GeoSELECT.ru



Физкультура / Реферат: Ритмическая гимнастика (Физкультура)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Ритмическая гимнастика (Физкультура)


РЕФЕРАТ
Студентки Мишиной Е.М.
Рег. № ГЛ0020004
По предмету «Физкультура» (код ФИ)
По теме: «Ритмическая гимнастика»
Содержание:
I. Введение.
II. Общая часть.
1. Термин «аэробика» и возникновение аэробики.
2. Основные методы, используемые при проведении занятий аэробикой.
3. Перечень упражнений, рекомендуемых для использования в уроке аэробики.
4. Воздействие ритмической гимнастики на организм человека.
III. Заключение.
Ритмическая гимнастика - комплекс физических упражнений (ходьба,
бег, прыжки и др.), выполняемых под музыку. Ритмическая гимнастика
(известна также под названием аэробика) используется в оздоровительных
целях.
Всестороннее развитие физических способностей у человека,
профессионально-прикладная физическая подготовка становятся необходимыми
условиями эффективной трудовой деятельности, его творческого участия в
общественном производстве. Сегодня нужно совершенствовать традиционные и
внедрять новые формы и методы проведения оздоровительной, физкультурной и
спортивной работы. Необходимость двигательной активности для здоровья
человека ни у кого не вызывает сомнений. А вот вопросы, какими средствами
компенсировать гиподинамию, с какой нагрузкой заниматься, - остаются
дискуссионными. Достичь определенных результатов в работе над своим телом,
физическим развитием можно с помощью различных средств: бега, езды на
велосипеде, плавания, гимнастических упражнений, аэробики.

Термин «аэробика» и возникновение аэробики.

Термин "аэробика" происходит от слова аэробный, что значит
кислородный (от греческого слова “аэро” - воздух и “биос” - жизнь), впервые
был введен доктором К. Купером, известным американским специалистом в
области массовой физической культуры. Известно, что обмен веществ при
возбуждении мышцы представляет собой сложную систему химических реакций.
Процессы расщепления сложных молекул на более простые сочетаются с
процессами синтеза (восстановления) богатых энергией веществ. Один из этих
процессов может идти только в присутствии кислорода, то есть в аэробных
условиях. При аэробных процессах вырабатывается значительно большее
количество энергии, чем при анаэробных реакциях. Углекислый газ и вода
являются основными продуктами распада при аэробном способе выработки
энергии и легко удаляются из организма при помощи дыхания и пота. К видам
двигательной активности, стимулирующим повышение потребления кислорода во
время занятий, относятся различные циклические движения, выполняемые с
невысокой интенсивностью достаточно длительное время.
Позднее в США и Европе аэробика стала развиваться по разным
направлениям - аэробические танцы, аэробная гимнастика, аэробика Джейн
Фонды, степ-аэробика, шейп-аэробика и другие. По содержанию все эти
направления незначительно отличаются друг от друга, а по сути они
объединены в одну форму проведения занятий такого рода - ритмическую
гимнастику, которая широко используется как средство физического воспитания
в общеобразовательных школах, колледжах и вузах.

Основные методы, используемые при проведении занятий аэробикой.
Музыка определяет ритм и темп движения. Необходимо подбирать музыку к
определенным комплексам упражнений или, наоборот, к имеющейся фонограмме,
подбирать упражнения с соответствующим ритмом и темпом. Для поддержания
интереса к урокам аэробики тренеру необходимо соблюдать определенную
стратегию обучения и усложнения танцевальных программ в соответствии с
двигательным опытом, подготовленностью и возрастом занимающихся. В связи со
сказанным, при проведении занятий аэробикой широко применяются специфичные
методы, обеспечивающие разнообразие (вариативность) танцевальных движений.
К ним относятся:
1. Метод музыкальной интерпретации.

2. Метод усложнений.

3. Метод сходства.

4. Метод блоков.

5. Метод "Калифорнийский стиль".

Рассмотрим особенности реализации этих методов.
Метод музыкальной интерпретации широко используется при построении
танцевальных композиций в аэробике. В его реализации можно выделить два
подхода: первый связан с конструированием конкретного упражнения, а второй
- с вариациями движений в соответствии с изменениями в содержании музыки. В
основе первого подхода лежит составление упражнения на заданную музыку с
учетом содержания, формы, ритма, динамических оттенков, т.е.
конструирование упражнения с учетом основ музыкальной грамоты. Наиболее
"удобным" для выполнения многих упражнений является музыкальный размер 2/4
или 4/4. Можно составить упражнение, в котором каждое движение выполняется
на одну или несколько долей такта, но при этом нужно, чтобы начало и
окончание упражнения совпало с музыкальным тактом или музыкальной фразой.
Чаще всего в аэробике составляют упражнения на 2 или 4 счета. Но могут быть
и более сложные упражнения на 8-16 счетов. При определении количества
повторений каждого упражнения нужно, чтобы переход на новое движение был
произведен в соответствии с "музыкальным квадратом". Например, упражнение
составленное на 4 счета, нужно повторить 8 (16) раз для того, чтобы
окончание движения совпало с относительно законченным музыкальным
фрагментом - музыкальным предложением или музыкальным периодом. Сильные и
слабые доли такта могут сопровождаться определенными движениями (хлопки,
прыжки, притопы и т.п. лучше выполнять на акцентированные сильные доли
такта).

Реализация второго подхода собственно и является методом музыкальной
интерпретации. Надо скомпоновать подобранные упражнения в соответствии с
музыкальной темой. Во время припева (если такой присутствует) можно
выполнять одинаковые композиции. При звучании куплета можно использовать
разные наборы упражнений, а можно аналогичные но с небольшим изменением
ритма, движений рук, изменение амплитуды движений.
Метод усложнений - так в аэробике называется определенная логическая
последовательность обучения упражнениям. Педагогически грамотный подбор
упражнений с учетом их доступности для занимающихся, постепенное усложнение
упражнений за счет новых деталей отражает реализацию в уроке метода
усложнения. Если разучивается упражнение, содержащее движения одной частью
тела (например один из вариантов аэробного шагов - скрестный шаг), то
целостное действие первоначально может быть разделено на составные части (1-
е упражнение: шаг правой в сторону, шаг левой скрестно назад, шаг правой на
месте, приставить левую в исходное положение. 2-е упражнение: приставные
шаги в сторону, вправо и влево), которые выполняются как самостоятельные
упражнения, а потом соединяются. Усложнение простых по технике упражнений
может осуществляться за счет разных приемов:

- изменение темпа движения (сначала каждое движение выполняется на 2 счета,
а затем на каждый);

- изменение ритма движения (например, вариант ходьбы: "1"-шаг правой, "2" -
шаг левой, "3-4" - шаг правой. Для того чтобы занимающиеся лучше усвоили
этот ритм движения можно применить подсказку - "быстро - быстро -
медленно");
- добавление новых движений в ранее изученные комбинации (например,
скрестный шаг в сторону закончить подъемом колена вперед);
- изменять технику выполнения движения (например, выполнение подъема колена
сочетать с прыжком);

- изменение направления движения (какой то одной части тела или перемещения
в пространстве);

- изменение амплитуды движения;
- сначала разучить упражнение по частям, а затем объединить в одно целое,
что и будет являться усложнением по отношению к первоначальному
разучиванию.

В результате применения этих приемов переход от элементарных к более
сложным по координационной структуре движениям осуществляется занимающимися
без особых усилий. Кроме названных могут быть использованы и другие приемы
усложнений упражнений.

Применение метода усложнений характерно для урока аэробики и позволяет
занимающимся овладеть правильной техникой каждого упражнения.
Метод сходства используется в том случае, когда при подборе нескольких
упражнений берется за основу какая-то одна двигательная тема, направление
перемещений или стиль движений (например, подбираются упражнения, в которых
преобладающей темой является движение вперед и назад). Такой комплекс может
состоять от 2 и более упражнений. В зависимости от уровня подготовленности
занимающихся переход на каждое последующее упражнение может быть медленным
или более быстрым (количество повторений каждого упражнения планируется с
учетом его длительности - 2, 4 ,8 счетов и координационной сложности, но
так, чтобы переход осуществлялся в соответствии с "музыкальным квадратом").
Метод блоков проявляется в объединении между собой разных, ранее разученных
упражнений в хореографическое соединение. В зависимости от уровня
подготовленности занимающихся и сложности движений каждое из подобранных
для "блока" упражнений может повторяться несколько раз (2, 4), а затем
переходят к следующему упражнению. Более сложным является соединение
упражнений в блок без многократных повторений одних и тех же движений. Как
правило в блок подбирают четное количество упражнений (например, упражнение
№1, 2, 3, 4). Такой блок может повторяться в уроке несколько раз в
стандартном варианте или в него можно вводить изменения (варьировать
порядок упражнений: 1,. 3, 2, 4 или 3 ,1 ,4 ,2 и др.; изменять ритм или
способ выполнения как отдельных упражнений, так и всего блока; можно
использовать ускорение или замедление отдельных движений, выполнять их на
шагах, прыжках, беге; менять темп). Применение этого метода позволяет
добиться нужного качества исполнения упражнений, поскольку каждое из них
повторяется многократно. В то же время, при использовании вариаций блоков
можно разнообразить программу.
Метод "Калифорнийский стиль" фактически является комплексным проявлением
требований к изложенным выше методам. Перед выполнением блоков, каждое
упражнение разучивается постепенно (метод усложнения), и затем основные
упражнения объединяются в блоки и выполняются с перемещением в разных
направлениях (с поворотами, по "квадрату", по кругу, по диагонали). Каждому
упражнению тренер должен стараться придать танцевальную окраску. Для этого
упражнение может быть дополнено разнообразными движениями руками, хлопками,
а также притопами, подскоками и т.д. Все упражнения должны согласовываться
с музыкой.
Перечень упражнений, рекомендуемых для

использования в уроке аэробики.
В связи со спецификой аэробики, наиболее типичными для урока аэробики
являются следующие средства:
1. Общеразвивающие упражнения в положении стоя:

- упражнения для рук и плечевого пояса в разных направлениях (поднимание
и опускание, сгибание и разгибание, дуги и круги)

- упражнения для туловища и шеи (наклоны и повороты, движения по дуге и
вперед)

- упражнения для ног (поднимание и опускание, сгибание и разгибание в
разных суставах, полуприседы, выпады, перемещение центра тяжести тела с
ноги на ногу)
2. Общеразвивающие упражнения в положении сидя и лежа:

-упражнения для стоп (поочередные и одновременные сгибания и разгибания,
круговые движения)

- упражнения для ног в положении лежа и в упоре на коленях (сгибания и
разгибания, поднимание и опускание, махи)

- упражнения для мышц живота в положении лежа на спине (поднимание плеч
и лопаток, то же с поворотом туловища, поднимание ног согнутых или
разгибанием)

- упражнения для мышц спины в положении лежа на животе и в упоре на
коленях (небольшая амплитуда поднимания рук, ног или одновременных
движений руками и ногами с "вытягиванием" в длину)
3. Упражнения на растягивание:

- в полуприседе для задней и передней поверхности бедра

- в положении лежа для задней, передней и внутренней поверхностей бедра

- в полуприседе или в упоре на коленях для мышц спины

- стоя для грудных мышц и плечевого пояса
4. Ходьба:

- размахивая руками (кисти в кулак, пальцы врозь и др.)

- сочетание ходьбы на месте с различными движениями руками
(одновременными и последовательными, симметричными и несимметричными).

- ходьба с хлопками

- ходьба с продвижением (вперед, назад, по диагонали, по дуге, по кругу)

- основные шаги и их разновидности, используемые в аэробике
5. Бег - возможны такие же варианты движений, как и при ходьбе.
6. Подскоки и прыжки:

- на двух ногах (в фазе полета ноги вместе или в другом положении) на
месте и с продвижением в разных направлениях (с осторожностью выполнять
перемещения в стороны)

- с переменой положения ног: в стойку ноги врозь, на одну ногу, в выпад
и др. (не рекомендуется выполнять больше 4 прыжков на одной ноге подряд)

- сочетание прыжков и подскоков на месте или с перемещениями с
различными движениями руками.
Чем большим количеством упражнений и приемов их проведения владеет тренер,
тем качественнее будет его работа. При подготовке к занятиям инструктор
(тренер) заранее планирует физическую нагрузку, но ее корректировка
необходима также и во время тренировки. Инструктор должен видеть всех
занимающихся и замечать признаки перенапряжения или недостаточной нагрузки,
а также уметь определять признаки недостаточного восстановления после
отдельных упражнений. Такими признаками могут служить: частота сердечных
сокращений, частота дыхания, обильное потоотделение, покраснение или
побледнение, нарушение техники или координации движений. При фиксации таких
изменений необходимо внести изменения в нагрузку: снизить или увеличить
темп движений; уменьшить или увеличить амплитуду движений; перейти на
низкую или высокую интенсивность движений, для чего можно исключить или
дополнить упражнение подскоками, прыжками, переходом на шаг.
В зависимости от решаемых задач составляются комплексы
ритмической гимнастики разной направленности, которые могут проводиться в
форме УГ, физкультурной паузы, спортивной разминки или специальных занятий.
Располагая набором обычных гимнастических упражнений, каждый может
самостоятельно составить себе такой комплекс.
При проведении занятий ритмической гимнастикой сохраняется
общепринятая структура, в которой выделяется три части: подготовительная (7
– 10% от всего времени занятия) движения выполняются в умеренном темпе (ЧСС
от 50 до 60% от максимума) с постепенными повышениями, основная (75 – 80%
времени), упражнения проводятся в околопредельном темпе, ЧСС достигает зоны
80 – 90% от максимальной (максимум определяется по формуле 220 – возраст
/шт.), для начинающих рекомендуется нагрузка в пределах ЧСС, равной 60% от
максимума; заключительная часть (10 – 15% времени) включает упражнения на
расслабление с глубоким дыханием с постепенным понижением темпа их
выполнения с целью восстановления организма после нагрузки и приведения его
в состояние, близкое к исходному.
Наибольший эффект дают ежедневные занятия различными формами
ритмической гимнастики в дополнении с другими физическими упражнениями:
бегом, плаванием и т.д. Занятия реже двух – трех раз в неделю не
эффективны.

Воздействие ритмической гимнастики на организм человека.

Активная работа мышц брюшного пресса, танцевальные движения, подскоки
воздействуют на работу желудочно-кишечного тракта, нормализуя его моторную
(перистальтика) и секреторную функцию. Длительное систематическое
выполнение упражнений (достаточной интенсивности) приводят к увеличению
максимальных возможностей величин ударного объема сердца. Увеличивается
диастола, время на определенное расслабление сердца; уменьшается пульсовая
реакция на непредельные физические нагрузки. Улучшаются показатели общего
самочувствия. Ритмическая гимнастика оказывает положительное воздействие на
функции головного мозга. По воздействию на организм ее можно сравнить с
такими циклическими упражнениями, как бег, бег на лыжах, езда на
велосипеде, т.е. с видами физических упражнений, при занятиях которыми
происходит заметный рост потребления мышцами кислорода. Именно отсюда
происходит ее второе название – аэробика.
Некоторые врачи видят большую пользу ритмической гимнастики для
девушек и женщин детородного возраста, поскольку эти занятия укрепляют
мышцы брюшной стенки тазового дна, принимающие участие в изгнании плода.
Кроме того, известно, что в поздние сроки беременности при родовом акте
происходит раскрепощение тазовых костей в местах сочленения и некоторое
смещение их относительно друг друга. В результате выходной объем малого
таза увеличивается, облегчая продвижение плода, упражнения ритмической
гимнастики для тазового пояса танцевального характера, выполняемые на
коврике, тренируют связочный аппарат костей таза, совершенствуя его
растяжимость.
Всем ли полезна ритмическая гимнастика? В период, когда аэробика
буквально ворвалась в наш быт, когда повальное увлечение ею привело
множество женщин в спортивные залы, в одной группе оказались собранными
месте представительницы разных возрастов. Тогда и выяснилось, что одно и то
же занятие не всем приносит одинаковую пользу. Врачи обнаружили, что
быстрый темп музыкальных ритмов, а также характерная особенность многих
комплексов — непрерывность движений — плохо переносятся некоторыми
физкультурницами и особенно женщинами средних лет.
В ряде случаев электрокардиограмма регистрировала ухудшение
кровоснабжения сердца, нарушение ритма его деятельности. Возникали
нежелательные сдвиги в кислотно-щелочном равновесии организма. Для многих
пожилых женщин нагрузка с частотой пульса 100-110 ударов в минуту уже
выходила за пределы кислородного обеспечения, т.е. аэробика переставала
быть аэробной. Конечно, среди тех, кому ритмическая гимнастика оказалась не
по силам, в основном были люди со скрытыми нарушениями здоровья. Отклонения
от нормы находили и у тех, кто числился практически здоровым. Все это
потребовало дифференцированного подхода к определению показания для занятий
ритмической гимнастикой, формированию разных возрастных групп, поиска новых
методик.
В настоящее время специалистами разработаны комплексы и серии
упражнений ритмической гимнастики для детей дошкольного и школьного
возраста, для юношей, девушек, для лиц зрелого возраста (21-35 и 36-60
лет). Они учитывают функциональные особенности людей и личного возраста,
преимущественную направленность физиологического действия упражнений,
предусматривают соответствующее музыкальное сопровождение с различным
темпом исполнения и количеством музыкальных акцентов. Общим остается
основное требование — ритмичность эмоциональность музыки. Принимая во
внимание способность ритмической гимнастики эмоционально воздействовать на
психику человека, специалисты лечебной культуры стали вводить ее в свою
практику с помощью серийно-интервального метода, при котором комплексы
прерываются многочисленными паузами отдыха.


Ритмическая гимнастика – это комплексы несложных общеразвивающих
упражнений, которые выполняются, как правило: без пауз для отдыха, в
быстром темпе, определяемой современной музыкой. Главную притягательность
ритмической гимнастики оставляет эта ее основная особенность — музыка,
подчинение движений ее ритмам. Музыкальные ритмы облегают выполнение
упражнений, подавляют утомление, усиливают удовольствие от игры мышц,
создают особый, радостный настрой.
Оздоровительные программы аэробики привлекают широкий круг
занимающихся своей доступностью, эмоциональностью и возможностью изменить
содержание уроков в зависимости от их интересов и подготовленности.
Огромный эмоциональный заряд от занятий ритмической гимнастикой бесспорен,
а оздоравливающее значение положительных эмоций само по себе очень
существенно.
Таким образом, ритмическая гимнастика продолжает
совершенствоваться, развиваться, привлекая своей видной пользой, красотой и
изяществом все новых и новых поклонниц красивого тела и здорового духа.
Ведь еще Аристотель говорил: "Ничто так не истощает и не разрушает
человека, как продолжительное физическое бездействие"

Список литературы:


1. Е.С.Крючек "Аэробика, содержание и методика проведения оздоровительных
занятий".
2. Ильяшенко Н.Ф. Ритмическая гимнастика в системе физического воспитания в
вузах.
3. Бальсевич В.К. Физическая культура для всех и для каждого.
4. Сотник Ж.Г., Заричанская Л.А. Комплексное развитие физических качеств
при выполнении упражнений из ритмической гимнастики.




Реферат на тему: Роль отца в охране здоровья и развитии ребенка в антенатальный период и период раннего детства

Тюменский государственный университет
Высшая педагогическая школа
Кафедра валеологии



Курсовая работа



Роль отца в охране здоровья и развитии
ребенка в антенатальный период
и период раннего детства



Руководитель: профессор

Чимаров В.М.

Выполнила:
студентка
гр.1392
Кукушкина Н.А.



Тюмень, 2002

Содержание



Введение………………………………………………………………………….3


1. Как зачать здорового ребенка………………………………………….….4

2. Вынашиваем малыша «вместе»…………………………………………..5
3. Отец как родитель…………………………………………………………..9
4. Роль и функции отца в воспитании и развитии ребенка раннего
возраста……………………………………………………………………...10
5. Как стать настоящим отцом (практические рекомендации)………..14
Заключение……………………………………………………………………..21
Библиография………………………………………………………………….22



Введение



«Отец является биологической необходимостью,
но социальной случайностью».
М. Мид


Актуальность проблемы. Во все времена, во всех культурах роль папы в
охране здоровья и развитии ребенка в антенатальный период, а также в
воспитании малыша раннего возраста оценивалась в лучшем случае как
второстепенная. Мужчина, как известно, прежде всего, кормилец, а заниматься
младенцем должна женщина, а во время беременности, судя по общественному
мнению, ответственность за благополучие малыша целиком и полностью лежит на
хрупких плечах будущей мамы.
Чтобы поддержать противоположную точку зрения и фактически подтвердить
ошибочность данного мнения я выбрала темой своей курсовой работы «Роль отца
в охране здоровья и развитии ребенка в антенатальный период и период
раннего детства».
Цель: путем анализа и обобщения литературы по данной теме выявить
роль отца в охране здоровья ребенка в период беременности женщины; его
место и функции в воспитании и развитии малыша в первые три года его жизни.
Задачи:
V Выявить факторы, влияющие на формирование здоровья ребенка в
период зачатия и вынашивания;
V Дать общее представление о течении беременности и развитии
ребенка в утробе матери;
V Дать конкретные рекомендации о том, как муж может реально помочь
жене во время ее беременности;
V Определить функции и место папы в воспитании и развитии малыша,
а также в формировании его здоровья;
V Дать конкретные рекомендации о том, что должен делать отец для
вынашивания, рождения и роста здорового и развитого ребенка.



1. Как зачать здорового ребенка


То, что отцы мало участвуют в процессах, сопровождающих протекание
беременности, роды и воспитание младенца в первые годы жизни, сейчас
выглядит совершенно естественно. Таков уж общественный стереотип. И хотя
сейчас для женщины возможность психологически переживать беременность
вместе с мужем – отцом будущего ребенка – это нечастая роскошь, будем
надеяться, что уже в недалеком будущем это станет обычным явлением. Если
наши папы морально еще не готовы к такому поведению, то чаще всего потому,
что не знают как именно вести себя и как быть полезным во время
беременности жены.
Но многие мужчины ведут себя подобным образом из-за собственной
неосведомленности в подобных вопросах. Нередко они попросту полагают, что
формирование здоровья и правильное развитие ребенка в течение
антенатального периода полностью зависит от матери, а отец не в силах
влиять на этот процесс. Это неверно. Мужчина может и должен помогать своей
жене – матери своего будущего ребенка – во время беременности взрастить
здорового и крепкого малыша. Мужчина обязан создать своей жене наилучшие
условия, окружить ее заботой, вниманием и лаской, оберегать ее здоровье и
обеспечивать психологический комфорт в семье. Это и будет проявлением
заботы о своем ребенке, так как до его рождения организм матери и организм
малыша – одно целое.
Рождение живого и здорового ребенка во многом зависит от течения
пренатального периода. Но начинать беспокоиться о здоровье будущего ребенка
следует не с того момента, когда женщина и мужчина узнали о наступлении
беременности, а задолго до этого.
Не будем забывать, что формирование нового человека начинается с
соединения двух половых клеток – мужской (сперматозоида) и женской
(яйцеклетки). Хромосомы половых клеток и их структурные элементы (гены)
могут подвергаться вредным влияниям в течение всей жизни будущих родителей.
Особую опасность представляет нарушение здорового образа жизни молодых
женщины и мужчины в период созревания тех половых клеток, которые
непосредственно примут участие в оплодотворении. Если учесть, что
яйцеклетка созревает в течение 12ти, а сперматозоид – 72х дней, то
становится понятным, что хотя бы в течение этого периода будущие родители
должны обеспечить нормальные условия для созревания половых клеток.
Здесь важно учесть, что патологические мутации в генотипе яйцеклеток
и сперматозоидов появляются со значительно большей частотой у людей,
употребляющих алкогольные напитки, у курящих, токсикоманов и наркоманов.
Группой риска по зачатию и рождению больных детей являются лица, работающие
в условиях с вредными для здоровья физическими или химическими факторами, и
недостаточно защищенными от их воздействия, подчас из-за собственной
легкомысленности.
Серьезным фактором, повышающим вероятность рождения неполноценного
ребенка, является злоупотребление супругами медикаментами, чаще всего без
достаточных оснований. Особенно чреват неблагоприятными последствиями для
будущего малыша прием женщиной во время беременности лекарственных средств
без назначения врача.
Еще раз о пьяном зачатии. Идиотизм, шизофрения, глухота, физические
уродства – вот далеко неполный перечень нарушений здоровья у многих детей,
зачатых пьяными (или одним из них) супругами.
Кроме того, что перед зачатием надо пройти тщательный медицинский
осмотр, по возможности избавиться от хворей, вылечить зубы, хоть на время
избегать вредных привычек и т.д., необходимо позаботиться о жилище, где
будет протекать беременность, а затем расти ребенок.


2. Вынашиваем малыша «вместе»

Вот и случилось то, чего так ждали (именно так! Ребенок должен быть
желанным!) молодые супруги – наступила беременность. Самое время Вам,
мужчина, любить свою женщину вдвойне, ведь теперь она носит Вашего малыша.
Тем более, что маленький эмбрион, без сомнения, кроме того, что реагирует
на внутренние изменения, способен по-своему воспринимать и все то, что
происходит во внешнем мире.
Еще в Древнем Китае существовал обычай «представления отца» будущему
ребенку. Отец должен рассказать о себе, своей жизни, работе, взглядах на
жизнь, исповедаться перед будущим человеком, рассказать каким бы он хотел
видеть своего ребенка. Если после исповеди спустя некоторое время ребенок
оставался в утробе матери, то это расценивалось как акт «взаимопонимания»
между отцом и его ребенком. Если же беременность после исповеди отца
прерывалась, то это означало только одно: ребенок приносит себя в жертву и
отпрыском отца быть не желает. [2]
В книге «Валеология человека. Здоровье – любовь – красота» В.П. Петленко
приводит десять принципов пренатальной педагогики как для обоих родителей,
так и для отца в частности. Вот они.
1. Не дожидайтесь часа физического появления ребенка на свет. Он уже
есть, он растет, дышит, у него есть маленькое сердце, мозг, он ваш,
любите его, берегите его, будьте его покровителем; говорите об этом
вашему ребенку.
2. Не жалейте времени на общение с вашим маленьким другом,
разговаривайте с ним, чаще поглаживайте животик мамы ребенка; и что
удивительно – только родившись, услышав голос отца – ребенок начинает
улыбаться, приятно гримасничать, он рад этому голосу.
3. Относитесь с нежностью и вниманием к своей жене, готовящейся стать
матерью, потому что ее тревоги, переживания, обиды могут отразиться на
физическом и психическом здоровье ребенка.
4. Тело матери – это первая лодка жизни, первая колыбель, где
закладывается новая жизнь, где уже начинают формироваться задатки
будущего человека; оградите ребенка от горя и обид – их хватит в жизни
и после рождения.
5. Женщина должна отказаться от вредных привычек, исключить сигареты,
алкоголь, острую пищу из рациона, ибо питание закладывает материальную
основу здоровья будущего ребенка.
6. Будущая мать должна по возможности исключить и избегать стрессов,
чрезмерного волнения, не давать воли отрицательным эмоциям, избегать,
даже вычеркнуть из своей жизни этого периода все страхи, ревности,
злобу, гнев; это все наносит непоправимый вред плоду и его
формирующейся психике; все должны охранять психическое спокойствие
матери и ее ребенка; будущая мать должна говорить себе: у меня нет
душевных болей, есть только душевные радости.
7. Отец и мать должны любить свое будущее дитя, ибо эта любовь –
мощный фактор защиты здоровья ребенка, способный прикрыть плод от
вредных воздействий даже в очень тяжелых ситуациях.
8. Будем помнить о том, что музыка, пение, поэзия, искусство, живопись
оптимистического и радостного содержания, ярких цветов радуги,
смеющиеся и радостные лица людей, юмор, смех, веселые рассказы,
общение с природой и животными – все это дарит матери радость общения
с живым, чувство внутренней свободы, которые влияют по вещественным,
энергетическим и информационным каналам на плод, заряжают его
веществом, энергией и информацией, приносят ему ощущение спокойствия,
комфорта и радости.
9. Опыт многих поколений показал, хотя современная наука еще не знает
всех механизмов как это происходит, что если мать думает о тех
качествах, которые она хотела бы видеть в ребенке, направляет мысль на
такие человеческие качества как доброта, правда, красота, четность,
трудолюбие, если мама как бы сама себе рассказывает мудрые народные
сказки, былины, то плод улавливает информацию своими клетками и
записывает ее на всю жизнь, своим духовным миром мать (ей помогает
отец!) творит духовный мир своего будущего ребенка.
10. Беседуйте ежедневно со своим будущим ребенком обо всем, что происходит
вокруг вас, давайте оценку, объясняйте, с чем вы согласны и с чем не
согласны, успокаивайте ребенка, вселяйте надежду на неизбежную победу
добра над злом; и мама с папой могут быть почти уверены, что у них
родится здоровый, умный, спокойный, выносливый и любящий вас ребенок.

Разумеется, понять состояние беременности способна понять только
беременная женщина. Но и состояние мужчины – отца будущего ребенка и мужа
беременной жены – может знать только он сам. Даже на ранней стадии
беременности женщина может уже не только знать о своем состоянии, но и
ощущать его. Мужчина же, как существо рациональное и склонное доверять
только тому, что видит, в первый момент все же воспринимает беременность
как абстрактную вещь. Возможно, если супруги сходят на УЗИ вместе, мужчина
как бы убедится в реальном существовании малыша.
Первые месяцы беременности – время революционных перемен в физиологии
организме женщины. В этот период все органы и системы материнского
организма начинают работать на пределе своих возможностей. Обмен веществ
перестраивается в основном на процессы усвоения. Постепенно увеличивается
масса тела. Яичники, надпочечники, гипофиз, поджелудочная и щитовидная
железы также подвергаются разнообразным изменениям. Возрастает общее
количество крови, она становится богаче гормонами, холестерином,
гемоглобином, ферментами и другими веществами. Нервная система беременной
женщины отличается повышенной чувствительностью, психика нередко становится
неустойчивой, легкоранимой, особенно если беременность первая.
Поведение ее меняется на глазах, и чаще всего именно на глазах мужа.
Которому и предстоит стоически терпеть все капризы, прихоти и перепады
настроения матери будущего ребенка.
Мужчина должен всячески рассеивать страхи и тревоги, сопровождающие
беременность жены. Подчеркните, что она хороший специалист, и ее с радостью
возьмут на работу (если она, конечно, этого захочет). Скажите, что она
великолепно выглядит, и растущий животик только украшает ее еще больше.
И не переставайте твердить, что лучшей матери для своего ребенка Вы бы
не нашли на всем белом свете.
Когда женщина беспокоится о протекающей беременности, о ребенке, о
предстоящих родах, то здесь будущий папа может воспользоваться медицинскими
сведениями и уже с помощью врача убедить жену, что она и малыш получают
наилучшую из медицинских опек.
Бывает, что беременность порождает в женщине опасения за свои
отношения с мужем. Как ей кажется, происходящие в ее фигуре и характере
переменны, отрицательно сказываются на чувстве любви к ней ее супруга.
Обязанность мужчины вдвойне проявлять эту любовь, так как будущая мама
очень чувствительна и ранима, как уже упоминалось выше.
Различные тревоги во время беременности вызывают усталость,
раздражение и даже могут стать причиной токсикоза и угрозы плоду. Поэтому
важно помочь женщине принять свое новое состояние и «разрешить» себе быть
беременной.
Раздражительность – это сигнал того, что женщине пора расслабиться.
Прогуляйтесь со свой супругой по парку, сводите ее в кино, театр, сходите в
гости или пригласите друзей к себе. В общем, сделайте жизнь будущей мамы
эмоционально ярко окрашенной, радостной. Ведь если хорошо маме, хорошо и
малышу. Но не давайте жене переутомляться. Следите за тем, чтобы ее
суточный сон составлял 8-9, а если хочется, то и 10 часов.
Конечно, как только заметите признаки хандры, попытайтесь развеселить
супругу, либо вызвать на откровенный разговор. Не нужно только заполнять
собой все пространство. Чрезмерная опека так же нежелательна, как и ее
полное отсутствие. Временами уединиться со своим чадом – это ее право и ее
собственный выбор. Если ей действительно необходимо побыть одной, чтобы
глубже заглянуть в собственную душу, разобраться в себе, дайте ей такую
возможность.
И еще о впечатлительности: подавлять беспричинно возникшее желание
поплакать не рекомендуется, но главное – относитесь к нему адекватно, то
есть именно как к ничем не мотивированному.
Помимо всего этого стоит помнить, что излишние физические нагрузки
беременной женщине противопоказаны. Но дел по-прежнему много. Придется вам
разгрузить будущую маму и оставить ей лишь те заботы, которые не приведут к
слишком быстрому и чрезмерному утомлению.

В последние недели перед родами женщина часто устает, становится
малоподвижной. Ребенку в ее утробе требуется все больше места. Важным
внутренним органам беременной приходится выполнять свои функции на
сократившемся пространстве. Уменьшается объем легких, поэтому многие
беременные уже при малейших физических усилиях начинают задыхаться. Желудок
сдавливается, это вызывает неприятное чувство переполнения. Кроме того, под
воздействием веса ребенка меняется осанка, поэтому женщины страдают от
болей в спине.
Однако после 36ой недели беременности многие беременные испытывают
некоторое облегчение. Примерно за месяц до родов прелиминарные схватки
приводит к тому, что матка смещается книзу, и головка плода опускается ко
дну таза женщины, тем самым уменьшается давление на легкие, сердце,
желудок.
В этот период помощь мужа особенно важна. Вы можете помощь жене снять
усталость с помощью растирания кожи махровым полотенцем, сухой щетки или
обыкновенного массажа. Эта процедура стимулирует кровообращение и
обеспечивает прилив бодрости. Никто не сделает это лучше любящего супруга.



3. Отец как РОДИТЕЛЬ


Последнее время женщины и мужчины все чаще изъявляют желание рожать
«вместе». Если раньше присутствие мужа при родах категорически не
допускалось, то сейчас это в порядке вещей. Каждая семья должна решить этот
вопрос задолго до родов, и если решение принято положительное, то будущий
папа обязан пройти специальную подготовку, чтобы из неуверенного свидетеля
стать активным участником событий.
Присутствие мужа во время родов имеет для женщины большое значение и
оказывает сильное эмоциональное воздействие. Но участие отца нужно как
матери, так и ребенку. Как это не удивительно, но первые минуты жизни
новорожденного почему-то оказывают сильное действие не только на мать, но и
на отца.
В родильном доме, где одно время кесарево сечение делали почти 11
процентам женщин (США), стали приглашать к моменту операции отцов. И если
отец приходил вовремя, то просили его 5-7 минут подержать на руках
новорожденного, пока тому готовили стерильный кювез (куда после операции
помещали ребенка). Если отец приходил поздно, то ему предлагали посмотреть
на малыша через стеклышко кювеза и тоже оставляли ровно на 7 минут. А через
4 месяца, когда забылось происходящее в родильном доме, посетили все эти
семьи, когда родители были дома.
38 отцов, смотревших на своих детей через стеклышко кювеза, ни чем
особенным не отличались от среднестатистических, а вот 17, подержавших
своих малышей на руках целых 7 первых минут, когда сработал контакт «кожа к
коже», были необычны. Они с удовольствием возились дома с детьми, пеленали
их, подмывали их, делали им гимнастику, а когда малыш пищал, раньше мамы
бросались к нему. Не все, конечно, конечно поступали одинаково, но
наблюдатели в заключение сделали вывод: «Мы увидели отцов, не отличавшихся
от матерей по заботливости и привязанности к своим детям». [8]
Поэтому будущим родителям стоит всерьез задуматься о совместных родах.



4. Роль и функции отца в воспитании и развитии


ребенка раннего возраста


Случилось! У вас родился долгожданный крепкий и здоровый малыш. И тут
возникает вопрос «Что делать с этим крошечным беззащитным существом?». И
правда, какое же место в воспитании малыша первых трех лет жизни занимает
отец? Попробуем ответить на этот вопрос.
Уже на первом году жизни у ребенка формируется привязанность не только
к матери, но и к другим взрослым, окружающим его. Младенец как бы
выстраивает для себя некоторую иерархию предпочтений, напоминающую
пирамиду, на вершине которой находится мать, а чуть ниже – остальные члены
семьи. Но иногда ребенок бывает больше привязан к отцу, чем к матери.
Вероятно, это связано с тем, что в отдельных случаях папа больше времени
проводит с ребенком и чаще, чем мать ухаживает за ним.
Рассмотрим подробнее роль отца в воспитании ребенка. Некоторые
психологи полагают, что обычно в семье существует разделение обязанностей в
вопросах, касающихся воспитания подрастающего поколения. Например, к матери
младенец «склонен обращаться» в ситуациях, когда он чувствует дискомфорт, в
частности, если он голоден, устал, испытывает легкое недомогание. Громкий
крик ребенка в подобных случаях выражает призыв к матери, просьбу о помощи.
Именно от матери эту скорую помощь ребенок чаще всего получает, именно от
нее он вправе ожидать поддержки.
Когда у ребенка хорошее настроение и его непосредственные потребности
удовлетворены, малыш охотно вступает в контакт с другими взрослыми,
например, с отцом.
Наиболее распространенной формой этого контакта может стать игра.
Играя с ребенком, отец поощряет его любопытство, формирует определенные
двигательные навыки. Чаще всего именно в игре ребенок, которому не и года,
начинает понимать простейшие команды, такие как «возьми», «дай» и другие.
Но у главы семейства есть и своя, специфическая роль. И состоит она в
том, чтобы быть мужчиной, мужем, родителем мужского пола, а это значит, что
он несет ответственность за формирование у сыновей понятия о том, как
относиться к жизни по-мужски, то есть думать, чувствовать и поступать так,
как это делает он сам. Первое и главное качество хорошего отца заключается
в том, чтобы являть собой образец настоящего мужчины. Заботясь о ребенке,
оберегая его, родители вместе с тем передают ему и определенное
представление о жизни, чтобы тот смог адаптироваться в обществе и со
временем, когда покинет отчий дом, стать хорошим воспитателем уже своих
детей. Уход за ребенком и забота о нем – самые легкие из родительских
обязанностей. Научить с малолетства умению жить среди людей – задача куда
более трудная и тонкая. Для этого никогда не бывает достаточно знаний и
мудрости. Однако сам по себе факт, что у ребенка имеются отец и мать,
исключительно важен для ребенка и его адаптации. И это понятно, ведь мир
состоит из мужчин и женщин, и нужно знать и учитывать, как смотрят на вещи
и те и другие.
Психологи считают, что отец может во многом повлиять на половую
идентификацию ребенка. Это понятие связанно с формирующимся у ребенка
чувства принадлежности к своему полу, усвоением определенного, характерного
для данного пола стиля поведения. Говоря о половой идентификации,
используют еще два термина: «маскулинность» и «фемининность» -
соответственно выраженность у человека типично мужских или женских черт.
Как уже отмечалось выше, отец является для сына уже в раннем возрасте
своеобразным примером, моделью подражания и, следовательно, значительно
влияет на процесс половой идентификации. Психологические исследования
показали, что первые признаки отождествления ребенка со своим полом
проявляются у ребенка еще в возрасте до 3х лет.
В общении с отцом мальчик учится быть мужчиной путем подражания ему. А
не будь мужчины в семье, мальчику многого не доставало бы, потому что
матери может подражать только дочь.
Многие ученые полагают, что отец является для сыновей примером того,
как следует сдерживать и контролировать себя. Другие считают, что отцы во
многом влияют на моральное воспитание детей, формирование у них понятия о
добре и зле.
Считается, что чрезмерная враждебность по отношению к окружающим
возникает у подростков как бунт против излишней зависимости от матери, ее
фиминизируещего (женского) влияния на протяжении всего детского возраста,
для которого в отсутствии отца нет мужской компенсации. Агрессивность, по
мнению сторонников этой точки зрения, есть как бы выражение поиска своего
мужского «я». Полагают, что агрессивность в этих случаях есть проявление
собственно мужских черт, бессознательная попытка продемонстрировать свою
мужественность.
Большинство исследований роли отца в воспитании касалось тех семей,
где росли мальчики. А что происходит в семьях, где мать воспитывает дочь?
Оказалось, что вплоть до юношеского возраста отсутствие отца никак не
проявляется в поведении девочек. Однако, в юности возникают определенные
сложности в установлении контактов и дальнейшем обращении с молодыми
людьми. Причем подобные трудности появляются не в связи с общими
подозрениями и сомнениями в отношении лиц мужского пола, а, скорее, из-за
непомерной идеализации и нереалистического отношения к ним.
Девушки, не имея в детстве опыта общения с людьми противоположного
пола, со всеми их достоинствами и недостатками, взрослея, пытаются найти
того, кто бы соответствовал их возвышенному идеалу. Эти девочки не имели
возможности наблюдать, как складываются отношения между мужчиной и женщиной
в повседневной жизни.
Таким образом, чем больше времени уделяет отец общению с девочкой в
раннем возрасте, тем более адекватные формы полового поведения формируются
у нее в дальнейшем. Помимо этого, она понимает природу мужчины, наблюдая
множество тонких нюансов в поведении родителей. Например, супруг, который
вносит в семью уверенность и покой, дает своим детям представление о
мужчине совсем иное, нежели муж, что ищет опору в своей жене. Точно так же
отец семейства, часто ссорящийся со своими родителями или родственниками
жены, непременно подаст своим детям дурной пример вместо того, чтобы
научить их относиться к родным с любовью и уважением. Это уроки
первостепенной важности и для мальчика и для девочки. Ничего из того, что
они узнают в последствии из книг и учебников, не оставит большого следа в
их сознании, не повлияет так на их чувства. Вот почему хороший отец должен
быть, прежде всего, образцом настоящего мужчины и уже потом – идеального
мужа.
Быть отцом означает также хотеть и уметь общаться со своим ребенком. К
сожалению, нет такого волшебного заклинания, которое помогло бы преуспеть в
этом. Обычно характер взаимоотношений отца с ребенком отражает основные
черты личности родителя.
Некоторые психологи считают, что для мужского склада ума скорее
характерно развитие математических, а для женского – гуманитарных
способностей. Этому соответствуют данные о том, что у детей, растущих без
отца, получают большее развитие гуманитарные способности.
И все-таки, что делает мужчину хорошим отцом? Ответ крайне прост. Если
отец является яркой личностью, если он готов поделиться своими знаниями и
опытом, несомненно, это хороший отец. Если же он идет на жертву, соглашаясь
отправиться с детьми в цирк, а там оказывается беспомощным в шумной толпе,
проку от него мало.
Бывает, отец стремится уделить своим детям больше внимания, чтобы они,
набравшись его знаний и опыта, смогли бы достичь большего, чем достиг он.
Но
Это означает скорее, что он лишь проявляет свою досаду на неудачно
сложившуюся жизнь и уязвленное тщеславие, нежели любовь к детям и
окружающим. в то же время идти на непрестанные жертвы ради будущего своих
детей, да к тому же делать это демонстративно, - значит обнаруживать
беспомощность и комплекс вины, а не надежно утверждать собственное
достоинство, чему могли бы подражать дети. Иными словами, то, что отец дает
вашим детям, гораздо важнее того, сколько он дает им.
Способен ли отец в одиночку воспитывать ребенка? Этот вопрос в наше
время далеко не риторический. Нередко по разным причинам (развод, смерть
матери, усыновление и др.) отцы вынуждены воспитывать детей сами.
Психологи изучали подобные семьи и конкретно те проблемы, которые
встают в таких случаях перед отцами. Выяснилось, что мужчины вполне успешно
справлялись со своими обязанностями и не стремились ради облегчения этих
обязанностей жениться вторично. Общие трудности, возникавшие у отцов-
одиночек, были связаны с отсутствием терпения и недостатком времени, а
также с постоянными сомнениями при принятии решений, касающихся вопросов
воспитания. Вместе с тем, став отцами-одиночками, такие люди начинали более
ответственно относиться к детям, меняли свое отношение к ребенку, пытаясь,
в чем возможно, заменить ему мать. Конечно, многие из них жаловались на
чрезмерную загруженность, связанную с работой по дому, и постоянной чувство
усталости.
Одна из главных трудностей для многих отцов состояла в ежедневном
приготовлении пищи. Как пишет один из социологов, обследовавших подобные
семьи, в целом их опыт показал, что отцы в современном обществе не всегда
готовы взять на себя функции единственного воспитателя своих детей, так как
этому их никто никогда специально не обучал.
То, что отец в одиночку может воспитывать ребенка, еще не значит, что
такая ситуация является достаточно приемлемой для ребенка. В полноценной
семье ребенок имеет возможность получить от обоих родителей так необходимые
ему ласку, тепло и заботу хотя бы потому, что у него для этого просто
больше времени. Кроме того, как уже не раз говорилось, ребенок может
наблюдать общение между мужчиной и женщиной, что очень важно для его
социального развития. Ведь образами мужчины и женщины для ребенка служат,
прежде всего, его отец и мать.



5. Как стать НАСТОЯЩИМ отцом

(практические рекомендации)

А теперь вернемся к младенчеству Вашего малыша.
Умственное и физическое развитие выигрывает, если отец с самого начала
заботится о своем ребенке. Проводившиеся американскими педиатрами
исследования подтвердили, что позднее такой малыш лучше справляется со
стрессом, ему легче дается математика, он становится более самостоятельными
и независимыми. Был сделан чрезвычайно важный вывод: у детей, которыми отцы
занимаются с самого рождения, в большей мере развито чувство юмора. Дело в
том, что отцы привносят в воспитание непринужденность и легкость, которых
возможно недостает матерям из-за их повседневных бытовых забот. Поэтому
рекомендуется больше внимания уделять своим младенцам.
Но мужчины на первых парах бывают так беспомощны, когда нужно
покормить младенца, сменить подгузник, успокоить… Именно поэтому я привожу
некоторые практические советы новоиспеченным папам, опубликованные в статье
Андрея Ушакова «50 советом молодым отцам» [мой кроха и я]
V Избегайте роли стороннего наблюдателя. Только постоянное участие в
повседневной жизни ребенка позволит вам сблизиться.
V Мужчина дает ребенку больше свободы, спокойно наблюдает, позволяет
сделать что-то самостоятельно. Поэтому не пытайтесь копировать мать. И
не позволяйте ей навязывать себе материнский стиль общения!
V Когда малыш плачет, совсем не просто определить, чего ему не хватает.
Может, он голоден? Или надо поменять подгузник? Он устал – или просто
скучает? Чем внимательнее вы будете прислушиваться и реагировать, тем
лучше Вы сможете истолковать плачь младенца.
V Если младенец, несмотря на все усилия, продолжает плакать, не
принимайте это на свой счет. Бывает, что ему надо выплакаться. Иногда
бывает очень трудно успокоить младенца.
V Если Вы берете на руки младенца, а он начинает плакать, пожалуйста, не
делайте того, к чему склонны многие отцы. Не передавайте его матери,
как бы повинуясь условному рефлексу. Не теряйте самообладания и
попытайтесь успокоить младенца: дайте ему пустышку, положите животиком
на руку, мягко покачайте туда-сюда. Или положите животиком на колени и
помассируйте спинку малыша.
V Регулярно меняйте ребенку подгузники. Это возможность чаще быть
наедине с ним! Обычно на столике для пеленания малыш активен, бодр и в
хорошем настроении.
V Будьте осторожнее с присыпкой, а лучше откажитесь от нее вовсе, потому
что ребенок может легко ее вдохнуть. С кремом тоже надо быть
экономнее: обильное смазывание кремом и припудривание не очень
помогают.
V В ванной наверняка громоздятся горы белья. Займитесь им, чтобы
разгрузить жену. Позаботьтесь о том, чтобы у нее была возможность
отдохнуть.
V С малышом случается всякое. Не пугайтесь, если его кожа вдруг
покраснела, покрылась прыщиками, пятнами. Его организм перестраивается
после рождения. Это быстро пройдет.
V Обычно младенец хорошо растет и развивается, но в первые дни после
рождения он теряет вес. Не надо пугаться! Примерно через две недели
ваш малыш будет весит столько же, сколько и при рождении. А потом вес
будет только увеличиваться: к концу первого года жизни малыш будет
примерно в три раза тяжелее и в полтора раза крупнее, чем при
рождении.
V Не волнуйтесь, если заметите, что у младенца сильное сердцебиение. Он
здоров! Чтобы снабжать организм кислородом, маленькому сердечку
требуется делать 120 ударов в минуту. А еще в минуту ребенок делает
примерно 30 вдохов.
V Заведите в первые же недели такой прекрасный ритуал: раз в день
читайте младенцу что-нибудь вслух – неважно что, пусть даже какой-
нибудь увлекательный роман. Младенец полюбит уютную атмосферу,
привыкнет к ритму Вашего голоса.
V На первом месяце время игрушек еще не пришло. Все, что нужно младенцу
– это мать и отец. Младенец любит смотреть на вас, подражать вам.
V Повесьте над кроваткой легкую подвижную игрушку. Вращающиеся предметы
должны быть пестрыми и довольно крупными, чтобы малыш мог их хорошо
видеть, когда лежит на спине в кроватке.
V В первые два-три месяца младенец разглядывает все очень интенсивно.
Поэтому можете устроить ему такую забаву: прикрепите на продольной
стороне детской кроватки небьющееся зеркало или же повесьте на стене
возле кроватки плакат с крупными ромбами (клетками) или толстыми
двухцветными линиями.
V Изучите привычное течение дня младенца. Ведите дневник, отмечая
сколько он спит, когда плачет. Это поможет управляться с ним.
V При купании младенца женщине нужна помощь. Воспользуйтесь этим!
Купайте малыша вместе с женой.
V Поддерживайте желание жены кормить ребенка грудью долго и с радостью.
Мужья все-таки тоже оказывают на продолжительность грудного
вскармливания. Доказано, что материнское молоко – самое лучшее питание
для младенца.
V Находите время для посещения детского врача. Это становится как бы
обязанностью матери. А отец тем самым лишается возможности первым
узнавать что-то о своем малыше.
V Следите за своей речью. Сюсюкать с младенцем – это, конечно, очень
мило, но в принципе с ним следует разговаривать совершенно нормально.
V Когда сам становишься отцом, это подходящий момент, чтобы
побеседовать об этом со своим отцом. И подумайте о том, как он
справлялся со своей ролью отца. Что бы вам хотелось делать точно так
же? Что иначе? Проведите как-нибудь целый день вместе – Вы, младенец и
Ваш отец. Это может иметь замечательный результат для связи поколений.
V Находите время, чтобы побольше разговаривать с малышом обо всем, об
окружающем вас мире, например. Он будет внимательно слушать вас.
Рассказывайте ему о небе, о звездах, телефоне…
V Музыкальный ритм влияет на развитие головного мозга. Дети любят
музыку, даже младенцы способны воспринимать ее. Поэтому чаще слушайте
классику. Это помогает заснуть, и младенцу тоже. Ваш малыш будет
умнее.
V Если кисти и ступни ребенка холодные, это не обязательно означает, что
он мерзнет, т.е. не надо его сразу одевать теплее. Вы можете
проверить, жарко ему или холодно, нащупав кожу на спине между
лопатками. Она не должна быть горячей и потной. Одна из особенностей:
они плачут, если им холодно. Если же им слишком тепло, они обычно не
издают ни звука. Между тем перегрев может быть очень опасен для
младенца.
V Вы так много работаете, что на ребенка не остается времени? Но теперь
Вы не только работник, а еще и отец. То, что Вы скучаете по младенцу –
совершенно нормально. Поставьте на рабочем столе его фотографию, чаще
звоните домой. И подумайте, не хотите ли Вы оформить на себя часть
отпуска по уходу за ребенком, на который имеет право любой из
родителей.
V Спокойные ночи с младенцем – редкость. Чтобы помочь малышу спать все
ночь не просыпаясь, укладывайте его в кроватку, когда он еще не спит.
Если же ребенок будет постоянно засыпать у Вас на руках, то,
проснувшись среди ночи в своей кроватке, он не поймет, где находится.
И начнет плакать.
V Большинство младенцев хнычут, прежде чем заснуть. Это не так страшно,
можно и потерпеть минут 10-15. плач – другое дело. Младенец должен
быть уверен в том, что его не оставят одного.
V Как показывает опыт, уже на трех-четырехмесячного младенца стоит
завести определенную процедуру приготовления ко сну: переодеть для
сна, спеть песенку, почитать сказку, обойти с младенцем на руках все
комнаты, пожелать спокойной ночи плюшевому мишке, поцеловать младенца
и уложить его в кроватку.
V Время от времени посвятите свой день только младенцу. Кормите его,
прогуляйте, сходите с ним в магазин, навестите бабушку. Это придаст
Вам уверенности, что Вы очень хорошо справляетесь с уходом за
ребенком.
V Когда малышу исполняется примерно 5-6- месяцев, наступает время для
прикармливания: усаживайтесь перед ним, чтобы он мог Вас видеть и
понимать, откуда движется ложка.
V С прекращением грудного скармливания наступает важный период для отца:
теперь он может кормить и сам. Сначала младенец будет недоволен, но
очень быстро поймет, что Вы – это не мама. Это облегчает отнятие от
груди.
V Не важно, девочка у Вас или мальчик, - Вы можете помочь своему малышу
в половой идентификации. Не поддавайтесь расхожим представлениям,
будто с девочками нужно быть нежнее, больше разговаривать, с
мальчиками - больше молчать, обращаться с ними строже. Будьте ласковы,
больше разговаривайте с ребенком – независимо от его пола!
V Езда с малышом в автомобиле – целое приключение.
V Ведь нужно одеть младенца, уложить его в детскую коляску, доехать до
машины, закрепить в машине детское сиденье, усадить ребенка, сложить
детскую коляску. Съездите куда-нибудь с малышом без жены. Тогда Вы
лучше поймете и оцените, чем ей приходится заниматься каждый день.
V Делайте перерыв в своих занятиях с младенцем. Он не хочет, чтобы его
постоянно развлекали. Или постоянно показывали ему, что он может
делать со своими игрушками. Дайте ему возможность самостоятельно
совершать открытия.
V Освойте азы науки по оказанию первой помощи. Скорее всего, Вам никогда
не понадобиться то, чему Вы научитесь – искусственное дыхание методом
«рот в рот», массаж сердца. Однако эти знания придадут Вам
уверенности.
V Никогда не наказывайте младенца за что бы то ни было! Ребенок в
возрасте до года понятия не имеет о том, что правильно, а что не
правильно. Он плачет, потому что не знает, что делать, он нуждается в
помощи. А если он, например, снова и снова бросает соску на пол, то на
это есть объяснение: он учится, накапливает опыт, делает выводы. Какой
звук раздается при падении? Как часто папа будет наклоняться? Или,
наконец, он просто привлекает Ваше внимание!
V Если младенец вознамерился пососать или покусать именно красивую
книгу по искусству, отвлеките его. Малыш легко переключается. Если ему
не дали играть с дорогой вазой, он охотно займется кухонной ложкой или
кастрюлей.
V Если младенец начал ползать, самое время позаботиться о безопасности в
доме. На розетки поставьте защитные приспособления, плиту закрывайте
крышкой, закрепите все, что шатается и может упасть, все, что может
оказаться опасным для малыша. И никогда не занимайтесь приготовлением
пищи, держа ребенка на руках: слишком легко можно обжечь его.
V Примерно в девять месяцев отношения папы с малышом могут подвергнуться
испытанию. В это время ребенок начинает дичиться и часто чувствует

Новинки рефератов ::

Реферат: Анализ Конституции США и ее сравнение с Конституцией РФ 1993 года (Право)


Реферат: Решение уравнений в целых числах (Математика)


Реферат: Разработка технологии получения отливок «корпус» из сплава МЛ5 в условиях массового производства (Металлургия)


Реферат: Тепловой эффект химической реакции (Химия)


Реферат: Микро-схемотехника: Схема контроля дешифратора на три входа (восемь выходов) (Радиоэлектроника)


Реферат: Билеты по физике за весь школьный курс (Физика)


Реферат: Керівництво та лідерство (Менеджмент)


Реферат: Стили педагогического общения. Их виды и психологическая характеристика (Педагогика)


Реферат: СЕМЕЙНОЕ ЕДИНСТВО И ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ СЕМЬИ (Социология)


Реферат: Гидроэлектростанция на Гольфстриме (География)


Реферат: Тенденции развития филармонического искусства в современной России (Музыка)


Реферат: Земельные правоотношения в Республике Саха (Якутия) (Гражданское право и процесс)


Реферат: Битва под Курском (История)


Реферат: Понятие государственного режима (Право)


Реферат: Детский аутизм (Психология)


Реферат: Гражданское общество. Формирование теории гражданского общества. (Гражданское право и процесс)


Реферат: Возможности формирования гражданского общества в России (Социология)


Реферат: Воображение детей школьного возраста (Психология)


Реферат: Разработка научно обоснованной системы применения удобрений для полевого севооборота Прикубанского района учхоза Кубань (Сельское хозяйство)


Реферат: Культура: особенности и значение, взгляды и понятия (Культурология)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист