GeoSELECT.ru



Психология / Реферат: Воображение детей школьного возраста (Психология)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Воображение детей школьного возраста (Психология)


МОСКОВСКИЙ ПСИХОЛОГО-СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ



Курсовая работа



по общей психологии


НА ТЕМУ:


«Психология воображения»



Выполнила

ст-ка группы 98 пе-3/01
Корчагина Екатерина

ВВЕДЕНИЕ

Воображение является особой формой человеческой психики, стоящей
отдельно от остальных психических процессов и вместе с тем занимающей
промежуточное положение между восприятием, мышлением и памятью.
Специфичность данной формы психического процесса заключается в том, что
воображение, вероятно, характерно только для человека и странным образом
связано с деятельностью организма, будучи в то же самое время самым
"психическим" из всех психических процессов и состояний. Последнее
означает, что ни в чем другом, кроме воображения, не проявляется идеальный
и загадочный характер психики. Можно предполагать, что именно воображение,
желание его поныть и объяснить привлекло внимание к психическим явлениям в
древности, поддерживало и продолжает его стимулировать в наши дни.
Однако феномен воображения остается загадочным и в наши дни.
Человечеству до сих пор почти ничего не известно именно о механизме
воображения, в том числе о его анатомо-физиологической основе. Вопросы о
том, где в мозгу человека локализовано воображение, с работой каких
известных нам нервных структур оно связано, сегодня еще не разгаданы. По
крайней мере, об этом мы можем сказать гораздо меньше, чем, например, об
ощущениях, восприятии, внимании и памяти, которые изучены в достаточной
степени.

Воображение представляет собой особую форму отражения, которая
заключается в создании новых образов и идей путем переработки имеющихся
представлений и понятий. Развитие воображения идет по линиям
совершенствования операций замещения реальных предметов воображаемыми и
воссоздающего воображения. Ребенок постепенно начинает создавать на основе
имеющихся описаний, текстов, сказок все более сложные образы и их системы.
Содержание этих образов развивается и обогащается. Развивается творческое
воображение, когда ребенок не только понимает некоторые приемы
выразительности (гиперболу, метафору), но и самостоятельно их применяет.
Воображение становиться опосредованным и преднамеренным.

Воображение — это важнейшая сторона нашей жизни. Представьте на минуту,
что человек не обладал бы фантазией. Мы лишились бы почти всех научных
открытий и произведений искусства. Дети не услышали бы сказок и не смогли
бы играть во многие игры. А как они смогли бы усваивать школьную программу
без воображения? Проще сказать — лишите человека фантазии и прогресс
остановится! Значит воображение, фантазия являются высшей и необходимейшей
способностью человека. Вместе с тем именно эта способность нуждается в
особой заботе в плане развития. А развивается она особенно интенсивно в
возрасте от 5 до 15 лет. И если в этот период воображение специально не
развивать, в последующем наступает быстрое снижение активности этой
функции. Вместе с уменьшением способности фантазировать у человека
обедняется личность, снижаются возможности творческого мышления, гаснет
интерес к искусству и науке. Целью данной книги является знакомство с
психической функцией воображения, способами ее развития и оптимизации
обучения дошкольников, младших школьников и подростков на базе активизации
фантазии. Мы постараемся познакомить вас с многочисленными упражнениями,
играми и тестами, позволяющими лучше развивать и использовать воображение
ребенка для учебы, развития его личности, улучшения настроения. Мы
надеемся, что предложенный материал принесет пользу вам и вашему ребенку.
Мы будем рады, если эта книга заинтересует вас и доставит вашим детям
приятные минуты.
Один школьник спросил известного писателя Джанни Родари: «Что нужно
сделать и как работать, чтобы стать сказочником?», «Учи как следует
математику», — услышал он в ответ.
Действительно, возможность создавать что-либо новое, необычное,
закладывается в детстве, через развитие высших психических функций, таких,
как мышление и воображение. Именно их развитию необходимо уделить
наибольшее внимание в воспитании ребенка в возрасте от пяти до двенадцати
лет. Этот период ученые называют сензитивным, т. е. наиболее благоприятным
для развития образного мышления и воображения.



Сущность и виды воображения

Воображение играет огромную роль в жизни человека. Благодаря
воображению человек творит, разумно планирует свою деятельность и управляет
ею. Почти вся человеческая материальная и духовная культура является
продуктом воображения и творчества людей. Воображение играет также огромное
значение для развития и совершенствования человека как вида. Оно выводит
человека за пределы его сиюминутного существования, напоминает ему о
прошлом, открывает будущее.
Воображение – это способность представлять отсутствующий или реально не
существующий объект, удерживая его в сознании и мысленно манипулировать им.
Обладая богатым воображением, человек может "жить" в разное время, что
не может себе позволить никакое другое существо в мире. Прошлое
зафиксировано в образах памяти, произвольно воскрешаемых усилием воли,
будущее представлено в мечтах и фантазиях.
Воображение является основной наглядно-образного мышления, позволяющего
человеку ориентироваться в ситуации и решать задачи без непосредственного
вмешательства практических действий. Оно во многом помогает ему в тех
случаях жизни, когда практические действия или невозможны, или затруднены,
или просто нецелесообразны или нежелательны.
От восприятия, которое представляет собой процесс приема и переработки
человеком различной информации, поступающей в мозг через органы чувств, и
которое завершается формированием образа, воображение отличается тем, что
его образы не всегда соответствуют реальности, в них есть элементы фантазии
и вымысла. Если воображение рисует сознанию такие картины, которым ничего
или мало что соответствует в действительности, то оно носит название
фантазии. Если, кроме того, воображение нацелено на будущее, его называют
мечтой.

Мечта.
В творческую деятельность включена фантазия, однако, далеко не всегда
процесс воображения немедленно реализуется в практических действиях
человека. Нередко этот процесс принимает форму особой внутренней
деятельности, заключающейся в создании образа того, что человек желал бы
осуществить. Такие образы желаемого будущего называются мечтой.
Мечта - необходимое условие претворения в жизнь творческих сил
человека, направленных на преобразование действительности. Она выступает в
качестве побудительной причины или мотива деятельности, окончательное
завершение которой по тем или иным причинам оказалось отсроченным. Именно
поэтому любой предмет, сделанный руками человека, в своей исторсущности
есть овеществленная, осуществлённая человеческая мечта,
Велика, но не всегда заметна роль фантазии в практической
производственной деятельности человека. В любом, даже самом обычном
предмете можно увидеть опредмеченную, воплощённую мечту многих поколений
людей, испытывавших настоятельную потребность именно в таких вещах. Чем
длиннее история вещи, чем больше она изменялась, тем большее число
человеческих мечтаний в ней запечатлено. Осуществлённая мечта вызывает
новую потребность, а новая потребность порождает новую мечту.
Сначала каждое новое достижение производственной деятельности, новая
вещь кажется совершенной, но по мере её освоения обнаруживаются недостатки,
и люди начинают мечтать о лучших вещах, стимулируя этим процесс их
предметного воплощения. Четыре века назад обычное оконное стекло было
неосуществимой мечтой. В те времена можно было только мечтать о прозрачном
материале, который пропускал бы свет, как воздух. Такой прозрачный материал
удалось получить, усовершенствовав технологию изготовления стекла. Но со
временем были обнаружены и недостатки стекла. Так, стекло не пропускает
ультрафиолетовых лучей: у детей находящихся в помещении с такими стёклами,
не крепнут кости, солнечные лучи, профильтрованные стеклом, почти безопасны
для вредных микробов. Небольшая прочность стекла особенно опасна при
автомобильных катастрофах. Новые достижения в производстве стекла порождают
новые потребности, которые принимают форму мечты о стекле, пропускающем
ультрафиолетовые лучи, о стекле, прочном, как сталь. И эти мечты
осуществляются, давая начала новым.



Виды воображения

Воображение характеризуется активностью, действенностью. Опережающее
отражение действительности происходит в воображении в виде ярких
представлений, образов. Для более полного представления о видах и способах
воображения можно воспользоваться схемой.
Воображение может быть воссоздающим (создание образа предмета по его
описанию) и творческим (создание новых образов, требующих отбора
материалов, в соответствии с замыслом). Создание образов воображения
осуществляется с помощью нескольких способов. Как правило они используются
человеком (а ребенком особенно) неосознанно. Первый такой способ —
агглютинация, т. е. «склеивание» различных, несоединимых в повседневной
жизни частей. Примером может служить классический персонаж сказок человек-
зверь или человек-птица.
Второй способ — гиперболизация. Это парадоксальное увеличение или
уменьшение предмета или отдельных его частей. Примером могут служить
следующие сказочные персонажи: Карлик Нос, Гуливер, Мальчик Спальчик.
Третий известный способ создания образов фантазии — схематизация. В
этом случае отдельные представления сливаются, различия сглаживаются.
Отчетливо прорабатываются основные черты сходства. Это любой схематический
рисунок.
Четвертым способом является типизация. Для него характерно выделение
существенного, повторяющегося в однородных в каком-то отношении фактах и
воплощении их в конкретном образе. Например, существуют профессиональные
образы рабочего, врача, инженера и т. д.
Пятый способ — акцентирование. В создаваемом образе какая-то часть,
деталь выделяется, особо подчеркивается. Классическим примером является
шарж, карикатура.
Основой создания любых образов фантазии является синтез и аналогия.
Аналогия может быть близкой, непосредственной и отдаленной, ступенчатой.
Например, внешний вид самолета напоминает парящую птицу. Это близкая
аналогия. Космический корабль — отдаленная аналогия с морским кораблем. На
использовании синтеза, аналогий и способов построения образов воображения
строятся многочисленные приемы диагностики воображения и его развития.



Воображение может быть четырех основных видов (рис.1):



Рис.1 Основные виды воображения

Активное воображение – характеризуется тем, что, пользуясь им, человек
по собственному желанию, усилием воли вызывает у себя соответствующие
образы.
Пассивное воображение заключается в том, что его образы возникают
спонтанно, помимо воли и желания человека.
Продуктивное воображение – отличается тем, что в нем действительность
сознательно конструируется человеком, а не просто механически копируется
или воссоздается. При этом в образе эта действительность творчески
преобразуется.
Репродуктивное воображение – при его использовании ставится задача
воспроизвести реальность в том виде, какова она есть, и хотя здесь также
присутствует элемент фантазии, такое воображение больше напоминает
восприятие или память, чем творчество.
С процессом воображения в практической деятельности людей прежде всего
связан процесс художественного творчества. Так, с репродуктивным
воображением может быть соотнесено направление в искусстве, называемое
натурализмом, а также отчасти реализм. По картинам И.И. Шишкина, например,
ботаники могут изучать флору русского леса, так как все растения на его
полотнах выписаны с "документальной" точностью. Работы художников-
демократов второй половины XIX века И. Крамского, И. Репина, В. Петрова при
всей их социальной заостренности также являются поиском формы, максимально
приближенной к копированию действительности.
В искусстве источником любого направления может быть только жизнь, она
же выступает в качестве первичной базы для фантазии. Однако никакая
фантазия не способна изобрести нечто такое, что человеку не было бы
известно. В связи с этим именно реальность становится основной творчества
ряда мастеров искусства, чей полет творческой фантазии уже не удовлетворяют
реалистические, а тем более натуралистические средства воображения. Но эта
реальность пропускается через продуктивное воображение творцов, они по-
новому ее конструируют, пользуясь светом, цветом, наполняя свои
произведения вибрацией воздуха (импрессионизм), прибегая к точечному
изображения предметов (пуантилизм в живописи и музыке), разлагая
объективный мир на геометрические фигуры (кубизм) и т.д.
Поэтому с продуктивным воображением в искусстве мы встречаемся и в тех
случаях, когда воссоздание действительности реалистическим методом
художника не устраивает. Его мир – фантасмагория, иррациональная
образность, за которой – вполне очевидные реалии. Например, плодом такого
воображения является роман М. Булгакова "Мастер и Маргарита", фантастика
братьев СтругацкихРи др. Обращение к столь необычным и причудливым образам
позволяет усилить интеллектуальное и эмоционально-нравственное воздействие
искусства на человека.
Чаще всего творческий процесс в искусстве связан с активным
воображением: прежде чем запечатлеть какой-либо образ на бумаге, холсте или
нотном листе, художник создает его в своем воображении, прилагая к этому
сознательные волевые усилия. Нередко активное воображение настолько
захватывает творца, что он утрачивает связь со своим временем, своим "я",
вживаясь в создаваемый им образ. Немало свидетельств этому дано в
литературе.
Реже импульсом творческого процесса становится пассивное воображение,
так как спонтанные, независимые от воли художника образы чаще всего
являются продуктом подсознательной работы его мозга, скрытой от него
самого. И, тем не менее, наблюдения за творческим процессом, описанные в
литературе, дают возможность привести примеры роли пассивного воображения в
художественном творчестве. Так, Франц Кафка исключительную роль в своем
творчестве уделял сновидениям, запечатлевая их в своих фантастически
мрачных произведениях.
Кроме того, творчески процесс, начинаясь, как правило, с волевого
усилия, т.е. с акта воображения, постепенно настолько захватывает автора,
что воображение становится спонтанным, и уже не он творит образы, а образы
владеют и управляют художником, и он подчиняется их логике.
Работа человеческого воображения не ограничивается литературой и
искусством. В не меньшей степени она проявляется в научном, техническом,
других видах творчества. Во всех этих случаях фантазия как разновидность
воображения играет положительную роль.
Но есть и другие виды воображения – сновидения, галлюцинации, грезы и
мечты. Сновидения можно отнести к разряду пассивных и непроизвольных форм
воображения. Их подлинная роль в жизни человека до сих пор не установлена,
хотя известно, что в сновидениях человека находят выражение и
удовлетворение многие жизненно важные потребности, которые в силу ряда
причин не могут получить реализации в реальной жизни.
Галлюцинациями называют фантастические видения, не имеющие, по-
видимому, почти никакой связи с окружающей человека действительностью.
Обычно галлюцинации являются результатом тех или иных нарушений психики или
работы организма и сопровождают многие болезненные состояния.
Грезы в отличие от галлюцинаций являются вполне нормальным психическим
состоянием, которое представляет собой фантазию, связанную с желанием, чаще
всего несколько идеализируемым будущим.
Мечта от грезы отличается тем, что она несколько более реалистична и в
большей степени связана с действительностью, то есть в принципе
осуществима. Грезы и мечты у человека занимают довольно большую часть
времени, особенно в юности. Для большинства людей мечты являются приятными
думами о будущем. У некоторых встречаются и тревожные видения, порождающие
чувства беспокойства, вины, агрессивности.



Функции воображения и его развитие

Разум человека не может находится в бездеятельном состоянии, поэтому
люди так много мечтают. Мозг человека продолжает функционировать и тогда,
когда в него не поступает новая информация, когда он не решает никаких
проблем. Именно в это время и начинает работать воображение. Установлено,
что человек по своему желанию не в состоянии прекратить поток мыслей,
остановить воображение.
В процессе жизнедеятельности человека воображение выполняет ряд
специфических функций (рис.2), первая из которых состоит в том, чтобы
представлять действительность в образах и иметь возможность пользоваться
ими, решая задачи. Эта функция воображения связана с мышлением и
органически в него включена.
Вторая функция воображения состоит в регулировании эмоциональных
состояний. При помощи своего воображения человек способен хотя бы отчасти
удовлетворять многие потребности, снимать порождаемую ими напряженность.
Данная жизненно важная функция особенно подчеркивается и разрабатывается в
таком направлении психологии, как психоанализ.
Третья функция воображения связана с его участием в произвольной
регуляции познавательных процессов и состояний человека. С помощью искусно
создаваемых образов человек может обращать внимание на нужные события,
посредством образов он получает возможность управлять восприятием,
воспоминаниями, высказываниями.
Четвертая функция воображения состоит в формировании внутреннего плана
действий, т.е. способности выполнять их в уме, манипулируя образами.
Пятой функцией воображения является планирование и программирование
деятельности, составление таких программ, оценка их правильности, процесса
реализации.
С помощью воображения человек может управлять многими
психофизиологическими состояниями организма, настраивать его на предстоящую
деятельность. Известны факты, свидетельствующие о том, что с помощью
воображения, чисто волевым путем человек может влиять на органические
процессы: изменять ритмику дыхания, частоту пульса, кровяное давление,
температуру тела и т.п. Данные факты лежат в основе аутотренинга, широко
используемого для саморегуляции.



Рис.2 Специфические функции воображения

При помощи специальных упражнений и приемов можно развивать
воображение. В творческих видах труда – наука, литература, искусство,
инженерия и т.п., развитие воображения, естественно, происходит в занятиях
данными видами деятельности. В аутогенной тренировке нужный результат
достигается путем специальной системы упражнений, которые нацелены на то,
чтобы усилием воли научиться расслаблять отдельные группы мышц, например
мышцы рук, ног, головы, туловища, произвольно повышать или понижать
давление, температуру тела, употребляя для этого упражнения на воображение
тепла, холода.

Способности воображения (имажинитивные процессы)

В психологии познавательных процессов не выработано единого определения
воображения. В каждом из предлагаемых определений авторами подчеркиваются
те стороны, которые, по их мнению, являются наиболее яркими и важными
чертами воображения, отличающими его от других психических процессов.
Основным содержанием процесса воображения большинство авторов считает
преобразование представлений, отражающих реальную действительность, и
создание на этой основе новых представлений, приведение образов в новое
сочетание.
Отличительной чертой воображения можно считать то, что оно обязательно
протекает в наглядном плане, хотя возникающие образы и не имеют оригинала в
действительности, причем эти образы невозможно Получить ни эмпирическим, ни
логическим путем. В качестве материала воображения обычно выступают образы
предметов, ситуаций, обстоятельств, а также, по мнению некоторых авторов, и
мысли, идеи. Основным действием в процессе воображения является
представливание, «направленное на воспроизведение того или иного
представления и на мысленное изменение его» [115,с.185].
Существует и другая точка зрения, согласно которой воображение не
рассматривается как самостоятельный психический процесс, поскольку, по
мнению сторонников этой точки зрения, преобразование образа и открытие
нового, традиционно выделяемые в качестве основных признаков воображения,
являются необходимыми сторонами любого процесса чувственного отражения
действительности и функциями всех психических процессов [30, с.156].
Традиционно видами воображения считают пассивное и активное,
различающиеся по степени сознательного и активного отношения человека к
действительности. Пассивное воображение в свою очередь, делится на
преднамеренное (произвольное) и непреднамеренное (непроизвольное,
проявляющееся, как правило, в пограничных состояниях), а активное — на
творческое, представляющее собой создание новых, оригинальных образов и
идей, и воссоздающее, основанное на создании образов, соответствующих
описанию. Некоторые авторы, однако, отрицают целесообразность разделения
воображения на воссоздающее и творческое, поскольку «всякое деление
познания на репродуктивное и продуктивное неправомерно уже потому, что
исключает какую бы то ни было возможность перейти от первого ко второму»
[30, с.71]. Особенность же собственно творческого воображения заключается в
том, что «оно является процессом в основе своей сознательным, протекающим
при активной деятельности мышления субъекта и подчиненным прямо или
косвенно осознаваемой задаче — научной, художественной, практической» [97,
с.34].
По временной направленности виды воображения можно раз делить на
ретроспективное (воображение-воспоминание) ; воображение непосредственно
включенное в совершаемую деятельность, и воображение, направленное на
будущее [173].
По характеру возникновения образов воображение может подразделяться на
конкретное, регулятором которого выступают конкретные образы и идеи, и
абстрактное, выражающееся в создании символов, схем.
В зависимости от вида деятельности, в процессе которой функционирует
воображение, выделяются техническое, музыкальное, научное, художественное и
другие виды воображения.
Характеризуя воображение как «сквозной психический процесс,
симметричный памяти, но противоположного направления», Л.М.Веккер
предлагает классификацию, в основе которой лежат особенности материала,
предмета психической деятельности [38, с.263]. Такой подход позволяет
выделить сенсорно-перцептивное воображение (собственно образное),
включающее зрительное, слуховое, двигательное, пространственное и,
вероятно, другие виды воображения, словесно-логическое (концептуальное),
выступающее как элемент мышления; эмоциональное. Как особый вид выделяется
оперативное воображение, определяемое как активное функционирование образов
воображения в качестве программы деятельности [38].
Показатели продуктивности воображения отмечают новизна, оригинальность
и осмысленность переработки данных опыта; широта оперирования образами,
понимаемая как возможность выполнять преобразования из различного
материала, тип оперирования (доступный способ преобразования) , который
может характеризоваться либо изменением положения воображаемого объекта,
либо изменением его структуры, либо комбинацией этих преобразований.



ПРИНЦИПЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ

1. Прежде чем приступить к развитию у детей творческой деятельности,
следует сформировать у них необходимые для этого речевые и мыслительные
навыки.
2. Новые понятия должны вводиться только в знакомом содержании,
3 Содержание развивающих техник должно ориентироваться на личность
ребенка и его взаимодействие с другими детьми.
4. В центре внимания должно быть овладение смыслом понятия, а не
правилами грамматики.
5. Следует учить ребенка искать решение, учитывая прежде всего
возможные последствия, а не абсолютные достоинства.
6. Стимулировать детей к высказыванию собственных идей по поводу
решаемой проблемы.
В своей работе мы попытались максимально реализовать предлагаемые
принципы.



ВООБРАЖЕНИЕ И ЭМОЦИИ
Воображение тесно связано с эмоциями. Активная работа фантазии вызывает
богатую эмоциональную картину состояния детей. Общеизвестно, как дети
воспринимают сказки. Они переполнены эмоциями, по силе не уступающими
эмоциональной картине взрослых в самые значимые моменты жизни. А детская
игра? Она просто теряет смысл для ребенка, если у нее отсутствует яркий
эмоциональный фон и, одновременно, игра целиком зиждется на активной
деятельности воображения. Связь воображения и эмоций проявляется и у
взрослых. Все мы хоть раз в жизни получали высокое эмоциональное
удовлетворение от мечты. Человек мечтает о том, что привлекает, доставляет
радость, удовлетворяет самые сокровенные желания и потребности. А мечта,
как образ желаемого будущего, — классическая форма воображения.
Воображение и чувство (эмоции) в жизни ребенка нераздельны. Влияние
чувства на воображение и обратно давно было замечено учеными. Еще в прошлом
веке французский психолог Т. Рибо выяснил, что все формы творческого
воображения заключают в себе сильные эмоциональные моменты. Л. С. Выготский
вывел «закон общего эмоционального знака», суть которого выразил словами:
«... всякое чувство, всякая эмоция стремятся воплотиться в образы,
соответствующие этому чувству» . . . Эмоция как бы собирает впечатления,
мысли и образы, созвучны настроению человека. Таким образом, богатая
эмоциональная жизнь стимулирует развитие воображение Второй закон,
выведенный Л. С. Выготским, называется «законом эмоциональной реальности
воображения», Он говорит о том, что «всякое построение фантазии обратно
влияет на наши чувства, и если это построение и не соответствует само по
себе действительности, то все же вызываемое им чувств является
действительным, реально переживаемым захватывающим человека чувством». С
проявлением обоих законов связаны многие «странности» в по ведении детей.
Известно, как дети любят сочинят; и рассказывать различные «страшилки».
Нередко это кончается настоящим испугом детей от собственных рассказов,
сюжет и герои которых превратились для ребенка в фантастическую реальность.
Срабатывает закон эмоциональной реальности воображения. Именно этому закону
мы обязаны многочисленные конфликтам, которыми нередко заканчиваются игры
детей. Сильные эмоции, сопровождающие игру, I рожденные образами фантазии
придают статус реальности этим образам. Ребенок отождествляет воображаемую
роль и сюжет с реальной личностью своего приятеля.
Итак, мы можем сделать следующий вывод: используя богатство
эмоциональных состояний ребенка можно успешно развивать его воображение и,
наоборот, целенаправленно организуя его фантазию, можно формировать у
ребенка культуру чувств.
ВООБРАЖЕНИЕ И ИНТЕРЕСЫ

Воображение тесно связано с интересами. Интерес можно определить как
эмоциональное проявление познавательной потребности. Он выражается в
направленности человека на определенную деятельность, имеющую особое
значение для личности. Началом формирования интереса является эмоциональная
привлекательность объекта окружающей действительности.
Интересы имеют большое значение в жизни человека. Поскольку интересы
проявляются в положительных эмоциях человека, то они вызывают чувство
удовлетворения от работы. Они позволяют легко сосредоточивать внимание на
работе, увеличивают работоспособность. И. П. Павлов рассматривал интерес
как то, что активизирует состояние коры головного мозга. Общеизвестно, что
любой учебный процесс идет тем успешнее, чем больше интерес к учебе у
ученика.
Для развития ребенка очень важно формирование многих интересов. Следует
отметить, что для дошкольника и школьника вообще характерно познавательное
отношение к миру.
Ему «интересно все». Такая любопытствующая направленность имеет
объективную целесообразность. Интерес ко всему расширяет жизненный опыт
ребенка, знакомит его с разными деятельностями, активизирует его различные
способности. Однако реально узнать, увидеть, «попробовать все» не под силу
ребенку, и здесь на помощь приходит фантазия. Фантазирование значительно
обогащает опыт ребенка, вводит его в воображаемой форме в ситуации и сферы,
не встречаемые им в реальной жизни. Это провоцирует у него появление
принципиально новых интересов. С помощью фантазии ребенок попадает в такие
ситуации и пробует такие деятельности, какие в реальной действительности
ему недоступны. Это дает ему дополнительный опыт и знания в житейской и
профессиональной сфере, в научной и нравственной, определяет для него
значимость того или иного объекта жизни. В конечном итоге формирует у него
многообразные интересы. В наиболее яркой форме фантазия сливается с
интересом в игре. Именно поэтому многие методики, направленные на развитие
интересов, строятся на принципе фантазирования в игровой деятельности.
Фантазия не только развивает интересы вширь, обеспечивая их
разносторонность, но и углубляет уже сформировавшийся интерес. Используя
методические приемы, построенные на воображении, можно значительно улучшить
успехи ребенка в интересующей его деятельности. Ниже мы познакомимся с
рядом таких методик.



ВООБРАЖЕНИЕ И ТАЛАНТЛИВОСТЬ

Воображение — это всегда создание нового в результате переработки
прошлого опыта. Никакая творческая деятельность невозможна без фантазии.
Творчество — сложный психический процесс, связанный с характером,
интересами, способностями личности. Воображение является его фокусом,
центром. Новый продукт, получаемый личностью, в творчестве может быть
объективно новым (т. е. социально значимым открытием) и субъективно новым
(т. е. открытием для себя). У большинства детей чаще всего мы видим
продукты творчества второго рода.
Хотя это не исключает возможность создания детьми и объективных
открытий. Развитие творческого процесса, в свою очередь, обогащает
воображение, расширяет знания, опыт и интересы ребенка.
Творческая деятельность развивает чувства детей. Осуществляя процесс
творчества, ребенок испытывает целую гамму положительных эмоций как от
процесса деятельности, так и от полученного результата. Творческая
деятельность способствует более оптимальному и интенсивному развитию высших
психических функций, таких, как память, мышление, восприятие, внимание.
Последние, в свою очередь, определяют успешность учебы ребенка. Вместе с
тем и само воображение значимо включено в учебный процесс, поскольку он на
90 процентов состоит из открытия нового. Творческая деятельность развивает
личность ребенка, помогает ему усваивать моральные и нравственные нормы —
различать добро и зло, сострадание и ненависть, смелость и трусость и т. д.
Создавая произведения творчества, ребенок отражает в них свое понимание
жизненных ценностей, свои личностные свойства, по-новому осмысливает их,
проникается их значимостью и глубиной. Творческая деятельность развивает
эстетическое чувство ребенка. Через эту деятельность формируется
эстетическая восприимчивость ребенка к миру, оценка прекрасного.
Все дети, особенно старшие дошкольники и школьники младшего и среднего
возраста, любят заниматься искусством. Они с увлечением поют и танцуют,
лепят и рисуют, сочиняют музыку и сказки, занимаются народными ремеслами и
т. д. Творчество делает жизнь ребенка богаче, полнее, радостнее. Дети
способны заниматься творчеством не только независимо от места и времени,
но, самое главное, независимо от личностных комплексов. Взрослый человек,
часто критически оценивая свои творческие способности, стесняется их
проявлять. Дети, в отличие от взрослых, способны искренне проявлять себя в
художественной деятельности. Они с удовольствием выступают на сцене,
участвуют в концертах, конкурсах, выставках и викторинах.
Особое значение творческая деятельность имеет для одаренных и
талантливых детей. Одаренность — это комплекс способностей, позволяющих
иметь особые достижения в конкретной области искусства, науки,
профессиональной и социальной деятельности. Не многие дети отличаются ярко
выраженной талантливостью и одаренностью. Для одаренного ребенка
воображение выступает основным характерным качеством. Ему необходима
постоянная активность фантазии. Нетривиальные подходы к решению задач,
оригинальные ассоциации, необычные ракурсы рассмотрения проблемы — все это
характерно для талантливого ребенка и является результатом воображения.
Одаренность и талант тесно связаны с опережающим развитием. Такие дети
отличаются более высокими результатами по сравнению со своими сверстниками.
И достигают этих результатов гораздо легче. Они отличаются большей
чувствительностью к окружающему миру. Кстати, особо высокой
чувствительностью отдельных психических функций в конкретные периоды
отличаются все дети. Такие периоды, как мы уже указывали, называются
«сензитивными». В эти периоды конкретная функция (например речь, наглядно-
действенное мышление или логическая память) наиболее восприимчива к
раздражителям внешнего мира, легко поддается тренировке и интенсивно
развивается. Такие периоды выделены в психологии для всех функций. В эти
периоды все дети проявляют особые достижения в результатах, строящихся на
соответствующих функциях. Для обычного ребенка на один возраст падает
сензитивный период для одной-двух функций. Талантливый ребенок
демонстрирует «сензитивность» сразу многих функций.
Одаренные дети требуют особого внимания. Однако это не исключает
необходимости развивать воображение и творческую деятельность у всех, без
исключения, детей. Программы эстетического воспитания должны учитывать
сензитивные периоды.
Развитая способность воображения, типичная для детей младшего
школьного возраста, постепенно теряет свою активность по мере увеличения
возраста. Вместе с тем теряется живость и свежесть впечатлений,
оригинальность ассоциаций, остроумие сравнений и многое другое. Таким
образом, очевидно, что воображение тесно связано с личностью, ее развитием.
В предыдущих главах мы уже отмечали, что воображение обогащает интересы и
личный опыт ребенка, через стимулирование эмоций формирует осознание
нравственных норм. Все это составляющие личности. Личность ребенка
формируется постоянно под влиянием всех обстоятельств жизни. Однако есть
особая сфера жизни ребенка, которая обеспечивает специфические возможности
для личностного развития — это игра. Основной психической функцией,
обеспечивающей игру, является именно воображение, фантазия.
Воображая игровые ситуации и реализуя их, ребенок формирует у себя
целый ряд личностных свойств, такие, как справедливость, смелость,
честность, чувство юмора. Через работу воображения происходит компенсация
недостаточных пока еще реальных возможностей ребенка преодолевать жизненные
трудности, конфликты, решать проблемы социального взаимодействия.
Занимаясь творчеством (для чего также первоочередным является
воображение) ребенок формирует у себя такое качество, как одухотворенность.
При одухотворенности воображение включено во всю познавательную
деятельность, сопровождаясь особо положительными эмоциями. Богатая работа
воображения часто связана с развитием такой важной личностной черты, как
оптимизм.
В подростковом возрасте, когда личностное развитие становится
доминирующим, особое значение приобретает такая форма воображения, как
мечта — образ желаемого будущего.
Подросток мечтает о том, что доставляет ему радость, что удовлетворяет
его самые сокровенные желания и потребности. В мечтах подросток строит
желаемую личную программу жизни, в которой нередко определяется ее основной
смысл. Часто мечты бывают нереальными, т. е. определено только содержание,
цель, но не пути ее достижения. Однако на этапе подросткового возраста это
все равно имеет позитивный характер, так как позволяет подростку в
воображаемом плане «перебрать* разные варианты будущего. В мечте заложено
активное начало для развития личности подростка.
Воображение значимо в личностном плане и для взрослого.
Люди, которые во взрослом возрасте сохранили яркое воображение,
отличаются талантливостью, их часто называют богато одаренными личностями.
Почему большинство из нас теряет способность фантазировать, будучи
взрослым (вспомните, как трудно бывает придумать новую сказку для своего
ребенка). Как сохранить ее, а, еще лучше, развить? Мы уже познакомились с
целым рядом специальных методов и упражнений.



ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, мы познакомились с самыми общими аспектами развития воображения
детей. Мы увидели, как важна эта функция для общего развития ребенка, для
становления его личности, для формирования жизненного опыта. В силу
важности и значимости воображения для ребенка необходимо всячески помогать
его развитию и, одновременно, использовать его для оптимизации учебной
деятельности.
Формирование воображения в раннем возрасте происходит как изменение
прирожденной активности ребенка в активность преобразующую. Решающим
фактором при этом является потребность в новых впечатлениях и общение со
взрослым, открывающим способы получения впечатлений.
Развитие воображения не является результатом прямого обучения. Оно
обусловлено растущей преобразующей активностью ребенка и механизмами
саморазвития воображения: противоположной направленностью варьирования и
моделирования элементов опыта, схематизации и детализации образов.



П Л А Н:


Введение
1. Сущность и виды воображения
— Мечта.
2. Виды воображения
3. Функции воображения и его развитие
4. Способности воображения (имажинитивные процессы)
5. ПРИНЦИПЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ
6. ВООБРАЖЕНИЕ И ЭМОЦИИ
7. ВООБРАЖЕНИЕ И ИНТЕРЕСЫ
8. ВООБРАЖЕНИЕ И ТАЛАНТЛИВОСТЬ
Заключение



БИБЛИОГРАФИЯ

Субботина Л.Ю. Развитие воображения у детей: Популярное пособие для
родителей и педагогов. —Ярославль: Академия развития, 1996. — 240 с., ил.

-----------------------



ВООБРАЖЕНИЕ



Активное

воображение



Репродуктивное

воображение



Пассивное

воображение



Продуктивное

воображение

ФУНКЦИИ ВООБРАЖЕНИЯ

1. Представление действительности в образах

2. Регулирование эмоциональных состояний

3. Произвольная регуляция познавательных процессов и состояний человека

4. Формирование внутреннего плана действий

5. Планирование и программирование деятельности человека






Реферат на тему: Воображение: понятие и значение в жизни человека

Московский Государственный Институт

Международных Отношений (Университет)

МИД РФ


Кафедра философии



Реферат по психологии

на тему:

«Воображение: понятие и значение в жизни человека»



Выполнила:
Студентка 2 курса МП факультета 6-ой академической группы
Клыженко Ольга Алексеевна



Преподаватель:
профессор
Володин Виталий Михайлович



Москва, 2001 г.
Оглавление:

Вступление: значение воображения 3
1. Определение воображения 5
2. Функции воображения 7
3. Виды воображения 8
4. «Техника» воображения 10
5. Воображение в творчестве 12
6. Воображение и талантливость 14
7. Роль воображения в науке 17
Заключение 18
Список использованной литературы 19



Вступление: значение воображения
Образы, которые использует и создает человек, не ограничиваются
воспроизведением непосредственно воспринятого. Перед человеком в образах
может предстать и то, что он непосредственно не воспринимал, и то, чего
вообще не было, и даже то, чего быть не может. Это означает только то, что
не всякий процесс, протекающий в образах, может быть понят, как процесс
воспроизведения, потому что люди не только познают и созерцают мир, они его
изменяют и преобразуют. Но для того, чтобы преобразовывать
действительность на практике, нужно уметь делать это и мысленно. Именно
этой потребности и удовлетворяет воображение.
Воображение — это важнейшая сторона нашей жизни. Представьте на
минуту, что человек не обладал бы фантазией. Мы лишились бы почти всех
научных открытий и произведений искусства, образов, создаваемых
величайшими писателями и изобретений конструкторов. Дети не услышали бы
сказок и не смогли бы играть во многие игры. А как они смогли бы
усваивать школьную программу без воображения?
Благодаря воображению человек творит, разумно планирует свою
деятельность и управляет ею. Почти вся человеческая материальная и
духовная культура является продуктом воображения и творчества людей.
Воображение выводит человека за пределы его сиюминутного
существования, напоминает ему о прошлом, открывает будущее. Вместе
с уменьшением способности фантазировать у человека обедняется личность,
снижаются возможности творческого мышления, гаснет интерес к искусству и
науке.
Воображение является высшей психической функцией и отражает
действительность. Однако с помощью воображения осуществляется мысленный
отход за пределы непосредственно воспринимаемого. Основная его задача —
представление ожидаемого результата до его осуществления. С помощью
воображения у нас формируется образ никогда не существовавшего или не
существующего в данный момент объекта, ситуации, условий.
Проще сказать — лишите человека фантазии, и прогресс остановится!
Значит воображение, фантазия являются высшей и необходимейшей
способностью человека. Однако фантазия, как и любая форма психического
отражения, должна иметь позитивное направление развития. Она должна
способствовать лучшему познанию окружающего мира, самораскрытию и
самосовершенствованию личности, а не перерастать в пассивную
мечтательность, замену реальной жизни грезами.
Принимая во внимание то, какое значение воображение имеет в жизни
человека, как оно влияет на его психические процессы и состояния и даже на
организм, мы специально выделим и рассмотрим проблему воображения.



1.Определение воображения

Воображение - особая форма психики, которая может быть только у
человека. Оно непрерывно связано с человеческой способностью изменять мир,
преобразовывать действительность и творить новое. Прав был М. Горький,
говоря, что « именно вымысел поднимает человека над животным», потому что
только у человека, который, являясь существом общественным, преобразует
мир, развивается подлинное воображение.
Обладая богатым воображением, человек может жить в разном времени, что
не может себе позволить никакое другое живое существо в мире.
Прошлое зафиксировано в образах памяти, а будущее представлено в
мечтах и фантазиях.
Всякое воображение порождает что-то новое, изменяет, преобразует то, что
дано восприятием. Эти изменения и преобразования могут выразиться в том,
что человек, исходя из знаний и опираясь на опыт, вообразит, т.е. создаст,
себе картину того, чего в действительности никогда сам не видел. Например,
сообщение о полете в космос побуждает наше воображение рисовать картины
фантастической по своей необычности жизни в невесомости, в окружении звезд
и планет.
Воображение может, предвосхищая будущее, создать образ, картину того,
чего вообще не было. Так космонавты могли в своем воображении представить
полет в космос и высадку на Луну тогда, когда это было только лишь мечтой,
еще не осуществленной и неизвестно, осуществимой ли.
Воображение может, наконец, совершить и такой отлет от действительности,
который создает фантастическую картину, ярко отклоняющуюся от
действительности. Но и в этом случае оно в какой-то мере отражает эту
действительность. И воображение тем плодотворнее и ценнее, чем в большей
мере оно, преобразуя действительность и отклоняясь от нее, все же
учитывает ее существенные стороны и наиболее значимые черты.
Для исследования познавательной роли воображения необходимо выяснить его
особенности и выявить его действительную природу. В научной литературе
существует очень много подходов к определению воображения. Обратимся к
некоторым из них и определим основные особенности воображения.
С.Л.Рубинштейн пишет: “Воображение - это отлет от прошлого опыта, это
преобразование данного и порождение на этой основе новых образов”.
Л.С.Выготский считает, что “воображение не повторяет впечатлений, которые
накоплены прежде, а строит какие-то новые ряды из прежде накопленных
впечатлений. Таким образом, привнесение нового в наши впечатления и
изменение этих впечатлений так, что в результате возникает новый, раньше не
существовавший образ, составляет основу той деятельности, которую мы
называем воображением”.
Согласно Е.И.Игнатьеву, “основной признак процесса воображения
заключается в преобразовании и переработке данных и материалов прошлого
опыта, в результате чего получается новое представление”.
А “Философский словарь” определяет воображение как “способность создавать
новые чувственные или мыслительные образы в человеческом сознании на основе
преобразования полученных от действительности впечатлений”.
Как видно из определений, существенным признаком воображения считается
способность субъекта создавать новые образы. Но этого недостаточно, потому
что нельзя тогда провести различия между воображением и мышлением. Ведь
мышление человека (создание познавательных образов посредством выводов,
обобщений, анализа, синтеза) не может быть просто отождествлено с
воображением, потому что создание новых знаний и понятий может происходить
и без участия воображения.
Многие исследователи отмечают, что воображение есть процесс создания
новых образов, протекающий в наглядном плане. Такая тенденция относит
воображение к формам чувственного отражения, другая же считает, что
воображение создает не только новые чувственные образы, но и продуцирует
новые мысли.
Одна из черт, характерных для воображения, состоит в том, что оно связано
не только с мышлением, но и чувственными данными. Воображения нет без
мышления, но оно не сводится и к логике, так как в нем всегда
предполагается преобразование чувственного материала.
Таким образом, очевидно, что воображение есть и создание новых образов, и
преобразование прошлого опыта, и то, что такое преобразование совершается
при органическом единстве чувственного и рационального.

2. Функции воображения

Люди так много мечтают потому, что их разум не может быть “безработным”.
Он продолжает функционировать и тогда, когда в мозг человека не
поступает новая информация, когда он не решает никаких проблем. Именно
в это время и начинает работать воображение, остановить которое человек по
своему желанию не может.
В жизни человека воображение выполняет ряд специфических функций.
Первая из них состоит в том, чтобы представлять действительность в
образах и иметь возможность пользоваться ими, решая задачи. Эта функция
воображения связана с мышлением и органически в него включена.
Вторая функция воображения состоит в регулировании эмоциональных
состояний. При помощи своего воображения человек способен хотя бы
отчасти удовлетворять многие потребности, снимать порождаемую ими
напряженность. Данная жизненно важная функция особенно
подчеркивается и разрабатывается в психоанализе.
Третья функция воображения связана с его участием в произвольной
регуляции познавательных процессов и состояний человека, в частности
восприятия, внимания, памяти, речи, эмоций. С помощью искусно вызываемых
образов человек может обращать внимание на нужные события. Посредством
образов он получает возможность управлять восприятием,
воспоминаниями, высказываниями.
Четвертая функция воображения состоит в формировании внутреннего
плана действий – способности выполнять их в уме, манипулируя образами.
Наконец, пятая функция – это планирование и программирование
деятельности, составление таких программ, оценки их правильности,
процесса реализации.
С помощью воображения мы можем управлять многими психофизиологическими
состояниями организма, настраивать его на предстоящую деятельность.
Известны также факты, свидетельствующие о том, что с помощью
воображения, чисто волевым путем человек может влиять на органические
процессы: изменять ритмику дыхания, частоту пульса, кровяное
давление, температуру тела.

3. Виды воображения

Рассмотрим теперь различные формы и виды человеческого воображения.
Отношение человека к процессу воображения непосредственно определяет
существование различных уровней воображения. На низших уровнях смена
образов происходит непроизвольно, на высших – в ней все большую роль играет
сознательное человека к формированию образов.
В самых низших и примитивных своих формах воображение проявляется в
непроизвольной трансформации образов, которая совершается под воздействием
малоосознанных потребностей, влечений и тенденций, независимо от какого-то
сознательного вмешательства субъекта. Образы воображения как бы
самопроизвольно всплывают перед воображением, помимо воли и желания
человека, а не формируются им. В чистом виде такая форма воображения лишь в
очень редких случаях на низших уровнях сознания и в сновидениях. Ее еще
называют пассивным воображением.
В высших формах воображения, в творчестве, образы сознательно
формируются и преобразуются в соответствии с целями. Пользуясь ими,
человек по собственному желанию, усилием воли вызывает у себя
соответствующие образы творческой деятельности человека. Эта форма
воображения носит название активной.
Различают также воображение воспроизводящее, или репродуктивное, и
преобразующее, или продуктивное.
В репродуктивном воображении ставится задача воспроизвести
реальность в том виде, какова она есть, и хотя здесь также
присутствует элемент фантазии, такое воображение больше напоминает
восприятие или память, чем творчество. Так, с репродуктивным
воображением может быть соотнесено направление в искусстве, называемое
натурализмом, а также отчасти реализм. Общеизвестно, что по картинам
И.И.Шишкина биологи могут изучать флору русского леса, так как все
растения на его полотнах выписаны с документальной точностью.
Продуктивное воображение отличается тем, что в нем действительность
сознательно конструируется человеком, а не просто механически
копируется или воссоздается, хотя при этом в образе она все же творчески
преобразуется. Например, основой творчества ряда мастеров искусства,
чей полет творческой фантазии уже не удовлетворяют реалистические
средства, становится тоже реальность. Но эта реальность пропускается
через продуктивное воображение творцов, они по-новому ее конструируют,
пользуясь светом, цветом, вибрацией воздуха (импрессионизм), прибегая к
точечному изображению предметов (пуантилизм), разлагая мир на
геометрические фигуры (кубизм) и так далее. Даже произведения такого
направления искусства, как абстракционизм, создавались при помощи
продуктивного воображения. С продуктивным воображением в искусстве мы
встречаемся в тех случаях, когда мир художника – фантасмагория,
иррационализм. Результатом такого воображения является роман М.Булгакова
“Мастер и Маргарита”, фантастика братьев Стругацких.
Воображение, как известно, тесно связано с творчеством (об этом
подробнее речь пойдет ниже). И как ни странно, эта зависимость обратная,
т.е. именно воображение формируется в процессе творческой деятельности, а
не наоборот. Специализация различных видов воображения является результатом
развития различных видов творческой деятельности. Поэтому существует
столько специфических видов воображения, сколько имеется видов человеческой
деятельности – конструктивное, техническое, научное, художественное,
музыкальное и так далее. Но, конечно, все эти виды составляют разновидность
высшего уровня – творческого воображения.
Во всех этих случаях воображение играет положительную роль, но есть
и другие виды воображения. К ним относятся сновидения, галлюцинации, грезы
и мечты.
Сновидения можно отнести к разряду пассивных и непроизвольных форм
воображения. Подлинная их роль в жизни человека до сих пор не
установлена, хотя известно, что в сновидениях человека находят выражение и
удовлетворение многие жизненно важные потребности, которые в силу ряда
причин не могут получить реализации в жизни.
Галлюцинациями называют фантастические видения, не имеющие, по-
видимому, почти никакой связи с окружающей человека действительностью.
Обычно они, являясь результатом тех или иных нарушений психики или
работы организма, сопровождают многие болезненные состояния.
Грезы, в отличие от галлюцинаций,– это вполне нормальное психическое
состояние, представляющее собой фантазию, связанную с желанием.
Мечтой называют форму особой внутренней деятельности, заключающуюся в
создании образа того, что человек желал бы осуществить. Мечта от грезы
отличается тем, что она несколько более реалистична и в большей
степени связана с действительностью, т.е. в принципе осуществима.
Мечты у человека занимают довольно большую часть времени, особенно в
юности и для большинства людей являются приятными думами о будущем, хотя
у некоторых встречаются и тревожные видения, порождающие чувство
беспокойства и агрессивности. Процесс воображения редко сразу же
реализуется в практических действиях человека, поэтому мечта – важное
условие претворения в жизнь творческих сил человека. Необходимость мечты
состоит в том, что, будучи первоначально простой реакцией на сильно
возбуждающую ситуацию, она затем нередко становится внутренней потребностью
личности. Мечта очень важна и в младшем школьном возрасте. Чем младше
мечтающий ребенок, тем чаще его мечтание не столько выражает его
направленность, сколько создает ее. В этом состоит формирующая функция
мечты.

4. ”Техника” воображения

Преобразование действительности при помощи воображения происходит не
произвольно, оно имеет свои закономерные пути, которые выражаются в
различных способах или приемах преобразования, которые используются
человеком неосознанно. Психология выделяет несколько таких приемов.
Первый такой способ — агглютинация, т.е. комбинирование или сочетание
различных, несоединимых в повседневной жизни частей в новых необычных
комбинациях. Комбинирование – это не случайный набор, а именно подбор
определенных черт, производимый сознательно, в соответствии с определенной
идеей и замыслом композиции. Он широко применяется в искусстве, науке,
техническом изобретательстве, а особенно в памятниках древнеегипетского
искусства и в искусстве американских индейцев. Примером может служить
классические персонажи сказок человек-зверь или человек-птица,
аллегорические фигуры Леонардо да Винчи.
Другим приемом является акцентуирование некоторых сторон отображаемого
явления. Акцентуирование – это подчеркивание черт. Оно часто достигается
при помощи изменения пропорций в различные стороны. Таким приемом
пользуется карикатура: она воспроизводит черты оригинала, утрируя те или
иные его черты. При этом чтобы быть значимым, акцентуирование должно
выделять характерное, существенное. Акцентуирование активно использует
изменение предметов при помощи их увеличения или уменьшения (гиперболизация
и литота), что находит широкое применение в фантастическом изображении
действительности. Примером могут служить следующие сказочные персонажи:
небывало сильный Святогор, крошечный Мальчик-с-пальчик или гигантских
размеров Гулливер. С одной стороны, внешность великана, его грандиозные
размеры могут сделать более очевидной внутреннюю силу и значимость героев,
а с другой, фантастически малые размеры могут силой контраста подчеркнуть
большие внутренние достоинства персонажа.
Третий известный способ создания образов воображения — схематизация. В
этом случае отдельные представления сливаются, а различия сглаживаются.
Отчетливо прорабатываются основные черты сходства. Примером служит любой
схематический рисунок.
И последним способом можно назвать типизацию, т.е. специфическое
обобщение. Для него характерно выделение существенного, повторяющегося в
однородных в каком-то отношении фактах и воплощении их в конкретном образе.
В этом приеме одни черты вовсе опускаются, другие же упрощаются,
освобождаются от деталей и усложнений. В результате весь образ
преобразуется. Например, существуют профессиональные образы рабочего,
врача, художника и так далее.
Таким образом, в воображении, естественно, заключена тенденция к
иносказанию, аллегории, использованию образов в переносном значении. Все
средства литературного творчества (метафора, гипербола, эпитет, тропы и
фигуры) показывают проявление преобразующей силы воображения. А все
основные формы творческого преобразования мира, которыми пользуется
искусство, в конечном счете, отражают те преобразования, которыми
пользуется воображение.

5. Воображение в творчестве

Воображение играет важную роль в каждом творческом процесс, а особенно
его значение велико в художественном творчестве. Сущность художественного
воображения заключается, прежде всего, в том, чтобы суметь создать новые
образы, способные быть носителем идейного содержания. Особая мощь
художественного воображения заключается в том, чтобы создать новую ситуацию
не путем нарушения, а при условии сохранения основных требований
жизненности.
В корне ошибочным является представление о том, что чем причудливее и
диковиннее произведение, тем больше воображения у его автора. Воображение
Льва Толстого ничуть не слабее воображения Эдгара Алана По. Оно просто
другое. Ведь чем реалистичнее произведение, тем мощнее должно быть
воображение, чтобы сделать описываемую картину наглядной и образной. Ведь
как известно, мощное творческое воображение узнается не столько по тому,
что человек может вымышлять, придумывать, а по тому, как он умеет
преобразовывать действительность в соответствии с требованиями
художественного замысла. Но соблюдение жизненности и
реальности не оз

Новинки рефератов ::

Реферат: Особенности правового развития лизинга в России (Предпринимательство)


Реферат: Анализ заработной платы на предприятии (Бухгалтерский учет)


Реферат: Нормы и принципы международного права (Международное публичное право)


Реферат: Объект Преступления (Право)


Реферат: Древний Рим (История)


Реферат: Cоциальные общности (Социология)


Реферат: Адвокатская этика (Право)


Реферат: Русская православная церковь как субъект социальной работы (Социология)


Реферат: Менеджмент: сущность и структура (Менеджмент)


Реферат: Международное космическое право (Международное публичное право)


Реферат: Законодавче регулювання робочого часу (Управление)


Реферат: Заикание (Психология)


Реферат: Темы по английскому языку (English topics) (Иностранные языки)


Реферат: Водоснабжение и канализация индивидуального жилого здания (Технология)


Реферат: Компьютер (Интенет, Windows, пакет программ Micrsoft Office) (Компьютеры)


Реферат: Театр Островского (Искусство и культура)


Реферат: Модули, записи и файлы (Программирование)


Реферат: Взаимодействие человека и организации (Менеджмент)


Реферат: Библия как научный источник о сотворении мира (Религия)


Реферат: Агрессия в младшем дошкольном возрасте (Психология)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист