|
Реферат: Движущие силы антропогенеза (Биология)
Движущие силы антропогенеза
Гребенниковой Марины 12-A
Человек отличается от животных наличием речи, развитым мышлением, способностью к трудовой деятельности. Антропогенез (от греч. antropos - человек и genesis - происхождение) - процесс историко-эволюционного формирования человека. Антропогенез осуществляется под влиянием биологических и социальных факторов.
Биологические факторы, или движущие силы эволюции, являются общими для всей живой природы, в том числе и для человека. К ним относят наследственную изменчивость и естественный отбор. Роль биологических факторов в эволюции человека была раскрыта Ч.Дарвином. Эти факторы сыграли большую роль в эволюции человека, особенно на ранних этапах его становления. У человека возникают наследственные изменения, которые определяют, например, цвет волос и глаз, рост, устойчивость к влиянию факторов внешней среды. На ранних этапах эволюции, когда человек сильно зависел от природы, преимущественно выживали и оставляли потомство особи с полезными в данных условиях среды наследственными изменениями (например, особи, отличающиеся выносливостью, физической силой, ловкостью, сообразительностью). К социальным факторам антропогенеза относят труд, общественный образ жизни, развитое сознание и речь. Роль социальных факторов в антропогенезе была раскрыта Энгельсом в работе "Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека" (1896). Этим факторам принадлежала ведущая роль на более поздних этапах становления человека. Важнейший фактор эволюции человека - труд. Способность изготавливать орудия труда свойственна только человеку. Животные могут лишь использовать отдельные предметы для добывания пищи (например, обезьяна использует палку, чтобы достать лакомство). Трудовая деятельность способствовала закреплению морфологических и физиологических изменений у предков человека, которые называют антропоморфозами. Важным антропоморфозом в эволюции человека было прямохождение. В течение многих поколений в результате естественного отбора сохранялись особи с наследственными изменениями, способствующими прямохождению. Постепенно сформировались приспособления к прямохождению: S-образный позвоночник, сводчатая стопа, широкие таз и грудная клетка, массивные кости нижних конечностей. Прямохождение привело к высвобождению руки. Сначала рука могла выполнять лишь примитивные движения. В процессе труда она совершенствовалась, стала выполнять сложные действия. Таким образом, рука является не только органом труда, но и его продуктом. Развитая рука позволила человеку изготавливать примитивные орудия труда. Это дало ему значительные преимущества в борьбе за существование. Совместная трудовая деятельность способствовала сплочению членов коллектива, вызывала необходимость обмена звуковыми сигналами. Общение способствовало развитию второй сигнальной системы - общению при помощи слов. Сначала наши предки обменивались жестами, отдельными нечленораздельными звуками. В результате мутаций и естественного отбора шло преобразование ротового аппарата и гортани, формирование речи. Труд и речь влияли на развитие мозга, мышление. Так в течение длительного времени в результате взаимодействия биологических и социальных факторов осуществлялась эволюция человека. Если морфологические и физиологические особенности человека передаются по наследству, то способность к трудовой деятельности, речь и мышление развиваются только в процессе воспитания и образования. Поэтому при длительной изоляции ребенка у него не развиваются совсем или развиваются очень плохо речь, мышление, приспособленность к жизни в обществе.
Реферат на тему: Двоякодышащие рыбы
Двоякодышащие рыбы
Если африканец с лопатой на плече отправляется на рыбалку, значит он надеется добыть протоптеров. Этих удивительных двоякодышащих рыб, как ни странно, проще найти на суше, а не в воде. Первые двоякодышащие рыбы появились 390 млн лет назад и по праву могут считаться одними из самых древних рыб на земле. Главной их особенностью является то, что помимо жабр, имеющихся у всех рыб, у неё есть и лёгкие. Ещё в начале засушливого сезона протоптеры быстро роют на дне водоёмов норы глубиной до 0,5 м, захватывая ил ртом или выгрызая кусочки глины и выбрасывая измельчённый грунт через жабры. Пока вода ещё полностью не высохла, рыба сидит в норе, высунув наружу голову, и время от времени поднимается к поверхности, чтобы подышать воздухом. Когда засуха усилится и дно обнажится, протоптер всё в этой же позе – головой вверх – складывается пополам и прикрывает глаза хвостом. Теперь он больше не расчищает вход в нору, и отверстие наполняется жидким илом. С этого момента кожные желёзки протоптера начинают усиленно вырабатывать слизь, которой пропитываются стенки норы. В результате вокруг рыбы образуется оболочка из смеси ила и слизи. В разгар засухи, когда подсохнет обнажившееся дно, жидкая оболочка затвердевает, превращаясь в надёжную капсулу. Это предохраняет рыбу от дальнейшего обезвоживания. Здоровый упитанный протоптер может прожить в своей капсуле до четырёх лет, терпеливо дожидаясь спасительного дождя. В это время он «питается» только запасами мышечных тканей и поэтому после пробуждения выглядит довольно иссохшим. Рыбаки добывают этих рыб с помощью лопат, выкапывая их из ила, и прямо в капсулах уносят домой. В этой «упаковке» протоптер может находиться до тех пор, пока не настанет время положить его на сковородку – недели и даже месяцы.
| |