GeoSELECT.ru



Социология / Реферат: Виды общения (Социология)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Виды общения (Социология)



1) Определение общения.
Общение – сложный процесс взаимодействия между людьми, заключающийся в
обмене информацией, а также в восприятии и понимании партнерами друг
друга. Субъектами общения являються живые существа, люди. В принципе
общение характерно для любых живых существ, но лишь на уровне человека
процесс общения становиться осознанным, связанным вербальными и
невербальными актами. Человек, передающий информацию, называется
коммуникатором, получающий ее – реципиентом.

В общении можно выделить ряд аспектов[1]: содержание, цель и средства.
Рассмотрим их подробнее.

Содержание общения – информация, которая в межиндивидуальных контактах
передается от одного живого существа другому. Это могут быть сведения о
внутреннем (эмоциональном и т.д.) состоянии субъекта, об обстановке во
внешней среде. Наиболее разнообразно содержание информации в том случае,
если субъектами общения являються люди.

Цель общения – отвечает на вопрос «Ради чего существо вступает в акт
общения?». Здесь имеет место тот же принцип, что уже упоминался в пункте
о содержании общения. У животных цели общения не выходят обычно за рамки
актуальных для них биологических потребностей. У человека же эти цели
могут быть весьма и весьма разнообразными я являть собой средства
удовлетворения социальных, культурных, творческих, познавательных,
эстетических и многих других потребностей.

Средства общения – способы кодирования, передачи, переработки и
расшифровки информации, которая передается в процессе общения от одного
существа к другому. Кодирование информации – это способ ее передачи.
Информация между людьми может передаваться с помощью огранов чувтв, речи
и других знаковых систем, письменности, технических средств записи и
хранения информации.

2) Процесс общения (коммуникации).
Во-первых, он состоит непосредственно из самого акта
общения,коммуникации , в котором участвуют сами коммуниканты, общающиеся.
Причем в нормальном случае их должно быть не менее двух. Во-вторых,
коммуниканты должны совершать само действие, которое мы и называем
общением, т.е. делать нечто (говорить, жестикулировать, позволять
«считывать» со своих лиц опреде-ленное выражение, свидетельствующее,
например, об эмоциях, переживаемых в связи с тем, что сообщается). В-
третьих, необходимо, далее определить в каждом конкретном коммуникативном
акте канал связи. При разговоре по телефону таким каналом являются
органы речи и слуха; в таком случае говорят об аудио-вербальном (слухо-
словесном) канале, проще - о слуховом канале. Форма и содержание письма
воспринимаются по зрительному (визуально-вербальному) каналу. Рукопожатие
- способ передачи дружеского приветствия по кинесико-тактильному
(двигально-осязательному) каналу. Если же мы по костюму узнаем, что наш
собеседник, допустим, узбек, то
сообщение о его национальной принадлежности пришло к нам по визуальному
каналу (зрительному), но не по визуально-вербальному, поскольку словесно
(вербально) никто ничего не сообщал.

3) Структура общения.
К структуре общения можно подойти по-разному, в данном случае будет
охарактеризована структура путем выделения в общении трех взаимосвязанных
сторон: коммуникативной, интерактивной и перцептивной[2]. Таким образом
схематически структуру общения мы представим так:



Коммуникативная сторона общения (или коммуникация в узком смысле
слова) состоит в обмене информацией между общающимися индивидами.
Интерактивная сторона заключается в организации взаимодействия между
общающимися индивидами (обмен действиями). Перцептивная сторона общения
означает процесс восприятия и познания друг друга партнерами по общению и
установления на этой основе взаимопонимания.

Употребление этих терминов условно, иногда в боле-менее аналогичном
смысле употребляют и другие: в общении выделяют три функции –
информационно-коммуникативная, регуляционно-коммуникативная, аффективно-
коммуникативная[3].

Рассмотрим эти три стороны общения поподробнее.



3 - а) Коммуникативная сторона общения.


Во время акта общения имеет место не просто движение информации, а
взаимная передача закодированных сведений между двумя индивидами –
субъектами общения. Следовательно, схематично коммуникация может быть
изображена так: S S. Следовательно, имеет место обмен
информацией. Но люди при этом не просто обмениваются значениями, они
стремятся при этом выработать общий смысл[4]. А это возможно лишь в том
случае, если информация не только принята, но и осмыслена.

Коммуникативное взаимодействие возможно только в том случае, когда
человек, направляющий информацию (коммуникатор) и человек, принимающий ее
(реципиент) обладают сходной системой кодификации и декодификации
информации. Т.е. «все должны говорить на одном языке».

В условиях человеческой коммуникации могут возникать коммуникативные
барьеры. Они носят социальный или психологический характер.

Сама по себе исходящая от коммуникатора информация может быть
побудительной (приказ, совет, просьба – рассчитана на то, чтобы
стимулировать какое-либо действие) и констатирующей (сообщение – имеет
место в различных образовательных системах).

3 - б) Средства коммуникации.

Для передача любая информация должна быть соответствующим образом
закодирована, т.е. она возможна лишь посредством использования знаковых
систем. Самое простое деление коммуникации – на вербальную и
невербальную, использующие разные знаковые системы. Вербальная использует
в качестве таковой человеческую речь. Речь является самым универсальным
средством коммуникации, поскольку при передаче информации посредством
речи менее всего теряется смысл сообщения. Можно обозначить
психологические компоненты вербальной коммуникации – «говорение» и
«слушание»[5] «Говорящий» сначала имеет определенный замысел относительно
сообщения, потом он воплощает его в систему знаков. Для «слушающего»
смысл принимаеиого сообщения раскрывается одновременно с декодированием.

Модель коммуникативного процесса Лассуэлла[6] включает пять элементов:


КТО? (передает сообщение) – Коммуникатор

ЧТО? (передается) – Сообщение (текст)
КАК? (осуществляется передача) – Канал

КОМУ? (направлено сообщение) – Аудитория

С КАКИМ ЭФФЕКТОМ? – Эффективность.

Можно выделить три позиции коммуникатора во время коммуникативного
процесса: открытая (открыто объявляет себя сторонником издагаемой точки
зрения), отстраненная (держится подчеркнуто нейтрально, сопоставляет
противоречивые точки зрения) и закрытая (умалчивает о своей точке зрения,
скрывает ее).
Невербальная коммуникация. Выделяют четыре группы невербальных средств
общения:
1) Экстра- и паралингвистические (различные околоречевые добавки,
придающие общению определенную смысловую окраску – тип речи,
интонирование, паузы, смех, покашливание и т.д.)
2) Оптико – кинетические (это то, что человек «прочитывает» на
расстоянии – жесты, мимика, пантомимика)
Жест – это движение рук или кистей рук, они классифицируются на основе
функций, которые выполняют:
- коммуникативные (заменяющие речь)
- описательные (их смысл понятен только при словах)
- жесты, выражающие отношение к людям, состояние человека.
Мимика – это движение мышц лица.
Пантомимика – совокупность жестов, мимики и положения тела в
пространстве.
3) Проксемика (организация пространства и времени коммуникативного
процесса)
В психологии выделяют четыре дистанции общения:

- интимная (от 0 до 0,5 метра). На ней общаются люди, связанные, как
правило, близкими доверительными отношениями. Информация передается тихим
и спокойным голосом. Многое передается с помощью жестов, взглядов,
мимики.
- Межличностная (от 0,5 до 1,2 метра). На ней осуществляется общение между
друзьями).
- Официально-деловая или социальная (от 1,2 до 3,7 метра). Используется для
делового общения, причем чем больше расстояние между партнерами, тем
более официальны их отношения.
- Публичная (более 3,7 метров). Характерезуется выступлением перед
аудиторией. При таком общении человек должен следить за речью, за
правильностью построения фраз.
4) Визуальный контакт. Визуалика, или контакт глаз. Установлено, что
обычно общающиеся смотрят в глаза друг другу не более 10 секунд.[7]
3 - в) Интерактивная сторона общения.

Это характеристика тех компонентов общения, которые связаны со
взаимодействием людей, с непосредственной организацией их совместной
деятельности. Есть два типа взаимодействий – кооперация и конкуренция[8].
Кооперативное взаимодействие означает Координацию сил участников.
Кооперация является необходимым элементом совместной деятельности,
пораждается самой ее природой.
Конкуренция – одной из наиболее ярких ее форм является конфликт.

3 - г) Перцептивная сторона общения

– это процесс восприятия и понимания людьми друг друга.

Все три стороны общения тесно переплетаются между собой, органически
дополняют друг друга и составляют процесс общения вцелом.

4) Общение выполняет целый ряд функций в жизни человека:
1. Социальные функции общения
a) Организация совместной деятельности
b) Управление поведением и деятельностью
c) Контроль
2. Психологические функции общения
a) Функция обеспечения психологического комфорта личности
b) Удовлетворение потребности в общении
c) Функция самоутверждения
5) Уровни общения. Общение может происходить на различных уровнях:
1. Манипулятивный уровень, заключаеться в том что один из собеседников
через определенную социальную роль пытается вызвать сочувствие, жалость
партнера.
2. Примитивный уровень, когда один из партнеров подавляет другого (один
постоянный коммуникатор, а другой постоянный реципиент).
3. Высший уровень – это тот социальный уровень, когда независимо от
социальной роли, статуса партнеры относятся друг к другу как к равной
личности.
6) Виды общения[9].
В зависимости от содержания, целей и средств общение можно поделить на
несколько видов.

1. По содержанию оно может быть:
1.1 Материальное (обмен предметами и продуктами деятельности)
1.2 Когнитивное (обмен знаниями)
1.3 Кондиционное (обмен психическими или физиологическими
состояниями)
1.4 Мотивационное (обмен побуждениями, целями, интересами, мотивами,
потребностями)
1.5 Деятельностное (обмен действиями, операциями, умениями, навыками)
2. По целям общение делиться на:
1. Биологическое (необходимое для поддержания, сохранения и развития
организма)
2. Социальное (преследует цели расширения и укрепления межличностных
контактов, установления и развития интерперсональных отношений,
личностного роста индивида)
3. По средствам общение может быть:
3. Непосредственное (Осуществляемое с помощью естественных органов,
данных живому существу – руки, голова, туловище, голосовые связки и
т.д.)
4. Опосредованное (связанное с использованием специальных средств и
орудий)
5. Прямое (предполагает личные контакты и непосредственное восприятие
друг другом общающихся людей в самом акте общения)
6. Косвенное (осуществляется через посредников, которыми могут
выступать другие люди).

Общение как взаимодействие предполагает, что люди устанавливают контакт
друг с другом, обмениваются определенной информацией для того, чтобы
строить совместную деятельность, сотрудничество. Чтобы общение как
взаимодействие происходило беспроблемно, оно должно состоять из следующих
этапов:
1. Установка контакта (знакомство). Предполагает понимание другого
человека, представление себя другому человеку.
2. Ориентировка в ситуации общения, осмысление происходящего, выдержка
паузы.
3. Обсуждение интересующей проблемы.
4. Решение проблемы.
5. Завершение контакта (выход из него).



Список использованой литературы:

1. Андреева Г.М. Социальная психология. – М., Аспект Пресс, 1996.
2. Зимняя И.А. Психология обучения иностранному языку в школе. – М.,
1991.
3. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. – М., 1972.
4. Ломов Б.Ф. Общение и социальная регуляция поведения индивида//
Психологические проблемы социальной регуляции поведения, - М., 1976.
5. Немов Р.С. Психология. Книга 1: Основы общей психологии. – М.,
Просвещение, 1994.
6. Общение и оптимизация совместной деятельности. Под ред. Андреевой Г.М. и
Яноушека Я. М., МГУ, 1987.

-----------------------
[1] Немов Р.С. Психология. Книга 1: Основы общей психологии. – М.,
Просвещение, 1994.
[2] Андреева Г.М. Социальная психология. – М., Аспект Пресс, 1996.
[3] Ломов Б.Ф. Общение и социальная регуляция поведения индивида//
Психологические проблемы социальной регуляции поведения, - М., 1976.
[4] Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. – М., 1972.
[5] Зимняя И.А. Психология обучения иностранному языку в школе. – М., 1991.
[6] Общение и оптимизация совместной деятельности. Под ред. Андреевой Г.М.
и Яноушека Я. М., МГУ, 1987.
[7] Лабунская В.А. Невербальное поведение. – Ростов-на-Дону, 1979.
[8] Андреева Г.М. Социальная психология. - М., Аспект Пресс, 1996.
[9] Немов Р.С. Психология. Том 1. Общие основы психологии. – М.,
Просвещение, 1994.

-----------------------


Общение



Коммуникация



Интеракция



Социальная перцепция






Реферат на тему: Вклад в социологию Г.Спенсера

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ МЕДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ (УНИВЕРСИТЕТ)
МИД РФ



Кафедра социологии



СООБЩЕНИЕ



«Вклад в социологию Г.Спенсера»



СОСТАВИЛ: Студент 1 курса
МЭО, 4 академ. гр.
Аверьянов Алексей.

НАУЧНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ:
Корнеев Николай Сергеевич



МОСКВА 1998
Существенно обогатил предмет науки английский социолог Г.Спенсер
(1820-1903r.r.). В традициях позитивистской социологии Спенсер,
опираясь на исследования Ч.Дарвина, предложил использовать
эволюционную теорию для объяснения социальных изменений. Однако в
противоположность Конту он сделал акцент не на том, что изменяется в
обществе на разных периодах человеческой истории, а на том, почему
происходят социальные перемены и почему в обществе возникают конфликты и
катаклизмы. По его мнению, эволюционируют в единстве все элементы Вселенной
-неорганические, органические и надорганические (социальные).
Социология призвана изучать прежде всего надорганическую эволюцию, которая
проявляется в количестве и характере разного рода общественных структур, их
функциях, в том, на что собственно нацелена деятельность общества и какие
продукты оно производит. В этой связи Спенсер обосновывает постулат,
согласно которому изменения происходят в обществе по мере того, как его
члены приспосабливаются или к природной среде, или же к среде социальной. В
качестве доказательств и обоснованности своего постулата ученый приводит
многочисленные примеры зависимости характера человеческой
деятельности от географии местности, климатических условий, численности
народонаселения и т.д.
По Спенсеру, эволюция физических и интеллектуальных
способностей членов общества находится во взаимозависимости с эволюцией
социальной. Отсюда следует, что качество жизни членов общества. характер
экономических и политических институтов зависит в конечном счете от
"усредненного уровня" развития народа. Поэтому любые попытки искусственно
подтолкнуть социальную эволюцию с помощью, например, регулирования
спроса и предложения, или радикальных реформ в политической сфере без учета
свойств членов, составляющих общество, с точки зрения ученого, должны
обернуться катаклизмами и непредсказуемыми последствиями: "Если вы
однажды вмешаетесь в естественный порядок природы, - писал он, - то никто
не может предсказать конечных результатов. И если это
замечание справедливо в царстве природы, то оно еще более
справедливо по отношению к социальному организму, состоящему из
человеческих существ, соединенных в единое целое". На этом основании
социолог не принял ни социализма, ни либерализма за их попытки, хотя и
разные - революционные и реформистские -вмешательства в естественный ход
эволюции.
Спенсер полагал, что человеческая цивилизация в целом развивается по
восходящей линии. Но отдельно . взятые общества (также как и подвиды в
органической природе) могут не только прогрессировать, но и деградировать:
"Человечество может пойти прямо, только исчерпав все возможные пути". При
определении этапа исторического развития конкретного общества Спенсер
использует два критерия - уровень эволюционной сложности и масштабность
структурно-функциональных систем, по которым он относит общество к
определенной системе сложности - простое, сложное, двойной сложности,
тройной сложности и т.д.

Исследуя происхождение всех живых тел, а таковым Г. Спенсер считал и
общество, он поставил перед собой задачу осуществить как можно больше
эмпирических обобщений для доказательства эволюционной гипотезы. Это
позволило бы ему утверждать с большей уверенностью, что эволюция
совершалась и совершается во всех областях природы, в том числе в науке и
искусстве, в религии и философии. Эволюционная гипотеза, считал Спенсер,
находит поддержку как в многочисленных аналогиях, так и в непосредственных
данных. Рассматривая эволюцию как переход от неопределенной, бессвязной
однородности к определенной, связной разнородности, сопровождающей
рассеяние движения и интеграцию материй, он в работе «Основные начала»
различал три ее вида: неорганическую, органическую и надорганическую.
Особое внимание Г. Спенсером было уделено анализу надорганической эволюции
в другом труде «Основания социологии».

Чем менее развитыми являются физические, эмоциональные и
интеллектуальные способности человека, тем сильнее его зависимость от
внешних условий существования, важнейшей частью которых может быть
соответствующее групповое образование. В борьбе за выживание человек и
группа совершают ряд непреднамеренных действий, объективно предопределенных
функций. Этими функциями, осуществляемыми членами определенных групп и
самими группами, определяются групповые организации и структуры,
соответствующие институты контроля за поведением членов групп. Такие
образования первобытных людей современным людям могут показаться очень
странными и нередко ненужными. Но для нецивилизованных людей, полагал
Спенсер, они необходимы, так как выполняют определенную социальную роль,
позволяют племени осуществлять соответствующую функцию, направленную на
поддержание его нормальной жизнедеятельности.

Не располагая необходимыми непосредственными данными о
функционировании общества как сложной социальной системы (эмпирическая
социология появилась лишь в начале XX столетия). Спенсер старался провести
последовательную аналогию между биологическим организмом и обществом как
социальным организмом. Он утверждал, что непрерывный рост общества
позволяет смотреть на него как на организм. Общества, как и биологические
организмы, развиваются в «форме зародышей» и из небольших «масс» путем
увеличения единиц и расширения групп, соединения групп в большие группы и
соединения этих больших групп в еще большие группы. Первобытные
общественные группы, подобно группам простейших организмов, никогда не
достигают значительной величины путем «простого возрастания». Повторение
процессов образования обширных обществ путем соединения более мелких
приводит к соединению вторичных образований в третичные. Таким образом.
Спенсер осуществлял типологию обществ по стадиям развития.
Главное направление происходящих изменений Спенсер видел в
нарастании многообразия внутренней дифференциации общественного развития
(социальное расслоение, появление новых организаций и т. д.) при
одновременном усилении общественных связей. Спенсер выделил два типа
общества: «военное», в котором сотрудничество людей в достижении общей цели
имеет принудительный характер, и «промышленное» с добровольным
сотрудничеством. Общество как социальный организм, помысли Спенсера,
состоит из трех главных систем: «производя-' щей средства для жизни»,
«распределительной», «регулятивной». Последняя включает в себя систему
социального контроля, который держится на страхе. «Страх перед живыми»
поддерживается государством, а «страх перед мертвыми» — церковью. Спенсер
активно отстаивал идею о том, что общество не может и не должно поглощать
отдельную личность.




Новинки рефератов ::

Реферат: Основы безопасности и теория риска (Безопасность жизнедеятельности)


Реферат: Шпаргалки (Гражданское право и процесс)


Реферат: Декоративное выжигание по дереву (Искусство и культура)


Реферат: База данных - Бактериологическая испытательная лаборатория Боханского района (Программирование)


Реферат: Взаимозаменяемость запчастей (Транспорт)


Реферат: Учет поступления и выбытия основных средств (Бухгалтерский учет)


Реферат: Отчет о практике ЗАО АРЭК предприятие Республики Казахстан (Бухгалтерский учет)


Реферат: Sportster Voice 28.8 Инсталляция & Проблемы и решения (Программирование)


Реферат: Культурное строительство в годы семилетки (История)


Реферат: Авторские шифры в романе "Мастер и Маргарита" (Литература)


Реферат: Кредит под залог квартиры. Почему нет? (Банковское дело)


Реферат: Московские газеты 19 века (Журналистика)


Реферат: Международное частное право (Гражданское право и процесс)


Реферат: AVR микроконтроллер AT90S2333 фирмы Atmel (Радиоэлектроника)


Реферат: Концепции современного естествознания (билеты экзаменационные) (Биология)


Реферат: Модернизация слешера для разделки балансового долготья Д-172 (Технология)


Реферат: Рождение здорового ребенка (Биология)


Реферат: Систематизация законодательства (Теория государства и права)


Реферат: Инновационная и инвестиционная привлекательность регионов Украины (Менеджмент)


Реферат: Генрих Гейне (Культурология)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист