GeoSELECT.ru



Право / Реферат: Муниципальное право РФ (Право)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Муниципальное право РФ (Право)



Вопросы и конспект ответов к экзамену
по курсу «Муниципальное право РФ»

1. Понятие МП как комплексной отрасли права: предмет и метод правового
регулирования МП.
2. Муниципально-правовые нормы, их особенности.
3. Правоотношения, возникающие в процессе осуществления местного
самоуправления, их субъекты.
4. Источники МП как отрасли.
5. Наука МП: понятие, предмет, источники, методы научных исследований.
6. История развития местного самоуправления в дореволюционной России.
7. Местное самоуправление и местное управление в ЗС.
8. Система МП как учебной дисциплины.
9. Территории, на которых может осуществляться местное самоуправление.
10. Роль населения муниципального образования в решении вопросов его
территориального устройства.
11. Виды земель, на территории муниципального образования.
12. Муниципальная собственность: понятие, объекты, источники.
13. Местные налоги, сборы и штрафы.
14. Бюджет муниципального образования: порядок подготовки, обсуждения,
принятия и исполнения.
15. Внебюджетные фонды: порядок образования, формирования, использования
средств.
16. Конституция РФ об основах местного самоуправления в РФ.
17. Федеральные законы, регулирующие общественные отношения в области
местного самоуправления.
18. Государственные минимальные социальные стандарты в области местного
самоуправления.
19. Вопросы, подлежащие правовому регулированию конституциями (уставами) и
законами субъектов РФ.
20. Нормы МП содержащиеся в правовых актах органов и должностных лиц
местного самоуправления.
21. Устав муниципального образования: порядок разработки, принятия,
государственной регистрации, вопросы подлежащие регулированию.
22. Государственные гарантии осуществления местного самоуправления
(правовые и организационные).
23. Местный референдум: порядок и принципы проведения.
24. Муниципальные выборы: понятие, принципы и порядок проведения, органы и
должностные лица МСУ, формируемые в ходе выборов, избирательные
объединения, имеющие право на выдвижение кандидатов, мажоритарная система
подведения итогов голосования.
25. Собрания (сходы) граждан: история развития, роль в системе управления
местными делами в настоящее время, порядок созыва и проведения.
26. Народная правотворческая инициатива и обращения граждан в органы МСУ –
формы прямого волеизъявления, призванные выявить общественное мнение
населения муниципального образования: понятие и гарантии.
27. Особенности правового положения органов МСУ.
28. Принципы организации и деятельности органов МСУ.
29. Ответственность органов и должностных лиц МСУ: перед населением, перед
государством, перед физическими и юридическими лицами.
30. Прокурорский надзор за соблюдением законности органами и должностными
лицами МСУ.
31. Представительный орган МСУ: предметы исключительного ведения, порядок
избрания, структура, полномочия, основные формы работы.
32. Принципиальные черты правового статуса депутата, члена выборного
органа, должностного лица МСУ.
33. Сущность правового положения главы муниципального образования, как
высшего должностного лица МСУ.
34. Понятие территориального общественного самоуправления, как
самостоятельной формы системы МСУ и основные принципы его организации и
деятельности (территориальный принцип, общественная форма и
самоуправленческая природа).
34.1. Полномочия органов МСУ.
35. Полномочия органов МСУ по владению, пользования и распоряжению
муниципальной собственностью.
36. Полномочия органов МСУ в части планирования комплексного социально-
экономического развития муниципального образования.
37. Контроль органов МСУ за использованием земель на территории
муниципального образования, а также в сфере охраны окружающей среды.
38. Полномочия органов МСУ в сфере строительства.
39. Отношения органов МСУ с предприятиями, учреждениями о организациями,
находящимися на территории муниципального образования.
40. Деятельность органов МСУ по решению вопросов: содержания и
использования муниципального жилищного фонда и нежилых помещений, создание
условий для обеспечения населения услугами торговли, общественного питания
и бытового обслуживания, организации транспортного обслуживания населения и
муниципальных учреждений, обеспечение населения услугами связи.
41. МСУ и народное образование.
42. Полномочия органов МСУ по обеспечению конституционного права населения
муниципального образования на участие в культурной жизни.
43. Полномочия органов МСУ в области здравоохранения.
44. Деятельность органов МСУ в сфере социальной защиты населения
муниципального образования.
45. Полномочия органов МСУ в области охраны общественного порядка.


1. Понятие МП как комплексной отрасли права: предмет и метод правового
регулирования МП.
МП как комплексная наука – это право МСУ, т.е. городского или сельского
самоуправления, избираемого населением для решения вопросов местного
значения. Комплексная отрасль права, вторичное, производное образование.
Предмет МП – это общественные отношения, возникающие в связи с закреплением
и регулированием:
а) территориальных, финансово-экономических, правовых основ МСУ и
государственных гарантий его осуществления;
б) организационно-правовых форм существования МСУ;
в) полномочий органов МСУ по решению местных вопросов;
г) отдельных государственных полномочий, которыми могут наделяться органы
МСУ
Метод МП – совокупность приемов, способов, средств воздействия на
участников общественных отношений:
а) установление конкретных правомочий и обязанностей участников отношений
(в ходе выборов, деятельность органов МСУ);
б) метод властеотношений, выражающийся в наделении органов МСУ отдельными
государственными полномочиями, в соответствии с законом, и возложение на
другую сторону обязанности подчиняться их велениям;
в) классические способы воздействия на участников ОО – дозволение, запрет,
возложение обязанностей, установление равенства сторон в ОО.
Определение – Муниципальное право – это комплексная наука российского
права, представляющая собой совокупность правовых норм, в которых
закреплены территориальные, финансово-экономические, правовые основы МСУ,
государственные гарантии и организационно-правовые формы его осуществления,
полномочия органов МСУ в решении вопросов местного значения, а также
отдельных государственные полномочия, которыми они могут наделяться.

2. Муниципально-правовые нормы, их особенности.
МПН – это правовые нормы, регулирующие общественные отношения, составляющие
предмет муниципального права. Зачастую это нормы других основных отраслей
права, прежде всего КП (основные формы МСУ, правовые основы
взаимоотношений) и АП (правовое положение и функции аппарата органов МСУ).
Всякая норма права установлена государством и имеет рычаги принуждения.
Особенности норм МП:
1) МПН одновременно являются (могут являться) нормами другого права.
2) Не все НМП являются государственно-правовыми, так как издается органами
МСУ, не входящих в систему ОГВ.
3) Не все общественные отношения на местном уровне могут быть урегулированы
НМП. Такие отношения как проведение сходов населения, организация органов
территориального СУ, не может быть охвачен правовым регулированием, по
причине самостоятельности деятельности населения, как правило, в силу
исторических и местных традиций.
Классификация МПН:
1) по объектам правового регулирования: закрепляющие и регулирующие
территориальные, ФЭ, П основы МСУ и государственные гарантии его
осуществления; устанавливающие ОПФ осуществления МСУ (формы волеизъявления,
органы МСУ, органы ТСУ); закрепляющие полномочия органов МСУ по решению
местных вопросов; регулирующие отдельные государственные полномочия,
которыми наделены органы МСУ.
2) по характеру содержащихся предписаний: управомачивающие (дают права);
обязывающие (указание на обязательное исполнение); запрещающие.
3) по степени определенности содержащихся предписаний: императивный (не
допускающие толкования); диспозитивные ( в общем виде определяющие правило
поведения).
4) по юридической силе: конституционные и неконституционные (иные НПА).
5) по территории действия: федеральные; субъектов федерации; местные.
6) Материально-правовые (закрепляют конкретное правило поведения) и
процессуальные (процедуру реализации нормы).

3. Правоотношения, возникающие в процессе осуществления местного
самоуправления, их субъекты.
МПО – это общественные отношения, урегулированные нормами МП. МПО
определяются субъектам:
а) муниципальные образования (городские и сельские поселения, районы
(уезды), сельские округа, часть поселения);
б) население муниципального образования; выборные и другие органы МСУ;
в) выборные и другие органы МСУ;
г) органы территориального общественного самоуправления ( советы
микрорайонов, комитеты микрорайонов, квартальные, уличные и домовые
комитеты);
д) органы государственной власти, предприятия, учреждения, организации
различных форм собственности, общественные объединения, добровольные
объединения и ассоциации (при взаимодействии с органами МСУ при
осуществлении своих функций и задач);
е) ассоциации и союзы муниципальных образований, имеющие своей целью
координацию и совершенствование деятельности муниципальных образований.
МПО возникают, изменяются или прекращаются с связи с определенными
обстоятельствами – юридическими фактами. Событие – это явление, не
зависящее от воли человека (рождение или естественная смерть человека).
Действие – это юридические факты происходящие по воле людей (инициатива
населения по принятию акта по конкретному вопросу местного значения).

4. Источники МП как отрасли.
1) Общепризнанные нормы МНП по вопросам организации МСУ (Европейская хартия
МСУ, принятая Советом Европы 15.10.85 г. (СЗ № 36 1998 г., Бюл. МНД № 11
1998 г.) ратифицированная ФЗ от 11.04.98 г.).
2) Конституция РФ (глава 8).
3) Законы РФ по вопросам МСУ:
а) ГК РФ от 20.02.94 г. (СЗ № 32 1994 г.);
б) БК РФ от 31.06.98 г. (СЗ № 31 1998 г., действует с 01.01.2000 г.);
в) НК РФ от 31.07.98 г. (СЗ № 31 1998 г., часть 1, ст.15);
г) ФЗ от 06.07.91 г. № 1550-1 «О МСУ в РФ» (действует частично, в
соответствии с более поздними НПА);
д) ФЗ от 28.08.95 г. № 154 «Об общих принципах организации МСУ в РФ» (СЗ №
35 1995 г.);
е) ФЗ от 25.09.97 г. № 126 «О финансовых основах МСУ в РФ» (СЗ № 39 1997
г.);
ж) ФЗ от 08.01.98 г. № 8 «Об основах муниципальной службы в РФ» (СЗ № 32
1998 г.);
з) ФЗ от 26.11.96 г. № 138 «Об обеспечении конституционных прав граждан РФ
избирать и быть избранным в органы МСУ» (СЗ № 49 1996 г.);
4) Указы Президента РФ и Постановления Правительства и КС РФ по вопросам
организации МСУ:
а) Указ Президента РФ от 03.06.1996 г. № 802 «О поэтапном формировании
муниципальных органов охраны общественного порядка»;
б) Постановление Правительства РФ от 27.06.1996 г. «О некоторых мерах по
организации взаимодействия федеральных органов исполнительной власти с
органами МСУ»;
в) Постановление КС РФ от 30.05.1996 г. № 13-П «По делу о проверке
конституционности п.1 ст.58 и п.2 ст.59 ФЗ «Об общих принципах организации
МСУ в РФ»».
5) Законы субъектов РФ по вопросам организации МСУ (обеспечение прав
населения на МСУ, обеспечение гарантий осуществления этих прав,
установление минимальных социальных стандартов, передача объектов
собственности в МС, регулирование отношений между бюджетами).
Законодательство РК:
а) «#P 3 0 1 1 919000359
010002000000021002000000C1D3C636615AC8360000020010100000000017000000CCC5D1D2
CDCEC520D1C0CCCED3CFD0C0C2CBC5CDC8C50001000000000001000100#G0О реформе МСУ
в РК» Постановление ВС РК от 12.11.93 № XII-20/572
б) «#E #P 3 0 1 1 919000936
010002000000021002000000C1D3C636615AC8360000020010100000000017000000CCC5D1D2
CDCEC520D1C0CCCED3CFD0C0C2CBC5CDC8C50001000000000001000100#G0Устав МСУ г.
Петрозаводска» от 10.10.95 № б/н
в) «#E #P 3 0 1 1 919001003
010002000000021002000000C1D3C636615AC8360000020010100000000017000000CCC5D1D2
CDCEC520D1C0CCCED3CFD0C0C2CBC5CDC8C50001000000000001000100#G0О
совершенствовании механизма по государственной поддержке МСУ и развитию
самоуправляющихся территорий» Постановление Председателя Правительства РК
от 22.07.97 № 429
г) «#E #P 3 0 1 1 919001170
010002000000021002000000C1D3C636615AC8360000020010100000000017000000CCC5D1D2
CDCEC520D1C0CCCED3CFD0C0C2CBC5CDC8C50001000000000001000100#G0Об Уставе ИСУ
города Питкяранты и Питкярантского района» Постановление Палаты Республики
ЗС РК от 30.10.97 № 300 ПР (аналогичные по другим районам)
д) «#E #P 3 0 1 1 919001380
010002000000021002000000C1D3C636615AC8360000020010100000000017000000CCC5D1D2
CDCEC520D1C0CCCED3CFD0C0C2CBC5CDC8C50001000000000001000100#G0О выборах
депутатов представительных органов и глав МСУ в РК» Закон РК от 23.12.93 №
XII-22/592
е) «#E #P 3 0 1 1 919100015
010002000000021002000000C1D3C636615AC8360000020010100000000017000000CCC5D1D2
CDCEC520D1C0CCCED3CFD0C0C2CBC5CDC8C50001000000000001000100#G0О МСУ в РК»
Закон РК от 20.01.94 № XII-23/623
ж) «#E #P 3 0 1 1 919100032
010002000000021002000000C1D3C636615AC8360000020010100000000017000000CCC5D1D2
CDCEC520D1C0CCCED3CFD0C0C2CBC5CDC8C50001000000000001000100#G0О выборах
депутатов представительных органов и глав МСУ в РК» Закон РК от 23.12.93 №
XII-22/592
з) «#E #P 3 0 1 1 919100698
010002000000021002000000C1D3C636615AC8360000020010100000000017000000CCC5D1D2
CDCEC520D1C0CCCED3CFD0C0C2CBC5CDC8C50001000000000001000100#G0Об органах МСУ
в переходный период» Постановление ВС РК от 23.12.93 № XII-22/591
и) «#E #P 3 0 1 1 919101494
010002000000021002000000C1D3C636615AC8360000020010100000000017000000CCC5D1D2
CDCEC520D1C0CCCED3CFD0C0C2CBC5CDC8C50001000000000001000100#G0О выборах в
органы МСУ РК» Закон РК от 23.12.93 № XII-22/592
6) Нормативные акты органов и должностных лиц МСУ: уставы муниципальных
образований, решения представительного органа, Постановления, приказы
(руководители структурных подразделений).

5. Наука МП: понятие, предмет, источники, методы научных исследований.
Наука МП – это система научных идей и знаний об общественных отношениях,
связанных с организацией МСУ, формами и методами деятельности его органов
по решению вопросов МСУ, реализации отдельных государственных полномочий.
Таким образом, предметом этой науки является МСУ и общественные отношения с
ним связанные.
Источники: а) труды ученых и видных деятелей «земства» в дореволюционной
России В.Н. Лешков, А.И. Васильчиков, В.П. Безобразов, Б.Б. Веселовский,
А.Д. Градовский, М.И. Свешников и другие; б) научные работы авторов
(Писарев А.Н., Казанчев Ю.Д.); в) работы отечественных авторов обобщающие
опыт зарубежных стран; г) научные работы по проблемам МСУ в советском
периоде.
Методы научных исследований:
а) метод системного анализа – позволяет рассматривать МСУ как целостную
систему организации власти народа в муниципальных образованиях и других
территориях и ее взаимодействие с другими элементами политической системы
общества (государство, партии, ОО и т.д.);
б) исторический метод исследований МСУ – позволяет рассматривать его
развитие исходя из опыта дореволюционного МСУ и МСУ периода советской
власти;
в) метод сравнительно-правового анализа – изучение, обобщение и
использование опыта МСУ в зарубежных странах;
г) статистический метод;
д) конкретно-социологический и другие методы.
Задача науки МП состоит в разработке проблем повышения эффективности
деятельности МСУ и его органов по решению вопросов местного значения.

6. История развития местного самоуправления в дореволюционной России.
Термин «земство», «земский» употреблялись в двух значениях: 1) МУ (МСУ); 2)
земская форма государственного управления (от земли Русской,
общероссийская, общенародная).
Земская реформа Ивана IV предоставила широкие полномочия земским и губным
старостам, избираемым населением, а также предполагала создание земских изб
как органов МСУ. При созыве Земских Соборов в 16-17 веках понималось, что
это сословно-представительный орган власти носит общегосударственный
характер.
Начала земской системы МСУ существовали и при Петре 1: в городах были
учреждены выборные магистраты, независимые от губернаторов и воевод. По
административной реформе Екатерины II (1775) создаются земские суды,
земская полиция, учреждается должность земского исправника в уезде. Одна из
главных задач земской полиции – организация сбора местных и государственных
налогов. При Александре II было принято Положение о земских учреждениях
(1864), главной задачей которого являлось определение новых принципов
управления на местах, наделение органов МСУ обширными полномочиями в
области управления местным хозяйством. В соответствии с этим Положением в
1865 г. земские учреждения были введены в 19 губерниях, в 1866 – еще в 9,
1867 – 2 (Вятская и Олонецкая), 1869 – 1 (Бессарабская), 1870 – 2
(Вологодская, Пермская), 1875 –1 (Уфимская). В 1911 г. Столыпину П.А.
удалось провести закон о земствах в Витебской, Волынской, Киевской,
Минской, Могилевской, Подольской губерниях (6). В 1913 еще 3 (Астраханская,
Оренбургская, Ставропольская).
Попытку провести реформу МСУ предприняло после февральской революции 1917
г. Временное правительство. Были приняты: Постановление о волостном земском
управлении и временные правила о производстве выборов губернских и уездных
земских гласных (21.05.1917); Постановление об изменении действующего
положения о губернских и уездных земских учреждениях (09.06.1917); Правила
о волостном земском обложении, волостных сметах и раскладках и о волостном
сборщике (17.06.1917). Кроме этого, Временным правительством в 1917 г. было
разрешено введение земств на территории еще 27 губерний наряду с имеющимися
в 43. После ВОР проведение этой реформы остановилось.
В дореволюционной России одной из форм управления местными делами являлись
сельские сходы, которые состояли из всех домохозяев. Для правомочности
требовалось не менее 50 % домохозяев или лиц их замещающих, а также
присутствие сельского старосты, который являлся председателем схода. СС
принимал новых членов, осуществлял передел земли, решал вопросы общих
земель и дорог, исключение из общества, вопросы опеки, устройство и
поддержание церкви, борьба с болезнями и пожарами и другие. Староста мог
налагать штраф до 5 рублей, подвергать аресту до 7 суток.

7. Местное самоуправление и местное управление в ЗС.
В ЗС применительно к власти народа на местах существует 2 понятия: местное
управление и местное самоуправление. МУ – это деятельность государства,
осуществляемая в муниципальных образованиях через своих представителей. МСУ
– это деятельность населения осуществляемая в муниципальных образованиях по
решению вопросов местного значения, через не государственные органы –
органы МСУ. В зависимости от сочетания этих двух понятий существует 2
классические системы организации власти народа на местах: европейская
(сочетание МУ и МСУ – Польша, Италия); американская (наличие на местах
только органов МСУ). РФ – уникальна, в стране американская система, а в
Москве и С-Петербург – американская.
Классические способы формирования органов МСУ:
а) парламентская модель – глава муниципального образования избирается
депутатами местного представительного органа власти из своего состава;
б) президентская модель – избиратели выбирают всех должностных лиц МСУ в
ходе муниципальных выборов (США: мэр, шериф, прокурор, казначей, мировой
судья). РФ – смешанная система (избирается мэр и депутаты, должностные лица
утверждаются представительным органом).

8. Система МП как учебной дисциплины.
МП как учебная дисциплина имеет более узкое содержание, чем наука,
поскольку изучается в рамках программ, тематических и учебных планов
учебного курса.
Задачи МП, как учебной дисциплины состоят в оказании помощи будущим юристам
при изучении основ местного самоуправления, организационно-правовых форм и
гарантий его осуществления, полномочий органов МСУ по решению вопросов
местного значения, отдельных государственных полномочий, которыми могут
наделяться органы МСУ.
Система учебной дисциплины МП имеет следующие составные части:
1) МП, как комплексная отрасль права, как научная и учебная дисциплина –
изучает предмет МП; методы правового регулирования; особенности, источники
и систему МП; субъектов ОО; основные методы научных исследований; задачи
науки МП и учебной дисциплины МП.
2) Основы местного самоуправления – понятие и содержание территориальных,
ФЭ, правовых основ МСУ и государственных гарантий его осуществления.
3) Система МСУ – понятие системы МСУ; формы волеизъявления граждан при
осуществлении МСУ; структура, принцип организации и деятельности органов
МСУ; особенности представительного органа и главы МСУ; принципиальные черты
депутата, члена выборного органа МСУ, выборного должностного лица МСУ;
отличительные признаки ТОСУ.
4) Основные полномочия органов МСУ – понятие полномочия органов МСУ;
содержание основных полномочий органов МСУ в различных сферах ОО
(социальная, культурная, хозяйственное строительство, ООП, отдельные
государственные полномочия).

9. Территории, на которых может осуществляться местное самоуправление.
Ст.12 ФЗ «Об ОПОМСУ в РФ»: МСУ осуществляется на всей территории РФ в
городских, сельских поселениях и на иных территориях. Территории
муниципальных образований - городов, поселков, станиц, районов (уездов),
сельских округов (волостей, сельсоветов) и других муниципальных образований
- устанавливаются в соответствии с законами субъектов РФ с учетом
исторических и иных местных традиций. В целях защиты конституционного
строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства допускается
ограничение прав граждан на осуществление МСУ на отдельных территориях ФЗ.
Население городского, сельского поселения независимо от его численности не
может быть лишено права на осуществление МСУ.
На внутригородских территориях городов Москвы и Санкт-Петербурга МСУ
осуществляется при сохранении единства городского хозяйства в соответствии
с уставами и законами субъектов РФ. Население городских поселений, входящих
в состав городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, не может
быть лишено права на осуществление МСУ.
Территорию муниципального образования составляют земли городских, сельских
поселений, прилегающие к ним земли общего пользования, рекреационные зоны,
земли, необходимые для развития поселений, и другие земли в границах
муниципального образования независимо от форм собственности и целевого
назначения. Вопросы об образовании, объединении, о преобразовании или об
упразднении внутригородских муниципальных образований, установлении или
изменении их территорий решаются с учетом мнения населения соответствующей
территории представительным органом МСУ города самостоятельно в
соответствии с уставом города.
1) Городские (сельские) поселения - города, поселки, станицы;
2) Районы (уезды) – волости, сельские советы. Сельский округ – несколько
поселений, объединенных общей территорией;
3) Часть поселения (микрорайоны, кварталы, улица, многоквартирные дома) –
территориальное общественное самоуправление. Районные собрания,
исполнительный орган – администрация, глава назначается на районном
собрании. Может и на меньшей территории (м/район, квартал, улица, дом);
4) Особые или отдельные территории (приграничные, закрытые административно-
территориальные образования). Территориальные образования в пределах,
которых расположены промышленные предприятия по разработке, изготовлению,
хранению и утилизации оружия массового поражения, радиоактивных и других
материалов, военные и иные объекты, для которых необходим особый режим
проживания и сохранения государственной тайны. Права населения на
осуществление СУ могут ограничиваться – а) решение о создание, упразднение
и изменение границ ЗАТО принимаются высшими ОГВ РФ по согласованию с ОГВ
субъекта РФ; б) запрет на свободный въезд и постоянное проживание в ЗАТО;
ограничение прав органов МСУ в вопросах землепользования.

10. Роль населения муниципального образования в решении вопросов его
территориального устройства.
а) вопросы образования, объединения, преобразования или упразднения
внутригородских муниципальных образований, установления или изменения их
территорий решаются с учетом мнения населения соответствующей территории
представительным органом МСУ города самостоятельно, в соответствии с
Уставом города;
б) изменения границ МО по инициативе органов МСУ, а также ОГВ субъектов РФ
не допускается без учета мнения населения соответствующих территорий;
в) ОГВ субъектов РФ обязаны учитывать мнение населения при решении вопросов
изменения границ территорий, в которых осуществляется МСУ;
В законах субъектов РФ эти нормы могут детализироваться и
конкретизироваться.

11. Виды земель, на территории муниципального образования.
а) земли городских, сельских поселений, которые в соответствии с
действующим законодательством можно определить как земли, находящиеся в
пределах черты населенных пунктов. Основное целевое значение земель
населенных пунктов в том, что они служат территориальной основой для
размещения жилых, производственных, социально-культурных зданий, сооружений
и объектов, предназначенных для удовлетворения потребностей населения МО;
б) земли общего пользования в городах, поселках и сельских населенных
пунктах используются в качестве путей сообщения(площади, улица, дороги,
переулки, набережные), для удовлетворения культурно-бытовых потребностей
населения (парки, лесопарки, скверы, бульвары, водоемы, пляжи), в качестве
полигонов для захоронения не утилизированных промышленных отходов,
полигонов бытовых отходов и мусороперерабатывающих предприятий;
в) рекреационные зоны – зоны отдыха и туризма. Находятся на землях
различных категорий – городских (сады, парки), пригородных (зеленые зоны
вокруг городов), национальных природных парков, ландшафтных заповедников,
лесного фонда и т.д. К землям рекреационного назначения относят земельные
участки, занятые домами отдыха, санаториями, пансионатами, турбазами;
г) земли необходимые для развития поселения, находящиеся за их пределами и
служащие для размещения и строительства объектов, предназначенных для
нормального функционирования населенного пункта, производственных и
рекреационных зон, организации отдыха населения МО. Указанные зоны
составляют с поселением единую социальную, природную и хозяйственную
территорию;
д) другие земли в границах МО независимо от форм собственности и целевого
назначения. К данной категории относятся земли промышленных объектов,
транспорта, связи, радиовещания, телевидения, энергетики и иного
назначения, которые предоставляются предприятиям, учреждениям и
организациям для решения возложенных на них задач. Размещение, а также
проведения работ на этих землях осуществляется по согласованию с органами
МСУ.

12. Муниципальная собственность: понятие, объекты, источники.
КРФ (ст.8): МС признается и подлежит равной правовой защите наряду с
другими формами собственности. Согласно ст.28 ФЗ он является элементом
экономической основы МСУ. Ст.215 ГК РФ: МС – это имущество, принадлежащее
на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим МО.
Имущество закрепляется за муниципальными предприятиями, а средства МБ и
имущество не закрепленное составляют муниципальную казну соответствующего
МО.
Ст.29 ФЗ «Об ОПОМСУ в РФ»: В состав муниципальной собственности входят
средства местного бюджета, муниципальные внебюджетные фонды, имущество
органов МСУ, а также муниципальные земли и другие природные ресурсы,
находящиеся в муниципальной собственности, муниципальные предприятия и
организации, муниципальные банки и другие финансово-кредитные организации,
муниципальные жилищный фонд и нежилые помещения, муниципальные учреждения
образования, здравоохранения, культуры и спорта, другое движимое и
недвижимое имущество.
Органы МСУ управляют муниципальной собственностью. Права собственника в
отношении имущества, входящего в состав муниципальной собственности, от
имени муниципального образования осуществляют органы МСУ, а в случаях,
предусмотренных законами субъектов РФ и уставами муниципальных образований,
население непосредственно.
Органы МСУ в соответствии с законом вправе передавать объекты муниципальной
собственности во временное или постоянное пользование физическим и
юридическим лицам, сдавать в аренду, отчуждать в установленном порядке, а
также совершать с имуществом, находящимся в муниципальной собственности,
иные сделки, определять в договорах и соглашениях условия использования
приватизируемых или передаваемых в пользование объектов.
Органы МСУ в соответствии с законом могут в интересах населения
устанавливать условия использования земель, находящихся в границах МО.
Порядок и условия приватизации муниципальной собственности определяются
населением непосредственно или представительными органами МСУ
самостоятельно. Доходы от приватизации объектов муниципальной собственности
поступают в полном объеме в местный бюджет.
Муниципальная собственность признается и защищается государством равным
образом с государственной, частной и иными формами собственности.

13. Местные налоги, сборы и штрафы.
Местных налогов не должно быть в соответствии с НК РФ (ст.15). Но данная
статья не действует и используется старое законодательство.
Ст.36 ФЗ «Об ОПОМСУ в РФ»: В доходы МБ зачисляются местные налоги, сборы и
штрафы, отчисления от федеральных налогов и налогов субъектов РФ в
соответствии с нормативами, установленными ФЗ и З субъектов РФ,
закрепленными на долговременной основе.
Ст.21 ФЗ «Об ОНС в РФ» (ФЗ от 31.07.1998 № 150-ФЗ установлено, что с
введением в действие налога с продаж на территориях соответствующих
субъектов РФ не взимаются налоги, предусмотренные подпунктами "г", "е",
"и", "к", "л", "м", "н", "о", "п", "р", "с", "т", "у", "ф", "х", "ц"). К
местным относятся следующие налоги: а) налог на имущество физических лиц;
б) земельный налог; в) регистрационный сбор с физических лиц, занимающихся
ПД; г) налог на строительство объектов производственного назначения в
курортной зоне; д) курортный сбор; е) сбор за право торговли; ж) целевые
сборы с граждан и предприятий, учреждений, организаций на содержание
милиции, на благоустройство территорий, на нужды образования и другие цели;
з) налог на рекламу; и) налог на перепродажу автомобилей, вычислительной
техники и персональных компьютеров; к) сбор с владельцев собак; л)
лицензионный сбор за право торговли винно-водочными изделиями; м)
лицензионный сбор за право проведения местных аукционов и лотерей; н) сбор
за выдачу ордера на квартиру; о) сбор за парковку автотранспорта; п) сбор
за право использования местной символики; р) сбор за участие в бегах на
ипподромах; с) сбор за выигрыш на бегах; т) сбор с лиц, участвующих в игре
на тотализаторе на ипподроме; у) сбор со сделок, совершаемых на биржах; ф)
сбор за право проведения кино- и телесъемок; х) сбор за уборку территорий
населенных пунктов; ц) сбор за открытие игорного бизнеса; ч) налог на
содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы.

14. Бюджет муниципального образования: порядок подготовки, обсуждения,
принятия и исполнения.
Бюджет муниципального образования составляет финансовую основу МСУ.
Ст.35 ФЗ «Об ОПОМСУ в РФ»: К МБ относятся бюджеты МО. Формирование,
утверждение и исполнение МБ, контроль за их исполнением осуществляются
органами МСУ самостоятельно. В МБ могут быть предусмотрены в качестве
составной части сметы расходов отдельных населенных пунктов и территорий,
не являющихся МО.
Ст.5 ФЗ «О ФО МСУ в РФ»: Каждое МО имеет собственный бюджет и право на
получение в процессе осуществления бюджетного регулирования средств из ФБ и
средств из бюджета субъекта РФ в соответствии с действующими законами РФ.
Формирование и исполнение МБ осуществляются органами МСУ самостоятельно в
соответствии с уставом МО. ОГВ гарантируют: право представительных органов
ИСУ самостоятельно определять направления использования средств МБ; право
представительных органов МСУ самостоятельно распоряжаться свободными
остатками средств МБ, образовавшимися в конце финансового года в результате
увеличения поступления доходов или уменьшения расходов; компенсацию
увеличения расходов или уменьшения доходов МБ, возникших вследствие
принятия законов РФ, а также иных решений ОГВ.
Формирование МБ осуществляется путем применения единой методологии,
государственных минимальных социальных стандартов, социальных норм,
устанавливаемых органами государственной власти. Глава МО, иные должностные
лица МСУ несут ответственность за исполнение МБ в соответствии с ФЗ, З
субъектов РФ, уставами МО. Органы МСУ представляют отчетность об исполнении
МБ в установленном порядке.
Ст.11 ФЗ «О ФО МСУ в РФ»: Представительные органы МСУ самостоятельно
разрабатывают положение о бюджетном процессе в данном МО в соответствии с
общими принципами бюджетного процесса, установленными ФЗ и З субъекта РФ.
Составление проектов МБ, утверждение и исполнение МБ осуществляются в
соответствии с бюджетной классификацией РФ и бюджетной классификацией
субъекта РФ. Решение о целях, формах и суммах долгосрочных (на срок свыше
одного года) заимствований принимает представительный орган МСУ в порядке,
установленном уставом МО. В случае, если МБ не утвержден до 1 января
планируемого финансового года, расходование финансовых средств МО до
утверждения МБ производится по соответствующим статьям МБ истекшего года
ежемесячно в размере 1/12. Контроль за исполнением МБ осуществляется
представительными органами МСУ (возможно привлечение аудитора). Органы МСУ
публикуют сведения об исполнении МБ и представляют в установленном порядке
сведения об исполнении МБ в Госкомстат РФ.

15. Внебюджетные фонды: порядок образования, формирования, использования
средств.
Ст.41 ФЗ «Об ОПОМСУ в РФ»: Представительные органы МСУ вправе образовывать
целевые внебюджетные фонды в порядке и на условиях, установленных
законодательством РФ.
Целевые внебюджетные фонды#G0 - новое звено финансовой системы РФ. Они
являются разновидностью целевых государственных и местных фондов #M12291
820000986денежных средств#S и создаются как на федеральном, так и на
региональном уровнях, как в силу самих законов РФ и постановлений
Правительства РФ, так и в соответствии с законами РФ, указами Президента
РФ, но по решению компетентных органов. Внебюджетные фонды весьма
разнообразны: по своему целевому назначению они могут быть подразделены на
социальные и экономические фонды. К числу социальных внебюджетных фондов
#M12291 820000986денежных средств#S относятся ПФ РФ, ГФЗН РФ, Ф и ТФОМС,
ФСС РФ.
Согласно #M12291 9004976Указу Президента РФ "О разработке и внедрении
внебюджетных форм инвестирования жилищной сферы" от 24.12.1993 #Sг. на
уровне субъектов Федерации и административно-территориальных образований
могут быть созданы внебюджетные фонды развития жилищного строительства.
Фонды создаются по решениям представительных органов власти субъектов
Федерации и #M12291 820002417органов МСУ#S. Примерный порядок формирования
этих фондов определен Правительством РФ в Постановлении от 15.06.1994 г.
Фонды образуются для создания условий для привлечения внебюджетных
источников финансирования в жилищную сферу, для аккумуляции #M12291
820001074добровольных#S взносов предприятий и организаций в жилищное
строительство, для поддержки участия #M12291 820000853граждан#S в
финансировании строительства или приобретении жилья и т.д.
Указ Президента РФ от 11.01.95 № 31 «О президентской программе «Российский
народный телефон»». В РК с 1996 по 2000 год. Основными источниками
формирования фондов являются: #M12291 820001074добровольные#S взносы
юридических и физических лиц, целевые кредиты, #M12291 820001028дивиденды#S
от операций с ценными бумагами, приобретенными на временно свободные
средства фондов, плата за услуги, оказываемые службами фондов, и другие.
По общему правилу образование внебюджетных фондов на региональных уровнях -
право, а не обязанность соответствующих представительных органов. Однако в
ряде случаев #M12291 820001262законодательство#S обязывает к созданию таких
фондов. Так, в соответствии со #M12293 0 9004377 1265885411 24569
1188506169 1230395627 77 4291814449 1303333711 1459210331ст. 21 Закона
Российской Федерации "Об охране окружающей природной среды" от 19 декабря
1991 #Sг. для решения неотложных природоохранительных задач создана единая
система внебюджетных государственных экологических фондов, объединяющая
Федеральный экологический фонд, республиканские, краевые, областные и
местные фонды#S. Экологические фонды расходуются: на оздоровление
окружающей природной среды, населения; проведение мер и программ по охране
окружающей природной среды; воспроизводство природных ресурсов; научные
исследования; внедрение экологически чистых технологий; строительство
очистных сооружений; выплату компенсационных сумм #M12291
820000853гражданам#S, на #M12291 820000655возмещение вреда#S, причиненного
здоровью загрязнением и иными неблагоприятными воздействиями на окружающую
природную среду, и др. Управление экологическими внебюджетными фондами
осуществляется #M12291 820001487исполнительным#S органом власти, #M12291
820001971местного самоуправления#S либо органом управления внебюджетным
фондом.

16. Конституция РФ об основах местного самоуправления в РФ.
КРФ: Глава 8 «МСУ».
Ст.130: МСУ в РФ обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов
местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной
собственностью. МСУ осуществляется гражданами путем референдума, выборов,
других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы МСУ.
Ст.131: МСУ осуществляется в городских, сельских поселениях и на других
территориях с учетом исторических и иных местных традиций. Структура
органов МСУ определяется населением самостоятельно. Изменение границ
территорий, в которых осуществляется МСУ, допускается с учетом мнения
населения соответствующих территорий.
Ст.132: Органы МСУ самостоятельно управляют муниципальной собственностью,
формируют, утверждают и исполняют МБ, устанавливают местные налоги и сборы,
осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы
местного значения. Органы МСУ могут наделяться законом отдельными
государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления
материальных и финансовых средств. Реализация переданных полномочий
подконтрольна государству.
Ст.133: МСУ в РФ гарантируется правом на судебную защиту, на компенсацию
дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами
государственной власти, запретом на ограничение прав МСУ, установленных КРФ
и ФЗ.

17. Федеральные законы, регулирующие общественные отношения в области
местного самоуправления.
Законы РФ по вопросам МСУ:
а) ГК РФ от 20.02.94 г. (СЗ № 32 1994 г.);
б) БК РФ от 31.06.98 г. (СЗ № 31 1998 г., действует с 01.01.2000 г.);
в) НК РФ от 31.07.98 г. (СЗ № 31 1998 г., часть 1, ст.15);
г) ФЗ от 06.07.91 г. № 1550-1 «О МСУ в РФ» (действует частично, в
соответствии с более поздними НПА);
д) ФЗ от 28.08.95 г. № 154 «Об общих принципах организации МСУ в РФ» (СЗ №
35 1995 г.);
е) ФЗ от 25.09.97 г. № 126 «О финансовых основах МСУ в РФ» (СЗ № 39 1997
г.);
ж) ФЗ от 08.01.98 г. № 8 «Об основах муниципальной службы в РФ» (СЗ № 32
1998 г.);
з) ФЗ от 26.11.96 г. № 138 «Об обеспечении конституционных прав граждан РФ
избирать и быть избранным в органы МСУ» (СЗ № 49 1996 г.).
Регулированию только ФЗ подлежат вопросы определения общих принципов
организации МСУ; передачи объектов федеральной собственности в МС;
наделение органов МСУ отдельными полномочиями РФ и передача им материальных
и финансовых средств, необходимых для осуществления указанных полномочий.
ФЗ устанавливают минимальные государственные социальные стандарты;
регулируют вопросы, связанные с обеспечением прав населения на
осуществление МСУ (компенсирование расходов, государственная защита прав
граждан, установление федеральных гарантий ИП граждан, обеспечение
федеральных гарантий финансовой самостоятельности МСУ, определение порядка
судебной защиты). К исключительному ведению РФ в области МСУ относятся:
регулирование отношений между бюджетами; принятие федеральных программ
развития МСУ, определение правовых основ организации муниципальной службы,
организация МСУ в приграничных районах (с определением особенностей
деятельности).

18. Государственные минимальные социальные стандарты в области местного
самоуправления.
ФЗ «Об ОПОМСУ в РФ» обязывает высшие ОГВ РФ устанавливать и гарантировать
государственные минимальные социальные стандарты в области МСУ. Такие
стандарты разрабатываются в тех сферах, где социальные услуги обеспечены
гарантиями КРФ. Это прежде всего: воспитание, образование, здравоохранение,
обеспечение жильем малоимущих граждан, социальное обеспечение по старости и
нетрудоспособности, получение гражданами квалифицированной юридической
помощи, предоставление коммунальных услуг, культурно-просветительских и
иных услуг в области духовной культуры, обеспечение экологической чистоты
среды обитания.
Указ Президента РФ от 23.05.1996 г. № 769 «Об организации подготовки
государственных минимальных социальных стандартов для определения
финансовых нормативов формирования бюджетов субъектов РФ и МБ»: В целях
обеспечения реализации конституционных прав граждан в области социальных
гарантий и определения финансовых нормативов формирования бюджетов
субъектов РФ и местных бюджетов постановляю:
Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов РФ и органам МСУ до
утверждения государственных минимальных социальных стандартов при
разработке соответствующих проектов бюджетов применять уточненные
Правительством РФ социальные нормативы и нормы.
Правительству Российской Федерации: оказать органам исполнительной власти
субъектов РФ и органам МСУ содействие в применении уточненных социальных
нормативов и норм; до 1 сентября 1996 г. обеспечить подготовку научно
обоснованной концепции формирования системы государственных минимальных
социальных стандартов и утвердить ее в установленном порядке; до 1 ноября
1996 г. разработать на основе концепции и внести в ГД ФС РФ проект ФЗ о
государственных минимальных социальных стандартах.

19. Вопросы, подлежащие правовому регулированию конституциями (уставами) и
законами субъектов РФ.
МСУ осуществляется в соответствии с К и У субъектов РФ, законами субъектов
РФ. Вопросы, которые регулируются НПА субъектов РФ (ст.5 ФЗ «Об ОПОМСУ в
РФ»):
а) установление организационных основ деятельности населения по
осуществлению МСУ: принятие и изменение законов об МСУ; наделение органов
МСУ отдельными полномочиями субъектов РФ с передачей им материальных и
финансовых средств, необходимых для осуществления переданных полномочий;
принятие региональных программ развития МСУ; установление и изменение
порядка образования, объединения, преобразования и упразднения МО;
установление и изменение их границ и наименований; регулирование
особенностей организации МСУ с учетом местных и исторических особенностей;
принятие законов о муниципальной службе и законов об административных
нарушениях, связанным с осуществлением МСУ; установление порядка
регистрации уставов МО.
В социально-экономической сфере ведению субъектов РФ подлежат вопросы:
передачи объектов собственности в МС; регулирование отношений между
бюджетами; обеспечение сбалансированности минимальных МБ на основе
нормативов минимальной бюджетной обеспеченности.
Субъекты РФ также решают вопросы связанные с обеспечением прав населения на
осуществление МСУ, среди которых: защита прав граждан на МСУ; обеспечение
гарантий самостоятельности МСУ; обеспечение минимальных государственных
социальных стандартов; компенсация МСУ дополнительных расходов, в связи с
изменением законодательства.
Законодательство РК:
а) «#P 3 0 1 1 919000359
010002000000021002000000C1D3C636615AC8360000020010100000000017000000CCC5D1D2
CDCEC520D1C0CCCED3CFD0C0C2CBC5CDC8C50001000000000001000100#G0О реформе МСУ
в РК» Постановление ВС РК от 12.11.93 № XII-20/572
б) «#E #P 3 0 1 1 919000936
010002000000021002000000C1D3C636615AC8360000020010100000000017000000CCC5D1D2
CDCEC520D1C0CCCED3CFD0C0C2CBC5CDC8C50001000000000001000100#G0Устав МСУ г.
Петрозаводска» от 10.10.95 № б/н
в) «#E #P 3 0 1 1 919001003
010002000000021002000000C1D3C636615AC8360000020010100000000017000000CCC5D1D2
CDCEC520D1C0CCCED3CFD0C0C2CBC5CDC8C50001000000000001000100#G0О
совершенствовании механизма по государственной поддержке МСУ и развитию
самоуправляющихся территорий» Постановление Председателя Правительства РК
от 22.07.97 № 429
г) «#E #P 3 0 1 1 919001170
010002000000021002000000C1D3C636615AC8360000020010100000000017000000CCC5D1D2
CDCEC520D1C0CCCED3CFD0C0C2CBC5CDC8C50001000000000001000100#G0Об Уставе ИСУ
города Питкяранты и Питкярантского района» Постановление Палаты Республики
ЗС РК от 30.10.97 № 300 ПР (аналогичные по другим районам)
д) «#E #P 3 0 1 1 919001380
010002000000021002000000C1D3C636615AC8360000020010100000000017000000CCC5D1D2
CDCEC520D1C0CCCED3CFD0C0C2CBC5CDC8C50001000000000001000100#G0О выборах
депутатов представительных органов и глав МСУ в РК» Закон РК от 23.12.93 №
XII-22/592
е) «#E #P 3 0 1 1 919100015
010002000000021002000000C1D3C636615AC8360000020010100000000017000000CCC5D1D2
CDCEC520D1C0CCCED3CFD0C0C2CBC5CDC8C50001000000000001000100#G0О МСУ в РК»
Закон РК от 20.01.94 № XII-23/623
ж) «#E #P 3 0 1 1 919100032
010002000000021002000000C1D3C636615AC8360000020010100000000017000000CCC5D1D2
CDCEC520D1C0CCCED3CFD0C0C2CBC5CDC8C50001000000000001000100#G0О выборах
депутатов представительных органов и глав МСУ в РК» Закон РК от 23.12.93 №
XII-22/592
з) «#E #P 3 0 1 1 919100698
010002000000021002000000C1D3C636615AC8360000020010100000000017000000CCC5D1D2
CDCEC520D1C0CCCED3CFD0C0C2CBC5CDC8C50001000000000001000100#G0Об органах МСУ
в переходный период» Постановление ВС РК от 23.12.93 № XII-22/591
и) «#E #P 3 0 1 1 919101494
010002000000021002000000C1D3C636615AC8360000020010100000000017000000CCC5D1D2
CDCEC520D1C0CCCED3CFD0C0C2CBC5CDC8C50001000000000001000100#G0О выборах в
органы МСУ РК» Закон РК от 23.12.93 № XII-22/592

20. Нормы МП содержащиеся в правовых актах органов и должностных лиц
местного самоуправления.
Нормативные акты органов и должностных лиц МСУ: уставы муниципальных
образований, решения представительного органа, Постановления, приказы
(руководители структурных подразделений).
Ст.19 ФЗ «Об ОПОМСУ в РФ»: Органы и ДЛ МСУ по вопросам своего ведения
принимают (издают) ПА. Наименование и виды правовых актов органов МСУ,
выборных и других ДЛ МСУ, полномочия по изданию указанных актов, порядок их
принятия и вступления в силу определяются уставом МО в соответствии с
законами субъектов РФ. НПА органов и ДЛ МСУ, затрагивающие права, свободы и
обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального
опубликования (обнародования).
Ст.44 ФЗ «Об ОПОМСУ в РФ»: Решения, принятые путем прямого волеизъявления
граждан, решения органов и ДЛ МСУ, принятые в пределах их полномочий,
обязательны для исполнения всеми расположенными на территории МО
предприятиями, учреждениями и организациями независимо от их организационно-
правовых форм, а также органами МСУ и гражданами. Решения органов и ДЛ МСУ
могут быть отменены органами и ДЛ, их принявшими, либо признаны
недействительными по решению суда. Неисполнение или ненадлежащее исполнение
решений, принятых путем прямого волеизъявления граждан, решений органов и
ДЛ МСУ влечет ответственность в соответствии с законами.
Нормы МП – это НПА, принятые путем прямого волеизъявления населения МО,
органами МСУ и ДЛ МСУ.
Виды НПА МП:
а) Устав МО – разрабатывается МО самостоятельно и принимается
представительным органом МСУ или населением непосредственно. Обязательно
принимать и регистрировать. Должен соответствовать КРФ, ФЗ, законам
субъекта РФ. Вступает в силу после его официального опубликования
(обнародования).
б) Решения – ПА представительных органов МСУ. Порядок принятия и вступления
в силу устанавливается в Уставе МО. Традиционно устанавливается кворум для
преодоления «вето» главы МО.
в) Постановления и распоряжения – ПА изданные в пределах своих полномочий
руководителем исполнительного органа МСУ (главой администрации), а также
главой МО (если такая должность предусмотрена в МО).
д) Приказы – ПА иных органов или ДЛ МСУ изданные руководителями этих
органов в пределах их полномочий и по вопросам их ведения, в соответствии с
положениями об этих органах (структурных подразделениях) МСУ.

21. Устав муниципального образования: порядок разработки, принятия,
государственной регистрации, вопросы подлежащие регулированию.
Ст.8 ФЗ «Об ОПОМСУ в РФ»: МО имеет устав, в котором указываются: 1) границы
и состав территории МО; 2) вопросы местного значения, относящиеся к ведению
МО; 3) формы, порядок и гарантии непосредственного участия населения в
решении вопросов местного значения; 4) структура и порядок формирования
органов МСУ; 5) наименование и полномочия выборных, других органов МСУ и
должностных лиц МСУ; 6) срок полномочий депутатов представительных органов
МСУ, членов других выборных органов МСУ, выборных должностных лиц МСУ; 7)
виды, порядок принятия и вступления в силу нормативных правовых актов
органов МСУ; 8) основания и виды ответственности органов МСУ и должностных
лиц МСУ; 9) порядок отзыва, выражения недоверия населением или досрочного
прекращения полномочий выборных органов МСУ и выборных должностных лиц МСУ;
10) статус и социальные гарантии депутатов, членов других выборных органов
МСУ, выборных должностных лиц МСУ, основания и порядок прекращения их
полномочий; 11) гарантии прав должностных лиц МСУ; 12) условия и порядок
организации муниципальной службы; 13) экономическая и финансовая основа
осуществления МСУ, общий порядок владения, пользования и распоряжения
муниципальной собственностью; 14) вопросы организации МСУ, обусловленные
компактным проживанием на территории МО национальных групп и общностей,
коренных (аборигенных) народов, казачества с учетом исторических и иных
местных традиций; 15) другие положения об организации МСУ, о компетенции и
порядке деятельности органов МСУ и должностных лиц МСУ в соответствии с
законами РФ и субъектов РФ.
Устав МО разрабатывается МО самостоятельно. УМО принимается
представительным органом МСУ или населением непосредственно. УМО подлежит
государственной регистрации в порядке, установленном законом субъекта РФ.
Основанием для отказа в государственной регистрации УМО может быть только
противоречие его КРФ, законам РФ и субъекта РФ. Отказ в государственной
регистрации может быть обжалован гражданами и органами МСУ в судебном
порядке. УМО вступает в силу после его официального опубликования
(обнародования).

22. Государственные гарантии осуществления местного самоуправления
(правовые и организационные).
Государственные гарантии осуществления МСУ:
Правовые гарантии – это система правовых мер направленных, как на защиту
нарушения прав МСУ, так и на предупреждение подобных нарушений. Важнейшая
правовая гарантия – право на судебную защиту (Закон РФ от 27.04.1993 г. №
4866-1 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы
граждан»).
Организационные гарантии осуществления МСУ – это:
а) обязательность решений принимаемых органами МСУ;
б) право органов и должностных лиц МСУ на обращение в органы
государственной власти;
в) право муниципальных образований объединяться в союзы и ассоциации;
г) самостоятельность населения в формировании органов и должностных лиц
МСУ;
д) право муниципальных образований иметь собственную символику.

23. Местный референдум: порядок и принципы проведения.
Ст.22 ФЗ «Об ОПОМСУ в РФ»: По вопросам местного значения может проводиться
местный референдум. Решение о проведении местного референдума принимается
представительным органом МСУ по собственной инициативе или по требованию
населения в соответствии с УМО. В местном референдуме имеют право
участвовать все граждане, проживающие на территории МО, обладающие
избирательным правом. Граждане участвуют в местном референдуме
непосредственно и на добровольной основе. Голосование на местном
референдуме осуществляется тайно, контроль за волеизъявлением граждан не
допускается. Решение, принятое на местном референдуме, не нуждается в
утверждении какими-либо органами государственной власти, государственными
должностными лицами или органами МСУ. Если для его реализации требуется
издание нормативного правового акта, орган МСУ, в чью компетенцию входит
данный вопрос, обязан принять такой акт. Принятое на местном референдуме
решение и итоги голосования подлежат официальному опубликованию
(обнародованию). Порядок назначения и проведения местного референдума,
принятия и изменения решений местного референдума устанавливается уставом
муниципального образования в соответствии с законами субъектов РФ.
Это высшее непосредственное выражение воли народа, направленное на решение
вопросов местного значения. Иногда называют плебисцитом (референдум по
наиболее важным, судьбоносным вопросам). Проводится в двух формах
постановки вопроса: а) вопрос и два ответа: да или нет; б) (народный выбор)
предложение 2 или более вариантов из которых нужно выбрать один или все
отвергнуть.
РК: «#P 3 0 1 1 919001134
010002000000021002000000C1D3C636615AC836000002001010000000000B000000F0E5F4E5
F0E5EDE4F3EC0001000000000001000100#G0О референдуме в Республике Карелия»
Закон РК от 29.12.97 г. № 233-ЗРК

24. Муниципальные выборы: понятие, принципы и порядок проведения, органы и
должностные лица МСУ, формируемые в ходе выборов, избирательные
объединения, имеющие право на выдвижение кандидатов, мажоритарная система
подведения итогов голосования.
Ст.23 ФЗ «Об ОПОМСУ в РФ»: Выборы депутатов, членов иных выборных органов
МСУ, выборных должностных лиц МСУ осуществляются на основе всеобщего
равного и прямого избирательного права при тайном голосовании при
обеспечении установленных законом избирательных прав граждан. Порядок
проведения муниципальных выборов определяется законами субъектов РФ.
Федеральные ОГВ и ОГВ субъектов РФ гарантируют проведение муниципальных
выборов.
ФЗ от 26.11.1996 г. № 138-ФЗ «Об обеспечении конституционных прав граждан
РФ избирать и быть избранными в органы МСУ».
«#P 3 0 1 1 919001380
010002000000021002000000C1D3C636615AC8360000020010100000000007000000C2DBC1CE
D0DB0001000000000001000100#G0О выборах депутатов представительных органов и
глав МСУ в Республике Карелия» (с изменениями на 09.11.99 г.) Закон РК от
23.12.93 г. № XII-22/592
Так же, как и местный референдум является высшим непосредственным
выражением воли народа (населения МО). Принципы: всеобщее ИП, равное ИП,
прямые выборы, тайное голосование. Местные советы, мэры, главы
администраций органов МСУ.
Стадии:
а) Установление сроков и порядка проведения выборов;
б) Образование избирательных округов;
в) Формирование избирательных комиссий (ОИК – выборы депутатов в каждом
одномандатном округе (св.10 000), ТИК – выборы должностных лиц в
одномандатных округах (св.100 000) и УИК – на каждом ИУ);
г) Образование избирательных участков (не более 3 000);
д) составление списков избирателей;
е) выдвижение и регистрация кандидатов в депутаты ПО МСУ и кандидатов на
должность выборного лица МСУ (начинается за 60 дней и заканчивается за 30
дней; подписи 1% численности ИО или МО);
ж) проведение предвыборной агитации;
з) голосование и определение результатов выборов (большинство,
недействительные – если нарушения либо признаны недействительными по 10 %
ИО, недействительные – явка менее 25 %).

25. Собрания (сходы) граждан: история развития, роль в системе управления
местными делами в настоящее время, порядок созыва и проведения.
Ст.24 ФЗ «Об ОПОМСУ в РФ»: В муниципальном образовании для решения вопросов
местного значения могут созываться собрания (сходы) граждан. Порядок созыва
и проведения собрания (схода) граждан, принятия и изменения его решений,
пределы его компетенции устанавливаются уставом МО в соответствии с
законами субъектов РФ. В случае осуществления собранием (сходом) граждан
полномочий, предусмотренных п.6 ст.15 настоящего ФЗ, собрание (сход)
граждан считается правомочным при участии в нем более половины жителей МО,
обладающих избирательным правом.
П.6 ст.15 ФЗ «Об ОПОМСУ в РФ»: В отдельных поселениях УМО в соответствии с
законами субъектов РФ может быть предусмотрена возможность осуществления
полномочий представительных органов МСУ собраниями (сходами) граждан.
Полномочия сходов в дореволюционной России были очень большие (см. вопрос
6). В годы советской власти собрания (сходы) закреплялись в
законодательстве в качестве одной из форм осуществления МСУ по месту
жительства. При этом определялся конкретный перечень вопросов, которые
находились в ведении собраний. Решения принимались открытым голосованием и
были обязательны для исполнения всеми жителями населенного пункта.
Обязанность реализации решения собрания возлагалась на исполкомы местных
советов.
В настоящее время роль собраний (сходов) граждан в системе управления
местными делами существенно меняется. Порядок созыва и проведения
определятся УМО:
#G0Ст.77 Устава г. Петрозаводска: Собрания граждан по месту жительства
являются формой непосредственного участия жителей города в решении вопросов
местного значения. Собрания граждан созываются по микрорайонам, жилым
массивам, кварталам, улицам, жилым домам. В случаях, когда созыв собрания
затруднен, могут проводиться конференции (собрания представителей) жителей
соответствующих территориальных частей города.
Предложения о созыве общих собраний (сходов), конференций граждан,
вопросах, подлежащих рассмотрению на них, могут вноситься органами МСУ,
органами ТОСУ, местными отделениями общественных организаций и движений,
руководителями муниципальных предприятий, учреждений, организаций, группами
граждан (не менее 5 процентов от числа граждан, проживающих на данной
территории и имеющих право принимать участие в собрании (сходе),
конференции).
Общее собрание (сход) граждан считается правомочным, если на нем
присутствует не менее 1/З от числа граждан, имеющих право участвовать в
собрании (сходе). Конференция считается правомочной, если на ней
присутствует более половины избранных представителей.
В работе собраний имеют право участвовать граждане, достигшие 18 лет,
проживающие на данной территории, обладающие избирательным правом.
Общие собрания (сходы), конференции граждан: избирают органы ТОСУ; в
случаях, предусмотренных УМО, избирают управляющих поселковыми, сельскими
администрациями; рассматривают вопросы, связанные с образованием,
наименованием и переименованием волостей, населенных пунктов; рассматривают
вопросы благоустройства территории, торгового, медицинского, бытового
обслуживания населения, водоснабжения и иные вопросы жизнеобеспечения
населения; заслушивают отчеты органов ТОСУ, управляющих поселковыми,
сельскими администрациями, иных должностных лиц органов МСУ; заслушивают
информации депутатов ЗС РК, представительного органа местного
самоуправления района (города, волости) о своей деятельности; ходатайствуют
перед компетентными органами о привлечении нарушителей к административной
или иной ответственности в соответствии с действующим законодательством.
Решения собрания принимаются большинством голосов граждан, присутствующих
на собрании. Они доводятся до сведения органов МСУ г. Петрозаводска и
населения соответствующей территории. Решения собраний, принятые в пределах
их собственных компетенций, обязательны для исполнения всеми жителями
соответствующих территориальных частей города. Принятые решения по вопросам
местного значения доводятся до сведения Петрозаводского городского Совета,
Главы МСУ, других заинтересованных органов и должностных лиц и учитываются
ими в своей деятельности.

26. Народная правотворческая инициатива и обращения граждан в органы МСУ –
формы прямого волеизъявления, призванные выявить общественное мнение
населения муниципального образования: понятие и гарантии.
Законодательство РФ закрепляет так же такие формы прямого волеизъявления
граждан, которые призваны выявить общественное мнение, в том числе по
вопросам правового регулирования ОО, и обязывает органы и должностных лиц
органов МСУ принимать решения с учетом мнения и в интересах населения МО. К
числу таких форм прямого волеизъявления Закон относит народную
правотворческую инициативу и обращения граждан в органы МСУ.
Ст.25 ФЗ «Об ОПОМСУ в РФ»: Население в соответствии с УМО имеет право на
правотворческую инициативу в вопросах местного значения. Проекты правовых
актов по вопросам местного значения, внесенные населением в органы МСУ,
подлежат обязательному рассмотрению на открытом заседании с участием
представителей населения, а результаты рассмотрения - официальному
опубликованию (обнародованию).
В отличии от референдума, волеизъявление на принятия НПА не является
обязательным для органа МСУ.
#G0Ст.73 Устава г. Петрозаводск: Жители г. Петрозаводска, обладающие
избирательным правом, осуществляют народную правотворческую инициативу
путем внесения в Петрозаводский городской Совет петиции с предложениями о
принятии нормативно-правовых актов города, отмене или изменении ранее
принятых нормативно-правовых актов г. Петрозаводска за подписью не менее 5
000 жителей г. Петрозаводска.
Инициативная группа в составе не менее 10 человек регистрирует народную
правотворческую инициативу в Петрозаводском городском Совете и получает
официальный образец подписного листа. Инициативная группа осуществляет
деятельность под свою ответственность.
Предложения, содержащиеся в петиции, вносятся в повестку заседаний
Петрозаводского городского Совета без голосования, а также направляются
Петрозаводским городским Советом Главе МСУ.
Петрозаводский городской Совет и Глава МСУ г. Петрозаводска принимают по
предложениям, содержащимся в петиции, решения в пределах своих полномочий в
срок не более 45 дней со дня официального внесения петиции. Днем
официального внесения петиции о народной правотворческой инициативе
считается день регистрации текста петиции и надлежащим образом оформленных
подписных листов в Петрозаводском городском Совете.
Ст.26 ФЗ «Об ОПОМСУ в РФ»: Граждане имеют право на индивидуальные и
коллективные обращения в органы и к должностным лицам органов МСУ. Органы и
должностные лица органов МСУ обязаны дать ответ по существу обращений
граждан в течение одного месяца. ФЗ или З субъектов РФ может быть
установлена административная ответственность за нарушения сроков и порядка
ответа на обращения граждан в органы и к должностным лицам органов МСУ.
#G0Ст.76 Устава г. Петрозаводска: Жители г. Петрозаводска имеют право на
индивидуальные и коллективные обращения, как в устной, так и в письменной
форме к Главе МСУ г. Петрозаводска, в Петрозаводский городской Совет, к
должностным лицам Администрации города.
Петрозаводский городской Совет, Глава М

Новинки рефератов ::

Реферат: США (География)


Реферат: Микропроцессорная техника. Микроконтроллер в двухпозиционном регуляторе (Компьютеры)


Реферат: Культура Японии: Путь самурая (Культурология)


Реферат: Муниципальное право (шпаргалка) (Муниципальное право)


Реферат: Туризм-школа выживания (Безопасность жизнедеятельности)


Реферат: Рахманинов Сергей Васильевич 1873 - 1943 (Музыка)


Реферат: Имидж делового человека и пути его формирования (Психология)


Реферат: Древняя Греция (Культурология)


Реферат: Влияние кислотных осадков на биосферу Земли (Естествознание)


Реферат: НАТО. Создание и развитие (Политология)


Реферат: Синтез метил сульфона 2-аминофенил (Химия)


Реферат: Деловая французская кореспонденция (La lettre comercial) (Иностранные языки)


Реферат: Социальная работа в системе социального обслуживания (Социология)


Реферат: Формирование действия контроля в процессе работы над вычислительными приемами и навыками у младших школьников (Педагогика)


Реферат: Макс Вебер и его социологическая концепция (Политология)


Реферат: Основной и оборотный капитал (Инвестиции)


Реферат: К вопросу о причинах поражений Красной Армии в первый период Великой Отечественной войны (Политология)


Реферат: Внушение (Психология)


Реферат: Голосование избирателей: выборы, референдум (Право)


Реферат: Развитие речи детей старшего дошкольного возраста средствами малых форм фольклора (Педагогика)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист