GeoSELECT.ru



Педагогика / Реферат: Современные психолого-педагогические технологии обучения (Педагогика)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Современные психолого-педагогические технологии обучения (Педагогика)



Санкт-Петербург, 2002г.

Реферат



Современные психолого-педагогические технологии обучения



Содержание


Введение

1. Обучающие игры: их функции, особенности и основные виды

2. Дистанционное обучение
Заключение
Литература
Введение

В общем виде процесс обучения представляет собой процесс управления,
т.е.воздействия на педагогическую систему, организацию знаний. Для
успешного его осуществления в педагогической науке разрабатываются модели,
способствующие оптимальному управлению в педагогических системах. К ним
относятся специальные методы (методики)и технологии обучения.
В.П. Беспалько дает следующее определение педагогической технологии:
Педагогическая технология – это систематичное воплощение на практике
заранее спроецированного учебно-воспитательного процесса[1]. Отличием
педагогических технологий от любых других является то, что они способствуют
более эффективному обучению за счет повышения интереса и мотивации к нему у
учащихся.

В настоящее время существует множество психолого-педагогических технологий,
различающихся по целям, задачам, структуре: методики ускоренного обучения
(например, 25-й кадр для изучения иностранных языков; метод быстрого
обучения навыкам машинописи), групповое обучение, обучающие игры и др.
Многие из них используются не только в образовательном процессе, но и в
других сферах. Так, например, большое распространение получили тренинги на
предприятиях – деловые игры для выработки и стимулирования определенных
качеств и навыков сотрудников.


С развитием информационных технологий большими темпами идет становление
системы дистанционного образования – обучения через сеть Интернет, что
открывает широкие возможности применению новейших психолого-педагогических
методик.


Поскольку в настоящее время обучающие игры и дистанционное обучение
вызывают особый интерес, именно их мне бы и хотелось рассмотреть в своей
работе.


Обучающие игры: их функции, особенности и основные виды.

Обучающие игры занимают важное место среди современных психолого-
педагогических технологий обучения. Как метод они получили распространение
в 70-е годы 20 века. В настоящее время в зависимости от сферы применения
существуют различные модификации обучающих игр. Так, при подготовке
офицеров применяются военные игры, для актеров существуют сюжетно-ролевые
игры, для бизнесменов и руководителей – специальные тренинги.
Обучающие игры выполняют 3 основные функции:
. Инструментальная: формирование определенных навыков и умений;
. Гностическая: формирование знаний и развитие мышления учащихся;
. Социально-психологическая: развитие коммуникативных навыков.
Каждой функции соответствует определенный тип игры: инструментальная
функция может выражаться в игровых упражнениях, гностическая – в
дидактических, последняя – в ролевых играх.
Для повышения эффективности обучающей игры ее технология должна отвечать
определенным требованиям:
. Игра должна соответствовать целям обучения;
. Имитационно-ролевая игра должна затрагивать практическую
педагогическую (психологическую) ситуацию;
. Необходима определенная психологическая подготовка участников игры,
которая бы соответствовала содержанию игры;
. Возможность использования творческих элементов в игре;
. Преподаватель(психолог) должен выступать не только в роли
руководителя, но и как корректор и консультант в процессе игры.
Любая обучающая игра состоит из нескольких этапов:
1) Создание игровой атмосферы. На данном этапе определяется содержание
и основная задача игры, осуществляется психологическая подготовка
ее участников;
2) Организация игрового процесса, включающая инструктаж - разъяснение
правил и условий игры участникам - и распределение ролей среди
них;
3) Проведение игры, в результуте которой должна быть решена
поставленная задача;
4) Подведение итогов. Анализ хода и результатов игры как самими
участниками, так и экспертами ( психологом, педагогом).
Следует отметить, что в обучающих играх используется не только игровой
метод как таковой. В процессе игры можно применять групповую и
индивидуальную работу, совместное обсуждение, проводить тестирование и
опрос, создавать ролевые ситуации. Иными словами, игра органично сочетает и
позволяет использовать различные методы – анкетирования, социометрии,
«мозгового штурма» и др.
Вместе с тем, в педагогике игровой метод имеет некторую специфику. В
процессе обучения игра зачастую используется как вспомогательный элемент,
дополнение к теоретическому материалу и не может выступать в качестве
основного метода обучения.

Исходя из методов, целей и особенностей обучающих игр можно выделить
следующие их разновидности:
> имитационные игры используются в профессиональном обучении при
формировании определенных производственных навыков. Так, в игре
«Импод» имитируется организационно-экономическая деятельность
условного швейного производства. Участники игры разрабатывают основные
этапы своего швейного производства, а также применяют полученные
практические навыки по моделированию и пошиву изделий.
> сюжетно-ролевые. В их основе лежит конкретная ситуация - жизненная,
деловая или иная. Игра в этом случае напоминает театральную
постановку, где каждый участник выполняет(играет) определенную роль.
Это игры творческие, в которых сюжет – форма интеллектуальной
деятельности, поэтому в данном случае большое значение играет
подготовка участников и разработка сценария игры.
> инновационные игры. Их основное отличие от других видов состоит в их
подвижной структуре и проведении игры в нескольких обучающе-
развивающих «пространствах» - например, с использованием компьютерных
программ. Инновационные игры направлены на получение качественно иного
знания с использованием новейших педагогических и информационных
технологий.
Если вышеперечисленные виды игр различались по методу, то принцип
выделения последних – это цель, назначение игры, состоящая в формировании
определенных навыков управления конкретной ситуацией.
> организационно-деятельностные. В них акцент ставится на диагностике
игровой ситуации и обосновании выбора вариантов решения проблемы. С
точки зрения методов здесь больше внимания уделяется диалогу, общению
участников и другим формам групповой работы.
> деловые тренинги – этот вид подробнее будет рассмотрен ниже.

Эта классификация не является окончательной и может быть продолжена.
Следует также отметить, что формы обучающих игр отличаются разнообразием и
могут сочетаться и взаимодополнять друг друга– например, может быть ролевая
деловая игра, инновационно-имитационная и т.д. Ярким примером сферы
применения такого вида игр является обучение иностранному языку. В этом
случае в играх сочетаются различные методы, направленные на
совершенстование навыков владения языком. Так, в игре «Презентация»[2]
студентам необходимо представить свою «фирму» на получение «кредита от
банка» на английском языке. Аргументируя свои позиции, они воспроизводят
различные ситуации делового общения, что дает им не только возможность
языковой практики, но и позволяет развить определенные деловые качества и
творческие способности, которые могут быть полезны в их будущей профессии.

Одной из наиболее эффективных методик выступает деловая игра. В процессе ее
моделирования определяется проблемная ситуация (кейс), и цель игры состоит
в поиске путей ее разрешения. Деловые игры применяются как в
образовательной, так и деловой сферах.
o Пример обучающей деловой игры приводился при рассмотрении игры
«Презентация. Другой пример - игра «Новый менеджер»[3](Эта игра
использовалась при конкурсном отборе на должность менеджера в
конкретную фирму). Ход игры включал 3 этапа – доклад кандидата, кейс-
стадии(участие в конкретных ситуациях) и групповое решение проблем.
Здесь от кандидатов требовалось не просто показать свои знания, но
сделать это наилучшим образом, т.е. проявить компетентность и
оригинальность при решении управленческих задач.
Деловые игры в образовательном процессе часто используются при изучении
экономических дисциплин. Так, например, игра «Инвестор» ставит целью
планирование и организацию инвестиционного проекта, что позволяет учащимся
усвоить понимание целей и задач инвестиционной деятельности.
В целом в процессе деловой игры у ее участников формируется и закрепляется
механизм поиска решения проблемы. Кроме того, она оказывает корректирующее
влияние на психологию учащихся, т.к. лишена психологической напряженности,
присущей традиционным формам обучения и ориентирует участников на более
полное восприятие учебного процесса.

Психологические игры, проводимые для бизнесменов, позволяют выявить у них
специфические качества и навыки, необходимые для управления/руководства
фирмой, делового общения, создания и поддержания «духа компании». Во время
психологических тренингов игры могут носить и раскрепощающий характер. Так,
например, игра «Знакомство деловых партнеров» направлена на создание
благоприятной атмосферы в группе.
o «Эффективная коммуникация»- пример психологического тренинга[4]
Оновная цель тренинга состояла в обучении участников навыкам эффективного
общения, т.е.такого, от которого сам человек и его слушатели получали бы
удовлетворение.
В процессе тренинга (который проходил 3 дня) участники усвоили основные
принципы вербального и невербального общения, получили не только
коммуникативные навыки, но и навыки «обратной связи»(умение слушать),
научились элементам переговорного процесса и поведению в конфликтной
ситуации общения. Все это было достигнуто благодаря использованию различных
психологических методов: тестов, упражнений, групповых обсуждений и
самотосятельной работы. Особое место отводилось формированию личностной
позиции( «Я-концепция»), усвоению психологических моделей (например, модель
«Айсберг», отражающая механизм и аксиомы коммуникации). Каждый этап
тренинга - игра или психологическая методика - сопровождался анализом
высококвалифицированного психолога-ведущего. Использование этих и других
технологий способствовало органичному сочетанию теории и практики и делало
сам тренинг динамичным.
В результате тренинг помог участникам научиться правильно оценивать себя и
других, эффективно строить общение с другими людьми как в повседневной
жизни, так и в деловых ситуациях и, конечно, любить сам процесс общения.

Завершая рассмотрение деловых игр, отметим, что они обучают:
. сопоставлять свое мнение с мнением других;
. оценивать свои амбиции и возможности, уровень авторитета и степень
доверия со стороны коллектива;
. находить выход из конфликтных ситуаций в деловой сфере и
межличностном общении;
. осозновать свои поведенческие и психологические установки;
. выполнять различные функциональные роли и др.

Итак, роль обучающих игр в образовании и психологии чрезвычайно важна. В
педагогике они являются неотъемлемой составляющей развивающего обучения,
которое основывается на развитии активности, инициативы, самостоятельности
учащихся. Говоря о роли деловых игр, известный отечественный педагог и
психолог М.И.Махмутов отмечал, что значение этой технологии состоит в
развитии познавательной, социальной и профессиональной активности учащихся,
формирования у них навыков участия в деловых играх[5].
О результатах применения обучающих игр в целом свидетельствуют
многочисленные исследования отечественных специалистов, которые отмечают,
что эта технология позволяет повысить эффективность обучения в среднем в 3
раза.
Обучающие игры в целом и деловые в частности имеют также психологическое
значение и широко применяется в деловой сфере, способствуя развитию
профессиональных и личностных качеств бизнесменов.

На современном этапе глобализации и развития компьютерных технологий игры и
другие психолого-педагогические методики и технологии могут успешно
применяться в виртуальном пространстве. Проблеме дистанционного образования
как новейшей технологии обучения посвящена следующая часть работы.

Дистанционное обучение

Подобно тому, как ранее изобретение пера и бумаги вывело развитие
образования на новый уровень, информационные технологии стали новой
революцией в современном обществе. В обучении телекоммуникации и
компьютерные технологии открывают дорогу новым формам представления
информации и передачи знаний. Ведущей из таких форм становится образование
в сети Интернет, именуемое дистанционным.
«Дистанционное обучение – это комплекс образовательных услуг,
предоставляемых широким слоям населения в стране и зарубежом с помощью
специализированной информационно-образовательной среды, базирующийся на
средствах обмена учебной информацией на расстоянии (компьютерная связь,
спутниковое телевидение и т.п.).»[6]Особенностью дистанционного обучения
является, во-первых, обособленость (удаленность) учащегося от
преподавателя; во-вторых, самостоятельность – это некий вариант заочного
обучения; и, в-третьих, активная интеграция информационных средств и
ресурсов в процесс обучения. Так, например, система Tandem[7]позволяет
найти партнера по изучению одного из европейских языков и выступает
посредником в обучении, предлагая определенную методику организации
процесса общения.

Какое же значение могут выполнять в дистанционном обучении психолого-
педагогические технологии? В виртуальном пространстве они также могут
выполнять функцию активизации процесса обучения, но на качественно ином
уровне: они должны отвечать требованиям виртуальной среды и сочетаться с
информационными технологиями. Последнее утверждение вызывает острую
полемику среди специалистов тех стран, где новейшие технологии давно
интегрированы в образовательный процесс[8]. Для них важным является вопрос,
какое влияние оказывает использование современных технических и
информационных средств на учащихся.
Вот как оценивают использование новейших технологий в обучении французские
специалисты[9].
Новейшие технологии, по их мнению, имеют следующие преимущества:
> способствуют повышению мотивации обучения;
> являются источником информации, стимулируют самообразование,
формируют навыки самостоятельной, сосредоточенной деятельности;
> повышают информативность, интенсивность, результативность
образования;
> способствуют его диверсификации, использованию игрового и
скоростного обучения.
Вместе с тем, многие специалисты далеки от идеализации роли новейших
технологий и даже ставят их использование под сомнение. Так, например,
японский педагог С.Судзуки считает, что ЭВМ, с одной стороны, помогают
развивать интеллект учащихся, но, сдругой стороны, не обеспечивают прочного
закрепления знаний. Французский педагог Л.Легран, рассматривая феномен
мотивации учащихся при работе с компьютером, предлагает проанализировать,
является ли возникающая при этом игра учебной[10]. Кроме того, компьютерные
занятия имеют и негативные последствия – невроз, снижение зрения и др.
В целом иностранные специалисты сходятся во мнении, что необходим
комплексный подход к анализу новейших средств обучения, подразумевающий
качественную подготовку/переподготовку учителей, а также сотрудничество
ученых, педагогов и специалистов в области новейших технологий.

Все эти проблемы являются актуальными при анализе дистанционного
образования, поскольку оно выступает сферой, польностью связанной с
применением информационных технологий.
Одним из главных принципов дистанционного обучения является его доступность
– каждый желающий может при опредленных условиях стать «виртуальным
студентом». Однако, здесь возникает еще одна проблема: как оптимально
сочетать доступность с высоким качеством? Вот как видит возможные пути
решения этой проблемы один из отечественных специалистов[11]. Для
совершенствования качества в сравнении с традиционными формами обучения
программа дистанционного образования должна включать следующие принципы:
> Баланс системы «качество – доступность» может буть достигнут при
сочетании эффективного финансирования, при котором средства идут на
создание образовательного пространства (информационных ресурсов и
учебного материала), с оптимальной орагнизацией процесса обучения.
Последнее подразумевает разработку специализированного программного
обеспечения, обеспечивающего поиск информации в сети, а также создание
дополнительных ресурсов – электронных баз данных, библиотек и ссылок
на необходимые источники.
> Учебно-методическая работа преподавателей предполагает выход на новый
уровень – сотрудничество со специалистами по психологии и
информационным технологиям, а также со студентами и пользователями
Интернет.
> В виртуальном пространстве особое значение имеет постоянное
совершенствование и обновление ресурсов, поэтому образование “on line”
должно быть в некотором смысле универсальным. Это требует
использования в обучении активизирующих методов и технологий. В
дистанционном образовании большую роль играют виртульные семинары,
конференции и форумы, электронная переписка с преподавателями. Не
теряют своей актуальности психолого-педагогические технологии:
моделирующие программы, предназначенные для проведения деловых игр в
сети, виртуальные психологические тесты и опросы, коллективная работа
в сети (например, с использованием телемостови телеконференций) могут
успешно дополнять виртуальное образование, повышать его качество и
интерес к нему.
> Важной проблемой виртуального обучения является критерий оценки
знаний. Дистанционное образование во многом самостоятельный процесс,
поэтому в задачи преподавателей входит формирование активного
отношения молодежи к учению. В связи с этим необходимо не только
внедрение тестового контроля, но и оценки самостоятельности и
активности студента.
> Учебная программа должна быть максимально гибкой - учащийся должен
иметь право выбора наиболее доступной и удобной для него формы
обучения. В виртуальном пространстве большую роль играют мотивация и
заинтерисованность учащегося, и если обучающие технологии не будут это
учитывать, возникает опасность его «потери»– студент в любой момнет
может перейти к конкуренту или вернуться к традиционным формам
обучения.
Итак, дистанционное образование создает широкие возможности применению
обучающих и информационных технологий, подразумевает их совместное
применение. Вместе с тем, на современном этапе его организация образует
целый комплекс нерешенных проблем. Даже самые лучшие и передовые технологии
– как информационные, так и психолого-педагогические – без адекватной
организации учебного процесса могут оказать обратное, порой разрушительное,
воздействие, поэтому для качественного и доступного образования
недостаточно просто внедрить их в процесс обучения, необходим творческий
подход к делу, создание налаженной системы организации учебной работы
преподавателей и студентов.
В заключении автор статьи и вышеизложенного подхода к эффективному
внедрению информационных технологий в образовательный процесс делает
выводы, аналогичные высказываниям иностранных специалистов: улучшить
качество и доступ к образованию можно за счет интеграции усилий ученых,
преподавателей и специалистов в различных областях.



Заключение

Проанализировав два типа современных психолого-педагогических технологий,
можно сделать следующие выводы.
Обучающие игры представляют собой действенные технологии, которые
находят применение как в обучении, так и во многих других сферах
деятельности. В педагогике они способствуют активизации учебного процесса,
пробуждение творческого начала учащихся. При подготовке специалистов
психологические тренинги с использованием игрового метода позволяют, в
игровых ситуациях найти решение проблемам, часто имеющим место в жизни,
повысить заинтерисованность участников, а также создают открытую атмосферу
общения.
Несмотря на популярность, игра остается одним из сложных и спорных
понятий философии и психологии. До сих пор ведутся споры о том, каково ее
предназначение, какие задачи выполняет присутствие этого "излишества" в
человеческом бытии. "Игра в бисер" Г.Гессе, "Человек играющий" (Homo
ludens) Й.Хейзинги – все эти явления свидетельствуют о том, что именно
посредством необыкновенного, неочевидного с точки зрения прагматического
смысла осуществляется основное человеческое предназначение, состоящее в
возможности подняться к вершинам духа, оторваться от телесных потребностей
и земного существования. Именно в игре создается нечто новое, чего не было
раньше.

Одной из самых новейших образовательных технологий является дистанционное
обучение, позволяющее в домашних условиях при помощи компьютера или
телекоммуникаций получить высшее образование или пройти курсы иностранного
языка в университете или школе, находящемся в другой стране. Однако,
развитие дистанционного образование порождает и ряд проблем, связанных с
качеством преподавания и использованием современных информационных средств
в обучении.
В виртуальном образовании также стоит вопрос об эффективной организации
учебного процесса, повышении заинтерисованности учащихся, и здесь большую
роль могут играть психолого-педагогическе технологии, применяемые и в
традиционном обучении: сетевые игры, виртуальные семинары, тренингии,
совместные коллективные проекты и др Два типа технологий – информационные и
обучающие – могут (и должны) успешно сочетаться, способствуя
диверсификации процесса обучения, развитию творческого потенциала и
познавательных стремлений личности, что и является смыслом образования в
целом.

Ж.-Ф.Лиотар в своей работе «Состояние постмодерна», говоря о знании в
информационных обществах, отмечал, что в эпоху постмодерна актуальным
становится получение доступа к информации. В этом случае роль образования
сводится к разработке междисциплинарного подхода и обучению «приемам»
получения знаний. Можно сказать, что возможности дистанционного образования
в полной мере отражают эти принципы. Необходимо лишь, чтобы была в полной
мере обеспечена соответствующая методологичекая и управленческая база для
его успешного функционирования.
Литература

1. Ж.-Ф.Лиотар.Состояние постмодерна.СПб, 1998
2. Якунин В.А. Педагогическая психология. СПб, 2000
3. Бадмаев Б.Ц. Психология и методика ускоренного обучения.М,1998
4. Педагогический менеджмент и прогрессивные технологии обучения.
/Материалы научной конференции. СПБ,1996
5. Захарова И.Г.Информационные технологии для качественного и доступного
образования// Педагогика, №1,2002
6. Nouvelles technologies – rйussir la rйvolution?// Le Monde de
l’йducation, №287 (12), 2000
-----------------------
[1] См: Педагогический менеджмент и прогрессивные технологии обучения. СПб,
1996,Ч.2 с.33
[2] См: там же,с.95-98
[3] Там же, с.58
[4] По материалам тренинга, проводимого ЗАО «Тим Трейнинг Россия» для
компании JTI,2000г.
[5] См.: там же, с.33-34
[6] Цит.по: там же, Ч.2,с.120
[7] См.: www.rsu.ru
[8] Особое развитие дистанционное обучение получило в европейских странах
(Германии и Франции) и в Канаде.
[9] См.: Nouvelles technologies – reussir la revolution?// Le Monde de
l’education, №287 (12), 2000,с.20-32 (пер.с франц.: Новейшие технологии –
успешная революция?//Мир образования)
[10] Мнения специалистов приводятся по материалам указанной выше статьи.
[11]Здесь и далее см.: И.Г.Захарова. Информационные технологии для
качественного и доступного образования// Педагогика, №1,2002, с.27-33.





Реферат на тему: Современные технологии в образовании


ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ


ТИХООКЕАНСКИЙ ИНСТИТУТ
ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ТЕХНОЛОГИЙ

[pic]



В. И. Чупрасова



СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ



ВЛАДИВОСТОК
2000 г.


Оглавление


Оглавление 2


Введение 3


Раздел I. Теория и практика современных технологий в образовании 4

Глава 1. Теоретические основы современных технологий в образовании 4
1.1. Понятие технологии 4
1.2. Классификация технологий. Общая характеристика гуманитарных
технологий 5
1.3. Особенности гуманитарных педагогических технологий 8

Раздел II. Современные технологии обучения 14

Глава 2. Предметно-ориентированные технологии обучения 14
2.1. Технология постановки цели 14
2.2. Технология полного усвоения (по материалам М. В. Кларина) 26
2.3. Технология педагогического процесса по С. Д. Шевченко 30
2.4. Технология концентрированного обучения 33

Глава 3. Личностно-ориентированные технологии обучения 37

3.1. Технология педагогических мастерских 37
3.2. Технология обучения как учебного исследования (из книги Д. Г.
Левитеса «Практика обучения: современные образовательные технологии») 38
3.3. Технология коллективной мыследеятельности (КМД) (из опыта Д. Г.
Левитеса — «Практика обучения: современные образовательные технологии»)
40
3.4. Технология эвристического обучения 44

Глоссарий 51


Литература 52


Введение

Новые образовательные технологии сопровождают результаты значительных
научных исследований. Так, развитие кибернетики и вычислительной техники
обусловило развитие программированного обучения; результаты исследований
закономерностей развития человеческого мышления привели к развитию
проблемного обучения; деятельностный подход возник на основе исследований
психологов и философов в области человеческой деятельности.
Тенденции развития современных образовательных технологий напрямую
связаны с гуманизацией образования, способствующей самоактуализации и
самореализации личности.
В документах ЮНЕСКО технология обучения (понятие не является
общепринятым в традиционной педагогике) рассматривается как системный метод
создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения
знаний с учётом технических, человеческих ресурсов и их взаимодействия.
На смену отдельным формам и методам активного обучения, делающим
процесс обучения разорванным на части, приходят целостные образовательные
технологии вообще и технологии обучения, в частности. Технологичность
учебного процесса состоит в том, чтобы сделать учебный процесс полностью
управляемым.
В данном курсе лекций представлена попытка теоретического и
экспериментального анализа некоторых проблем, связанных с обучением
школьников, и дан обзор наиболее эффективных (с точки зрения автора)
технологий обучения. В этом плане материал может оказать определённую
помощь и учителям-практикам в организации эффективного учебного процесса, и
учащимся, которым ещё предстоит столкнуться с проблемой выбора: как лучше
построить урок, как отобрать и выстроить учебный материал для данной темы,
раздела, курса. Но в первую очередь содержание курса адресовано завучам —
школьным менеджерам, в задачу которых входит ответственность за выбор
школой той или иной образовательной стратегии и построение методически
выверенного учебно-воспитательного процесса.

Раздел I. Теория и практика современных технологий в образовании


Глава 1. Теоретические основы современных технологий в образовании


1.1. Понятие технологии

Идея непрерывного образования может быть реализована в современных
условиях, если и общеобразовательная, и высшая школы смогут эффективно
решить задачи по передаче накопленного опыта молодому поколению: обучить
методам работы с информацией, методам создания новых знаний, а самое важное
— методам поддержания необходимого уровня знаний о развивающемся мире.
Поэтому каждому преподавателю и учащемуся для овладения процессами
«преподавания» и «учения» «желательно владеть тремя языками: родным языком,
языком науки, языком технологии», рассматривая их как основы
профессиональной деятельности.
Технология — от греческих слов technл (искусство, ремесло, наука) и
logos (понятие, учение). В словаре иностранных слов: «технология —
совокупность знаний о способах и средствах проведения производственных
процессов (металлов, химических…)».
С помощью технологии интеллектуальная информация переводится на язык
практических решений. Технология — это и способы деятельности, и то, как
личность участвует в деятельности. «Любая же деятельность может быть либо
технологией, либо искусством. Искусство основано на интуиции, технология —
на науке. С искусства всё начинается, технологией заканчивается, чтобы
затем весь процесс начался снова».
Современные технологии в образовании рассматриваются как средство, с
помощью которого может быть реализована новая образовательная парадигма.
Тенденции развития образовательных технологий напрямую связаны с
гуманизацией образования, способствующей самоактуализации и самореализации
личности. Термин «образовательные технологии» — более ёмкий, чем
«технологии обучения», ибо он подразумевает ещё и воспитательный аспект,
связанный с формированием и развитием личностных качеств обучаемых.
В документах ЮНЕСКО технология обучения рассматривается как системный
метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и
усвоения знаний с учётом технических и человеческих ресурсов и их
взаимодействия. Это определение технологии, как и множество подобных ему,
не может претендовать на полноту и точность, несмотря на то, что непрерывно
появляются новые (экологические, космические, информационные) технологии.
В самом общем виде технология — это продуманная система, «как» и
«каким образом» цель воплощается в «конкретный вид продукции или её
составную часть. Например, из научной и методической литературы назовём
некоторые варианты определения технологии:
. технический метод достижения практических целей;
. совокупность способов, используемых для получения предметов,
необходимых для существования человека;
. набор процедур и методов организации человеческой деятельности;
. средства, используемые для моделирования поведения человека [2, 14,
17, 19, 27].
Современный подход к преподаванию заключается в построении его на
технологической основе. Общие принципы и правила технологии преподавания
видятся в следующем:
1. Принцип педагогической целесообразности, сформулированный А. С.
Макаренко: «Ни одно действие педагога не должно стоять в стороне от
поставленных целей».
2. Взаимосвязь и взаимообусловленность преподавания и учения как двух
неразрывных сторон процесса обучения. Преподавание — это
организация педагогически целесообразной самостоятельной
деятельности учащихся. Главная задача учителя, как её видел К. Д.
Ушинский, — превратить деятельность ученика в его самодеятельность.
3. Предельная конкретизация учебно-воспитательных и развивающих целей
в содержании, методах, средствах обучения, в организуемых учителем
способах деятельности учащихся.
4. Необходимым элементом технологии преподавания является тематическое
планирование, включающее краткую характеристику конечных
результатов и построение всей цепочки отдельных занятий, связанных
одной логикой.
5. Организация контроля на каждом этапе учебно-познавательной
деятельности учащихся.
6. Стимулирование творческой деятельности учащихся, ориентация на
ученика не только знающего, но и умеющего.
7. Разнообразие форм и методов обучения, недопущение универсализации
отдельного средства или формы.
Непосредственное обращение к педагогическому опыту мастеров-новаторов
позволит выявить и другие, не менее важные, признаки и положения технологии
преподавания. Для более детального изучения вопроса рекомендуется учебное
пособие В. М. Коротова «Технология преподавания» (Самара, 1998 г.) [16].
Пока технология не создана, господствует индивидуальное мастерство. По
мере совершенствования индивидуального мастерства растёт, развивается
«коллективное творчество», «коллективное мастерство», концентрированным
выражением которого и является технология.
Полезно изучить и сравнить деятельность, основанную на индивидуальном
мастерстве, с деятельностью, основанной на технологии [13]. И. Подласый
делает это следующим образом:

Таблица 1.1.
Мастерство и технология в сравнении
|Индивидуальное мастерство |Общая технология |
|1. Процесс выполняется работником |1. Процесс расчленяется на части, |
|от начала до конца |каждый работник выполняет свою |
| |часть работы |
|2. Необходимо знание всей системы, |2. Необходимо знание той части |
|всех тонкостей процесса |процесса, которую выполняет |
| |работник |
|3. Нужно всё делать самому |3. Внедряются «готовые» разработки,|
| |освобождающие от необходимости всё |
| |делать самому |
|4. Процесс длительный |4. Процесс намного ускоряется |
|5. Продукт качественный |5. Продукт не менее качественный |
|6. В основе интуиция, чувствование,|6. В основе научный расчёт, знание |
|опыт | |
|7. Продукция лимитируется |7. Продукция не лимитируется |
|возможностями производителя |возможностями отдельных |
| |производителей, возможно массовое |
| |производство |

Разработка современных технологий в образовании должна вестись в
соответствии со следующими принципами:
. принцип целостности технологии, представляющей дидактическую
систему;
. принцип воспроизводимости технологии в конкретной педагогической
среде для достижения поставленных целей;
. принцип нелинейности педагогических структур и приоритетности
факторов, влияющих на механизмы самореализации соответствующих
педагогических систем;
. принцип адаптации процесса обучения к личности учащегося и его
познавательным способностям;
. принцип потенциальной избыточности учебной информации, создающий
оптимальные условия для формирования обобщённых знаний.
Таким образом, с помощью технологий обеспечивается возможность
достижения эффективного результата (цели) в развитии личностных свойств в
процессе усвоения знаний, умений, навыков [2, 19, 21].

1.2. Классификация технологий. Общая характеристика гуманитарных технологий

В современной научно-теоретической литературе и практической
деятельности выдающихся отечественных педагогов выделяются три основных
вида технологий: технические, экономические и гуманитарные. Гуманитарные
технологии подразделяются на управленческо-гуманитарные
(человековедческие), педагогические и психологические [27] (рис. 1.1).
[pic]
Гуманитарные технологии — технологии самовыражения людей,
самореализации их интеллектуальных качеств.
Эффективность технических и экономических технологий определяется,
например, тем, насколько совершенны бизнесмены и менеджеры в применении
гуманитарных технологий. По некоторым социологическим исследованиям,
хозяйственные руководители реализуют свои знания и способности на 30%, от
силы до 70%. Чем ниже их управленческо-гуманитарная подготовка, тем беднее
проявляется их личностно-деловой потенциал. Улучшение этой подготовки
обеспечивает повышение производительности труда на промышленных
предприятиях на 25—30%, а в отдельных случаях — на 40—60%.
Наряду с технологическими и экономическими технологиями, в нашу жизнь
настойчиво вторгаются социальные технологии. Они давно признаны за рубежом.
Интерес к ним возник у нас в связи с появлением в 70—80-х годах в Болгарии
двух крупных работ. Это «Общественные науки и социальная технология» Н.
Стефанова и «Технология и эффективность социального управления» М. Маркова.
Благодаря социологии и социальной психологии, получившим право на
существование в 60-е годы, стали возможны исследования по управлению
социальными процессами. В свою очередь, это потребовало обращения к
социальной инженерии, а потом и к социальным технологиям. Однако столь
запоздалое подключение к данной научно-прикладной области привело к
разночтениям в их понимании, часто социальные технологии ассоциируются с
человековедческими технологиями.
Социальные технологии способствуют решению важного класса проблем
человеческой жизни, но не всех проблем. В них основное внимание уделяется
такому объекту, как социальное явление. Сам человек в них часто не
фигурирует ни как объект, ни как цель. У них свой объект и соответственно —
свои цели. В этом проявляется специализация данного вида технологий.
К гуманитарным технологиям относятся: футурологические, ситуативные и
повседневные.
Футурологические гуманитарные технологии воспроизводят синоптическую
карту, представляющую экономический, социальный, культурный, морально-
психологический и демографический «прогноз» возможных вариантов будущего. С
помощью этих технологий прогнозируется конкретная модель состояния
общества, региона, трудового коллектива, что очень важно для руководителей,
заинтересованных быть готовыми к решению новых проблем в своей
деятельности.
Ситуативные гуманитарные технологии разрабатываются и применяются по
причине каких-то обстоятельств. Например, управление поведением людей в
экстремальных ситуациях. По этим технологиям проводятся специальные
тренинги — профессиональная учёба соответствующих работников. Чаще всего
она осуществляется в виде разбора «ситуация — конфликт» или деловой игры.
Универсальными являются повседневные гуманитарные технологии.
Например, технологии профессионального обучения, технологии поиска
одарённых людей.
Известно, что не всякое гуманитарное знание технологично. Во-первых,
гуманитарные знания характеризуются познавательной направленностью. Во-
вторых, им свойственны абстрактность, возможность произвольного толкования.
В-третьих, им присуще богатство художественного языка, символическое
разнообразие, подтекст.
Попытки придать гуманитарной информации знаковые обозначения пока мало
эффективны. Полученные результаты весьма условны. Всё это подтверждает, что
гуманитарная информация трудоёмка для технологической обработки, как по
содержанию, так и по форме.
Говоря о сущности и содержании гуманитарных технологий, следует
подчеркнуть, что
гуманитарные технологии — это система научно-гуманитарных знаний,
использование которых позволяет реализовать конкретный человековедческий
замысел при помощи определённых условий, средств и способов.
Объект и замысел определяют в технологии всё остальное: какие нужны
научно-гуманитарные знания, условия, средства, способы процесса реализации
замысла. В качестве объекта гуманитарных технологий выступают жизнь и
деятельность отдельной личности, различные социальные общности,
взаимодействие человека и природы. Это самые наукоёмкие технологии.
Разработка каждой технологии нуждается в огромном объёме информации,
специальном её отборе, использовании результатов новейших научных
исследований. Ошибки на теоретическом уровне необходимо свести до минимума,
чтобы не нанести ущерба здоровью или личному достоинству людей, на практике
этого достичь трудно. Для этого необходимо при их разработке многократное
логическое осмысление по схеме «концепция — гипотеза — версия — вариант».
Гуманитарные технологии — трудно алгоритмизируемые. Принцип
пооперационности, характерный для многих технологий, в них применяется
очень ограниченно. Процесс реализации замысла часто невозможно разбить на
последовательный ряд операций или алгоритмов. Не случайно общепризнанные
мастера в области педагогики А. С. Макаренко и В. А. Сухомлинский,
устойчиво добивавшиеся положительных конечных результатов по воплощению в
жизнь воспитательного замысла, называли свою педагогическую теорию и
практику не технологией, а методикой.
Гуманитарные технологии имеют низкий коэффициент гарантированности
достижения замысла. Негарантированность «конечного» результата гуманитарных
технологий обусловлена противоречивостью и уникальностью их объекта.
Объект, с которым они работают, подвержен воздействию такого количества
внутренних и внешних детерминант, что четко определиться в них зачастую не
представляется возможным.
Гуманитарные технологии — особый вид профессиональной деятельности.
Овладение ими доступно людям, обладающим незаурядными личностными и
деловыми качествами, имеющим жизненный опыт, прошедшим специальную
подготовку. Обращение к гуманитарным технологиям правомерно для тех, кто
испытывает потребность в общении с людьми, обладает развитой интуицией,
коммуникабельностью и эмпатией.
Педагогические технологии гуманитарны по своей природе. Важной
особенностью гуманитарной технологии является диалогичность. Условия
диалога в гуманитарной технологии обеспечивается путём преднамеренного
конструирования субъект-субъектных отношений, обуславливающих характер
индивидуально-личностных изменений учителя и учащихся. Результатом такого
взаимодействия будут «состояния», в которых участники педагогического
процесса смогут услышать, понять смыслы друг друга, выработать доступный
язык общения [4].
Гуманитарной технологии свойственна открытость целей работы с
человеком, отсутствие манипулятивности в деятельности педагога. Открытость
возможно обеспечить через прояснение смысла совместных действий,
коллегиальность в формировании и выборе цели, предъявление целей для
экспертизы всем заинтересованным лицам, возможность их коррекции,
изначально заложенную в алгоритм технологии. В основании гуманитарной
технологии лежит внутренняя логика развития прогнозируемого качества, а не
внешнее формальное следование умозрительно запланированным этапам работы
или закономерностям гипотетического построения той или иной образовательной
модели.
Гуманитарность педагогической технологии проявляется в возможности её
влияний на интегральные характеристики человека (потребности, интересы,
мотивы, ценностные ориентации, установки, смыслы), определяющие динамику
личностной системы в целом.
Гуманитарность технологии определяется возможностью «оборачиваемости»
используемых методов, так называемого «двустороннего» эффекта их применения
и возврата к педагогу на индивидуально-личностном уровне [4].
И для исследователей, и для практиков окажется полезным найти, в чём
технологичность практических образцов (коллективная система обучения — КСО;
обучение творческому мышлению в разработках ТРИЗ — теории решения
изобретательских задач; и др.), в чём их возможности и где границы их
применимости, достижение каких педагогических целей они гарантированно
обеспечивают и какими способами. Для расширения границ педагогической
технологии представляет интерес обучение различным видам психофизических
техник: профессиональная спортивная подготовка, тренинг актёрского
мастерства, обучение некоторым психотерапевтическим методикам. Результаты,
которые воспроизводимо достигаются и диагностируются в этих видах обучения
—психофизическая саморегуляция, целенаправленное развитие личностных
качеств обучаемых. Содержание обучения включает целостный опыт учащихся (не
только знания или умения), порождение смыслов, управление психофизическими
состояниями, рефлексию действий, способов получения нового опыта, процесс
коммуникации и его рефлексию. Для «технологического» анализа интересна
воспроизводимость получаемых результатов и процесса их достижения. Мы
считаем важной саму возможность такого технологического подхода, который
позволяет получать личностные учебные результаты. Эта возможность — есть
перспектива создания «высоких педагогических технологий» (понятие предложил
А. М. Лобок в 1994 году); особенность которых состоит в сочетании
воспроизводимости результатов с их личностным характером [8].
Психологические технологии, представляя вид гуманитарных технологий,
направлены на раскрытие, реализацию и развитие индивидуальности учащегося,
оптимизацию его взаимоотношений с учителями, другими людьми. Широкий спектр
психологических технологий, применяемых в педагогическом процессе, помогает
совершенствовать методы преподавания в школе и вузе. Для психологов,
педагогов, студентов может быть полезен в их профессиональной деятельности
тренинг как метод преднамеренных изменений [14, 22].
В 1993 году в Санкт-Петербурге создан Институт Тренинга, его
возглавляет профессиональный тренер Н. Ю. Хрящёва. Коллективом Института
Тренинга разработаны программы тренинга партнёрского общения, тренинга
сенситивности, тренинга креативности, более 200 психологических упражнений,
направленных на развитие умений и установок эффективного общения:
упражнения для создания групповой атмосферы (оптимизации внимания,
мыслительной активности учащихся). Многие упражнения можно использовать
самостоятельно для развития у себя компетентности в общении, сенситивности,
креативности. Главные ценности и смыслы, сформулированные его создателями
уже в самом начале — профессионализм и компетентность, дружелюбие,
честность и порядочность [22].

1.3. Особенности гуманитарных педагогических технологий

Понятие педагогической технологии в сознание учительства входило
постепенно: от первоначального представления о педагогической технологии
как об обучении с помощью технических средств до представления о
педагогической технологии как о систематичном и последовательном воплощении
на практике заранее спроектированного учебно-воспитательного процесса [2].
Описание любого учебно-воспитательного процесса представляет собой
описание некоторой педагогической системы.
Педагогическая система — основа технологического процесса.
В. Беспалько.
Под педагогической системой понимается совокупность (взаимосвязанных)
средств, методов и процессов, необходимых для целенаправленного влияния на
личность.
Педагогическая технология — это проект определённой педагогической
системы, реализуемый на практике.
Следовательно, в основе любой педагогической технологии лежит
системный подход. Система — органичная целостность (класс, школа, вуз,
группа и т. п.). Например, компьютер — система, учащийся, работающий на
нём, — тоже. Но вместе они образуют не новую объединённую систему, а только
комплекс взаимодействующих систем. Комплекс — единство взаимодействующих,
относительно самостоятельно существующих систем.
Педагогическая технология конкретно реализуется в технологических
процессах. В теории обучения технологическими процессами являются,
например, система форм и средств изучения определённой темы учебного курса,
организация практических занятий по отработке умений и навыков в решении
разного типа задач. Каждая задача разрешима с помощью адекватной
(тождественной) технологии обучения. Целостность технологии обучения
(воспитания) обеспечивается тремя её компонентами:
. организационной формой;
. дидактическим процессом;
. квалификацией учителя (или ТСО).
Предметом педагогической технологии являются конкретные взаимодействия
учителей и учащихся в различных видах деятельности, организованные на
основе чёткого структурирования, систематизации, программирования,
алгоритмизации, стандартизации способов и приёмов обучения или воспитания,
с использованием компьютеризации и технических средств.
Задачами педагогической технологии являются:
. отработка глубины и прочности знаний, закрепления умений и навыков
в различных областях деятельности;
. отработка и закрепление социально ценных форм и привычек поведения;
. научение действиям с технологическим инструментарием;
. развитие навыков технологического мышления;
. воспитание привычки чёткого следования требованиям технологической
дисциплины в организации учебных задач и общественно полезного
труда.
В дидактических процессах (процесс — движение, объективно
существующее) различают собственно воспитательный процесс и процесс
обучения. Для организации воспитательного процесса необходимо развернуть
работу по постановке определённых целей. А. С. Макаренко считал, что
подлинное развитие педагогической науки связано с её способностью
«проектировать личность», то есть диагностировать качества и свойства
личности, которые должны быть сформированы (развиты) в процессе воспитания.
Определённость целей позволяет перейти к строгой технологии учебно-
воспитательного процесса, что (существенно) связано с повышением качества
педагогического (воспитательного) процесса.
В чём же состоит глубинный смысл педагогической технологии в целом?
Во-первых, педагогическая технология сводит на нет педагогический
экспромт в практической деятельности и переводит её на путь
предварительного проектирования учебно-воспитательного процесса с
последующей реализацией проекта в классе. Это возможно сделать на языке
понятий «дидактическая (воспитательная) задача» и «технология обучения
(воспитания)».
Во-вторых, в отличие от ранее использовавшихся поурочных разработок,
предназначенных для учителя, педагогическая технология предлагает проект
учебно-воспитательного процесса, определяющий структуру и содержание
деятельности самого учащегося, то есть проектирование учебно-познавательной
деятельности ведёт к высокой стабильности успехов практически любого числа
учащихся.
В-третьих, существенная черта педагогической технологии — процесс
целеобразования. Это центральная проблема педагогической технологии в
отличие от традиционной педагогики. Она рассматривается в двух аспектах: 1)
диагностика целеобразования и объективный контроль качества усвоения
учащимися учебного материала; 2) развитие личности в целом.
В-четвёртых, благодаря представлению о предмете педагогической
технологии как проекте определённой педагогической системы можно
сформулировать важный принцип разработки педагогической технологии и её
реализации на практике — принцип целостности (структурной и содержательной)
всего учебно-воспитательного процесса. Принцип целостности — гармоничность
всех элементов педагогической системы [2].
Принцип целостности означает, что при разработке проекта будущей
педагогической системы любого из видов образования необходимо достичь
гармоничного взаимодействия всех элементов педагогической системы (ПС), как
по горизонтали (в рамках одного периода обучения — четверти, семестра или
учебного года), так и по вертикали — на весь период обучения. При этом
недопустимо вносить изменения хотя бы в один из элементов ПС, не затрагивая
соответствующей перестройкой другие. Так, изменяя цели образования, но
оставляя неизменными его содержание и процессы обучения, имеем
деформированные педагогические системы. Они, как показывает практика,
нежизнеспособны. Однако в мире складывается иное представление о том, что
такое «педагогическая технология» вообще и «технология обучения» в
частности [8].

Таблица 1.2.
Ключевые понятия, включаемые разными авторами
в термин «педагогическая технология» (по В. Ф. Башарину) [8]
|Эксперт или название работы |Смысловое значение понятия |
| |«педагогическая технология» |
|Т. Сакамото (Япония) |Систематизированное обучение на основе |
| |системного способа мышления |
|Л. Фридман, Пальчевский |Совокупность учебных ситуаций, |
|(Россия) |призванных реализовать педагогическую |
| |систему |
|Н. Таланчук (Россия) |Упорядоченная система действий, |
| |выполнение которых приводит к |
| |достижению поставленных целей |
|Международный ежегодник по |А. Выявление принципов и приёмов |
|технологии образования и |оптимизации образовательного процесса |
|обучения, 1978 г. |Б. Использование ТСО |
|М. Кларин (Россия) |Конструирование учебного процесса с |
| |гарантированным достижением целей |
|В. Беспалько (Россия) |А. Педагогическое мастерство. |
| |Б. Описание (проект) процесса |
| |формирования личности учащегося. |
| |В. Содержательная техника реализации |
| |учебно-воспитательного процесса |
|Проект «Новые ценности в |Сложные и открытие системы приёмов и |
|образовании», Институт |методик, объединённых приоритетными |
|педагогических инноваций |образовательными целями, концептуально |
|РАО, 1995 г. |взаимосвязанных между собой задач и |
| |содержания, форм и методов организации |
| |учебно-воспитательного процесса |

При множестве определений понятий «педагогическая технология» вообще и
«технология обучения» в частности, большинство специалистов объединяют их
тремя принципиально важными положениями:
. планирование обучения на основе точного определения желаемого
эталона в виде набора наблюдаемых действий ученика;
. «программирование» всего процесса обучения в виде строгой
последовательности действий учителя и подбора формирующих
воздействий (поощрений и наказаний), обуславливающих требуемое
поведенческое научение;
. сопоставление результатов обучения с первоначально намеченным
эталоном, фактически поэтапное тестирование для выявления
познавательного прогресса, понимаемого как постепенное усложнение
поведенческого репертуара учащихся.
Рационалистическая стратегия образовательного процесса предполагает
чёткое его построение с целью формирования поведенческого репертуара в ходе
научения. М. Кларин, например, выдвигает такую последовательность действий:
Первая фаза — планирование обучения на основе точного определения
желаемого эталона в виде набора наблюдаемых действий учащихся.
Вторая фаза — диагностическая — выявление исходного уровня наблюдаемых
действий. Нужно выявить, какими необходимыми для дальнейшего
познавательного продвижения знаниями учащийся уже овладел. Причём выявить
это не приблизительно, а очень точно для каждого ученика.
Третья фаза — рецептурная: в её рамках предусматривается
«программирование» желаемых результатов обучения и подбор формирующих
воздействий, обуславливающих требуемое поведенческое научение.
Четвёртая фаза — реализация намеченного плана: организационное
обеспечение условий обучения, ввод в действие предусмотренной технологии
поведенческого тренинга.
Заключительная, пятая фаза — оценка результатов путём сопоставления их
с первоначально намеченным эталоном, фактически последовательное, поэтапное
тестирование для выявления постепенного усложнения «поведенческого
репертуара».
Такое обучение с психологической точки зрения носит явную
бихевиористическую окраску.
М. Чошанов, анализируя работы отечественных и зарубежных авторов,
выделяет, в частности, и такие признаки педагогических технологий:
диагностичное целеобразование и результативность предполагают
гарантированное достижение целей и эффективность процесса обучения;
экономичность обеспечивает резерв учебного времени, оптимизацию труда
преподавателя и достижение запланированных результатов в сжатые промежутки
времени;
корректируемость — возможность оперативной обратной связи,
последовательно ориентированной на чётко определённые цели [8].
Разводя понятия «технология обучения» и «методическая система», М.
Чошанов подчеркнул, что «основное отличие состоит именно в мере
выраженности каждого признака. Если в педагогической технологии эти
признаки выражены наиболее сильно, то в педагогической, дидактической и
методической системах они могут быть выражены слабо или отсутствовать
вовсе. Ещё одно отличие заключается в том, что в педагогической технологии
слабо представлен содержательный компонент, который присутствует в
педагогической, дидактической и методической системах. Педагогическая
технология, или, эже, технология обучения является основной
(процессуальной) частью дидактической или методической системы. Так,
например, если методическая система направлена на решение следующих задач:
1. Чему учить?
2. Зачем учить?
3. Как учить?
то технология обучения прежде всего отвечает на третий вопрос с одним
существенным дополнением:
4. Как учить результативно?
Наиболее употребляемо в отечественной педагогике понятие
«педагогическая технология», хотя в то же время и недостаточно прояснено. В
современной практике образования это понятие употребляется, как правило, в
нестрогом научном представлении и обозначает воспроизводимые приёмы,
способы работы педагогов.
Распространённое обращение к понятию технологии основано, прежде
всего, на признаке воспроизводимости педагогической деятельности. В
социальном плане этот признак связан с другим признаком технологии — её
возможной массовостью. Более строгое понимание педагогической технологии в
отечественной педагогике близко к распространённому в мире представлению о
педагогической технологии и рассматривается как построение образовательного
процесса с заданными диагностируемыми результатами (Беспалько В. П.
Слагаемые педагогической технологии. — М., 1989 г.)
Ведущими признаками строгого представления о педагогической технологии
являются:
. диагностичность описания цели;
. воспроизводимость педагогического процесса (в том числе предписание
этапов, соответствующих им целей обучения и характера деятельности
обучающего и обучаемых);
. воспроизводимость педагогических результатов.
М. В. Кларин предложил различать «строгие» и «нестрогие»
педагогические технологии. «Строгие» педагогические технологии содержат
признаки диагностичности и воспроизводимости по отношению как к процессу,
так и к результатам обучения. Они предполагают последовательное построение
учебного процесса, направленное на достижение диагностично заданных учебных
результатов. «Нестрогие» педагогические технологии воспроизводимы по
учебному процессу, но не предполагают диагностичность описанных учебных
результатов.

Таблица 1.3.
Различение «строгих» и «нестрогих» педагогических технологий
| |«Строгие» педагогические |«Нестрогие» |
| |технологии |педагогические технологии|
|Воспроизводимость|Воспроизводимость |Воспрои

Новинки рефератов ::

Реферат: Теория государства и права (Теория государства и права)


Реферат: Австралия и Океания (География)


Реферат: Античная скульптура (Культурология)


Реферат: Новые формы изучения иностранного языка (Педагогика)


Реферат: Проектирование радиоприёмника (Радиоэлектроника)


Реферат: Анализ позиций товаров и услуг на примере сотовой сети Билайн (Бухгалтерский учет)


Реферат: шпора по РПС (География)


Реферат: Декоративное выжигание по дереву (Искусство и культура)


Реферат: Облік і аналіз фінансових результатів (Бухгалтерский учет)


Реферат: Астана (История)


Реферат: Государственный коммунизм или ассоциация свободных и равных производителей (Политология)


Реферат: Комбинированный урок по природоведению (Естествознание)


Реферат: Версии предательства Иуды (Религия)


Реферат: А.П. Чехов (Литература : русская)


Реферат: Гуманизация отношений учителя и учеников на уроках чтения (Педагогика)


Реферат: Анализ состояния и перспективы развития транспортной системы (Транспорт)


Реферат: Профессиональное самоопределение старшеклассников (Педагогика)


Реферат: М.М.Сперанский-реформатор (История)


Реферат: Исторический портрет Нестора Махно (Исторические личности)


Реферат: Экономическая эффективность производства кормов в ОАО "Молодая гвардия" (Сельское хозяйство)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист