GeoSELECT.ru



Педагогика / Реферат: Тема любви в творчестве Куприна \"Молох", "Гранатовый Браслет", "Олеся", "Поединок"\ (Педагогика)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Тема любви в творчестве Куприна \"Молох", "Гранатовый Браслет", "Олеся", "Поединок"\ (Педагогика)


“Да святится имя твое”



(Урок-беседа “Тема любви в творчестве А. И. Куприна”) 11 класс



Тема урока. Тема любви в творчестве А. И. Куприна.



Цель урока. На примере повестей “Молох”, “Гранатовый браслет”, “Олеся”,
“Поединок” раскрыть острые социально - нравственные проблемы затронутые в
этих произведениях.



Учитель. А. И. Куприна, чудесного мастера художественного слова, гуманиста
и правдоискателя, с не меньшим основанием можно назвать и певцом
возвышенной любви, подарившим читателям три повести - “Гранатовый браслет”,
“Олеся” и “Суламифь”,- объединенных этой прекрасной темой.
Протестуя против пошлости и цинизма буржуазного общества, продажных
чувств, “зоологических” проявлений инстинктов, писатель создает
удивительные по красоте и силе примеры идеальной любви, отправляясь для
этого в глубину веков (“Суламифь”), забираясь в лесную глушь Волынской
губернии (“Олеся”), заглядывая в каморку влюбленного отшельника, последнего
романтика в жестоком и расчетливом мире (“Гранатовый браслет”).
Приступая к анализу повести “Гранатовый браслет” (1911), необходимо
кратко остановиться на сюжете произведения, что поможет уяснить основные
проблемы, затрагиваемые в нем, понять обстоятельства трагической любви
“маленького человека”, почувствовать время, в рамках которого происходят
события повести.
Ученик. Мелкий чиновник, одинокий и робкий мечтатель, влюбляется в
молодую светскую даму, представительницу так называемого “высшего
сословия”. Восемь лет продолжается безответная и безнадежная любовь. Письма
влюбленного служат предметом насмешек и издевательств членов семейного
клана князей Шеиных и Булат-Тугановских. Не воспринимает их всерьез и
княгиня Вера Николаевна, адресат этих любовных откровений. Присланный
неизвестным влюбленным подарок - гранатовый браслет - вызывает бурю
негодования брата княгини, товарища прокурора Булат-Тугановского. Он готов
растоптать, уничтожить “плебея”, осмелившегося оказывать знаки внимания
потомственной дворянке. Близкие княгине люди считают бедного телеграфиста
ненормальным, маньяком. И только старый генерал Аносов, с которым любит
откровенничать княгиня, догадывается об истинных мотивах столь рискованных
поступков неизвестного влюбленного: “А - почем знать? Может быть, твой
жизненный путь, Верочка, пересекла именно такая любовь, о которой грезят
женщины и на которую больше не способны мужчины”. Любовь “маленького
человека” заканчивается трагически. Не выдержав столкновения с миром
жестокости и равнодушия, с озлобленностью очерствевших душ, герой повести
погибает.
Учитель. Мне припомнилось стихотворение австрийского поэта первой
половины XIX в. Николая Ленау, который имеет связь с содержанием повести
“Гранатовый браслет”:
Молчать и гибнуть... Но милей,
Чем жизнь, волшебные оковы!
Свой лучший сон в очах у ней
Искать не проронив ни слова! -
Как свет застенчивой лампад
Трепещет пред лицом Мадонны
И, умирая, ловит взгляд,
Небесный взгляд ее бездонный!..

“Молчать и гибнуть” - вот духовный обет влюбленного телеграфиста. И все-
таки он нарушает его, напоминая о себе своей единственной и недоступной
Мадонне. Это поддерживает в его душе надежду, дает ему силы переносить
страдание любви. Любви страстной, испепиляющей которую он готов унести с
собой в потусторонний мир. Смерть не страшит героя. Любовь сильнее смерти.
Он благодарен той, которая вызвала в его сердце это прекрасное чувство,
возвысившее его, маленького человека, над огромным суетным миром, миром
несправедливости и злобы. Именно поэтому, уходя из жизни, он благословляет
свою возлюбленную: “Да святится имя твое”.
Ученик. Могла ли быть такая любовь в действительности? “Гранатовый
браслет” - чистый вымысел или Куприн сумел найти в жизни сюжет, отвечающий
его авторской идее?
Учитель. Писатель старался находить в реальном мире сюжеты и образы
для своих произведений. В основу повести положены факты из семейной хроники
князей Туган-Барановских. В октябре 1910 г. Куприн сообщал об этом своему
другу, критику и историку литературы Ф. Д. Батюшкову: “Это - помнишь? -
печальная история маленького телеграфного чиновника К. П. Желтикова,
который был так безнадежно, трогательно и самоотверженно влюблен в жену
Любимого (Д. Н. Теперь губернатор с Вильне)”.
Ученик. Так что же все таки любовь ? В повести Куприна старик-генерал
Аносов ратует за сильную любовь, которая “заключает весь смысл жизни -
всю вселенную!” Любовь и вселенная - это же абстракция!
Учитель. Не совсем так. Любовь не может быть изолированной. Она
проявляется во всем спектре человеческой жизнедеятельности. Истинная
любовь, по мысли Куприна, является основой всего земного. И не только
земного. Возможно поэтому влюбленные часто обращают свои взоры к звездному
небу. Великий итальянский поэт Данте Алигьери не случайно стихом каждой из
трех частей “Божественной комедии” сделал слова: “Любовь, движущая солнцем
и прочими звездами”. А теперь давайте вместе попробуем еще раз найти в
тексте повести слова, выражающие взгляды Куприна на любовь. Попытаемся
сформулировать их.
Ученик. Писатель рассматривает любовь как глубокое нравственно-
психологическое чувство. Устами генерала Аносова он говорит, что это
чувство не должно быть не легкомысленным, ни примитивным, ни, тем более,
основываться на выходе и корысти: “Любовь должна быть трагедией. Величайшей
тайной в мире! Никакие жизненные удобства, расчеты и компромиссы не должны
ее касаться”.
Второй ученик. Любовь, по Куприну, должна основываться на высоких,
возвышенных чувствах, на взаимном уважении, симпатии, доверии, верности,
искренности, честности и правдивости. Она должна стремиться к идеалу. “Вы
видели когда-нибудь такую любовь, дедушка!” - тихо спросила Вера. Ответ
старика был отрицательным.
Таким образом, мы говорим о любви, которую надо нести в себе всю жизнь,
следовать ей, не предаваясь мимолетным страстям и увлечениям, о которых,
кстати, и вспоминал генерал.
Учитель. А. М. Горький, который раннее критиковал Куприна за отход от
реальной действительности в мир мистики, от этой повести был в восторге. В
одном из писем он писал: ”А какая превосходная вещь “Гранатовый браслет”
Куприна... Чудесно! И я - рад, я - с праздником! Начинается хорошая
литература!”.
Чем объясняется, по-вашему, такая оценка?
Второй ученик. Куприн вскрыл духовную ограниченность представителей
“высшего сословия”, проявляющуюся перед лицом чистой, бескорыстной любви.
Третий ученик. Автор показал, как буржуазный Молох врывается в
“святая святых” человеческих чувств, разрушая и извращая их красоту и
естественность.
Учитель. Итак, повесть “Гранатовый браслет” - подтверждение того, как
Куприн ищет в реальной жизни людей, “одержимых” высоким чувством любви,
способных подняться над окружающей пошлостью и бездуховностью, готовых
отдать все, не требуя ничего взамен. Писатель воспевает возвышенную любовь,
противопоставляя ее ненависти,. Вражде, недоверию, антипатии, равнодушию.
В письме к Ф. Д. Батюшкову (1906) он утверждает: “Любовь - это самое яркое
и наиболее понятное воспроизведение моего Я. Не в силе, не в ловкости, не в
уме, не в таланте.., не в творчестве выражается индивидуальность. Но в
любви”.
Эта мысль писателя получила воплощение в другой его повести - “Олеся”
(1898). Давайте вспомним сюжет этого произведения.
Ученик. Написана повесть сразу после знаменитого “Молоха”, в котором
Куприн показал жестокий мир капитала со всеми его ужасами и пороками.
События, изображенные в ней, происходят в Волынской губернии, на окраине
Полесья, куда, казалось бы, не должны были проникнуть злоба и обман, от
которых бежит герой повести - Иван Тимофеевич, русский дворянин и
интеллигент. Здесь, в лесной глуши, происходит его знакомство с “дочерью
природы” - полесской девушкой Олесей. Красота “больших, блестящих темных
глаз, которым тонкие, надломленные посредине брови придавали неуловимый
оттенок лукавства, властности и наивности”, “первобытное и яркое
воображение”, “гибкий, подвижный ум” Олеси покорили сердце Ивана
Тимофеевича.
Учитель. Все ли так безоблачно в повести? Невежество, стяжательство,
ложь успели свить гнездо и в этой полесской деревушке. Свободная, смелая
Олеся не по нраву суеверным поселянам, считающим ее колдуньей. Они
ненавидят ее и преследуют. Противостояние очевидно. В полярных отношениях,
несмотря на взаимную любовь, находятся, кроме всего, Олеся и Иван
Тимофеевич. Давайте вспомним как характеризует его писатель.
Ученик. Его характеристику Куприн дает устами героини повести. Во
время гадания Олеся говорит Ивану Тимофеевичу: “Человек вы хотя и добрый,
но только слабый... Доброта ваша не хорошая, не сердечная. Слову вы своему
не господин над людьми любите верх брать, а сами им хотя и не хотите но
подчиняетесь”.
Учитель. Выросший в царстве жестокого Молоха, Иван Тимофеевич
отравлен его порочным дыханием. Так он не в состоянии разрушить стену,
разделяющую духовный мир “дочери природы” и его собственной. Он понимает
невозможность совместного счастья. Понимает это, а вернее, догадывается и
Олеся “Наивная, очаровательная сказка” любви заканчивается разлука. И виной
тому, как уже говорилось невежественные поселяне, но и Иван Тимофеевич.
Какая же основная мысль повести? Что хотел сказать Куприн, что
предложить, от чего предостеречь?
Ученик. Только вдали от цивилизации, от капиталистического города
можно найти человека, способного любить бескорыстно, преданно. Только в
единении с природой, в сохранении естественности человек способен
достигнуть духовной чистоты и благородства.
Учитель. Завершается повесть удивительно характерной художественной
деталью. Давайте вспомним, какой именно, и попытаемся объяснить, для чего
она понадобилась автору.
Ученик. Иван Тимофеевич после поспешного исчезновения Олеси и ее
бабки находит в опустевшей хате оставленную ему на память нитку красных
бус. Этот простой бесхитростный подарок не столько память о “нежной,
великодушной любви” Олеси, сколько символ ее чистого естественного чувства,
символ ее негаснущей любви. Каждая бусинка, как огонек этой любви. Есть что-
то общее между Олесиными “кораллами” и гранатовым браслетом, подаренным
телеграфистом Желтковым княгине Вере.
Учитель. что ж, можно принять такое толкование. Естественное чувство
любви воспето Куприным еще в одной повести “Суламифь” (1908), созданной по
мотивам библейской книги “Песнь песен”. Кто напомнит сюжет повести?
Ученик. В ней рассказывается о взаимной любви Суламифь - воплощение
чистой и жертвенной любви - противопоставлена злой и завистливой царице
Асис, отвергнутой Соломоном. Царь-мудрец покорен чистотой любви безродной
девушки. Горячие и нежные чувства не принесли счастья возлюбленным: любовь
заканчивается трагически. Меч убийцы лишает жизни Суламифь.
Учитель. Но даже смерть не может победить ее любовь. Пораженная мечом
Элиава, которого подослала коварная Асис, Суламифь говорит своему
возлюбленному: “Благодарю тебя, мой царь, за все: за твою любовь, за твою
красоту, за твою мудрость, к которой ты позволил мне прильнуть устами, как
к сладкому источнику... Никогда не было и не будет женщины счастливее
меня”.
Ученик. Эти слова напоминают сказанное чиновником Желтковым в
“Гранатовом браслете”: “Да святится имя твое”.
Учитель. Да связь между повестями ”Гранатовый браслет”, “Олеся” и
“Суламифь” очевидна. Все вместе они - гимн женской красоте и любви, гимн
женщине, духовно чистой и мудрой, гимн возвышенному первозданному чувству.
Все три повести имеют глубоко общечеловеческий характер. Они поднимают
проблемы, которые будут вечно волновать человечество.




Реферат на тему: Теоретическая педагогика и психология (ответы на экзамене)

ОТВЕТЫ НА ЭКЗАМЕН
7.06.02


Раздел Педагогика:

1. Предмет педагогики как гуманитарной науки. Связь педагогики с другими
науками о человеке.
2. Основные педагогические понятия, раскрыть их содержание, сходства и
различия между ними.
3. Основные факторы развития личности (перечислить). Роль биологических
факторов в развитии личности (Привести пример).
4. Основные факторы развития личности (перечислить). Роль социального
фактора в развитии личности (Привести пример).
5. Воспитание как ведущий фактор развития личности
6. Место и роли активности личности в ее становлении
7. Цели образования, как основополагающего акта педагогической
деятельности.
8. Содержание образования, как педагогическая проблема. Ее исторический
характер. Актуальность проблемы гуманитаризации содержания
образования в современной ситуации.
9. Взаимодействие педагога и учащихся как процессуальная характеристика
педагогического процесса. Его личностный характер.
10. Проблемно-развивающее обучение как фактор активизации мыслительной
деятельности учащихся.
11. Программированное обучение как средство интенсификации обратной связи
в процессе обучения.
12. Дифференция в образовании как средство учета индивидуальных
особенностей в обучении
13. Проблема педагогического общения, ее актуальность и направление в
изучении и практической разработке
14. Семейное воспитание, его роль в сопоставлении с общественным. Методы
семейного воспитания.



©Автор: Григорьев П. В.
Вопрос №1
Предмет педагогики как гуманитарной науки.
Связь педагогики с другими науками о человеке.

Явление воспитания было присуще человечеству на самых ранних этапах
развития. Человек всегда ставил перед собой задачу передачи накопленного
социального опыта последующему поколению. В первобытных обществах этот опыт
был ограничен и усваивался непосредственно в жизнедеятельности (опыт
добывания пищи, и т.д.). Но по мере по мере развития и обогащения
человеческих знаний возникла необходимость специального обучения и
воспитания, потребовались институты, для передачи накопленного опыта.
Такие социальные институты известны из истории Древней Греции и Рима.
Именно в Греции впервые и возник термин «педагогика» - дословный перевод
которого означает – «детовождение» в смысле искусства «вести ребенка по
жизни» т.е. обучать, воспитывать его, направлять духовное и телесное
развитие.
В современном понимании «педагогика» имеет два значения. Первое- это
область научного знания, наука; второе – область практической деятельности,
ремесло, искусство.
Любая наука имеет свой предмет - область действительности, которую она
исследует. При определении предмета педагогики нет единства во мнениях.
Некоторые считают, что предметом ее – является передача социального опыта
от старшего поколения к младшему. Другие критикуют данный подход за то, что
он выглядит обобщенным (рамочным) и не включает в себя что именно должен
принять воспитанник.
В последние десятилетия ученые приходят к пониманию предмета педагогики
как процесса формирования личности, т.е. предмет выходит за рамки простой
передачи социального опыта. Личность характеризуется наличием сознания и
самосознания, целостности, индивидуальности, автономности. Педагогика как
наука стремится к изучению и пониманию процессов формирования личности, она
пытается вмешаться в этот процесс, определить вектор и направление
развития.
На человека воздействует множество факторов среди которых выделяют как
специально и целенаправленно воздействующие (воспитывающие), так и не
специально воздействующие (сознательное и бессознательное воздействие).
Педагогика в этом смысле делится на:



Процесс разностороннего взаимопроникновения наук, развитие комплексного
изучения педагогических явлений требуют органической связи педагогики с
другими науками. Педагогика развивается, укрепляя и совершенствуя свои
связи с философией, социологией, математикой, кибернетикой, этикой,
психологией, анатомией и физиологией человека.
Долгое время педагогическое знание формировалось и существовало в лоне
философии. В 17 веке педагогика оформилась как самостоятельная наука, но
связи с философией не были утрачены, педагогика получила фундаментальную
базу для своего дальнейшего развития.


В тесных взаимоотношениях педагогика находится с психологией, котороя
вскрывает закономерности психического развития людей в разные возрастные
периоды, механизм изменений психики под влиянием обучения и воспитания.
Идеи её широко используются при разработке организации познавательной
деятельности учащихся в процессе обучения.
Исключительно ценными знаниями о природе физического развития человека,
педагогику вооружает физиология, составляющая естественнонаучную основу
обучения и воспитания. Изучение условнорефлекторной деятельности помогают
раскрывать научные основы тех изменений, которые происходят в человеке под
влиянием внешних воздействий и связаны с формированием умений, навыков и
привычек.
Новые, дополнительные возможности перед педагогикой открывает быстро
развивающаяся область знания - кибернетика, которая раскрыла наиболее
общие закономерности управления сложными динамическими системами.

Итак, педагогика – это сгусток многовекового опыта обучения и
воспитания подрастающих поколений. Педагогическая наука – это результат
многолетних исследований закономерностей формирования всесторонне и
гармонически развитой личности. Знание педагогической науки помогает в
каждом конкретном случае избирать оптимальные педагогические решения.



Вопрос №2
Основные педагогические понятия, раскрыть их содержание,
сходство и различия между ними.

Каждая наука имеет свой понятийный аппарат. Педагогика не является в этом
случае исключением. В ней принято выделять 3 фундаментальных педагогических
понятия:
. Обучение
. Воспитание
. Образование
Обучение – это целенаправленный процесс двусторонней деятельности педагога
и учащихся по передаче и усвоению знаний, умений и навыков. Деятельность
преподавателя при этом называется преподаванием, а деятельность учащихся —
учением. Поэтому обучение можно определить и так: обучение — это
преподавание и учение, взятые в единстве.
Воспитание – в широком смысле представляет собой целенаправленный процесс
формирования интеллекта, физических и духовных сил личности, подготовки ее
к жизни, активному участию в трудовой деятельности. Воспитание в узком
смысле слова — систематическое и целенаправленное воздействие воспитателя
на воспитуемых с целью формирования у них желаемого отношения к людям и
явлениям.
Образование – также трактуется в 2–х смыслах. В узком смысле образование =
результат (среднее образование, высшее и т.п.). В широком смысле
образование – предполагает большую самоустремленность личности, ее
самодеятельность, направленную на то, чтобы образовать себя, сформировать
свой человеческий образ.
Образование получают, в основном, в процессе обучения и воспитания в
учебных заведениях под руководством педагогов.
Однако все возрастающую роль играет и самообразование, т. е. приобретение
системы знаний самостоятельно.



Вопрос № 3
Основные факторы развития личности (перечислить).
Роль биологических факторов в развитии личности.

Проблема формирования человека как личности является традиционной и
одновременно актуальной. Проблемными считаются и сами понятия «личность» и
«развитие».
Личность – в самом общем виде – это индивид, как субъект отношений и
сознательной деятельности, который обладает устойчивой системой социально
значимых черт, сознанием и самосознанием.
Под развитием личности понимают 2 типа явлений:
> Биологическое развитие, т.е. органическое созревание мозга и анатомо-
биологических структур. Это развитие происходит спонтанно, не зависимо
от человека.
> Психическое развитие, т.е. определенная динамика умственного и
волевого развития.
Эти 2 вектора развития происходят одновременно, но не параллельно.
Результаты исследований указывают на то, что личность человека в единстве
ее социальных, нравственных и психологических свойств и признаков
формируется в процессе всей его жизни и деятельности.
Формирование личности — сложный, противоречивый и в то же время
закономерный процесс, находящийся под влиянием 2 групп факторов:
биологических и социальных.
Соотношение биологического и социального в формировании личности еще
не раскрыто во всех своих тонких; взаимосвязях. С одной стороны, в процессе
формировавния личности в качестве основного фактора выступает социальное в
виде всего комплекса чисто человеческих воздействий (сюда относится
образование, воспитание, социальные условия жизни, культура, традиции,
обычаи и т.д.) С другой стороны, при этом действуют и биологические ( даже
генетические) факторы— такие, как особенности нейродинамических
процессов, безусловные реакции, инстинкты, темперамент и др.
Подробнее остановимся на влиянии биологических факторов на развитие
личности. Природное (биологическое) в человеке – это то, что связывает его
с предками. Носителями наследственности в природе выступают гены. Данные
генетической науки убедительно свидетельствуют о том, что наследственных
социальных программ поведения человека не существует; речь может идти лишь
о наследственных биологических программах, хранящих информацию о свойствах
организма. Наследственные программы включают в себя все общее, что делает
человека человеком: расположенность к интенсивной социально жизни, к
трудовой деятельности, к задаткам речи и мышления.
От родителей к детям передаются внешние признаки, особенности нервной
системы и патологические свойства.
В воспитательном плане биологический фактор представляет серьезную
проблему. Некоторые ученые (Торндайк) утверждают, что биологические факторы
являются определяющими в процессе формирования личности, другие считают,
что доминирующими выступают социальные. В действительности очень нелегко
отличить изменчивость, возникающую под влиянием воспитания, образования,
всего комплекса социальных условий, от влияния генотипа. Например тот факт,
что дети воспроизводят формы поведения родителей, еще мало говорит о роли
биологической наследственности, поскольку родители регулируют воспитание
детей, а те сами подражают родителям, испытывая при этом влияние семейной
среды.
В современной генетике намечается тенденция взаимопроникновения, т.е.
индивидуальные личностные свойства человека определяются взаимодействием
генетической системы (биологического фактора) и внешних условий
(социального фактора). Утверждается, что оба они не отменяют и не исключают
друг друга, а находятся в тесном взаимодействии.


Вопрос № 4
Основные факторы развития личности (перечислить).
Роль социальных факторов в развитии личности.

Проблема формирования человека как личности является традиционной и
одновременно актуальной. Проблемными считаются и сами понятия «личность» и
«развитие».
Личность – в самом общем виде – это индивид, как субъект отношений и
сознательной деятельности, который обладает устойчивой системой социально
значимых черт, сознанием и самосознанием.
Под развитием личности понимают 2 типа явлений:
> Биологическое развитие, т.е. органическое созревание мозга и анатомо-
биологических структур. Это развитие происходит спонтанно, не зависимо
от человека.
> Психическое развитие, т.е. определенная динамика умственного и
волевого развития.
Эти 2 вектора развития происходят одновременно, но не параллельно.
Результаты исследований указывают на то, что личность человека в единстве
ее социальных, нравственных и психологических свойств и признаков
формируется в процессе всей его жизни и деятельности.
Формирование личности — сложный, противоречивый и в то же время
закономерный процесс, находящийся под влиянием 2 групп факторов:
биологических и социальных.
Соотношение биологического и социального в формировании личности еще
не раскрыто во всех своих тонких; взаимосвязях. С одной стороны, в процессе
формировавния личности в качестве основного фактора выступает социальное в
виде всего комплекса чисто человеческих воздействий (сюда относится
образование, воспитание, социальные условия жизни, культура, традиции,
обычаи и т.д.) С другой стороны, при этом действуют и биологические ( даже
генетические) факторы — такие, как особенности нейродинамических
процессов, безусловные реакции, инстинкты, темперамент и др.
Подробнее остановимся на влиянии социальных факторов на развитие
личности. Множество ученых, среди которых особняком выделяются
просветители, утверждают, что на 9/10 человек стал человеком благодаря
социальному влиянию. («Воспитание может все…» Гельвеций).
Влияние социального фактора условно подразделяют на влияние большого и
малого социума:



Среди всех социальных факторов особенно выделяется влияние эталонной
группы, это та группа, на которую человек ориентируется.
Сильно влияние семьи, в которой индивид находится длительное время.
Семья во многом формирует человека, его образ жизни, систему ценностей.
Но, учитывая совокупность как социальных, так и биологических факторов,
влияющих на личность, необходимо отметить решающую роль активности самой
этой личности в воспитании. Именно она трансформирует в себе все факторы,
что-то принимает в них, а что-то нет.
Вопрос № 5
Воспитание, как ведущий фактор развития личности.
Воспитание может все…
Гельвеций
К социальным факторам развития личности относится воспитание. Достижения
современной науки свидетельствуют о том, что только в социальной среде
происходит действенная выработка программ социального поведения человека,
формируется человек как личность.
Понятие «воспитание» - одно из ведущих в педагогике. Оно употребляется
в широком и узком смысле:
Воспитание в широком смысле – это общественное явление, воздействие
общества на личность. В данном случае воспитание практически
отождествляется с социализацией.
Воспитание в узком смысле - это специально организованная,
целенаправленная деятельность педагогов и воспитанников по реализации целей
образования в условиях педагогического процесса. Деятельность педагогов в
этом случае называется воспитательной работой.
Среди ученых и мыслителей существует 2 точки зрения по вопросу
воспитания:
1. – воспитание ускоряет развитие личности
2. – воспитание замедляет развитие личности
Сторонники 1 позиции считают, что спонтанно проходящие процессы развития
личности не достаточны и необходимо с помощью интенсивных педагогических
влияний их ускорять .
Сторонники 2 позиции выступают за оберегание детства ребенка, а не за
искусственное ускорение его развития, т.е. они стоят на том, что необходимо
дать возможность созреть задатка ребенка, определяющих его
индивидуальность.
Ведущим фактором влияния воспитания на личность является его
целенаправленный характер, он систематичен и осуществляется на большом
культурном материале. Целенаправленное управление процессом развития
личности обеспечивает специально организованная воспитательная работа,
которая осуществляется в образовательных учреждениях, подготовленными
людьми – педагогами. Как указывал Л.С. Выготский, "учитель с научной точки
зрения - только организатор социальной воспитательной среды, регулятор и
контролер ее взаимодействия с каждым учеником". Виды воспитания
классифицируются по разным основаниям:
1. Наиболее обобщенная классификация включает в себя умственное,
нравственное, трудовое, физическое воспитание.
2. В зависимости от различных направлений воспитательной работы выделяют:
гражданское, политическое, интернациональное, эстетическое, правовое,
экологическое, экономическое воспитание
3. По институциональному признаку воспитание бывает: семейное, школьное,
внешкольное, религиозное.
4. По стилю отношений между воспитателями и воспитанниками различают
воспитание: авторитарное, демократическое, либеральное, свободное
Исторически сформировавшаяся система воспитания обеспечивает присвоение
детьми определенного круга способностей, нравственных норм и духовных
ориентиров, соответствующих требованиям конкретного общества.
Формирование человека как личности требует от самого общества
постоянного и сознательно организуемого совершенствования системы
общественного воспитания, преодоления застойных, традиционных, стихийно
сложившихся форм. Такая практика немыслима без опоры на психологическое и
педагогическое знание закономерностей развития ребенка, ибо без нее
существует опасность возникновения манипулятивного воздействия на процесс
формирования личности.



Вопрос № 6
Место и роль активности личности в ее становлении

Формирование развитой личности составляет одну из главных задач
современного общества. Этот процесс не совершается автоматически. Он
требует усилий со стороны людей, и эти усилия направляются на создание
возможностей, объективных социальных условий для духовно-нравственного
совершенствования человека. Однако наличие условий и предпосылок само по
себе еще не решает задачу становления развитой личности. Необходима, прежде
всего, ее собственная активность в этом сложном процессе.
Ученые единодушны в том, что движущими силами в становлении личности
являются противоречия между личностью и ее нравственным идеалом. Эти
противоречия побуждают к активности и стремлению самореализоваться.
В настоящее время в науке накоплен достаточный фактический материал,
позволяющий проникнуть в суть процесса самовоспитания. Под самовоспитанием
понимается – сознательная, целеустремленная и самостоятельная деятельность
воспитуемого, направленная на формирование определенных качеств. Эта
деятельность особенно напряженно протекает в подростковом возрасте, когда
человек начинает осознавать свои способности и стремиться управлять ими.
Объективно подросток не обладает опытом для самостоятельности жизни, но
хочет делать все сам (по этой причине часто возникают конфликты со
взрослыми).
Самовоспитание предполагает развитие рефлексивных механизмов у
человека. К ним можно отнести оценку собственных поступков, соотнесение их
с поступками других, оценку собственного багажа знаний и т.д. Насколько
рефлексия личности обращена к себе, настолько плодотворна деятельность ее
самовоспитания.
В зарубежной психологии большое значение придается сформированности у
человека «Я- концепции». Она включает в себя:
. Представления человека о самом себе
. Оценку человеком себя
Положительная «Я- концепция» очень важна для воспитания личности. Напротив
отрицательная – подавляет ее активность, мешает внутреннему духовному
росту и формированию. В связи с этим все педагогические стратегии и
тактики направлены на то, чтобы поддержать все положительное, что есть в
воспитаннике, т.к. это положительное влияет на активность личности в
процессе ее становления.

(Макаренко писал по этому поводу о том, что в человека нужно верить и
относится к нему с оптимистической точки зрения).



Вопрос № 7
Цели образования, как основополагающего акта педагогической деятельности.

Представления об образовании есть у каждого человека на обыденном,
житейском уровне. Между тем его научное понимание является более сложным и
объемным. Оно начинается с осознания целей. Эта проблема целей
прослеживается со времен античности, и сегодня она является сложной и
противоречивой.
Обозначилось 3 основных подхода к определению целей образования:
1. Подход определяет цель образования – как передачу накопленного
опыта из поколения в поколение.
2. Подход видит цель образования в формировании личности, полезной
обществу.
3. Подход (смешенный) включает в себя элементы 2-х предыдущих и
видит цель образования в формирование всесторонне развитой
личности, полезной для общества на основе богатого культурного
жизненного опыта.
Подробнее остановимся на описании этих подходов:
В педагогической и психологической литературе нередко встречается
характеристика цели образования, как передача социального опыта от старшего
поколения к младшему. Такое определение страдает большой обобщенностью и
похоже, скорее, на рамочное условие построения системы образования.
Истинные цели образования должны ставиться более конкретизировано. Они
всегда носят исторический характер и формируются с учетом многих социальных
и культурных реалий. Сложность здесь состоит в том, что эти реалии подчас
сами являются очень противоречивыми. Современное общество, научно-
технический прогресс требует от человека широкого диапазона знаний. Отсюда
образование становиться направленным на развитие познавательного потенциала
человека. Цель его смещается с простой передачи опыта на формирование
личности с точки зрения ее полезности обществу. Акцент делается на
специальность. При такой постановке практически не учитываются интересы
личности ее скрытые задатки и способности.
В связи с эти в последнее десятилетие все более утверждается личностно-
ориентированный (смешенный) подход к выявлению сущности целей образования.
Этот подход видит основной целью образования – его призвание формировать
всесторонне развитую личность, подготовленную к воспроизведению
(сохранению) и развитию материальной и духовной культуры общества.
Предельная цель любого социального института в таком ракурсе
рассматривается как воспитание личности на основе личностно-формирующего
знания. Оно должно базироваться на постоянных, непреходящих ценностях,
проверенных многовековой практикой идеях гуманизма.



Вопрос № 8
Содержание образования, как педагогическая проблема. Его исторический
характер. Актуальность проблемы гуманитаризации содержания современного
образования.
Одним из основных средств развития личности и формирования ее базовой
культуры выступает содержание образования. В педагогике наметилось 2
подхода к пониманию сущности этого явления:


[pic]
1. В традиционной педагогике, для которой характерен знание-ориентированный
подход содержание образования - это совокупность систематизированных
знаний, умений и навыков; а также определенный уровень развития
познавательных сил, достигнутый в результате учебно-воспитательной
работы. Этот подход во главу угла ставит знания, которые рассматриваются
им как отражение духовного богатства человечества, накопленного в
процессе исторического опыта. Конечно знания – это важные социальные
ценности, поэтому данный подход имеет безусловное значение. Однако он
заслоняет собой самого человека.
2. В связи с эти в последнее десятилетие все более утверждается личностно-
ориентированный подход к выявлению сущности содержания образования. Этот
подход рассматривает содержание образования как педагогически
адаптированную систему знаний, навыков и умений, усвоение которой
призвано обеспечить формирование всесторонне развитой личности,
подготовленной к воспроизведению (сохранению) и развитию материальной и
духовной культуры общества. Итак, при личностно-ориентированном подходе к
определению сущности содержания образования абсолютной ценностью являются
не отчужденные от личности знания, а сам человек.
Содержание образования имеет исторический характер, поскольку оно
определяется целями и задачами образования на том или ином этапе развития
общества. Это означает, что оно изменяется под влиянием требований жизни,
производства и уровня развития научного знания. На него оказывают влияние и
социальные факторы, связанные с расслоением общества на социальные группы.
Например, господствующие классы всегда пытаются присвоить себе монополию на
общекультурные и развивающие знания. Основные же слои населения получают,
как правило, лишь знания, необходимые для повседневной жизни и практической
деятельности.
В последнее время большинство проблем содержания образования в основном
сводится к необходимости его гуманитаризации. Актуальность этого
объясняется сильной тенденцией современного образования дать человеку,
прежде всего, точно-научные знания, необходимые для одного, конкретного
вида деятельности. В результате образуется некий перекос в подготовке
специалиста и как следствие формируется однобоко развитая личность.
Гуманистический же подход требует, чтобы в качестве главной цели учебно-
воспитательного процесса рассматривалось создание предпосылок для
самореализации личности. Иначе говоря, речь должна идти об определенной
смене ценностных ориентации, которые предполагают не коренное изменение
учебно-воспитательного процесса, а перестановку акцентов. Это совсем не
означает, что снимается задача подготовки высококвалифицированных
специалистов в определенных областях. Нет, гуманитаризация образования
предполагает отход от одномерной оценки учащегося как будущего функционера
общественного производства. Она выступает за формирование учебных планов
таким образом, чтобы они максимально учитывали интересы личности в новых
социальных и экономических реальностях, а не интересы тех или иных
социальных институтов, предприятий или государства в целом.

Вопрос № 9
Взаимодействие педагога и учащихся как процессуальная характеристика
педагогического процесса. Его личностный характер.


Педагогический процесс организуется как взаимодействие двух его
участников (субъектов): педагога и воспитанника.
Деятельность педагога заключается в преподавании научного материала,
деятельность ученика состоит в его усвоении и учении. Большую роль в этом
процессе играет понимание характера взаимодействия между ними. Оно может
быть представлено функционально, т.е. педагог передает информацию и
предполагает, что ученик будет в новом состоянии. Через определенное время,
после проверки знаний ученика, педагог как бы сам переходит в новое
состояние. Далее происходит тот же самое, только на более высоком уровне и
стороны таким образом совершенствуются. В педагогике этот циклический
процесс, развивающийся по спирали, получил название – явление обратной
связи. Схематично это можно изобразить так:
Здесь четко прослеживается движение информации и педагогический процесс
приобретает динамичный характер.
Недостатком такова представления является то, что каждая сторона
представлена в нем чисто функционально: педагог обязан дать информацию,
ученик обязан ее исполнить. Но педагогический процесс, если понимать его в
формирующем значении, воспитывающем смысле не может восприниматься только
со стороны своей функциональной представленности.
Необходима его личностная ориентация, т.е. такая организация
педагогического процесса, при которой педагог будет ориентирован на
учащегося как на целостную личность, обладающую определенными идеалами,
самосознанием и.т.д.
Такой тип личностного педагогического образования предполагает не только
уважение и признание учащегося, но и такое содержание образования в котором
предлагается эмоционально окрашенное знание с живыми примерами и т.п.
Диалог между преподавателем и воспитанником приобретает новый смысл и из
простой вопросно-ответной беседы превращается в беседу разнообразных
позиций, мнений, суждений. Благодаря этому конечное знание предстает не как
однозначная истина, а как знание показанное в нескольких аспектах.



Вопрос № 10
Проблемно-развивающее обучение как фактор развития мыслительной
деятельности учащихся.

Педагогический процесс направлен на вооружение учащихся знаниями, умениями
и навыками, а также на их умственное развитие и нравственное воспитание.
В истории развития образования известны разные модели учебного процесса,
которые отличаются друг от друга по характеру активности учащихся:
1. Средневековая догматическая модель. Была самой ранней. Суть ее состоит
в том, что педагог предлагает ученику знания, а он должен
воспроизводить их дословно.
2. Традиционная модель, при ней педагог не только предлагает знания, но и
аргументирует их: эмоционально, иллюстративно, а учащийся должен
запоминать и сам высказывать свое отношение к изучаемому.
3. Проблемно-развивающая модель обучения. Сегодня особо интенсивно
изучаются и практикуются, на ней остановимся подробнее.
Суть проблемно-развивающего обучения состоит в перенесении активности с
педагога на учащегося. Опора делается на творческие и умственные
способности последнего.
Процесс организации проблемного обучения не прост, т.к. он сам по себе не
экономичен во времени, требует множества источников литературы. Такое
обучение нередко оборачивается эмоционально травмирующей ситуацией для
части учащихся, не способных быстро реагировать и включаться в работу.
Проблемно-развивающее обучение реализуется в несколько уровней:
1. Проблемное изложение знания. На этом уровне педагог осуществляет
передачу знания по сходному методу, взятому из традиционной модели.
Однако знание структурируется таким образом, что мысли учащихся
проводятся по сложным его путям и приходят к проблемным выводам,
требующим разрешения.
2. Уровень эвристической беседы. На этом уровне специальными уточняющими
и наводящими вопросами активизируется мысль учащихся.
3. Исследовательский уровень. Он подразумевает активную форму
деятельности самих учащихся.
Проблемно-развивающееся обучение наглядно иллюстрирует движение информации
и предполагает наличие обратной связи, которая представлена в следующей
схеме:

Особенностью этого типа обучения является ориентация на учащегося как на
целостную личность. Это предполагает уважительное отношение к нему,
признание его самоценности, внутреннего мира и т.п.
В связи с этим проблемно-развивающееся обучение предполагает диалог между
педагогом и учащимся в форме не просто вопросно-ответной беседы, а в форме
беседы разнообразных позиций, мнений, суждений в результате которой
поставленная проблема предстает не как однозначная истина.
В этом и состоит проблемность данного типа обучения.



Вопрос № 11
Программированное обучение как средство обратной связи.

Существует мнение, что с элементами программированного обучения можно
встретиться уже в древние времена. Об этом может свидетельствовать хотя бы
описанный Платоном в диалог Сократа с мальчиком о том, как можно рассчитать
площадь четырехугольника. В этом диалоге Сократ, мастерски пользуясь
эвристической беседой, заставлял собеседника сразу же давать оценку каждому
ответу на заданный ему вопрос, требовал исправления допущенных ошибок,
подчеркивал логические связи между отдельными шагами, учил мыслить
самостоятельно и критически, сохраняя при этом подходящий для мальчика темп
работы. До полного перечня важнейших особенностей современной концепции
программированного обучения сократовской методике не хватает только двух
составляющих: так называемого самоконтроля и постепенного повышения уровня
сложности работы учащегося за счет уменьшения числа наводящих указаний.
Теория программированного обучения начала развиваться в 40-50 гг. XX в.
в США, затем в Европе. Она дала импульс к развитию технологии обучения, к
разработке теории и практики технически сложных обучающих систем.
Программированное обучение — представляет собой относительно
самостоятельное и индивидуальное усвоение знаний и умений по обучающей
программе с помощью информационных средств.
В традиционном обучении ученик обычно читает полный текст учебника и
воспроизводит его, при этом его работа по воспроизведению почти никак не
управляется, не регламентируется. Главная идея программированного обучения
– это управление учением, учебными действиями обучающегося с помощью
обучающей программы.

Теоретические основы любого программированного обучения составляют
следующие общие принципы:

1) Деление всего массива знания на небольшие, тесно связанные между собой
фрагменты (части, порции, шаги)
2) Активизация деятельности учащихся, изучающих программированный
фрагмент
3) Немедленная оценка каждого ответа учащегося
4) Индивидуализация темпа и содержания учения

Благодаря этим принципам в программированном обучении появляется
систематическая, постоянная обратная связь между педагогом и учеником, на
основании которой они самосовершенствуются.
В настоящее время разработаны 2 разновидности программ в программированном
обучении:
. линейная
. разветвленная

Линейная программа (разработана Скиннером, США) строится по принципу малых
шагов и немедленного подтверждения ответа. Оно подразумевает
индивидуализацию темпа учения и постепенный рост его трудности. Схематично
линейную программу можно представить так:



Разветвленная программа (разработана Кроудером) Основу образуют следующие
теоретические положения: Учебный материал следует делить на части (порции,
шаги), После каждой дозы информации должен следовать вопрос, ставящий
учащегося перед необходимостью самостоятельного выбора правильного ответа
среди нескольких ошибочных или неполных. Непосредственно после указания
ответа, избранного учащимся, необходима проверка правильности его выбора. В
связи с этим программа должна информировать учащегося о результате каждого
выбора, а в случае ошибки отсылать его к исходному пункту с целью повторной
попытки выбора правильного ответа или к соответствующей корректирующей
рамке, объясняющей причины ошибки.

Схематично это можно представить так:



Автоматизация программированного обучения, вызванная введением в
школьное обучение программированных учебников и машин, не превращает
преподавателя в фигуру второплановую, как это представляли максималисты.
Оказалось, что на всех ступенях программированное обучение без участия
преподавателя не приносит хороших результатов. Полноценным «дидактическим
средством» оно становится только в руках преподавателя, причем это должен
быть преподаватель, подготовленный к использованию этого метода в различных
ситуациях.



Вопрос № 12
Дифференциация в образовании как средство индивидуальных особенностей в
изучении.

В 20 годы XX века возникла проблема дифференциации образования. Выделяют
две причины ее появления:
1. Физическая невозможность изучения всего багажа знания.
2. Индивидуальные различия обучающихся: интересы, темпы усвоения
материала, уровень подготовки и т.д.
Эти социально-педагогические и психологические причины привели в конечном
итоге к необходимости создания дифференциации обучения. Она представляет
собой разделение всего научного материала на определенные сферы
(специальности).
Наиболее интенсивно дифференциация обучения происходила в Западной Европе,
особенно в Англии. В отечественной школе интерес к дифференциации возник в
последние 2 десятилетия. Она начала проводиться в некоторых случаях нередко
в ущерб обучающимся.
При дифференциации образование в западных странах, педагоги столкнулись с
большим количеством трудностей. Это побудило их заняться выяснением правил
и особенностей дифференциации. В результате многолетней работы были
составлены некие универсальные требования проведения дифференциации:
1. Первоначальная селекция должна осуществляться на очень ранних стадиях,
следует создавать большое количество направлений обучения.
2. Каждый человек должен иметь право на образовательный максимум,
независимо от его будущей способности к определенной деятельности.
Чаще всего дифференциация во многих школах мира осуществляется в старших
классах, когда выделяется 3 основных направления:
. Естественнонаучное
. Математическое
. Гуманитарное
Нужно отметить, что эти 3 направления могут дополняться в зависимости от
направленности того или иного учебного заведения, например, может
прибавляться языковое направление (углубленное изучение иностранных
языков) и т.п.
Педагоги должны предоставлять учащимся возможность попробовать себя в
разных видах деятельности, тем самым, формируя их интересы. А уже учащиеся
должны сами определиться, какая область знаний им по душе.
Трудности, возникающие в ходе этого процесса, могут заключаться в
недооценке учащимися значимости тех или иных предметов. В момент, когда
возникнет необходимость их применения - учащийся просто может оказаться не
готовым к этому. Встанет вопрос о переориентации или переквалификации.



Вопрос № 13
Проблема педагогического общения, ее актуальность и направление в изучении
и практической разработке.

Слово учителя - это ничем не заменимый инструмент
воздействия на душу воспитанника
В.А.Сухомлинский
Общение присутствует во всех видах человеческой деятельности. Но есть
такие виды труда, где оно выступает не как форма обыденного человеческого
взаимодействия, а как категория функциональная. Именно функциональным и
профессионально значимым является общение в педагогической деятельности.
Оно выступает как инструмент воздействия, и обычные условия и функции
общения получают здесь дополнительную “нагрузку”, поскольку из аспектов
общечеловеческих перерастают в компоненты функционально-творческие.

Итак, Педагогическое общение – это профессиональное общение преподавателя с
учащимися на уроке и вне его, имеющее определенные педагогические функции
и направленное на обмен информацией, оказание воспитательного воздействия,
а также создание благоприятного психологического климата.
Педагог является инициатором этого процесса, организуя его и управляя
им. Он постоянно осуществляет многогранную коммуникативную деятельность,
выступая и как источник информации, и как человек, познающий воспитанника
или группу людей. Наиболее распространенная ошибка, которую допускают
начинающие учителя, неумение организовать педагогическое общение целостно.
Например, планируя урок прежде всего как передачу информации, учитель не
всегда задумывается над другими общенческими функциями. В результате
материалы подобраны, педагог хорошо владеет ими, а урок “не клеится”, нет
контакта с классом, точнее нет целостного процесса педагогического общения.
Реализуется лишь информативная функция общения, не подкрепляясь
взаимоотношенческим “слоем”. Таким образом, основной характеристикой
педагогического общения – является его целостность.
Педагогическое общение – это, конечно же, творчество. Оно проявляется в
4-х аспектах:
1. Творчество в умении передать информацию: точно ориентировать ее на
собеседника, найти яркие образные оценки и т.д.
2. Творчество в умении понять психологическое состояние учащегося.
3. Творчество в искусстве воздействия на партнера, в умении
взаимодействовать с ним.
4. Творчество в процессе саморегуляции, в преодолении разнообразных
психологических барьеров, т.е. в искусстве управления собственным
состоянием.
Творчество, проявляясь в этих 4 аспектах деятельности учителя, позволяет
достичь более продуктивного уровня педагогического труда.
Важную роль в организации взаимодействия с детьми играет стиль
педагогического общения. Это категория социально и нравственно насыщенная,
она воплощает в себе социально - этические установки общества и воспитателя
как его представителя.
Сегодня в педагогике установлены 5 наиболее распространенных стиля
педагогического общения основанные на:
1) увлеченности совместной творческой деятельностью (самый продуктивный
стиль)
2) дружеском расположении
3) общении - дистанции
4) общении - устрашении
5) общении- заигрывании
В целом все эти стили можно условно разбить на 3 большие категории:
авторитарные, демократические и попустительские.

Вопрос № 14
Семейное воспитание, его роль в сопоставлении с общественным. Методы
семейного воспитания.

Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что ребенок в
детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей
жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней
ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по
длительности своего воздействия на личность ни один из общественных
институтов воспитания не может сравниться с семьей.
Семья может выступать в качестве как положительного, так и
отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность
ребенка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье
людей не заботится о других так, столько о нем. И вместе с тем никакой
другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в
воспитании детей, сколько может сделать семья.
Семья – это особого рода коллектив, играющий в воспитании
основную, долговременную и важнейшую роль. В этим возникает вопрос о том,
как сделать так, чтобы максимизировать положительные и свести к минимуму
отрицательные влияния семьи на воспитание ребенка. Для этого необходимо
точно определить внутрисемейные социально-психологические факторы, имеющие
воспитательное значение. Главное в воспитании маленького человека –
достижение душевного единения, нравственной связи родителей с ребенком.
Родителям ни в коем случае не стоит пускать процесс воспитания на самотек и
в более старшем возрасте, оставлять повзрослевшего ребенка наедине самим с
собой.
Именно в семье ребенок получает первый жизненный опыт, делает
первые наблюдения и учится как себя вести в различных ситуациях. Очень
важно, чтобы то, чему учат родители ребенка, подкреплялось конкретными
примерами, чтобы он видел, что у взрослых теория не расходится с практикой.

В каждой семье объективно складывается определенная система воспитания.
Здесь имеется в виду и понимание целей воспитания, и формулировка его
задач, и более или менее целенаправленное применение методов и приемов
воспитания, учет того, что можно и чего нельзя допустить в отношении
ребенка. Могут быть выделены 4 метода воспитания в семье и отвечающие им 4
типа семейных взаимоотношений:
1) диктат,
2) опека,
3) «невмешательство»
4) сотрудничество.
Диктат в семье проявляется в систематическом подавлении одними членами
семейства (преимущественно взрослыми) инициативы и чувства собственного
достоинства у других его членов. Родители, разумеется, могут и должны
предъявлять требования к своему ребенку, исходя из целей воспитания, норм
морали, конкретных ситуаций, в которых необходимо принимать педагогически и
нравственно оправданные решения. Однако те из них, которые предпочитают
всем видам воздействия приказ и насилие, сталкиваются с сопротивлением
ребенка, который отвечает на нажим, своими контрмерами: лицемерием,
обманом, вспышками грубости, а иногда откровенной ненавистью. Но даже если
сопротивление оказывается сломленным, вместе с ним оказываются сломленными
и многие ценные качества личности: самостоятельность, чувство собственного
достоинства, инициативность, вера в себя и в свои возможности. Безоглядная
авторитарность родителей, игнорирование интересов и мнений ребенка,
систематическое лишение его права голоса - все это гарантия серьезных
неудач формирование его личности.
Опека в семье – это система отношений, при которых родители, обеспечивая
своим трудом удовлетворение всех потребностей ребенка, ограждают его от
каких-либо забот, усилий и трудностей, принимая их на себя. Вопрос об
активном формировании личности отходит на второй план. В центре
воспитательных воздействий оказывается другая проблема – удовлетворение
потребностей ребенка и ограждение его от трудностей. Родители, по сути,
блокируют процесс серьезной подготовки их детей к столкновению с
реальностью за порогом родного дома. Именно эти дети оказываются более
неприспособленными к жизни в коллективе. Если диктат предполагает насилие,
приказ, жесткий авторитаризм, то опека – заботу, ограждение от трудностей.
Однако результат во многом совпадает: у детей отсутствует
самостоятельность, инициатива, они так или иначе отстранены от решения
вопросов, лично их касающихся, а тем более общих проблем семьи.
Тактика «невмешательства» - это система отношений в семье, строящаяся на
признании возможности и даже целесообразности независимого существования
взрослых от детей. При этом предполагается, что могут сосуществовать два
мира: взрослые и дети, и ни тем, ни другим не следует переходить намеченную
таким образом линию. Чаще всего в основе этого типа взаимоотношений лежит
пассивность родителей как воспитателей.
Сотрудничество как тип взаимоотношений в семье предполагает наличие
согласия между всеми ее членами по поводу общих целей и задач совместной
деятельности. Семья, где ведущим типом взаимоотношений является
сотрудничество, обретает особое качество, становится группой высокого
уровня развития – коллективом.



РАЗДЕЛ теоретическая ПСИХОЛОГИЯ:

1. Методы психологического исследования, их взаимодополняющий характер.
2. Общая характеристика ощущений как психологического процесса.
3. Основные психологические направления (школы) в понимании и изучении
психики человека.
4. Общая характеристика психических процессов, их взаимосвязь и
целостность функционирования. Приведите пример.
5. Память. Её основные характеристики. Виды памяти.
6. Общая характеристика восприятия как психологического процесса.
7. Способы управления процессами запоминания.
8. Способы управления эмоциональными состояниями.
9. Способы активизации мыслительной деятельности.
10. Эмоции и чувства человека. Проблема эмоций в психологии. Формы
проявления эмоций человека.
11. Проблема сознания и самосознания человека.
12. Предмет психологии. Причины сложности в определении предмета
психологии. Связь психологической науки с другими.
13. Рефлексия как психологический механизм развития самосознания.
14. Мышление. Основные характеристики. Виды мышления.



Вопрос № 1
Методы психологического исследования, их взаимодополняющий характер.

Основными методами получения фактов в психологии являются:
> Наблюдение
> Опрос
> Эксперимент.
Каждый из этих общих методов имеет ряд модификаций, которые уточняют, но не
изменяют сущность.
Метод Наблюдения – является одним из древнейших. Его примитивной формой –
житейскими наблюдениями – пользуется каждый человек в своей повседневной
практике. В научном исследовании этот метод приобретает особые
характеристики и ценится тем, что объект наблюдения предстает перед
исследователем целостно.
Общая процедура наблюдения складывается из следующих процессов:
1. Определение задачи и цели (для чего, с какой целью?);
2. Выбор объекта, предмета и ситуации (что наблюдать?);
3. Выбор способа наблюдения (как наблюдать?);
4. Выбор способов регистрации наблюдаемого (как вести записи?);
5. Обработка и интерпретация полученной информации (каков результат?).
Недостатками метода наблюдения является субъективность, полученной
информации. Вследствие чего, в психологии разработаны специальные прием

Новинки рефератов ::

Реферат: Права аудиторов при взаимотношении с клиентом. Право аудиторов проводить проверку (Бухгалтерский учет)


Реферат: Конституционное право Казахстана (шпаргалка) (Право)


Реферат: Мотивация (Педагогика)


Реферат: Раскол русской православной церкви в 17 в (История)


Реферат: Стрекозы (Биология)


Реферат: Витамины В12 и В15 (Химия)


Реферат: Лизинговые операции коммерченских банков (Деньги и кредит)


Реферат: Мероприятия по ликвидации и профилактике парвовирусного энтерита собак (Ветеринария)


Реферат: Источники правового регулирования банковской деятельности (Право)


Реферат: Анализ состояния расчетов и платежеспособности торгового предприятия (Аудит)


Реферат: Проблемы профессионально-психологической компетентности и профессионально-личностного роста (Педагогика)


Реферат: Миф и религия (Доклад) (Культурология)


Реферат: В лермонтовских тарханах (Литература : русская)


Реферат: Повышение производительности компьютерных систем (Программирование)


Реферат: Северо-Западный АО и район Хорошево-Мневники (История)


Реферат: Эволюционная теория Дарвина (Биология)


Реферат: Промышленные синтезы на основе углеводородов (Химия)


Реферат: Політичний режим (Политология)


Реферат: Семейная педагогика: философия семейного воспитания (Педагогика)


Реферат: Возникновение и развитие древнерусского государства в IX-XIIвв. (История)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист