GeoSELECT.ru



Религия / Реферат: Божественный порядок в семье (Религия)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Божественный порядок в семье (Религия)



Реферат по теме: «Христиаская семья»



Великая Александра

Дата выполнения 23.07.04 г.
Божественный порядок в семье.

Семья является наивысшим фактором в формировании человека. Она или
раскроет все заложенные в нем способности или же изуродует его, сделав ни к
чему не пригодным. Общество, пренебрегающее семьей, терпит непоправимый
ущерб, и, если это происходит в течение продолжительного времени, то рано
или поздно, такое общество вообще прекратит свое существование, как это уже
не раз случалось со многими древними цивилизациями. Семья была учреждена
самим Богом и, несомненно, Он и только Он располагает наилучшими
указаниями, касающимися устройства семейной жизни. Если мы придерживаемся
Божьих планов и уделяем Ему первое место в семье, то можно рассчитывать на
согласие и гармонию в жизни семьи. Если же Бог исключен из семьи, не
следует даже ожидать чего-то хорошего. История семей Макса Юлес и Джонатана
Эдвардс служит наглядной иллюстрацией такого контраста.
Макс Юлес, живший в штате Нью-Йорк, не верил в Бога. Женился он на
девушке с такими же убеждениями. Имя Бога не упоминалось в их семье.
Социологи провели внимательное исследование 1026 потомков этой семьи, и вот
результаты их труда: 300 человек умерли преждевременно; 100 человек
получили тюремные сроки и в среднем провели в заключении 13 лет каждый; 190
занимались проституцией и 100 были алкоголиками. Не имеется никаких
сведений о полезных вкладах в общество 1023-ю потомками Макса Юлес.
Джонатан Эдвардс, живший в том же штате и приблизительно в то же самое
время, был убежденным христианином. Он женился на девушке с такими же
убеждениями. Вместе они основали семью, центром которой был Бог.
Исследователями были изучены 729 потомков этого брака: 300 из них были
университетскими ректорами, 60 – авторами хороших книг и один стал вице-
президентом Соединенных Штатов Америки. Вклад, внесенный в общество 729-ю
потомками Джонатана Эдвардса неизмерим. Его семья является хорошим
примером библейского принципа (притчи 22:6): «Наставь юношу при начале пути
его; он не уклонится от него, когда и постареет».
Мы встречаем в жизни самые разные знаки, например: «Москва, 30 км»,
«Высокое напряжение, опасно для жизни», «Осторожно, дети!».
Для каждой ситуации, в которой можно предвидеть затруднение или
опасность, имеется соответствующий информационный или предупредительный
знак. Они имеют большое значение. Однако, знаки эффективны только в том
случае, если за ними есть авторитет.
Во Втор. 6:4-9 Моисей обращается к израильскому народу с такими
словами: «Слушай, Израиль: Господь, Бог наш, Господь един есть. И люби
Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всеми
силами твоими. И да будут слова сии, которые я заповедаю тебе сегодня, в
сердце твоем. И внушай их детям твоим и говори о них, сидя в доме твоем и
идя дорогою, и ложась и вставая. И навяжи их в знак на руку твою, и да
будут они повязкою над глазами твоими, и напиши их на косяках дома твоего
и на воротах твоих».
Что имеет в виду Моисей, наставляя богобоязненные емьи навязать Слова
Божьи в качестве знака, на руке и на лбу, а также написать их на косяках
дверей и на воротах? Руки символизируют дела человека. Моисей говорил, что
дела и успехи христианских семей должны быть знаками. Но знаками чего?
Того, что в них произошла внутренняя перемена, обуславливающая внешние
результаты добрых дел. Лоб человека символизирует его мысли, его склад ума.
Ну, а как же насчет косяков, дверей и ворот, что они собой представляют?
Они напоминают нам об ответственности христианских семей быть
последовательными свидетелями окружающему миру. Входя в наши дома, наблюдая
за нами там, где мы бываем, окружающие нас люди должны иметь возможность
прочесть наши знаки, гласящие: «Это христианская семья, любящая Господа и
служащая ему».
Но знаки могут быть обманчивыми. В христианской семье не должно быть
так, что внешние знаки говорят об одном, в то время как ваша внутренняя
жизнь свидетельствует совершенно о другом. Ребенок, который видит, что его
родители регулярно посещают церковь, и, одновременно ощущает недостаток
любви в жизни родителей и их неповиновение библейским принципам, будет
очень смущен. Смущение ребенка со временем превратится в сомнение и,
возможно даже приведет к отказу от веры родителей. Знаки должны
подкрепляться авторитетом. Должен быть очевидным авторитет богобоязненной
внутренней жизни, подтверждающий внешние знаки, такие как хождение в
церковь, чтение Библии и молитвы. Когда ребенок видит богобоязненность
внутри у родителей, в самых глубинах их жизни, это значит, что родители на
самом деле поступают по принципам Слова Божьего и тогда их жизнь и пример
окажут огромное влияние на жизнь ребенка.
В наши дни вопрос авторитета является одной из основных проблем. Очень
многие семьи постоянно ведут борьбу в этой области. Часто, полностью
отчаявшись, родители говорят: «Я ничего не могу добиться от своих детей.
Они не обращают на меня внимания, не уважают меня. Они не повинуются моим
словам. А то, что я говорю им, в одно ухо влетает, а в другое вылетает».
Пожалуй, что на сегодняшний день в семьях нет более насущной проблемы,
чем вопрос авторитета. Но и эта проблема разрешима. Мы видим ее разрешение
в Слове Божьем. Основа авторитета – это последовательное послушание Слову
Господню со стороны родителей. Ну а в случае неудачи – ведь родители тоже
не безгрешны – откровенное признание ее помогает укрепить в семье
авторитет родителей. Когда родители каются, сознают свою ошибку и
исправляют ее в присутствии своих детей – их авторитет утверждается. Это,
пожалуй, самое трудное требование, предъявляемое к родителям. Но родители
должны научиться выполнять его, иначе у их авторитета не будет прочного
основания. Бог повелевает детям повиноваться своим родителям, но родители
не могут рассчитывать на послушание, если их авторитет не имеет основания,
т.е. свидетельства угодной Богу жизни.
Один молодой человек вырос в замечательной христианской семье, но
вскоре встретился с очень сильными искушениями. Служа в армии, где поступки
и склад ума окружающих его были постоянными искушениями, он, до
определенной степени, начал подражать миру. Он начал делать то, что раньше
считал неправильным. Он чуть было не отказался от своего прошлого и от
полученного христианского воспитания. Но, как рассказывал он позже, одно
обстоятельство помогло ему сохранить устойчивость и удерживало от того,
чтобы зайти слишком далеко. Он никак не мог игнорировать факт, что его
родители любили Бога, любили друг друга и любили его. Это, свидетельствовал
он, в конечном итоге помогло ему обрести устойчивость и противостать
искушениям, которые на первых порах казались непреодолимыми.
Именно об этом говорит нам Библия. Семья, в которой родители на самом
деле откровенны, честны, не живут на показ и преданно следуют Слову
Божьему, – всегда будет семьей, в которой родители будут иметь авторитет.
Семья должна быть не местом драк, не местом ссора, не местом зависти,
не местом недовольства – она должна быть раем на земле.
Вопросы, касающиеся брака – это очень серьезные вопросы, потому что
если супруги несчастливы в браке, то они несчастливы вообще.
«… Хорошо управляющий домом своим, детей содержащий в послушании с
всякою честностью…» (1-е Тимофею 3:4).
Первая ступень любого брачного отношения – это почтение друг к другу.
Это первое условие того, как вернуть райский климат в свою семью.
Люди, которые почитают друг друга, никогда не повышают голос (ни
внутри, ни «снаружи»). Есть некоторые супруги, которые ничего не говорят
«снаружи», но внутри они «закипают». И не только «закипают» - внутри они
уже высказали все, что хотели
Совет второй.
«Также и вы, мужья благосклонно обращайтесь с женами…» (1-е Петра 3:7).
Что означает слово «благосклонно»? Оно означает «с пониманием». Мужья и
жены должны относиться друг к другу с пониманием, то есть ставить себя в
положение другого человека, своего супруга (своей супруги). Нужно стараться
постоянно понять его (ее) чувства, мотивы поведения, точку зрения. На все
должна быть причина. Вместо критики нужно постараться просто понять.
Брак – это попытка поставить себя на место другого, чтобы понять его.
Всегда нужно оставлять какую-то долю для ошибок, какую-то долю для
вероятности: а если вдруг я не прав, а если вдруг… И благодаря этой доле
вероятности можно застраховать себя от преждевременных ошибок. Но если вы
все-таки совершили ошибку, то всегда просите прощение первым. Всегда! Что
значит всегда? Это значит, что когда вы правы и когда не правы. О, как
часто в семье бывает наоборот! Жена говорит: «Это же он обидел меня, это же
он не прав, поэтому пусть он просит прощения» («Пусть она просит у меня
прощения» – думает муж). Однако, если вы имеет Божье благоразумие, то
знаете, что мир в семье значит большее, чем ваша правота. Лучше иметь мир в
семье, чем доказать свою правоту. Самое главное в браке – это иметь мир и
спокойно решать все возникающие проблемы.
«Также и вы, мужья, обращайтесь благоразумно с женами, как с
немощнейшим сосудом, оказывая им честь, как сонаследницам благодатной
жизни, дабы не было вам препятствия в молитвах…». (1-е Петра 3:7).
Бог говорит, что разногласие и непонимание в семье приносят препятствия
в молитвах. Что толку молиться, если вы заранее знаете, что у вас конфликт
в семье? Настолько важна семья для Бога, что даже наши молитвы не
принимаются им, если мы не выполняем Его волю относительно мира и любви в
семье.
«Мужья, любите своих жен, и не будьте к ним суровы...» (Колоссянам
3:19).
Суровость приходит в наше сердце и в наши отношения, когда есть
обвинение. Обвинение и подозрение – этот дела дьявола. Любовь не
подозревает и не обвиняет – любовь доверяет.
Помимо Бога, больше всего в этом мире жену (мужа) должен возбуждать,
волновать и радовать ее (его) супруг (супруга). Именно он (она)должен быть
источником самого большого его (ее) удовлетворения. Для некоторых этим
источником удовлетворения стала работа, для некоторых – телевизор, друзья
или футбол. Супруги должны больше общаться друг с другом, стремиться
развивать свои отношения, тогда вскоре они начнут получать больше радости
от общения.
Благополучный брак – это труд. Это труд! Супруги должны трудиться над
созданием счастливой семьи, она не станет счастливой сама по себе. Самым
большим источником их вдохновения должна быть семья.
Семья является основной ячейкой общества, и Бог придает ей особое
значение. Совместное чтение Библии, семейная молитва и поклонение Богу
самая важная часть семейной жизни, хотя в действительности ею чаще всего
пренебрегают. «О, где найти время для семейной молитвы?!». «Мы пытались, но
это такая скука!». «Не достаточно ли детям того, что они слышат в церкви?».
Это только немногие возражения из тех, которые можно услышать, когда встает
вопрос о семейной молитве. Некоторые, вероятно, никогда и не думали о
возможности иметь семейную молитву. Многие возражения, а порой немое
равнодушие, порождены простейшим незнанием, как провести это время.
Существуют семьи, которые осознают необходимость вместе провести время
вокруг Слова Божьего, но очень часто это выглядит приблизительно так:
После ужина каждый член семьи был занят чем-то своим. Мария, старшая
дочь, разложила на столе большой лист бумаги, пытаясь с учетом своего
размера составить выкройку. Время от времени она консультировалась с мамой,
гладившей белье. Юра, подросток двенадцати лет, читал книгу в соседней
комнате. Восьмилетний Витя и шестилетний Коля играли в «скорую помощь», а
самая младшая, трехлетняя Ирина, сосредоточенно раздевала свою куклу Катю.
Со двора зашел чем-то рассерженный папа. Это был единственный вечер в
неделе, который он мог провести в кругу семьи и папа хотел провести время с
пользой. Моя руки, он распорядился: «Дети, бросайте все. Живее, живее! Все
слышали? Идите в большую комнату, будем читать Библию!».
«Ну, вот еще», - подумала Мария, - «надо же, в такой момент!». Взяв на
руки Ирину, мама прошла в большую комнату. С недовольной миной на лице за
ней последовал Юра, последними прибежали Витя с Колей.
Папа листал страницы Библии, а потом медленно начал читать вторую главу
первой книги Паралипоменон. Скучным голосом он почти уже дочитывал главу, о
в это время Юра что-то шепнул Коле на ухо. «Юра, не вертись и наберись
терпения выслушать, мы читаем Библию!». По-прежнему монотонно глава семьи
продолжал чтение.
«А кто такой …. ?», - поинтересовался Витя, перебивая папу. «Помолчи,
пожалуйста! Дочитаем до конца, тогда будешь задавать вопросы», - сказал
папа.
Маленькая Ирина начала тихонько посапывать, уснув у мамы на руках. А
папа продолжал читать третью главу: «Сыновья Давида, родившиеся в Хевроне,
были: первенец Амном, от Ахиноамы израильтянки; второй – Далуия от Авигеи
Кармилитянки. Третий – Ависеалом, сын Махи, дочери Фалмая…».
Нет, не так должно проходить это время общения в семье. Часто в
христианской среде придерживаются мнения, что основная обязанность отца
заключается в том, чтобы обеспечить семью кровом и пищей, а также проявить
заботу и любовь и своим детям. Но отцы забывают, что духовное воспитание их
детей является такой же важной обязанностью. Очень легко переложить эту
обязанность духовного воспитания на жену или на церковь, но Божьим планом
предусмотрено совсем другое отношение:
«И вы, отцы, не раздражайте детей ваших, но воспитывайте их в учении с
наставлением Господнем» (Ефес 6:4).
Существенной помощью в воспитании их «в учении и наставлении Господнем»
является время совместного общения вокруг Библии.
Когда и как часто семья должна собираться для этого? Каждый день должно
быть выделено определенное время. Это не должно быть слишком долго, не
более 10-15 минут. Самым важным фактором является постоянств.
Большинство семей соглашаются, что наиболее подходящее дл этого время –
сразу же после ужина. Пусть физической пище последует духовная пища.
Каким должно быть содержание семейного общения? Самое главное в
семейном общении – Слово Божье, чтение из Библии. Молитва также должна быть
частью семейного общения и, желательно, пение.
Постоянное общение семьи вокруг Слова Божьего – очень важная часть
семейной жизни. Но Библия учит, что этого недостаточно. Христианское
воспитание не может быть ограничено короткими периодами семейного общения
вокруг Слова Божьего. Это только часть воспитания. То, как семья проводит
остальное время в течение дня, может оказать на детей даже большее влияние,
чем краткие минуты, проведенные в молитве и чтении Библии.
Когда ребенок видит Слово Божье в жизни своих родителей, он будет готов
слушать это Слово. Но когда дети слышат, но не видят реальности Христа в
жизни своих родителей, они приходят в замешательство и разочаровываются.
В Притч. 24:34 Соломон написал: «Мудростью устрояется дом и разумом
утверждается. И с умением внутренности его наполняются всяким драгоценным и
прекрасным имуществом». Автор предлагает нам заслуживающий внимания совет,
касающийся устройства дома. Хороший дом устрояется мудростью, сооружение
утверждается разумом, комнаты его наполняются знанием. Глаголы: устрояется,
утверждается, наполняются – относятся к словам, наводящим на мысль о
развитии, переменах.
Что требуется для того, чтобы устроить, утвердить и наполнить дом?
Мудрость, разум и знание. Но где отыскать их? В Притч. 2:6 написано: «Ибо
Господь дает мудрость; из уст его – знание и разум». Их невозможно
приобрести самостоятельно. Господь – источник всего, в чем семья нуждается
для постройки хорошего дома.
В послании к Ефесянам 5 главе апостол Павел дает нам образец общего
устройства брака. Ни один человек не может утверждать, что исследовал
учение Библии о браке, если он внимательно не изучил эту главу. Интересно
отметить, что три стиха этой главы относятся к женам и целых девять стихов
посвящено обязанностям мужей. В обращении к обеим сторонам представлено
основное предназначение каждого из них, а затем аналогия, поддерживающая
значение этого предназначения.
Павел пишет: «Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу. Основная
роль жен – это повиновение и аналогия, как к Господу». Как она откликнулась
бы на обращение к ней Господа, точно также жена-христианка должна
реагировать на обращения своего мужа. Апостол Павел добавляет: «Мужья,
любите своих жен, как и Христос возлюбил церковь и предал себя за нее…».
Основная роль мужей – это большая любовь к женам и аналогия «как и Христос
возлюбил церковь и предал себя за нее…». Обе роли в одинаковой степени
важны и обе относятся к нашим взаимоотношениям с Господом Иисусом Христом.

Богобоязненная жена спрашивает: «Господи, как я могу проявить свою
любовь к Тебе, исполняя предназначение, к которому я призвана?». Бог
отвечает: «Прояви ее в повиновении к своему мужу». Богобоязненный муж
задает вопрос: «Господи, как я могу быть мужем, который был бы угоден
Тебе?». Бог отвечает: «Твоя безграничная любовь к жене покажет Мне и миру,
насколько сильно ты любишь Меня».
Эти два принципа – повиновение и любовь, затрагивают очень
животрепещущие вопросы. Жена спрашивает себя: «Достаточно ли сильно я люблю
своего мужа, чтобы жить для него?». В свою очередь муж спрашивает:
«Достаточно ли сильно я люблю свою жену, чтобы умереть за нее?».
В Песнях Песней Соломон представляет описание взаимоотношений глубокой
любви между мужем и женой. Во второй главе этой книги, в обращении мужа к
своей жене, мы видим трогательную сцену нежной привязанности. Там написано:
«Голубица моя в ущелье скалы под кровом утеса! Покажи мне лицо твое, дай
мне услышать голос твой; потому что голос твой сладок и лицо твое приятно».
Но потом любящий муж высказывает слова предупреждения: «Ловите нам лисиц,
которые портят виноградники» или «остановите термитов, разрушающих наш
брак…».
Ежегодно термитами разрушается гораздо больше домов, чем пожарами.
Термиты годами могут быть необнаруженными, до тех пор, пока дом не начнет
разваливаться, потому что он изъеден изнутри. Библия предупреждает нас об
этих вредителях, которые могут разрушить брак изнутри.
Один из разновидностей термитов – «беспорядок». Во многих семьях
наблюдается неразбериха, путаница, мужья уверенны, в чем заключается их
роль; жены не могут определить свои обязанности; детям непонятно их место в
семье.
Кто может быть проводником, и кто может указать направление в семейной
жизни? У мира одни идеалы; традиции говорят о чем-то другом; у наших друзей
очень противоречивые представления о том, какой должна быть семья.
Существует ли авторитет, которому мы можем доверяться, который может
ответить на наши вопросы? Как определить правильное направление для наших
семей?
Божий проект семейной жизни мы находим в пос. к Ефес. 5 и 6 главе: 1-е
пос. Петр. 3 главе и пос. 3 главе. Мы можем также изучать примеры Ветхого
Завета о благополучных и неблагополучных семьях. Семья, читающая и
изучающая Слово Божье, ограждена от термитов беспорядка.
Есть еще один вредитель, грозящий благополучию семьи, который можно
назвать «чрезмерной занятостью». Современные христианские семьи разорваны;
они в плену разнообразных обязанностей: школа, работа, церковь, ну и,
конечно же, семья. Но что же самое важное? Библия дает нам ясное
представление об очередности; она говорит нам, что в семейной жизни самое
важное, а также о том, как и в какой последовательности, установить
правильную очередность.
На первом мест должно быть личное общение человека с Богом, оно
является наиболее важным и требует постоянного внимания. Второе – это
семья. После личных взаимоотношений с Богом на очереди семья человека.
Воспитывать христианскую семью – это действительно поклонение Богу.
Вырастить семью – это наивысшее духовное смирение.
Третьей по порядку для христианина является работа. К ней относится
работа, которую человек исполняет, зарабатывая на жизнь; это касается также
и труда для Господа, труда в церкви. Помните наставление Павла слушателям?
Они не могла заниматься церковным трудом, если не умели позаботиться о
своей собственной семье. Вначале семья, а затем труд. Это порядок,
установленный Богом.
Божья сила не может литься при отсутствии божественного порядка в доме.
Все , что делает Бог, есть благо, и все, что он делает, отражает Его
совершенное и упорядоченное мышление. Его пути и Его мысли не являются
беспорядочными и разбросанными; они имеют определенную цель и смысл.
Поэтому, когда Он поместил на земле больше, чем одного человека, Он
утвердит цепь подчинения, чтобы избежать беспорядка и всяких злых дел.
Библия говорит, что Он дал народам правительства (1 Петра 2:13,14) и
утвердил уровни власти в семье. Он ввел эти уровни власти, чтобы уберечь
нас от хаоса и зла, так же как и полицейские заботятся о сохранении порядка
на улицах города.
Когда соблюдается принцип власти и подчинения, он предоставляет нам
возможность жить свободно и безопасно.
В духовном плане мы все равны. В естественном плане, в свою очередь,
Бог создал командную цепь в правительстве (Римлянам 13:1-6), во вселенской
церкви (Ефесянам 4:11,12), в поместной церкви (Евреям 13:7,12) и в семье (1
Коринфянам 11:3). В мудрости Своей Бог сделал это, чтобы сохранялся порядок
и были обеспечены защита и безопасность.
В первой половине послания к Ефесянам, например, ведется глубокая
дискуссия на тему нашего положения во Христе, где устанавливается, что мы
все равны перед Богом. Вторая часть книги указывает на то, что должен
действовать принцип подчинения и власти во всех видах взаимоотношений,
начиная от взаимоотношений правительства и граждан и кончая
взаимоотношениями мужа и жены. Этот принцип предназначен не для того, чтобы
один человек порабощал другого, а для того, чтобы обеспечить порядок и
защиту во всех уровнях общества.
Бог утвердил уровни власти и в семье. Мужчина был Богом сотворен
первым, затем у мужчины была взята женщина, и дети, включая мальчиков,
родились у женщин (1 Коринфянам 11:11,12). Мальчик изначально познает
принцип власти, подчиняясь власти своей матери. То, как мальчик научится
относиться к своей матери, будет определять то, как он будет обращаться со
своей женой.
Очень важно, чтобы мать учила своего сына быть джентльменом, чтобы он,
когда станет достаточно взрослым, не начал злоупотреблять своей силой. Она
должна научить его разумно направлять свою энергию и силу и уважать свою
мать. Тогда он будет уважать всех женщин.
Она учит его тому, что зрелая женщина желает видеть в мужчине не просто
развитую мускулатуру, дорогой автомобиль или высокое положение в обществе.
Все эти вещи являются благословением и не приносят вреда, но они не стоят
на первом месте в списке ее приоритетов! Она желает видеть в мужчине, в
первую очередь, джентльмена.
Она хочет видеть в мужчине того, кто откроет перед ней двери,
пододвинет ей стул, и будет обращаться с ней, как с сокровищем, которым она
в действительности является. Так как Бог потратил больше времени на ее
создание и сделал это совершенно иным образом, она желает иметь мужа,
который понимает ее уникальность.
Мальчик должен учиться также на примере своего отца. Он может играть с
отцом в спортивные игры. Сын знает, что папа может поднять любого и
перебросить через улицу, если в этом есть необходимость. Но когда отец
приходит домой, он бывает нежным и любящим, готовым в любую минуту защитить
ее.
Этот же принцип действует в плане интеллектуальной силы. Его отец,
возможно, очень высоко образован и одарен. Сын видит, что вместо того,
чтобы по любому поводу критиковать мать, отец использует свой ум, чтобы
угодить матери, чтобы ободрить ее, помочь ей в решении проблем и
развеселить ее.
Мальчик видит, что сила, как физическая, так и интеллектуальная,
используется не только для того, чтобы материально обеспечить семью, но и
для того, чтобы защищать и любить ее. Он наблюдает, как тает сердце отца от
одного или двух слов матери! Он начинает осознавать силу женщины над
мужчиной, которую Бог дал ей, и уважать свою мать за ее мудрость, так как
она использует эту силу только на благо отца. Самое главное – он видит
великую любовь, которая связывает его родителей.
Точно так же, как сын учится у отца и матери тому, как надо любить
свою жену, дочь учится тому, как повиноваться своему мужу. Видя, что мать с
уважением и почтением отвечает на любовь отца, она будет с радостью думать
о своем будущем замужестве. Она может узнать о том, что она имеет власть
над своим будущим мужем, научиться тому, как избегать злоупотребления ею.
Так как она видела, как самоотверженно и бескорыстно отец любит ее
мать, она не будет бегать за молодыми мужчинами или вести себя распутно.
Одним из основных симптомов отступления от нормы во взаимоотношениях между
мужчиной и женщиной в обществе является то, что женщины добиваются мужчин.
Обычно этого не происходит, если девочка видит, что отец является
инициатором в любви, защите и обеспечении. Она тогда не стремится найти
мужчину и «поймать его на крючок», а спокойно ждет, когда Бог приведет в ее
жизнь назначенного ей человека. Инстинктивно она осознает, что это такой
мужчина, которого надо добиваться, ничего не стоит!
Дом является учебным классом и лабораторией, где дети вырастают и
становятся благополучными или неблагополучными мужьями и женами. Когда
мальчик видит, что его отец издевается над матерью, словесно или физически,
и слышит слова : «Никогда не доверяй женщине!» , он перенимает от отца
чувство неуверенности и смущения. И тогда, если только Иисус Христос не
излечит его жизнь, он станет блудником в старших классах, а потом и на
работе. Он будет обманывать свою жену, если вообще женится, и наверняка
будет так же грубо обращаться с ней.
Если Иисус Христос не изменит девочку, которая росла, наблюдая за тем,
как её мама держала отца «под каблуком» и манипулировала им, она будет
вести себя по отношению к своему мужу точно так же. Она не будет знать ни
одного мирного дня за все годы замужества и, наверное, будет замужем не
один раз – или откажется от самой идеи брака, пройдя серию «свободных
взаимоотношений».
Мы тратим слишком много времени и денег, покупая нашим детям вещи, и
часто забываем о самом ценном подарке, который можем сделать своим детям,
- о каждодневном примере благочестивого брака. И тогда, когда ваш ребёнок
найдёт себе супруга и уйдёт из родительского дома, вы можете быть спокойны
и уверены в том, что их брак будет тоже удачным.
Божественный порядок, который Бог утвердил в доме, начинается с
взаимоотношений между мужем и женой, где муж является главой, а жена -
равноправным партнёром, но вторым в цепи власти. Тогда дети естественно
осваивают принцип власти и подчинения, глядя на своих родителей. Если
ребёнок не научится повиноваться родителям, он никогда не поймёт, что
значит быть руководителем.
«Итак смиритесь под крепкую руку Божию, да вознесёт вас в своё время»
(1 Петра 5:6).
Лучшими руководителями становятся те, кто были самыми смиренными
последователями. Дети учатся смирению, когда их наставляют родители, власти
которых они послушно подчиняются.
Если дети видят несогласие между родителями, они попытаются это
использовать, чтобы добиться своего. Например, ребёнок идёт к матери и
просит дать ему печенье, но мама говорит: «Нет, мы скоро будем ужинать».
Тогда ребёнок идёт к отцу с той же просьбой, и папа говорит: «Можешь
взять».
Несколько минут спустя мама видит, что ребёнок во дворе ест печенье, и
когда она спрашивает, почему он это сделал, в ответ звучит: «Мне папа
разрешил». Наступило время отцу созвать семейный совет! Он говорит: «Дети,
вы не должны стравливать маму и папу. И я меняю своё решение на «нет»,
потому что мама сказала «нет» вначале.
Этот пример показывает, что муж как глава семьи взял на себя
ответственность за возникшую ситуацию, он посчитался с мнением жены и
принял решение согласиться с ней. Если, однако, он решил отклонить «нет»
своей жены, что следует делать ей?
Если он не нарушает заповеди Божьего Слова и не толкает детей на грех,
жена должна повиноваться его решению. Её повиновение и прощение позволяет
Святому Духу начать работать в нём. Святой Дух знает, как изменить человека
даже тогда, когда с человеческой точки зрения всё выглядит довольно
безнадёжно! Более того, она показывает своим детям, как поступать, когда
кто-то относится к вам несправедливо, но в то же время не нарушает Божьего
Слова, что, в свою очередь, давало бы вам право на протест и непослушание.
Если муж нарушает Божье Слово, она должна сказать: «Дорогой, я люблю
тебя и считаю тебя очень хорошим человеком, но Библия говорит, что так
делать нельзя». «Дорогой» может на это немного рассердиться, но так как
отношение жены как к нему, так и к Богу остаётся почтительным, это послужит
ему стимулом к тому, чтобы в следующий раз внимательнее прислушиваться к
голосу Святого Духа.
Где существует Божий порядок, там есть Божья сила.
Если супруги не согласны друг с другом или близки к тому, чтобы начать
довольно «пылкую дискуссию», более разумным будет уйти в уединённое место.
Однако если спор произошёл на глазах у детей, обязательно нужно сделать
так, чтобы они увидели, что супруги разрешили конфликт в любви и
прощении.
Даже в тех случаях, когда муж и жена не могут найти согласия по
определённому вопросу, дети должны видеть, что можно быть несогласным и при
этом оставаться приветливым. (Больше плоти должно пойти на крест!) Это учит
их библейскому пути разрешения конфликтов и несогласия в их жизни, а также
помогает им в дальнейшем не бояться конфликтов и проблем в их взрослой
жизни.
Где существует Божий порядок, там есть уверенность и спокойствие.
Когда дети знают, что родители едины во всём, что папа – командир. А
мама –его главный советник, мир царит в доме. Но такой мир невозможен,
когда мать не повинуется отцу, когда она узурпирует власть, данную её мужу,
дети будут поступать так же и с ней. Многие проблемы с молодыми людьми
берут своё начало в семье, где мать не уважает отца.
Даже тогда, когда отец не любит мать так, как повелевает Писание, в
доме сохранится безопасность, которую обеспечивает Божий порядок, если мать
будет повиноваться мужу и уважать его. (1 коринфянам 7:14). Для жены это
будет нелегко, но в трудное время Бог всегда даёт свою благодать и силу!
Как часто мы слышим слова родителей: «Я так хочу, чтобы мой ребёнок жил
в лучшем мире». Истина заключается в том, что мы никогда не сможем изменить
этот мир к лучшему. Иисус сказал, что всё в мире будет становиться всё хуже
и хуже (Матфея 24:4-8). Однако мы можем лучше воспитать наших детей для
жизни в этом мире и дать им возможность жить в доме, где царит Божий
порядок.



Литература:

1. «Одна плоть» Боб Яндиан
2. «Райский климат в семье» Сандей Аделадж
3. «Библейские принципы совместной жизни» Я.Н. Пейсти



Реферат на тему: Борьба с ведомством в средневековой Европе и в России


БОРЬБА С ВЕДОВСТВОМ В


СРЕДНЕВЕКОВОЙ ЕВРОПЕ И В РОССИИ



Работа по курсу “Русский мир в контексте мировых цивилизаций” студентки II
курса ФИЯ Вернословой Н.С.



25. 05. 1998
«В наше время, когда вечер мира клонится к полному закату, старое
зло, не прекращавшее ни на одну минуту, в силу неиссякаемого вреда
своего падения, насылать на мир полную яда заразную чуму, особенно
отвратительным образом проявляет себя, так как в своем великом гневе
чувствует, что в его распоряжении осталось мало времени...»
(Шпренгер, Инсисторис «Молот ведьм»)


Эта работа посвящена анализу причин преследования ведьм на Западе и в
России. Какие факторы повлияли на формирование беспрецедентной по своим
масштабам и бессмысленной по своей жестокости борьбы с ведьмами в Западной
и Центральной Европе? Почему мы не можем говорить о столь глобальном
искоренении ведовства в России? Было ли оно вообще в России? Все эти
вопросы уводят нас в глубокое прошлое, в мир средневековья, к образованию
института инквизиции в Европе, к крещению Руси.
Массовая охота на ведьм, распространившаяся в Западной и Центральной
Европе в XV-XVII вв., давно привлекает внимание исследователей. Ныне, в
связи с возрастающим у историков интересом к социальной психологии и
мировоззрению простого человека, эта проблема становится особенно
актуальной.
При объяснении сложных феноменов массовой психической жизни прошлого
историки стоят перед трудностями, которые подчас кажутся непреодолимыми.
Одна из трудностей состоит в том, что подъем демонологии и демономании
приходится на период позднего Возрождения, барокко и начало Просвещения.
Естественно возникает вопрос: как сочетались культурные явления, радикально
обновившие духовную жизнь Европы, с предельным обострением суеверий и
мракобесия? Этот парадокс нуждается в объективном, всесторонне взвешенном
анализе.
Точка зрения на то, что гонения на ведьм - пережиток «темного
Средневековья» - несостоятельна перед лицом фактов: среди демонологов мы
находим не одних только «темных людей», но и гуманистически образованных
философов и писателей.
Чтобы лучше понять это явление, необходимо заглянуть в раннее
Средневековье, посмотреть, как складывались представления о нечистой силе в
то время, как возник и действовал институт инквизиции.
Эпоха Средневековья была проникнута своеобразным сочетанием христианских
учений о едином Боге с языческим пантеизмом. Именно с этими вкраплениями
язычества и вела борьбу католическая церковь. Вопросы веры, вопросы о Боге,
об источнике грехов и пороков, о путях спасения души были самыми важными в
духовной жизни людей того времени. Бог присутствовал в повседневной жизни,
во всех делах человека, в конце концов, став частью реальной жизни, но все
же достаточно абстрактной и далекой для него. Иконы, мощи святых, распятия
имели ту же функцию защиты от зла, что и языческие идолы и амулеты. Зло в
христианском мире было чинимо сатаной - противником и самым страшным врагом
Бога, искушавшим и вводившим во грех людей.
В представлении средневекового человека у сатаны была целая армия, в
которую входили все вероотступники. Наравне с падшими ангелами армию
дьявола составляли языческие божества, превратившиеся в процессе развития
христианства в презренных и коварных демонов. Греко-римские божества, как
и слово «даймон», некогда обозначавшее «божество», были низведены
торжествовавшим христианством с божественного пьедестала и низринуты в
пучину дьявольской преисподней.
Будучи всезнайкой и всесторонним искусником, обладающий ключами от всех
замков и тайнами от всех ремесел, дьявол все свое внимание и все свои
необыкновенные способности сосредотачивает на том, чтобы как можно больше
вредить человечеству, как можно глубже подорвать власть бога над людьми и
подчинить их своей сатанинской воле. Нравственное зло имеет своим
источником дьявола и его помощников: они насаждают язычество и заставляют
язычников смотреть на них как на божество. Они враги христианской веры,
толкают людей на ереси и язычество. Дьявол является созидателем всякого
церковного раскола и ереси.
Собор 306 г. в Эльвире самым суровым образом осудил колдовство ввиду
того, что оно возможно лишь в силу возврата человека к
идолопоклонничеству.
Еще в VIII в. светское законодательство проводит резкую грань между
«колдовством» и «языческим безумием». Колдун - реальность, он несет с собой
реальный вред ближнему и подлежит как вредитель суровому наказанию;
разнообразные действия, которыми наделялись некоторые женщины (способность
летать, пить кровь у живых людей) признавались бредом одураченных дьяволом
отдельных безумцев, которые за насилие над мнимыми преступниками сами
подлежали ответу перед законом.
До IX в. светское законодательство упорно ставило ударение на вреде,
учиняемом колдунами, и в меру этого вреда устанавливало для колдунов то или
иное наказание. С момента же ослабления светской власти и усиления
церковной начинается выпячивание религиозного характера преступления
колдуна. Его ждет наказание не только за то, что он учинил ущерб людям, но
и за то, что он совершил богохульство, впал во власть демона, преклонился
перед силой языческого начала; и степень наказания, определяемая светским
судом, соответствовала все более и более величине греха, а не преступления:
убийство, совершенное без специфической примеси колдовства, могло быть
наказано менее сурово, чем гадание или заговаривание, в которых ярко
сказывались элементы дьявольского наваждения. Это имело роковые
последствия.
Церковь не только все более и более стала выпячивать греховный характер
колдовского преступления, но и санкционировала, расширяла и углубляла
народное безумие, связанное с представлениями о летающих стригах (женщинах,
летающих по ночам), пожиравших живых людей вампирах и живших половой жизнью
с дьяволом женщинах, способных оборачиваться в самых разнообразных
животных. Рассуждая подобным образом, церковь сделала шаг в сторону
народного безумия и усвоила его наиболее характерные черты.
Народная фантазия обогащается «учеными» измышлениями, схоластическими
ухищрениями и языческой мифологией. Богословская мысль питается народными
суевериями и, в свою очередь, сеет в народе фанатизм, безумие и ужас. "Как
из рога изобилия, льются на обезумевшее человечество комментарии к «великим
учителям», рассказы о небывалых и неслыханных дерзостях и злодеяниях
дьявола" (1). Монахи изощряли все свои способности, чтобы изобразить самый
фантастический подвиг ставшего героем целой эпохи дьявола.
Ученый характер литературы о проделках дьявола исключал возможность
колебаний насчет реальности существования демонов со стороны необразованной
массы, которая все более и более охватывалась паникой перед грозной и
таинственной силой нечистого. Эта паника ввергала многих в тяжелые формы
психических болезней, и люди верили в то, что они действительно околдованы
злым духом, и в то, что они, благодаря дьявольскому содействию, могут
других околдовать и превратить их в орудие своей воли. Так общество в XII
в. шло навстречу большой катастрофе.
В связи с расширением сферы действий дьявола страх перед ним быстро
увеличивался и его всемогущество начинало угрожать самому Богу. Ничто в
этом новом, ужасающем демоне теперь не напоминает нам того когда-то
забавного черта, над уродством которого можно было посмеяться. Возможность
столкновения подобных двух сил с трудностью предвидения, на чьей стороне
окажется победа, пугает многих верующих. И даже авторитетные представители
церкви говорят о неограниченном всемогуществе дьявола.
Всякое новшество, всякая смелая мысль, все, что уклонялось даже в очень
незначительной степени от привычного мышления и повседневной жизни,
вызывало представление о вмешательстве дьявола, о его персте.
У одного священника, рассказывает писатель-монах начала XIII в. Цезарий
Гейстербахский, был очень приятный голос, и его друзья постоянно
наслаждались его пением. Однажды услышал его пение какой-то монах и тотчас
заявил, что подобный голос не свойственен человеку и что он принадлежит
дьяволу. В присутствии всех поклонников певца монах стал изгонять дьявола
из тела несчастного, и певец переживал тяжкие минуты, когда его тело
покидал дьявол (10).
Так, церковь, всячески распространяя бредни о дьяволе, запуталась в
собственных противоречиях и сама начала бояться дьявольского наваждения.
Созданный церковью дьявол ее же стараниями принял всеобъемлющий характер и
всепроникающий образ, и теперь для борьбы с ним требовалась неимоверная
энергия, необычайное напряжение. Мечом и огнем должен быть уничтожен враг
рода человеческого.
Мы подошли к мрачной и кровавой теме, оставившей нам представление о
средневековье как о зловещем периоде бессмысленных казней, беззакония и
безумств. Речь пойдет об инквизиции, феномене до сих пор недостаточно
изученном.
Почти не разработана научная периодизация деятельности инквизиции,
отсутствует цельная картина массовых еретических движений средневековья,
против которых был в первую очередь направлен террор инквизиции. Существуют
самые различные мнения о том, что, собственно говоря, следует понимать под
инквизицией и каковы ее хронологические рамки.
Если под инквизицией понимать осуждение и преследование господствующей
церковью инакомыслящих, то хронологические рамки инквизиции следует
расширить на всю историю христианской церкви - от ее возникновения по
настоящее время.
Если же инквизицию понимать в более узком смысле, подразумевая под этим
термином деятельность особых трибуналов католической церкви, преследовавших
еретиков, то ее рамки суживаются от возникновения этих трибуналов в XII-
XIII вв. до их повсеместной отмены в первой половине XIX в. Но и после
этого в системе папской курии в Ватикане вплоть до 1866 г. существовала
конгрегация инквизиции - «священная канцелярия».
Инквизиция не возникла на «пустом месте». Созданию «священных
трибуналов» предшествовала многовековая борьба правящих кругов церкви с
ересью, в процессе которой вырабатывалось также и богословское обоснование
необходимости применения к еретикам различных видов и форм насилия, вплоть
до их физического истребления. Это была нелегкая задача, ибо теологам для
оправдания инквизиции пришлось совершить подмену основного принципа
христианства, превратив ее из религии любви в «религию ненависти». На такую
трансформацию ушли столетия.
Что же все-таки представляет собой инквизиция? Учрежденный папой
Григорием IX между 1231-1233 гг. особый суд, возглавляемый монахами-
доминиканцами, наделенный полномочиями разбираться с очень специфической
сферой преступлений - преступлениями против веры - был фактически создан
для более эффективной борьбы с ересью. Инквизиция, как любой институт,
имела свой чиновничий аппарат, с помощью которого инквизиторы вели суд,
свою армию доносчиков, «поставлявших» все новых и новых еретиков за
приличное вознаграждение, своих советников, присутствовавших при допросе.
Роль советников на допросе была чистой формальностью, поскольку решающее
слово оставалось за инквизитором, который к тому же имел право и не
прислушиваться к мнению советника. На допросе также должен был
присутствовать епископ.
Еретики по существовавшей классификации делились "на условных,
объявленных и заведомых" (14) в зависимости от степени тяжести подозрения.
Паутина плелась очень хитро, и иногда проще было признаться в ереси, чем
защищать свою невиновность.
Итак, инквизиция должна была вырвать из Европы жало ереси. Но есть ли
колдовство ересь? Ведь ересь характеризуется, во-первых, ошибкой в
мышлении, во-вторых, упорством в этой ошибке. Но ведь колдун, веря в
дьявола, не совершает ошибки в мышлении, ибо дьявол действительно
существует, и упорство колдуна не может быть еретическим, так как он
упорствует не в ошибке, а в том, что фактически подтверждено церковью и
всеми ее авторитетами. Казалось, что все виды колдовства, которые так
трудно подогнать под ересь, остаются вне сферы компетенции инквизиционных
судов.
Однако постепенно мысль о тесной связи между колдовством и ересью
начинает проникать в церковную среду, и все настойчиво выдвигают
необходимость включить колдовство в сферу деятельности инквизиции и
отождествить колдунов с еретиками, в частности с катарами и вальденцами,
представляющими серьезную опасность католической церкви.
Уже в первой половине XIII в. против катаров и вальденцев, жестоко
преследуемых и потому, естественно, совершающих свои религиозные обряды
тайком, по ночам, в подполье, было выдвинуто обвинение в устройстве
«синагоги сатаны». Появление сатаны, который прибывал в синагогу для вящего
посрамления истинной веры, дает повод стремиться в эту синагогу и
колдунам, чтобы там вместе с катарами выражать свои чувства дьяволу и
получить от него те или иные указания относительно колдовства. Такие
собрания не могут не сблизить всех поклонников дьявола и не сплотить их в
почти однородную еретическую массу. Так как катары представляли собой
еретиков, то и колдуны не могут не быть еретиками, подлежащим ведению
инквизиции. Они в большей степени грешники, чем преступники; они не должны
пользоваться «льготами» светских и епископальных судов. Сближение колдунов
с катарами, сделанное церковниками в интересах распространения на первых
жестоких норм инквизиционного судопроизводства, вело к тому, что из
индивидуального преступления колдовство превратилось как бы в коллективное,
и возникла мысль о колдовской секте, члены которой, собравшись группой,
совершают общий акт поклонения дьяволу. Разумеется, групповое, сектантское
преступление приобретает в глазах церкви более тяжкую форму, чем
индивидуальное, и с конца XIII в. каждый разоблаченный колдун влечет за
собой розыски его сообщников. Начинаются массовые казни и открытие целых
гнезд колдунов.
Суд над еретиками проходил следующим образом: инквизитор или викарий
неожиданно врывались в толпу народа, призывая всех, заподозренных в ереси
или чувствующих ее в себе, покаяться и получить прощение. На этом
заканчивалась общая часть инквизиционного суда (14).
Когда спектакль с помилованием завершался, всех задержанных вызывали
повесткой в суд, на котором инквизитор был полновластным судьей,
обвинителем и присяжным. Эта процедура не была публичной, для суда
достаточно было двух свидетелей, и обычно известными становились только
общие пункты обвинений. Имена свидетелей, чье присутствие на суде вызывает
сомнения, хранились также в тайне.
Подозреваемому не разрешалось приглашать адвоката. Суд мог тянуться
годы, в течение которых подозреваемый чах в темнице. Но для обвиненных в
ведовстве темница была еще достаточно счастливым исходом.
Наиболее эффективным средством вырвать признание у обвиняемого были
пытки. Если проводить пытку повторно запрещалось, то ее можно было
растягивать. Палач тщательно осматривал тело ведьмы в поисках «ведовской
печати», за которую сходило любое родимое пятно, любое пятнышко на коже.
Наличие «ведовской печати» считалось железным доказательством виновности.
Палач начинал свой «богоугодный» труд с умеренных - «человеческих» - пыток,
переходя по мере надобности к более рафинированным, утонченным,
бесчеловечным. Наиболее часто практиковавшееся пыточное средство -
связывание рук обвиняемого за спиной и подвешивание за руки; к ногам
привешивали груз, вес которого в случае запирательства увеличивали.
Применялись и иные виды пыток.
Наряду с пыткой, которая должна была заставить жертву процесса признаться
в связи с дьяволом, применялись и другие процедуры установления ее
ведьмовской природы. Например, применялось «испытание слезами»,
заключавшееся в том, что обвиняемой читали отрывок из Библии, и если она не
плакала, то считалась виновной. Подсудимую взвешивали на весах, так как
вера в способность ведьм летать предполагала наличие у них меньшего веса,
чем у честных людей. Весьма распространено было испытание водой: связанную
по рукам и ногам женщину бросали в воду, и если она не тонула, то это
означало, что чистая стихия не принимает ведьму. Наконец, существовали
«специалисты», которые якобы могли отделить ведьм от остальных по внешнему
виду. Такой случай имел место в 1644 г. в Дижонском диоцезе, где "некий
сумасшедший ходил по деревням и с разрешения властей осматривал собранных
для проверки крестьян; обвиненные им в колдовстве были подвергнуты
испытаниям, и часть их была сожжена" (6).
C самого начала процесса в центре внимания судей оказывались не
«малефики» (зловредители), а условия, которые с их точки зрения, только и
могли сделать эффективными магические действия. Судьи уже заранее
располагали развернутым перечнем вопросов, которые они задавали обвиняемым,
добиваясь признания в том, что колдовские акты они осуществляли при
содействии нечистой силы. Их внимание было всецело сосредоточено на
договоре с дьяволом и на обстоятельствах, при которых он был заключен,
посещении обвиняемыми шабаша и его описании, а также на выяснении того, кто
еще в шабаше участвовал.
Неизбежным и вполне объяснимым следствием предъявления такого рода
обвинения было запирательство жертв процесса, которые отрицали связь с
нечистой силой. Однако судьи проявляли в этих случаях исключительное
упорство, во что бы то ни стало, добиваясь нужных им признаний, чаще всего
благодаря пытке.
Запуганные и сбитые с толку жертвы преследований, преимущественно
неграмотные и изолированные от своей среды, подвергаясь изощренному
умственному давлению ученых-юристов, которые руководствовались заранее
подготовленной системой вопросов, нередко заимствованных из признаний,
исторгнутых на более ранних процессах, как правило, не могли им
противостоять.
Возникает естественный вопрос: почему религиозные и юридически
образованные люди, превосходно понимавшие, что применение физических мук
может исторгнуть у жертв любые, и в том числе самые фантастические,
признания, тем не менее, видели в пытке вполне приемлемое и неизбежное
орудие судебного разбирательства при обвинениях в ведовстве?
Прежде всего, сношения с нечистой силой и служение ей рассматривалось
как исключительно серьезное преступление и здесь никакие ограничения в
отношении применения пытки не имели силы.
Но существовало и другое обоснование необходимости прибегнуть к пытке
над предполагаемой ведьмой. Обратим внимание на то, что упорное отрицание
обвиняемой ее связи с дьяволом только усиливало подозрения судей, мало
этого, служило в их глазах доказательством существования подобной связи, и
пытка возобновлялась и усиливалась. Дело в том, что лицо, которое
подозревали в сношениях с нечистой силой, рассматривалось как одержимое ею,
следовательно, возникала необходимость изгнать вселившихся в него бесов,
применяя самые жестокие меры. Пытка направлена, собственно не против
обвиняемой, а против засевшего в ней беса. Истязающие «ведьму» судьи, мнят
себя ее защитниками и прилагают усилия к тому, чтобы спасти ее из лап
Сатаны. Пока он обитает в человеческой оболочке, он препятствует своей
жертве сделать нужные судьям признания.
Если у мужчин, обвиненных в колдовстве, были ничтожные шансы на
спасение, то у женщин таких шансов вовсе не было. Женщину, «сосуд
нечестивый», «врата адовы», считали более падкой на всякого рода соблазны,
поэтому более открытой дьявольским искушениям. Обвиненную в колдовстве
женщину, попавшую в адскую машину инквизиции, никто и ничто не могло
спасти. Разница в казни заключалась лишь в том, что раскаявшуюся и давшую
показания ведьму сперва обезглавливали или душили, а потом сжигали, а
«упорствующую» просто сжигали живьем или предварительно калечили. При казни
присутствовало огромное количество народа.
Публичная казнь была своеобразным зрелищем, мрачным представлением,
символизирующим торжество Бога над сатаной. Зрелище живьем сжигаемых людей
стало чем-то заурядным. Для жителей города и деревни это зрелище сделалось
и обязательным и притягательным, своего рода праздником. "Процедуре
расправы над ведьмой придавался подчеркнуто публичный и торжественный
характер, она явно была рассчитана на то, чтобы произвести максимум
психологического воздействия на коллектив, члена которого подвергли
ритуальному уничтожению" (5). Терроризированные крестьяне или горожане
испытывали вместе с тем чувство облегчения: носительница зла была
устранена!
Зрелища смерти, пыток, казней не могли не оказывать воздействия на
восприятие и психику жителей города и деревни. Но они отнюдь не были лишь
зрителями кровавых расправ. Нередко они и сами принимали в них прямое
участие. Период религиозных войн во Франции и Германии, в других странах
богат уличными самосудами толпы над попавшими в ее руки врагами. Католики в
этом отношении не отличались от протестантов. Мучительные убийства
сопровождались надругательствами над трупами. В силу некоторых черт
средневекового мышления, сочетавшего бескомпромиссность, страстность в
принятии решений с суеверными страхами, народ выносил приговор преступнику
на основании одних подозрений, не имея ни малейших сомнений в
справедливости своего обвинения.
В большинстве случаев суд был строгим и скорым. В г. Линдейме,
например, обвинили шесть женщин в том, что они вырыли на кладбище труп
новорожденного младенца и употребили его для приготовления какой-то
чудодейственной мази. Их пытали и под пытками несчастные сознались во всем,
в чем их обвиняли. Муж одной из этих женщин настоял, однако, на том, чтобы
разрыли могилу и на месте убедились бы в невиновности женщин. Могила была
разрыта в присутствии всех судей. Раскрыли гробик - внутри лежал нетронутый
труп младенца. Но судьи не признали ошибочной поспешности своего обвинения
и объявили, что, раз женщины сознались, значит они виноваты; что касается
того, что в гробе оказался нетронутый труп младенца, - так это не что иное,
как дьявольское наваждение. И женщины были сожжены.
Для создания более полной и цельной картины о процессе охоты на ведьм,
для того, чтобы понять природу массовых преследований и тех стрессовых
состояний, которые их порождали и которые им сопутствовали, было бы
желательно уяснить некоторые характерные особенности социальной психологии
населения Европы в указанный период. Тем самым был бы намечен тот фон, на
котором развертывалась охота на ведьм.


Социальная психология масс периода XV-XVII вв. трудно уловима. Основные
классовые и сословные противоречия позднефеодального общества создали почву
для определенных настроений простонародья: ненависти к господам, недоверия
к священникам, зависти, испытываемой к богатеям.
Начавшееся в переходный от феодализма к капитализму период расшатывание
традиционных деревенских микроструктур, таких как сельская община, не могло
не порождать беспокойства и служило источником внутренних конфликтов в этих
прежде замкнутых мирках крестьянской жизни. При переходе от средних веков к
новому времени большой мир все энергичнее вторгался в пределы деревни. Но,
очевидно, наиболее мучительными оказались внутренняя ломка общинного
порядка и кризис сельской солидарности, вызванный усилением противоречий
между жителями деревни. С этой напряженной социально-психологической
обстановкой, сложившейся в западноевропейской деревне, связана и охота на
ведьм, развернувшаяся в XVI-XVII вв (6).
Поведение и психология простолюдинов в первую очередь определяется,
естественно, их трудом. Тесная, неразрывная связь с землей и высокая оценка
с/х труда - неотъемлемая часть крестьянской психологии.
Первое, что приходиться отметить в крестьянском мироощущении этого
периода, - это страх и неуверенность, которые владели народными массами.
Они провоцировались многими важными причинами, в частности, отношением
крестьянина к земле, которую он обрабатывал. Он был кровно, многими
прочными узами с нею связан, но ею законно не владел. Эта неуверенность в
том, будет ли земля принадлежать крестьянину и дальше или же будет отобрана
феодалом, двигала крестьян как во время столь частых в XV-XVII вв.
восстаний, так и в ранних буржуазных революциях.
Как уже было сказано ранее, все исследователи отмечают неуверенность и
страх, владевшие массами в XV-XVII вв., рост напряжения в социально-
психологической сфере с общей экономической и политической ситуацией в
Европе конца XVI-XVII вв. В период между 1580 и 1620 гг., хозяйственный
подъем предшествующего времени сменился длительным застоем и упадком.
Последний нашел также и демографическое выражение. Социально-экономический
кризис сопровождался крупными политическими коллизиями. Население не могло
не ощущать и не осознавать обрушившихся на него бедствий. Оптимистические
настроения, характерные для раннего Средневековья, сменяются всякого рода
страхами, отчаяньем и попытками как-то объяснить кризис.
Одной из важнейших коллективных фобий был страх перед смертью и
загробной гибелью. Страх этот, присутствовавший в сознании народа на
протяжении всего Средневековья, обострился после великих эпидемий чумы в
конце XIV и XV вв. "Частые рецидивы эпидемии, которые не давали времени для
восстановления прежней численности населения, высокая смертность
новорожденных и маленьких детей, низкая продолжительность жизни,
разрушительные войны, сопровождавшиеся жестокими расправами над мирными
жителями, постоянный голод, - все это делало смерть близко знакомой" (6).


Есть основание предполагать, что идея вечности внедрялась в народное
сознание прежде всего в образе нескончаемых мук, которым будут подвергаться
души грешников. Если картины рая оставались смутными и не проясненными
(ведь о небесных радостях вообще невозможно поведать на языке
человеческом), то картины ада и народно воображение, и живопись, и
литература рисовали с большой наглядностью. Ад был намного реальнее рая.
Со страхом загробных мук был непосредственно связан страх перед нечистой
силой. Этот страх присутствовал в сознании верующих на всем протяжении
Средних веков, и тем не менее трактовка сил ада существенно изменилась как
раз в указанный период. Как уже было сказано выше, если ранее черт,
страшный по своей сути, был подчас вместе с тем и смешон, то в конце
Средневековья начинается в высшей степени показательная трансформация
образа сатаны и его приспешников. Бесы, количество которых неимоверно
увеличилось, утратили былую двойственность и стали воплощением абсолютного
зла. Мало того, Сатану мыслят теперь как всесильного соперника Бога, как
«князя мира сего». С идеей о постоянном и всестороннем вмешательстве в
жизнь человека нечистой силы смыкалось представление о близящемся конце
света. Усиление всемогущества дьявола - показатель того, что перед
завершением земной истории он выступает в роли Антихриста. Готовясь к этой
финальной, всемирно-исторической драме, сатана собирает все свое воинство,
включающее и людей, которые принесли ему присягу верности и вступили в
договор с целью вредить божьему люду. Поэтому обнаружение и уничтожение
ведьм и колдунов расценивалось как борьба против Антихриста.
Самые различные факторы воздействовали на психику народных масс в
неблагоприятном направлении, порождая напряженность и страхи. Поэтому
нельзя не прислушаться к голосу тех историков, которые говорят о крайней
неустойчивости настроений масс, легко впадавших в панику и склонных к
внезапным коротким иррациональным взрывам возмущения, с сопутствовавшей им
кровавой жестокостью. При характерной для доиндустриальной Европы
демографической структуре (высокая детская смертность, низкая
продолжительность жизни, постоянно возвращающиеся эпидемии чумы и других
болезней), в обстановке, когда угроза неурожая, голода, вражеского
нашествия и его непременных спутников - грабежа, насилия и убийства была
заурядной бытовой реальностью, в обществе, в котором склонны были винить в
болезни и смерти какие-то таинственные силы, демонов или ведьм,
человеческая жизнь ценилась невысоко. Все исследователи отмечают легкость,
с какой совершалось убийство, распространенность детоубийств, вкус к
кровавым, жестоким зрелищам, в которых смерть играла главную роль, грубость
в нравах, агрессивность в человеческих взаимоотношениях.
Среди черт массовой психологии населения Западной Европы в XVI-XVII вв.
нужно отметить высокую возбудимость, неспособность отличить естественное от
сверхъестественного, чувство человеческого бессилия перед стихиями.
Господство устной культуры способствовало умножению суеверий, слухов и
неконтролируемых коллективных паник.
Тяжелое положение женщины,

Новинки рефератов ::

Реферат: Язык АДА (Кибернетика)


Реферат: Юридические лица в Республике Беларусь (Гражданское право и процесс)


Реферат: Менеджмент человеческих ресурсов на предприятии (Менеджмент)


Реферат: Досье ОАО "ВимБильДанн Продукты питания" (Маркетинг)


Реферат: Тимуровское движение (Педагогика)


Реферат: Жанр портрета (Искусство и культура)


Реферат: Гостиничные услуги и их стандартизация (Туризм)


Реферат: Педагогика (Педагогика)


Реферат: Олигополия как форма современной рыночной структуры (Менеджмент)


Реферат: А.К. Гастев и альтернативная педагогика 20-х гг. XX века (Педагогика)


Реферат: Религиозные воззрения сакских племен (Религия)


Реферат: Анализ основных технико-экономических показателей деятельности строительной организации (Аудит)


Реферат: Краткая характеристика золотого века рок-музыки (Музыка)


Реферат: Как не стать жертвой преступления? (Безопасность жизнедеятельности)


Реферат: Проектирование прядильного производства мощностью А по выпуску аппаратной пряжи для изделия Б (Технология)


Реферат: Конституционный суд (Право)


Реферат: Концепция бесконечности и современная космология (Астрономия)


Реферат: Армения в годы I-ой Мировой Войны (История)


Реферат: Виникнення та формування українського етносу (История)


Реферат: Анализ финансовых результатов от реализации продукции растениеводства (Сельское хозяйство)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист