GeoSELECT.ru



Социология / Реферат: Контрольная по социальной антропологии (Социология)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Контрольная по социальной антропологии (Социология)




Социология семьи


Социальная сущность и функции семьи.


Классификация семейно-брачных отношений.


Кризис семьи и ее будущее.


1.Классическое определение семьи гласит, что семья — это малая
социальная группа, члены которой связаны браком, родительством и родством,
общностью быта, общим бюджетом и взаимной моральной ответственностью.
Однако всегда ли мы задумываемся над вопросами:
Почему люди живут семьями?
Семья — это личное дело каждого или она как-то связана с обществом?
Влияет ли семья на общество или общество оказывает «давление» на семью?
Всегда ли существовала семья?
Сохранится ли семья в будущем?
Выдержит ли семья суровые испытания, которые переживает наше общество
сегодня?
Ведь сегодня по статистике Россия по количеству разводов стоит на
первом месте (совсем недавно обогнав США). Но на место разрушенных браков
вновь и вновь создаются новые. Ежегодно в нашей стране заключается около 2
млн. браков. Что это? Почему люди женятся и выходят замуж?
Чтобы ответить на эти вопросы, рассмотрим семью как социальный
институт, социальную общность и малую группу.
Семья один из самых древних социальных институтов. Она возникла намного
раньше религии, государства, армии, образования, рынка.
Методологической основой понимания причин, побуждающих людей
объединяться в семейные группы, создавать устойчивые связи и
взаимодействия, выступают потребности человека.
Структура потребностей человека, согласно модели американского
психолога А. Маслоу, делится на: 1) физиологические и сексуальные
потребности; 2) экзистенциальные потребности в безопасности своего
существования; 3) социальные потребности в общении; 4} престижные
потребности в признании; 5) духовные потребности в самореализации[1].
Используя объяснительные возможности представленной структуры
потребностей, попробуем разобраться в природе и социальных функциях семьи.
Начнем с репродуктивной функции семьи. Эта функция выполняет две
задачи: общественную — биологическое воспроизводство населения, и
индивидуальную — удовлетворение потребности в детях. В ее основе —
удовлетворение физиологических и сексуальных потребностей, побуждающих
людей противоположных полов объединяться в семейный союз. Противоположность
полов, по мнению Э. Дюркгейма, — это не только базисное основание, на
котором строится брачный союз, но и основная причина нравственной близости
в семье. По мощности воздействия на стабильность семейно-брачных отношений
она сильнее даже такого фактора, как кровное родство. «Мужчина и женщина
страстно ищут друг друга именно потому, что они различаются»[2]. Э.
Дюркгейм анализирует отношения полов с позиций разделения труда.
Ограниченное вначале только сексуальными функциями, оно постепенно
распространилось на многие другие.
Функции женщины и функции мужчины настолько специализировались, что
женщины стали вести существование совершенно отличное от мужчины. Мужчина
олицетворял могущество, силу, интеллект, а женщина — женственность,
слабость, мягкость, эмоциональность. Функциональные различия постепенно
видоизменили и физиологические признаки: рост, вес, общие формы, строение
черепа мужчины и женщины существенно различаются. Изолированные друг от
друга мужчина и женщина суть только различные части одного и того же
конкретного целого, которое они, соединяясь, восстанавливают.
Одним словом, разделение полового труда — вот источник супружеской
солидарности[3], утверждает Э. Дюркгейм.
И по мере того, как росла дифференциация полов, развивался и укреплялся
брачный союз, формировался долг супружеской верности.
Итак, физиологические и сексуальные потребности мужчины и женщины
побуждают их объединяться для совместного осуществления определенных целей:
воспроизводства человеческого рода, создания материальных условий
существования — жилища, одежды, питания; удовлетворения потребности в
детях, биологической зависимости детей от родителей, потребности в сексе.
Разве человек не может удовлетворить эту потребность вне семьи?
Конечно, может. Например, Мердок, исследуя 250 различных обществ,
обнаружил, что добрачные половые связи (за исключением кровосмесительных)
дозволены в 65 обществах, допустимы в определенных условиях в 43,
осуждаются в б, запрещены в 44, в 92 нет точных данных[4].
Однако, общество в целом, а значит и люди, его составляющие,
заинтересованы в том, чтобы эти биологические потребности осуществлялись в
рамках семьи. Только выявив эти специфические особенности в реализации
потребностей человека в условиях семьи, можно понять сущность семьи как
социального института, а вместе с этим и истоки живучести семьи, ее
жизнестойкости, привлекательности для человека.
В природе, в животном мире социальные объединения животных являются
результатом бессознательного (инстинктивного) приспособления к жизненным
условиям, результатом естественного отбора, физиологической и
психологической деятельности особей.
Человеческие семейные группы приспосабливаются не только к физическим
условиям, но также и к социальным отношениям, нормам, ценностям, принятым в
обществе. Человеческое общество санкционирует, делает выбор, отдает
предпочтение тому или иному устройству семьи, той или иной форме семьи,
определяет состав, внутреннюю организацию семейных групп. Происходит
сознательный отбор и приспособление семьи к социальному разуму (Ф. Г.
Гиддингс)[5].
Семья возникает из стремления удовлетворить сугубо личные потребности и
интересы индивидов. Являясь малой
группой, она соединяет их с общественными интересами. В семье личные
потребности окультуриваются, упорядочиваются, организуются на основе
принятых в обществе социальных ценностей, норм и образцов поведения и в
конце концов приобретают характер социальных функций. В этом, прежде всего,
состоит принципиальное отличие человеческой семьи от семьи животных. В
итоге естественно-биологические потребности человека в удовлетворении
сексуального влечения, реализации семейного инстинкта, стремление самца к
господству, биологический инстинкт зависимости ребенка от матери — все это
трансформируется в социально-биологическую функцию семьи.
Благодаря социально-биологической функции семья как малая социальная
группа имеет механизм самовоспроизводства, разрастаясь «изнутри». Ни одна
другая социальная общность (класс, нация, группа) не имеет такого
внутреннего механизма самовоспроизводства. Благодаря рождению детей семья
воспроизводит не только самое себя, но и поддерживает биологическую
непрерывность общества, обеспечивает воспроизводство населения. В семье
рождается не только человек, но и гражданин.
Семья включает в себя всю систему общественных отношений — брачных и
родственных, правовых и социальных, хозяйственно-бытовых и экономических,
нравственных и этических, психологических и эмоциональных. Благодаря этому
семья как социальная общность является первичным элементом, опосредующим
связь личности с обществом: она формирует у ребенка представление о
социальных связях и включает в них его с рождения.
Отсюда следующая важнейшая функция семьи — социализация личности,
передача культурного наследия новым поколениям. Потребность человека в
детях, их воспитании и социализации придает смысл самой человеческой жизни.
Совершенно очевидно, что приоритет семьи как основной формы социализации
личности обусловлен естественно-биологическими причинами.
Семья имеет большие преимущества в социализации личности по сравнению с
другими группами благодаря особой нравственно-эмоциональной психологической
атмосфере любви, заботы, уважения, чуткости. Дети, воспитывающиеся вне
семьи, имеют более низкий уровень эмоционального и интеллектуального
развития. У них заторможена способность любить ближнего, способность к
сочувствию и сопереживанию. Первые пять лет в жизни ребенка особенно важны,
так как именно на эти годы приходятся «сенситивные пики» развития,
закладываются основы личности — память, интеллект, речь, мышление, эмоции,
характер, познавательная активность. Семья осуществляет социализацию в
самый ответственный период жизни, обеспечивает индивидуальный подход к
развитию ребенка, вовремя выявляет его способности, интересы, потребности.
В этом возрасте ребенок усваивает запреты и нормы поведения, которые
закладываются в его «Сверх-Я».
Благодаря тому, что в семье складываются самые тесные и близкие
отношения, какие могут существовать между людьми, в силу вступает закон
социального наследия. По этому поводу в народе говорят: «Яблоко от яблони
недалеко падает». Дети по своему характеру, темпераменту, стилю поведения
во многом похожи на своих родителей. В каждой семье складывается своя
атмосфера, своя культурная среда, и именно она оказывает наибольшее
воздействие на ребенка.
Эффективность родительства как института социализации личности
обеспечивается еще и тем, что оно носит постоянный и длительный характер,
продолжается всю жизнь, пока живы родители — дети.
Следующая важнейшая функция семьи — экзистенциальная, функция
социальной и эмоциональной защиты своих членов.
Известно, что сущность любого явления особенно ярко проявляется в
экстремальной ситуации. В минуту опасности большинство людей стремится быть
рядом со своими семьями. В ситуации, угрожающей жизни и здоровью, человек
зовет на помощь самого родного и близкого человека — маму. В семье человек
ощущает ценность своей жизни, находит бескорыстную самоотдачу, готовность к
самопожертвованию во имя жизни близких людей. Сознание, что человек нужен и
дорог кому-то, что его любят и что за него готовы отдать жизнь, порождает
чувство защищенности и безопасности, поддерживает моральный дух и
уверенность.
Следующая важнейшая функция семьи — экономическая и хозяйственно-
бытовая. Суть этой функции с общественной точки зрения заключается в
поддержании несовершеннолетних и нетрудоспособных членов общества, с
индивидуальной — в получении материальных средств и хозяйственно-бытовых
услуг одними членами семьи от других.
Социально-статусная функция связана с воспроизводством социальной
структуры общества, так как предоставляет (передает) определенный
социальный статус членам семьи.
Рекреативная, восстановительная функция направлена на восстановление и
укрепление физических, психологических, эмоциональных и духовных сил
человека после трудового рабочего дня. Эта функция недостаточно изучена, но
ученые располагают достоверными фактами, доказывающими положительное
влияние семьи на здоровье супругов. Следует привести некоторые примеры,
подтверждающие это: холостяцкая жизнь способствует (прямо или косвенно)
возникновению таких серьезных заболеваний, как гипертония, неврастения,
язва. Супружество оказывает более благоприятное воздействие на здоровье
супругов, причем на организм мужчины больше, чем женщины. А потерю одного
из супругов тяжелее переносят мужчины, нежели женщины.
Досуговая функция осуществляет организацию рационального досуга и
осуществляет контроль в сфере досуга, кроме того, удовлетворяет
определенные потребности индивида в проведении досуга.
Сексуальная функция семьи осуществляет сексуальный контроль и
направлена на удовлетворение сексуальных потребностей супругов.
Фелицитологическая функция представляет в этом перечне особый интерес.
Безусловно, понятие гедонизма, основанного на любви в семье, свойственно не
только современной семье. Считать, что фелицитологическая функция не
существовала и ранее, наивно. Но именно сейчас любовь и счастье стали
основной причиной создания семьи, а не репродуктивные и экономические
соображения. Поэтому усиление роли фелицитологической функции в семье
делает современные семейно-брачные отношения специфичными по сравнению с
семьей и браком других исторических периодов.
Итак, завершая разговор о природе и социальных функциях семьи,
постараемся ответить на вопрос, поставленный в начале лекции. В чем
неистребимая сила семьи?
Сила и притягательность семьи, ее сущность заключаются в той
целостности, которая присуща семье и как социальной общности, и как малой
социальной группе, и как социальному институту. Целостность семьи
образуется за счет взаимопритяжения и взаимодополняемости полов, создающих
«единое андрогенное существо», некую целостность, не сводимую ни к сумме
членов семьи, ни к отдельному члену семьи.
«Невозможно, чтобы люди жили вместе, постоянно поддерживали отношения,
не ощущая то целое, которое они образуют своим объединением, не
привязываясь к этому целому, не заботясь о его интересах и не учитывая их в
своем поведении»[6].
Семья создается для удовлетворения не одной-двух, а целого комплекса
жизненно важных потребностей человека. Семья, таким образом, в отличие от
других малых групп, союзов и корпораций, объединяет всю целостность своего
существования, тогда как, например, члены производственного коллектива
объединяют только свои профессиональные интересы.
Как никакое другое социальное образование, семья обладает уникальной
способностью соединять личные — коллективные — общественные интересы
благодаря ее полифункциональности и способности окультуривать
физиологические и психологические потребности человека, благодаря ее
способности к самоорганизации и саморазвитию как неразрывной клеточки
большого социального организма, именуемого обществом.
2. Одним из самых отличительных и самых удивительных свойств семьи
является гибкость и динамичность форм ее структурной организации. Благодаря
универсальной способности адаптироваться к особенностям «всех времен и
народов», семья создала огромное многообразие типов семейных структур,
порой видоизменяя свое лицо до неузнаваемости, но сохраняя при этом
неизменной свою сущность как социального института, социальной общности и
малой группы.
Семьи различаются в зависимости от формы брака.
Брак — это исторически обусловленная форма отношений между мужчиной и
женщиной, устанавливающая их взаимные права и обязанности. В этой связи
различают семьи полигамные и моногамные.
Полигамный (групповой) брак — самая распространенная в мире форма
брака, встречается в 5 раз чаще, чем моногамный брак (брак одного мужчины с
одной женщиной). Полигамия бывает двух видов: полиандрия и полигиния.
Полиандрия — это семья, в которой женщина имеет нескольких супругов.
Имеет место во многих частях света: юго-восточная Индия, Тибет, Цейлон,
Новая Зеландия, Гавайские острова.
Полигиния — брак одного мужчины с двумя или более женами. Он зависит от
способности супруга содержать большую семью и яаляется более характерным
для зажиточных классов.
Имеет место в Китае, Турции, Иране, странах Ближнего и Среднего
Востока.
В зависимости от состава различают семьи нуклеарные, сложные и большие.
Нуклеарная (простая) семья может быть как полной, так и неполной.
Полной нуклеарной семьей считается семья, в которой есть муж, жена и дети.
Неполной — семья без одного из супругов: обычно мать с ребенком, реже отец
с ребенком.
Сложная семья характеризуется тем, что состоит из представителей
нескольких поколений.
Семьи различаются:
по количеству имеющихся в них детей: бездетные, однодетные, малодетные,
многодетные (от 3-х и более детей);
по стажу семейной жизни: молодожены, молодая семья, семья среднего
супружеского возраста, пожилая супружеская пара;
по географическому признаку: сельская и городская семья;
по типу главенства в семье: авторитарная и эгалитарная.
Представляет интерес и деление семьи по иным критериям:
аетоцентристские семьи. В таких семьях центром всех забот, основой
семейной жизни является ребенок. Повышение материальных и духовных забот о
детях — явление положительное. Однако гипертрофия долга по отношению к ним
приводит к неблагоприятным социальным и нравственным последствиям;
супружеская семья. По словам социолога Голода С. И., в последние
десятилетия появляется новый тип семьи, который условно назван супружеским.
В этой семье основная ось отношений определяется не родительством и
родством, а супружеством, т. е. личностными взаимоотношениями партнеров.
Семьи различаются также по особым условиям семейной жизни.
Дистантная семья. Жизнь в ней весьма специфична из-за частого
отсутствия одного из супругов, связанного с особенностью профессии. Это в
основном семьи военных, моряков и т. д. В последнее время к таким семьям
стали относить семьи, где один из супругов (чаще всего муж) проживает
отдельно от семьи по различным мотивам.
Студенческая семья. Большое количество браков в наше время заключается
среди студентов. Высокая мотивация на брак у студенческой молодежи
существует уже на первом курсе. 70% опрошенных первокурсников считают
возможным вступление в брак в студенческие годы; 27% — предпочитают сначала
получить образование, а затем создавать семью; 3% — уже состоят в браке.
Взгляд студентов на функциональную нагрузку современной семьи отражает
ориентацию на психологизацию семьи: психологическая функция занимает в ней
доминирующее место (около 80%).
По типам цивилизационной эволюции семьи разделяются на патриархальные и
эгалитарные.
Патриархальный тип семьи — необычайно устойчивый тип семейных
отношений, его отдельные черты сохранялись в нашей стране до середины 60-х
годов. Это, как правило, авторитарные семьи, представляющие собой маленькое
абсолютистское государство с авторитарным стилем правления. Авторитет главы
семьи непререкаем: решение всех вопросов жизни семьи (хозяйственно-
экономических, правовых, политических, воспитательных) находилось только в
его руках. Глава авторитарной семьи разбирает внутрисемейные ссоры,
является ответственным за поведение членов семьи перед общиной,
представляет семью вовне. Семейные отношения строятся на принципах
иерархизма и неравенства членов семьи, на принципах принудительного
коллективизма и централизма: индивидуальные интересы отдельных членов семьи
полностью подчиняются интересам семьи.
Эгалитарная семья — это семья, основанная на демократических
отношениях, равенстве мужчины и женщины, отношениях партнерства, отмене
всякой дискриминации. За время индустриальной цивилизации произошли
коренные изменения в семье: на смену патриархальной семье пришла
биархатная, эгалитарная семья. К началу 30-х годов, когда началась
индустриализация, в России преобладала патриархальная семья (80%). Но уже в
1960—1970 гг. патриархальных семей насчитывалось не более 10%, эгалитарных
— уже более 50% и семей переходного типа — 40%[7]. В такой семье признаются
права личности ребенка, его права на свободу, автономию и инициативу. Здесь
царят гуманные методы воспитания, основанные на доверии к личности ребенка,
его индивидуальности, воспитании чувства собственного достоинства,
самостоятельного мышления, проявления инициативы, предприимчивости.
Экономической основой эгалитарной семьи стала новая система формирования
семейных доходов: высокая занятость женщины в народном хозяйстве, стипендия
или заработки детей служат экономической базой независимости и
самостоятельности. Изменились социальные функции семьи. Если в
патриархальной семье основной функцией была хозяйственно-экономическая, то
в эгалитарной — удовлетворение потребности в общении, воспитание творческой
индивидуальности.
Нельзя утверждать, что такой тип семьи в нашем обществе стал
преобладающим, в его становлении много трудностей и противоречий. Вместе с
тем можно отметить, что демократический тип семьи становится основой,
предпосылкой и условием демократических преобразований в обществе,
воспитания и развития личности нового типа, обладающей развитым чувством
собственного достоинства, самостоятельным критическим мышлением, способной
к проявлению инициативы и творчества.
3. Совершенно очевидно, что семья, как и общество в целом, переживает
сегодня глубокий кризис. Являясь первичным элементом общества, она дает в
миниатюре картину тех же противоречий, которые присущи и обществу.
Важно разобраться, что же происходит с семьей сегодня? Каково ее
будущее?
Не секрет, что современная семья переживает кризис. Проявлениями этого
кризиса служат такие показатели, как падение рождаемости, нестабильность
семьи, рост количества разводов, появление большого числа бездетных семей
(сегодня таких семей — 15%), сознательный отказ от рождения единственного
ребенка; массовый отказ от детей, сдача их в родильные или детские дома,
дома ребенка, приемники-распределители, бегство детей из дома; жестокое
обращение с детьми вплоть до лишения жизни своих детей.
Показателем кризиса семьи выступает также резкое сокращение уровня
брачности и одновременно активный рост внебрачной рождаемости. Число
браков, начиная с 90-х годов, с каждым годом снижается. Так, если в 1990 г.
в I квартале было заключено 301 тыс. браков, то в 1993 г. — 246,1 тыс.
браков.
Доля внебрачных детей в общем числе родившихся в 1992 г. составила
17%[8].
По количеству разводов Россия занимает первое место в мире. В 1994 г.
на 1000 человек разводы впервые составили 105,3%, значительно превысив
число заключенных браков. С 1991 г. смертность значительно превысила
рождаемость. В 1994 г. рождаемость составила 9,6 ребенка на 1000 человек, а
смертность — 16,2 человек. Идет процесс тотальной депопуляции населения.
Катастрофически растут темпы сокращения населения. В 1992 г. коэффициент
сокращения населения составил (-0,7), в 1993 г. (-5,0), 1994 г. — (-
6,6)[9].
Испытание семьи на прочность происходит под воздействием тотального
кризиса, переживаемого обществом, глубинная природа которого носит
цивилизационный характер.
При прогнозировании семейно-брачных отношений следует иметь в виду, что
семья оказалась под прицелом не одной, а сразу нескольких глобальных
тенденций, затронувших и наше общество. Это переход (будем надеяться, к
цивилизованному) к рынку, демократизация общества, информатизация общества,
возрастание личностного потенциала, возрастающая роль женщин в общественной
жизни.
При отсутствии государственной программы адаптации семьи к переходному
состоянию общества семья сама методом проб и ошибок, ценой больших лишений
«нащупывает» механизмы выживания. В современных условиях значительно
изменяются социальные функции семьи. Например, большим преобразованиям
подвергается экономическая функция семьи. Рыночные отношения значительно
ускорили отказ от патерналистского, иждивенческого сознания семьи и
понимание того, что выживание семьи — дело рук самой семьи (по принципу
«Спасение утопающих — дело рук самих утопающих»). На основе изменения
отношений собственности семья все чаще начинает выступать хозяйственно-
экономической единицей различных альтернативных видов собственности:
семейной, арендной, фермерской, индивидуальной, кооперативной, личной
приусадебной и др. Семья ищет внутренние резервы выживания, по-своему
осваивая новые, рыночные виды деятельности: частно-предпринимательскую,
«челночно»-коммерческую, спекулятивно-посредническую. По мере осуществления
структурной перестройки экономики безработица коснется каждой семьи. В этих
условиях гарантированной поддержкой семейного бюджета все более выступает
личное подсобное, дачное и приусадебное хозяйство. Его доля в семейном
бюджете за последние 5 лет резко возросла.
Развитие современной семьи во многом связано с возрастанием роли и
значения личностного потенциала в семейных отношениях. Это обусловлено
действием таких факторов, как переход к рыночным отношениям, правовому
государству, информационным технологиям. Что в свою очередь требует
наибольшего раскрытия творческого потенциала личности, возможностей ее
социальной адаптации. Складывается новое отношение к каждому члену семьи
как персоне, что порождает по существу новую важнейшую функцию семьи —
персоналитарную (от лат. persona — особа, личность). Это означает
формирование такого типа семьи, где высшей ценностью станут
индивидуальность личности, ее права и свободы, где будут созданы условия
для творческого развития и самовыражения каждого члена семьи, включая
родителей и детей, на основе уважения достоинства личности, любви и
согласия. Персоналитарная функция семьи в перспективе должна стать ведущей,
определяющей сущность семьи в информационном обществе.
Серьезным изменениям подвергнется и репродуктивная функция семьи.
Социологи заметили, что в городах детей рождается меньше, чем в сельской
местности. На количество детей в семье влияет не только урбанизация и
связанная с ней экология, но и уровень образования женщины. Однако
наибольшее влияние на преобразование воспроизводящей функции семьи
оказывает изменение основы обмена веществ между человеком и природой в
связи с информатизацией общества. Развитие информационного производства
потребует определенного соответствия между новейшими предметами и
средствами труда, новейшими технологиями и способностью работника к труду:
его общей культурой, информированностью, интеллектуальными способностями,
профессионализмом, состоянием здоровья, интересом к работе,
работоспособностью, способностью к быстрой адаптации, умением
самостоятельно принимать решения. Резко возрастает ценность каждой жизни.
Человек в информационном обществе будет активно заниматься повышением
информированности, сохранением здоровья, хорошей формы.
Для обеспечения качественного роста работника и подрастающего поколения
должны быть созданы соответствующие жизненные условия и материальные
средства, включающие в себя уровень образования и культуры, жилищные
условия, качество питания, здравоохранения, сферы услуг, возможности
отдыха, снятия нервного напряжения. Одним словом, возрастает потребность в
качестве жизни.
Алгоритм «качество информационного производства — качество
информационного работника — качество жизни» неизбежно ставит семью в
условия ограничения числа детей в семье.
Таким образом, репродуктивная функция семьи будет направлена на
сознательное ограничение рождаемости и обеспечение высокого качества
подготовки ребенка к жизни и труду в условиях информационного общества.
Акцент будет делаться на раскрытии индивидуальных способностей личности.
Семейные конфликты в информационном обществе будут происходить в основном
из-за неумения и нежелания считаться с индивидуальными личностными
особенностями членов семьи. Неуважение к личному достоинству каждого
отдельного члена семьи — серьезная причина для конфронтации и отчуждения.
Современная семья активно реагирует на возрастание автономности своих
членов. Прослеживается образование новых форм семейных структур.
Социологи отмечают возникновение разнообразных форм как моногамной
(парной) семьи, так и полигамной (групповой) семьи. Среди парных семей
распространены внебрачные семьи (семьи без отца): материнская семья,
неполная семья и конкубинат (разновидность материнской семьи, когда отец
принимает некоторое участие в воспитании ребенка, оказывает и помощь
матери).
Появились новые формы полигамного брака: брак-коммуна, групповой брак
(двоеженство или двоемужество, обмен партнерами).
Некоторые ученые (например, С. И. Голод) постсовременный тип семьи
именуют супружеским. В супружеской семье стратегическое отношение
определяется не родством (как в патриархальной) и не родительством (как в
детоцентристской), а свойством. Понять это можно так. Норма семейной жизни
меняется: родители в такой семье отказываются полностью подчинять
собственные интересы интересам детей. Основные семейные ценности
формируются во взаимодействиях мужа и жены и лишь впоследствии становятся
естественной базой для межпоколенных отношений «родители-дети». Характерным
признаком постсовременной семьи является автономия супругов. Чем выше
уровень цивилизационно-культурного развития общества, чем ярче член такого
социума сознает себя как индивидуальность, тем, в принципе, насущнее его
потребность в обособлении. Созвучная тенденция, без сомнения,
прослеживается и в семье. Здесь, в частности, автономность выражается в
том, что интересы каждого из супругов шире семейных и круг значимого
общения для каждого из них выходит за рамки супружества. Их эмоциональные
устремления регулируются не столько обычаями, традициями и внешними
предписаниями, сколько индивидуальными представлениями, эстетическим
идеалом и нравственными ценностями.
Ребенок в постсовременной семье осознает, что его обязанности (и
ответственность) по отношению к родителям состоят не столько в регулярной
помощи в домашнем хозяйстве или в успешной учебе, сколько в том, чтобы
полнее использовать возможности, предоставляемые ему для развития и
реализации своих способностей и таланта. В свою очередь, родители, отходя
от скрупулезной регламентации, поддерживают этику самореализации как
социально-нравственную ценность. Впрочем, это всего лишь эскиз, требующий
тщательной проработки.
В современном типе семьи опека подростка, как правило, продолжается
долго — вплоть до брака. Для постсовременного же, напротив, характерно
поощрение юношеской самостоятельности. Супружеская семья — исторически
наименее стереотипизированное образование. Если иметь в виду зрелую ее
стадию, то здесь открываются уникальные возможности для разнообразных и
богатых отношений между полами и между поколениями, появляются широкие
возможности индивидуальной самореализации для всех.
В то же время возрастут требования к качеству межличностных отношений,
взаимной терпимости, уважению прав и достоинства личности каждого члена
семьи.
* * *
Одной из важных задач становления новых семейно-брачных отношений
является опережающее воспитание семейной культуры подрастающего поколения.
Знание молодежи о семье ограничивается главным образом опытом семейной
жизни родителей или дополняется далеко не лучшими образцами массового
искусства, заполонившего экраны телевидения и кино, прессу и печать.
Если преемственность в передаче семейных традиций и представляет
определенную ценность, то «идеалы» секса, насилия и страха, насаждаемые
западной попкультурой, причиняют непоправимый вред молодому поколению.
Опасность такого воздействия усугубляется тем, что сегодня закладываются
основы семьи будущего, формируются исходные принципы и нормы
взаимоотношений новой персоналитарной семьи. Необходимо переломить
отрицательную тенденцию и создать систему подготовки молодого поколения к
новому типу семейной жизни, используя образование, искусство, средства
массовой информации, общественное мнение, общественные организации. Система
семейного воспитания должна включать в себя: воспитание нравственной
ценности семьи как оптимальной среды социализации и самовыражения личности;
формирование личной психологической готовности к браку; воспитание культуры
межличностных отношений; формирование культуры половых отношений;
правильное понимание и выполнение супружеских обязанностей, установку на
компромиссы, терпеливое и уважительное отношение друг к другу;
ответственность и готовность строить брачно-семейные отношения новой
персоналитарной семьи.

-----------------------
[1] Цит. по: Современная Западная социология Словарь М., 1990 С. 177—178.
[2] Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Метод социологии / Пер. с
фр. и послесловие А. Б. Гофмана. М., 1990. С. 58.
[3] См. там же. С. 58.
[4] Цит. по: Щепаньский Я. Элементарные понятия социологии. М., 1969 С.
144.
[5] Гиддингс Ф. Г. Основания социологии. Анализ явлений ассоциации и
социальной организации М., 1898. С. 164—165.
[6] Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. С. 18
[7] Янкова 3. А. Городская семья. М„ 1979. С. 101
[8] См : Реформирование России: мифы и реальность (1989—1994). М, 1994 С.
250—251.
[9] См : Реформирование России: мифы и реальность (1989—1994). М, 1994 С.
335 – 337.





Реферат на тему: Контрольная по социологии

Московский государственный
университет коммерции



экономический факультет
2-й курс



КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
По дисциплине: «Социология»
Тема № 6



Работу выполнила
Студентка

Рыбак Ирина Александровна



Пятигорск 2001



1. Социология Т.Парсона: структурно-функциональная теория социальных
систем.

Структурный функционализм
К середине 30-х гг. социологи США накопили значительный эмпирический
материал, осуществив большое количество разнообразных по масштабу и
тематике эмпирических социологических исследований, которые, однако, не
выходили за рамки отдельных регионов страны и касались лишь некоторых
проблем общественной жизни. Анализируя эмпирические факты, они добивались
только частных обобщений частных явлений или их классов, увеличивая
численность «дискретных теорий». Но чем больше появлялось таких теорий, тем
острее осознавалась необходимость разработки систематической теории науки,
которая сама является наиболее важным показателем ее
зрелости.
За решение этой задачи взялся один из ведущих преподавателей
социологического факультета Гарвардского университета США Толкотт Персоне
(1902—1979), который в 1937 г. опубликовал свою первую книгу «Структура
социального действия». В ней он наметил стратегию построения общей
социологической теории. Этой стратегии он в основном и придерживался на
протяжении всего творческого пути: прежде всего в работах 50-х гг. —
«Социальная система» и «К общей теории действия» (написанной вместе с
Э.Шилзом); 60-х гг. — «Общества: эволюционные и сравнительные перспективы»;
70-х гг. — «Система современных обществ» и «Социальная система и эволюция
теории действия».
Другим важнейшим представителем этой социологической школы является
Роберт Кинг Мертон (1910 г.). Его основные труды: «Социальная теория и
социальная структура» (1957), «Социальная структура и аномия» (1966),
«Явные и латентные функции» (1968), «Социология науки» (1973).

Структурно-функциональная теория социальных систем Т.Парсонса
Оценивая результаты развития эмпирической социологии в США в 20—30-е
гг., Т.Парсонс отмечал, что не могли удачно завершиться попытки построить
«исчерпывающие эмпирические обобщения», как и еще более ранние попытки
установить значение различных «факторов» в определении социальных явлений.
Он подчеркивал, что факторные теории (например, теория общественных
формаций К.Маркса) лишь задерживали развитие теории социальной системы, так
как, по его мнению, игнорировали фундаментальный принцип любой науки —
изучение фактов только специфических для нее явлений.
Цель теоретической деятельности Т.Парсонса — усилить внимание к
пренебрегаемым ранее «социальным элементам» социальной системы как
доминирующим факторам на основе разработки обобщающей концептуальной-схемы
анализа социальных систем. Каждый исследователь старается добиться
«адекватного» описания эмпирической реальности, когда даются определенные и
эмпирически проверяемые (верифицируемые) ответы «на все относящиеся к делу
научно важные вопросы». А важность этих вопросов определяется логической
структурой обобщенной концептуальной схемы.
Для разработки структурно-функциональной теоретической системы, полагал
Парсонс, сложились следующие теоретические предпосылки. Э.Дюркгейм
осуществил анализ стабильности социальной системы, состоящей из фун-
кционально-дифференцированых ролей. М.Вебер обосновал необходимость
эмпирического изучения социальных организаций и институтов, используя
обобщенную теоретическую схему. Антропологи стали рассматривать общество
как единую функциональную систему. Психологи начали анализировать человека
как динамическую структурно-функциональную систему.
Начав разработку систематической теории в социологии, Парсонс ввел в
научный оборот систему координат «действующее лицо — ситуация», аналогичную
системе координат в биологии — «организм — среда». Эмпирическая работа
социолога приобретает смысл благодаря «системе координат» как наиболее
общей конструкции категорий. Но для описания и анализа эмпирической системы
необходимы и структурные категории. Т.Парсонс подчеркивает, что функции
системы координат и структурных категорий при использовании их на
дескриптивном (описательном) уровне «состоят в установлении необходимых
фактов и в постановке проблем динамического анализа».
В отличие от Э.Дюркгейма, социальную систему он рассматривает не как
систему «культурных стандартов», а как систему мотивированного поведения,
взаимодействующую с культурными стандартами как с окружающей средой. Для
выведения из системы координат «действующее лицо — ситуация» социальных
систем ему понадобился функциональный анализ «осложняющих обстоятельств»,
возникающих в результате взаимодействия множества субъектов действия. Новый
подход к социальным системам избавляет Т.Парсонса от прежнего
противопоставления общества и личности, которое было характерно для
концепций как Дюркгейма, так и Вебера. В новой концептуальной схеме
Парсонса общество и личность представлены как две относительно
самостоятельные подсистемы общей системы действия. Такими же
самостоятельными подсистемами являются поведенческий организм и культура.
По отношению друг к другу эти подсистемы общей системы действия
рассматриваются как специфические среды их деятельности.
В его концепции понятие «роль» соединяет подсистему действующего лица
как психической единицы с определенной социальной структурой. А сама роль
определяется как дифференцированный «сектор» целостного действия личности,
как элемент обобщенной стандартизации действий того или иного индивидуума в
социальной системе. От стандартизации действий взаимодействующих между
собой лиц зависит устойчивость социальных структур социальных систем как
стандартизированных социальных отношений и самих социальных систем. Поэтому
особое значение в социологии, полагал Парсонс, имеет анализ процессов
интернализации (усвоения ценностей и норм общества, культурных образцов) и
социализации (усвоения стандартов и идеалов групп до уровня мотивации
социального действия). Эти процессы непосредственно связаны с решением
четырех проблем выживания социальных систем или системных реквизитов:
адаптации, достижения цели, интеграции и латентности как сохранения формы и
снятия напряжения («схема эйджил» — по первым буквам этих слов на
английском языке).
Система стандартизированных ожиданий, согласно Т.Парсонсу, — важнейший
аспект социальной структуры. Системы стандартизированных ожиданий,
пронизывающих то или иное действие в какой-либо самодостаточной социальной
системе общества, он условно называет «институтами». Выявление действующих
в социальных системах, коренящихся в культуре и определяющих направленность
и характер действия людей стандартизированных ожиданий (нормативных
экспектаций) — главный предмет социологического анализа Т.Парсонса. В ролях
ожидания интегрируются с мотивами деятелей. В процессе стандартизации
система ожиданий должна приобрести достаточную степень определенности.
Неопределенность в системе ожиданий — источник социальной аномии.
Интеграцию систем стандартизированных ожиданий с эффективной
совокупностью поддерживающих их санкций следует рассматривать, согласно
Парсонсу, как процесс институционализации. Институционализированные в
социальной системе стандартизированные ожидания в той или иной степени
согласуются с ценностными предпосылками, то есть легитимируются.
Наряду с действующими во всех развитых обществах правовыми способами
санкционирования стандартизированных ожиданий существуют обязательства
действовать «рационально» в экономических и политических контекстах.
Эффективность правовых систем во многом зависит от соответствующей
моральной поддержки большинства людей, на которых распространяется их
действие.
Ценности (образцы) Т.Парсонс рассматривал как главные элементы особого
механизма связи между социальными и культурными системами, а нормы — как
социальные явления, регулирующие конкретные социальные процессы и
отношения.
Т.Парсонс постоянно выступал за понимание социологии как науки об
институциональной структуре, а не о социальных системах вообще. Ведь
социальными системами не в последнюю очередь интересовались антропологи и
экономисты, политологи и культурологи, психологи и юристы.
Институциональная структура (официально признанная и утвержденная
соответствующим образом) — основной объект анализа для социолога,
акцентирующего свое внимание на проблеме стабильности социальной системы.
Согласно основным положениям структурно-функциональной теории
социальных систем, общество — социальная система, достигшая по отношению к
окружающей среде наивысшего уровня самодостаточности. Эта точка зрения
Т.Парсонса на общество как социальную систему полностью расходится с
общепринятым в 50-е гг. взглядом на общество как на совокупность конкретных
индивидов и сближается с воззрением К.Маркса на общество как на сумму
связей и отношений, в которых индивиды находятся друг с другом. Но, в
отличие от К.Маркса, члены общества рассматриваются Парсонсом как часть
окружения данной социальной системы, внутренних условий ее
функционирования. Т.Парсонс обратил пристальное внимание на главные аспекты
тенденции к классовому конфликту в западном типе социальной системы:
индивидуальность выбора занятий и некоторое равенство возможностей;
определенная противоположность между властью и подчиненными; развитие
различных культур в рамках дифференцированной социальной структуры;
зависимость дифференциации семей от различий в положении людей в
профессиональной структуре; неосуществимость на практике абсолютного
равенства возможностей. Учитывая их, можно создавать условия для
предотвращения перерастания латентных конфликтов в классовое
противоборство.
Посредством структурированного нормативного порядка в обществе
организуется коллективная жизнь населения. Общество также представляет
собою огромный коллектив, который Парсонс называл социетальным сообществом.
Для выживания и развития такое сообщество, состоящее из личностей, должно
придерживаться единой •культурной ориентации. А для этого личности в соци-
етальном сообществе должны обладать соответствующим уровнем культуры
поведения и действия. Несмотря на совершенствование в социетальном
сообществе механизма достижения соглашения между его членами по основным
вопросам его жизнедеятельности, считал Парсонс, всегда будет сохраняться
потребность в особом механизме принуждения. Поддержание нормативного
порядка связано . непосредственно с осуществлением контроля за поведением
личностей и групп в границах определенной территории и за ее пределами.
Сводя воедино использованные при определении понятия «общество»
различные критерии самодостаточности, Т.Парсонс утверждал, что общество как
социетальное сообщество должно иметь не только «отличительный статус
членства». Самодостаточность социетального сообщества, по Парсонсу, не
требует выполнения его членами всех ролевых обязательств внутри общества.
Но общество должно предоставить своим членам достаточный набор ролевых
возможностей для реализации фундаментальных потребностей личностей и самого
общества в целом.
Анализ Т.Парсонсом эволюции обществ неразрывно связан с его подходом к
социальным системам и социальным сообществам как к процессу взаимодействия
(интеракции). Это взаимодействие, отмечал Парсонс, происходит на
лингвистическом уровне выражения и в коммуникации, хотя взаимодействующие
могут использовать такие средства интеракции, как, например, деньги,
власть. Все это — символические уровни взаимодействия.
Среди всех процессов изменения общества Т.Парсонс выделяет процесс
усиления адаптивных возможностей и рассматривает его в основном в рамках
общей традиции функционализма, основанной еще Г.Спенсером. Т.Парсонс
исследует дифференциацию основных элементов и подсистем общества.
Обладающие своим местом в обществе элементы и подсистемы со временем
делятся в масштабе более широкой системы на различающиеся одновременно по
структуре и по функциональной роли элементы и подсистемы. Процессы
дифференциации порождают проблемы интеграции.
Положение о росте общей адаптивной способности общества Т. Парсонс
сознательно использовал в своей теории эволюции обществ, проводя аналогию с
заимствованным из теории органической эволюции положением о росте общей
адаптивной способности организма. Согласно этому положению, главным
отличительным признаком наиболее примитивного типа общества является
чрезвычайно низкий уровень дифференциации между его основными подсистемами.

Функционализм Р.Мертона

Главную суть своего подхода Р.Мертон выразил комплексным понятием
«функциональность». Согласно этому понятию взаимосвязь общества в целом и
его отдельных частей обеспечивается самыми разнообразными и специфическими
их функциями, которые могут наблюдаться и многократно повторяться в
конкретных объектах и фактах. Задача социолога состоит в том, чтобы «не
рассуждать о внутреннем содержании социологических фактов и объектов, а
просто рассматривать реальные, зримые, доступные для изучения и обобщения
последствия функций».
Для наблюдения и изучения функций Р.Мертон предлагает методологический
инструмент, который называет «теории среднего радиуса действия». Суть их он
формулирует так: «Это теории, находящиеся в промежуточном пространстве
между частными, но тоже необходимыми рабочими гипотезами, во множестве
возникающими в ходе повседневных исследований, и всеохватными
систематическими попытками развить единую теорию, которая будет объяснять
все наблюдаемые типы социального поведения, социальных организаций и
социальных изменений». Именно здесь, на среднем уровне, как подчеркивает
Р.Мертон, социология выполняет свою основную роль в обществе, ибо это
«именно та социальная наука, которая оперирует теориями среднего радиуса
охвата, концентрирующими в себе факторы реального управления социальными
процессами с учетом конкретных эмпирических исследований и отвергающими
метафизические претензии на всеохватность и универсальность». Ясно, что
таким утверждением Р.Мертон выразил свое несогласие с теорией структурного
функционализма Т.Парсонса, претендовавшей на эти качества всеохватности и
универсальности.
Определив таким образом свой «объект» исследования, Р.Мертон выдвигает
целый ряд положений, обосновывающих логику своего практического подхода к
делу. При этом он выделяет" три ключевых условия или требования
функционального анализа, которые, по его мнению, приобретают характер
аксиом: это — «функциональное единство», «функциональная универсальность» и
«функциональная принудительность».
«Функциональное единство» социологического анализа, подчеркивает
Мертон, определяется не «сверху», не при помощи какой-либо теории, а в
бесконечной глубине социальных фактов, которые благодаря своей
функциональной определенности являются интегрирующими факторами социальной
жизни, функциональные качества универсальны и представлены во всех формах
культуры, что легко увидеть при их анализе. Мало того, они носят
императивный, принудительный характер в первую очередь для всех
общественных институтов, хотя это может проявляться по-разному. В целом
функциональный анализ применим только к стабильным и стандартизированным
объектам, которыми могут быть повторяющиеся и типовые явления,
характеризующиеся устойчивостью (социальные роли, социальные процессы,
институционные объекты, социальные структуры, средства социального контроля
и т.д.).
Автор концепции подробно раскрывает различные стороны понятия
«функция». Функция — это «те наблюдаемые следствия, которые служат
саморегуляции данной системы или приспособлению ее к среде». Дисфункция —
это «те наблюдаемые следствия, которые ослабляют саморегуляцию данной
системы или ее приспособление к среде». В проявлении функции может быть две
формы — явная и скрытая. В том случае, когда внутренняя смысловая мотивация
совпадает с объективными следствиями, проявляется явная функция. Именно так
она осознается участниками поведенческой системы или ситуации. Скрытая
(«латентная») функция этих проявлений не имеет.
Таковы основные теоретические положения функционалистской системы
Р.Мертона. Несомненно, она обладает целым рядом привлекательных свойств.
Это — и тесная связь с «человеческой реальностью», которая ни при каких
обстоятельствах не должна уходить из поля зрения социолога, оставаясь
«живой», несконструированной, отражающей практические проблемы людей. Это —
и возможность сохранить теоретическую «научность», исключая при этом
неизбежный метафизический и мировоззренческий груз общего социально-
философского учения. Это — и смысловая и понятийная наглядность, что
особенно характерно для его «теории среднего радиуса действия»,
демонстрирующей свою инструментальность, убедительность, интерпретативность
в глазах менеджеров и социальных исследователей несоциологического профиля.
Если Т.Парсонс уделил основное внимание анализу механизмов поддержания
«социального порядка», то Р.Мертон сосредоточил свои усилия на изучении
дисфункциональ-ных явлений, возникающих вследствие напряжений и
противоречий в социальной жизни.
Классическим примером социологического анализа Р.Мертона, построенного
на основе «теории среднего радиуса действия», является рассмотрение им
отклоняющегося поведения и аномии. Согласно его утверждению, социальная
аномия — это особое нравственно-психологическое состояние индивидуального и
общественного сознания, которое характеризуется разложением системы
моральных ценностей и вакуумом идеалов. Причина аномии — противоречие между
господствующими в обществе индивидуалистическими «нормами-целями» культуры
(стремления к богатству, власти, успеху, выступающие в качестве установок и
мотивов личности) и существующими институтами, санкционированными
средствами достижения этих целей. Они-то как раз, подчеркивает Мертон,
практически лишают подавляющее большинство американцев всякой возможности
реализовать поставленные цели законным путем. Это противоречие лежит в
основе преступности, апатии и разочарования в жизни. Мертон рассматривает
это противоречие не как продукт капиталистического строя, а как всеобщий
конфликт, типичный для индустриального общества.
Все виды социального поведения, в том числе и отклоняющегося, в
зависимости от того, принимает человек или нет культурные нормы, Р.Мертон
делит на пять типов индивидуальной адаптации:
— конформизм, когда социальные цели общества и способы их достижения
принимаются полностью (лояльные, спокойные и законопослушные граждане);
— инновационность, когда принимаются социальные цели, но не способы их
достижения (рэкет, воровство, подделка денег, злоупотребления, обман);
— ритуализм — социальные цели не осмысливаются, но способы их
достижения неколебимы и священны (стяжательство, махинации, подлоги и др.);
— ретритизм — отрицание и того и другого (анархизм, наркомания,
бродяжничество);
— мятеж, бунт — замена и первого и второго (политический терроризм,
борьба за свободу, революционность, радикализм).
Этот пример мертоновского подхода к острым социальным проблемам
демонстрирует две стороны его учения:
стремление к утверждению стабильности в обществе и выявление условий,
которые ее ограничивают.



2. Социальные организации.

Основные черты социальной организации Социальные институты тесно
связаны с социальными организациями. Многие социологи называют социальные
организации разновидностью социального института — сложными институтами.
Термин « организация» применяется очень широко. В кибернетике,
экономике, биологии, технических науках он выступает синонимом
упорядоченности. В социологии объектом упорядоченности являются индивиды,
социальные группы и общности, включенные в совместную деятельность и
выполняющие определенные социальные функции.
Социальная организация, по А. И. Пригожину, имеет ряд характерных черт:
1) Она обладает целевой природой, поскольку создается для реализации
определенных целей и оценивается через целедостижение. Это означает, что
организация представляет собой средство и инструмент обеспечения функции
объединения и регламентации поведения людей ради такой цели, которая не
может быть достигнута людьми порознь, в одиночку.
2) Ради достижения цели члены организации вынуждены распределиться по
ролям и статусам. Следовательно, социальная организация представляет собой
сложную взаимосвязанную систему социальных позиций и ролей, которые
исполняются входящими в нее членами. Социальная организация дает человеку
возможность удовлетворить свои потребности и интересы в тех пределах,
которые устанавливаются социальным статусом человека, социальными ролями,
которые ему предписаны, социальными нормами и ценностями, принятыми в
данной социальной организации.
3) Организация возникает на основе разделения труда и его специализации
по функциональному признаку. Поэтому в социальных организациях имеют место
различные горизонтальные структуры. Однако более существенным для понимания
организации является то, что они всегда строятся по вертикальному
(иерархическому) признаку, в котором довольно четко выделяются управляющая
и. управляемая подсистемы. Необходимость управляющей системы вызвана
потребностью координации разнонаправленной деятельности горизонтальных
структур. Иерархичность же построения организации обеспечивает достижение
единства цели, придает ей устойчивость и эффективность.
4) Управляющие подсистемы создают свои специфические средства
регулирования и контроля за деятельностью организации. Среди этих средств
значительную роль играют так называемые институциональные, или
внутриорганизационные нормы, то есть нормы, которые создаются деятельностью
особых институтов, обладающих на это особыми полномочиями. Данные институты
осуществляют и проводят нормативные требования в жизнь, поддерживают их
своей особой властью и влиянием, контролируют их осуществление и применяют
свои санкции.
На основе действия этих четырех факторов возникает определенный
организационный порядок как система относительно стабильных целей, связей и
норм, регулирующих организационные связи, взаимодействия и отношения.
5) Социальные организации представляют собой целостную социальную
систему. А целое, как отмечалось выше, больше своих частей. Поэтому на базе
соединения различных элементов организации в целое создается
организационный, или кооперативный, эффект. Организационный эффект означает
синерппо, прирост дополнительной энергии, превышающий сумму индивидуальных
усилий ее участников. Из чего же складывается этот эффект? Исследователи
организации называют три основных его составляющих: а) организация
объединяет усилия многих своих членов, уже простая массовость, то есть
одновременность многих усилий, дает прирост энергии; б) сами единицы —
элементы организации, включаясь в нее, становятся несколько иными: они
превращаются в частично специализированные, а, следовательно,
однонаправленные элементы, выполняющие лишь определенную функцию. Эта
специализированная однонаправленность действия индивида позволяет также
усилить его энергию, поскольку энергия концентрируется в одной точке, в)
благодаря управляющей подсистеме действия людей синхронизируются, а это
также служит мощным источником повышения общей энергии организации.
формальные и неформальные организации. Бюрократия как социальное
явление
Наряду с выделением характерных черт организации социологи предлагают
определенную их типологию. Наиболее часто различаются формальные и
неформальные организации. Критерием этого разграничения, как следует из
названных типов организации, служит степень формализации существующих в них
связей, взаимодействий и отношений. А. И. Пригожин характеризует формальную
организацию как способ организационного построения на основе социальной
формализации связей, статусов и норм. В основе формальной организации лежит
разделение труда, возникающее как результат необходимой специализации.
Разделение труда выступает в виде системы статусов — должностей, каждая из
которых наделена специфическими функциями таким образом, что все
функциональные задачи оказываются распределенными между членами
организации. Должностные статусы упорядочиваются в иерархическую структуру
по сходству функциональных задач, в различные организационные подразделения
по принципу руководящие — подчиненные, в лестницу зависимостей между
низшими (подчиненными) и высшими (руководящими).
Формальная организация обеспечивает прохождение деловой информации,
необходимой для функционального взаимодействия. Она включает в себя
различные регуляторы, нормирующие и планирующие деятельность данной
социальной организации: нормы и образцы служебного поведения, программы
деятельности, принципы и нормы вознаграждения. Формальная организация
рациональна, то есть в ее основе лежит принцип целесообразности,
сознательного движения к известной цели. Она принципиально безлична, то
есть рассчитана на абстрактных индивидов, между которыми не предусмотрено
никаких отношений, кроме служебных, проходящих по определенной программе.
Формальная организация имеет сильную тенденцию превращаться в
бюрократическую систему. В социологии существуют противоположные оценки и
характеристики этой системы. М. Вебер высоко оценивал возможности
бюрократии и считал ее развитие положительной перспективой исторического
процесса. По Веберу, идеальный тип бюрократии включает следующие свойства:
управленческая деятельность осуществляется постоянно; установлена сфера
власти и компетенции каждого уровня и индивида в аппарате управления:
иерархия образует основной принцип контроля за чиновником, последний
отделен от собственности на средства управления, а должность отделена от
индивида, выполняющего административные функции; управленческая
деятельность становится особой профессией; существует система образования
по подготовке чиновников, управленческие функции документируются; в
управлении господствует принцип безличности.
Главное достоинство бюрократии, по Веберу, — это высокая хозяйственно-
экономическая эффективность: точность, быстрота, знания, постоянство
управленческого процесса, служебная тайна, единоначалие, субординация,
сведение к минимуму конфликтов и экономичность. Таковы основные достоинства
бюрократического управления организацией. Главный же недостаток —
игнорирование специфики конфликтных ситуаций, действия по шаблону,
отсутствие необходимой гибкости. М. Вебер считал, что можно выработать
определенные гарантии от бюрократических недостатков и злоупотреблений
властью.
Веберовская теория бюрократии подвергается критике в современной
социологии организаций с разных позиций. Т. Парсонс, А. Голднер и др.
считают, что два типа власти — на основе положения в иерархии и
профессионального знания—противоречат друг другу.Власть бюрократа
базируется на праве приказа, и поэтому подчинение ему не является
добровольным. Подчинение специалисту связано с признанием его социального и
профессионального статуса и поэтому добровольно. Противоречие между этими
двумя основаниями власти может быть основой постоянных конфликтов. Главной
практической проблемой современных организаций яв

Новинки рефератов ::

Реферат: Работоспособность водителя (Транспорт)


Реферат: Свойства алюминия и его сплавов (Технология)


Реферат: Жизненный цикл фирмы (Менеджмент)


Реферат: Лекции по статистике промышленности (Статистика)


Реферат: Бородинское сражение (История)


Реферат: Беспозвоночные (актинии и медузы) (Биология)


Реферат: Памятник усадебной культуры XIX века, усадьба Отрада (Культурология)


Реферат: Общие сведения о Канаде 1990-2001гг (История)


Реферат: Малый бизнес характерные черты, преимущества и проблемы с социально-культурой сфере (Право)


Реферат: Программа по курсу "Общая социология для школьников" (Социология)


Реферат: А.С.Пушкин в театральных креслах Петербурга (Искусство и культура)


Реферат: Налогообложение прибыли и доходов иностранных представительств на территории РФ (Налоги)


Реферат: Билеты по менеджменту за 1 семестр 2-го курса (2003г.) (Менеджмент)


Реферат: Ответы на вопросы по курсу "Системное программирование" (Компьютеры)


Реферат: Изучение эмпатии у родителей младших школьников (Педагогика)


Реферат: Аграрное право (Государство и право)


Реферат: Ортега-и-Гассет Хосе (Философия)


Реферат: Роль примера в воспитании (Педагогика)


Реферат: Водопроводная сеть города (Технология)


Реферат: Методы изучения музыкальных произведений крупной формы в старших классах общеобразовательной школы (Педагогика)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист