GeoSELECT.ru



Менеджмент / Реферат: Шпоры (Менеджмент)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Шпоры (Менеджмент)



1
Виды организационных структур.
1)Линейная структура – во главе руководитель-единоначальник, единоличное
руководство, все функции управления. Базируется на вертикальном разделении
труда, управление по уровням. 2)Линейно-штабная. Штаб – функциональная
служба в которой работают специалисты., готовят квалифицированные решения.
Рекомендации утверждаются руководителем-единоначальником. К ним относятся
социологическая, юридическая службы, отделы координации и анализа.
Преимущества: более глубокая подготовка решений, освобождение главного
линейного менеджера от глубокого анализа проблемы, возможность привлечения
специалистов и экспертов. Недостатки: нет взаимосвязей на горизонтальном
уровне, недостаточно четкая ответственность, система взаимодействия по
вертикали – тенденция к чрезмерной централизации. 3)Структура ограниченного
функционализма. Штабы имеют право самостоятельно отдавать определенные
распоряжения нижестоящим звеньям. Круг таких распоряжений ограничен.
Повышение компетентности управления наряду с сохранением единства
распорядительства. Усложнение связей в системе управления.
Структура управления с временными органами. 1)Управление по проекту при
частых перестройках аппарата управления в связи с внедрением новой техники
и технологии. На определенный период создаются органы управления которые
организуют и контролируют выполнение всего проекта освоения новых
технологий (модернизация оборудования, подготовка кадров, материально-
техническое оснащение). Обычно потом трансформируется или ликвидируется.
2)Матричная структура управления. На определенный срок для обеспечения
реализации экстраординарных целевых программ. Совмещение линейной и
управление по проекту. Линейная – для регулирующего воздействия по главным
направлениям деятельности предприятия. Вместе с тем ответственный
руководитель обеспечивает комплексную реализацию программы преодолевая
внутриорганизационные барьеры, возможные противоречия в звеньях линейной
структуры. Однако на практике порождает двойное подчинение. Преимущества-
возможность быстро реагировать и адаптироваться к изменяющимся внутренним и
внешним условиям организации; повышение творческой активности АУП;
рациональное использование кадров за счет специализации различных видов
трудовой деятельности; повышение мотивации деятельности за счет
децентрализации и повышения демократичных принципов руководства; повышение
контроля за решением отдельных задач проекта; повышение личной
ответственности за выполнение программы. Недостатки: сложная структура
соподчинения – проблемы с установлением приоритетов заданий; дух
нездорового соперничества между руководителями программ; трудности в
приобретении навыков необходимых для работы по новому проекту.



2
Методы управления.
Реализация функций управления осуществляется путем использования различных
методов. Метод управления – это совокупность приемов и способов воздействия
на управляемый объект для достижения поставленных организацией целей. 3
группы методов. 1)Организационно распорядительные (ОРМУ,
административные)основаны на правах и обязанностях людей на всех уровнях
хозяйствования и управления. Воздействие на субъект на основе силы и
авторитета власти – указы, законы, постановления, приказы, инструкции и др.
они устанавливают ответственность, обязанности, права каждого руководителя
и подчиненного а также каждого звена и уровня управления. Должны
обеспечивать персональную ответственность каждого из работников управления
за исполнение воли вышестоящих органов. 2)ЭМУ. Прямой экономический расчет
основан на централизованном, плановом, директивном распределении и
перераспределении ресурсов в целях обеспечения макропропорций расширенного
воспроизводства. Важен для ликвидации последствий ЧС, в ряде др. случаев
принимает форму субсидий субвенций, дотаций. Дотации – денежные средства
убыточным предприятиям для покрытия убытков. Субвенции – денежные пособия
на целевое финансирование определенного мероприятия, при нарушении подлежит
возврату. субсидия в денежном или натуральном выражении для физических и
юридических лиц и других стран. Хозяйственный расчет основан на
использовании стоимостных категорий в качестве регулирующих инструментов и
рычагов, соотношение результатов и затрат в производстве и реализации
продукции. 3 вида хозрасчета. Самоокупаемость – безубыточность.
Самофинансирование – прибыль для дальнейшего развития производства и
социального развития коллектива. Полный хозрасчет – самоокупаемость,
самофинансирование и отчисления от прибыли на содержание вышестоящего
органа или государства. Система ЭМУ опирается на все рычаги хозяйствования:
финансы, кредит, прибыль, фондоотдача, рентабельность, з/п и др.
экономические рычаги можно рассматривать по уровням их преимущественного
влияния. Категория з/п – уровень отдельной личности работника, прибыль,
рентабельность – уровень коллектива, фондоотдача, окупаемость инвестиций
экономичность производства – общество. экономические рычаги можно
рассматривать по уровням их преимущественного влияния. Категория з/п –
уровень отдельной личности работника, прибыль, рентабельность – уровень
коллектива, фондоотдача, окупаемость инвестиций экономичность производства
– общество. 3)Социально-психологические методы представляют собой
совокупность специфических способов воздействия на личностные отношения и
связи возникающие в трудовом коллективе а также на социальные процессы
протекающие в нем. Они основаны на использовании моральных стимулов к
труду, воздействуют на личность с целью превращения административного
задания в осознанный долг, внутреннюю потребность человека. Приемы носят
личностный характер (личный пример, авторитет). Главная цель –
положительный социально-психологический климат в коллективе. Основное
средство воздействия на коллектив – убеждение. Понимание руководителем
биологической природы и внутреннего мира личности помогает ему подобрать
наиболее эффективные формы сплочения и активизации коллектива. Объектом
руководства является взаимоотношения работников. СПМ позволяют своевременно
учитывать мотивы деятельности и потребности работников, видеть перспективы
изменения конкретной ситуации, принимать оптимальные управленческие
решения. 4)Самоуправление – превращение человека, всего трудового
коллектива из объекта управления в субъект. Коллективная материальная и
моральная ответственность побуждает участвовать в обсуждении всех аспектов
хозяйственной деятельности. Обязательное участие в учете и контроле за
мерой труда и потребления, сохранения ТМЦ. Не только самостоятельное
принятие решений, но и их обязательное выполнение всеми членами коллектива.
Личная ответственность за выполнение решений.



3
Мотивация.
Под мотивацией понимается процесс стимулирования самого себя и других на
деятельность направленную на достижение индивидуальных и общих целей
организации. Мотивация – это процесс побуждения себя и других к
деятельности для достижения целей организации.
Содержательные теории. Теория Маслоу. Физиологические потребности (от
материального комфорта). Потребности в безопасности и уверенности в будущем
(от стабильности, надежности, безопасности). Социальные потребности –
потребность в причастности к какому-нибудь человеческому сообществу, группе
людей – сознание, взаимодействие, привязанности, поддержка (от общения,
участия в совместной деятельности). Уважения – самоуважение, личные
достижения, признание со стороны других (от положительной оценки другими
людьми). Потребность в самовыражении – реализация своих потенциальных
возможностей (от содержания труда и его результатов). Человек испытывает
потребности разных уровней, но есть доминирующая. Низшие должны быть
удовлетворены в первую очередь. Он испытывает потребности высших уровней
только когда удовлетворены низшие потребности. Руководитель должен
определить доминирующую потребность и мотивировать ее исполнением.
Удовлетворение низшей потребности не ведет к автоматическому задействованию
высшей. Не учитываются индивидуальные особенности людей.
Теория МаКлелланда делает упор на высшие потребности. Потребность власти –
желание воздействовать на других людей. Потребность успеха – удовлетворение
процессом доведения работы до успешного завершения. Потребность в
причастности – общение, заинтересованность в компании знакомых, налаживание
дружеских отношений.
Двухфакторная теория Герцберга. 2 группы факторов. Гигиенические –
заработок, условия труда, отношения с другими работниками,
информированность о делах на предприятии, стиль руководства, климат на
предприятии, не мотивируют к эффективности труда. Факторы мотивации –
признание и одобрение руководством результатов работы; возможность
продвижения по службе; высокая степень самостоятельности и ответственности;
интересная, сложная требующая творческого подхода работа – мотивируют к
повышению производительности, эффективности труда.
Рекомендации на удовлетворения потребности в общении, принадлежности:
хорошее рабочее окружение; работа, позволяющая общаться; собрания с
подчиненными; старайтесь не разрушать неформальные группы, если они не
вредят организации; условия для неформального общения людей. В признании
уважении: определить формы признания достоинств подчиненных; более
содержательная работа; обучение и переподготовка которая повышает уровень
компетентности; дополнительные полномочия; продвижение вверх; привлечение к
управлению; условия для соревнования групп и сотрудников. В самовыражении:
обучение и развитие для более полного использования потенциала; сложная и
важная работа, требующая полной отдачи; поощрение и развитие у подчиненного
творческих способностей.
Позиционные теории мотивации более современные базируются на том как ведут
себя люди с учетом их восприятия и сознания.
Теория ожиданий Врума. 3 фактора - ожидание (оценка личностью вероятности
определенного события), стимул (побудительная причина, заинтересованность в
совершении чего-нибудь), вознаграждение (компенсация затрат труда,
направленная на удовлетворение человеческих потребностей. Стимул – усилия
приведут к результату; результат повлечет вознаграждение; вознаграждение
достаточно ценное. По отношению мотивации к труду теория ожиданий
рассматривает процесс: «затраты труда -–результаты – вознаграждение –
удовлетворенность им». Руководитель должен: учить подчиненных получать
результаты и создавать для этого необходимые условия; установить
непосредственную связь результат – вознаграждение; изучать потребности
подчиненных чтобы знать какие вознаграждения имеют для них ценность.
Теория справедливости – соизмерение вознаграждения с затраченными усилиями
и соотношение этого вознаграждения к вознаграждению других людей
выполняющих аналогичную работу. Руководитель должен: установить размеры
оплаты на основе объективной оценки уровня ответственности, квалификации,
сложности, трудоемкости и результативности труда; разъяснить сотрудникам
принципы оплаты.
Модель Портера-Луренса. Включает элементы теории ожиданий и теории
справедливости. 3 переменные – затраченные усилия; способности и
характерные особенности; осознание своей роли в процессе труда. Уровень
затраченных усилий зависит от ценности вознаграждения и от веры в связь
усилия – вознаграждение. Вознаграждение требуемого уровня – внутреннее
(чувство удовлетворения, самоуважения), внешнее (похвала, премия,
продвижение по службе). Удовлетворение – результат внутренних и внешних
вознаграждений с учетом их справедливости. Это мерило ценности
вознаграждения на самом деле. Это оценка будет влиять на восприятие
человека будущих ситуаций. Результаты также зависят от способностей и
характера работника и от осознания им своей роли в трудовом процессе.
Упрощенный механизм мотивации. Потребности. Ожидания. Мотив. Действия и
результаты. Вознаграждение. Оценка степени удовлетворенности ожиданий и
потребностей.
4
Организационные структуры управления.
Под структурой управления организацией понимается упорядоченная
совокупность взаимосвязанных элементов, находящихся между собой в
устойчивых отношениях, обеспечивающих их развитие и функционирование как
единого целого. В рамках структуры протекает управленческий процесс, между
участниками которого распределены функции и задачи управления. С этой
позиции организационная структура – это форма разделения и кооперирования
управленческой деятельности, в рамках которой протекает процесс управления
направленный на достижение целей организации. Отсюда структура управления
включает в себя все цели, распределенные между различными звеньями, связи
между которыми обеспечивают координацию по их выполнению. Элементы
структуры управления. Работник управления – человек, выполняющий
определенную функцию управления. Орган управления – группа работников
связанных определенными отношениями состоящая из первичных групп. Первичная
группа – коллектив работников управления с руководителем, но без
подчиненных. Звенья управления – это структурные подразделения, а также
отдельные специалисты выполняющие соответствующие функции управления или их
часть. Уровень управления – совокупность звеньев управления занимающих
определенную ступень в системе управления организацией. Структура
управления характеризуется наличием связей между ее элементами.
Вертикальные связи – связи подчинения, при наличии нескольких уровней
управления. Линейные – по всем вопросам управления. Функциональные – по
определенной группе проблем функциональному руководителю. Горизонтальные
связи – между отделами, согласование, как правило, одноуровневые. Принципы
формирования организационных структур. Структура управления должна отражать
цели и задачи фирмы, быть подчиненной производству и меняться вместе с ним.
Она должна отражать функциональное разделение труда и объем полномочий
работников управления, которые определяются политикой, процедурами,
правилами и должностными инструкциями и рассматриваются как правило в
направлении более высоких уровней управления. Полномочия руководителя
ограничиваются факторами внешней среды, уровнем культуры и ценностными
ориентациями, принятыми традициями и нормами. Соответствие между функциями
и полномочиями и квалификацией и уровнем культуры. Требования к
организационной структуре. Оптимальность – рациональные связи при
наименьшем числе ступеней управления. Оперативность – без изменений от
принятия до реализации. Надежность – достоверность передачи информации, без
искажений, бесперебойность связи. Экономичность – нужный эффект при
наименьших затратах; критерий – соотношение затрат к результату. Гибкость –
способность изменятся вместе со внешней средой. Устойчивость – неизменность
ее основных свойств при внешнем воздействии, целостность функционирования.
Организационная структура должна. Обеспечивать максимальную свободу и
инициативу каждого служащего в соответствии с его опытом и профессиональной
подготовкой. Создавать творческую обстановку, стимулировать выдвижение
новых идей, технологий. Система справедливых и щедрых вознаграждений
сотрудников. Учитывать личную ответственность руководителя и характер
вертикальных коммуникаций между руководителем и трудовым коллективом.
Способствовать развитию горизонтальных коммуникаций. Ограничить рост
непроизводительных расходов и управленческого аппарата.



5
Понятие коммуникации и ее виды.
Коммуникация – процесс обмена инф-цией. Нужно довести до исполнителей
вознаграждение, которые их ждут в случае выполнения задания. Многие
руководители считают коммуникации главной причиной недостатков в работе
«П». Эффективно работающие руководители, те которые эффективны в
коммуникациях. Они представляют суть комуникац процесса, и понимают как
коммуникация влияет на обмен инфор-цией. Коммуикации:
1. внутренние – делятся на межуравневые коммуникации, и между СП (по
горизонтали). При межуравневых комуникациях инф-ция может передаваться от
низших уровней к высшим (об изменениях приоритетов, новых задачах и
процедурах). Между СП – обмен инф-цией для координации действий. Выгоды от
коммуникации между СП – идут на формирование равноправных отношений.
2. внешние - «П» используют разные коммуникации для установления контактов
с внешним миром (с имеющимися и потенциальными потребителями). С имеющимися
– коммуникации с помощью переговоров и договоров. Большое значение здесь
имеет репутация.
Особое значение – отношение между рук-лем и подчиненным. На них приходится
2/3 коммуникативной деятельности. Обмен инф-цией здесь связан с прояснением
задач, вовлечением людей в решении задач, с обсуждением проблем
эффективности работы, достижением признания, сов-ние и развитие
способностей подчиненных. Группа может также обсуждать вопросы и без
руководителя. Инф-цию он может получить и виде отчета. Неформальные
комуникации – канал цехов (80%-90%) наиболее точен в отношении не
противоречивой инфор-ции о «П». Менее точны слухи о личностях. Слухи
оказывают как положительное так и отрицательное влияние. Иногда
руководитель сам распределеяет слухи и смотрит какая будет реакция: о
сокращениях, об опозданиях, об изменениях в структуре орг-ции, грядущие
перемещения и повышения.
6
Формальные и неформальные структуры управления. Формальные ст-ры создаются
по воле руководства для организации производственного процесса. Задачей
этих ст-р явл-ся выполнение конкретных работ в соответствии с разделением
труда в данной организации. Неформальные ст-ры создаются по воле самих
работающих на основе взаимных симпатий, дружеских отношений. Сила
воздействия неформальных групп достаточно большая в организации и при
определенных условиях она фактически может стать доминирующей и свести на
нет усилия руководства. Неформальный лидер – это специалист, не являющийся
официальным руководителем, но в силу своих личностных качеств, проф навыков
пользуется авторитетом в коллективе и может оказывать существенное влияние
на его поведение.
7
Принципы управления Фойля. Реализ-ция принцип.
Одним из пионеров школы управления был Фойль. Он разделил весь прцесс
управления на 5 осн функций: планирование, подбор и расстановка кадров,
организация и контроль. Американцы его наз отцом мен-та. Его принципы
следует признать результатом управления, »администрирования» Суть разраб-ых
принципов сводится к след-му:
1)разделение труда, единоначалие, равенство, полномочие и ответственность,
централизация и децентралтзация, вознаграждение и наказание,
справедливость, дисциплина, инициатива, корпоративный дух, подчиненность
личных интересам общественным, порядок, комбинация, координация мен-ров
одного уровня, планов, доброта и порядочность, кооперация, авторитет и
ответственность, единство руководства, стандартизация. 5.Классификация
предприятий. 1-по правовому положению: частные (единоличные) и объединение
предпринимателей, в свою очередь последние делятся на: объединение лиц
(командитное товарищество, полное тов-во), объединение капиталов
(акционерное общества, общества с огран ответ-стью, с дополнительной
ответственностью). 2)по характеру собственности: частные, государственные,
кооперативные) 3)по принадлежности капиталла (иностранные, национальные,
смешенные) 4)по характеру хозяйст-х отношений: картели, синдикаты, пу –вся
прибыль в одно) трест, концерн, промышленный холдинг 5)в зависимости от
цели: малые, средние, большие. 6)в зависимости отцелей: комерческие,
некомерческие.



8
Понятие структуры «П», произв структуры и орг стр
Структура с латин языка - строение, единство устойчивых взаимосвязей между
элементами. Каждый материальный объект обладает множеством внешних и
внутренних связей и способностью переходить из одного состоянния в другое
(каждый мат объект может менять свою струк-ру) Структура пред-я определяет
место отдельных работников и подразделений при сложившейся кооперации
труда. Это каркас, на кот строятся и взаимоотношения. Хорошая структура
пред-е способствует выполнению целей, стоящих перед пред-ем, хотя не
гарантируется их достижение. Плохая - гарантирует провалы. ОБЩАЯ ст-ра
делится на: производственную и организационную ст-ру управления. Организ-
ная струк-ра управления - это совокупность работников управления, их
соподчиненность и связь ОСУ - упорядоченная совокупность элементов,
находящихся между собой в устойчивых отношениях, обеспечивающих их
функционирование и развитие как одного целого. Элементами ст-ры управ-я явл
отдельные работники, службы и др звенья аппарата управления. Отношения
между ними поддерж-ся благодаря связям, которые делятся на: вертикальные и
горизонтальные. Гориз-ные носят характер согласования и явл-ся
одноуровневые (между нач цехов). Вертик - это связи подчинения и
необходимость в них возникает при иерархичности. Связи в орг СУ могут
носить линейный и функциональный характео. Линейные - отражают движением
управл решений и информации между линейными руководителями. Функциональные
- имеют место по линии движения информации и управл решений по отдельным
функциям управления. Функциональные руков-ли дают указания по опред-ным
вопросам. В рамках ОСУ протекает управлен-кий процесс ,процесс принятия
решений и движение информации ОСУ можно рассматривать как форму разделени
труда и кооперации управленческой деятельности в рамках кот происходит
процесс управления. Функция управ-я - это содержание упр-я, ОСУ-его форма.
Деятельность, направленная на достижение цели - это функция, аппарат - это
ОСУ.
9
Характеристика дивизиональных структур управления.
Переход к дивизиональным структурам – позволяют организации уделять
конкретному продукту, потребителю или региону столько же внимания, сколько
и небольшая организация, выпускающая один продукт или ориентированная на 1
потребителя, что позволяет быстрее адаптироваться к меняющейся внешней
среде. Недостатки: увеличение затрат из-за дублирования функций,
недостаточное общение между специалистами разных отделов, слабые связи с
головным предприятиями.
10
Характеристика программно-целевых и матричных структур управления.
Поиски, новых методов обоснования управл решений, оценки достигнутых
результатов, более эффективного использования мат и трудовых ресурсов,
правильного соотношения централизации и децентрализации в управлении
привели к созданию так называемых программно-целевых структур. Сущность ПЦС
заключается в том, что они базируются на комплексном управлении всей
производственной системой в целом как единым объектом, ориентированным на
отдельную цель. Одной из разновидностей ПЦС является новая форма –
«внедрение нововведений». Она предназначена для тех орг-ций, где пр-во
продукции осущ в широком диапазоне выпускаемой номенклатуры. Сущность ее
заключается в том, что планирование и введение различных новшеств в
технологию разработки принципиально новых видов изделий, а также их
реализации полностью возлагаются на группу нововведений. Такая орг-ция
работы позволяет руководителям функциональных подразделений сосредоточить
внимание на выполнении обязательных текущих дел, менее сложных, но имеющих,
однако, большой удельный вес в годовой производственной программе. Это
обеспечивает определенную гибкость и оперативность в управлении. Тем не
менее, не исключена возможность дублирования функций в нескольких группах.
Внедрение нововведений требует также четкой системы связей между группами и
внешней средой, в противном случае работа организации не достигнет научного
уровня эффективности.
Матричная – это комбинация двух видов структур по функциям и по продукту.
Пример: разрабатывается 4 разных продукта за каждый из которых отвечает
отдельных руководитель. Каждый выполняет цепочку функций от создания нового
продукта до его пр-ва и продажи. Здесь имеется двойное подчинение
руководителю проекта и руководителю функционального отдела. Руководитель
функционального отдела принимает участие в орг-ции, контролирует ход
работы, сроки. Менеджер по продукту отвечает за интеграцию всех видов
деятельности, за стратегию проекта и рез-ты работы.



11

История развития М. И его школы

Как наука М. Появилась 100 лет назад, а в начале века Ф.Тейлор
сформулировал и опубликовал принципы управления. Школы М.: 1) школа
научного управления (рационалистическая школа) 1885-1920 - Тейлор, Гилберт,
Гаитт. Основной принцип, главная идея - рационализация труда в трудовом
производстве плюс материальная заинтересованность рабочих ведут к повышению
производительности труда; 2) административная (поведенческая) школа - 1920-
50 г.г. - А.Файоль, Урвик, Вебер. Основная идея - существуют
“универсальные” принципы управления, применение которых гарантирует успех в
любой организации; 3) школа человеческих отношений (1930-50г.г.) Мейо,
Фоллетт, Мслоу - для эффективного достижения целей организации необходимо и
достаточно наладить межличностные отношения между работниками; 4)
поведенческая школа (1950-настоящее время), представители - Арджирис,
Лайкерт, Мак-Грегир, Блейк - “эффективность достижения целей организации
требует максимального использования человеческого потенциала на основе
данных психологии и социологии; 5) количественная школа (1950-настоящее
время) - Винер, Акофф, Берталанфи - оптимальные управленческие решения
ищутся с помощью компьютеров на основе использования математических моделей
ситуации.
Так сформировалась современная наука, применение принципов которой на
практике приносят повышение эффективности производства. Символический ключ
М. “цели человек-эффективность”. Золотое правило М.: “эффективный М.,
обеспечивающий выживание и успех в условиях рыночной конкуренции, требует
ориентации на человека: во внешней среде - на потребителя, во внутренней -
на персонал”
В науке современного М. Выделяются следующие черты: 1) системный подход к
управлению; 2) ситуационный принцип управления; 3) определяющая роль
организационной культуры; 4) механизация и автоматизация управленческих
процессов; 5) демократизация управления; 6) интернационализация М.

12
Системность в М.
Система - совокупность отдельных элементов, рассматриваемых во
взаимодействии как единое целое. Системность присутствует во всех элементах
управления. Различные системы, используемые для обеспечения планирования,
контроля, организации, мотивации, принятия решений, - самый действенный
инструмент фирмы.
Система целей включает деловые установки, принципы, духовные ценности,
долгосрочные цели.
Система планирования компании в целом. Уровни планирования:
1)стратегические планы; 2)тактические планы; 3)оперативные планы; 4)анализ,
разработки, маркетинг.
Система показателей, к которым стремится фирма: 1)рост фирмы;
2)рентабельность; 3)платежеспособность; 4)доля рынка; 5)гибкость,
устойчивость.
Система факторов успеха фирмы, например: 1)выбор продукта с потенциалом
роста; 2)выбор продукта с высокой конкурентоспособностью.
Система показателей деятельности фирмы: экономичность, действенность,
качество; производительность; условия труда, инновативность; прибыльность.
Система контроля, система мотивации.
Системы управления - системы, реализующие процесс управления для
достижения целей.
Система управления организацией:
Система управления состоит:
. из субъекта управления - управляющая часть системы, которая вырабатывает
управляющие воздействия и подает их на объект;
. объекта управления - управляемая часть системы, представляющая собой
часть системы, состояние которой приводится к желаемому результату.
Если субъект управления управляет собственными действиями, то есть субъект
и объект являются одним целым, то в этом случае мы имеем дело с
самоуправлением.



13
Сущность организационной и управленческой структуры
В любой фирме существует горизонтальное и вертикальное разделение труда.
Причиной этого является специализация - повышается эффективность. Структура
системы управления представляет собой в самом простом виде субъект
управления, воздействующий на объект управления. Субъект управления - это
управляющая часть системы, она вырабатывает управляющие воздействия и
подает их на объект. Это top-менеджмент, а также исполнительные
руководители. Объект управления - управляемая часть системы управления -
это часть системы управления, состояние которой приводится к желаемому
результату. Объект и субъект управления появились по причине разделения
труда: 1)по управленческим функциям; 2)по исполнительным функциям.
Если субъект управления управляет собственными действиями, то есть субъект
и объект являются одним целым, то в этом случае мы имеем дело с
самоуправлением.
Часть кибернетики, которая изучает процессы управления в экономике,
называется “экономической кибернетикой”, основоположник - американский
ученый Норберт Винер. Кибернетика исходит из единой схемы управления,
характерной для всех форм и видов. Согласно этой схеме субъект управления
вырабатывает управляющее воздействие в виде повеления, команды, сигнала,
которое передается объекту управления. Объект управления, воспринимая
управляющее воздействие, изменяет свой образ действия в соответствии с
сигналом о том, что объект выполнил команду, субъект узнает, получая
обратную информацию по каналу обратной связи. В зависимости от этой
информации субъект вырабатывает новые управленческие воздействия. Канал
обратной связи может быть зрительным, слуховым, телефонным, в виде
электрических сигналов, письменных отчетов. Обратная связь гарантирует
контроль. В качестве субъекта выступают хозяйственные руководители, органы
управления. В качестве объекта - трудовые коллективы, отдельные работники,
факторы производства, природные ресурсы, научно-технический и
информационный потенциал. Управляющие воздействия регулируются законами,
указами, планами, программами, постановлениями, рекомендациями,
инструкциями и финансовыми стимулами, моральным воздействием. Обратные
связи - это результаты непосредственных наблюдений и контроля со стороны
субъекта управления, статистическая и текущая отчетность, бухгалтерская
документация.
Организационная структура - форма управления, представляющая собой
механизм и способ разделения труда и кооперации труда.

14


Постановка вопроса о методах управления

Управленческие отношения - это отношения верхов и низов, начальников и
подчиненных. Методы управления, являющиеся инструментом воздействия
субъекта на объект и одновременно способом их взаимодействия. Постановка
вопроса о методах управления - это постановка вопроса об управленческих
взаимоотношениях структурных подразделений системы управления.
Существует 3 вида методов управления. 1)командный; 2)экономический;
3)социально-психологический.
Приоритетное положение того или иного метода в организации придает ей
черты, характерные для данного метода.
В практике вопрос распределения приоритетов между этими методами очень
важен, потому что эффективность организации определяется 1)системой методов
управления; 2)механизмами управления.



15

Характеристика методов управления

Методы управления являются инструментом взаимодействия субъекта на объект
и одновременно способом их взаимодействия. Существует 3 вида методов
управления: 1)командный; 2)экономический; 3)социально-психологический.
1)Метод командный. Используемые механизмы:
Административные: приказ, распоряжение, указание. Нормативные: закон,
положение, инструкция, план, спущенный сверху и обязательный для
выполнения. Экономические: процент выплачиваемой прибыли, цена продукта
(назначенная), зарплата (назначенная), материальные санкции, установленные
сверху. Социально-психологические: выговор, объявленный в приказе,
награждение грамотой по распоряжению руководства, благодарность в приказе,
план социального развития коллектива и мероприятий по его реализации.
2)Метод экономический. Механизмы: договорной процент отчисляемой прибыли,
договорная цена продукта, договорная зарплата, материальные санкции,
предусмотренные договором.
3)Социально-психологический метод. Механизмы также договорные: убеждение,
критика, информирование, выступление руководителя перед людьми.
При командном методе управления - отношения субъекта и объекта - власти и
подчинения. Основные достоинства метода: 1)обеспечивается единство воли
руководства в достижении цели; 2)не требует крупных материальных затрат;
3)в малых организациях оперативно достигаются цели и обеспечивается быстрая
реакция на изменение внешней среды. Недостатки метода следующие:
1)подавляется инициатива, творческая работа; 2)отсутствуют действенные
стимулы труда и могут возникать антистимулы; 3)в крупных организациях:
а)менеджеры не заинтересованы в повышении компетентности, поэтому она в
дефиците; б)обюрокрачивается аппарат управления; в)требуется громоздкая
система контроля.
Экономические методы управления - отношения субъекта и объекта -
договорные - товарно-денежные. Характеризуются: 1)свободой субъекта и
объекта, достаточной для реализации их интересов в договорном процессе;
2)выполнение договорных обязательств. Достоинства метода: стимулируется
проявление инициативы, реализуется творческий потенциал работников на
основе удовлетворения материальных потребностей. Недостатки: остаются
неудовлетворенными многие потребности, лежащие вне сферы материального
интереса, что снижает мотивацию.
3.Социально-психологические методы - управленческие отношения субъекта и
объекта договорные без материальной основы. Условия реализации: одна из
сторон инициирует договорной процесс, вторая не отвергает его. Достоинства
метода: 1)включаются механизмы трудовой мотивации, не связанные с
удовлетворением материальных потребностей; 2)практически не требуются
материальные затраты. Недостатки: 1)не используются стимулы, опирающиеся на
материальные потребности людей; 2)трудно прогнозировать результаты.

16


Целеполагание в планировании

Планирование - постановка целей и разработка путей их достижения.
Цель организации представляет собой направление, в котором осуществляется
ее деятельность. Основные цели воздействуют на стратегию, которая влияет на
структуру, систему управления и саму деятельность. Таким образом, цель -
есть “контур” плана. Цели образуют собой иерархическую систему. Основные
базовые цели, в направлении которых действует фирма при планировании
параметров эффективности: рост, рентабельность, платежеспособность, доля
рынка, гибкость, устойчивость.
При определении стратегии рассматриваются промежуточные цели и факторы
успеха фирмы, например: 1)выбор продукта с потенциалом роста; 2)выбор
продукта с высокой конкурентоспособностью и большой долей на рынке. Система
показателей, к которым стремится фирма: экономичность, действенность,
качество; производительность; инновативность; прибыльность.
Дерево целей - совокупность целей, увязанных в иерархическую систему.
Противоречие в целях может быть таким: краткосрочные цели могут не
совпадать с долгосрочными; общие цели могут не совпадать с частными; могут
не совпадать цели организации и внешней среды; организации и внутренней
среды. Поэтому для успеха организации цель должна: 1)соответствовать
системе ценностей, принятых в организации; 2)обеспечиваться адекватными ей
средствами; 3)не противоречить целям более высокого порядка; 4)быть реально
осуществимой; 5) достигаться способами, обеспечивающими эффективность с
учетом возможных побочных эффектов; 6)формулироваться доступно, конкретно,
ясно, кратко, однозначно пониматься; 7)сложные цели должны быть
структурированы и образовывать дерево целей, отвечающих требованиям
эффективности.



17
Потребности человека.
Американский Исс-тель ,психолог Абрахам, Маслоу (Пирамида Маслоу или
иерархия потребностей по Маслоу) выделил 5 структурных уровней, в настоящее
время - больше
|Самовыражение |Вторичные |
|Уважения | |
|Социальные | |
|Безопасности и |Первичные |
|защищенности | |
|Физиологические | |


Современная пирамида:
1 уровень - физиологический (явл. необходимыми для выживания, потребность
в еде, воде, отдыхе, и сексуальн. потребности)
2 уровень - безопасности и защищенности (защита от физ. и психол.
опастностей со стороны окружающего мира и уверенность в том ,что физиолог.
потребности будут удовлетв. в будущем - покупка страхов. полиса или поиск
надежной работы с хорош. видами на пенсию)
3 уровень - социальные (потребности общения), это понятие вкл. чувство
принадлежности к чему или кому либо, чувство, что тебя принимают другие,
чувства социального взаимодействия, привязанности и поддержки)
4 уровень - уважения (вкл. личные достижения, уважение со стороны
окружающих, признание)
5 уровень - познавательные
6 уровень - эстетические
7 уровень - самовыражения, самоактуализации (потребность в реализации
своих потенциальных возможностей в росте как личности)
Другие не согласились с пирамидой Маслоу
Потребности не вошедшие в пирамиду Маслоу:
. ощущение собст. значимости
. материальные
. власти (оказывать влияние на др.)
. потребность достижения успеха
. избегания неудач
. уверенность в будущем
. любви
. религиозные потребности
. садистские и т.д
18
Функция контроля в менеджменте
Контроль - это процесс обеспечения достижения организацией своих целей.
Контроль - это непрерывный процесс совпадающий в своем развитии с
производственным циклом.
1.Контроль очень важен для успешного функционирования организации.
2.Без контроля начинается хаос и объединить деятельность каких-либо групп
становится невозможно.
3.Контроль необходим для обнаружения и разрешения возникающих проблем
раньше сем они станут слишком серьезными.
4.Контроль используется для стимулирования успешной деятельности.
5.Контроль необходим для борьбы с неопределенной ситуацией как внутренней
так и внешней. Неопределенность: изменение законов, социальных ценностей,
технологии, условий конкуренции и др.
6.Контроль предупреждает возникновение кризисных ситуаций. Функция контроля
- это такая характеристика управления, которая позволяет выявить проблемы и
скорректировать соответственно деятельность организации до того, как эти
проблемы перерастут в кризис. Любая организация обязана обладать
способностью вовремя фиксировать свои ошибки и исправлять их до того, как
они повредят достижению целей организации.
7.Контроль поддерживает все то, что является успешным в деятельности
организации.
8.Широта контроля. Контроль должен быть всеобъемлющим.
Виды контроля:
1.Предварительный контроль осуществляется до фактического начала работ.
Основными средствами осуществления предварительного контроля является
реализация определенных правил, процедур и линий поведения. Предварительный
контроль используется в трех областях - по отношению к человеческим,
материальным и финансовым ресурсам.
2.Текущий контроль осуществляется непосредственно в ходе проведения работ.
Объектом является подчиненные сотрудники.
3.Заключительный контроль основывается на обратной связи. Управляющие
системы в организациях имеют разомкнутую обратную связь, то есть
руководящий работник, являющийся по отношению к системе внешним элементом,
может вмешиваться в ее работу, изменяя и цели системы, и характер ее
работы.





Реферат на тему: Шпоры к ГОСу по менеджменту

Менеджмент (шпоры к ГОСу)

1. Перечислите и охарактеризуйте «краеугольные камни» эффективного бизнеса.
Почему они могут являться «основой» для создания фирмы?
«Краеугольные камни» эффективного бизнеса – что это такое? 1.продажа-
самая большая проблема любой коммерч. или промышл. орг-ции. Запускающим
механизмом любого бизнеса явл. продажа конкретного товара или услуг лицам,
нуждающимся в них. 2.клиент, покупатель, потребитель, пользователь «Вопрос
1.проданного товара». Клиент – самое важное лицо в любом деле. Без него не
может быть бизнеса. Эффективный бизнес может и должен измеряться и
оцениваться так, как товар и услуги оцениваются клиентами. 3.прибыль.
Проблемы распределения и использования прибыли имеют экономич.,
предпринимательскую и социальную составляющие. Экон-ая часть требует оплаты
всей систеимы жизнидеят-ти фирмы. Предпринимательская – требует возможности
оплаты начинаний. Социальная – потребности бизнеса и его развития должны
уравновешиваться потребностями людей внутри орг-ции с потребностями
общества вне фирмы. 4.Соблюдение пропорций между экономич., предприним. и
социальной составляющими при распред-ии прибыли, внимания и приоритетности.
5.Еще один закон равновесия, где на одной чаше весов в бизнесе стратегия
деят-ти орг-ции или бизнесмена, а на другой – тактика поведения в
конкретных рыночных усдовиях. Стратегия ф. – это осн. принципы, подходы к
достижению долгосрочных планов и намерений. Тактика – состоит в постоянной
работе по достиж-ю избранных целей.
Анализ «краеуг. камней» показывает, что все они находятся во взаимосвязи и
необходимой сбалансированности между собой. Любая прибыль появляется у
фирмы только при удовлетворении клиента необходимыми и доступными товарами,
а дальнейшее ее получение и наращивание возможно при целесообразном
расходовании полученной прибыли на основные направления: жизнедеят-ть,
предпринимат-во и социальную защиту сотрудников фирмы. Эффективный бизнес
невозможен без плановой работы ф. в ближайшее время (тактич. планы) и входе
дальнейшего развития и осуществления избранной деят-ти (стратег. планы),
кот. должны представлять единство даже при кардинальном изменении в
процессе жизнедеятельности.


2. Охарактеризуйте осн.факторы внешнего воздействия на фирму.

Причины невозможности руководства фирмы влияния на них.
Факторами внеш.среды явл. те, на кот. рук-ли не могут оказать воздействие,
а их влияние на орг-цию необх-мо учитывать. К ним относ-ся природно-
климатич. условия, экология, политико-правовое и эк. сост-е в стране, а
т.ж. социально-психологич. условия. Их принято делить на группы факторов
прямого воздействия или производственного воздействия и операционного
окружения (законы и учреждения гос. регулирования; партнеры и поставщики;
труд. ресурсы; потребители; конкуренты) и косвенного воздействия и
международное окружение (состояние эк-ки; уровень научно-техн. прогресса;
социокультурные и политич. изменения; влияние групповых интересов; значимые
для орг-ции события в др. странах), но они столь многочисленны, что менедж-
м очень трудно выделить и рассмотреть те, кот. наиболее важны в данных
условиях для деят-ти орг-ции. Каждый из перечисленных факторов предс-ет
собой сложную систему составляющих, находящихся во взаимозависимой связи,
когда изменения в одном элементе обязат-но влияют на др., находясь в
причинно-следственных отнош-ях. В процессе анализа внешн. факторов треб-ся
оценить не только взаимосвязь, но и «силу» их воздействия друг на друга.
Все факторы нах-ся в развитии и изменении, поэтому на каждый отрезок
времени неох-мо учитывать степень «подвижности» эл-тов и факторов и степень
определяемости и достоверности информации о его состоянии. Ни один из
различных планов фирмы не может и не должен разраб-ся без учета влияния и
воздействия всех многочисленных эл-тов и факторов внешн. среды. Значение
различных внеш. факторов меняется от орг-ции к орг-ции и от подразделения к
подразд-ю в одной и той же орг-ции. Факторы, оказыв-щие немедленное влияние
на орг-цию относ-ся к среде прямого воздействия, все др. – к среде
косвенного. К факторам, обеспеч-щим развитие м/н-го бизнеса, относ-ся менее
высокие издержки за границей, а т.ж. производственно-торговыеи
инвестиционные возможности, открывающиеся в др. странах.


3. Внутренние факторы воздействия на жизнедеят-ть фирмы.

Почему эти факторы называют «болевыми точками» фирмы?
Внутренние переменные(внутр. среда) – ситуационные факторы внутри орг-ции.
Не все внутр. переменные полностью контролируются менеджерами. К осн.
переменным внутрифирменным эл-там во всех школах менедж-та относят цели,
кадры, структуру, технологию, задачи. Структура орг-ции явл-ся весьма
сложной логической системной взаимосвязью ряда структурных составляющих
(подсистем). К основным следует отнести функциональную, орг-ную, управл-
скую, информ-ную и кадровую составляющие. Часть подсистем имеет
«вертикальную», а часть «горизонт.» направленность (векторы
«воздействующих» усилий). Целями наз. конкретное конечное состояние или
желаемые результаты, кот-х хотят достичь члены орг-ции, работая вместе.
Всякий раз цели подразделений д.б. увязаны с целями орг-ции в целом. Задача
– это работа или ее часть, кот. д.б. выполнена определенным способом в
установленное время. Технология – любые ср-ва, с помощью кот. входящие в
производство (в систему) ресурсы (элементы) преобразуются в выходящие.
Технология может включать машины, механизмы и инструменты, навыки и знания
персонала.
Технологии классиф-ся по различным признакам и критериям. Сущ-ют различные
подходы к классиф-ции технологий: по объему производимой продукции, по
последовательности и специфике технологии (посредничество, интенсивность
…). Персонал (кадры) вкл-ет руковод-лей и исполнителей. Особую роль играют
руков-ли, кот. должны уметь создавать такую кадровую систему и среду,
которые могут обеспечить достижение целей орг-ции. Все внутр. переменные
(факторы) взаимосвязаны. Изменения хотя бы одного оказывает влияние на все
другие факторы, поэтому рассматривать их необходимо в системе.
Совершенствование одного эл-та (фактора) в системе, как правило, не ведет к
повышению эффективности всей системы в целом. Влияние финансов важно и
велико, потому что этот фактор специфичен и требует специальной и особой
подготовки менеджера. Значимее становятся маркетинговые исследования и
использование руководителями лучших достижений и опыта различных школ
менедж-та.



4. Перечислите и охарактеризуйте осн. ф-ции менеджера (мен-ра).
Анри Файоль в качестве существенных (основных) ф-ций руковод-лей (м-ров) –
«группы операций» - выделил следущие: технические, коммерческие,
финансовые, страховые, учетные и административные. Особое внимание мен-ры
должны уделять административной ф-ции, в состав кот. А.Файоль вкл-л
управление. Управление состоит из предвидения, организации работы,
рапорядительства, координирования (координации) и контроля. Данные эл-ты
(по Файолю) стали основой для развития взглядов в менеджменте на основные ф-
ции мен-ров.Целесообразный и обязательный содержательный состав основных ф-
ций мен-ров м.б. ограничен четырьмя: планирование (прогнозирование, цели и
стратегия, программа действий, сроки выполнения, бюджеты и источники
финансирования, политика и порядок поведения на рынке), организация
(структурирование фирмы, распределение обязанностей и передача полномочий,
взаимоотношения подразделений и групп), оперативное руков-во (порядок
принятия управленческих решений, коммуникационные отношения, содержание
мотиваций, воспитание личности) и контроль (стандарты для оценки
результатов, измерение результатов, оценка рез-тов, корректировка).
Осн. ф-ции мен-ров можно условно разделить по критерию взаимоотношений со
временем: 1.те, кот. требуют обязательного наличия резерва времени
(планирование и организация); 2.ф-ции, кот. постоянно реализуются в
условиях дифицита времени (оперативное руков-во и контроль). Тенденции
развития осн-х ф-ций мен-ров: *возрастание роли персонала не только в
процессе реализации, но и на сади подготовки к деятельности; *не только
сами ф-ции, но и их эл-ты усложняются по содержанию и треб-ют большего
обоснования. Основн. Ф-ции менеджмента – важнейший инструмент в работе мен-
ров, поэтому они требуют постоянного серьезного внимания и развития и
обучения их использованию в каждой конкретной компании.


5. Охарактеризуйте концепцию совр.менедж-та, и чем она отличается от
первоначальных взглядов на менеджмент?
Мен-т – это самостоятельный вид деят-ти, направ.на достижение в рын.усл-ях,
намеченных целей путем рац.использ-я матер.и трудов.рес-сов с применением
принципов, ф-ций, методов эк.мех-зма мен-та. Совр.мен-т - деят-ть, напр.на
достижение в ходе хоз-ва, путем всех ресурсов, на основе оптимального.
Очевидно, что мен-т как система науч.-практич. знаний становится все
сложнее и опирается не тол. на законы эк-ки, но вкл. законы упр-я
(кибернетки), а посл.годы и законы соц.психологии. Осн.ф-ции, изучаемые мен-
том, остаются неизменными, а элементы этих ф-ций и их содержание
постояннот меняются и соверш-ся. К неизмен.части относ. след. осн.ф-ции:
планир-е, орг.работа, опер.рук-во, контроль. Мен-т в полс.годы все больше
делится на различные виды (по Петерсону и Плоумену): Правительственный –
хотя обычно понятие «мен-т» не применяли к деят-ти правительства. На самом
деле деят-ть правительства должна также соотв-ть общим опред-ям мен-та.
Гос.мен-т -
организ. люб.гос-ва, учредж-я и осущ-ние власти над служащими этой
организации. Воен.мен-т – особый вид гос.мен-та, использ. при орг-ции деят-
ли и командовании вооруж.силами. Ассоционный или клубный мен-т – хар-рен
для рода организ., где необх. специфич.действия по рук-ву деят.спец.групп.
Бизнес мен-т – спец., особ вид мен-та, значительно отлич. от всех ранее
перечисл. тем, что направлен на зарабатывание денег посредством денег. Мен-
т в гос.собств-ти – особ.вид бизнес-мен-та., когда необх. учесть особ-ти
гос.собств-ти и общест. потребности в результате деят-ти этих организ. Хар-
но, что все эти разновидности менедж.оприаются на одни и те же повторяющ.,
осн.ф-ции мен-та, а отличаются только степенью необх-ти опоры на маркетинг.
исслед-я. Мен-ры явл. проф.управ.кадрами, в задачу кот. входит координация
труда отд.спец-тов, объед-е усилий с целью получ-я рез-тов опред.ценности.
В посл.годы усложнилось упр-е информ.потоками, воздействие на сам.совр.
технику и технологию и особ. слож. область – понимание чел.отнош-й и
проблем соц-псих. хар-ра. В классич. мен-те есть еще 1 альтернативн. хар-ка
мен-ру – рац. и нерациональный (степень информир-ти и установки на конкрет
цель). Рац. хор. информ-ван и имеет установку на конкр.цель. в то вр. как
нерац. не стремиться к облад-ю необх.знаниями ситуации и не имеет четко
сфомулир.целей. «Пирамида» и «система» мен-ров. Сист.мен-ров имеет
иерархич. деление по вертикали и горизонтальное по специфике упр.деят-ти.
Горизонтальное (разделение труда) технич., комерч, финанс., бухг., страх.
деят. – разделение работы составляющие (напр, Макдональдс). Вертикальное
(сколько чел. может управлят? нач. от 3, оптимал. – 10 чел.) - отделяет
работу по координир.действиям от самих действий. Деят-ть по коорд-ю работы
др.людей и сост.сущность упр-я. Сфера м.б. узкой и широкой, от наличия
сферы внешней (напр, военная армия, церковь). Так ру-ль низшего звена осущ.
организ.работу непосред. с исп-лями, наз. операционными или тех.ру-лями.
Рук-во сред.звена наиболее важны, его наз. управленческим – готовять осн.
инф-цию для реш-й, кот. д.принимать высшее рук-во. Рук-во высш.звена (Top)
– осн.лица, отв. за принятие важнейш.реш-й.



6. Что такое «система менеджеров»? Чем отличаются «линейные» менеджеры от
«функциональных» и «обслуживающих» и что общего в их подготовке?

Пирамида менеджмента. Все менеджеры принадлежат к условным уровням пирамиды
менеджеров: Top managers, Middle managers (хар-но меньшее число
сотрудников, т.к. этот уровень перегружен информацией, он ее должен
переработать и передать в нужном направлении.), Low managers. Средние
менеджеры считаются линейными. Менеджеры, занимающие свое строго
иерархическое место в пирамиде менеджмента, называются линейными
менеджерами. Кроме линейных менеджеров на каждом предприятии есть так
называемые функциональные менеджеры. Функ.мен-ры работают в финансовом,
маркетинговом, кадровом подразделениях, складском хоз-ве. Рассмотрим
данные уровни на примере ВУЗа. Ректоры – top managers, декан – линейный
менеджер, зависящий от системы управления ВУЗа. Заведующий кафедрой –
линейный менеджер, принадлежащий к middle level. Преподавателей можно
отнести к нижнему уровню только в тех случаях, если они не являются
руководителями каких-л. программ. Все менеджеры, которые ведут свое
направление и при этом не занимаются центральным производством, характерным
для этого предприятия, а обслуживают его, являются функциональными
менеджерами, а не линейными.
Линейные мен-ры считаются специалистами высшего класса, поэт. их
проф.подготовку принимают за «эталонную». Функц.мен-ры занимаются не только
личной исполнительской работой, но и организуют работу исполнителей-
подчиненных. Общее в подготовке: 1) тех.мастерство менеджера – готовность и
умение четко выполнить получен.задания. 2) коммуникабельность, 3)
психологич.лидерство – способ-ть влиять на отнош-я людей, 4) адм.мастерство
– способность и готовность вып-ть формализов.правла, коодинир-ть работу
исполнителей, управ-ть информ.потоками. 5) мастерство принятия реш-й –
умение выбирать и обоснов-ть альтернативн.реш-я, умение собирать и готовить
группы для принятия реш-й. 6) аналитич.мастерство – умение анализир. и
диагностир-ть сит-цию по внеш.и внутр.факторам, способность увидеть
проблему, увидеть ее причины. 7) концептуальн.мастерство – понимание не
тол. природы ф-ц-рования орг-ции в усл-ях сложивш.отношений, но и выявление
значимости совокупности деталей как во внеш.среде,так и внутри фирмы.
Low managers занимаются: 1) минимизация издержек по вверенному участку
работы, 2) обучение или наставничество исполнителей на конкретном месте
работы. Middle managers: 1) Продажа. Задача – лучше продать свой товар. 2)
Получение бульшей прибыли путем экономизации и продаж. 3) Расширение
клиентов. 4) Оптимизация коммуникаций и информаций по фирме. 5) Оптимизация
делопроизводства. 6) Оптимизация нормативной базы. Top managers: 1)
Стратегия (определение того, чем фирма, предприятие, корпорация будет
заниматься в дальнейшем и в каком объеме), планирование более, чем на 10
лет. 2) Выживаемость 3) Кадры, их квалификация, качество, оптимальность
кадрового состава.



7. Охарактеризуйте содержание фукции «планирование». Роль каждого элемента
в жизнедеятельности фирмы.
Функции менеджеров: планирование, орг-ция работы, опер.рук-во, контроль.
«Пл-е» сост.из: 1) прогнозирование, 2) цели и стратегия, 3) программа
действий, 4) сроки выполнения, 5) бюджеты и источники финанс-я, 6) политика
и порядок поведения на рынке. Ф-ция «план-е» требует обязательного наличия
резерва времени, как и «орг-ция».
Элементы ф-ции следует осуществлять последовательно. 1.2.Прогнозир-е – 1 из
сложнейших элементов планир-я, основанное на своих специфич.методиках,
матем.аппарате и спец.методиках; это выявление совокупности тех факторов,
кот.могут стять противодейств-щими в достижении целей и, наоборот,
способствующими достижению их. Прогноз-е необходимо для достижения
постав.целей и избранных стратегий. Оно д.б. четко целенаправл. и строго
структурир-ным, в этом случае оно позволяет эффективно использовать его
результаты. Прогноз-е д.ограничиваться: *продолжительностью по срокам,
четкостью направления и мсшб-ом анализа. 3.Программа действий – определить
кол-во шагов для достижения цели с учетом их состава и сложности;
необходимо обосновать каждый вид программы и предложить пути и методы для
их реализации. 4.Сроки устанавливаются для выполнения отдельн.работ, целых
этапов и плана в целом. Важно обосновать время реализации 5.Бюджетирование
– любой план требует реализации затрат как по этапам, так и в целом;
предопределяются источники финанс-я. 6.Заверш.этап – разработка политики
поведения отд.сотрудников, групп в ходе реализации плана и установка
процедуры данной политики. Необх. учитывать сущ.корп.культуру фирмы, чтобы
политика не противоречила ей.


8. Состав фукции менеджера «организация». Охарактеризуйте каждый из
элементов.
Функции менеджеров: планирование, орг-ция работы, опер.рук-во, контроль.
Элементы ф-ции делятся на 2 гр.: орг-материальные: 1) структурирование
фирмы, 2) распределение обязанностей и передача полномочий, 3)
взаимоотношения подразделений и групп. и социальные: 4) содержание
мотивации на фирме, 5) хар-р коммуникац.отношений, 6) сист.подбора кадров,
7) порядок воспитания личности в сотрудниках. Ф-ция «орг-ция» требует
обязательного наличия резерва времени, как и планирование. Элементы ф-ции
«орг-ция» должны обеспечивать: 1.устойчивость к воздействию внеш.среды.
2.предприимчивость и готовность предложить свои услуги раньше других.
3.подвижность и готовность к адаптационным изменениям. Итак: 1) Структурное
построение компании связ. с разработкой взаимосвяз. подсистем:
функциональной, огр., управл., информ., кадровой и технико-технологич.
Стр.постр-е осущ. для достижения поставл. целей в соотв. с выбр.
стратегией. 2) Распр-е обяз. и делегир. полномочий – альтернатив.
категории: при низк. квалиф. исп-лей и мен-ров распр-ся обяз-ти, а при
высок. – делегир-ся полномочия. 3) Орг.-технологич. отношения лучше формир-
ть на основе треб-й клиентов к продукции. Сущ. межд.стандарты. От взаимоотн-
й сотр-ков зав. эф-ть работы. 4) Мотивация д-на побуждать взяться за
данную работу и хорошо ее выполнить. Сущ. опред. сист.подход к созд-ю схемы
мотивации: «вход»-«оценка»-«реш-е»-«выход», где необх. учит-ть получаемое
сотр-ком вознагр-е, направленность и готовность работать дальше. 5)
Коммуникации зав. от участников, целей, формы и конкрет.содержания
ком.процессов. Ком. выстраиваются на осн. орг.деят-ти мен-ров и личности
участ-ков. 4 вида отнош-й м. сотр.: деловые, соц-эмоциональные, отнош-ят
силы и завис-ти, отн. при ведении переговоров. Степень взаимозвис-ти между
людьми опред. на 3х ур.: неопределенность, заменимость и центральность. 6)
Сущ. треб-я к личности сотр-ка: квалиф-ция ряд личн.кач-в (интерес, мотивир-
ть, ур.интеллекта, склонности к ком.отнош-ям, умения). Для кажд. фирмы
нужна своя четк. система треб-й для подбора кадров. 7) Сущ.опред.рычаги
воздейств. на сотр-ков. Воздейств. также зав. от влияния внеш.и
внутр.среды. Сущ. опред. зав-ть хар-ра и темпов развития фирмы от хар-ра
процесса разв-я личностей конкретн.сотр-ков фирмы. Ф-ция «орг-ция» ялв.тем
ср-вом, благодаря кот.формируется корпоративная культура.


9. Состав фукции «оперативное руководство» и влияние каждого из элементов
на результативность работы фирмы.
Функции менеджеров: планирование, орг-ция работы, опер.рук-во, контроль.
Функция «оперативное руководство» - управляющие взаимодействия менеджеров
в оходе осущ-ния текущей деят-ти подразделений и фирмы в целом (вслед за
планированием и организацией работы). Сост. из 2 групп: соц.-псих.: 1)
воспитание личности, 2) подбор исполнителей, 3) соде

Новинки рефератов ::

Реферат: Игровая деятельность как средство обучения (Педагогика)


Реферат: Гражданское общество и правовое государство (Политология)


Реферат: Производственная практика в СПК "Маяк" (Сельское хозяйство)


Реферат: Ответственность по таможенному праву (Таможенная система)


Реферат: Военный коммунизм, политика, сущность (История)


Реферат: Газы и тепловые машины (Физика)


Реферат: Шпоры по бух.учету (Аудит)


Реферат: Этнический состав Ом. обл. народы, религия, культура, размещение (История)


Реферат: Браки с гражданами иностраных госyдарств (Гражданское право и процесс)


Реферат: Биофизик Чижевский и его учение об аэроионах (Спорт)


Реферат: Аналитическое определение некоторых механических параметров конструкции электропривода протеза (Технология)


Реферат: Алгоритм работы процессора (Цифровые устройства)


Реферат: Принцип толерантности в социальной работе (Социология)


Реферат: Александр Васильевич Колчак и "белое движение" (История)


Реферат: Виды подходов в Ассоцианизме (Психология)


Реферат: Даосизм в Китае (Философия)


Реферат: Политическая власть (Политология)


Реферат: Этика и психология (Социология)


Реферат: Проблемы страхования автотранспорта в России (Страхование)


Реферат: Реактивное движение. Межконтинентальная баллистическая ракета. (Физика)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист