GeoSELECT.ru



Психология / Реферат: Когнитивная психология (Психология)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Когнитивная психология (Психология)



Министерство образования и науки Украины
Кировоградский институт регионального
управления и экономики



Реферат

по социальной психологии на тему:

«Когнитивный диссонанс»



Подготовил студент гр.
ПС-22
Покалюхин Антон



Кировоград
2002 г.

План


1. Вступление и определение………………………………………………………...2

2. Теория когнитивного диссонанса…………………………………………………3

3. Теория баланса………………………………………………………...…………...6

4. Четыре категории диссонанса…………………………………………………….8

5. Три способа эффективной борьбы с когнитивным диссонансом……………..11
Вступление
Психология куда более хитрая штука, чем медицина. Телесные недуги, даже
самые скрытые, рано или поздно дают о себе знать. С психологическими же
проблемами человек может прожить счастливо и умереть на сто первом году
жизни, так и не узнав, какой букет душевных противоречий он пронес через
годы. Когнитивный диссонанс – цветочек из такого букета, и его аромат может
изрядно отравлять жизнь. Знакомо ли Вам чувство сожаления после
состоявшегося обдуманного выбора? А недовольство собой из-за того, что пора
бы перестать делать то, что ты никак не можешь перестать делать? Не
преследуют ли тебя навязчивые воспоминания о неудачных моментах биографии:
«если бы я тогда...»?
В потоке самой различной и противоречивой информации потенциальный
покупатель, как замечено, вовсе не выбирает именно ту информацию, которая
могла бы привести его к рациональному, если не оптимальному, выбору.
Почему? Покупатель старается ухватиться за ту информацию, которая
утверждает и подтверждает его привычные представления и изначальные
установки… Информация не должна впрямую противоречить выбору, сделанному
при прежней покупке! В противном случае налицо внутренний конфликт и
диссонанс прежних стереотипов покупательского поведения с лавиной новой
непривычной информации. Это не способствует желаемому потребительскому
поведению, ведь ставится под сомнение индивидуальное "Я" человека! Как
разрешить подобный внутренний конфликт?
Подобные переживания сопровождают любого человека и, прямо скажем,
приносят мало радости. А виноват во всем этом он – когнитивный диссонанс.
Когнитивный диссонанс – это чувство психологического дискомфорта,
переживаемое индивидом в случае, когда в его сознании сталкиваются два
противоречивых знания об одном и том же объекте или событии. С
«психологическим дискомфортом» все понятно. А вот столкновение
противоречивых знаний? Психологи сжили со свету немало пациентов, чтобы
разделить эти столкновения на четыре категории и назвать их «основными
случаями возникновения когнитивного диссонанса».
Теория когнитивного диссонанса
Многочисленные теории мотивации стали появляться еще в работах древних
философов. В настоящее время таких теорий насчитывается уже не один
десяток. В новейших психологических концепциях мотивации, претендующих на
объяснение поведения человека, преобладающим в настоящее время является
когнитивный подход к мотивации, в русле которого особое значение придается
феноменам, связанным с осознанием и знаниями человека.
Основным тезисом авторов когнитивных теорий (от англ. cognitive -
познавательный) было убеждение, что поведение индивида направляют знания,
представления, мнения о происходящем во внешнем мире, о причинах и
следствиях. Знание не является простой совокупностью сведений. Знание - это
не "холодная", бесстрастная информация. Представления человека о мире
программируют, проектируют будущее поведение. И то, что человек делает и
как он это делает, зависит в конечном итоге не только от его фиксированных
потребностей, глубинных и извечных стремлений, но и от относительно
изменчивых представлений о реальности.
Когнитивные теории мотивации, интенсивно разрабатывающиеся в настоящее
время, берут свое начало от широко известных работ Л.Фестингера (Festinger
L. А., 1957). Ему принадлежит теория когнитивного диссонанса. Эта теория
имеет два принципиальных достоинства, отличающих хорошую теорию от плохой,
научную теорию от ненаучной.
Во-первых, она исходит из "максимально общих оснований", если
пользоваться выражением Эйнштейна.
Во-вторых, из этих общих оснований выведены следствия, которые могут
быть подвергнуты экспериментальной проверке. В силу этих обстоятельств
работы Фестингера породили огромное количество экспериментальных
исследований и целых исследовательских программ, результатом чего стало
открытие массы новых – порой парадоксальных – эффектов и закономерностей,
представляющих как теоретический, так и практический интерес.
Под когнитивным диссонансом Фестингер понимал некоторое противоречие
между двумя или более когнициями. Когниция трактуется Фестингером
достаточно широко: когниция – это любое знание, мнение или убеждение,
касающееся среды, себя или собственного поведения. Диссонанс переживается
личностью как состояние дискомфорта. Она стремится от него избавиться,
восстановить внутреннюю когнитивную гармонию. И именно это стремление
является мощным мотивирующим фактором человеческого поведения и отношения к
миру.
Состояние диссонанса между когнициями Х и Y возникает тогда, когда из
когниции Х следует не Y. Состояние консонанса между Х и Y, с другой
стороны, существует тогда, когда из Х следует Y. Человек стремится к
внутренней непротиворечивости, к состоянию консонанса. Например, склонный к
полноте человек решил сесть на диету (когниция Х), но не может отказать
себе в любимом шоколаде (когниция Y). Человек, стремящийся похудеть, не
должен есть шоколад. Налицо диссонанс. Его возникновение мотивирует
человека на редукцию, снятие, уменьшение диссонанса. Для этого, по мнению
Фестингера, у человека есть три основных способа: изменить одну из когниций
(в данном случае - перестать есть шоколад или прекратить диету); снизить
значимость входящих в диссонансные отношения когниций (решить, что полнота
- не такой уж большой грех или что шоколад не дает значительной прибавки
веса); добавить новую когницию (например, что хотя шоколад и увеличивает
вес, зато благотворно влияет на умственную деятельность).
Когнитивный диссонанс мотивирует, требует своего уменьшения, приводит к
изменению отношений, а в итоге - к изменению поведения. Рассмотрим два
наиболее известных эффекта, связанных с возникновением и снятием
когнитивного диссонанса. Один из них возникает в ситуации поведения,
противоречащего оценочному отношению человека к чему-либо (аттитюду). Если
человек добровольно (без принуждения) соглашается сделать что-либо,
несколько несоответствующее его убеждениям, мнению, и если это поведение не
имеет достаточного внешнего оправдания (скажем, вознаграждения), то в
дальнейшем убеждения и мнения меняются в сторону большего соответствия
поведению. Если, например, человек согласился на поведение, идущее
несколько вразрез с его нравственными установками, то следствием этого
будет диссонанс между знанием о поведении и нравственными установками, а в
дальнейшем последние изменятся в сторону понижения нравственности.
Другой хорошо изученный эффект, полученный в исследованиях когнитивного
диссонанса, – диссонанс после трудного решения. Трудным решением называется
тот случай, когда альтернативные варианты, из которых необходимо сделать
выбор, близки по привлекательности. В таких случаях, как правило, после
принятия решения, после того, как выбор сделан, человек переживает
когнитивный диссонанс, являющийся результатом следующих противоречий: с
одной стороны, в избранном варианте есть негативные черты, а с другой
стороны, в отвергнутом варианте есть нечто положительное. Принятое частично
плохо, но оно принято. Отвергнутое частично хорошо, но оно отвергнуто.
Экспериментальные исследования последствий трудного решения показали,
что после принятия такого решения (со временем) повышается субъективная
привлекательность избранного варианта и понижается субъективная
привлекательность отвергнутого. Человек, таким образом, избавляется от
когнитивного диссонанса: он убеждает себя в том, что то, что он выбрал, не
просто слегка лучше отвергнутого, а значительно лучше, он как бы раздвигает
альтернативные варианты: избранное тянет вверх по шкале привлекательности,
отвергнутое – вниз. Исходя из этого, можно полагать, что трудные решения
увеличивают вероятность поведения, соответствующего избранному варианту.
Например, если человек долго мучился выбором между автомобилями "А" и "Б",
а в итоге предпочел "Б", то в дальнейшем вероятность выбора автомобилей
типа "Б" будет выше, чем до покупки, так как относительная
привлекательность последних вырастет.
Теория баланса
После Второй мировой войны, после разрушений, тревог и хаоса у людей
обострилась потребность в стабильности, устойчивости и непротиворечивости
мира. Поэтому вполне закономерно, что в психологии появился целый ряд
теорий, в основу поведения человека ставящих стремление к гармонии. Один из
таких примеров – теория когнитивного диссонанса – был рассмотрен выше.
Другим широко известным примером является теория баланса Ф. Хайдера (Heider
F., 1958).
Виды триад по Хайдеру
|№ |Субъект-объект |Другой человек-объект |Субъект-другой человек |
| |+ |+ |+ |
| |+ |– |– |
| |– |– |+ |
| |– |+ |– |
| |– |– |– |
| |+ |+ |– |
| |– |+ |+ |
| |+ |– |+ |


Автор теории исходил из следующих принципов. Социальная ситуация может
быть описана как совокупность элементов (людей и объектов) и связей между
ними. Определенные сочетания элементов и связей являются устойчивыми,
сбалансированными, другие – несбалансированными. У людей наблюдается
стремление к сбалансированным, гармоничным, непротиворечивым ситуациям.
Несбалансированные ситуации, подобно когнитивному диссонансу, вызывают
чувства дискомфорта, напряженности и стремление привести ситуацию к
сбалансированному виду. Таким образом, одним из источников человеческого
поведения, по мнению Хайдера, является потребность в гармоничных,
непротиворечивых социальных отношениях. Положение дисбаланса инициирует
поведение, направленное на восстановление баланса.
В качестве простейшей социальной ситуации Хайдер рассматривает систему,
состоящую из трех элементов, триаду (субъект-другой человек-объект) вместе
с отношениями между ними: субъект-другой человек; субъект-объект; другой
человек-объект.
Объект при этом понимается весьма широко: как вещь, процесс, группа
людей, предмет, идея и т. д. Отношения внутри триады могут быть
положительными и отрицательными. Таким образом, логически возможны восемь
видов триад (табл.). Первые четыре ситуации являются сбалансированными,
остальные - несбалансированными. Скажем, я не люблю лыжные прогулки, мой
знакомый (ая) тоже их не любит, между нами позитивные взаимоотношения
(сочетание 3). В этом нет никакого противоречия - ситуация сбалансирована.
С другой стороны, может оказаться так, что я и ненавистный мне человек
одинаково (негативно) относимся к некоторой политической партии (сочетание
5). Это уже дисбаланс: я разделяю мнение со своим врагом.
По мнению Хайдера, ситуации пятого-восьмого видов неустойчивы, вызывают
чувство дискомфорта и стремление преобразовать их в одну из первых четырех.
В целом же возможны три основные способа снятия дисбаланса: изменить одно
из отношений с "+" на "–" или с "–" на "+": например, если выясняется, что
мой друг страшно любит кошек, а я к ним раньше относился довольно прохладно
(сочетание 7), то очень возможно, что я со временем изменю свое отношение к
этим домашним животным с отрицательного на положительное, а если моя
ненависть к кошачьим превосходит привязанность к другу, я могу пересмотреть
не свое отношение к кошкам, а свое отношение к другу; уменьшить значимость
одного из отношений, т.е. свести одно из отношений к нулю: если моя хорошая
знакомая, например, не выносит разговоров на отвлеченные темы, а я их
обожаю (сочетание 8), то я могу отстраниться от ее отношения к данному
предмету, нейтрализовать его, прекратив беседовать с ней на отвлеченные
темы, а утолять свою жажду философствования в беседах с друзьями;
дифференцировать положительное и отрицательное отношения: если мой любимый
врач говорит, что кофе вреден для меня, имея в виду действие кофеина на
сердечно-сосудистую систему, а я без вкуса и запаха кофе не могу прожить и
дня (сочетание 8), то можно в принципе перейти на кофе без кофеина, т. е.
дифференцировать, разделить свое отношение к кофе на два типа: отношение к
кофе с кофеином – как и у врача, отрицательное; отношение к кофе без
кофеина – положительное.
Исследования показывают, что в целом выводы теории подтверждаются, а
именно, что люди действительно предпочитают ситуации первых четырех видов
остальным ситуациям. Основная трудность состоит в том, чтобы предсказать,
какой конкретно стратегией восстановления баланса (первой, второй или
третьей) будет пользоваться данный человек в конкретной ситуации. И эта
проблема далека от своего окончательного решения, так же, впрочем, как и
проблема предсказания способа снятия когнитивного диссонанса.
Тем не менее эффект баланса широко используется в практической
социальной психологии, и наверное, наиболее характерным примером его
применения является реклама, в которой различные известные личности
(предположительно, любимые народом) демонстрируют свою любовь и
приверженность определенным напиткам, продуктам питания, предметам одежды и
т. п. Авторы рекламы ожидают, и как правило не без оснований, что наше
(потребителей) нейтральное или даже негативное отношение к тем или иным
товарам под влиянием такой рекламы преобразуется в позитивное (переход от
сочетания семь к сочетанию один): мы избавимся, таким образом, от
дисбаланса, а производитель – от товара.

Четыре категории диссонанса


Диссонанс в результате принятия решения

Возьмем хрестоматийную ситуацию: девушка купила билеты в театр, но в
тот же вечер друзья ждут тебя смотреть футбол. Вне зависимости от выбора,
после принятия решения тебя ожидают угрызения совести и сожаления.
Отвергнутая альтернатива будет с одинаковым успехом отравлять тебе жизнь и
в ложе второго яруса, и в кресле перед телевизором. Посвятив вечер театру,
ты придешь к выводу, что все спектакли дрянь, а девушка становится
навязчивой. Отдавшись же спортивным страстям, ты решишь, что игра вышла
скучной, а твои друзья ограниченные люди. Это и есть когнитивный диссонанс:
вначале мы делаем выбор, после чего положительные стороны отвергнутого
вступают в конфликт с отрицательными сторонами выбранного, приводя к
психологическому дискомфорту. Подобный эффект возникает почти при любом
выборе из равнозначных вариантов. Сам того не замечая, ты можешь испытывать
легкое недовольство, и выбрав утром галстук, и совершив покупку. Самая
наглядная иллюстрация такой борьбы – известный монолог про «большие по
пять» и «маленькие по три».

Диссонанс в результате вынужденного совершения поступков

Поучаствовать в ритуальной прополке картошки, воспользоваться надежным
контрацептивом, заплатить налоги – нам все время приходится делать то, что
не хочется. Если разобраться, то насиловать себя человеку приходится не то
что каждый день – по несколько раз в час. Начиная с самого утра: подъем,
зарядка, бритье, завтрак... «Столкновение двух противоположных знаний об
одном и том же объекте» начинается с самого момента пробуждения. Объект, то
есть ты, это, с одной стороны, физический организм. И ему, этому организму,
требуется утром еще 2-3 часа сна. С другой стороны, ты организм социальный,
которому нужно топать на работу. Типичный когнитивный диссонанс. Неприятные
моменты рабочего процесса мы опустим, достаточно того, что на работе нам не
дают спать. Ближе к ночи, когда тело, наконец, проснувшись, начинает
требовать приключений, разум напоминает, что пора баиньки. Мы снова
недовольны и не знаем, на кого обижаться – то ли на свое физическое «я», то
ли на социальное. В такие моменты в нашем сознании происходит столкновение
положительных сторон желаемого с отрицательными сторонами вынужденного
действия. Мы проклинаем страну, в которой родились, огрызаемся на близких,
бьем посуду, короче говоря, испытываем дисгармонию внутреннего мира.

Несогласие с убеждениями социальной группы

Социальных групп у каждого из нас немало. К ним относятся и семья, и
друзья, и рабочий коллектив. И в каждой группе существуют определенные
правила, убеждения, нормы поведения. Несогласие с убеждениями своей
социальной группы – это еще один источник когнитивного диссонанса. К
примеру, все твои друзья давно обзавелись машинами. Машины стали основной
темой их бесед, машины вошли в их жизнь на правах, которые имела в твоей
жизни не каждая девушка. И, конечно, им, твоим друзьям, обидно, что ты не
разделяешь их помешательства. Возможно, ты не являешься обладателем
фыркающей железяки просто потому, что она тебе не нужна. Поездка на машине
до работы занимает 45 минут, а на метро 20. Ты не знаешь, что такое
техосмотр, не стоишь перед субботней дилеммой «пить или не пить», тебя не
преследуют кошмары о переборке двигателя. Но с другой стороны, тебе также
неведома особая радость пройденного техосмотра. Ты не участвуешь в
дискуссиях о преимуществах «Таврии» над «Окой», поездки за город и
перевозка вещей – для тебя проблема. И нет-нет, да и придет мысль: «а может
быть, они правы?» В таких ситуациях индивид, даже если он абсолютно уверен
в своей правоте, неизбежно переживает по поводу несоответствия мнения
собственного и мнения окружающих. Причем противостоять большинству бывает
намного труднее, чем изменить собственную позицию.

Диссонанс в результате неожиданных последствий действия

Любое действие подразумевает наличие цели. Достижение цели является
ожидаемым результатом действия. Но иногда результат отклоняется от
намеченного. Ты идешь домой, имея целью обрадовать всех своим повышением в
должности. Но вместо радостных возгласов слышишь: «Ты и так все вечера
торчишь на работе, а теперь, надо полагать, собираешься туда переселиться?»
Ты, вспомнив молодость, хочешь ловким ударом вернуть ребятам вылетевший
мячик, но вместо этого попадаешь в голову сидящей старушки и теряешь
ботинок. Или, к примеру, в ответ на оригинальную реплику «Девушка, можно с
вами познакомиться?» получаешь разъяснения маршрута в такие дальние края,
что забываешь, куда и зачем шел. Именно в этот момент ты и попадаешь в
ловушку двух взаимоисключающих знаний. С одной стороны, использованная
тактика всегда приводила тебя к победе, с другой, именно она послужила
причиной провала. Любой неожиданный результат несет в себе это противоречие
между ожидаемым и полученным. Неудивительно, что в итоге ты
расстраиваешься, злишься, удивляешься, в общем, обретаешь то самое
состояние «психологического дискомфорта».
Три способа эффективной борьбы с когнитивным диссонансом
Однако сам факт существования когнитивного диссонанса, в сущности,
представляет мало интереса. Мы и так знаем, что проблема выбора или
неприятная развязка не приносит положительных эмоций. Намного интереснее
проследить, как наше сознание справляется с такими ситуациями. Работая в
1957 г. над теорией когнитивного диссонанса, американский психолог
Фестингер пришел к выводу, что человек не может долго пребывать в состоянии
стресса и стремится восстановить внутреннюю гармонию, как уже было сказано
выше. Опыты над пациентами показали, что существуют три основных способа
борьбы с противоречивыми знаниями.

O изменение одного из элементов диссонансных отношений

Два знания об одном и том же превращаются в два знания о разных вещах.
К примеру, после неудачной попытки знакомства индивид говорит себе, что по
случаю хорошего настроения хотел просто подшутить над несчастной девушкой.
После чего разочарование сменяется удовлетворением – шутка удалась. В
случае совершения вынужденного поступка убеди себя в том, что именно этот
поступок и жаждал совершить.

O добавление новых элементов, согласующихся с существующими

Внести гармонизирующий элемент в театрально-футбольную ситуацию очень
легко, достаточно сразу же после матча купить билеты на другой спектакль.
Тебя повысили в должности, но семья не рада. Какое бы знание добавить сюда,
чтобы все встало на места? Гении никогда не находили понимания в семье. А
ранние подъемы были бы просто ужасными, если бы не уверенность в том, что
через пару лет упорного труда ты навсегда будешь избавлен от необходимости
просыпаться раньше часу дня. Да и вообще, встав перед любой дилеммой, как
Илья-Муромец перед камнем, подумай, а нельзя ли найти компромиссное
решение. Например, поехать не прямо, не направо, а как-нибудь наискосок,
чтобы и коня сохранить, и живым остаться или назло судьбе взять и выбрать
какой-нибудь совсем четвертый вариант – развернуть коня в сторону
насиженной печки.

O уменьшение значимости одного из диссонансных элементов.
Этот способ борьбы более всего стимулирует фантазию, ибо он направлен
на поиски фактов, компрометирующих одну из составляющих диссонанса. Не
хочется рано вставать? А врачи говорят, что спать долго вредно. Все уже
давно ездят на машинах? Вот статистика ДТП, вот цены на бензин и запчасти.
Девушка не ответила взаимностью? Теперь у меня есть бесценное знание, как
не надо знакомиться с девушками. Под тяжестью собранных материалов один из
элементов начинает перевешивать, и мы уже удивляемся, как это можно было
всерьез собираться пропустить такой гениальный спектакль ради какого-то
футбола (или такой важный матч, ради какого-то спектакля). Да и строптивые
девушки при вдумчивом анализе оказываются довольно-таки страшными.

Теперь, вооружившись знаниями, мы вполне можем разобраться и в
пелевинском пассаже, вынесенном в эпиграф. Если человек еще не поставил на
себе крест, он не может примириться с мыслью, что он беден. Два знания
«бедным быть плохо» и «я бедный» являются составляющими диссонанса.
Бедняк начинает дорого одеваться на последние деньги, тем самым,
убеждая всех и себя самого, что он вполне обеспечен. (Если закончить мысль
писателя, то этот бедняк к тому же покупает дорогие машины все на те же
последние деньги. Тяжела она, бедняцкая доля.) Нет сомнения, что
интуитивно, неосознанно ты давно используешь все эти способы. Но теперь
можно пользоваться ими сознательно: не переживать целую ночь по пустякам,
не мучиться долгие годы сожалениями о принятом решении, не страдать от
отсутствия ненужных вещей и т.д. Наконец-то можно отделаться от всех этих
противоречий и спокойно добиваться такого положения вещей, при котором
одежда и машины станут тебе безразличны.

Источники

Литература:

1. Годфруа Ж. Что такое психология: В 2-х т. - Т. 1., ч.. 2, гл. 4 /Пер. с
фр. Н. Н. Алипова; Под ред. Г.Г. Аракелова.-М.: Мир, 1996.

2. Современная психология: Справочное руководство/Под ред. В.Н.Дружинина. -
М.:Инфра-М, 1999. (Справочники "ИНФРА-М").

3. Тайны сознания и бессознательного: Хрестоматия / Сост. К.В. Сельченок
Мн., 1998.

4. Росс Ли, Нисбетт Л. Человек и ситуация. – М.: 2000

5. Хьелл Л. Зиглер Д. Теории личности. – Питер: 1997

Интернет-сайты:
1. http://www.adpeople.ru/rus/adu/adtechnologies/adtechnologies-2-5.html
2. http://www.pfu.edu.ru/ido/ffec/psych/ps5.html#5-2
3. http://siteofsb.narod.ru/psiholog/kd.html




Реферат на тему: Когнитивно-рациональное консультирование

Реферат по курсу
“Когнитивно-рациональное консультирование”



Содержание

Введение

Рационально-эмоциональная психотерапия
Когнитивная психотерапия
Пример: депрессии и неврозы
Когнитивно-рациональное консультирование

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Когнитивной или рационально-эмоциональной психотерапией называют
совокупность психотерапевтических методов, в основе которых лежит
представление о первичности сознательной, рациональной стороны психики в
разрешении психологических проблем, в том числе личностных и эмоциональных.
Ясный рассудок и здравый смысл считали основой психологической устойчивости
и душевного здоровья на протяжении столетий, но бурное развитие концепций
глубинной психологии в ХХ веке оттеснил этот принцип на второй план.
Основные идеи когнитивной парадигмы были сформулированы в начале 60-ых
годов психотерапевтами-американцами А. Беком и А. Эллисом в противовес
психоаналитической и бихевиоральной теориям личности. И хотя в дальнейшем
произошла весьма заметная интеграция когнитивной психотерапии с этими
подходами (выразившейся в создании когнитивно-аналитической психотерапии),
работы Эллиса и Бека следует считать оригинальным направлением теории и
практики психологической помощи.

Данное направление обычно принято разделять на рационально-эмоциональную
психотерапию (А. Эллис) и когнитивную психотерапию (А. Бек). Как пишет
Н.Ф. Калина, “...оба автора склонны рассматривать любого обычного человека,
решающего свою проблему, как своего рода учёного-исследователя, но такого,
который недостаточно хорошо осознаёт свои методы и возможности”[1]. При
значительном сходстве их подходы имеют и различия.

Взгляды А. Бека ближе к общим представлениям когнитивной психологии о
психике как о присущей живым организмам системе получения, обработки и
хранения информации.

С этой точки зрения, психические и личностные расстройства (тревога,
депрессия, фобические реакции, скука, ощущение неполноценности и т.п.)
возникают вследствие нарушений и сбоев в информационных процессах,
негативно влияющих на тесно связанные с ними эмоциональные и мотивационные
аспекты деятельности и поведения. Психотерапевт в некотором смысле
функционирует как “системный программист”, который способен устранить сбои
в “операционной системе” клиента и даже научить этому “конечного
пользователя”, то есть своего клиента.

В отличие от взглядов Бека, терапевтическая модель Эллиса во многом
определяется состоящим в её названии словом “рациональная” – Эллис
прослеживает в составе внутреннего опыта личности рационально выделяемые
очевидные образования, в которых усматриваются фундаментальные
характеристики мира, и показывает, как можно усомниться в этих “непреложных
данностях”. Можно сказать, что в когнитивной терапии максимально
представлен и работает принцип, взятый из изречения Р. Декарта – “мыслю,
следовательно существую”. Качество мышления определяет психологическую
комфортность существования – психологические проблемы могут возникать, если
человек неправильно представляет себе нечто, вплоть до самого себя (Я-
концепции).


Рационально-эмоциональная психотерапия

В рационально-эмоциональной терапии, разработанной А. Эллисом в 50-ые
годы ХХ века, выделяется 3 ведущих психологических аспекта функционирования
человека: мысли (когниции), чувства и поведение. Эллис подчёркивает, что
надо отличать описательные (дескриптивные) когниции, содержащие информацию
о реальности, от оценочных, содержащих отношение к этой реальности. С точки
зрения рационально-эмоциональной терапии, не объективные события вызывают
позитивные или негативные эмоции, а их внутреннее восприятие и оценка.
Поэтому генерализации, ложные выводы и жёсткие установки считаются
нарушениями в когнитивной сфере и называются иррациональными установками.
Возникновение психологических проблем Эллис связывает с функционированием
иррациональных установок.

Работа консультанта сводится к опознаванию иррациональных установок, к
конфронтации с ними, их пересмотру и, наконец, к закреплению
функционирования рациональных, уже гибких (а не первоначально
абсолютистских) установок. Рационально-эмоциональная терапия в первую
очередь показана тем клиентам, кто способен к интроспекции и самоанализу.
Она предполагает активное участие клиента на всех этапах консультирования,
установление с ним отношений партнёрского типа. Этому способствует
совместное обсуждение возможных целей консультирования, проблем, которые бы
хотел разрешить клиент.

Цель рационально-эмоциональной терапии – перевод клиента в проблемной
ситуации с иррациональных установок на рациональные.

На первом этапе проводится кларификация, то есть прояснение параметров
события, тех, которые клиента наиболее затронули или вызвали неадекватную
реакцию. На этом этапе целью консультирования является не поощрение клиента
к уходу от столкновения с событием, не изменение его, а осознание системы
оценочных когниций, затрудняющих разрешение этого конфликта, перестройка её
и только после этого этапа – принятие решения об изменении ситуации. В
противном случае клиент сохраняет потенциальную уязвимость в сходных
ситуациях. По-моему, логика этого процесса чем-то напоминает этап
“экологической проверки” из процесса рефрейминга, с которым работают в НЛП
(нейролингвистическом программировании).

Следующий этап консультирования – это идентификация следствий, выявление
всех эмоциональных реакций на событие. Этот этап производится, чтобы
распознать эмоции, не осознаваемые клиентом из-за включения той или иной
психологической защиты. У некоторых клиентов осознание и вербализация
испытываемых эмоций затруднены из-за словарного или поведенческого
дефицита, а также “вторичного выигрыша”. Консультант наблюдает за
экспрессией и невербальным поведением клиента при рассказе его о событии,
предоставляет обратную связь говоря о своём восприятии характера
эмоциональной реакции клиента, высказывает предположения о чувствах и
мыслях обычного человека в похожей ситуации (что помогает клиенту осознать
свои эмоции, прежде неосознаваемые).

Эллис выделил 4 наиболее распространённые группы иррациональных
установок, создающих проблемы:

1. Катастрофические установки;
2. Установки обязательного долженствования;
3. Установки обязательной реализации своих потребностей;
4. Глобальные оценочные установки.


Среди наиболее типичных иррациональные убеждения, с которыми сталкивается
консультант в своей психологической практике, следующие:

1. Есть жёсткая необходимость быть любимым или одобряемым каждым значимым
другим;
2. Каждый должен быть компетентен во всём;
3. Большинство людей подлые или испорченные;
4. Случится катастрофа, если события пойдут по незапланированному пути;
5. Несчастья человека обусловлены внешними силами (“форс-мажор”), и у
людей мало шансов их контролировать;
6. Если существует опасность, то не следует её преодолевать…;
7. …Легче избежать определённых жизненных трудностей, чем испытывать их и
нести ответственность;
8. “Слабый” зависим от “сильного”;
9. Прошлая история человека влияет на его настоящее поведение;
10. Не надо беспокоиться о чужих проблемах;
11. Надо чётко, правильно и отлично решать все проблемы, а то произойдёт
катастрофа;
12. Если кто-то не контролирует свои эмоции, то ему нельзя помочь.

Цель этапа реализована, когда в области проблемы выявлены иррациональные
установки.

Следующий этап консультирования – реконструкция иррациональных установок,
которая может протекать на когнитивном уровне, на уровне воображения, на
уровне поведения. Реконструкция на когнитивном уровне включает
доказательство клиентом истинности установки и необходимости её сохранения
в данной ситуации. Обычно в процессе такого рода доказательства клиент ещё
более отчётливо видит негативные последствия сохранения своей установки. На
уровне воображения клиент мысленно погружается в психотравмирующую
ситуацию. При негативном воображении, например, он должен максимально полно
испытать прежнюю эмоцию, а затем попытаться уменьшить её уровень, осознав,
за счёт каких новых установок ему этого удалось достичь. (Мне это
упражнение своей логикой чем-то напоминает технику визуально-
кинестетической диссоциации из арсенала НЛП). На уровне действия работает
техника моделирования, демонстрация различных вариантов поведения в
проблемной ситуации с целью модификации установок.

Важным этапом рационально-эмоционального консультирования являются
самостоятельные задания, способствующие закреплению адаптивного поведения.


Когнитивная психотерапия

Основные положения когнитивной психотерапии были сформулированы А. Беком
независимо от рационально-эмоциональной терапии А. Эллиса. В отличие от
рационально-эмоционального подхода Эллиса, положившего в основу своей
модели представления о ведущей роли абсолютистских требований
долженствования в образовании неврозов, автор когнитивной модели А. Бек
видит их причины в нарушениях переработки информации. Он выделяет три
основных группы механизмов, в которых возможны нарушения: когнитивные
элементы, когнитивные процессы и когнитивное содержание.

Когнитивные элементы делятся на базисные посылки (в которых содержатся
глубинные представления личности об окружающем мире, других людях и самой
себе) и автоматические мысли (которые сопровождают переработку информации в
данный момент времени). Примеры базисных посылок: “Доверять людям опасно”,
“Я никому не нужен и поэтому никто меня не любит”. Автоматические мысли
получили своё название в силу своей непроизвольности, быстротечности и
бессознательности. Человек не выбирает информацию для размышлений, а
сосредотачивается на ней непроизвольно. Эти мысли резко отличаются от
осознанных, при которых сохраняется та или иная степень контроля за
предметом, но субъективно они переживаются как правдоподобные.

Когнитивные процессы – связующее звено между базисными посылками и
автоматическими мыслями, обеспечивающие соответствие вновь поступающей в
сознание информации с прежними представлениями. Например: “Меня никто не
любит, потому что я толстая. А если кто и полюбит, я не буду иметь с ним
дела – у него вкус дурной”. Когнитивное содержание объединяет элементы и
операции вокруг какой-либо специфической темы (“Я сексуально
неполноценная”, “Никогда не выйду замуж” и тому подобное).

Среди основных логических нарушений, сопровождающих автоматические мысли,
можно выделить произвольное умозаключение, избирательность и чрезмерное
обобщение, “чёрно-белое” мышление (склонность мыслить в категориях типа
“прекрасный – ужасный”, персонификацию (стремление относить к себе
личностно нейтральные события), преуменьшение или преувеличение важности
отдельных событий или поступков.

Когнитивная психотерапия тоже исходит из того, что восприятие
опосредовано мышлением, и если это среднее звено осознать, то можно понять
эмоциональные и поведенческие аспекты реакции человека. На когнитивной
стадии Бек выделил следующие нарушения переработки информации, которые
искажают видение объекта или ситуации и являются причиной ложных
представлений: обозначение, селекция, интеграция и интерпретация.

Поэтому целью когнитивного консультирования является исправление
неадекватных когниций, а вместе с тем осознание правил неадекватной
обработки информации и замена их правильными. Считается весьма желательным
использовать тот опыт в позитивном решении жизненных задач и переноса
правил их решения на проблемные сферы, который имеется у клиента. Клиент и
консультант должны в самом начале достичь согласия в отношении цели
консультирования – центральной проблемы, подлежащей коррекции, средств её
достижения, возможной продолжительности консультирования. Установление
контакта может начаться с принятия консультантом некоторых представлений
клиента о проблеме с постепенным рациональным переводом его на позиции
когнитивного консультирования.

На начальном этапе важным является сведение проблем – идентификация
проблем, имеющих в основе одни и те же причины, и их группировка. (Другим
вариантом является нахождение первого звена в “цепи” симптомов, который и
запускает всю цепь).

Задача следующего этапа – осознание и вербализация неадаптивных когниций,
искажающих восприятие реальности. Термин “неадекватная когниция”
применяется к любой мысли, вызывающей неадекватные или болезненные эмоции и
затрудняющей решение какой-либо проблемы. Консультант может предложить
клиенту сосредоточиться на мыслях или образах, вызывающих дискомфорт в
проблемной ситуации или сходных с ней. Неадаптивные когниции носят характер
“автоматических мыслей”, возникающих без предварительного рассуждения и для
клиента самого имеющих характер правдоподобных, не подвергаемых сомнению.
Они направляют его поступки, хотя являются непроизвольными и не привлекают
его внимания. фокусировавшись, клиент может распознать их и зафиксировать.
Неоднократное приближение или погружение в ситуацию позволяет сначала
осознать, собрать их, а впоследствии уже представить в развёрнутом виде.

После этапа обучения клиента умению идентифицировать свои неадаптивные
когниции нужно научить его рассматривать их объективно. Этот процесс
называется в когнитивном консультировании отдалением. Клиент рассматривает
свои неадаптивные когниции и автоматические мысли как обособленные от
реальности отдельные психологические явления. Отдаление важно, т.к. во-
первых, помогает клиенту повысить способность разграничить те мнения,
которые надо обосновать и неопровержимые факты, а во-вторых, позволяет
осуществить дифференциацию (различение) внешнего мира и своё отношение к
нему.

Следующий этап условно получил названия этапа изменения правил регуляции
поведения. Согласно когнитивной психотерапии, люди для регуляции своей
жизни и поведения других используют правила (предписания, формулы). Эта
система правил в значительной степени предопределяет обозначение,
истолкование и оценку событий. Правила регуляции поведения, носящие
абсолютный характер, влекут за собой регуляцию поведения, не учитывающую
реальной ситуации, вызывая проблемы у человека; поэтому клиенту необходимо
модифицировать эти правила, сделать их более гибкими, менее
генерализованными и больше учитывающими реальность. Содержание правил
регуляции поведения вращается вокруг двух осей: опасность – безопасность и
боль – удовольствие. Хорошо адаптированный человек обладает достаточно
гибким набором правил, позволяющим соотносить их с реальностью. В ситуациях
психологической или психосоциальной угрозы оценить имеющуюся степень риска
затруднительно.

Например, человек, руководствующийся правилом “Если я не окажусь на
высоте, будет ужасно”, испытывает затруднения в общении из-за неясного
определения понятия "быть на высоте", и с этой же неопределённостью связана
его оценка эффективности его взаимоотношений с партнёром. Свои
предположения о неудаче клиент проецирует на восприятие его другими. Задача
консультанта – изменить правила, относящиеся к оси опасности/безопасности,
восстановив нарушенный контакт с избегаемой ситуацией.

Пример, относящийся к оси боли/удовольствия: человек, следующий правилу
“Мне не стать счастливым, если я не буду знаменит”. Здесь
гипертрофированное преследование одних целей наносит ущерб другим. Клиент
обрекает себя на игнорирование других сфер своих отношений в угоду правилу.
Выявив такую позицию, консультант поможет ему осознать ущербность такого
правила, и объяснит, что клиент был бы куда счастливее, если
руководствовался более реалистичными правилами (которые клиент должен найти
сам с помощью консультанта).

Перемена отношения к правилам саморегуляции, обучение клиента видеть в
мыслях гипотезы вместо фактов, проверять их истинность и заменять на более
гибкие – это следующая задача консультирования. Консультант использует уже
имеющиеся “ресурсы” клиента (то есть навыки продуктивного решения задач в
других сферах), а затем уже помогает обобщить и перенести их на проблемную
сферу.


Пример: депрессии и неврозы

Когнитивная психотерапия исходит из предположения, что депрессия или
невроз являются следствием иррационального и нереалистичного мышления.
Чувства и поведение человека в высокой степени зависят от его мнений,
убеждений, мыслей и представлений. А. Эллис и

А Бек называют это когнициями. Мысли и мнения можно разделить на несколько
групп: описательные (дескриптивные), оценочные, причинно-следственные
(каузативные) и предписывающие (прескриптивные). Всё они жёстко связаны
между собой, образуя своего рода систему жизненных правил, жить по которому
означает неминуемо быть несчастным. Согласно А. Беку, перечень этих
невротических правил (своеобразный “моральный кодекс невротика”) может быть
следующим:

1. Чтобы быть счастливым, я должен быть удачливым во всех своих
начинаниях.
2. Чтобы чувствовать себя счастливым, меня должны любить (принимать,
восхищаться) все и всегда.
3. Если я допускаю ошибку, значит, я глупый.
4. Если я не достиг вершины, значит, я потерпел поражение.
5. Как замечательно это – быть известным, богатым, популярным, и как
ужасно быть обычным, посредственным человеком.
6. Моя ценность как личности определяется тем, что думают обо мне другие.
7. Я не могу жить без любви. Если мой начальник (жена, ребёнок, любовница)
меня не любит, то значит, что я ни на что не годен.
8. Если кто-то со мной не соглашается, значит, он/она меня не любит.

Отсюда выходит, что события сами по себе мало значат, подлинные чувства
вызывают лишь мнения и оценки человека. Он чувствует то, что он думает по
поводу воспринятого им. При этом они также могут противоречить друг другу –
а человек всё равно чувствует себя несчастным.

Абсолютистское, догматичное мышление лежит в основе депрессивного
восприятия мира. Невротик как бы закрывает глаза на позитивные стороны
окружающего мира и собственной жизни и видит лишь негативные. Эллис
проводит чёткую границу между теми эмоциями, которые он называет
“адекватными негативными эмоциями” (грусть, обида, страх, печаль, досада,
сожаление и гнев) и невротическими, депрессивными переживаниями. С его
точки зрения, люди естественно огорчаются в тех случаях, когда их планы или
намерения не сбываются, когда окружающие оценивают их ниже, чем следует,
когда они болеют или теряют близких людей. “Однако когда они обращают
(сознательно или бессознательно) свои желания или цели в безусловные
требования и приказы, начиная убеждать самих себя в том, что они должны,
просто обязаны в любых условиях и при любых обстоятельствах добиваться
успеха и удовлетворять все свои желания, то именно тогда они погружаются в
депрессию” – как пишет сам А. Эллис в одной из статей.

Ещё одна причина депрессии – это специфическое самоотношение, при котором
человек склонен сильнее наказывать себя за просчёты, чем хвалить за успехи,
или когда полученные им похвалы выглядят меньше, чем заслуженные. Само по
себе самонаказующее поведение может восприниматься как волевое,
мужественное или как воспитывающее характер, но для того, чтобы стремление
к самонаказанию стало переходом в невротическую депрессию, необходим
бессознательный (и иррациональный) переход от наблюдения, пожелания к
предписанию и оценке. Например: “Я вижу, как ужасно быть (низкорослым,
толстым, бедняком с высшим образованием, провинциалом)” и т.п.

Также люди впадают в депрессию, гнев или ярость в тех случаях, когда в их
жизни мало неожиданных радостей, удач и случайных успехов – и особенно
если, с их точки зрения, соседу или сопернику “везёт больше”. Дефицит
положительного подкрепления, если говорить в терминах бихевиоризма) создаёт
то напряжение, которое может разрядиться в любом отрицательном
эмоциональном состоянии. С точки зрения М. Селигмана и Л.Абрамсона, в
основе невроза может лежать предвидение грядущих неприятностей. При этом
имеется склонность приписывать негативным внешним событиям внутренние,
стабильные и глобальные причины, а всё же если происходит что-то хорошее,
то только случайно, и к тому же быстро проходит. Нереалистичные ожидания
грядущих катастроф особенно характерны для нашего нестабильного времени.

Подытоживая, можно отметить, что в рационально-эмоциональной терапии
депрессия и невроз рассматриваются как продукт следующих жизненных
установок:

1. У личности сложилась отрицательная самооценка наряду с убеждением, что
нельзя иметь серьёзных недостатков, иначе ты будешь ни на что не
годным, неуместным и неадекватным;
2. Человек пессимистически смотрит на своё окружение. Он абсолютно убеждён
в том, что оно должно быть значительно лучшим, а если не выходит – это
совершенно ужасно;
3. Будущее воспринимается в мрачном свете, неприятности неизбежны, а
невозможность стать более счастливым делает жизнь бессмысленной;
4. Низкий уровень самоодобрения и высокая склонность к самоосуждению
сочетаются с представлением о том, что личность обязана быть
совершенной и должна получать одобрение от других, а иначе она не
заслуживает хорошего отношения к себе и должна быть наказана;
5. Ожидание неприятностей предполагает их неизбежность и то, что человек
как-то обязан справляться с ними, а если этого не происходит, значит он
хуже всех.

Когнитивно-рациональное консультирование

Когнитивно-рациональный метод в психологическом консультировании имеет
своих поклонников. Хороший когнитивный консультант не только обучает
клиента навыкам рационального анализа собственных действий и лежащих в их
основе мнений и представлений о реальности, но и объясняет, что этот
процесс – не “рационализация” или “психологическая защита”.

Данный подход в психологическом консультировании опирается прежде всего
на силу сознательного разума, здравого смысла. Поэтому его эффективность
находится в зависимости от того, насколько эта сила у клиента значительна.
Необходимы навыки самонаблюдения (интроспекции), хорошо развитое логическое
мышление, склонность к абстрактному рассмотрению жизненных ситуаций. Этими
свойствами скорее обладает сам консультант, чем его клиент, у которого как
раз здесь возможны проблемы. Даже очень эффективный когнитивный консультант
мало поможет клиенту, который не любит думать и размышлять. Между прочим,
аутопсихотерапевтический потенциал когнитивно-рационального
консультирования весьма велик, особенно для тех людей, кто любит
анализировать свои мысли, чувства и поведение.

В когнитивно-рациональном консультировании работа с клиентом начинается с
попытки осознать автоматические мысли. Направив на них внимание, клиент
лучше представляет их содержание и последствия. Одна из техник, которые
широко применяются для этого в консультировании – “заполнение пробела”, при
котором человек учится улавливать последовательность внешних событий и
своих реакций на них. Осознание промежуточного, пропущенного звена
позволяет найти причину депрессивного состояния, робости или скованного
поведения (например), которые успели стать привычным фоном бытия. По мере
того, как клиент учится распознавать автоматические мысли и выявлять их
неадаптивную сущность, он относится к себе всё более объективно, понимая,
как в них происходит искажение реальности. Способность к объективному
рассмотрению автоматизмов Бек называет дистанцированием. Здоровые люди
обладают этой способностью отличать свои мысли и мнения, гипотезы и
предположения от реальных фактов и событий жизни, у невротиков она
нарушена. Кроме того, невротики часто имеют склонность относить к себе и
наделять личностным смыслом события, которые не имеют к ним причинного
отношения.

Техника, предназначенная для того, чтобы переубедить клиента в том, что
он является центром всех событий, называется децентрацией. Этот процесс
особенно успешно происходит в группах, где участники с удивлением
убеждаются в том, что, с одной стороны, их проблемы, казавшиеся им
уникальными, в достаточной степени типичны, а с другой что центром мировых
явлений считает себя почти каждый. Обретя способность проверять правдивость
своих мнений, достоверность и точность умозаключений (валидность), клиент
становится не только более реалистичным, но и более эффективным. Умение не
путать мнения с реальностью – важнейшая составляющая психического здоровья
и личностного благополучия. Когнитивно-рациональное консультирование ставит
своей основной задачей формирование прочного фундамента опыта и знания,
опираясь на который, человек может руководствоваться разумом и здравым
смыслом в решении проблем любой сложности, не отягощая своё сознание
навязчивыми невротическими мыслями и чувствами.

Личность, скованная иррациональными установками, постоянно находится в
плену отрицательных эмоций. Не в силах с ними совладать, она в своём
поведении может проявлять лишь беспомощную некомпетентность. Консультант,
работающего в соответствии с принципами когнитивно-рационального
консультирования, строит помощь таким людям в несколько этапов. Сначала
происходит работа над прояснением абсолютистской системы аксиом,
блокирующих деятельность, затем идёт обсуждение их как гипотетических,
вероятностных. Кроме того, подавленные глубокими страхами, депрессивные и
тревожные клиенты нуждаются в смене общей точки зрения на мир – им нужно
помочь овладеть принципом принятия вместо принципа долженствования.

Консультант может задать клиенту такие вопросы:

1. Почему Вы должны всё делать хорошо? Разве бизнес-партнёр (жена,
начальник, любовница…) сразу разочаруется в Вас, если Вы совершите ошибку?
Все люди время от времени ошибаются. Конечно, ошибки нужно исправлять, но
разве за них всегда и всех следует наказывать? Разве Ваши друзья и близкие
не умеют прощать?

2. Кто и когда сказал, что Вы должны получать одобрение каждого, в ком
заинтересованы? Разве Вы должны нравиться всем? А если Вы кому-то и не
нравитесь – разве это делает Вас плохим? Вспомните, ведь Вам нравятся
далеко не все люди, с которыми Вы встречаетесь. И они живут при этом
спокойно.

3. Предположим, Вы действительно посредственный, заурядный человек. Но
разве следует из этого, что Вы ещё и обязательно должны быть несчастным?
Быть может, Вы действительно не сделаете ничего выдающегося. А кто сказал,
что Вы обязаны быть незаурядным? Почему быть обычным человеком ужасно? В
мире миллионы таких людей, и большинство из них счастливы и довольны
жизнью?

Для того, чтобы распознавать свои иррациональные установки, в когнитивном
консультировании применяется процедура кларификации, или прояснения. Задача
кларификации состоит в разделении описаний и оценок, пожеланий и
предписаний, к прояснению тех логических связей, которые формируют причинно-
следственные отношения. Одним из самых простых способов считается –
продемонстрировать клиенту все "Если..., то...", которые содержатся в его
рассуждениях, а также поведенческие последствия таких оппозиций. Однако
бывает и так, что самый блестящий инсайт клиента в отношении своих
иррациональных мнений не приводит к отказу от них и тем более изменению
своего поведения.

Подытоживая, важно отметить, что когнитивно-рациональное консультирование
относится к инсайт-ориентированным видам. Инсайт в его рамках
рассматривается как процесс установления связей между событиями жизни и
психологическими реакциями. Инсайт направлен на раскрытие значения, которое
человек придаёт внешнему окружению и внутренним ощущениям.


Заключение

Позиции и технические приёмы А. Эллиса, автора рационально-эмоциональной
психотерапии, и А. Бека, автора когнитивной психотерапии, достаточно
близки. Рационально-эмоциональное консультирование отличается большей
структурированностью теоретических понятий и этапов последовательной работы
с клиентом.

Происходит эффект использования сознательного жизненного опыта. Акцент на
интерпретацию скрытого символического значения не делается.

Когнитивно-рациональное консультирование стремится достичь изменений в
структуре личности, в её регулятивной системе, так чтобы клиент чувствовал
соответствие с требованиями окружения и был в большей гармонии со своими
потребностями.


Список использованной литературы:

1. Н.Ф. Калина. “Когнитивная терапия: рассудок, разум, рациональность”//

Основы психотерапии. М, 1997.
2. Психотерапевтическая энциклопедия. П/р. Б.Д. Карвасарского. СПб, 1998.
3. Л. Хьелл, Д. Зиглер. Теории личности. СПб, 1999.
4. Ричард Нельсон-Джоунс. “Рационально-эмотивное бихевиористское
(поведенческое) консультирование” и “Когнитивное консультирование” //
Теория и практика консультирования. СПб, “Питер Пресс”, 2000.
5. А.П. Федоров. Когнитивная психотерапия. СПб, 1991.


-----------------------
[1] Н.Ф. Калина. Основы психотерапии. М, 1997.





Новинки рефератов ::

Реферат: "Золотой век" русской культуры (История)


Реферат: Краткий словарь переводческих терминов (Иностранные языки)


Реферат: Физическая культура и закаливание детей дошкольного возраста (Физкультура)


Реферат: Водоотведение поселка с мясокомбинатом (Технология)


Реферат: Государство: природа термина и его составляющие (Политология)


Реферат: Гидразид изоникотиновой кислоты, его производные и аналоги (Химия)


Реферат: Николай Второй (История)


Реферат: Основные принципы политической деятельности государя в концепции Макиавелли (Политология)


Реферат: Диагностирование финансового состояния предприятия (Менеджмент)


Реферат: Лекции по организации малого бизнеса (Предпринимательство)


Реферат: Свечение сопровождающее биологические реакции (Биология)


Реферат: Логика. Формальная или диалектическая? (Логика)


Реферат: Нравственное воспитание младших школьников на основе рассказов В.А. Осеевой (Педагогика)


Реферат: Битва за Москву в Великой Отечественной войне (История)


Реферат: Роль социального педагога в организации сотрудничества семьи и начального звена школы (Педагогика)


Реферат: Алгоритмы сортировки (Программирование)


Реферат: Euro (Деньги и кредит)


Реферат: Новые технологии в обучении иностранному языку (Педагогика)


Реферат: Архитектурные памятники Казанского Кремля (Туризм)


Реферат: Общество как социокультурная система (Социология)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист