GeoSELECT.ru



Социология / Реферат: Cоциальные общности (Социология)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Cоциальные общности (Социология)


.
План работы:

I. Введение………………………………………………………………………………………………3
II. Понятие социальной общности и её разновидности.
1. Понятие социальной общности………………………………4
2. Разновидности социальных общностей……………4
III. Социальные организации.
1. Понятие виды и структура социальных
организаций…………………………………………………………………………6
IV. Социальные классы и классовые отношения.
4.1. ………………………………………………………………………………………………………7
V. Социальная стратификация и социальная мобильность.
5.1. Понятие социальной стратификации…………………8
5.2. Системы социальной стратификации…………………9
5.3. Понятие социальной мобильности………………………13
VI. Заключение…………………………………………………………………………………………14
VII. Список использованной литературы………………………………15



I.Введение.

Объектом социологической познания является общество. Термин
«социология» происходит от латинского «societas» - общество и греческого
«logos» - учение, означая в буквальном переводе «учение об обществе».
Человеческое общество - это уникальное явление. Оно прямо или опосредованно
является объектом многих наук (истории, философии, экономики, психологии,
юриспруденции и др.), каждая из которых имеет свой ракурс изучения
общества, т.е. свой предмет.
Предмет социологии - это социальная жизнь общества, т.е. комплекс
социальных явлений, вытекающих из взаимодействия людей и общностей. Понятие
«социальное» расшифровывается как относящееся к жизни людей в процессе их
взаимоотношений. Жизнедеятельность людей реализуется в обществе в трех
традиционных сферах (экономической, политической, духовной) и одной
нетрадиционной - социальной. Три первые дают горизонтальное сечение
общества, четвертая - вертикальное, подразумевающее деление по субъектам
общественных отношений (этносам, семьям и др.). Эти элементы социального
устройства в процессе их взаимодействия в традиционных сферах и составляют
основу социальной жизни, которая во всем своем многообразии существует,
воссоздается и изменяется лишь в деятельности людей.
Люди взаимодействуют, объединяясь в различные общности, социальные
группы. Их деятельность носит преимущественно организованный характер.
Общество можно представить как систему взаимодействующих и взаимосвязанных
общностей и институтов, форм и методов социального контроля. Личность
проявляет себя через совокупность социальных ролей и статусов, которые она
играет или занимает в этих социальных общностях и институтах. При этом под
статусом понимается положение человека в обществе, определяющее доступ к
образованию, богатству, власти и проч. Роль можно определить как ожидаемое
от человека поведение, обусловленное его статусом. Таким образом,
социология изучает социальную жизнь, то есть взаимодействие социальных
субъектов по проблемам, связанным с их социальным статусом.
Из обозначения объекта и предмета формируется определение социологии
как науки. Его многочисленные варианты при разных формулировках имеют
содержательную тождественность или близость. Социология определяется в
разнообразных вариантах:
. как научное изучение общества и общественных отношений (Нейл Смелзер,
США);
. как наука, изучающая практически все социальные процессы и явления
(Энтони Гидденс, США);
. как изучение явлений взаимодействия людей и явлений, вытекающих из этого
взаимодействия (Питирим Сорокин, Россия - США);
. как наука о социальных общностях, механизмах их становления,
функционирования и развития и т.д. Разнообразие определений социологии
отражает сложность и многогранность ее объекта и предмета.



II. Понятие социальной общности и её разновидности.

2.1. Понятие социальной общности.

Общество - система, так как это совокупность элементов, находящихся
во взаимосвязи и взаимоотношениях и образующих единое целое, способное во
взаимодействии с внешними условиями изменять свою структуру. Это система
социальная, т.е. связанная с жизнедеятельностью людей и их
взаимоотношениями. Общество имеет внутреннюю форму организации, т.е. свою
структуру. Она сложна, и выявление ее компонентов требует аналитического
подхода с использованием разных критериев. Под структурой общества
понимается его внутреннее устройство.
По форме жизнепроявления людей общество подразделяется на
экономическую, политическую и духовную подсистемы, именуемые в социологии
социальными системами (сферами общественной жизни). По субъекту
общественных отношений в структуре общества выявляются демографическая,
этническая, классовая, поселенческая, семейная, профессиональная и другие
подсистемы. По типу социальных связей своих членов в обществе выделяются
социальные группы, социальные институты и социальные организации.

2.2. Разновидности социальных общностей.

Социальная группа - это совокупность людей, которые определенным
образом взаимодействуют друг с другом, осознают свою принадлежность к
данной группе и считаются ее членами с точки зрения других людей.
Традиционно выделяют первичные и вторичные группы. К первым относятся
небольшие по составу коллективы людей, где устанавливается непосредственный
личный эмоциональный контакт. Это семья, компания друзей, рабочие бригады и
проч. Вторичные группы образуются из людей, между которыми почти нет
личного эмоционального отношения, их взаимодействия обусловлены стремлением
к достижению определенных целей, общение носит преимущественно формальный,
обезличенный характер.
При формировании социальных групп вырабатываются нормы и роли, на
основе которых устанавливается определенный порядок взаимодействия. По
размеру группы могут быть самыми разнообразными, начиная от 2 человек.
К социальным общностям относятся массовые социальные группы, которые
характеризуются следующими признаками: статистический характер,
вероятностная природа, ситуативный характер общения, разнородность,
аморфность (н-р, демографические, расовые, половые, этнические и др.
общности).
Социальные институты – устойчивые формы организации и регулирования
общественной жизни. Их можно определить как совокупность ролей и статусов,
предназначенных для удовлетворения определенных социальных потребностей.
Они классифицируются по общественным сферам:
экономические (собственность, зарплата, разделение труда), которые
служат производству и распределению ценностей и услуг;
политические (парламент, армия, полиция, партия) регулируют
использование этих ценностей и услуг и связаны с властью;
институты родства (брак и семья) связаны с регулированием деторождения,
отношений между супругами и детьми, социализацией молодежи;
институты культуры (музеи, клубы) связаны с религией, наукой,
образованием и др;
институты стратификации (касты, сословия, классы), которые
детерминируют распределение ресурсов и позиций.
Социальная организация - это объединение людей, совместно реализующих
некоторую программу или цель и действующих на основе определенных процедур
и правил. Социальные организации различаются по сложности, специализации
задач и формализации ролей и процедур. Существует несколько типов
классификации социальных организаций. Наиболее распространенной является
классификация на основе типа членства людей в какой-либо организации. В
соответствии с этим критерием выделяют три типа организаций: добровольные,
принудительные или тоталитарные и утилитарные.
В добровольные организации люди вступают для достижения целей, которые
считаются морально значимыми, для получения личного удовлетворения,
повышения социального престижа, возможности самореализации, но не для
материального вознаграждения. Эти организации, как правило, не связаны с
государственными, правительственными структурами, они образуются для
преследования общих интересов их членов. К таким организациям можно
отнести религиозные, благотворительные, общественно-политические
организации, клубы, ассоциации по интересам и проч.
Отличительной чертой тоталитарных организаций является недобровольное
членство, когда люди принуждаются вступать в эти организации, а жизнь в них
строго подчинена определенным правилам, есть надзирающий персонал,
проводящий умышленный контроль над средой обитания людей, ограничения в
общении с внешним миром и т.д. Названные организации – это тюрьмы, армия,
монастыри и проч.
В утилитарные организации люди вступают для получения материального
вознаграждения, заработной платы.
В реальной жизни трудно выделить чистые типы рассмотренных организаций,
как правило, бывает налицо сочетание признаков разных типов.
По степени рациональности в достижении целей и степени эффективности
выделяют традиционные и рациональные организации.



III. Социальные организации.
3.1. Понятие социальных организаций.

Социальная организация - это объединение людей, совместно реализующих
некоторую программу или цель и действующих на основе определенных процедур
и правил. Социальные организации различаются по сложности, специализации
задач и формализации ролей и процедур. Существует несколько типов
классификации социальных организаций. Наиболее распространенной является
классификация на основе типа членства людей в какой-либо организации. В
соответствии с этим критерием выделяют три типа организаций: добровольные,
принудительные или тоталитарные и утилитарные.
В добровольные организации люди вступают для достижения целей, которые
считаются морально значимыми, для получения личного удовлетворения,
повышения социального престижа, возможности самореализации, но не для
материального вознаграждения. Эти организации, как правило, не связаны с
государственными, правительственными структурами, они образуются для
преследования общих интересов их членов. К таким организациям можно
отнести религиозные, благотворительные, общественно-политические
организации, клубы, ассоциации по интересам и проч.
Отличительной чертой тоталитарных организаций является недобровольное
членство, когда люди принуждаются вступать в эти организации, а жизнь в них
строго подчинена определенным правилам, есть надзирающий персонал,
проводящий умышленный контроль над средой обитания людей, ограничения в
общении с внешним миром и т.д. Названные организации – это тюрьмы, армия,
монастыри и проч.
В утилитарные организации люди вступают для получения материального
вознаграждения, заработной платы.
В реальной жизни трудно выделить чистые типы рассмотренных организаций,
как правило, бывает налицо сочетание признаков разных типов.
По степени рациональности в достижении целей и степени эффективности
выделяют традиционные и рациональные организации.
Социальные институты – устойчивые формы организации и регулирования
общественной жизни. Их можно определить как совокупность ролей и статусов,
предназначенных для удовлетворения определенных социальных потребностей.
Они классифицируются по общественным сферам:
экономические (собственность, зарплата, разделение труда), которые
служат производству и распределению ценностей и услуг;
политические (парламент, армия, полиция, партия) регулируют
использование этих ценностей и услуг и связаны с властью;
институты родства (брак и семья) связаны с регулированием деторождения,
отношений между супругами и детьми, социализацией молодежи;
институты культуры (музеи, клубы) связаны с религией, наукой,
образованием и др;
институты стратификации (касты, сословия, классы), которые
детерминируют распределение ресурсов и позиций.



IV. Социальные классы и классовые отношения.

4.1. Социальные классы.

Классовая стратификация характерна для открытых обществ. Она
существенно отличается от кастовой и сословной стратификации. Эти отличия
проявляются в следующем:
- классы не создаются на основе правовых и религиозных норм, членство в
них не основано на наследственном положении;
- классовые системы более подвижны, и границы между классами не бывают
жестко очерчены;
- классы зависят от экономических различий между группами людей,
связанных с неравенством во владении и контроле над материальными
ресурсами;
- классовые системы осуществляют в основном связи внеличностного
характера. Главное основание классовых различий – неравенство между
условиями и оплатой труда – действует применительно ко всем
профессиональным группам как результат экономических обстоятельств,
принадлежащих экономике в целом;
- социальная мобильность значительно проще, чем в других
стратификационных системах, формальных ограничений для нее не существует,
хотя мобильность реально сдерживается стартовыми возможностями человека и
уровнем его притязаний.
Классы можно определить как большие группы людей, отличающиеся по своим
общим экономическим возможностям, которые значительно влияют на типы их
стиля жизни.
Наиболее влиятельные теоретические подходы в определении классов и
классовой стратификации принадлежат К.Марксу и М. Веберу.
По суждениям Маркса, класс - это общность людей, находящаяся в прямом
отношении к средствам производства. Он выделял в обществе на разных этапах
эксплуатирующие и эксплуатируемые классы. Стратификация общества по Марксу
одномерна, связана только с классами, так как ее главным основанием служит
экономическое положение, а все остальные (права, привилегии, власть,
влияние) вписываются в «прокрустово ложе» экономического положения,
совмещаются с ним.
М.Вебер определил классы как группы людей, имеющих сходную позицию в
рыночной экономике, получающих сходное экономическое вознаграждение и
располагающих сходными жизненными шансами. Классовые разделения проистекают
не только от контроля за средствами производства, но и от экономических
различий, не связанных с собственностью. Такие источники включают в себя
профессиональное мастерство, редкую специальность, высокую квалификацию,
владение интеллектуальной собственностью и проч. Вебер дал не только
классовую стратификацию, считая ее лишь частью структурирования,
необходимого для сложного по устройству капиталистического общества. Он
предложил трехмерное деление: если экономические различия (по богатству)
порождают классовую стратификацию, то духовные (по престижу) - статусную, а
политические (по доступу к власти) - партийную. В первом случае речь идет о
жизненных шансах социальных слоев, во втором - об образе и стиле их жизни,
в третьем - о владении властью и влиянии на нее. Большинство социологов
считает веберовскую схему более гибкой и соответствующей современному
обществу.



V. Социальная стратификация и социальная мобильность.
5.1. Понятие социальной стратификации.

Люди различаются между собой по множеству признаков: полу, возрасту,
цвету кожи, вероисповеданию, этнической принадлежности и пр. Но социальными
эти различия становятся лишь тогда, когда они влияют на положение человека,
социальной группы на лестнице социальной иерархии. Социальные различия
определяют социальное неравенство, подразумевающее наличие дискриминации по
разным признакам: по цвету кожи - расизм, по полу - сексизм, по этнической
принадлежности - этнонационализм, по возрасту - эйджеизм. Социальное
неравенство в социологии, как правило, понимается как неравенство
социальных слоев общества. Оно и является основой социальной стратификации.
В буквальном переводе стратификация означает «делать слои», т.е. делить
общество на слои ( stratum - слой, facere - делать). Стратификация может
быть определена как структурированные неравенства между различными группами
людей. Общества могут рассматриваться как состоящие из страт, расположенных
иерархично - с наиболее привилегированными слоями на вершине и наименее - у
основания.
Основы теории стратификации были заложены М.Вебером, Т.Парсонсом,
П.Сорокиным и др. Т.Парсонс выделил три группы дифференцирующих признаков.
К ним относятся:
1) характеристики, которыми люди обладают от рождения, – пол, возраст,
этническая принадлежность, физические и интеллектуальные особенности,
родственные связи семьи и проч.;
2) признаки, связанные с исполнением роли, т.е. с различными видами
профессионально-трудовой деятельности;
3) элементы «обладания», куда включаются собственность, привилегии,
материальные и духовные ценности и т.д.
Эти признаки являются исходной теоретической основой многомерного
подхода к изучению социальной стратификации. Социологи выделяют
разнообразные срезы или измерения при определении количества и
распределения социальных страт. Это разнообразие не исключает сущностных
признаков стратификации. Во-первых, она связана с распределением населения
в иерархически оформленные группы, т.е. высшие и низшие слои; во-вторых,
стратификация заключается в неравном распределении социокультурных благ и
ценностей. По мнению П.Сорокина, объектом социального неравенства выступают
4 группы факторов:
-права и привилегии
-обязанности и ответственность
-социальное богатство и нужда
-власть и влияние
Стратификация тесно связана с господствующей в обществе системой
ценностей. Она формирует нормативную шкалу оценивания различных видов
человеческой деятельности, на основе которой происходит ранжирование людей
по степени социального престижа. В эмпирических исследованиях в современной
западной социологии престиж часто обобщенно определяется при помощи трех
измеряемых признаков – престиж профессии, уровень дохода, уровень
образования. Этот показатель называют индексом социально-экономической
позиции.
Социальная стратификация выполняет двойную функцию: выступает как метод
выявления слоев данного общества и в то же время представляет его
социальный портрет. Социальная стратификация отличается определенной
стабильностью в рамках конкретного исторического этапа.

5.2. СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ СТРАТИФИКАЦИИ.

Независимо от форм, которые принимает социальная стратификация, ее
существование универсально. Известны четыре основные системы социальной
стратификации: рабство, касты, кланы и классы.

Рабство – экономическая, социальная и юридическая форма закрепощения людей,
граничащая с полным бесправием и крайней степенью неравенства..

Причины рабства. Неотъемлемой чертой рабства является владение одних
людей другими. Рабы были и у древних римлян, и у древних африканцев. В
Древней Греции рабы занимались физическим трудом, благодаря чему свободные
граждане имели возможность самовыражения в политике и искусствах. Наименее
типичным рабство было для кочевых народов, особенно охотников и
собирателей, а наибольшее распространение оно получило в аграрных
обществах.
Обычно указывают на три причины рабства. Во-первых, долговое обязательство,
когда человек, оказавшийся не в состоянии заплатить долги, попадал в
рабство к своему кредитору. Во-вторых, нарушение законов, когда казнь
убийцы или грабителя заменяли на рабство, т.е. виновника передавали
пострадавшей семье в качестве компенсации за причиненное горе или ущерб. В-
третьих, война, набеги, покорение, когда одна группа людей завоевывала
другую и победители использовали часть пленников в качестве рабов.

Условия рабства. Условия рабства и рабовладения существенно различались в
разных регионах мира. В некоторых странах рабство было временным состоянием
человека: отработав на своего хозяина положенное время, раб становился
свободным и имел право вернуться на родину. Так, израильтяне освобождали
своих рабов в юбилейный год, каждые 50 лет. Рабы в Древнем Риме, как
правило, имели возможность купить свободу; чтобы собрать необходимую для
выкупа сумму, они заключали сделку со своим хозяином и продавали свои
услуги другим людям (именно так поступали некоторые образованные греки,
попавшие в рабство к римлянам). Однако во многих случаях рабство было
пожизненным; в частности осужденные на пожизненные работы преступники
превращались в рабов и трудились на римских галерах в качестве гребцов до
самой смерти.

Не везде статус раба передавался по наследству. В Древней Мексике дети
рабов всегда были свободными людьми. Но в большинстве стран дети рабов
автоматически тоже становились рабами, хотя в некоторых случаях ребенка
раба, всю жизнь прослужившего в богатой семье, эта семья усыновляла, он
получал фамилию своих хозяев и мог стать одним из наследников наравне с
остальными детьми хозяев. Как правило, рабы не имели ни имущества, ни
власти. Однако, например, в Древнем Риме, рабы имели возможность скопить
какую-то собственность и даже добиться высокого положения в обществе.

Рабство в Новом Свете берет свое начало со службы европейцев по договору.
Эта служба в Новом Свете представляла собой нечто среднее между контрактом
о найме работника и рабством.
Многие европейцы, решившие начать новую жизнь в американских колониях, были
не в состоянии заплатить за билет. Капитаны судов, отплывающих в Америку,
соглашались перевозить таких пассажиров в кредит при условии, что после их
прибытия на место найдется кто-нибудь, кто заплатит их долг капитану. Таким
образом неимущие получали возможность добраться до американских колоний,
капитан получал плату за их провоз, а состоятельные колонисты получали
бесплатных слуг на определенный срок.

Общие характеристики рабства. Хотя рабовладельческая практика была
различной в разных регионах и в разные эпохи, но независимо от того, было
ли рабство следствием неуплаченного долга, наказания, военного плена или
расовых предрассудков; было ли оно пожизненным или временным;
наследственным или нет, раб все равно являлся собственностью другого
человека, и система законов закрепляла статус раба. Рабство служило
основным разграничением между людьми, четко указывающим, какой человек
является свободным (и по закону получает определенные привилегии), а какой
— рабом (не имеющим привилегий).
Рабство исторически эволюционировало. Различают две его формы:
> патриархальное рабство – раб обладал всеми правами младшего члена
семьи: жил в одном доме с хозяевами, участвовал в общественной жизни,
вступал в брак со свободными; его запрещалось убивать;
> классическое рабство – раба окончательно закабалили; он жил в
отдельном помещении, ни в чем не участвовал, в брак не вступал и семьи
не имел, он считался собственностью хозяина.
Рабовладение – единственная в истории форма социальных отношений, когда
один человек выступает собственностью другого, и когда низший слой лишен
всяческих прав и свобод.

Кастой называют социальную группу (страту), членством в которой человек
обязан исключительно своим рождением..
Достигнутый статус не в состоянии изменить место индивида в этой системе.
Люди, по рождению принадлежащие к группе с низким статусом, всегда будут
иметь этот статус независимо от того, чего они лично сумели достичь в
жизни.
Общества, для которых характерна такая форма стратификации, стремятся к
четкому сохранению границ между кастами, поэтому здесь практикуется
эндогамия — браки в рамках собственной группы — и существует запрет на
межгрупповые браки. Для предотвращения контактов между кастами такие
общества вырабатывают сложные правила, касающиеся ритуальной чистоты,
согласно которым считается, что общение с представителями низших каст
оскверняет высшую касту.
Индийское общество — наиболее яркий пример кастовой системы. Основанная
не на расовых, а на религиозных принципах, эта система просуществовала
почти три тысячелетия. Четыре основные индийские касты, или варны,
подразделяются на тысячи специализированных подкаст (джати), причем
представители каждой касты и каждой джати занимаются каким-то определенным
ремеслом; так, брахманы могут быть только священнослужителями или учеными,
касту кшатриев составляют знатные люди и воины; все вайшьи — купцы и
искусные ремесленники; шудры — простые рабочие и крестьяне; хариджан —
отверженные, неприкасаемые, занимающиеся унизительным трудом.
Хотя в 1949 г. правительство Индии объявило об отмене кастовой системы,
силу вековых традиций невозможно перебороть столь легко, и кастовая система
продолжает оставаться частью повседневной жизни Индии. К примеру, обряды,
которые человек проходит при своем рождении, бракосочетании, смерти,
диктуются кастовыми законами. Однако индустриализация и урбанизация
разрушают кастовую систему, поскольку сложно соблюдать кастовые
разграничения в переполненном незнакомыми людьми городе.
До недавнего времени Южно-Африканская Республика являла собой еще один
пример общества, в котором социальная стратификация была основана на
кастовой системе. Европейцы голландского происхождения — многочисленное
национальное меньшинство, называющее себя африканерами, осуществляя
контроль над правительством, полицией и армией, проводило в жизнь идеи о
собственной системе стратификации, которую они определили как апартеид —
разделение рас. Население страны разделялось на четыре расовые группы:
европейцы (белые), африканцы (черные), цветные (смешанная раса) и азиаты.
Принадлежность к конкретной группе определяла, где тот или иной человек
имеет право жить, учиться, работать; где тот или иной человек имеет право
купаться или смотреть кино — белым и не-белым запрещалось находиться вместе
в общественных местах. После десятилетий международных торговых санкций,
спортивных бойкотов и т.п. африканеры были вынуждены ликвидировать свою
кастовую систему.
После отмены рабства в Соединенных Штатах (1 января 1863 г.) оно было
«заменено» расовой кастовой системой — рождение человека накладывало на
него пожизненную мету, и все белые американцы, в том числе бедные и
необразованные, считали себя лучше и выше любых американцев африканского
происхождения. Такое отношение сохранялось даже в первой половине XX в.,
через много лет после отмены рабства. Так же, как в Индии и Южной Африке,
белые — представители высшей касты боялись «запачкаться» от общения с
чернокожими, настаивая на существовании раздельных школ, гостиниц,
ресторанов и даже туалетов и фонтанчиков для питья в общественных местах.
Клан – род или родственная группа, связанная хозяйственными и
общественными узами..
Клановая система типична для аграрных обществ. В подобной системе каждый
индивид связан с обширной социальной сетью родственников — кланом. Клан
представляет собой нечто вроде очень разветвленной семьи и имеет сходные
черты: если клан имеет высокий статус, такой же статус имеет и индивид,
принадлежащий к этому клану; все средства, принадлежащие клану, скудные или
богатые, в равной степени принадлежат каждому члену клана; верность клану
является пожизненной обязанностью каждого его члена.
Кланы напоминают и касты: принадлежность к клану определяется по рождению
и является пожизненной. Однако в отличие от каст вполне допускаются браки
между различными кланами; они даже могут использоваться для создания и
укрепления союзов между кланами, поскольку обязательства, налагаемые браком
на родственников супругов, способны объединять членов двух кланов. Процессы
индустриализации и урбанизации превращают кланы в более изменчивые группы,
в конце концов заменяя кланы социальными классами.
Кланы особенно сплачиваются в период опасности, как видно из следующего
примера.
Класс – большая социальная группа людей не владеющих средствами
производства, занимающая определенное место в системе общественного
разделения труда и характеризующаяся специфическим способом получения
дохода..
Системы стратификации, основанные на рабстве, кастах и кланах, являются
закрытыми. Границы, разделяющие людей, настолько четки и тверды, что не
оставляют людям возможности для перемещения из одной группы в другую, за
исключением браков между членами различных кланов. Классовая система
гораздо более открыта, поскольку базируется в первую очередь на деньгах или
материальной собственности. Принадлежность к классу также определяется при
рождении — индивид получает статус своих родителей, однако социальный класс
индивида в течение его жизни может измениться в зависимости от того, чего
он сумел (или не сумел) достичь в жизни. Кроме того, не существует законов,
определяющих занятие или профессию индивида в зависимости от рождения или
запрещающих вступление в брак с представителями других социальных классов.
Следовательно, основной характеристикой этой системы социальной
стратификации является относительная гибкость ее границ. Классовая система
оставляет возможности для социальной мобильности, т.е. для движения вверх
или вниз по социальной лестнице. Наличие потенциала для повышения своего
социального положения, или класса, — одна из основных движущих сил,
побуждающих людей хорошо учиться и упорно трудиться. Конечно, семейное
положение, наследуемое человеком с рождения, способно определять и
исключительно невыгодные условия, которые не оставят ему шансов подняться в
жизни слишком высоко, и обеспечить ребенку такие привилегии, что для него
окажется практически невозможным «скатиться вниз» по классовой лестнице.


5.3. Социальная мобильность и ее типы


Понятие «социальной мобильности» было введено П.Сорокиным. Социальная
мобильность означает перемещение индивидов и групп из одних социальных
слоев, общностей в другие, что связано с изменением положения индивида или
группы в системе социальной стратификации. Возможности и динамика
социальной мобильности различаются в различных исторических условиях.
Варианты социальной мобильности разнообразны:
. индивидуальная и коллективная;
. вертикальная и горизонтальная;
. внутрипоколенная и межпоколенная.
Вертикальная мобильность - это изменение положения индивида, которое
вызывает повышение или понижение его социального статуса, переход к более
высокому или низкому классовому положению. В ней разграничивают восходящую
и нисходящую ветви (н-р, карьера и люмпенизация). Горизонтальная
мобильность - это изменение положения, которое не приводит к повышению или
понижению социального статуса.
Внутрипоколенная (интергенерационная) мобильность означает то, что
человек изменяет положение в стратификационной системе на протяжении своей
жизни. Межпоколенная или интергенерационная – предполагает, что дети
занимают более высокое положение, чем их родители.
К каналам или «лифтам» социальной мобильности П.Сорокин относит
следующие социальные институты: армия, церковь, образовательные институты,
семья, политические и профессиональные организации, средства массовой
информации и т.д.



VI. Заключение.


Социальная стратификация выражает социальную неоднородность общества,
существующее в нем неравенство, неодинаковость социального положения людей
и их групп. Под социальной стратификацией понимается процесс и результат
дифференциации общества на различные социальные группы (слои, страты),
отличающиеся по своему общественному статусу. Критерии подразделения
общества на страты могут быть самыми разнообразными, притом как
объективными, так и субъективными. Но чаще всего сегодня выделяются
профессия, доход, собственность, участие во власти, образование, престиж,
самооценка личностью своей социальной позиции. По мнению исследователей
средний класс современного индустриального общества определяет стабильность
социальной системы и в то же время обеспечивает ей динамизм, поскольку
средний класс – это прежде всего высокопродуктивный и
высококвалифицированный, инициативный и предприимчивый работник. Россию
относят к смешанному типу стратификации. У нас средний класс находится на
стадии становления, и этот процесс имеет ключевое и широкое значение для
формирования новой социальной структуры.



VI. Список использованной литературы.


1) Социология. под ред. Ю.Г. Волкова; М. 2000 г.
2) Социология. Э.В. Тадевосян; изд. «Знание» 1999 г.
3) Социология. А.И. Кравченко; изд. «Логос» 2000 г.
4) Социология Н.Смелзер; изд. «Феникс» 1998 г.
5) Энциклопедический социологический словарь. под ред. Г.В. Осипова; 1995
г.





Реферат на тему: Cоциология семейно-брачных отношений

СТУДЕНТАМ :: Лекции (УМК) :: Социология
[pic]
СОЦИОЛОГИЯ СЕМЕЙНО-БРАЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ
[pic]
Семья, этапы ее развития
Семья — это первичная ячейка социальной общности людей, основанная на браке
или кровном родстве, один из самых древних социальных институтов, возникший
значительно раньше классов, наций, государств.
Семья представляет собой сложное социальное явление, в котором
переплетаются многообразные формы социальных отношений и процессов. Трудно
сравнить с ней любое другое социальное образование, в котором
удовлетворялось бы столько разнообразных человеческих и общественных
потребностей. Семья представляет собой такую социальную группу, которая
накладывает свой отпечаток на всю жизнь человека. Все это приводит к тому,
что по отношению к семье не так легко предпринять объективное научное
исследование. Как отметил американский социолог Гуд: <Мы знаем о семье
слишком много, чтобы исследовать ее объективно".
На первых этапах развития человеческого сообщества семьи, в нашем
понимании, не существовало, имели место беспорядочные связи. Первой
социальной санкцией в интимных отношениях мужчины и женщины стало
исключение из полового общения родителей и их детей. Это та историческая
граница, с г рой добрачное состояние первобытного общества переходит в
социально регулируемые отношения.
Первой исторической формой семьи можно считать материнскую семью в составе
рода в эпоху матриархата; иногда ее называют тотемической семьей. Это была
сравнительно большая группа ближайших родственников по женской линии в
первых четырех-пяти поколениях. В семье такого типа существует групповой
брак, отец детей не всегда может быть установлен, и потому происхождение
определялось по материнской линии.
Домовая община как форма семьи существовала у всех индоевропейских народов
и дожила до наших дней (Южная Индия, 154 / Тибет). Она отличается
совместным проживанием нескольких поколений в одном большом доме. В
зависимости от того, по какой линии определяется происхождение, выделялись
материнская и отцовская домовые общины. Если главой рода является женщина,
то в совместном доме живут лишь родственники по женской линии, а мужья
женщин, членов общины, живут в семьях своих матерей и посещают своих жен в
определенных случаях. В этих общинах часто встречалась полиандрия (то есть
многомужество). Понятно, что отцовская домовая община включала в себя
родственников по отцовской линии. Встречалась и билатеральная домовая
община, в которой происхождение определялось и по отцовской, и по
материнской линии.
Моногамная патриархальная семья — это семья, в которой главой семьи и
собственником имущества является отец. Непосредственной причиной перехода к
такому типу семьи считается появление частной собственности и связанного с
нею вопроса о наследовании.
Индивидуальная (нуклеарная, моногамная) семья — самая распространенная
форма семьи в современном мире. Она отличается тем, что является не только
общественной, но и юридически признанной, образуется в результате правового
акта — бракосочетания гражданского или церковного либо того и другого. Надо
отметить, что число членов семьи имеет постоянную тенденцию к уменьшению.
Типичная современная семья — муж, жена, один-двое детей. Наряду с
уменьшением числа членов семьи изменяется и характер взаимоотношений между
ее членами. Большая экономическая самостоятельность супругов ведет к
равноправию и большей самостоятельности каждого из них. Ослабление
эмоциональных связей сопровождается ростом числа разводов, дети лишаются
полноценного родительского воспитания, что, конечно же, ведет к
возникновению новых проблем в обществе. Кроме того, отмечается увеличение
внебрачных союзов, где семья предстает как отдельная ячейка общества, но в
то же время не является правовым институтом. Трансформация семьи влияет и
на взаимоотношения между Родителями и детьми. Прежде всего это проявляется
в том, что Решение родителей имеет все меньший вес в деле заключения браков
их детьми, дети перестают быть носителями семейных традиций. Социальные
условия позволяют им и без опоры на традиции семьи утвердиться в обществе.
Современная семья все больше трансформируется в такую социальную общность,
в основе которой — брачная связь, построенная на любви, взаимном уважении.
В настоящее время в России 66,3 млн. семей. Ежегодно заключается примерно
250-300 тыс. браков, расторгается примерно половина от этого количества. В
1999 году число браков на 1000 населения составило 6,3 брака, разводов —
3,7 Уровень разводов очень различается в городской и сельской местности. В
крупных городах соотношение между браками и разводами 2:1. В сельской
местности ситуация совсем иная Из общего количества распадающихся браков 38
процентов приходится на семьи, просуществовавшие менее четырех лет. Быстро
увеличивается число внебрачных детей. В настоящее время каждый пятый
родившийся — внебрачный ребенок.
Процесс снижения уровня брачности начался в России еще в 70-е годы.
Либерализация норм матримониального поведения, активное распространение
более свободных форм брака и моделей семьи ускорили развитие этого
процесса. Примерно с 1987 г. началось обвальное падение рождаемости. За
пять лет число родившихся сократилось с 2,5 млн. до 1,6 млн., коэффициент
рождаемости, то есть число родившихся на каждую тысячу населения,
сократился на 38 процентов. В 1992 г. впервые за весь послевоенный период
зафиксировано явление депопуляции, то есть когда число умерших стало
превышать число родившихся и начался процесс естественного снижения
численности населения. Если такие тенденции сохранятся, то через пятьдесят
лет население России сократится вдвое. Происходящая в России депопуляция
является результатом не только обвального падения рождаемости, но и
увеличения числа умерших. К началу 80-х гг. Россия по уровню
продолжительности жизни ушла на уровень таких стран-аутсайдеров, как
Вьетнам и Таиланд. От Японии, которая является мировым лидером по
продолжительности жизни (для мужчин — 73,4, для женщин — 78,3 года), наша
страна отстает соответственно на 12 и 5 лет.
Для России характерна высокая смертность мужского населения. В нашей стране
сформировалась сложная и не типичная ни для одной страны структура причин
смертности, в которой патология традиционного и современного типов
соседствуют друг с другом. Особая специфика ситуации заключается в
необычайно высокой смертности от несчастных случаев, отравлений и травм,
Сверхсмертность от травматизма в России — сугубо мужская проблема, женская
смертность от этих причин не выходит за мировые рамки.
Изменения в формировании, развитии и стабильности семьи в России и в их
демографическом поведении порождены не столько кризисными явлениями
последнего десятилетия, а представляют собой накопленный результат
демографических изменений, происходящих в стране на протяжении долгих лет.
Значение семьи в жизни общества и человека в отечественной науке долгое
время недооценивалось. Представления об отмирании института семьи в
социалистическом обществе, присущие 20-м годам, поддерживавшиеся
официальными идеологией и пропагандой, оказались весьма живучими.
Основывались они на негативном отношении к старой семье, которое постепенно
распространялось на этот институт вообще и укоренилось в общественном
сознании. При этом идеологически ориентированная пропаганда рассматривала,
семью как нечто сугубо "личное", противостоящее интересам общества. Термин
"домашняя хозяйка" имеет пренебрежительный оттенок до настоящего времени. В
демографическом же отношении чрезмерная занятость женщин способствовала
стремлению семьи ограничить деторождение, это стало важным фактором
снижения уровня рождаемости.
Ориентация на "мини-детную семью" способствовала изменению в укладе жизни
людей, формированию нового социального положения женщины. По мнению Л. Е.
Дарского, в современной семье на первый план вышли такие потребности, как
желание иметь объект заботы и опеки, потребность в самовыражении, в
передаче жизненного и культурного опыта и т. д. А для удовлетворения этих
потребностей семье много детей не нужно.
В России трудности переустройства общества, пережитые не одним поколением
россиян, вызвали у родителей стремление обеспечить детям более высокий
уровень жизни, чем собственный. Это стало важным мотивом к ограничению
супругами числа детей в семье. По результатам исследования ВЦИОМа 1998
года, 51,9% "прошенных считают идеальной семью с двумя детьми, но планируют
иметь двух детей лишь 20,7 %; идеальной считают семью из трех детей —
17,9%, а планируют иметь трех детей только 3,4 % опрошенных. Семья в
современном обществе претерпела значительно изменения, которые будут нами
рассмотрены.
Микроперепись 1994 года обнаружила также существование такой специфической
категории брачно-семейных отношений, как раздельное жительство супругов.
Хотя доля их относительно невелика: жена проживает отдельно от мужа у 3,2
женатых мужчин, муж проживает отдельно у 4,6 замужних женщин. Эти факты
отражают специфику современного развития семейно-брачных отношений.
Изменения, происходящие с семьей в России на протяжении всего XX века, не
случайны. Сегодня в России семья такая, какая есть. Поэтому ностальгия по
традиционной семье не имеет смысла: семья уже не сможет стать другой,
возврат к прошлому невозможен, как бы мы этого ни хотели. Для семьи
прошлого в современном обществе нет ни социальной, ни экономической базы
Кризис же, если он и существует, касается скорее традиционной семьи,
которая постепенно уступает место семье современного типа.
Для определения сущности семьи необходимо рассмотреть ее функции,
структуру, ролевое поведение ее членов. Наряду с социологией эти проблемы
изучают экономика, демография, этнография, психология, педагогика и т. п.
Структура семьи
Мы уже подчеркивали, что семья — первичный и важнейший институт общества
благодаря тем функциям, которые она реализует. Именно через семью сменяются
поколения людей, в ней появляется на свет человек, продолжается
человеческий род, происходят первичная социализация и воспитание детей,
наконец, реализуется такая благородная функция, как забота о престарелых.
На семью ложится организация быта, потребления, а также значительная часть
хозяйственно-экономических функций.
Структура семьи — совокупность отношений между ее участниками, в том числе
и отношений власти. Выделяются авторитарные семьи, в которых складывается
жесткое подчинение главе семьи, чаще — мужу, детей — родителям, и семьи
демократического типа,1тде распределение ролей, власти происходит не в
соответствии с традициями, а на основе личностных качеств, способностей
супругов, для них характерно равноправие в принятии решений, добровольное
распределение обязанностей. Основные ролевые отношения в семье: муж, жена,
мать, отец, теща, свекровь, старший ребенок, младший ребенок и т. п.
Авторитарная, или традиционная, семья в основном уходит в прошлое. Она
господствовала в тех условиях, когда женщина вела дом, рожала и воспитывала
детей, а муж был хозяином, часто — единоличным собственником имущества, и
обеспечивал экономическую самостоятельность семейства, т. е. существовала
объективная основа для авторитарной семьи. И совсем другое дело, когда
женщина имеет более высокий уровень образования, чем у мужа, активно
участвует в экономическом обеспечении семьи, является совладельцем
собственности. В этом варианте больше условий для формирования равноправных
отношений между членами семьи. Конечно, здесь есть и другая сторона медали.
Рост экономической самостоятельности женщины, ее активное участие в
общественном производстве ведут к перегрузке женщины, снижаются ее
возможности в воспитании детей, увеличивается число разводов, снижается
рождаемость и т. п.
Функции семьи
Функция продолжения рода — это важнейшая и ничем не заменимая функция
современной семьи, если не считать первых колбочных младенцев. Весь опыт
свидетельствует, что по мере развития цивилизации в семье снижается
количество детей, ведь дети — это своего рода страховка супругов для
обеспечения своей старости. Сейчас, чем выше уровень и качество жизни
населения, культура и образованность, тем ниже рождаемость. Идет не
расширение, а сокращение популяции, старение населения. Социологи и
демографы называют это явление демографической революцией. При его анализе
приходится считаться с массой обстоятельств. На уровне рождаемости
сказываются соотношение городского и сельского населения, религиозные и
национальные традиции, генетический фонд, социально-экономические условия.
По медицинской статистике, до 15 процентов семей не имеют детей из-за
бесплодия мужа или жены, причем в соотношении 40:60. Или такой факт: после
апрельской реформы 1991 г. только за два месяца число абортов в нашей
стране увеличилось на 200 тыс.
Снижение рождаемости и, одновременно, детской смертности может сыграть злую
шутку с человеческой популяцией. Сейчас выживают дети со слабой и
отягощенной наследственностью. По Данным Всемирной организации
здравоохранения (ВОЗ), в высокоразвитых странах доля новорожденных, у
которых фиксируются признаки поражения олигофренией (включая слабые и
промежуточные формы), достигает 10-12 процентов. В тяжелой форме болезнь
поражает 3-3,5 процента детей. По выборочному исследованию в одном из
регионов России, среди причин этого заболевания пьянство родителей
составляет 80 процентов случаев Причем есть одна особенность. Алкоголики,
люди с отягощенной наследственностью, социально безответственные, как
правило, имеют больше детей, чем нормальные, здоровые.
В нормализации демографической ситуации должно быть заинтересовано общество
или государство, но они ведут себя чересчур эгоистично: политики жалуются
на снижение рождаемости, интеллигенты — на падение нравственности, ректоры
вузов — на снижение интеллектуального потенциала абитуриентов, генералы —
на слабое здоровье призывников. Следовательно, рождаемость не сугубо личное
дело. Значит, надо помогать семье, проводить активную демографическую
политику.
Последствия начавшейся депопуляции населения России будут многочисленны,
тяжелы и затронут все сферы жизнедеятельности общества. Величина потерь из-
за процессов старения населения, ухудшения воспроизводства трудовых
ресурсов будет значительно больше, чем от нынешнего экономического кризиса,
и для их компенсации потребуется время, измеряемое поколениями.
Другая важнейшая функция семьи — воспитание детей. Вообще, семья оказывает
влияние на всю жизнь человека, но наиболее сильное — в самые первые годы
жизни ребенка, когда закладываются нравственные, психологические,
эмоциональные основы личности. Здесь легче всего реализовать индивидуальный
подход к ребенку, вовремя заметить положительные и отрицательные качества.
Причем необходимо учитывать, что на первые годы жизни приходится ряд пиков
в развитии личности. Конечно, у каждой семьи есть свои пределы
воспитательных возможностей: не только экономические, образовательные,
временные, но и нравственные. Авторитет родителей должен строиться не на
дидактических назиданиях, физических наказаниях или материальном поощрении,
а на личном примере. — .а
Развитие ребенка органически вписано в жизнедеятельность семьи. Современная
наука накапливает все больше данных о роли семейного воспитания в
стимулировании интеллектуального развития ребенка: чем содержательней и
многообразней общение в семье, тем быстрее ребенок накапливает знания,
навыки речи, мышления. Сегодня даже для детей, оставшихся без попечения
родителей, государство организует нетрадиционные детские дома, детские дома
семейного типа.
В цивилизованном обществе рядом с семейным воспитанием выстраивается целая
система государственного, общественного воспитания детей. Она помогает
семье, но полностью заменить ее не может.
Претерпевает трансформацию и такая функция семьи, как забота о престарелых
родителях. Известно, что еще в начале века у некоторых народов Сибири и
Крайнего Севера, например у чукчей, существовал обычай умерщвлять
престарелых, когда они уже не могут быть помощниками в семье. Сдавать
беспомощных стариков взрослыми детьми в дома для престарелых ради
освобождения жилой площади разве менее дико и безнравственно? Следует
помнить, что в современном обществе эта функция семьи все больше
изменяется. Ее материальный характер все больше заменяется на моральный,
она приобретает форму заботы, поддержки. Правда, бытует шутка, что
обязанность настоящих родителей довести своих детей до пенсии.
Действительно, сейчас немало молодых семей в значительной мере живет за
счет поддержки своих родителей. Именно поэтому работают многие пенсионеры.
С развитием цивилизации хозяйственно-экономическая функция претерпевает
наибольшую трансформацию. Понятно, что крестьянское, фермерское хозяйство
на основе труда членов семьи, семейный магазин, личное подсобное хозяйство
и современная городская семья реализуют разные по типу хозяйственно-
экономические функции. Различаются они также в зависимости от соотношения в
семье организации производства и потребления, потребления материальных и
духовных благ, наконец, в зависимости от структуры и типа семьи.
Социологический анализ брачных отношений
Определение брачных отношений
Как было уже указано выше, современная семья строится в основном на брачных
отношениях. Социологи исследуют: Мотивы вступления в брак, причины
прекращения брачных отношений, всю гамму брачных отношений между
представителями Разных социально-демографических групп.
Под браком мы понимаем исторически обусловленную форму отношений между
мужчиной и женщиной, через которую общество упорядочивает их отношения как
в правовом, так и морально-этическом плане. Правда, одна студентка на
экзамене дала такое определение "Брак — это правовая форма, через которую
общество упорядочивает и закрепляет права женщины и обязанности мужчины".
Заметим, что она не так уж далека от истины.
Брачные отношения представляют собой сложнейшую гамму отношений между
людьми: от естественно-биологических до экономических, правовых, этических,
социально-психологических, эстетических и т. п. 1
Необходимость их регулирования со стороны общества определяется тем. что от
состояния брачных отношений зависят рост населения, воспитание
подрастающего поколения, а значит, и будущее самого общества и государства.
Конечно, инстинкт размножения заложен в природе всего живого, но человек
вкладывает в него гедонистический смысл (наслаждение). Один шутник заметил,
что красота женщины — общественное достояние. Общение с интересной,
обаятельной женщиной поднимает у мужчины настроение, возможно, и
работоспособность, наверное, и наоборот.
Содержание брачных отношений определяется степенью развитости общества. Чем
примитивней общественные отношения, тем больше места в семейно-брачном
союзе занимают чисто физиологические и хозяйственно-экономические моменты.
К примеру, рассуждения на сей счет Ж. Эзерта, автора "Общей социологии":
"Мужчина, от природы беспокойный умом и телом, предпочитает действовать
свободно, следовательно, ему нужна помощь, которая дала бы ему волю,
освободив от забот домашнего хозяйства. Женщина подчиняется этой участи
потому, что ее физиологические недостатки и забота о ребенке, который
является ее уделом, вынуждают ее быть привязанной к дому, нравится ей это
или нет. Таким образом, оба скрепляют сделку, не равную, но верную,
делающую сотрудничество предпочтительней, чем жизнь врозь".
Чем более развито общество, тем большую роль в брачных отношениях играют
социально-психологические, этические, эстетические и, конечно, сексуальные
моменты. Об этом можно судить по таким показателям, как мотивы вступления
молодых людей в брак.
Мотивы вступления в брак
Социологи выделяют три мотива: брак по любви, брак по расчету и брак по
шаблону. Мотив любовного влечения в брачных отношениях не нуждается в
комментариях. Брак по шаблону совершается тогда, когда срабатывает
рассуждение "Все мои сверстники обзаводятся семьями, как бы и мне не
опоздать". В таких случаях доминирующее значение имеют не осознанное до
конца половое влечение, желание иметь детей. Иногда человек полагает, что в
основе лежат мотивы любви. На самом деле такая любовь сводится к тому, что
из нескольких кандидатур он или она выбирают более предпочтительную:
симпатичней, умней или, наоборот, не очень симпатичную — никто не уведет,
будет лучше ко мне относиться, больше меня ценить.
Заметим, что умные и красивые женщины часто остаются одинокими. Тоже
загадка для социолога. На уровне рабочей гипотезы можно предположить, что,
во-первых, многим мужчинам не хочется, чтобы жена была умней или сильней
его. И, во-вторых, красивые женщины часто считают, что красотой,
обаятельностью они осчастливили своего спутника: "Я тебе отдала свою
молодость". Типично женская логика. Мужчина, по крайней мере сильный,
уверенный в себе, такой демонстрации часто не выносит.
Браком по расчету есть основания считать тот, в котором разница в возрасте
между супругами очень велика. В 1977 г. в СССР ни одна женщина моложе 25
лет не вышла замуж за мужчину старше 50 лет. На возраст 45-49 лет
приходилось 500 браков, где жена была моложе на 25 лет.
Данные опросов показывают, что от 72 до 86 процентов женятся по любви, 9-23
— по шаблону и 5-9 процентов — по расчету. Это по мнению опрашиваемых.
Однако люди даже в анонимных опросах стараются казаться лучше, как бы
приспосабливаются к общепринятым установкам общественного мнения.
Браки по любви оказываются самыми прочными. Браки по шаблону могут
перерастать в браки по любви. И наоборот, в браках по любви постепенно
идеализация уступает место реальным взглядам.
В последние годы наблюдается тенденция снижения среднего возраста
вступающих в брак. Правда, среди ранних браков до половины приходится на
долю так называемых вынужденных. Замечено, что ранние браки увеличивают
вероятность разводов. Половина всех браков, где невеста, моложе - 18 лет,
заканчивается разводом.
По данным американских социологов, среди женщин, вышедших замуж в 17-18
лет, считают свой брак удачным только 18 процентов опрошенных, а среди
женщин, вышедших замуж в 28 лет и старше, удовлетворены своим браком 58
процентов. Среди мужчин, женившихся в 18-21 год, рассматривали свой брак
как удовлетворительный 28 процентов опрошенных, а из тех, кто женился в 28-
30 лет, браком удовлетворен 61 процент.
Уровень образования влияет на отношение к добрачным связям. Для мужчин эта
зависимость выглядит следующим образом: чем выше уровень образования, тем
реже добрачные сексуальные связи. Для женщин, наоборот, чем выше уровень
образования, тем более свободны они в своем сексуальном поведении Имели
добрачные половые связи 30 процентов женщин, окончивших начальную школу, 47
процентов — среднюю и 60 процентов колледж.
Конечно, все эти процессы достаточно динамичны. Скажем, российская или
славянская культура интимных отношений, сексуального поведения претерпевает
значительные изменения под воздействием, в первую очередь, средств массовой
информации В начале 60-х гг. американский социолог Б. Морзе опубликовал
книгу "Сексуальная революция", в которой приводились примеры влияния
бульварной прессы на культивирование примитивных образцов сексуальности. По
его сведениям, некоторые газеты Лос-Анджелеса публиковали объявления с
предложениями брачных пар о временном обмене партнерами. Спустя три
десятилетия в московской газете "Частная жизнь" можно найти не только
подобные предложения, но и кое-что еще. Если два-три десятилетия назад
девочки в 13-15 лет задавали вопрос, позволительно ли целоваться с
мальчиками на первом свидании, то теперь нравы стали намного свободнее...
Внебрачная семья
Внебрачные союзы — это союзы фактические, их создает само право тем, что
фиксирует границы брака. Право принципиально отказывает внебрачным союзам в
признании за ними характера правовых отношений и тем самым лишает их
правовой защиты. Между тем право регулирует отношения внебрачных родителей
и их детей. И делает это независимо от того, благосклонны эти законы к
таким бракам и детям или нет. Этим право проникает в сферу внебрачных
союзов и признает, что их действие имеет важные последствия.
Регулирование правом внебрачных отношений идет по следующим основным
направлениям: 1) право регулирует отношения детей, рожденных вне брака, с
их внебрачными родителями, 2) право разъясняет некоторые вопросы личных и
имущественных интересов, а также отношения внебрачных партнеров, 3) не
пытаясь сделать внебрачные союзы в принципе невозможными, право налагает
запреты в тех случаях, когда внебрачный союз может иметь вредные
биологические и социальные последствия. Социологи выделяют две основные
группы этих последствий: а) запреты, связанные с личностью партнера, то
есть с его возрастом, родством или физическим и душевным состоянием, и б)
запреты, касающиеся характера возникновения внебрачного союза.
Внебрачные союзы можно классифицировать по различным основаниям.
Югославский социолог М. Босанц приводит достаточно подробную классификацию
внебрачных семей:
• по субъективным признакам партнера: а) возраст — внебрачный союз могут
организовать два совершеннолетних лица, б) гражданское состояние — ни один
из партнеров не состоит в браке; оба партнера состоят в браке, но не друг с
другом; один из партнеров состоит в браке с третьим лицом, а другой не
состоит в браке;
• по признакам публичности внебрачные семьи можно подразделить на анонимные
и не анонимные. Анонимными являются те внебрачные семьи, которые по
различным причинам скрываются внебрачными партнерами от общественной среды.
С социальной точки зрения такие союзы наиболее нежелательны. Не анонимными
внебрачными семьями являются те, в которых мужчина и женщина не скрывают
вступление в данные отношения перед общественной средой;
• по продолжительности: случайные, короткосрочные связи; временные
внебрачные семьи и конкубинат. Случайные кратковременные связи не являются
в полном смысле внебрачной семьей, потому что не выполняют целый ряд
функций, принадлежащих семье. Эти связи чаще всего анонимны, являются часто
непредвиденными и неожиданными источниками внебрачной рождаемости. Для
общества эти связи крайне нежелательны. Временные внебрачные семьи — это те
союзы, которые длятся некоторое время и, как правило, неанонимны. Иногда
они ограничиваются обещаниями брака, а иногда завершаются его заключением.
Это фаза предбрачной половой жизни, которая все чаще встречается в
современном обществе. Конкубинат (название это существует со времен
римского права) — это длительная связь или длительное время существующая
внебрачная семья, в которой мужчина и женщина не намереваются формально
закрепить брак. Среди внебрачных семей конкубинат занимает ведущее место.
Это легальные отношения, этически принятые и оправданные мужчиной и
женщиной. Конкубинаты часто основываются в зрелые годы партнерами,
оставшимися неженатыми по разным причинам. Мужчина и женщина в такой семье
имеют жизненный опыт, помогающий избегать острых конфликтов, которые часто
потрясают и разрушают брачные и внебрачные союзы молодых людей.
С позиции общественных интересов следует отличать те внебрачные семьи,
партнеры которых имели детей в другой семье, и имеющие детей в данной
семье.
В целом необходимо учитывать, что внебрачная семья — это факт реальной
жизни, с которым следует считаться.
Женщина и современная семья
Развитие правового регулирования семейно-брачных отношений
Любовь любовью, но в обществе складывается более или менее жесткая правовая
регуляция семейно-брачных отношений. Наша страна всегда имела в этом плане
самое прогрессивное законодательство.
В своде законов России в начале XX в. предписывалось: "Жена обязана
повиноваться мужу своему как главе семейства, пребывать к нему в любви,
почтении и неограниченном послушании, оказывать ему всяческое угождение и
привязанность".
Законы всегда закрепляли неравноправное положение женщины. Царь вавилонской
династии Хаммурапи в 1750 г. до н. э. установил: "Если жена человека будет
захвачена лежащей с другим мужчиной, то должно их связать и бросить в воду.
Если хозяин жены пощадит жизнь своей жены, то царь пощадит жизнь своего
раба". Мужская неверность не только не порицалась,

Новинки рефератов ::

Реферат: Господарство України періоду утвердження капіталізму (История)


Реферат: Чайная церемония (Культурология)


Реферат: Технология производства и товароведная оценка светлых сортов пива (Технология)


Реферат: Страховые агенты (Страхование)


Реферат: Любовь в письмах знаменитых людей (Педагогика)


Реферат: Политическая мысль в античном мире (Политология)


Реферат: Конфликтология и её применение в сфере управления (Психология)


Реферат: Знакомство с Windows XP (Программирование)


Реферат: Автоматизация управленческого учёта (Бухгалтерский учет)


Реферат: Аристотель (Философия)


Реферат: Word 97 (Программирование)


Реферат: Теоретические основы формирования мировоззренческой устойчивости в средней школе (Педагогика)


Реферат: Интернет в обучении иностранному языку (Педагогика)


Реферат: Акцентуации характера (Психология)


Реферат: Дэн Сяопин (Исторические личности)


Реферат: Биосфера (Биология)


Реферат: Род человеческий на плахе (Литература)


Реферат: Когнитивно-рациональное консультирование (Психология)


Реферат: Развитие железных дорог мира во второй половине 19-20 вв. (Транспорт)


Реферат: История русской Архитектуры (Архитектура)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист