GeoSELECT.ru



Педагогика / Реферат: Педагогика: развитие, воспитание, образование, обучение (Педагогика)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Педагогика: развитие, воспитание, образование, обучение (Педагогика)



Оглавление стр.



1. Введение
3
2. Основная часть
4-14
1. Предмет педагогики 4-5
2. Цели образования и воспитания 5-7
3. Средства и методы психического 7-9
воздействия на личность
4. Нравственно-психологические 9-12
взаимоотношения поколений
1. Отношения родителей и детей как 9-10
психолого-педагогическая проблема
2. Рациональные условия отношений 11-12
родителей и детей
5. Межличностные отношения в коллективе 12-14
3. Заключение
15
4. Список литературы 16



1. Введение

Передача опыта старшими поколениями людей младшим существует с
древнейших времен. Накопление человечеством знаний, развитие орудий и
способов труда, их усложнение исторически привели к необходимости
специально заниматься обучением и воспитанием детей.
Каждое поколение людей решает три важнейшие задачи. Во-первых,
освоить опыт предыдущих поколений, во-вторых, обогатить и приумножить этот
опыт, и, в-третьих, - передать его следующему поколению. Общественный
прогресс стал возможен лишь потому, что каждое новое поколение овладевало
опытом предков, обогащало его и передавало своим потомкам.
Новое время, третье тысячелетие, важные события, происходящие в нашей
стране, задачи утверждения в жизни российского общества гуманистических и
демократических идей, прав и свобод, рыночных отношений, норм жизни
правового государства и гражданского общества по-новому, расширенно ставят
задачи перед педагогической наукой и практикой. Провозглашение идей не
означает их воплощения в жизнь общества и каждого человека. Прошедшие 90-е
годы убедительно показали, что люди должны уметь жить, вести себя
надлежащим образом в условиях предоставленных свобод. Чтобы жить в
условиях демократии, надо, чтобы демократия жила в нас; чтобы жить в
условиях морали и справедливости, надо, чтобы мораль и справедливость жили
в нас; чтобы жить в условиях права, надо, чтобы право жило в нас. Это
ставит серьезные проблемы перед педагогикой.



2. Основная часть
2.1 Предмет педагогики

В Древней Греции педагогом назывался раб, приставленный к ученику,
сопровождавший его в школу, прислуживающий ему на занятиях и вне них.
Греческое слово «пейдагогос» можно перевести как «детоводитель»,
«детовожатый». Таким образом, «педагогика» в буквальном переводе с
греческого «детовождение».
Предмет педагогики – процесс направленного развития и формирования
человеческой личности в условиях ее обучения, образования, воспитания, или,
более кратко, - это воспитание человека, как особая функция общества.
Основными категориями педагогики являются: развитие, воспитание,
образование, обучение.
Развитие человека – это процесс становления его личности под влиянием
внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых социальных и природных
факторов.
Воспитание в широком смысле представляет собой целенаправленный
процесс формирования интеллекта, физических и духовных сил личности,
подготовки ее к жизни, активному участию в трудовой деятельности.
Воспитание в узком смысле слова -–систематическое и целенаправленное
воздействие воспитателя на воспитуемых с целью формирования у них желаемого
отношения к людям и явлениям окружающего мира.
Образование процесс и результат усвоения определенной системы знаний
и обеспечение на этой основе соответствующего уровня развития личности.
Образование получают, в основном, в процессе воспитания и обучения в
учебных заведениях под руководством педагогов. Однако все возрастающую роль
играет и самообразование, т.е. приобретение системы знаний самостоятельно.
Обучение – это целенаправленный процесс двусторонней деятельности
педагога и учащихся по передаче и усвоению знаний. Деятельность
преподавателя при этом называется преподаванием, а деятельность учащихся –
учением. Поэтому обучение можно определить и так: обучение – это
преподавание и учение, взятые в единстве. В свете вышеизложенного
педагогика представлена как наука о воспитании; это наука, изучающая
закономерности воспитания, образования и обучения.
В результате развития науки, техники и культуры происходят
дифференциация знаний и специализация наук. В педагогической науке процесс
специализации и дифференциации проявляется особенно заметно. Педагогика,
зародившаяся в недрах философии как ее часть, имеет в настоящее время
большое число ответвлений, которые развиваются как ее отрасли. Эти отрасли
определяются особенностями объекта воспитания: возрастом, профессией,
психофизиологическими данными.
Основные «ветви» древа педагогической науки следующие:
Общая педагогика – изучает и формирует принципы, формы и методы
обучения и воспитания, являющиеся общими для всех возрастных групп и учебно-
воспитательных учреждений. Составными частями общей педагогики являются:
теория воспитания, теория обучения, и теория организации и управления в
системе образования.
Дошкольная педагогика – изучает закономерности воспитания детей
дошкольного возраста.
Педагогика общеобразовательной школы – исследует содержание, формы и
методы обучения и воспитания школьников.
Специальная педагогика (дефектология) – наука об особенностях
развития и закономерностях обучения и воспитания аномальных детей, имеющих
физические или психические недостатки.
Педагогика профессионально-технического и среднего специального
образования – изучает и разрабатывает вопросы обучения и воспитания
учащихся ПТУ и средних специальных заведений.
Исправительно-трудовая педагогика – занимается вопросами
перевоспитания правонарушителей всех возрастов.
Военная педагогика изучает особенности воспитания воинов.
Педагогика высшей школы разрабатывает вопросы обучения и воспитания
студентов вузов.
Педагогика, являясь самостоятельной и достаточно научной дисциплиной,
не может развиваться обособленно от других наук. Важную методологическую
роль в процессе разработки педагогической теории выполняет философия,
помогая определить исходные позиции при исследовании педагогических
явлений. Особенно большое значение для решения конкретных вопросов обучения
и воспитания, разработки режимов труда и отдыха имеет психология, и в
первую очередь возрастная и педагогическая психология, которая изучает
закономерности психических процессов детей в зависимости от возраста, в
условиях обучения и воспитания. Социология, занимающаяся изучением общества
как сложной целостной системы, дает педагогике большой фактический материал
для более рациональной организации процесса обучения и воспитания.

2.2. Цели образования и воспитания

Воспитательный процесс в значительной степени носит целенаправленный
характер. Он предполагает определенное направление воспитательных усилий,
осознание их конечных целей, а также включает в себя содержательную сторону
и средства достижения этих целей. Цели же воспитания определяются идейными
и ценностными установками, которые провозглашает то или иное сообщество.
Кардинальные изменения, которые произошли в жизни российского
общества в последние годы, вызвали определенные затруднения в идейной и
ценностной ориентации населения. Прежние идеалы для многих людей утратили
свою привлекательность, новые ориентации не сложились.
В правящих кругах, в публицистике заговорили о выработке новой
государственной идеологии. Но всякая идеология – это односторонний,
социально-заинтересованный подход тех или иных классов и социальных групп к
решению общественных проблем, который они стремятся навязать другим в
качестве господствующих идейных и ценностных ориентаций.
В мировой педагогической теории и практике уже давно сложилось
мнение, что воспитательный процесс не должен быть заложником каких-то
конъюнктурных ситуаций, находиться в зависимости от того, какие взгляды и
убеждения исповедуют люди, стоящие ныне у власти. Воспитание молодого
поколения -–это слишком серьезное дело. Оно должно базироваться на
постоянных, непреходящих идеях и ценностях. Поэтому в качестве идейной
основы всей системы воспитания должны быть выработанные и проверенные
многовековой практикой принципы гуманизма.
Гуманизм, прежде всего, означает человечность человека: любовь к
людям, высокий уровень психологической терпимости, мягкость в человеческих
отношениях, уважение к личности и ее достоинству. В конечном счете, понятие
гуманизм оформляется как система ценностных ориентаций, в центре которых
лежит признание человека в качестве высшей ценности.
При такой трактовке гуманизм получает значение общественного идеала.
Человек рассматривается как высшая цель общественного развития, в процессе
которого обеспечивается создание необходимых условий для полной реализации
всех его потенций, достижение гармонии в социально-экономической и духовной
сфере жизни, наивысшего расцвета конкретной человеческой личности. Таким
образом, с позиции гуманизма, конечная цель воспитания состоит в том, чтобы
каждый человек мог стать полноценным субъектом деятельности, познание и
общение, то есть свободным, самодеятельным существом, ответственным за все
происходящее в этом мире.
Содержательной стороны реализация принципов гуманизма в
воспитательном процессе означает проявление общечеловеческих ценностей.
Общечеловеческие ценности – это ценности значимые не для какого-то узкого
ограниченного круга людей, а то, что имеет значение для всего человечества.
Они в той или иной форме присущи всем социальным общностям, социальным
группам, народам, хотя не у всех выражены одинаковым образом. Особенности
их выражения зависят от особенностей культурно-исторического развития той
или иной страны, ее религиозных традиций, типа цивилизации.
Также общечеловеческие ценности – это предельные, исторически и
социально нелокализируемые ценности, то есть ценности, которые носят
абсолютный характер, вечные ценности. Верующие люди, осмысливая
общечеловеческие ценности с позиций религии, считают, что эти ценности
имеют божественную природу. Для неверующих людей за общечеловеческими
ценностями стоит многовековой опыт человечества, его потенций и
устремлений.
При разных подходах к источнику и гаранту общечеловеческих ценностей
верующие и неверующие осознают, что общечеловеческие ценности носят
постоянный, непреходящий характер. И именно поэтому общечеловеческие
ценности выступают в качестве идеала, регулятивной идеи, образца поведения
для всех людей.
Следует отметить, что любовь к Родине сама по себе вполне вписывается
в систему гуманистических ценностей. Общечеловеческие установки не следует
трактовать как некие космополитические ценности. У каждого народа эти
ценности выражены особым образом. Это выражение зависит от особенностей
культурно-исторического развития той или иной страны. Поэтому
общечеловеческое всегда реализуется через конкретночеловеческое. А каждый
конкретный человек является гражданином конкретного государства,
принадлежит к определенной народности, нации. И общечеловеческое начало
реализуется в этих конкретных социальных образованиях. Поэтому воспитание
человека с общечеловеческих позиций не противоречит, а предполагает его
воспитание как гражданина, патриота своей страны, Отечества. Следовательно,
гуманизм предполагает патриотизм, любовь к своей Родине, воспитание
гражданской ответственности, уважение обычаев и законов своей страны.
Гуманизм предполагает признание данной личностью в качестве ценности
личности всех других людей, любовь к ним и служение им. Не случайно под
термином «гуманизм» изначально понималось «человеколюбие». Поэтому гуманизм
не исключает, а предполагает коллективизм, стремление к общности с другими
людьми, их взаимную поддержку. В общественной психологии нашего народа это
нравственное качество получило сильный импульс для своего развития. Не
случайно в русской философии идея соборности является одной из ведущих идей
русского национального самосознания.
В нашей стране традиционно в качестве главной цели учебно-
воспитательного процесса выдвигалась подготовка высококвалифицированного
специалиста, способного с наибольшей эффективностью работать на
производстве на благо нашего государства. Гуманистический подход требует,
чтобы в качестве главной цели учебно-воспитательного процесса должно
рассматриваться сознание предпосылок для самореализации личности.
2.3 Средства и методы психического воздействия на личность
Технологическая схема педагогического процесса выглядит примерно
так. Прежде всего, педагог убеждает воспитуемого в важности и
целесообразности решения конкретной задачи, затем он должен научить
учащегося, добиться усвоения им определенной суммы знаний. На следующем
этапе необходимо сформулировать у учащегося умения и навыки. На всех этих
этапах полезно постоянно стимулировать прилежание обучаемых, контролировать
и оценивать этапы и итоги работы.
Для должного функционирования педагогического процесса нужно, как
минимум, пять групп методов воздействия на личность:
1) убеждение;
2) упражнения и приучения;
3) обучение;
4) стимулирование;
5) контроль и оценка

Методы воздействия на личность оказывают комплексное воздействие
на учащихся и крайне редко применяются изолированно, вне связи друг с
другом.
Убеждение – это разностороннее воздействие на разум, чувства и волю
человека с целью формирования у него желаемых качеств. В зависимости от
направленности педагогического воздействия убеждение может выступать как
доказательство, как внушение, или как их комбинация. Если мы хотим убедить
учащегося в истинности какого-либо научного положения, то мы обращаемся к
его разуму, и в этом случае необходимо выстроить логически безупречную
цепочку аргументов, что и будет доказательством. Важнейшую роль в убеждении
с помощью слова играют такие приемы как беседа, лекция, диспут.
Приучение – это организация планомерного и регулярного выполнения
воспитанниками определенных действий в целях формирования хороших привычек.
Или, говоря по-другому: приучение – это упражнение с целью выработки
хороших привычек.
Упражнение занимает большое место в обучении, так как лежит в основе
формирования умений и выработки навыков на всех его практических и практико-
ученических этапах.
Упражнение как метод педагогического воздействия применяется для
решения самых разнообразных задач гражданского, нравственного, физического
и эстетического восприятия и развития. Без систематического применения
разумно поставленных упражнений нельзя добиться действенности
воспитательной работы.
В практике воспитательной работы применяются в основном три типа
упражнений:
1) упражнения в полезной деятельности;
2) режимные упражнения;
3) специальные упражнения.
Номенклатура и классификация методов обучения характеризуется
большим разнообразием в зависимости от того, какое основание избирается для
их разработки. Подразделяют методы по доминирующим средствам на словесные,
наглядные и практические. Их классифицируют также в зависимости от основных
дидактических задач на:
1) методы приобретения новых знаний;
2) методы формирования умений, навыков и применения знаний на практике;
3) методы проверки и оценки знаний, умений и навыков
Наиболее оптимальной представляется классификация методов
обучения, в которой за основу берется характер учебно-познавательной
деятельности обучаемых в усвоении ими изучаемого материала. Эта
классификация включает в себя пять методов:
1) объяснительно-иллюстративный метод;
2) репродуктивный метод;
3) метод проблемного изложения;
4) частично-поисковый метод;
5) исследовательский метод.
Стимулировать – значит побуждать, давать импульс, толчок мысли,
чувству и действию. Определенное стимулирующее действие уже заложено внутри
каждого метода. Но есть методы, главное назначение которых – оказывать
дополнительное стимулирующее влияние и как бы усиливать действие других
методов, которые по отношению к стимулирующим принято называть основными.
К методам стимулирования относятся: соревнование и поощрение.
Стремление к первенству, приоритету, самоутверждение свойственно всем
людям, но особенно молодежи. Соревнование в учебных заведениях сродни
лучшим образцам соперничества спортивного. Главная задача педагога – не
дать соревнованию выродиться в жесткую конкуренцию и в стремление к
первенству любой ценой. Соревнование должно быть проникнуто духом
товарищеской взаимопомощи и доброжелательности.
Поощрение – это сигнал о состоявшемся самоутверждении, потому что в
нем содержится общественное признание того подхода, того образа действия и
того отношения к действию, которые избраны и реализуются учащимся. Чувство
удовлетворения, которое испытывает поощренный воспитанник, вызывает у него
прилив сил, подъем энергии, уверенность в своих силах и, как следствие,
сопровождается высокой старательностью и результативностью. В то же время
поощрение не должно быть слишком частым, чтобы не привести к обесцениванию,
ожиданию награды за малейший успех.
Важнейшее условие педагогической эффективности поощрения –
принципиальность, объективность, понятность для всех, поддержка
общественным мнением, учет возрастных и индивидуальных особенностей
воспитанника.
Наказание – один из самых старейших методов воспитания. Наказание
корректирует поведения воспитанника, заставляет его задуматься, где и в чем
он поступил неправильно, вызывает чувство неудовлетворенности, стыда,
дискомфорта. Наказание – это самоутверждение наоборот, которое порождает
потребность изменить свое поведение, а при планировании будущей
деятельности – чувство опасения пережить еще раз комплекс неприятных
чувств. Однако наказание не должно причинять воспитаннику ни морального
унижения, ни физического страдания. Главное чувство наказанного
воспитанника – чувство переживания, отчужденности, отстраненности от других
воспитанников, от коллектива.

2.4. Нравственно-психологические отношения поколений
2.4.1 Отношения родителей и детей как психолого-
педагогическая проблема

В отношениях родителей, педагогов и детей есть сложная,
парадоксальная проблема. Сложность ее – в скрытом, интимном характере
человеческих отношений, щепетильности «внешнего» проникновения в них. А
парадоксальность в том, что, при всей ее важности, родители и педагоги
обычно ее не замечают, ибо не имеют для этого необходимой психолого-
педагогической информации.
Отношения родителей и детей с годами складываются в определенные
типичные варианты независимо от того, осознаются они или нет. Такие
варианты начинают существовать как реальности отношений. Причем их можно
представить в определенной структуре – последовательных стадиях развития.
Типы отношений возникают постепенно. Родители же обращаются к педагогу,
психологу, как правило, по поводу возникшей «вчера», «неделю назад»
тревожной конфликтной ситуации. То есть они видят не процесс развития
отношений, не их последовательность и логику, а, как им кажется, внезапный,
необъяснимый, удивительный случай.
Конфликт в отношениях родителей и детей крайне редко возникает
случайно и внезапно. Сама природа позаботилась о взаимной привязанности
родителей и детей, выдав им своеобразный аванс в чувстве любви, потребности
друг в друге. Но как родители и дети распорядятся этим даром – проблема их
общения и отношений. Конфликт – жестокое столкновение, эмоциональная
агрессия, болевой синдром отношений. А боль в организме, как известно, -
сигнал бедствия, физиологический крик о помощи. Она возникает в ходе
развития заболевания.
В здоровых семьях родители и дети связаны с естественными
повседневными контактами. Слово «контакт» в педагогическом смысле может
означать мировоззренческие, нравственные, интеллектуальные, эмоциональные,
деловые связи родителей и детей, такое тесное общение между ними, в
результате которого возникает душевное единение, согласованность основных,
жизненных устремлений и действий. Природную основу таких отношений
составляют родственные связи, чувства материнства и отцовства, которые
проявляются в родительской любви и заботливой привязанности детей к
родителям.
Изучение множества разнообразных документов позволило выявить
некоторые основные тенденции отношений родителей и детей в семье. В основу
анализа положено видоизменение потребности в общении – одна из
фундаментальных характеристик межличностных отношений. Под конфликтом
понимается возникшая ситуация неразрешенного противоречия, в которой
родители и дети испытывают острый психологический дискомфорт и пытаются
решить возникшую проблему односторонне, бескомпромиссными путями и
методами.
Существуют следующие стадии отношений родителей и детей:
- родители и дети испытывают устойчивую потребность во взаимном общении;
- родители вникают в заботы и интересы детей, и дети делятся с ними;
- чем скорее родители вникают в интересы и заботы детей, тем скорее дети
испытывают желание делиться с родителями;
- поведение детей вызывают в семье конфликты, и при этом правы родители;
- поведение детей вызывает в семье конфликты, и при этом правы дети;
- конфликты возникают по причинам обоюдной неправоты;
- полное взаимное отчуждение и враждебность.
2.4.2 Рациональные условия отношений родителей и детей
Духовные контакты в семье не могут возникнуть в результате одних лишь
платонических пожеланий и стремлений родителей. Для этого должны быть
созданы психолого-педагогические предпосылки.
Первая и главная из них – разумная организация семьи. Общие
перспективы, совместная деятельность, определенные трудовые обязанности,
традиции взаимопомощи, совместных решений, общих интересов и увлечений
служат благодатной почвой для произрастания и развития ростков внутренних
взаимосвязей родителей и детей.
В коллективной жизни семьи можно наиболее успешно создавать
обстоятельства воспитательного процесса, подкрепляющие словесные
требования. Нужные педагогические обстоятельства отнюдь не всегда совпадают
с жизненными. И их нередко приходится создавать вопреки жизненным
обстоятельствам.
Дети ожидают от родителей глубинного, пристального интереса к их
внутреннему миру, учета их возрастных и индивидуальных особенностей.
Возрастные особенности – это характерные для того или иного возрастного
периода анатомо-физиологические и психологические особенности. А под
индивидуальностью человека имеется в виду существенное своеобразие его
основных свойств и качеств.
Учет возрастных особенностей детей требует постепенного изменения
воспитательных влияний на различных ступенях становления личности.
Подход к детям требует от родителей педагогического такта, учета
жизненного опыта воспитанников, их эмоционального состояния, тонкого и
неторопливого анализа мотивов поступка, чуткого, мягкого прикосновения к
внутреннему миру человека. Общение, совместные дела, единые стремления
становятся наиболее естественным процессом воспитания.
Важная сторона обоюдных контактов – участие в занятиях и интересах
детей. Если родители смогут разделить интересы, увлечься занятиями своих
детей, то в их руках окажется эффективное средство воспитательного
воздействия.
Следование по следам интересов и увлечения детей предполагает также и
привлечение детей к собственным занятиям и увлечениям. В некоторых семьях
существует правило: вещи необходимые человеку для жизни, он должен уметь
делать сам. В каждой семье может сложиться многообразная система
установления и укрепления тесных связей родителей и детей: от родителей к
детям, от детей к родителям.
Инстинкт родственности, «голос крови» интенсивно проявляется тогда,
когда родители и дети по-человечески близки друг другу, связаны узами не
только родственной, но и духовной близости. Это важная предпосылка
успешного воспитательного процесса в семье, проникновения во внутренний мир
детей и успешного воздействия на них. У детей возникает и развивается
потребность советоваться с родителями, мысленно ставить их на свое место в
трудных жизненных ситуациях, равняться на них, следовать их наставлениям.
Тот или иной отрицательный вариант отношений в семье вовсе не
является непреодолимой фатальной доминантой. Если родители смогут
психологически и педагогически грамотно разобраться в сложившейся стадии
отношений, то преодоление отрицательных факторов возможно.
Глубокие контакты с родителями создают у детей устойчивое жизненное
состояние, ощущение уверенности и надежности. А родителям приносит
радостное чувство удовлетворения.

2.5 Межличностные отношения в коллективе

Коллективом называется разновидность социальной общности и
совокупность индивидов, определенным образом взаимодействующих друг с
другом, осознающих свою принадлежность к данной общности и признающихся его
членами с точки зрения других. В отличие от других социальных общностей
коллектив характеризуется следующими основными чертами: 1) устойчивым
взаимодействием, которое способствует прочности и стабильности его
существования в пространстве и времени; 2) отчетливо выраженной
однородностью состава, то есть наличием признаков, присущих коллективу; 3)
относительно высокой степенью сплоченности на основе единства взглядов,
установок членов коллектива; 4) структурированности – определенной степенью
четкости и конкретностью распределения функций, прав и обязанностей,
ответственностью между членами коллектива; 5) организованностью,
подчиненностью коллектива определенному порядку выполнения совместной
коллективной жизнедеятельности; 6) открытостью, то есть готовностью к
принятию новых членов.
Качественные и количественные показатели всех этих основных черт
соединяются понятием социально-психологический климат коллектива. Понятие
социально-психологический климат коллектива отражает характер
взаимоотношений между людьми, преобладающий тон общественного настроения в
коллективе, связанный с удовлетворением условиями жизнедеятельности, стилем
и уровнем управления и другими факторами. Социально-психологический климат
коллектива связан с определенной эмоциональной окраской психологических
связей коллектива, возникающих на основе их близости, симпатий, совпадения
характеров, интересов и склонностей.
Ученые отмечают двойственную природу социально-психологического
климата коллектива. С одной стороны, он представляет собой некоторое
субъективное отражение в групповом сознании всей совокупности элементов
социальной обстановки, всей окружающей среды. С другой стороны, возникнув
как результат непосредственного и опосредованного воздействия на групповое
сознание объективных и субъективных факторов, социально-психологический
климат приобретает относительную самостоятельность, становится объективной
характеристикой коллектива и начинает оказывать обратное влияние на
коллективную деятельность и отдельные личности.
Одним из важных показателей социально-психологического климата в
коллективе являются конфликтные ситуации. Конфликтность или социально-
психологическая напряженность в коллективе негативно отражается на всех
сторонах его жизнедеятельности. Время послеконфликтных эмоциональных
переживаний, расстройств, разлаженности человеческих отношений, нарушение
делового контакта, во много раз способно превосходить время самого
конфликта.
В основе конфликта лежат столкновения людей, их мнений, позиций,
взглядов, характеров, интересов с точки зрения психического состояния
противоборствующих сторон, конфликт выступает одновременно и как защитная
реакция и как ответная эмоционально окрашенная реакция.
Большинство конфликтов назревает постепенно и вначале находятся в
скрытом состоянии, при котором конфликтующие стороны выражают скрыто свои
претензии. При этом предпринимаются попытки удовлетворения этих претензий
«мирным» путем. Если такой способ не вызывает позитивной реакции,
игнорируется или наталкивается на отказ, конфликт переходит в открытую
форму. Эта стадия развития конфликта называется конфликтным поведением.
Конфликтное поведение – это пик развития конфликта. Оно не может
длиться вечно и в конце концов, конфликтующие стороны должны будут выбирать
одну из программ поведения: 1) снизить уровень напряженности, но сохранить
саму конфликтную ситуацию, переводя ее в скрытую форму за счет частичных
уступок противоположной стороне; 2) искать способы полного разрешения
конфликта.
Разрешение конфликта осуществляется как через изменение объективной
ситуации, так и через субъективную, психологическую перестройку, то есть
изменение субъективного образа ситуации, который сложился у враждующих
сторон.
Изучение закономерностей функционирования коллективов показывает, что
даже в самых малых, неорганизованных коллективах возникает распределение
власти между членами. Коллектив делится на рядовых членов и лидеров.
Лидерство – это способность оказывать влияние на отдельных индивидов и
коллектив в целом, направлять их усилия на достижение каких-либо целей.
Различают формальных и неформальных лидеров. Неформальный лидер – это
член коллектива, добровольно принявший на себя значительно большую
ответственность, чем это требуют формальные предписания и нормы. Формальный
лидер – это носитель административной власти. Его задача состоит в
организации совместного взаимодействия и отношений членов коллектива для
достижения его целей. Для этого руководитель должен обладать
психофизиологическими характеристиками, а также знаниями, навыками,
умениями и качествами.
К психофизическим качествам руководителя как личности относятся:
волевые данные, профессиональное воспитание, обостренное внимание, объемная
и точная память, эмоциональная устойчивость, компетентность и другие.
Особое значение имеют волевые качества руководителя. Волевого руководителя,
как правило, характеризуют разумная настойчивость, решительность,
энергичность, упрямство в достижении цели, высокая самодисциплина,
целеустремленность.
Немаловажное значение для руководителя имеет контактность –
общительность, интерес к людям, способность располагать к себе людей,
выслушивать, понимать и убеждать их, способность взглянуть на проблему
«глазами другого».
В совокупности неотъемлемых психологических качеств руководителя
выделяется доминантность, которую следует понимать как свойство властности,
честолюбия.
Среди деловых качеств выделяются знания и умения. Так, например, для
руководителя предприятия важны знания в области техники и технологии,
организации производства, экономики и права, психологии и педагогики,
менеджмента. В качестве наиболее важных навыков отмечаются: умение видеть
перспективу, найти главное звено в работе, изучать, подбирать и расставлять
кадры, пойти на оправданный риск, своевременно принимать решения и
проводить их в жизнь, делегировать полномочия, пробуждать людей к труду,
организовывать свою работу, отстаивать интересы своего коллектива.
К деловым качествам и умениям тесно примыкают также профессионально-
организаторские черты, поскольку одной из основных задач руководителя
является создание команды единомышленников, то есть формирование условий
для оптимизации процесса самоорганизации трудового коллектива, с этой точки
зрения важными качествами руководителя также являются такие, как
предприимчивость и деловитость, научный системный подход к решению проблем.
Не менее важна для руководителя коммуникабельность: способность
срабатываться с людьми, налаживать взаимоотношения с людьми всех рангов –
вышестоящими руководителями и подчиненными, способность сплачивать,
объединять разных людей, налаживать их совместную работу.
Важное значение для социально-психологического климата коллектива
имеют также особенности стиля руководителя коллективом. Под стилем
руководителя понимается комплекс приемов, методов и способов воздействия
руководителя на коллектив с целью эффективного и качественного выполнения
управленческих функций. Определение стиля руководства коллективами
осуществляется по основным функциям управления: принятие решений,
организация выполнения решений, осуществление контроля исполнения, способы
пробуждения исполнителей к деятельности, использование системы
стимулирования деятельности исполнителей.



3. Заключение

Педагогика востребована везде, где осуществляется образование,
воспитание, обучение, развитие граждан (в специализированных педагогических
учреждениях и в процессе труда, досуга, семейной жизни) независимо от их
возраста и социального положения, где обнаруживаются проявления их
результатов (положительные и негативные), а также влияние на эти процессы и
результаты факторов иной природы (политики, экономики, права, культуры,
искусства, досуга, труда). Везде, где это есть, педагогика в состоянии
принять конструктивное участие в совершенствовании дела и улучшить его по
вопросам своей компетенции.
Изучение педагогики в системе высшего образования призвано вооружить
студентов знаниями, умениями и способностью использовать ее данные в жизни
и профессиональной деятельности, а также сформировать понимание
необходимости и желание делать это постоянно, лично совершенствоваться
педагогически. Педагогика – одна из самых практичных наук.
Педагогика располагает рекомендациями, интенсивными педагогическими
технологиями, богатым педагогическим опытом, которые нужны практически
всем.



4. Список литературы

1. Радугин А.А. Психология и педагогика – Москва, 2000 г.
2. Столяренко А.М. Психология и педагогика – Москва, 2001 г.
3. Харламов И.Ф. Педагогика – Москва, 1994 г.







Реферат на тему: Педагогическая аксиология и современный учебно-воспитательный процесс
Н.В.СЕЛЕЗНЕВ, Е.Н.СЕЛЕЗНЕВ



ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АКСИОЛОГИЯ

И СОВРЕМЕНННЫЙ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ

ПРОЦЕСС



Тирасполь - 1998г.

АННОТАЦИЯ

Педагогическая аксиология стала пользоваться вниманием исследователей
лишь в последние годы. Происходящие в обществе перемены активизировали
поиск новых, жизненно важных ценностей для молодежи, научное их
обоснование, а также методики ассимиляции их современным учебно-
воспитательным процессам.
В статье рассматривается и обосновывается комплекс важнейших для
современной школы познавательных нравственных, эстетических и других
ценностей. Намечаются рекомендации дальнейшей их разработки и внедрения в
практику современной школы (0,8 п.л.).
Статья адресована школьным работникам всех уровней, студентам,
аспирантам, преподавателям вузов гуманитарных дисциплин.



Педагогический процесс всегда связан с освоением важнейших для
растущего человека ценностей. Выработанные человечеством идеалы и ценности,
по мнению В.А.Сухомлинского, в условиях школы становятся богатством
личности воспитанников. «Я добиваюсь того - писал он, - чтобы нравственные
ценности, созданные и завоеванные человечеством в прошлом и получившие
расцвет в наши дни, стали духовным богатством каждого ребенка».1
Школа несет воспитаннику комплекс важнейших ценностей, над которыми
он размышляет, дает им оценочное осмысление и которые затем осваивает. От
ценностей всеобщих к конкретным ценностям, их широте и разнообразию в опыте
школьника - именно это становится наиболее существенным моментом в
формировании его личности.
С педагогической точки зрения ценностями следует считать то, что
полезно для жизни школьника, что способствует развитию и
совершенствованию его личности. «Ценностью может быть как явление внешнего
мира (предмет, вещь, событие, поступок), так и факт мысли (идея, образ,
научная концепция).2
Весь учебно-воспитательный процесс должен быть проникнут идеей
полезности для ученика, что вполне согласуется с мыслями, которые в свое
время высказал Я.А.Коменский: «Противоядием
__________________________________________
1. В.А. Сухомлинский. Избр.пед.соч.в 3-х тт., М: Педагогика, 1979-81 гг.,
т.1, с.216
2. Тугаринов В.П. Личность и общество. - М.: Мысль, 1965, с.63
2
невежеству является образование, которым в школах должны быть напитаны души
молодых людей... Оно будет истинным, если преподаются и изучаются предметы,
только полезные для жизни».1 У ребенка возрастает интерес к ценности за
счет того, что он начинает понимать жизненную необходимость в ней.
Направленность личности человека на те или иные ценности создают ему
совершенно своеобразный облик. «Жизнь сама по себе - ни благо, ни зло, -
справедливо замечает на этот счет. М.Монтень, - она вместилище и блага, и
зла, смотря по тому, во что вы сами превратили ее».2 По его мнению,
необходимо видеть прежде всего вечные, непреходящие ценности, которыми жили
люди в прошлом и будут жить в будущем. «Если вы прожили один единственный
день, вы видели уже все... это солнце, это луна, это звезды, это устройство
вселенной - все это то же, от чего вкусили пращуры ваши и что взрастит
ваших потомков».3
О содержательной стороне жизненно важных для человека ценностей
издавна велись споры, при этом с переменными успехом победу одерживали
представители самых различных направлений и взглядов. В древнейшие времена
приверженцами «своих» ценностей
_________________________

1. Каменский Я.А. Orbis senalium pictus. //Педагогика, 1992, № 5-6, с. 90.
2. М. Монтень. Опыты-М: Голос, 1992, с. 99
3. Там же, с. 99
3
были стоики, эпикурейцы, спартанцы, в более поздние времена - представители
различных религиозных верований, гедонисты, альтруисты, мазохисты и т.д.
Иногда привязанность к одним ценностям вела их носителей не только к
яростному неприятию других ценностей, но и суровой, непримиримой борьбе с
теми, кто их проповедовал. Побежденные нередко расплачивались жизнью за
несогласие жить ценностями победителей.
Зная о ценностных противоречиях, лучшие умы человечества всегда
пытались найти разумный выход из этого, примирить враждующих, научить людей
жить в соответствии с высшей мудростью и рассудочностью. Так родилась идея
выработки единого подхода к уяснению ценностных сущности окружающей
действительности, конкретной вещи, явления, поступка с точки зрения их
полезности или бесполезности для людей и человека. «Если бы человек был
мудр, он расценивал бы всякую вещь в зависимости от того, насколько она
полезна и нужна ему в жизни».1

Сторонником такого подхода к выявлению значимых для человека
ценностей был Я.А. Коменский. «Истинная мудрость, - говорил он, -
заключается в том, чтобы судить о вещах справедливо,
_______________________
1. М. Монтень. Опыты., т. 2, с. 168.

4
чтобы считать каждую вещь только такой, какая она есть на самом деле, не
стремиться к пустому, как будто бы оно было драгоценным, или не отбрасывать
драгоценного, принимая его за пустое, не порицать того, что заслуживает
похвалы и не восхвалять заслуживающего порицания».1
Сам Коменский всегда заботился о ценностях, которые давали бы и
человеку, и обществу больше «света, порядка, мира и спокойствия». «Цель не
будет достигнута, -предупреждает он,- если души всех не будут подготовлены
ко всему, что предстоит в жизни». Наиболее важными для растущего человека в
младшем возрасте, по его мнению, являются такие ценности: благочестие,
умеренность, опрятность, почтительность, предупредительность, стремление к
праве и справедливость, благотворительность, трудолюбие, терпение,
деликатность и готовность служить старшим, умение держать себя с
достоинством. Кроме того, ряд познавательных ценностей из физики, оптики,
астрономии, географии, истории, экономики, арифметики, грамматики и
др.наук.2
В более старшем возрасте для ребенка важны, по мнению Каменского,
такие ценности как воздержание, умеренность, гигиена, послушание,
правдивость, радушие, стремление к деятельности,
________________________
1. Коменский Я.А. Избр.пед.соч.в 2-х тт. - М.: Педагогика, т. 1, с. 405.
2. Там же, т. 1, с. 210-213.
5
умение молчать, терпение, услужливость, вежливость,
приветливость, понятие о том, что является приличным и что неприличным и
др.1
В России выбору необходимых для школы ценностей много внимания уделял
К.Д. Ушинский. Современная школа, отмечал он, основывается на отживших,
схоластических ценностях, «притупляющих» умственную деятельность школьников
и «уродующих» их нравственность. Ребенок не только не развивается, но
скорее вянет от «мертвящего прикосновения» такой школы. Главная причина, по
его мнению, - формализм как педагогической науки, так, и педагогической
практики. «Небольшая мудрость и не большой труд написать: тому-то учить,
тому-то не учить, то существенно полезно, это совсем бесполезно и даже
вредно во всех возможных отношениях - умственном, нравственном,
религиозном, эстетическом, политическом и т.д. Но написать и предписать еще
не значит сделать дело: в продолжении последних лет несколько раз менялись
у нас подобные предписания и кончилось совершенной путаницей».2
Ценности, на которые должна ориентироваться российская школа,
подчеркивает Ушинский, обязаны отражать потребности
____________________________
1. Там же с. 299.
2. К.Д. Ушинский. Собр. Соч. В 9-ти тт. - М: АПН РСФСР, 1948, т. 3, с. 321.
6
народа, и должны быть не только тщательно продуманными, но и самобытными.
«Чтобы повести народное образование прямым и верным путем надобно смотреть
не на то, что нужно для Германии, Франции, Англии и т.д...., а на то, что
нужно России в ее современном состоянии, что согласно с ходом ее истории, с
духом и потребностями народа. Не одного круга ученых, не одного сословия,
не одной литературной или какой-нибудь партии, а всего народа от мала до
велика».1
В дореволюционный период вопрос о содержании школьных ценностей так и
не был решен. Путаница и неразбериха с ценностями продолжается и в первые
послереволюционные годы. «Советское воспитание, -пишет А.С. Макаренко в эти
годы, - не представляет ничего ни революционного, ни советского, ни просто
даже разумного... Наши педагоги просто не знают, что они должны делать, как
держать себя, а наши воспитанники просто живут в наших детских домах, то
есть едят, спят, кое-как убирают после себя. Картина очень печальная».2
Размышляя о том, что именно должно стать содержанием жизни
воспитанников, Макаренко отмечает необходимость формирования у них верного
отношения ко всему комплексу
__________________________
1. Там же, с. 322
2. А.С. Макаренко. Пед.соч. в 8-ми тт. - М: Педагогика, 1983-86 гг., т. 1,
с. 225.
7
жизненно важных ценностей, позволяющих «прожить как можно дольше и как
можно радостнее. Надо уметь видеть прелесть сегодняшнего и завтрашнего дня
и жить этой прелестью. В этом и заключается мудрость жизни...».1
Все важнейшие ценности А.С. Макаренко объединяет общим понятием
«человеческой культуры», куда по его мнению, непременно должны войти
образованность, дисциплина, чувство долга, понятие о чести, вежливость,
доброта, умение владеть собой, влиять на других, умение быть веселым,
бодрым, подтянутым, способным бороться и строить, способным жить и
любить..., быть счастливым.2 Перенос внимания с ценностей формальных на
ценности «здравого смысла» - дисциплины, порядка, практического дела стало
значительным достижением воспитательной системы А.С. Макаренко.
Эффективность методики Макаренко накрепко связана и с систематическим
ценностным исследованием личности каждого воспитанника. В характеристиках,
написанных рукой Макаренко на воспитанников, мы насчитали около 90
необходимых, по его мнению, для личности выпускника ценностей. Среди них на
первом месте - работоспособность, культура поведения, честность,
_________________________
2. Там же, т. 8, с. 80
3. Там же, т. 1, с. 138.
4. Там же, т. 1, с. 195
8
следующие: лень, грубость, отсутствие определенной цели в жизни, плохие
способности, малокультурность, нежелание учиться и др.
Как показывают исследования, в большинстве современных работ по
педагогике вопрос о школьных ценностях также находится под пристальным
вниманием авторов. По мнению многих из них, главной задачей школы является
развитие у воспитанников не только правильного представления о всех
важнейших для них ценностей, входящих в понятие «культура человечества», но
и умелого освоения тех из них, которые составляют основу их личности.
В связи с происходящими социально-политическими переменами в стране,
вопрос о ценностном содержании учебно-воспитательного процесса в
особенности обострился. В средствах массовой информации на эту тему
появилась немало высказываний, прошло несколько дискуссий, состоялись
круглые столы с участием ведущих педагогов страны В центре внимания все тот
же не решенный вопрос о разумном, научно обоснованном отборе ценностей для
школьников, а также связанный с ним вопрос о том, как эти ценности
«встроить в школу, как довести их до каждого учителя, а затем и каждого
ученика».1
Как видим, в школе, стоящей на пороге значительных перемен,
__________________________
1. Молодежь и общество // Советская педагогика - 1990 - 12, с.5
9
по сей день сохраняется полная неясность, на основании чего и как
перестраивать педагогический процесс. «Уже первые попытки перейти от
вульгарно-классового, пролеткультовского подхода к общечеловеческим
ценностям привели к сумятице во всех программах воспитания. Если здесь
действовать непродуманно, то произойдет очередное шараханье из крайности в
крайность».1
Участники одного из круглых столов, определяя, что из уже
выработанных человечеством ценностей является главным для современной
школы, назвали: социальную справедливость, доброту, порядочность,
совестливость (Г.Н. Филонов), борьбу за мир, труд, семью (А.С. Капто),
здоровый образ жизни, стремление к долголетию, милосердие, нравственное и
физическое совершенство, заботу об окружающем и окружающих (Г.В. Куцев),
культ предков, благоговейное отношение к прошлому (Е.А. Ямбург) и др.2
Нам представляется, что вопрос наполнения школьных программ
конкретными ценностями должен решаться не с точки зрения их простой
исторической значимости для людей, а с точки зрения современной,
продиктованной самой жизнью потребности школьника в них. В самом слове
«ценность» заложена идея ее сегодняшней полезности для растущего человека.
Ценным для него
__________________________
1. Молодежь и общество//Советская педагогика - 1990 - 12, с. 5
2. Там же, с. 3-18.
10
становиться все то, что может стать жизненно важным капиталом в его
теперешней и дальнейшей жизни.
В связи с этим необходим более продуманный подход к отбору ценностей
как в содержательном так и количественном отношении. Идея полезности
позволяет наилучшим образом наполнить учебные планы, предметные программы,
учебники такими ценностями, которые апробированы многолетней школьной
практикой, дополнить их такими, которых там до сих пор не было, но в
которых очень нуждается современный ученик.
Эта же идея позволяет положить конец перегруженности школьных
программ и учебников второстепенным, бесполезным, ничего не значащим для
развития личности ученика материалом.
Полезность должна сочетаться с разумным объемом ценности, который
устанавливается с учетом возрастных и индивидуальных возможностей,
особенностей учащихся. Он должен соответствовать требованиям доступности и
посильности для школьника.
Реализации необходимого комплекса ценностей в учебно-воспитательном
процессе будет способствовать научно обоснованная систематизация их, о чем
пока должным образом не задумывались ни педагогическая наука, ни школьная
практика. Систематизация строится на основе ясных и строгих критериев, что
поможет исключить разрозненность ценностей, стать им для учащихся на
протяжении всего обучения в школе обоснованным минимумом
11
мировой культуры.
Необходимо четко представить себе, что каждый школьный предмет- это,
по существу, лишь часть ценностей от всего комплекса уже созданных
человечествам научных, художественных, этических, эстетических и других
ценностей и исходить в работе с учеником именно из этого, не позволяя
гипертрофировать значимость одних и недооценку других предметов. Все они в
основе своей взаимосвязаны гуманистическим началом и направлены на
формирование у школьника всестороннего жизненного опыта, высокой культуры,
взаимопонимания с другими людьми. Л.Н. Толстой в связи с этим справедливо
замечает: «Из всех наук, которые человек может и должен знать, главнейшая
есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла и как можно больше
добра».1
Нет необходимости уточнять, какую громадную роль в этом процессе
сыграет творческий подход учителя к делу. Именно творческий подход поможет
ему научиться уяснять сущность и актуальность ценностей в жизни, в
программах и учебниках, давать им необходимое оценочное обоснование. Такая
работа вполне по силам думающему, и заинтересованному в успехе дела
учителю.
Осваивая ценность, ученик в той или иной мере сам становится
________________________
1. Из письма к Р. Роллану
12
комплексной ценностью, что также требует педагогически целесообразного
осмысления, оценки с точки зрения объема, глубины и других показателей
наличия ценности в его личности. Ценностное содержание личности ученика
должно быть заботой всех
причастных к делу воспитания людей: родителей, учителей, наставников,
воспитателей. К сожалению, как показывают наблюдения, это самое уязвимое
место педагогического процесса. Традиционно здесь все сводится лишь к
оценке знаний, о жизненной значимости которых ученик порой не имеет
никакого представления. Если выявление уровня достижений ученика не
соотносится к конкретной ценностью или ценностями, то разговор об этих
достижениях будет всегда субъективным и расплывчатым. Знания, не
превращенные усилиями педагогов в ценности и не освоенные учеником именно
как ценности, легко забываются и никогда не становятся смыслообразующим
фактором.
Разговор о ценностях должен быть составной частью каждого этапа
работы с воспитанником. Нельзя забыть о словах известного американского
философа Лео Ворда: «Как только мы уничтожаем ценности, мы уничтожаем
воспитание». По его мнению, сама «жизнь является полем выбора ценностей».1
Неопределенность ценностей, их объема и характера потребления учеником на
руку лишь
_________________________
1. Ward Leo R.Philosophy of Education. Chicago, 1963. P. 152.
13
недостаточно подготовленному педагогу. В таких условиях он получает
негласную возможность (и почти всегда пользуется такой возможностью)
«подправлять» содержание учебного и воспитательного материала под свой
уровень ценностного развития. Истолкование материала, оценочное его
осмысление ведется таким
наставником с учетом своего «вкуса», своих пристрастий, симпатий к чему-то
или, наоборот, ярко выраженных антипатий.
По настоящему осмысленная ценность и понимается, и принимается
учеником гораздо скорее. У ребенка возрастает интерес к ней за счет того,
что он начинает понимать жизненную необходимость в ней. Об этом еще в 18 в.
Говорил Феофан Прокопович. Ученик, по его мнению, должен хорошо понимать,
чего можно «достигнуть через сие или иное учение». Надо, «чтобы ученики
видели берег, к которому плывут, и лучшую охоту бы возымели, и познали бы
повседневную прибыль свою, також и недостатки».1
Ценность обнаруживается тогда, когда ставится цель обнаружить ее. Для
этого необходима вдумчивая, аналитическая работа учителя. Содержание
изучаемого материала следует соотнести с тем, что это даст воспитаннику и
не станет ли это простым для него времяпрепровождением. Постепенно надо
__________________________________
3. Антология педагогической мысли России XVII в. - М.: Педагогика, 1986,
с. 48.
14
развивать у себя навыки стремительного различия ценностей в любом учебном
материале, каким бы абстрактным и трудным он ни казался на первый взгляд.
Сотрудничая с учеником, следует также добиваться того, чтобы
осваиваемая ценность высоко ценилась им; только в этом случае она переходит
в его потребность. Если же у ребенка не сформировалось положительное
отношение к ценности, у него не возникает желание присваивать ее.
Незаинтересованное отношение к сути усваиваемого, а нередко и полное
отсутствие какого-либо отношения - главная причина низкой эффективности
образовательного процесса. Оценочная позиция учащихся в этом случае - это
позиция неверия в жизненную значимость усваиваемых ценностей, в их тесную
связь с действительностью. «Тогда и появляется именно то, что принято
называть формализмом знаний».1
Отсутствие у многих учащихся высокой оценки усваиваемых ценностей
является существенным недостатком современного педагогического процесса.
Говорить об успешном присвоении школьником познавательных ценностей на том
основании, что он узнал о них, не имеет смысла.
К сожалению, школа, как и прежде, продолжает ориентироваться лишь на
знания ученика, но никак не на
___________________________
1. Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. - м.: МГУ, 1980,
с. 284.
15
всестороннее обогащение его личности жизненно важными для него ценностями.
«Оставив в стороне древо жизни, мы беспорядочно стремимся к одному только
древу познания».1
Актуальной задачей современной школы остается задача точного
определения того поименного ряда школьных ценностей, которые необходимы для
всестороннего развития и совершенствования личности воспитанника.
Отталкиваться при этом
необходимо от основных, исторически сложившихся групп ценностей:
материальные ценности - все то, чем располагает сама
школа, окружающая среда, семья, общество в целом.
Формирование у учащихся разумного отношения к ним - одна из важнейших
задач современной школы. Неслучайно в последние годы в учебно-
воспитательный процесс введены такие курсы как экономическое,
экологическое, семейное воспитание, предусматривающие формирование у
школьников правильного отношения прежде всего к ценностям материальной
культуры;
нравственные ценности - духовное наследие, утверждающее
на земле возвышенные идеалы добра и справедливости, о которых так тщательно
заботились педагоги от А.Я. Коменского до В.А. Сухомлинского.
__________________________
1. А.Я.Коменский. Избр.пед.соч.в 2-х тт., М.: Педагогика, 1982, т. 1, с.
301.
16
Если ко времени окончания школы, изучив множество предметов, ученик
так и не научился различать, что есть добро и зло, что такое хорошо и что
такое плохо, то вне всякого сомнения, поставленная школой цель по
формированию нравственных качеств личности не достигнута;
научно-познавательные ценности - все то, что связано с
познанием истины, формированием правильных оценочных представлений об
окружающем мире, другом человеке, самом себе.
художественно-эстетические ценности - группа ценностей
известных человечеству с древнейших времен, связанных не только с образным
восприятием окружающего, но и развитием у человека на основе катарсиса
потребности жить по законам красоты.
ценности физической культуры и гигиены - все то, что
предусматривает физическое совершенство человека и его здоровье, умение
поддерживать и сохранять в здоровом теле здоровый дух.
Педагогическая аксиология в значительной степени изменяет характер
сотрудничества учителя с учеником. В центре внимания оказываются не просто
знания, умения, навыки или формирование каких-то привычек у ученика, а
целый комплекса жизненно важных ценностей, формирование у него потребности
присваивать их, жить ими. Школа начинает непосредственно учить воспитанника
умению уверенно ориентироваться в окружающем мире, в совершенстве различать
качественную, в частности, ценностную его
17
неоднородность. Степень развития у школьника такого умения становится одним
из важнейших показателей уровня его воспитанности.
Ценностная зрелость самого педагога определяет эффективность
сотрудничества с учащимися в освоении необходимых им ценностей, желание или
нежелание следовать примеру педагога, целеустремленно работать над собой.
Управление усилиями и возможностями воспитанников остается в руках умелого,
хорошо подготовленного в аксиологическом отношении наставника. И это должно
стать в современном педагогическом процессе не случайным, а систематическим
и целенаправленным делом.




Новинки рефератов ::

Реферат: Концепция цикличности цивилизаций в философии истории Арнольда Тойнби (Философия)


Реферат: Сюрреализм (Искусство и культура)


Реферат: Бакалаврская работа. Программная модель 32-разядной МЭВМ фирмы Motorola (Компьютеры)


Реферат: Социология (Социология)


Реферат: Ответственность за нарушение земельного законодательства (Право)


Реферат: Анализ трудовых показателей предприятия (Бухгалтерский учет)


Реферат: Курская область в годы Великой Отечественной войны (История)


Реферат: Дон Кихот (Литература)


Реферат: Межнациональные конфликты: их особенности, воздействие на состояние общества (Политология)


Реферат: Николай Второй - последний российский самодержец (виновник или жертва) (Исторические личности)


Реферат: Личные права и свободы человека России (Гражданское право и процесс)


Реферат: Струйные принтеры (Программирование)


Реферат: Энергетические вещества тканей почки (Биология)


Реферат: Ценные бумаги и их обращение (Инвестиции)


Реферат: Эволюция цветка (Биология)


Реферат: Александр 11 (Исторические личности)


Реферат: Воспитательное мероприятие по математике (Педагогика)


Реферат: Реформы первой четверти 19-го века (История)


Реферат: Учетная политика предприятия (Бухгалтерский учет)


Реферат: Обучение изложению в коррекционной школе 8 вида (Педагогика)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист