GeoSELECT.ru



Гражданское право и процесс / Реферат: Некоммерческие организации (Гражданское право и процесс)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Некоммерческие организации (Гражданское право и процесс)




НЕКОММЕРЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ



В последнее время количество некоммерческих организаций в России резко
возросло, изменился и их качественный состав. Регистрируются все новые
фонды, ассоциации, клубы, объединения.
Однако не следует пока говорить о каком-либо бумаге некоммерческих
организаций в России. Идет процесс нормального развития. Если взять мировую
практику по этому вопросу, то обнаружится, что сферы деятельности
коммерческих и не коммерческих организаций в развитых СС странах примерно
одинаковы. Разумеется, многое здесь зависит от особенностей
законодательства той или иной страны: в Германии, например, некоммерческие
организации имеют гораздо большую силу и влияние, нежели в США. Однако в
целом некоммерческие организации любой развитой страны представляют собой
обширную и влиятельную систему, способную отстаивать свои интересы на любом
уровне.
В постсоветской России развитие некоммерческих организаций сначала
несколько отставало от бурного роста коммерческих предприятий. Однако такие
весьма уважаемые некоммерческие организации, как ММВБ и МЦФБ, возникли и
развились очень быстро. После завершения создания в России системы
товарных, а затем и фондовых бирж темп роста количества некоммерческих
организаций в стране снизился. Сейчас наблюдается новый скачок. Вполне
закономерно возникновение большого количества некоммерческих организаций
научной направленности - посредников
Еще один важный аспект деятельности некоммерческих организаций -
координации действий и защита интересов предпринимателей. Взаимодействие
предпринимателей и государства, вопросы представительства интересов
предпринимателей в государственных органах - все эти функции должны
выполняться и выполняются некоммерческими организациями.
В последнее время возникли новые возможности для работы
некоммерческих организаций в вышеперечисленных областях деятельности.
Согласно Гражданскому кодексу некоммерческими являются организации,
не имеющие извлечения прибыли в качестве основной цели деятельности и не
распределяющие полученную прибыль между участниками. Некоммерческие
организации вправе заниматься предпринимательской деятельностью лишь
постольку, поскольку это необходимо для их уставных целей. Помимо ГК,
правовой статус некоммерческих организаций определен в Законе о
некоммерческих организациях, принятом 8 декабря 1996 г.
Некоммерческие организации могут создаваться для достижения
социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и
управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической
культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных
потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и
организаций, разрешения споров и конфликтов, а также в иных целях,
направленных на достижение общественных благ /п. 2 ст. 2 Закона/.
Некоммерческая организация считается созданной как юридическое лицо с
момента ее государственной регистрации. Она создается без ограничения срока
деятельности, если иное не установлено учредительными документами.
Учредительными документами некоммерческой организации являются Устав и
Учредительный договор.
В ГК определены следующие формы существования некоммерческих
организаций в России: потребительские кооперативы /некоммерческие
партнерства/, учреждения, фонды, общественные и религиозные организации
/объединение/, объединения юридических лиц /ассоциации и союзы/. ГК РФ
допускает создание некоммерческих организаций и в других формах,
предусмотренных федеральными законами.



ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ КООПЕРАТИВ



Потребительский кооператив /некоммерческое партнерство/ как
некоммерческое объединение граждан /а также и юридических лиц, в том числе
и совместно с гражданами/, основанное на членстве участников и их паевых
взносов, не предполагает обязательного личного участия в его делах. Поэтому
здесь нет ограничений на круг участников, если они прямо не установлены
специальным законом или уставом конкретного кооператива. Соответственно
этому не исключается возможность одновременного участия одного и того же
гражданина нескольких кооперативах, даже в однородных. Участниками таких
кооперативов могут быть юридические лица, в том числе и некоммерческие
организации /с ограничениями, предусмотренными для унитарных предприятий и
учреждений, не являющихся собственниками своего имущества /ст. 295-298 ГК/.
Кодекс предусматривает, что особенности правового статуса
потребительских кооперативов должны определятся специальными законами об
отдельных видах таких кооперативов - о потребительской, жилищной и жилищно-
строительной, садоводческой и иной кооперации /п. 6 ст. 116 ГК/. В
отсутствие таких законов в соответствии со ст. 4 Закона о введении в
действие части первой ГК применяются ранее действовавшие акты, но лишь в
части, не противоречащей правилам ГК.
Непосредственно ГК содержит некоторые наиболее общие правила об
особенностях имущественно-правового положения потребительских кооперативов.
К их числу относится правило о необходимости иметь полностью оплаченный
паевой фонд /п. 4 ст. 116 ГК РФ/, конкретный размер которого должен
определяться специальными законами для кождого вида кооперативов отдельно.
Вместе с тем при отсутствии предпринимательской деятельности и
соответствующих доходов потребительский кооператив может покрывать свои
убытки лишь за счет дополнительных взносов участников. Поэтому обязанность
по внесению таких взносов является специально предусмотренной уставной
обязанностью члена такого кооператива . Одновременно она является гарантией
имущественных интересов кредиторов потребительского кооператива. Отсутствие
таких гарантий дает кредиторам основание ставить вопрос о ликвидации
кооператива. Пункт 1 ст. 65 ГК РФ предусматривает теперь и возможность
банкротства этой некоммерческой организации.
Закон и устав потребительского кооператива могут предусматривать
осуществление им некоторых видов предпринимательской деятельности. Тогда
полученные от этой деятельности доходы могут распределяться между членами
кооператива либо идти на иные нужды, определенные его общим собранием.
Такого рода деятельность не меняет в целом основных уставных задач и объема
целевой правоспособности потребительского кооператива, а потому и не ведет
к превращению его в производственный кооператив.
Поскольку п. 4 ст. 218 ГК РФ сохранил правило о возникновении члена
кооператива на предоставленный ему в пользование объект при полном внесении
за него паевого взноса, многие потребительские кооперативы /жилищные,
дачные, гаражные и т.п./ по сути имеют временный характер. По мере их
членами соответствующих паевых взносов такие кооперативы лишаются своей
имущественной базы и подлежат преобразованию в кооператива по совместному
использованию собственниками своего имущества и некоторых объектов,
оставшихся в собственности кооператива. Такие кооперативы по своей природе
также являются потребительскими.


ОБЩЕСТВЕННЫЕ И РЕЛИГИОЗНЫЕ

ОРГАНИЗАЦИИ



Общественные и религиозные организации как добровольные объединения
граждан для удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей
также являются юридическими лицами - некоммерческими организациями. Лишь в
этом качестве, то есть как участники имущественных, гражданских
правоотношений, они приобретают правовой статус, регулируемый нормами
гражданского права. ГК РФ не затрагивает иных особенностей их статуса,
включая внутреннюю организацию и структуру управления.
С этой точки зрения ст. 117 ГК РФ предусматриваются следующие
основные положения. Прежде всего, участниками таких организаций могут быть
только физические лица /граждане/. При этом они имеют ни вещных, ни
обязательственных прав на имущество таких юридических лиц /п. 3 ст. 48 ГК
РФ/. Иначе говоря, граждане как члены общественных и религиозных
организаций не приобретают от участия в них никаких имущественных доходов и
выгод, а также не вправе требовать возврата членских взносов, пожертвований
и иного имущества, переданного ими такой организации.
Общественные и религиозные организации являются собственниками своего
имущества и не несут ответственности по долгам своих членов, так же как и
последние ни в субсидарном, ни в каком-либо ином порядке не отвечают по
долгам созданных ими организаций. Доходы от деятельности некоммерческих
организаций созданных общественными и религиозными организациями, поступают
их учредителям /участникам/, но не могут распределяться между членами таких
некоммерческих организаций, а поступают на нужды этих юридических лиц. Даже
остаток имущества общественной или религиозной организации, появляющийся в
случае ее ликвидации после расчетов со всеми кредиторами, не подлежит
распределению между ее членами /участниками/ в соответствии с правилом п. 4
ст. 213 ГК РФ.
Юридическими лицами и собственниками своего имущества в соответствии
с законом и уставами общественных и религиозных организаций могут
признаваться как отдельные звенья этих организаций /например,
территориальные/, так и сами организации /объединения/ в целом. Гражданский
кодекс допускает различное решение этого вопроса как иным законам, так и
уставами этих организаций. Однако этот вопрос должен быть четко решен в
указанных актах.
Как собственники имущества рассматриваемые организации участвуют в
имущественном обороте, однако исключительно для достижения своих основных
уставных задач, то есть имеют строго целевую правоспособность /п. 1 ст. 49
ГК РФ/. При этом такая деятельность общественных и религиозных организаций
должна не только служить достижению ее уставных целей, но и сама
соответствовать им.
В качестве религиозных признаются добровольные объединения
совершеннолетних граждан, образованные для совместного исповедования и
распространения веры и имеющие соответствующие цели и признаки /наличие
вероучения и религиозной догматики; совершение богослужений, религиозных
обрядов и церемоний; правоведническая деятельность, религиозное обучение,
воспитание и иные формы распространения вероучения/.
Религиозными объединениями являются также региональные и
централизованные религиозные объединения, состоящие из местных религиозных
объединений, религиозные центры и управления /учреждения/, духовные
образовательные учреждения, образуемые в соответствии с собственными
установлениями религиозных объединений, закрепленными в их уставах и
положениях.
Общественным объединением является добровольные формирование,
возникшие в результате волеизъявления граждан, объединившихся на основе
общности интересов.
Общественными объединениями признаются политические партии, массовые
движения, профессиональные союзы, женские, ветеранские организации,
организации инвалидов, молодежные и детские организации, научные,
технические, культурно-просветительские, физкультурно-спортивные и иные
добровольные общества, творческие союзы, землячества, фонды, ассоциации и
другие объединения граждан.
Общественные объединения создаются в целях реализации и защиты
гражданских, политических, экономических, социальных и культурных прав и
свобод; развития активности и самостоятельности граждан, их участия в
управлении государственными и общественными делами; удовлетворения
профессиональных и любительских интересов; развития научного, технического
и художественного творчества; охраны здоровья населения, участия в
благотворительной деятельности; проведения культурно-просветительской,
физкультурно-оздоровительной и спортивной работы; охраны природы;
расширение международных связей; осуществления иной деятельности, не
запрещенной законом.
Общественные объединения создаются по инициативе не менее десяти
граждан.
Общественные объединения, кроме политических партий и
профессиональных союзов, могут создаваться также другими общественными
объединениями.
Инициаторы создания общественного объединения созывают учредительный
съезд /конференцию/ или общее собрание, на котором принимается устав
/положение, иное основополагающий акт/ и образуются руководящие органы.
Общественные объединения в порядке, определяемом законодательством,
осуществляют производственную и хозяйственную деятельность и создают лишь в
целях выполнения уставных задач предприятия и хозрасчетные организации,
обладающие правом юридического лица.
Доходы от производственной и хозяйственной деятельности общественных
объединений не могут перераспределяться между членами /участниками/ этих
объединений и используются только для выполнения уставных задач,
допускается использование общественными объединениями своих средств на
благотворительные цели, даже если это не указано в их уставах.


ФОНДЫ


Фонды - относительно новый вид юридических лиц, успевший широко
распространиться в нашем имущественном обороте несмотря на отсутствие
сколько-нибудь развитой правовой базы. В связи с многозначительностью
термина “фонд” и наличием многообразных организаций, действующих под этим
наименованием, ГК РФ определяет понятие фонда лишь для правового
регулирования имущественного оборота, то есть в качестве юридического лица.
Особенностью фонда является то обстоятельство, что эта организация не
основана на членстве участников.
Следовательно, последние не только не обязаны участвовать в ее
деятельности, но и лишены возможности прямо участвовать в управлении ее
делами. Кроме того, фонд является собственником своего имущества, на
которое у его учредителя /участников/ отсутствуют какие-либо права /п. 3
ст. 48 ГК РФ/.
Таким образом, учредители фонда вынуждены доверять его руководящим
органам в том, что касается использования фонда. Для исключения возможных
злоупотреблений введены два важных требования: во-первых, создание
попечительского совета контролирующего деятельность фонда и его должностных
лиц /п. 4 ст. 118 ГК РФ/; во-вторых, фонд обязан к публичному ведению своих
имущественных дел /п. 2 ст. 118 ГК РФ/.
Участниками /учредителями/ могут быть как граждане, так и юридические
лица. Фонд является собственником своего имущества, а его учредители
/участники/ не несут ответственность по его долгам. Имущество фонда,
оставшееся после его ликвидации и расчетов с кредиторами, не подлежит
распределению между учредителями /п. 3 ст. 119 и п. 4 ст. 213 ГК РФ/.
Благотворительная или иная общественно полезная деятельность фондов
нуждается постоянных материальных затрат, которые невозможно финансировать
при отсутствии членских взносов /как в общественных организациях/, ибо фонд
не имеет фиксированного членства. Поэтому закон разрешает фондам
участвовать в предпринимательской деятельности как непосредственно, так и
через создаваемое для этих целей хозяйственные общества.
В первом из названных случаев предпринимательская деятельность фонда
должна соответствовать общественно полезным целям, ради которых создан фонд
/по сути, его основным уставным задачам/. Во втором случае фонд может
создавать хозяйственные общества или участвовать в их деятельности, которая
может быть и не связана впрямую с его основными уставными задачами. Однако
фонд может создавать лишь хозяйственные общества, но не другие виды
коммерческих организаций, а полученные от участия в них доходы также могут
быть использованы строго по целевому назначению.
Важно и то, что изменения в уставе фонда, как и его ликвидация,
теперь по общему правилу возможны лишь в судебном порядке /ст. 119 ГК РФ/.
При этом основания ликвидации фонда определены практически исчерпывающим
образом. Все это и тоже призвано поставить деятельность фондов под жестокий
контроль. Именно поэтому в числе важнейших оснований ликвидации фондов
названы невозможность осуществления ими деятельности, соответствующей их
назначению, либо уклонение от такой деятельности.






Реферат на тему: Некоторые проблемы авторского права

Институт Мировой Экономики и Информатизации



КУРСОВАЯ РАБОТА



По теме: «Некоторые проблемы авторского права»



Выполнил:



г. Москва

План:

Введение

I. Понятие и объекты авторского права

i) Понятие авторского права

ii) Объекты авторского права

II. Проблема охраны авторских прав

Заключение

Нормативно-правовые акты


Литература



Введение

Защита авторских прав является одной из важнейших проблем в
современном гражданском праве. Несмотря на то что сегодняшнее
законодательство содержит достаточно эффективные механизмы защиты от
незаконного внедоговорного использования произведений авторского права,
тем не менее далеко не всегда эти механизмы реализуются на практике.
Сложилось два подхода в определении юридической природы авторских прав.
Первый, так называемый "проприетарный" подход основан на
отождествлении права создателя на достигнутый результат с правом
собственности лица, создавшего материальный объект. Так, в российском
законодательстве XIX в. право автора на созданное им произведение
трактовалось как право собственности, а предпринимателям
предоставлялась возможность не только "покупать" авторское право на
данное произведение, но и становиться собственником всего будущего
творчества автора.
Другой подход - через призму понятия исключительных прав. В
юридической литературе существуют различные трактовки исключительного
характера авторских прав: от толкования их как неотчуждаемых и
неотторжимых от личности автора в течение всей его жизни до полного
отрицания этого понятия.
Понимание правовой природы авторских прав имеет важное практическое
значение прежде всего для определения совокупности авторских
правомочий, передача которых возможна, и к тому же для установления
сущности авторских договоров, режима использования прав, приобретенных
в результате заключения договоров.


I. Понятие и объекты авторского права

i) Понятие авторского права



Большая группа гражданских правоотношений возникает в связи с
созданием и использованием результатов творческой деятельности -
произведениями науки, литературы и искусства, изобретений, программ для
ЭВМ, промышленных образцов и т.п. Указанные продукты творческой
деятельности являются объектами так называемой интеллектуальной
собственности. Интеллектуальная собственность - это условное понятие,
которое используется в ряде международных конвенций и в
законодательстве многих стран, включая Россию, для обозначения
совокупности исключительных прав на результаты интеллектуальной и
прежде всего творческой деятельности, а также приравненные к ним по
правовому режиму средства индивидуализации юридических лиц, продукции,
работ и услуг (фирменное наименование, товарный знак, знак обслуживания
и т.п.).
Право вообще, и гражданское право в частности, процесс
интеллектуальной деятельности, завершающийся созданием новых, творчески
самостоятельных результатов в области науки, техники, литературы и
искусства, не регулирует. Сам процесс творчества остается за пределами
действия правовых норм. Однако тогда, когда процесс творчества
завершается производящим актом, независимо от того, какую объективную
форму приобретает его результат, вступают в действие нормы гражданского
права, обеспечивающие его общественное признание, устанавливающие
правовой режим соответствующего объекта и охрану прав и законных
интересов его творца.
Результаты творческой деятельности, в отличие от вещей, представляют
собой блага нематериальные. Так, произведение науки, литературы или
искусства - есть совокупность новых идей, образов, понятий;
изобретение, полезная модель и рационализаторское предложение -
технические решения задачи; промышленный образец - художественно-
конструкторское решение внешнего вида изделия и т.п. Но объектами
гражданских правоотношений они становятся лишь тогда, когда облекаются
в какую-либо объективную форму, обеспечивающую их восприятие другими
людьми[1].
Материальный носитель творческого результата (рукопись, магнитная
лента и т.п.) выступает в качестве вещи и может передаваться в
собственность другим лицам, может быть уничтожен и т.п. Но сам
результат творческой деятельности, будучи благом нематериальным,
сохраняется за его создателем и может использоваться другими лицами
лишь по согласованию с ним, за исключением случаев, указанных в
законе[2].
Понятие «интеллектуальная собственность» охватывает также результаты
деятельности, которые не имеют творческого характера. Примером могут
служить многие секреты производства, которые хотя и представляют
коммерческую ценность, но результатом творчества часто не являются.
Действующее Российское законодательство не признает результатами
творчества также фирменные наименования, товарные знаки и другие
средства индивидуализации юридических лиц, продукции, работ и услуг.
Однако поскольку правообладателям указанных объектов закон гарантирует
исключительное право на их использование, правовой режим указанных
объектов приравнен по ряду моментов к режиму результатов
интеллектуальной деятельности и они также включаются в понятие
интеллектуальной собственности.
В качестве субъектов гражданских правоотношений выступают либо
отдельные индивиды, либо определенные коллективы людей. Отдельные
индивиды именуются в гражданском законодательстве гражданами. Вместе с
тем субъектами гражданских правоотношений в нашей стране могут быть не
только граждане РФ, но и иностранцы, а также лица без гражданства[3].
Наряду с отдельными индивидами в качестве субъектов гражданских
правоотношений могут участвовать и организации (юридические лица). В
гражданских правоотношениях могут участвовать не только российские, но
и иностранные юридические лица. В регулируемых гражданским
законодательством отношениях могут участвовать также Российская
Федерация, субъекты РФ и муниципальные образования (п. 1 ст. 2 ГК).
Таким образом, субъектами гражданских правоотношений могут быть:
Граждане России, иностранные граждане и лица без гражданства.
Российские и иностранные юридические лица.
Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования.

ii) Объекты авторского права

Авторское право распространяется:
на произведения, обнародованные либо необнародованные, но находящиеся
в какой-либо объективной форме на территории Российской Федерации,
независимо от гражданства авторов и их правопреемников;
на произведения, обнародованные либо необнародованные, но находящиеся
в какой-либо объективной форме за пределами Российской Федерации, и
признается за авторами - гражданами Российской Федерации и их
правопреемниками;
на произведения, обнародованные либо необнародованные, но находящиеся
в какой-либо объективной форме за пределами Российской Федерации, и
признается за авторами (их правопреемниками) - гражданами других
государств в соответствии с международными договорами Российской
Федерации.
Произведение также считается опубликованным в Российской Федерации,
если в течение 30 дней после даты первого опубликования за пределами
Российской Федерации оно было опубликовано на территории Российской
Федерации.
При предоставлении на территории Российской Федерации охраны
произведению в соответствии с международными договорами Российской
Федерации автор произведения определяется по закону государства, на
территории которого имел место юридический факт, послуживший основанием
для обладания авторским правом.
Авторское право распространяется на произведения науки, литературы и
искусства, являющиеся результатом творческой деятельности,
независимо от назначения и достоинства произведения, а также от способа
его выражения.
Авторское право распространяется как на обнародованные произведения,
так и на необнародованные произведения, существующие в какой-либо
объективной форме:
Авторское право не распространяется на идеи, методы, процессы,
системы, способы, концепции, принципы, открытия, факты.
Авторское право на произведение не связано с правом собственности на
материальный объект, в котором произведение выражено.
Передача права собственности на материальный объект или права
владения материальным объектом сама по себе не влечет передачи каких-
либо авторских прав на произведение, выраженное в этом объекте, за
исключением случаев, предусмотренных статьей 17 закона "Об авторском
праве и смежных правах"[4].

Объектами авторского права являются:
. литературные произведения (включая программы для ЭВМ);
. драматические и музыкально-драматические произведения, сценарные
произведения;
. хореографические произведения и пантомимы;
. музыкальные произведения с текстом или без текста;
. аудиовизуальные произведения (кино-, теле- и видеофильмы,
слайдфильмы, диафильмы и другие кино- и телепроизведения);
. произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна, графические
рассказы, комиксы и другие произведения изобразительного
искусства;
. произведения декоративно-прикладного и сценографического
искусства;
. произведения архитектуры, градостроительства и садовопаркового
искусства;
. фотографические произведения и произведения, полученные
способами, аналогичными фотографии;
. географические, геологические и другие карты, планы, эскизы и
пластические произведения, относящиеся к географии, топографии и к
другим наукам;
. другие произведения.

Конституция Российской Федерации предусматривает "правовое
регулирование интеллектуальной собственности".
В понятие "интеллектуальной собственности" входят: авторское право и
смежные права, а также промышленные права (права на товарные знаки,
изобретения, полезные модели, промышленные образцы и некоторые другие
объекты).
Интеллектуальная собственность - это право на результаты творческой,
духовной деятельности.
Роль и значение интеллектуальной собственности, в том числе,
авторского права и смежных прав, постоянно возрастают.

II. Проблема охраны авторских прав


Единственный способ обеспечения защиты авторских прав - принятие
международных договоров, устраняющих территориальный характер действия
авторских прав и унифицирующих наиболее существенные положения
национальных законов.
Можно выделить следующие основные положения, общие для всей системы
международной охраны авторских прав, включенные в национальное
законодательство большинства государств:
1) принцип гражданства автора;
2) территориальный принцип предоставления охраны;
3) принцип национального режима (в литературе также именуется
принципом ассимиляции);
4) принцип предоставления охраны вне зависимости от соблюдения
формальностей;
5) принцип срочного характера охраны;
6) принцип осуществления охраны в пользу автора и его
правопреемников.
С присоединением государства к соответствующим конвенциям
территориальные ограничения отпадают. Согласно п."а" (1) и (2) ст.3
Бернской конвенции охрана предоставляется произведениям, как
выпущенным, так и не выпущенным в свет, авторы которых либо являются
гражданами государств - участников соответствующих конвенций, либо
постоянно проживают на их территории. Таким образом, реализуется
принцип гражданства автора. В литературе данный принцип также
называется "национальным принципом" - его значение состоит в том, что
произведение автора, гражданина государства - участника Бернской
конвенции, "охраняется во всех странах Бернского союза независимо от
места его первой публикации"*(2).
Территориальный принцип предоставления охраны применяется только для
произведений авторов, не являющихся гражданами стран - участниц
конвенций. То есть принцип гражданства автора и территориальный принцип
не могут применяться одновременно. Охрана осуществляется в рамках
реализации территориального принципа в том случае, если произведение
впервые было выпущено в свет в одной из стран - участниц
соответствующего договора или одновременно в стране - участнице и
третьем государстве (п. "b" (1) ст.3 Бернской конвенции).
При присоединении 13 марта 1995 г. к Бернской конвенции об охране
литературных и художественных произведений (далее - Бернская конвенция)
1886 года (последняя редакция - 1971 года) Россия сделала оговорку о
том, что ее действие "не распространяется на произведения, которые на
дату вступления этой Конвенции в силу для Российской Федерации уже
являются на ее территории общественным достоянием" (п.2 постановления
Правительства РФ от 3 ноября 1994 г.). Каков смысл сделанной оговорки?
Для того чтобы разобраться в этом вопросе, необходимо проанализировать
некоторые положения не только самой Бернской конвенции, но также
отечественного законодательства и даже Всемирной конвенции об авторском
праве (далее - Всемирная конвенция), участником которой СССР стал 27
мая 1973 г.
Согласно ст.VII Всемирной конвенции, чьи положения не
распространяются на произведения, охрана которых в присоединяющемся к
ней государстве "окончательно прекратилась или никогда не
существовала", в России они охраняются только в том случае, если
впервые были опубликованы после даты присоединения нашей страны к
Конвенции, т.е. после 27 мая 1973 г.
Бернская конвенция декларирует намного более высокий "уровень
охраны": согласно ст.ст.7 и 18 охране подлежат все произведения, в том
числе и впервые опубликованные до момента присоединения к Бернской
конвенции, если с момента смерти автора прошло менее 50 лет. Так, все
произведения Агаты Кристи, умершей в 1976 году, были опубликованы за
рубежом до 1973 года, не охранялись на территории СССР в момент
опубликования и теперь не охраняются на территории России по правилам
Всемирной конвенции. В то же время в силу Бернской конвенции данные
произведения должны были бы охраняться в любой присоединившейся к ней
стране в течение 50 лет после смерти писательницы, т.е. до 2026 года.
В п.1 ст.28 Закона РФ от 9 июля 1993 г. "Об авторском праве и смежных
правах" в полном соответствии с положениями Всемирной конвенции
предусматривалось, что перешедшими в общественное достояние считаются
не только произведения, срок действия авторского права на которые
истек, но и произведения, которым на территории России "никогда не
предоставлялась охрана", что совершенно не соответствует требованиям
Бернской конвенции. Дело в том, что ее ст.18, сформулированная еще на
Берлинской конференции 1908 года, обязывает предоставлять иностранным
произведениям так называемую "ретроактивную" охрану, независимо от
времени их опубликования - до или после присоединения государства к
Бернской конвенции.
Прежде чем рассмотреть этот правовой феномен более подробно,
необходимо сделать некоторые замечания по поводу используемой
терминологии. Некоторые специалисты (в основном представляющие интересы
пользователей - издательств, телерадиовещательных компаний и т.д.)
предпочитают вместо термина "ретроохрана" использовать формулировку
"предоставление охраны с обратной силой". Однако такая замена
представляется крайне нежелательной, поскольку обычно в юриспруденции
под обратной силой нормативного акта понимают его применение к
правоотношениям, имевшим место до вступления этого нормативного акта в
силу. В данном случае речь идет не об изменении правового регулирования
ранее существовавших отношений, не о появлении у участвовавших в них
сторон новых "неожиданных" прав и обязанностей, а только о
предоставлении охраны уже существующим произведениям в отношении их
последующего использования. Поэтому упоминание об охране с "обратной
силой" не соответствует самой сути явления, создавая определенную
иллюзию "вторжения" в ранее существовавшие правоотношения.
Итак, согласно Всемирной конвенции на территории России охранялись
"иностранные" произведения, опубликованные только после 27 мая 1973 г.,
остальные были лишены охраны, что было закреплено в п.1 ст.28 Закона РФ
"Об авторском праве и смежных правах".
В то же время согласно п.1 ст.7 Бернской конвенции срок охраны
авторских прав должен составлять время жизни автора и 50 лет после его
смерти, причем в соответствии с положениями ст.18 данное правило
подлежит применению в полном объеме в отношении всех произведений,
независимо от даты их опубликования. Предусмотрено только два
исключения: охрана может не предоставляться, если истек срок охраны в
стране происхождения произведения; охрана может не предоставляться,
если ранее произведению в данной стране уже предоставлялась охрана и ее
срок истек к моменту присоединения данной страны к Бернской конвенции.
Первым из исключений Россия в 1995 году не воспользовалась (для этого
необходимо было внести соответствующие дополнения во внутреннее
законодательство), вторым же она воспользоваться не могла, поскольку
речь шла о произведениях, которым ранее в России охрана просто не
предоставлялась.
Согласно ст.30 Бернской конвенции можно делать какие-либо оговорки
при ее принятии только в тех случаях, которые она сама специально
установила. Несмотря на это, Россия не предоставила в полном объеме
охрану опубликованным до момента присоединения произведениям
иностранных авторов. Такая ситуация уже сегодня порождает
многочисленные проблемы и может в самое ближайшее время привести к ряду
крайне неблагоприятных последствий.
Единственной причиной "неполного" присоединения России к Бернской
конвенции и, пожалуй, наиболее часто упоминаемым доводом против отмены
ограничений является сомнение в "экономической целесообразности" для
России соответствующих конвенционных положений. Действительно, за
использование охраняемых произведений нужно платить, но попробуем
разобраться: кто должен будет платить, кому и сколько.
Присоединение России к Бернской конвенции привело к тому, что в
России стали "дополнительно" охраняться произведения авторов примерно
из 20 стран, не участвующих во Всемирной конвенции и мало
представленных на российском рынке авторских прав (Румыния, Таиланд,
Уругвай и др.).
Страны, играющие наиболее заметную роль в экономических отношениях в
сфере авторского права, участвуют не только в Бернской, но и во
Всемирной конвенции, в силу чего все произведения авторов этих стран,
опубликованные в них после 27 мая 1973 г., уже охранялись в России.
Российской Федерацией заключено также более десятка двусторонних
международных соглашений о взаимной охране авторских прав, причем все
они предусматривают предоставление "ретроактивной" охраны.
Таким образом, речь в действительности идет о не столь уж
значительном расширении поля действия закона об охране - о
распространении ее, во-первых, на авторов из нескольких стран, чьи
произведения реально используются в России довольно редко, и, во-
вторых, на "старые" произведения, не имеющие большого "коммерческого"
значения, в связи с чем их использование не потребует существенных
материальных затрат от заинтересованных российских организаций.
Поскольку любой договор - это почти всегда "улица с двусторонним
движением", вопросы о "дополнительных затратах" следует рассматривать
одновременно с вопросами о том, что же реально принесет нашей стране
участие в Бернской конвенции. Следует помнить, что в области авторского
права всегда имеется несколько заинтересованных сторон: пользователи,
правообладатели, государство, российские граждане и российское общество
в целом. Найти решение, которое бы отвечало сразу интересам всех, -
непростая задача.
Бернская конвенция является старейшим соглашением в данной области,
основой сложного механизма международной системы охраны авторских прав,
обеспечивающего очень высокий уровень их охраны. Изначально Бернский
союз был создан почти 120 лет назад не просто из-за желания "обеспечить
во всех странах охрану авторского права на литературные, научные и
художественные произведения" (как указывается в преамбуле к Всемирной
конвенции), но именно из-за возникшей необходимости охранять эти права
"настолько эффективно и единообразно, насколько это возможно".
С момента своего появления в 1886 году Бернская конвенция учитывала
интересы стран с различными уровнями экономического и социального
развития, разными законодательными и культурными традициями. Ее
правовые нормы являются результатом многолетних международных
разработок и согласований. Бернская конвенция неоднократно
пересматривалась в связи с появлением новых технологий, в настоящее
время она служит основой для дальнейшего развития международного и
национального авторско-правового законодательства.
По состоянию на 1 января 2000 г. в Бернской конвенции участвует 146
стран, большая часть из которых согласно практике ООН признается
развивающимися. Россия - далеко не единственная страна, чье
присоединение к Бернской конвенции проходило не совсем "гладко": США
присоединились к Бернской конвенции только в 1989 году, Китай - в 1992
году. Универсальность Бернской конвенции подтверждается тем, что ее
членами являются страны всех континентов. Учитывая это, ее требования
трудно заподозрить в какой-либо "необъективности" или "предвзятости".
Даже беглый анализ положений Бернской конвенции убеждает: она может
оказаться "невыгодной" исключительно для тех стран, которые активно
используют в основном "иностранные" духовные ценности и при этом
совершенно не заинтересованы в эффективной охране собственного
культурного достояния. Россия же является одним из крупнейших
"экспортеров" произведений литературы, науки, искусства и других
объектов интеллектуальной собственности.
После присоединения к Бернской конвенции значительно увеличилось
количество произведений российских авторов, права которых стали
охраняться за рубежом. Достаточно вспомнить, что до 1995 года не было
никаких оснований для предоставления охраны произведениям российских
авторов, опубликованным в СССР до 1973 года (исключения составляли
случаи предоставления охраны на основании немногочисленных двусторонних
соглашений).
В век экономической и культурной глобализации совершенствование
механизмов охраны отечественных произведений имеет огромное значение не
только для российских авторов, но и для лиц, использующих их
произведения, поскольку одной из интереснейших особенностей современной
системы авторско-правовых отношений является то, что зачастую лица,
выступающие в качестве пользователей в одних правоотношениях, в других
оказываются в роли правообладателей[5].
Приведем пример. Ряд известных российских средств массовой информации
предъявили иск в окружной суд Нью-Йорка в связи с нарушениями их
авторских прав (решение суда опубликовано в бюллетене "Законодательство
и практика средств массовой информации", 1997, N 6). Основным
ответчиком выступала компания, занимавшаяся публикацией и
распространением в русскоязычных районах США газеты на русском языке
"Курьер".
Суд установил, что "Курьер" за три года опубликовал не более десятка
"собственных" статей, остальные же перепечатывались из ведущих
российских периодических изданий: они просто вырезались из газет и
вклеивались в верстку.
При рассмотрении данного дела американский суд применил нормы
международного, американского и российского авторского права и
предоставил российским истцам такую же защиту, которую при аналогичных
обстоятельствах получили бы американские правообладатели. Суд не только
запретил ответчику осуществлять несанкционированное копирование
российской периодики, но и принял решение взыскать с него почти 700
тыс. долларов[6].
Однако результаты разбирательства данного дела могли бы оказаться еще
более благоприятными для российских изданий, если бы американским судом
не была полностью проигнорирована судьба работ, опубликованных до 13
марта 1995 г. Суд даже не стал рассматривать такую проблему -
охраняются ли данные произведения на основании Бернской или Всемирной
конвенции.
Дело в том, что поскольку большинство государств участвуют в них
обеих, то пришлось специально ставить вопрос о разрешении конфликтов,
связанных с их "одновременным" действием. В рамках Всемирной конвенции
была принята специальная Дополнительная декларация к ст.XVII, согласно
которой Всемирная конвенция "не применяется в отношениях между странами
Бернского союза в той степени, в которой она касается охраны
произведений, страной происхождения которых по Бернской конвенции
является одна из стран Бернского союза". При этом подразумевалось, что,
поскольку Бернская конвенция предусматривает более высокий уровень
охраны, авторские права окажутся защищены наилучшим образом.
Однако сделанная Россией при присоединении оговорка в ряде случаев
может быть истолкована как основание для отказа в предоставлении
полноценной охраны по Бернской конвенции и в то же самое время защита в
соответствии с Всемирной конвенцией также оказывается невозможной. Это
только один из примеров того, насколько защита прав российских авторов
за границей становится проблематичной, так как наша страна оказалась
вне сферы действия общепризнанных международно-правовых норм в данной
области.
Следует отметить также возможные неблагоприятные политические
последствия сложившейся ситуации для всей международной системы охраны
интеллектуальной собственности в целом. Одной из задач Бернской
конвенции всегда признавалось укрепление межгосударственных отношений и
предотвращение возникновения конфликтных ситуаций (даже во время Первой
мировой войны, когда большинство стран - участниц Бернского союза
воевали между собой, не было ни одного случая ее денонсации). Все
участники Бернской конвенции, впрочем, как и любого другого
международного договора, обязаны соблюдать все ее обязательства.
Принятие непредусмотренных оговорок создает опасный прецедент, который
может составить в будущем фундамент для постепенного "размывания" всего
правового материала этого международного соглашения.
Сделанная Россией оговорка противоречит не только самой Бернской
конвенции, но и п.2 ст.25 Федерального закона "О международных
договорах Российской Федерации", согласно которому при присоединении
нашей страны к любому международному договору могут быть сделаны только
такие оговорки, которые полностью соответствуют условиям данного
международного договора.
Ситуация осложняется вступлением России во Всемирную торговую
организацию, поскольку одним из условий является присоединение к
Соглашению по торговым аспектам интеллектуальной собственности
(Соглашению ТРИПС), которое требует соблюдения большинства положений
Бернской конвенции и прямо предусматривает недопустимость каких-либо
произвольных оговорок.
Отдельно стоит упомянуть, что сделанная оговорка негативно отражается
на развитии отечественной культуры. Поскольку использование
неохраняемого иностранного репертуара оказывается выгоднее, то он чаще
и используется вместо охраняемого отечественного, в результате такого
естественного отбора в искусственных условиях в проигрыше оказываются и
российские правообладатели, и отечественная культура.
Фактически охраны лишены наиболее "заслуженные", прошедшие испытание
временем произведения. Речь идет не только об отсутствии охраны прав
наследников Эрнеста Хемингуэя и Артура Миллера, Андре Моруа и Альбера
Камю, но и о правах еще живых писателей, художников, композиторов,
режиссеров - наших современников, чьи "слишком рано" выпущенные в свет
произведения у нас не охраняются.
Зарубежное и международное законодательство об авторском праве
продолжает развиваться. Очевидно, что необходимо и дальше разрабатывать
на международном уровне правовые вопросы, связанные со спутниковым и
кабельным вещанием, развитием цифровых интерактивных сетей,
распространением продуктов мультимедиа, электронной доставкой
документов. Ждет своего решения ряд сложных проблем правового
характера, связанных с выбором законодательства в случаях
трансграничного нарушения авторских прав.
Именно Бернская конвенция призвана поддерживать стабильность в
меняющемся мире, сделать процесс дальнейшего развития международного
законодательства предсказуемым, а его результаты - взаимовыгодными для
всех участвующих в нем сторон. Россия должна активно участвовать в этом
процессе и влиять на его результаты. Неполноценность присоединения к
Бернской конвенции может этому помешать.

Сегодня интеллектуальная деятельность человека важна и имеет
первостепенное значение не только для духовного развития человека и
человечества, но и для социального и экономического состояния любого
государства. Она является важной составной частью безопасности
государства, поскольку недостаточный интеллектуальный потенциал,
являющийся, в первую очередь, следствием недостаточной нормативно-
правовой базы, ведет к неконкурентоспособной экономике, а значит,
слабому государству.
Незаконное воспроизведение произведений (литературы, искусства, науки
и т.д.) наравне с незаконным распространением являются наиболее
известными видами их нелегального использования. В большинстве случаев
нарушителями авторских прав выступают граждане и коммерческие
организации.



Заключение

Важной функцией государства является обеспечение правовой охраны
объектов авторских и смежных прав, создаваемых или используемых на его
территории.
Наибольшие проблемы возникают с применением законодательства, о чем
свидетельствует скудная и противоречивая судебная практика. Поэтому
важнейшей задачей является совершенствование не столько
законодательства, сколько судебной системы. Добиться быстрого,
объективного, беспристрастного, законного судебного разрешения
возникающих конфликтов можно было бы за счет специализации судей и
юридических служб. Необходимо также решить вопросы компенсации за
время, потраченное правообладателями в судах на защиту своих прав,
оплаты труда их представителей. Такой подход позволит наладить
эффективную работу, обеспечить не простое декларирование, а подлинную
реализацию авторских прав.
Наиболее распространенные в настоящее время виды нарушений авторского
права и смежных прав - это использование соответствующих объектов без
оформления договорных отношений с правообладателями, неуказание имени
автора при использовании произведения.



Нормативно-правовые акты


Конвенция об охране интересов производителей фонограмм от незаконного
воспроизводства их фонограмм (Женева, 29 октября 1971 г.)

Бернская Конвенция об охране литературных и художественных
произведений (Парижский Акт, ВОИС, 24 июля 1971 г.)

Всемирная конвенция об авторском праве (подписанная в Женеве 6
сентября 1952 г.)

Всемирная конвенция об авторском праве от 6 сентября 1952 г.
(пересмотрена в Париже 24 июля 1971 г.)

Гражданский кодекс РСФСР от 11 июня 1964 г. (в редакции от 24 декабря
1992 г.) (с изм. и доп. от 30 ноября 1994 г., от 26 января 1996 г., от
14 мая, 26 ноября 2001 г.).

Закон РФ от 9 июля 1993 г. N 5351-I "Об авторском праве и смежных
правах" (с изм. и доп. от 19 июля 1995 г.)

Постановление ВС РФ от 9 июля 1993 г. N 5352-I "О порядке введения в
действие Закона Российской Федерации "Об авторском праве и смежных
правах"

Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 14
декабря 2000 г. N КА-А40/5680-00 Суд правомерно отказал в
удовлетворении иска о запрещении несанкционированного использования
результатов интеллектуальной деятельности, поскольку использованные
ответчиком сведения носят информационный характер и неоднократно
описаны в опубликованных статьях

Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 7
декабря 2000 г. N КА-А40/5475-00 Договор в части передачи ответчику
авторских прав на телефильм признан недействительным, поскольку
передающее лицо не являлось правообладателем. Исходя из этого иск о
запрете передачи в эфир спорного фильма удовлетворен



Литература



Постатейный комментарий к Закону РФ "Об авторском праве и смежных
правах" (Э.П. Гаврилов)

Постатейный комментарий к Конституции Российской Федерации (под ред.
Окунькова Л.А.)

"Корпоративная борьба с нарушениями авторских и смежных прав"
(Хаметов Р., "Хозяйство и право", 1998, N 4)

"Предмет доказывания по делам о нарушениях авторских прав" (Хаметов
Р., "Хозяйство и право", 1997, NN 9,10)

"Передача исключительных прав по авторскому договору" (Степанова
О.А., "Вестник Московского университета", Серия 11, Право, 1997, N 6)

О принципах международной охраны авторских прав (П.Д. Барановский,
"Журнал российского права", N 8, август 2001 г.)

"Нужны работающие механизмы защиты авторских прав" (Близнец И.,
Леонтьев К., "Российская юстиция", 1999, N 11)

Интеллектуальная собственность. Реализация положений Бернской
конвенции в России (Л. Подшибихин, К. Леонтьев, "Российская юстиция", N
4, апрель 2001 г.)

"Авторские права на литературные произведения" (Чупова М.,
"Российская юстиция", 1999, N 7)

-----------------------
[1] "Передача исключительных прав по авторскому договору" (Степанова
О.А., "Вестник Московского университета", Серия 11, Право, 1997, N 6)

[2] Постатейный комментарий к Закону РФ "Об авторском праве и смежных
правах" (Э.П. Гаврилов)

[3] "Нужны работающие механизмы защиты авторских прав" (Близнец И.,
Леонтьев К., "Российская юстиция", 1999, N 11)

[4] Постатейный комментарий к Закону РФ "Об авторском праве и смежных
правах" (Э.П. Гаврилов)

[5] "Корпоративная борьба с нарушениями авторских и смежных прав"
(Хаметов Р., "Хозяйство и право", 1998, N 4)

[6] Интеллектуальная собственность. Реализация положений Бернской
конвенции в России (Л. Подшибихин, К. Леонтьев, "Российская юстиция", N
4, апрель 2001 г.)






Новинки рефератов ::

Реферат: Концепция культуры в работе О Шпенглера "Закат Европы" (Культурология)


Реферат: Античное искусство Рима (Искусство и культура)


Реферат: Коммуникативные каналы (Журналистика)


Реферат: Николай Второй (История)


Реферат: Олимпийские игры 1908 года (Физкультура)


Реферат: Билеты и ответы по туризму и экскурсиям (Туризм)


Реферат: Социальная работа в системе социального обслуживания (Социология)


Реферат: Повышение эффективности животноводства (Сельское хозяйство)


Реферат: Внешняя политика России во второй половине 19 века (История)


Реферат: Сон как явление (Психология)


Реферат: Анализ трудовых ресурсов (Бухгалтерский учет)


Реферат: Германия. Баухауз и его вклад в развитие мирового дизайна (Архитектура)


Реферат: Договор хранения (Гражданское право и процесс)


Реферат: Биомагнетизм (Физика)


Реферат: Государство: общая характеристика (Теория государства и права)


Реферат: Центральный Банк РФ: его функции и роль. Правовая основа деятельности ЦБ РФ (Банковское дело)


Реферат: Разработка АРМ научно-технической библиотеки университета (Программирование)


Реферат: Анализ методов сокращения пригара на стальном литье (Металлургия)


Реферат: Санкт-Петербург в правление Елизаветы Петровны (Государство и право)


Реферат: Борьба Руси с агрессией немецких и шведских феодалов. Александр Невский (История)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист