GeoSELECT.ru



Культурология / Реферат: Развитие представления о культуре Жана Жака Руссо (Культурология)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Развитие представления о культуре Жана Жака Руссо (Культурология)



Оренбургский государственный аграрный университет



Кафедра культурологии

РЕФЕРАТ


Тема: «Развитие представления о культуре Жана Жака Руссо»



|Выполнил: |Руководитель: |



Оренбург, 2000 г.

С О Д Е Р Ж А Н И Е


Введение 3
1 Жизненный путь Руссо 5
2 Общенаучные интересы 12
3 Конкретные взгляды на культуру 15
Вывод 19
Литература 21


Введение

В настоящее время понятие «культура» означает исторически определенный
уровень развития общества, творческих сил и способностей человека,
выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также
в создаваемых ими материальных и духовных ценностях.
Оценивать достижения культуры необходимо на основе знания исторических
условий ее создания и развития, представления об основных эпохах в истории
человечества и их хронологической последовательности, знания имен
крупнейших представителей различных школ и направлений.
Одной из наиболее значимых и актуальных во многих вопросах по
сегодняшний день является культура эпохи Просвещения. Условно исторические
рамки эпохи Просвещения могут быть ограничены 1689 – 1789 годами. Первая –
дата из английской истории, в 1688 г. совершилась, по выражению западных
историков, «славная революция» в Англии. Французская революция, начавшаяся
в 1789 г., воспринималась современниками как воплощение просветительских
идей Свободы, Равенства, Братства, ставших ее лозунгами. просвещение
оставило неизгладимый след в науке, литературе, искусстве, политике
(просвещенный абсолютизм), но главным образом в истории общественно-
политической мысли и общественного движения.
Деятели Просвещения боролись за установление «царства разума», прежде
всего обеспечиваемого развитием науки. Основой такого царства разума должно
быть «естественное равенство», а отсюда – политическая свобода и
гражданское равенство.
Просветителями были материалисты и идеалисты, сторонники рационализма
(признававшие разум основой познания и поведения людей), сенсуализма
(считавшие таковой ощущением), божественного проведения (уповавшие на волю
Бога).
Как течение общественной мысли Просвещение представляло собой некое
единство. Заключалось оно в особом умонастроении, интеллектуальных
склонностях. Это прежде всего цели и идеалы Просвещения, такие, как
свобода, благосостояние и счастье людей, мир, ненасилие, а также знаменитое
вольнодумство, критическое отношение к авторитетам всякого рода, неприятие
догм. Уверенность в мощи человеческого разума, в его безграничных
возможностях, в прогрессе науки, создающем условия для экономического и
социального благоденствия, – вот пафос эпохи Просвещения.
Просветители происходили из разных классов и сословий: аристократии,
дворян, духовенства, служащих, торгово-промышленных кругов. Разнообразны
были и условия, в которых они жили. В каждой стране просветительское
движение носило отпечаток национальной самобытности.
Французское Просвещение представлено Ф. Вольтером (1694–1778), Жан-
Жаком Руссо (1712–1778), Дени Дидро (1713–1784), Шарлем Монтескье
(1689–1755), Полем Анри Гольбахом (1723–1789) и др. Во Франции уделом
просветителей было своего рода «отщепенчество», порождавшее в их среде
политический радикализм и мессианские настроения, оппозицию существующему
строю. Порой их протест принимал форму атеизма, иногда он проявлялся в
идеализации прошлого, например, республиканского строя античных государств.
С именем Руссо связан целый этап в развитии просветительского движения
Франции – радикальный пересмотр некоторых его фундаментальных целей и
идеалов. Радикализм Руссо основывался на его этических воззрениях. В
противоположность философам, считавшим себялюбие и эгоизм совместимыми с
общественным благом, он требовал подчинения личности благу общества. Руссо
писал: «Всякий человек добродетелен, когда его частная воля во всем
соответствует общей воле».

1 Жизненный путь Руссо

Жан-Жак Руссо (Jean-Jacques Rousseau) родился 28 июня 1712 года в
Женеве, в семье часовщика. Мать его, Сюзанна Бернар, происходила из
состоятельной буржуазной семьи, была одаренной и жизнерадостной женщиной.
Умерла через девять дней после появления на свет сына. Отец, Исаак Руссо, с
трудом перебивавшийся своим ремеслом отличался непостоянным,
раздражительным характером. Однажды он затеял ссору с французским капитаном
Готье и ранил его шпагой. Суд приговорил Исаака Руссо к трем месяцам
тюрьмы, штрафу и церковному покаянию. Не желая подчиняться решению суда, он
бежал в Нион, ближайшее к Женеве местечко, оставив десятилетнего сына на
попечение брата своей покойной жены.
Жан-Жак с самых ранних лет был окружен добрыми и любящими его тетками,
Госерю и Ламберсье, которые с исключительным усердием холили и воспитывали
мальчика. Вспоминая ранние годы жизни, Руссо писал в «Исповеди», что «за
детьми короля не могли бы ухаживать с большим усердием, чем ухаживали за
мной в первые годы моей жизни».
Жан-Жак рано начал самостоятельную жизнь, полную невзгод и лишений. Он
перепробовал самые различные профессии: был писцом у нотариуса, учился у
гравера, служил лакеем. Затем стал на путь бездомных скитаний.
Шестнадцатилетний Руссо, бродя по восточной Франции, Швейцарии, Савойе
встретился тогда с католическим священником Понверром и под его влиянием
отказался от кальвинизма – религии своих отцов и дедов.
По рекомендации Понверра Жан-Жак познакомился с 28-летней швейцарской
дворянкой Луизой де Варанс, которая занималась, между прочим, вербовкой
молодых людей в католичество. Статный, одаренный от природы, Жан-Жак
произвел на г-жу де Варанс благоприятное впечатление и вскоре был отправлен
в Турин, в приют для новообращенных, где был наставлен и принят в лоно
католической церкви (в более зрелом возрасте Руссо вернулся к кальвинизму).
Спустя четыре месяца Руссо оставил Турин и с двадцатью франками в
кармане пошел искать работу. Он нашел место лакея в аристократическом доме.
Позже в этом доме он работал домашним секретарем. Здесь ему давали уроки
латинского языка, научили безукоризненно говорить по-итальянски. И все же
Руссо не задержался надолго у своих благосклонных господ. Его по-прежнему
тянуло к странствиям, а вместе с тем он не переставал мечтать о новой
встрече с г-жой Варанс. И эта встреча вскоре состоялась. Г-жа Варанс
простила Руссо безрассудные юношеские скитания и приняла его в свой дом,
который надолго стал его пристанищем. Здесь между Руссо и г-жой Варанс
установились близкие, сердечные отношения.
Де Варанс сняла в горной долине, среди чудесной зелени и виноградников
дачу «Les Charmettes». «В этом волшебном уголке,– вспоминал Руссо в своей
«Исповеди»,– я провел два или три лучших летних месяца, стараясь определить
свои умственные интересы. Я наслаждался радостями жизни, цену которым так
хорошо знал, обществом, столь же непринужденным, как и приятным, и теми
прекрасными знаниями, к приобретению которых я стремился».
В 1740 году взаимоотношения между Руссо и де Варанс резко ухудшились и
он вынужден был покинуть свое многолетнее пристанище. Осенью 1741 года
Руссо переехал в Париж. В течение двух лет Руссо перебивался перепиской
нот, уроками музыки, мелким литературным трудом. Пребывание в Париже
расширило его связи и знакомства в литературном мире, открыло возможности
для духовного общения с передовыми людьми Франции: Дидро, Мариво,
Фонтенелем, Гриммом, Гольбахом, Д’Аламбером и др.
В 1743 году через посредство г-жи де Брольи Руссо получил должность
секретаря французского посланника в Венеции. Около года он добросовестно
выполнял свои обязанности. В свободное от занятий время знакомился с
итальянской музыкой и собирал материал для книги о государственном
управлении. Но высокомерное и грубое обращение посланника графа де Монтэгю
вынудило Руссо оставить дипломатическую службу и вернуться в Париж.
В Париже Руссо сошелся с молодой белошвейкой Терезой Левассер,
которая, по его словам, обладала простым и добрым нравом. Руссо прожил с
ней 34 года, до конца своих дней. Он пытался развить ее, обучить грамоте,
но все усилия его в этом направлении оставались бесплодными.
У Руссо было пятеро детей. Неблагоприятные семейно-бытовые условия
вынудили поместить детей в воспитательный дом. Связь с Терезой многие
биографы и историки философии считали для Руссо большим несчастьем, но в
«Исповеди» он утверждал, что Тереза была для него единственным
действительным утешением: «Я нашел восполненье, в котором нуждался... Я жил
с Терезой так же хорошо, как жил бы с величайшим гением мира». Кстати
сказать, эта многолетняя связь не мешала Руссо встречаться с другими
женщинами, что, конечно, огорчало Терезу.
В период с 1750 по 1762 год со всей полнотой раскрылся талант Руссо.
Он написал две диссертации – «Рассуждение о науках и искусствах» (1750),
«Рассуждение о происхождении и основаниях неравенства среди людей» (1754),
роман «Юлия, или Новая Элоиза» (1761), политический трактат «Об
общественном договоре» (1762), педагогический роман «Эмиль, или О
воспитании» (1762), сделавшими его имя не только знаменитым, но и
бессмертным.
Литературные успехи, однако, не приносили Руссо ни обеспеченности, ни
душевного покоя. Его яростно травили и преследовали французские,
швейцарские, нидерландские клерикалы и королевские чиновники. После выхода
в свет романа «Эмиль, или О воспитании» и политического трактата «Об
общественном договоре» парижский парламент стал метать громы и молнии
против автора «зловредных» произведений. Королевский суд приговорил
«Эмиля», а затем и «Общественный договор» к сожжению и издал постановление
об аресте Руссо.
Спасаясь от преследования, Руссо ночью бежал в Швейцарию. Но
преследования ожидали его и здесь, в Женеве. 19 июня 1762 года малый совет
Женевской республики принял постановление о произведениях Жан-Жака Руссо
«Эмиль» и «Общественный договор»: «...разорвать их и сжечь... перед
ратушей, как сочинения дерзкие, постыдно-скандальные, нечестивые,
направленные к разрушению христианской религии и всех правительств».
Руссо не оставалось ничего другого, как искать покровительства и
защиты в других странах. Он обратился с письмом к Фридриху II, прося его
разрешения поселиться в Невшателе – небольшом княжестве Нейнбургском,
находящимся под властью прусского короля. Фридрих II приказал губернатору
пойти навстречу «французскому изгнаннику».
В Невшателе Руссо прожил более двух лет. В этом уединении Руссо писал
сравнительно немного. Но и то немногое, что было написано в ответ на
преследования и происки женевских властей («Письма с горы», «Письма к
архиепископу Христофору де Бомон» и др.) вызвало открытое возмущение
невшательского духовенства и массовый протест в протестантском мире.
Ища пристанища, Руссо в сопровождении Терезы отправился в город
Страсбург. Однако и тут он не мог оставаться долго. Тогда Руссо уговорили
поехать в Англию, куда пригласил его философ Д. Юм. Но даже здесь, в
уединении работая над своей «Исповедью», Руссо не находил покоя. Ему
казалось, что и Юм, вслед за его бывшими французскими друзьями, отвернулся
от него.
К таким бывшим друзьям Руссо относил Вольтера, который действительно
не раз с ожесточением высказывал свое нерасположение к Руссо. Вольтер не
мог простить ему ни «Писем с горы», ни критики поэмы «О разрушении
Лиссабона», ни взволнованного письма, в котором Руссо порицал Вольтера за
вызванное им «отчуждение» к Руссо со стороны женевских граждан. Письма,
получаемые Руссо из Швейцарии, тоже поддерживали в нем представление, что
его всюду окружают враги и недоброжелатели. Все это породило у Руссо
тяжелый недуг. В течение ряда лет Руссо страдал манией преследования и
подозрительностью. Принимая Юма за неискреннего друга, за послушное орудие
в руках врагов, Руссо в мае 1767 года внезапно оставил английское убежище.
Очутившись снова на французской земле, Руссо и тут не мог дышать
свободно. Он вынужден был скрываться под именем гражданина Рену. Как ни
старались друзья Руссо создать для него спокойные и безопасные условия, он
не мог найти полного покоя. По временам и сам Руссо правильно оценивал
действительные причины своих душевных волнений. «Мне не ясно, что больше
нуждается в лечении, мое тело или мой дух», – писал он в одном из писем
того периода.
Летом 1768 года Руссо оставил Терезу в замке Триэ, где они жили, и
отправился в путешествие по старым, хорошо знакомым местам. В Шамбери он
посетил могилу де Варанс. И здесь, у могилы вспомнил все неповторимое,
прекрасное, что нашел в ее дружбе и благосклонности. Не желая покидать
милые сердцу места, он поселился в маленьком городке Бургоэне. Вскоре
приехала сюда и Тереза. Здесь ожидал ее приятный сюрприз: Руссо решил
закрепить свои сердечные отношения с Терезой торжественной свадебной
церемонией. С той поры он называл ее госпожой Рену.
Через год супруги переселились в соседнее местечко Монкен. Руссо снова
приступил к работе над второй половиной «Исповеди» и, доведя ее до 1765
года, стал упорно думать о возвращении в Париж. «Исповедь», над которой
Руссо работал в течение пяти лет, осталась неоконченной. Желание вернуться
в столицу настолько овладело им, что, пренебрегая опасностью быть
схваченным, он переехал в Париж и поселился на улице Плятриер (ныне улица
Ж.-Ж. Руссо). Это был 1770 год, когда французское правительство в связи с
бракосочетанием дофина с Марией-Антуанеттой стало воздерживаться от
политических репрессий. Руссо, к своему удовольствию, мог свободно
появляться на улицах, посещать друзей и знакомых.
В последние годы жизни Руссо не вынашивал широких творческих планов.
Он занимался главным образом самоанализом. Весьма характерны в этом
отношении наряду с «Исповедью» очерк «Руссо судит Жан-Жака» (диалоги) и его
последнее произведение «Прогулки одинокого мечтателя».
О последних годах жизни Руссо немецкая писательница Генриетта Роланд-
Гольст писала: «Жизнь его была распределена точно и равномерно. Утренними
часами он пользовался для переписки нот и сушки, сортировки и наклеивания
растений. Он делал это очень аккуратно и с величайшей тщательностью:
приготовленные таким образом листы он вставлял в рамки и дарил своим
знакомым. После обеда он отправлялся в какое-нибудь кафе, где читал газеты
и играл в шахматы, или делал небольшие прогулки в окрестностях Парижа».
В мае 1778 года маркиз де Жирарден предоставил в распоряжение Руссо
особняк в Эрменонвиле, вблизи Парижа. Переселившись в это прекрасное
предместье, он продолжал вести прежний образ жизни: совершал утренние
прогулки, встречался со знакомыми и почитателями. В Эрменонвиле его сумел
разыскать невзрачный на вид юноша, в потрепанном платье, с умными
выразительными глазами, излучавшими глубокое благоговение. Это был
Максимилиан Робеспьер.
2 июля 1778 года, вернувшись с прогулки, Руссо почувствовал острую
боль в сердце и прилег отдохнуть, но вскоре тяжело застонал и упал на пол.
Прибежавшая Тереза помогла ему подняться, но он снова упал и, не приходя в
сознание, скончался.
Через шестнадцать лет, 11 октября 1794 года, прах Руссо был
торжественно перенесен в Пантеон и положен рядом с прахом Вольтера. Позже
на его родине, в Швейцарии, жители Женевы воздвигли на Бильском озере
памятник своему великому соотечественнику.

2 Общенаучные интересы

Впечатлительный, мягкий и добрый по природе, Жан-Жак еще в годы своего
детства много читал. Часто вместе с отцом он подолгу задерживался за
французскими романами, за чтением сочинений Плутарха, Овидия, Боссюэ и
многих других. В годы своей юности и уже будучи зрелым Руссо продолжал
много читать, основательно погружался в философские и научные труды
Декарта, Локка, Лейбница, Ньютона, Монтеня, занимался физикой, химией,
астрономией, латинским языком, брал уроки музыки. За годы, протекшие в доме
де Варанс, он достиг серьезных результатов в изучении философии,
естествознания, педагогики и других наук. В одном из писем к отцу он так
выразил суть своих научных занятий: «Я стремлюсь не только просветить ум,
но и воспитать сердце к добродетели и мудрости».
Осенью 1741 года, когда Руссо переехал в Париж, он серьезно
рассчитывал на успех своего изобретения – новой нотной системы. Но, к
сожалению, изобретенная им нотная запись в цифрах, представленная в
Парижскую академию наук, не встретила одобрения. «Руссо достаточно известен
как музыкант,– писал Ромен Роллан. – Все знают, что он автор оперы
«Галантные музы», что он сочинил одну комическую оперу «Деревенский
колдун», сборник романсов «Утешение в невзгодах моей жизни», мелодраму
«Пигмалион», первый опыт нового жанра, вызвавшего восхищение Моцарта и
примененного на практике Бетховеном, Вебером, Шуманом, Бизе, «оперы без
певцов», мелодрамы. Не придавая особого значения этим милым, но
посредственным сочинениям, следует все же признать, что Руссо является
бесспорным новатором в области музыки».
В период с 1750 по 1762 год Руссо внес свежую струю в идейное
новаторство и литературно-художественное творчество своего времени. Толчком
к началу литературного творчества Руссо послужило сообщение в газете
«Французский Меркурий» о том, что Дижонская Академия объявила конкурс на
сочинение, участники которого должны были ответить на вопрос:
«Содействовало ли возрождение наук и искусств улучшению нравов?» Отвечая на
этот вопрос, Руссо написал свое первое знаменитое произведение «Рассуждение
о науках и искусствах» (1750). Другое произведение Руссо – «Рассуждение о
происхождении и основаниях неравенства среди людей» (1754) так же возникла
как ответ на вопрос, поставленный Дижонской Академией. Эти работы не только
сделали имя Руссо знаменитым, но сразу обнаружили отличия его идейной
позиции от других просветителей. В этих диссертациях, и в особенности в
политическом трактате «Об общественном договоре» (1762) Руссо смело
высказывался против абсолютизма и вопреки идеологии старого порядка развил
демократическую теорию общественного договора.
В романе «Юлия, или Новая Элоиза» (1761) впервые на грани 60-х и 70-х
годов раздалось искреннее слово о непреодолимом могуществе свободной любви,
не знающей сословной розни и лицемерия.
В педагогическом романе «Эмиль, или О воспитании» (1762) Руссо показал
порочность схоластической системы воспитания и блестяще изложил новую,
демократическую систему, способную формировать трудолюбивых и
добродетельных граждан.
Кроме того, Руссо писал статьи по актуальным политическим,
экономическим, музыкальным и другим вопросам для «Энциклопедии»,
редактируемой Д’Аламбером и Дидро. Наиболее теплые дружеские отношения
завязались у него с Дидро. Блестящий философ, так же как Руссо, увлекался
музыкой, литературой, страстно стремился к свободе. Обе эти сложные натуры
в течение пятнадцати лет так или иначе сохраняли довольно тесные дружеские
отношения. Но в конце 60-х годов на почве идейных и личных разногласий
между Руссо и Дидро возник конфликт, приведший их к разрыву.
Интересен и оригинален Руссо в своих педагогических воззрениях. В этой
области он выступал горячим сторонником естественного воспитания.
Воспитание каждого человека, писал Руссо, дается природой путем
непосредственного развития врожденных способностей и влечений. Обращаясь к
родителям и воспитателям, он призывал их развивать в ребенке
естественность, прививать чувство свободы и независимости, стремление к
труду, уважать в нем личность и все полезные и разумные склонности.

3 Конкретные взгляды на культуру

Жан-Жак Руссо вошел в историю французского Просвещения как
своеобразный, оригинальный мыслитель, способствовавший пробуждению и
подготовки Франции XVIII века к антифеодальной революции. Это ясно
осознавал и сам Руссо. Достаточно сослаться на его «Исповедь», в которой на
склоне лет он не без гордости писал, что славу писателя-демократа принесли
ему не столько литературно-художественные произведения, сколько
«Общественный договор». Политическим установлениям этого трактата Руссо, по
его словам, готов был посвятить всю свою жизнь: «В этом произведении я
видел венец своей славы».
В трактате «Рассуждение о происхождении и основаниях неравенства среди
людей», говоря о неотчетливости грани, отделяющей справедливую власть от
произвола, Руссо писал: «Восстание, приводящее к умерщвлению или свержению
с престола какого-нибудь султана, – акт настолько же правомерный, как и те,
которые он совершал накануне, распоряжаясь жизнью и имуществом своих
подданных. Одна только сила служила ему опорой, сила его и ниспровергла.
Идею законности революционного переворота Руссо формулирует в «Общественном
договоре» словами о том, что народ имеет право «сбросить с себя ярмо» и
«вернуть себе свободу», отнятую тем или иным деспотом. Только воля народа,
по мнению Руссо, вправе создавать законы и устанавливать правительства.
Народ, создавая государство, должен подчинить ему частные интересы,
поддерживать равенство граждан, препятствовать возникновению имущественного
неравенства.
С отношением Руссо к историческому прогрессу был тесно связан его
взгляд на роль науки и искусства в жизни общества. В «Рассуждении о науках
и искусствах» и в «Письме к Д’Аламберу» он высказывает мысль, что развитие
наук и искусств, представляющих собой, по его мнению, лишь лживые
развлечения привилегированной знати, способствуют ухудшению нравов.
Эстетический критерий Руссо – это верховенство чувств и близость к
природе, это прославление ее созданий и, прежде всего, главного творения
природы – человека. Основу художественного творчества Руссо представляют
переживания и поступки, страдания и любовь простых людей, причем он
противопоставляет их персонажам, жившим в атмосфере эгоизма и разврата. Так
например, в поучительном романе «Юлия, или Новая Элоиза» любовь и идиллия
природы противопоставлены ложной культуре и цивилизации. Здесь подробно
изложена история большой любви разночинца Сен-Пре и Юлии, богатой
аристократки. Но эта нежная и чистая любовь, пройдя через глубокие
переживания, завершилась несчастьем. Юлия по воле отца и вследствие
сословных традиций вынуждена была вступить в брак с нелюбимым человеком. В
этом художественно-лирическом романе с большой силой подчеркнута мысль, что
в условиях цивилизации с ее сословными привилегиями и пороками молодые
люди, которым природа все дала для счастья, рискуют быть оскорбленными и
униженными в своих личных благородных чувствах. Более того, в этом
обществе, по рассуждению Руссо, господствующим принципом чаще всего
являются не добродетель, а цивилизованное зло.
В романе «Эмиль, или О воспитании» Руссо изложил свои педагогические
взгляды, теснейшим образом связанные со всей его идейной концепцией.
Основная мысль педагогической теории Руссо выражена в изречении, ставшем
знаменитым: «Все прекрасно, когда выходит из рук творца, все портится под
руками человека». В соответствии с этим положением Руссо считает, что
задача педагога заключается в том, чтобы способствовать развитию прекрасных
естественных свойств человека. Обязательным условием воспитания Руссо
считает трудовую деятельность – обучение ремеслу, сельскому хозяйству.
Среди наставлений, заслуживающих серьезного внимания, мы встречаем у Руссо
и такие поучительные советы: если вы хотите овладеть ребенком, вы обязаны
прежде всего владеть самим собою.
Разносторонние художественные интересы Руссо находили выход и в
музыкальной критике. Питая глубокие симпатии к итальянской музыке, он
принял горячее участие в большом споре, завязавшемся между сторонниками
итальянской и французской музыки. В замечательных обзорах Руссо смело
высказывался против пошлой французской аристократической театральщины; он
решительно отстаивал достоинства и преимущества итальянской музыки – ее
глубокую выразительность, смелость модуляций, мягкость языка.
Руссо питал большое почтение и к венской классической школе. Он высоко
ценил музыкальное творчество Кристофа Глюка. И это имело свои основания.
Музыка Глюка отличалась своей простотой, правдивостью, гражданской
доблестью.
Не будучи профессиональным музыкантом, Руссо много и упорно работал в
области теории музыки. Академик Б. В. Асафьев, говоря о роли Руссо в
развитии музыкальной культуры, назвал его «проницательнейшим мыслителем и
чутким музыкантом, угадавшим своевременность наступления эры городской
демократической песенно-романсной лирики». Статьи Руссо о музыке были
собраны и изданы в 1767 году в сборнике «Музыкальный словарь».
В своих философских воззрениях Руссо исходил из основного принципа:
«Нет ничего в интеллекте, чего бы не было и в чувствах». В теории познания
он стоял на позициях сенсуализма. В чувствованиях (ощущениях, восприятиях)
Руссо видел подлинную основу знания и психологических способностей
человека. Более того, он истолковывал сенсуализм как некое всеобъемлющее
явление, руководящее физическими и духовными состояниями человека, хотя и
признавал врожденность нравственных идей – принципов добродетели и
справедливости. Разум, по мнению Руссо, чаще всего открывает дорогу к
ошибкам и заблуждениям. Только чувства способны давать верное,
исчерпывающее знание. Наши первые учителя философии, – заявлял Руссо, –
наши ноги, руки, наши глаза. Мышление же вторично по своему происхождению,
– это своего рода искусство, приобретаемое человеком, «оно дается ему,
пожалуй, еще труднее, нежели другие искусства... Размышления часто приводит
к тому, что человек вступает в сделку с совестью и подыскивает оправдание
своим неблаговидным поступкам».


Вывод

Знакомство с мировой культурой – неотъемлемая часть интеллектуального
потенциала нас, нынешних студентов, тех, кому предстоит в недалеком будущем
принимать решения, могущие повлиять на социально-экономическое развитие
нашей страны, включая экономику, политику, культуру.
Из многих имен, которые были предоставлены для написания реферата, я
выбрал имя великого французского просветителя по нескольким причинам. Во-
первых, раньше слышал о нем чуть ли не больше всех остальных, а знал о нем
чуть ли не меньше всех. Во-вторых, было интересно узнать о мыслях и образе
жизни и деятельности человека, который жил во времена Екатерины II, и
соотнести это с жизнью России того времени (как известно, идеи политики
«просвещенного абсолютизма» были привиты Екатерине европейской философией
просвещения).
Не скажу, что реферат писать было легко. Этому тоже есть несколько
причин. Первая из них – многогранность, сложность натуры и, по моему
мнению, противоречивость Руссо (с одной стороны – в его высказываниях, с
другой – в его поступках). «Наука и искусство обязаны своим происхождением
нашим порокам»,– пишет Руссо в «Рассуждении о науках и искусствах» и в то
же время сам создает произведения искусства. Но скорее всего в слова
«наука» и «искусство» он вкладывал другой смысл, имея в виду определенные
науки и определенные искусства.
Другая трудность в написании реферата заключалась в том, что я
пользовался литературой советского периода, и очень мешали восприятию ее
идеологизация. В меньше степени это было выражено в книге А. Т. Дворцова, в
большей – в учебнике по истории французской литературы: чувствовался какой-
то перебор, субъективизм в личных суждениях авторов о Руссо.
Лев Толстой, по его собственному признанию, с ранних лет и до старости
испытывал благотворное влияние Руссо. Так, в письме к Б. Бувье,
председателю Общества Жан-Жака Руссо в Женеве, от 7 марта 1905 года,
Толстой писал: «Руссо был моим учителем с 15-летнего возраста. Руссо и
Евангелие – два самые сильные и благотворные влияния на всю мою жизнь.
Руссо не стареет. Совсем недавно мне пришлось перечитать некоторые из его
произведений, и я испытал то же чувство подъема духа и восхищения, которое
я испытывал, читая его в ранней молодости».
...После таких слов невольно хочется обратиться к творчеству великого
французского просветителя.

Литература


1. Верцман И. Жан-Жак Руссо. Изд.второе, перераб. и дополн. М., «Худож.
лит.», 1976, 310 с.
1. Дворцов А. Т. Жан Жак Руссо.– М.: Наука, 1980, 112 с.
1. Культурология. История мировой культуры: Учеб. пособие для вузов/ А. Н.
Маркова, Л. А. Никитич, Н. С. Кривцова и др.; Под ред. проф. А. Н.
Марковой. – М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1995. – 224 с.
1. Черневич М. Н., Штейн А. Л., Яхонтова М. А. История французской
литературы. М.:Издательство «Просвещение», 1965, 639 с.




Реферат на тему: Развитие санаторно-курортной сферы Кавказских Минеральных Вод

Развитие санаторно-курортной сферы КМВ
ЕССЕНТУКИ
Курорт Ессентуки по праву считается крупнейшим и наиболее популярным
питьевым и бальнеологическим курортом нашей страны, где лечат заболевания
желудочно-кишечного тракта, печени и обмена веществ. Этот курорт
федерального значения. Главные лечебные средства курорта — более 20
минеральных источников. Город находится в 43 км от ст. Минеральные Воды
Северо-Кавказской ж.д. и в 17 км от г. Пятигорска. Расположен на высоте 640
м над уровнем моря, в степной местности, в долине реки Под-кумок. Курортная
зона занимает северную часть города, которая хорошо озеленена и
благоустроена. С севера и юга к курорту примыкают 2 обширных курортных
парка — Главный и Комсомольский. Основные породы деревьев — дуб, ясень,
граб, каштан, клен, тополь, липа, акация, ольха, катальпа и др. Ухоженные
заботливыми руками ессентучан цветники, тенистые аллеи, декоративные
беседки, фонтаны и другие формы малой архитектуры приглашают к отдыху.
Здесь же проложены маршруты дозированной ходьбы.
Город Ессентуки несколько меньше Кисловодска и Пятигорска, но больше
Железноводска. Площадь его — 4500 га, а население — более 91 тыс. человек.
Название свое он получил от небольшой речушки Ессентук. Дата возникновения
города — 1798 г. В километре от устья реки Ессентук, на ее правом берегу
был заложен военный редут, охраняющий южные границы России. В 1826 г. сюда
были переселены 300 казачьих семей и этим положено начало существованию
станицы Ессентукской. Развитие Ессентукского курорта началось значительно
позже, чем Кисловодского, Пятигорского и Железноводского. Это связано с
тем, что сообщение Ф.П.Гааза в 1811 г. об открытых Ессентукских источниках
не привлекло внимания врачей и посетителей курортов; оттого и судьба этих
ценнейших вод сложилась несколько иначе, чем горячих ключей горы Железной,
открытых Ф.П.Гаазом в том же году. Туда сразу же приехали на лечение
больные, а Ессентукские воды еще 13 лет ожидали своего настоящего открытия.
Для всей дореволюционной истории курорта характерна весьма неприятная
особенность — чрезвычайно малый дебит источников. Эта проблема существовала
долгое время, хотя начиная с 1884 г. несколько источников были разработаны
и активно эксплуатировались. С 1893 г. через Ессентуки прошла
железнодорожная ветка от Минеральных Вод до Кисловодска, и приезд больных
резко увеличился, что вызвало большие затруднения с отпуском минеральных
вод. В разгар сезона источники № 4 и № 17 приходилось даже закрывать на
сутки через два дня на третий, чтобы накопить воды в резервуаре.
Плохо обстояло дело и с благоустройством курортной зоны. Бытовые
условия и обслуживание больных существенно не изменились. Станица Ессентуки
была пыльной и грязной, хаотично застроенной саманными домишками вперемешку
с лавчонками и питейными заведениями. Из числа мероприятий общего
благоустройства следует упомянуть вступление в строй в 1899 г. Верхних
минеральных ванн, расположенных на одной из верхних аллей Лечебного парка.
Выполнено ванное здание в классических формах русского ампира. В начале
нижней аллеи Лечебного парка было закончено строительство Нижних ванн по
проекту архитектора С.И.Уптона (1902 г.). Во второй половине 1930-х годов к
зданию были пристроены левое крыло и второй этаж. Рядом с Нижними ваннами в
1902 г. был открыт Цан-деровский институт врачебной гимнастики для лечения
больных на специальных аппаратах. И сегодня это лечебное учреждение
представляет значительный интерес. В этот же период были построены казенная
гостиница, летний санаторий, новый водовод, разбит второй парк за железной
дорогой. В 1903 г. курорт получил электроэнергию от гидроэлектростанции
"Белый уголь" - одной из первых в России. Стали более активно строиться
дачи, дома, пансионаты. Архитектура дач, общественных зданий отражала
черты, характерные для архитектуры России и Западной Европы того времени.
Было построено великолепное уникальное здание грязелечебницы по проекту
архитектора Е.Ф.Шреттера из местного камня и кисловодского доломита в
тяжелых формах римской классики III-IV вв. по типу римских терм. Сдано в
эксплуатацию в 1915 г. Эти же архитектурные тенденции выразились в
сооруженных архитектором Шреттером классических павильонах — бюветах
источников № 4 и галерее, ныне электросветолечебнице.
Настоящая полнокровная жизнь курорта началась лишь после 1925 г., когда
некоторые крупные здания на Кавказских Минеральных Водах были
переоборудованы в санатории и началось строительство новых профсоюзных
санаториев и лечебных учреждений. В Ессентуках вступила в строй хорошо
оборудованная физиотерапевтическая лечебница и первая в стране диетическая
столовая при клинике бальнеологического института. Велись работы по
благоустройству и озеленению курорта. Станица Ессентукская с 1925 г.
приобрела статус города-курорта.
Санатории и бальнеологические учреждения Ессентуков с 1931 г. перешли
на круглогодичную работу, и пропускная способность курорта резко возросла.
Но для дальнейшего увеличения пропускной способности курорта надо было
переоборудовать спальные и лечебные корпуса, приспособленные только для
летних условий. В 1935 г. советское правительство приняло постановление о
коренной реконструкции курортов Кавказских Минеральных Вод. Был составлен
перспективный план развития Ессентукского курорта, рассчитанный на 15 лет.
В нем был определен профиль здравницы: преимущественное лечение болезней
органов пищеварения и обмена веществ. На развитие курорта правительство
отпустило большие средства. К началу 1940-х годов город Ессентуки
превратился в благоустроенный курорт с прекрасными санаториями, улицами,
парками, скверами, лечебными учреждениями. Улучшились бытовые условия
отдыхающих, их обслуживание. Ес-сентукский курорт приобрел всесоюзное
значение. Дальнейшее выполнение генерального плана развития курорта было
прервано Великой Отечественной войной. В январе 1943 г. фашистские
захватчики были изгнаны с территории Ставропольского края и сразу начались
восстановительные работы. Кроме полностью восстановленных и
реконструированных санаториев были возведены новые. Город украшают
великолепные архитектурные ансамбли санаториев "Россия", "Шахтер",
'Украина" и др., утопающих в зелени садов и скверов. За последнее
десятилетие построены санаторные комплексы, являющиеся примерами
современной курортной архитектуры: "Нива", "Украина", "Казахстан", "Зори",
"Аврора" — настоящие дворцы здоровья. Разительный контраст прошлому
представляет курорт в наши дни. Благоустраивается не только курортная часть
города — весь город Ессентуки застраивается и хорошеет. Территория его
увеличилась в 3,5 раза по сравнению с довоенным периодом. Построено 3 новых
жилых микрорайона, город газифицирован и благоустроен, улицы и тротуары
асфальтированы или вымощены усовершенствованным покрытием. Многие
магистрали города украшены декоративным кустарником и цветниками.
Трудящимися города создано прекрасное декоративное озеро, работает
городской гастрольный театр. Здесь проходят концерты ведущих мастеров
эстрады и театров страны. Бывшая станица Ессентукская ныне стала прекрасным
современным зеленым городом-курортом.
Курортная зона в Ессентуках располагается южнее железнодорожной
магистрали, на западе ограничена курортным парком, а в восточной и южной
частях сливается с жилыми кварталами. Площадь курортной зоны составляет 6,7
% от общей площади города. Санатории и пансионаты занимают 71 га, курортный
парк имеет площадь 104 га, улицы и площади — 26 га, прочие объекты — 110
га. Утвержден генеральный план развития города до конца XX в., в
соответствии с которым еще краше и благоустроенней станут Ессентуки,
продолжится строительство новых санаторных комплексов в курортном районе
"Верхний парк", будут реконструированы с повышением уровня
комфортабельности ныне действующие санатории "Москва", "Ессентуки",
"Авангард", "Целебный ключ", им»;ни Павлова и ряд других, улучшится досуг
лечащихся, будут разбиты новые скверы, парки, цветники.
Город-курорт Ессентуки имеет сложное многоотраслевое хозяйство, вся
деятельность которого направлена на обеспечение условий для полноценного
лечения и отдыха трудящихся и повышение благоустроенности горожан. Широко
развита легкая и пищевая промышленность, успешно работают предприятия
торговли и бытового обслуживания, строительные и транспортные организации.
Однако надо отметить, что специально выделенной промышленной зоны на
курорте нет и все 270 различных учреждений, предприятий и организаций
расположены в черте города. В настоящее время активно обсуждаются вопросы о
выводе ряда промышленных, сельскохозяйственных и транспортных предприятий
за черту города и охранной зоны. Решение этих вопросов будет способствовать
выполнению оздоровительных мероприятий, направленных на улучшение
санитарной обстановки в городе и сохранение природных лечебных ресурсов.
Вблизи курорта расположены земли совхоза "Ессентукский", птицефабрика
"Ясная поляна", угодья совхозов имени Тельмана и имени Буденного,
мехлесхозов Ессентукский и Бештаугорский.
Население Ессентуков получает медицинскую помощь в учреждениях
горздрава. Это городская больница, имеющая терапевтическое,
гастроэнтерологическое, кардиологическое, травматологическое,
урологическое, хирургическое, неврологическое отделения, а также отделения
реанимации и переливания крови. Больница имеет оснащенные кабинеты:
физиотерапевтический, функциональной диагностики, рентгенологический,
лаборатории. Кроме городской больницы в городе функционируют детская и
инфекционные больницы. Амбулаторное лечение населения проводится в
поликлиниках: городской с 3 филиалами и детской, в женской консультации, 4
диспансерах. Все лечебные учреждения имеют хорошо оснащенные лечебно-
диагностические кабинеты и лаборатории.
В настоящее время негативной стороной в дальнейшем развитии курорта
является нехватка лечебной минеральной воды. Курорт недостаточно обеспечен
минеральной водой: потребность его в минеральной воде на 2000 г. составит
1746 куб. м в сутки при имеющихся сейчас запасах 1428 куб. м в сутки. При
таком положении! дел первостепенными задачами являются: ограничение
развития коечной емкости курорта в соответствии с возможностями
гидроминеральной базы, проведение комплексных мероприятий по изысканию
дополнительных ресурсов питьевых минеральных вод и обеспечение ими
здравниц, экономное расходование и охрана, природных лечебных ресурсов.
В Ессентуках размещено 25 санаториев, 2 санатория-профилактория и 6
пансионатов. Ежегодно в них поправляют здоровье более 180 тыс. человек. Все
здравницы сосредоточены в районах города, где много зелени, цветов, чистый
воздух и тишина. В течение года на курорте (в санаториях и амбулаторно)
могут лечиться и отдыхать 250 тыс. больных с заболеваниями органов
пищеварения.

КИСЛОВОДСК
Кисловодск — бальнеологический и климатический курорт, самый южный в
группе городов-курортов Кавказских Минеральных Вод. Находится в 38 км к юго-
западу от Пятигорска, в 21 км от Ессентуков и в 64 км от ст. Минеральные
Воды Северо-Кавказской ж.д. В Кисловодске проживают 99,4 тыс. человек.
Город связан с другими городами Кавказских Минеральных Вод
электрифицированной железной и шоссейной дорогами, намечается в ближайшем
будущем строительство троллейбусной линии. Кисловодск — крупнейший и
наиболее благоустроенный из курортов Кавказских Минеральных Вод, выросший в
целебном и удивительно живописном месте. Кисловодск полон очарования,
воздух здесь пронизан солнечными лучами. На его улицах нет тесноты и шума
даже в разгар курортного сезона. Но главное богатство и гордость курорта —
это минеральные источники.
В глубокой и длинной балке Реброва располагается ныне главный
санаторный район курорта. Песчаные и меловые горы, окружающие Кисловодск,
очень красивы и образуют многочисленные террасы с глубокими пещерами и
гротами. Отдельные глыбы красных песчаников, выветриваясь, приняли самую
причудливую форму. Несмотря на то, что город расположен в глубокой долине
среди гор, воздух здесь никогда не застаивается, так как долина непрерывно
вентилируется свободным потоком свежего горного воздуха, который идет по
ущельям рек.
Районы города находятся на разной высоте над уровнем моря. Например,
район нарзанной галереи — на высоте 813 м, а часть парка (Красное солнышко)
— на высоте 1063 м над уровнем моря. Кисловодск расположен значительно выше
других курортов Кавказских Минеральных Вод, что придает ему характер горно-
климатической станции. Кисловодск, живописно расположенный в предгорьях
Кавказа, славится мягким умеренным климатом с большим количеством солнечных
дней. Он находится в более благоприятных климатических условиях, чем
остальные курорты Кавказских Минеральных Вод, и по количеству солнечных
дней превосходит лучшие курорты мира. В среднем за год количество ясных
дней в Кисловодске около 150, в то время как в Пятигорске — 98, в
Железноводске — 117, а в Ессентуках — 112. Воздух всегда чистый и сухой.
Для осенне-зимних месяцев здесь характерны обилие солнечных дней,
постоянная температура, редкие ветра и низкая влажность. Хорошая вентиляция
воздуха, крутые склоны гор, каменистая почва устраняют возможность
накопления излишней влаги. Относительная влажность в Кисловодске колеблется
от 56 до 65 %.
История города Кисловодска связана с его главным источником углекислой
минеральной воды — нарзаном. Официальную историю город ведет с 1798 г.,
когда здесь был открыт первый лечебный сезон. В 1803 г. неподалеку от
Кислого колодца была построена крепость, где и возник курортный центр.
Вместе с тем началось постепенное заселение района и за стенами крепости.
Первыми русскими жителями были солдаты и казаки.
В 1822 г. на средства, ассигнованные правительством, по проекту братьев
Бернардацци над источником была построена 2-этажная роскошная по тем
временам ресторация с колоннадой и лестницей, спускавшейся в парк и к
источнику. Под лестницей был устроен грот (ныне Лермонтовский). В
ресторации был обширный зал для танцев, балов, а также помещения для
приезжающих.
До наших дней сохранилось каменное здание Нарзанной галереи,
строительство которой продолжалось 10 лет и закончилось в 1858 г.
Архитектор С.И.Уптон построил галерею в средневековом английском стиле. К
1873 г. Кисловодск был уже хорошо озеленен:
от поворота дороги прямо к галерее шла аллея пирамидальных тополей. За
галереей был обширный и густой парк. Налево от галереи — дома частных
владельцев. В конце парка, на правой стороне речки, находилась купальня,
устроенная над холодным источником, называемым Семиградусным. Теперь в этом
месте одна из достопримечательностей Кисловодска — зеркальный пруд со
Стеклянной струёй. Население Кисловодска быстро росло. За 10 лет, с 1881 по
1891 год, оно выросло с 1551 до 6000 человек. Огромное значение имело
строительство шоссе от станции Минеральные Воды до Кисловодска в 1875 г. и
особенно строительство железнодорожной ветки из Минеральных Вод в 1893 г.,
через которые город был уже связан с центральными городами страны. Это
сразу увеличило количество посетителей, что потребовало усиления жилищного
строительства, увеличения водоснабжения. В 1895 г. Кисловодск получил
электроосвещение от гидростанции Белый Уголь. В 1896 г. был открыт
небольшой завод по розливу минеральной воды.
В 1895 г. было закончено строительство Курзала. В нем ныне
располагается театр имени А.М.Горького на 1000 мест, большой зал
государственной филармонии, здесь же находится музей музыкальной культуры
Кавказских Минеральных Вод. Рядом в этом же году было закончено
строительство легкого ажурного здания вокзала, который вместе с Курзалом
представляет как бы один архитектурный ансамбль. Здания эти прекрасны и
являются памятником старинной архитектуры. В свое время русский писатель
Д.Н.Мамин-Сибиряк писал о Кисловодске: "Город чудесный, разметавший свои
улицы по крутым берегам реки. Общий вид был очень красив, а великолепный
вокзал мог бы украсить любую столицу". В настоящее время железнодорожный
вокзал реставрирован, фасады здания заиграли живыми красками, их
первоначальный облик приобрел новые оттенки художественного оформления.
Ныне напротив старинного здания построено новое здание вокзала, которое
возведено в стиле и гармонии с существующим и является как бы зеркальным
отражением старого здания, но с просторными перронами, кассовым залом,
камерой хранения.
Рядом с Курзалом в Верхнем парке построили прекрасную музыкальную
раковину, названную хрустальной за высокие акустические свойства. В 1920—30-
е годы в городе было создано 20 новых санаториев, а в реконструированных
зданиях пансионатов, особняков, гостиниц организовано еще 22 санатория.
Среди них санатории имени А.М.Горького, "Луч", "Россия", имени С.М.Кирова,
"Родина", санаторий Центросоюза, детский клинический санаторий "Смена",
"Кавказ", "Кисловодск".
В 1928 г. по проекту архитектора П.П.Еськова в центральной части
города, рядом с Главными ваннами было построено здание Октябрьских ванн на
60 кабин, которое отличалось благородными внешними формами, удобствами,
компактностью внутренней планировки, обилием воздуха и света и имело
нарзанохранилище объемом 400 кубометров. В этом же году заново возведен и
механизирован старый завод для розлива нарзана. При санатории "Крепость" в
1934 г. была построена грязелечебница, которая обеспечивала иловой
сульфидной грязью Тамбуканского озера всех больных, приезжающих на курорт
(пропускная способность — до 300 больных). В 1935—1938 гг. в Кисловодске
вступили в строй прекрасные санатории, такие как имени Серго Орджоникидзе
на 500 коек, построенный по проекту архитекторов Гинзбурга, Попова,
Вахтангова и Шпалек, который и до наших дней остается самой комфортабельной
здравницей курорта. В этот же период по проекту архитектора Мержанова было
закончено строительство прекрасного санатория "Красные камни",
отличающегося роскошью и максимальными удобствами. Санаторий расположен в
центре парка, в наиболее благоприятной микроклиматической зоне.
Все 20 санаториев, построенных в Кисловодске до Великой Отечественной
войны, выполнены с соблюдением высоких санитарных требований и с
максимальными удобствами для больных. Внешние формы зданий современны,
территории озеленены и приспособлены для спокойного отдыха и лечения. Они и
поныне служат народу. Здания санаториев являются архитектурными памятниками
русского зодчества 1930-х годов. Однако дальнейшее развитие курорта было
нарушено Великой Отечественной войной. Кисловодск был превращен в
госпитальную базу. Уже в августе 1941 г. было развернуто 36 госпиталей на
базе санаториев-пансионатов и гостиниц. Город Кисловодск за большую
самоотверженную работу по лечению и восстановлению здоровья воинов,
значительный вклад в развитие здравоохранения и за успехи, достигнутые в
хозяйственном и культурном строительстве, награжден орденом Отечественной
Войны I степени.
К 1950. г. полностью были восстановлены все санатории и лечебные
учреждения курорта, проведены большие гидрогеологические изыскания, которые
позволили увеличить запасы нарзана для бальнеологических целей. Вместе с
восстановительными работами началось новое строительство и благоустройство
города. По проекту архитектора АА.Оль были построены в 1951 г. и введены в
строй первоклассные санатории "Горные вершины", "Пикет". В 1952 г. вступили
в строй санаторий "Горный воздух", построенный в дворцовом стиле, и
санаторий "Москва". В 1955 г. колхоз "Россия" Новоалександровского района
Ставропольского края построил для колхозников замечательный санаторий
"Колос". Все новые здравницы оснащены современной аппаратурой, в них
созданы максимальные удобства для больных. На развитие курорта, его
восстановление, реконструкцию и благоустройство государством было
израсходовано более 600 млн. рублей.
На базе бывшего санатория имени Карла Маркса ныне функционирует
курортная больница кардиологического профиля, где обслуживают прибывших в
санаторий лиц и тех, кому понадобилось стационарное лечение. В районе
Кисловодского озера функционирует санаторий "Велинград" на 1000 мест. Он
является крупнейшим курортным комплексом на Северном Кавказе.
Одно из красивейших мест Кисловодска — проспект 50-летия Октября. На
всем его протяжении цветы, клумбы, аллея тенистых лип, шарофигурных акаций.
Здесь разместился бальнеологический центр города. Почти все здания на
проспекте — архитектурные и исторические памятники. Эта часть города —
образец удачного сочетания старого и нового в едином архитектурном
ансамбле. Проспект замыкается Северным фасадом Нарзанной галереи — главной
достопримечательностью курорта. В 1960—1970-е годы на проспекте были
построены Дом Советов и кинотеатр "Россия" на 1000 мест. Архитектурно
удачно оформлена Октябрьская площадь, в которую вливаются 5 улиц
Кисловодска. Над площадью поднимается высотное здание Дома связи,
отличающееся строгостью линий современной архитектуры. Здесь же расположены
центральный универмаг, кинотеатр "Октябрь" и красивый цветочный магазин.
Для охраны источников, чистоты воздуха города вокруг Кисловодска создано
кольцо зеленых насаждений.
В последние годы выросли новые корпуса санаториев имени Семашко, имени
Горького, "Кисловодск", имени Димитрова, "Джи-нал". Построена новая
диетическая столовая на 1000 мест.


ПЯТИГОРСК

По-своему неповторим Пятигорск, город-курорт, город-труженик. Он имеет
статус не только города курорта, но и статус исторического памятника.
История его, как города-курорта начинается с 1803 г., когда его горячие
минеральные воды были признаны специальным правительственным указом
лечебными, и на их основе было решено создать курорт. Начальным русским
поселением возле источников была Константиногорская крепость, основанная в
1780 г.; затем в непосредственной близости возникло Горячеводское
поселение, которое и послужило основанием будущего города Пятигорска.
Начало государственного строительства на курортах Кавказских
Минеральных Вод обычно связывают с именем генерала А.П.Ермолова, который
командовал русскими войсками на Кавказе. Человек прогрессивных взглядов, он
горячо поддерживал всякие начинания, способствующие возвеличиванию России.
Прибыв в район Кавказских Минеральных Вод и обнаружив бедственное состояние
отечественных курортов, Ермолов принял деятельное участие в их
благоустройстве. Первым делом он приказал сломать пришедшие в ветхость
ванны на площади Горячего источника и построить новую деревянную купальню,
которая получила название Ермоловской и просуществовала до 1874 г.
Правильно оценив большое будущее Кавказских Минеральных Вод Ермолов не мог
смириться с беспорядочной застройкой участков вблизи источников. По его
представлению в 1822 г. была учреждена особая строительная комиссия, а для
руководства строительными работами в Горячеводск приглашаются архитекторы
братья Джузеппе и Джиованни Бернар-дацци, оставившие о себе добрую славу
первых строителей будущего Пятигорска. Все постройки этих архитекторов
исполнялись в стиле классицизма. Строительной комиссии вменялось в
обязанность составление проектов и руководство сооружением зданий,
впоследствии на нее было возложено и управление Кавказскими Минеральными
Водами. На строительные работы впервые были отпущены крупные средства — 550
тыс. рублей. Для сооружения ванных зданий и гостиниц на Водах назначались
команды солдат из Константиногорской и Кисловодской крепостей. В 1824—1825
гг. к Горячеводску проложили новую дорогу из Георгиевска, значительно
сократившую и облегчившую путь на курорты из центральных районов России.
Проходила она по западному склону горы Машук.
Здание казенной гостиницы было заложено 5 июня 1824 г. архитекторами
Бернардацци; окончено строительство в 1826 г. Это великолепное сооружение с
круглыми колоннами во времена М.Ю-Лермонтова называлось "Ресторацией".
Здание было построено из машукского камня в ионическом стиле по проекту
архитектора академика Шарлемана и являлось первым общественным зданием на
курорте.
Этими же архитекторами в 1826—1831 гг. у горы Горячей было возведено
первое одноэтажное каменное здание Николаевских, ныне Лермонтовских, ванн
на 16 кабин в строгих формах классической архитектуры первой четверти XIX
столетия. Николаевские ванны были лучшие на курорте, в настоящее время
являются архи-тектурно-художественным памятником. По проекту архитектора
Клепина у Сабанеевского источника были построены Ново-Саба-неевские (ныне
Пушкинские) Верхние и Нижние Ванны (1901 г.) и ниже них - по проекту
архитектора А.И.Кузнецова — Тиличе-евские (Пироговские) ванны. Братьями
Бернардацци в 1826 г в центре "Цветника" было воздвигнуто трехэтажное
здание — одно 13 старейших в Пятигорске - дом для неимущих офицеров (ныне в
нем располагается курортная поликлиника).
На месте болота у подножия горы Горячей появился бульвар, обсаженный
липами, который стал застраиваться домами хорошей архитектуры. На горе у
Елизаветинского источника был разбит парк, начались посадки деревьев на
территории теперешнего парка "Цветник" — излюбленного места отдыха и
развлечений курортников. У верхних источников был разбит парк в английском
стиле — Емануелевский, по имени генерала, сменившего в 1826 г. Ермолова на
посту командующего кавказской линией и также много способствовавшего делу
устройства вод. На самой высокой точке Внутреннего хребта появилась
красивая беседка с музыкальным названием "Эолова арфа", построенная
архитекторами Бернардацци в 1831 г., а в Цветнике — романтический "Грот
Дианы" (1828 г.) со скамьей, высеченной в скале. Все это украшало и
поэтизировало довольно суровые места курорта. Тогда же был сделан подземный
сток воды из Ермоловских, Николаевских и Елизаветинских ванн, что
способствовало содержанию улиц в чистоте, проложена дорога на Машук, начато
строительство водопровода из источников горы Бештау, которое длилось чуть
ли не 30 лет, но так и не было полностью закончено.
В 1830 г. на воды приехало до 1500 человек — рекордная цифра для того
времени; тогда вновь остро почувствовалось несоответствие между ростом
популярности молодого курорта и темпами его строительства.
14 мая 1830 г. разросшийся поселок Горячеводск по правительственному
указу был возведен в степень уездного города под современным названием
Пятигорск. Название Пятигорье закрепилось за всей северной частью района
Кавказских Минеральных Вод. В 1831 г. был утвержден новый план застройки
города и объявлено о льготах желающим поселиться в Пятигорске. В 1837 г. в
Пятигорске насчитывалось 400 домов, жителей было более тысячи. Под
строительство города отводилось 110 десятин (около 100 га) к западу от
источников. В 1846—1848 гг. в Пятигорске была построена Михайловская
галерея из дерева в мавританском стиле. Ее строили солдаты из охраны
курорта по проекту С.И.Уптона. Здание было красивое, внутри находился
большой зал. Каптажи питьевых бюветов находились внутри и около галереи.
Сожженная в 1943 г. фашистами галерея была восстановлена в 1955 г. с
сохранением в основном своего облика. В настоящее время в ней находится
курортный музей, в котором собраны многочисленные ценные материалы по
истории архитектуры Кавказских Минеральных Вод. Галерея является памятником
архитектуры. На месте старого деревянного здания возле популярного
Елизаветинского источника архитектором С.И.Уптоном была воздвигнута
(1847—1849 гг.) из машукского камня Елизаветинская галерея (ныне
Академическая), сохранившаяся до наших дней. Стройные очертания галереи с
аркой хорошо вписываются в окружающий пейзаж. С площадки, на которой
расположена галерея, открывается чудесный вид на город и снежные вершины
Кавказского хребта.
В 1858 г. на деньги купца Лазарина был пробит туннель к озеру Провал
интересному и своеобразному творению природы.
В 1890 г. от Юцкого источника в город провели водопровод, что дало
возможность улучшить благоустройство города, производить регулярную поливку
улиц, построить фонтаны в Елизаветинском, Николаевском цветниках, в
городском сквере (существует поныне), у стены Лермонтовского сквера, в
казенном саду на горе Горячей. В 1893 г. курорты КМВ были соединены между
собой железной дорогой.
Некоторое оживление строительства и благоустройство города произошло в
начале XX в. В 1903 г. Пятигорск электрифицируется, проводится линия
трамвая, связывающего центр курорта с остальной частью города и вокзалом. В
1904 г. в Пятигорске насчитывалось уже 2000 домов, владельцы которых
сдавали внаем приезжающим больным до 6000 комнат. Доходы от эксплуатации
жилого фонда и повышающиеся требования приезжающих содействовали развитию
жилищного строительства в виде капитальных каменных и кирпичных домов с
максимальными по тому времени бытовыми удобствами.
В период 1902-1914 гг. на курорте построили ряд новых ванных зданий
красивой архитектуры. К ним можно отнести два корпуса (1901 г.) Ново-
Сабанеевских (ныне Пушкинских) ванн. В 1914 г. вступила в строй
грязелечебница, которая была построена в стиле неоклассицизма по проекту
академика М.М.Перетятковича.
В 1900 г. рядом со старым, одноэтажным зд яием Теплосерных ванн,
построенных в I860 г. архитектором С.И.Уптоном из машукского известняка,
возводится новое двухэтажное здание водолечебницы (ныне нижняя радоновая
лечебница), которое с первых дней стало украшением курорта. В парке
"Цветник" строится Лермонтовская галерея с летним театром, музыкальной
эстрадой и большим залом для пребывания больных. Галерея, изготовленная в
Варшаве акционерным обществом, была куплена на Нижегородской ярмарке и
доставлена оттуда в разобранном виде. Это красивое прямоугольное здание,
легкое, длиной 120 м и шириной 18 м, состоящее из металлических
конструкций, цветного стекла, украшенное башенками и выкованными вручную
декоративными деталями. Галерея была открыта 15 июля 1901 г. нефтяной
промышленности, Пятигорское отделение института/ "Сельэнергопроект", филиал
государственного института "Спецавтоматика", государственный проектный
институт "ПромсгроЙ-проект", филиал института "Ставропольгражданпроект",
кавказский зональный проектный институт "Кавказкурортпроект", "Севкав-
гипроводхоз" и др. У подножия Машука расположены сейсмическая станция
Академии наук РФ, метеорологическая станция.
Пятигорск - крупный промышленный центр, здесь сформированы три
промышленные зоны. Общая площадь их составляет 429 га, число промышленных
предприятий - 166. По своей структуре промышленность города подразделяется
на такие отрасли, как машиностроение и металлообработка, строительная
индустрия,

Новинки рефератов ::

Реферат: Семья как социальный институт (Социология)


Реферат: Женщины на российском престоле: Елизавета Петровна (1741-1761) (Государство и право)


Реферат: Гидросистема прицепного скрепера (Технология)


Реферат: Позитивистское направление Огюста Конта (Социология)


Реферат: Химия и медицина (Химия)


Реферат: Формирование общения у детей дошкольного возраста с проблемами в интеллектуальном развитии (Педагогика)


Реферат: Биологическое окисление (Биология)


Реферат: Подготовка школьников к общению (Педагогика)


Реферат: Шпаргалка по международному частному праву (Вопросы к экзамену по МЧП) (Международное частное право)


Реферат: Роль личности в истории. И. Сталин (Исторические личности)


Реферат: Последствия стихийных бедствий (Безопасность жизнедеятельности)


Реферат: Учебное пособие по игре "Дебаты" имени Карла Поппера (Педагогика)


Реферат: Роль хімії в створенні нових матеріалів (Химия)


Реферат: И.Кант: Метафизика свободы (Философия)


Реферат: Ринок фінансових послуг (Финансы)


Реферат: Юридические лица (Гражданское право и процесс)


Реферат: Факторы, влияющие на производительность и удовлетворенность работой (Социология)


Реферат: Принципы и формы налогообложения на Украине (Право)


Реферат: Гражданско-правовой иск (Гражданское право и процесс)


Реферат: Социология семьи (Социология)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист