GeoSELECT.ru



Социология / Реферат: Личность как продукт общественно-исторического развития (Социология)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Личность как продукт общественно-исторического развития (Социология)



Министерство общего и профессионального образования Российской Федерации

Уфимский государственный авиационный

технический университет

Кафедра философии



РЕФЕРАТ

На тему "Личность как продукт общественно-исторического развития"



| |Выполнил соискатель |
| |_____________Карташов А.Г. |
| |"_____"_____________1998 г. |
| |Проверил преподаватель |
| |_____________ _____________ |
| |"____"______________1998 г. |



УФА 1998

Введение
Из всех проблем, с которыми сталкивались люди в ходе истории
человечества, вероятно, наиболее запутанной является загадка самой
человеческой природы. В каких только направлениях не велись поиски, какое
множество различных концепций было выдвинуто, но ясный и точный ответ до
сих пор ускользает от нас. Существенная трудность состоит в том, что между
нами очень много различий. Люди разнятся не только своим внешним видом. Но
и поступками, зачастую чрезвычайно сложными и непредсказуемыми. Среди более
чем пяти миллиардов людей на нашей планете не встретишь двух в точности
похожий друг на друга. Эти громадные различия усложняют, если не делают
вообще невозможным, решение задачи по установлению того общего, что
объединяет представителей человеческой расы.
Астрология, теология, философия, литература и социальные науки- вот
лишь некоторые из течений, в русле которых предпринимаются попытки понять
всю сложность человеческого поведения и саму сущность человека. Какие-то из
этих путей оказались тупиковыми, в то же время другие направления находятся
на пороге своего расцвета. Сегодня проблема стоит остро. Как никогда
поскольку большинство серьёзных недугов человечества- стремительный рост
численности населения, глобальное потепление, загрязнение окружающей среды,
ядерные отходы, терроризм. Наркомания, расовые предрассудки, нищета -
является следствием поведения людей. Вполне вероятно, что качество жизни в
будущем, как, возможно, и само существование цивилизации, будут зависеть от
того, насколько мы продвинемся в понимании себя и других.


Понятие личности

Слово личность ("personality") в английском языке происходит от
латинского "persona". Первоначально это слово обозначало маски, которые
надевали актеры во время театрального представления в древнегреческой
драме. Раб не рассматривался как персона, для этого надо быть свободным
человеком. Выражение "потерять лицо", которое есть во многих языках,
означает утрату своего места и статуса в определенной иерархии. В русском
языке издавна употребляется термин "лик" для характеристики изображения
лица на иконе.
Нужно отметить, что в восточных языках (китайском, японском) понятие
личности связывается не только и не столько с лицом человека, но и со всем
его телом. В европейской традиции лицо рассматривается в оппозиции с телом,
так как лицо символизирует душу человека, а для китайского мышления
характерно понятие "жизненность" куда входят и духовные, и телесные
качества индивида.
Как в восточном, так и в западном мышлении сохранение своего "лица",
т.е. личности - это категорический императив человеческого достоинства, без
чего наша цивилизация потеряла бы право называться человеческой. В конце XX
века это стало подлинной проблемой для сотен миллионов людей, ввиду тяжести
социальных конфликтов и глобальных проблем человечества, которые могут
стереть человека с лица земли.
Таким образом, самого начала в понятии "личность" был включен внешний,
поверхностный социальный образ, который индивидуальность принимает, когда
играет определенные жизненные роли - некая "личина", общественное лицо,
обращенное к окружающим.
Интересно отметить, что латинский термин "homo" восходит к понятию
"гумуса" (почвы, праха), из которого произведен человек, а в европейских
языках "man" производится от "manus" (рука). В русском языке слово
"человек" имеет корень "чело", т.е. лоб, верхняя часть человеческого
существа, приближающая его к творцу.
Следовательно, даже этимологические личностные характеристики человека
несут разную смысловую нагрузку в зависимости от той или иной культуры и
цивилизации.
Первым понятием, с которого следует начинать изучение проблемы личности,
является "индивид". Дословно оно значит неделимую дальше частицу какого-то
целого. Этот своеобразные "социальный атол", отдельный человек
рассматривается не только как единичный представитель рода человеческого,
но и как член какой-то социальной группы. в истории философии и социально-
политической мысли известен индивидуализм - философско-этическая концепция,
утверждающая приоритет личности перед любой формой социальной общности,
исходящая из представлений об атомарности индивида.
Гораздо более содержателен другой термин "индивидуальность",
обозначающий уникальность и неповторимость человека во всем богатстве его
личностных качеств и свойств. Человек выступает сначала как особь,
"случайный индивид" (Маркс), потом как социальный индивид,
персонифицированная социальная группа, и затем как личность. Личность тем
значительнее, чем больше в её преломлении представлено всеобщих,
общечеловеческих характеристик.
Индивидуальность не просто "атомарность" человека, скорее характеристика
его единичности и своеобразия выводящих за рамки этой единичности. Иначе
индивидуальность человека не отличалась бы от индивидуальности скажем стула
или стола. Хорошо сказал по этому поводу современный немецкий философ Ю.
Хабермас, "моя концепция меня самого" имеет смысл лишь тогда, когда человек
признается и как вообще личность, и как именно эта индивидуальная личность.
С другой стороны, не менее справедливо утверждение, что человек есть
множественность и у него, как считает, например, Г.М. Гурджиев, "нет
индивидуальности…нет единого большого Я". Человек разделен на множество
малых "я". Наверно прав и Оскар Уайльд, утверждавший, что душа человека
непознаваема: «Ты сам – последняя из всех тайн».
Обратимся к проблеме генезиса, происхождения личностных особенностей
человека. Возникает вопрос – когда рождается личность?
Очевидно, что к новорожденному ребенку термин «личность» не приложим,
хотя все люди появляются на свет как индивиды и как индивидуальности. Под
последним понимается то, что в каждом новорожденном ребенке уникально
неповторимым образом запечатлена как в генотипе, так и в фенотипе вся его
предыстория.
Многие предпосылки личностного развития закладываются еще во
внутриутробном периоде, что требует соответствующее осмысление в рамках
определенного мировоззрения.
«Кризис рождения» имеет не только физиологическое значение, но во многом
определяет параметры психической деятельности взрослого человека. Первый
крик - это крик «нет!», подчеркивают современные специалисты это отказ от
того, что называют жизнью. Отражение насильственной, обижающей,
репрессивной по своей природе обстановки рождения человека исследовал С.
Грофф. Он систематизировал и обобщил эмбриональные переживания пациентов,
находящихся в измененном состоянии сознания, и на этой основе разработал
методику «второго рождения».
В плане личностного самоопределения человека важно подчеркнуть, что
человек приходит в жизнь с опытом рождения, а к рождению с опытом
пренатальной общности. Более того, последние данные науки по поводу
специфики генома человека говорят о том, что мы находимся в глубочайшем
родстве с живой и неживой природой и в этом смысл предпосылки личности
каждого во многом определяется природным обоснованием человека.
Итак, новорожденный - уже выраженная, яркая индивидуальность, и каждый
день его жизни увеличивает потребность в многообразных реакциях на
окружающий мир. Буквально с первых дней жизни, с первых кормлений,
формируется свой, особый стиль поведения ребенка, так хорошо узнаваемый
матерью и близкими. Индивидуальность ребенка нарастает к двух-трех летнему
возрасту, который сравнивают с обезьяной по интересу к миру и освоению
собственного «Я». Большое значение для дальнейшей судьбы имеют особые
«критические» моменты, во время которых происходит запечатлевание ярких
впечатлений внешней среды, что потом во многом определяет поведение
человека. Они носят название "импрессинга" и могут быть очень разными,
например, музыкальной пьесой, потрясшей душу историей, картиной какого-то
события или внешним видом человека.
Дальнейшее развитие личности связано с «происхождением» других
возрастных периодов и с, другой стороны, - с особенностями развития девочек
и мальчиков, девушек и юношей. Возраст, как, профессия, круг общения, эпоха
– все это формирует личность. На жизненном пути неизбежны и взлеты – как
правило, в юности и в возрасте 30 - 40 лет и застои(25-30, 40-45). Рубежами
в жизни человека становятся отрыв от родительской семьи, создание
собственной семьи, рождение детей и т.п.
Становление личности происходит в процессе усвоения людьми опыта и
ценностных ориентаций данного общества, что называют социализацией. Человек
учится выполнять особые социальные роли, т.е. учиться вести себя в
соответствии с ролью ребенка, студента, мужа и т.д. все они имеют
выраженный культурный контекст и, в частности, значительно зависят от
стереотипа мышления. Если нет тяжелых врожденных дефектов развития
головного мозга, последствий родовой травмы или заболевания, то становление
личности – итог взаимодействия человека и общества. В течении жизни человек
может в той или иной степени утратить личностные черты вследствие развития
хронического алкоголизма, наркомании, тяжелых заболеваний ЦНС и т.п. в
принципе личность может «умереть» в еще живом человеке, что говорит о
сложной внутренней структуре этого феномена.
Первая грань Я – это так называемое телесное или физическое Я,
переживание своего тела как воплощения Я, образ тела, переживания
физических дефектов, сознание здоровья или болезни. В форме телесного Я мы
ощущаем не столько личность, сколько её материальный субстрат – тело, через
посредство которого она проявляет себя и иначе проявиться не может. Тело
очень большой вклад в целостное ощущение собственного Я – об этом всем
известно на собственном опыте. Особенно большое значение телесное Я
приобретает в подростковом возрасте, когда собственное Я начинает выходить
из человека на передний план, а другие стороны Я еще отстают в своем
развитии.
Вторая грань Я – это социально-ролевое Я, выражающееся в ощущении себя
носителем тех или иных социальных ролей и функций. Доминирование социально-
ролевого Я – характеризующая черта бюрократа всех времен и народов, который
мыслит себя как воплощение определенных должностных функций и
государственных интересов – и ничего кроме этого я не содержит.
Третья грань – психологическое Я. Она включает в себя восприятие
собственных черт, диспозиций, мотивов, потребностей и способностей и
отвечает на вопрос «какой я».
Четвертая грань Я - это ощущения себя как источника активности или,
наоборот пассивного объекта воздействий, переживание свой свободы или
несвободы. Его можно назвать экзистенциальным Я, поскольку в нем отражаются
личностные особенности высшего экзистенциального уровня, особенности не
каких-то конкретных личностных структур, а общих принципов отношений
личности с окружающим ее миром.
Наконец, пятая грань Я- это самоотношение или смысл Я. Наиболее
поверхностным проявлением самоотношения выступает самооценка - общее "+"
или "-" отношение к себе. Следует различать самоуважение - отношение к
себе как бы со стороны, обусловленное каким-то моими реальными
достоинствами или недостатками - и самопринятие - непосредственное
эмоциональное отношение к себе, не зависящее от того, есть ли во мне какие-
то черты, объясняющие это отношение. Не менее важными характеристиками
самоотношения являются степень его целостности, интегрированности, а также
автономности, независимости от внешних оценок.
Выделяют несколько крупных социальных типов личности, которые
прослеживаются на всем историческом пути развития человечества:
«Деятели» - для таких главное - активное действие, изменение мира и
других людей, включая и самого себя, «мыслители»- это люди, которые по
словам Пифагора, приходят в мир не для того, чтобы соревноваться и
требовать, а смотреть и размышлять, люди чувств и эмоций - которые остро
чувствуют, как «трещина мира» (Р. Гейне) проходит через их сердца,
гуманисты и подвижники - отличаются обостренным чувством ощущения душевного
состояния другого человека, как бы «вчувствуются» в него, облегчая душевное
и телесное страдании.
В основных культурах и цивилизациях Земли сложились определенные типы
личностей, отражающие особенности Востока и Запада. Так, если сравнить
европейский канон личности, отражающий идеал цивилизации Запада с японским,
как моделью культур Востока, то очевидны существенные различия. В
европейской модели личность понимается как определенная целостность, а для
японцев более характерно восприятие личности и ее поступков как
совокупности нескольких «кругов обязанностей» - по отношению к императору,
родителям, друзьям, самому себе и т.д.
Наконец, существующие мировые религии выработали свой нормативный идеал
личности, который отражает сущность и догматический стержень каждой
религии. Так, христианский идеал личности в основе своей имеет любовь к
Богу и любовь к ближнему, что неразрывно связано, в исламской модели
личности строгое и безукоризненное выполнение воли Аллаха, для личности
воспитанной в духе буддийской традиции, главным является осознание четырех
«благородных» истине и готовность следовать «восьмеричному» пути достижения
просветления. Т.о. в рамках трех мировых религий можно выделить и разные
типы личности и пути ее совершенствования
Разумеется, этим не исчерпывается диапазон данного понятия и, очевидно,
что большинство людей сочетают в себе признаки разных типов личностей, а
иногда происходит и смена ведущих установок. Здесь важно понять одно –
выбор личностного пути и поле его деятельности – результат свободного
волеизъявления человека. Поэтому личность немыслима вне феномена свободы,
а по слова Гегеля, истинная природа человека «есть свобода, свободная
духовность».
Свобода личности и ответственность
Свобода - одна из основных философских категорий , характеризующих
сущность человека и его существование, состоящие из возможности личности
мыслить и поступать в соответствии со своими представлениями и желаниями, а
не вследствие внутреннего или внешнего принуждения. Философия свободы
человека была предметом размышлений Канта и Гейгеля, Шопенгауэра и Нитце,
Бердяева и Соловьева. Свобода рассматривалась в соотношении с
необходимостью, с произволом и анархией, с равенством и справедливостью.
Диапазон понимания этого понятия чрезвычайно широк - от полного
отрицания самой возможности свободного выбора (бихевиоризм), до "бегства от
свободы" (Э. Фромм), в условиях совершенно цивилизованного общества. В
русской философской традиции категория свободы соотносилась с понятием
"воля" или "вольницы". Понятие свободы родилось в христианстве, как
выражение идеи равенства людей перед Богом и возможностью для человека
свободного выбора на пути к Богу.
Свобода воли - понятие означающее возможность беспрепятственного
внутреннего самоопределения человека в выполнении тех или иных целей и
задач личности.
В истории философской мысли воля трактовалась двояко: во первых, как
следствие природной и сверх природной детерминации (Бог, Абсолют); во
вторых - как самополагающая сила, определяющая весь жизненный процесс
человека. Волевые качества человека определяются отчасти генетически,
отчасти воспитываются окружающей средой, входя в структуру характера
личности.
Чтобы понять сущность феномена свободы личности нужно разобраться в
противоречиях волюнтаризма и фатализма, определить границы необходимости,
без которой немыслима реализация свободы.
Воля считается слепым неразумным первоначалом особенно если
реализация свободы приводила к росту неравенства и несправедливости. Это
проблема - как соотнести свободу и равенство, не приводя к подавлению и
уравниловке стоит перед каждым обществом и государством. Решая ее
приходится ориентироваться на ту или иную систему культурных норм и
ценностей.
Говоря о становлении представлений о ценности человека, нужно
подчеркнуть, что это понятие универсальное и не сводимо к "полезности"
человека для общества. Попытки делить людей на "нужных" и "ненужных"
порочны по самой сути, ибо их реализация неминуемо порождает произвол,
ведущий к деградации и человека, и общества. Ценность человеческой личности
в определенном смысле выше всего того, что делает или говорит данный
человек.
История многократно доказывает, что истинный масштаб и направленность
деяний и помыслов многих личностей становиться очевиден спустя много лет, а
то и столетий. Ценность многих исторических деятелей и их трудов как бы
непрерывно возрастает и, в тоже время, немало примеров, когда время
развенчивает дутые авторитеты мира, диктующим свои законы человеку.
Действовать в духе вамонтаризма – значит не сочетаться с объективными
условиями бытия, с законами природы, выдавая свой произвол за высшую
мудрость.
Фатализм напротив предопределяет изначально весь ход жизни человека и
его поступки, объясняя это то ли судьбой, то ли волей Бога, то ли
детерминизмом замкнутой системы, где каждое последующее событие жестко
связанно с предыдущими. Здесь по сути дела не остается места для свободного
выбора, ибо нет альтернатив.
Таким образом, можно прийти к выводу, что свобода есть нечто большее,
чем учет объективной необходимости и устранения внешних ограничений.
Гораздо более существенна внешняя свобода, «свобода для», свобода в выборе
истины, добра и красоты.
Свобода – это сложнейший и глубоко противоречивый феномен жизни
человека и общества, имеющий величайшую притягательность и являющийся в
тоже время тяжким бременем, не зря в западной философии формировалось
явление «бегство от свободы».
Потому ценность человека в принципе несоизмерима только с плодами его
деятельности. Оставляя после себя вещи, детей и идеи, человек не может быть
сведен к сумме этого наследства.
Важным феноменом мира культуры являются вещи. Мир вещей обнимает
собой все – от древнейших пирамид до суперсовременных компьютеров и
ускорителей. Это мир материальной культуры, созданный людьми для
удовлетворения своих потребностей, вещний мир стал «второй природой»
человека и не случайно ценностное отношение к нему является достаточно
точным критерием личности самого человека. Все религии строго осуждают
стремление к накоплению материальных ценностей. Вещи сами по себе в
ценностном отношении нейтральны, как и сам феномен свободы, хотя
человечество в течении тысячелетий мечтало переплавить «мечи на орала».
Ценностное отношение возникает только в том или ином социальном контексте.
В полной мере это относится и к системе духовных ценностей и их роли в
становлении личности.
Духовные ценности – это своеобразный духовный капитал человечества,
накопленный за тысячелетия. Природа духовных ценностей исследуется в
аксиологии, которая устанавливает соотношение ценностей с миром реальностей
человеческой жизни. Речь идет прежде всего о моральных и эстетических
ценностях. Они по праву считаются внешними, ибо во многом определяют
поведение человека в других системах ценностей. В истории человечества
можно отметить несколько сменяющих друг друга установок, отражающих разные
системы ценностей, формирующих соответствующий тип личности. Наиболее
древняя - гедонизм - утверждает что наслаждение высшее благо жизни и
критерий поведения человека.
В этике аскетизма идеалом жизни провозглашалось добровольное отречение
от наслаждений и желаний, культ страданий и лишений.
В концепции утилитаризма величайшей ценностью и основой нравственности
считается польза. С точки зрения Д. Милля "удовольствие является
единственным добром".
Принцип соборности, означающий сочетание единства и свободы многих
лиц на основе их общей любви к богу и всем абсолютным ценностям. Тоже самое
можно отнести и к этическим ценностям. Известное выражение Ф.М.
Достоевского «красота спасет мир» нужно понимать не изолированно, а в общем
контексте развития идеалов человечества.
Понятие личности, свободы, ценностей обогащают и расширяют представление о
человеке, его прошлом, настоящем и будущем. Эти «измерения» человека
позволяют правильно понять и устройство общества, как феномена,
порожденного в процессе человеческой деятельности.
Если говорить о специфике понимания свободы и ответственности
человека на рубеже 20-21 веков, то следует подчеркнуть, что мир вступает в
полосу цивилизованного перелома, когда многие традиционные способы бытия
человека будут нуждаться в коррекции.
Брать на себя груз личных и общечеловеческих проблем – единственный
путь выживания и дальнейшего совершенствования человека. Он предполагает
развитие высочайшей степени ответственности, которая простирается от узкого
круга ближайшего окружения личности до планетарно-космических задач и
проблем.



Заключение

Проблема личности- проблема необъятная, значимая и сложная,
охватывающая огромное поле исследований. Понятие личности относится к числу
сложнейших в человекосознании. До сих пор ещё не сложилось достаточно
обоснованного и общепринятого определения многозначность содержания этого
понятия обусловлена многоаспективностью проявлений личности, многообразием
её становления и развития.
Но как мы увидели, что конституирующий характеристикой личности
человека является его субъективность. Взгляд на личностное в человеке как
проявление его субъективности не является прерогативой философской мысли.
Такое представление о личности в психологии, социологии, педагогике;
литература. Искусство, политика, да и сам язык обыденной жизни наделяют
личность силой активности. Кто не активен. Тот обезличен. В этом сходятся
научные и интуитивные концепции личности в сознании людей. «То чего не
достаёт рабу, - писал Гегель- это признания его личности; принцип же
личности есть всеобщность. Господин рассматривает раба не как личность, а
как не обладающую самостоятельностью вещь, сам раб не числится «Я», его «
Я» есть господин.»
Личность есть господин самого себя, - такова максима ценностного осмысления
феномена личности в культуре.
Литература:
1. Арьев Ф. Человек перед лицом смерти.-М.,1992
2. Ильенков Э.В. Что такое личность?-М.,1991
3. Ильенков Э.В Философия и культура- М.,1991
4. Ортега и Гассет Что такое философия?-М.,1991
5. Философия-РНД..1997
6. Д. Хьелл, Д. Зиглер Теории личности- Теории личности-М.1997





Реферат на тему: Личность как субъект и продукт социальных отношений

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
им. М.В. Ломоносова
Социологический факультет



Реферат по общей социологии
на тему:

«Личность как субъект и продукт социальных отношений»



Студентов 1-го
курса,
102 группы,
Кузнецов Р.С.
Суханов Д.А.



Москва 1997

Когда мы пытаемся оценить обычного человека, предположим,
описать своего знакомого людям, не знающим его, мы рассказываем о
его хороших или плохих качествах и чертах характера, мы говорим о
людях, которые его окружают, о его семье, роде занятий, - в общем,
обо всем, что с той или иной стороны характеризует человека как
личность, выделяет его из общей людской массы. При этом мы пытаемся
найти этому человеку место среди других известных нам людей,
оценивая каждое его достоинство или недостаток. Но в данном случае
"началом отсчета" является для нас некий "усредненный", обычный
человек, тот кто не слишком выделяется из привычного нам круга
общения, кого мы не удивились бы увидеть рядом с собой. И обращать
внимание мы будем, в основном, на его странности, то есть на то,
что отличает его от других.
Что делать в случае, когда именно какая-то характерная особен-
ность человека проявляет себя как его талант ? Тогда в описании
личности мы вынуждены обращать внимание в основном на эту
конкретную черту, рассматривая всю остальную часть человеческой
натуры лишь с точки зрения оказываемого на этот талант влияния.
Так, говоря об известном писателе, мы в первую очередь оцениваем
его творчество, его место в литературе вообще, а уж потом беремся
говорить о биографии, да и то сначала пытаемся найти в его жизни
объяснение его книгам, а потом уж вглядываемся в личные качества. В
этом случае мы ищем место человека не среди обычных людей, а уже в
кругу избранных - равных ему по проявленному таланту.
Как же тогда найти место человека, о котором можно сказать, что
он гениален ? Если человек вершил судьбу пусть не мира, но страны,
если он первенствовал во мно-жестве дел, если он оставил по себе
память на несколько веков, если, обладая множеством талантов, он
нашел в себе энергию для всех них, - то как тогда рассуждать о нем
?
Такая личность, разумеется, требует иного масштаба измерения.
Получается, что надо говорить не только о его происхождении и всей
жизни, но и о его положении среди тех, кто окружал его, о его роли
в собственной эпохе и о его влиянии на всю историю человечества в
целом. В данном случае качества человека как такового важны лишь
постольку, поскольку они объясняют в какой-то мере его деяния .
Гораздо важнее, на мой взгляд, проникнуться ощущением эпохи,
которая породила и пробудила к действию гения.
Столь длинное вступление должно, как мне кажется, пояснить,
почему для анализа политических взглядов Никколо Макиавелли
совершенно необходим рассказ о нем самом, о времени, в котором он
жил, о той памяти, которую он по себе оставил.
Итак, Никколо Макиавелли родился в 1469 году во Флоренции. В
истории Италии это время - конец кватроченто - навечно останется с
гордым и прекрасным именем Высокого Возрождения. Даже сейчас эпоха
эта притягивает блеском своих достижений. Кажется, ни в предыдущие,
ни в последующие века не только Италия, но и любая другая страна не
рождала столько титанов. Никогда более, может быть, кроме краткого
века расцвета Перикловых Афин человечество не взмывало столь
внезапно на такие высоты Разума, Духа и Искусства. Именно в Италии
раньше всего выплеснулось наружу все новое, что зрело в глубинах
Средневековья, и словно бы кругами разошлось по тогдашней Европе.
Пусть даже это преувеличение, но в каком-то смысле эти волны
пробудили Шекспира в Англии, Вийона и Ронсара во Франции, Дюрера в
Германии. Что же тогда говорить о самой Италии, где в течении трех
веков сияли такие светочи челове-ческого гения, равных которым в
истории Европы уже не появлялось более. Это время впитало в себя
все ценности античного мира, - сама земля Италии, хранящая в себе
бесценнейшее наследие Республи-канского и Императорского Рима, а
через него и Греции времен ее наивысшего расцвета, подарила вновь
взглянувшему на мир челове-честву мудрость Аристотеля, Платона,
Геродота, красноречие Цицерона, гений Вергилия и Овидия, чеканную
латынь Цезаря. Но века христианства, века веры в духовное начало, в
божественное предназначение человека, в торжество Духа над бренной
плотью обогатили античный культ человека как прекраснейшего
творения природы осознанием духовной мощи человека - творца,
движущей силы своей судьбы.
Итальянский гуманизм, впитав в себя лучшие черты Средневе-ковой
культуры и отвергнув ее, повернулся к Античности; но, выведя на
свет классические рукописи из монастырских библиотек и древние

руины из скрывавшей их земли, гуманисты наполнили их своим новым
мироощущением. Из античной "игрушки рока" человек в эту эпоху
становится хозяином своей судьбы. Такое место в мире никогда до
этого не грезилось человеку. Марсилио Фичино - один из видней-ших
деятелей того времени - пишет по этому поводу :
"... кто станет отрицать, что гений человека
почти такой же, как у самого творца ... " ,
ведь в этой фразе есть и дерзость, и вызов, и гордость называться
Человеком.
Человек, каким мыслили его итальянские гуманисты эпохи
Возрождения - сильный, смелый, развитый физически и духовно,
прекрасный и гордый, подлинный хозяин судьбы и устроитель лучшего
мира. Не случайно же именно тогда, за четыре века до взятия
Бастилии, было провозглашено право человека на свободу и счастье.
Именно тогда были впервые утверждены принципы равенства, спра-
ведливости и человечности. Еще в XIII веке Флорентийская республика
освободила крестьян от крепостной повинности, обосно-вывая такое
решение следующим поразительным для того времени политическим
"кредо" :
" Свобода есть неотьемлемое право, которое не может
зависеть от произвола другого лица, и необходимо, чтобы
республика не только поддерживала это право, но и укрепляла его
на своей территории."
Флоренция вообще становится своего рода столицей Возрождения,
подлинно "новыми Афинами". В отличие от Рима, находившегося под
сильным влиянием папства, Флоренция всегда была свободолюбивой.
Именно во Флоренции, начиная с Джотто, творили ярчайшие мастера
живописи, архитектуры и всех мыслимых "изящных искусств". К концу
XV века город уже приобрел те неповторимые и прекрасные черты,
которые и по сей день привлекают тысячи людей. Уже были построены
великолепные храмы и дворцы, уже были написаны уникальные фрески и
на площадях города уже были установлены прекрасные статуи. Примерно
в это же время во Флоренции работали и Леонардо да Винчи, и
Микельанджело, и Рафаэль.
Само время тогда властно требовало гениев. Человек хоть сколько-
нибудь талантливый не мог позволить себе оставаться в безвестности,
а мальчик, родившийся в уважаемой флорентийской семье и получивший
при крещении имя Никколо, был, как оказалось, очень талантлив.
Уже в достаточно зрелом возрасте в письме одному из "великих
мира сего" Маккиавелли писал, что с самого детства его в жизни
окружали скорее нужда и лишения, нежели груды богатств, почести и
слава. Чего тут больше, лукавого притворства или же искренней
жалости к самому себе ? Трудно сказать. Конечно, Макиавелли родился
не в герцогском дворце, но его родители не были и нищими. Семья
Макиавелли была достаточно древней, - во Флоренции они обосновались
еще в XII веке, многие члены этого семейства входили в городской
Совет Пятисот, были в семье и военачальники, и священ-ники. Что
касается непосредственно родителей Никколо, то его отец был
достаточно известным юристом, к тому же, постольку поскольку он
происходил из сословия нобилей, он владел также небольшим
поместьем, - в общем, вопреки заявлениям Никколо, семья их далеко
не бедствовала. Во всяком случае, родители смогли дать своему сыну
блестящее классическое образование, пусть даже финансовое положение
семьи и не позволило Никколо пройти университетский курс .
Один из историков заявил, что Макиавелли надо было благодарить
судьбу, уберегшую его от университетов того времени. Именно в этих
"очагах знания" как нигде сильны были средневековые традиции, и
вряд ли сухая схоластика очень обогатила бы ум. Хотя, наверное,
даже университет не убил бы в Никколо Макиавелли живости ума и
души.
Мы не знаем, кто были школьные учителя Никколо, но истин-ными
наставниками для него стали книги. У его отца была прекрасная
библиотека латинских авторов, и когда сын достаточно овладел
латынью, ему открылся мир высокой мудрости прежних поколений: Тит
Ливий, Тацит, Цицерон, Цезарь, Вергилий, Катулл, Овидий, - весь
опыт вечноживущего человечества, все что к этому времени стало
доступным просвещенному и заинтересованному читателю. Древнегре-
ческого языка Макиавелли не знал и поэтому с шедеврами Гомера,
Платона и Аристотеля он был знаком только в их латинских пере-
водах. С юности же у Никколо проявился вкус к родному италь-янскому
языку. Как писатель Макиавелли развивался под влиянием Петрарки и
Данте, - у него было у кого поучиться .
Никколо повезло и еще в одном - в его семье было принято
нередкое в то время свободное отношение к религии и Церкви. Даже
мать его не была набожной. Наверное, именно это помогло Макиавелли
впоследствии реально, а то и критически оценивать роль церкви в
жизни Италии. Чего стоит одна его пьеса "Мандрагора" ! Написанная в
духе "Декамерона" Боккаччо, шутливая пьеса направ-лена против
человеческой косности и тупости, но там где дело касается церкви,
она перестает быть безобидной шуткой и превраща-ется в острый
памфлет, больно жалящий как продажных священни-ков, готовых ради
денег даже на прямое нарушение своего пастыр-ского долга, так и
против людской доверчивости , возводящей каждое слово человека в
рясе в ранг божественного откровения.
Роль церкви и в истории Италии, и в истории Европы Макиавелли
оценивал также очень негативно. Возможно, если бы Александру VI,
Юлию II или любому из их предшественников удалась попытка
объединить Италию под властью римской курии и создать единое и
независимое итальянское государство, Макиавелли по-друго-му отнесся
бы к политике Ватикана, но даже это кажется сомнитель-ным. Конечно,
как политический деятель Макиавелли умел принимать и ценить прежде
всего успех и вполне по-иезуитски оправдывать практически любые
средства, ведущие к достижению поставленной цели. Но все же он был
патриотом своей страны, как Флоренции, так и всей Италии, - недаром
основное несчастье своей родины он видел в том, что церковь не
обладала достаточной силой, чтобы объединить страну, но была
достаточно сильной, чтобы помешать ее объединению не под своим
главенством. В "Государе" Макиавелли приводит множество примеров
ошибочной политики пап, и ошибки эти объясняет тем, что Ватикан
свои интересы всегда ставил выше общенациональных интересов Италии.
Пожалуй, един-ственным государственным деятелем, выступавшим на
стороне римской курии и заслужившим одобрение и почти восхищение
Макиавелли, был Цезарь Борджиа, хотя нельзя сказать, что Борджиа не
преследовал личных интересов, а сражался только за идею мирового
господства Римской Католической церкви. И именно в этой личной
заинтересованности, в огромной энергии и воле, в государст-венном
уме Чезаре Борджиа видел Макиавелли залог прцветания страны,
управляемой таким человеком. Но - vae victis ! - обстоятельства, да
и сама судьба были против Борджиа, хотя он был очень близок к
осуществлению своих планов. И, кажется, именно эта неудача как бы
окончательно определяет отношение Никколо Макиавелли к церкви и ее
политике. Впрочем, это неприятие было вполне взаимным: уже в 1559
году католическая церковь внесла труды Макиавелли в "Индекс
запрещенных книг", хотя политическими принципами, изложенными в них
продолжала пользоваться .
Однако, возвращаясь к биографии Макиавелли, хотелось бы
поговорить о его политической деятельности. Волею судьбы жизнь
Никколо Макиавелли разделена на две почти равные по продолжи-
тельности части: первая - это весьма бурная политическая, военная и
государственная деятельность в качестве секретаря флорентийской
республики, а потом и доверенного лица и советника правителя
Флоренции, а вторая - время изгнания из родного города с приходом к
власти Медичи, ссылки в собственное поместье и полного отстране-ния
от всякого рода деятельности, кроме литературной .
Благодаря этому несчастливому повороту колеса Фортуны жизнь
Макиавелли прекрасно соответствует пушкинским
строкам :
" Блажен , кто с молоду был молод,
Блажен, кто вовремя созрел ... "
Именно во время своей вынужденной отставки Макиавелли, уже
многое повидавший в жизни, и написал все свои основные труды,
обобщив в них наблюдения политической жизни современной ему Европы
и опыт классиков античности .
А, надо сказать, Европа того времени представляла собой прелю-
бопытнейшее зрелище. Происходило столько всяческих событий, что
сравнить данную часть света можно разве что с кипящим котлом, в
котором клокочет некое неаппетитное на вид варево. Да, свобода
человека почиталась величайшей драгоценностью, но сама жизнь его не
стоила и ломаного гроша. Все страны и, в особенности, многостра-
дальная Италия утопали по колено в крови своих граждан. Чего стоили
одни только религиозные войны! В Нидерландах - насмерть
схлестнувшиеся гезы и католики-испанцы, во Франции - католики и
гугеноты, в Англии - то протестанты, жгущие католиков, то католики,
жгущие протестантов. Все это либо происходило при жизни Макиавелли,
либо готовилось произойти. Сама эпоха Возрождения, такая светлая и
радостная в своем искусстве, была на самом деле очень
противоречивой и жестокой. Любой - слуга или герцог - не за-
думываясь ни на минуту, пускал в дело яд или кинжал, и редко когда
соображения морали или грядущего возмездия останавливали этих
людей. Гуманизму, который освещает все искусство той эпохи, не
нашлось места в самой жизни. Все тот же Марсилио Фичино пишет:
" Я ничего не слышу, кроме шума оружия, топота коней,
ударов бомбарды, я ничего не вижу, кроме слез, грабежа,
пожаров, убийств ", - вот исчерпывающая характеристика жизни
эпохи .
Самые знаменитые люди того времени словно бы со-тканы из
противоречий. Знаменитый папа Александр VI Борджиа, стремящийся
уничтожить всех ему непокорных, убийца, грабитель и развратник, был
как государственный деятель наделен блестящим талантом. Тиран
Сигизмунд Малатеста, по свидетельству современника,
" в жестокости превзошел всех варваров. Своими окровав-
ленными руками он подвергал ужасным пыткам неповинных и
виновных. Он теснил бедных, отнимал у богатых их имущество, не
щадил ни сирот, ни вдов ".
Но это не все. Тот же Малатеста обладал широкими познаниями в
философии, подолгу беседовал с гуманистами, слушал с наслаждением
любовные сонеты и в суждениях о живописи и скульп-туре проявлял
самый утонченный вкус. Для того времени не было ничего
удивительного в том, что кинжал в руке убийцы был шедевром
ювелирного искусства. Идеал, столь упорно воплощаемый в искусстве,
в жизни оставался несбыточной мечтой .
Можно по-разному объяснять этот взлет культуры на фоне трагедий
реальной жизни. Возможно, духовная истина и должна рождаться в
страданиях как единственно возможный способ их преодоления. Здесь
интересна точка зрения Николая Бердяева, который пытается объяснить
противоречия Ренессанса тем, что
" Ренессанс является бурным столкновением двух начал, что в
нем сильны и начала языческие , и начала христианские. На
Ренессанс наложила свою печать двойсвенность сознания,
унаследованная от опыта средневековья со всеми его раздвоениями
на Бога и дьявола, на небо и землю, на дух и плоть, - в нем
сочетается христианское трансцендентное сознание, разрывающее
все грани, с сознанием античного натурализма. Весь Ренессанс ни
на одно мгновение не был цельным, не мог быть просто возвратом
к язычеству ".
Бердяев полагает, что весь Ренессанс был обречен на внутреннюю
неудачу именно вследствие того что " невозможно Возрождение
совершенных земных форм в христианском мире ". И действительно,
христианство учит о невозможности рая на земле, а главная идея
Возрождения - это именно достижение идеала, причем безо всякого
вмешательства высших сил, а только лишь самим человеком. Это
внутреннее противоречие, согласно Бердяеву, и объясняет всю слож-
ность эпохи. Примеры, выявляющие эти противоречия, можно найти и в
искусстве. Раздвоенность христианской и языческой души достигает
наиболее прекрасного своего выражения в творчестве Сандро
Боттичелли .
О Боттичелли говорили, что его Венеры покинули землю, а Мадонны
покинули небо. Любимый художник Лоренцо Великолеп-ного, Боттичели
как никто другой умел воплотить в своих картинах нежность и
красоту, однако именно он последовал за религиозным фанатиком, и,
словно детей, нес на костер свои картины .
Каким же должно было стать мироощущение Никколо Макиавел-ли,
если еще до вступления на службу Флорентийской республике он мог
наблюдать двор Лоренцо Медичи, и слушать проповеди Савонаролы?
Сейчас мы можем судить об этом только по его книгам. А факты его
жизни таковы: в 27 лет Макиавелли становится
секретарем Флорентийской республики. Будучи юристом по образова-
нию, дипломатом по складу ума, республиканцем по убеждениям и
философом по велению души, Макиавелли проводит 14 лет на
государственной службе. За это время он успевает проявить себя с
самых неожиданных сторон.
Он незаменимый, умный и фантастически работоспособный чиновник
- в архивах Флоренции хранится более тысячи его собственноручных
документов ( докладов, распоряжениий, записок, приказов ). Он
блестящий политик и посол республики в самых ответственных случаях
- он побывал с миссиями и в Риме, и у Цезаря Борджиа, которого
наблюдал с большим интересом, и во Франции, где к его мнению об
итальянских делах прислушивались сами францу-зы. Наконец,
Макиавелли и опытный военачальник, внимательно изучивший опыт
древних войн и предложивший свои идеи в области воинского
искусства, - он и вникает в планы укрепления Флоренции, и
организовывает городское ополчение, полагая что оно будет лучшей
защитой города нежели наемные солдаты. Кроме того, он был первым
достойным упоминания военным писателем нового времени .
Но в 1512 году с возвращением к власти семьи Медичи жизнь
Макиавелли круто изменилась. Он был отправлен в изгнание и лишен
возможности заниматься столь необходимой ему бурной общественной
деятельностью. Вернее, он был отлучен от службы Флоренции, а никому
другому он служить не хотел. Его патриотизм не позволил ему принять
предложение кардинала Руанского, ведь тогда пришлось бы все силы и
способности отдавать врагу и захватчику своей родины.
Итак, именно этому периоду вынужденного бездействия мы и
обязаны практически всем литературным наследием Макиавелли. Именно
тогда были написаны и "Государь" для герцога Сфорца, и "История
Флоренции", заказанная папой, и "Мандрагора", и лучшие его сонеты и
песни, и "Первая декада Тита Ливия".
До 1527 года продолжалось его изгнание. Но когда во Флоренции
вновь ненадолго установилась республика, и Макиавелли снова
попытался вернуться к политике и даже выставил свою кандирдатуру на
пост канцлера республики, его попытка окончилась неудачей. Сама
фигура этого убежденного республиканца, мыслителя, писателя уже не
соответствовала изменившемуся городу и Совету Пятисот. На скамьях
Совета Макиавелли увидел уже не свободных граждан вольного города,
не людей Возрождения, но типичных буржуа ( в обидном и
обывательском смысле этого слова ), торговцев, разбогатевших на
флорентийском сукне, людей, привыкших повиноваться, променявших
свободу души на тугой кошелек. Для этих людей Никколо Макиавелли
был слишком беспокойной фигурой, они не доверяли ему.
Свое поражение Макиавелли пережил буквально на несколько
месяцев . В этом же 1527 году он скончался в возрасте 58 лет и был
похоронен в церкви Санта-Кроче - Пантеоне Флоренции. Сейчас его
прах и находится там, рядом с Микельанджело и Галилеем .
Литература:


1. Гегель Г. Работы разных лет. М., 1970.

2. Давыдов В.В. Проблемы развивающегося обучения. М.,1986.

3. Леонтьев А.Н. Избр. психол. произв.,т.1,1983.

4. Крягжде С.П. Вопросы психологии.1985,N3.

5. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л.1968.






Новинки рефератов ::

Реферат: Институт гражданства Российской Федерации (Право)


Реферат: Возможности формирования гражданского общества в России (Социология)


Реферат: Функциональные возможности ib system object (Банковское дело)


Реферат: Блатная музыка (Культурология)


Реферат: Панаевский цикл Н.А. Некрасова и Денисьевский цикл Ф.И. Тютчева (Литература)


Реферат: Античное гражданское общество (История)


Реферат: Материалы для герметизации стыков (Технология)


Реферат: План урока алгебры. Тема: Значения тригонометрических функций. Решение простейших тригонометрических уравнений. (Педагогика)


Реферат: Манхеттенский проект (История)


Реферат: Переоценка основных средств в РФ (Бухгалтерский учет)


Реферат: Древний Рим (История)


Реферат: Ноосфера и биосфера (Биология)


Реферат: Вращение треугольника (Программирование)


Реферат: Социальная стратификация в современном обществе (Социология)


Реферат: Бухгалтерский учет на торговом предприятии (Бухгалтерский учет)


Реферат: Видео практикум как активный метод развития профессионального мышления студентов (Педагогика)


Реферат: Гражданские правоотношения (Гражданское право и процесс)


Реферат: М. Вебер. "Протестантская этика и дух капитализма" (Литература : зарубежная)


Реферат: Жизнь и творческий путь Паоло Веронезе (Искусство и культура)


Реферат: Законодательство по ценным бумагам (Гражданское право и процесс)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист