GeoSELECT.ru



Педагогика / Реферат: Применение компьютера в педагогических исследованиях (Педагогика)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Применение компьютера в педагогических исследованиях (Педагогика)



МИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ



ТЕМА: ПРИМЕНЕНИЕ КОМПЬЮТЕРА В ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ



Реферат для сдачи дифференцированного зачёта по предмету
«Информационные технологии»



Исполнитель:



МИНСК 2004



СОДЕРЖАНИЕ


Введение 3


Компьютер как инструмент педагогического исследования 5


Заключение 20


Список использованной литературы 22

Введение


Последние десятилетия ХХ века отмечены событиями, существенным образом
трансформировавшими современную социокультурную реальность. Речь идет об
активном вхождении в жизнь общества новейших информационных технологий,
произошедшем в результате бурного развития электроники.
Начиная с середины 60-х годов западными социологами и социальными
философами активно обсуждается вопрос о вступлении наиболее развитых стран
в качественно иную стадию социального развития, охарактеризованную ими как
постиндустриальное или информационное общество, главным отличающим
критерием которого является определяющая роль информационных технологий во
всех сферах жизнедеятельности людей. Но если в 60-е годы идеи об
информационном обществе имели скорее характер футурологических прогнозов,
то в ходе совершенствования электронной техники и цифровых технологий,
большинство из предсказанных теоретиками событий обрели свое реальное
воплощение, выразившееся в бурном развитии средств массовой коммуникации, в
особенности телевидения, в создании и широком распространении персональных
компьютеров, в построении глобальных информационных сетей, в разработке
технологий виртуальной реальности и других технологических инновациях. В
своей совокупности, эти достижения коренным образом изменили жизнь
общества, не только выдвинув на передний план информационную деятельность,
т.е. деятельность, связанную с производством, потреблением, трансляцией и
хранением информации, но и усложнив и трансформировав мир так, что
осмыслить его в рамках традиционных подходов стало довольно затруднительно.

Вообще, информационные технологии нельзя более рассматривать как нечто
принадлежащее исключительно миру техники, ибо они настолько глубоко
проникли в жизнь людей, вплелись в саму ткань ее повседневности, что
вычленить их из общего мировоззренческого и культурологического контекста
уже не представляется возможным.
Глубокие преобразования, происходящие в нашем обществе, всё более остро
выдвигают на первый план задачи развития среди прочих наук педагогики, как
науки, закладывающий моральный и интеллектуальный фундамент будущего.
Педагогика возникла и развивается под влиянием объективных потребностей
общества в соответствующей подготовке подрастающих поколений к жизни и
трудовой деятельности. Её плодотворное развитие может происходить только
при условии творческого переосмысления накопленного ею теоретического и
практического опыта, т.е. в процессе исследовательской деятельности.
Известно, что педагогические исследования опираются, прежде всего, на
конкретные факты, которые можно получить только в ходе наблюдений и
проведения экспериментов. Современной тенденцией в сфере исследований
является повышение качества и количества анализа поступающей в ходе
исследования информации.
Деятельность отдельных людей, групп, коллективов и организаций сейчас все
в большей степени начинает зависеть от их информированности и способности
эффективно использовать имеющуюся информацию. Прежде чем предпринять какие-
то действия, необходимо провести большую работу по сбору и переработке
информации, ее осмыслению и анализу. Отыскание рациональных решений в любой
сфере требует сегодня обработки больших объемов информации, что подчас
невозможно без привлечения специальных технических средств.
Стремительно развивающийся процесс информатизации всех сфер жизни
общества делает возможным поднять на новый уровень организацию и качество
исследовательской работы в педагогике.

Компьютер как инструмент педагогического исследования


Сегодня информационные технологии находят довольно широкое применение в
педагогике как науке, а также непосредственно в практике учебно-
воспитательного процесса. Наибольшее распространение они получили в таких
видах деятельности как дистанционное обучение, учреждение он-лайновых
учебных заведений (в основном за рубежом), помощь в системе управления
образованием, создание программ и виртуальных учебников по различным
предметам, поиск в сети информации для учебного процесса, компьютерное
тестирование знаний учащихся, создание электронных библиотек, формирование
единой научной электронной среды, издание виртуальных журналов и газет по
педагогической тематике, проведение телеконференций, расширение
международного сотрудничества в сфере Internet -образования.
Применение компьютера в педагогических исследованиях – одна из наиболее
слабо освещённых в информационном плане тем и требует дальнейшей
разработки.
Проведя анализ имеющейся литературы, мы пришли к выводу, что ЭВМ является
необходимым и очень важным инструментом педагогического исследования,
потенциал которого далеко не исчерпан.
Любое педагогическое исследование состоит из определённых этапов или
частей. Можно выделить два этапа научного исследования: эмпирический и
теоретический.
Эмпирический этап связан с получением и первичной обработкой исходного
фактического материала. Теоретический этап исследования связан с глубоким
анализом факторов, с проникновением в сущность исследуемых явлений, с
познанием и формулировкой в качественной и количественной форме законов,
т.е. с объяснением явлений.
Далее на этом этапе осуществляется прогнозирование возможных событий или
изменений в изучаемых явлениях или процессах, вырабатываются принципы,
рекомендации о практическом воздействии на эти явления.
Мы можем отметить, что научное исследование в каждом цикле совершает,
движение от эмпирии к теории и от теории к, проверяющей её практике.
Согласно подходу Ю.З. Кушнер, можно условно выделить пять этапов
конструирования логики педагогического исследования. Подчеркнем, что логика
каждого из этих этапов вариативна и своеобразна.[15]
Первый этап — стадия накопления знаний и фактов:
• выбор проблемы и темы исследования, обоснование её актуальности, уровня
разработанности;
• ознакомление с теорией и историей вопроса и изучение научных достижений
в данной и смежных областях;
• изучение практического опыта учебных заведений и лучших педагогов;
• определение объекта, предмета, цели и задач исследования.
Второй этап — стадия теоретического осмысливания фактов;
• выбор методологии — исходной концепции, опорных теоретических идей,
положений;
• построение гипотезы исследования;
• выбор методов исследования и разработка методики исследования.
Третий этап — опытно-экспериментальная работа:
• построение гипотезы исследования – теоретической конструкции,
истинность которой предстоит доказать;
• организация и проведение констатирующего эксперимента;
• организация и проведение уточняющего эксперимента;
• проверка гипотезы исследования;
• организация и проведение преобразующего эксперимента;
• окончательная проверка гипотезы исследования;
• формулировка выводов исследования.
Четвертый этап — анализ и оформление результатов педагогического
исследования:
• обоснование заключительных выводов и практических рекомендаций;
• научный доклад, статьи, учебно-методические пособия, монографии, книги;
• плакаты, диафильмы, кинофильмы по теме исследования.
Пятый этап — пропаганда и внедрение результатов исследования:
• выступления на кафедрах, советах, семинарах, научно-практических
конференциях, симпозиумах и т.д.;
• публикации в средствах массовой педагогической информации.
Мы считаем, что компьютер может быть эффективно использован на следующих
подэтапах исследований:
1. ознакомление с теорией и историей вопроса и изучение научных достижений
в данной и смежных областях;
2. подготовка, организация и проведение экспериментов, а также формулировка
выводов данного этапа исследования;
3. подготовка научных докладов, статей, учебно-методических пособий,
монографий, книг, плакатов по теме исследования; публикации в средствах
массовой педагогической информации;
4. выступления на кафедрах, советах, семинарах, научно-практических
конференциях, симпозиумах и т.д.
Рассмотрим данные подэтапы, а также возможности компьютера при их
осуществлении по отдельности.
Использование компьютера на стадии накопления знаний и фактов связано с
применением теоретических методов исследования. Сюда принято относить
анализ педагогической литературы, архивных материалов, документации и
продуктов деятельности; праксимические методы (анализ процесса практической
деятельности, хронометрия, профессиография, метод независимых
характеристик); анализ и синтез; индукция и дедукция; классификация;
аналогия; сравнение; построение гипотез; прогнозирование, проектирование,
моделирование и другие.
Как было сказано выше, компьютер может стать инструментом исследования
при ознакомлении с теорией и историей проблемы исследования и изучении
научных достижений в данной и смежных областях. Этот процесс связан с
изучением литературы: трудов классиков по вопросам человекопознания; общих
и специальных работ по педагогике; периодической психолого-педагогической
печати; справочной педагогической литературы и методических пособий по
педагогике и смежным наукам.
Изучение литературы даёт возможность узнать, какие стороны проблемы уже
достаточно изучены, по каким ведутся научные дискуссии, что устарело, а
какие вопросы ещё не исследованы. Мы видим здесь несколько возможностей
использования компьютера. Во-первых, это поиск литературы:
а) в электронном каталоге реальной библиотеки, а также упрощённый способ
заказа литературы через внутреннюю сеть библиотеки (такая система
функционирует в Национальной Библиотеке Республики Беларусь и других
специализированных библиотеках республики);
б) в Internet с применением браузеров типа Internet Explorer, Netscape
Navigator и использованием различных поисковых машин и метопоисковых
систем, как Yandex.ru, Rambler.ru, Mail.ru, Aport.ru, Google.ru,
Metabot.ru, Search.com, Yahoo.com, Ixquik.com, Metacrowler.com, Lycos.com и
т.д.. Они позволяют проверить наличие информации в сети, а также
просмотреть при желании отдельные документы.
На сегодняшний день через Internet из русскоязычных ресурсов доступны
электронные версии многих белорусских и российских газет и журналов,
посвящённых вопросам воспитания и образования, базы рефератов, диссертаций,
курсовых и дипломных работ, энциклопедии, электронные толковые словари,
виртуальные учебники по некоторым предметам высшей школы для дневной и
дистанционной формой обучения, информация о некоторых важных событиях и
мероприятиях в сфере педагогической науки и образования. Интерес
представляют собой электронные библиотеки, как например Российская
Государственная Библиотека www.rsl.ru, Электронная Библиотека Института
Философии РАН www.philosophy.ru/library, Научная Электронная Библиотека
www.elibrary.ru, а также системы поиска книг в электронных библиотеках
www.gpntb.ru, www.sigla.ru. Internet предоставляет также возможность для
общения и обмена мнениями среди исследователей на форумах, как, например,
на Молодёжном Научном Форуме www.mno.ru/forum, также www.scientific.ru,
педагогический форум http://eureka.ok.club.org.
К сожалению, в Internet не вполне адекватно представлена информация и
материалы научных и научно-практических конференциях и результатах
последних научных исследований в сфере педагогики. По нашему мнению, часто
возникаю проблемы с поиском необходимой информации в связи с неточной
индексацией и тематической сортировкой документов. Этого можно было бы
избежать, если разработать единые требования для представления научной
информации в электронном варианте.
Ещё одним серьёзным препятствием для проведения исследований с
применением ЭВМ является тот факт, что подавляющее большинство серьёзных
научных педагогических работ продолжает издаваться на бумажных носителях и
хранится не в виртуальных библиотеках, а в обычных реальных публичных и
специализированных библиотеках, что, естественно, ограничивает доступ к
ним, усложняет поиск и обработку информации.
Можно сделать вывод, что использование электронных педагогических
ресурсов могло бы значительно облегчить труд исследователя, но в настоящее
время эта область нуждается в доработке.
В России в последние годы проблеме представления информации в сети
уделяется много внимания, например, до 2005 года должна быть завершена
работа по развитию Единой Образовательной Информационной Среды, что должно
значительно облегчит доступ через сеть к информационным ресурсам различных
учебных заведений и положительно сказаться на исследовательской работе.
Во-вторых, компьютер может использоваться в работе с литературой в ходе:
• составления библиографии — составления перечня источников, отобранных
для работы в связи с исследуемой проблемой;
• реферирования — сжатого изложения основного содержания работы;
• конспектирования — ведения более детальных записей, основу которых
составляют выделение главных идей и положений работы;
• аннотирования — краткой записи общего содержания книг или статей;
• цитирования — дословной записи выражений, фактических или цифровых
данных, содержащихся в литературном источнике.
Если бы вся необходимая литература была представлена в цифровом варианте,
все данные операции можно было бы выполнять с применением текстовых
редакторов (типа Microsoft Word) и некоторых его встроенных функций
частично или полностью автоматически. Но даже сейчас, когда большинство
информации представлено на бумажных носителях, компьютер служит для
исследователя надёжным накопителем и хранилищем информации исследования и
помогает в осуществлении всех вышеназванные операции, хотя значительная
часть времени при этом тратится на ввод информации в память ЭВМ. Обычно он
осуществляется с помощью клавиатуры или используя сканер и систему
автоматического распознавания текста (например, Abby Fine Reader).
Ещё один аспект применения компьютера в педагогическом исследовании при
работе с литературой это – возможность автоматического перевода текстов с
помощью PROMT XT и других подобных программ или с использованием
электронных словарей типа Abby Lingvo 7.0.
Можно сказать, что сегодня на этом этапе исследования компьютер заменяет
современному учёному полку книг со справочной литературой и словарями, а
также бумагу, ручку и печатную машинку, избавляя его от неизбежного
многократного переписывания материала при его упорядочивании,
перекомпоновки и редактировании. Он также может использоваться в
планировании процесса исследования, хранить и вовремя предоставлять
информацию о сроках проведения того или иного мероприятия, конференции,
встречи или деловой переписки, имеющей отношение к исследованию. С этим
хорошо справляется система управления Microsoft Outlook.
На этапе опытно-экспериментальной работе компьютер также играет важную
роль как средство подготовки и проведения эксперимента, а также обработки
промежуточных и конечных результатов исследования.
В ходе опытно-экспериментальной работы исследователь периодически
прибегает к сбору и обработке информации о состоянии предмета исследования
и происходящих в нём изменениях. Только при наличии такой информации
возможно построение гипотезы исследования и проверка её в ходе
эксперимента.
На этом этапе работы для исследования применяются эмпирические методы. К
ним относятся: педагогический эксперимент; наблюдение; самонаблюдение;
беседа; интервью. Также применяются социологические методы: анкетирование,
социометрия, тестирование, экспертные оценки; и математические методы:
регистрация, ранжирование, шкалирование, индексирование, моделирование,
диагностика, прогнозирование. На завершающей стадии организуется
педагогический консилиум; изучение, обобщение и распространение массового и
передового педагогического опыта.
Мы считаем, что компьютер применим на данном этапе исследовательской
работы:
во-первых, для фиксации информации о предмете;
во-вторых, для обработки полученной информации.
Фиксация данных педагогического исследования на его опытно-
экспериментальной стадии осуществляется как правило в форме рабочего
дневника исследователя, протоколов наблюдений, фотографий, кино- и
видеодокументов, фонограмм (записей бесед, интервью и т.д.). Благодаря
развитию мультимедийных технологий компьютер может осуществлять сегодня
сбор и хранение не только текстовой, но и графической и звуковой информации
об исследованиях. Для этого применяются цифровые фото- и видеокамеры,
микрофоны, а также соответствующие программные средства для обработки и
воспроизведения графики и звука (например, Microsoft Звукозапись, Media
Player Classic, ACD See, PhotoShop и др.). Запись и хранение информации в
этом случае рациональнее производить на CD-R, CD-RW, DVD-R, DVD-RW с
помощью устройства CD- и DVD-Writer, либо хранить её на жёстком диске
компьютера. Хранение фотодокументов исследования в цифровом варианте
позволяет без особых трудностей использовать их в качестве иллюстраций к
статьям в периодических изданиях или к докладам на научных конференциях,
симпозиумах и т.д. Компьютер может хранить на жёстком диске несколько тысяч
фотографий и сотни минут звукозаписи.
Кроме фиксации текстовой, звуковой и графической информации сегодня
возможно применение компьютер в процессе сбора эмпирических данных. Чаще
всего его используют при проведении анкетирования и тестирования. Для
доказательности исследования часто бывает необходимым провести опрос
большого количества учащихся, учителей или родителей воспитанников одного
или нескольких, иногда расположенных далеко друг от друга, учебных
заведений. Традиционно анкетирование проводится с заполнением специально
предусмотренной формы на бумажном носителе. Проведение педагогического
исследования методом анкетирования требует материальных затрат на
изготовление анкет, а так же значительных ресурсов по обработке анкетных
данных.
Сегодня стала доступной технология компьютерного и Internet-
анкетирования. Она позволяет значительно повысить уровень педагогических
исследований, охватить большее число респондентов одного или нескольких
учреждения образования в одном или разных районах, а так же снизить
трудовые затраты по обработке данных. Один из возможных вариантов
оформления анкеты или теста это - формат HTML. Пользователь получает доступ
к информации, заложенной в форме анкеты, привычным для него способом,
используя знакомый браузер (например, Internet Explorer). Сама анкета или
тест может размещаться как в Интернете, так и на сервере в школьном
компьютерном классе или на отдельном компьютере. Что касается ввода и
обработки данных, тестовая форма может содержать встроенную систему ввода
данных, используя которую оператор вводит коды ответов на вопросы анкеты.
Система осуществляет контроль ввода данных (чтобы избежать ошибок). Ввод
первичных данных каждой анкеты завершается нажатием кнопки, после чего
данные добавляются в специальный файл и становятся доступными для
статистической обработки.
Затем для передачи результатов анкетирования или тестирования программа
производит активизацию почтовой программы, установленной на компьютере по
умолчанию. Автоматически формируется письмо, на электронный адрес лица,
заинтересованного в получении результатов анкеты. Программа автоматически
формирует текстовый файл, содержащий в специальном формате результат
заполнения анкеты, и в случае активного подключения к Internet происходит
соединение и немедленная отправка данных на электронный почтовый адрес.
Обработка полученных данных происходит в автоматическом режиме, для
определения значимости и надежности результатов анкетирования используются
стандартные статистические критерии, о которых будет сказано чуть позже.
Данную технологию можно активно использовать в проведении разнообразных
педагогических исследованиях, тестировании уровня знаний в учебных
заведениях, в целях психологического тестирования, а так же для организации
дистанционного обучения.
Для обработки количественных данных полученных в ходе анкетирования,
тестирования, ранжирования, регистрации, социометрии, интервью, беседы,
наблюдений и педагогического эксперимента часто применяются математические
методы исследования с использованием компьютера.
В последнее время предпринимаются серьезные шаги, направленные на
внедрение в педагогику кибернетических и математических методов оценки и
измерения педагогических явлений и установления количественных зависимостей
между ними. Кибернетические и математические методы позволяют подойти к
решению одной из сложнейших задач педагогики - количественной оценки
педагогических явлений. Часто лишь обработка количественных данных и
полученные при этом выводы могут объективно доказать или опровергнуть
выдвинутую гипотезу.
Методами математической или статистической обработки результатов
педагогического эксперимента называются математические приемы, формулы,
способы количественных расчетов, с помощью которых количественные
показатели, получаемые в ходе эксперимента, можно обобщать, приводить в
систему, выявляя скрытые в них закономерности. Речь идет о таких
закономерностях статистического характера, которые существуют между
изучаемыми в педагогическом эксперименте переменными величинами.
Кроме элементарных операций регистрации, ранжирования и шкалирования,
методы статистического анализа позволяют вычислять так называемые
элементарные математические статистики, характеризующие выборочное
распределение данных, например, выборочное среднее, выборочная дисперсия,
мода, медиана и ряд других. Другие методы математической статистики,
например дисперсионный анализ, регрессионный анализ, позволяют судить о
динамике изменения отдельных статистик выборки. С помощью третьей группы
методов — корреляционного анализа, факторного анализа, методов сравнения
выборочных данных, можно достоверно судить о статистических связях,
существующих между переменными величинами, которые исследуют в данном
педагогическом эксперименте.
Методы статистического анализа условно делятся на первичные и вторичные.
Первичными называют методы, с помощью которых можно получить показатели,
непосредственно отражающие результаты производимых в педагогическом
эксперименте измерений. Соответственно под первичными статистическими
показателями имеются в виду те, которые применяются в самих
психодиагностических методиках и являются итогом начальной статистической
обработки результатов психодиагностики. Вторичными называются, методы
статистической обработки, с помощью которых на базе первичных данных
выявляют скрытые в них статистические закономерности.
Первичные методы статистической обработки: определение выборочной средней
величины, выборочной дисперсии, выборочной моды и выборочной медианы.
Вторичные методы обычно включают корреляционный анализ, регрессионный
анализ, кластерный анализ, методы сравнения первичных статистик у двух или
нескольких выборок.
Применение методов математической или статистической обработки информации
педагогических исследований требует проведения большого числа простых
арифметических операций над большим числом исходных данных. Практика
показывает, что ручные расчёты (с использованием только записей на бумаге)
занимают неимоверно много времени и неизбежно содержат множество ошибок.
Сократить трудоёмкость расчётов и уменьшить число ошибок помогает
использование микрокалькуляторов и персональных компьютеров.
Сейчас для проведения статистических расчётов обычно используют готовые
вычислительные программы, которые достаточно легко осваиваются
неспециалистами в области компьютерных технологий. Простейшая из таких
программ, которая называется «Калькулятор», создаёт на экране компьютера
изображение калькулятора. С помощью этой программы можно проводить простые
расчёты, как на обычном калькуляторе. В тоже время имеется возможность
проводить и некоторые статистические расчёты: нахождение среднего
арифметического и стандартного отклонения. Более подробную информацию о
работе «Калькулятора» можно найти меню «Справка»-«Вызов справки», а о
функциях отдельных клавиш – щёлкнув правой клавишей мыши на любой из кнопок
«Калькулятора».
Сложные статистические расчёты поводятся с помощью специальных программ
для статистических расчётов, например программа STADIA. [5] Для проведения
вычислений с помощью этой программы достаточно ввести исходные данные
(численные значения наблюдений) в блок редактора данных, имеющего вид
таблицы. Все сложные вычисления программа проводит по командам пользователя
автоматически. Другие программы с похожими функциями STATISTICA и SPSS. [2]
Необходимо также отметить возможность использования для статистической
обработки данных табличного редактора Microsoft Excel. Данный редактор
позволяет заносить данные исследования в электронные таблицы, создавать
формулы, сортировать, фильтровать, группировать данные, проводить быстрые
вычисления на листе таблицы, используя «Мастер функций». С табличными
данными также можно проводить статистические операции, если к Microsoft
Excel подключён пакет анализа данных.
Табличный редактор Microsoft Excel с помощью встроенного мастера диаграмм
также даёт возможность построить на основании результатов статистической
обработки данных различные графики и гистограммы, которые можно
впоследствии использовать на других этапах исследования.
Необходимо отметить ещё одну важную функцию на этапе обработки данных
педагогического исследования – создание моделей.
Методы математического моделирования применяются для построения
математических моделей, описывающих какие-либо закономерности, а также для
планирования эксперимента и всего исследования в целом. Кроме того,
компьютер может использоваться для построения модели предметной области
исследования на основе гипертекста.
Модель может эффективно замещать предметную область в исследовании за
счёт большей формализации, абстрагирования от несущественных деталей.
Компьютерная техника позволяет зафиксировать большое количество информации
в разных формах. За счёт применения произвольных ссылок гипертекст может
создать структуры самого разного вида, в том числе и такие, связи, которых
первоначально не определены (в этом состоит его преимущество перед базами
данных, наполнение которых невозможно без предварительного определения их
структуры). Гипертекст допускает определённую гибкость и потому может быть
применён для построения моделей разных предметных областей. Поскольку объём
материала и его глубину трудно предугадать заранее, жёсткая структура базы
данных малоэффективна. Гипертекст с его произвольными связями может
оказаться наиболее удобным. Достаточно в этой связи упомянуть, что в
глобальной сети Internet он применяется для представления различной
информации.
Таким образом, на этапе сбора и обработки данных педагогического
исследования компьютер сегодня можно считать незаменимым. Он в значительной
мере облегчает работу исследователя по регистрации, сортировке, хранению и
переработке больших объёмов информации, полученных в ходе эксперимента,
наблюдения, бесед, интервью, анкетирования и других методов
исследовательской работы. Это позволяет исследователю сэкономить время,
избежать ошибок при расчётах и сделать объективные и достоверные выводы из
экспериментальной части работе.
На этапе оформления результатов педагогического исследования в виде
диссертации, для подготовки научных докладов, статей, учебно-методических
пособий, монографий, книг, плакатов по теме исследования компьютер также
практически незаменим. Он позволяет в кратчайшие сроки справиться с любым
из данных видов работы. При этом могут использоваться уже упоминавшиеся
ранее текстовый редактор Microsoft Word и табличный редактор Microsoft
Excel. Для обработки графических изображений и изготовления плакатов
подойдут программы типа Microsoft PhotoShop, Corel PHOTO-PAINT, Corel DRAW
и другие им подобные. Подготовка докладов, монографий, учебников и статей
упрощается ещё больше, если с самого начал исследования вся информация о
нём хранилась в цифровом формате. Это избавляет от необходимости вручную
набирать текст, рисовать графики и иллюстрации. Кроме того, сегодня
существует возможность публиковать статьи и монографии в Internet с помощью
пакета Font Page, используемой для создания Web-страниц. Публикация в
Internet является на сегодняшний день самым быстрым способом донести
новейшую информацию о ходе и результатах педагогического исследования
заинтересованным лицам.
Компьютер может также оказать помощь в создании по результатам
исследования учебных и воспитательных фильмов, мультфильмов, передач,
роликов социальной рекламы для телевидения, обучающих компьютерных
программ, игр, интерактивных путешествий и т.д.
Для выступления на кафедрах, советах, семинарах, научно-практических
конференциях, симпозиумах компьютер можно применить в качестве средства
презентации графической и текстовой информации, иллюстрирующей доклад. В
этом случае может использоваться программа для создания презентаций и
деловой графики Microsoft Power Point и другие подобные программные
средства. Непосредственно демонстрация материала осуществляется с помощью
мультимедийного проектора или крупногабаритного ЖК- или ЭЛТ- монитора. С
помощью компьютера также возможно подготовить и напечатать раздаточный и
иллюстративный материал для участников конференции: брошюры, бюллетени,
информационные листки и т.д.
Подводя итог, можно сказать, что организация и проведение ни одного
современного педагогического исследования не может обойтись сегодня без
применения компьютера. Очевидно, что в будущем, с расширением возможностей
ЭВМ по переработке информации и разработкой искусственного интеллекта, а
также нового программного обеспечения, компьютер станет не просто
многофункциональным инструментом исследования, но и активным участником
теоретической и экспериментальной работы. Возможно, он будет способен
формализовать и описать явления, считавшиеся ранее недоступными для
математической обработки и анализа; будет самостоятельно высказывать
гипотезы, делать прогнозы и вносить предложения по ходу исследования.

Заключение


Социальные и экономические изменения, происходящие в нашей стране, влияют
на весь уклад жизни людей. Одним из следствий этих изменений является
информатизация нашего общества, переход его на новый технологический
уровень, использование новых средств коммуникации, хранения и обработки
информации.
Педагогика, как наука о воспитании подрастающего поколения, не может
оставаться в стороне от этих процессов, так как именно она ответственна за
подготовку молодых людей к жизни в быстроменяющемся мире. Двигателем и
источником развития педагогики, как и любой другой науки, является
исследовательская работа, для успешного осуществления которой в современных
условиях необходимо применение новейших информационных технологий. Ни одно
педагогическое исследование не может обойтись сегодня без использования
компьютера.
Подводя итог реферативного обзора имеющейся литературы, можно сказать,
что компьютер, как основное общедоступное средство применения
информационных технологий в разных сферах жизни, может быть эффективно
использован почти на всех стадиях педагогического исследований.
Использование компьютера на стадии накопления знаний и фактов связано,
во-первых, с поиском литературы:
Во-вторых, компьютер может использоваться в работе с литературой в ходе:
составления библиографии, реферирования, конспектирования, аннотирования,
цитирования, перевода иностранной литературы.
На этапе опытно-экспериментальной работе компьютер также играет важную
роль как средство подготовки и проведения эксперимента, а также для
обработки промежуточных и конечных результатов исследования.
Мы считаем, что компьютер применим на данном этапе исследовательской
работы:
во-первых, для фиксации информации о предмете.
- во-вторых, для обработки количественных данных полученных в ходе
использования эмпирических, социологических и математических методов
исследования, а также для построения диаграмм и виртуальных моделей.
Компьютер незаменим на этапе оформления результатов педагогического
исследования в виде диссертации, для подготовки научных докладов, статей,
учебно-методических пособий, монографий, книг, плакатов по теме
исследования компьютер. Он предоставляется возможность публиковать
информацию о результатах исследования в Internet.
Для выступления на кафедрах, советах, семинарах, научно-практических
конференциях, симпозиумах компьютер можно применить в качестве средства
презентации графической и текстовой информации, иллюстрирующей доклад, а
также для создания печатных материалов информационного и иллюстративного
характера.
В завершение необходимо отметить, что на выше перечисленном возможности
применения компьютера в педагогическом исследовании не исчерпываются.
Использование компьютера в педагогических исследования является обширным
полем дальнейших поисков и экспериментов, которые должны происходить в
тесном сотрудничестве программистов и педагогов-исследователей. Будущее
безусловно принадлежит информационным технологиям.



Список использованной литературы


1. Алексеев А., Евсеев Г., Мураховский В., Симонович С. Новейший
самоучитель работы на компьютере. - М.: Десс, 1999. - 654 с.
2. Армянинова Н.А. История развития и опыт применения математических
методов в отечественной педагогики послевоенного времени. Автореферат
диссертации на соискание учёной степени кандидата педагогических наук.
Санкт-Петербургский Государственный Университет – С.-Пт.,1999. - 22 с.
3. Басалыга В.И. и др. Основы компьютерной грамотности. - 2-е изд., доп.
и перераб. - Мн.: НТЦ «АПИ», 1999. - 208 с.
4. Браун С. "Мозаика" и "Всемирная паутина" для доступа к Internet: Пер.
с англ. - М.: Малип, 1996. - 168 с.
5. Быкадоров Ю.А., Шалик Э.В. Компьютерные методы математической
обработки психологической информации: Методические рекомендации /
Белорусский государственный педагогический университет: Минск, 1999. –
34 с.
6. Гершунский Б.С. Компьютеризация в сфере образования: проблемы и
перспективы.
7. Глазунов А.Т. Педагогические исследования: содержание, организация и
обработка результатов. – М.: Издательский центр АПО, 2003. – 41 с.
8. Граничина О.А. Статистические методы психолого-педагогических
исследований (Учебное пособие) - Санкт- Петербург: Издательство РГПУ
им. А.И.Герцена, 2002.
9. Гурин Н.И. Работа на персональном компьютере: Справ. пособие. - Мн.:
Беларусь, 1995. - 224 с.
10. Дёмин И.С. Использование информационных технологий в учебно-
исследовательской деятельности/ И.С. Дёмин // Шк. Технологии. – 2001.
- №6. – С.174 –177
11. Загвязинский В.И. Методология и методы психологических исследований.
Учеб. пособие для пед. вузов. – М., Изд. Центр «Academia», 2001. –
206с.
12. Информатика. Базовый курс/Симонович С.В. и др. - СПб: Издательство
”Питер”, 2000.-640 с.
13. Информационное обеспечение педагогической науки и школьной практики в
социалистических странах: Сб. науч. Трудов. – М., 1987.
14. Качалко В.В. Методы психолого-педагогических исследований с
применением математической статистики. – Мозырь: МГПИ им Н.К.
Крупской, 2002. – 107с.
15. Кушнер Ю.З. Методология и методы педагогических исследований: Учебно-
методическое пособие. – Могилёв: МГУ им А.А. Кулешова, 2001. – 112 с.
16. Применение технологии интернет-тестирования на примере изучения
готовности сельских школьников к продолжению образования
http://vio.fio.ru/vio_04/cd_site/Articles/art_2_5.htm
17. Саўчанка Я.А. Пытанні матадалогіі і методыкі педагагічных даследванняў
(Матэрыялы да спецкурса для аспірантаў)/ Беларускі дзяржаўны пед. ун-
т. – Мн., 1994. – 107с.
18. Сборник тезисов докладов 5 Российской конференции "Проблемы
методологии и методики внедрения компьютерной графики в учебные
дисциплины" http://www.tstu.ru/koi/tgtu/publ/96w564.htm.
19. Харламов И.Ф. Педагогика: Учеб. – 6-е изд. – Мн.: Універсітэцкае,
2000. – 560с.
20. Элементы компьютерной графики Ю.Е. Пельцман
http://www.rsuh.ru/win/curr/331.html.




Реферат на тему: Применение технических средств обучения в языковом ВУЗе


ВВЕДЕНИЕ


В процессе обучения иностранным языкам в современной средней школе
используются светотехнические и звукотехнические средства. Светотехнические
средства (кинопроекционные аппараты, диапроекторы, кадропроекторы,
кодоскопы, фильмоскопы) обеспечивают зрительную информацию, которая в ходе
обучения может выполнять самые разнообразные функции: 1) служить опорой для
понимания речевой структуры; 2) быть связующим звеном между смысловой и
звуковой стороной слова и таким образом облегчать запоминание;
3) проецировать на экран различные ситуации для обучения говорению; 4)
выполнять роль обратной связи в форме ключей.
Звукотехнические средства (магнитофоны, электрофоны, аудиопассивные и
аудиоактивные устройства лингафонных кабинетов) позволяют осуществлять все
виды звуковой наглядности при обучении произношению, обладают возможностью
представлять учебную информацию в естественной речевой форме при обучении
аудированию и говорению, способствуют интенсификации учебного процесса.
В методике обучения иностранным языкам активно исследовались учебные
возможности ТС. Большое внимание им уделено в работах К. Б. Карпова, А. С.
Лурье, М. В. Ляховнцкого и других советских и зарубежных методистов. В
результате обобщения опыта и результатов проведенных исследований было
установлено, что рациональное применение ТС позволяет:
1) восполнять отсутствие естественной иноязычной среды на всех этапах
обучения;
2) полнее реализовать важный дидактический принцип наглядности;
3) осуществлять обучение с учетом индивидуальных типологических
особенностей каждого ученика;
4) создавать лучшие условия для программирования и контроля;
5) обеспечивать ускоренное формирование и развитие навыков слухового
самоконтроля;
6) максимально использовать аналитические и имитационные способности
учащихся, полнее мобилизовать их внутренние ресурсы;
7) более или менее точно определять качественные показатели иноязычной
речи учащихся в магнитной записи;
8) выполнять многие активные виды упражнений со всеми учениками
одновременно, включая говорение.
Создание искусственной иноязычной среды в процессе обучения иностранным
языкам — один из важных проблемных вопросов современной методики. С ним в
первую очередь связана реализация массового, т. е. с одновременным активным
участием большого количества учеников, обучения двум из четырех основных
видов речевой деятельности: аудированию и говорению (условно-
коммуникативному или коммуникативному). Насколько велика роль ТС в решении
этих задач свидетельствует тот факт, что раньше — до появления ТС — эти
задачи даже не ставились, так как в методике отсутствовали необходимые
средства для их практического решения.
Появление звукозаписи как специфического учебного средства стало началом
новой эры в преподавании иностранных языков, благодаря ТС раскрылись
неограниченные возможности для создажия искусственной иноязычной среды в
любое время обучения: в классе, в лаборатории, дома и даже в условиях
естественного сна.
Рациональное использование ТС дает учителю возможность нагрузить речевой
и слуховой каналы учащихся до любых разумдых пределов и активизировать их
речевую деятельность в требуемом направлении.
Необходимость широкого внедрения ТС в обучение иностранным языкам
обусловлена тем, что их применение раскрывает большие возможности для
реализации одного, из важнейших дидактических принципов — принципа
наглядности.



ОБУЧЕНИЕ АУДИРОВАНИЮ



Термин «аудирование» означает слушание и понимание иноязычной речи. В
общем плане аудирование можно определить как анали-тико-синтетическнй
процесс - по обработке акустического сигнала, результатом которого является
осмысление воспринятой информации. Механизм аудирования как процесс
распознавания слуховых образцов очень сложный и пока до конца не познан.
Есть предположение, что он представляет собой процесс многоступенчатого
отображения речевого воздействия'.
Аудирование как вид коммуникативной деятельности условно можно
рассматривать в двух планах: 1) как составную часть речевого общения; 2)
как относительно самостоятельный вид коммуникации, когда поток речевой
информации направлен в одну сторону, например, при прослушивании рассказа,
озвученного диафильма, кино, видеофильма.
Аудирование как составная часть двухстороннего речевого обмена
информацией при всех прочих равных условиях легче, чем его вариант
одностороннего приема информации с различных источников воспроизведения
звукозаписи. Понимание информации при двухстороннем общении облегчается
наличием многих внешних факторов, таких, как выражение лица, мимика и
другие виды проявления эмоционального состояния говорящего и его отношения
к излагаемым и получаемым сведениям.
Одним из факторов, облегчающих восприятие речи, является и то, что
аудирование в ходе двухстороннего речевого общения осуществляется
попеременно с говорением. В связи с этим значительно уменьшается нагрузка
на слуховые анализаторы и процесс аудирования менее утомителен. Кроме того
(и это очень важно), в случае каких-либо неясностей в восприятии содержания
высказывания собеседник всегда имеет возможность в той или иной форме
запросить дополнительную информацию. Эти факторы отсутствуют при
воспроизведении речи, записанной с помощью ТС.
Все это необходимо учитывать в практической работе, но не следует думать,
что отсутствие упомянутых факторов представляет собой недостатки
технического звуковоспроизведения как средства обучения. Скорее наоборот.
Согласно наблюдениям, ученики, которые имеют хорошие навыки аудирования
речи, воспроизведенной с помощью ТС, как правило, никогда не испытывают
затруднений при восприятии живой иностранной речи с нормальными
психоакустическими характеристиками. Поэтому можно считать бесспорным, что
аудирование является одним из мощных средств преодоления психологического
барьера при речевом общении на иностранном языке, особенно если для
формирования и закрепления его навыков использовалась речь, записанная и
воспроизведенная с помощью ТС.

Основой успешного аудирования как процесса осмысления и поминания речевой
информации является наличие фонематичесю речевого слуха. Под фонематическим
слухом понимается способность различать звуки речи и соотносить их с
соответствующими фонемами. Объектом речевого слуха являются, главным
образом, смысловые компоненты речи и интонационные контуры.
Основные трудности при обучению иностранному языку связаны с тем, что
учащиеся практически не имеют достаточно развитого фонетического и речевого
слеха, необходимого для реализации учебных задач. Положение усугубляется
еще и тем, что речевой слух родного языка оказывает сильное интерферирующее
влияние на процесс образования аналогичного слуха для восприятия
иностранного языка. Поэтому одной из первейших задач обучения этому
предмету является формирование и постоянное совершенствование упомянутых
видов слуха на протяжении всего периода обучения. Значительная часть этой
задачи реализуется в процессе обучения аудированию.
Учитывая основные трудности, которые стоят на пути формирования навыков
аудирования, можно условно выделить две основные группы упражнений,
использование которых необходимо для получения положительного результата:
1) упражнения, главная задача которых совершенствовать навыки восприятия
языковой формы сообщения; 2) упражнения, при выполнении которых
совершенствуются преимущественно навыки смыслового распознавания речевых
сообщений.
Уточняя основную задачу упражнений первой группы, заметим, что она
состоит в том, чтобы научить учащегося дифференцировать фонетические,
лексические и грамматические признаки языковых явлений, научить его слышать
то, что он слушает.
Упражнения данной группы являются начальной ступенью обучения
аудированию, и не обеспечивают формирования навыков смыслового восприятия
сообщений. Для этой цели, как уже указывалось, служат упражнения второй
группы, имеющие дело со смыслом, т. е. условно-коммуникативные или
коммуникативные упражнения. Обе группы упражнений тесно взаимосвязаны и
представляют собой единую систему учебных действий при обучении
аудированию.
На практике обучение аудированию связано с обучением другим видам речевой
деятельности — говорению и чтению. Эта связь проявляется в самом широком
плане, и в учебной работе ее следует учитывать. Так, например, психологи
экспериментально доказали, что при слушании иноязычной речи осуществляется
так называемая микроартикуляция, которая подготавливает учащегося к
громкому артикулированию речевых единиц. Другими словами, аудирование
подводит к созданию умений и навыков говорения, так как образование стойких
слуховых образов является основой, на которой сравнительно легко
формируются навыки активного владения иноязычной речью.
Наличие тесной взаимосвязи между обучением аудированию и чтению также не
вызывает сомнения. Экспериментальные данные свидетельствуют о том, что в
принципе может иметь место перенос в аудирование слов, усвоенных в чтении,
и наоборот[1].
Как будет показано ниже, в процессе обучения аудированию учебные действия
говорения целесообразно использовать как контрольные приемы по определению
состояния навыка аудирования. В этом также проявляется взаимосвязь
аудирования и говорения в процессе обучения иностранным языкам.
Для упражнений на развитие навыков различения языковой формы характерно
то, что их выполнение можно проводить ускоренным способом.
Одним из средств контроля понимания прослушанного в процессе аудирования
может служить перевод. На начальном этапе обучения достаточно контрольной
информации, отбираемой с помощью перевода проверяемого явления.
Подбор текста — очень важное звено в учебной работе по формированию
навыков аудирования, его качество—один из факторов, предопределяющих успех
этой работы. Главный показатель качества текста — его содержание, характер
представленной в нем информации. Прежде всего, такой текст должен содержать
новую для учащегося информацию, быть интересным.
Известно, что в процессе аудирования контекст играет не меньшую роль, чем
физические параметры речи. Поэтому если текст будет неинтересным, то он не
будет служить средством вероятностного прогнозирования, с помощью которого
восполняются пробелы сенсорного восприятия речи, восстанавливаются в памяти
забытые слова и др. Вполне понятно, что такие тексты должны быть построены
на изученном лексико-грамматическом материале и содержать лишь такое
количество новых слов, значение которых без труда определяется в результате
вероятностного прогнозирования на заданном этапе обучения. Подготавливая
текст для аудирования, следует учитывать и то, что длительность текста
влияет на характер его восприятия, обычно прослушивание текстов без
зрительной опоры не должно превышать трех минут, а со зрительной опорой —
пяти минут.
При обучении восприятию смыслового содержания речевого сообщения, также
как и при обучении восприятию его языкового оформления, большую роль играет
правильный выбор приемов контроля и способов обеспечения самоконтроля,
которые в процессе совершенствования навыков аудирования постепенно
заменяются внутренним самоконтролем ученика. Последний, как известно,
является функциональной основой всех видов речевой деятельности, в том
числе и аудирования.
Как уже отмечалось, приемами контроля могут быть любые учебные операции —
от выбора ответа до пересказа или воспроизведения ситуации. Наибольшее
количество информации можно отобрать с помощью приемов контроля,
представляющих собой различные операции говорения (ответы на вопросы по
прослушанному тексту, комментарий и др.). Кроме того, реализация этих
приемов, по сущуществу, является одновременно и обучением говорению.
Однако в практической работе выбор наиболее подходящего приема контроля
далеко не простой вопрос. Как уже отмечалось, специфика применения ТС
требует, чтобы такой прием был, прежде всего, оперативным и массовым.
Необходимо учитывать и то, что контроль при обучении любому виду
деятельности, в том числе и аудированию, должен занимать минимальное
количество времени по сравнению со временем выполнения того учебного
действия, которому в данный моиент обучают. Поэтому нельзя дать заранее
обоснованную оценку тому или иному приему контроля в отрыве от конкретных
учебных ситуаций, задач обучения, используемых учебных средств.
Тексты для формирования навыков смыслового восприятия иноязычной речевой
информации на начальном этапе обучения должны быть особо тщательно
подобраны. Материал стабильных учебников, в которых описывается школьная
жизнь, для обучения аудированию на уровне восприятия смыслового содержания
информации мало пригоден, так как он практически не содержит ничего нового,
и поэтому не обеспечивает условий для функционирования психологического
механизма этого процесса. В данном случае более пригодны интересные тексты,
даже если в них есть некоторое количество неизвестаых слов, при условии,
что перед прослушиванием они будут объяснены. Безусловно, аудитивный
материал должен быть доступным ученикам как по форме, так и по содержанию.
Упражнениям на коммуникативное аудирование на началчом этапе должна
предшествовать большая подготовительная работа. В качестве вспомогательного
звена перед переходом к этому виду аудирования можно использовать
прослушивание и проговаривание рифмованных скороговорок, пословиц,
стихотворений. Проговаривание в данном случае очень важно для формирования
речевого слуха.
При интенсивном использовании фонограммы при обучении иностранному языку
перед учителем нередко возникает необходимой подобрать дополнительные
тексты для аудирования. Эту задачу не всегда легко выполнить, так как текст
должен отвечать всем требованиям заданного этапа обучения. Как правило,
учителю приходится адаптировать имеющийся в наличии материал, объяснять
новые слова и т. д.
Понимание прослушанного можно проверить разными спосовзми:
1) задать три-четыре вопроса; 2) попросить пересказать текст; 3) предложить
перевести последний абзац на русский язык; 4) в условиях работы с одним
магнитофоном попросить объяснить письменно происхождение некоторых слов; 5)
осуществить выборочную проверку в магнитной записи, если работа проводится
в лингафонном кабинете.
На старшей ступени обучения иностранному языку легче подобрать тексты для
аудирования, но труднее проконтролировать степень их понимания. В связи с
увеличением размера и информационной насыщенности аудитивного материала,
проверка его усвоения с помощью ответов на вопросы или пересказа занимает
не мало времени и не обеспечивает массовости и оперативности. Поэтому на
данной ступени, наряду со всеми упомянутыми приемами, следует щироко
применять ускоренный тестовый контроль, а также приемы, сочетающие внешний
самоконтроль учеников с внутренним.



ЛИНГОФОН И УПРАВЛЕНИЕ ПРОЦЕССОМ ОБУЧЕНИЯ АУДИРОВАНИЮ


Первые лингафонные устройства появились более четверти века назад, и их
распространение было обусловлено ростом популярности аудиовизуальных
приемов обучения. Хотя эти устройства и назывались лингафонными,
большинство из них уже в то время включало как звукотехническую аппаратуру
(магнитофоны, электропроигрыватели), так и проекционную: диа- и
кинопроекторы, эпидиаскопы. По мере того как возрастало значение экранных
пособий в процессе преподавания иностранных языков, менялся характер
оборудования, и в начале 60-х годов в обиход прочно вошло понятие «языковая
лаборатория». В языковых лабораториях нашли место не только лингафонные
устройства, но и развитая система проекционной аппаратуры. Таким образом, в
методике стали складываться два понятия—общее (языковая лаборатория) и
более узкое (лингафонное устройство). С переходом советской школы на
кабинетную систему обучения в нашей методике сделан следующий шаг. В обиход
введено понятие «кабинет иностранного языка», включающее не только
звукотехническую и проекционную аппаратуру, но и все другое учебное
оборудование, необходимое для проведения уроков, подготовки к ним и
организации внеклассной работы. Практике обучения еще предстоит внести свои
коррективы, которые позволят реально, на основе опыта школ определить
перечень оборудования кабинета иностранного языка и схему его организации.
Но уже сейчас очевидно, что лингафонное оборудование составляет и будет
составлять лишь часть всего оборудования кабинета иностранного языка.
Именно поэтому мы говорим о лингафонном устройстве, лингафонном
оборудовании, а не о лингафонном кабинете[2]. Это положение имеет
принципиальное значение. Любая попытка отойти от него неизбежно приведет к
путанице и ошибкам как в оценке оборудования, так и в методических
рекомендациях, касающихся его использования. Представим себе, что мы
оборудовали не кабинет иностранного языка, а именно лингафонный кабинет.
Разве мы тем самым не определили заранее и форму его использования? Есть ли
смысл приводить учеников в лингафонный кабинет и предлагать им
нелингафонные упражнения? Поставив себе целью использовать лингафонный
кабинет с максимальной активностью, мы вынуждены предусмотреть и
специальные уроки для проведения лингафонных упражнений.
Если такие уроки будут проводиться достаточно часто, то, вольно или
невольно, мы перейдем на лингафонный метод обучения, при котором
лингафонные упражнения составляют основу всей системы обучения иностранному
языку. Приведенные выше рассуждения далеко не абстрактная схема. Именно так
развивались события за рубежом в период так называемого «лингафонного
бума». Появление в специализированных ученых заведениях языковых
лабораторий, то есть лингафонных кабинетов, привело к возникновению
лингафонного метода. Модное веяние оказалось чрезвычайно заразительным, и
понадобилось сравнительно немного времени, чтобы эта мода распространилась
и на среднюю общеобразовательную школу. Результаты оказались
катастрофическими. Выпускники школ, обучение лингафонным методом, были
совершенно неподготовлны для продолжения обучения иностранному языку. Стали
высказываться мнения, причем весьма авторитетные, о том, что в
общеобразовательной школе лингафон вообще не нужен. Казалось, что дни
лингафона сочтены. Понадобились годы, чтобы практика подсказала другой путь
использования лингафона. Лингафон был включен в традиционную, то есть
нелингафонную, методику обучения. Лингафонные упражнения стали выполняться
лишь в таком объеме и лишь тогда, когда с их помощью решались учебные
задачи, без лингафонов не выполнимые или выполнимые, но с гораздо меньшей
степенью эффективности. Совершенно естественно, что методическая
идея—включение лингафонных упражнений в систему традиционных,
нелингафонных—должна получшь материальное воплощение. Лингафонный кабинет
(лаборатория) должен стать частью кабинета иностранного языка, то есть тем,
что мы называем лингафонным устройством, и сочетаться с другими средствами
обучения, другим оборудованием. Как и всякое другое оборудование, лингафон
следует использовать лишь тогда, когда это необходимо.

Типы лингофонных устройств. Помимо учительской консоли, в схему
лингафонного устройства включены рабочие места учащихся. Число рабочих мест
определяется задачами обучения и условиями учебного заведения. Лингафонные
устройства рассчитаны на 20—25 рабочих мест. В зависимости от характера
лингафонного устройства рабочие места могут быть оборудованы по одной из
следующих трех принципиальных схем: аудиопассивной, аудиоактивной или
аудиокомпаративной.
Аудиопассивные устройства имеют целью предоставить ученикам возможность
прослушивать фонограммы, подаваемые с магнитофонов, установленных на
учительском пульте; при этом сами ученики ничего не говорят. Рабочие места
аудиопассивного устройства оборудуются головными телефонами, которые
снабжены изоляторами из плотного синтетического материала для изоляции
ученика от посторонних звуков (шумов). Помимо головных телефонов, рабочие
места иногда оборудуются регуляторами громкости, которыми ученики могут
пользоваться по своему желанию.
Аудиоактивные устройства, в отличие от аудиопасивных, позволяют ученикам
не только прослушивать фонограммы, но и самим тренироваться в громкой речи,
то есть в говорении.
Поскольку устройство обычно имеет 10—20 рабочих мест, то в громкой речи
одновременно упражняются десятки учеников. Задача, следовательно, сводится
к тому, чтобы обеспечить каждому из говорящих возможность слышать свой
голос, но не слышать голоса других. Понятно, что для решения этой задачи
необходимо более сложное оборудование, чем то, которое устанавливается на
рабочих местах аудиопассивного устройства.
Вместо головных телефонов каждое из рабочих мест снабжается телефонно-
микрофонной гарнитурой с микрофоном пониженной чувствительности и
направленного действия. Микрофон направленного действия реагирует только на
те звуковые волны, которые направлены на микрофон под определенным углом.
Смонтированный на рабочем месте, микрофон улавливает голос только того
ученика, который сидит за этим столом[3].
Телефонно-микрофонная гарнитура соединена с усилителем. Голос ученика
подается через микрофон на «вход» усилителя, а затем с «выхода» усилителя
на головные телефоны ученика. Таким образом ученик слышит свой собственный
голос, подобно тому как слышит свой голос говорящий в телефонную трубку.
Именно такая конструкция позволяет всем ученикам группы говорить вслух,
громко, не мешая друг другу, то есть делает устройство аудиоактивным.
Аудиокомпаративные устройства позволяют ученику записать свою речь на
магнитофон, а затем прослушать эту запись и сравнить ее с образцовой.
Каждое из рабочих мест аудиокомпаративного устройства, следовательно,
должно быть оборудовано отдельным магнитофоном. К магнитофону на рабочем
месте подсоединяется телефонно-микрофонная гарнитура такого же типа, как и
те, которыми оборудованы аудиоактивные устройства. Пользуясь микрофоном,
ученик записывает свою речь. Телефоны необходимы ученику для того, чтобы
иметь возможность слышать как задания, записанные на магнитной ленте, так и
магнитную запись своей речи. В большинстве случаев магнитофоны, с которыми
работают ученики, устанавливаются в столах и закрываются крышками, а
переключатели, необходимые для управления магнитофонами, выносятся на
небольшой пульт (размером в почтовую открытку). Пульт устанавливается на
рабочем месте ученика. Существуют несколько дополнительных приспособлений,
позволяющих экономить время при перемотке магнитной ленты и других
операциях с магнитофоном, однако ничего существенно нового в учебный
процесс эти приспособления не вносят и характер устройства не меняют.
Некоторые авторы (отечественные и зарубежные) предлагают делить
устройства с индивидуальными магнитофонами на рабочих местах на две
группы—транслирующие и нетранслирующие. В первом случ

Новинки рефератов ::

Реферат: Античное искусство Рима (Искусство и культура)


Реферат: Конституционное право Российской Федерации (шпаргалка) (Право)


Реферат: Медь (Химия)


Реферат: Современные концепции маркетинговой деятельности (Маркетинг)


Реферат: Состояние развития различных форм мышления у младших школьников (Педагогика)


Реферат: Oracle Power Objects (Программирование)


Реферат: Творчество А.С. Пушкина (Литература : русская)


Реферат: Ethernet (Кибернетика)


Реферат: Понятие, состав бухотчетности и общие требования предъявляемые к ней (Бухгалтерский учет)


Реферат: Трубопроводный транспорт в России (География)


Реферат: Рекламный образ и приемы его создания (Масс-медиа и реклама)


Реферат: Криминальное право (Право)


Реферат: Дорожно-Транспортные происшествия (Безопасность жизнедеятельности)


Реферат: Банкiвська система Украiни (Банковское дело)


Реферат: Правонарушения (Право)


Реферат: Маркетинг (Маркетинг)


Реферат: Восприятие рекламы и отношение к ней молодежи (Социология)


Реферат: Crisler Corporation. Senior thesis (Иностранные языки)


Реферат: Происхождение и эволюция человека (Естествознание)


Реферат: Учет операций по начислению амортизации (износа) основных средств и нематериальных активов (Аудит)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист