GeoSELECT.ru



Социология / Реферат: Идейно- теоретические предпосылки и философские основания социологии Э Дюркгейма (Социология)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Идейно- теоретические предпосылки и философские основания социологии Э Дюркгейма (Социология)





Эссе на тему:


Идейно- теоретические предпосылки и философские основания социологии Э.
Дюркгейма



Литература: Осипова Е.В. "Социология Э. Дюркгейма"
1. Идейно- теоретические предпосылки творчества Э.Дюркгейма

Последняя четверть 19 века во Франции ознаменовалась вступлением
капитализма в империалистическую стадию своего развития и связанным с этим
обострением экономического и социально- политического кризиса..
В области духовной жизни кризис выражался в крайней неустойчивости
морально- политического климата, отсутствием строгих моральных правил,
несоблюдением законов, ослаблением регулирующей роли традиций.
В философии главную роль играли спиритуалисты.
Одновременно научные открытия французских таких ученых, как, Пастер,
Бертло, Жерар, Бернар, прокладывали дорогу материалистическому решению
важных мировоззренческих проблем.
Несмотря на это, ведущей по- прежнему оставалась
антиматериалистическая концепция науки, не считающая науку высшей формой
человеческого знания, способной постигать объективную истину. Эта
"философия науки" создавалась с широким привлечением идей немецкой
идеалистической философии, в частности канта. Особенно значительное
распространение получило во Франции неокантианство, представленное
неокритицизмом Ш. Ренувье и его последователей- Г. Миль, О.Амелен и др.
Ренувье пропагандировал индетерминизм- свободу человеческой
индивидуальности создавать свои собственные моральные принципы, которые
рассматривались им как источник исторического развития.
Весьма влиятельными во французской философии конца 19- нач. 20
века были философские идеи Э. Бутру, который подвергал критике
механистическую концепцию причинности. Он настаивал на подчинении науки
религии.
В конце 19 века на различные области духовной культуры Франции
усиливалось влияние контовского позитивизма. Однако ограниченность
позитивизма, его неспособность разрешить проблемы индивида,
рассматриваемого наподобие других объектов природы как бесчувственная и
безвольная "вещь", породила бурный успех философии А. Бергсона с ее
иррационализмом, интуитивизмом.
К контовской работе "Курс позитивной философии" относились с
презрением некоторое время после ее входа. Но с течением некоторого времени
эта враждебность несколько уменьшилась. Контовская идея социологии как
самостоятельной науки, способной стать основой научной реорганизации
общества. Постепенно завоевывала республиканцев, стремящихся к
общественному обновлению. В 1870-1914 гг. социологическая мысль во Франции
развивалась в нескольких главных направлениях. Одно из них составляли
последователи Ле Пле. Теоретической установкой этих социологов был
позитивизм, в частности утверждение, что социальные факты должны изучаться
объективно, так же, как факты природы. Их главная задача: описание
отдельных социальных феноменов.
Особое направление составляли социальные статистики. Они проявляли
интересы к развитию количественных эмпирических исследований, которые
проводились для различных государственных учреждений, стремясь придать им
более систематический и цельный характер.
Очень влиятельной фигурой в те времена был Р. Вормс, сторонник
органицистской теории общества, которую он, в конце концов, преобразовал в
теорию "общества - сверхорганизма." Он и его последователи обсуждали
проблемы природы общества, взаимоотношений общества и индивида.
Общим противником всей - как откровенно спиритуалистическо -
идеалистической, так и позитивистско-эклектической - линии в развитии
западной философии и социологи был марксизм.
Тесная связь позитивизма со сциентизмом, с верой в безграничные
возможности науки изменить общественный строй обусловила тот факт, что в
конце 19 века именно на сциентизм опирались многие деятели науки и
культуры.
Творчество Э. Дюркгейма впитало в себя многие теоретические традиции,
ассимилировав даже некоторые идеи своих интеллектуальных противников
/Лаланд, Раух, Бело и др./.
Социально- политическая мысль 19 века, как в Европе, так и в Америке
была насыщена идеями индивидуализма, уходящего своими корнями в философию
Просвещения. Индивидуалистический подход к изучению человека заключался в
рассмотрении его как носителя неизменных свойств, из которых выводилось
поведение.
Социологи также придерживались теории индивидуалистического
психологизма, особенно, такие как Г.Тард и Спенсер. Спенсеровский
индивидуализм был характерен для основной линии социальной мысли 20 века и
не случайно Э. Дюркгейм, возражая против "выведения общества из индивидов",
сделал именно его главной мишенью своей критики.
Отвергая индивидуализм и психологизм, Э. Дюркгейм писал, что его
теория была навеяна влиянием 3-х мыслителей: Конта, Спенсера /его некоторых
идей/ и Эспинаса. Согласно Э. Дюркгейму, Конт придал высший ранг
социальному, благодаря чему социология обрела только ей принадлежащий
предмет и позитивный метод его исследования. Но Э. Дюркгейм не
удовлетворяла неопределенность во взглядах Конта на предмет социологии-
общества в целом.
Критикуя индивидуализм учения Спенсера, Э. Дюркгейм в то же время
справедливо указывал на его вклад в разработку социального реализма. У
Спенсера он заимствовал его органицизм, включающий исследование социальных
институтов в свете их функций и классификацию обществ на роды и виды, не
приняв закон всеобщей эволюции и его частные теории. У Эспинаса Э. Дюркгейм
заимствовал свое основное понятие- понятие коллективного сознания.
Среди идей Конта, оказавших влияние на Э. Дюркгейма, помимо
натуралистических методологических установок назовем следующие:
1.исторический идеализм /убеждение, что идеи - главная социальная сила, а
мораль- главная интегрирующая сила общества/
2. идею морального согласия всех общественных классов
3. трактовку общества как определенной целостности
4. идеи общественного порядка и прогресса, обновления религии, более того-
создания новой религии человечества и социально- утопическую идею
классового сотрудничества и идейного компромисса.
Э. Дюркгейм, в сущности, не избежал того же противоречия, которое
характеризовало творчество Конта- противоречия между ориентацией на науку и
утверждением строгого метода исследования, с одной стороны, и философско-
моральным содержанием его системы черпавшим вдохновение в учениях так
называемых традиционалистов /де Бональд, де Местр/,- с другой.
Традиционалисты доказывали абсолютное превосходство общества над индивидом.
Они настаивали на необходимости авторитета не только государства, но также
семьи, религии и т.д.
Но традиционалисты не были для Э. Дюркгейма единственным или главным
источником творчества. Как Конт, так и Э. Дюркгейм опирались на идеи
Просвещения, в частности идеи Монтескье, Кондорсе, Руссо и Сен- Симона.
Кроме того, его вдохновлял рационализм Декарта.
Э. Дюркгейм опирался на учения Монтескье об общественных законах как
естественном продолжении законов природы, на идею Кондорсе об общественном
детерминизме, идею Руссо о "всеобщей воле" как выражении общественного
интереса.
На мировоззрение Э. Дюркгейма оказала влияние немецкая философская и
социально- политическая мысль, в первую очередь этические идеи И. Канта и
этика В.Вундта.
На философско-теоретическую мысль 19 века оказала огромное влияние
французская революция и последовавшая вслед за этим промышленная революция.
На творчество Э. Дюркгейма она тоже оказала влияние. Как и многих
социологов конца 19 века, его привлек реальный исторический факт перехода
общества от одного типа к другому.
Восприняв наиболее противоречивые идеи социально- политической мысли,
Э. Дюркгейм попытался соединить их в единую теоретическую концепцию.

2. Философские предпосылки теоретико-методологической концепции
Хотя Э. Дюркгейм считал себя ученым- эмпириком, он все же уделял
большое внимание философским вопросом.
Он принял некоторые философские положения, характерные для
естественнонаучного материализма, и распространил их на общество /например,
принцип детерминизма/.
В философских взглядах Э. Дюркгейма можно выделить две главные
тенденции:
1. натурализм /эта тенденция связана с традициями философии Просвещения/
2. социальный реализм /не сводимость сложного к простому/
Философская позиция Э. Дюркгейма являлась объединением некоторых
положений позитивистского натурализма с положениями идеализма. Э. Дюркгейм
заимствовал идею специфики сознания, психической жизни у спиритуалистов.
Философскую позицию Э. Дюркгейма можно назвать "спиритуалистическим
позитивизмом".
Немного об отношении Э. Дюркгейма к марксизму. Он понимал марксизм
исключительно как экономическое учение, а философию марксизма - как
разновидности учений, отождествляющих сознание и материю.




Реферат на тему: Идеология

МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
НОВОСИБИРСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ

КАФЕДРА МЕНЕДЖМЕНТА ПО СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЕ

Реферат по курсу социологии


На тему: ИДЕОЛОГИЯ.



Выполнил:
Студент группы БМ-72
Березин С.А.
Проверил
Ровбель С. В.



НОВОСИБИРСК 1998
Содержание:


Идеология

Либерализм

Консерватизм

Социализм

Заключение

Список литературы

Идеология

Идеология – совокупность общественных идей, теорий, взглядов, которые
отражают и оценивают сознательную действительность с точки зрения интересов
определенных классов, разрабатываются, как правило, идейными
представителями этих классов и направлены на утверждение либо изменение,
преобразование существующих общественных отношений. В сфере идеологии
формируются системы ценностей различных общественных классов, здесь они
осознают свои коренные интересы, место в обществе, отношение к другим
классам, формулируют и обосновывают цели и программы своей деятельности.
Господствующей в данном обществе является идеология господствующего класса,
который держит в своих руках средства материального и духовного
производства. Идеология – часть надстройки и необходимый фактор
формирования идеологических (политических, правовых и др.) отношений.
Будучи частью общественного сознания, идеология занимает определенное место
в его структуре как иной уровень по отношению к общественной психологии и
обыденному сознанию и проявляет себя в различных формах общественного
сознания. Соответственно различаются политическая и правовая идеология,
философия и религия, нравственное и эстетическое сознание. Наука является
преимущественно формой познания, а не идеология, но испытывает влияние
идеологии, ибо научные открытия осмысливаются в различных формах идеологии,
а фундаментальные теории общественных наук носят идеологический характер. В
классово-антагонистическом обществе отношения и столкновения различных
классов находят отражение в области идеологии, т.е. являются одной из форм
классовой борьбы, как, например, противоборство буржуазной и пролетарской,
социалистической идеологии. Принципы научного анализа идеологии впервые
разработаны марксизмом. Согласно им для всесторонней оценки каждой
конкретной идеологии необходимо учитывать ее социально-классовою
принадлежность (буржуазная, социалистическая, демократическая и т.д.),
характер отражения ею действительности (иллюзорная или научная) и
выполняемые ею социальные функции, ее роль в общественной жизни
(прогрессивная и революционная либо консервативная реакционная). Вместе с
тем идеология обладает относительной самостоятельностью, опирается в своем
развитии на имеющийся мыслительный материал, и поэтому ее связь с
классовыми интересами может быть не прямой, а опосредствованной. Особенно
это касается идеологических форм, удаленных от экономической основы
(философия, религия, мораль). В политической науке давно уже предложено
простое и ясное определение идеологии как «системы политических,
экономических и социальных ценностей и идей, служащих основанием для
поставки целей; последние в свою очередь, образуют ядро политических
программ» (Р.Макивер). Но идеологию относят к числу малоизученных
феноменов. Во-первых, она представляет собой неблагоприятный объект
научного анализа, т.к. вводя понятие «идеология», ученый должен доказать,
что его собственный подход свободен от идеологических пристрастий. А это
очень трудно.
Во-вторых, одна из причин негативного отношения бихевиористов к изучению
идеологии носила явно вненаучный характер, дело в том, что как уже было
сказано, первый вклад в это направление исследований внес К. Маркс.
Но именно марксизму было суждено стать наиболее массовой идеологией
прошлого столетия. К концу XIX в. миллионы людей во всем мире
придерживались социалистических взглядов.
Первая попытка социологического исследования идеологии была предпринята
немецким ученым К. Мангеймом. Как и Маркс, он полагал, что социальная
функция идеологии реализуется в рамках отношений классового господства-
подчинения. Если правящий класс пытается выдать свою познавательную
перспективу (способ понимания общественно-политических явлений) за
единственно истинную и пытается ее теоретически обосновать в этом качестве,
то налицо духовное образование идеологического типа. По Мангейму,
идеологиям противостоят утопии – духовные образования, порождаемые
непривилегированными классами и выражающие их стремление к социальному
реваншу. Утопии легко превращаются в идеологии, когда оппозиционные слои
приходят к власти. Былая утопия при этом теряет свой радикализм и начинает
так или иначе обосновывать неравенство.
Идеи Мангейма, впервые высказанные в 1929 г. («Идеология и утопия»),
сохраняют свое значение и по сей день. Во-первых, Мангейм преодолел
свойственное Марксу чрезмерно расширительное понимание идеологии. Теперь
этот термин применяют для отображения политического сознания, включенного
во взаимоотношения между правящей элитой и массами. Во-вторых, немецкий
социолог выделил такую важную характеристику идеологии, как ее
систематизированность. Мы видели, что в процессе социализации у человека
вырабатывается совокупность логически не связанных между собой и часто
взаимоисключающих представлений. Восприятие идеологии приводит к частичному
вытеснению этих представлений, а оставшиеся жестко связывает друг с другом.
Поэтому идеология ,как правило, и претендует на научность. Была разработана
структурная классификация идеологий, основанная на способе связи между
отдельными ее элементами (идеологемами) и масштабах охвата идеологиями
социальной реальности. По этим признакам выделяют две основные
разновидности – открытые и тоталитарные идеологии. Последние
характеризуются тем, что стремятся дать объяснение всем без исключения
явлениям и выработать таким образом целостную политически насыщенную
картину мира. Человек, воспринявший тоталитарную идеологию, придает всему,
что он видит, политическое значение. Такой подход хорошо передает лозунг
«советское – значит, отличное». Идеологемы при этом связываются настолько
прочно, что отделить одну от другой можно только аналитически. Внешняя
характеристика тоталитарной идеологии – репрессивность, т.е. то, что она
навязывается индивиду с помощью интенсивной пропаганды, ломающей прежнюю
структуру его сознания. «Открытая» идеология описывается как прямая
противоположность тоталитарной. Связь всей этой классификации с концепцией
тоталитаризма вполне очевидна. Стоит отметить, что тоталитарная идеология в
рамках этой концепции предстает как следствие с одной стороны, и как
необходимая и самая важная предпосылка установления соответствующего режима
с другой. Главным недостатком подхода оказалось жесткое противопоставление
двух видов. Если тоталитарная и открытая идеологии не имеют между собой
ничего общего, то можно ли говорить об идеологии вообще? Попытку дать ответ
на этот вопрос предприняли ученые, работавшие в рамках структурно-
функционального подхода. Была сформулирована гипотеза, согласно которой
любая идеология возникает как реакция на значимое смещение социальных ролей
(теория социального напряжения). В условиях изменений, в особенности
затрагивающих экономическую структуру общества, человек испытывает глубокий
дискомфорт и растерянность. Тут-то к нему на помощь и приходит идеология,
позволяющая по-новому помять и оценить свое место в обществе, а значит –
действовать в соответствии с новыми условиями. К сожалению, теория
социального напряжения не объясняет, каким именно образом эмоциональная
неудовлетворенность трансформируется в идеологические конструкты. Вариант
такого объяснения предлагает теория культурного напряжения, также
сформировавшаяся в структурно-функциональной традиции. Приверженцы этой
теории указывают на то, что смещение социальных ролей вызывает не только
психологическую болевую реакцию, но – и это главное – еще и разрушение всей
системы «знаков» (символов социокультурного характера), позволяющих
индивиду ориентироваться в мире. Социальная реальность оказывается как бы
лишенной смысла. Идеология же, пользуясь словами К. Гиртца, выступает как
средство возвращения смысла. В отличие от теории социального напряжения,
эта теория дает возможность понять, почему идеология в зрелом виде всегда
представляет собой систему ценностей и идей, а не наоборот отдельных,
логически не связанных между собой идеологем. Но и здесь остается открытым
важнейший вопрос: каким критерием руководствуются люди, выбирая идеологии?
Почему, например, кризис Веймарской республики в Германии привел к
одновременному росту влияния коммунистической и национал-социалистической
идеологий, и почему последняя в конечном счете победила?
Очевидно, что ответить на этот вопрос невозможно. Это заставляет многих
исследователей перейти от нормального анализа социальных функций идеологи к
«применению литературных и философских концепций смысла» (Х. Дракер).
Представители этого направления уделяют большое внимание содержательному
анализу различий «классическими» идеологиями – марксизмом, консерватизмом и
либерализмом. С другой стороны, довольно широкое распространение получила
идея о том, что в современном мире идеология исчезает (Д. Белл, Р. Арон, С.
Липсет) «Конец идеологии» осмысливался на рубеже сороковых и пятидесятых
годов как следствие фундаментальной реконструкции общества в ходе НТР,
резко ограничивающей масштабы политической борьбы внутри либеральных
демократий. «Во всем западном мире есть сущностное согласие интеллектуалов
по политическим проблемам: приятие государства благосостояния, принцип
децентрализации управления, смешанная экономика и политический плюрализм.
Это и значит, что идеологический век кончился», - писал Белл.
Пятидесятые годы прошли под знаком «деидеологизации». Впереди были расовые
конфликты, Вьетнам, молодежный бунт, экономическая депрессия семидесятых
годов. Мир оказался не таким беспроблемным, как это виделось сразу после
войны. И совсем неуместными стали казаться разговоры о «конце идеологии» к
началу прошлого десятилетия, когда разразилась дуэль между «старым»
либерализмом и неоконсерватизмом. Таким образом, в современном мире
осталось место для идеологии. Правда, в семидесятых – восьмидесятых годах
заметные изменения произошли в механизмах индоктринации и «производство
идеологии», ранее находившихся под контролем партий. Как отмечает
французский политолог К. Исмаль, «сегодня правые силы не сводятся к
политическим партиям. По крайней мере, последние не вырабатывают идеологию.
Это делают клубы, ассоциации, еженедельники». И действительно, в США
ведущую роль в «неконсервативной революции» играли непартийные группы и
клубы. Созданные по инициативе подобных групп интеллектуальные и
исследовательские центры и вырабатывают идеологии, которые затем средствами
массовой информации распространяются в обществе. Идеология рекламируется,
как дорогой товар, производимый в малых сериях. Характерно, что на этом
фоне растет популярность и политическое влияние «независимых» изданий в
ущерб «партийным».
Основная сложность в изучении идеологии связана с тем, что, как и всякое
комплексное духовное образование, она требует философских средств анализа.
Наиболее общей категорией, характеризующей субъективную сторону политики,
является политическое сознание. Оно охватывает чувственные и теоретические,
рациональные и подсознательные представления людей, опосредующие их
отношения между собой и с инструментами власти по поводу участия в
управлении государством и обществом. Представляя самосознание социальной
(национальной, классовой, конфессиональной и др.) группы, политическое
сознание отражает действительность с позиций коллективных интересов,
сопоставляет групповые потребности с их влиянием на общество в целом.
Поэтому оно не может не включать в себя общегрупповые, общедемократические
и общечеловеческие идеи представления. Основными формами существования
политического сознания являются политические идеология и психология. Среди
них особую и всевозрастающую роль играет политическая идеология.

Термин «идеология» древнегреческого происхождения и буквально означает
«учение об идеях», поскольку состоит из двух слов: «идея» и « логос». В
научный оборот он был введён Антуаном Дестютом де Траси, одним из
представителей позднего поколения французских просветителей. В своём труде
«Этюд о способности мыслить» он использовал термин «идеология», чтобы
охарактеризовать науку об идеях. Позднее в многотомном сочинении «Элементы
идеологии» (т.1-4, 1805-1815 гг.) он более подробно развил это понятие.
Дестют де Траси характеризовал идеологию как «науку об идеях»,о том, как
они возникают, и о законах человеческого мышления». По его мнению, эта
наука должна быть такой же точной, как и все естественные науки.
В самом общем плане под идеологией следует понимать относительно
систематизированную совокупность взглядов, существенной чертой которых
является функциональная связь с интересами и стремлениями общественной
группы. В состав идеологии входят идеи, возникшие на основе исторического
опыта и условий жизни определенной социальной общности, которые особым
образом отображают и оценивают действительность. В нее нередко включают и
директивы к действиям, основанным на этих идеях. Последнее обстоятельство
особенно характерно для политической идеологии, как комплекса идей о
политической власти и о сфере политики в целом. Очевидно, что становление
политической идеологии происходило вместе с появлением государства, и с
этого времени формируются особые отношения между идеологией и политикой.
Они характеризуют пример отношения теории и практики, сознания и действия.
При характеристике пути формирования политической идеологии отмечают четыре
основные модели этого процесса. Во-первых, это модель конденсации. Она
работает в том случае, когда происходит трансформация идеологических
представлений, присущих обыденному политическому сознанию, в теоретические
идеологические структуры. Во-вторых, это интегративная модель. Для нее
характерны синтез, интеграция, конвергенция различных идей и представлений
существующих идейно-политических течений или новое пересечение
идеологических установок (неоконсерватизм, неолиберализм и т.п.). В-
третьих, это дивергентная модель. В данном случае формирование новой
политической идеологии происходит в результате редукции, дзинтеграции,
дивергенции, то есть «расщепления» идеологии уже существующей. В-четвертых,
модель ревитализации идеологии, когда происходят возврат к старым идеям, их
возрождение в более или менее модифицированной форме (попытки возврата к
истокам консерватизма, марксизма и т.п.). Выделение этих моделей носит
условный и вспомогательный характер, поскольку в реальном процессе генезиса
и изменения идеологий они нередко сочетаются, пересекаются и не встречаются
в чистом виде. Вместе с тем их знание может помочь при анализе механизма
возникновения некоторых идейных течений.
Либерализм

В европейской общественно-политической литературе понятие «либерализм»
появилось в начале XIX века. Термин «либерализм» происходит от латинского
“liberalis”- свободный, имеющий отношение к свободе. Все определения
либерализма включают в себя идеи личной свободы индивида, нескованной
рамками традиций. Либерализм, как сложное структурное явление,
принадлежащее одновременно философской, идеологической и политической
сферам, предстает как историко-философская доктрина и политическая
идеология, обосновывающая программные установки объединившихся под его
знаменем социальных слоев, и как более или менее массовое организованное
движение.
В мировозренчиский комплекс классического либерализма вошли представления о
свободе групповых, классовых, националистических и иных предрассудков; идеи
космополитизма, терпимости, гуманизма, прогресса, демократизма и
индивидуализма с подчеркиванием самоценности личности. В экономической
области основатели либерализма требовали отмены регламентаций и ограничений
со стороны государственной власти, простора для частной инициативы,
максимально свободных условий для развертывания частного
предпринимательства. В сфере политики он основывается на признании прав
человека, на разделении законодательной и исполнительной властей, на
свободе выбора занятий, свободе конкуренции, что реализуется в требовании
правового государства.
Концептуальное кредо классического либерализма включает в себя утверждение
абсолютной ценности человеческой личности и равенство от рождения всех
людей; провозглашение автономии индивидуальной воли; требование создания
государства на основе общего консенсуса и с единственной целью сохранить и
защитить естественные права человека, что определяет договорный характер
отношений между государством и обществом; убеждение в необходимости
верховенства закона как инструмента социального контроля и вразумности
ограничения объема и сфер деятельности государства; утверждение важности
защищенности государства частной жизни человека и свободы его действий в
рамках закона и т.п. В классическом либерализме свобода еще не вступает в
конфликтующие отношения взаимопологания и взаимоотрицания с равенством.
Свобода рассматривается как равная свобода для всех. Равенство же толкуется
как равенство в свободе того же круга граждан.
В последней трети XIX века начал складываться новый тип либерализма,
нередко обозначаемый в литературе разными терминами: «неолиберплизм»,
«социальный либерализм», «либерал-реформизм». Для политической идеологии
либерал-реформизма характерны ориентации на социальное реформирование,
стремление примерить равенство и свободу, отстаивание идеи согласия всех и
подчеркивания нейтральности либеральной политики.
Своеобразно сложилась судьба либерализма в современной России. Русская
либеральная мысль зародилась и оформилась в рамках западничества. Но на
русской почве он обрел свои специфические черты. Первые теоретические
разработки либерального образа мыслей представлены в произведениях К. Д.
Ковелина, Б. Н. Чичерина, С. м. Соловьева.
Одной из центральных тем в русском либерализме является рассмотрение
проблемы личности, ее статуса в общественном и государственном устройстве.
Для русской либеральной мысли в период, когда она только заявила о себе на
общественной арене, характерна сильная антидемократическая тенденция. Она
проявляется, например, в склонности опираться на принцип монархизма. На
грани XIX-XX веков наметилась иная тенденция: постепенное сближение
либеральных лозунгов с демократическими программами. В русском либерализме
на раннем этапе присутствовало сильное консервативное начало, что можно
считать закономерным. Другая особенность русского либерализма связанна с
тем, что ко времени его зарождения Россия еще оставалась крепостной
страной.
В XIX и XX веках либерализм пережил три тяжелых кризиса. Первый кризис
политической идеологии либерализма возник, когда «партия движения» XIX век
превратилась в «партию статус кво», отодвинув на задний план интересы
самого значительного политического движения того времени – рабочего
движения. Истоки кризиса лежали в обострении антагонизма между равенством и
свободой. Ответом на этот кризис стало возникновение либерал-реформизма.
Второй кризис либеральной доктрины разродился после второй мировой войны. В
тот период достижения и идеалы правового и конституционного государства, за
которые в течение столетия выступал либерализм, перестали находить отклик
во многих странах Европы. Третий и продолжающийся ныне кризис либерализма
связан с нарастающим влиянием НТР, системой обострившихся глобальных
проблем, цивилизационых противоречий.
Консерватизм.

Идеология консерватизма рассматривается как один из важнейших структурных
компонентов современных политических идеологий. Носителями идеологии
консерватизма являются социальные группы, слои и классы, заинтересованные в
сохранении традиционных общественных порядков или в их восстановлении. Сам
термин «консерватизм» произошел от латинского “conservo” – сохраняю,
охраняю. В структуре консерватизма выделяются два идейных пласта. Один
ориентируется на поддержание устойчивости общественной структуры в ее
неизменной формы; другой – на устранение противодействующих политических
сил и тенденций и восстановление, воспроизводства прежней. Различные
направления и формы консерватизма обнаруживают общие характерные черты. К
ним относятся: признание существования морально-религиозного порядка и
несовершенство человеческой природы; убеждение в прирожденном неравенстве
людей и в ограниченных возможностях человеческого разума; утверждения о
необходимости жесткой социальной и классовой иерархии и предпочтения
устоявшихся общественных структур и институтов. Политическая идеология
консерватизма в некотором смысле носит вторичный характер, поскольку
производна от иных идеологических форм.
В России консервативный тип мышления наглядно выявляется в мировоззрении
славянофилов. Консерватизм как тип мышления предполагает отказ от любых
форм экстремизма. В этом смысле консервативная мысль противостоит и крайне
правой, ультра реакционной идеологии и лево радикальной, которая в середине
и конце XIX века обретает популярность в интеллектуальной среде (народники,
эсеры, анархисты). Судьба консерватизма в России была трагической.
Консервативный тип мышления в русской общественной мысли оказался зажатым
между двумя формами экстремизма – левым и правым. Чаша весов склонялась то
в одну, то в другую сторону, не останавливаясь посередине.
В современном консерватизме в мире обычно выделяют три течения:
традиционалистское, либертаристское и неоконсервативное. Они тесно
переплетаются, взаимодействуют между собой, сохраняя особенности эволюции,
собственные истоки и создавая неоднородное, сложноструктурное целое,
которое обозначают понятием «современный консерватизм».
Социализм
Социализм (от латинского “socialis” – общественный) как политическая
идеология исторически связан с многовековыми чаяниями масс об обществе
социальной справедливости, солидарности, социальной защиты личности. Следы
подобных мечтаний встречаются уже на ранних ступенях классово
организованного человеческого общества, играют заметную роль в средние
века, в Новое время, бросают мощный вызов либерализму и консерватизму в
последней трети XIX – первой половине XX века. От многочисленных социальных
утопий и теорий прошлого социализм отличают акценты на связь социальных
бедствий с отношениями собственности на средства производства, на
необходимость соотнесения политических изменений с преобразованиями в
социальной сфере.
Свою классическую форму социалистические идеи начали приобретать вместе с
утверждением капитализма. Противоречия, свойственные незрелым ступеням
нового общества, делали его объектом острой социальной критики.
Социалистическая идея в нашей стране имеет давние корни. Она прослеживается
уже в средневековых представлениях о социальной справедливости и равенстве
людей перед богом. Принципом характеристики социализма в России является
то, что социалистическая мысль очень активно подкреплялась практической
организацией социалистического дела
Заключение
По каким направлениям может идти разработка новой идеологии в условиях
современной России? На каких предпосылках она может базироваться?
Мы уже отмечали, что идеология это совокупность общественных идей,
теорий, взглядов, которые отражают и оценивают сознательную
действительность с точки зрения интересов определенных классов, но в силу
относительной самостоятельности идеологии присущи собственные манеры и
тенденции развития. Всякая идеология уходит корнями в прошлое, она
основывается на прежних исторических традициях народа. Но это не означает.
Что новая идеология может возникнуть лишь на базе прошлого идейного,
мыслительного материала. Значит идеология должна не только использовать
прошлое и исходить из него, но и обогатиться новыми представлениями,
которые отражают современное состояние, а также будущее российской
действительности. В связи с этим государственная идеология не может быть
некой суммой политических линий различных партий и социальных сил.
Государственная идеология представляет собой нечто общее, а политика –
более частное.
При анализе идеологии необходимо руководствоваться принципом партийности,
выявляя связь идеологических построений с интересами определенных классов,
а также принципом конкретно-исторического подхода, имея в виду, что сами
классы и их интересы меняются в ходе истории. Поскольку идеология отражает
природу того или иного общественного строя, то идеологические различия
неустранимы, пока существуют различные социальные системы.
Список литературы
Голосов Г.В. «Сравнительная политология» Новосибирск; 1995
Осипов Г. В. «Социология» Москва; 1990
Философский словарь / под ред. Фролова И. Г. / 5-е издание; Москва 1986
Государственная идеология /Ковалев А. М. //Вестник МГУ; серия 12;Социально-
политические исследования; 1994 №1
Политические идеологии: история и современность / В. И. Коваленко, А. И.
Костин // Вестник МГУ; серия 12; политические науки; 1997 №12





Новинки рефератов ::

Реферат: Ангола после обретения независимости (Доклад) (Политология)


Реферат: PENTIUM Processor. Технический обзор (Компьютеры)


Реферат: Страхование (Страхование)


Реферат: Обработка материалов электрическим током и лазером (Технология)


Реферат: Выбор наиболее выгодного вида транспорта (Транспорт)


Реферат: Дизартрия (Педагогика)


Реферат: Целлюлозно-бумажная промышленность России (География)


Реферат: Банковские операции: состояние и перспективы развития (Банковское дело)


Реферат: Жизненный цикл продукта (Налоги)


Реферат: Миф и его аспекты (Культурология)


Реферат: Взаимоотношения между мальчиками и девочками в младших классах (Педагогика)


Реферат: Проблемы и состояние страхового сектора в России (Страхование)


Реферат: Правонарушения (Право)


Реферат: Власть и насилие (Психология)


Реферат: Материально-техническое обеспечение (Менеджмент)


Реферат: Влияние прибыли на предприятие (Бухгалтерский учет)


Реферат: Курортный район Санкт-Петербурга (Социология)


Реферат: Соотношение веры и знания. Эразм Роттердамский (Философия)


Реферат: Взаимодействие основных частей ЭВМ при выполнении программы (Программирование)


Реферат: Рекреационные ресурсы Кипра (Туризм)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист