деятельности для
детей младшего школьного возраста являются рисование красками, аппликация,
лепка. Выполнение игрушек и декоративных поделок развивает образное
мышление, способствует воспитанию художественного вкуса и творческой
познавательной активности школьников.
Данная программа предназначена для ведения занятий по
изобразительному искусству и художественному труду в 1 классе. Она может
быть использована как альтернативная имеющимся разработкам (например,
типовой программе «Изобразительное искусство и художественный труд» Б.Н.
Неменский) или введена в дополнение к ним для занятий по художественному
труду.
Цель занятий – развитие творческих способностей первоклассников.
Учебные задачи:
1. Познакомить с основными видами декоративно-прикладного искусства и
раскрыть комплексный характер народного художественного творчества.
2. Развивать эмоциональную отзывчивость детей на произведения декоративного
искусства, формировать основы эстетического восприятия.
3. Способствовать развитию познавательной и творческой активности детей в
изобразительном и декоративном, художественном творчестве, активизировать
самостоятельный творческий поиск в решении художественных задач.



Основное внимание в программе уделено знакомству с произведениями
народного декоративно-прикладного искусства. В содержании занятий включены
темы, раскрывающие взаимосвязь разных видов народного творчества: домовая
резьба и роспись по дереву, ткачество, вышивка, набойка, народная игрушка.
Мы считаем необходимым уже на первом этапе знакомства дать детям целостное
представление о народной культуре. Поэтому предлагаем изучение
художественных комплексов народного искусства, например, народного костюма.
Эти образцы народного творчества вобрали в себя долгий и кропотливый труд
многих поколений мастеров. Они представляют собой художественное единство,
образованное использованием различных утилитарных и художественных
элементов, сочетанием разных материалов и техник.
Школьники, занимающиеся по данной программе, тоже могут почувствовать
себя «мастерами», так как их работы задуманы как композиции, выполненные из
материалов и техник, близких народному творчеству. Например, эскиз платка с
набивным узором выполняют в виде набойки на бумаге с использованием штампа.
Учебный материал программы составлен в виде единых блоков по
четвертям, что дает возможность последовательно вести усвоение знаний,
умений и организовать итоговые занятия в конце четверти.



УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЗАНЯТИЙ


|№ |ТЕМЫ |Количество часов |
|п/п |ЗАНЯТИЙ |Общ. |Твор. |Практ. |
| |1-я четверть: «Народная игрушка» |1 |0,5 |0,5 |
|1. |Игрушки далекого прошлого (тряпичные и | | | |
| |соломенные куклы, глиняные свистульки) | | | |
|2. |Матрешка (точеная, расписная деревянная |2 |0,5 |1,5 |
| |игрушка разных регионов России) | | | |
|3. |Глиняная игрушка: каргапольская |4 |1 |3 |
| |филимоновская, дымковская | | | |
|4. |Итоговый урок: «Моя любимая игрушка». |1 |0,5 |0,5 |
| |2-я четверть: «Народный костюм» | | | |
|5. |Платок с набивным узором |2 |0,5 |1,5 |
|6. |Узор для вышитой рубахи |2 |0,5 |1,5 |
|7. |Крестьянский костюм (женский и мужской) |2 |0,5 |1,5 |
|8. |Итоговый урок: «Хоровод» – коллективное |1 |- |1 |
| |панно из бумажных кукол в народных костюмах| | | |
| |3-я четверть: «Домашнее ремесло» | | | |
|9. |Вышитое полотенце |2 |0,5 |1,5 |
|10. |Тканый половичок |2 |0,5 |1,5 |
|11. |Лоскутное одеяло |2 |0,5 |1,5 |
|12. |Росписная деревянная утварь |2 |0,5 |1,5 |
|13. |Итоговый урок: «Бабушкина горница» |1 |- |1 |
| |4-я четверть: «Убранство крестьянского | | | |
| |дома» | | | |
|14. |Уральская домовая роспись |2 |0,5 |1,5 |
|15. |Окно с резными наличниками |2 |0,5 |1,5 |
|16. |Крестьянская изба |1 |0,5 |0,5 |
|17. |Итоговый урок: «На деревенской улице» |1 |- |1 |
| | | | | |
| |ВСЕГО: |30 |7,5 |22,5 |



СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЙ


1-я четверть: «Народная игрушка»

Тема 1. ИГРУШКИ ДАЛЕКОГО ПРОШЛОГО. 1 ЧАС.
Урок начинается с рассказа учителя об игрушках старинных и необычных.
Игрушки крестьянских детей: деревянные чурочки – «болвашки», соломенные
куклы – «стригушки», тряпичные куклы глиняные барыни и лошадки, игрушки-
свистульки. Бумажные куколки, вырезанные из бумаги, сложенной вдвое.
ЗАДАНИЕ: нарядим куклу. Из согнутого пополам листочка белой бумаги
вырезаем фигурку. Разворачиваем и рисуем наряд для этой куколки.
МАТЕРИАЛ: листочки белой рисовальной бумаги размером с открытку,
цветные фломастеры или карандаши.

Тема 2. МАТРЕШКА. 2 часа.
Матрешка – точеная деревянная игрушка, украшенная росписью. История
появления матрешки. Прототип русской матрешки – японская деревянная кукла.
Различный характер матрешек, изготовленных в разных регионах России:
Загорская матрешка, украшенная выжиганием и росписью, Семеновская –
цветочной росписью.
Полхов-Майданская матрешка. Яркая роспись анилиновыми красками: алой,
желтой, розовой, фиолетовой. Мотивы росписи – розы, ягоды, яблочки.
Характер игрушек – веселый, задорный.
ЗАДАНИЕ: нарисовать матрешку и украсить ее росписью.
1-й урок: обводим картонный шаблон с контуром матрешки, намечаем
карандашом рисунок лица, платок, рисунок для росписи фартука.
2-й урок: расписываем матрешку яркими красками.
В проведение этих уроков полезно включить стихи и загадки о
матрешках, рассмотреть фотографии и слайды и обязательно показать настоящую
матрешку, раскладывающуюся на несколько меньших.

Тема 3. ГЛИНЯНАЯ ИГРУШКА: КАРГАПОЛЬСКАЯ, ФИЛИМОНОВСКАЯ, ДЫМКОВСКАЯ. 4
часа.
На первом уроке этого блока желательно познакомить детей с
каргапольской глиняной игрушкой. Примерный ход рассказа учителя:
происхождение кагапольской игрушки, характерные образы игрушек (барыня,
птица, Полкан), простые формы игрушек, особенности росписи.
Задание для первого урока: обвести картонный шаблон игрушки-лошадки и
наметить карандашом элементы росписи.
На втором уроке знакомим детей с филимоновской глиняной игрушкой.
Рассказываем об отличиях: особая глина и особая технология лепки –
вытягивание. Удлиненные пропорции игрушек. Характерные образы: лошадка,
олень, кавалер и барышня, птичка, игрушки-свистульки. Роспись филимоновских
игрушек: красные, розовые и зеленые полоски по желтому фону.
Задание для второго урока: расписываем бумажную лошадку,
подготовленную на первом уроке. Мотив росписи можно составить, пользуясь
традициями каргапольской или филимоновской росписи (на усмотрение детей).
Материал для росписи: гуашь.
На третьем уроке идет рассказ о дымковской (вятской) игрушке. История
промысла, технология изготовления игрушек, оригинальные приемы лепки:
обилие декоративных мелких деталей. Особенности росписи дымковских игрушек:
белый фон, цветной узор геометрического характера, насыщенные цвета (алый,
малиновый, синий, желтый, фиолетовый). Мотивы игрушечных композиций:
барыни, петушки и павлины, козлики, лошадки.
Задание для детей: вылепить игрушку из глины. Для этого задания лучше
выбрать игрушку несложной формы, например, птичку, петушка. Вылепленные
игрушки надо подсушить и загрунтовать белой водоэмульсионной краской. На
четвертом уроке вылепленную и загрунтованную игрушку украшаем росписью,
используя для этого яркие гуашевые краски. Подводя итог изученной теме, на
этом уроке проводим с детьми конкурс на лучшего знатока народной глиняной
игрушки. Примерные вопросы и задания конкурса:
1. Почему вятскую игрушку называют дымковской? Что такое дымковская
слобода?
2. Кто такой Полкан? Какой характер у этого игрушечного героя?
3. Что такое тычок? Какие элементы росписи выполнялись тычком?
4. К какому весеннему празднику готовились игрушки-свистульки?
5. Расставьте игрушки, подготовленные для беседы: дымковские,
каргапольские и филимоновские – каждый вид игрушки на свою полочку.
Завершая урок, любуемся игрушками, сравниваем их форму и характер
росписи.

Итоговый урок: «Моя любимая игрушка». 1час.
Этот итоговый урок может быть проведен как урок-игра «Игрушечный
магазин» или «Ярмарка игрушек».
На ярмарке дети могут представить свои любимые игрушки, сравнить
старинные игрушки (глиняные свистульки, матрешки) и современные (грузовик,
робот, кукла Барби).
Для того чтобы представить игрушку, дети могут приготовить рисунок,
рассказ, инсценировку. Можно прочитать стихи об игрушках (А. Барто «Зайка»,
Е. Благинина «Мой мишка»).
Выполненные на предыдущих уроках рисунки и глиняные игрушки
желательно разместить в классе в виде небольшой выставки.

2-я четверть: «Народный костюм».

Тема 5. ПЛАТОК С НАБИВНЫМ УЗОРОМ. 2 часа
Этот урок открывает следующий блок уроков, посвященный знакомству с
народным костюмом.
Яркие цветастые платки - неотъемлемая часть старинного женского
наряда. Изготовление платков способом набойки. Павлово-Посадские платки:
отдельные цветы, букеты, гирлянды, веночки. Варианты размещения композиции
набивного рисунка в квадрате платка.
Порядок выполнения набивного узора на ткани с использованием
деревянной печатной доски - «манеры».
Задание для детей:
1-й урок: вырезаем квадрат из цветной бумаги, намечаем карандашом
основные зоны для размещения узора (кайма, средняя часть рисунка).
Дома необходимо приготовить 2-3 различных штампа для набойки. В
качестве печатной формы можно использовать кусочек ластика, колпачок от
фломастера. Можно вырезать штампики из кусочка сырой морковки.
2-й урок: Выполняем набивной рисунок на вырезанном из бумаги платке.
Гуашь для набойки желательно растереть на палитре.

Тема 6. УЗОР ДЛЯ ВЫШИТОЙ РУБАХИ. 2 часа.
Продолжая знакомство с народным костюмом, представляем детям другую
важную его часть – рубашку. В мужском и женском костюме рубаха – это
основа. Она сшита из льняного полотна, вытканного вручную на домашнем
станке, Ворот, подол и оплечье рубахи богато украшены вышивкой, На рукавах
и плечах – вставочки из яркой ситцевой ткани, Мотивы вышивки богаты и
разнообразны: геометрические узоры, стилизованные изображения зверей и
птиц, цветов, фигуры человека. Вышивка – не только украшение, но и оберег.
Задание для детей:
1-й урок: обводим на бумаге картонный шаблон фигуры человека (куклы).
Рисуем лицо, прическу, придумываем имя нашей кукле.
2-й урок: выкраиваем из бумаги рубашку для куклы, вырезаем и украшаем
узорами. Предварительно обсуждаем размещение вышитого узора: ворот рубахи,
оплечье, рукава, подол.
МАТЕРИАЛ: белая бумага, цветные фломастеры.

Тема 7. КРЕСТЬЯНСКИЙ КОСТЮМ: ЖЕНСКИЙ И МУЖСКОЙ. 2 часа
На первом уроке этой темы мы знакомим детей с основными элементами
женского костюма: рубаха, понева (юбка), передник, головной убор.
Сравниваем костюмы разных регионов России и представляем другой тип костюма
– сарафанный, состоящий из рубахи, сарафана, душегреи. Головной убор
праздничного типа – кокошник.
Мужской костюм: рубаха, порты.
Очень важная деталь костюма – пояс. Орнаментальные символы и знаки
тканого или плетеного пояса.
Цветной строй народного костюма. Использование отделки (цветная
тесьма, вышивка, кружево), украшения.
Задание для детей:
1-й урок: выкраиваем сарафан для куклы из цветной бумаги, украшаем
его узором (узорчатая тесьма, вышивка). Мальчикам по желанию можно
предложить выкроить пояс и порты для мужского костюма. Пояс можно также
украсить узором.
МАТЕРИАЛ: цветная бумага, карандаши, фломастеры.
2-й урок: проводим конкурс на лучшего знатока народного костюма.
Примерные вопросы и задания конкурса:
1. Объясните, какие элементы народного костюма так называются: понева,
порты, душегрея, кокошник. Покажите эти элементы на рисунках
костюмов.
2. Что такое «оберег»? Какие части народного костюма исполняли роль
оберега?
3. Расшифруйте знаки вышитого орнамента (на образце желательно
представить узор с элементами растительных мотивов, с солярными
знаками, знаками земли и воды).
4. Разгадайте загадки об элементах костюма.
Итоговый урок по теме «Народный костюм» можно начать с рассказа о
народных праздниках и обрядах. Один из самых красивых праздников –
«Троица». На Троицу девушки наряжали березку, украшая ее цветными лентами,
водили вокруг нее хороводы.
Бумажных кукол в народных костюмах размещаем на большом листе бумаги
так, чтобы получился «Хоровод». После того как коллективное панно
составлено, «мастерицы-затейницы» организуют хоровод в классе, проводят
игры с ребятами.

3-я четверть: «Домашнее ремесло»

Тема 9. ВЫШИТОЕ ПОЛОТЕНЦЕ. 2 часа.
Урок начинается с рассматривания изделий, украшенных вышивкой. Это
скатерти, полотенца, передники, занавески. Каждый из этих предметов в
крестьянском быту имел свое назначение и бережно хранился.
Вышитое полотенце (рушник). Свадебные, обрядовые рушники. Вышивка на
полотенце, сделанная в разной технике: крест, шов «роспись», гладь. Богатые
узоры и цвета вышивки.
Задание для детей: составить узор для вышивки полотенца на сетчатой
основе. Для выполнения этого задания впервые знакомим детей с техникой
мозайки из бумаги. Эскиз вышитого узора мы набираем из мелких квадратиков
цветной бумаги. Работу лучше построить следующим образом:
1-ый урок: готовим «сетку» узора из клеенчатой бумаги размером
примерно в половину тетрадного листа. Нарезаем цветную бумагу полосками и
квадратиками 1х1 см.
2-й урок: набираем эскиз узора, наклеивая цветные квадратики на
сетчатую основу.
МАТЕРИАЛ: белая клетчатая бумага, цветная бумага, клей.

Тема 10. ТКАНЫЙ ПОЛОВИЧОК. 2 часа.
На первом уроке учитель ведет рассказ о том, какие ковры умеют делать
мастерицы разных стран: болгарские килимы, вытканные на ручном станке из
разноцветной шерстяной пряжи; казахские тускиизы, сделанные из крашенного
войлока; дагестанские ворсовые ковры.
Привычный для дома русского крестьянина – тканый половичок. Простая
техника выполнения. Красивые сочетания красок, техника наборного орнамента.
Основа и уток. Узоры тканья.
Задание для детей: плетеный коврик из цветной бумаги.
1-й урок: делаем заготовку для коврика. Выкраиваем лист цветной
бумаги для «основы» квадратной или прямоугольной формы небольшого размера.
Складываем его пополам и аккуратно прорезаем ровными полосками так, чтобы
получилась «гребенка».
2-й урок: из цветной бумаги, подобранной в тон к основе, вырезаем
полоски одинаковой ширины. «Выплетаем» узор из бумажных полосок. Готовые
коврики можно использовать для кукольной команды.
Тема 11. ЛОСКУТНОЕ ОДЕЯЛО. 2 часа.
Первый урок можно начать с рассказа о том, как бережно использовали в
крестьянском доме каждый лоскуток ткани. Всему находилось свое применение,
а из лоскутков, оставшихся от шитья рубашек или ситцевых сарафанов, шилось
лоскутное одеяло.
Узоры из лоскутков набирались разные. Самые характерные узоры:
«мельница», «звезда», «ромб», «окошко», «солнце». Сшивание квадратных и
треугольных лоскутков.
На этом уроке выполняем следующее задание: заготовка для эскиза
лоскутного одеяла. Для заготовки нужно взять картон или плотную бумагу
размером примерно 16х24 см. Размечаем прямоугольник сеткой на квадраты 2х2
см.
Из цветной бумаги вырезаем полоски шириной 2 см и разрезаем их на
квадраты и треугольники – «лоскутки» для эскиза.
Второй урок можно посвятить рассказу о том, как подбирались в
композиции лоскутного одеяла различные цветовые сочетания. Мастерица,
набирающая узор из лоскутков, старалась составить яркие, радующие глаз
сочетания, но при этом, полагалась на свое чутье, делала узор из
гармонирующих друг с другом красок ткани.
Задание для второго урока: составить цветной узор, подбирая лоскутки
по цвету.

Тема 12. РАСПИСНАЯ ДЕРЕВЯННАЯ УТВАРЬ. 2 часа.
На первом уроке необходимо познакомить школьников с традиционными для
русского крестьянского дома расписными изделиями: прялками, разделочными
досками, шкатулками и сундучками. Можно показать, как украшалась росписью
мебель: шкафчики, стулья. Один из самых известных центров декоративной
росписи по дереву – Городец. Мотивы городецкой росписи: фигурки коней,
птиц. Мотивы цветочной росписи: розан и купавка. Характерные цветовые
сочетания росписи.
Задание для детей: эскиз росписи кухонной досочки. На первом уроке
вырезаем из плотной бумаги заготовку для эскиза. Можно использовать цветной
или тонированный картон. Контур досочки можно обвести по шаблону.
Карандашом необходимо наметить подготовленный рисунок для цветочной
росписи.
На втором уроке продолжаем рассказ о росписи по дереву. Показываем
детям прекрасные изделия с уральской росписью, например, пялки с обвинской
росписью. Показываем отдельные приемы росписи: цветок с двухцветными
лепестками на основе подмалевка, лист, травка.
Задание для детей: выполнить роспись досочки по мотивам народной.
МАТЕРИАЛ: цветной или тонированный картон, гуашь.
Итоговый урок «Бабушкина горница». 1 час.
На этом уроке можно предложить детям сделать рисунок на основе
изученного материала. В рисунке «Бабушкина горница» они смогут передать
свое представление об интерьере крестьянского дома, объединившем простые и
добротные изделия, щедро украшенные руками мастеров. Желательно дополнить
материал этого урока стихами, загадками и поговорками, посвященными
предметам домашней утвари.
МАТЕРИАЛ: бумага, гуашь.

4-я четверть: «Убранство крестьянского дома».

Тема 14. УРАЛЬСКАЯ ДОМОВАЯ РОСПИСЬ. 2 часа.
Первый урок этой темы может начаться с рассказа о Нижнесинячихинском
музее-заповеднике деревянного зодчества. В экспозиции музея представлены
образцы уральской домовой росписи. Отмечаем ее характерные особенности:
взаимосвязь с архитектурой, символический смысл образов и мотивов, яркий,
праздничный характер.
Техника выполнения росписи, яркая цветовая гамма.
На этом уроке проводим упражнение, дающее детям простейшие навыки
кистевой росписи: рисуем кистью по заготовленному подмалевку цветы и
листья.
На втором уроке разрабатываем и выполняем росписи по народным
мотивам, предназначенные для украшения двери и простенков. Работу можно
предложить выполнить, объединившись группами по 2-3 человека.
МАТЕРИАЛ: белая или тонированная бумага, гуашь.

Тема 15. ОКНО С РЕЗНЫМИ НАЛИЧНИКАМИ. 2 часа.
На уроках по этой теме мы рассказываем детям о традиции украшать
резными наличниками окна деревянного дома. Оберегающий и функциональный
смысл наличников и ставен окна.
Разные виды наличников. Самый простой вид резьбы – пропильная. Узоры
пропильной резьбы, свойственные уральскому краю: растительные и
геометрические.
Задание для детей: эскиз композиции для деревянной резьбы, украшающей
окно.
1-й урок: вычерчиваем на листе бумаги контуры окна, намечаем общую
форму резного наличника. Подбираем бумагу, имитирующую тон деревянной
доски. Можно взять кусок тонированной или крашенной бумаги с деревянной
фактурой.
Делаем упражнение: вырезание простого геометрического узора из
полоски крашенной бумаги с деревянной фактурой.
2-й урок: вырезаем из тонированной бумаги заготовку для наличника.
Складываем заготовку и вырезаем узор. Наклеиваем полученный «наличник» на
заготовленный контур окна.

Тема 16. КРЕСТЬЯНСКАЯ ИЗБА. 1 час.
Урок начинается с рассказа о том, как использовалось на Руси дерево,
как строительный материал, доступный и практичный. Обращаем внимание на
разумное и красивое построение дома. Две основные части: сруб и кровля.
Верхняя часть фасада: фронтон. Нижняя часть: красные окна, наличники и
ставни. Резные украшения: карниз, лобовая доска, накладная резьба на
фронтоне. Символы солнца, земли и воды в резных украшениях.
Задание для детей: «Изба», аппликация из бумаги.
Работу можно выполнить без предварительного эскиза. Сначала вырезаем
прямоугольник, изображающий нижнюю часть фасада, затем – треугольный
фронтон. Тремя маленькими прямоугольниками, размещенными на фасаде,
обозначаем окна. Дополняем композицию узорчатой полоской, изображающий
резной карниз, вырезаем наличники. Наклеиваем все детали на основу.
МАТЕРИАЛ: тонированная или цветная бумага, клей.

Итоговый урок: «ПРАЗДНИК НА ДЕРЕВЕНСКОЙ УЛИЦЕ». 1 час.
Завершая учебный год, хочется не только подвести учебные итоги, но и
сделать для детей праздник. Урок может начаться с составления панно
«Праздник на деревенской улице». Для этого панно можно взять аппликации,
изображающие крестьянские дома и выполненные на предыдущем уроке.
Желательно поместить в этом панно и бумажных кукол в народных костюмах
(итоговая работа второй четверти). Для украшения класса можно использовать
рисунки на тему «Бабушкина горница» и игрушки, нарисованные и выполненные в
начале учебного года.
Продолжением урока может быть праздничное чаепитие с гостями. В гости
к детям можно пригласить мастерицу-рукодельницу, занимающуюся ткачеством
или вышивкой, народной росписью и другими видами декоративного искусства.
На таком празднике обязательно должно найтись место для выступления
самих детей с песнями, стихами, рассказами о народном творчестве, с которым
они познакомились в течение года.
Работа по данной программе предполагает также использование экскурсий
в художественные музеи и на выставки, представляющие изделия народных
промыслов.




Реферат на тему: Основные тенденции применения ЭВМ в сфере образования

Бурятский Государственный Университет
Филологический Факультет



РЕФЕРАТИВНАЯ РАБОТА
на тему:

Основные тенденции применения ЭВМ в сфере образования



__________________
отметка о зачете

Проверила: Выполнил:

_____________________ _____________________
подпись
подпись
___________________ ___________________
дата
дата



1998
Тема: Основные тенденции применения ЭВМ в сфере образования.
Цель: Определение и выявление основных критериев внедрения ЭВМ и средств ВТ
в сферу образования.

План:
1. Введение.
2. Принципы разработки ППС ВТ и целесообразность внедрения в процесс
обучения ЭВТ.
3. Совершенствование организации работы педагога, его функций в условиях
внедрения АОС.
4. Принципы организации автоматизированного занятия в школе.
5. Изменение методики работы педагога в условиях подготовки информации для
АОС.



Введение

Всесторонняя интенсификация процесса обучения и воспитания связана в
настоящее время с глубокой перестройкой всего механизма управления учебно-
познавательной и практической деятельностью учащихся, с опорой педагогики
на общепроизводственные и общесоциальные тенденции, обусловленные
совершенствованием средств труда. Современный человек не может освободиться
от беспредельного множества нитей, связывающих его с мощным материально-
техническим аппаратом, который в обществе программирует его жизнь. Как
известно, главное содержание научно-технического переворота, который
происходит на наших глазах, состоит в раскрытии принципиальной возможности
все большей передачи умственных функций человека системе машин и
технических средств. Идея совершенствования управления производством
распространяется и на учебно-воспитательный процесс.
Наибольший прогресс процесса и методики обучения связан именно с
включением в этот процесс техники, с передачей ей функций человека по
управлению процессом обучения. В основе создания такой техники лежит
открытие того, что преподавание- это процесс, которым можно управлять, как
и любым другим процессом, используя предоставляемые техникой возможности
обратной информационной связи.
Преобразование структуры процесса обучения в направлении широкого
использования в нем дидактической техники, обладающей функцией обратной
связи и заменяющей педагога на ряде этапов учебного процесса, -важнейшая в
настоящее время тенденция совершенствования данного процесса во всех типах
учебных заведений.
Исходя из этого, следует быть готовыми к изменению методики, функций
педагога в условиях внедрения в обучение автоматизированных систем на базе
электронно-вычислительных машин.
В настоящее время в статьях журнала " Информатика и образование", и
других, в книгах, выступлениях в печати и с помощью других средств массовой
информации широко обсуждаются вопросы о компьютерном обучении, о
компьютерной технологии обучения, об учебных мощностях, средствах массовой
коммуникации, обучающих машинах, специализированных учебных помещениях,
оснащенных современной технической документацией, и. т. д. Основное
внимание обращено на сложность управления современной техникой,
используемой в обучении. Освещаются, как правило, вопросы повышения
мастерства владения ею. Функционирование компьютера достаточно сложно, в
связи с чем педагогика, будучи не в состоянии самостоятельно освоить это
техническое средство, прибегает к помощи программистов, инженеров. Очень
часто получается так, что специалисты в области компьютерной техники сами
определяют и предписывают пути использования электронно-вычислительной
технике в процессе обучения. Такая ситуация для педагогики удачна и
неудачна. Удачной называется ситуация, при которой компьютер расширяет
возможности педагога, обеспечивает более успешное формирование некоторых
структур знаний и умений, предоставляет новые возможности в изучении
учащихся, индивидуализации обучения. Педагогически неудачной можно назвать
ситуацию бесконтрольного использования компьютерных программ, людьми,
ограничивающими свое общение с компьютером лишь игровыми программами, что
влечет за собой сужение психических возможностей интеллекта за счет
ограничения его рамками лишь программ функционирования компьютера.
Становится безусловным определение того, как необходимо поступать педагогу
при разработке содержания компьютерного обучения, что следует передать
посредством автоматизированной обучающей системы, а что оставить за
педагогом.
Все шире за последние годы внедряются в учебный процесс компьютер и
педагогические программные средства вычислительной техники. Особое внимание
научных работников и практиков к новым средствам обучения обусловлено их
значительно большей эффективностью по сравнению с другими средствами
обучения. В случае применения педагогических программных средств
вычислительной техники:
1. Повышается качество обучения за счет:
а) индивидуализации обучения, - индивидуальный темп и метод обучения,
адаптация системы к исходному уровню знаний обучаемого, характеру и
причинам ошибок, особенностям мышления обучаемого.
б) анализа предыстории обучения и ее учета при организации последующего
обучения, учета психофизиологических характеристик обучаемых путем
тестирования.
в) постоянного индивидуального контроля качества знаний на каждом этапе
обучения, при этом увеличивается объективность контроля знаний.
1. Сокращается время обучения за счет:
а) уменьшения времени на технические операции, - выполнение вычислений,
контроль правильности ответов, обращение за справкой, помощью или
разъяснением.
б) мгновенной реакции программной системы на допущенные ошибки.
в) индивидуализации темпа обучения, с учетом уровня знаний обучаемого.
г) адаптации к типу мышления обучаемого.
С точки зрения обучаемого применение педагогических программных средств
вычислительной техники повышает интерес к обучению, увеличивает мотивацию
за счет новизны и сочетания более разнообразных и наглядных методов
обучения в совокупности с традиционными.
Педагогические программные средства вычислительной техники в целом ряде
случаев позволяют обучающемуся работать в индивидуальном темпе, снимая при
этом психологические барьеры общения. При этом учитывается начальный
уровень подготовки, склад ума обучаемого, стиль мышления, особенности
воспитания, памяти, внимания, темперамент, свойства нервной системы и. т.
д. Учащийся имеет возможность во время обучения обратиться за справкой,
помощью или разъяснением. Учащийся получает возможность прервать обучение и
возобновить его с места прерывания с сохранением предыстории обучения. Это
позволяет более эффективно использовать время обучающегося, организовать
дополнительные занятия с отстающими и получить больший объем знаний
успевающими.
С точки зрения преподавания педагогические программные средства
вычислительной техники предоставляют педагогу следующие возможности:
а) реализовать и распространить в виде педагогических программных средств
свой опыт преподавания, свою модель обучения.
б) обеспечить оперативность внесения коррективов в педагогические
программные средства вычислительной техники, обработку статистических
данных и принятия тех или иных педагогических и дидактических решений, при
этом появляется возможность более гибкого управления познавательной
деятельностью обучения.
в) изучить опыт ведущих в своей области преподавателей.
г) повысить эффективность труда преподавателей за счет выполнения рутинной
работы с помощью электронно-вычислительных машин в короткие промежутки
времени и автоматической оценке и регистрации всех параметров процесса
обучения всех учащихся.



Принципы разработки ППС ВТ и целесообразность внедрения в процесс обучения
ЭВТ

Используя компьютер, можно изучить процессы, которые в условиях
учебного кабинета продемонстрировать невозможно, либо слишком дорого или
опасно. Практика показывает, что на этапе тренировки, где преобладает
самостоятельная работа, компьютер имеет большие преимущества, помогая
осуществить дифференцированный подход к каждому учащемуся, вовремя
заметить пробелы в знаниях и устранить их. Обладая "бесконечным
терпением", машина никогда не "устает", и, если это потребуется, она
может повторять упражнения многократно. Таким образом, выделим следующие
основные условия реализации принципа дидактической целесообразности
создания обучающих программ:
установление тех свойств и возможностей имеющейся компьютерной техники,
которые позволят повысить качество обучения;
обоснованный выбор содержания, методов и форм компьютеризированного
обучения, их соответствие целям учебного процесса и рациональному
использованию возможностей ЭВМ;
четкое определение конкретной роли, задач, места и времени применения
обучающей программы;
установление связей и отношений с другими средствам и методами обучения;
тщательная организация и техническая безукоризненность функционирования
обучающей программы.
Принцип дидактической адекватности. ППС ВТ функционирует результативно
только в случае, если строятся на основе закономерностей процесса
обучения, т.е. если они адекватны природе обучения.
Выделим несколько основных принципов дидактики, каждый из которых в
свою очередь определяет систему требований педагогическим программным
средствам вычислительной техники.
Принцип научности. Этот принцип требует, чтобы содержание учебного
материала, отбираемого для создания КОП, соответствовало современному
уровню развития науки и техники, а способ познания, используемый в
программе, был адекватен современным научным методам. Поэтому разработчик
компьютерной программы, как и всякий педагог, должен стремиться к тому,
чтобы развивать у учащихся научное мировоззрение, вооружать их знанием
основ наук, вырабатывать у них умение применять полученные знания на
практике, развивать творческое мышление и способности самостоятельно
приобретать новые знания. Компьютер в этом плане представляет широкие
возможности.
Дидактический принцип научности требует, чтобы компьютерные модели в
ППС ВТ строились в соответствии с новейшими технологиями, все явления и
процессы описывали, опираясь на последние достижения научного знания.
Условия и параметры моделируемых процессов должны быть точны,
неоднократно проверены. Способы усвоения учебного материала,
предусмотренные программой, должны формировать у учащихся умения и навыки
научного поиска.
Принцип систематичности и последовательности. При построении ППС ВТ
необходимо соблюдать принцип последовательности подачи материала.
"Беспорядочное перескакивание с одного вопроса на другой не может
обеспечить сознательного усвоения основ науки. Систематичность обучения
предполагает усвоение учеником понятий и разделов в их логической связи и
преемственности." Этот принцип обеспечивает рассмотрение любого фрагмента
учебного материала в ППС ВТ в связи с другими фрагментами в логической
последовательности. Следовательно, требуется такое построение ППС ВТ,
чтобы новые знания, умения и навыки усваивались в связи с ранее
изученным, закреплялись и совершенствовались в определенном порядке - в
системе. Принцип систематичности и последовательности предполагает
логическую обоснованность последующих вопросов за предыдущими, с тем
чтобы последующее вытекало из предыдущего, опиралось на него и
подготавливало дальнейшую ступень в познавательной деятельности учащихся.
Это надо учитывать при организации материала, отобранного для включения в
ППС ВТ, при составлении педагогического сценария программы.
Принцип сознательности, активности и самостоятельности в обучении
предполагает такую организацию обучения с использованием ППС ВТ, в которой
приобретение знаний, умений и навыков неразрывно связано с активностью и
самостоятельностью действий учащихся, с проявлением интереса,
увлеченности и инициативных творческих поисков, стремления развивать
творческие способности. Наиболее важное требование к ППС ВТ,
основывающееся на этом принципе, состоит в том, что, составляя алгоритмы,
в соответствии с которыми в программе будет строиться деятельность
обучаемого по усвоению материала, разработчику следует позаботиться о
положительной мотивации учения. Сформулированность мотивационной сферы
учащегося и поддержание соответствующей мотивации являются необходимой
предпосылкой эффективности обучения. При создании сценария ППС ВТ следует
всесторонне проанализировать, как сделать программное средство таким,
чтобы оно вызывало заинтересованность, а не скуку, стремление к познанию,
а не разочарование и раздражение. Одним из эффективных средств решения
поставленной задачи может быть введение в ППС ВТ игровых компонентов.
Наблюдения исследователей подтверждают точку зрения о том, что задания в
ППС ВТ должны быть социально или личностно значимыми. Если четко
сформулирована учебная задача, имеющая социально или личностно значимое
содержание, то учащийся предпочитает эту задачу игре.
Принцип доступности обучения. Обучение должно быть доступным и
посильным возрасту, способностям и уровню развития обучаемых - так гласит
принцип доступности. На основе этого принципа определяется степень научно-
теоретической сложности учебного материала, его объем, формы и методы
обучения. В то же время принцип доступности лежит в основе учета
индивидуальных и общепсихологических особенностей учащихся в зависимости
от их возраста, уровня развития, предмета изучения и других факторов.
Следовательно приступая к отбору материала для ППС ВТ, необходимо знать
особенности тех учащихся, для которых предназначена составляемая
программа. Лучше всего эти особенности видят и знают преподаватели,
непосредственно работающие с данными учащимися. Следовательно, только с их
участием можно составить нужные ППС ВТ. В то же время следует учитывать,
что программное средство не может быть оптимальным для всех людей
одновременно. Принцип наглядности. Традиционная трактовка этого
принципа сводится к тому, чтобы создать у учащегося чувственное
представление об изучаемом объекте. Образность, яркость, динамичность
демонстраций, реализованных с помощью компьютерной цветной мультипликации
для раскрытия наиболее сложных явлений и процессов, значительно расширяют
возможности изобразительной наглядности в учебно-воспитательном процессе.
Однако объем материала, включаемого в программу, должен быть оптимальным.
Не следует перегружать образную и эмоциональную память учащихся. В ППС ВТ
нужно вводить лишь то, что безусловно необходимо для достижения намеченных
целей обучения. Составители программ часто допускают ошибку, перегружая
программу цветовыми эффектами, большим количеством ярких картинок т.д.,
полезными лишь с точки зрения "украшения" ППС ВТ. В то же время в процессе
создания ППС ВТ следует максимально использовать возможности компьютерной
графики для реализации наглядности в обучении.
Таким образом, компьютеризированное обучение подчиняется той же системе
дидактических принципов, что и безмашинное. Задача разработчиков ППС ВТ
заключается в том, чтобы, учитывая специфику компьютеризированного
обучения, реализовать эти принципы в программном продукте ЭВМ, определить,
каким образом максимально приблизить его к природе познавательной
деятельности учащихся.



Совершенствование организации работы педагога, его функций в условиях
внедрения АОС

Подготавливая информацию для АОС, педагог должен понимать, что и сам
процесс "перемещения" информации из подготовленного плана в реальный
компьютер, и последующее использование АОС требуют изменения организации
труда. Лишь на базе новых, соответствующих требованиям компьютерного
обучения, условий организации работы педагога и его функций возможно
внедрение в учебный процесс АОС. Кроме того, что педагог включается в
работу на основе использования сложной программной технологии создания ППС
ВТ, он должен также иметь в виду, что организационный компонент в его
деятельности развивается и еще в одном аспекте. При подготовке информации
для АОС необходимо помнить, что все то, что не определено этой
информацией, остается для личностного управляющего воздействия
преподавателя. Если учебная информация - это в основном логические
построения и процедуры, то деятельность педагога - это в большей степени
эмоциональная и организационная его активность.
В самом общем виде можно вести речь о взаимной дополнительности между
работой педагога и функционированием АОС. В функции машины передается то,
что с ее помощью выполняется в процессе обучения лучше, чем без нее
(анализ, сообщение строгих, по структуре, областей знаний, активность
диалога и т. д. ). Задача педагога - гуманизация обучения и воспитания.
Для того чтобы более подробно рассмотреть изменение функций педагога при
работе АОС, определим возможность использования этих систем на разных
этапах обучения и покажем, как конкретно при этом изменяются функции
педагога. Автоматизированные обучающие системы могут применяться во
всех видах и формах обучения. При этом любой подход к определению области
использования таких систем всегда должен выбираться преподавателями. Ими
принимаются решения о дидактической целесообразности применения АОС на
конкретном уроке.
Практически невозможно указать все факторы, от которых зависит
выбор соотношения между количеством часов, отводимых на безмашинные формы
обучения, и на обучение с применением АОС. Ведь кроме того большого
значения, которое при установлении этого соотношения придается содержанию
и структуре учебного материала, не менее существенное влияние оказывают
личность преподавателя, стиль его работы, методическая подготовка,
возможности самой АОС и т. д. Поэтому можно утверждать, что так же, как
различны "безмашинные" уроки, проводимые разными педагогами при одинаковом
содержании обучения, целях и задачах, едином общем уровне образования, так
же различно может быть и использование АОС в процессе обучения, при
передаче с их помощью одного и того же содержания обучения. Это зависит от
уровня подготовленности учащихся, индивидуальных особенностей педагога,
тактических целей обучения на данном этапе. При этом необходимо иметь в
виду, что общая цель применения АОС - развитие творческой инициативы
учащихся при решении различных учебно-производственных задач на высоком
уровне обучения. С этой целью машинная программа для АОС должна строиться
так, чтобы она могла выступать в качестве «партнера» и помощника
учащегося при решении учебных задач. Создание машинных программ,
обеспечивающих диалог двух "равноправных" партнеров (учащегося и ЭВМ),
позволяет добиться не только длительной мотивации в работе, но и
саморегулируемого, творческого характера деятельности учащегося. Данный
вывод основывается на психологических исследованиях, выявивших
особенности творческого мышления человека в диалоге с ЭВМ и показавших
значительное увеличение числа целей, которые не связаны с традиционным
использованием объекта в случаях: - свободного режима взаимодействия
человека с ЭВМ; - учета психологических особенностей мотивации человека
при диалоге с ЭВМ. Могут быть выделены три основные этапа учебного
процесса, на которых целесообразно использование АОС : подготовительный,
собственно учебный, заключительный (анализ результатов обучения ).
Особенность этих этапов - в целях, которые ставит педагог на каждом из
этапов. Различие целей на каждом из этапов приводит к различию в
организации занятий при использовании АОС.
1. На подготовительном этапе педагогического процесса в АОС
предусматривается информация:
для диагностики состояния учащихся в целях последующего учета
сформированных ранее знаний, умений, навыков;
для сбора учебной информации, необходимой для уточнения и конкретизации
педагогических целей и задач с учетом особенностей преподавания
конкретного предмета, группы учащихся, изучающих этот предмет.
В связи с этим перед педагогом встают задачи использования этой
информации для построения оптимальной методики обучения. Само обучение
должно опираться на привлечение всего диапазона методик работы.
2. На этапе осуществления педагогического процесса преподаватель с помощью
АОС имеет следующие возможности:
организовать в соответствии с определенной стратегией обучения
предъявление учащимся на экранах дисплеев учебного материала;
обеспечить регистрацию и учет обратных связей при работе с АОС в целях
выдачи этой системой на экраны дисплеев указаний, рекомендаций, советов для
учащихся; создать условия для дифференциации учебного процесса в
соответствии с индивидуальными особенностями обучаемых;
осуществить оперативный контроль деятельности учащихся на уроках и
регистрацию результатов самостоятельной работы;
добиться саморегулирования деятельности учащихся при работе над материалом
на основе оперативного или отсроченного самоконтроля этой деятельности,
самостоятельного «выхода» необходимую программу обучения.
3. На заключительном этапе применения АОС позволяет преподавателю:
определить и зарегистрировать фактические отклонения в деятельности
учащихся от прогнозируемых результатов;
получить обобщенные статистические характеристики результатов работы
учащихся над учебным материалом (типы ошибок, классификацию ошибок по
установленным критериям, частотные перечни ошибок, различные временные
показатели работы );
провести анализ учебной деятельности учащихся и выявить причины отклонений
в этой деятельности;
предусмотреть и реализовать меры по предупреждению и устранению причин,
вызывающих отклонения в учебной деятельности.
Во всех случаях использования АОС труд педагога обогащается
организационными компонентами. Преподаватель дозирует работу учащихся с
компьютером, организует помощь учащимся, а главное - дополняет «бездушное»
функционирование техники. Опыт показывает, что компьютерное обучение во
многом представляет собой самостоятельный участок в структуре учебного
процесса. В ходе его у учащихся формируются строго определенные (далеко не
все) интеллектуальные операции, относящиеся к категории обязательных в
соответствии с требованиями содержания обучения.
При выборе соотношения между автоматизированной и неавтоматизированной
частями учебного процесса следует помнить, что необоснованное перенесение
части учебного материала в АОС без учета внутри предметных связей, простая
попытка подмены преподавателя машиной при решении педагогических задач
могут не только не достичь желаемого эффекта и не принести преподавателям
удовлетворения работой, но и не позволят выявить специфические особенности,
сильные стороны использования ЭВМ, новые возможности интенсификации
учебного процесса в условиях компьютерного обучения. Для передачи
автоматизированным обучающим системам некоторого содержания обучения
необходима такая его структуризация, которая в наибольшей степени
соответствует дидактическим возможностям использования ЭВТ в учебном
процессе. При этом не следует ориентироваться только на технические
возможности ЭВМ, имеющиеся в данный момент в школе. Опыт внедрения АОС
позволяет сделать вывод о том, что принципиальные трудности, препятствующие
применению машин в обучении, имеют не технический, а явно выраженный
педагогический характер. Нисколько не преуменьшая значения в АОС
технических возможностей ЭВМ, все-таки следует признать неверным
абсолютизацию преобладающего влияния техники на внедрение
автоматизированного обучения в учебный процесс училищ. Такой подход
тормозит развитие методики использования АСС, поиск путей их эффективного
применения. Поэтому определение рационального соотношения количества
занятий с АОС и без нее, апробирование различных методических приемов
построения машинных программ обучения, выделение для передачи через АОС
наиболее целесообразной для этого группы информации представляет предмет
практического и научного поиска. Иногда поднимаются вопросы
исключительности, самостоятельности этих средств в управлении учебным
процессом. Может быть и не прямо, но развиваются мысли о том, что если
создаются ЭВМ пятого и будут создаваться компьютеры более новых поколений,
обладающие искусственным интеллектом, то они сами станут учить учащихся.
Подчеркнем, что именно педагог является центральной фигурой обучения и
воспитания учащихся, а вся учебно-воспитательная среда (в том числе
компьютеры, другие дидактические средства) выполняет роль инструментов в
воздействии педагога (преподаватель, мастер и т. л.) на учащихся. Конечно,
компьютеры - очень сложная техника, поэтому для их обслуживания необходимы
технические кадры и многоуровневая система управления функционированием и
использованием компьютеров в обучении. Однако сохраняется действенность
самой основы обучения: педагог так трансформирует структуру процесса
обучения, строит методику обучения, организует учебный процесс, чтобы,
используя компьютеры, интенсифицируя самостоятельную учебно-познавательную
деятельность учащихся, повысить эффективность их обучения и воспитания.



Принципы организации автоматизированного занятия в школе

Выявление основных направлений применения компьютеров как
средства обучения зависит от целого комплекса не только педагогических, но
и социально-экономических, технических и технологических вопросов,
связанных с автоматизацией различных сфер
человеческой деятельности. Кроме того, оно связано с внутренними проблемами
развития целей, содержания, методов, форм и средств обучения, тенденцией
развития этих категорий в конкретном типе учебного заведения.
На современном этапе в значительной мере изменяется процесс
накопления, хранения, передачи и использования знаний, разнообразными
становятся формы общения с компьютером, меняется содержание и структура
многих видов деятельности. Все это должно найти отражен дидактической и
методической системе обучения в школе.
Внедрение вычислительной техники в учебный процесс, несомненно, в
значительной степени интенсифицирует процесс реализации поставленных задач.
ЭВМ может и должна стать инструментом, позволяющим углубить и закрепить
экспериментальные умения учащихся, ибо способствует расширению рамок
традиционных методов учебного экспериментирования, дополняя их такими
важными компонентами, как планирование, моделирование эксперимента,
автоматизированная обработка его результатов.
При этом создается реальная возможность существенно расширить
спектр экспериментальных работ по предмету за счет сокращения времени на
подготовку к выполнению эксперимента, на интерпретацию и обработку его
результатов за счет введения работ, которые в традиционной постановке были
бы неосуществимы в условиях учебной лаборатории.



Изменение методики работы педагога в условиях подготовки информации для АОС

Широкое использование AOС, разработка педагогических программных
средств ВТ, отбор и подготовка для них учебной информации существенно
изменяют методику работы педагога. Традиционно методика работы педагога
направлена на обеспечение его непосредственного контакта с учащимися,
формирование у них знаний, умений, навыков, на развитие будущих рабочих. В
соответствии с принципом оптимизации обучения педагог так трансформирует
учебный процесс, структурирует содержание, выбирает необходимые методы,
средства обучения, его формы, условия, так активизирует самостоятельную
деятельность учащегося, чтобы в итоге достигался максимально высокий эффект
учебно-воспитательного воздействия.
С развитием компьютерной техники, расширением сферы ее использования
в обучении развивается система опосредованного педагогического воздействия.
В этой системе выделяется новый блок - средства обучения, заменяющие
педагога на ряде этапов учебного процесса.
В условиях развития компьютерного обучения программируется
максимально полная информация, обеспечивающая управление процессом обучения
учащегося. При этом в ходе создания программного средства педагогом
продумываются (и реализуются в последующей программе) все тонкости логики
рассуждений учащегося, все смысловые переходы интеллектуальной деятельности
обучаемого, т. е. все то, что обычно воспроизводится и реализуется
педагогом на уроке в ходе непосредственного его контакта с учащимися. При
конструировании содержания обучения, передаваемого с помощью АОС, такие
интеллектуальные действия учащегося должны быть «положены на бумагу»
(составление педагогического сценария), а в дальнейшем для этих действий
создается программное обеспечение, что является очень сложной работой. Если
мы хотим составить обучающую программу действительно высокого уровня
адаптации к интеллектуальным возможностям учащегося, то в ходе этой работы
должно быть обеспечено психологически обоснованное моделирование всех
интеллектуальных операций обучаемого. В деятельности педагога развиваются
функции и методики моделирования учебно-познавательного процесса
учащегося.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Исходя из всего выше сказанного и основываясь на своем понимании
данного вопроса, я считаю, что внедрение в сферу образования простейших
ЭВМ, другой ЭВТ, а также ППС, АОС и других средств ВТ, безусловно,
необходимый, прогрессивный и немаловажный шаг в развитии и
усовершенствовании нынешней системы образования, которая, по моему мнению,
нуждается в преобразовании и реконструкции. Я считаю, что данный процесс
неотвратим, а поэтому следует принимать его как неотъемлемую часть научно-
технических преобразований, происходящих в нашем обществе.




Новинки рефератов ::

Реферат: Жизнь и творчество Василия Ивановича Сурикова (Искусство и культура)


Реферат: Расчёт экономической эффективности пассажирского АТП, на базе ЛиАЗ-5256 (Предпринимательство)


Реферат: Договор подряда и его виды (Гражданское право и процесс)


Реферат: Оптимальные и адаптивные системы (Технология)


Реферат: Культура Ассирии (Культурология)


Реферат: Электрификация цеха переработки молока в ЗАО "Шушенский молочно-консервный комбинат" (Сельское хозяйство)


Реферат: Внебюджетные фонды (Финансы)


Реферат: Эффективная работа с Microsoft PowerPoint (Компьютеры)


Реферат: Билеты по Электронике и электротехнике за декабрь 2000 г (Цифровые устройства)


Реферат: Проектирование ЛВС (Программирование)


Реферат: Платежный баланс страны, его роль и назначение (Банковское дело)


Реферат: Коррозия меди в 5М изопропанольных растворах НС1 (Химия)


Реферат: Теоретическая социология (Социология)


Реферат: Развитие ипотечного кредитования в России (Деньги и кредит)


Реферат: Topics (Иностранные языки)


Реферат: Виды ответственности за экологические преступления (Экологическое право)


Реферат: Правовой статус иностранных инвестиций в России (Международное частное право)


Реферат: Антимонопольное законодательство Российской Федерации (Право)


Реферат: Уровни научного знания эмпирический, теоретический, метеотеоретический (Философия)


Реферат: Золотое колцо Росии. Ярославль (Архитектура)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист