GeoSELECT.ru



Педагогика / Реферат: Проблемы эстетического воспитания (Педагогика)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Проблемы эстетического воспитания (Педагогика)



Голицынский военный институт ФПС РФ
кафедра социально-экономических дисциплин


Факультет заочного обучения
отделения психологии



Реферат

студентки II курса Котовой Елены Михайловны.

Тема : “Проблемы эстетического воспитания”.



Научный руководитель

Белоконь А.М.



Голицыно – 2000 год
П Л А Н.

Введение. 2


I. Проблемы эстетического воспитания 3

а) Взаимосвязь эстетического воспитания с нравственным, трудовым,
художественным воспитанием 3
б) Содержание и методы эстетического воспитания. 5

II. Формирование основ эстетического воспитания. 7

III.

V. Список литературы: 12


Введение.
В своем реферате по теме “Эстетическое воспитание” я хочу рассмотреть
проблемы эстетического воспитания, проследить его взаимосвязь со всеми
сторонами воспитания, проследить также, когда закладываются основы
эстетического вкуса и чувств и как происходит их дальнейшее развитие.
Данная работа состоит из введения, основной части, включающей 2
вопроса и заключения. Первый вопрос раскрывает содержание и методы
эстетического воспитания и его взаимосвязь с нравственным и трудовым
воспитанием. Во втором – рассматривается вопрос о формировании основ
эстетического воспитания (в каком возрасте) и как происходит его дальнейшее
развитие.
Я считаю, что в наше время проблема эстетического воспитания очень
актуальна. Эстетическое воспитание развивает вкус, умение замечать
прекрасное и безобразное; оно важно еще и потому, что связано со многими
сторонами воспитания: нравственным воспитанием, которое развивает в ребенке
чувство любви, гордости; с трудовым воспитанием, которое помогает ребенку с
уважением относиться к труду людей, видеть красоту сделанного.
Все эти качества необходимы для воспитания всесторонне развитого
человека.

I. Проблемы эстетического воспитания


а) Взаимосвязь эстетического воспитания с нравственным, трудовым,
художественным воспитанием.

Воспитание как педагогическое явление означает целенаправленную,
систематическую и планомерную передачу подрастающему поколению системы
научных знаний, умений и навыков.
Эстетическое воспитание – целенаправленное, систематическое
воздействие на личность с целью ее эстетического развития, то есть
формирования творчески активной личности, способной воспринимать и
оценивать прекрасное в природе, труде, общественных отношениях с позиций
эстетического идеала, а также испытывать потребность в эстетической
деятельности.
Искусство – ядро и генеральное средство эстетического воспитания,
которое, однако, ведется и с помощью дизайна, и с помощью эстетических
аспектов спорта и других форм деятельности, несущих в себе эстетическое
содержание.
Эстетическое воспитание обеспечивает комплексный подход к развитию
личности, оно включает трудовое и нравственное воспитание. Оно пронизывает
все сферы жизнедеятельности человека: и глубину его мышления, и тонкость
чувств, характер избирательности и установки, и т.д.
Эстетическое воспитание тесно связано со всеми сторонами воспитания.
Взаимосвязь эстетического и нравственного воспитания и развития
раскрывается тем, что этические и эстетические представления связаны с
положительными и отрицательными переживаниями человека. Например, та
радость, которая охватывает человека при восприятии красоты, очень похожа
на чувство гордости при совершении нравственного поступка. Напротив,
отвращение и презрение вызывают не только безобразные поступки, но и их
образное отражение в том или ином виде искусства. Воспитательная сила
искусства и заключается в том, что оно заставляет человека глубоко
переживать самые разнообразные чувства: восторга и негодования, грусти и
радости, тревоги и умиротворения, любви и ненависти и соответственным
образом относиться к подобным явлениям в реальной жизни.
Велико воспитательное значение всех видов искусства в формировании
основ патриотизма: дети проникаются любовью к родной природе, родному краю,
городу, гордятся результатами труда своих родителей, постепенно приобщаются
к понятию Родины.
Также эстетическое воспитание тесно связано с трудовым. Превращая тот
или иной материал в полезную вещь, человек радуется, чувствуя свои
возрастающие силы.
“Радость труда … немыслима без чувствования красоты, но здесь красота
не только то, что получает человек, но прежде всего то, что он создает.
Радость труда – красота бытия”[1] – говорил В.А. Сухомлинский.
В процессе художественно-творческой деятельности совершенствуется
память, особенно зрительная и музыкальная. Так, в рисовании дети отражают
то, что хранится в их зрительной памяти.
В процессе эстетической и художественной деятельности совершенствуются
мыслительные операции: синтез, анализ, сравнение, развиваются умственные
способности, умение планировать свою деятельность. Это содействует
умственному развитию, которое, в свою очередь, обеспечивает полноценное
эстетическое воспитание ребенка.
“Вообще под эстетическим воспитанием надо разуметь не преподавание
какого-то упрощенного детского искусства, а систематическое развитие
органов чувств и творческих способностей, что расширяет возможности
наслаждаться красотой и создавать ее. Трудовое и научное образование,
лишенное этого элемента, было бы обездушенным, ибо радость жизни в
любовании и творчестве есть конечная цель и труда, и науки”[2] – говорил
А.В.Луначарский.

б) Содержание и методы эстетического воспитания.

Содержание эстетического воспитания включает в себя формирование
знаний, умений и навыков, воспитание эстетических чувств, вкусов,
интересов.
Осваивая окружающую действительность и искусство, у детей формируются
знания о прекрасном. Под руководством взрослых дети осваивают основные
эстетические критерии возвышенного и низменного, трагического и комического
и т.д. Через произведения искусства: стихи, песни – у детей закрепляется
знание о прекрасном, дети овладевают эстетической оценкой: прекрасного или
некрасивого, уродливого, безобразного. Осваивают и категорию смешного, и
комического. В комизме отражаются противоречия между старым и новым, между
должным и реально существующем.
В содержание эстетического воспитания входит и формирование
элементарных знаний о художественной литературе: русской и зарубежной. Дети
приобретают знания о фольклоре, стихах, рассказах.
Наряду с усвоением знаний в содержание эстетического воспитания входит
и приобретение эстетических навыков и умений. В музыкальной деятельности
дети овладевают навыками слушания музыки; в изобразительной деятельности –
умение наблюдать за явлениями и предметами окружающего мира, замечать
индивидуальные свойства и общие.
Также в содержание эстетического воспитания входит развитие у детей
самостоятельности в творчестве, когда ребенок сам что-то создает, проявляя
при этом свою инициативу и раскрывая свои интересы и потребности.
Далее я хочу рассмотреть вопрос, как все богатое содержание
эстетического воспитания можно воплотить в реальность, с помощью чего,
какого “инструмента” это может сделаться.
По выражению А.С. Макаренко, этим инструментом прикосновения к
личности, этим способом, в помощью которого совершается целенаправленное
педагогическое воздействие на сознание и поведение воспитанников является
метод.
Основными методами , которые используются в эстетическом воспитании
являются:
1. Наблюдение за окружающей действительностью; сюда входит и рассматривание
иллюстраций, картин, и простые наблюдения за природой, за снежинками, за
облаками и т.д.
2. Также большое значение имеют беседы и рассказы, в них ребенок может
высказать свое мнение.
3. Развитие самостоятельных действий – воспитатель предлагает найти способ
решения намеченного задания или собственного замысла.
4. Включение в трудовое воспитание – учить детей познавать красоту труда.
Таким образом, эстетическое воспитание играет большую роль в
воспитании высокообразованного, культурного и нравственного человека,
обеспечивает комплексный подход к развитию личности, и проявляется это в
его отношении к людям, к труду, к искусству, к жизни.
Методы эстетического воспитания помогают воспитать такого человека, и
направлены на обучение думать, искать, пробовать и находить решение.

II. Формирование основ эстетического воспитания.

В своей работе я хотела бы проследить, когда закладываются основы
эстетического воспитания и как происходит его дальнейшее развитие.
Формирование личности ребенка, воспитание у него правильного отношения
к окружающему – сложный процесс, в основе которого лежит правильное,
гармоничное развитие чувств.
Чувство – особая форма отношения человека к явлениям действительности,
обусловленная их соответствием или несоответствием потребностям человека.
“Ничто ни слова, ни мысли, ни даже поступки наши не выражают так ясно
и верно нас самих и наши отношения к миру, как наши чувствования: в них
слышен характер не отдельной мысли, не отдельного решения, а всего
содержания души нашей и ее строя” – говорил К.Д.Ушинский.1
Особую группу чувств составляют высшие чувства: эстетические,
нравственные и интеллектуальные.
Формирование эстетических чувств начинается с раннего детства.
Дошкольный возраст – это период первоначального фактического складывания
личности. Дети дошкольного и школьного возраста с большим желанием строят
замки и крепости из снега, мокрого песка или кубиков, забивают гвозди, с не
меньшим старанием рисуют карандашами, красками или мелом. Родители должны
всегда поддерживать, а не тормозить эти естественные потребности детей.
Воспитание у детей устойчивого интереса к труду, желание понять
красоту окружающего мира начинается именно в семье. Ребенок еще только
научился сидеть, сделал первые шаги – и уже в этом возрасте можно
закладывать основы эстетического воспитания.
К концу преддошкольного возраста ребенок может переживать элементарные
эстетические чувства и состояния. Их вызывает красивая, мелодичная и
спокойная музыка (типа колыбельной), веселая песня, бодрый марш. Ребенок
радуется красивому банту на голове, любуется чем-то блестящим:украшенной
елкой, брошкой и т.д. В этих переживаниях сначала отчетливо выступает
прямая подражательность взрослому, в виде сопереживания. Ребенок повторяет
за мамой: ”Как красиво!” Поэтому, общаясь с маленьким ребенком, взрослые
должны подчеркивать эстетическую сторону предметов, явлений и их качеств
словами: «какой красивый красный мяч», «как нарядно одета кукла» и так
далее.
Очень быстро дети начинают и сами отличать явно некрасивое, дисгармоничное
от мелодичного, гармоничного, особенно в воспринимаемых звуках.
Необходимо пробуждать у малышей интерес к произведениям художественной
литературы. Во время рассказа детям коротеньких художественных и народных
стишков («ладушки-ладушки», «водичка, водичка, умой мое личико» и так
далее) у детей развивается умение вслушиваться в звуки, чувство ритма,
слуховая чувствительность и эмоциональная выразительность голоса.
Поведение взрослых, их отношение к окружающему миру, к ребенку
становится для малыша программой его поведения, поэтому очень важно, чтобы
дети видели вокруг себя как можно больше доброго и красивого. В этом
возрасте родители своим примером могут воспитать у ребенка любовь к чистоте
и порядку. Очень важно уже в этот период обращать внимание детей на красоту
окружающего мира в самых доступных ее проявлениях. Взрослые должны научить
своего ребенка радоваться хорошей постройке товарища, красивому букету,
нарядно одетой кукле – все это будет прививаться при непосредственном
влиянии мамы и папы.
Оценочное отношение взрослых сказывается и на формировании
эстетических чувств детей. Общий эмоциональный тон (некрасиво поет,
нравится), характерный для младших дошкольников, сменяется у старших более
определенными и дифференцированными эстетическими оценками: ”Какая грустная
музыка, даже хочется плакать”, ” Какая у тебя безобразная шляпа, как
горшок”.
Подрастая, ребенок попадает в новый коллектив – детский сад, который
берет на себя функцию организованной подготовки детей к взрослой жизни.
Вопросы эстетического воспитания в детском саду начинаются с тщательно
продуманного оформления помещения. Все, что окружает ребят: парты, столы,
пособия – должно воспитывать своей чистотой, аккуратностью и чистотой.
Еще одним из главных условий является насыщенность здания
произведениями искусства: картинами, художественной литературой,
музыкальными произведениями. Ребенок с раннего детства должен быть окружен
подлинными произведениями искусства. Большое значение в эстетическом
воспитании детей дошкольного возраста имеет народно декоративно-прикладное
искусство. Воспитатель должен знакомить детей с изделиями народных
мастеров: дымковскими игрушками, резьбой по дереву, вышивкой и другими. Тем
самым прививая ребенку любовь к Родине, к народному творчеству, уважение к
труду.
Эстетическое воспитание должно вызывать активную деятельность
дошкольника. Важно не только чувствовать, но и создавать нечто красивое.
Обучение, которое целенаправленно осуществляется в детском саду, направлено
также и на развитие эстетических чувств, поэтому большое значение имеют
такие систематические занятия, как музыкальные, ознакомление с
художественной литературой, рисование, лепка и аппликация. Эстетические
чувства развиваются на занятиях изобразительной деятельностью, особенно
если воспитатель учит детей подбирать формы, цвета, составлять красивые
орнаменты, узоры и т.д.
Очень важную роль в создании эстетической среды играет музыка. Она
должна звучать как на музыкальных занятиях, так и включаться в другие виды
деятельности. Музыка, начиная звучать на утренней зарядке, создает у детей
бодрое настроение, активизирует и повышает их жизненный тонус.
Игры с пением и хороводами строятся на произведениях народного
творчества, являясь прекрасным материалом нравственно-эстетического
воспитания детей. Усваивая народные образы, дети начинают чувствовать
красоту родных напевов, выразительность языка – все это способствует
формированию музыкально-эстетического вкуса.
Получая разнообразные музыкальные впечатления, дети стремятся к
самостоятельному музицированию, подбирая полюбившиеся мелодии на детских
инструментах.
Также одним из важнейших средств эстетического воспитания является
природа – вечный источник разнообразных эстетических переживаний. Живая
природа воздействует на малыша, вызывая у него эмоциональный отклик,
поэтому на экскурсиях, прогулках взрослые должны обращать внимание детей на
своеобразие красок природы, учить слышать «живой» голос леса, поля.
Прогулки должны создавать у детей радостное настроение. Необходимо дать
воспитанникам почувствовать удовольствие от пребывания на природе:
прохладно, поют птицы, шумят деревья. Совместное рассматривание с детьми
понятных детям проявлений красоты в природе, ярко выраженное восхищение
взрослого при виде маленькой пушистой собачки, красивой лужайки, заходящего
солнца вызывают у ребенка соответствующие эмоциональные переживания и
постепенно формируют у него дифференцированное отношение к окружающему,
понимание красивого. Малыш начинает потом уже и сам выделять в окружающем
наиболее красивые явления: “посмотрите, какие красивые цветы несет дядя!”
Живая природа – это удивительный, сложный и многогранный мир, особое
место в котором отведено животным. Знания о животных дети приобретают
разными путями: через книгу и картинку, рассказ взрослого или кинофильм. Но
особое значение в дошкольном возрасте имеет непосредственное общение с
животными. Поэтому в детском саду специально создаются уголки природы.
Правильно организованные наблюдения учат ребенка не только смотреть, но и
видеть, не только слушать, но и слышать. Именно на их основе рождаются
самостоятельные суждения, умения обобщать, замечать изменения, что приводит
к постепенному накоплению и углублению знаний. Наблюдения помогают детям
систематически знакомиться с миром животных и проявлять свое внимательное
отношению к нему. Они начинают замечать не только необычное, удивительное,
но и в обыденном, привычном начинают находить интересное. Уход за живыми
обитателями уголка формирует у детей эстетическое восприятие и отношение,
умение создавать красоту самому и с уважением относиться к труду другого
человека.
Формирование первых эмоционально-эстетических оценок, воспитание
художественного вкуса во многом зависит от игры. Общеизвестно влияние
художественных игрушек на эстетическое воспитание детей. Примером служат
народные игрушки: матрешки, веселые дымковские свистульки и другие.
Очень большое значение имеет подбор игрушек и уход за ними. Рваная или
грязная кукла не только некрасива, но и воспитывает равнодушие к этой
игрушке.
Пример воспитателя, его эмоциональная отзывчивость на красивое
особенно необходимы детям для становления их собственного эстетического
вкуса.
Немалую роль играют занятия по ознакомлению детей с художественной
литературой. Через веселые рассказы, стихи, басни дети осваивают категорию
комического и смешного, с их помощью можно развить у ребенка чувство юмора.
Юмор – форма комического, в которой предметы, события и их поступки
изображаются в смешном виде.
У ребенка очень важно воспитывать чувство юмора с самого раннего
детства, оно способствует душевному здоровью, помогает противостоять
трудностям и невзгодам. К. Чуковский писал в книге “От двух до пяти”: ”…Это
задача немалая – воспитать в ребенке юмор, то драгоценное качество,
которое, когда ребенок подрастет, увеличит его сопротивление всякой
неблагоприятной среде и поставит его высоко над мелочами и дрязгами.”1
Исследователи – психологи С.П.Рубинский, М.М.Конина считают, что
развивать у детей способность замечать и понимать смешное – значит
развивать у них гибкость ума и сообразительность. Для того, что бы понять
комическое, ребенку нужно мысленно восстановить правильное положение вещей,
сделать ряд умозаключений, сопоставить с окружающей действительностью. Это
обогащает мысль и фантазию.
Чувство комического у детей в значительной степени отличается от
данного чувства взрослого человека. Оно возникает в результате раскрытия
доступных им противоречий в чем либо. Первые проявления чувства комического
у детей в элементарной форме можно наблюдать очень рано. Маленькому ребенку
доступны самые примитивные, чисто внешние формы комического, основанные на
несоответствии привычке, ожиданию. Способность замечать отклонения от нормы
и воспринимать их как комические появляются в результате формирования у
малышей достаточно устойчивых представлений о внешнем виде предметов,
людей, животных, об их движениях. Дети младшего и среднего дошкольного
возраста легче всего воспринимают комическое в поведении животных, близких
им по возрасту сказочных персонажей, ровестников. Труднее – в поведении
взрослых. Так как они являются для детей образцом разумного, поэтому
смешное в их поведении дети не замечают, считая это нормой.
В старшем дошкольном возрасте ребенок может заметить уже более тонкие
несоответствия, часто смеется над нелогичностью действий и поступков
взрослых. В этом возрасте дети с удовольствием слушают смешные сказки,
стихи, пытаются сами создавать комические ситуации в рисунках и сказках.
“У ребенка есть великая потребность смеяться. Дать ему добротный
материал для удовлетворения этой потребности – одна не из последних задач
воспитания”1 – писал К.Чуковский.
Формированию у детей дошкольного возраста чувство юмора способствуют
произведения лучших детских писателей: Чуковского, Маршака, Носова и др.,
раскрывающие различные по своей сложности комические моменты.
Необходимо постепенное усложнение комического содержания. Вначале
используются произведения, где ярко выражены комические ситуации, в основе
которых лежит одушевление предметов, незнание героями элементарных правил
поведения, известных детям.
Затем подбираются произведения более сложные, содержащие комизм,
основанный на нелогичности поступков, показе каких-либо отрицательных
качеств персонажа.
Для воспитания чувства юмора незаменимы “перевертыши – педагогически
ценные познавательные произведения. Они закрепляют у ребенка правильное
понимание действительности. Они не только забава, но и полезный умственный
труд.
Перевертыши – это произведения, где их герои действуют вопреки своим
реаль ныи свойствам и качествам. Замечательным мастером перевертышей был
К.Чуковский. Стихи о перевернутом мире по своей природе шалость, комическая
игра, вольность, они подводят ребенка к первоосновам юмора. Это новая
ступенька в познании, так как ребенок утверждается в житейском опыте, он
явственно ощущает вздор, знает, что на самом деле все не так.
Рассматривая следующий этап жизни человека – младший школьный возраст,
можно отметить, что ребенок уже имеет представление о красоте. В школе
также происходит дальнейшее совершенствование эстетических чувств и вкусов.
В период младшего школьного возраста создаются благоприятные условия для
дальнейшего развития эстетических чувств детей, воспитание эстетического
вкуса.
Исследования психологов В.Н.Шацкой, С.А.Карцевой убеждают в том , что
у младших школьников легко вызвать любовь к слушанию музыки и пению, они с
удовольствием исполняют те песни, в которых могут выразить свое отношение к
окружающим.
Формирование эстетических чувств у младших школьников происходит так
же в процессе художественно-изобразительной деятельности. Организуя
последовательно усложняющуюся систему заданий, обучая детей эстетическому
видению и грамотному изображению окружающего, можно научить детей не только
воспринимать картину, но и видеть в ней предмет искусства.
Эстетические чувства так же как и моральные, не являются врожденными.
Они требуют специального обучения и воспитания. В формировании
эстетического восприятия музыки, в частности русской народной песни,
огромную роль играет обогащение детей специальными занятиями. Слушая
небольшие музыкальные произведения, учащиеся 2-3 классов способны
достаточно чутко и тонко разобраться в музыкальном произведении и метко его
охарактеризовать. Знакомя учащихся 1-3 классов с биографией композитора, с
теми условиями, в которых было написано конкретное музыкальное
произведение, раскрывая детям его замысел и присущие музыке средства
выразительности и их обозначения в нотной записи, учитель повышает у детей
не только интерес к музыке, но и способность слушать, воспринимать и тонко
различать произведения разных жанров.
В школе уже больше внимания уже уделяется сложным наукам, поэтому в
основном эстетическое воспитание осуществляется во внеурочное время. Одним
из эффективных средств эстетического воспитания, в котором тесно
переплетается формирование трудовых навыков и художественное развитие
учащихся начальных классов, являются кружки. Они позволяют детям другими
глазами взглянуть на окружающее, побуждают в них радость труда и жажду
творчества. Дети знакомятся с изделиями широко известных народно-
художественных промыслов: Гжели художественная роспись по керамике),
Хохломы, Палеха, Городца (роспись по дереву) и другие. Не ограниченные
жестким временем урока, дети проявляют больше творчества и фантазии при
выполнении самостоятельных работ. Ярким примером этому служат выставки
детского творчества, где можно увидеть множество удивительного,
неожиданного и красивого в поделках детей.
Чувства, в том числе и эстетические – специфическая форма отражения
окружающего. Поэтому они не могут возникнуть и развиваться там, где в
повседневном окружении нет тех сочетаний предметов, форм, красок, звуков,
которые могут быть восприняты как образцы прекрасного. Однако только
наличие этих объектов еще недостаточно для возникновения у детей
эстетических чувств. Природа – это самый совершенный объект для
эстетического воспитания ребенка, он всегда находится перед его глазами.
Но ребенок должен научиться воспринимать присущие ей разнообразные формы,
гармонию красок, звуков, запахов и испытывать при этом эстетические
чувства, а помочь ему в этом могут взрослые, организуя экскурсии и походы
на природу. Детям школьного возраста так же очень нужны экскурсии и
прогулки в лесу, парке, где они увидят всю красоту окружающего.
Широкое внедрение в жизнь каждой семьи радио, телевидения, доступность
театра и кино, красочно оформленных книг так же создают огромные
возможности для развития разнообразных эстетических чувств.
Таким образом, эстетическое воспитание очень важно для всестороннего
развития ребенка. Азы эстетического воспитания закладываются при участии
взрослых уже сразу после рождения ребенка и продолжают свое становление
долгие годы. Очень большую роль в эстетическом воспитании играют семья,
детский сад и школа, поэтому родителям, воспитателям и учителям надо
постараться создать такую атмосферу, чтобы у ребенка как можно быстрее
развились такие эстетические чувства, как чувство красоты, чистоты
аккуратности и так далее.

Заключение.

Задача эстетического воспитания состоит в формировании творчески
активной личности, которая способна воспринимать и оценивать прекрасное в
природе, труде, быту и так далее.
Исключительная роль семьи в эстетическом виспитании заключается в том,
что именно в ней ребенок получает первые элементарные представления о
красоте, аккуратности и чистоте.
Если семья – стартовый этап воспитания, то детский сад и школа –
второй и не менее важный этап. В этом возрасте у ребенка формируются
эстетические чувства и вкусы, а помочь ему в этом могут систематические
занятия, которые проводятся в детстком саду и школе.
“Воспитание – дело трудное, но свое бессилие, промахи не стоит
выдавать за ненужность эстетического воспитания” 1– говорил Вл. Соловьев.

V. Список литературы:


1. Аксарина Н.М. “Воспитание детей” М., изд-во “Медицина” 1992 г.
2. Борев Ю. “Эстетика” М., изд-во политической лит-ры 1988 г.
3. Запорожец И Д. “Воспитание эмоций и чувств у дошкольника” М 1985 г.
4. Ковалев С.М. “ Воспитание и самовоспитание” М., Изд-во “Мысль” 1986 г.
5. Крутецкий В.А. “ Психология ” М., Изд-во “Просвещение” 1980 г.
6. Логинова В.И. “Дошкольная педагогика” М., изд-во “Просвещение” 1983 г.
7. Обухова Л.Г. “Психология детства” М 1992 г.
8. Чуковский К. “От двух до пяти” М, изд-во “Просвещение” 1977 г.
9. Титаренко В.Я. “Семья и формирование личности” М., изд-во “Мысль” 1992
г.
8. Ушинский К.Д. “Избранные педагогические сочинения” М 1974 г.
-----------------------
[1] В.И. Логинова “Дошкольная педагогика” М1988 г., С - 235.
[2] В.И.Логинова “Дошкольная педагогика” М 1988 г.,С - 257
1 К.Д.Ушинский “Избранные педагогические сочинения” М 1974г.,С - 117
1 К.Чуковский “От двух до пяти” М 1977 г. С - 23
1 К.Чуковский “От двух до пяти” М 1977 г. С - 27

1 Ю. Борев “ Эстетика” М 1988г., C - 23





Реферат на тему: Проверка знаний и умений в обучении истории


Содержание



Задачи и содержание проверки знаний и умений учащихся ………………………………….. 3


Уроки диагностики знаний и умений…………………………………………………………....3


Система проверки знаний и умений в 5-6 классах ………………………………………………8


Заключение………………………………………………………………………………………....9

Приложение 1………………………………………………………………………………………11

Литература………………………………………………………………………………………….12



Задачи и содержание проверки знаний и умений учащихся

Проверка и учет знаний учащихся относится к наиболее сложным вопросам
методики обучения истории и неоднократно рассматривались в методической
литературе. Работы советских методистов и передовой опыт учителей-практиков
убедительно показали многообразие функций проверки знаний.
Диагностика успеваемости учащихся – это методы и приемы объективного
выявления знаний учащихся на основе определенных критериев и действий.
Проблема оценивания знаний появилась одновременно с их изучением. Однако
система оценки работы учащихся возникла не сразу и прошла довольно
тернистый путь, прежде чем стала той, которую мы сегодня имеем.
Диагностика знаний как проблема является важнейшей внутришкольного и
вузовского учебно-воспитательного процесса по двум причинам:
- во-первых, в условиях демократизации и реформирования образования оценки
где обесценились, а где и в прямом смысле стали стоить очень дорого;
- во-вторых, объективное усложнение оценивания учащихся в рамках строго
пятибалльной системы приближается к кризисной отметке.
Функции и виды диагностики. Диагностика познавательной деятельности
учащихся включает пять функций и три вида:
- проверочная функция решает задачу выявления знаний, которые усваивают
учащиеся в ходе обучения.
- ориентирующая функция позволяет обнаружить слабые места в подготовке
всего класса и каждого учащегося в отдельности и на этой основе дать
советы, как ликвидировать пробелы в знаниях, не допускать подобные просчеты
в будущем, то есть направить умственную деятельность обучаемых в более
жесткое методическое и организационное русло.
- воспитательная функция обеспечивает установление отношения к истории,
влияющего на формирование его взглядов и убеждений.
- методическая функция обеспечивает формирование навыков и умений
правильно и объективно организовать контроль за процессом овладения
историческими знаниями учащимися.
- корректирующая функция дает возможность учителю вносить соответствующие
поправки в содержание и методику познавательной деятельности учащихся и
собственные усилия по управлению ею.
Текущий контроль проводится повседневно и на всех видах занятий.
Промежуточный контроль осуществляется за определенный учебный отрезок
времени. Иногда учителя оценивают учащихся и за изучение периодов истории.
Проводится в устной или письменной форме, часто по смешанному варианту:
ответ на один вопрос - устный, на второй – письменный. Широко используется
тестирование. При наличии компьютерного классе используются контролирующие
программы.
Итоговый контроль проводится в конце изучения курса истории с целью
выявления, на сколько полны и глубоки приобретенные учащимися знания,
соответствуют ли они их убеждения, на сколько реальны в использовании
исторического опыта в повседневной жизни.
Место оценки знаний. Главным выводом о деятельности учащегося на любом
уровне контроля является объективная оценка. Именно оценка вызывает радость
и огорчение, благодарность учителю и обиду на него. Высокая итоговая оценка
по дисциплине – это как награда, которой человек гордится и помнит всю
жизнь. Однако, нельзя допускать, чтобы культ оценки заслонял собой культ
знаний. Именно такая тенденция просматривается в ряде общеобразовательных
учебных заведений в современных условиях.
Учитель всегда должен быть справедлив в выставлении оценки и убежден, что
показанные учащимся знания соответствуют этой оценке. Но и только этого не
достаточно. Учащийся не менее учителя должен быть убежден в объективности
выставленной ему оценки. Если учащиеся, получившие неудовлетворительные
оценки, открыто заявляют, в том числе и учителю, что их знания оценены не
справедливо, значит учитель был не убедителен в контрольно проверочном
общении с ними.


Уроки диагностики знаний и умений.

Этот тип уроков носит (в основном) контрольно-проверочный характер.

Устный опрос, ему может быть посвящен как весь урок, так и его часть.
Главная цель – выявить наличие, понимание и устойчивость знаний по текущей
изучаемой теме или нескольким тема.
Организация и методика устного опроса.
При проведении опроса необходимо соблюдение некоторых организационно-
методических моментов, обязательных во всех классах.
1. Во время опроса учебники должны лежать на парте в закрытом виде. Это –
обязательное требование, выполнение которого необходимо для того,
чтобы учащиеся не отвлекались от коллективной работы класса;
подглядывание текста учебника в ходе опроса помешало бы правильно
оценивать ответы учащихся с места. В старших классах, где учащиеся
нередко доучивают урок во время опроса, указанное требование
проводится с помощью методических приемов, о которых речь пойдет ниже.

В случае необходимости уточнения, наведения справки учащиеся по
указанию учителя открывают учебник на нужной странице.
Необходимую при опросе карту из альбома (приложение к учебнику) можно
держать открытой.
2. Вопрос для развернутого ответа учитель ставит перед всем классом,
мобилизуя таким образом знания и активность каждого. После небольшой
паузы следует вызов ученика для развернутого ответа. В этом случае
ученику лучше подойти к учительскому столу (доске, карте, картине). Ни
в младших, ни в старших классах недопустимо превращать опрос в диалог
между отвечающим и учителем, вполголоса, без участия остальных
школьников.
3. Прерывать учащегося допустимо лишь в случаях крайней необходимости:
отклонения от темы, от существа поставленного вопроса (вернуть к
теме!), перегружает ответ второстепенными деталями, не выделяет
основного (помочь постановкой вспомогательных вопросов).
Устный опрос проводится как правило на каждом занятии по материалу
предшествующего урока. Наша задача заключается прежде всего в том, чтобы
получить от учащегося небольшой, но связный рассказ с указанием даты и
показом по карте. Планируя опрос, учитель расчленяет содержание заданного
урока на небольшие посильные для учащихся дозы рассказа, в зависимости от
возраста. Успех ответа нередко во многом зависит от формулировки вопроса.
Полезно отказаться от формулировок, которые могут озадачить детей.
Важно, чтобы дети уже в 4-5 классах школьники начали овладевать некоторыми
стереотипами изложения исторического материала. Например, о войне нужно
рассказывать в таком порядке: 1. Причины. 2. Характер войны. 3. Ход военных
действий. 4. Итоги войны.
Прекрасным вспомогательным средством для облегчения и организации связного
ответа является план ответа на доске. В младших классах он дается учителем,
но постепенно учащиеся привлекаются к выработке плана опроса.
В 4-5 классах значительно облегчается изложения материала учащимися при
ответе по интересной картине или иллюстрации в учебнике.
Таким образом, в ходе опроса осуществляется формирование и дальнейшее
развитие умений и навыков учащихся: умения рассказывать и планировать свой
рассказ, вести рассказ, опираясь на содержание картины или сопровождая его
показом по карте, анализировать факты и делать выводы и обобщения,
сопоставлять и сравнивать.
Среди школьников встречаются и такие, кто умеет бойко изложить материал
почти «слово в слово» по учебнику. Им учитель обязательно поставит
дополнительный вопрос на понимание изложенного.
Разобрав ответ учащегося, учитель спросит его по ранее пройденному
материалу. Это необходимо не только для проверки прочности усвоения и для
закрепления изученной темы, но и для более глубокого восприятия новой.
Организуя в течении всего учебного года в ходе текущего опроса повторение,
учитель имеет полную возможность предлагать учащимся такие вопросы из
прошлого, которые связаны либо с материалом опроса, либо с темой текущего
урока.
Вопросы из ранее пройденного целесообразно ставить и в связи с изложением
нового материала. Эта работа приближается к тому, что называется
соединением изучения нового с проверкой домашнего задания, с проверкой
раннее усвоенного материала.

Тестирование осуществляется во всех классах. Дифференциация тестов
производится в зависимости от цели тестирования, концентра обучения и
владения учащимися данным видом учебы.
Тест – это:
- «метод исследования и испытания способностей человека к выполнению той
или иной строго определенной работы, выяснения умственного развития,
профессиональных наклонностей испытуемого с помощью стандартных схем и
форм» (Кондаков Н.И. Логический словарь справочник)
- «стандартное задание, применяемое с целью определения умственного
развития, специальных способностей, волевых качеств человека и других
сторон его личности» (Словарь русского языка. – Т.4.)
- «стандартизированный метод исследования, предназначенный для точных
количественных и некоторых качественных оценок индивидуально-
психологических особенностей и поведения человека путем сравнения этих
оценок с некоторыми, заранее заданными стандартами - нормами теста»
(Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь.)
Слово тестирование слышно сейчас везде очень часто. Серьезную форму работы
оно еще не превратилось и пока больше похоже на погоню за модой и внешней
легкостью контроля.
Тестов издается много. Изучение изданных исторических тестов позволило
выявит в них ряд содержательных и структурных недостатков:

1. Большинство тестов несовершенно в том, что приводит обучаемых лишь к
показу «сухих знаний», но не объяснения факто, событий, действий и
поступков личности и т.п.
2. Велика вероятность получения учащимся случайной отличной оценки, так
как выбор правильного ответа не широк – из 3-4 вариантов.
3. И без того узкая пятибалльная шкала оценок сокращается до
двухбалльной: учащийся за ответ по каждому вопросу получает или
отлично или неудовлетворительно.
4. Тестирование предназначено для проверки реализации лишь одной функции
учебы, да и то не полностью – образовательной. Тесты не решают вопрос
выявления реализации методической функции (умение говорить,
доказывать, отстаивать), практической (исследование исторического
опыта в современных условиях), не говоря уже о воспитательной функции.
5. В условиях традиционного тестирования выигрывают чаще всего «зубрилы».
Рядом с ними оказываются и ленивые, но с хорошо развитой интуицией.
Логически мыслящим учащимся, для которых в основе изучения в истории
лежат вопросы не «сколько, где и когда», а «почему столько, почему
именно там, почему именно тогда», часто оказываются в проигрыше.
Выходит, усердные в зубрешке и обладающие интуицией держат верх над
неординарными и способными.
И тем не менее тестирование необходимо. Необходимо, особенно в условиях,
когда есть надежда, что будет создана государственная система тестирования
и содержательный пакет тестовых заданий. Опасения по поводу примитивного
натаскивания учащихся на тестирование отпадет само собой, поскольку в
пакете может быть, скажем, 10000 вопрос и более. Так что, готовясь к
экзамену, проще будет выучить учебник истории.
Но и сейчас нет более оптимального способа осуществления текущего или
промежуточного контроля за усвоением знаний в сжатые временные сроки с
охватом наибольшего количества учащихся, чем тестирование.
Целесообразнее всего использовать тестирование:
1. Тестирование с целью текущего контроля за приобретением знаний
учащимися. Проводится по результатам изучения очередной темы или
раздела курса.
2. Тестирование с целью контроля за динамикой усвоения знаний учащимися
по сквозным тема, охватывающим века, периоды и т.д.
3. Тестирование перед групповыми занятиями, особенно такими как семинар-
исследование, семинар с элементами дискуссии, семинар «за круглым
столом» и т.п. Проверка знаний учащихся по основным идеям, положениям,
терминам по теме позволит учителю убедиться в правильности выбранного
метода проведения занятия.
4. Тестирование с целью выявления уровня знаний, приобретенных учащимися
на лекции (осуществляется сразу после лекции в конце урока).
5. Тестирование в больших классах, где опросить каждого по одному разу
даже в течении месяца не всегда представляется возможным.
Тестирование эффективно, если в его основе лежат 3 фактора:
- длительность (учебная четверть, учебный год, все годы изучения курса
истории);
- периодичность (на каждом занятии, по изучении каждой темы, каждого
раздела и т.д.);
- комплексность (тесты требуют всесторонних знаний: теоретических, факто-
событийных, хронологических, синхронических).
Вырисовывается типология тестовых заданий по истории. Так, система,
разработанная группой О.И. Бородиной, предполагает тестирование в ходе
обучения истории и по его итогам. Тесты носят учебно-тематический характер,
охватывают все сферы истории России, современной цивилизации, предполагают
выбор варианта ответа из 3-4. Авторы рекомендуют следующую организацию
тестирования:
«Итоговое тестирование.
… на итоговом занятии дата которого должна быть известна заранее, каждый
ученик получает один тест, состоящий из десяти вопросов. Ему необходимо
выбрать любые 8 вопросов и подчеркнуть правильные ответы в них. За 8
правильных ответов - оценка «5», за 7 – «4», за 6 – «3». Учащийся,
ответивший менее чем на 6 вопросов, итоговое тестирование не проходит, и на
усмотрение учителя ему может быть предложен дополнительный тест. На
итоговое тестирование отводится от 20 до 30 минут, в зависимости от степени
подготовленности учащихся…
Тестирование в ходе обучения.
Вопросы тестов могут быть использованы для организации тестирования в ходе
обучения. Например, после изучения какой-либо темы учащимся предлагается
выбрать правильные ответы в соответствующих теме вопросах. В этом случае
преподаватель сам заранее устанавливает за какое количество вопросов какую
оценку он будет выставлять. Такое тестирование менее эффективно, но в
определенных случаях может быть организовано. Например, для слабо
успевающих учащихся…
Самопроверка.
Тесты могут быть использованы и для самопроверки знаний по истории самими
учащимися. Кроме того, преподаватель может использовать тесты и как
домашнее задание с последующим разбором неправильных ответов. В виде
домашнего задания можно давать учащимся и вопросы исторической олимпиады
для получения ими дополнительной оценки.
Тесты могут быть использованы и абитуриентами, для того чтобы проверить
свои знания по истории и подготовиться к вступительным экзаменам в ВУЗы…»
(Бородина О.И., Щербакова О.М. Тесты по истории России: XIX век. М.: -
1996)

Подход Е.Е. Вяземского и О.Ю. Стреловой предполагает использовать тест при
отработке всех компонентов учебного исторического материала с целью:
1. выявления хронологических знаний
2. выявления картографических знаний и умений
3. выявление знания главных и неглавных исторических фактов
4. выявление теоретических исторических знаний.
В.П. Беспалько, подведя классификацию учебной деятельности к 5 уровням
(понимание, узнавание, воспроизведение, применений, творчество),
соответственно предлагает тесты с вопросами 5 уровней сложности.
В школах с гуманитарным уклоном тесты могут носить более сложный по
структуре и содержанию характер (осторожно назовем их тестами второго
поколения). Главная цель, наряду с традиционной при использовании такого
типа тестов состоит: во-первых, в выявлении углубленного понимания
тестируемыми заложенных в тесте вопрос; во-вторых, в выявлении знаний о
важнейших исторических событиях, выдающихся личностях и т.п. в обобщенно-
логическом виде.
Такой тип тестов поднимет познавательную деятельность учащихся на более
высокую ступень, а сам процесс работы с тестами будет более интересным и
осмысленным.
Разработка и использование тестов должны осуществляться дифференцировано.
Чтобы тесты были эффективным средством контроля знаний учащихся, они должны
отвечать ряду критериев.
Во-первых, нормирование тестирования. Оно включает объем знаний, уместность
знаний, значимость знаний и т.п.
Во-вторых, полезность теста. Это значит, что тестирование проводится не
ради тестирования, а для быстрого по времени и глубокого по содержанию
выявления знаний учащихся.
В-третьих, экономичность теста. Обработка теста не должна требовать больших
затрат времени.
В-четвертых, соответствие теста педагогическим задачам. Тесты используются
в основном для проверки знаний изолированных фактов. Понимание взаимосвязи
между ними тесты пока не обеспечивают.

Контрольная работа носит письменный характер. При выделении времени на
контрольную работу учитываются объем выносимых на нее вопросов, цели работы
и способы ее проведения.
Первый способ – учитель предлагает изложить письменно определенную тему по
одному или нескольким вариантам без использования каких бы то ни было
источников. Способ обеспечивает выявление закрепившихся в памяти знаний
учащихся.
Второй способ - учитель предлагает изложить письменно конкретную тему по
одному или нескольким вариантам с использованием за ранее подобранных
самими учащимися источников. Второй способ соответствует подотчетной
лабораторной работе. Это значит, что общая тема контрольной работы
сообщается учащимся за 1-2 недели. За это время они анализируют список
литературы по теме и выбирают соответствующие источники. Вопросы же
контрольной работы сообщаются учителем в начале урока. На основе этого
способа проводятся уроки по решению проблемных задач.

Уроки решения кроссвордов, заполнения контурных карт. Решение одного
кроссворда может занять весь урок. Отдельные учителя практикуют не только
изданные кроссворды, но и составленные ими самими, а также наиболее
сильными учащимися. Заполнение контурных карт, как правило, является частью
урока, если же урок носит характер повторения значительного объема
изученного материала и учащимся предстоит заполнить несколько контурных
карт, этому виду работы может быть посвящен весь урок.

Опрос с помощью карточек – своеобразная форма «немого» отчета в знаниях.
Например, учитель задает вопрос о военном состязании рыцарей, учащиеся
вынимают из конверта словарную карточку с надписью «турнир» и молча
показывают ее учителю. Если учитель хочет проверить знания учениками слов,
связанных с содержанием текущего задания, то с этого он может начать опрос.
Если же учитель хочет проверить знание терминов из ряда тем в разнобой, то
лучше такую проверку-закрепление провести в конце урока, в оставшиеся 2-3
минуты.

Уроки взаимоопроса. При благоприятном на слух звучании такие уроки
представляют большую сложность в организации и проведении. Учитель в праве
проводить такой вид урока, если:
- четко определена его цель;
- осуществлен верный подбор пар собеседников;
- выработаны эффективные формы контроля за ходом и содержанием опроса.
Ряд методистов предлагают такую структуру данного вида занятия:
- учитель заранее объявляет темы, выносимые на урок;
- на их основе учащиеся составляют вопросы и задания;
- накануне занятия учитель корректирует формулировки вопросов и заданий;
- на уроке к доске выходит 1 (или несколько) учащийся;
- учащиеся по выбору учителя задают ему вопросы, находящийся у доски
отвечает на них (Шаталов В.Ф. Учебные задания для учащихся по курсу истории
СССР 7 класса – М., 1981).
На взгляд многих учителей такое занятие трудно организовать, оно громоздкое
и малоэффективное. Низкая результативность вызывается в первую очередь
ментальностью российского школьника: заранее заготовленные вопросы и ответы
к ним еще до урока при любом контроле учителя становятся достояние всех
заинтересованных лиц.

Викторина. Данный термин означает «игры в ответы на вопросы (устные или
письменные) из разных областей знания». (словарь русского языка.)
Для викторин подбираются наиболее интересные, любопытные, неоднозначные,
противоречивые вопросы. На таких занятиях можно привнести дух
состязательности, разбив класс на команды. Продуктивны игры, когда в них
участвуют одновременно 2 класса (2 команды).

Зачеты и экзамены. Зачеты практикуются лишь к той части учащихся, которые
имеют высокие текущие показатели в учебе: они их получают автоматически.
Экзамены могут проходить в различной форме в зависимости от творчества
учителя и отношения к предмету учащихся. В связи со скорым введением ЕГЭ,
данный вид контроля знаний, навыков и умений претерпит кардинальное
изменение.
Разнообразие типов, форм и видов уроков способствует, во-первых, развитию у
учащихся интереса к истории, во-вторых, более эффективному и качественному
проведению занятий, что приводит к более глубокому изучению отечественной и
зарубежной истории до уровня ее осознанного восприятия.

Система проверки знаний и умений в 5-6 классах


Недостатки проверки и учета знаний по истории в 5-6 классах.
В содержании и организации проверки знаний учащихся 5-6 классов наблюдаются
серьезные недостатки:
1. Нередко проверка знаний ограничивается предложение воспроизвести
текст учебника или вопросами, требующими односложных ответов учащихся.
2. Работа с учащимися, вызванными к доске или карте, проводится без
активного участия остального класса: школьники не вносят исправлений и
дополнений к ответам своих товарищей.
3. Ответы учащихся учитель не рецензирует.
4. Не соблюдается дифференцированный подход к учащимся в проверке знаний.
5. Проверка подчас проводится только по содержанию предыдущего урока и
не связана с повторением пройденного ранее.
6. Задания и вопросы к параграфам учебников, рассчитанные на
самостоятельное осмысление материала, на проверку и самопроверку
учеников, и развитие умений учащихся мало используются.
7. Дополнительные вопросы учащимся иногда не связывают с основной
тематикой урока и служат лишь формальной проверке знания
хронологических дат и исторической карты, в то время как они могут и
должны быть направлены на повторение текущего материала.
8. Некоторые учителя спрашивают каждого ученика только 1-2 раза в
четверть.
9. Иногда учителя затрачивают на проверку знаний свыше половины
времени на уроке; это наносит серьезный ущерб изучению нового
материала, усвоению которого в основном переносится на домашнюю работу
школьников.
Необходимо дальнейшее усовершенствование методики проверки знаний по
истории.
Основные формы проверки и учета знаний в 5-6 классах.
В 5-6 классах эффективно используются разнообразные формы проверки и учета
знаний и умений учащихся.
Вызов учащихся для развернутых ответов. Такие ответы играют особенно
большую роль в развитии у школьников устной речи, стимулируют тщательную
подготовку рассказа по тексту учебника или по содержанию его иллюстраций.
Было бы ошибочно и вредно отказываться от вызова учащихся для развернутых
ответов. Однако , эта форма проверки знаний, как и всякая другая,
применяемая изолированно, имеет свои отрицательные стороны. Развернутое
опрашивание учащихся на уроках в 5-6 классах, где у детей еще относительно
слабо развиты речевые умения, занимают много времени.
Учитывая указанные недостатки развернутого опрашивания, передовые учителя
сочетают эту форму опроса с привлечением внимания всего класса к разбору
ответов и их дополнению.
Вызов учащихся для кратких ответов по наиболее существенным вопросам темы.
Кроме развернутых ответов у карты или доски учащиеся кратко отвечают с
места. Эта формы проверки учит школьников выделять главное в содержании
урока и темы, кратко формулировать ответы. При этом можно за короткое время
опросить многих учеников.
Однако вызов учащихся для кратких ответов имеет недостатки, если он
превращается в основную форму проверки знаний в 5-6 классах: появляется
известный схематизм ответов и недостаточная конкретизация общих положений;
у школьников ослабевает внимание к тщательной работе с текстом учебника;
снижается требовательность учителей к речи учащихся; оценки, выставляемые
за краткие ответы, часто носят случайный характер, если они не выставляются
не по совокупности ответов, данных на нескольких уроках.
Одна из важнейших форм вызова учащихся для ответов с места – привлечение
школьников к дополнениям и исправления ответов своих товарищей. Обычно
учащиеся в 5-6 классах проявляют при этом высокую активность, внимательно
слушают ответы вызванных школьников и охотно вносят исправления и
дополнения. Особенностью дополнений и поправок пятиклассников является их
желание повторить одни и те же факты с небольшими вариациями. Постепенно
рецензии ответов, при условии показа их приемов учителем и частых
упражнений, становятся более содержательными. Учащиеся исправляют, уточняют
и дополняют не только факты, но и обобщения в ответах товарищей, замечают
нарушение правильной последовательности изложения, отсутствие вывода или
его обоснования. Все реже восполняются мелкие детали рассказа;
шестиклассники обращают внимание преимущественно на более существенные
пропуски.
Рецензирование ученических ответов самими школьниками имеет большое
развивающее значение. Важно к исправлениям и дополнениям ответов
школьников привлекать по возможности всех учащихся класса, как из числа
желающих отвечать, так и из наиболее пассивных. Необходимо выставлять за
эти дополнения соответствующие оценки. На уроках истории в 5-6 классах
удается иногда выставлять некоторым учащимся так называемый «поурочный
балл», то есть оценку по совокупности за их работу на уроке в целом. Нам
представляется целесообразным выставление отметки по совокупности за
краткие ответы, данные не только на одном, а на нескольких уроках. В этом
случае учитель в особой тетради правильные и неправильные ответы с мест,
дополнения ответов товарищей и т. п., с тем чтобы выставить общую оценку в
журнал.
Сочетание на отдельных уроках устной и письменной проверки знаний:
развернутых или кратких устных ответов учащихся с одновременным
составлением другими учениками на классной доске плана, тематической или
хронологической таблицы, схематического чертежа, рисунка, картосхемы и т.п.
Разбор выполненной на доске работы проходит при высокой активности всего
класса. Такая форма проверки знаний и умений позволяет разбирать и наглядно
иллюстрировать наиболее сложные вопросы, выявлять некоторые зрительные
представления учащихся об изучаемых исторических объектах, о связях и
отношениях между ними, интенсивно формировать умения и навыки
самостоятельной работы учащихся.
Подобная организация опроса сопряжена со значительными трудностями: работа
одного-двух учеников у доски может отвлечь внимание класса от устных
ответов учеников, и требует от учителя умелого руководства работой всех
учащихся во время опроса.
Примерно один-два раза в четверть целесообразно проводить письменную и
географическую проверку знаний школьников всего класса без предварительного
предупреждения о времени и содержании такой проверки. На выполнение работы
в 5-6 классах учитель обычно отводит 15-20 минут. Содержание такой проверки
соответствует в основном характеру учебных упражнений на уроке и при
выполнении домашних заданий. Она может выразиться в составлении простого
или развернутого плана, таблицы, схемы, выполнении задания по контурной
карте или в тетради для самостоятельных работ, ответе письменно на один-два
вопроса и т.п.
Следует учитывать, что у учащихся 5-6 классов нет еще достаточного умения
письменно излагать свои мысли. Поэтому письменные работы школьников надо
рассматривать как дополнительное средство выявления знаний и главным
образом умений.
Известные положительные результаты приносит оценка домашних письменных
работ в тетради учащихся: самостоятельно выполненной несложной схемы,
составленного плана параграфа учебника, заполненной таблицы и т.п. обычно
учитель выставляет оценки за ведение тетради в целом.
Использование и сочетание разнообразных форм проверки знаний и умений
помогают преодолеть слабые стороны их отдельных форм и тем самым
обеспечивают осуществление всех функций проверки, повышают ее роль в
образовании, развитии и воспитании школьников.

Заключение


Значение проверки результатов обучения во много раз возрастает, когда она
является проверкой не только выполнения домашних заданий, но и учебной
деятельности школьников на уроке: их внимания, активности,
добросовестности, правильности выполнения упражнений.
Прежде всего проверке подлежат приобретенные в обучении знания, умения и
развитие учащихся. Важно проверять не только объем усваиваемого учащимися
исторического материала, но также прочность, осознанность и оперативность
знаний, то есть способность учащихся их применять при решении разного рода
познавательных и других практических задач. Мало проверить, помнит ли
ученик обобщающий вывод, необходимо выяснить, может ли он этот вывод
обосновать и доказать.
Только регулярная проверка выполнения школьниками требований учителя
придает им действенность. Учащиеся в том случае продумывают помещенные в
учебниках истории вопросы, если учитель требует отвечать на них; готовят
связный рассказ по заданному материалу, если учитель требует от них не
только ответов на отдельные вопросы, но и развернутого изложения материала.
Совершенно правильно, что ученики учат и знают не совсем так как объясняет
учитель, как написано в учебнике, а так, как учитель спрашивает, каков
уровень требований. Ученик в основном обдумывает материал так, как требует
при ответе учитель.
Не только учителю, но и самим учащимся проверка позволяет увидеть и оценить
их рост в процессе обучения, правильность и добросовестность их отношения к
своим учебным обязанностям. Значение проверки особенно возрастает, если
учитель отмечает продвижение ученика вперед: лучшее, чем раньше, построение
им ответа, прогресс в овладении картой, в развитой речи, более серьезное,
чем раньше, отношение к учению и пр.
Проверка воспитательных результатов обучения истории имеет не меньшее
значение, чем проверка знаний и умений. Основное заключается в выявлен6ии
того, как и в какой мере знания по истории превращаются в убеждения,
воспитывают чувства учащихся и способствуют формированию у них
материалистического мировоззрения. Школьники 5-6 классов обычно охотно и
непосредственно выражают свое отношение к общественным явлениям, с которыми
встречаются в курсе истории и во внеклассной работе.
Учителю необходимо стимулировать высказывание учащимися моральных оценок
исторических явлений, одобрения или порицания действия исторических лиц.
Беседы на такие темы имеют большое значение для лучшего осмысления и
закрепления знаний, для выработки умений выражать и доказывать свои мнения
и для морального воспитания детей. Вместе с тем проверка воспитательных
результатов обучения не ограничивается уроками. В историческом кружке, на
экскурсии, в беседе о прочитанных исторических книгах наиболее полно могут
раскрываться интересы, запросы, а часто чувства и взгляды школьников,
относящиеся к явлениям общественной жизни. Проверка результатов обучения
истории и учебной деятельности учащихся является ключом к проверке, оценке
усовершенствования всего процесса обучения предмету.



Приложение 1
Примеры вопросов теста на:

1) выявление хронологических знаний:

Когда Финляндия вошла в состав Российской империи?
а) в 1812 г.
б) в 1815 г.
в) в 1809 г.

Где в 1849 году русская армия участвовала в подавлении революционных
выступлений?
а) в Пруссии
б) во Франции
в) в Венгрии

2) выявление картографических знаний и умений:

На территории какой современной страны произошла «битва народов» 1813 г?
а) Германия
б) Австрия
в) Польша

Отметьте среди перечисленных штатов примкнувший к конфедерации в ходе
гражданской войны севера и юга Америки:
а) Техас
б) северная Каролина
в) южная Каролина

3) выявление знания главных и неглавных исторических фактов

Кто был командующим кавалерией в наполеоновской армии во время войны 1812
г. ?
а) М. Ней
б) Е. Богарне
в) И. Мюрат

Сколько человек погибло, по данным министерства юстиции, в результате
подавления восстания декабристов на сенатской площади?
а) 80
б) 200
в) 1271

4) выявление теоретических исторических знаний

Что такое военные поселения?
а) особый вид войск
б) особый вид общины
в) временное поселение военных

Процесс обращения государством церковной собственности в светскую?
а) секуляризация
б) партикуляризация
в) национализация



Литература:

1. Вагин А.А. «Методика обучения истории в школе». М.:1972
2. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. «Методика преподавания истории в школе»
3. Коровкина Ф.П. и Запорожец Н.И. «Методика обучения истории древнего
мира и средних веков в 5-6 классах». М.: 1970
4. Короткова М. В., Студеникин М.Т. «Практикум по методике преподавания
истории в школе». М: 2000
5. Степанищев А.Т. «Методика преподавания и изучения истории». М.:2002
6. Студеникин М.Т. «Методика преподавания истории в школе». М.:2000







Новинки рефератов ::

Реферат: Собор святой Софии (Искусство и культура)


Реферат: Австралия - как объект туризма (География)


Реферат: Личность (Педагогика)


Реферат: Виды печати и способы их применения (Технология)


Реферат: Діяльність римських магімтратів (Право)


Реферат: Теория общественного договора (Политология)


Реферат: Мистецтво в структурі людської життєдіяльності (Искусство и культура)


Реферат: Мотивация деятельности (Менеджмент)


Реферат: Информатизация банковской системы (Банковское дело)


Реферат: Компьютер - это не роскошь, а средство совершенствования творческих способностей человека (Технология)


Реферат: Государственное принуждение (Право)


Реферат: Аналитические весы (Химия)


Реферат: Деятельность Ивана Федорова в Украине (Культурология)


Реферат: Понятие и виды договоров в Римском частном праве (Право)


Реферат: Художник М.В. Нестеров (Искусство и культура)


Реферат: Оптимальные и адаптивные системы (Технология)


Реферат: Курсовая по менеджменту (Менеджмент)


Реферат: Цикл-метод обучения. (Методика преподавания эстонского языка) (WinWord (на эстонском языке)) (Иностранные языки)


Реферат: Формирование интереса подростков к народной музыке через их участие в фольклорных ансамблях (Педагогика)


Реферат: Конституционное судопроизводство в России (Право)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист