GeoSELECT.ru



Трудовое право / Реферат: Права профсоюзов (Трудовое право)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Права профсоюзов (Трудовое право)




Содержание



1. Классификация прав профсоюзов. 2


2. Основные права профсоюзов. 3


Список литературы. 12



1. Классификация прав профсоюзов.


Все права профсоюзов классифицируются по сфере их деятельности. При
этом основными (статутными) правами профсоюзов являются:
. Право представительства работников.
. Право на участие в нормотворческой и правоприменительной
деятельности.
. Право на защиту социально-трудовых прав и интересов работников, в
первую очередь по защите права на труд.
. Право на содействие занятости.
. Право на ведение коллективных переговоров, заключение соглашений,
коллективных договоров и контроль за их выполнением.
. Право на коллективные трудовые споры и участие в их урегулировании.
. Право профсоюзного контроля за соблюдением трудового
законодательства.
. Права в области охраны Труда и окружающей природной среды.
. Права на социальную защиту работников, на участие в управлении
государственным социальным страхованием, санаторно-курортными
учреждениями.
Во всех этих основных правах профсоюзы реализуют свою защитную функцию.
Основные права профсоюзов на практике трансформируются в субъективные права
их органов. И, как доказала Снигирева И.О., если правоспособностью в сфере
труда обладают все профсоюзы, то дееспособностью, т.е. способностью своими
действиями осуществлять предоставленные им права, обладают не профсоюзы в
целом, а только их органы. Она же выделила новую юридическую категорию
правообязанностей профсоюзов как сплава их юридических полномочий в сфере
труда.[1]



2. Основные права профсоюзов.


Право представительства работников закреплено за профсоюзами ст. 226
КЗоТ РФ и Законом “О коллективных договорах и соглашениях”. Они
представляют интересы своих членов по вопросам труда и другим социально-
экономическим вопросам. Закон “О коллективных договорах и соглашениях” в
ст. 2 закрепил более широкое право профсоюза представлять не только членов
своего профсоюза, но и всех работников, если не члены профсоюза
уполномочили его представлять их интересы. Право на ведение коллективных
переговоров предоставляется профессиональным союзам в лице их
соответствующих органов.
Профсоюзы участвуют в правовом регулировании социально-трудовых отношений
на всех этапах этого регулирования: в правотворчестве, в правоприменении, в
профилактике трудовых правонарушений, осуществляя профсоюзный контроль за
соблюдением трудового законодательства, а также и в восстановлении
нарушенных индивидуальных или коллективных трудовых прав, принимая участие
в рассмотрении трудовых споров, защищая при этом права работников. Для
такого участия в правовом регулировании труда профсоюзы наделены
государством правом на участие в нормотворчестве и правоприменении, правом
профсоюзного контроля за соблюдением трудового законодательства.
Так, проекты законодательных актов, затрагивающих социально-трудовые
права работников, рассматриваются федеральными органами государственной
власти с учетом предложений общероссийских профсоюзов и их объединений
(ассоциаций). Такие же проекты рассматриваются и принимаются органами
исполнительной власти, органами местного самоуправления с учетом мнения
соответствующего профсоюза. Таким образом, все нормативные акты,
затрагивающие социально-трудовые права работников, должны пройти перед их
принятием апробацию профсоюзов, которые могут сделать по ним замечания,
предложения.
Все нормативные условия социально-партнерских соглашений и
коллективных договоров принимаются с участием профсоюзов.
Первичный профсоюзный орган на производстве — профком в соответствии с
КЗоТ РФ принимает участие в правоприменении.
На практике до сих пор почти на всех предприятиях, в учреждениях,
организациях профсоюзный контингент совпадает, как правило, с составом
трудового коллектива, поскольку почти все члены трудового коллектива
являются членами одного профсоюза, так как не привились задуманные
законодателем разновидности профсоюзов на производстве. Закон о трудовых
коллективах подчеркивает различие трудового коллектива и профсоюзной
организации, указывая, что последняя есть одна из существующих в рамках
трудового коллектива общественных организаций, выполняющая свойственные ей
функции и обладающая определенными возможностями, т.е. правами в процессе
управления социальными делами предприятия.[2]
Профсоюзы представляют интересы работников не только коллективные, но
и индивидуальные, когда, например, профком, защищая интересы работника,
отказывает в даче согласия на его увольнение по сокращению штата.
Используя право представительства, профсоюз активно реализует свою
защитную функцию, которая является важнейшей гарантией трудовых прав и
законных интересов всех работников и каждого из них в отдельности.
Право профсоюзов на участие в нормотворческой и правоприменительной
деятельности помогает им защищать интересы трудящихся, трудовые права
работников. Участие профсоюзов в нормотворчестве выражается и в том, что
профкомы организаций участвуют в создании локальных норм трудового права,
повышающих по сравнению с законодательством социальные гарантии для
работников данного производства.
Согласно ст.11 Закона о профсоюзах, вправе выступать с предложениями о
принятии соответствующими органами государственной власти законов и иных
нормативных правовых актов, касающихся социально-трудовой сферы.
Права профкома организации широко предусмотрел КЗоТ РФ в различных его
главах по его участию в применении администрацией многих норм трудового
права.
При этом права профкома классифицируются по объему прав в
правоприменении на четыре вида.
1. Права исключительно его компетенции, он их не делит с
администрацией. Это право назначать пособие по больничному листку в
соответствии со ст. 238 КЗоТ, которое выплачивается через кассу
организации, выдавать путевки в дома отдыха, санатории, профилактории,
право контроля за охраной труда, соблюдением трудового законодательства.
2. Совместные с администрацией права. Это совместные подготовка и
заключение коллективного договора, определение кандидатов на Доску почета,
в Книгу почета (там, где они есть), представление к наградам за выдающиеся
результаты в труде, распределение жилплощади, установление 5- или 6-дневной
рабочей недели, перерывов для кормления ребенка (до полутора лет) и др. В
совместных правах воля администрации и профкома одинаковы как по их
инициативе в соответствующих вопросах, так и по решению вопросов.
3. Права согласительного характера, когда норма права применяется
волей администрации, но она должна быть согласована с профкомом.
Согласительного характера прав у профкома много: согласие профкома на
перевод членов профкома на другую работу, на увольнение по инициативе
администрации члена соответствующего профсоюза без вины работника, на
организацию сверхурочных работ, работ в выходные и праздничные дни,
утверждение графиков сменности, очередности отпусков и ряд других
правоприменительных действий администрации лишь с согласия профкома
(установление систем оплаты труда, форм материального поощрения,
утверждения Положения о премировании, замена и пересмотр норм труда и др.).
Таким образом профкомы имеют право участвовать по некоторым
вопросам в реализации управленческой компетенции администрации.
4. Права совещательного характера, когда администрация осуществляет
правоприменение с предварительного уведомления об этом профсоюзов за
определенный срок. В этот срок профсоюзный орган может высказать свое
мнение, рекомендации по данным правоприменительным действиям администрации.
Профсоюзы не только представляют интересы работников, но и защищают их
социально-трудовые права. Так, права профсоюзов по защите права на труд
заключаются в следующем:
1. Принимают участие в разработке государственной политики занятости.
2. Защищают права своих членов от незаконных переводов и увольнений и
способствуют восстановлению на работе незаконно уволенных.
3. Предлагают меры по социальной защите высвобождаемых лиц, закрепляют
эти меры в коллективных договорах, социально-партнерских соглашениях на
основе законодательства.
4. Мероприятия по ликвидации организации, структурных подразделений,
полная или частичная приостановка производства, влекущие за собой
сокращение рабочих мест или ухудшение условий труда, должны осуществляться
работодателем лишь при предварительном уведомлении об этом соответствующих
профсоюзов не менее чем за три месяца и проведении с ними переговоров по
соблюдению прав и интересов трудящихся.
5. Осуществляют контроль за состоянием занятости, соблюдением
законодательства в области занятости.
6. Имеют преимущественное право на ведение коллективных переговоров с
работодателями и администрацией, заключение коллективных договоров и
соглашений и контролируют их выполнение. В них они могут закрепить
дополнительные гарантии права на труд для работников или их отдельных
групп.
Права профсоюзов на содействие занятости предусмотрены ст. 12
Федерального закона о профсоюзах и ст. 21 Закона РФ о занятости. В этой
области профсоюзы имеют следующие права:
1. Принимать участие в разработке государственных программ занятости,
предлагать меры по социальной защите членов профсоюза, высвобождаемых в
результате реорганизации или ликвидации организации.
2. Вносить в правительство республик в составе РФ, местные органы власти
предложения о перенесении сроков или временном прекращении реализации мер,
связанных с высвобождением работников.
3. Осуществлять защиту социальных гарантий трудящихся в вопросах
обеспечения занятости, приема на работу (службу), увольнения,
предоставления льгот и компенсаций в соответствии с законодательством.
4. Соответствующие органы профсоюзов должны быть предварительно (не менее
чем за три месяца) уведомлены работодателем о предстоящем массовом
высвобождении работников в связи с рационализацией производства,
совершенствованием организации труда, ликвидацией, перепрофилированием
производства, полной или частичной приостановкой производства по инициативе
органов управления, работодателя.
5. Органы управления, работодатели по предложению профсоюзов проводят
взаимные консультации по проблемам занятости. По их итогам могут
заключаться соглашения о мерах по содействию занятости.
6. Профсоюзные организации, их выборные органы вправе требовать от
работодателя включения в коллективный договор конкретных мер по обеспечению
занятости.
7. Предложения профсоюзных органов в связи с массовым высвобождением
работников, направленные в соответствующие органы власти и управления и
работодателям, подлежат рассмотрению в установленном порядке.
Указанные права профсоюзы ныне, при росте безработицы в стране, должны
активно использовать на всех уровнях социально-партнерских отношений.
Закон “О коллективных договорах и соглашениях” предоставил профсоюзам
право от имени работников вести коллективные переговоры, заключать
социально партнерские соглашения на всех их уровнях и осуществлять контроль
за их выполнением, что будет более подробно раскрыто далее в гл. 8.
Права профсоюзов по социальной защите работников предусмотрены ст. 22
Федерального закона о профсоюзах. Они включают их права в области
социального страхования и охраны здоровья, социального обеспечения,
улучшения жилищных условий и других видов социальной защиты работников и
предусмотрены соответствующими федеральными законами и законами субъектов
Федерации.
Профсоюзы вправе участвовать в формировании социальных программ, в
разработке мер по социальной защите работников, в определении основных
критериев жизненного уровня, размеров индексации зарплаты, пенсий,
стипендий, пособий и компенсаций и осуществлять профсоюзный контроль за
соблюдением законодательства в этой сфере.
Право профсоюзов участвовать в управлении государственным социальным
страхованием. В 1993 г. Правительство РФ вернуло себе право управления
Фондом государственного социального страхования, ранее (в 1932 г.)
переданное профсоюзам. Профсоюзы теперь имеют право участвовать в этом
управлении, лишь выдавая по-прежнему бесплатно или с частичной оплатой
путевки в санатории, дома отдыха, выплачивать пособия по государственному
социальному страхованию — за счет Фонда в соответствии со ст. 238 КЗоТ РФ.
Профкомы совместно с администрацией определяют право работников на пенсию и
делают соответствующие представления в органы социального обеспечения о
назначении пенсий.[3]
Профсоюзы управляют находящимися в их ведении домами отдыха,
пансионатами, санаториями, профилакториями, клубами, спортивными базами и
другими оздоровительными и культурно-массовыми учреждениями. У профсоюзов
есть своя профсоюзная собственность на эти учреждения. Профсоюзы вправе
самостоятельно вступать в международные объединения и организации,
сотрудничать с профсоюзами других стран.
Статья 20 Федерального закона о профсоюзах и ст. 15 Основ об охране
труда предусматривают права профсоюзов в области охраны труда и окружающей
природной среды. По этим вопросам они имеют право участвовать в
формировании государственных программ и в разработке нормативно-правовых
актов.
Постановление профкома по поводу составления или содержания акта о
несчастном случае на производстве является обязательным для администрации.
При отраслевых профсоюзных органах имеются техническая инспекция труда,
осуществляющая профсоюзный контроль за охраной труда на подведомственных
производствах, а также правовая инспекция труда, осуществляющая такой
контроль за соблюдением трудового законодательства. Обе эти профсоюзные
инспекции действуют пока на основании соответствующих положений о них и
имеют право ставить вопрос о привлечении к ответственности должностных лиц
администрации, виновных в трудовых правонарушениях.
Профсоюзный орган не ниже районного имеет право, согласно ст. 37 КЗоТ
РФ, требовать смещения руководящих работников администрации за нарушение
трудового законодательства, коллективных договоров, волокиту и бюрократизм.
Права профсоюзов по надзору и контролю за охраной труда и соблюдением
трудового законодательства имеют все органы профсоюзов. Так, профком
осуществляет повседневный контроль за охраной труда и трудовым
законодательством, участвует в расследовании несчастных случаев на
производстве и соответствующим образом реагирует на них. Совместно с
администрацией разрабатывает инструкции по охране труда и контролирует их
соблюдение.



Список литературы.


1. Конституция РФ М. 1998 г.
2. Закон РФ “О профсоюзах, их правах и гарантиях их деятельности” от
20.01.96 г.// Российская газета от 02.02.96 г.
3. КзоТ РФ. М. 1999 г.
4. Гусов К. Н., Толкунова В. Н. Трудовое право России. М. 1997 г.
5. Снигирева И. О. Профсоюзы как субъекты советского трудового права.
Автореферат. М., 1988 г.
-----------------------
[1] Снигирева И. О. Профсоюзы как субъекты советского трудового права.
Автореферат. М., 1988 г. с6-7
[2] К. Н. Гусов, В. Н. Толкунова. Трудовое право России. М. 1997 г. стр.
103
[3] КзоТ РФ. Гл. 15 стр. 45





Реферат на тему: Права профсоюзов в сфере трудовых отношений

| |ВВЕДЕНИЕ | 2 |
|I |Профсоюзные органы как субъекты трудового права | 3 |
|II |Правовое положение профсоюзов в сфере труда. | |
| |1. Понятие профсоюзов. Их задачи и функции. |6 |
| |Нормативно-правовое регулирование их деятельности. | |
| |2. Общая характеристика правового статуса профсоюзов в сфере| 12 |
| |труда. | |
|III|Классификация прав профсоюзов. | 17 |
|IV |Гарантии прав профсоюзов. | 24 |
|V |Ответственность профсоюзов. | 32 |
|VI |Защита прав профсоюзов. | 34 |
| |ЗАКЛЮЧЕНИЕ | 37 |
| |СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ | 38 |



ВВЕДЕНИЕ



Год 1995-й был годом борьбы за правовое признание профсоюзов России, их
роли и месте в обществе. Своеобразным символом этой борьбы стала
драматическая судьба закона «О профсоюзах, их правах и гарантиях
деятельности». Его принятию всячески сопротивлялись те, кто не
заинтересован в существовании сильных объединений трудящихся, способных
отстаивать их законные права и интересы, противостоять произволу
работодателей. В числе противников закона оказались и ультра либеральные
реформаторы из властных структур, и некоторые наши «коллеги» из так
называемых альтернативных профсоюзов, для которых борьба с ФНПР, похоже,
куда важнее защиты интересов наемных работников. Закон дал твердую правовую
основу для сложившейся практики профсоюзной деятельности, а в ряде случаев
и расширил наши возможности. Для нас важно, что закон содержит в себе ряд
обязывающих положений для Правительства, органов государственной власти и
местного самоуправления, работодателей. Он гарантирует право
беспрепятственного создания и деятельности профсоюзов, исключая возможность
произвольного вмешательства в наши дела со стороны органов исполнительной
власти, защищает права профсоюзных активистов, профсоюзную собственность.
Закон делает профсоюзы главным объектом коллективных договоров на всех
уровнях, представляет им широкие права контроля за соблюдением социально-
трудовых прав работников, экологических стандартов.
Но история нашей страны учит нас, что любой даже самый прекрасный закон
может оставаться мертвой буквой, пустой декларацией. Дело каждого из нас
наполнить его живым содержанием, активно использовать представленные
законом возможности в интересах трудящихся и их профессиональных союзов.



I.Профсоюзные органы как субъекты трудового права.


В условиях современной России профсоюзы представляют собой добровольные
независимые общественные организации, объединяющие работников, связанных
общими интересами по роду их деятельности как в производственной, так и в
социальной сфере. Своей главной задачей профсоюзы всех направлений:
Федерация независимых профсоюзов России (ФНПР), Социальные профсоюзы и
другие считают защиту прав и законных интересов трудящихся, установление
социальной справедливости, эффективной и гуманной экономики[1].
Субъектом трудового права является не сама массовая организация, а ее
органы на всех уровнях. Социальные партнеры имеют права, а в отношениях по
материальной ответственности и разрешению индивидуальных и коллективных
трудовых споров – обязанности.
Профсоюзы рассматриваются в качестве специфических субъектов правовой
деятельности. Их статус (правовое положение) определен законодательством,
которое устанавливает общую право- и дееспособность профсоюзов, основные
(статутные) права и обязанности, а также гарантии их осуществления (глава
ХУ КЗоТ РФ). Вместе с тем в рамках общего правового положения профсоюзов
законодательство исходит, с одной стороны, из существования принципа
плюрализма в организации и деятельности профсоюзов, а с другой -
регламентирует статусы отдельных уровней органов профсоюзной системы, в
частности, профкомов предприятий (организаций), отраслевых и региональных
профсоюзных органов.
Переход к рыночной экономике, курс на разгосударствление и приватизацию
предприятий выдвигают в качестве основной (главной)
функции профсоюзов России - защиту интересов людей труда. При этом
оптимальным методом реализации защитной функции становится организация
правового социального партнерства - цивилизованной формы взаимоотношений
между профсоюзами, предпринимателями (работодателями) и правительственными
(государственными) структурами[2]. Диапазон партнерской деятельности
профсоюзов может быть разным в зависимости от конкретной ситуации - от
прямого социального противостояния своим партнерам до конструктивного
взаимодействия с ними.
Помимо главной - защитной функции профсоюзы выполняют и иные функции,
часть которых непосредственно вытекает из уставов, а другие – делегированы
в свое время профсоюзам государством.
Современное законодательство России, учитывая характер выполняемых
профсоюзами функций, наибольший акцент делает на развитии их правового
статуса как субъекта трудового права, ибо именно эта отрасль права ближе
всего соприкасается с регулированием сферы наемного труда.
Участвуя в установлении условий труда и в управлении производством,
профсоюзы в лице профкомов организаций выполняют двуединую задачу:
во-первых, представляют права и интересы коллектива по вопросам
организации и применения труда и,
во-вторых, способствуют непосредственному вовлечению работников в
управленческую деятельность.
Кроме того, профсоюзы выполняют свою главную защитную функцию,
осуществляя надзор и общественный контроль за охраной труда и соблюдением
трудового законодательства.
Принцип активного участия работников в установлении условий труда –
результат развития производственной демократии и наглядное проявление начал
социального партнерства. Формирование надлежащих условий труда высокого
уровня оформляется обычно в виде локальной нормотворческой деятельности,
осуществляемой работодателем, трудовым коллективом при активном участии
профсоюзов.
Важно отметить, что правовой статус профсоюзов как субъектов трудового
права определяется применительно к их органам, а не к организациям. Эти
органы, и, прежде всего профессиональные комитеты организаций, признаются
законными представителями прав и интересов наемных работников. В тех
общественных отношениях, где профком выступает в качестве субъекта
трудового права, он представляет интересы соответствующего профсоюзного
коллектива наемных рабочих и служащих. При этом он либо реализует свои
собственные права (например, при осуществлении надзора за охраной труда),
либо действует от имени соответствующего трудового коллектива (например,
при разработке и подписании коллективного договора).
Статья 226 КЗоТ РФ закрепила общее право профсоюзов представлять
интересы трудящихся и определила области его применения – производство,
труд, быт и культуру. Указанные области общественной жизни являются, таким
образом, объектом преимущественного приложения их разнообразных правомочий.

Необходимо иметь в виду, что представительство интересов наемных
рабочих и служащих в названных выше областях общественной жизни является
одновременно и правом и обязанностью профсоюзных органов. Поскольку такое
представительство основано на законе (ст.226 КЗоТ РФ), профсоюзные органы,
выступая в роли представителей коллективов работников, действуют без какой
бы то ни было доверенности с их стороны. Не требуется доверенности и на
индивидуальное представительство профсоюзов при защите прав и интересов
отдельных работников-членов профессионального союза.
Правоспособность профсоюзов возникает с момента регистрации, когда
профсоюз приобретает права юридического лица, хотя ст.225 КЗоТ РФ говорит,
что профсоюзы действуют в соответствии с принимаемыми ими уставами и не
подлежат обязательной регистрации в государственных органах.
Однако регистрация профсоюзов носит не обязательный, а уведомительный
характер. И прохождение регистрации является правом, а не обязанностью
профсоюза. В связи с этим профсоюз может и не проходить процедуру
регистрации, но при этом на него не могут возлагаться какие-то обязанности,
и он не приобретает прав юридического лица.



II.ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ПРОФСОЮЗОВ
В СФЕРЕ ТРУДА

1) Понятие профсоюзов. Их задачи и функции. Нормативно-правовое
регулирование их деятельности.

Профсоюз – это добровольное общественное объединение граждан,
связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их
деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты социально-
трудовых прав и интересов (ст.2 Федерального закона «О профсоюзах, их
правах и гарантиях деятельности» от 8 декабря 1955 г., который вступил в
силу 20 января 1996 года.).
Профессиональные союзы - исторически сложившаяся организационная форма
объединения трудящихся. Как общественное явление они представляют собой
многообразную и сложную систему отношений и связей внутреннего и внешнего
характера. Это - самая массовая общественная организация.
Профессиональные союзы входят в политическую систему общества как
специфическая общественная организация со своими задачами и функциями,
определяемыми их уставами.
Основные задачи профсоюзов связаны с осуществлением их главной функции
- защиты прав и интересов работников в сфере труда и связанных с трудом
отношений. Именно – с этой целью профсоюзы возникли, для этого в них
объединялись и объединяются трудящиеся.
Как общественная организация профсоюзы основаны на членстве, создаются
на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения
уставных целей.
Право каждого на объединение в профсоюзы, их создание для защиты своих
интересов прямо закреплено Конституцией РФ (ст. 30). Специальное упоминание
профсоюзов в акте высшей юридической силы свидетельствует об особой роли и
значении профсоюзов в жизни общества.
Функции профсоюза – это основные направления деятельности
профессиональных союзов. В юридической литературе выделяют следующие
функции:
1) защитная
2) производственная
3) воспитательная
4) социальная
5) международная
Можно выделить и другие функции. Однако вся деятельность профсоюзов
должна быть подчинена целям защиты прав и интересов своих членов. Поэтому
главной функцией профсоюзов должна быть защитная функция – целенаправленная
правовая деятельность:
1) по защите трудовых прав и законных интересов трудящихся (права
работников свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать
род деятельности или профессию, право на вознаграждение за труд без какой-
либо дискриминации и не ниже установленного законодательством размера);
2) по охране их от нарушений (право беспрепятственно посещать организации и
рабочие места, где работают члены, состоящие в профсоюзе, для реализации
уставных задач, представленных профсоюзам прав);
3) по восстановлению нарушенных прав (защищают права и интересы членов
профсоюзов по вопросам индивидуальных трудовых и связанных с трудом
отношений, а в области коллективных прав и интересов – указанные права и
интересы работников, независимо от членства в профсоюзах в случае
наделения их полномочиями на представительство в установленном порядке);
4) по установлению более высокого уровня условий труда и быта трудящихся
(устанавливаются работодателем и их объединениями по согласованию с
соответствующими профсоюзными органами и закрепляются в коллективных
договорах и соглашениях).
Потребность защиты прав и интересов, трудящихся особенно актуальна в
современный период, обнаживший и усиливший социально- экономические
противоречия.
Осуществлению защитной функции профсоюзов способствует социальное
регулирование общественных отношений, в которые они вступают в процессе
своей деятельности. Отношения с участием профсоюзов регулируются различными
видами социальных норм - морали, этики, права, традиций и др. Одни из них
сложились в практике взаимодействия профсоюзов с государственными,
хозяйственными органами, работниками и формально не закреплены. Другие -
предусмотрены актами профсоюзных органов. Третьи содержатся в нормативных
правовых актах.
Деятельность профсоюзов регулируется в основном ими самими как
самодеятельными общественными организациями с помощью внутри профсоюзных
норм, принимаемых руководящими профсоюзными органами. Такие нормы не носят
правового характера (хотя многие из них имеют правовые последствия) и
содержатся в уставах профсоюзов и их объединений, других профсоюзных актах.
Из круга общественных отношений, в которые вступают профсоюзы, правовому
воздействию подвергаются только те, регулирование которых объективно
возможно, экономически, социально и политически необходимо. Право
содействует осуществлению стоящих перед профсоюзами задач, выполнению их
защитной функции.
Общественные отношения с участием профсоюзов регулируются правом в той
мере, в какой это необходимо для обеспечения представительства и защиты
интересов трудящихся, успешного функционирования профсоюзов и дальнейшего
развития общества. В конечном счете границы правового регулирования зависят
от состояния общественных отношений, степени их развития, от социально-
экономических и политических условий, в которых они развиваются.
Пределы правового регулирования отношений с участием профсоюзов
определяются исходя из их предназначения, необходимости с наибольшей
пользой для трудящихся, всего общества представлять и защищать права и
интересы работников в сфере труда и связанных с трудом отношений:
а) средствами и методами, присущими самим профсоюзам;
б) с
помощью права;
в) во взаимодействии правовых и не правовых средств и методов.
Объем и содержание прав профсоюзов определяются, прежде всего, целью
их создания, стоящими перед ними задачами, выполняемыми функциями,
положением в политической системе. Поэтому правовой статус профсоюзов в
сфере труда определяется государством при участии профсоюзов. Они помогают
сформировать законодательные нормы по вопросам деятельности профсоюзов.
Правовой статус профсоюзов тесно связан с их уставными полномочиями,
предусмотренными самими профсоюзами. При создании законодательства о
профсоюзах принимаются во внимание объем и содержание их уставных
(общественных) полномочий. Государство может закрепить за профсоюзами права
только по тем вопросам, которыми они занимаются в соответствии с уставами в
силу их общественного характера. После принятия законодательства о
профсоюзах они должны соблюдать это законодательство.
Таким образом, соотношение общественного (внутри профсоюзного) и
правового статуса профсоюзов строится на принципе прямой и обратной связи,
взаимозависимости с приоритетом внутри профсоюзных норм при подготовке
законодательства о профсоюзах и приоритетом законодательства над внутри
профсоюзными нормами после принятия соответствующих законодательных актов.
Предоставленные права создают юридическую базу для выполнения их
уставных задач и функций, укрепления правовой основы государственной и
общественной жизни. При этом государство не вмешивается во внутренние дела
профсоюзов. Они действуют в соответствии с принимаемыми ими уставами и не
подлежат регистрации в государственных органах. Если профсоюзам необходимо
право юридического лица, то они, как и все иные организации, регистрируются
в органах Министерства юстиции РФ, но в уведомительном, а не в обязательном
порядке и включаются в соответствующий реестр.
Тем самым обеспечивается независимость профсоюзов от органов
исполнительной власти.
Профсоюзы независимы в своей деятельности от органов исполнительной
власти, органов местного самоуправления, работодателей, их объединений
(союзов, ассоциаций), политических партий и других общественных
объединений, им не подотчетны и неподконтрольны.
Независимость профсоюзов - первый из основополагающих принципов
положения и деятельности профсоюзов, обеспечивается так же: прямым запретом
всякого вмешательства органов государственной власти и их должностных лиц в
деятельность профсоюзов, которое может повлечь за собой ограничение прав
профсоюзов или воспрепятствовать законному осуществлению их уставной
деятельности; имущественной самостоятельностью; правом самостоятельно
разрабатывать и утверждать свои уставы, определять структуру, избирать
руководящие органы, организовывать свою деятельность; запретом контроля за
деятельностью профсоюзов со стороны органов юстиции, регистрирующих
профсоюзы в качестве юридического лица.
Второй принцип - самоуправление предусмотрен Федеральным законом «Об
общественных объединениях» и в равной мере относится ко всем общественным
объединениям. Применительно к профсоюзам
он выражен в упоминавшемся выше их праве самостоятельно принимать свои
уставы и регулировать всю внутреннюю деятельность.
Третий принцип - добровольность объединения в профсоюзы закреплен как
законодательством о профсоюзах, так и Федеральным законом «Об общественных
объединениях».
Четвертый принцип, также прямо закрепленный законом, равноправие
профсоюзов, равенство всех профсоюзов перед законом. Он означает, что все
профсоюзы и их органы одного уровня имеют одинаковые права независимо от
численности, каких-либо иных признаков. Тем самым в законодательстве нашел
отражение и профсоюзный плюрализм - наличие не одного, а нескольких разных
профсоюзов.
Пятый принцип - законность создания и деятельности вытекает из
законодательства о профсоюзах и прямо закреплен Федеральным законом «Об
общественных объединениях».
Законодательство о профсоюзах состоит из норм Конституции РФ и КЗоТ,
Федерального закона «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях
деятельности», принятого Государственной Думой 8 декабря 1995 года и
подписанного Президентом РФ 12 января 1996 года, норм ряда других
федеральных законов (законов РФ, РСФСР), указов Президента РФ.
В систему законодательства о профсоюзах входит также принятый
Федеральный закон от 19 мая 1995 года «Об общественных объединениях» (СЗ,
1995, № 21, ст. 1930) в той части, в которой профсоюзы имеют общие черты и
свойства со всеми другими общественными организациями. Особенности,
связанные с созданием, деятельностью, реорганизацией и (или) ликвидацией
профсоюзов регулируются специальными законами (ст. 4 Федерального закона
«Об общественных объединениях»).
В отдельных субъектах РФ уже приняты свои законы о профсоюзах,
например, республиках Саха - Якутия, Татарстане, Башкортостане.
Законодательство о профсоюзах направлено на регулирование их отношений:

1) с работодателями, их объединениями и представителями;
2) с органами государства, органами местного самоуправления;
3) с другими субъектами общественных отношений (например,
имущественных, налоговых).
Следует иметь в виду, что в правовую основу деятельности профсоюзов
входит как собственно законодательство о них, правах и гарантиях их
деятельности, так и трудовое законодательство в целом, поскольку оно
используется профсоюзами для защиты прав и интересов работников.
Определяющее правовую основу деятельности профсоюзов законодательство
меняется, совершенствуется в зависимости от развития общественных
отношений, в которых они участвуют, но прежде всего, от основных
экономических отношений - от отношений собственности, социально-
политической обстановки в стране. В связи с этим происходит пересмотр прав
профсоюзов. Возвращаются государству, его органам государственные
полномочия, ранее возложенные на профсоюзы и находящиеся в их ведении
органы (например, государственно-властные полномочия правовой и технической
инстанций профсоюзов). Укрепляются и расширяются права, направленные на
защиту интересов работников (например, по вопросам занятости). На
содержание законодательства о профсоюзах решающее влияние
оказали конвенции и рекомендации Международной организации труда (МОТ) -
Конвенции № 87, 135, 144 и др.
Таким образом, основные тенденции развития и совершенствования
законодательства о профсоюзах, их правах и гарантиях состоят в том:
во-первых, что оно приводится в соответствие с существующими
общественными отношениями;
во-вторых, в отказе от несвойственных профсоюзам как общественной
организации полномочий;
в-третьих, в сохранении, укреплении и расширении прав, позволяющих
профсоюзам надежно отстаивать социально-трудовые права и интересы
работников.
В сферу трудового права входят связанные с трудом отношения профсоюзов
с работодателями, их объединениями и представителями, а также с
государственными органами местного самоуправления. Эти отношения входят в
предмет трудового права как тесно связанные с трудовыми отношениями.[3]
Участие профсоюзов в регулировании трудовых отношений (в установлении и
применении условий труда), в контроле за соблюдением законодательства о
труде и об охране труда, в разрешении трудовых споров - одна из черт метода
трудового права.



2. Общая характеристика правового статуса профсоюзов в сфере труда

Права профсоюзов в сфере труда - основная часть их правового статуса,
т.е. совокупности прав и обязанностей во всех областях.
Помимо прав в сфере труда профсоюзы обладают обширными правами в сфере
действия других отраслей права: правами юридического лица, правом
собственности, участия в управлении государственными социальными фондами, в
области экологии, приватизации и др.
Наличие у профсоюзов правового статуса не противоречит их общественной
природе. Сохраняя это качество, профсоюзы пользуются определенными правами,
установленными государством.
Законодательно закрепленное положение профсоюзов в сфере труда (трудо-
правовой статус) представляет собой общую меру юридических возможностей
данной организации и ее органов в указанной сфере, служит источником
субъективных прав и обязанностей профсоюзных органов в правоотношениях. Как
базовая категория он характеризует пределы юридических значений
деятельности профсоюзов в этой области, служит эталоном правомерности
действий профсоюзных органов, полноты осуществления предоставленных им
юридических полномочий.
Содержание труда правового статуса профсоюзов характеризуется объемом
закрепленных за ними юридических возможностей.
Статус профсоюзов в сфере труда (труда правовой статус) как часть их
совокупного статуса (многоотраслевой общности) на современном этапе
сочетает в себе стабильные черты их правового положения с особыми,
характерными именно для данного этапа.
Стабильность, преемственность содержания труда правового статуса
профсоюзов обусловлены самим существованием трудовых отношений между
работниками и работодателями, необходимостью защиты прав и интересов
работников в этих отношениях.
Наиболее стабильная часть статуса - права профсоюзов по
представительству интересов трудящихся, участию в регулировании трудовых
отношений, контролю за соблюдением законодательства о труде, охране труда.
Динамика статуса, его развитие происходит за счет изменения форм
реализации предоставленных профсоюзам прав, включения в статус прав,
которых раньше не было, в связи с развитием экономических и социальных
отношений, исключения из него некоторых прав, не отвечающих современным
условиям. Радикальные изменения в статусе профсоюзов происходят в связи с
переходом на новые экономические рельсы, внедрением новых принципов
управления экономикой в условиях многообразия видов собственности и
организационно-правовых форм предприятий.
В статус субъектов права, в том числе профсоюзов, помимо прав входят и
юридические обязанности.
Права и обязанности профсоюзов в сфере труда имеют особенности:
во-первых, юридические обязанности прямо не возлагаются государством на
профсоюзы, они вытекают из защитной функции этой общественной организации,
опираются на их уставы и неразрывно связаны с правами. В результате
предоставленные профсоюзам права одновременно означают и их обязанности.
Это - особая юридическая категория - права-обязанности, где право и
обязанность находятся в неразрывном единстве;
во-вторых, это обязанности не перед государством, а перед работниками,
чьи интересы профсоюзы должны представлять и защищать;
в-третьих, юридические обязанности профсоюзов заключаются в
необходимости реализации предоставленных им прав. Иначе они не смогут
защитить работников;
в-четвертых, выполнение такого рода обязанностей обеспечивается, прежде
всего, силой общественного, морального (внутри профсоюзного) воздействия.
Профсоюзы как общественная организация не отвечают перед государством
за реализацию своих прав-обязанностей. (Исключением является имущественная
ответственность по суду за проведение забастовки, признанной судом
незаконной. Но здесь юридическая ответственность, вытекая из нарушения норм
трудового законодательства, носит все же гражданско-правовой характер).
Государство оказывает воздействие на осуществление профсоюзами их прав-
обязанностей путем содействия реализации предоставленных им прав, создания
гарантий для их успешной деятельности.
К юридической (дисциплинарной) ответственности могут быть привлечены
освобожденные от основной работы в организации работники профсоюзных
органов, виновные в том, что права профсоюзов не используются. Юридическая
ответственность таких лиц наступает по воле профсоюзных органов как
работодателей. Права-обязанности профсоюзов как особая категория содержат
одновременно юридическую возможность и долженствование. В нормативных
правовых актах содержатся права, а не требования к профсоюзам. Права
приобретают признаки обязанностей в силу потребности в их осуществлении. В
них заложена социальная необходимость. Так как без предоставления права не
может быть обязанности его реализации, оправдано пользование термином
«права профсоюзов», подразумевая под этим как собственно права, так и
единую категорию прав-обязанностей.
Концепция неразрывности прав и обязанностей профсоюзов имеет
практическое значение: если осуществление прав зависит от воли субъекта, то
юридические обязанности надо всегда соблюдать. Следовательно, при наличии
соответствующей ситуации профсоюзы должны использовать предоставленные им
права.
Глава II Закона о профессиональных союзах посвящена правам профсоюзов.
В этом законе закреплены следующие права:
1) право на представительство и защиту социально-трудовых прав и интересов
работников (закреплено в ст.226 КЗоТ РФ и Законом «О коллективных
договорах и соглашениях», в частности, ст.11 Закона закрепила более
широкое право профсоюза представлять не только членов своего профсоюза,
но и всех работников, если не члены профсоюза уполномочили его
представлять их интересы).
В названном Законе говорится о том, что законодательные и иные
правовые акты в области труда должны приниматься с учетом мнения
соответствующих профсоюзов, которые представляют как индивидуальные, так и
коллективные права работников.
Раньше в Конституции РСФСР было закреплено право профсоюзов на
законодательную инициативу. Сейчас благодаря профсоюзам в государственной
Думе не прошел ни один из проектов Трудового кодекса. Но с другой стороны,
возникает вопрос: может ли профсоюз обратиться в суд за защитой прав и
интересов работника, заявив о том, что у него такие полномочия
(представительство и защита интересов) есть. Верховный Суд РФ разъясняет по
этому поводу – может обратиться в суд, но на основании доверенности,
выданной гражданином.
2) Право профсоюза на содействие занятости.
Это право включает в себя уведомление соответствующих профсоюзов при
ликвидации организации, при ликвидации подразделений организации, при
изменении форм собственности организации, при полной или частичной
приостановке производства. Кроме того, профсоюзы в установленных
законодательством случаях дают согласие на увольнение своих членов.
3) Привлечение и использование иностранной рабочей силы осуществляется с
учетом мнения соответствующих профсоюзов.
4) Право профсоюзов (первичных профсоюзных организаций) на ведение
коллективных переговоров, заключение соглашений коллективных договоров и
контроль за их выполнением (представительство осуществляется с учетом
количества объединяемых ими членов; профсоюзы могут осуществлять
профсоюзный контроль за осуществлением коллективных договоров и
соглашений);
5)право на участие в урегулировании коллективных и индивидуальных
трудовых споров (организация и проведение забастовок, собраний, митингов,
шествий, демонстраций и т.д.);
6)право на зависимость от органов исполнительной власти органов
местного самоуправления, работодателей, политических партий и общественных
объединений (участие в управлении государственными фондами социального
страхования, занятости, медицинского страхования, пенсионным и другими
фондами, а также осуществление профсоюзного контроля за использованием
средств этих фондов);
7)право на информацию по социально-трудовым вопросам (от
работодателей и их объединений, органов исполнительной власти и органов
местного самоуправления);
8)право на участие в подготовке и повышении квалификации
профессиональных кадров (право создавать образовательные и научно-
исследовательские учреждения, подготовку и переподготовку кадров,
финансирование деятельности образовательных и научно-исследовательских
учреждений за счет средств соответствующих бюджетов);
9)право на осуществление профсоюзного контроля за соблюдением
трудового законодательства (до недавнего времени в ведении профсоюзов
состояли правовая и технические инспекции труда, которые были наделены
соответствующими функциями, в том числе правом выдавать обязательные для
исполнения предписания и налагать штраф; сейчас их функции переданы
Минтруду РФ);
10)право на участие в осуществлении приватизации государственного и
муниципального имущества (иметь своих представителей в комиссиях по
приватизации государственного и муниципального имущества, включая объекты
социального назначения);
11)право на социальную защиту работников в области страхования и
охраны здоровья, социального обеспечения, улучшения жилищных условий и
других видов социальной защиты (участвуют в формировании социальных
программ, разработке мер по социальной защите работников, определении
основных критериев жизненного уровня, размеров индексации заработной платы,
пенсий, стипендий, пособий и компенсаций);
12)право профсоюзов на защиту интересов работников в органах по
рассмотрению трудовых споров (в случаях нарушения законодательства о труде
профсоюзы в праве по просьбе членов профсоюза, других работников, а также
по собственной инициативе обращаться с заявлениями в защиту их трудовых
прав в органы, рассматривающие трудовые споры; для защиты социально-
трудовых и других гражданских прав и профессиональных интересов своих
членов профсоюзы могут создать юридические службы и консультации);
13)международное сотрудничество (сотрудничать с профсоюзами других
стран, вступать в международные профсоюзы, другие объединения и
организации, заключать с ними договора и соглашения).



III. КЛАССИФИКАЦИЯ ПРАВ ПРОФСОЮЗОВ



Классификация прав профсоюзов возможна в зависимости от того, в каких
отношениях они реализуются, например, содействие в зависимости и
трудоустройстве (предмет трудового права).

Права профсоюзов можно классифицировать в зависимости от того, идет ли
речь о применении уже действующих норм трудового законодательства или об
установлении или изменении каких-то новых условий труда работников.
Например, в области применения права можно привести пример, касающийся
приема на работу и установления испытательного срока. Проекты
законодательных актов, затрагивающих социально-трудовые права работников,
рассматриваются федеральными органами государственной власти с учетом
предложений общероссийских профсоюзов и их объединений (ассоциаций).
Кроме того, профсоюзы, которые прошли процедуру уведомительной
регистрации, в настоящее время являются полноценным субъектом трудового
права. Это связано с тем, что на профсоюз, который организовал незаконную
забастовку, может быть возложена материальная ответственность в виде
возмещения работодателю причиненных ее проведением убытков. (Однако, если
профсоюз не зарегистрирован, то на него такую ответственность возложить
нельзя. Следовательно, такой профсоюз полноценным субъектом трудового права
не является.)
Коллективным договором и социально-партнерским соглашением может быть
предусмотрено более широкая компетенция деятельности профкома в управлении
организацией, вопросах труда и быта (по сравнению с трудовым
законодательством). В частности, полномочия на представительство в
коллективных переговорах и подписании коллективного договора профсоюзы
могут получить от трудового коллектива и в этом смысле права профсоюзов в
соответствующих отношениях производны от прав трудового коллектива
(работников организации). Такая возможность, помимо самостоятельного права
профсоюзов на проявление инициативы в заключении коллективного договора,
ведение переговоров и заключение коллективного договора, предусмотрена
Законом РФ «О коллективных договорах и соглашениях», Федеральным законом «О
профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности ». Связь прав
профсоюзов и прав трудовых коллективов естественна, так как профсоюзы
действуют внутри трудового коллектива, призваны представлять и защищать
коллективные права и интересы. Вместе с тем, каждый из субъектов –
профсоюзы и трудовой коллектив – обладают своими им принадлежащими правами.
Права профсоюзов в сфере труда классифицируются по ряду признаков:
1) по их положению в системе прав данной организации;
2) по степени общности;
3) по степени самостоятельности;
4) по формам реализации;
5) по содержанию (кругу вопросов, решаемых профсоюзами или с их
участием);
6) по кругу лиц, чьи права и интересы вправе представлять и защищать
профсоюзы.
Классификация по положению в системе прав позволяет соотнести каждое
право в зависимости от того, каким органом (в акте какого органа) это право
закреплено: в федеральном законе или законе субъекта РФ, в соглашении или
коллективном договоре.
Классификация по степени общности позволяет выделить общие для всех
профсоюзов права и права, предоставленные определенным профсоюзным органам.
В результате появляется возможность соотнести принцип единства в
регулировании общественных отношений, в которых участвуют профсоюзы, с
принципом дифференциации.
Когда права профсоюзов носят общий характер, ими обладают все профсоюзы
и все их органы, сформированные в соответствии с уставами для
представительства и защиты прав и интересов работников. Например, несмотря
на почти полное отсутствие прямых норм о правах средних звеньев системы
профсоюзных органов (городских, областных комитетов; городских, областных
федераций профсоюзов и т.д.), они могут пользоваться общими правами,
предоставленными профсоюзам как организации.
Дифференциация прав по профсоюзным органам дает возможность конкретному
звену профсоюзных органов пользоваться помимо общих еще и конкретными
правами, для них предусмотренными. Особое значение имеют конкретные права,
предоставленные органам первичных профсоюзных организаций, действующих на
предприятиях - профсоюзным комитетам (профкомам). (В некоторых профсоюзах
приняты иные наименования органа первичной организации. Но поскольку в
большинстве профсоюзов существуют именно профсоюзные комитеты, этот термин
более привычен и содержится в законодательстве. В КЗоТ, других законах и
иных нормативных правовых актах, используется именно такое наименование).
Значение прав профкомов в статусе профсоюзов и системе их прав определяется
местом этих органов - тем, что они объединяют работников непосредственно на
предприятии, в организации, действуют там, где реализуются трудовые
правоотношения.
Наличие общих прав и прав, конкретизированных по отдельным профсоюзным
органам, обеспечивает единую для всех профсоюзов правовую основу их
деятельности и ее необходимую дифференциацию.
Всем профсоюзам и их органам принадлежит общее право на
представительство интересов работников. Каждому - на своем уровне, в своем
масштабе. Основанное на уставах и законе, оно отражается на положении
профсоюзов как организации трудящихся для защиты их интересов, работающей
непосредственно в трудовых коллективах, способной знать, достойно
представлять и защищать их права и интересы. Профсоюзы призваны
аккумулировать интересы трудящихся, выражать и отстаивать их во
взаимоотношениях с государственными, местными органами, работодателями, их
объединениями и представителями, влиять на формирование интересов
работников, добиваться социальной справедливости. Однако не всегда и не все
профсоюзы в полной мере справляются с этими задачами. В последние годы им
все труднее добиваться социальной справедливости при решении трудовых
вопросов в интересах трудящихся, особенно вопросов занятости, оплаты и
охраны труда.
Классификация прав профсоюзов по степени самостоятельности позволяет
подразделить их на права:
а) по участию в принятии решений работодателями (администрацией),
государственными и местными органами вопросов, связанных с управлением
трудом (регулированием трудовых отношений);
б) по решению вопросов на паритетных началах или
самостоятельно принимать решения. Например, законом прямо
предусмотрено участие профсоюзов в установлении и применении условий труда
в случаях, предусмотренных законодательством.
На паритетных (равноправных) началах заключаются коллективные договоры,
соглашения между объединениями профсоюзов и работодателей, органами
исполнительной власти.
Самостоятельно профсоюзы выступают в защиту работников при разрешении
трудовых споров.
Существуют две группы форм осуществления профсоюзами их прав (форм
деятельности)'.
а) не правовые, т.е. предусмотренные уставами профсоюзов;

б) правовые, т.е. предусмотренные законодательством.
Классификация прав профсоюзов по формам их реализации (правовым
формам) позволяет выделить разные по юридической силе действия профсоюзов.
Это - выражение мнения (например, в правотворчестве), согласование акта
(действий работодателя, его представителя) (например, введение коллективной
материальной ответственности работников - ст. 121* КЗоТ); согласие,
разрешение на определенные действия работодателя (администрации (например,
на производство сверхурочных работ - ст. 54 КЗоТ) требование определенных
действий от работодателя (администрации) (например, требование принять
меры, предусмотренные законодательством, к руководителю, по вине которого
нарушаются или не выполняются обязательства коллективного договора - ст. 26
Закона РФ «О коллективных договорах и соглашениях»).
Когда законодательство не предусматривает определенную правовую форму
действий профсоюзов, а говорит лишь об их участии в решении тех или иных
вопросов, это означает, что профсоюзы вправе выражать свое мнение, и это
мнение орган, полномочный принять решение, обязан выяснить. Это мнение
может быть учтено при принятии решения.
Согласование означает обязанность выяснить мнение профсоюза и принять
решение, сообразуясь с ним. В таких случаях акт исходит от органа,
принимающего решение (работодателя, администрации), но на нем должна быть
отметка о согласовании с профсоюзом, заверенная подписью руководителя
соответствующего профсоюзного органа. Без
согласования, если это предусмотрено законодательством, такой акт
юридической силы не имеет.
Согласие, разрешение означает, что мнение профсоюза имеет
преимущественное значение перед волей работодателя (администрации).
Действия, совершенные без согласия, разрешения профсоюзов, если это прямо
предусмотрено законодательством, не должны порождать правовые последствия.
Требование профсоюзов, когда оно предусмотрено законом как форма их
деятельности, обязательно к исполнению. Когда в приведенном выше примере
профсоюз требует наказания лица, виновного в нарушении или неисполнении
коллективного договора, это требование должно быть выполнено. Лицо, в
отношении которого такое требование выдвинуто, имеет право его обжаловать в
вышестоящий профсоюзный орган.
Таким образом, выражение профсоюзами мнения по тем или иным вопросам
носит либо совещательный, либо паритетный (социально- партнерский), либо
обязательный характер.
В прежних Конституциях СССР и РСФСР было предусмотрено право
законодательной инициативы профсоюзов. Оно довольно широко использовалось.
Профсоюзы разрабатывали и предлагали законодательным органам проекты
социальных законов, многие из которых были приняты. Одним из них был Закон
СССР от 10 декабря 1990 года «О профессиональных союзах, правах и гарантиях
их деятельности».
В действующей Конституции РФ право профсоюзов на законодательную
инициативу отсутствует. Оно пока сохранилось в конституциях ряда субъектов
РФ и перенесено в принятые там свои законы о профсоюзах.
Право законодательной инициативы означает не только возможность
предлагать принятие тех или иных законов, подготовку и внесение проектов
законов, но и встречную обязанность законодательного органа официально
отреагировать на такие предложения: либо принять к рассмотрению, вынести на
заседание (сессию) законодательного органа либо отклонить, но с
соответствующей мотивировкой.
Возможность правотворческой инициативы перед органами исполнительной
власти, работодателями (администрацией) сохранилась. Профсоюзам необходимо
в полной мере ее использовать на всех уровнях, несмотря на трудности
прохождения и рассмотрения их предложений в различных инстанциях. В
интересах трудящихся они стремятся проявлять активность в правотворчестве
по социальным вопросам, используя совещательные полномочия - проводить
экспертизу и давать замечания по проектам, участвовать в рабочих группах по
их подготовке и др.
По содержанию права профсоюзов классифицируются в зависимости от
вопросов, в решении которых они участвуют. Это вопросы:
а) трудового договора;
б) обеспечения занятости;
в) рабочего времени;
г) времени отдыха;
д) оплаты и нормирования труда;
е) гарантий и компенсаций;
ж) дисциплины труда;
з) охраны труда;
и) контроля за соблюдением трудового законодательства и
законодательства об охране труда;
к) разрешения трудовых споров.
По содержанию права делятся на права:
во-первых, по участию в регулировании трудовых отношений,
во-вторых, по контролю за соблюдением трудового законодательства,
в-третьих, по участию в разрешении трудовых споров.
Среди прав в этой области важное место занимает право на забастовку.
По существу, это деление прав профсоюзов по правоотношениям, стороной
которых они являются.
Правовое регулирование трудовых отношений осуществляется на основе
сочетания централизованных начал с локальным, при возрастании роли
соглашений, коллективных договоров и индивидуальных трудовых договоров
(контрактов). На всех уровнях профсоюзам предоставлены довольно широкие
полномочия с тем, чтобы они могли выразить и отстоять права и интересы
работников (ст. 226 КЗоТ).
В законодательстве прямо не решен вопрос о последствиях принятия
нормативных правовых актов о труде или их применения без участия
профсоюзов, когда это предусмотрено. Между тем решения по таким вопросам
непосредственно затрагивают права и интересы работников. Поэтому правовые
последствия неучастия профсоюзов в принятии решений об установлении или
применении условий труда необходимо определять в зависимости от того,
нарушают ли эти решения права и интересы работников и исполнены ли они.
Вариант первый. Неисполненное решение должно быть отменено. Оно не
должно выполняться.
Вариант второй. Если решение исполнено и не ущемляет прав и интересов
работников, его следует рассмотреть соответствующему профсоюзному органу,
несм

Новинки рефератов ::

Реферат: Билеты по Принципы построения автоматизированных информационных систем за декабрь 2000 г (Программирование)


Реферат: Совершенствование личности педагога в процессе педагогической деятельности (Педагогика)


Реферат: Социальные институты общества (Социология)


Реферат: Волоконно-оптические линии связи (Контрольная) (Радиоэлектроника)


Реферат: Строение и функции клетки (Биология)


Реферат: Базовые виды спорта (Физкультура)


Реферат: Отчёт по производственному занятию по посещении Минского Мото Вело Завода (Транспорт)


Реферат: Репин (Культурология)


Реферат: London (Иностранные языки)


Реферат: Правление Бориса Годунова (Исторические личности)


Реферат: Правовое регулирование использования земель сельскохозяйственного назначения (Украина) (Государство и право)


Реферат: Домашняя учебная работа учащегося (Педагогика)


Реферат: Жерико Теодор (Искусство и культура)


Реферат: Правопреемство в международном праве (Международное публичное право)


Реферат: Биологическое и социальное в человеке (Психология)


Реферат: Способы кристаллизации (Химия)


Реферат: Статистическое изучение уровня затрат предприятия на производство продукции (Статистика)


Реферат: Транзисторы (Технология)


Реферат: Расцвет естествознания в XIX веке (Естествознание)


Реферат: Трансплантация эмбрионов крупного рогатого скота (Сельское хозяйство)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист