GeoSELECT.ru



Религия / Реферат: Ислам - вера, образ жизни и закон Саудовской Аравии (Религия)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Ислам - вера, образ жизни и закон Саудовской Аравии (Религия)



[pic]



Глава первая.

Истоки возникновения Ислама.

Третьей, наряду с буддизмом и христианством, "мировой" религией
является ислам, или мусульманство, самая поздняя по времени возникновения.
"Ислам" в переводе с арабского означает покорность, "мусульманство"
(от арабского " муслим " ) - предавший себя Аллаху.
Ислам зародился в Аравии в VII веке нашей эры. Происхождение его
яснее, чем происхождение христианства и буддизма, ибо оно почти с самого
начала освещается письменными источниками. Ислам—это стихийно возникшее
религиозное учение. Он сложился не сразу. Появлению ислама предшествовало
распространение учения ханифов или ханифизма—ранней формы арабского
монотеизма. Ханифы выступали в различных частях Аравии против
идолопоклонства, отвергали многобожие. Они проповедовали идею единобожия,
прославляли аскетизм. Широко распространенное среди мусульман
представление, будто вера в единого бога начинается только с Мухаммеда, не
соответствует действительности[1]. Но и здесь много легендарного. По
мусульманской традиции, основателем ислама был пророк божий Мухаммед (
Мухаммад или Магомет), араб, живший в Мекке; он якобы получил от бога ряд
"откровений", записанных в священной книге Коране, и передал их людям.
Коран - основная священная книга мусульман, как Пятикнижие Моисеево для
евреев, Евангелие для христиан.
Согласно преданиям, рождение Мухаммеда было предсказано пророками
Ибрахимом (Авраамом ), Исмаилом, Мусой ( Моисеем ) и Исой ( Иисусом Христом
). В этих "двойных" именах нет ничего странного, поскольку ислам относится
к так называемым авраамическим религиям и мусульмане наряду с иудеями и
христианами почитают одних и тех – же ветхозаветных пророков, а также
Иисуса Христа как одного из них.
Мухаммед был уроженцем Мекки - города в западной части Аравийского
полуострова, где давно осело сильное племя курейш.
Сам Мухаммед ничего не писал: он был, видимо, неграмотен. После него
остались разрозненные записи его изречений и поучений, сделанные в разное
время. Мухаммеду приписываются тексты и более раннего времени и более
поздние. Из этих записей был сделан около 650 года (при третьем преемнике
Мухаммеда - Османе) свод, получивший название "Коран" ("чтение").
Книга эта была объявлена священной, продиктованной самому пророку
архангелом Джебраилом; не вошедшие в нее записи были уничтожены. Коран
разделен на 114 глав (сур). Они расположены без всякого порядка, просто по
размерам: более длинные ближе к началу, более короткие – к концу. Суры
мекканские (более ранние) и мединские (более поздние) перемешаны. Одно и то
же повторяется многословно в разных сурах. Восклицания
и прославления величия и могущества Аллаха чередуются с предписаниями,
запретами и угрозами "геенной" в будущей жизни всем непослушникам. В Коране
совсем незаметно следов такой редакционно-литературной отделки, как в
христианском Евангелии: это совершенно сырые, необработанные тексты.
Другая часть религиозной литературы мусульман - это сунна (или сонна),
состоящая из священных преданий (хадисов) о жизни, чудесах и поучениях
Мухаммеда. Сборники хадисов составлялись в IX веке мусульманскими
богословами - Бухари, Муслимом и др. Но не все мусульмане признают сунну;
признающие ее называются суннитами, они составляют значительное
большинство в исламе.
Можно считать установленным, что Мухаммед действительно жил около570-
571 г.1 и проповедовал новое учение сначала в Мекке, где нашел
малопоследователей, потом в Медине, где ему удалось собрать много
приверженцев; опираясь на них, он подчинил себе Мекку, а вскоре объединил и
большую часть Аравии под знаменем новой религии. Биография Мухаммеда
лишена особой фантастики (в отличие от евангельской биографии Иисуса). Но
истоки мусульманской религии нужно искать, конечно, не в биографии
отдельных лиц, а в социально-экономических и идеологических условиях,
сложившихся
в ту эпоху в Аравии.
Аравия была издавна населена семитическими племенами, предками
теперешних арабов. Часть их жила оседло в оазисах и городах, занимаясь
зеледелием, ремеслами и торговлей, часть кочевала в степях и пустынях,
разводя верблюдов, лошадей, овец и коз. Аравия была экономически и
культурно связана с соседними странами - Месопотамией, Сирией,
Палестиной, Египтом, Эфиопией. Торговые пути между этими странами шли
через Аравию.
Один из важных узлов пересечения торговых дорог находился в Мекканском
оазисе, близ побережья Красного моря. Родоплеменная знать обитавшего
здесь племени корейш (курейш) извлекала для себя много выгод из торговли.
В Мекке образовался религиозный центр всех арабов: в особом святилище Кааба
были собраны священные изображения и культовые предметы разныхарабских
племен.
Были в Аравии и поселения иноземцев, в частности иудейские и
христианские общины. В IV веке в Аравии начался упадок караванной торговли,
так как торговые дороги переместились на восток в Сасанидский Иран. Это
нарушило экономическое равновесие, державшееся веками. Кочевники,
потерявшие доход от караванного движения, стали склонятся к оседлому
образужизни, переходить к земледелию. Возросла нужда в земле, усилились
столкновения между племенами. Стала чувствоваться нужда в объединении. Это
не замедлило отразиться и в идеологии: возникло движение за слияние
племенных культов, за почитание единого верховного бога Аллаха; тем более
что евреи и отчасти христиане подавали арабам пример единобожия. Среди
арабов возникла секта ханифов, чтивших единого бога. В такой обстановке и
развернулась проповедническая деятельность Мухаммеда, вполне отвечавшая
общественной потребности. В его проповедях, собственно, не было почти
ничего нового по сравнению с религиозными учениями иудеев, христиан,
ханифов: основное у Мухаммеда - строгое требование почитать только единого
Аллаха и быть, безусловно покорным его воле.
Проповеди Мухаммеда вначале были встречены окружающими недоверчиво,
даже враждебно, особенно предводителями его собственного племени корейш.
Торговая знать опасалась, что прекращение культа староарабских племенных
богов подорвет значение Мекки как религиозного, а значит, и экономического
центра. Мухаммеду с его приверженцами пришлось бежать из Мекки: это бегство
(хиджра), совершенное в 622 году н. э. , считается мусульманами за начало
особого летоисчисления (мусульманская эра). В земледельческом оазисе
Медине (Ятриб) Мухаммед нашел более благоприятную почву для пропаганды:
мединцы соперничали и враждовали с мекканской аристократией и рады были
выступить против нее. Мухаммеда поддержало несколько местных племен; он
пытался опереться даже и на еврейские общины. Набрав себе много
сторонников, Мухаммед в 630 году захватил Мекку. Мекканские корейши
вынуждены были принять новую религию. С объединением арабских племен,
которые одно за другим примыкали к новому учению, значение Мекки как
национально-религиозного центра еще более возросло. Корейшитская знать,
вначале враждебная мусульманскому движению, теперь признала за благо
примкнуть к нему и даже возглавила движение.
В момент смерти Мухаммеда (632 год) новое вероучение было еще совсем
не оформлено. Основные его положения можно извлечь из Корана, при всей
хаотичности этой книги. Позже они были развиты мусульманскими богословами.
Одно из предписаний мусульманской религии состоит в священной войнеза
веру (джихад). Это вполне понятно, если вспомнить, что само мусульманское
движение возникло из потребности арабов в объединении и в добывании новой
земли. В Коране это предписание изложено ясно: в течение восьми месяцев
в году (ибо четыре месяца считаются "запретными") надлежит воевать с
многобожниками, с не верными, истреблять их, захватывать их имущество. В
этом ярко проявились фанатизм и нетерпимость к иноверцам, свойственные
исламу в большой степени. Однако впоследствии и мусульманские богословы, и
светские ученые по-разному толковали заповедь джихада. Действительно, в
Коране проводится некоторое различие между приверженцами разных не
мусульманских религий. К многобожникам, то есть последователям племенных и
политеистических культов, отношение резко враждебное: "Овы, которые
уверовали! Сражайтесь с теми из неверных, которые близки к вам. И пусть
они найдут в вас суровость. И знайте, что Аллах - с богобоязненными!" К
людям же, "имеющим писание", то есть иудеям и христианам, составители
Корана высказывают уважение: это и понятно, ведь на идейной почве именно
этих религий, на путях их упрощения выросла идеология ислама. Однако в
Коране есть предписание воевать с теми, "которым ниспослано писание", - с
иудеями и христианами, - если они не веруют в Аллаха и не подчиняются
религии истины. На практике в исламе всякое разделение между сторонниками
иных религий стерлось: все они рассматривались как неверные (джяур),
подлежащие или истреблению, или покорению. Под знаменем джихада
(газавата) мусульманские лидеры не раз, вплоть до наших дней, побуждали
верующих к истребительной войне против всех иноверцев.
Так зародилась и распространялась величайшая религия ислам.

Ваххабизм-официальное вероисповедание в Саудовской Аравии.
Как и все другие религии, ислам не избежал дробления на многие течения.
Социально-экономические и политические причины—различный уровень культуры
народов, принявших мусульманство, не утихающая классовая борьба в странах,
где получил распространение ислам,—обусловили возникновение раскола среди
приверженцев новой религии уже в начальный период ее становления.
Нынешним мусульманам представляется, будто разногласия среди
приверженцев ислама обусловлены чисто религиозными причинами. Однако это не
так. В действительности основной причиной раскола в исламе по прошествии
всего лишь нескольких десятилетий после его оформления в самостоятельную
религию была борьба за власть. За тридцать лет правления первых четырех
«праведных», как их называет мусульманская религиозная традиция, халифов
произошло множество кровавых событий, причинивших страдания и самим
мусульманам, и другим народам в результате объявленной халифами «священной
войны»— дж.ихада. Не повезло и самим халифам. Из четырех только один Абу-
Бекр (632—634 гг.) избежал насильной смерти.[2]

В настоящее время ислам разделен на несколько течений. Большая часть
мусульман мира принадлежит к суннитам (от слова "сунна"). В частности, к
ним относятся около 90% мусульман Ближнего Востока. Сунниты придерживаются
достаточно умеренных взглядов.

Другое крупное течение ислама - шииты. Их меньше, чем суннитов. Они
более буквально понимают Коран и более тщательно исполняют в жизни
требования ислама, более воинственны и фанатичны. Особенно много шиитов в
Иране (около 93%).

Еще одно течение - ахмадие. Образовалось оно в 1900г. Его
представители, несмотря на свою малочисленность, часто являются
инициаторами многих кампаний против "неверных". В Америке ахмадии часто
пропагандируют свои взгляды среди молодежи, особенно среди студентов.

Существуют в исламе и секты. Она из них носит название "Суфии". Члены
этой организации отвергают строгий монотеизм и склоняются к пантеизму.

Ваххабизм- течение ислама. Рассмотрим ваххабизм на примере Саудовской
Аравии. Общеизвестно, что “ваххабизм” - это официальная религия
Саудовской Аравии, он прошел уже стадию социально-государственной
адаптации, проявил себя в целом положительно то рассмотрим это течение.
Ваххабиты – религиозно-политическая секта в суннитском исламе. Секта
ваххабитов возникла в середине XVIII в. на основе учения Мухаммада ал-
Ваххаба, призывавшего к очищению ислама от так называемых новшеств,
воспринятых в средние века из суфизма : культа исламских святых, культа
"пророка" Мухаммеда, почитания шейхов и др. Ал-Ваххаб развил до крайнего
предела принципы наиболее жесткого мазхаба – ханбалитского,
предписывающего, в частности, ношение женщинами паранджи и запрещающего им
посещение мечети и получение образования. Помимо призывов к строгому
соблюдению всех норм шариата, ваххабиты выступали против любых развлечений
и роскоши; они также настаивали на введении социально-уравнительной системы
распределения в умме . Известные советский исследователь религий Востока
А.М. Васильев удачно назвал ваххабитов "пуританами ислама".

Но, пожалуй, главной отличительной чертой ваххабитов можно назвать
их агрессивный радикализм, даже не столько по отношению к немусульманам,
сколько по отношению к традиционным мусульманам. Ваххабиты настаивают на
том, что истинный мусульманин должен постоянно вести джихад (войну за веру)
с "неверными" и с теми мусульманами, которые не разделяют воззрений
ваххабитов. Таковых ваххабиты называют "многобожниками", мерзкими в очах
Аллаха более язычников. Традиционным мусульманам оставляется две
альтернативы: стать ваххабитами либо быть убитыми.
Проповедь ал-Ваххаба нашла поддержку у аравийских шейхов рода ал-Сауда.
С середины 40-х годов XVIII в. ваххабиты начали джихад на Аравийском
полуострове против традиционных мусульман. Были уничтожены политические
противники рода Саудов, разгромлены святые места паломничества, в том числе
Мекка, не исключая и храма Каабы – главной святыни исламского мира. Аравия
была объединена в эмират Саудидов, наследником которого стало государство
Саудовская Аравия. Ваххабизм, будучи государственной религией Саудовской
Аравии, с течением времени стал более умеренным, святые места были
восстановлены и находятся сейчас под защитой правительства.
Тем не менее, во второй половине ХХ в. радикальный ваххабизм стал основой
возникшего движения экстримистского исламского фундаментализма, имеющего
своей целью свержение "отступнических", "прозападных" и "коррумпированных"
режимов в исламских государствах и объединение их в единое теократическое
государство мусульман – халифат. Близких воззрений придерживается и
фундаменталистское движение "Талибан" в Афганистане. Различные
международные террористические организации фундаменталистов-ваххабитов
действуют по всему миру. Правительства всех исламских стран находятся с
ними в состоянии ожесточенной войны. Например, в ходе такого противостояния
в Алжире и в Египте за последние годы погибли тысячи как традиционных
мусульман, так и ваххабитских боевиков (причем в Алжире, например,
фундаменталисты вырезают целые мусульманские деревни), а также
"попадающихся под руку" христиан. В Саудовской Аравии нет явного
вооруженного конфликта между властями и радикалами, однако последние
официально запрещены и лишь тайно поддерживаются саудовскими шейхами-
миллионерами. Никого не обходит терроризм со стороны ваххабистов, наша
страна не исключение. Прошлым летом тлевшая с
1996 чеченская война вспыхнула снова. Вторжение в Дагестан, взрывы домов...
Россия услышала о новом и странном неприятеле, с которым мы встретились на
Кавказе. Из телеэфира и на страницах газет мы слышим и читаем о
"ваххабитах" и "чистом исламе", об "исламском экстремизме" и "террористах
чеченских". Все это сливается в чрезвычайно туманный образ чего-то
непонятного, но грозного. Уже практически везде возможно встретить
перешедших в ислам русских людей. При этом особенно много русских мусульман
встречается среди наиболее активного слоя населения - бизнесменов,
политиков и т.п.1..Вероучение Аль-Ваххаба сформировало отдельный толк
ислама, который теперь доминирует в Саудовской Аравии. Но кроме названия
мало что объединяет современных ваххабитов с последователями Аль-Ваххаба.
Зарождение ваххабизма в качестве новой политико-республики -конечная цель
"ваххабитов" - обратить в ислам все постсоветское пространство, сократив
при этом численность населения бывшего СССР до приемлемых для Запада 20-30
миллионов "мусульман". Нежелающие принять "ислам" подлежат уничтожению.
Традиционное мусульманское население сократится за счет войн на периферии
России и рабочей эмиграции в Европу. Естественно возникает вопрос - зачем
радикальным мусульманам сотрудничать с Западом? И что это за
сотрудничество? Факт, тем не менее, остается фактом - несколько десятилетий
политика Запада сводится к перераспределению мировых ресурсов в пользу
"золотого миллиарда", т.е. жителей наиболее развитых стран планеты. И в
качестве одного из инструментов этого перераспределения западные спецслужбы
используют это новое течение Ислама. Население России, которое не входит в
это число, не должно потреблять мировые ресурсы в том объеме, в котором оно
потребляет их сейчас.

Даже такой краткий очерк ваххабизма дает отчетливое представление о
том, с какой угрозой столкнулась Россия, насколько серьезны намерения
приверженцев этого течения. Во всяком случае, даже на основании этих
достаточно скупых тезисов можно догадаться, что игнорировать эту проблему
нельзя, сама собой она не рассосется. Для очень многих жителей России,
совершенно безразличных к Вере, "ваххабизм", как это ни странно, может
показаться благом - заменителем того "порядка", который был при
коммунистах. Но для православных христиан вполне реальная перспектива
исламизации России может означать лишь новые чудовищные гонения.



Усама бен Ладен – кто он?

Родился 28 июня 1957 г. в г. Джидда (Саудовская Аравия) в семье богатого
предпринимателя. С ранних лет увлекался религией. В конце 1979 г. прибыл в
Афганистан для участия в "священной войне" против советских войск.[3]


Вместе с лидером палестинских "Братьев-мусульман" Абдаллой Аззамом создал
"Бюро услуг" (Мактаб аль-хидамат) – организацию по набору мусульманских
добровольцев из арабских стран. Отделения "Бюро" были созданы во многих
странах мира, включая Европу и США. Бен Ладен оплачивал приезд добровольцев-
моджахедов в Афганистан и их подготовку в тренировочных лагерях, где они
обучались террористическо-диверсионной деятельности.


По некоторым данным, в Афганистане прошли обучение около 10 тыс.
моджахедов, лишь меньшинство из которых были афганцами. Около половины
добровольцев составляли выходцы из Саудовской Аравии. Остальные приехали из
Алжира ок. 3 тыс.), Египта (2 тыс.), Йемена, Пакистана, Судана и ряда
других мусульманских стран.


Деятельность бен Ладена пользовалась активной поддержкой США, прежде всего
ЦРУ, тратившей 500 млн. долларов в год на оплату афганских моджахедов и
оснащение их современным оружием, в частности, "Стингерами".


К концу войны в Афганистане бен Ладен поссорился с одним из основателей
"Бюро услуг", Абдаллой Аззамом, и в 1988 г. создал организацию "Аль-Каида"
(База) для продолжения джихада. В противовес Аззаму, считавшему, что нужно
сосредоточиться на поддержке афганских мусульман, бен Ладен выступал за
распространение борьбы на другие страны. В 1989 г. Аззам погиб в результате
взрыва начиненного взрывчаткой автомобиля, что породило слухи о
причастности бен Ладена к убийству.


После ухода СССР из Афганистана бен Ладен вернулся в Саудовскую Аравию, где
во время войны в Заливе (1990-1991) выступил против присутствия на
"священной земле ислама" американских войск и призвал население к восстанию
против "лицемерного" саудовского режима. В 1994 г. он был лишен саудовского
подданства и выслан из страны. Вместе с семьей и многочисленными
последователями бен Ладен перебрался в Хартум (Судан), где создал сеть
своих предприятий, часть из которых были созданы исключительно под
предлогом создания рабочих мест для неимущих моджахедов – ветеранов
Афганистана.


В период своего пребывания в Судане бен Ладен был близок к главе страны
Омару аль-Баширу и лидеру Исламского национального фронта Хасану ат-Тураби.
Однако в 1996 г. суданские власти в качестве жеста доброй воли в адрес США
потребовали его отъезда из страны. В мае 1996 г. он переселился в
Афганистан, где с этого времени находится "в гостях" у талибов.


В феврале 1998 г. Усама бен Ладен объявил о создании организации "Всемирный
исламский фронт борьбы против иудеев и крестоносцев", в состав которого
вошел ряд экстремистских исламистских организаций.


Существование "Фронта" бен Ладен оправдывал, заявляя, что во всем мире
мусульмане страдают от США и Израиля, а потому должны вести против них
священную войну в защиту веры.


На протяжении нескольких лет США добивались от движения "Талибан" выдачи
бен Ладена, которого они обвиняют, в частности, в организации диверсий
против американских военных баз на территории Саудовской Аравии – в Эр-
Рияде (ноябрь 1995 г.) и Дахране (июнь 1996).


По некоторым данным, бен Ладен лично распоряжается состоянием в $ 300
миллионов, поддерживает международные связи, финансируя деятельность
многочисленных экстремистских исламистских движений и группировок.


В СМИ появлялись сведения о его сотрудничестве с северокавказскими
"ваххабитами", в том числе с действующим в Чечне арабским полевым
командиром Хаттабом. Крупный (по некоторым оценкам, крупнейший в
современном мире) идеолог и организатор) терроризма под лозунгами ислама.
Имея такую репутацию, он является духовным лидером Саудовской Аравии.



Глава вторая.


СПЕЦИФИКА ОБНОВЛЕНИЯ ИСЛАМА.

Двадцатый век, в особенности его вторая половина, характеризуется
большими сдвигами и преобразованиями, происходящими в социально-
экономической жизни, в науке и технике. Все в мире изменяется невиданными
прежде темпами. Заметные перемены происходят в жизни людей, их взглядах на
окружающую действительность, на материальные и духовные ценности. Наряду с
другими компонентами духовной жизни общества трансформируются,
«обновляются» вероучения, позиции религиозных организаций, духовенства и
верующих.
Люди все больше начинают подходить к религии с научных позиций,
убеждаться в несостоятельности религиозного мировоззрения. В отличие от
прошлых веков, этот новый взгляд на религию характерен для большинства
членов общества, в том числе для некоторых верующих. Сознание современного
верующего—это очень сложное явление. Научные знания, социальные слои
переплетаются в нем с религиозными взглядами. Для большинства верующих на
первое место выступает не вера бога, а проблемы реального мира.
Продолжается отход людей от религии, что беспокоит служителей культа.
Мусульманское духовенство, например, осознавая кризис религии, ищет выход
из создавшегося положения к модернизации ислама.
В то же время ни частичные изменения в религиозном вероучении и культе,
ни прогрессивные позиции некоторых религиозных деятелей в актуальных
вопросах современности не затрагивают основных принципов религиозной
идеологии, не оказывают существенного влияния на специфику иллюзорного
отражения мира.
Религия никогда не оставалась неизменной, а постоянно трансформировалась с
ходом истории. Приспосабливаясь к новым условиям, она умело обслуживала
новые социальные структуры и таким образом сохраняла свое влияние на людей.
Ислам в Саудовской Аравии, как и все другие религии, постоянно
испытывает на себе воздействие быстро меняющихся социально-политических,
культурных и других факторов общественной жизни. Богословы-модернисты
нередко ссылаются на содержащееся в Коране указание о «божественной»
обновляем ости, изменяемости и совершенствовании его текста: «Всякий раз,
как мы отменяем стих или заставляем его забыть, говорится в Коране, мы
приводим лучший, чем он, или похожий на него» (2: 100) ', «мы заменяем одно
знамение другим...» (16:103). Для оправдания своих модернистских
устремлений некоторые мусульманские богословы приводят хасид, который
гласит: «В каждом веке в моей общине появится человек, который оживит
религию Аллаха и Сунну». Это указание якобы дает им право согласовывать
вероучение и культ ислама с социально-экономическими и политическими
переменами в мире, вносить определенные новации в идеологию и практику
мусульманского вероисповедания2.
Однако в течение веков эти изменения ограничивались обновлением
второстепенных сторон культа ислама . Развитие капиталистических отношений
в мусульманских странах вызвало необходимость ускорения пересмотр старых
религиозных догм и приспособления их к новым условиям.



| |


' Первые цифры указывают на суру (главу) Корана, а вторые—на
соответствующий аят (стих). 2 Керймов Г. М. Ислам и
его влияние на общественно-политическую жизнь народов Ближнего и Среднего
Востока. М., 1982, с. 8.
В настоящее время процесс обновления, наблюдающийся в исламе, приводит к
значительным изменениям в его вероучении, к трансформации, к переоценке
«мусульманского» взгляда на многие явления окружающего мира.
Дальнейшее «обновление» исламского миропонимания происходит в период
империализма. Привлекает внимание появление в это время множества
религиозных сект, возникающих на основе «теоретических и практических»
реформ в религиях, стихийно отражающих необходимость социально-
экономических и политических преобразований в обществе. Объективной же
основой эволюции религии являются сдвиги, наблюдающиеся в общественном
бытии и сознании масс. Это еще раз подтверждает правильность марксистского
положения о том, что «с каждым великим историческим переворотом в
общественных порядках происходит также и переворот в воззрениях и
представлениях людей, а значит и в их религиозных представлениях» '.
Если этот процесс происходит в антагонистическом обществе, то
религиозная идеология начинает служить интересам нового господствующего
класса. Например, созданная в 40-х годах XIX века мусульманская секта
бабитов, будучи обновленной формой шиизма, вызванной к жизни возникшими
капиталистическими производственными отношениями, выражала интересы
формирующейся иранской буржуазии. Бабиты критиковали
.власть крупного духовенства и феодалов, феодальную форму собственности,
проповедовали участие женщин в производстве, требовали сокращения и
упрощения религиозных ритуалов (намаз, ураза и др.), мешающих процессу
производства, утверждали, что ислам нуждается в усовершенствовании,
обновлении, что новая воля отменяет «проявление предыдущей».
Во второй половине XIX века после разгрома иранскими феодальными
правителями бабизма его уцелевшие последователи во главе с Мирзой Хусейном
Али (1817—1894) по прозвищу Беха-улла образовали секту бехаитов,
отказавшуюся от всех демократических элементов, присущих движению бабитов.
В этом проявился страх буржуазии перед размахом выступлений народных масс
против феодальных порядков. Бехаизм отражал интересы реакционной торговой
буржуазии. Беха-улла, будучи буржуазным идеологом, проповедовал, что
«рабочие не должны возмущаться и бунтовать», призывал к смирению и отказу
от классовой борьбы. «Не следует никому противиться тем, которые правят
рабами бога»,— писал он в священной книге бехаитов — «Ки-таб-е-Акдес». Он
выдвигал надклассовую и космополитическую идею о всемирном братстве
эксплуататоров и эксплуатируемых, упрощал и сокращал религиозные обряды
(омовения, намаз), вместо пятикратного допускал трехкратный намаз,
упразднял некоторые религиозные праздники, чтобы верующие имели возможность
участвовать в производстве, восхвалял буржуазный образ жизни и т. д.
Бехаиты проповедовали экуменизм и веротерпимость, за что их ненавидели и
сунниты, и шииты, считая немусульманами.
Бабизм и бехаизм являются примерами реформизма, приспособленчества и
обновления ислама в связи с социально-экономическими и культурными сдвигами
в жизни общества. Если бабизм выражал интересы прогрессивной части
национальной буржуазии, то в бехаизме проявилась реакционная сущность
капиталистических общественных отношений, когда буржуазия уже потеряла свои
прогрессивные черты.



'МаркеК...ЭнгельсФ.Соч.,-т.7,с.211
Со второй половины XIX века реформистские и модернистские тенденции среди
идеологов ислама усилились. Многие из них, видя проникновение в
мусульманские страны европейской цивилизации, достижений науки, техники и
культуры, развитие буржуазных отношений, склонны были защищать интересы
нового, экономически сильного класса буржуазии. Эта тенденция
способствовала разрушению феодальных отношений, обострению классовой борьбы
в странах Востока, а также модернизации ислама как формы общественного
сознания.
Примером могут служить учения мусульманских богословов конца XIX —
начала XX века Сайида Ахмад Хана (1817—1898), Джемаль ад-Дин аль-Афгани
(1839—1909), Мухаммеда Абдо (1834—1905) и Мухаммеда Икбала (1873—1938) о
допустимости, с точки зрения ислама, капиталовложений в промышленность,
женской эмансипации, развитии точных наук, усовершенствовании законов
шариата[4]. По мнению М. Абдо, ислам, сбросив устаревшее одеяние, вполне
сможет соответствовать требованиям науки и прогресса. Для этого, считал он,
потребуются усилия теологов.
Взгляды этих исламских модернистов отражают их стремление «очистить»
религию от суеверий, доказать совместимость мусульманских догм с
современными научными знаниями, а также исламской этики с нормами поведения
современного человека.
Понятие «религиозный модернизм» в настоящее время употребляется в
различных смыслах, довольно существенно отличающихся друг от друга.
Наиболее обоснованными, на наш взгляд, являются трактовки, в которых
модернизация представляется как утонченная попытка защиты религии,
связанная с современными способами оправдания веры, пересмотра ее
устаревших .концепций во всех основных областях. Современный религиозный
модернизм возник как реакция, религии, ее организаций и духовенства на
основную тенденцию современного мирового развития, заключающуюся в переходе
от капитализма к социализму.
Поскольку кризисной ситуацией охвачены ныне все стороны религиозной
жизни, процесс модернизации религии Саудовской Аравии также
распространяется на все области религиозной идеологии и политики,
деятельности религиозных организаций и духовенства. Социальное пробуждение
масс подтачивает позиции религии, заставляя духовенство предпринимать
отчаянные попытки для того, чтобы. говоря словами В. И. Ленина, «оживить
религию, поднять спрос на религию, сочинить религию, привить народу или по-
новому укрепить в народе религию»'. В условиях социалистического общества,
где идет. необратимый процесс отхода людей от религии, религиозный
модернизм не может рассчитывать на большее, чем несколько затормозить этот
процесс.
Религиозный модернизм нельзя отождествлять с религиозным реформизмом.
Религиозные реформы предусматривают более или менее глубинные,
основательные и принципиальные изменения, вносимые богословами,
религиозными движениями и общинами в религиозную догматику и практику.
Религиозный модернизм же наряду с этим охватывает даже самые незначительные
изменения в религиозном комплексе, вносимые служителями культа, то есть
объединяет все моменты «обновления» и «совершенствования» религии.
Религиозный реформизм и религиозный модернизм дополняют друг друга и входят
в понятие «приспособленчество религии». При этом если религиозный модернизм
носит непрерывный характер, то реформы совпадают по времени с социально
экономическими политическими преобразованиями в обществе

Реформационное движение в исламе, продолжающееся по настоящее время,
соседствует с современным мусульманским неким модернизмом. Процессы,
наблюдаемые ныне в странах Востока, свидетельствуют о перерастании
религиозного реформизма в процесс беспрерывной модернизации ислама.
В области вероучения об этом говорят новые попытки обоснования
«истинности» и «вечности» ислама со ссылкой на современные достижения науки
и техники. В области социальной доктрины такой переход наметился с началом
разработки учения «исламского социализма». Совершенно новым и специфическим
проявлением модернизма в исламе является частичный пересмотр традиционных
политических концепций ислама.
Современный мусульманский модернизм имеет теоретический и политический
аспекты. В теоретическом аспекте наряду с перетолкованием догматико-мировоз-
зренческих проблем немаловажное место в нем занимают обоснование
отправления обрядово-культовых действий с учетом условий современной жизни,
очищение шариата от устаревших правовых установлении и новое истолкование
морально-нравственных норм ислама в соответствии с представлениями
современных людей, обновление и переосмысление основ социального учения
ислама в свете современного социального прогресса1.
В политическом плане модернизм ислама наиболее отчетливо наблюдается, во-
первых, в определении политической ориентации ислама по отношению к двум
общественно-экономическим системам; во-вторых, в выработке новой политики
на международной арене по проблемам войны и мира, дружбы и сотрудничества
между народами, взаимоотношения с другими церквами.
Исламские модернистские доктрины в зарубежных странах весьма
разнообразны и противоречивы. Господствующее положение исламской идеологии
в Саудовской Аравии приводит к тому, что все новые мысли и идеи
преподносятся там в религиозной оболочке. До 70-х годов они зачастую
подавались в виде всевозможных теорий «исламского социализма». При этом в
них нередко совмещались как прогрессивные, так и явно реакционные позиции.
Отсюда и множество форм так называемого исламского социализма, изобретенных
мусульманскими фундамента листами, опирающимися на классический ислам, а
также различными группами теологов, именуемых современными модернистами. В
сущности «исламский социализм» является одной из форм религиозного
модернизма.
В результате одни исламские идеологи ратуют за социалистическую
будущность своих стран, другие пытаются выразить в свойственных социализму
терминах традиционно буржуазные идеалы общественного устройства, третьи
мечтают о «серединной», не капиталистической и не социалистической,
социально-экономической и духовной структуре общества. В целом же ислам
эволюционирует преимущественно в русле буржуазных и мелкобуржуазных
течений.
Еще в конце XIX века некоторыми мусульманскими идеологами ислам
рассматривался как антипод буржуазного общества, как самобытное
«социалистическое» учение, противостоящее, с одной стороны, капитализму, а
с другой—различным концепциям европейского социализма. Известный
представитель современного исламского модернизма Джемаль ад-Дин аль-Афгани,
заявлявший, что «социализм—есть учение, присущее исламу с первых дней его
существования», как бы заложил основу для приверженцев так называемого
исламского социализма.
Однако эти и многие другие исламские социальные концепции несут на себе
отпечаток классовой и религиозной ограниченности.. Поэтому суть таких
социально-политических процессов, как пробуждение политической активности
масс,
«Исламский социализм» за рубежом является одним из видов этого
«социализма национального типа». Такое идейное и политическое брожение
происходило и продолжает происходить в некоторых странах потому, что в них
не было политически зрелого рабочего класса и рабочих партий, обладающих
теоретической подготовкой и опытом политической борьбы.
Руководители некоторых исламских стран, на первых порах много говорившие
о социализме, стараясь отражать настроения народных масс, на деле
оставались и остаются настоящими защитниками имущих классов. Другие
продолжают поиски путей развития своих стран, с симпатией относятся к
принципам социализма, то есть идут по пути социалистической ориентации.
Многие мусульманские модернисты продолжают утверждать, что ислам по
своему характеру является «социалистическим», что он якобы не только не
препятствует

вступлению мусульман на путь социализма, но и дает специфически исламский
его вариант. Такого же мнения придерживался бывший президент Египта Г. А.
Насер. Он говорил: «Если условно марксизм сформулировать в 20 пунктах, под
18 из них я готов подписаться. Единственными двумя пунктами, которые еще
разделяют нас с марксистами, являются "диктатура пролетариата и отношение к
религии» 1,
Модернистское духовенство мусульманских стран, избравших
некапиталистический путь развития, восхваляет социалистическую ориентацию
лидеров своих стран как соответствующую духу ислама. Они обосновывают это
тем, что ислам якобы всегда выступал за ликвидацию нужды и бедности, а
социализм уничтожает нищету и бедность, значит, цели ислама и социализма
совпадают. Так создается иллюзия о сходстве ислама с социализмом.

Реакционное мусульманское духовенство, наоборот, использует «исламский
социализм» в целях антикоммунизма. Оно стремится внедрить в сознание масс
идею о том, что социалистические принципы, якобы заложенные в основу
ислама, несовместимы с антибожественными принципами коммунизма. Поэтому
настоящий мусульманин должен отрицать общество, настроенное против Аллаха и
Корана. «Идеология и действия коммунистического режима, разглагольствуют
они,—противоречат исламскому шариату», он хочет «обратить все народы и все
нации в коммунистическую веру. С этой целью Россия поощряет безбожие...»2
Громкие лозунги некоторых зарубежных исламских модернистов о гуманизме,
свободе, демократии, равенстве и социализме — проявление обыкновенного
буржуазного политического обмана. Они отражают интересы крупной и средней
буржуазии мусульманских стран, которая, борясь против иностранных
монополий, в то же время выступает с проповедью национализма, а также
антикоммунизма (Пакистан).
Процесс модернизации вероучения и культа ислама затронул и мусульманские
религиозные организации в Саудовской Аравии. Однако здесь он связан с
осуществлением на деле важнейших принципов социализма, преобразованием и
ускоренным развитием социально-экономической и культурной жизни общества, с
отделением церкви от государства, школы от церкви. Несомненно такая
специфика обновления внесет свои коррективе в жизнь народа Садовской
Аравии.



' Народы Азии и Африки, 1972, № 2, с. 85.
2. Мчедлов М. П. Религия и современность. М., 1982, с. 98—99. Материалы
XXVI съезда КПСС. М., 1981, с..
[pic]
[pic]
-----------------------
[1] Мавлютов Р..Р. Ислам М., 1974 с.13
1 Мавлютов Р..Р. Ислам М., 1974 с.13

1 Мавлютов Р.Р. М 1974 с. 70
1 Бироков В. Несокрушимая свобода наступает// Мир сегодня , №48 9 октября
2001., с.4.
2 Мачульский К. Усама бен Ладен без грима// Эхо планеты, №39 21-27
сентября., 2001., с.7
[2] Вагапов М.В. Ислам и семья М., 1980 с.154
1 Мавлютов Р.Р. М., 1974 с156-159





Реферат на тему: Ислам - религия от истоков до современного мира

Введение.

Ислам- одна из трёх величайших религий, возникших на суровых и
безмолвных просторах ближневосточных пустынь.Она преобладает на Ближнем
Востоке, В Северной Африке, в Центральной Азии, Индонезии и Малайзии.
Сегодня около миллиарда людей во всём мире исповедуют ислам.
Название «Ислам» происходит от арабского слова «салам», что в
буквальном переводе означает «мир», но имеет ещё дополнительное значение
«подчинение». Таким образом более полное название этой религии можно
перевести как «абсолютный мир, который наступает, если жизнь человека
подчинена Богу». Человек, исповедуюший ислам, называется мусульманином.
Я не без причины выбрала тему своей исследовательской работы- ислам.
На её выбор повлияли некоторые, немаловажные причины.
Раньше для меня ислам был, чем-то таинственным, далёким, загадочным и даже
запретным. Сейчас, когда я изучила лишь только малую часть этой культуры и
религии, я поняла много вещей, которые стали для меня открытием. Я могу с
уверенностью сказать, что изучения ислама на меня духовно повлияло и сейчас
я понемаю вещи, которые раньше мне казались непостижимыми.
Нам часто в этом мире не хватает терпения и понемания. Мы часто судим
людей по их национальностям и религиозным убеждениям, так и не узнавая
истинно человека. Неужели мы вправе кого-то судить? Неужели мы лучше, чем
другие?
Не суди, да судим не будешь! Я всегда стараюсь следовать этой заповеди,
хотя это очень трудно и не всегда удаётся.
Меня всегда удивляло, что многие люди, считают, что терроризм- ислам. Более
того сейчас меня это возмущает, и я готова опровергать это, кто бы ни стоял
передо мной.
Ислам можно считать «братской» религией по отношению к иудаизму и
христианству. Поэтому историю и даже сущность ислама невозможно по-
настояшему понять в отрыве от двух его «старших брятьев». Подобно иудаизму
и христианству, это «религия Книги». Это означает, что для всех трёх
центром религии является книга. Для иудеев это Тора, для христиан - Библия,
а для мусульмян- Коран, собрание откровений, Которые Мухаммад, основатель
ислама, получил от Бога.
Поэтому вторая причина, в следствие которой, выбор моей
исследовательской работы пал на ислам, является то, что меня очень
заинтересовали и увлекли отношения самих мусульман к их религии. Чем же они
так отличаются от иудеев и христиан? Что их так сильно заставляет
поклоняться своему Богу и не изменять своей вере? И теперь, после изучения
темы моей исследовательской работы, как религии, я с точностью и
уверенностью могу ответить на эти вопросы.
Этим летом я отдыхала в Турции. Это ещё одна из причин, почему я
заинтересовалась исламом и мусульманским миром. И моё прибывание в Турции
позволило мне ещё больше познать исламские традиции и жизнь мусульман.
Многие из мусульман , которых я встречала в Турции- люди достойные уважения
и восхищения. Поэтому с моей стороны только положительные отзывы о них.
Исследуя ислам, я опиралась на различную литературу, авторы которой
являются как обычными учёными- историками, философами, так и
последователями разных религий. И мне было очень интересно следить за ходом
их рассуждений и убеждений на тему ислам. И у каждого автора ислам был
представлен по- разному и по-своему. Именно так, как сам автор его видит
или хотел бы донести до уст читателя.



2. История ислама.
1) Истоки ислама.

а) Посланик Аллаха.
Маулид- день рождения Пророка Мухаммада- отмечается 12 числа месяца раби ал-
аввал по лунному календарю. Соглсно древней мекканской хронологии, это
произошло в «год слона», то есть в 570 г. Маулид совпадает с днём смерти
Мухаммада. Символичное совпадение дат рождения и смерть, то есть рождение
для вечной жизни, было дано Мухаммаду Творцом в знак его особой миссии
носителя Откровения, последнего, как считает ислам, Пророка в истории
человечечтва. В русском написании встречаются варианты имени Пророка:
Мухаммед, Магомет; однако наиболее близка к арабскому произношению форма
«Мухаммад».
Согласно преданиям, рождение Мухаммада было предсказано пророками
Ибрахимом (Авраамом), Исмаилом, Мусой ( Моисеем) и Исой ( Иисусом Христом).
В этих «двойных» именах нет ничего странного, поскольку ислам относится к
так называемым авраамическим религиям и мусульмане наряду с иудеями и
христианами почитают одних и тех же ветхозаветных пророков, а также Иисуса
Христа как одного из них.
Согласно преданию, когда мать Мухаммада была беременна, ей явился
ангел и сказал: «Ты носишь под сердцем повелителя этого народа, и когда он
родится, скажи: Вверяю его заботе Единственного, вдали от злобы
завистников; и назови его Мухаммад (достохвальный)». Предание также гласит,
что еврейское сообщество узнало о рождение Мухаммада по движению звёзд, а
христианское –от монаха Бахиры. Это также показывает близкую связь,
существовавшую между тремя религиями. Во время родов на мать будущего
Пророка Амину снизошёл чудесный свет с неба, а в момент его рождения
рухнули наземь идолы в Мекке- Хубал и ал- Лат, потухло пламя в главном
храме зороастрийцев в Гандзаке (севере Ирана).
Несмотря на легендарные обстоятельства рождения, основоположник ислама-
реальное историческое лицо. Он был уроженицем Мекки- города в запалной
части Аравийского полуострова.
Детство Мухаммада было полно трагических событий. Его отец умер за
несколько дней до его рождения; мать умерла, когда ему было шесть лет, а
дед, взявший на себя заботу о нём после смерти матери, также через три года
скончался. Но мальчик был тепло принят в семье дяди.
В юности Мухаммад был чист сердцем, и друзья очень любили его. Рано
перенесённые страдания сделали его чутким к людям, и его характер был
всегда дружелюбным и мягким. Когда он стал старше, его необычайное чувство
чести, долга и верности снискало ему нмена «Верный» и «Надёжный».
Когда Мухаммад вырос, он стал погонщиком караванов. В двадцать пять лет он
поступил на службу к богатой вдове по имени Хадия. Его мудрость и цельность
характера всё больше нравилась ей, и через некоторое время они поженились.
Хотя Хадия была на 15 лет старше Мухаммада, брак оказался удачным во всех
отношениях. В тяжёлые времена, наступившие позже, Хадия не покидала его. «
Бог, - говорит предание, - послал ему её в утешение, ибо она облегчила его
ношу». Теперь Мухаммад был богатым, уважаемым горожанином Мекки и, казалось
достиг, своей цели в жизни. Но, однако, Мухаммад не находил себе покоя;
всё больше он отходил от дел и семейных, забот и искал убежище в пустыне.
Именно там случилось событие, перевернувшее его жизнь и повлиявшее на всю
мировую историю.
б) Доисламская эпоха.
Ислам возник в западной части Аравийского полуострова, в области Хиджас. По
побережью Красного моря через Хиджас проходил древний караванный путь.
Главным городом в этом районе была Мекка, процветающий торговый и
религиозный центр арабского мира. Однако в шестом веке он находился в
политическом тупике, и развал власти обострил всеобщий хаос. И именно в
этом варварском мире и в это тяжёлое время родился Мухаммад. Жизнь в
пустыне всегда была тяжёлой. Бедуины- жители пустыни- не имели почти
никаких отношений с внешнем миром. Материальных благ не хватвло, а
благодаря воинственному характеру племён, грабёж и разбой были вполне
обычным делом. Кровная вражда часто длилась на протяжении многих
десятилетий. В городе были нередки пьяные оргии, кончавшиеся кровавыми
ссорами. Игорные притоны были открыты день и ночь, и полуобнажённые девушки
– танцовщицы распаляли страсть игроков.
Во время джахилийи – так именуется доисламская эпоха, когда арабы не
знали истинного Бога, - в Мекке устраивались большие ярмарки. В святилеще
Кааба («куб») и на запретной территории («харам») нельзя было ссориться,
мстить кому бы то ни было, тем более проливать кровь, ибо всё Это могло
оскорбить религиозные чувства разных арабских племён, так как главной
религией был политеизм, то есть поклонение множеству богов, олицетворявших
ужасы пустыни. Хотя нет никаких свидетельств того, что эти боги вызывали у
людей истинное религиозное чувство, и тем более стремление к
нравственности. Каждое арабское племя поклонялось своим божествам, но
одинаково чтило Каабу. Считалось, что оскорбивший языческое божество
заболеет проказой или лишится рассудка.
В центре языческой Каабы стоял Хубал; древние арабы чтили это божество
племени курейш как повелителя небес и луны, властелина громов и дождя.
Изваяние Хубала в образе человека с золотой рукой было выполнено из
сердолика ( золото заменило некогда отбитую каменную руку). За пределами
Каабы были и другие идолы, олицетворявшие Хубала. Большинство из них
представляли собой бесформенные камни.
Находившийся с древних времён в Каабе чёрный камень ( по мнению
учёных, имевший метеоритное происхождение) олицетворял небесную силу
Хубала. Вокруг главного божества располагались многочисленные идолы –
бетилы, изображавшие другие аравийские божества. Ритуфл заключался в
принесение жертв и гадании перед бетилами. Арабы- язычники обходили вокруг
этих идолов, касаясь их руками и как бы получая от них божественную силу.
По преданию, до утверждения ислама в Каабе насчитывалось более 300 бетилов.
Жители Мекки перед битвой гадали на стрелах у статуи Хубала, а с собой
везли на особом верблюде под расписным балдахином небольшой каменный бетил,
подобный стоявшим в святилище Каабы. Считалось, что в трудную минуту
сражения идол должен оказать покровительство «своим» воинам.
Поблизости в Мекки, в местечке Нахла, находилось святилище
общеаравийской богини ал – Узза. Жили в Мекке и иудаисты, и христиане, а
также ханифы – аскеты, благочестивые люди, исповедовавшие строгое
единобожие, но ни к какой из существовавших религиозных общин себя не
причислявшие. Пантеон языческой Мекки состоял из множества богов, один из
которых носил имя Аллах.
в) Религиозный поиск.
К началу проповеди Мухаммада в Аравии сложилась система межплеменных
соглашений, поделивших всё население на три большие группы: хумс, тилла и
тулс. Союз хумс составляли племена, признающие неприкосновенность Мекки и
обеспечивающие её нейтралитет как общего святилища; они следили за
беспрепятственностью прохода караванов торговцев и паломников в Мекку и
обратно. Союз тилла Объединял племена Внутренней Аравии, не входившие в
хумс и отличавшиеся ритуалом Хаджжа (поломничество) и прочими
установлениями. Союз тулс образовали племена Южной Аравии, давно
сложившиеся в особую культурную группу, в жизни которой было особенно
заметно влияние иудаизма и христианства.
Благополучный брак дал Мухаммаду радость отцовства и обеспеченную
жизнь, позволявшую иметь достаточно свободного времени, которое на
протяжение многих лет он посвящал религиозным исканиям. Духовное
напряжение, побуждавшее Мухаммада к раздумьям о цели и смысле жизни, об
основах мироздания, с годами всё крепло и, наконец оформилось убеждение,
что именно ему уготовано узнать истинного Бога и выполнить миссию
возвещения соплеменникам истинной веры.
Неподалёку от Мекки в пустыне была большая скала- гора Хира, в
которой находилась пещера. В поисках одиночества и места, где он мог бы
глубоко размышлять о тайнах добра и зла, Мухаммад всё чаще стал удаляться в
эту пещеру. Он не мог принять образа жизни болшинства своих
соотечественников и искал более высоких идеалов.
Так как в то время в Каабе находились многочичленные идолы разных
богов, а также Аллах был среди них наиболее величественным, то Мухаммад
постепенно пришёл к убеждениям, что Аллах существует так же, как существует
жизнь, смерть и созданная Им Вселенная, и что Его суть отражена уже в самом
имени: Бог, один- единственный, не имеющих равных.Вскоре из пещеры в горе
должна была прозвучать самая знаменитая фраза, произнесённая когда- либо по-
арабски: «Ла иль-ла иль-Алла!»- Нет Бога кроме Аллаха!
Однажды ночью Мухаммад, погружённый в глубокое созерцание, услышал
голос, повелевший ему: «Читай!» «Я не умею читать!»- в ужасе ответил
Мухаммад. Но снова послышался голос и во второй раз повелел ему читать:
« Читай! Во имя Господа твоего, который сотворил- сотворил человека из
сгустка.
Выйдя из транса, со словами, глубоко запечатлевшимися в душе,
Мухаммад покинул пещеру. И тогда он услышал голос ангела с небес:
«Мухаммад, ты посланник Бога, а я Гавриил».
Мухаммад кинулся домой и рассказал всё своей жене, что он то ли стал
пророком, то ли сошёл с ума. Хадия поверила рассказу мужа и вскоре стала
его первой последовательницей. Но был ли это действительно голос Бога?
Прозвучит ли он снова и чего он потребует?- думал Мухаммад. Голос звучал
снова и снова и требовал одного- проповедовать. «О ты, закутанный в плащ,
встань, и возвещай, и славь своего Бога». Отныне жизнь Мухаммада больше ему
не принадлежала. Он был избран проповедовать слово Божье и решил следовать
этому пути, преодолевая преследования, оскорбления и насмешки. Он стал
пророком Бога. Некоторое время спустя произошло событие, оставившее
неизгладимый след в жизни Пророка.

г) Вознесение Мухаммада (Мирадж).
В ночь с 26 на 27 число месяца раджаб Мухаммада, спавшего у Каабы, разбудил
громкий призыв: «Проснись, спящий!». Открыв глаза, он увидел ангела
Джабраила в ослепительно белом одеянии, расшитом золотом и жемчугом. Рядом
стояло удивительное животное- белая лошадь с человеческим ликом и лучистыми
крыльями. На этом прекрасном создании Аллаха, именуемом ал- Бурак (
«блеск», «молния» ), некогда ездил пророк Ибрахим, а теперь на него сел
Мухаммад и мгновенно перенёсся на север.
Первая остановка ожидала Мухаммада, сопровождаемого Джабраилом, на горе
Синай, где пророку Мусе явился Бог. Помолившись здесь, Мухаммад перенёсся в
Байт Лахм (Вифлеем), где родился пророк Иса. После молитвы они продолжили
путешествие и опустились на Храмовой горе, на месте будущей мечети Куббат
ас- Сахра («Купол скалы») в Иерусалиме, где Мухаммад привязял коня к тому
же кольцу, к которому раньше привязывали его Ибрахим, Муса и Иса. Вместе с
ними и другими пророками Мухаммад провёл молитву, а выходя из храма,
увидел, как с неба опускается освещённая неземным светом лестница. Мухаммад
мгновено поднялся по ней к семи небесам. На первом небе его обнял
прародитель Адам, а на седьмом небе он предстал перед Аллахом, чей лик был
скрыт многими тысячями покрывал. Здесь емубыло даровано предписание о
пятикратной молитве и предложены сосуды: один с вином, другой с молоком.
Мухаммад выпил молока. «Ты поступаешь правильно, - сказал Джабраил. – Если
бы ты выбрал вино, весь народ бы твой сбился с истинного пути».
Спустившись, Мухаммад сел на коня и в тот же миг оказался там, где был
разбужен.
Утром, встав на ограду Каабы, Мухаммад созвал соплеменников и поведал о
случившемся с ним. Жители Мекки не хотели верить рассказу о ночном
путешествии и вознесение на небеса. Тогда Аллах показал Мухаммаду панораму
Иерусалима, и он подробно описал всё, что там происходит, даже перечичлил
каравны, следующие из города в сторону Мекки.
д) Первые проповеди.
Мухаммед стал проповедовать на улицах Мекки. Поначалу участниками молений
в доме Мухаммада были только домочадцы и маленький Али- его двоюродный
брат. Позже к ним присоединились купец Абу Бакр и ещё несколько человек из
разных родов. Когда число последователей Мхаммада превысило три десятка,
верующие стали собираться в доме ал- Аркама. Дом располагался на склоне
холма ас- Сафа.
За несколько лет к последователям Мухаммада прибавилось не более 20
человек. В их числе были дядя Мухаммада Хамза и Умар ибн ал- Хаттаб,
человек решительного характера и с большим авторитетом.
Не отвергая традиционного обряда поклонения Каабе, мухаммад установил
новую для арабов форму служения Богу, включавшую рял поз,
выражающихблагоговение, и многократное повторение фраз: «Хвала Аллаху» и
«Аллах велик». Завершая молитву, человек должен был простереться ниц. Это
невиданная прежде поза самоуничижения- земной поклон- возмущала многих
жителей Мекки. Мухаммад называл их гордецами, не желающими покориться
Аллаху.
е) Слово претворяется в дело.
Криком, обычно предупреждавшим горожан об опасности, Мухаммад со склона
холма ас-Сафа возвестил жителям Мекки о ниспосланном ему Слове Божьем. Он
призвал отказаться от поклонения идолам и обратиться к Аллаху, одному-
единственному Богу. Имя Аллах является лишь одним из обозначений Бога,
истинного же Его имени не знает никто из живущих. Мухаммад объявил, что
других богов не существует, а верующие в них будут наказаны Аллахом. В мире
всё совершается по воле Аллаха. Он награждает за смирение и веру,
наказывает за гордыню и нечстие. Он сотворил мир, и Он положит ему конец.
Тогда умершие воскреснут и будут приведены к Аллаху на суд. С каждого
спросится по его делам, и всем воздастся сполна. Праведники навечно
поселятся в райских садах, а грешников ждут адские муки.
В подобном «символе веры» Мухаммада не было ничего принципиально
нового. Единобожие проповедовали иудеи и христиане. Библейские сюжеты были
хорошо известны в Аравии. Псалтыри с песнопениями Давида, религиозные гимны
христиан пользовались популярностью и в языческой среде. Огонёк, горящий в
хижине христианского отшельника,- весьма распространённый образ в поэзии
кочевников- бедуинов. Мухаммад утверждал, что Аллах- тот же Бог, что и Бог
иудеев и христиан. Просто они получили истинное откровение раньше арабов и
поэтому успели частично забыть и частично исказить его. Поэтому Мухаммад
был твёрдо убеждён, что наряду с соплеменниками иудеи и христиане примут
его проповедь как очищение их религий, увидят в нём долгожданного Мессию.
Но для иудеев это было совершенно невозможно: Мухаммад даже по
происхождению не мог быть Мессией. Для христиан Иисус Христос уже был
Богом, и они не собирались изменять своих убеждений.
В итоге Мухаммад не добился от предполагаемых единоверцев ничего,
кроме угроз и упрёков. А затем одно за другим стали происходить события,
которым суждено было повлиять на ход мировой истории, изминить судьбу не
только обитателей Аравии, но и многих ближних и дальних регионов, положить
начало одной из крупнейших цивилизаций.
После начала публичных проповедей, пока знать Мекки относилась к ним
без ярко вырвженной вражды, число мусульман удвоилось. Вокруг Пророка
сформировалась постоянная группа людей, внимавших его речам. Среди них были
рабы, вольноотпущенники, бедуины- иноплеменники, юноши из знатных родов.
Хотя число мусульман (от слова «муслим»- «отдавший себя»), следовавших за
посланником Аллаха, было невелико, правители Мекки забеспокоились: как бы
эта небольшая сплочённая община не повредила одной из основ местной
торговли- почитанию святынь Каабы. Заявление Мухаммада о том, что отцы и
предки жителей Мекки горят в адском пламени за своё идолопоклонство,
вызвало откровенную враждебность и преследования мусульман.
Открытые моления мусульман возле Каабы пришлось прекратить, а когда
мусульманесобирались в окрестных ущельях, на них нападали и завязаывались
драки. Мухаммада громко обвиняли в одержимости, с ехидством требовали
сотворить чудо, поносили как плохого рассказчика пустых, общеизвестных
историй. Старейшины родов запрещали молодёжи оющаться с мусульманами.
Некоторые родители запирали своих детей- мусульман и даже сажали на цепь.
По решению Мухаммада часть мусульман перебрались в Абиссинию
(Эфилпию), найдя убежище в христианской стране. Самомк Пророку и оставшейся
с ним небольшой группе мусульман выносить преследования помогала поддержка
главы его рода Абу Талиба, который сам ислама не принял, но считал своим
долгом оберегать родича от враждебных выпадков.
поддержка главы его рода Абу Талиба, который сам ислама не принял,
но считал своим долгом оберегать родича от враждебных выпадков.
На десятый год после начала проповедей умер Абу Талиб, и главой рода
Хашим стал один из непримиримых врагов Мухаммада по прозвищу Абу Лахаб
(«отец адского огня»). Вскоре умерла Хадиджа, которая неизменно
поддерживала Пророка.
В период между пятьюдесятью шестью и шестьюдесятью годами Мухаммад
женился ещё девять раз. Многие из этих браков имели политическую подоплёку.
Брак с Марией, дочерью наместника Египта, был просто необходим, исходя из
военных интересов Мухаммада. Из тех же соображений был заключён брак с
Зейнаб, дочерью правителя соседней Абиссинии. Враждебно настроенные иудеи
примирились с Мухаммадом после его женитьби на Сафии, дочери одного из
иудейских вождей. Среди всех этих женщин особое положение любимой жены
занимала Айша, дочь давнего друга Мухаммада Абу Бакра.
Но это было позже, а пока лишённый поддержки рода Мухаммад оказался в
положении изгоя. Отныне пребывание в Мекке становилось для него смертельно
опасным. Удручённый, он замкнулся в кругу домочадцев, а затем попытялся
проповедовать в Таифе, расположенном неподалёку от Мекки. Однако попытка
проповеди в этом городе закончилась тем, что Мухаммада осмеяли и забросали
камнями.
Вынужденный противостоять отчаянному сопротивлению, Мухаммад вскоре
после смерти своей жены был приглашён в Йасриб ( город примерно в 320 км от
Мекки). Семьдесят пять самых знатных жителей Йасриба просили его об этом.
Городу был необходим сильный и справедливый вождь для решения внутренних
проблем. Поразмыслив над предложением и взяв с людей клятву следовать
исламу, Мухаммад в конце концов согласился переселиться в Йасриб. Вначале
он послал туда 100 мусульманских семей. Но когда жители Мекки узнали о его
намерении покинуть город, они решили во что бы то ни стало
воспрепятствовать этому. Они хотели уничтожить движение, грозившее самому
их существованию. Когда Мухаммад вместе с одним из своих сторонников уже
уходил из Мекки, враги почти настигли их. Спутник Мухаммада в отчаянии
вскричал: « Нас только двое!» «Нет, трое,- поправил Мухаммад,- ведь с нами
Бог».
Это было в 622 году до н.э. Переселение- известное как «хиджара», что
означает «бегство»- считается у мусульман поворотным пунктом мировой
истории, и с этого года они отсчитывают свой календарь. Йасриб вскоре
переименовали в Мединат ун- Наби, «город Пророка», а потом это название
сократилось до Медины- «город».
В Медине Презираемый проповедник стал искусным политиком; пророк
превратился в государственного мужа. С поразительной умелостью Мухаммад
сплотил различные враждующие кланы города в упорядоченное сообщество.
Мухаммад правил справедливо, наказывая виновных, но проявляя мягкость к
своим враеам и прощая их. Слухи о нём распостранились по соседним странам,
и со всей Аравии стали стекаться люди, чтобы посмотреть на его достижения.
Через восемь лет после бегства из Мекки Мухаммад, покинувший её как беглец,
вернулся домой, почти не встретив сопротивления. Город, который жестоко
обошёлся с ним, теперб лежал у его ног; прежние преследователи юыли в его
власти. Однако он отказался воспользоваться своей победой. В час торжества
прошлое было забыто. Придя к знаменитому капищу Каабы, которое было
религиозным центром Мекки с незапамятных времён, он разбил всех идолов и
вновь посвятил храм единственному Богу, Аллаху. Он обратил почти весь город
в ислам, но са вернулся в Медину.
ж) Распространение ислама.
Через два года, в 632 г. н. э., Мухаммад умер, будчи фактически правителем
всей Аравии. У

Новинки рефератов ::

Реферат: Стрекозы (Биология)


Реферат: Отчет по общеметаллургической практике (Металлургия)


Реферат: Культура Византии. Крещение Руси. (Культурология)


Реферат: Гадание (Религия)


Реферат: Билеты по истории России (История)


Реферат: Управление качеством продукции (Менеджмент)


Реферат: Программирование с помощью Delphi (Программирование)


Реферат: Появление христианства (Религия)


Реферат: Степени сравнения прилагательных в латинском языке (Иностранные языки)


Реферат: Графические редакторы на примере Adobe ImageStyler (Программирование)


Реферат: Олимпийские виды спорта. Лыжный спорт (Спорт)


Реферат: Петр Аркадьевич Столыпин - великий реформатор или провинциальный политик? (История)


Реферат: Реклама в маркетинговой деятельности предприятия (Маркетинг)


Реферат: Господарський договір (Право)


Реферат: А.Н. Островский "Бесприданница" (Литература)


Реферат: Модификация биологически активными системами синтетического полиизопрена (Химия)


Реферат: Мировое сообщество и проблемы борьбы с терроризмом (История)


Реферат: Тектонические озера (Геодезия)


Реферат: Страхование (Страхование)


Реферат: Блокада (История)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист