GeoSELECT.ru



Религия / Реферат: Иудаизм как религия (Религия)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Иудаизм как религия (Религия)



МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНЕВЕРСИТЕТ ИМ. Н..Э.БАУМАНА
КАЛУЖСКИЙ ФИЛИАЛ
+
РОсСИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНЕВЕРСИТЕТ КАЛУЖСКИЙ ФИЛИАЛ



Доклад на тему:
«Иудаизм как религия»



Выполнили:
студент группы
ЭВМ-12 Либман Михаил Сергеевич
+
студентка группы
ИО-02А Либман Юлия Сергеевна



Калуга 2002

Содержание



Иудаизм как религия


Основоположники иудаизма


Танах


Талмуд, и его сожжение


Кабала


Кодекс еврейского права – Шульхан Арух»


Заповеди (Мицвот)


Еврейский календарь


Великие наставники народа


Мессия / Машиах. Мессианизм.


Совершенствование мира / Тикун олам


Синагога



Иудаизм как религия


Говорят, что чужд вере тот, кто озабочен проблемой названия и определения
религиозной системы. Тот же, для кого религия - часть личности, не
интерисуется систематизацией и не вводит каких-либо определений. Для
иудейской религии такой подход как нельзя более верен. Поразительно, что в
иврите - священном языке евреев - понятие "иудаизм" отсутствует.
Действительно, в иврите вы не найдёте слова, которое означало бы религию.
Поэтому нужно быть очень осторожным, давая определение иудаизму как
религии, описывая его именно с этой точки зрения. Наиболее близкими по
смыслу являются слова "даат" ("познание", "знание") и "эмуна" ("вера",
"доверие").
Иудаизм - это религия еврейского народа, для которого вера и долг
обязательны. Взаимоотношения между Б-ом и народом Израиля - основа
иудаизма. Тот, кто хочет принять иудаизм действительно принимается
еврейским народом, однако заявление о приверженности к иудейской вере здесь
является самым важным и решающим. Если подтверждения нет, обращение в
иудаизм станоится недействительным, даже при условии соблюдения всех
формальностей.
Иудаизм относят к семье "монотеистических" религий, так же как
христианство и ислам. Все три религии имеют много общего, как в отношении
географии происхождения, так и в отношении теологической системы. Еврейская
Библия стала самой влиятельной книгой в истории человечества: иудеи и
христиане причисляют её к своим важнейшим религиозным текстам. Имеет много
общего она и с Кораном. Некоторые ее центральные идеи - о существовании
Единого Б-га, единого универсального морального кодекса о том, что люди
должны заботиться о бедных, вдовах, сиротах и путниках, что евреи - народ,
избранный Б-ом изменили образ жизни человечества и его понимание смысла
своего существования. Даже последняя из этих идей (избранность евреев Б-ом)
сильно повлияла и на не евреев. Её позаимствовало христианство,
утверждающее, что особый завет между Б-ом и его народом перешёл от евреев к
церкви из-за греха, поклонения золотому тельцу. Ислам так же полагает, что
Муххамад и его последователи стали новыми посланцами Б-га т.к. христиане
пренебрегали исполнением заповедей.


Основоположники иудаизма


Три основоположника иудаизма - это Авраам, его сын Ицхак и сын Ицхака
Яаков.
Б-г явлыется Аврааму и приказывает: "Уйди из страны твоей от родни твоей
и от родного дома отца твоего в страну, которую Я укажу тебе. И Я сделаю
тебя народом великим..."(12:1 - 2). Тора нигде не объясняет, почему Б-г
избрал для этой миссии Авраама. Но еврейская традиция объясняет это тем,
что он был первым монотеистом со времён Ноаха (Ноя). Б-г ясно дал понять,
что ожидает от Авраама и его потомков великих дел: "Авраам ведь должен
стать народом великим и могучим, и им благословятся все народы земли. Ибо я
избрал его, чтобы он заповедал сынам своим и дому своему после себя
соблюдать путь Г-споден, творя добро и правосудие" (18:18 - 19).
Наследием Авраама и стал монотеизм - вера в то, что для человечества
существует единый Б-г и, что его главная забота - чтобы люди вели себя
нравственно.
Ицхак - сын Авраама и его жены сары. Был его приемником и передал веру
свою и своего отца последующим поколениям.
Яаков - сын Ицхака и Ривки. У него было 12 сыновей (от которых происходят
все евреи) и одна дочь. Позднее, уже после покорения Кнаана, земля Израиля
делится между 12 коленами - племенами, родоначальниками которых стали
сыновья Яакова.
В глазах евреев патриархи - не отдалённые и смутные исторические фигуры,
но часть их повседневной религиозной жизни.


Танах


Танах - сокращение, обозначающее все три группы книг, составляющих
еврейскую Библию: Тора, Навиим (Пророки) и Ктувим (Писания).
Первые пять книг Танаха составляют Тору, центральный документ иудаизма.
Наряду с историей праотцов, Моше (Моисей) и исхода из Египта они содержат
613 заповедей. На иврите эти пять книг также называют Хумаш. история
гласит, что эти книги были продиктованы Моше Б-ом на горе Синай примерно в
1220 году до н.э., вскоре после выхода из Египта.
Вторая группа книг Танаха - Навиим (Пророки), девять книг, прослеживающих
историю евреев и монотеизма с момента смерти Моше (около 1220года до н.э.)
до разрушения вавилонянами первого Храма и изгнания евреев из Иерусалима в
Вавилон (586 год до н.э.).
Заключительные книги Танаха именуются Ктувим (Писания). Их можно
разделить на две группы. Первая носит исторический характер, вторая
включает в себя 150 псалмов (теилим).


Талмуд, и его сожжение


Две основы иудаизма – Танах и Талмуд. Если Танах стал также основным
текстом христианства, Талмуд представляет интерес только для евреев. В
средние века некоторые христианские авторитеты сделали из этого вывод, что
если уничтожить Талмуд и оставить евреям только Танах, они станут охотнее
обращаться в христианство. Пятнадцать раз католические идеологи (иногда
сами папы) объявляли Талмуд запрещённой книгой, подлежащей сожжению. Самая
знаменитая такая акция состоялась в 1240 году поле суда в Париже, признав
Талмуд богохульным.. Сам король Людовик 9 приказал доставить книгу на сад.
Один из защитников раби Йехиэль обратился к собравшимся: « Мы готовы
умереть за Талмуд.… Наши тела в вашей власти, но не души». Но дело было
предрешено. Книга осуждена. Два года спустя, 17 июня 1242 года, по приказу
инквизиции было сожжено 24 телеги с рукописными томами Талмуда.
Несмотря на ещё 14 позднейших случаев сожжения Талмуда, заставить евреев
забыть книгу не удалось. Талмуд до сих пор остаётся основой традиционного
еврейского образования.

Кабала

Кабала - термин, применяемый к целому ряду разновидностей еврейского
мистицизма. Кабала стремится проникнуть в самые глубины Б-жественной
сущности. В Талмуде есть история, повествующая о четырёх мудрецах (Бен
Азай, Бен Зома, Элиша бен Авуя и раби Акива), которые собрались вместе и
занялись мистическими упражнениями,есть мнение, что им удалось попасть в
ган эден(райский сад). Бен Азай, отмечает Талмуд, «посмотрел и сошёл сума,
Бен Зома умер. Элиша бен Авуя стал еретиком и изменил иудаизму. Один раби
Акива зашел с миром и вышел с миром. Именно этот случай наряду с более
поздними фактами утраты рассудка вынудили мудрецов вынести в 17 веке
решение, по которому Кабалу разрешалось изучать только женатым мужчинам
старше 40 лет, хорошо знакомым с Торой и Талмудом и, у которых есть два
ребёнка разных полов старше 13 лет.
Самая известная кабалистическая книга – «Зогар», обнародованная в 13 веке
Моше де Леоном, который утверждал, что её авторство принадлежит мудрецу 2
века Шимону бар Йохаю. Некоторые современные ученые считают, что Де Леон
сам был автором «Зогара», ортодоксальные кабалисты по-прежнему уверены в
авторстве Шимона бар Йохая – для них он не только автор книги, но и
человек, зафиксировавший мистическую традицию, уходящую к временам Моше.
Книга «Зогар написана на арамейском языке (как и Талмуд) в виде
комментариев к пяти книгам Торы. Если большинство комментариев
интерпретируют Тору как повествовательный и правовой текст, то мистики
склонны рассматривать её «как систему символов», которые открывают тайны
установления космоса и даже секреты Б-га.
Кабала издавна была одной из ведущих сфер еврейской мысли. В Кабале
встречаются идеи, которые многим кажутся нееврейскими, например, вера в
переселение душ. Между 1500 и 1800 гг., отмечает Шолем, «Кабала широко
считалась подлинной европейской теологией», и почт никто не воспринимал её
критически. Однако с вхождением евреев в современный мир, в котором
рациональное значение ценится выше, чем мистическое, о Кабале стали
забывать. В последние годы заметен рост интереса к Кабале, сегодня она
изучается евреями-хасидами и многими не верующими евреями, воспринимающими
её как часть альтернативной контр культуры.


Кодекс еврейского права – Шульхан Арух»


Правовой кодекс, известный как «Шульхан арух» («Накрытый стол»),
составлен известным сефардским раввином Йосефом Каро в середине 16 в. и до
сих пор считается эталонным кодексом норм иудаизма. Когда раввины должны
принять решение по проблеме еврейского права, первой книгой, которую они
возьмут, будет «Шульхан арух». Причина такого всеобщего признания в том,
что здесь содержаться обычаи и установления как сефардов, так и ашкеназов
(тогда как боле ранняя книга Рамбама «Мишне Тора» содержит правовые нормы
только сефардов, во многом отличные от практики европейских евреев). Это
следствие счастливой случайности: когда р. Й. Каро составлял свой кодекс,
такой же труд планировал польский раввин раби Моше Исерлес. Р. М. Исерлес
(известный как Рама) поначалу огорчился, узнав о работе р. Й. Каро, т.к.
знал, что р. Й. Каро более крупный знаток право, но скоро понял, что по
отдельности они не сумеют удовлетворить потребности всей еврейской общины.
И «Шульхан арух» был выпущен как сборник, где сначала идут установления р.
Й. Каро, а затем, курсивом, - дополнения и разъяснения р. М. Исерлиса.
«Шульхан арух» состоит из четырёх томов:
1) «Орах хаим»- законы молитвы и праздников.
2) «Йоре деа» - различные нормы, включая касающиеся благотворительности,
изучения Торы и кулинарии (кашрут).
3) «Эвен гаэзер» - законы брака и развода.
4) «Хошен мишпат» - еврейское гражданское право.
По сей день достойными звания раввина считаются лишь те, кто сдал
экзамены по «Шульхан аруху».

Заповеди (Мицвот)

Получив Тору, евреи получили 613 заповедей. 248 из них являются
утверждениями (то, что нужно делать) и 365 - запретами (запрещенные
действия). В современном мире никто не соблюдает все заповеди. Сотни из них
связаны с жертвоприношениями животных в Храме, чистотой и нечистотой.
Знаменитый еврейский мудрец Хафец-Хаим (1838 - 1933) подсчитал, что сегодня
актуальны менее трёхсот заповедей. Существуют также заповеди установленные
Талмудом, они помогают удержаться от греха. Например, в Торе написано: " не
вари телёнка в молоке матери". Мудрецы же сказали, что нельзя ни только
совмещать молоко и мясо, но и посуду, в которой готовят эти продукты, а
также после съедения мясного не прикасаться к молочному как минимум 2 часа.
Многие ортодоксальные евреи увеличивают этот промежуток до 6-8 часов.
Законы, связанные с принятием пищи, называют законами кашрута. На первый
взгляд, такие постановления могут показаться совершеннейшей ерундой, но это
не так. Например, если хранить молоко рядом с мясом, то продукты быстрее
портятся, что может привести к появлению микробов, а в дальнейшем и к
эпидемии. Свинину же раньше не употребляли во всех восточных странах, это
связано с тем, что даже вяленое мясо свиньи долго храниться при высоких
температурах не может.
Следует также упомянуть о правилах соблюдения субботы (шабата). В Торе
написано, что Б-г сотворил землю, светила, растения, животных и первых
людей за шесть дней, седьмой день он отдыхал. В память об этом религиозный
еврей не совершает действия, направленные на разрушение или сотворение чего-
либо. Считается, что если все евреи смогут соблюсти 2 шабата, то это
приблизит пришествие Мессии (Мошиаха). Все обряды и богослужение в субботу
предназначены, чтобы уловить это ощущение «святости времени». Таким
образом, шабат воспринимается как дар Б-жий Израилю, знак завета Б-га с Его
народом и знак откровения Б-жьего, способ жить с ощущением Творца. Суббота
представляется как «предвкушение грядущего мира» для евреев, способ
почувствовать радость конечного спасения. Это выражено в шабатних молитва,
читаемых, например, за вином, на дополнительной службе, на дневной службе,
а также в нижеследующей выдержке из утренней службы, с которой начинается
суббота:
«…Народ, что освящает седьмой день, насладится щедротами Твоими, и был
избран волей Твоей седьмой день; и Ты освятил его самым и назвал его самым
желанным из всех дней, в память сотворения мира».
Перед субботой необходимо провести тщательные приготовления. Нужно
уладить все споры, очиститься от дурных мыслей и чувств. К материальным
приготовлениям относятся покупки, уборка, необходимо приготовить еду,
накрыть стол для трапезы в пятницу вечером. Это важное семейное торжество.
Вскоре после захода солнца зажигаются две субботние свечи. Обычно это
делает мать семейства в сопровождении дочерей или маленьких детей. Это
действие вводит в субботу. Тем временем другие члены семьи приветствуют
приход праздника в синагоге. Когда начинается вечерняя служба, о субботе
возвещают, как о королеве или невесте. Существует притча о том, что
человека на пути домой из синагоги в субботу сопровождают два ангела,
добрый и злой. Если он видит, что дома всё приготовлено для встречи шабата
и царит приятная обстановка, добрый ангел произносит: «Пусть всё будет так
же на следующей неделе», а злой должен ответить: «Омен» («Да будет так»).
Но если дома ничего не готово, тогда злой ангел говорит: «Пусть все будет
так же на следующей неделе», а добрый должен против своей воли ответить:
«Омен». Перед трапезой читают «кидуш» («освящение»), пьют вино, которое
символизирует сладость и веселье этого дня, и едят хлеб, напоминающий о
двойной доле манны небесной выпадавшей во время скитаний евреев по пустыне.
После празднования читают шабатнюю молитву благодарения. Церемония
завершения субботы носит название «Авдала» Читаются благословения над вином
и пряностями. Некоторые воспринимают это как обряд подслащения дел
наступающей недели, для других это способ продления праздника.
Еврейская традиция считает, что и не евреи связаны семью правилами,
восходящими к временам самого праведного из не евреев – Ноя (Ноаха). Из
них шесть правил запрещающих и одно постановляющее:
1) Не отвергай Б-га (например, идолопоклонством).
2) Не Б-гохульствуй.
3) Не убивай.
4) Не прелюбодействуй.
5) Не кради.
6) Не ешь мяса, отрезанного от живого животного.
7) Не создай суд для обеспечения выполнения шести предыдущих заповедей.
Иудаизм считает каждого не еврея, который им следует, праведным
человеком, которому обеспечено место в грядущем мире (раю).


Еврейский календарь


Еврейский календарь - лунный, год длится 354 дня; но он тесно связан с
солнечным календарём с 365-дневным годом. Календарь имеет 19-летний цикл: к
7 годам из 19-ти добавляется ещё один месяц, чтобы праздники совпадали
соответствующим сезоном. Например, Тора говорит о Песахе (Пасха) как о
празднике весны. Но если оставить без изменений лунный календарь, то Песах
будет каждый раз передвигаться на одиннадцать дней назад, и через 5 лет
этот праздник падал бы на зиму, а ещё через несколько на осень.
Обычный (не високосный еврейский год) имеет 12 месяцев по 29 и по 30
дней.
Названия месяцев еврейском календаре вавилонского происхождения и
восходят к пленению евреев в 6 веке до н.э. В том, что касается
летоисчисления, не существовало единого метода подсчёта лет вплоть до
средних веков. Затем была принята существующая практика исчисления лет от
сотворения мира, которое, по подсчётам средневековых еврейских учёных,
сделанным на основании анализа Торы, имело место в 3760 г. до н.э. В
Талмуде обсуждается. Произошло ли сотворение мира в первый месяц года
(Нисан) или же в седьмой месяц (Тишрей). Из соображения датирования была
принята последняя точка зрения, и, таким образом Новый год и,
соответственно, еврейский праздник нового года приходится на первый день
месяца Тишрей. Чтобы пересчитать даты от новой эры ко времени сотворения
мира, нужно прибавить 3760 к дате новой эры. 2002+3760=5762 год. Этот метод
летоисчисления принят в еврейских юридических документах, письмах, газетах.
Иудаизм отличается сильно развитым ощущением хода времени. Мы уже поняли
это по структуре ежедневных молитв и в особенности по тому, как суббота
отделяется от всех остальных дней недели. Ощущение хода времени, особенно
исторического, наиболее заметно проявляется в ежегодных праздниках. Каждый
год в определённое время исторические события не только отмечают, но и
воссоздают заново и, таким образом снова их переживают
Многие учёные делают акцент на земледельческом происхождении праздников,
полагая, что их историческое значение развилось намного позднее. Они
указывают на сходство между библейскими праздниками и теми, которые
существовали в других странах Ближнего Востока.
В году есть три крупных праздника: Песах, Шавуот и Сукот. Они отображают
три этапа исхода из Египта. Песах знаменует свободу, связанную собственно с
исходом; Шавуот придаёт свободе духовное значение, отмечая получение Торы
на горе Синай, а Сукот подчёркивает, что настоящая защищенность возможна
только в Б-жьем присутствии, и с этой целью отмечает странствие евреев
через пустыню к Земле Обетованной. Эти три праздника называются праздниками
паломников (или ступнями), потому что во времена Храма евреи совершали
паломничество в Иерусалим, чтобы совершить жертвоприношения. Со времени
разрушения Храма в 70 году н.э. жертвоприношения больше не совершались, но
праздники не потеряли своего значения, и в них входит множество праздничных
обрядов дома и в синагоге. В Израиле праздники паломников сохраняют связь с
культурой сельского хозяйства и соотносятся с временами года: Песах
проводится во время уборки ячменя, Шавуот – во время уборки пшеницы, а
Сукот – во время осеннего сбора урожая.
Иной характер носят праздника Рош-га-шана и Йом Кипур. Они главные,
поскольку ведут начало от библейских предписаний и ограничений в работе, но
характер их торжественный, а не весёлый. Акцент здесь делается на внушающих
благоговейный страх требованиях Б-га к взаимоотношениям с Ним каждого иудея
и с другими народами.
Все остальные праздники и посты иудаизма второстепенны, но не по
значению, по возникновению. Они не были заповеданы торой, и, следовательно,
на них не устанавливаются те ограничения, которые существуют в библейских
праздниках и постах. Некоторые из них, а именно День независимости Израиля,
День Иерусалима, День памяти Холокоста,- все они возникли в наше время


Великие наставники народа


РАБИ АКИВА (? - 135 г. н.э.). Образ раби Акивы давно превзошёл по
масштабу его историческую фигуру. Возможно, это величайший учёный Талмуда
и, безусловно – самый большой мученик из его персонажей. В отличие от
многих ведущих учителей иудаизма, он происходил не из видной семьи
мудрецов, а был сыном и внуком обращённого в иудаизм иноверца. В молодости
он был пастухом и не получил никакого образования. Тем не мение Рахель,
дочь его богатого хозяина Кальба Цавуа, почувствовала в его душе нечто
особенное и сказала, что выдет за него замуж, если он будет изучать Тору.
Они поженились против воли Кальба Цавуа, который тут же лишил свою дочь
наследства. Но , не смотря на нищету, в которую попала семья, жена поощряла
занятия мужа. Через несколько лет уже не одна Рахель видела выдающиеся
способности раби Акивы. Он был не только мудрецом, но и смелым человеком.
Когда римские власти объявили изучение торы преступлением, он продолжал
учить. Антиримская направленность раби Акив, впрочем, выходила далеко за
рамки изучения Торы. Когда Шимон Бар-Кохба поднял восстание в 132г. н.э.
против Рима, раби Акива стал одним из его наиболее горячих последователей.
Римляне, подавив восстание, приговорили мудреца к смерти. С него содрали
кожу и сожгли на костре. За все время казни у него вырвался лишь один стон.
Считается, что в этот момент Г-сподь сказал, что если услышит еще один
стон, то вернёт мир в первоначальное состояние. Считается, что Тора не
забыта, благодаря рабе Акиве и его многочисленным ученикам.


МАЙМОНИД /РАМБАМ (1135 – 1204). Труды и достижения этого еврейского
мыслителя 12 века охватывают невероятное множество проблем. Рамбам первым
составил полный систематизированный кодекс еврейского права («Мишне Тора»),
им опубликован комментарий ко всей Мишне и т.д. Полное имя Рамбама (Раби
Моше бен Маймон). Щн родился в Испании не задолго до прихода к власти
фанатиков-масульман. Чтобы избежать преследований со стороны этой
мусульманской секты (которая предоставляла христианам и евреям жесткий
выбор - принят ислам или умереть), Рамбам бежал с семьёй в Мароко, затем в
страну Израиля, наконец, в Египет, где был назначен врачом султана.
Главным его вкладом в еврейскую жизнь остаётся «Мишне Тора», кодекс
еврейского права. Он хотел составить книгу, которая служила бы руководством
по поведению в любых ситуациях. Этот кодекс избавлял от необходимости
тратить массу времени на поиски нужного места в Талмуде и позволял
обходиться его пособием. Позже он послужил моделью для «Шульхан Арух» (свод
законов), кодекса 16 века, до сих пор авторитетного среди ортодоксальных
евреев. Рамбам – один из немногих еврейских мыслителей, чьё учение повлияло
и на нееврейский мир: многие из философских концепций «Наставника»,
посвящённые Б-гу и другим теологическим проблемам, имели значение не только
для евреев. Фома Аквинский в своих трудах ссылается на «раби Моисея»
обнаруживая своё глубокое знакомство с «Наставником». Известное выражение
гласит: «От Моше (Торы) до Моше (Рамбама) не было подобного Моше».



РАШИ (1040 – 1105). Рамбам считается величайшим еврейским философом и
интеллектуалом средних веков. Раши же – величайший учитель этого времени.
После его смерти прошло около девятисот лет, но евреи, изучающие Тору и
Талмуд (две самые важные книги иудаизма), неизменно пользуются его
комментариями. Из сотен переизданий Талмуда, начиная с 16 века, практически
ни одно не обходилось без комментариев этого французского еврея. И если бы
Раши не написал свой комментарий, объясняющий трудные арамейские слова и
ведущий читателя по прихотливым и иногда запутанным логическим путям,
Талмуд мог бы оказаться окончательно забытым. Величайший еврейский
учитель родился в Труа (Франция) в 1040 году. Его полное имя – раби Шломо
бен Ицхак, сокращенно Раши. В то время Труа проживало не более сотни
евреев. Кажется необычным, что такой крупный учёный вышел из столь
маленькой общины, ведь современные евреи, живущие в небольших общинах,
обычно жалуются на невозможность дать своим детям нормальное еврейское
образование в таких условиях. В молодости Раши провёл несколько лет в
йешиве в Майнце. Когда ему было 25 лет, он вернулся в Труа и открыл свою
собственную еврейскую школу. Раши не брал платы за обучение, получая доход
от нескольких, принадлежавших ему виноградников. Последние годы жизни Раши
были омрачены волной антисемитизма, прокатившейся по Франции и Германии
вместе с крестоносцами. Хотя через Труа крестоносцы не проходили, в других
местах Европы тысячи евреев были убиты, ещё тысячи изувечены, и ещё тысячи
ограблены.


Мессия / Машиах. Мессианизм.

Вера в Машиаха и в эру Машиаха глубоко укоренилась в еврейской традиции.
Из 13 Догматов веры Рамбама самым известным стало: «ани маамин, я всем
сердцем верю в приход Машиаха, и хотя он может задержаться, я буду ждать
его прихода каждый день». В концлагерях, говорят, многие евреи пели ани
маамин, направляясь в газовые камеры.
Традиция утверждает пять самых важных вещей относительно Машиаха. Он
будет происходить из рода царя Давида, завоюет суверенитет над землёй
Израиля, соберёт евреев с четырёх сторон света, восстановит полное
соблюдение Торы и, наконец, принесёт всем народам мир.
Современный реформистский иудаизм давно не ждёт индивидуального Машиаха,
который должен усовершенствовать мир. Вместо этого реформисты говорят о
будущем, в котором приведут к воцарению мира человеческие усилия, а не Б-
жественный посланец.
В сознании традиционных евреев вера в персонального Машиаха занялав
последнии годы центральное место. Хотя мессианская идея давно вдохновляет
евреев и заставляет их работать ради тикун олам (совершенствования мира),
но трезвое прочтение еврейской истории указывает, что, когда евреи думают,
что Машиах вот-вот прибудет, результаты обычно катастрофические. В 1984
году было арестовано религиозное еврейское подполье. Среди прочего они
планировали взорвать мечеть в Иерусалиме, чтобы освободить Храмовую гору и
восстановить Храм. Такая акция могла спровоцировать джихад (священную
войну) мусульман против Израиля, но некоторые члены группы этого и хотели,
считая, что мировая агрессия против евреев заставит Б-га немедленно послать
Машиаха. Когда вера в Машиаха начинает определять политические решения,
идея Машиаха перестаёт быть вдохновляющей и становиться опасной.


Совершенствование мира / Тикун олам


Иудаизм верит, что цель существования евреев – не больше не меньше чем
«совершенствовать мир под управлением Б-га» (из молитвы «Алейну»).
В еврейских учениях оба пункта – этическое совершенство мира и царство
Б-жие – одинаково важны. Люди должны принести всему человечеству знание о
Б-ге, чье первое требование состоит в нравственном поведение. Все, кто в
это верит, - этические монотеисты и естественные союзники религиозных
евреев.

Синагога

Здание синагоги выполняет целый ряд функций: в нем проходят занятия,
молятся, оно также служит местом для сбора всей общины. Иудеи молятся как
уединенно, так и в обществе других верующих и что для общей молитвы
синагога не требуется.
Очень мало известно о синагоге до 1 века до н.э., существуют
доказательства, что предшественником современной синагоги был пункт сбора
диаспоры греко-говорящих евреев. Некоторые относят начальные этапы
существования синагоги к пленению в 6 веке до н.э.. Лишённые Храма, евреи,
вполне вероятно, стали собираться вместе, чтобы молиться.
Используемая литература:

«Еврейский мир» Раби Йосеф Телушкин.
«Евреи, бог и история» Макс Даймонт.




Реферат на тему: К.П. Победоносцев его жизнь и деятельность

КУРСКАЯ ДУХОВНАЯ СЕМИНАРИЯ



Доклад



по Истории религиозной мысли



Тема: К.П. Победоносцев его жизнь и деятельность



Выполнил: воспитанник 5 пастырского класса


Курской Духовной Семинарии



г. Курск 2000 г.


К.П. Победоносцев.
Разительным примером предвзятого мнения служат распространенные
суждения о весьма выдающемся русском государственном деятеле конца 19 и
начала 20 века статс-секретаре Константине Петровиче Победоносцеве. Долгие
десятилетия имя Константина Петровича Победоносцева было забыто или
упоминалось с непременным эпитетом реакционер. Да, действительно
Победоносцев придерживался консервативных взглядов, однако это вовсе не
означало, как представлялось, будто бы он был противником просвещения и
науки. Это был человек, в основе жизни и деятельности которого были Бог,
Самодержавие и Отечество. Победоносцев сочетал свое высокое положение в
государстве с деятельною любовью к России. «К его имени приковывалось
внимание современников.., одни его ненавидели и проклинали, другие
славословили, перед ним преклонялись и его благословляли: одни в нем видели
ангела спасителя России, другие - ее злого гения. Безразлично к нему никто
не относился. Он был определенным историческим знамением, которое рвали
бури и непогоды, вокруг которого кипели страсть и борьба". Так писал
«Исторический вестник», и трудно не согласиться с автором этой
характеристики Б. Глинским. Действительно, одни перед Победоносцевым
преклонялись, другие его проклинали, но все его современники считали его
крупным государственным деятелем последних двух десятилетий прошлого века и
начала нынешнего, о нем писали все, кто был или становился небезразличен к
тогдашней политической и общественной жизни России. Он был для своего
времени политическим паролем. Думается, крупных государственных деятелей
земля рождает не чаще, чем крупных писателей или крупных философов,
поэтому, наверное, пора отдать должное и такому крупному государственному
деятелю России конца 19 – начала 20 века – Константину Петровичу
Победоносцеву.
Сын профессора словесности Московского университета и внук
священника Звенигородского уезда Константин Петрович Победоносцев родился в
1827 году в Москве. В семье было 11 человек детей, среди них Константин
Петрович самый младший. Начальное образование получил дома, а в 1841 году
поступил в Императорское училище правоведения в С.-Петербурге, которое и
окончил в 1846 году. Переехал в Москву и служил в Москве в Сенате.
Публикации которые он печатал в свободное время по истории гражданского
права стали настолько известны, что Победоносцева пригласили читать лекции
в Московском универсиете. Его метод обучения отличался простотой,
ясностью, ученостью. Поэтому в 1861 году Победоносцев был приглашен графом
Строгановым для преподавания юридических наук детям Александра 2 и великим
князьям. В 1863 году сопровождал наследника цесаревича Николая
Александровича в его путешествии по России, которое описал в книге: «Письма
о путешествии наследника цесаревича по России от Петербурга до Крыма»
(Спб,1864). Активно участвовал в подготовке судебной реформы 1864 года как
публицист и член комиссии по выработке проекта судебных уставов. В 1865
году Победоносцев назначен членом консультации министерства юстиции, 1868
году сенатором, 1872 членом Государственного совета, 1880 году обер-
прокурором святейшего синода. Добросовестный ученый, добросовестный
чиновник, Победоносцев воспринял высокий государственный пост как крест,
который христианину должно нести до конца. Состоял почетным членом
университетов московского, петербургского, св. Владимира казанского и
юрьевского, а также членом французской академии.
Отстаивая в начале 1860-х годов ряд либеральных принципов (гласность,
отделение суда от администрации), Победоносцев в последующие годы
склоняется к консервативным идеям. Победоносцев убежден, что Православная
Самодержавная монархия неотрывно связана с самим бытием России. «Постигнув
своим большим умом пользу монархического образа правления и исключительное
значение для России исторически сложившегося самодержавия, Победоносцев с
искренностью, силой и талантом исповедовал свои убеждения, никогда не
страшась плыть против течения.»(Н.Д. Тальберг). Особое внимание К.П.
Победоносцев уделял повышению общественной роли православной церкви (
увеличение храмов и монастырей, численности духовенства, перевод клира на
государственное жалование, поддержка движений церковных братств, создание
сети церковных школ для народа и др.) Победоносцев был лучшим другом
С.А.Рачинского, променявшего профессорскую кафедру в Москве на плодотворную
просветительную работу среди крестьян родной Смоленской губернии. Всячески
поддерживал он Н.И. Ильминского, скромного труженика, ученого миссионера,
изучившего досконально магометанство и восточные языки и сумевшего
проложить путь к душам, тянувшимся к Православию, простых татар казанского
края, которых он поучал их на их разговорном языке, побуждая тем и других
насадителей веры следовать своему примеру. Крепкая дружба связывала
Победоносцева с Ф.М. Достоевским, часто посещавшим его в обер-прокурорском
доме на Литейном проспекте и ценившим его отзывы о подготовленных к печати
произведениях. Приходил он в трудные минуты на помощь П.И. Чайковскому, как
старался помочь всем, в ком чувствовал истинный талант, направленный на
служение добру, правде и пользе русского народа. Также близок по взглядам
был и Леонтьев. Потому, читая современные энциклопедии, удивляешься тому,
что они пишут, что якобы у Победоносцева, кроме Ф.М. Достоевского и друзей
то не было. (Большая английская энциклопедия – Британника).
Политические и философские взгляды Победоносцева ( неприятие
индивидуализма и рационализма, критика заподноевропейской культуры и
политических реформ, опора на православную веру русского народа и
приверженность традициям) наиболее полно выражены в «Московском сборнике»
(1-е издание. – 1896). Из ряда ученых трудов Победоносцева самым главным
является «Курс гражданского права», изданный в 1868 г. и выдержавший
несколько изданий. Победоносцеву принадлежит одна из первых монографий по
крепостному праву. Известны также письма Победоносцева к цесаревичу,
которые он писал после того как стал его опекуном. Первое его известное
письмо к великому князю Александру Александровичу относится 22 ноября 1865
г. В них цесаревич советуется со своим наставником. В письмах к цесаревичу
Победоносцев обращал его внимание на труды Мельникова-Печерского, на «
Дневник писателя» Достоевского. В 1874 г. он прислал ему сборник
«Складчина», изданный в пользу пострадавших от неурожая в Самарской
губернии, в котором, кроме него, поместили статьи Гончаров, Тургенев,
Достоевский, Некрасов, Майков и др.
Остро переживал Победоносцев события на Балканах, когда Сербия и
Черногория выступили против Турции. Русские добровольцы, возглавляемые
генералом Черняевым, помогали им. Турки все более одолевали противников.
Начались их зверства в Болгарии. Победоносцев 18 сентября 1876 г. просит
цесаревича помочь отправке сербской армии 300 тысяч старых ружей из
резервного запаса военного ведомства. Волновала его наша недостаточная
подготовленность к возможной войне с Турцией. ( Об этом в письме 1876 г 12
октября к цесаревичу в Ливадию). Переживал он и события русско-турецкой
войны 1877-1878 гг. Победоносцева очень волновали неудачи на фронте, в чем
он в длинном письме в действующую армию от 17 сентяьря 1877 г. обвинял
начальствующих лиц. В письме от 20 сентября 1877 г. он высказывал
недовольство министром внутренних дел А.Е. Тимашевым, преследовавший
либеральный «Голос» А.А. Краевского за критические статьи по поводу военных
действий. 24января 1778года Вера Засулич стреляла в градоначальника Трепова
и тяжело ранила его. Это произошло потому что Трепов решил подтянуть
дисциплину политических арестованных, так как тюремным начальством было
допущенно полное ослабление дисциплины. Он сделал это, что вызвало большое
возмущение арестованных, которое было прекращено, после чего прежние
посабления постепенно исчезли. Веру Засулич судили, и присяжные заседатели
вынесли ей оправдательный приговор, что было принято сочувственно обществом
и даже некоторыми сановниками. Победоносцев, считавший, что Трепову
пришлось исправлять то, что было испорчено попустительством тюремной
власти, возмущен был решением присяжных заседателей и всей обстановкой
суда. К вопросу о современном суде Победоносцев пишет в письме от 15 марта
1880 г.: « Вот еще листок «Варшавского дневника» с любопытною статьей г.
Леонтьева, которую рекомендую вниманию Вашего Высочества. Радуюсь: в первый
раз нашел человека, имевшего мужество сказать истинную правду о судах
наших. Как на него заскрежещут зубами. Но вокруг только и слушишь одни
речи: оставьте, дайте волю, не стесняйте. Боже мой, как измельчали и
опошлились люди во власти сущие! Христос был живая любовь на земле, но и
живое негодование, которое от той же любви и происходит. Когда Он увидел
торговлю в храме, Он не утерпел, взял в руки бич и выгнал из храма
торгующих и покупающих». В это время Победоносцев принимал, как это видно
из переписки, огромное участие в деле создания Добровольного флота.
Почетным председателем комитета, этим ведавшего, был цесаревич Александр
Александрович, председателем правления – Победоносцев. Сразу после Сан-
Стефанского мира с Турцией (19 февраля 1878 г.) возникла мысль, в
предвидении возможной войны с Англией, приобрести быстроходные пароходы,
которые в военное время могли бы быть обращены в крейсеры-истребители.
Почин принадлежал императорскому обществу содействия русскому торговому
мореходству. По всей России открыта была подписка на осуществление путем
пожертвований этой цели. В течении 1878 г. удалось приобрести в Германии
первые суда, названные «Россия», «Москва», «Петербург», «Нижний Новгород».
Как видно из писем Победоносцева к цесаревичу, он в 1878 г. понимал
важность воздухоплавания, соответственных снарядов, мин, считал, в связи с
этим, необходимым установлением связи с Менделеевым. 22 декабря 1879 г. он
сообщал об опытах с подводной лодкой Джевецкого, производившихся на озере в
Гатчине. К этому вопросу возвращался в письмах от 6 и 18 января 1880 г.
Побудил он цесаревича ознакомиться с нею. Последний писал ему 6 марта 1880
г.: «Надо будет поговорить с Милютиным о подводной лодке; не понимаю, за
чем дело стало?..» В письме от 8 ноября 1878 г. Победоносцев высказывает
цесаревичу возмущение действиями минского губернатора, применившего силу
против крестьян местечка Логишина, отстаивавших права на свою
собственность. 2 апреля 1879 г. бывший сельский учитель, студент
Петербургского университета А.К. Соловьев стрелял в царя. Высказывая ужас и
возмущение, Победоносцев сразу же написал цесаревичу. Письмо заканчивалось
так: «Зло так усилилось, что его надобно лечить железом и кровью. Само
собой ничего не сделается. Напрасно станет правительство взывать к
обществу, к благомыслящим людям. Что же может сделать общество, когда надо
действовать всею силою законной власти, а право разыскивать, судить и
карать принадлежит одному правительству, а оно отказывается им
пользоваться, уклоняется, колеблется. Может прийти минута, когда народ в
отчаянии, не узнавая правительства, в душе от него отречется и поколеблется
признать своею ту власть, которая, вопреки Писанию, без ума меч носит. Это
будет минута ужасная, и не дай Бог нам дожить до нее».
В 1880 г. в Петербург прибыл известный миссионер архимандрит Николай
(Касаткин). Победоносцев 6 января 1880 г. советует присутствовать на приеме
его цесаревной: «Он человек поистине замечательный, всеми уважаемый и
пользуется популярность в Японии, где живет уже около 20 лет, посвятив себе
всего делу миссии.» [ Ответ от ] 7 января: «Сегодня не успел видеть архм.
Николая, т.к. было уже поздно, но непременно назначу ему день. А.» В то
время Победоносцев еще не был обер-прокурором, это показывает насколько
сильно было его влияние на цесаревича. Происходили покушения на жизнь
императора Александра 2. Победонсцев резко осуждал в своих письмах к
цесаревичу государственных людей, трудящихся, раздвоенных в мыслях, идущих
врозь. 28 января 1881 г. скончался Ф.М. Достоевский по этому поводу на
следующий день Победоносцев пишет письмо цесаревичу: « Вчера вечером
скончался Ф.М. Достоевский. Он был близкий мне приятель, и грустно, что нет
его. Но смерть его – большая потеря и для России. В среде литераторов он –
едва ли не один – был горячим проповедником основных начал веры,
народности, любви к Отечеству. Несчастное наше юношество, блуждающее, как
овцы без пастыря, к нему питало доверие, и действие его было весьма велико
и благодетельно. Многие – несчастные люди – обращались к нему, как к
духовнику, словесно и письменно. Теперь некому заменить его. Он был беден и
ничего не оставил, кроме книг. Семейство его в нужде. Сегодня пишу к графу
Лорис-Меликову и прошу доложить не соизволит ли государь император принять
участие. Не подкрепите ли, Ваше Высочество, это ходатайство.» 1 февраля
новое письмо: « Похоронили сегодня Ф.М. Достоевского в Невской лавре.
Грустно очень. Вечная ему память. Мне очень чувствительна потеря его: у
меня для него был отведен тихий час, в субботу после всенощной, и он
нередко ходил ко мне, и мы говорили долго и много за полночь...» На что
цесаревич отвечал: «Граф Лорис-Меликов уже докладывал сегодня государю об
этом и просил разрешения материально помочь семейству Достоевского. Вдове
Достоевского была назначена пенсия в 2000 рублей.
1 марта 1881 г. был убит император Александр 2. Престол занял его
сын, в прошлом воспитанник Победоносцева, с которым он когда-то совершил
путешествие по России. Теперь на плечи Победоносцева легла двойная тяжесть:
с одной стороны – опекание молодого монарха, а с другой – тяжесть высокого
государственного поста.(обер-прокурора). Спустя 2 недели по убийстве царя,
из Ясной Поляны придет, переправленное через Страхова, письмо от
известнейшего писателя, графа Льва Толстого: «Милостивый государь
Константин Петрович! Я знаю Вас за христианина и , не поминая всего того,
что я знаю о Вас, мне этого достаточно, чтобы смело обратиться к Вам с
важной и трудной просьбой передать государю письмо, написанное мною по
поводу страшных событий последнего времени...
Толстой просил Победоносцева передать Александру 3 письмо, в котором
умолял молодого монарха не карать смертной казнью цареубийц. По долгу
службы обер-прокурор св. Синода прежде ознакомился с содержанием
адресованного государю послания. Как ни корил Лев Николаевич террористов,
как ни взывал адресата последовать Христову милосердию, но не могли не
вызвать резкого протеста его слова о том, что убили Александра 2 «не личные
враги его, но враги существующего порядка вещей; убили во имя какого-то
высшего блага человечества». По мнению Толстого получалось, что вина убийц
состоит только в том, что они неправильно понимали «благо всего
человечества», а пойми они это самое «благо» правильно, то и кровавое
злодеяние подлежало бы нравственной амнистии. Толстой, оставляя за собой
монопольное право на истинное толкование учения Христа, по сути дела,
отвергал и существующую российскую государственность, и православную
церковь, когда называл убийц царя «врагами существующего порядка вещей»,
будто бы боровшихся « за высшее благо всего человечества». Победоносцев не
стал прибегать ни к каким бюрократическим хитростям, он отклонил прошение
Толстого и прямо написал ему: «Прочитав Ваше письмо, я увидел, что Ваша
вера одна, а моя церковная другая, и что наш Христос – не Ваш Христос.
Своего я знаю мужем силы и истины, исцеляющим расслабленных, а в Вашем
показались мне черты расслабленного, которы сам требует исцеления. Вот
почему я по своей вере не мог исполнить Ваше поручение.» Однако письмо
Толстого все-таки достигло своего адресата: Страхов передал его через
профессора истории К.Н. Бестужев-Рюмина великому князю Сергею
Александровичу, а тот вручил его Александру 3. По словам Софьи Андреевны
Толстой, государь будто бы велел передать Льву Николаевичу такие слова:
«Если б покушение было на него самого, он мог бы помиловать, но убийц отца
не имеет права просить.» После убийства Александра 2 было много разговоров
об отмене смертной казни, многие выступали за это и Л.Н. Толстой и В.Н.
Соловьев и многие другие. К.П. Победоносцев выступает категорически против
отмены смертной казни, в своем письме Александру 3 он пишет: « Сегодня
пущена в ход мысль, которая приводит меня в ужас. Люди так развратились в
мыслях, что иные считают возможным избавление осужденных преступников от
смертной казни... Может ли это случиться? Нет, нет, и тысячу раз нет –
этого быть не может, чтобы Вы пред лицом всего русского народа, в такую
минуту простили убийц отца Вашего, русского Государя, за кровь которого вся
земля (кроме немногих, ослабевших умом и сердцем) требует мщения и громко
ропщет, что оно замедляется. Если бы это могло случиться, верьте мне,
Государь, это будет принято за грех великий, и поколеблет сердца всех Ваших
поданных... Тот из этих злодеев, кто избежит смерти, будет тотчас же
строить новые ковы. Ради Бога, Ваше Величество, - да не проникнет в сердце
Вам голос лести и мечтательности». Победоносцев призывает Государя «править
крепкою рукою и твердой волей». В письмах Победоносцева говориться, что
новому градоначальнику Н.М. Баранову удалось арестом 19 заговорщиков
предотвратить покушение на Государя Александра 3 и наследного принца
Прусского во время погребения Императора Александра 2. Победоносцев пишет
царю, что в Тамбовской губернии крестьяне порешили поститься, из рода в
род, в день 1 марта. (убийство Александра 2).
Граф М.Т. Лорис-Меликов министр внутренних дел предложил программу
изменений в государственном устройстве. Против этого выступает Победоносцев
и журналист М.Н. Катков. Император Александр 3 поручил Победоносцеву
составление исторического манифеста «о незыблемости самодержавия»,
утверждающего Самодержавие, подписанного им 29 апреля 1881 года.
Представляя 26 апреля соответственный проект, Победоносцев писал, что его
одобряет граф С.Г. Строганов. Когда манифест был оглашен министром юстиции
Д.Н. Набоковым в совещании, происходившем в кабинете Лорис-Меликова в доме
Министерства внутренних дел на Фонтанке, А.А. Абаза и его единомышленники
открыто возмущались и требовали назвать имя составителя. Победоносцев
отвечал, что написал его он по приказанию государя. Абаза сильно
возмущался, кричал чтобы Государь взял назад это нарушение контракта.
Вскоре последовало увольнение либеральных министров, во главе с графом
Лорис-Меликовым, просившего Государя 30 апреля уволить его в отставку.
Преемником Лорис-Меликова на посту министра внутренних дел стал Н.П.
Игнатьев. Он попытался увенчать политику «народного самодержавия» созывом
всесословного Земского собора, однако против этого резко выступили Катков и
Победоносцев. В мае 1882 Александр 3 заменил Игнатьева Д.А. Толстым –
убежденным сторонником самодержавия. Отвергая либеральные начала,
Победоносцев в то же время критически относился к
контрреформам–административно-законодательной ломке институтов 1860-70-х
годов. Это обусловило разногласия Победоносцева с другими деятелями
консервативного лагеря (М.Н. Катковым, Д.А. Толстым). В первые годы
царствования Император Александр советовался иногда с Победоносцевым
касательно перемен в составе правительства. Победоносцев настаивал на
ужесточении цензуры, ограничении прав ( не запрещении) неправославных
исповеданий. Особое внимание уделял повышению общественной роли
Православной церкви. Победоносцев постоянно обращался к царю, высказывая
откровенно суждения по отдельным вопросам, нарочито, когда они касались
Церкви. Победоносцев в начале 1883 г. был взволнован намерением министра
Императорского двора графа И.И. Воронцова-Дашкова допустить театральные
представления во время Великого поста, о чем тот испрашивал Высочайшее
разрешение. Также Победоносцев отрицательно отзывается по поводу написания
Л.Н. Толстым драмы «Власть тьмы». Победоносцев считал необходимой борьбу со
штундой, сильно развившейся в юго-западных и южных губерниях. В конце
апреля 1889 скончался министр внутренних дел граф Д. А. Толстой. Ценя графа
Д.А.Толстого, Победоносцев, со свойственной ему прямотой и независимостью,
высказывался против тех его мероприятий, которым не сочувствовал. Так было
в отношении детища Толстого- учреждение земских начальников. 30 сентября
1888 г. в « Московских ведомостях» появилась основательная критика брошюры
Владимира Соловьева «L idee russe». 1 октября Победоносцев писал: Вот до
какого мог дойти русский умный и ученый человек – и еще сын Сергея
Михайловича Соловьева.» Государь часто поручал Победоносцеву составление
важных бумаг и своих обращений. Знакомил Победоносцев Государя с местными
нуждами и передавал впечатления, воспринимаемые при поездках, которые он
делал часто. Победоносцев всегда заботился об улучшении материального
положения сельского духовенства. В марте 1887 г. Победоносцев побывал в
Смоленске и Витебске. В 1890 побывал в Перми и Екатеринбурге, в Полтаве. В
1891 в Пскове. В 1890 году К.П. Победоносцев побывал в Курске. Позволю себе
более подробно осветить это событие. Победоносцев прибыл в Курск 27 августа
вечером на почтовом поезде из Харькова в сопровождении Управляющего
канцелярией Синода - В.К. Саблера. На вокзале они были встречены
Преосвященным Иустином, Епископом Курским и Белгородским, вице-
губернатором, который в этот момент управлял губернией, представителями
духовных и гражданских ведомств. После этого Обер-прокурор и Владыка
отправились в дом Архиерея, где для Победоносцева было подготовлено
помещение. После небольшого отдыха Обер-прокурор и Архиерей посетили
духовную семинарию, где Победоносцев осмотрел церковь, актовый зал,
классные комнаты, спальни воспитанников, правление, библиотеку и столовую.
28 августа в 6 часов утра К.П. Победоносцев прибыл в Троицкий женский
монастырь. Там он выслушал обедню, а по окончании ее навестил
настоятельницу - игуменью Софью, так много сделавшею для этой обители.
После этого К.П. Победоносцев прибыл в архиерейский дом, затем осмотрел
Знаменский собор, в котором тогда производилось обновление купола и стенной
росписи, а также Воскресенский храм, привлекавший особое внимание гостя.
Затем Обер-прокурор осмотрел новоустроенную трапезу и несколько келий
монашествующих. После этого Победоносцев осмотрел ряд городских учебных
заведений. В епархиальном женском училище на улице Дворянской (ныне – Л.
Толстого), в здании которого сейчас находится завод медицинского стекла, он
осмотрел домовую церковь во имя святых апостолов Петра и Павла и все
училищные помещения. По пути от епархиального женского училища в духовное
мужское, Обер-прокурор посетил учительскую семинарию (располагалось в
здании современного епархиального управления) и Мариинскую женскую гимназии
на Флоровской (ныне – Радищева) улице. Также Победоносцев побывал в
духовном училище, находившемся на северо-заподном углу улиц Пастуховой
(Белинского) и Троицкой (Пионеров). Там с особым вниманием осмотрел
создающуюся домовую церковь во имя равноапостольных Кирилла и Мефодия и
посетил классы. После этого Победоносцев был в Курской духовной консистории
(улица Сонина), в которой осмотрел комнату присутствия, канцелярию и Архив.
В 5-м часу вечера Победоносцев вместе с Владыкой Иустином отбыл на вокзал
Московско-Киево-Воронежской железной дороги, куда прибыли также некоторые
представители городского общества и местного духовенства. На вокзале
Константин Петрович около получаса беседовал с провожающими его лицами.
Затем, сердечно простившись с Преосвященным Иустином и выразив ему
искреннюю благодарность за прием, К.П. Победоносцев, сопровождаемый В.К.
Саблером, отправился почтовым поездом в Москву...( Курские епархиальные
ведомости №8 1998г.)

В Царском Селе 21 июня 1892 г. на Победоносцева напал некий Владимир
Гиацинтов, ученик 5 класса Псковской семинарии. Вот, что о нем пишет
Победоносцев: «Молодой человек возбуждает крайнюю жалость, весь больной,
истомленный и, как видно, слабоумный (интересно как он тогда доучился до 5
класса семинарии), расстроенный нервами... Пролежав 2,5 месяца в больнице,
он прямо оттуда пошел на покушение. Если он служил притом орудием сторонних
внушений, то спрашивается, откуда они явились – во Пскове ли еще или в
больнице. В январе 1894 г. Победоносцева очень волновала болезнь Императора
Александра 3. Тяжко переживал Победоносцев угасание в Крыму столь любимого
им Императора Александра 3. 20 октября 1894 г. Государь скончался. Памяти
его Победоносцев посвятил речь, произнесенную 26 февраля 1895 в присутствии
Императора Николая 2 в заседании Исторического общества. 14 ноября 1894 г.
состоялось бракосочетание Государя. В первые годы своего царствования
Император Николай Александрович иногда советовался с Победоносцевым, и тот
иногда писал ему. Так в связи со студенческими беспорядками Победоносцев
пишет царю, что необходима твердая власть, но вместе с тем, Победоносцев
не сочувствовал предполагавшейся отдаче виновных студентов на военную
службу. На этом еще в 1898 г. настаивал Витте. А.С. Суворин, редактор-
издатель «Нового времени», записал в своем дневнике, что при обсуждении
этого вопроса в Комитете министров, Победоносцев заявил: «Нет, Сергей
Юльевич, так нельзя». В 1896 г. выходит в печать «Московский сборник»
Победоносцева, который был переведен на многие иностранные языки. В 1899 г.
Победоносцев издал в Москве книгу «Вечная память: Воспоминания о почивших».
О дальнейшей деятельности Победоносцева хорошо говорится в дневнике стас-
секретаря А.А. Половцева, который 24 марта 1905 г. записал слова
Победоносцева: «В первые два года, когда меня изредка спрашивали, я давал
ответ, по крайнему моему разумению, прямой и открытый. А затем меня уже не
спрашивали, я ведал только дело моей должности по вверенному мне
ведомству...» Но иногда он решался давать советы. Так, в письме от 8 апреля
1902 г. он выдвинул на пост министра народного просвещения попечителя
Варшавского учебного округа А.Н. Шварца.
Особенное внимание Победоносцев обратил на образование народа в духе
преданности царю и Церкви. Церковно-приходская школа в полном смысле слова
была обязана своим появлением и развитием К.П. По его стараниям в
распоряжение духовного ведомства были отпущены большие средства для
развития церковно-приходских школ и церковного просвещения народа. Так, к
концу царствования Александра 2 и началу государственной деятельности
Победоносцева (1880) в России насчитывалось 273 церковноприходских школы с
13 035 учащимися, а к концу его деятельности (1905) таких школ в стране уже
насчитывалось 43 696 с 1 782 883 учащимися. Не менее был озабочен К.П.
вопросом об улучшении материального быта духовенства. И в этом отношении им
было сделано очень много. Благодаря ему из государственного казначейства
был значительно увеличен отпуск сумм на жалованье духовенства, а в 1902 г.
был издан указ о пенсиях духовенству. Его желанием было, чтобы духовенство,
окрепнув материально и освободившись от принижающего гнета нужды, заняло в
общественном и государственном строе то место, которое отвечает его
действительному значению. Отмечается учреждение новых епархий, приходов и
устройство при возникавших женских обителях школ и благотворительных
учреждений для окрестного населения. Пересмотрены были уставы и штаты
духовно-учебных заведений. Стараниями Победоносцева особенно развилось
церковно-книжное издательство.
После издания манифеста 17 октября 1905 года, разрешавший создание
политических партий и учреждение Государственной думы, Победоносцев подал в
отставку. К.П. Победоносцев, обличавший издавна ложь конституционного строя
и всегда выступавший за самодержавие, не мог после этого манифеста
оставаться на посту обер-прокурора. Скончался К.П. Победоносцев в Санкт-
Петербурге 10 марта 1907 года. Заупокойная литургия и отпевание были
совершены в Воскресенском Новодевичьем женском монастыре на Забалканском
проспектке. Служили 3 митрополита. Присутствовал Государь.
Как говорил Флоровский о Победоносцеве: « Его имя – символ эпохи...
Есть что-то призрачное и загадочное во всем духовном образе Победоносцева.
«И только тень огромных крыл», очень удачно о нем сказал Блок. Он был очень
скрытен, в словах, в действиях, и в его «пергаментных» речах было трудно
расслышать его подлинный голос. Он всегда говорил точно за кого-то другого,
укрывался в условном благозвучии и благообразии очень и очень размеренных
слов. Свои книги он имел обыкновение издавать безымянно, точно он их издает
или составляет, точно он в них передает или излагает чьи-то чужия мнения и
мысли. Победоносцев по своему был народником или почвенником. Это сблизило
его с Достоевским... Народником Победоносцев был не в стиле романтиков или
славянофилов, скорее в духе Эдмунд Берка. Очень многое в его критике
западной цивилизации и прямо напоминает контрреволюционные идеи Берка». Да
действительно Победоносцев как и Берк был консерватором и если Берк
выступал против революции во Франции, то Победоносцев выступал против
конституционного строя как предвестника революции. Революция во Франции
ввергла страну в хаос и анархию, к чему привела революция в России наверно
разъяснять не надо, поэтому Победоносцева нельзя рассматривать однобоко,
вот он консерватор и ретроград. Разносторонняя учено-литературная и
публицистическая деятельность Победоносцева дает возможность выяснить во
всех деталях мировоззрение этого государственного человека. Особенно
характерным в этом отношении является издание Победоносцева, появившееся в
1896 г. под заглавием: «Московский сборник». Как уже говорилось, здесь
подвергаются критике основные устои современной западноевропейской культуры
и государственного строя, сравнительно с главными чертами национально-
русских идеалов. Главными пороками западно-европейской культуры, по
воззрению Победоносцева являются рационализм и вера в добрую природу
человека. Первый отдает человека в полную власть логического вывода и
обобщений, имеющих значение и силу в действительности лишь постольку,
поскольку верны жизненные факты, лежащие в основании посылок; вторая
приводит к идеи народовластия и парламентаризма – «великой лжи времени».
Взятые вместе, оба фактора производят крайнюю смуту во всем строе
европейского общества, поражая и «русские безумные головы»... Масса
населения, неспособная к проверке широких обобщений путем внимательного
изучения фактов, отдается в жертву людям, умеющим воздействовать на нее
своим красноречием, способностью легко и ловко делать обобщения и другими,
еще более низкими приемами борьбы (подбор партий, подкуп и.т.д.). (Как это
актуально звучит и в сегодняшние дни). Парламентские деятели принадлежат,
большею частью, к самым безнравственным представителям общества; люди же
чести и долга обыкновенно не красноречивы, неспособны «нанизывать громкия и
пошлые фразы»; они раскрывают себя и силы свои в рабочем углу своем или в
тесном кругу единомышленных людей». Согласно с таким взглядом, все, что
основано на господстве рационализма и идей народного правительства, находит
в Победоносцеве строгого судью. Вредна периодическая печать, так
называемая, выразительница общественного мнения. Эта сила развращающая и
пагубная, ибо она, будучи безответственной за свои мнения и приговоры,
вторгается с ними всюду, во все уголки честной и семейной жизни, навязывает
читателю свои идеи и механически воздействует на поступки массы самым
вредным образом. Эти сведения о Победоносцеве взять из словаря Брокгауза и
Ефрона дореволюционного издания, естественно в нем не могло быть критики на
Победоносцева. Но время порой бывает намного лучшим критиком, чем люди.
Прошло 100 лет с момента написания «Московского сборника», а темы
затронутые в нем остаются актуальны и подтверждаются событиями прошедших
времен, да и настоящего времени.
Положительные идеалы Победоносцева столь же определены, как и критика
современного строя заподно-европейской государственной и общественной
жизни. «Есть в человечестве, -говорит он, -натуральная сила инерции,
имеющая великое значение...». Она покоится не на знании, а на основном
мотиве человеческих действий – непосредственном ощущении, чувстве, опыте.
«Самые драгоценные понятия, какие вмещает в себя ум человеческий, находятся
в самой глубине поля и полумраке; около этих-то смутных идей, которые мы не
в силах привести в связь между собой, вращаются ясные мысли, расширяются,
развиваются, возвышаются». В политическом отношении эта сила
бессознательных ощущений родит уважение к старым учреждениям, которые «тем
драгоценны, потому незаменимы, что не придуманы, а созданы жизнью, вышли из
жизни прошедшей, из истории и освящены в народном мнении тем авторитетом,
который дает история и одна только история». С вышеуказанной силой
непосредственно связывается и главная опора общественной жизни – вера,
стоящая выше всяких теоретических формул и выводов разума. «Народ чует
душой, что абсолютную истину нельзя уловить материально, выставить
осязательно, определить числом и мерою, но что в нее можно и нужно
веровать, ибо абсолютная истина доступна только вере». С господством веры
связывается господство церкви и особенно церковного обряда, в котором народ
непосредственно, тем же чутьем, а не рассуждением, воспринимает смысл
церковного учения. Слагаясь исторически, в связи с народной жизнью, обряд
составляет неотъемлемую часть этой жизни. Поэтому не может быть речи о
соединении различных церквей на теоретическом основании соглашения
относительно понимания догматов; церкви останут

Новинки рефератов ::

Реферат: Египетская религия (Религия)


Реферат: Обществоведение в 20 веке (Социология)


Реферат: Отчёт о практике в отделе социальной защиты (Социология)


Реферат: Билеты (Международное публичное право)


Реферат: Воспитание различных категорий девиантного поведения (Педагогика)


Реферат: Народная педагогика (Педагогика)


Реферат: Шпаргалки к экзамену по истории (Государство и право)


Реферат: Производство стали (Металлургия)


Реферат: Гражданская война (История)


Реферат: Интернет магазин - Техника для жизни (Программирование)


Реферат: Система развивающего обучения (Педагогика)


Реферат: Жидкие растворы (Химия)


Реферат: Интегральная социология Питирима Сорокина (Социология)


Реферат: Обстоятельства, исключающие преступность деяния (Право)


Реферат: Образование Армянского народа и древнеармянского государства (История)


Реферат: Народные традиции в современном костюме (Искусство и культура)


Реферат: Владимир Мономах (История)


Реферат: Бригадный подряд на уроках труда портняжное дело (Педагогика)


Реферат: Гражданский процесс (Контрольная) (Гражданское право и процесс)


Реферат: Театр марионеток (Искусство и культура)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист