GeoSELECT.ru



Государство и право / Реферат: Понятие государства и права (Государство и право)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Понятие государства и права (Государство и право)



План :
Введение (краткий обзор понятий государство и право )
1.. Понятие правосознания :
а) структура ; б) функции ;
2. Правовая культура :
а) Понятие ; б) Структура ;
3. Правовое воспитание , как средство формирования правосознания .
Правосознание и правовая культура работников органов внутренних дел .
Заключение



Введение .
В большинстве своем люди живут сообща и поэтому постоянно
контактируют между собой . Но просто совокупность людей еще не является
обществом , для данного понятия необходимы следующие условия :
— Совокупность людей , объединенных сознанием .
— Постоянные общие потребности и интересы , удовлетворение которых
требует их совместных усилий .
Наиболее важным элементом общества является государство . Именно оно
берет на себя и выполняет объем политических функций общества , а так как
государство и право - это понятия неразделимые , возникает вопрос : “ Как
возникло государство и право ? “
И тут хочется сразу сказать , что сколько бы литературы мы не
перебирали , какой бы титанический труд не проделывали , ответы на вопросы
— “ Как возникло государство и право ? “ , “ Что послужило причиной их
зарождения ? “ , “ При каких исторических условиях возникли данные понятия
? “ и “ Что появилось раньше ? “ — не найдем . Это все равно , что завести
полемику на тему : “ Что возникло раньше — курица или яйцо ? “ , результат
тот же самый .
Теперь перечислим уже известные теории возникновения государства и
права :

1. Теологическая теория - теория , где государство и право имеют
божественное происхождение .
2. Патриархальная теория - теория разрастания государства из семьи
3. Договорная теория - Государство , как результат объединения людей на
добровольной основе .
4. Теория насилия - борьба за власть , установление власти сильнейшего
над слабейшим .
5. Психологическая теория -основана на психологических переживаниях ,
связанных с потребностями людей .
6. Расовая теория -Проповедует неравноценность человеческих брасс .
7. Материалистическая ( марксистская ) теория -Государство пришло на смену
родоплеменной организации , право - сменило обычаи .
Все вышеперечисленные теории , под разным углом , объясняют условия
возникновения государства и права . Какая из них самая верная сказать
невозможно , это было бы узкое и однобокое утверждение . Итак , что
представляет собой государство и право и о теориях их возникновения мы
немного поговорили , и общая картина нам ясна .
А вот , что же такое “ право “ - как понятие ? Без краткого освещения
данного понятия вряд ли можно дать точные ответы на вопросы , определенные
заданием .
Что такое “ ПРАВО “ - ?
Очень часто в разговорах с друзьями или знакомыми мы произносим : “ У
меня есть на это право ” , “ У меня имеются на это все права “ . Под данным
словом , в любой его интерпретации - понимается обоснованная , оправданная
свобода , возможность поведения , которое не порицается , а признается
обществом , в котором мы живем . А так как ПРАВО неразрывно связано с
государством , оно выступает в виде общеобязательных правил поведения ,
которые издаются законодательным органом и санкционируются государством .
Исполнительные органы применяют к нарушителям данных норм меры
государственного воздействия .
У “ ПРАВА “ есть сущность , то есть “ ПРАВО “ всегда выражает и
закрепляет прежде всего волю и интересы властвующих кругов , а затем уже
интересы всего общества .
Если говорить о классификации норм “ ПРАВА “ , то подразделить их
можно на :
1. Запрещающие нормы -нормы , которые устанавливают запреты .
2. Обязывающие нормы -нормы , требующие определенного обязательного
поведения .
3. Управомачивающие нормы -право определенной возможности действий .
И последнее , что хочется сказать о праве , чтобы закончить введение и
перейти к основной части работы , это то , что “ ПРАВО “ бывает объективное
и субъективное .
Субъективное право -право - это свобода или возможность субъекта , а
так же конкретного лица на юридически обоснованное поведение .
Объективное право - это юридические нормы , выраженные в законах ,
а так же в иных источниках , либо в целом , либо , как часть .
Все вышеизложенное в какой - то мере дало нам возможность не изучить
, но иметь представление и понятие , что такое право и то , что данное
понятие неразрывно связано с государством .
Естественно , чтобы глубоко понять значение данных терминов ,
проведенного экскурса крайне мало , но для окончания вводной части и для
перехода к вынесенным для изучения вопросам , достаточно .
Исходя из принципа - “ нельзя объять необъятное “ , и великого
Сократовского изречения : “ Нужно много знать , чтобы знать , как мало ты
знаешь “ - сузим свои изыскания а область правосознания , его структуры и
роли в правовой системе общества .
Рассмотрим правосознание , как одну из форм общественного сознания ,
рассмотрим как оно взаимосвязано и взаимодействует с другими формами
общественного сознания : политическими философскими , моральными . В
конечном счете рассмотрим характер и содержание правосознания .

1. Понятие правосознания .
а). Структура правосознания .
Прежде чем четко сформулировать понятие правосознания остановимся на
том , что “ ПРАВО “ возникает , развивается и регулирует поведение людей в
тесной связи с правосознанием , где большую роль играет область
индивидуального , группового и общественного сознания , где отражается
правовая действительность , выраженная в форме юридических знаний и
объективных оценок данного права .
Итак :
Правосознание - это одна из форм общественного сознания , которая
выражает представления и чувства людей о праве и его реализации . Другими
словами - правосознание - это отношение людей к праву.
Непосредственно наблюдать правосознание нельзя , так как оно состит
из взглядов , представлений , идей , чувств людей о праве . Все это в
совокупности можно назвать элементами правосознания , которые делятся на
три большие группы :
1. Психологические элементы - это эмоции , переживания ,
настроения , то есть - правовые чувства , которые помогают понять причину
правомерного и неправомерного поведения . Именно на этой группе элементов ,
необходимо строить воспитание граждан и уважение к закону .
2. Идеологические элементы -включают в себя правовые знания и идеи ,
понятия , взгляды и представления . Именно эти элементы объясняют людям
деятельность государства , содержание прав и свобод граждан .
3. Поведенческие элементы -само название говорит , что это группа , на
основе двух других групп , формирует у людей убеждения и взгляды ,
которые способствуют воспитанию законопослушных граждан . Все это играет
большую роль в общественной деятельности .
Следовательно, структура правосознания состоит из идеологических ,
психологических и поведенческих элементов , на которых мы остановились выше
.
Данная структура - это ключевой пункт правосознания , который
включает в себя осознания людьми ценностей , естественного права , прав и
свобод человека , и по сути своей дает представление о действующем
позитивном праве , а также о правовых ценностях и идеалах .
Как мы уже говорили раньше , правосознание может быть общественным ,
групповым или индивидуальным .
Общественное правосознание является основой для группового и
индивидуального правосознания . Следует вывод , что сознание возникает в
процессе ее любой деятельности и проявляется в ней .
Поэтому , прежде чем перейти к функциям правосознания , немного
рассмотрим отражение правовой деятельности , которая подразделяется на три
уровня правосознания :
Эмпирическое ( обыденное ) правосознание -данное правосознание
исходит из условий жизни , жизненного опыта и правового образования
1. Теоретическое ( научное ) правосознание - формируется исходя из
глубоких правовых обобщений , закономерностей и социальных исследований
правовой деятельности , что способствует правотворчеству и совершенно
необходимой юридической практики .
3. Профессиональное правосознание -то есть сознание , где
конкретизируется правовая идеология и правовая психология , проводится
сравнительное исследование различных групп населения .
б)Функции правосознания
Постепенно углубляясь в изученное , мы подошли к тому , какие
основные функции присущи правосознанию : а) Познавательная функция ; б)
Оценочная функция ; в) Регулятивная функция .
Все остальные функции , такие как информативная , прогностическая и
так далее , практически полностью охватываются ими.
Остановимся подробней на каждой их них .
1. Познавательная функция -это совокупность юридических знаний ,
являющихся результатом мыслительной деятельности .
2. Оценочная функция -это эмоциональное отношение индивидуума , как
личности к “аверсу “ и “ реверсу “ правовой жизни , используя для оценки
свой опыт и правовую практику .Данную функцию , в свою очередь , можно
смело разделить на четыре основных вида оценочных отношений :
а) — к праву и законодательству ; б) — к правовому поведению
окружающих и к объектам деятельности ; в) — к правоохранительным органам ;
г) — к своему правовому поведению ( самооценке ) .
3. Регулятивная функция - это функция где используются правовые
установки , как источники правовой активности .
Далее сам по себе напрашивается вывод о том , что при всем
разнообразии правосознания , происходит качественное совершенствование
законодательства и в связи с этим улучшается эффективность работы суда и
других правоохранительных органов .
Правосознание , по большому счету , оказывает воздействие на развитие
морали , способствует конкретизации отдельных нравственных требований .
Важнейшим принципом правосознания является принцип законности . Любой
гражданин государства обязан не только исполнять , но и уважать закон .
Правосознание осуждает произвол и беззаконие со стороны кого бы то ни было
. В цивилизованном государстве никто не может быть признан виновным в
совершении преступления , а также подвергнут уголовному наказанию иначе ,
как по приговору суда и в соответствии с законом .
Таким образом , правосознание есть совокупность правовых взглядов ,
идей , представлений , чувств , выражающих отношение всего народа к
действующему праву , его развитию , правам , обязанностям гражданина .
Углубляясь в изученное , “ выходим “ на такое понятие , как
“правовая идеология“ - это когда активная часть правосознания ,
непосредственно влияет на законодательство и юридическую практику.
Итак , мы выяснили , что правосознание это источник права , который
зеркально отражает все потребности развития общества , оказывает прямое
воздействие на сам процесс и результаты правотворчества .
Именно правосознание дает возможность законодателю выражать мысли и
законы в правовых актах .

2.Правовая культура .
С развитием правосознания появляется новое понятие - правовая
культура . Право , как и политика во многом обусловлены исторически
определенным уровнем развития общества в целом , включая и уровень развития
культуры . Юридическая и политическая науки , рассматривая проблемы
взаимосвязи права и политики с культурой , используют специальные термины :
правовая культура , политическая культура .
Взяв любой словарь и открыв на букву “ К “ мы прочтем дословно : “
Культура - означает - воспитание , образование , развитие“ .
Все это в полной мере относится к термину “ правовая культура“.
Если смотреть широко , масштабно , то правовая культура включает в себя не
только высокий уровень развития законодательства , как правовую науку ,
законность и правопорядок , она является , как бы составной частью культуры
всего общества , и представляет собой разновидность общей культуры ,
состоящей из духовных и материальных ценностей , относящихся к правовой
действительности .
Само собой напрашивается определение :
“ Правовая культура “ -это общее состояние законодательства , работы
суда , других правоохранительных органов , правосознание всего населения
страны , выражающее уровень развития права и правосознания , их места в
жизни общества , усвоением правовых ценностей , их реализацию на практике ,
осуществления требования верховенства права .
Короче говоря , понятие “ Правовая культура “ характеризует уровень
развития права , законодательства , осведомленность о нем в обществе ,
состояние законности и правопорядка .
Данная постановка определения правовой культуры поведения в учебнике
“ Государство и право “ под редакцией С.С. Алексеева . Понятнее и лучше ,
наверное не скажешь , но можно попробовать разобраться а данной
формулировке , для более глубокого изучения понятия “ Правовая культура “
.
Итак правовая культура отдельного гражданина или должностного лица ,
это знания каждым из них действующего законодательства , умение правильно
его применять и не нарушать законность , использовать полученные правовые
знания для укрепления законности и правопорядка .
О высоком уровне правовой культуры можно говорить тогда , когда
индивидуум будет являться не простым созерцателем и наблюдателем , а
гражданином , активно решающим общественные проблемы .
Исследовав правовые знания всего населения страны , можно определить
правовую культуру всей нации и личности в отдельности , а так как
государственные служащие это и есть личности , составляющие структуру
государственных организаций , то можно смело сказать , что именно они
определяют цели и процедуры , потребности и требования населения .
Низкий уровень правовой культуры государственных служащих
воздействует худшим образом на уровень правовой культуры всего населения ,
вызывая нарушения и неуважение к законам права .
Правовая культура должна включать в себя все прогрессивное , все
социально полезное и ценное , она должна быть стандартом поведения , иметь
передовые нормы и прогрессивное мышление .
Важный показатель правовой культуры - уровень правосознания в
обществе , то есть совокупность правовых взглядов и чувств , в которых
выражено отношение к действующему праву , новые правовые требования ,
отражающие потребности общества .
Конечно нельзя требовать от граждан знания всех законов . всех
нормативных актов , речь идет о знании Конституции .Правовая культура
способствует тому , чтобы нормы права выполнялись гражданами добросовестно
, ведь государство заинтересовано в высоком уровне правовой культуры , ибо
это ведет к укреплению правопорядка в обществе , к решению различного рода
конфликтов .
Так как правовая структура это неотъемлемая часть правосознания, то
она тоже подразделяется на : 1. Правовую культуру общества ; 2. Правовую
культуру группы ; 3. Индивидуальную правовую культуру .
Если в первом и во втором случаях правовую культуру составляет
социальная правовая культура юристов , то при индивидуальной правовой
культуре , высшим уровнем является правовая активность личности ,
возможность воплощать передовые идеи с сознательным и творческим подходом в
сфере правового регулирования и реализации прав , где высшая ценность - это
служба закону .
Много веков назад великий Цицерон сказал : “ Коль преступить закон ,
то только ради царства , а в остальном его ты должен чтить “ .
Правовая культура характеризуется состоянием правопорядка ,
законности и правосудия . Чем выше данные критерии , тем выше культура
общества , тем более высокие моральные и правовые ценности присутствуют в
нем , да и сама правовая культура представляет собой ценность в той мере ,
в какой позволяет людям пользоваться благами свободы и справедливости ,
оберегает достоинство личности , помогает в достижении достойного
жизненного уровня .
Разговор о правовой культуре был бы незаконченным , если бы мы не
упомянули и о политической культуре , где совокупность идеалов , ценностей
и образцов поведения во взаимоотношениях власти и граждан - стоит на первом
месте .
Политическая культура - это необходимый компонент эффективного
функционирования политической системы общества , средство взаимодействия
субъектов политической жизни .
Участие в реализации политической власти , в управлении государством
обуславливает необходимость овладения гражданами политической и правовой
культурой .

3. Правовое воспитание , как средство
формирования правосознания .
Существенное значение для повышения уровня правовой культуры играет
правовое воспитание . Оно неизменно представляет собой целеустремленное
воздействие на сознание и культуру поведения. Все это осуществляется с
целью выработки у всех граждан чувство уважения к праву и на основе личного
убеждения - соблюдать право .
Правовое воспитание граждан , поднимает индивидуальное правосознание
личности , способствует уважению закона .
Правовое воспитание - это сознательное и эффективное осуществление
каждым гражданином своего долга перед обществом и государством , это
процесс целеустремленного и систематического воздействия на сознание и
культуру поведения членов общества , осуществляемый в целях достижения
высокого уровня правовых знаний .
В связи с этим вырабатывается чувство уважения к закону и привычка
точно соблюдать его требования на основе своего подлинного убеждения .
Правовое воспитание способствует укреплению законности и правопорядка
в обществе , обеспечивает высокий уровень правосознания , проявляющийся как
в законопослушании , так и в правовой активности .
При рассмотрении данного подвопроса можно выделить следующие методы
правового воспитания :
1. Правовая пропаганда -распространение определенных правовых идей и
ценностей . Необходимость в соблюдении норм права , где необходимы
различные способы агитации .
2. Правовое обучение -данная форма довольно распространена , но по
независящим причинам , не всегда доходит до каждого и в этом плане более
действенна следующая форма :
3. Юридическая практика -как бы не старалось государство вести
активную пропаганду, какие бы силы и средства не выделялись , но если
юридическая практика органов суда , прокуратуры , правоохранительных
органов будет носить поверхностный характер , а значит не всегда точный и
справедливый , общество нельзя будет убедить в том , что соблюдение права -
это необходимость , к тому же довольно выгодная с любой точки зрения
законопослушного гражданина .
4. Самовоспитание -это самая эффективная форма воспитания , именно она
опирается на осознанное и добровольное усвоение личностью основных
положений права .

4. Правосознание и правовая культура работников органов внутренних дел .
Основные функции МВД и его органов - это охрана законности и
общественного правопорядка , предупреждение и пресечение преступлений .
Основные задачи по охране общественного порядка в системе МВД выполняет
милиция . И чтобы выполнить свою работу качественно , каждый сотрудник
милиции должен быть не только высоко квалифицированно подготовлен , но и
обладать высокой правовой культурой , заниматься своим правовым воспитанием
- для повышения правосознания .
Правовая культура работника внутренних дел проявляется в знании
действующего законодательства ; в уважительном отношении к праву ;
предполагает уважение чужих прав ; добросовестное исполнение своих
служебных и функциональных обязанностей .
Так же правовая культура милиционера характеризуется его стремлением
строить свое поведение в соответствии с юридическими нормами ,
необходимости вырабатывания своего рода модели поведения . Работники
органов внутренних дел , в силу своих служебных обязанностей , призваны
заниматься правоохранительной деятельностью . Они в первую очередь должны с
уважением относиться к закону , правам и обязанностям , быть юридически
компетентными в сфере своей служебной деятельности . Государство
заинтересовано в высоком уровне правовой культуры работников органов
внутренних дел , в их высоком правосознании , ведь все это ведет к
укреплению правопорядка .
Имея высокую правовую культуру , работник органов внутренних дел
строго и точно исполняет все нормы права . Законопослушные граждане
приходят и обращаясь за помощью в МВД , должны находить не только
понимание и заботу , но и правовую помощь , грамотность , знание правовых
норм , соблюдение закона и беспристрастность . Только в этом случае
сотрудники правоохранительных органов перестанут ощущать на себе косые
взгляды ; не будут сталкиваться с проблемой общения с гражданами .
Но все это вовсе не значит , что милиция должна ассоциироваться с
понятием - миловать . Закон дает право самым жестоким правом карать
преступников .
Жить по Толстому и представлять то правую , то левую щеку в надежде ,
что человек все же поймет , что он не прав - нельзя . Более подходящим
девизом , которым хочется завершить данный вопрос , будут слова князя
Александра Невского :
“ Кто к нам с мечом придет , тот от меча и погибнет “


ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Развитие правосознания гражданина, общества способствует преодолению
отсталых взглядов, отклоняющегося поведения людей, предотвращению случаев
произвола и насилия над личностью. Внесение научно обоснованных. Взвешенных
правовых представлений, взглядов в сознание граждан, борьба с преступностью
являются предпосылками укрепления законности и правопорядка, без чего
невозможно построить гражданское общество и правовое государство.
Время , в которое нам выпало жить , скорее всего будет увековечено в
учебниках истории большими красными буквами . Страна в упадке , царит
непонимание , хаос , боязнь завтрашнего дня , недоверие ко всем , даже к
ближнему . И в это тяжелое время милиция - это одна из немногих
государственных структур , которая еще действует , которая вселяет какую -
то надежду на порядок . И как велико должно быть правосознание работников
органов внутренних дел , и как высока должна быть правовая культура , чтобы
люди верили им .
А ведь надежда умирает последней . . .



Список использованной литературы :
1. Общая теория государства и права . -
/ Под ред . В.В. Позарева. М. , 1994 год / .
2. Юридическая энциклопедия -
Изд . 3. , М. , Юр. Информ. Центр .
3. Теория государства и права
/ Под ред. А. В. Васильева . М., 1983 год / .
4. Проблемы теории государства и права .
Алексеев С.С. 1987 год.
5. Конституция РФ . Вопросы и ответы .
г. Москва , 1994 год .
6. Баранов П. П. Профессиональное правосознание сотрудников
органов внутренних дел. М., 1991 г.
7. Баранов П. П. Профессиональное правосознание и поведение работников
правоохранительных органов. // Личность и власть. Ростов н / Д
1995 г.
8. Бельский К.Т. Формирование и развитие социалистического
правосознания. Киев., 1986 г.
9. Бура Н. А. Функции общественного правосознания. Киев 1986 г.

10. Соколов И. Я. Профессиональное правосознание юриста. М., 1988 г.
11. Фарбер И.Е. Правосознание как форма общественного сознания. М., 1963
г.







Реферат на тему: Понятие и признаки государства

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ ПО ВЫСШЕМУ ОБРАЗОВАНИЮ

ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ , УПРАВЛЕНИЯ И ПОЛИТОЛОГИИ



КУРСОВАЯ РАБОТА

Студента группы Ю-12Д

Юрова Алексея Васильевича

По курсу :

«ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА»

На тему :

«ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ ГОСУДАРСТВА»



Консультант:
доктор юридических наук

Губанов Андрей Васильевич


г. Москва
15.04.1999г.



Содержание



I. Введение


II. Понятие и признаки

1. Что такое государство?

2. Этапы развития государства

3. Признаки и функции


III. Проблемы российской государственности

1. Президентская или парламентская система?

2. Зависимость против независимости

3. Форма и содержание


IV. Заключение


V. Литература
I. Введение

Любое государство создается самим народом для того, чтобы возложить на
него функцию организации самозащиты. Выбор формы правления, политического
режима происходит взависимости каких-либо особенностей; географических,
климатических, исторических условий.
Государство представляет собой совокупность людей, соединившихся в
одно целое под эгидой ими же установленного общего закона и создавших
судебную инстанцию, правомочную улаживать конфликты между ними и наказывать
преступников. От всех прочих форм коллективности (семей, господских
владений) государство отличается тем, что лишь оно воплощает политическую
власть, т.е. право во имя общественного блага создавать законы для
регулирования и сохранения собственности, а также право применять силу
общества для исполнения этих законов и защиты государства от нападения
извне.
Кризис политической власти в России заставил многих пересмотреть свои
взгляды на демократическое государство. СССР существовал за счет жесткой
идеологии, тоталитарного режима. Когда же Горбачев попытался привнести
демократические принципы (реально), советская система рухнула. Попытка
построить западную демократию привела к тому, что мы имеем сегодня. На фоне
всего этого важно разобратся хотя в понятии самого государства и выяснить
наличие государственных перспектив у России.



II. Понятие и признаки



1. Что такое государство?



Государство - основной институт политической системы общества,
организующий, направлябщий и контролирубщий совместнуб деятельность и
отношения людей, общественных групп, классов и ассоциаций. Государство
представляет собой центральный институт власти в обществе и
концентрированное осуществление этой власть политики. Поэтому три явления —
государство, власть и политика отождествляются. Теория государства
охватывает три группы генетических и функциональных проблем, связанных с
триединой основой происхождения, формирования и существования государства :
1) общественной, 2) классовой и 3) политико-правовой и организационно-
структурной основой гос. деятельности, “государственным формализмом”
(Гегель).
В зависимости от акцента на одной из этих основ сложились три различных
подхода к исследованию государства: 1. политико-философский или политико-
научный, идущий от античной традиции, при котором государство
рассматривается как средство решения “общих дел” (Республика) и
регулирования отношений правителей (власти) и народа (общества), а также
как средство, обеспечивающее политическую жизнь самого народа и человека
(Аристотель); 2. классовый как порождение разделения общества на классы и
орудие классовой борьбы, согласно марксистской традиции: “Государство есть
машина для угнетения одного класса другим, машина, чтобы держать в
повиновении одному классу прочие подчиненные классы” (В. И. Ленин) и
определению Ф. Энгельсом государства как “... государства самого
могущественного, экономически господствующего класса, который при помощи
государства становится также политически господствующим классом и
приобретает таким образом новые средства для подавления и эксплуатации
угнетенного класса”; 3. правовой или организационно-структурный — как
источник права и закона, организующее жизнь общества и деятельность самого
государства и его структур в системе политических и общественных отношений.

Таким образом, выделяются три ряда политических отношений, которые
охватывает государство, и три его основные функции: организационная,
управляющая, преследующая общие цели — сохранения и жизнедеятельности,
достижения общего блага, единства, установления порядка, регулирования
взаимоотношений государства и народа, нации, этноса; специфическая функция
господства и подавления, государство выступает не только как средство
борьбы и усмирения, но и как источник конфликтов в отношениях между
классами и государством; функция “юридического государства” — создавать
правовую систему и управлять ею, регулировать работу государственного
аппарата и отношения государства и общества со всеми присущими ему
общественными отношениями (социальными, экономическими, правовыми и др.)


2. Этапы развития государства



История государства — сложный и многообразный процесс, опосредованный
многими историческими, региональными особенностями каждой эпохи, спецификой
локальных цивилизаций (греко-римской, древневосточных, средневековых эпох
на Востоке и на Западе), общественно-экономических формаций и другими
факторами. Тем не менее возможна обобщенная генетическая и историческая
схема эволюции государства, состоящий из нескольких основных этапов.

I этап. На ранней стадии становления государства сохраняются остатки
первобытной (военной) демократии, чередуются ( в античной Европе)
республиканские и монархические, деспотические режимы и формы правления. В
неполно сформированном обществе резко дифференцируются не классовые
структуры, а существуют членения на свободных и несвободных, т. е. на
свободных граждан — членов общества, которые делятся в свою очередь на
классы (родовая знать, свободные ремесленники, крестьяне, торговцы, воины,
представители мира искусства — скульпторы, художники, поэты) с очевидным
делением на правящую верхушку общества и подчиненные низы (в Риме деление
на патрициев и плебеев) и рабов, а также различные категории полусвободных.
Это еще не сложившееся общество поскольку экономическая деятельность
(основное производство, часть торговли и ремесел) была уделом несвободных,
не входивших в общество, не имевших ни гражданских, ни политических прав.
Две функции государства четко различаются — устройство общих дел в
сообществе свободных и господство- подавление по отношению к порабощенным.
Вождизм, унаследованный от первобытных форм власти, закрепляется в
монархических и имперских формах, переходящих и в следующий этап развития
государства.

II этап. Средние века и начало Нового времени (XVI в.). Сохраняется
сильная деспотическая, монархическая власть с преобладающими отношениями
господства и владения: страна и поданные (народ) — собственность монарха
(“государевы люди”). Разрушенные, но еще сохраняющиеся по типу отношений
кровно-родственные связи порождают власть сеньореального вида, связывающую
сеньора и его вассалов. Сильная деспотическая власть и государство
отождествляются, доминирует абсолютистская, монархическая форма правления.
На Востоке и на Западе сохраняются формы неэкономического принуждения.
Государство доминирует в обществе, как и дисциплина страха. Начиная с XIII
в. в Европе и на основе ее истории на протяжении последних трех столетий
этого периода постепенно формируются предпосылки и основы государства
Нового времени. Ведущим процессом развития государства стала концентрация
власти на расширяющейся социальной и экономической базе, вплоть до
заполнения всего пространства политических отношений. Этот процесс опирался
на овладение государством властью принадлежащей ему территории (устранение
полицентризма власти, феодальной разобщенности провинций, объединение
земель) вместе с централизацией и концентрацией власти и её прогрессирующей
деперсонализацией, т. е. замену отношений личной вассальной преданности
монарху и, в целом, отношений вассалитета организованным государственным
аппаратом управления, в котором ведущую роль играли не отношения личной
зависимости, а служебные отношения и функции, т. е. политическая
организация власти. Более ранняя инициатива церкви — организовать
политическое единство Запада и отдельных стран на религиозной основе после
длительной борьбы светской и церковной власти была преодолена
государственным строительством на экономической и социально-политической
основе. Отсюда и возникает государственно- территориальная пространственная
организация общества с институциональной, а не личной дисциплиной.

III этап. В то время, как на Востоке закреплялись монархические и
имперские формы государства, стабилизировались архаические общественные
структуры со значительной долей личной (рабской или крепостной)
зависимости, неэкономическим принуждением, военно-феодальными политическими
структурами власти и на значительных пространствах и у многих народов еще
не существовало никаких развитых форм государственности, в Европе
завершался процесс образования наций, формирования общенационального рынка,
языковой и культурной консолидации большинства стран. XVII в. стал периодом
подготовки гражданского общества со сформированными социальными и
классовыми структурами, сложившимися товарно-денежными отношениями,
изживавшимися остатками неэкономического принуждения. Среди многих
исторических изменений этого процесса — формирование личности нового типа,
выход из хаоса феодальных усобиц и межгосударственных войн — одно из
основных — образование равной государству, уравновешивающей его власть,
стороны политических отношений — общества суверенного народа, которое
высвобождается из-под гнета государства и способно стать равным ему
партнером, участником политического прогресса и вступать в договорные
(конституционные) отношений с центральной властью.
Начавшаяся за много столетий до того борьба за права и свободы человека,
равенство и равноправие общества получила новый импульс, ускоривший
формирование общества и государства. Активизируется идея гражданского
развития общества и преобразования власти государства: абсолютизма как
одной из его форм правом, разумом, превращая его в правовое государство.
Полного развития гражданские отношения достигли много позже. Но становление
государства Нового времени гражданская, культурная, экономическая
консолидация и унификация общества оставались господствующей, но не
единственной тенденцией, как и создание унитарного (единообразного)
государства. Не менее древней традицией было создание многонациональных
империй из главенствующего, центрального государства — метрополии и
нескольких или многих присоединенных, присоединившихся или завоеванных
стран или народов, не успевших построить собственную государственность либо
утративших её. Имперские образования нестойки, хотя могут просуществовать
достаточно долго (Римская, Византийская, Российская империи). Причины их
распада многообразны (внешние завоевания, внутреннее социальное
разложение), но в этих процессах неизменно обнаруживается тенденция к
образованию национального государства, т. е. к выделению из имперского
целого (союза, конгломерата, колониальной структуры). Самостоятельное
государство наиболее пригодно для развития этнической общности,
консолидирующейся в нацию. Эта закономерность особенно отчетливо сказалась
в XX в. — Эпохе общемировой интенсификации общественного, экономического и
национального развития, разрушившего последние империи.
Если имперское государство — отвергнутая историей альтернатива
унитарному государству, то федеративное или конфедеративное устройство
государства оказалось жизнеспособным и отвечающим требованиям
общественного, политического, экономического и культурного развития.
Федеративное государство — наилучший выход их конфликта между унитарностью,
господством центра и подчинением окраины, неравномерностью процессов
развития и стремлением к национально-государственному обособлению частей
уже сложившегося государства. Федерация в этом смысле — это реализация
свободы и взаимодействия одновременно. Она становится прообразом следующей
стадии общественного и политического развития — интеграции государства —
экономической, политической, культурной, союза социально однородных и
равноправных государств, объединения нового, неимперского типа, такого, как
европейская интеграция.

IV (современный) этап эволюции государства отмечен расширением федеративных
и конфедеративных процессов, борьбой за и против таких объединений и
появлением условий для новой, современной государственности и первых
интеграций. Эти условия включают: углубление демократического процесса,
создание основ гражданского общества и правового государства, нового,
динамического типа социального и экономического развития на новой
материальной основе; формирование динамических, способных на быстрые и
адекватные ответные реакции на изменение условий и окружения механизмов
стабилизации государства, восстановление равновесия сил и порядка в
обществе; стабильность государства благодаря равновесию власти и общества,
возможность политического единства государства.



3. Признаки и функции


Государство всех времен и типов характеризуется рядом устойчивых,
общеисторических признаков и функций. К ним относятся: обязательное
формирование правящих сил на той или иной социальной и классовой основе;
наличие характерной политической организации — политической системы,
структур центральной и периферийной власти и отношений между ними;
обязательное расширение государственной территории в связи с осуществлением
его внешнеполитических функций; ряд обязательств перед страной и народом:
поддерживать внутренний мир и порядок, защищать подвластную территорию,
регулировать классовые, социальные, национальные, экономические отношения,
преследовать цели общего блага; ряд монопольных прав: монополия
неэкономического принуждения, исключительное право издавать обязательные
для всех законы, исключительное право эмиссии денежных знаков, право
определять и взымать налоги и сборы, выпускать займы и т. д.



III. Проблемы российской
государственности


1. ПРЕЗИДЕНТСКАЯ ИЛИ
ПАРЛАМЕНТСКАЯ СИСТЕМА?


Одна из наиболее живо дискутируемых проблем - сравнительные достоинства и
недостатки президентских и парламентских систем с точки зрения перспектив
демократического развития .
Значение этого аспекта трудно переоценить. В выборе институтов нет
ничего более важного, чем форма правления: президентская,
полупрезидентская, парламентская или какая-то гибридная. Выбор политических
институтов особенно важен в период перехода к демократии.
Принципиально важны различия между главами исполнительной власти в
соответствующих системах: президентами и премьер-министрами. Президенты,
сочетающие церемониальный блеск главы государства и реальную
административную власть, превращаются в полусакральные фигуры, в отличие от
даже весьма популярных премьеров. Для полноты картины добавим, что
президент обычно - верховный главнокомандующий и порой лидер правящей
партии ( партийной коалиции).
Есть и другие точки зрения, особенно когда речь идет о новых
демократиях. В частности, отмечают, что в «третьем мире» выживаемость
парламентских демократий немногим выше, чем президентских.
В отношении бывших социалистических стран полемика идет в ином русле.
Говорят о малопродуктивности жёсткого противопоставления президентских и
парламентских систем, необходимость более тонкого и дифференцированного
подхода к сложным политическим процессам в постсоциалистическом мире,
отдавая должное вкладу восточноевропейских президентов в укрепление
демократических основ новой власти. С одобрением отмечают, что в последние
годы предметом анализа и обсуждения стали и промежуточные формы -
полупрезидентские республики и парламентские режимы с сильной
исполнительной властью ( типа аденауэровской «канцлердемократии»). Это
особенно важно для понимания происходящего в бывшем социалистическом
лагере. Ведь постсоветские и постюгославские государства выбрали - пусть
формально - полупрезидентские режимы, а страны Центральной Европы -
парламентские системы, во многом похожие на немецкую.
Тем не менее многие признают, что, хотя формальные различия в
конституционном устройстве постсоциалистических государств, возможно, не
столь велики, в реальной жизни они движутся в разных направлениях. В то
время как в Центральной Европе все попытки президентов увеличить свою
власть жестко блокируются правительствами и парламентами, в бывших
Советском Союзе и Югославии президенты уверенно поднимаю оппонентов.
Вероятно, существует невидимая грань, за которой объём президентских
полномочий становиться губительным для зарождающихся демократий.
Всё же большинство исследователей скептически оценивают
демократический потенциал президентских систем. Они констатируют, что после
второй мировой войны в демократическом мире нормой был парламентаризм.
Однако в 80-е и 90-е гг. Новые демократии в Латинской Америке, Азии,
Восточной Европе и бывшем Советском Союзе, за редкими исключениями,
выбирают президентскую республику. Специалисты ставят под сомнение
разумность этого выбора, приводя следующие доказательства.
Между 1973 и 1989 гг. в 77 из 168 государств хотя бы в течении одного
года существовали демократические режимы. Если исключить из их числа 24
старые демократии, входящие в Организацию экономического сотрудничества и
развития, то остаётся 53 страны. 28 из них были парламентскими
республиками, 25 - президентскими. На протяжении рассматриваемого периода
(1973-1989 гг.) демократиями в течении десяти лет подряд оставались 17 из
28 парламентских республик (67%) и только 5 из 25 президентских
(20%).Другими словами, уровень выживаемости парламентских демократий был в
3 раза выше, чем президентских.
Та же тенденция проявляется в 93 государствах, получивших независимость
между 1945 и 1979 гг. В 80-е гг. только 15 из них можно было
классифицировать как устойчиво демократические. Все они входили в число 41
государства, которые в момент обретения независимости избрали парламентскую
форму правления. Среди 52 стран, которые выбрали другие формы организации
(36 - президентские республики, 3 - полупрезидентские республики, 13 -
монархии), ни одна не достигла стадии устойчивой демократии.
Конечно эти цифры не надо абсолютизировать. В частности, на корректность
сравнений влияют следующие обстоятельства. Если оставить в стороне
постсоциалистический мир, то президентские системы чаще других выбирают
латиноамериканские и африканские государства с их тяжелым грузом
нерешенных проблем, оставшихся от прошлого. Парламентской системе отдают
предпочтение в Европе и бывших британских колониях (среди них много
островных мини-государств с населением более полумиллиона человек), где,
как правило, существуют более благоприятные условия для утверждения
демократических институтов.


2. ЗАВИСИМОСТЬ ПРОТИВ НЕЗАВИСИМОСТИ.


Эти важные поправки существенно корректируют, но не перечеркивают
сравнения, которые остаются не в пользу президентских республик. Столь
разные судьбы политологи объясняют большей открытостью, гибкостью,
профессионализмом парламентских систем: правительство, опирающееся на
политическое большинство; большая управляемость в условиях
многопартийности4 для глав правительств - возможность и необходимость
действовать строго в конституционных рамках; длительные политические
карьеры, позволяющие накопить опыт и наладить отношения. Рассмотрим эти
важнейшие отличия двух систем подробнее.
Опора на большинство в парламенте развязывает правительству руки,
избавляет его от необходимости искать сомнительные, обходные пути. Эта
обычная практика в парламентских республиках для президентских режимов
часто остаётся недосягаемой мечтой. Возьмем страны «третьего мира», где
хотя бы существовало демократическое правление в период 1973-1987 гг. В
парламентских демократиях правительства опирались на поддержку большинства
законодателей 38% пребывания у власти, в президентских - 48%. Другими
словами, большую часть времени президентские кабинеты были правительствами
меньшинства, не имеющими поддержки парламента.
В парламентских системах многопартийность осложняет, но не отравляет
жизнь. Даже небольшие партии, входящие в правящую коалицию, представлены в
правительстве и заинтересованы в его выживании. Вкушая плоды власти, они не
склонны раскачивать лодку. Так, с 1945 по 1987 г. в индустриально развитых
демократиях парламентского типа 111 из 345 были правительствами меньшинства
со среднем сроком жизни 14 месяцев. Тем не менее ничего страшного не
произошло, политические системы справились с повышенной нагрузкой без
особого труда.
В президентских системах стимулы для межпартийного сотрудничества
гораздо слабее. В отличии от коалиционного правительства президентство
неделимо. Президент может пригласить членов других партий в свой кабинет,
но на индивидуальной основе, не как участников коалиции. Поэтому логика
борьбы за власть быстро выталкивает парламентариев, порой включая
оставшихся за бортом администрации депутатов от правящей партии в ряда
оппозиции. Происходит взаимоблокировка, парализующая власть.
Суть парламентаризма - взаимозависимость исполнительной и
законодательной власти. Премьер и его (её) правительство не могут выжить
без хотя бы пассивной поддержки парламентского большинства. Скованные одной
цепью - исполнительная власть в праве распустить парламент, а парламент в
праве выразить недоверие правительству, - они застрахованы от патовых
ситуаций.
Суть президентской системы - независимость ветвей власти друг от друга.
Президент и парламент избирается народом со своими самостоятельными
мандатами на фиксированный срок. Если они сойдутся в клинче, как нередко
бывает, из него почти невозможно выйти законным путем. Не имеющий
парламентского большинства президент испытывает сильный соблазн править при
помощи декретов в обход парламента. В свою очередь парламенту, чтобы убрать
политически изолированного или действующего в разрез с Конституцией
президента, надо прибегнуть к сложной политико-судебной процедуре
(импичменту), успешно осуществление которой требует мобилизации всех
властных ресурсов.
Поэтому в президентских системах велик риск прогрессирующей эскалации
кризиса: социально-экономического - в политический, конституционного - в
кризис власти. Поэтому в поисках выхода конфликтующие стороны, лишенные
законных средств, часто апеллируют к армии. Поэтому неизменным спутником
президентских режимов являются военные перевороты.
Парламентские системы создают более благоприятные условия для
профессиональной политической карьеры. Президентские министры приходят и
уходят и обычно не возвращаются. Если взять все министерские назначения в
Западной Европе, Соединенных штатах и Латинской Америке с 1950 по 1980 г.,
то процент «долгожителей», не единожды занимавших министерский пост, в
парламентских демократиях почти в три раза выше, чем в президентских.
Парадоксально, но факт: в парламентских кабинетам люди почти каждый раз
задерживаются почти в два раза дольше, чем в президентских.
Объяснение простое. Часто не имеющие парламентского большинства
президенты вынуждены менять своих министров как перчатки, чтобы умаслить
законодателей и заручится их поддержкой по наиболее важным для себя
вопросам. На протяжении президентства такие ситуации возникают снова и
снова, и всякий раз приходиться приносить кого-то в жертву.
В парламентских системах сами министры являются важным фактором
стабильности. Представляя свои партии в коалиционных кабинетах, они
скрепляют политическое большинство. Для их ухода из правительства нужны
очень серьёзные основания (личные причины, внутрипартийная борьба, переход
партии в оппозицию).
Правда, и у президентских систем есть свои преимущества. Эксперты
обращают наше внимание на такие их характеристики, как прямой избрание
главы исполнительной власти всем населением страны, более широкие
возможности волеизлияния граждан, открываемые сочетанием президентских и
парламентских выборов, раскрепощённость законодателей, не несущих прямой
ответственности за действия правительства.

3. Форма и содержание

Изъяны президентских режимов заставляют искать спасительные рецепты.
Некоторые предлагают начать оздортвление систем с сокращения числа
парламентских партий путем изменения избирательного законодательства. При
этом они считают необходимым не терять чувство реальности, поскольку
искусственное насаждение двухпартийной системы может принести только вред.
Действительно, партии являются живыми образованиями, продуктом
исторического творчества и плохо поддаются одминистративному воздействию.
Сравнивая различные политические системы, кое-кто отдает предпочтение
полупрезидентской. С практичечкой точки зрения проблема заключается в
ограниченности опыта успешного функчионирования полупрездентских систем
(Франция и Финляндия). Еще более радикальным решением явлется движение от
президентства к парламетаризму. Его шансы на успех тоже во многом
определяются состоянием партийной системы. Чем сильнее и дисциплинированнее
политические партии, тем лгче перейти к парламентской системе.
Несмотря на все противопоказания, многие постсоциалистические страны
выбрали президентскую форму правления. Вряд ли это можно объяснить лишь
незнанием прецедентов. В сторону президентства постсоциалистический мир
разворачивали мощные силы. Кдюч к пониманис их природы дает анализ степени
преемственности на уровне элит. Чем она выше, чем прочнее позиции старой
номенвлатуры в новой системе влати, ткм вероятнее выбор президентской
модели политического устройства.
Симпатии к президентству или парламентаризму определяются логикоя борьбы
за властные ресурсф. Представители старых элит, поднаторевшие в коридорах
власти, предпочитабт президентство, потому сто так легче держать все под
контролем, не поднуская чужаков. Новые люди, поднявшиеся на
антикоммунистической волне, выбирают парламентскую систему, поскольку она
им открывает более широкие возможности доступа к власти. В итоге, кто и на
чем делает акцент, определяет перспективы демократии.
Многочисленные неконсолидированные демократии, существующие в
современном мире, являют собой пеструю картину. В половине
неконсолидированных демократий политичечкие и гражданские права в основном
сводятся к более или меннее свободным выборам. Все остальное — ваасть
закона, права собственности, разделение властей, свобода слова, собраний,
вероисповедания — не гарантировано. Это т. н.”нелиберальные демократии”. На
основании исторического опыта Запада можно утвержрать, что конституционный
либерализм заложил прочные основы современной демократии, но “нелиберальные
демократии” не создают предпосылок для утверждения гражданских прав и
свобод.
Российская “суперпрезидентская” республика скорее относится к
“нелиберальным демократиям”. Специалисты определяют ее как
“делегированную”, т. е. внешне похожую на современную представительную
демократию, но по сути далекую от нее. Она соответствует минимальным
формальным критериям демократического устройствва, но по своей политической
практике больше напоминает авторитаризм.
Разработанная не латиноамериканском материале концепция “делегированной
демократии” сфокусирована на фигуре законно избранного президента, высоко
вознесшегося над партиями, парламентом, судом, другими политическими
институтами. Он — воплощение нации и правит по своему усмотрению.
Фактически он не подотчетен некому, поскольку существующие институты
слишком слабы, стобы уравновешивать и контролировать президентскую власть.
Ближайшими родственниками таких режимов являются цезаризм, каудилизм,
бонапартизм, что говорит само за себя.



IV. Заключение

Государство возникает из предгосударственных форм власти вождя племени
или союза племен, шамана, жреца вместе с образованием общества, т. е.
упорядоченной свокупности далее вместе с общественным разделением труда,
появлением частной собственности, социальной дифференциацией членов
общества и образованием классов, а следовательно, вместе с отношениями
имущественного, социального и функционального неравенства и возникновением
политики, организующей и регулирующей общественные отношения и ее новой
институциональной формы — власти с органами управления и контроля.
Таким образом, государство — результат и фактор общественного развития,
одновременного формирования политической и социальной организации общества.
В условиях особой опасности народ, как правило, выбирает тоталитарный тип
государства.
Важно отметить, что основными функциями государства являются —
охранительная и управленческо-обеспечительная.
Менее чем за десятилетие Россия сполна познала все прелести “сильного”
президентства отечественного образца. Даже если абстрагироваться от
личности Бориса Ельцина, остается фундаментальная проблема
неконтролируемой, нестабильной и неэффективной власти. В условиях
системного кризиса общества она представляет собой постоянный источник
повышенной опасности.
Политологи полагают, что российская демократия вращается в порочном
кругу. Она порождается слабостью демократических ценностей, норм,
институтов и консервирует это состояние. Даже президенты мало что могут
измения, ибо они всесильны и бессильны одновременно.
Следует отметить: для каждой нации, народа есть свои губительные формы
государственности. Особенности государственности или становления каких-либо
форм государства следует искать в итории того или иного народа, в его
менталитете.


V. Литература

Лекции Губанова Андрея Васильевича

1. «Основы государства и права» под ред. О. Е. Кутафина
Юрист 1996г.

2. А. И. Демидов, А. А. Федосеев
«Основы политологии» М. 1995г.

3.«Политология на российском фоне» - Учебное пособие( РАУ; Москва( Изд(
«Луч»( 1993 г(
4( «Политология» - под. ред. Д( С( Клементьева; Москва( Изд( «Знание»(
1997 г(

5. Лазарев В.В. «Общая теория права и государства» Москва 1996г.
6. Хропанюк В.Н. «Теория государства и права» Москва 1996г.
7. Лившиц Р.З. «Современная теория права» Москва 1996г.
8. Марченко М.Н. «Теория государства и права» Москва 1996г.







Новинки рефератов ::

Реферат: Социально-культурное творчество – эффективное средство социализации личности (Педагогика)


Реферат: Образование в Германии (Педагогика)


Реферат: Основы политологии (Политология)


Реферат: Роль религии в культуре (Культурология)


Реферат: Развитие агролизинга в Республике Казахстан (Сельское хозяйство)


Реферат: История России-составная часть мировой истории (История)


Реферат: Борьба за выход России из Первой мировой войны. Брестский мир (История)


Реферат: Історія розвитку інформаційних технологій (Информатика)


Реферат: Владимир Галактионович Короленко (Доклад) (Литература)


Реферат: Физико-химические изменения, происходящие при приготовлении блюда "Борщ украинский с пампушками" (Кулинария)


Реферат: Анализ причин и последствий крупнейших ядерных катастроф (Естествознание)


Реферат: Исследование систем управления (Менеджмент)


Реферат: Реформы первой четверти 19-го века (История)


Реферат: Северный Экономический Регион РФ (География)


Реферат: Виды политики (Политология)


Реферат: Особенности бухгалтерского учета и налогообложения санаторно-курортных организаций (Аудит)


Реферат: Расследование причин аварий на предприятиях (Безопасность жизнедеятельности)


Реферат: Генезис (развитие) теории правового государства с древнейших времен и по наши дни (Теория государства и права)


Реферат: Учет операций по начислению амортизации (износа) основных средств и нематериальных активов (Бухгалтерский учет)


Реферат: Основи страхової справи (Страхование)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист