GeoSELECT.ru



Педагогика / Реферат: Педагогические условия формирования общечеловеческих ценностей у подростков в процессе изучения иностранного языка (Педагогика)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Педагогические условия формирования общечеловеческих ценностей у подростков в процессе изучения иностранного языка (Педагогика)





ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ФАКУЛЬТЕТ РОМАНО-ГЕРМАНСКОЙ ФИЛОЛОГИИ
КАФЕДРА ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ


ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

БЕЗУГЛОВА МАРИНА ВИКТОРОВНА



ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ
ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ЦЕННОСТЕЙ У ПОДРОСТКОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ
ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА.



Научный руководитель: кандидат
педагогических наук, доцент
Бережная И.Ф.



ВОРОНЕЖ 2004

СОДЕРЖАНИЕ


ВВЕДЕНИЕ…………………………………………

.
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ
ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ЦЕННОСТЕЙ У ПОД-
РОСТКОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ИНО-
СТРАННОГО ЯЗЫКА.



1.1 ………….???
1.2. Формирование общечеловеческих ценностей
как психолого-педагогическая проблема……..
1.3. Влияние возрастных и индивидуальных осо-
бенностей на процесс формирования общече-
ловеческих ценностей у подростков………….


ГЛАВА II. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОР-
МИРОВАНИЯ ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ЦЕННОСТЕЙ
У ПОДРОСТКОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ИНО-
СТРАННОГО ЯЗЫКА………………………………………………



2.1. Возможности иностранного языка в формировании общечеловеческих
ценностей у подростков……………………………………………..
2.2. Технология формирования общечеловеческих
ценностей у подростков при изучении ино-
странного языка…………………………………
2.3. Анализ опытно-экспериментальной работы
по формированию общечеловеческих ценно-
стей у подростков……………………………….

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………

ЛИТЕРАТУРА……………………………………………..



ВВЕДЕНИЕ


Наше сложное и тревожное время привнесло во все области социально-
экономической и духовной жизни общества множество проблем. В период
социально-экономических реформ происходит ломка стереотипов на уровне как
социальных групп, так и личности. По данным социологов, поколение
российской молодежи в последние десятилетия по основным показателям
социального и физического развития заметно уступает предыдущим. У
выпускников школ больше проблем со здоровьем, многие из них отстают в
умственном развитии, равнодушно относятся к общественной деятельности, в
большей мере им присуще отчуждение. Эти и многие другие негативные явления
есть следствие влияния на детей и подростков новых социальных структур и
процессов: большой и малый бизнес, коммерциализация, новые экономические
отношения, расширение информационных потоков и пр. К сожалению, эти
процессы оказывают влияние не только на подростков, но и на детей 6 -10 –
летнего возраста. У них появляются жесткость, эгоизм, индивидуализм. Резко
возросла детская и подростковая преступность, получила распространение
наркомания.
В современной России осознается падение нравственности молодежи, что
означает смену ценностных ориентаций людей под влиянием различных
обстоятельств, в том числе и экономической неустроенности. Философы,
социологи, политологи отмечают, что в стране складывается новая морально-
нравственная атмосфера, идет переоценка ценностей, их творческое
переосмысление, развернулись дискуссии о путях преобразований в экономике,
социальной и духовной сферах. Любая стратегия, определяющая на длительный
срок пути формирования общественных явлений и процессов, их углубление и
совершенствование, имплицитно включает критерии и нормативы
аксиологического класса. В этой связи становится понятным особое значение
ценностных ориентаций молодежи. В данном процессе велика роль учебно-
воспитательных организаций, представленных в современных условиях учебными
заведениями разного типа – школами общего среднего образования, лицеями,
гимназиями, колледжами, различными внешкольными учреждениями.
Ценностный подход в образовании не принадлежит только идеальной
сфере общественной жизни и человеческой деятельности. Духовные ценности
всегда выступали в качестве идеала, к которому стремились лучшие
представители человечества. Становление человека предполагает не только
развитие его умственных возможностей, но и усвоение системы
общечеловеческих ценностей, составляющих основу его культуры. Вопрос о
внедрении этих ценностей в образовательный процесс имеет большую социальную
значимость. От его успешного решения во многом зависят перспективы
гуманизации образования, смысл которой в том и состоит, чтобы обеспечить
сознательный выбор личностью духовных ценностей и развить на их основе
устойчивую, непротиворечивую, в процессе индивидуальную систему ценностных
ориентаций. Роль образования осуществления этой стратегии велика. Именно
образование, благодаря его влиянию на подрастающее поколение, способствует
формированию нового общественного сознания и, таким образом, воздействует
на все сферы жизни.
Изучение литературы по теме исследования показывает, что проблема
развития общечеловеческих ценностных ориентаций в полном объеме как
целостное педагогическое явление в его историческом, социальном,
психологическом и технологическом плане не была предметом специального
изучения. Недостаточно разработан в существующих исследованиях и такой
важный в теоретическом и практическом отношении аспект как педагогические
основы развития ценностных ориентаций в школе на примере отдельно взятого
учебного предмета. Потребность в такого рода исследованиях не вызывает
сомнения.
Цель исследования состояла в теоретическом обосновании, разработке
и экспериментальной проверке выявленных педагогических условий формирования
общечеловеческих ценностей у подростков на занятиях иностранного языка.
Объектом исследования является урок французского языка как средство
формирования общечеловеческих ценностей.
Предметом исследования являются педагогические условия,
способствующие формированию общечеловеческих ценностей в процессе изучения
французского языка у подростков.
Задачи исследования:
1. уточнить понятия общечеловеческих ценностей;
2. рассмотреть основные подходы к структурным элементам
человеческих ценностей;
3. выявить значение изучения иностранного языка для формирования
общечеловеческих ценностей у подростков;
4. определить наиболее эффективные пути и методы формирования
общечеловеческих ценностей у подростков в процессе изучения иностранного
языка;
5. определить совокупность педагогических условий, необходимых
при формировании общечеловеческих ценностей у подростков при изучении
иностранного языка.
В качестве гипотезы исследования было выдвинуто
предположение о том, что формирование общечеловеческих ценностей у
подростков будет осуществляться эффективно, если:
- задача формирования общечеловеческих ценностей у подростков
будет выделена как значимая и существенная в процессе организации учебного
процесса;
- при создании условий для развития общечеловеческих ценностных
качеств будет учитываться тот факт, что они как сложные психологические
образования формируются не сразу, а путем постепенного усложнения умений,
навыков и привычек и их интеграции в более сложные личностные образования -
общечеловеческие ценностные качества;
- в процессе воспитательно-образовательной работы будут
учитываться разработанные и научно обоснованные рекомендации, формы и
методы, направленные на формирование общечеловеческих ценностей у
школьников (пословицы, поговорки, игры, стихи, аутентичный текстовой
материал и т.д.).
В дипломной работе использованы педагогические и
психологические методы исследования в соответствии с целями и задачами, а
также особенностями предмета исследования. Ведущими методами являются:
изучение и теоретический анализ психологической и педагогической
литературы; педагогическое наблюдение, изучение школьной документации и
продуктов деятельности учащихся. Значительное место в исследовании занимает
анализ собственного педагогического опыта.
Экспериментальная база. Опытно-экспериментальная работа
осуществлялась на базе Гимназии № 2.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования
определяется тем, что в работе сформулированы теоретические положения,
которые в совокупности представляют собой целостную систему эффективного
формирования общечеловеческих ценностей у подростков; уточнена общая
структура общечеловеческих ценностей; обоснована зависимость формирования
общечеловеческих ценностей у подростков от педагогической компетенции
учителя.



ГЛАВА I

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ЦЕННОСТЕЙ У
ПОДРОСТКОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА.


1.1. психолого-педагогическая проблема
Одной из основных в современном мире стала идея
утверждения гуманистических ценностей во всех сферах общественной жизни.
Сюда входят и принципы воспитания подрастающего поколения. Дети стали
невольными свидетелями социального расслоения общества, постоянной угрозы
безработицы родителей, войн, преступности, упадка культуры и
нравственности. В этой связи создание основ для формирования
гуманистических ориентаций в практике обучения и воспитания – вопрос
жизненно необходимый.
Гуманистические ценностные ориентации – это
стремление к возвышению человека, наиболее полному воплощению в нем
человеческой сущности. Но нельзя считать это явлением педагогической мысли
лишь нашего времени. Гуманистическая традиция своими корнями уходит в
глубинные истоки человеческой культуры. Еще в глубокой древности задавались
вопросы. Не потерявшие своей значимости и актуальности и поныне: «Что есть
истина?», «Что есть добро?», «Что есть красота?». Спустя столетия ученые
пришли к выводу, что эти три категории вопросов тесно связаны между собой.
Исследуя взаимоотношения между истиной, добром и красотой, ученые нашли для
них как бы единый общий знаменатель – понятие «ценность». И это вполне
объяснимо, ведь добро является нравственной ценностью, истина –
познавательной, а красота – эстетической. Понятие «ценность» стало одним из
наиболее употребляемых в сфере гуманитарного знания.
Изучение ценностных ориентаций занимает важное место
в современных науках (социологии, психологии, истории, педагогике…).
Ценности могут быть как предметные, так и субъектные. Фактически они
являются лишь «двумя полюсами ценностного отношения человека к миру; первые
выступают как его объекты (предметы потребности и интереса, взятые лишь в
их субъективно-психологическом выражении, в виде устремлений почитания,
предпочтений, одобрения и осуждения), а вторые – как выражение того же
отношения со стороны субъекта, в которых интересы и потребности переведены
на язык идеального, мыслимого и представляемого» [132,462].
Исследуя различные концепции, мы стремимся доказать принцип приоритета
общечеловеческих ценностей. Конечно, далеко не все идеи равноценны в
учениях о ценности, но все гуманистическое, творческое, оригинальное в них
достойно самого пристального внимания. Считается, что теория ценности
(«аксиология») как особая отрасль гуманитарных наук появилась в конце XIX
в. Но стремление теоретически постигнуть ценностное отношение возникло
задолго до этого. Суждения о различных видах ценности – благе, красоте,
добре, святости – можно встретить и у классиков античной философии, и у
теологов средневековья, и у мыслителей эпохи Возрождения, и в работах
ученых нового времени. Аристотель поставил одну из важнейших для аксиологии
проблем: о соотношении различных субъективных оценок и объективной
ценности, он констатирует различие ценностных отношений в зависимости от
возраста и этичесих качеств людей: « …вполне разумно, чтобы разные вещи
казались ценными детям и мужам, дурным и добрым». Однако «ценным является и
доставляет удовольствие то, что таково для добропорядочного», действующего
в соответствии с добродетелью. То есть «…добродетельный человек как
таковой» [8,278], является мерой истинной ценности.
На закате античности усилился интерес к человеческой индивидуальности и
субъективности. Диоген Лаэртский, например, в своих трудах не только дал
расширенное истолкование общечеловеческих ценностей, но и высказал
рекомендации о правильном, в его понимании, воспитании детей [38,235].
Древний период философии ценности дает хорошую возможность проследить
закономерности ее возникновения и первоначального развития. Философская
мысль, в каком бы регионе она ни зародилась, непременно выступает как
ценностное мироотношение и как самосознание этого отношения. Так теоретико-
ценностные представления появляются в философской мысли древнейших
цивилизаций – Индии, Китая, Греции. На Американском континенте возникла
философия, в которой одной из центральных проблем была проблема «ценности
всего существующего» [69,196].
При всей пестроте и разноречивости концепций, сложившихся за несколько
столетий истории аксиологии, главный итог этой истории нельзя не признать
позитивным: он состоит в утверждении аксиологией своего места в ряду
гуманитарных наук.
Во второй половине XX века едва ли не центральное место занимало
соотношение добра и зла. Этому посвящено много специальных исследований –
Э. Фромма, Х. Арендт, Э. Беккера С. Лаймена и т. д.
Огромное значение для обогащения ценностного миропредставления имело
принятие Русью христианства, органичное освоение христианских ценностей,
вплетающихся в ценности древнеславянской культуры. В 80 годах XVIII в. В
России был впервые употреблен термин «эстетика», что обозначало «значение
красоты» как «теория свободных или изящных наук». В эти десятилетия одно за
другим выходят монографические исследования философов, социологов,
культурологов, психологов, специалистов по этике и эстетике,
рассматривавшие общие проблемы и частные аспекты теории ценностей. Почти
треть этих работ посвящена практическому применению теории общечеловеческих
ценностей в конкретных гуманитарных науках, и, в частности, в педагогике.
Проблемы формирования ценностных ориентаций у подрастающего поколения
волнуют не столько философов, сколько специалистов в области воспитания.
Так что же значит этот обобщающий многие понятия термин – ценность? Во
всех языках есть слова, обозначающие объект ценностного отношения,
субъективное его переживание и понимание – ценность, оценка, достоинство и
т.д. В русском языке слова «ценность» и «оценка», вероятно, связаны со
словом «цена». По мнению лингвистов, цена значит: «возмездие, воздаяние,
вира, штраф, которым искупался ущерб (кража, убийство); отсюда вообще цена,
стоимость чего либо; ценить – высоко ставить, придавать
достоинство»[99,46]. Во многих языках мира «ценность» и «стоимость» имеют
одно и то же значение. Многие философы и лингвисты делали попытки
анализировать значения слова «ценность», но наиболее полный анализ был
проведен К.Марксом. Проанализировав значения слов «стоимость», «ценность»
на санскритском, латинском, готском, английском, французском и многих
других языках, К.Маркс сделал вывод, что слова «Value», «Valeur»
(ценность, стоимость) выражают свойство, принадлежащее предметам. И,
действительно, «они первоначально выражают не что иное, как потребительную
стоимость вещей для человека, такие их свойства, которые делают их
полезными или приятными для человека…» [75,307].
Не останавливаясь подробно на классических работах К.Д. Ушинского, Л.Н.
Толстого, и более поздних С.Т. Шацкого, М.М. Пистрарка, В.А. Сухомлинского,
отметим, что педагогическая природа гуманизма лежит в сфере человеческих
взаимоотношений учителя и ученика. В этих отношениях личность ученика
является главной ценностью, со своим внутренним миром, интересами,
потребностями, способностями, возможностями и особенностями. Часто
формирование общечеловеческих ценностей отождествляется с гуманным
отношением к ребенку, т.е. личностные качества формируются с опорой на
гуманистические ценности – справедливость, доброту, милосердие, честь,
совесть, этичность, понятие о долге, уважение человеческого достоинства. По
существу, это основная направленность всей деятельности учителя. Ее главной
целью является развитие личности ребенка, способной на осознанный и
ответственный выбор поведения и поступков в разнообразных жизненных
ситуациях, не преступая общечеловеческих, общезначимых ценностей.

ХХХХХХХХХ
Вся психическая жизнь человека может быть определена границами «норма»,
«нарушение», «патология». Норма - руководящее начало, правило, стандарты
поведения, регламентирующие отношения людей. В современной науке
культурным образцом считается объект, с которым человек сообразует
некоторые элементы своего сознания и поведения, например, правила дорожного
движения или правила поведения за столом, правила чтения (во франц. языке)
и т. д. По характеру использования можно выделить пять типов культурных
образцов: шаблон, ограничение, способ, символ и ценность. По уровню
сложности выделяют элементарные, культурные и конструктивные образцы, хотя,
в общем, все их можно отнести к разряду общечеловеческих образцов, или
ценностей [96]. Ценности пронизывают буквально все сферы общественной
жизни, все социальные структуры и отношения.
В отечественной литературе наметились две трактовки природы ценностных
явлений, основанные на диалектической триаде: «вещь – свойство –
отношение». Одни авторы (А.Д. Александров, В.П. Тугаринов) полагают, что
ценностями являются вещи и их свойства, которые нужны в качестве средств
удовлетворения их потребностей и интересов. Именно из потребностей и
интересов исходят люди в своей практической деятельности, создавая тем
самым вокруг себя особого рода поле – поле заинтересованности. Предметы и
явления, свойства которых затрагивают интересы людей, попадая в это поле,
приобретают притягательную силу для отдельных личностей, больших и малых
социальных групп. Иначе говоря, ценности – это «материальные и духовные
явления, которые соответствуют интересам людей, удовлетворяют их
потребности» [4,44].
Другие исследователи, и их большинство, считают, что ценность есть
отношение значимости объектов социального и природного мира для субъекта
социальной практики (индивида, коллектива, общества). Ценность, по их
мнению, зависит от свойства как субъекта, так и объекта, но не совпадает с
ним. Она объективно задана практической деятельностью субъекта. Отражение
этой объективной значимости в его сознании и есть оценка [110].
Система ценностей в широком смысле слова – это внутренний стержень
культуры, объединяющее звено всех форм общественного сознания. По мнению
А.Г. Здравомыслова, ценности – это «обособившиеся в ходе развития самой
истории благодаря разделению труда в сфере духовного производства
интересы»[44,166].
Рассмотрение специфики, содержания и структуры общечеловеческих
ценностей следует начать с введения ее первого элемента – субъекта
ценности. Это, во-первых, природа как источник и условие жизни и ее
духовного потенциала, выступающая в качестве самоценного субъекта, а не
только условия и среды межсубъектных отношений. Во вторых, человек и любая
общность: семья, социальная группа, школьный класс, группа, нация,
народность, общество. Отдельный человек в этих отношениях предстает как
индивид, личность, гражданин. На это наслаиваются различные типы отношений:
межличностные, межвозрастные, межполовые, наконец, межнациональные.
Вторым исходным элементом является объект – носитель ценности. Это, во-
первых, природа не только как источник жизни, самоценный субъект и среда
обитания, но и как непосредственный объект – посредник межчеловеческих
отношений. Во-вторых, им может быть лишь такое явление, событие, факт,
идея, которые приобретают в процессе оценки их субъектом положительную или
отрицательную значимость. Эта значимость и делает объект оценки носителем
соответствующих экономических, политических, правовых, моральных,
нравственных, религиозных или эстетических ценностей [28,57].
Анализ литературы дает основание считать, что ценность выражает
человеческое измерение культуры, воплощает в себе отношение к формам
человеческого бытия, человеческого сосуществования, характеризует
человеческое измерение общественного сознания. О том, что общечеловеческие
ценности являются ценностями индивидуального субъекта, прекрасно сказал В.
Днепров: «Нравственность должна утвердиться в душе каждого отдельного
человека, она должна многократно реализоваться внутри каждой личности
[39,173].
Разработанной и общепринятой концепции общечеловеческих ценностей нет
ни в западной литературе, ни в отечественной, хотя некоторые аналоги в виде
«общечеловеческого», «вечных, универсальных начал» и т.д. имеют давнюю
традицию в истории множества современных наук. Общечеловеческие ценности –
одно из наиболее часто встречающихся ныне словообразований, постоянно
попадающих в наше поле зрения на страницах газет и журналов. По мнению Р.
Соколова, общечеловеческие ценности – это идеал, символ, образец,
регулятивная идея, и в таком качестве они имеют право занимать
соответствующее место в нашем сознании и мировоззрении. В этом смысле
«общечеловеческие ценности не являются просто выдумкой, пустой мечтой – за
ними глубоко пережитый исторический опыт человечества, его потенции и
устремления» [124,55].
Функционирование ценностей – это их воздействие на человеческую
деятельность, человеческое поведение, общественную жизнь, развитие
культуры. Понятно, что воздействие это осуществляется и проявляется по-
разному, в зависимости, с одной стороны, от характера того или иного вида
ценностей – религиозных или эстетических, нравственных или художественных,
с другой – от особенностей аксиологического субъекта – индивидуального или
совокупного, той или иной социальной группы или человечества в целом,
наконец, от того, функционирует ли ценность внутри духовного мира субъекта,
влияя так или иначе на его целостное сознание, деятельность или поведение.
Множество подходов к определению специфики и содержания
общечеловеческих ценностей располагаются, так или иначе, между крайностями
субъективно-релятивистских и объективно-абсолютистских концепций.
Представители первой из них выводят ценность из биопсихологической природы
человека, считая индивидуальные желания, потребности и интересы исходным и
единственным источником ценностей, а их переживание человеком – основным
способом их бытия. Ценности, с этой точки зрения, есть лишь «факты чувства,
желания, удовлетворения, решения, и для них нет места в мире вне центров
опыта»[164,210].
Сторонники второй, объективистской, группы аксиологических концепций
считают, что ценности объективны и абсолютны и представляют собой идеальные
сущности, которые находятся за пределами реальности, вне пространства и
времени. Эти ценности не зависят от сознания и опыта человека, представляя
для людей лишь абсолютные принципы общезначимости и долженствования. Этой
концепции придерживались М. Шелер, Г. Риккерт, В.С. Соловьев, С.Л. Франк и
др. Они пытались определить составляющие структуры теории ценностей.
Наиболее точно основные моменты этой теории отметил Н.О. Лосский. Во-
первых, это включение в состав ценности бытия переживания, значения и
идеала в отличие от концепций, сводящих ценность лишь к одному из этих
элементов. Во-вторых, они входят в содержание и культуру ценности не как
рядоположенные, а иерархично целеустремленные от бытия к идеалу, что,
собственно, и делает их элементами ценности. И в-третьих, только такое, «не
статичное, а внутренне напряженное, динамичное функционирование ценностей в
эволюции всего сущего к абсолютной полноте жизни и определяет их в качестве
основания и ядра человеческой культуры» [72,274-275]. Таким образом, даже
очень краткий обзор наиболее значительных аксиологических концепций
показывает, что из всех явлений, связанных так или иначе с ценностями, к
определению их специфики имеют отношение лишь такие, как «значимое»,
«желаемое», «должное», «норма», «цель», «идеал», в отличие, скажем, от
понятий «отношение» или «переживание», неспецифичных для ценности.

1.2. Формирование общечеловеческих ценностей как психолого-
педагогическая проблема
Проблема человека всегда была главной проблемой философии, подобно
тому, как понятие личности всегда являлось главным понятием педагогики.
Сегодня практические задачи педагога определяются не только передачей
знаний, умений и навыков, но и выявлением и развитием всех сущностных сил
ребенка, во внушении воспитанникам сознания собственной неповторимости, в
побуждении их к самовоспитанию [55].
В настоящее время получила развитие теория личностно-ориентированного
образования. Она направлена на воспитание человека, способного жить среди
людей по законам добра, справедливости, любви и т. п. – то есть всего того,
что вписывается в понятие общечеловеческих ценностей. Поскольку речь идет о
человеке, становлении его личности, закономерно встает вопрос о
приоритетных соотношениях обучения, развития и воспитания. Раньше мы
говорили об обучении и воспитании, сегодня главное – обучение и развитие.
Ведь воспитание – это тоже развитие личности, особенно в нравственном
аспекте. И в нынешних условиях следовало бы говорить не столько о
воспитании, сколько о самовоспитании. «Ребенок делает себя сам, а мы – его
помощники, в зависимости от нашего профиля. Психологические механизмы
развития действуют через предмет деятельности. Самым мощным средством
развития, а, следовательно, и воспитания является учебная деятельность»
[17,75].
Культура как фактор преемственности накопленного человечеством опыта,
социальных и нравственных ценностей оперирует понятием «справедливость»,
«красота», «добро» и т.д. Она определяет ведущие ценностные категории для
всех поколений. Культура не может существовать вне и помимо человека.
Богатство его способностей, форм общения и видов деятельности направлено на
создание различных ценностей. Одна из особенностей культуры в том, что
обладая множеством ценностей, она объективно дает возможность человеку при
их приятии сделать самостоятельный выбор. Государство по своим социальным
функциям может стимулировать те способы и средства, которые с самого
раннего возраста приучают ребенка уметь делать целесообразный выбор [21].
В современном образовании происходит ориентация на индивида, на
развитие личности, что превращает культуру в важнейший фактор духовного
обновления как общества в целом, так и отдельной личности. Нас интересует
воспитательно-образовательный аспект культуры как основы сохранения
общечеловеческих ценностей в традициях народа и передачи их детям в тесной
взаимосвязи прошлого, настоящего и будущего развития всего общества в целом
и отдельно взятой личности. Именно поэтому в современной педагогике
особенно обострилось внимание к культуре как фактору социального развития.
Многие ученые приходят к выводу, что духовные и социокультурные признаки
конкретного народа или отдельного региона оказывают существенное влияние на
развитие всего общества. Р. М. Чумичева отмечает, что «индивидуально-
творческое развитие личности невозможно вне связи ребенок и культура.
Именно культура выступает связующим фактором между социальным и
генетическим в личности, делает человека членом цивилизованного
общества.[108,14].
О значимости соприкосновения с миром культуры, создающей уникальное
первоначальное образование и направляющей развитие внутреннего мира
ребенка, говорили Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, Н.В. Гусева А.В. Запорожец
и другие.
Одним из главных призваний отечественного образования является, по
нашему убеждению, «создание у подрастающих поколений фундаментальных начал
тех ценностей, которые традиционно выступают в роли имеющих непреходящее
значение стимулов человеческой жизни и деятельности» [103,89]. И.Б. Котова
и Е.Н. Шиянов в центре аксиологической концепции выделяют ценностное
мышление, обеспечивающее человеку понимание ценности всего мира и каждого
человека в нем. Система ценностей, образующих аксиологический аспект
педагогического сознания, включает:
1) ценности, связанные с утверждением личностью своей роли в социальной
сфере;
2) ценности, удовлетворяющие потребности в общении;
3) ценности, ориентирующие на саморазвитие творческой индивидуальности;
4) ценности, позволяющие осуществить самореализацию;
5) ценности, дающие возможность удовлетворения практических
возможностей [63,24].
Проблемам воспитания на всех этапах развития российского образования
придавалось первостепенное значение. «Главное дело воспитания как раз в том
и заключается – писал С.Л.Рубинштейн,- чтобы тысячами нитей связать
человека с жизнью – так, чтобы со всех сторон перед ним вставали задачи,
для него значимые, для него притягательные, которые он считает своими, в
решение которых он включается [112].
В российском обществе большую популярность всегда имели концепции
«разумного воспитания». Представления о воспитании связывались с идеями
«служения Отечеству и личной свободы воспитуемых, с целью привития учащимся
уважения к человеческому достоинству и истине. Продолжая традиции
отечественного духовно-нравственного воспитания, В.А.Сухомлинский понимал
его как главный труд души ребенка, направленный на формирование внутреннего
плана сознания через усвоение внешних действий с предметами и социальных
форм общения. Традиция воспитания общечеловеческих ценностей своими корнями
уходит в глубинные истоки человеческой культуры. Это и Протагор («мера всех
вещей – человек»), и Сократ (определил и обобщил такие понятия, как
«доблесть», «справедливость» и т.д.), и Платон, который отдавал
предпочтение «воспитанию ума, чувств и воли», и Аристотель, призывавший к
воспитанию мужества, выносливости, справедливости, высокой
интеллектуальности и моральной чистоты. Педагог – гуманист И.Г. Песталоцци
большое внимание уделял воспитанию у детей «истинной человечности» и
«деликатной любви к людям» в единстве с другими сторонами воспитания
[92,12]. В отечественной педагогике XVII-XIX в.в. эта традиция связывается,
прежде всего, с трудами В.Г. Белинского, А.И. Герцена, Н.Г. Чернышевского и
других, которые относили к основным качествам индивида – уважение
человеческого достоинства. Гуманные чувства они считали социальными и
придавали им большое значение.

Вопросы воспитания, к сожалению, пока еще решаются плохо. И подлинная
причина – не в неумении учителей, их низкой профессиональной компетенции, а
в том, что «в нашем российском доме так и нет согласия в ценностях, на
которых можно и нужно воспитывать молодежь»[83,4].
Прав был известный русский философ И.А.Ильин, говоря, что «образование
без воспитания есть дело ложное и опасное. Оно создает чаще всего людей
полуобразованных, самомнительных и заносчивых, тщеславных спорщиков,
напористых и беззастенчивых карьеристов, оно… развязывает и поощряет в
человеке волка» [49,309]. Именно эта проблема стоит перед современным
российским учительством.
Цель ценностно-ориентированного образования Е.В. Бондаревская
определяет как «воспитание целостного человека культуры, имеющего
взаимосвязанные природную, социальную и культурную сущности» [17,73]. Е.В.
Бондаревская выделяет следующие понятия, характерные для воспитательного
процесса:
а) воспитание гуманной личности (милосердие, добродетель и т.д.);
б) воспитание свободной личности (высокий уровень самосознания,
самостоятельность принятия решений и т.д.);
в) воспитание человека культуры (знание родного и иностранных языков,
литературы, истории интеллигентность и т.п.);
г) воспитание творческой личности (жизнетворчество, развитый интеллект,
знания, умения, навыки и т.п.);
д) воспитание духовной личности (потребность познания, потребность в
красоте и т. д.);
е) воспитание нравственной личности (честь, достоинство, совесть,
понятие о долге, уважение человеческого достоинства и т. д.) [14,10-11].
И.С. Артюхова утверждает, что общечеловеческие ценности должны стать
основой всех школьных предметных методик. Главная особенность ценностно-
ориентированного содержания образования состоит в том, что оно не может
задаваться в отрыве от процессуальной формы его существования – методики,
технологии, формы и т.д. Кроме задаваемых извне стандартных компонентов, в
содержание ценностно-ориентированного образования включаются эмоционально-
ценностные, личностные элементы, которые неотрывны от самого процесса
обучения с присущим ему межсубъектным общением. Таким образом, содержание
учебных занятий должно складываться из научного и культурного опыта,
существующего до и независимо от процесса обучения, т.е. в виде учебно-
программных материалов (образовательный стандарт) и личностного опыта.
Особая функция образования состоит в том, что своим содержанием оно
закладывает базовые, фундаментальные основы свободной творческой личности,
человека культуры, нравственной, духовной, экологической, эстетической,
экономической и других ее сторон. А для этого, как справедливо отмечают В.
Болотов и А. Малышевский, необходимо «осмысление образования в контексте
жизни человека, приобщающегося к культуре, обретающего возможность для
реализации своих сущностных сил» [13,12]. Контекст жизни, по мнению этих
авторов,- это контекст духовно – нравственного развития ребенка. А
образование лишь оказывает влияние на развитие через его механизмы.
По мнению В. Караковского, семья и школа должны привить ребенку не только
эстетическую культуру, но и «культуру мира». Передача знаний о мире и
становление отношений к этому миру – два самых широких процесса,
организуемые обществом и педагогами во имя подготовки молодого поколения к
жизни в обществе. Мирное сосуществование различных людей является в
настоящее время проблемой очень актуальной. К сожалению, дети уже с первых
лет жизни встречаются с такими понятиями как «вражда, борьба, война,
стрельба» и т.п.
Изученная и проанализированная философская и психолого-педагогическая
литература показывает, что проблема общечеловеческих ценностей и ее место в
воспитании личности – одна из важнейших не только в современной
педагогической науке, но она играла ведущую роль в истории мировой школы,
начиная с Античности и Средних веков. Однако исследователи до сих пор не
пришли к единому пониманию ценностей. В данной работе под общечеловеческими
ценностями понимается идеал, символ, образец, регулятивная идея, впитавшие
глубоко пережитый исторический опыт человечества, его потенции и
устремления. Любая ценность имеет вид требования к поведению человека и
фиксируется целой группой ценностных эквивалентов.
В ходе исследования были выявлены пути передачи ценностей, главным из
которых является культура, как своего народа, так и народов других стран.
Формирование ориентации школьников на общечеловеческие ценности может
осуществляться только при условии учета их возрастных особенностей. Это
повышает роль учителя в процессе формирования гуманистических ориентаций.

1.3. Влияние возрастных и индивидуальных особенностей на процесс
формирования общечеловеческих ценностей у подростков.
Уже в глубокой древности понимали, что как физическое, так и
умственное развитие тесно связаны с возрастом. Эта очевидная истина не
требовала особых доказательств – чем больше живет человек на свете, тем
крепче он становится; с возрастом приходит мудрость, накапливается опыт,
умножаются знания. Каждому возрасту соответствует свой уровень физического,
психического и социального развития. Конечно же, данное соответствие
справедливо лишь в общем и целом, развитие конкретного человека может
отклоняться в ту или иную сторону.
Учет возрастных и индивидуальных особенностей является одним из
основополагающих педагогических принципов, опираясь на который, учителя
регламентируют учебную нагрузку , обосновывают и устанавливают объемы
занятости детей различными видами труда, определяют наиболее благоприятный
для развития распорядок дня, режим труда и отдыха, осуществляют выбор форм
и методов учебно-воспитательной деятельности.
После относительно спокойного младшего школьного возраста
подростковый кажется бурным и сложным. Недаром С. Холл назвал его периодом
«бури и натиска» Развитие на этом этапе , действительно, идет быстрыми
темпами, особенно много изменений наблюдается в плане формирования
личности. И, пожалуй, главная особенность подростков - личностная
нестабильность. Противоположные черты, стремления, тенденции сосуществуют и
борются друг с другом, определяя противоречивость характера и поведения
взрослеющего ребенка. Анна Фрейд так описала эту подростковую
особенность:»Подростки исключительно эгоистичны, считают себя центром
Вселенной и единственным предметом, достойным интереса, и в то же время ни
один из последующих периодов своей жизни они не способны на такую
преданность и самопожертвование…»
Среди многих личностных особенностей, присущих подростку, особо
выделяется формирующееся у него чувство взрослости и «Я-концепция».
Конечно, подростку еще далеко до истинной взрослости – и физически, и
психологически, и социально. Но он стремится к взрослой жизни и претендует
на равные со взрослыми права. Новая позиция проявляется в разных сферах,
чаще всего – во внешнем облике, в манерах Еще совсем недавно свободно,
легко двигавшийся мальчик начинает ходить вразвалку, опустив руки глубоко в
карманы и сплевывая через плечо У него могут появиться сигареты и
обязательно – новые выражения Подражание взрослым не ограничивается
манерами и одеждой. Подражание идет и по линии развлечений, романтических
отношений.
Хотя претензии на взрослость бывают нелепыми, иногда уродливыми, а
образцы для подражания – не лучшими, ребенку полезно пройти через такую
школу новых отношений, научиться брать на себя разнообразные роли. Но
встречаются и по-настоящему ценные варианты взрослости, благоприятные не
только для близких, но и для личностного развития самого подростка. Это
включение во вполне взрослую интеллектуальную деятельность, когда ребенок
интересуется определенной областью науки или искусства, глубоко занимаясь
самообразованием. Или забота о семье, участие в решении как сложных, так и
ежедневных рутинных проблем, помощь тем, кто в ней нуждается – младшему
брату, уставшей на работе маме, больной бабушке.
Чувство взрослости проявляется и в стремлении к самостоятельности,
желании оградить какие-то стороны своей жизни от вмешательства родителей.
Это касается вопросов внешности, отношений с ровесниками, может быть –
учебы. Кроме того, появляются собственные вкусы, взгляды, оценки,
собственная линия поведения. Поскольку в подростковом возрасте все
нестабильно, взгляды могут измениться через пару недель, но защищать
противоположную точку зрения ребенок будет столь же эмоционально.



Чувство взрослости связано с этическими нормами поведения, которые
усваиваются детьми в это время. Появляется моральный «кодекс»,
предписывающий подросткам четкий стиль поведения в дружеских отношениях со
сверстниками. Интересно, что подростковый кодекс товарищества
интернационален, так же, как книга А. Дюма «Три мушкетера», считающаяся
подростковым романом, с ее девизом: «Один за всех, и все за одного». М.
Аргайл и М. Хендерсон, проведя в Англии обширный вопрос, установили
основные неписаные правила дружбы. Это взаимная поддержка; помощь в случае
нужды; уверенность в друге и доверие к нему; защита друга в его отсутствие;
принятие успехов друга; эмоциональный комфорт в общении. Важно также
сохранять доверенные тайны, не критиковать друга при посторонних, быть
терпимым к остальным его друзьям, не быть назойливым и не поучать, уважать
его внутренний мир и автономию. Так как подросток во многом
непоследователен и противоречив, он часто отступает от этого свода правил,
но от друзей ожидает его неукоснительного соблюдения.
Наряду с чувством взрослости Д.Б. Элькониным рассматривается
подростковая тенденция к взрослости – стремление быть, казаться и считаться
взрослым. Желание выглядеть в чужих глазах взрослым усиливается, когда не
находит отклика у окружающих. Развитие взрослости в разных ее проявлениях
зависит от того, в какой сфере пытается утвердиться подросток, какой
характер приобретает его самостоятельность – в отношениях со сверстниками,
использовании свободного времени, различных занятиях, домашних делах.
Чувство взрослости становится центральным новообразованием младшего
подросткового возраста, а к концу периода, примерно в 15 лет, ребенок
делает еще один шаг в своем личностном развитии. После поисков себя,
личностной нестабильности у него формируется «Я-концепция» -система
внутренне согласованных представлений о себе, образов «Я». Образы «Я»,
которые создает в своем сознании подросток, разнообразны – они отражают все
богатство его жизни. Физическое «Я», т.е. представления о собственной
внешней привлекательности, представления о своем уме, способностях в разных
областях, о силе характера, общительности. Доброте и других качествах,
соединяясь, образуют большой пласт «Я-концепции» - так называемое реальное
«Я».
Познание себя, своих различных качеств приводит к формированию
когнитивного (познавательного) компонента «Я-концепции». С ним связаны еще
два – оценочный и поведенческий. Для ребенка важно не только знать, какой
он на самом деле, но и на сколько значимы его индивидуальные особенности.
Помимо реального «Я», «Я-концепция» включает в себя «Я» - идеальное.
При высоком уровне притязаний и недостаточном осознании своих возможностей
идеальное «Я» может слишком отличаться от реального. Тогда переживаемый
подростком разрыв между идеальным образом и действительным своим положением
приводит к неуверенности в себе, что внешне может выражаться в обидчивости,
упрямстве, агрессивности.
В конце подросткового возраста, на границе с ранней юностью,
представления о себе стабилизируются и образуют целостную систему «Я-
концепцию». У части детей «Я-концепция» может формироваться позже, в
старшем школьном возрасте. Но в любом случае – это важнейший этап в
развитии самосознания.
Увлечения – сильные, часто сменяющие друг друга - характерны для
подросткового возраста. Считается, что подростковый возраст без увлечений
подобен детству без игр. Именно в этот период у детей появляется
потребность в активном, самостоятельном, творческом познании. В принципе
она может быть реализована и в учебной деятельности. По мнению Д.Б.
Эльконина, младший подростковый возраст сензитивен к переходу учебной
деятельности на более высокий уровень. Учение может приобрести для ребенка
новый личностный смысл – стать деятельностью по самообразованию и
самосовершенствованию.
Как правило, увлечения имеют неучебный характер. Пересекаться со
школьным обучением могут только увлечения интеллектуально-эстетические и то
не все. На интеллектуально-эстетические увлечения внешне похожи так
называемые эгоцентрические. Телесно-мануальные увлечения связаны с
намерением укрепить свою силу, выносливость. Накопительские увлечения –
прежде всего коллекционирование во всех его видах. Самый примитивный вид
увлечений – информативно-ком муникативные увлечения. В них проявляется
жажда получения новой, не слишком содержательной информации, не требующей
никакой критической переработки.
В подростковом возрасте не только бурно увлекаются разнообразными
делами, но и столь же эмоционально общаются со сверстниками. Общение
пронизывает всю жизнь подростков, накладывая отпечаток и на учение, и на
неучебные занятия, и на отношения с родителями. Ведущей деятельностью в
этот период становится интимно-личностное общение. Наиболее содержательное
и глубокое общение возможно при дружеских отношениях. Подростковая дружба –
сложное, часто противоречивое явление. В дружеских отношениях подростки
крайне избирательны. Но их круг общения не ограничивается близкими
друзьями, напротив, он становится шире, чем в предыдущих возрастах. У детей
в это время появляется много знакомыхи, что еще более важно, образуются
неформальные группы или компании. Подростков может объединять в группу не
только взаимная симпатия, но и общие интересы, занятия, способы
развлечений, место проведения свободного времени. То, что получает от
группы подросток и что он может ей дать, зависит от уровня развития группы,
в которую он входит. В этот возрастной период детей так тянет друг к другу,
их общение настолько интенсивно, что говорят о типично подростковой
«реакции группирования».
Еще одна значимая сфера отношений подростков - отношения со
взрослыми, прежде всего, с родителями. Влияние родителей уже ограничено –
им не охватываются все сферы жизни ребенка, как это было в младшем школьном
возрасте, но его значение трудно переоценить. Мнение сверстников обычно
наиболее важно в вопросах дружеских отношений с мальчиками и девочками, в
вопросах, связанных с развлечениями, молодежной модой, современной музыкой
и т.д. Но ценностные ориентации подростка, понимание им социальных проблем,
нравственные оценки событий и поступков зависят в первую очередь от позиции
родителей.
В тоже время для подростков характерно стремление к эмансипации от
близких взрослых. Нуждаясь в родителях, в их любви и заботе, в их мнении,
они испытывают сильное желание быть самостоятельными, равными с ними в
правах. То, как сложатся отношения в этот трудный для обеих сторон период,
зависит, главным образом, от стиля воспитания, сложившегося в семье, и
возможностей родителей перестроиться – принять чувство взрослости своего
ребенка. Основные сложности в общении, конфликты возникают из-за
родительского контроля за поведением, учебой подростка, его выбором друзей
и т.д.
В подростковом возрасте продолжает развиваться теоретическое
рефлексивное мышление. Особенности теоретического рефлексивного мышления
позволяют подросткам анализировать абстрактные идеи, искать ошибки и
логические противоречия в суждениях. Без высокого развития уровня
интеллекта был бы невозможен характерный для этого возраста интерес к
абстрактным философским, религиозным, политическим и прочим проблемам.
Подростки рассуждают об идеалах, о будущем, иногда создают собственные
теории, приобретают новый, более глубокий и обобщенный взгляд на мир.
Становление основ мировоззрения, начинающееся в этот период, тесно связано
с интеллектуальным развитием.
В это же время происходит дальнейшая интеллектуализация таких
психических функций, как восприятие и память. Связано с общим
интеллектуальным развитием и развитие воображения. Сближение воображения с
теоретическим мышлением дает импульс к творчеству: подростки начинают
писать стихи, серьезно заниматься разными видами конструирования и т. п.
Подростковый возраст – трудный период полового созревания и
психического взросления ребенка. В самосознании происходят значительные
изменения: появляется чувство взрослости – ощущение себя взрослым
человеком, центральное новообразование младшего подросткового возраста.
Возникает страстное желание если не быть, то хотя бы казаться и считаться
взрослым. Отстаивая свои новые права, подросток ограждает многие сферы
своей жизни от контроля родителей и часто идет на конфликты с ними. Кроме
стремления к эмансипации, подростку присуща сильная потребность в общении
со сверстниками. Ведущей деятельностью в этот период становится интимно-
личностное общение. Появляются подростковая дружба и объединение в
неформальные группы. Возникают и яркие, но обычно сменяющие друг друга
увлечения.
По выражению Л.С. Выготского, «в структуре личности подростка нет
ничего устойчивого, окончательного, неподвижного». Личностная
нестабильность порождает противоречивые желания и поступки: подростки
стремятся во всем походить на сверстников и пытаются выделиться в группе,
хотят заслужить уважение и бравируют недостатками, требуют верности и
меняют друзей. Благодаря интенсивному интеллектуальному развитию появляется
склонность к самоанализу; впервые становится возможным самовоспитание. У
подростка складываются разнообразные образы «Я», первоначально изменчивые,
подверженные внешним влияниям. К концу периода они интегрируются в единое
целое, образуя на границе ранней юности «Я-концепцию», которую можно
считать центральным новообразованием всего периода.
Вышеизложенное позволяет сделать следующий вывод: подростковый
возраст можно рассматривать как период закрепления очень важной личностной
характеристики ребенка, которая, становясь достаточно устойчивой,
определяет его успехи в различных последующих видах деятельности. И одним
из таких видов деятельности является изучение иностранных языков.

1.3. Возможности содержания иностранного языка в формировании
общечеловеческих ценностей у подростков.


Создание общеевропейского дома, расширение экономических, политических
и культурных контактов, совершенствование системы народного образования
выдвигают требования к такой организации учебного процесса, которая будет
активно способствовать формированию и развитию личности школьника.
Личность являет собой средоточие многообразных черт характера, общих и
частных способностей. Взаимопроникая друг в друга, они смыкаются в реальное
единство личности [111].
Образование и воспитание с личностной ориентацией подразумевает
использование многообразных вариантов и моделей развития личности учащихся
с учетом их природно-личностного потенциала. Развитие личностного начала
подростков, их воспитание будет более эффективным, если оно «будет
интегрировано и вписано в контекст культуры» (6,142), и учащиеся будут
активно овладевать лучшими образцами как национальной культуры своей
страны, так и мировой цивилизации. Познавая ценности культуры, ребенок
приобретает знание о том, кто есть человек и каково его назначение на
Земле, что представляет собой мир как множество связей, сущностей вещей.
Развитие личности подрастающего человека, его мотивационно-
потребностной, нравственной сферы наиболее активно проходит в деятельности
по усвоению норм взаимоотношений между людьми, морально-этических, духовных
ценностей. По словам П.А. Флоренского, именно культура есть среда, растящая
и питающая личность. При этом, большая роль в развитии личности подростков,
их нравственном становлении отводится познанию и осмыслению народной
культуры. Осознание себя как части истории своего народа, мирового целого
делает человека духовно богаче.
Общечеловеческие ценности представлены в обычаях и традициях
каждого народа. Народные традиции – это механизм сохранения и передачи
социального опыта подрастающим поколениям, с их помощью происходит
вхождение ребенка в социум, подготовка к самостоятельной деятельности.
Ядром народных традиций выступают общечеловеческие ценности, преломленные
через специфику образа жизни народа, связанную с национальными, природными,
социально-экономическими, культурными и другими особенностями.
Традиции – это неотъемлемая часть этнического сознания. Наиболее ярко
они проявляются в материальных и духовных ценностях этноса, произведениях
народного творчества, художественно-прикладном искусстве. Роль народных
традиций в педагогическом процессе трудно переоценить. Еще Е.Д. Ушинский
отмечал: «Воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть
народным, должно быть пронизано народностью» [131,162]. Актуальны для
организации педагогического процесса мысли великого педагога о большом
влиянии характера национальных особенностей, культуры народа на воспитание.
Духовная культура, народные традиции, обычаи, социально-этнические
нормы выступают ведущими факторами воспитательного процесса, оказывают
огромное влияние на формирование личности подрастающего человека. Народное
творчество, искусство, игры и другие средства воспитания, используемые
народом, его национальные духовно – нравственные ценности формируют у
подрастающих поколений лучшие человеческие качества.
Проблемы народной педагогики отражались в работах педагогов разных
времен. Так, еще А.Я. Коменский изучал народные традиции воспитания и
включал их в свою педагогическую систему. В России мысли о связи между
традиционной культурой народа и системой воспитания подрастающего поколения
высказывал К.Д. Ушинский. Дальнейшее развитие эти идеи получили у педагогов
других народов России - И. Марджани, Б. Гасиринского, К. Настири, С.
Михайлова, И. Михеева, И. Яковлева, Д. Банзарова и др.[89,466].
Роль народных традиций в педагогическом процессе исследуется и в
современной педагогической литературе. Изучаются и анализируются
возможности использования народных традиций в подготовке детей и подростков
к освоению нравственного, трудового, эстетического опыта поколений (В.Ф.
Афанасьев, Г.Н. Волков, М.Б. Гуртуева, З.М. Магомедова и др.), их роль в
духовном становлении личности (Г.С. Виноградов, Н.А. Константинов, Е.Н.
Медынский, В.З. Смирнов, М.Ф. Шабаева и др.). Социальный аспект воспитания
на народных традициях рассматривается через анализ целей, содержания, путей
передачи опыта (В. Бальжиев, А.Ш. Гашимов, Ж. Доржиева, Т.К. Искаков, Я.И.
Ханбиков, И.А. Шаров и др.).
Большое внимание народной педагогике, вопросам освоения народных
традиций уделяют и конкретные методики преподавания той или иной
дисциплины. В первую очередь это относится к дисциплинам гуманитарного
цикла. Среди них особое место занимает обучение иностранным языкам. Одной
из основных задач в обучении иностранным языкам является приобщение
учащихся к культурному наследию и духовным ценностям своего народа и других
народов мира. Дети подросткового школьного возраста воспринимают информацию
о народных традициях и культуре других стран наиболее продуктивно.
Исследования, проводившиеся в Канаде, подтверждают, что дети, изучающие
иностранные языки, более восприимчивы к культуре других народов, чем те,
кто их не изучает [172,118]. Подростки не только открыты для восприятия
людей, отличающихся от них самих [159],[169], но именно в этот период (от
11 до 15 лет) возникает критическое отношение к мировым культурным
ценностям [173,27].
В системе школьного образования возможности учебного предмета
«Иностранный язык» уникальны. В процессе овладевания иностранным языком
развиваются как интеллектуальные, речевые, эмоциональные способности
учащихся, так и личностные качества: интересы, воля, ориентация в
общечеловеческих ценностях. Иностранный язык является действенным средством
изучения культурного наследия своего народа и народов стран изучаемого
языка, это способ, помогающий «ввести детей в мир другой культуры» [100,8].
В.В. Сафоновой принадлежит философское обоснование социокультурного
подхода к языковому образованию. Согласно этому подходу иностранный язык
рассматривается не только как средство коммуникации, но и как инструмент
познания мировой культуры, национальных культур народов стран изучаемых
языков и их отражения в образе и стиле жизни людей, духовного наследия
стран и народов, их историко-культурной памяти, способа достижения
межкультурного понимания [115,4]. Анализируя учебные функции иностранного
языка, В.В. Сафонова подчеркивает, что на современном этапе развития
необходимо обучать иностранному языку «как средству межкультурного общения
в изучаемых сферах человеческой деятельности, взаимопонимания народов,
стран, социальных систем и обобщения достижений национальных культур в
развитии общечеловеческой культуры, обогащения духовными ценностями,
созданными различными народами и человечеством в целом…» [114,20]. Язык
выполняет как коммуникативную, так и кумулятивную функцию, поэтому обучение
иностранному языку сопровождается проникновением в культуру его носителей.
Ряд исследователей подчеркивает, что обучение иноязычной культуре
должно быть сопоставительным процессом, включающим ссылки на родную
культуру, «диалогом между двумя образами жизни и мыслей» [161,26], для
которого характерно отношение культуры к культуре как равноправной,
равноценной, интересной и нужной благодаря ее уникальности [51]. По теории
усвоения иноязычной культуры, результатом этого процесса становится
продуктивный, когнитивный, перцептивный и эмоциональный синтез [167],
происходит «воспитание диалектического отношения к стране и народу, язык
которого изучается» [88,7].
Овладение иной культурой необычайно важно и для того, чтобы учащиеся
имели возможность рассматривать свою культуру не как единственно возможный
способ видения мира, а понимали бы соотношения культур разных народов и
всей мировой цивилизации.
Изучение культуры другого народа дает возможность понять ее, а через
восприятие и понимание иноязычной культуры совершенствуются знания о своей
собственной. Х. Гунфельд отмечает, что понимание иноязычной культуры
невозможно без того, чтобы сначала не увидеть нового в своей [156]. Самым
«желанным» результатом изучения культуры другого народа, по мнению Н.
Брукса, является новое, более глубокое понимание родной [151], и происходит
осознание своей принадлежности к великой русской культуре.
Культуру нельзя себе представить без народного искусства, которое
раскрывает истоки духовной жизни народа, наглядно демонстрирует его
моральные и эстетические ценности, поэтому так велико его воспитательное
значение. М.С. Каган отмечал, что искусство выступает моделью жизни мира.
Говоря о культуре и искусстве, Н.К. Рерих видит в них истинные ценности
человека, которые должны сохраниться и доноситься последующим поколениям
несмотря ни на какие потрясения. Особое внимание он уделял искусству как
методу воспитания, образования, развития в детях высокого нравственного
чувства.
Психолого-педагогические исследования подтверждают, что дети очень
чутко воспринимают выразительные средства литературы и ценностные
ориентации, которые она несет (Н.С. Карпинская, Э.П. Короткова, А. Мелик-
Пашаев, В.С. Мухина, О.С. Ушакова, Р.М. Чумичева и др.) Слушая и читая
народные сказки, поговорки, пословицы, знакомясь с народной музыкой, дети
приобретают новые знания о жизни – о труде людей, о том, что ценит народ в
человеке, а что порицает как понимает красоту, получают представление о
добре и зле, усваивают мудрость народа, его уважение к человеку. Устное
народное творчество – это громадный пласт культуры как национальной, так и
мировой.
Большое значение в языковом развитии подростков имеет приобщение к
такой форме народного творчества, как пословицы и поговорки. В них заложен
большой нравственный потенциал. Пословицы – крылатая мудрость народа,
своеобразный учебник жизни. У каждого народа свои пословицы. И все они по-
своему интересны, все мудры и поучительны, только рассказаны они на своем
языке. В пословицах и поговорках в сжатой и точной словесной формуле
заключен практический опыт народа, его миропонимание, и, главное,
содержится отношение народа к окружающей действительности, представление о
своем месте на земле, его ценностные ориентации. Как элемент народной
философии пословицы создавались на протяжении столетий. Они передавались из
уст в уста, шлифовались, совершенствовались, постепенно приобретая
предельную лаконичность и выразительность.
Восприятие пословиц зависит от того, насколько у человека развита
способность к абстрактному мышлению и насколько он умеет применять
результаты своих размышлений к конкретным случаям жизни. Восприятие смысла
пословиц служит своего рода характеристикой уровня умственно

Новинки рефератов ::

Реферат: Образование казахской народности (История)


Реферат: Магний (Химия)


Реферат: Культура Средневековья (Культурология)


Реферат: Подведомственность арбитражных дел (Арбитражный процесс)


Реферат: Бурлескно-травестійне віршування 18 ст. (Литература)


Реферат: Александр 2 и его реформы (История)


Реферат: Анализ суицида в России (Социология)


Реферат: Земельное право (шпаргалка) (Право)


Реферат: Ленин (Исторические личности)


Реферат: Кофеин (Биология)


Реферат: Культура, её значение в жизни человека и общества (Культурология)


Реферат: Я Вам жить завещаю (Сотников) (Литература)


Реферат: Девиантное поведение (Социология)


Реферат: Лекции по менеджменту (Менеджмент)


Реферат: Опросные методы сбора первичной социологической информации (Социология)


Реферат: Образ России в лирике А. Блока (Литература)


Реферат: Внутренний конроль основных средств (Аудит)


Реферат: Политическая программа английского просвещения Джона Локка (Государство и право)


Реферат: Значение игры для всестороннего развития ребёнка (Педагогика)


Реферат: Билеты к экзамену по статистике с-х (Ботаника)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист