GeoSELECT.ru



Бухгалтерский учет / Реферат: Бухгалтерский учет в бюджетных учреждениях (Бухгалтерский учет)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Бухгалтерский учет в бюджетных учреждениях (Бухгалтерский учет)


План

1. Организация бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях.
3
2. Учет нематериальных активов и долгосрочных финансовых вложений. 4
3. Инвентаризация имущества и финансовых обязательств.
7
Задача
9
Библиографический список
14



1. Организация бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях.
Требования к ведению бухгалтерского учета. Организация ведет
бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных операций (фактов
хозяйственной деятельности) путем двойной записи на взаимосвязанных счетах
бухгалтерского учета, включенных в рабочий план счетов бухгалтерского
учета.
Рабочий план счетов бухгалтерского учета утверждается организацией на
основе Плана счетов бухгалтерского учета, утверждаемого Министерством
финансов Российской Федерации.
Новый План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной
деятельности организации и Инструкция по его применению, вводимые в
действие с 1 января 2001 г., утверждены приказом Минфина РФ от 31 октября
2000 г. N 94н
Переход к применению нового Плана счетов разрешается осуществить в
течение 2001 года по мере готовности организации
Бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных операций
(фактов хозяйственной деятельности) ведется в валюте Российской Федерации -
в рублях. Документирование имущества, обязательств и иных фактов
хозяйственной деятельности, ведение регистров бухгалтерского учета и
бухгалтерской отчетности осуществляется на русском языке. Первичные учетные
документы, составленные на иных языках, должны иметь построчный перевод на
русский язык.
Для ведения бухгалтерского учета в организации формируется учетная
политика, предполагающая имущественную обособленность и непрерывность
деятельности организации, последовательность применения учетной политики, а
также временную определенность фактов хозяйственной деятельности.
Учетная политика организации должна отвечать требованиям полноты,
осмотрительности, приоритета содержания перед формой, непротиворечивости и
рациональности.
В бухгалтерском учете организации текущие затраты на производство
продукции, выполнение работ и оказание услуг и затраты, связанные с
капитальными и финансовыми вложениями, учитываются раздельно.

2. Учет нематериальных активов и долгосрочных финансовых вложений.
К нематериальным активам, используемым в хозяйственной деятельности в
течение периода, превышающего 12 месяцев, и приносящим доход, относятся
права, возникающие:
из авторских и иных договоров на произведения науки, литературы,
искусства и объекты смежных прав, на программы для ЭВМ, базы данных и др.;
из патентов на изобретения, промышленные образцы, селекционные
достижения, из свидетельств на полезные модели, товарные знаки и знаки
обслуживания или лицензионных договоров на их использование;
из прав на "ноу-хау" и др.
Кроме того, к нематериальным активам могут относиться организационные
расходы (расходы, связанные с образованием юридического лица, признанные в
соответствии с учредительными документами вкладом участников (учредителей)
в уставный (складочный) капитал), а также деловая репутация организации.
(Положение по бухгалтерскому учету "Учет нематериальных активов" ПБУ
14/2000, утвержденное приказом Минфина РФ от 16 октября 2000 г. N 91н)
Стоимость объектов нематериальных активов погашается путем начисления
амортизации в течение установленного срока их полезного использования.
По объектам, по которым производится погашение стоимости, амортизационные
отчисления определяются одним из следующих способов:
линейный способ исходя из норм, исчисленных организацией на основе срока
их полезного использования;
способ списания стоимости пропорционально объему продукции (работ,
услуг).
По нематериальным активам, по которым невозможно определить срок
полезного использования, нормы амортизационных отчислений устанавливаются в
расчете на двадцать лет (но не более срока деятельности организации).
Начисление амортизации нематериальных активов производится независимо от
результатов деятельности организации в отчетном периоде.
Приобретенная деловая репутация организации должна быть скорректирована в
течение двадцати лет (но не более срока деятельности организации).
Амортизационные отчисления по положительной деловой репутации организации
отражаются в бухгалтерском учете путем уменьшения ее первоначальной
стоимости. Отрицательная деловая репутация организации равномерно
списывается на финансовые результаты организации как операционные доходы.
Нематериальные активы отражаются в бухгалтерском балансе по остаточной
стоимости, т.е. по фактическим затратам на приобретение, изготовление и
затратам по их доведению до состояния, в котором они пригодны к
использованию в запланированных целях, за минусом начисленной амортизации.
К финансовым вложениям относятся инвестиции организации в государственные
ценные бумаги, облигации и иные ценные бумаги других организаций в уставные
(складочные) капиталы других организаций, а также предоставленные другим
организациям займы.
Финансовые вложения принимаются к учету в сумме фактических затрат для
инвестора. По долговым ценным бумагам разрешается разницу между суммой
фактических затрат на приобретение и номинальной стоимостью в течение срока
их обращения равномерно по мере начисления причитающегося по ним дохода
относить на финансовые результаты у коммерческой организации или увеличение
расходов у некоммерческой организации.
Организации, действующие в качестве профессиональных участников рынка
ценных бумаг, могут производить переоценку вложений в ценные бумаги,
приобретаемые с целью получения дохода от их реализации, по мере изменения
котировки на фондовой бирже.
Объекты финансовых вложений (кроме займов), не оплаченные полностью,
показываются в активе бухгалтерского баланса в полной сумме фактических
затрат их приобретения по договору с отнесением непогашенной суммы по
статье кредиторов в пассиве бухгалтерского баланса в случаях, когда к
инвестору перешли права на объект. В остальных случаях суммы, внесенные в
счет подлежащих приобретению объектов финансовых вложений, показываются в
активе бухгалтерского баланса по статье дебиторов.
Вложения организации в акции других организаций, котирующиеся на фондовой
бирже, котировка которых регулярно публикуется, при составлении
бухгалтерского баланса отражаются на конец отчетного года по рыночной
стоимости, если последняя ниже стоимости, принятой к бухгалтерскому учету.
На указанную разность производится образование в конце отчетного года
резерва под обесценение вложений в ценные бумаги за счет финансовых
результатов у коммерческой организации или увеличение расходов у
некоммерческой организации.



3. Инвентаризация имущества и финансовых обязательств.
Для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и бухгалтерской
отчетности организации обязаны проводить инвентаризацию имущества и
обязательств, в ходе которой проверяются и документально подтверждаются их
наличие, состояние и оценка.
Порядок (количество инвентаризаций в отчетном году, даты их проведения,
перечень имущества и обязательств, проверяемых при каждой из них, и т.д.)
проведения инвентаризации определяются руководителем организации, за
исключением случаев, когда проведение инвентаризации обязательно.
Проведение инвентаризации обязательно:
при передаче имущества в аренду, выкупе, продаже, а также при
преобразовании государственного или муниципального унитарного предприятия;
перед составлением годовой бухгалтерской отчетности (кроме имущества,
инвентаризация которого проводилась не ранее 1 октября отчетного года).
Инвентаризация основных средств может проводиться один раз в три года, а
библиотечных фондов - один раз в пять лет. В организациях, расположенных в
районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, инвентаризация
товаров, сырья и материалов может проводиться в период их наименьших
остатков);
при смене материально ответственных лиц;
при выявлении фактов хищения, злоупотребления или порчи имущества;
в случае стихийного бедствия, пожара или других чрезвычайных ситуаций,
вызванных экстремальными условиями;
при реорганизации или ликвидации организации;
в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Выявленные при инвентаризации расхождения между фактическим наличием
имущества и данными бухгалтерского учета отражаются на счетах
бухгалтерского учета в следующем порядке:
а) излишек имущества приходуется по рыночной стоимости на дату проведения
инвентаризации и соответствующая сумма зачисляется на финансовые результаты
у коммерческой организации или увеличение доходов у некоммерческой
организации;
б) недостача имущества и его порча в пределах норм естественной убыли
относятся на издержки производства или обращения (расходы), сверх норм - за
счет виновных лиц. Если виновные лица не установлены или суд отказал во
взыскании убытков с них, то убытки от недостачи имущества и его порчи
списываются на финансовые результаты у коммерческой организации или
увеличение расходов у некоммерческой организации.
Практическое задание.

1. Запишите все хозяйственные операции за декабрь 200_г. в
регистрационный журнал.
2. На основании данных регистрационного журнала составьте оборотную
ведомость по субсчетам за декабрь 200_г.
3. Составьте баланс на 1 января 200_г.
Ведомость остатков по счетам на 01.12.2003г.


|Шифр |Наименование субсчета |Дт |Кт |
|010 |Здания |878 000 | |
|011 |Сооружения |272 000 | |
|013 |Машины и оборудование |15 000 | |
|015 |Транспортные средства |562 000 | |
|020 |Износ основных средств | |25 105 |
|061 |Продукты питания |3 947 | |
|062 |Медикаменты и перевязочные средства |42 150 | |
|063 |Хозяйственные материалы и канцелярские |11 230 | |
| |принадлежности | | |
|064 |Топливо, горючие и смазочные материалы |7 175 | |
|065 |Специальные материалы |15 473 | |
|067 |Прочие материалы |11 170 | |
|070 |Малоценные предметы на складе |9 420 | |
|071 |Малоценные предметы в эксплуатации |754 | |
|091 |Средства федерального бюджета на расходы |14 500 | |
| |учреждения | | |
|110 |Целевые средства и безвозмездные |10 200 | |
| |поступления | | |
|120 |Касса |2 105 | |
|140 |Расчеты по финансированию из бюджета на | |3 844 000 |
| |расходы учреждения и другие предприятия | | |
|172 |Расчеты по специальным видам платежей |15 750 | |
|173 |Расчеты по платежам в бюджет | |5 180 |
|178 |Расчеты с прочими дебиторами и кредиторами| |13 680 |
|180 |Расчеты по оплате труда | |125 000 |
|200 |Расходы по бюджету на содержание |3 864 360 | |
| |учреждения и другие мероприятия | | |
|225 |Расходы по целевым средствам на содержание|100 000 | |
| |учреждения и другие мероприятия | | |
|250 |Фонд в основных средствах | |1 701 895 |
|260 |Фонд в малоценных предметах | |10 174 |
|270 |Целевые средства на содержание учреждения | |110 200 |
| |и другие мероприятия | | |
Журнал хозяйственных операций за декабрь 2003 года.

|№ |Содержание операции |Сумма, руб |Дебет |Кредит |
|опера| | | | |
|ции | | | | |
|1. |Платежное поручение. Поступило | 125 000 |091 |180 |
| |финансирование от | | | |
| |Финансово-экономического управления | | | |
| |по предметной статье 110110 на | | | |
| |оплату труда гражданских служащих | | | |
|2. |Акт приемки-передачи | |015 |250 |
| |Получен от Финансово-экономического | |250 |020 |
| |управления бывший в употреблении | | | |
| |автомобиль ЗИЛ-130: | | | |
| |первоначальная стоимость |18 720 | | |
| |износ |6 700 | | |
|3. |Инвентаризационно-слечительная |540 |260 |070 |
| |ведомость | |170 |173 |
| |При проведении на складе | | | |
| |инвентаризации выявлена недостача | | | |
| |малоценных предметов, подлежащая | | | |
| |перечислению в федеральный бюджет | | | |
|4. |Приходный кассовый ордер |125 000 |120 |091 |
| |Получено по чеку №000071 из банка на| | | |
| |оплату труда гражданских служащих | | | |
|5. |Расходный кассовый ордер |123 600 |180 |120 |
| |По раздаточной ведомости №41 выдана | | | |
| |из кассы заработная плата | | | |
| |гражданскому персоналу | | | |
|6. |Депонирована не выданная в срок |1 400 |180 |177 |
| |заработная плата | | | |
|7. |Возвращена на расчетный счет не |1 400 |091 |120 |
| |выплаченная в срок (депонированная) | | | |
| |заработная плата | | | |
|8. |Расходный кассовый ордер |2 000 |160 |120 |
| |Заместителю командира в/части по | | | |
| |тылу майору А.В.Иванову выдана из | | | |
| |кассу подотчетная сумма на | | | |
| |приобретение материалов для | | | |
| |содержания учебных классов боевой | | | |
| |подготовки за счет ст.110350 сметы | | | |
| |МО РФ | | | |
|9. |Платежное поручение |12 800 |150 |091 |
| |Оплачен счет поставщика по ранее | | | |
| |полученным и оприходованным основным| | | |
| |средствам за счет выделенных средств| | | |
| |сметы МО | | | |
|10. |Счет-фактура |750 |200 |178 |
| |Воинской части предъявлен счет за | | | |
| |оказанные коммунальные услуги, | | | |
| |подлежа- | | | |
| |щие оплате за счет средств сметы МО | | | |
|11. |Накладная, наряд Получена со |3 360 |200 |063 |
| |склада колючая проволока - 300 кг | | | |
|12. |Платежное поручение | |091 |140 |
| |Поступило финансирование от | | | |
| |финансово – экономического | | | |
| |управления: |278 540 | | |
| |ст. 110120 |46 580 | | |
| |ст. 110200 |3 700 | | |
| |ст. 110300 |2 750 | | |
| |ст. 110340 |15 200 | | |
| |ст. 110400 |10 100 | | |
| |ст. 110500 |750 | | |
| |ст. 110700 |16 700 | | |
| |ст. 111000 |9 000 | | |
| |ст. 130300 |383 320 | | |
| |ИТОГО: | | | |
|13. |Авансовый отчет |1 500 |063 |160 |
| |Предъявлен авансовый отчет майором | | | |
| |А.В. Ивановым о закупке материалов | | | |
| |по ст. 110350 сметы МО | | | |
|14. |Платежное поручение |750 |178 |091 |
| |Оплачен счет за коммунальные услуги | | | |
| |по ст. 110700 сметы МО | | | |
|15. |Акт приема-передачи ОС. Платежное |10 200 |178 |110 |
| |поручение Воинской частью закуплен | |013 |178 |
| |компьютер с безналичной оплатой за | |225 |258 |
| |счет целевых средств на развитие | | | |
| |учреждения | | | |
|16. |Приходный кассовый ордер |500 |120 |160 |
| |Возвращена в кассу неиспользованная | | | |
| |подотчетная сумма майором А.В. | | | |
| |Ивановым | | | |
|17. |Инвентаризационно-слечительная |15 |120 |270 |
| |ведомость | | | |
| |При инвентаризации кассы выявлены | | | |
| |излишки наличных денег | | | |
|18. |Накладная. Получены со склада и |249 |200 |062 |
| |использованы медикаменты и | | | |
| |перевязочные средства | | | |
|19. |Выписка банка |2 500 |110 |270 |
| |Поступили суммы на премирование за | | | |
| |сбор и сдачу вторичных отходов | | | |
|20. |Приходный кассовый ордер |2 500 |120 |110 |
| |Получены из учреждения банка | | | |
| |денежные средства для выдачи премий | | | |
| |личному составу за сбор и сдачу | | | |
| |вторичного сырья | | | |
|21. |Расчет бухгалтерии |1 690 |193 |180 |
| |Начислено рабочим и служащим по | | | |
| |времен- | | | |
| |Ной нетрудоспособности | | | |
|22. |Расчет бухгалтерии | |200 |180 |
| |По раздаточной ведомости № 17,18 | | | |
| |начислены: | |200 |188 |
| |заработная плата гражданскому |121 500 | | |
| |персоналу (ст. 110110); | | | |
| |денежное довольствие военнослужащим |278 000 | | |
| |по контракту (ст. 110120) | | | |
|23. |Расчет бухгалтерии |43 254 |200 |198 |
| |Произведено начисление единого | |200 |193 |
| |социального налога: | |200 |194 |
| |-в пенсионный фонд |34 020 | | |
| |-в фонд социального страхования |4 860 | | |
| |-в фонд обязательного медицинского |4 374 | | |
| |страхования | | | |
|24. |Расчет бухгалтерии | |180 |173 |
| |Произведены удержания от начисленной| |180 |185 |
| |заработной платы: | | | |
| |налог с доходов физических лиц |14 580 | | |
| |профсоюзных взносов |1 046 | | |
| |ИТОГО |15 626 | | |
|25. |Удержана из заработной платы |540 |180 |170 |
| |заведующего вещевым складом сумма | | | |
| |выявленной недостачи | | | |
|26. |Платежное поручение |540 |173 |091 |
| |Перечислена в соответствующий бюджет| | | |
| |сумма недостачи | | | |
|27. |Расчет бухгалтерии | |188 |187 |
| |Удержаны из начисленного денежного | |188 |172 |
| |довольствия: | | | |
| |алименты; |5 600 | | |
| |за платное питание текущего года |15 750 | | |
|28. |Платежная ведомость |2 500 |225 |120 |
| |Выданы премии военнослужащим и | | | |
| |гражданскому персоналу за сбор и | | | |
| |сдачу вторичных отходов | | | |
|29. |Расчет бухгалтерии |1 250 |250 |020 |
| |В последний рабочий день декабря | | | |
| |начислена сумма износа основных | | | |
| |средств | | | |
|30. |Расчет бухгалтерии | |140 |200 |
| |В последний день декабря списаны | | | |
| |суммы: | | | |
| |фактических расходов по бюджету; | |270 |225 |
| |фактических расходов, произведенных | | | |
| |за счет целевых средств и | | | |
| |безвозмездных поступлений на | | | |
| |содержание учреждения | | | |

Библиографический список

1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. N 145-ФЗ (с
изм. и доп. от 31 декабря 1999 г., 5 августа, 27 декабря 2000 г., 8
августа, 30 декабря 2001 г., от 29 мая, 10, 24 июля, 24 декабря 2002 г).

2. Приказ Минфина РФ от 30 декабря 1999 г. N 107н "Об утверждении нструкции
по бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях" (с изм. и доп. от 10
июля 2000 г., 9 июня 2001 г.)

3. Инструкция по бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях (утв.
приказом Минфина РФ от 30 декабря 1999 г. N 107н) (с изменениями от 10
июля 2000 г.)

4. План счетов бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях. Инструкция по
применению. – М.: «Экзамен», 2002

5. Кондраков Н.П., Кондраков И.Н. Бухгалтерский учет в бюджетных
организациях. – М.: ПБОЮЛ Грачев С.М., 2001

6. Коробкова О.К., Нигматулина А.Д. Бухгалтерский учет в бюджетных
учреждениях. – Хабаровск, ХГАЭП, 2001

7. Маклева Г.И., Артюхин Р.Е. Комментарии к инструкции по бухгалтерскому
учету в бюджетных учреждениях. – М.: МЦФЭР, 2001







Реферат на тему: Бухгалтерский учет в западных странах
Глава 3
Двойная бухгалтерия получает признание в Европе (XV—XVIIIBB.)
На старом поле каждый год родится новая пшеница. Из старых книг, как срок
придет, познанье новое родится.
Д. Чосер
В недрах старого средневекового общества медленно и неотвратимо зарождался
капитализм. Его носителями были смелые, хищные, умные и безжалостные люди,
конкистадоры коммерческого мира. Им в джунглях хозяйственной жизни были
нужны новые приемы и методы, более точные и совершенные ориентиры. То, что
они искали, они обрели в двойной бухгалтерии.
Зародившись в Италии, диграфическая парадигма начинает стремительно
распространяться в Западной Европе; в этом победном шествии она покоряет
умы купцов и банкиров, бухгалтеров и счетоводов, предпринимателей и
государственных деятелей, страну за строной.
Бухгалтерский учет на родине двойной записи
У истоков итальянской бухгалтерии мы находим учетные регистры Древнего
Рима. Когда Codex rationum domesticorum стали вести в денежном измерителе,
тогда он превратился в Главную книгу, когда в нее безвестные бухгалтеры
внесли счет Капитала, — появилась двойная запись. Сначала бухгалтерия
развивалась почти самостоятельно в кажой фирме. Потом появились
типографские книги, возникла «печатная бухгалтерия». Ее появление связано с
двумя именами: Б. Котрульи и Л. Пачоли.
Бенедетго Котрульи — купец ^из Рагузы (Дубровник), автор книги «О торговле
и совершенном купце». Рукопись написана в 1458 г. Патризи [отредактировал и
издал ее в 1573 г., т. е. через 115 лет со времени написания. В 1602 г.
вышло второе, а в 1990 г. — третье издание этой книги. Последнее издание
было вызвано тем, что современный историк Уго Тукки выявил существенные
искажения и пропуски, допущенные Патризи. В частности, ' первые два издания
позволяли утверждать, что у Котрульи нет счета Убытков и прибылей.
Лука Пачоли (1445—1517) — математик с мировым именем, человек
универсальных знаний, ученик Пьеро делла Франческа и Леона Баттиста
Альберта, друг и учитель Леонардо да Винчи*. Слава Пачоли зиждется на
знаменитом XI Трактате о счетах и записях, помещенном в фундаментальном
труде — «Сумма арифметики, геометрии, учения о пропорциях и отношениях»
(1494).
Трактат был напечатан на четыре года раньше книг Аристотеля и на
восемнадцать лет — Платона. Он был переведен на множество языков, и по
степени влияния на учет с ним не может сравниться ни один труд.
Но мы жестоко ошибемся, если сведем всю историю учета Италии к этим двум
именам. На Апеннинском полуострове мы находим плеяду блестящих
исследователей, труды которых, сейчас уже «размытые давностью лет и
безразличием» (XJI. Борхес), на многие годы определяли судьбу нашего дела.
Цель учета. Постараемся реконструировать взгляды пионеров учета и прежде
всего посмотрим, как они понимали, с нашей точки зрения, главное — цель
учета: «Это, — писал Пачоли, — ведение своих дел в должном порядке и как
следует, чтобы можно было без задержки получить всякие сведения, как
относительно долгов, так и требований». [Пачоли, с. 12]. Таким образом, уже
в первой бухгалтерской работе подчеркивалось, что учет ведется в целях
оперативного выявления величины долгов и требований (юридическая природа
учета) и надлежащего устройства своих дел (экономическая природа учета).
Итак, с первых шагов возникают как бы две взаимосвязанные цели. Вплоть до
XX в. первая цель — чисто контрольная, или, как скажет Анжело ди Пиетро
(1550—1590), «охранительная» функция, будет считаться основной — главной.
Потом, начиная с труда Бастиано Вентури (1655), на первое место выдвигается
цель, связанная с управлением хозяйственными процессами. Вентури, в
частности, считал, что бухгалтер должен определить
монастыря. XVI в.
Русские, — писал замечательный философ Н-А.Бердяев, — максималисты, и
именно то, что представляется утопией, в России
«наиболее реалистично» [Бердяев, 1990, с. 263]. Эта мысль отражает всю суть
русской интеллектуальной жизни. Деление бухгалтерского учета на
счетоведение (теорию) — занятие преимущественно утопическое с точки зрения
подавляющего числа бухгалтеров, и счетоводство (практику) — занятие нужное,
каждодневное, скучное, лежит в рамках русской культурной традиции, а эта
традиция требует рассмотрения любой проблемы не столько путем исследования,
сколько или путем осуждения или прославления, или — анафемы или акафиста.
Такой вывод можно сделать, рассматривая историю учета за последние
одиннадцать веков.
Это многовековая панорама эволюции учетной мысли носит довольно
своеобразный характер, суть которого можно свести к тому, что в России
экономическая жизнь никогда не протекала вне государственного контроля,
поэтому и учет всегда был предметом государственной регламентации, а
история бухгалтерии в России — это история государственного влияния на учет
и его представителей — бухгалтеров.
Принципы русской бухгалтерии*
Идея государственности пронизывает всю русскую историю, но эта идея,
преломленная через духовный склад нашего народа, привела к весьма
своеобразному типу учета. Рассматривая его многовековую историю, можно
выделить целый рад существенных принципов, определяющих глубинные
содержательные основы российской учетной мысли. Менялись века, менялись
нравы, но человек с его генофондом, с его менталитетом оставался самим
собой даже тогда, когда не сознавал этого, или, может быть, он и оставался
самим собой именно потому, что не догадывался об этом.
Раздел написан совместно с В.В. Ковалевым.
Предваряя анализ частных явлений русской бухгалтерской истории, следует
прежде всего выделить те принципы, которые на протяжении всей ее истории
составляли, составляют и будут составлять ее сущность.
Считается, что Русское государство возникло в 862 г., и можно только
предполагать, что первые полтора века на территории Восточно-Европейской
равнины применялись самые примитивные учетные приемы, связанные со сбором
дани (налогов) и регистрацией торговых оборотов. Государственное хозяйство
рассматривалось как частная собственность его владельца — князя, именно
поэтому размеры податей (дани) не регламентировались. Князь (власть) мог
взять все, что считал нужным для себя и излишним для податного населения.
Эта черта хозяйственного быта оказала огромное влияние и на русский учет,
сформировав его первый принцип, так или иначе просуществовавший на
протяжении всей нашей истории:
государство является собственником всего или почти всего имущества,
находящегося в стране.
Должен быть единый орган, регламентирующий порядок учетных записей, и, что
еще более важно, в обществе вертикальные правовые отношения преобладают над
горизонтальными, частная (личная) собственность носит подчиненный характер,
и каждый человек отдает все князю (государству) и все от него получает.
Величайший скачок развитию учетной мысли дало принятие Русью христианства,
православной религии. Это способствовало созданию множества монастырей,
ведущих по тем временам огромную и довольно разнообразную хозяйственную
деятельность. Именно в монастырях под влиянием византийской учетной мысли
[Неволин, с. 446—447] родились многие идеи русской^ бухгалтерии,
сформировался ее дух. За монастырскими стенами возник второй принцип
русской бухгалтерии:
за каждый имущественный объект отвечает строго определенное лицо
(материально ответственное лицо) или группа лиц.
Ответственность была не только материальной, но и уголовной — личной. (В
случае недостачи виновного избивали, лишали жизни, а уже много позже Иван
Семенович Пересветов, известный публицист XVI в., советовал в помещении
складов прибивать к стенам кожу бывших кладовщиков, допустивших недостачу.
Это было бы предупреждением для вновь принятых на работу.)
Принцип ответственности приводил к созданию весьма изощренной учетной
техники, которая требовала строгого разделения учетных регистров,
предназначенных для фиксации поступления и отпуска денег и других
ценностей; последовательного проведения инвентаризаций (причем учетные
остатки сверялись с натурными, а не наоборот).
Следующий этап развития учета в России совпал с эпохой татарского ига.
Новые хозяева попытались сразу навязать, как бы мы теперь сказали, свои
учетные стандарты, коренным образом изменив налогообложение. Именно татары,
пренебрегая русской национальной традицией, пытались ввести персональное
налогообложение — подать стала подушной, ее должен был платить каждый
мужчина без различия состояния и возраста. Для этого была впервые*
проведена перепись населения [Пайпс, с. 80]. Она не была статистическим
учетом населения, а была бухгалтерской инвентаризацией людей, «положенных в
число». Так возник третий принцип русской бухгалтерии:
человек — объект учета, ибо каждый человек так или иначе подотчетен. Однако
привнесенное извне персональное налогообложение и учет расчетов по дани не
просуществовали долго. В России, возникла новая национальная окладная
единица — соха. Дело в том, что в нашей стране всегда были сильны
уравнительные тенденции и убеждения в конечном торжестве справедливости.
Подавляющее большинство налогоплательщиков считало несправедливым то, что и
богатые, и бедные выплачивают одинаковые подати (налоги). Это привело к
возникновению круговой поруки, которая предопределила четвертый учетный
принцип:
платеж несет общество и недоимка любого из его членов возмещается
остальными членами мира, общества (коллектива).
Этот принцип доживет до наших дней в форме так называемой коллективной
(бригадной) материальной ответственности.
С XV по XVII в. Россия как бы консервирует политическую, экономическую и
культурную жизнь. В учете незаметно каких-либо иноземных влияний, однако
развиваются старые и формируются три новых принципа. Вводятся твердые
задания не только в государственных, но и в частных хозяйствах. Каждому
работнику задается урок — своеобразное «плановое задание», «норма
выработки». В связи с этим пятый принцип учета:
каждый работник должен получить урок, т. е. сколько, какой именно
работы и в какие сроки он должен выполнить.
Это имело своим следствием желание работника получить как можно меньшее
задание, а сделать, в случае стимулирования, как можно больше, чтобы иметь
право на добавочные «кормовые». Система уроков получает широкое развитие в
имениях, где складывается крепостное право. (Уроки, особенно в сельском
хозяйстве, предполагали применение выборочного метода, лишенного, конечно,
математического обоснования.) Много веков спустя эта национальная идея
уроков приведет к трансформации амери канской системы «стандарт-костс» в
советский нормативный метод учета.
В средневековой России торговля, особенно мелочная, была относительно
развита. В одной из самых распространенных книг XVI в. — «Домострое» —
читаем: «А которые в лавках торгуют: — ино с теми в вечере и на упокой, на
всякую неделю, самому государю надо быть сличиться с ними в приходе и в
расходе, и купле и продаже», т. е. предполагалась коллация — выверка всех
расчетов как дебиторской, так и кредиторской задолженности один раз в
неделю [Русская классическая библиотека, с. 57]. Таким образом, шестой
принцип учета — коллацию — можно сформулировать так:
все взаимные расчеты между лицами, участвующими в хозяйственной
деятельности, должны быть выверены.
* Перепись проводилась силами китайских чиновников-баскаков в 1257 г.
Учет в России до реформ Петра I (862—1700 гг.)_____________
917
Очень важно подчеркнуть, что в это же время окончательно формируется
приоритет вертикальных административно-правовых связей и практически
игнорируются горизонтальные гражданско-правовые отношения. Сама колла-ция
трактуется как вытекающая из обычаев народа, а не из закона. И тут
возникает седьмой принцип:
обязательства перед начальником всегда важнее обязательств перед сторонними
лицами.
Этот принцип иерархии отношений, принцип, допускающий волю начальника как
источник права, необходимо всегда иметь в виду.
И отсюда вытекают сверх важные последствия для учета. Его понимают не
столько как средство управления хозяйственными процессами, сколько как
трудовую повинность, наложенную на администрацию вышестоящими начальниками.
(В настоящее время таким начальником выступает налоговая инспекция. И если
она не будет требовать отчетности, то никто ее не будет и составлять. Даже
акционеров интересуют дивиденды, а не отчеты об убытках и прибылях.)
Развитие государственного и монастырского хозяйства привело к появлению еще
одного, может быть, самого русского принципа — принципа экономии. Он
выразился прежде всего в зарождении калькуляции, что мы находим в
замечаниях настоятеля Волоколамского монастыря Иосифа Волоц-кого
(1439—1515) об исчислении себестоимости церковных треб. Цены подобных услуг
зависели от затрат на содержание монахов, занятых выполнением треб, а
отнюдь не от спроса и предложения. Так возник восьмой принцип:
цены предметов зависят от затрат, связанных с их производством.
Этот принцип, восходящий к идеям Платона о справедливой цене, возмещающей
труд и только труд, стал роковым и для учета, и для экономики страны. В
первом случае он требовал строжайшего исчисления себестоимости готовой
продукции и оказанных услуг, во втором — приводил или к хроническим
дефицитам, или к затовариванию. Более того, чтобы поднять доходы,
производители должны были неизменно увеличивать издержки, что вело к
нерациональному использованию материальных, трудовых и финансовых ресурсов,
а также к абсурду в нашей торговле.
И наконец, в московский период складывается необыкновенный интерес к
учетным процедурам, возникает девятый принцип — принцип обрядолюбия. Он
звучит так:
внешний вид документов, их взаимосвязи, порядок и последовательность
заполнения являются неотъемлемой частью учета; порядок важнее содержания;
казаться — важнее, чем быть.
К XVII в. сложился довольно строгий порядок описания фактов хозяйственной
жизни. Он включал: дату, текст, количество (денег, продуктов, материалов).
Однако теоретическая любовь к порядку оформления документов и регистров не
избавляла практический учет от небрежностей и ошибок. «В тех книгах, —
писал ревизор того времени, — многие тетради и листы вырезаны и выдраны, и
скребно, и чернено» и т. п.
Последующие века мало что дополнили к этим принципам.
К началу XVIII в. выявилось свойственное русскому духу метание из крайности
в крайность. Если до Петра I считалось, что у нас все самое лучшее и
передовое, а Запад погряз в грехах и пороках, то теперь общество бьшо
охвачено иной идеей: мы беспредельно отстали, у нас все самое плохое, нам
надо забыть все свое — язык, мысли, платье, учет и усвоить все чужое.
Петр так и полагал: забудем свое, усвоим чужое и сразу же войдем в число
экономически развитых и цивилизованных стран. Он ездил в Европу, и
«вернувшийся оттуда, он гладко нас обрил, и к святкам, так что чудо, в
голландцев нарядил» (А.К. Толстой).
Точно так же он пытался обрядить русский учет в «голландский фасон». Позже
его последователи будут «обряжать» русский учет во французскую, немецкую и
даже американскую форму. И как русские люди не стали голландцами,
французами, немцами, американцами, так и русская бухгалтерия, усваивая те
или иные западные приемы и методы, оставалась русской. Но к ее исконным
принципам добавился новый:
русский характер всегда готов к заимствованию чужих идеи.
К заимствованию готов, но русская традиция сознательно или бессознательно
деформирует изначальную европейскую идею, как бы национализируя ее.
Анализ принципов русской бухгалтерии позволяет сделать важный вывод. Многие
думают, что можно взять что-то хорошее в одной стране, например, систему
учета, и перенести в другую страну. Административно-командный восторг
стимулируется приказом. Издадим закон, положение, инструкцию, и все войдет
в нужную колею, старые недостатки исчезнут и все образуется.
Но опыт веков говорит об ином.
Все делают люди. И люди одной страны, одной нации — это совсем не то же,
что люди другой страны и другой нации. «То, что в других странах хорошо, —
говорил одни из героев М.М. Зощенко, — у нас часто боком выходит». И дело
не в том, что где-то хорошие люди, а где-то плохие. Суть в разной
психологии, социально-экономической инфраструктуре и особенно в
исторической традиции.
В этом отношении весьма характерен многовековой опыт нашего Отечества.
Учет в монастырских хозяйствах
Принципы, рассмотренные в предыдущем разделе, получили отражение во всех
сферах хозяйственной жизни нашей страны, но особенно в монастырях. В них
существовал сложный порядок распределения хозяйственных обязанностей:
управляющим был келарь, ему подчинялись казначей (ответственный за денежные
суммы) и старцы (ответственные за разовые работы или отдельные виды
материальных средств); кроме того, в отделениях монастырей — пустынях —
выделялись приказчики (завхозы) и строители (ревизоры). Материально
ответственными лицами должны были служить выборные цело-
вальники. Интересный материал о распределении обязанностей в монастыре
находим в Уставной грамоте строителю Киево-Печерской пустыни (1701). В i
ней предусматривались: 1) инвентаризация и взыскание недостачи с преды-
дущего строителя; 2) материальная ответственность за все ценности
распределяется солидарно с казначеем; 3) казначей хранит ключи от складов,
а строитель опечатывает склады; 4) для денежных доходов открывается
специальная книга, заполняемая строителем или казначеем,, каждая статья j
оговаривается: а) источники поступления и б) дата; после каждой статьи надо
" «прикладывать руки», такая же книга открывалась на расход; 5) учет муки
также должен вестись в двух отдельных книгах для прихода и расхода; 6) то
же относительно одежды и прочего инвентаря; 7) заполненные за год книги
должны быть присланы архиепископу в Холмогоры [Архангельские...].
Сведения об урожае записывались в ужимные и умолотные книги, которые велись
земскими или церковными дьячками. Заполненные книги, как отчет, «за
поповьми руками, прислати» [Акты археографической..., т. III].
Списание продуктов оформлялось записями в специальной столовой книге. Вот
образец такой записи: «Декабря в 5 день, на помин по боярине по князе Иване
Ивановичу Шуйском, во иноцех схимнике Ионе, выдано в приспешню подкеларнице
старице Федосье Гарской в стол четверик муки пшеничной на пироги да на
блины, четверик муки овсяной, полтретника круп овсяных, полтретника круп
гречневых: кормили протопопа с братьею» [Владимирские...].
,
Весьма важным выводом из системы учета XVII в. надо признать то, что учет
прихода всегда был отделен от учета расхода, при этом 1) достигался больший
контроль за ценностями, в частности, материально ответственные лица не
знали учетных остатков; 2) достигалось большее удобство в хронологической
регистрации фактов хозяйственной жизни.
Продолжительность отчетного периода колебалась. Так, по данным приходно-
расходньгх книг: Павлов Обнорский монастырь (1568—1570) — пребывание в
должности ответственного лица (Русская историческая библиотека, т. 37];
Корнильев Коменский монастырь (1576—1578) — год [Летопись, вып. 5]; Болдин
Дорогобужский монастырь (1585—1589) — год; а с 1605—1607 гг. — по должности
[там же]; Богословский монастырь (1673—1687) — год [Труды рязанской ученой
архивной комиссии, т. XVIII]; Троицкий монастырь — два раза в год весной и
осенью [Шаховская, с. 75]. Отчетность сопровождалась инвентаризацией,
причем не натуральные остатки сличались с учетными, а, наоборот, учетные —
с натуральными. Сверка учетных книг с наличностью в случае благоприятного
исхода дел оформлялась такой записью: «и приход с расходом сошелся (к
расходу прибавлялась денежная наличность. — Я.С.), а побегу на него нет
ничего» (Русская историческая библиотека, т. 12].

Надо заметить, что и калькуляция, очевидно, зародилась в монастырях
[Хрущев, с. 255-260].
С начала XVIII в. значение монастырей в народном хозяйстве снижается,
а в 1764 г. их земельная собственность была секуляризирована.
'
Учет в строительстве и промышленности
Из XVII в. до нас дошло несколько учетных памятников, позволяющих
реконструировать систему учета. Так, при возобновлении стенной иконописи в
Московском Успенском соборе в 1642—1643 гг. была установлена следующая
схема документации: 1) указ; 2) смета; 3) приходная книга денег; 4)
расходная книга денег; 5) отдельные книги для прихода и расхода пшеницы,
клея, воска, свечей, бумаги, гвоздей; 6) книги выполненных работ. В делах о
строительстве первого русского корабля «Орел» сохранился отчет за 1667—1671
гг., содержащий ряд книг, из которых следует: выдано целовальникам денег за
снасти и припасы — 1710 р. 23 алт. 4 деньги, за припасы — 84 р. 10 алт.;
все строительство обошлось в 9021 р. 25 алт. 2 деньги [Дополнения к
актам..., т. V]. Это первые памятники учета в судостроительной
промышленности России. Строительство Гостиного двора в Архангельске
обошлось в 1670 г. в 6579 р. 3 алт. 4 деньги [там же, т. VI]. Сохранилась
«Сметная роспись материалов и расходов по исправлению в Новгороде
Каменного, Софийского, деревянного на Торговой стороне и Земляного
городов», составленная 31 января 1649 г. (там же, т. III].
Собственно производственный учет складывается в России во второй половине
XVII в. Так, в Арзамасе было организовано производство поташа. Сохранились
книги Арзамасских и Барминских будных (строительных) станов 1679—1680 гг.
Здесь имеются: 1) приходно-расходная Главная книга, содержащая сплошной
учет; 2) именная книга (ресконтро рабочих и служащих);
3) сметная (калькуляционная) книга. Главная книга заполнялась по данным
учета целовальников. В именной книге платежная ведомость сгруппирована по
месту жительства лиц, имеющих прогулы и не имеющих таковых. Вот пример
записи: «Деревня Кузатовы: Оска Иванов — дано ему два рубли, восемь алтын,
две деньги, заработал два рубли, четыре алтына, три деньги без полумортки
прогулял две недели, за прогульные недели довелось на нем денег взять три
алтына, пять денег с полумортского». Сметная книга, напротив, содержит
укрупненные статьи (итоги) Главной [Чтения..., кн.-З]. Бухгалтером на
Арзамасских складах был Алексей Юдин.
Ознакомление с учетом, который вел Афанасий Фонвизин по Тульским и
Каширским металлургическим заводам, показывает, что имели значение три
книги: 1) переписная, содержащая инвентарную опись и «штатное расписание»,
2) приходная и 3) расходная. Учет был централизован, записи велись в
приходной и расходной книгах в строго хронологическом порядке без
систематизации по заводам. Расходная книга в основном представляла собой
платежную ведомость, где за неграмотных расписывался поп или дьяк. Предмет
учета составляет движение денег, а не материальных средств. Отпуск готовой
продукции выполнялся безвозмездно. Казна выдавала наличные деньги на
возмещение текущих расходов. Бухгалтер одновременно выполнял функции
кассира [Крепостная...].
В промышленных предприятиях велась большая деловая переписка. Ее цели
сводились к тому, чтобы «выбить» дефицитные материалы, или объяснить плохую
работу, или «подстегнуть» исполнителей. Примером «подстегивания» может
служить напоминание: «...велеть копать з большим поспешанием, и о том ко
мне писать почасту, чтоб в том нам великого государя гневу на себя не
навесть...» [там же, с. 188). Объяснения часто сводились к склоке. Плохо
идет заготовка железной руды, что установлено ревизией. Начальник Хомяков
пишет в Москву, доказывая, что это не совсем так: «Моксишка, приехав, подал
Офонасью и Миките такую же составную воровскую скаску про отца моего... и
про то, государь, ево Моксимкино воровство сыскано», хотя имеют место
отдельные недостатки, в отношении которых «холоп твой про то учинил
рудокопщикам розыск, и рудокопщики про то мне, холопу твоему, подали скаску
за руками» [там же, с. 194].
Учет по стадиям находим на монетном дворе [Акты юридические]. Каждому
переделу соответствовала отдельная книга, кроме того, отражалось:
1) поступление сырья и отходов; 2) золотничной пошлины брутто и нетто в
переводе на деньги; 3) запись зарплаты мастеров и финансового результата.
Сохранился указ о ставках работающим на монетном дворе [Русская
историческая библиотека, т. II].
В «Наказной памяти» по государственным медным рудникам от 26 января 1643 г.
сказано: «...а деньги наемным людям давать против прежнего помесячно или
понедельно, или как государевой казне прибыльнее; а сколько руды на месяц
или на неделю, или на год уломают, и что на эту руду выйдет государевой
казны, и по чему пуд руды станет, и что на какое дело денег вьщет и что в
книгах писать имянно» [Акты археографической экспедиции, т. III, с. 469).
Здесь четко предлагается ведение учета затрат и составление отчетной
калькуляции. Сохранились памятники промышленного учета, которые не содержат
калькуляции [Русская историческая библиотека, т. XXIII].
Учет в торговле
Торговля, особенно мелочная, была относительно развита в средневековой
России. «Всяк ленится учиться художеству, все бегают рукоделия, все щапят
торговати», — говорил митрополит Даниил в XVI в. [Покровский, (б.г.), т. 2,
с. 72]. Главным приемом в торговом учете был контокоррент. Он возник в
кредитных предприятиях, и истоки его надо, очевидно, искать в истории
Новгорода и Пскова. На влияние приемов, сложившихся в Ганзе, указывал
А.М.Галаган [Галаган, 1927, с. 122]. Контокоррентные счета по кредитным
операциям в «банках» Древней Руси вели на специальных досках — «карточках».
Так, Н.А.Рожков передает летописный рассказ о том, что в XII в. в Новгороде
был мятеж, во время которого был разграблен дом посадника Дитра, где такие
карточки-доски были найдены в изобилии [Цит.:
Галаган, 1927, с. 122]. В Новгороде при займах давались долговые расписки
и составлялись записи. В Пскове для важных документов существовал
общественный архив — «ларь св. Троицы» (Рожков, т. 2, с. 308].
В учете товаров в торговле преобладал партионный метод [Широкий(а)] со
стоимостной схемой регистрации фактов хозяйственной жизни. Однако
ознакомление с «Книгой икряной и поташной отдачи» (Архангельск — 1653—1654
гг.) [Чтения...] заставляет сделать вывод, что чисто натуральный учет
товаров был распространен, по крайней мере, не меньше, чем натурально-
стоимостный .
До нас дошла еще одна книга — продажи икры за 1654—1655 п". Это, по
существу, отчет о работе государственного внешнеторгового отделения по
продаже икры за границу. Отчет составлен в повествовательной форме, его
содержание: перечень бочек икры (вес нестандартный колеблется от 41 пуда до
46 пудов 10 фунтов), вес брутто назван «бочешного дерева», вес нетто — «на
голо»; испорченная икра — «охульной»; отпускная цена нормировалась царской
грамотой — 2 ефимка с четью и с 16 долею ефимка за пуд. Отчет включает
состояние денежных расчетов с покупателями и сведения о денежной наличности
[Чтения...].
Для XVII в. характерно, что учетные регистры были одновременно и отчетными
документами. Например, отчет о работе портовой экспедиции в Персии за
1663—1665 гг. начинается с перечня оприходованных ценностей. Далее идет
опись списаний, выручка, и выведенная разность между оприходованными
ценностями и выручкой показывала сумму прибыли.
В розничной торговле, вопреки законодательным предписаниям, велся учет по
стоимостной схеме.
В конце XVI — начале XVII в. появился первый труд о торговле. Он назьшался
«Книжка описательная, како молодым людям торг вести и знати всему цену и
отчасти в ней описаны всяких земель товары различные, их же привозят на
Русь немцы и иных земель люди торговые». Эта книга датируется между
1575—1610 гг. [Записки..., с. 114—139].
Учет государственного хозяйства
Основу учета в государственном хозяйстве составляли инвентаризационные
описи, выступавшие в виде дозорных книг. В начале каждого года (год
начинался с 1 сентября) или в конце текущего года под руководством опытных
дьяков составлялись окладные книги. Каждый приказ (министерство) ведал
сбором налогов и в каждом приказе открывалась самостоятельная окладная
книга на ту область государства, которая закреплялась за данным приказом
для покрытия его расходов. Все записи в окладных, приходно-расходньгх
книгах велись по городам, входившим в состав приказной области. В начале
года каждому городу вписывались недоимки прошлых лет с указанием видов
недоимок. Текущие записи выполнялись на основании первичных документов,
причем по каждому городу учет велся по видам поступлений, их бьшо 127
[Веселовский].
Сохранившиеся документы Поместного приказа показывают, что для записи
расходных операции уже требовался оправдательный документ (выписка или
роспись) или приказ начальствующего лица, причем каждый оправдательный
документ должен был иметь резолюцию дьяка, в ведении которого находилось
дело, а в тексте резолюции прописью проставлялась сумма, подлежащая выдаче.
Записи в учете выполнялись в ряде книг, содержание -каждой записи включало:
1) дату (месяц, число, иногда год); 2) текст (наименование поставщика или
контрагента, количество и качество поступивших предметов, цена за единицу,
сумма); 3) отметку о характере купленного предмета (назначение предмета,
когда была произведена покупка, кто покупал, кто составлял расходную
смету); 4) расписку в получении денег; 5) отметку об употреблении
приобретенных предметов.
Однако такой порядок не гарантировал от злоупотреблений, но делалось все,
чтобы уменьшить их число. В связи с этим особое внимание уделялось правилам
оформления первичных документов (столбцов). Так, чтобы «принять документ к
проводке», т. е., прежде чем записать в учетной книге, должна была быть
сделана отметка дьяка (начальника отдела): «Дать деньги». Причем дьяк
должен был проконтролировать выполнение. Результат контроля отмечался в
учетной книге проставлением надписей: «Дано» или «Взято». Практически
резолюции писались заранее мелкими служащими, а дьяк потом их просто
подписывал [Соколова].
В некоторых приказах велась запись о начислении, а дьяк делал отметку об
исполнении: дано, зачтено, взято и т.п., в других приказах составлялись две
записи о начислении и уплате. Вот пример первой записи из книги
Володимирской чети, дьяк Григорий Витофтов: «Июня в 25 день у
володимирского у посадского человека у Гришки Серкова с огородников и с
городные пашни оброку в уплату на нынешний на 122-й год 11 р. с полтиною
против отписей прошлых лет взято» [Приходно-расходные..., с. 2]. Иногда
отметка об исполнении сопровождалась подписью получателя или его
доверенного лица. Вот пример: «Того же дни Шкотцкие земли прапорщика Давыда
Адворца жене ево немке Марье, мужа ее Давыда кормовых заслуженных денег,
что муж ее Давыд в нынешнем 125-м году умер на Москве от раны, на прошлый
месяц, февраля з 23-го числа марта по 23 число, 12 р. дано; взяла сама, а в
ее место руку приложил Аглицкие земли немчин Томас Арин по-немецки»
(подпись на английском языке) [там же, с. 667).
В приказе Нижегородской чети существовал более совершенный, другой порядок.
Вот пример записи о начислении: «С Павловские волости и с иных волостей
намеснича доходу оброку и пошлин и з деревни Васильевские, что на оброке за
Ондрюшкою Белухиным, донята на 121-й год 20 р. 32 алт. 3 д.» [там же, с.
177]. Далее идет запись об исполнении. Это своеобразный метод линейной
записи: «И 123-го году апреля в 12 день те деньги на 121-й год взято
сполна, платил целовальник Посниченко Горюшкин» [там же, с. 177].
Смета расходов и доходов составлялась в виде отчета за истекший год по
окладным книгам.
В разрядном приказе золотые и золоченые монеты указывались отдельно.
Учет жалованья в Устюжской чети велся таким образом, что все лицевые счета
были сгруппированы по сумме годового жалованья, причем за отработанное
время зарплата не учитывалась.
В Новгородской чети вели две книги — приходную и расходную.
Развитая и сложная система учета имела место в Приказе Сбора Ратных людей.
Учет был систематизирован, на каждый вид доходов и расходов здесь
открывалась специальная книга: 1) приходная с посадов, 2) приходная с
дворян московских, 3) приходная с бояр, и сокольничих, и с думных людей, 4)
домашняя с московских чинов людей, 5) приходная жилецкая и т.д.
При Алексее Михайловиче был создан специальный Приказ (Министерство)
Счетных дел. Его сотрудники систематически проводили ревизии счетных книг
различных ведомств, проверяли выполнение ассигнований, выделенных под отчет
послам, воеводам и другим должностным лицам, изымали в бюджет не
использованные приказами денежные средства. Для проведения ревизии в других
городах вызывали в Москву в приказ цело-вальников с учетными книгами и
оправдательными документами (очевидно, бухгалтеров-ревизоров было мало,
поэтому вместо того, чтобы людей посылать к документам, документы везли в
приказ).
Подводя итог учету в государственном хозяйстве допетровской Руси, надо
ответить на два вопроса. Была ли высока степень его достоверности и каких
результатов достигало правительство с помощью такого учета? Степень
достоверности записей в учетных регистрах (писцовых книгах) служила
предметом дискуссии. А.С.Лаппо-Данилевский и И.Н.Миклашевский
[Миклашевский, с. 46—47] считали записи эти крайне недостоверными,
наоборот, Н.А.Рожков оценивает степень достоверности этих записей очень
высоко, ведь «...ошибки не превышали 4—5%, что не важно», а то, что «итоги
описаний почти сплошь недостоверны...» — это и совсем не важно, ибо «нельзя
предъявлять к старинным документам такие запросы и требования, какие
естественны в отношении к новейшим» [Рожков, т. 4, с. 194]. Ответ на второй
вопрос явно неутешителен. С.Б.Веселовский правильно писал, что
«бережливость, которая граничит со скупостью, мелочная экономия — вот
характерная черта финансового хозяйства приказных» [Веселовский, с. 197].
Но эта скупость сочеталась с предельным расточительством. Так, только в
печально знаменитом деле Приказа Сбора Ратных людей из общей суммы
поступления в 120 тыс. руб. безнадежно похищено бьию 50 тыс. руб. [Яковлев,
с. 542]. «Более половины всех платежей крестьянского двора государству не
доходило до казны, а шло в карман чиновников» [Рожков, т. 5, с. 204].
В России даже существовало уникальное разграничение взяток: мздоимство
(взятку дают за то, что и так надо сделать), лихоимство (за то, что делают,
что нельзя делать) и вымогательство (не дашь, не получишь). Уже в начале XX
в. видный политический деятель того времени В.М.Пуришкевич (1870 — 1920)
скажет: «Кто дает, где следует, тот и получает».
'чет в России до реформ Петра I (862—1700 гг.)
795
бь!л ли бухгалтерский учет в допетровской России?
Если вы связываете бухгалтерский учет с двойной записью, то ответ удет,
безусловно, отрицательным. Но если вы поймете, что диграфизм, арадитма
двойной записи — это только одна из возможных учетных арадигм, то ответ ваш
будет положительным.
У каждого народа есть свой склад мышления и свои особенности. В оссии
никогда не было ни феодализма, ни капитализма в их марксистском онимании.
Связано это с менталитетом народа, чего не понимали русские эциал-демократы
и коммунисты. И опыт, который создает не мудрецов, а гарцев, учит, в
частности тому, что развитию учета в допетровской Руси ешали четыре
момента: 1) догматизм мышления*: из года в год учетчик-дьяк грого повторял
и переписывал без всякого оттенка мысли или сознательного гношения то, что
делали его предшественники, руководствуясь правилом:
•шчего не претворять по своему замышлению»; 2) низкий уровень право-
)знания: так. Новгородский архиепископ Геннадий (1484—1504) писал:
1юди у нас просты, не умеют по книгам говорить», отсюда вывод, что на /де
«никаких речей не плодить», а «учинить его только для того чтобы инить,
жечь и вешать», и невдомек владыке, что для того, чтобы казнить, ечь и
вешать, суд-то вовсе не нужен; 3) низкий уровень грамотности:
..такова земля, господине: не можем найти, кто бы горазд был грамоте», —
>ворил тот же Новгородский архиепископ Геннадий [Милюков, 1902, с. 18];
| низкий уровень математических знаний, так, в частности, в России
рименялись буквенные обозначения цифр, заимствованные из Византии, гльзя
было пользоваться «поганскими» — латинскими или арабскими дфрами, чтобы «не
сбиться с правого пути», а когда напечатали в Москве грвую книгу (лечеб

Новинки рефератов ::

Реферат: Гештальттерапия (Психология)


Реферат: Методы исследования в социологии (Социология)


Реферат: Защита населения и территорий в ЧС (Безопасность жизнедеятельности)


Реферат: Театр марионеток (Искусство и культура)


Реферат: Великий год России. Исторические портреты женщин Отечественной войны 1812 г. (История)


Реферат: Искусство Сандро Ботичелли (Искусство и культура)


Реферат: Проблема ценообразования (Менеджмент)


Реферат: Анализ оборачиваемости оборотных средств (на примере дочернего предприятия ОАО "Татнефть" Алабакульский кирпичный завод) (Бухгалтерский учет)


Реферат: Ипотека в гражданском праве (Гражданское право и процесс)


Реферат: Влияние физической культуры и спорта на формирование профессиональных навыков (Физкультура)


Реферат: Фоторезисторы (Технология)


Реферат: От сигнала к образу (Философия)


Реферат: Консолидирование бухгалтерского учета (Аудит)


Реферат: Изучение эпохи бронзы Уральского региона в работах Б.Г. Тихонова (Искусство и культура)


Реферат: Международные автомобильные перевозки на примере транспортного предприятия (Транспорт)


Реферат: ПБОЮЛ (Аудит)


Реферат: Получение и применение кальция и его соединений (Химия)


Реферат: Общая спортивная подготовка в системе физического воспитания (Спорт)


Реферат: Microsoft Internet Explorer v3 0 (Программирование)


Реферат: Половое воспитание младших школьников (Педагогика)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист