GeoSELECT.ru



Литература / Реферат: Пушкин во время южной ссылки (1820-1824 гг.) (Литература)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Пушкин во время южной ссылки (1820-1824 гг.) (Литература)



Пушкину грозила «исправительная» ссылка в Сибирь или в Соловецкий
монастырь. Это означало бы полную изоляцию от общества, от литературы,
суровые условия жизни, строгий надзор. Но поэт сам явился к столичному
генерал-губернатору графу М. А. Милорадовичу и добровольно «выдал» тексты
запрещенных стихотворений. Благодаря этому (а также заступничеству
Карамзина) весной 1820 г. он отбыл в «мягкую», «воспитательную», ссылку на
юг, под начало добросердечного генерала И. Н. Инзова. Поэта лишили права
появляться в столицах, в крупных городах, обязали выполнять служебные
поручения, зато он сохранил личную свободу, возможность творить,
наслаждаться приятным тёплым климатом.
Но с каждым годом ссыльный Пушкин всё болезненней, всё острее переживал
оторванность от друзей, от столичной жизни, от литературной среды. В апреле
1823 года он с тоской писал Петру Андреевичу Вяземскому: «Мои надежды не
сбылись: мне нынешний год нельзя будет приехать ни в Москву, ни в
Петербург». До 1822 года Пушкин хотя бы чувствовал себя «своим» среди
враждебной правительству молодёжи; по пути в ссылку он гостил в киевском
имении Каменка у будущих декабристов, вёл смелые разговоры с кишинёвцами.
Не будучи членом тайных обществ, Пушкин на юге поддерживал дружеские
отношения с их вождями и активными сотрудниками, переписывался с членами
Северного общества (прежде всего с К. Ф. Рылеевым). С 1823 года в его
письмах с ними, начинается разлад. Для поэтов-декабристов литература была
средством достижения нравственных и политических целей – очень важным, но
всё-таки средством. Для Пушкина она всегда оставалась таинственной областью
«вдохновенья, звуков сладких и молитв». И чем дальше, тем дальше поэт
опасался их культурного диктата, их чересчур практичному отношению к
искусству, их желанию поставить лиру на службу «общему делу», превратить
литературу, как он иронично выразился в одном из писем к Рылееву, в
«республике словесности».
Отчуждение постепенно нарастало. Кроме того, в середине 1823 года
Пушкина перевели в Одессу, в распоряжение к куда более сурового в отношении
с подчинёнными начальника – генерала Воронцова. (Воронцов отправил Пушкина
обследовать местности пострадавшие от саранчи; оскорбившись, поэт
представил «отчёт»: «Саранча летала, летала, села… и всё съела»). С трудом
перенося провинциальную скуку, Пушкин то обдумывал планы побега за границу,
то перебраться в среднюю полосу Росси. В августе 1824 года его переведут на
жительство в фамильное имение Михайловское недалеко от Пскова, под надзор
полиции. (Содействовать властям поэта согласился отец поэта, что
окончательно испортит их отношения.)
Но душевное смятение, страдание, тоска преобразовались в лирическую
гармонию – и в поэзии Пушкин словно переживал ещё одну, несравненно более
свободную и гармоничную жизнь.
На юге зазвучал в полную силу его лирический голос. Именно по пути в
ссылку, летом 1820 года, были созданы романтические элегии «Погасло дневное
светило …» и «Редеет облаков летучая толпа …». Последнее стихотворение не
поддается однозначному истолкованию. Но поэт и не стремится к ясности, его
стихи должны быть чуть-чуть туманными, как сам пейзаж в туманных сумерках.
Торжественные образы ночного море и предзакатных гор, утраченная любовь,
трепетная интонация, недоговоренность – всё это «приметы» романтизма, во
власти которого пребывал тогда Пушкин.
Стихи, созданные на юге, постепенно складывались в один поэтический
сюжет. Они превращались в лирический роман, повествующий о поэте, изгнанном
властью на окраину империи, не раз обманутом «молодыми ветреницами», но не
изменившем главной своей любви, - внутренней свободы. Власть не может
отнять у него внутреннюю свободу. Чересчур серьёзные друзья-декабристы не
могут поколебать его творческую веру в собственное предназначение.
Единственное, что выше сил Пушкина, - это «даровать свободу» своим
творениям – далеко не все они из-за цензуры появиться в печати, по крайней
мере в неискажённом виде. Возможно в стихотворении «Птичка» (1823) поэт
говорит и об этом.
В лирике этих лет переплетаются разные мотивы. Пушкин говорит о
«демоническом» разочаровании в жизни. Пушкин пишет об свободы и о неволе,
царящей вокруг, об утраченной любви, что одновременно разрывает сердце
поэта и сулит ему блаженство воспоминаний. И о верной дружбе, которая
сквозь пространство и время соединяет разлученных друзей, сводит их в
тайный круг («Друзьям»: «Вчера был день разлуки шумной…», 1822 год).
Мотивы свободы и неволи, обманутой любви и вечной надежды звучат в
цикле романтических «южных» поэм. Герои этих поэм во многом похожи на
героев «восточных повестей» (поэм) великого английского романтика Джорджа
Гордона Байрона. Это разочарование европейцы, в поисках свободы бегущие от
цивилизации в естественный «дикий» мир. Там их ждёт роковая влюблённость,
неразрешимые противоречия, новые разочаровании. Именно – роковая, именно –
неразрушимые. Так, герой «Кавказского пленника» (1820 – 1821 года) охладев
сердцем и устремившись вслед за «весёлым призраком свободы», попадает в
черкесский плен. Влюблённая в пленника «дева гор», черкешенка, освобождает
его, а сама бросается в бурные воды Терека… Так, крымский хан Гирей
(«Бахчисарайский фонтан», 1821 – 1823 года), полюбив взятую в плен
христианку Марию, забыл о войне, и наслаждения гарема.
Наложница Гирея наложница Зарема, не в силах простить «измену» хана,
убивает смиренную Марию…
Но уже в «Кавказском пленнике» - первой из «южных» поэм – Пушкин
столкнулся с серьёзным препятствием.
По законам романтизма сквозь образ героя должен обязательно
просвечивать лик поэта-романтика. Многочисленные полунамёки призваны были
заронить у читателя подозревание: нечто подобное пережил и сам автор. Но
Пушкин в письме кишинёвскому другу В. П. Горчакову (1822 год) признавался,
что не может быть героем романтического стихотворения – разочарованным,
поглощенным собой без остатка и потому равнодушному к человечеству. Быть
может, поэтому характер героя вышел бледным, не в пример характеру
черкешенки – живому, подвижному. В следующей поэму, «Бахчисарайский
фонтан», главный герой как будто бы хан (правда, этот характер поэт назвал
позже неудачным). А на самом далев центре поэмы находятся две женщины –
Мария и Зарема.
В поэме «Цыганы» (1824 год), замкнувшей «байронический» цикл,
романтический герой изменяется сам. Предельно сблизившись с ним, связав его
имя (Алеко) со своим (Александр), Пушкин в конце концов отверг его
романтическое устремление, подытожив поэму жёсткими, почти холодными
стихами:
Но счастья нет и между вами,
Природы бедные сыны!
И под избранными шатрами
Живут мучительны сны,
И ваши сени кочевые
В пустынях не спаслись от бед,
И всюду страсти роковые,
И от судеб защиты нет.
«Дикая» свобода не избавляет от мучений, которые принесла герою
цивилизация. Финал поэмы трагичен и открыт.



[pic]



Реферат
Ученика группы 12 Э
Лицея № 1
Ковальчука Евгения







Реферат на тему: Пятигорск в судьбе и творчестве Лермонтова

«ГДЕ ПО КРЕМНЯМ ПОДКУМОК МЧИТСЯ…»
Пятигорск в судьбе и творчестве Лермонтова.

«И через всю жизнь проносим мы в душе образ этого человека –
грустного, строгого, нежного, властного, скромного, смелого, благородного,
язвительного, мечтательного, насмешливого, застенчивого, наделенного
могучими страстями и волей, и проницательным беспощадным умом. Поэта
гениального и так рано погибшего. Бессмертного и навсегда молодого», -
писал Ираклий Андроников о Михаиле Юрьевиче Лермонтове.
Этот год юбилейный: исполняется 290 лет со дня рождения поэта, так
щедро воспевшего Кавказ. Отмечают знаменательную дату жители Пятигорска,
Кавказских Минеральных вод и всей России. Повсюду звучат стихи, проза,
романсы. Его жизнь, его творчество – в центре внимания россиян.
Произведений о жизни и творчестве Лермонтова во много раз больше, чем
самих произведений поэта. И это закономерно – интерес к творческому
наследию М.Ю. Лермонтова не угасает.
Имя Лермонтова носят театры, музеи, библиотеки, улицы городов. В
городах, где Лермонтов побывал, возведены памятники. Таких мест в России
много – родился поэт в Москве, детство провел в Тарханах. Через несколько
лет вернулся в Москву поступив в Московский университетский Благородный
пансион, а затем в Московский университет на нравственно-политический
(юридический) факультет. Вскоре он переехал в Петербург. И там
заканчивается гражданский период жизни М.Ю. Лермонтова – он поступает в
Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров. Став военным
Лермонтов пребывает в постоянном движении, в странствиях по дорогам России
и Кавказа. Куда только не забрасывала его судьба! Но один город сыграл
исключительную роль в жизни поэта – Пятигорск.
Помимо памятников в тех городах, где побывал поэт, в каждом из них
есть и музей Лермонтова. Первый из них был открыт в Петербурге, при
Николаевском кавалерийском училище. Там поэт учился в 1832-34 гг.
Инициатива создания музея, спустя 40 лет после смерти Лермонтова,
принадлежала начальнику училища генерал-майору А.А. Бильдерлингу.
Разрешение на организацию музея дал военный министр Д.А.Милютин, товарищ
Лермонтова по пансиону. На торжественном открытии музея 18 декабря 1883
года присутствовали воспитанники училища, товарищ Лермонтова по службе А.И.
Арнольди, литераторы.
А первый литературный музей в провинциальной России был открыт в
Пятигорске. Расположен он был в домике, где Лермонтов провел последние 2
месяца жизни: с 14 мая по 15 июля 1841 г. Дом принадлежал отставному
майору В.И. Чилаеву. В домовой книге хозяина записано: «С капитана Алексея
Аркадьевича Столыпина и поручика Михаила Юрьевича Лермонтова из С.-
Петербурга за весь средний дом получено 100 руб. серебром». Более
семидесяти лет в доме не было музея, и только в 1912 году домик был передан
Кавказскому Горному Обществу. С этого момента и началась история музея.
В 1946 году музею был передан расположенный на соседнем участке
бывший дом генерала Верзилина. Именно в нем произошла ссора Лермонтова с
Мартыновым и последовал вызов на дуэль. В 1948 г. в доме открыли
литературный отдел. После реставрационных работ 1964-67 гг. домику
возвращен первоначальный вид и восстановлена камышовая кровля, а 7 июня
1973 г. Совет Министров РСФСР принял постановление об образовании в г.
Пятигорске Государственного музея-заповедника М.Ю. Лермонтова на базе
домика-музея и мемориальных памятников в г. Пятигорске, Кисловодске и
Железноводске. В 1979 г. был открыт отдел «М.Ю. Лермонтов в изобразительном
искусстве» в одном из домов, ранее принадлежавших коменданту Уманову.
Четвертый отдел музея – Дом композитора А.А. Алябьева – начал работать в
1997 году.
И не случайно дата основания музея и день гибели поэта совпадают – 27
июля. Этот день – трагический – поэт погиб и знаментальный - открытие
музея увековечило память о М.Ю. Лермонтове.
История города Пятигорска неразрывно связана с жизнью и творчеством
великого русского поэта. Может быть потому, что волею судьбы поэт был в нем
несколько раз.
Хотя я судьбой на заре моих дней,
О, южные горы, отторгнут от вас,
Чтоб вечно их помнить, там надо быть раз:
Как сладкую песню Отчизны моей,
Люблю я Кавказ.
Эти строки напишет М.Ю. Лермонтов в 16 лет и останется верен своим
юношеским идеалам всю недолгую жизнь.
Родился Лермонтов 4. (15) октября 1814 года в Москве. Его мать, Мария
Михайловна, умерла, когда ребенку не исполнилось и 2,5 лет, и заботу о
воспитании взяла на себя бабушка – Елизавета Алексеевна Арсеньева.
Ребенок рос слабым, болезненным и в 1820 и 1825 г. бабушка привозит
его на Горячие Воды – так тогда называли Пятигорск. О приезде в 1825 г.
сохранилась запись в журнале «Отечественные записки». Среди фамилий
отдыхающих, приехавших на воды, читаем: «Арсеньева Елизавета Алексеевна,
вдова, поручица из Пензы, при ней внук – Михайло Лермонтов». Остановилась
Елизавета Алексеевна с внуком в доме своей родной сестры – генеральши
Хастатовой. Дом ее находился у подножия Горячей Горы. Из окон дома
открывался великолепный вид на сверкающие горные вершины, напротив, на
склонах Машука стояли казачьи пикеты, возле источников постоянно находились
раненые военные. Все окружение, красота природы оказали на будущего поэта
неизгладимое впечатление.
Тебе, Кавказ, суровый карь земли
Я снова посвящаю стих небрежный.
Как сына, ты его благослови
И осени вершиной белоснежной.
В ранних произведениях «Черкесы», «Измаил-бей», «Аул Бастунджи»
проявились яркие и разнообразные впечатления поэта. Любовь к Кавказу
вдохновила его творчество на долгие годы.
Затем были годы учебы в университете, юнкерской школе. В это время
Лермонтов пишет много произведений, но мало что печатается. Его имя не
известно широкому кругу читателей.
Известность придет к поэту в начале 1837 года – именно тогда,
потрясенный смертью Пушкина, Лермонтов напишет стихотворение «На смерть
поэта». Прочтя его, царь придет в негодование. и 25 февраля 1837 года
высочайшим повелением будет приказано: «… Лермонтова… перевести тем же
чином в Нижегородский Драгунский полк». В марте Лермонтов выехал на Кавказ
(полк находился в 100 верстах от Тифлиса, в местности Кара-агач). По дороге
сильно простудился и приехал в Ставрополь больным. Его отправили в
Пятигорск лечиться серными водами. Поэт писал об этом Раевскому:
«Простудившись дорогой, я приехал на воды весь в ревматизмах, меня на руках
вынесли люди из повозки, я не мог ходить – в месяц меня воды совсем
поправили».
В Пятигорске сохранилось здание, где Лермонтов лечился. Это
Лермонтовские ванны, тогда они назывались Николаевскими. Из Пятигорска
Лермонтов пишет: «Я теперь на водах, пью и принимаю ванны, в общем, живу
совсем как утка».
Он наблюдал жизнь «водяного общества». Наблюдения лягут в основу повести
«Княжна Мери».
Из Пятигорска Лермонтов едет к месту службы, в Кара-агач. Оттуда в
древнюю столицу Грузии – Мцхета, а затем переезжает в столицу Грузии –
Тифлис.
Впечатления, полученные Лермонтовым в его странствиях по Кавказу,
ложатся в основу многих его произведений.
После возвращения в Петербург в начале 1838 г. Лермонтов пишет поэму
«Мцыри», работает над прозаическим произведением романом «Герой нашего
времени». Покоренный красотами Кавказа, под воздействием услышанных легенд,
местных преданий, Лермонтов пишет сказку «Ашик-Кериб», создает кавказский
вариант поэмы «Демон».
Но воплотить все замыслы Лермонтов не успел - за дуэль с сыном
французского посланника де Барантом, он был отправлен царем в Тенгинский
пехотный полк, который находился на Северном Кавказе, в самой гуще боевых
действий. Получив назначение в отряд генерала Галафеева, Лермонтов побывал
в двух экспедициях – Малой и Большой Чечне.
Одно из таких жарких, кровопролитных сражений произошло 11 июля 1840
г. на р. Валерик (в переводе с чеченского «речка смерти»). Оно произвело
неизгладимое впечатление на Лермонтова. Он пишет замечательное
стихотворение «Валерик». Рассказывая об ужасах сражения, поэт приходит к
осуждению войны, необходимости укрепления мира на земле, достижению той
гармонии в человеческих отношениях, которую он видит в природе.
И с грустью тайной и сердечной
Я думал: «Жалкий человек.
Чего он хочет! Небо ясно,
Под небом места много всем,
Один враждует он – зачем?»
М.Ю. Лермонтов проявил себя как храбрый солдат, талантливый командир.
Ему был предоставлен краткосрочный отпуск, во время которого поэт вернулся
в Петербург. Он подал прошение об отставке, решив посвятить себя
литературной деятельности. Но этим надеждам поэта не суждено было сбыться –
отпуск внезапно был прерван и в начале марта 1841 г. поэт последний раз
отправляется на Кавказ.
По пути поэт встретился со своим двоюродным дядей А.А. Столыпиным и
вместе с ним приехал в Ставрополь. Далее их путь лежал в крепость Темир-Хан-
Шуру. Но планы изменились и офицеры приехали в Пятигорск. 14 мая Лермонтов
и Столыпин оформили в комендатуре разрешение на лечение на водах и остались
в Пятигорске. В тот же день они сняли маленький флигель в усадьбе В.И.
Чилаева.
Вскоре после приезда Лермонтова вокруг него сгруппировалась компания
веселой, живой молодежи, живущей в одном дворе с Лермонтовым, в большом
доме Чилаева: князь Васильчиков, князь Трубецкой, отставной майор Мартынов;
офицеры Тиран, Арнольди, Глебов. Собираясь у Лермонтова, они каждый день
устраивали пикники, прогулки, вечеринки с песнями и танцами. Молодежь часто
собиралась в гостеприимном доме генерала Верзилина. У него было три дочери
и все весело и беззаботно проводили время.
На одном из вечеров, 13 (25) июля 1841 г. Лермонтов встретился со
своим давним знакомым Николаем Мартыновым. С ним Лермонтов был в
приятельских отношениях со времен гвардейской школы, встречался с ним в
Москве, Петербурге, на Кавказе. Двадцатипятилетний Мартынов Н.С. был
красив, тщеславен, самолюбив. Он любил покрасоваться, пооригинальничать:
носил черкеску и большую шапку, а на поясе – большой кинжал.
Разговаривая с Эмилией Александровной Клингенберг (падчерица генерала
Верзилина) Лермонтов «начал острить на его счет, называя «горец с большим
кинжалом». По роковому стечению обстоятельств, эту фразу услышали все, кто
находился в гостиной, в том числе и Мартынов. Он счел фразу за оскорбление
и вызвал Лермонтова на дуэль».
15 (27) июля 1841 года у подножия Машука, в 6 часов вечера, дуэлянты
встретились. Секунданты (ими были Трубецкой, Столыпин, Глебов, Васильчиков)
договорились об условиях проведения дуэли. Первым же выстрелом Мартынова
поэт был убит. В это время разразилась гроза, пошел сильный дождь –
казалось, само небо отозвалось на гибель поэта стоном скорби.
М.Ю. Лермонтова похоронили в Пятигорске, на старом кладбище у горы
Машук. 8 месяцев покоился прах Лермонтова в пятигорской земле. Бабушка
добивалась разрешения на его перезахоронение. Когда оно было получено, тело
было перевезено из Пятигорска в Тарханы, где 23 апреля 1842 г. было
похоронено в фамильном склепе, близ церкви в центре села, рядом с могилой
матери.
Пятигорчане свято чтут память о поэте. На месте первоначального
захоронения и на месте дуэли стоят памятники. К ним жители и гости города
всегда несут цветы.



Рясова Инна Ивановна, ст.научный
сотр.
Гос.музея-заповедника М.Ю.
Лермонтова.






Новинки рефератов ::

Реферат: Роль личности в истории. И. Сталин (Исторические личности)


Реферат: Бухгалтерский учет резерва незаработанной премии (Бухгалтерский учет)


Реферат: Педагогика ислама (Педагогика)


Реферат: Социальная работа в системе социального обслуживания (Социология)


Реферат: Оценка эффективности расходов бюджета Москвы по ЮАО (Бухгалтерский учет)


Реферат: Приморский банк Сбербанка России (Бухгалтерский учет)


Реферат: Зарождение христианства (Религия)


Реферат: Создание собственного предприятия бизнес-план (Предпринимательство)


Реферат: История призрения детей в России (Педагогика)


Реферат: Социологические исследования (Социология)


Реферат: Энгельс о Фейербахе (Философия)


Реферат: Понятие и функции таможенного органа (Право)


Реферат: Государственные реформы Петра I (История)


Реферат: Анализ преступлений о святотатстве (История)


Реферат: Экзаменационные билеты из Плешки (Аудит)


Реферат: Регистрация юридического лица (проекты документов) (Гражданское право и процесс)


Реферат: Методология конституционного права (Право)


Реферат: Джайнизм (Религия)


Реферат: Гражданское общество и правовое государство (Политология)


Реферат: Ирландия (Культурология)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист