GeoSELECT.ru



Социология / Реферат: Обществознание 11-й класс (Социология)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Обществознание 11-й класс (Социология)



БИЛЕТ [1]
1.) ПОНЯТИЕ ОБЩЕСТВА.
Общество - это обособившаяся от природы часть мира.
Это обособление состоит в следующем: в отличие от
стихийных природных сил в центре общественного развития
стоит человек, обладающий сознанием и волей. Природа же
существует и развивается по своим собственным, не зависимым
от человека и общества законам. Второе обстоятельство: чело-
веческое общество выступает в качестве творца, преобразователя,
создателя культуры. Культура - это всё, созданное человеком:
это сотворённая человеком "вторая природа", которая как бы
надстроена над природой естественной. Природа влияет на общество:
так, например, Ключевский говорил о влиянии рек на общественную
и хозяйственную жизнь славян. С другой стороны общество влияет
на естественную среду обитания человека как благотворно, так и
пагубно. Говоря об обособлении общества от природы, мы имеем
ввиду его качественную спецификацию, но не оторванность от
природы и процессов её естественного развития.
Общество в широком смысле: совокупность исторически сложившихся
форм совместной деятельности людей, в узком смысле - исторически
конкретный тип социальной системы (например, капиталистическое).
СФЕРЫ ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ.
Экономическая - отношения в процессе материального производства;
социальная - взаимодействие классов, социальных слоёв и групп;
политическая - деятельность государственных организаций, политических
партий; духовная - мораль, религия, искусство, философия, деятельность
научных, религиозный, образовательных организаций и учреждений.
2.) ПРАВА ЧЕЛОВЕКА.
Права человека отражены в законах. Так, например, существует
Всеобщая декларация прав человека, в которой записано: что
каждый человек имеет право на жизнь, на свободу и на личную
неприкосновенность. Права гарантируются в Конституции, там
закреплены основные права: социально-экономическими правами являются:
право на труд, на отдых, на охрану здоровья, на пенсию, право
на жилище, на образование, на пользование достижениями культуры,
свободу творчества, права на личную собственность. Существуют
свободы: печати, слова, собраний и т.д.

БИЛЕТ [2]
1.) РАЗВИТИЕ ЗНАНИЙ ОБ ОБЩЕСТВЕ.
Люди издавна пытались объяснить существование общества, как оно разви-
вается? Куда оно идёт, каковы его перспективы. На ранней стадии
общественного развития общества основным способом понимания мира
является мифология. Мифы о деяниях богов и героев объясняли социаль-
ную действительность. Мифы связывали прошлое с настоящим и будущим,
передавали духовные ценности и знания от поколения к поколению.
Первым источником древней мудрости в древней Индии стала ведическая
литература, они говорили о зависимости человека от универсального
космического порядка. Учение о Карме. Определённое место занимают
даосизм, наука о пути, и конфуцианство. Яркую страницу в истории
развития знаний и представлений о человеке и формах его бытия
вписала философия античности, Сократ, Демокрит, Платон, Аристотель,
Эпикур. Они использовали строгие понятия логики. Платон пытался
понять причины возникновения неравенства людей, он считал, что
люди селятся вместе, чтоб удовлетворить потребности в пище, жилье
и одежде, они создают таким образом государство. Он нарисовал идеал
справедливого государства. Главное в идеальном государстве - справедли-
вость. Он говорил, что личность должна быть подчинена интересам
государства. Аристотель - основоположник наук об обществе. Он выдвинул
такие типы общения, как семья и селение, но государство поставил над
ними. Древнегреческие философы считали государство выше человека, о
правах человека вопрос не ставился. Христианство выдвинуло вопрос о
равенстве людей, о равенстве перед Богом. В 16-17 веках появились
светские варианты "естественного права" в трудах английских философов,
выдвинувших теорию "общественного договора". Глубокие идеи выдвинул
Гегель, считавший, что основой исторического развития является
развёртывание "абсолютной идеи". Он создал диалектический метод,
объяснил, что всё существует в развитии, которое происходит в
следствие возникающих противоречий. Обновление и преемственность -
черты общественного развития. Конт ввёл понятие социологии. Он
выдвинул идею об эволюции общества как целостного организма.
Затем в середине 19 века возникло марксистское учение об обществе.
Маркс и Энгельс считали, что первоосновой развития общества
являются трудовая, производственная деятельность людей, что
бытие определяет сознание. В 2О веке в обществознании появились
новые концепции, учения, направления.
ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ.
История, философия, социология, политология, правоведение, этика,
эстетика и другие.
2.) ЭКОНОМИКА И ЕЁ РОЛЬ В ЖИЗНИ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА.
"Экономика" обозначает широкую область в жизни общества,
включающую экономику предприятий, отраслей, народное хозяйство
в целом, финансы, денежные обращение и др. (слово греч. перво-
начально означало искусство управление домашним хоз-вом.)
Существует прямая зависимость между состоянием экономики и уровнем
жизни населения.

БИЛЕТ [3]
1.) ЧЕЛОВЕК. ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ЛИЧНОСТЬ.
По определению Кьеркегора, человек - это синтез бесконечного и
конечного, временного и вечного, свободы и необходимости,
короче говоря, синтез. А синтез - это отношение двух членов.
Человек, это субъект общественно-исторической деятельности
и культуры. Человек возник на земле в итоге сложного и длитель-
ного историко-эволюционного процесса. Человек обладает разумом.
ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ - это неповторимое своеобразие какого-либо
явления, включая природные и общественные. Личность - это
человеческий индивид как субъект отношений и сознательной
деятельности. А также, это устойчивая система социально значимых
черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества.
В этих определениях подчёркивается связи индивида, личности и общества.
Личность - это субъект познания и свободная личность. У личности есть
роли: семейная, производственная, политическая, в жизни личность
выступает в этих ролях.
2.) РЫНОЧНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКЕ.
СВОБОДНЫЙ РЫНОК ТОВАРОВ - а) нерегулируемым предложением;
б) нерегулируемам спросом; в) нерегулируемой ценой, устраивающей
спрос и предложение. Таким образом, рынок регулирует производство
"сигнализирует" через них производителю, что производить, какого
качества и в каких количествах. РЫНОК ТРУДА - имеет теже три приз-
нака: спрос, предложение, цена. Тот особенный товар, что тут прода-
ётся и покупается тут - рабочая сила. РЫНОК КАПИТАЛА - означает
предложение и спрос, но в качестве товара - ценные бумаги (акции,
облигации, валюта). Большую роль в ориентации играют биржи.
ТОВАРНАЯ БИРЖА - это форма рынка товаров, продающихся большими
партиями. ФОНДОВАЯ БИРЖА - продажа ценных бумаг. БИРЖА ТРУДА -
распределение безработных, способствует их трудоустройству.

БИЛЕТ [4]
1.) ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ЕЁ МНОГООБРАЗИИ.
Развитие общества - результат деятельности людей. В процессе дея-
тельности происходит формирование и самореализация личности.
Деятельность людей развёртывается в разных сферах жизни общества,
её направленность, содержание, средства бесконечно многообразны.
Существуют различные классификации видов деятельности. Прежде всего
разделяют духовную и практическую деятельности. Практическая
деятельность направлена на преобразование природы и общества,
она включает материально-производственную деятельность и социально-
преобразовательную деятельность. Духовная деятельность связана с
изменением людей, в неё входят познавательная деятельность,
ценностно-оринтировочная деятельность, прогностическая деятельность.
2.) ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО И ГОСУДАРСТВО.

БИЛЕТ [5]
1.) ИСТОРИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС.
Описанный в истории путь человечества с древнейших времён до конца
ХХ века можно назвать историческим процессом. Слово процесс озна-
чает ход какого-либо явления, последовательную смену состояний его
развития. Ключевский полагал, что исторический процесс, это ход,
условия и успехи человеческого общежития или же человечества в
его развитии и результатах. Это очень длительный процесс, он
охватывает развитие человека в обществе себе подобных от появления
человека разумного вплоть до наших дней. Каждое время определяет
исторический процесс по своему, в этом отношении Карамзин назвал
определение исторического процесса - зерцалом бытия и деятельности
народов. На сегодня исторический процесс - это последовательная
череда сменяющих друг друга событий, в которых проявилась деятель-
ность многих поколений людей.
2.) КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.
Основной закон государства. В конституции закреплены основные права и
обязаности граждан, перечисленны законодательные органы, принцип их
работы, а также исполнительные органы. Настоящая конституция принета
в 1993 году. Презедент является главой государства и высщим должностным
лицом, он наделён большими полномочиями: определяет основные
направления внутреней и внешней политики, решает вопросы гражданства
РФ и предоставления политического убежища, возгловляет совет безопасности,
является верховным главнокомандующим ВС. Он в праве вводить черезвачайные
положения, вводить референдум, подписывать федеральные законы.
Принять решение о роспуске...
Существует три ветви власти: законодательная, исполнительная и
судебная. Принцип разделения властей означает, чио нионому из государ-
ственных органов не принадлежит вся государственная власть в полном
оъёме. ПОЛИТИЧЕСКИЕ РЕФОРМЫ В РОССИИ. До 1991 года, в стране были
съезды Советов. Существовал Верховный Совет и Совет Национальностей.
Верховный Совет был высщим органом государственной власти и избирался
раз а пять лет, при всеобщем равном и прямом избирательном праве при
тайном голосовании, затем он был упразднён. Новым высщим представительным
и законодательным органом России является Федеральное собрание (Парламент).
Он состоит из двух палат: Совета Федерации и Государственной Думы. До
1991
года , в России существовала однопартийная система Коммунистической Парии
Советского Союза. Сейчас существует многопартийная система.
(Демократический
выбор России; ЛДПР; Яблоко; Женщины России...]

БИЛЕТ [6]
1.) ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА.
Знание - сила, сказал английский философ Бэкон. Знание необходимо
человеку во всех видах деятельности. Из потока информации человек
усваивает только некоторую часть. Эта часть и есть собственно знания,
которыми мы овладели. В целом наши знания достаточно разнообразны,
это знания о предметах, о том, как ими пользоваться. Особый тип
знаний составляют наши идеи о том, как формируется само знание,
откуда у людей берутся бесспорные представления. Знания не возникают
сами по себе, они результат особого процесса, познавательной
деятельности людей. Древний человек, охотясь, наблюдая за повадками
диких животных, приобрёл полезные сведения, которые помогали ему
в дальнейшем их одомашнивании. Ребёнок, разбивший стекло, узнаёт,
что оно хрупкое, эти ситуации показывают, что познание может
происходить непроизвольно, вплетаясь в ткань нашей повседневной
жизни. Другие примеры: зоолог проводит исследования по выявлению
особенности размножения диких животных в неволе. Подросший ребёнок
в школе изучает на уроках физики свойства твёрдых тел. Здесь речь
идёт о специально организованном познавательном процессе.
Процесс познания, как бы он не проходил, всегда предполагает
наличие двух сторон: познающего человека (субъекта познания) и
познаваемого предмета (объект познания). Они соотносятся друг с
другом. Человек познаёт мир посредством органов чувств: зрения,
обоняния, осязания, слуха, вкуса. Чувственное познание человеком
мира осуществляется в таких формах, как ощущение, восприятие,
представление. Ощущение - это то, что мы воспринимает органами
чувств. Воздействие на органы чувств целостного образа предмета
называется восприятием. Чувственный образ предметов и явлений
сохраняемый в сознании без их непосредственного воздействия
называется представлением. Познающий человек не может ограничиться
лишь чувственным познанием, он проникает в суть вещей, используя
способность мыслить. Это рациональное познание. Процесс мышления
протекает благодаря мыслительным операциям: сравнению, уподоблению,
обобщению, отвлечению. Процесс мышления и оформления его в
речевой форме - не два самостоятельных, идущих друг за другом про-
цесса, а единый. Форма мысли, в которой через связь понятий
утверждается или отрицается что-либо, называется суждением.
В человеческой речи суждения связаны между собой логически.
Человек приходит к выводу или умозаключению.
НАУЧНОЕ И НЕНАУЧНОЕ ПОЗНАНИЕ.
Научное познание базируется на таких источниках знаний, как разум,
оно опирается на результаты науки и опытов, формой научного
познания является теория. многие законы науки первоначально
возникают в форме гипотез. Формами ненаучного познания можно
назвать мифы, практическую деятельность, народную мудрость и
здравый смысл.
Иногда ненаучное познание - базируется на таких источниках, как чувство,
ведущее к так называемым откровениям, или метафизическим озарениям,
примером ненаучного познания является вера. Существует ненаучное
познание средствами искусства, которое создаёт художественный образ.
2.) ГОСУДАРСТВО И ЭКОНОМИКА.
Развитие общества в XX веке показало возможности двух различных
варриантов экономической жизни. Один из них - рыночная зкономика,

другой из них - коммандная зкономика. В коммандной экономике все
решения по вопросап производства и распределения принимаются
правительством. Сушествуют гос. планы, которые товаропроизводители
должны строго выполнять. На экономические отношения воздействует
государство, используя законы и экономические методы. Существует
правовое регулирование направленное на упорядочиние рыночных
отношений, сушествует антимонополтное законодательство. Существуют
гос. заказы преимушественного военного назначения. Cуществует
финансово-экономическое регулирование в форме налогов.
Кредитно-денежняс система. Экономическое програмирование.

БИЛЕТ [7]
1.) МИРОВОЗЗРЕНИЕ, УБЕЖДЕНИЕ, ВЕРА.
Мировоззрение - это совокупность взглядов человека на мир, который его
окружает, сродни мировоззрению - миропонимание и миросозерцание.
Мировоззрение - это взгляд не на какой-то отдельный предмет, а на
мир целиком. Оно представляет собой отношение человека к окружающему
миру: боится, страшится ли человек этого мира или он живёт в ладу,
в гармонии с ним. Мировоззрения бывают: обыденным, религиозным,
научным, гуманистическим. Понятие веры очень широко, можно верить
не только в конец света, но и в построение коммунизма, в собственные
возможности и так далее. Убеждение и вера связаны. Когда знания
прочны, например, каждое утро всходит Солнце, - эти знания превра-
щаются в убеждения. Но любое знание конечно и ограничено возможностями
человека. Всего познать нельзя. В мире есть неопознанное и недоступное
нашему сегодняшнему познанию. Там, где невозможно познание, там
нередко открывается поле деятельности для веры. Мы мерим там, где
не знаем точно. Платон говорил, что убеждение обладают и узнавшие,
и поверившие, вере свойственно понятие абсурда. Вера поражается
неосознанными эмоциями и чувствами, интуициями. При этом нет
потребности в аргументации и рациональной доказательности.
2.) НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ И ЕЁ ПОСЛЕДСТВИЯ.
Это скачёк в развитии производительных сил общества, переход их
в качественно новое состояние на основе коренных сдвигов в системе
научных знаний. НТП - меняет положение человека (субъект труда).
НТП - вызывает коренные сдвиги в организации и труда, в системе
управления производством. НТП - резкое возрастание авто перевозок,
увеличение скоростей, железнодорожного транспорта. Улучшение средств
связи и т.д. Начавшейся технологический переворот должен привести в
следующем веке к новой, научно-технологической цивилизации.

БИЛЕТ [8]
1.) ОБЩЕСТВЕННЫЙ ПРОГРЕСС.
Направление развития, для которого характерен переход от низшего к
высшему, от менее совершенного к более совершенному называется
прогрессом. Прогресс - это движение вперёд. По какому пути идет
общество: по пути прогресса или по пути регресса? От ответа на
этот вопрос зависит представление людей о будущем: несёт ли оно
лучшую жизнь или не сулит ничего хорошего. Древний поэт Гесиод
писал о пяти стадиях в жизни человечества: золотой век (люди жили
легко и беспечно), серебряный век (началось падение морали),
железный век (зло и насилие), он видел путь общества регрессивным.
В отличие от Гесиода Платон и Аристотель рассматривали историю
как циклический круговорот, повторяющий одни и те же страдания.
С достижениями науки в эпоху возрождения связано развитие идеи
исторического прогресса. Одним из первых теорию общественного
прогресса выдвинул французский философ Тюрго. Его современник
Кондорсе писал, что история представляет картину беспрерывных
изменений, картину прогресса человеческого разума. Факты из
истории 19 - 2О веков говорят о том, что за революциями неред-
ко следовали контрреволюции, за реформами - контрреформы, за
коренными переменами в политическом устройстве - реставрация
старых порядков. Если бы мы пытались прогресс человечества
изобразить графически, то у нас получилась бы восходящая не
прямая, а изломанная линия, отражающая подъёмы и спады в борьбе
общественных сил, ускоренного движения вперёд и гигантские скачки
назад. Одна из существенных ныне точек зрения состоит в том,
что высшим и всеобщим объективным критерием общественного прогресса
является развитие производительных сил, включая развитие самого
человека. Направленность исторического процесса обусловлена ростом
и совершенствованием производительных сил общества. Чем человечнее
условия жизни, тем больше возможностей для развития в человеке
человеческого: разума, нравственности, творческих сил. Поэтому
прогрессивно то, что способствует возвышению гуманизма.
2.) ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ И ОБЩЕСТВЕННЫЕ ДВИЖЕНИЯ,
МНОГОПАРТИЙНАЯ СИСТЕМА.
Это субъекты политической деятельности. СУБЪЕКТ ПОЛИТИКИ - это
во-первых большие социальные общности к которым можно отнести
социальные группы.

БИЛЕТ [9]
1.) ПОНЯТИЕ ЦИВИЛИЗАЦИИ.
Цивилизация - это синоним культуры. Цивилизация - это уровень,
ступень общественного развития, материальной и духовной культуры.
В другом значении цивилизация - это ступень развития, следующая
за варварством. Существуют древние цивилизации и современные
цивилизации, Западные и Восточные типы цивилизаций.
СОВРЕМЕННАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ - это индустриальная цивилизация.
Она характеризуется развитием капитала, возникшего в результате
технических предпосылок для ускорения производственного процесса,
новыми ценностями, отметающих средневековые ценности,
парламентаризмом - системой правления, для которой характерно наличие
представительного органа - парламента, осуществляющего
законодательную власть, внутреннюю и внешнюю политику правительства.
Западный тип цивилизации возник в бассейне Средиземноморья и, пройдя
рад стадий, привёл в 19-2О веках к возникновению так называемых
современных обществ в Западной Европе и Северной Америке. Им
свойственно интенсивное производство, она выдвинула в качестве
важнейшей ценности независимую, автономную личность, что, в свою
очередь, послужило основой для выработки идей о гражданском обществе и
правовом государстве. Другой тип современной цивилизации, это незападные
цивилизации или традиционные общества. В них первостепенное значение имеют
коллективные формы человеческого общежития.
2.) НАЦИОНАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ. ПРОБЛЕМЫ
НАЦИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ В НАШЕЙ СТРАНЕ.
Современное человечество - это 2000 различных народов (в мире незави-
симых государств около 20). Нация - наиболее развитая исторически-куль-
турная общность людей.

БИЛЕТ [10]
1.) ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОСТИ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ.
Во второй половине нашего столетия человечество столкнулось с группой
проблем, от решения которых зависит дальнейший социальный прогресс,
судьбы цивилизации. Эти проблемы получили название глобальных.
К ним относят в первую очередь следующие: предотвращение угрозы
новой мировой войны, преодоление экологического кризиса и его послед-
ствий, сокращение разрыва в уровне экономического развития между
развитыми странами Запада и развивающимися странами "третьего мира",
стабилизация демографической цивилизации на планете. Всё большее
значение в последние десятилетия приобретают также проблемы
охраны здоровья и предотвращения распространения СПИДа, наркомании,
возражение культурных и нравственных ценностей, борьба с междуна-
родным терроризмом.
Пути решения: по поводу предотвращения войны - надо, как говорил
Эйнштейн, изменить отношение друг к другу и предупреждать политиков
об опасности катастрофы. Создать миропорядок на принципах: отношение
к человеку, как к высшей ценности, отказ от войны как средства реше-
ния спорных вопросов, признание права народов самостоятельно выбирать
свою судьбу, понимания современного мира как целостного и взаимосвя-
занного сообщества людей.
ПЕРСПЕКТИВА ВЫХОДА ИЗ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО КРИЗИСА - в изменениях
производственной деятельности человека, его сознания и образа жизни.
Научно-технический прогресс может создать безотходное производство,
построенное по принципу замкнутого цикла.
2.) ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ СФЕРА ОБЩЕСТВА. СОБСТВЕННОСТЬ, ЕЁ ФОРМЫ.
ОТНОШЕНИЯ СОБСТВЕННОСТИ В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКЕ.

БИЛЕТ [11]
1.) ЛИЧНОСТЬ И ОБЩЕСТВО НА РУБЕЖЕ XX-XXI ВЕКОВ.
Личность имеет политический статус, если общество, в котором
она живёт, это демократическое общество.
По определению Кьеркегора, человек - это синтез бесконечного и
конечного, временного и вечного, свободы и необходимости,
короче говоря, синтез. А синтез - это отношение двух членов.
Человек, это субъект общественно-исторической деятельности
и культуры. Человек возник на земле в итоге сложного и длитель-
ного историко-эволюционного процесса. Человек обладает разумом.
Индивидуальность - это неповторимое своеобразие какого-либо
явления, включая природные и общественные. Личность - это
человеческий индивид как субъект отношений и сознательной
деятельности. А также, это устойчивая система социально значимых
черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества.
В этих определениях подчёркивается связи индивида, личности и
общества. С изменением общества претерпевает изменение и личность.
Возросло отклоняющееся поведение личности, то есть такое, которое
не согласуется с нормами, не соответствует тому, что ждёт от
человека общество. Социальные отклонения приобретают массовые
явления: преступления и правонарушения, алкоголизм, наркомания,
религиозный фанатизм, терроризм.
В связи с ростом экономики на рубеже 2О-21 веков всё большее
распространение в мире получают экономические преступления, посягаю-
щие на интересы потребителей, наносящие ущерб окружающей среде.
Человеческая личность широко втягивается в преступный мир.
2.) ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ОБЩЕСТВА, ЕЁ СТРУКТУРА.

БИЛЕТ [12]
1.) ИСТИНА И ЕЁ КРИТЕРИИ.
Под истиной в философии понимается достоверное, правильное знание.
Философы, допускающие обретение человеком истинного значения называ-
лись рационалистами и эмпириками. Те, кто отрицал эту возможность,
назывались агностиками. Критерий - это мерило. каковы критерии
истины? Для рационалистов - это разум. Он основан на опыте, на
практике. Но может ли практика служить универсальным (всеобщим)
критерием истины в познании?
Целый ряд явлений действительности вообще не поддаётся
оценке с точки зрения истинности и ложности. Это относится к
духовным ценностям, формам культурного творчества.
2.) МЕСТО РЕЛИГИИ В СИСТЕМЕ ОТНОШЕНИЙ ЧЕЛОВЕКА И ОКРУЖАЮЩЕГО
МИРА.
Религия - это определённые взгляды и представления людей, со-
ответствующие обряды и культы. Одной из древнейших форм культуры
является религия. Появляются мировые религии: буддизм, христианство,
мусульманство. МИРОВЫЕ РЕЛИГИИ: БУДДИЗМ - самая ранняя мировая
религия, распр. в Азии; заповедь: любовь и милосердие ко всему
животному. ХРИСТИАНСТВО: второе по времени возникновения -
1) Западное (католическое); 2) Восточное (православное)
ИСЛАМ (Мусульманство) - самая поздняя мировая религия

БИЛЕТ [13]
1.) СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА ОБЩЕСТВА. СОЦИАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА. ТЕНДЕНЦИЯ
Изменения социальной структуры российского общества.
Люди, осуществляя совместную деятельность, объединяются в
различные группы, общности, взаимодействие людей в таких группах
и групп между собой составляет социальную сферу жизнедеятельности
общества и изучается наукой социологией. Общество дифференци-
ровано. Общество разделено на группы, занимающие разное социальное
положение. Социальное расслоение свойственно обществу. Существуют
привилегированные группы и отверженные: люмпены и маргиналии.
Существует экономическая, политическая и профессиональная
дифференциация. Существует общественное неравенство. В обществе
существуют классы: два основных класса это - рабочие и крестьяне.
Интеллигенция - это социальная группа. При социальной мобильности
происходит переход людей из одной социальной группы в другую.
Семья - важнейший элемент социальной структуры.
В России изменяется социальная структура, убывает класс крестьян,
переезжающих в города, массовый отток сельского населения в города
привёл к обезлюдиванию многих тысяч российских деревень, целых
областей. В связи с сокращение рабочих мест и безработицей
уменьшается класс рабочих, увеличивается класс мелких
и крупных предпринимателей. В связи с малой рождаемостью увели-
чивается число стариков и уменьшается число молодых людей.
2.) РОЛЬ ПРАВА В ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА. ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО.

БИЛЕТ [14]
1.) ТОВАРНОЕ ПРОИЗВОДСТВО.
- это форма общественного производства, при которой продукты
изготавливаются для обмена. Простое товарное (мелкотоварное)
произ-во, основанное на частной собственности на средства производства
и личном труде товаропроизводителя и его семьи, возникает с появлением
общественного труда в период разложения первобытнообщинного строя
и ведётся в целях удовлетворения личных потребностей. На известной
ступени исторического развития возникает капиталистическое
товарное производство, основанное на частной капиталистической
собственности с использованием труда наёмных рабочих, у которых
нет средств производства. Товарное производство становится всеобщей
и господствующей формой производства; рабочая сила превращается в
товар. Цель капиталистического товарного производства - получение
прибыли. При товарном производстве действуют товарно-денежные
отношения, это отношения между людьми в процессе производства и
обмена товаров. Рынок - это сфера обмена товара на деньги.
2.) ДУХОВНАЯ СФЕРА ОБЩЕСТВА. ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ДУХОВНОЙ
КУЛЬТУРЫ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ.

БИЛЕТ [15]
1.) ЦИВИЛИЗАЦИЯ РОССИИ.
Чаадаев писал: "говорят про Россию, что она не принадлежит не
к Европе, не к Азии, что это особый мир. Пусть будет так, но
надо еще доказать, что человечество помимо двух своих сторон,
определяемых словами "Запад" и "Восток", обладает ещё третьей
стороной." Бремя такого доказательства взяли на себя Хомяков,
Киреевский, Аксаков и сам Чаадаев и другие, названные славяно-
филами.

2.) ПОЛИТИЧЕСКИЙ СТАТУС ЛИЧНОСТИ.




Реферат на тему: Объект социологии


План

1. Введение
2. Объект и предмет социологии
2.1. Социология — наука о социальных отношениях общества
2.2. Социологические исследования — инструмент познания
социальной реальности
2.3. Методы социального познания
2.4. Законы и категории социологии
2.5. Функции социологии
3. Список литературы


1. Введение

Социология (фр. sociologie, лат. Societas — общество и греч.— Logos —
наука об обществе) — наука об обществе, отдельных социальных институтах
(государство, право, мораль и т. п.), процессах и общественных социальных
общностях людей. Впервые понятие социология введено в научный оборот еще в
середине XIX в. основоположником позитивизма, французским ученым Огюстом
Контом. Первоначально социология обозначала обществоведение, но с течением
времени предмет социологии непрерывно менялся и уточнялся, сопровождаясь
постепенным отделением социологии от философии. Дело в том, что к середине
XIX в. потребности социального развития и внутренняя логика эволюции науки
об обществе требовали новых подходов, формирования типа социальных явлений.
И в ответ на потребности формирования гражданского общества возникает
социология. Ведь шел процесс становления общества, утверждавшего торжество
прав и свобод человека, духовную, экономическую независимость и
автономность, гражданина вместо привычного нормативного порядка феодально-
абсолютистского устройства общества с его жесточайшей тотальной
регламентацией общественно-политической, экономической и духовной жизни
людей. Расширение пределов свобод и прав человека, существенное увеличение
возможностей выбора пробуждали интерес человека к знанию основ жизни
социальной общности людей, социальных процессов и явлений с целью
рационального, эффективного использования приобретенных прав и свобод. Но и
свободная конкуренция в экономике, политике, духовной сфере поставили в
прямую зависимость результативность деятельности предпринимателей — от
умения и использования знаний о конкретных социальных механизмах,
настроений и ожиданий людей и т. п. И отраслью знаний, помогающей глубже и
конкретнее познать общество, основу социального взаимодействия людей с
целью рационального использования свободы самоорганизации стала социология.
Ведь социология изучала общество, социальные отношения и социальные
общности, их деятельность, а философия хотя и изучает личность и социальные
общности как объекты и субъекты деятельности, но делает это на высоком
уровне обобщения — на уровне раскрытия их сущности, а не в развертывании
сущности в действительности, выявлении жизни во всем ее противоречивом
существовании как это делает социология. Постепенно, по мере накопления
социальных знаний, происходил рост теоретических социологических концепций,
каждая из которых обосновывала определенный аспект социальных отношений,
давала интеграцию социального, выступающего главенствующей категорией
социологии. Используя разнообразные методы научного познания, социология
осмысливает общество, общественную жизнь не как предельно общую
абстрактность, а как реальность, пытаясь с достаточной полнотой уловить и
выразить в положениях, теориях ее многоцветье и внутреннюю неоднородность.
Социология как определенный тип знаний об обществе выходя из недр
социальной философии, перенимает философскую культуру, признавая особое
значение теоретического обобщения, целостного концептуального осмысления
социальных явлений. Вместе с тем, социология стремится к преодолению той
ограниченности, которую обнаруживает философия при анализе реальных
социальных проблем. Внутри социологии складываются течения: позитивизм —
сводивший социальное к природному, антипозитивизм — настаивающий на
специфике социального.
Анализ зарубежных источников показывает, что чаще всего социология
определяется как наука о различных социальных общностях, социальных
группах, их поведении, отношениях между ними и внутри них. Одни
американские социологи определяют социологию как науку об обществе,
социальных группах и социальном поведении. Другие считают, что социология
изучает не изолированных индивидов, а людей в общностях или в социальных
условиях. Цель такого изучения —понять и объяснить причины социального
поведения или взаимодействия социальных общностей и групп и их результаты.
По мнению бельгийского социолога Миха де Костра, социология изучает
отношения между людьми, складывающиеся в процессе их деятельности. Да,
социология ставит целью дать ответы именно на жизненные вопросы людей. Ведь
в современных условиях многие люди испытывают чувство страха. Они боятся
возможности ядерной войны, перспективы безработицы, хрупкости человеческих
отношений. И что делает их страх особенно ужасным — это то, что они ничего
об этом не знают. Социология и ставит целью: помочь людям разобраться самим
в сложных проблемах жизни. Ведь социология — это понимание общества. Люди,
создающие общество, в котором живут, несомненно, имеют возможность изменить
его, преобразовать, но прежде познав. И здесь-то на помощь приходит наука
социология.
Современная социология — это множество течений и научных школ, которые
по-разному объясняют ее предмет и роль, по-разному отвечают и на вопрос что
такое социология. Существуют различные определения социологии как науки об
обществе. «Краткий словарь по социологии» дает определение социологии как
науки о законах становления, функционирования, развития общества,
социальных отношений и социальных общностей. «Социологический словарь»
определяет социологию как науку о законах развития и функционирования
социальных общностей и социальных процессов, о социальных отношениях как
механизме взаимосвязи и взаимодействия между обществом и людьми, между
общностями, между общностями и личностью. В книге «Введение в социологию»
отмечается, что социология — это наука, в центре внимания которой находятся
социальные общности, их генезис, взаимодействие и тенденция развития.
Каждое из определений имеет рациональное зерно. Большинство ученых склонны
полагать, что предметом социологии есть общество или определенные
общественные явления. Однако, здесь можно возразить. Общественные явления
изучаются не только социологией, но и рядом других наук — теорией права,
политической экономией, историей, психологией, философией и др. Социология,
в противоположность специальным наукам, изучает не те или иные социальные
явления, отдельные специальные стороны или ряды общественных явлений, а
изучает наиболее общие родовые их свойства, которые не изучаются ни одной
из них. Политэкономия изучает только хозяйственную деятельность общества.
Правовые отрасли знаний исследуют только право. Теория искусства — только
искусство и т.п. Ни одна из наук не изучает те общие свойства, которые
имеются в хозяйственных, правовых, художественных и религиозных явлениях и
т. п. А ввиду того, что они есть частными видами общественной деятельности,
то у всех должны быть общие родовые черты и в жизни должны проявляться
общие всем социальным явлениям закономерности. Вот эти-то наиболее общие
свойства и закономерности, свойственные всем социальным явлениям и не
изучаемые ни одной социальной наукой, и есть ближайший объект социологии.
Следовательно, социология — это наука о родовых свойствах и основных
закономерностях общественных явлений. Социология не просто выбирает
эмпирический опыт, то есть чувственное восприятие единственным средством
достоверного познания, общественных изменений, но и теоретически обобщает
его. С появлением социологии открылись и 'новые возможности проникновения
во внутренний мир личности, понимания ее жизненных целей, интересов,
потребностей. Однако социология изучает не человека вообще, а его
конкретный мир — социальную среду, общности, в которые он включен, образ
жизни, социальные связи, социальные действия. Не уменьшая значения
многочисленных отраслей обществознания, все же социология уникальна
способностью видеть мир как целостную систему. При чем система
рассматривается социологией не только как функционирующая и развивающаяся,
но и как переживающая состояние глубокого кризиса. Современная социология и
пытается изучить причины кризиса и найти пути выхода из кризиса общества.
Основные проблемы современной социологии — выживание человечества и
обновление цивилизации, поднятия ее на более высшую ступень развития.
Решение проблем социология ищет не только на глобальном уровне, но и на
уровне социальных общностей, конкретных социальных институтов и
объединений, социального поведения отдельной личности. Социология — наука
многоуровневая, представляющая единство абстрактных и конкретных форм,
макро- и микротеоретических подходов, теоретического и эмпирического
знания.

2. Объект и предмет социологии

Что же представляет объект и предмет научного познания социологии?
Совпадают ли объект и предмет социологии? Нет, не совпадают. Объект любой
науки есть то, на что направлен процесс исследования, а сфера предмета — те
стороны, связи и отношения, составляющие объект изучения. Объект
социологии, как и других общественных наук — социальная реальность, а
поэтому социология — наука об обществе. Но еще недостаточно для определения
предмета социологии. Это лишь определение объекта исследования, который
часто совпадает с объектом других общественных наук (история, этнография,
право, философия и др.). Социология наука о целостности общественных
отношений, обществе как целостном организме; о социальной системе.
Естественно, объектом социологии и есть определенная сфера
действительности, обладающая относительной завершенностью и целостностью.
Ведь, известно, различными объектами наук выступают природа и общества,
которые соответственно и изучаются естественными и социально-гуманитарными
отраслями знаний. Каждый из объектов тоже «расчленяется» науками на
отдельные части, фрагменты, которые становятся их предметами. Вопрос о
соотношении объекта и предмета социологии как науки состоит в том, как
понимать общество, процесс его функционирования и развития в качестве
объекта гуманитарного знания. Ведь широко распространен взгляд на общество
как на определенную общественно-экономическую систему, определенную ступень
развития человеческой цивилизации. Дело в том, что основной порок в
понимании общества состоит в том, что общество представляется в виде базиса
и надстройки, совокупность экономической, социальной, политической и
духовной сфер. Но здесь-то выпадают из поля зрения теории об обществе и,
прежде всего, самый важный, главный объект—человек, его потребности,
интересы, ценностные ориентации. Между тем, история есть не что иное как
деятельность человека осуществляющего свои цели. Сведение ее к
взаимодействию базиса и надстройки, состязание различных социально-
экономических систем, ступеней развития цивилизации обрекает на
абстрактное, одномерное видение общества, на безальтернативный взгляд на
его развитие. Здесь-то и таятся истоки экономического признания
игнорирования личности и общечеловеческих ценностей, отрицания мира
культуры. Здесь-то и важно определять общество как совокупность социальных
общностей, слоев, групп, индивидов, а саму историю как деятельность людей,
преследующих определенные цели. Люди ставят самые разные цели и
руководствуются ими в своей жизни. Именно цели есть специфическая черта
деятельности человека. Целеобразная деятельность включает множество
различных, органично связанных между собой элементов. Сознательная
деятельность в силу внутреннего содержания имеет и противоречивый и
динамичный характер. Это проявляется, прежде всего в том, что люди, получив
определенный результат корректируют на его основе свою последующую
деятельность с тем, чтобы достигнутое максимально совпало с желанием.
Происходит, хотя и крайне противоречиво, исторический процесс
рационализации деятельности людей. Идея рациональности нашла обоснование и
развитие в трудах многих мыслителей, которые связывали переход к высокой
ступени развития общества с разрешением противоречия между стихийностью и
сознательностью.
Конечно же, в конце каждого этапа общественного развития полученный
результат отличается от исходных предпосылок, превращается в новые условия,
средства, которые позволяют ставить иные, более высокие цели. Реализация
высоких целей направлена на удовлетворение возрастающих потребностей чело
века. Свершается постепенный исторический процесс. Если же история есть
деятельность, преследующих свои цели людей, а общество состоит из различных
социальных общностей людей, слоев и групп, индивидов, то крайне важным
становится анализ отношений между ними и внутри их. Особую актуальность
приобретает раскрытие жизнедеятельности личности, социальных общностей,
групп, слоев и индивидов в общественной жизни в их целостности.
Деятельность личности, социальных общностей, групп в общественной жизни и
есть. Предметом исследования социологии. И в современных условиях, когда
усиливаются процессы социальной, политической и хозяйственной деятельности
и концентрации, возрастает многовариантность развития личности и социальных
систем, проблема рациональной деятельности становится актуальной.

2.1. Социология — наука о социальных отношениях общества

Конечно же, объектом социологического познания есть общество. Но не
просто общество, а та сфера социальной действительности, на которую
направлен процесс познания: социальные институты, социальные общности, слои
и группы, социальные процессы, социальные отношения и т. п. Объект
социального исследования содержит социальное противоречие, проблему,
которая подлежит научному анализу. Объектом могут стать любые стороны
социальной реальности, но лишь после того, как они включены в процесс
социологического познания, осмыслены и выделены. Однако, социальный объект
обладает множеством качественных и количественных характеристик и может
изучаться различными общественными науками. Социальные общности изучаются
философией, политэкономией, психологией, политологией, историей. Социолог
же выделяет в социальном объекте те свойства и отношения, которые
необходимы для познания явлений общественной жизни, исследования
становления, функционирования и развития социальных систем. Ввиду того, что
социальная система может обнаруживаться на различных уровнях социальной
действительности, то при разработке одной и той же проблемы возможно
обращение к различным социальным объектам.
В отличие от объекта науки, ее предмет — это существенные свойства и
отношения объекта исследования, познание которых необходимо для решения
теоретической и практической проблема тики. Предмет исследования
предполагает объект, но не совпадает с ним. Предмет социологического
исследования обусловливается свойствами объекта и характером проблем,
стоящих перед социологом, уровнем научных знаний и средств познания,
которыми он располагает. Надо сказать, что один и тот же социальный объект
может изучаться с целью решения различных научных проблем, а предмет
исследования обозначает границы, в пределах которых объект изучается в
конкретном исследовании. Согласно сложив шейся традиции при определении
предмета социологического познания, выделяются ключевые, те или иные
социальные явления. Обычно к ним относят человеческое взаимодействие,
социальные отношения, социальные общности, социальные процессы и т. п. и
т.д.
Естественно, общество объективно состоит из различных социальных
общностей, это имманентная то есть свойственная черта любого человеческого
объединения, обусловленная многими общими, специфическими факторами. Между
социальными общностями, внутри них, а также между общностями и отдельной
личностью не только могут, но и реально возникают многообразные отношения.
Любые отношения, обусловливающие то или иное социальное явление, подчиняют
действиям определенных закономерностей или тенденций. Вот эти-то
закономерности и тенденции социальных отношений и составляют основной
предмет изучения социологии. Различные исследователи определяют предмет
социологии по-разному. Эти различия связаны, прежде всего, с тем, что
акцент делается на разных сторонах жизни социальных общностей и личности:
деятельности, поведении и отношениях. В социологии существуют разные
направления, которые определяются неодинаковыми подходами к исследованиям
социальной жизни общества.

2.2. Социологические исследования — инструмент познания социальной
реальности

Позитивистская социология, основанная Огюстом Контом, рассматривает
познания социальной общество по аналогии с природой, используя методы
точных естественных наук.. Понимающая социология, которую основали Макс
Вебер и Георг Зиммель, анализирует, прежде всего, значимые смысловые
элементы социальной жизни общества, делая акцент на понимании изменений,
движений.
На разных этапах исторического развития человечества и в различных
социологических школах акцент ставился на социальных общностях и различных
сторонах их деятельности. Так уже сложилось, что в Европе социологическая
мысль сосредоточила внимание на анализе макроструктур, то есть на изучении
общества в целом. Американская же социология всегда больше тяготела к
исследованиям микромира — малых социальных групп, социальных слоев,
общностей. Внутри каждой социологической школы существуют многочисленные
течения, которые, по определению проф. Василия Фетисова «изучая те или иные
моменты застревают на отдельных ступеньках лестницы исследований».
Характеризуя социологию как систему знаний важно учитывать, что между
классической социологией и современной социологией существует определенное
различие. Классическая социология стремилась к постижению окружающего мира
как бы со стороны. Задача ее состояла в том, чтобы описать объект, раскрыть
сущность, не рассматривая деятельности субъекта. Современная социология
пытается преодолеть противопоставление объекта и субъекта, теории и
практики, познавательного и ценностного отношения к миру. Переход от
теоретического к империческому исследованию в социологии осуществляется с
помощью операционализации теоретических понятий. Вследствие формируются
определенные гипотезы, выявляются те свойства и отношения объекта, которые
подлежат описанию и классификации. Но надо учитывать, что предмет
социологического исследования обычно имеет достаточно сложную структуру.
Отношение человека к труду в качестве общего предмета исследования включает
субъективные и объективные показатели отношения к труду, мотивы и
ценностные ориентации, характеризующие отдельные типы отношения к труду и
др. Но не только наличие объекта и предмета социологического исследования
определяет существование социологии как науки. Для познания социальной
реальности требуется определенная система, совокупность приемов, процедур и
операций, с помощью которых осуществляется социологическое исследование.
Систематизированный способ достижения теоретического или практического
результата решения проблем для получения новой информации, осознания
специфики изучаемой предметной сферы и закон о функционировании ее объектов
и называется методом в социологии.

2.3. Методы социального познания

Метод в социологии — это способ построения и обоснования
социологического знания, совокупность приемов, процедур и операций
эмпирического и теоретического познания социальной реальности. Метод в
социологии зависит не только от исследования социологией проблемы и
построенной теории, но и от общей методологической ориентации. Метод
включает определенные правила, обеспечивающие надежность и достоверность
знания. Методы социального познания можно разделить на всеобщие и конкретно-
научные. Всеобщими методами социологии есть материалистическая диалектика.
Суть всеобщих методов социологии в том, что экономический базис общества
признается первичным, а политическая надстройка — вторичной. При изучении
социальных процессов применяются такие принципы материалистической
диалектики: объективность, историзм и системный подход.
Принцип объективности означает изучение объективных закономерностей,
которыми определяются процессы социального развития. Каждое явление
рассматривается как многогранное и противоречивое. Изучается вся система
фактов — положительных и отрицательных. Объективность социологических
знаний предполагает, что процесс их изыскания соответствует объективной
реальности и не зависящим от человека и человечества законам познания.
Объективность научных выводов базируется на их доказательности, научности
аргументации.
Принцип историзма в социологии предполагает изучение социальных
проблем, институтов, процессов в возникновении, становлении и развитии,
постижение специфики соответствующих исторических ситуаций, понимания общих
тенденций развития и своеобразия конкретных обстоятельств. Историзм тесно
связан с пониманием противоречий как движущих сил изменения сложившихся
отношений, которые обнаруживаются во взаимодействии потребностей и
интересов соответствующих социальных общностей. Историзм дает возможность
извлечь уроки из прошлого опыта самим разработать обоснования современной
политики. Используя принцип историзма социология имеет возможность
исследовать внутреннюю динамику социальных явлений и процессов, определить
уровень и направление развития и объяснить те их особенности, которые
обусловлены их исторической связью с другими явлениями и процессами.
Системный подход — способ научного познания и практической
деятельности, при котором отдельные части какого-либо явления
рассматриваются в неразрывном единстве с целым. Системный подход
сформировался путем конкретизации принципов материалистической диалектики
при изучении сложных объектов и получил распространение в социологии во
второй половине XX в. Основным понятием системного подхода выступает
система, которая обозначает определенный материальный или идеальный объект,
рассматриваемый как сложное целостное образование. В связи с тем, что одна
и та же система может рассматриваться с различных точек зрения, системный
подход предполагает выделение определенного системообразуемого параметра,
то есть свойства, обусловливающее поиск совокупности элементов системы,
сеть связей и отношений между ними, ее структуру. В виду того, что любая
система находится в определенной среде, то системный подход должен
учитывать ее связи и отношения с окружением. Отсюда происходит второе
требование системного подхода — учитывать, что каждая система выступает
подсистемой иной, большей системы, и, наоборот, выделять в ней меньшие
подсистемы, которые в другом случае могут рассматриваться как системы.
Системный подход в социологии обязательно предполагает выяснение принципов
иерархии элементов социальной системы, форм передачи информации между ними,
способов их влияния друг на друга. При изучении общественного сознания,
общественного мнения. различных социальных общностей — классов, слоев,
потребностей и притязаний различных социальных слоев и т. п. используются
методы анализа документов, опроса, в том числе анкетирования, наблюдения и
т. п. При исследовании межличностных отношений внутри малых групп, слоев,
отношения личности к тем или иным общественным явлениям, жизненных и
ценностных ориентаций и установок личности используются методы социометрии,
социальной психологии и т. п. методы статистики, факторного, латентно-
структурного, коррекционного анализа, использования математики и т.п.

2.4. Законы и категории социологии

Основой изучения социальных отношений, то есть сведения
индивидуального к социальному, может служить изучение объективно
сформировавшейся структуры социальных связей и фактов, включенных в связи,
их типы и т. п. В обществе имеется бесконечное множество различных
социальных систем. Значительная часть таких связей носит случайный и
временный характер. Особенность социологии как науки состоит в том, что
социальные связи и отношения изучаются на уровне социальных законов и
закономерностей.
Социальные законы — более или менее полное отражение явлений, присущих
окружающему миру. Что же такое социальный закон? Социальный закон — это
выражение существенной, все общей и необходимой связи социальных явлений и
процессов, прежде всего, связей социальной деятельности людей или их
собственных социальных действий. Социальные законы складываются в различных
сферах деятельности человека и, прежде всего, в сфере материальной
деятельности и осуществляется через посредство деятельности людей.
Существуют общие и специфические законы в социологии. Общие законы
социологии — пред мет изучения философии. Специфические законы социологии
изучаются именно социологией и составляющие ее методологическую основу. Но
здесь надо заметить, что отношение социологов к социальным закономерностям
и законам несколько изменилось. Если раньше исследователи считали, что
социология — наука о законах развития и функционирования общества, а
социальный закон — это независящая от субъекта повторяющаяся и типичная
связь, характер которой определяет содержание и направление социального
развития на любом уровне социальной организации, формирования, то теперь
социологи склонны полагать, что законов истории, законов природы не
существует. То, что называлось ранее законами, в действительности лишь
описание вероятных тенденций развития. Всеобщий социальный закон в прежнем
пони мании всеобщ, повторяем и однонаправлен и придает обществу скрытую
мистическую сущность. Прежние представления социологии о том, что общество
развивается на основе раз и навсегда установленных законов, не выдержали
проверки.
Предвидение еще не означает пророчества. Если наблюдаем нечто, что
проявляется как историческая тенденция или направление, то не может знать
проявится ли оно завтра, в будущем. Безусловно, в обществе существуют
наиболее сильные детерминанты, определяющие жизнь общества: власть,
идеология, экономика. Но ни одна из них не может быть названа ведущей или .
решающей тенденцией развития. Лишь во взаимодействии они формируют
тенденцию эволюции человечества. Объективность социального закона в том,
что новые поколения застают готовые отношения связи, тенденции, сложившиеся
без их участия. Объективность социального закона — это ряд совокупных
действий миллионов людей. Но когда говорят, что законы общества проявляются
через деятельность людей — это ошибка. Возникает представление, что есть
закон, некая существенная связь, которая имеет самостоятельное бытие и
обнаруживается в деятельности людей. Но все дело в том, что эта сущность не
проявляется — она и есть деятельность. Вот она то и не зависит от индивида,
потому что есть результат перекрещивающейся деятельности масс. Социальный
закон реализуется и воплощается в жизнь не вообще, а в конкретной форме — в
деятельности людей. А каждый отдельный чело век — осуществляет свою
деятельность в конкретных условиях общества, в условиях конкретной
социально-политической или производственной деятельности, в системе которых
он занимает определенное производственное и социальное положение.
В социологии выделяют пять категорий социальных законов:
. законы, констатирующие сосуществование социальных явлений. Согласно
таким законам, если есть явление А, то должно быть и явление Б.
Так, индустриализация и урбанизация общества определяют сокращение
занятых в сельском хозяйстве населения.
. законы, устанавливающие тенденции развития. Они обусловливают
изменение структуры социального объекта, переход от одного порядка
взаимоотношений к другому. Изменение характера производительных сил
требует изменения отношений производства.
. законы, устанавливающие связь между социальными явлениями. Законы
функциональные. Они выражают связь между основными элементами
социального объекта, что определяет характер его функционирования.
. — законы, фиксирующие причинную связь между социальными явлениями.
Важнейшим и необходимым условием социальной интеграции выступает
рациональное сочетание общественных и личных интересов.
. — законы, утверждающие возможность или вероятность связи между
социальными явлениями. Уровень бракоразводов в различных странах
повышается и колеблется вместе с экономическими циклами.
Любой социальный закон или тенденция проявляется на практике не
вообще, а в конкретной форме — в деятельности отдельного человека. Человек
осуществляет свою деятельность в конкретных условиях общества. Социология
исследует отношения социальных общностей, слоев, личностей, что позволяет
не только выявить формы проявления социональных тенденций в различных
сферах общества, дисфункциональные элементы в социальном механизме, но и
устранять.

2.5. Функции социологии

Социология как самостоятельная отрасль знаний реализует все присущие
общественной науке функции: теоретико-познавательную, критическую,
описательную, прогностическую, преобразовательную, информационную,
мировоззренческую. Вообще функции гуманитарных наук принято делить на две
группы: гносеологические, то есть познавательные и собственно социальные.
Гносеологические функции социологии проявляются в наиболее полном и
конкретном познании тех или иных сторон социальной жизни. Социальные
функции раскрывают пути и способы их оптимизации. Существуют и действуют
функции только во взаимосвязи и взаимодействии.
Основная из гносеологических функций социологии — теоретико-
познавательная, критическая. Речь идет об оценке познаваемого мира с
позиций интересов личности. Реализуя критическую функцию, социология
дифференцирование подходит к действительности. С одной стороны показывает,
что можно и нужно сохранить, упрочить, развить — ведь не все надо менять
перестраивать и т. п. С другой стороны выявляет то, что действительно
требует радикальных преобразований. Теоретико-познавательная, критическая
функция, естественно, состоит в том, что социология накапливает знания,
систематизирует их, стремится составить наиболее полную картину социальных
отношений и процессов в современном мире. К теоретико-познавательной
функции социологии относятся объективные знания об основных социальных
проблемах развития современного общества. Что же касается прикладной
социологии, то она призвана обеспечить надежную информацию о различных
процессах, происходящих в разных социальных сферах общества, а именно, о
изменении социальной структуры, семьи, национальных отношений и т. п.
Очевидно, что без конкретных знаний о процессах, происходящих внутри
отдельных социальных общностей или объединений людей, обеспечить
эффективное социальное управление невозможно. Степень системности и
конкретности знаний социологии определяет эффективность реализации ее
социальной функции.
Описательная функция социологии — это систематизация, описание
исследований в виде аналитических записок, различного рода научных отчетов,
статей, книг и т. п. В них имеются попытки воссоздать идеальную картину
социального объекта, его действие, взаимосвязи т. п. При исследовании
социального объекта требуется высокая нравственная чистота и порядочность
ученого, потому что на основе данных, фактов и документов делаются
практические выводы и принимаются управленческие решения. Эти материалы
есть точкой отсчета, источником сравнения для будущих поколений
человечества. Социология не только познает мир, она позволяет человеку
внести в него свои коррективы. Но человек должен всегда помнить, что
преобразование общества — не само цель. И преобразования нужны лишь тогда,
когда соответствуют потребности и ценностям людей, ведут к улучшению
благосостояния и общества и людей. Как бы ни была хороша полученная
социологами социальная информация, она автоматически не превращается в
решения, рекомендации, прогнозы. Познавательная функция социологии находит
продолжение в прогнозах и преобразовательной функции.
Прогностическая функция социологии — это выдача социальных прогнозов.
Обычно социологические исследования завершаются образованием краткосрочного
или долгосрочного прогноза изучаемого объекта. Краткосрочный прогноз
опирается на вскрытую тенденцию развития социального явления, а также на
зафиксированную закономерность в открытии фактора, который решающе
воздействует на прогнозируемый объект. Открытие такого фактора — сложный
вид научного исследования. Поэтому в социологи ческой практике чаще всего
используются краткосрочные прогнозы. В современных условиях развития
Украины, когда научному обоснованию социальных проблем придается большое
значение, социальный прогноз занимает важное место -в исследованиях о
развитии социального объекта. Когда же социолог изучает реальную проблему и
стремится выявить оптимальные пути ее решения, естественно, движим желанием
показать перспективу и конечный результат, который за ней стоит.
Следовательно, так или иначе прогнозируется ход развития социального
процесса.
Суть преобразовательной функции социологии в том, что выводы,
рекомендации, предложения социолога, его оценка состояния социального
субъекта служит основанием для выработки и принятия определенных решений.
Уже всем ясно, что при реализации крупных инженерных проектов требуется не
только технико-экономическое, но и социально-экономическое обоснование. Вот
тут-то и вспоминают о процессах. Но социология лишь наука, ее функция —
разработка практических рекомендаций. Что же касается их внедрения
реализации — это прерогатива органов управления, конкретных руководителей.
Именно так и объясняется то обстоятельст

Новинки рефератов ::

Реферат: Юридическая практика (Право)


Реферат: Целлюлит (Косметология)


Реферат: Механўзми двигуна (Детали двигателя) (Технология)


Реферат: Государственное и муниципальное управление (Менеджмент)


Реферат: Правление Екатерины II (История)


Реферат: Учение Вернадского в биосфере (Естествознание)


Реферат: Елена Ивановна Рерих и "Живая этика" (Религия)


Реферат: Организация учета основных средств (Бухгалтерский учет)


Реферат: Самозванцы и самозванчество в России (История)


Реферат: Бокс (Спорт)


Реферат: Чернігівщина та Чернігівська область - історичний обзор (История)


Реферат: Контент-анализ "Городские новости радио "Европа плюс Шахты" (Социология)


Реферат: Коррекция двигательных нарушений у младших школьников с детским церебральным параличом (Педагогика)


Реферат: Страхование (Страхование)


Реферат: Солнечная система (Астрономия)


Реферат: Теория государства и права (шпаргалка) (Государство и право)


Реферат: Общая характеристика процесса научения (Биология)


Реферат: Социальная культура (Социология)


Реферат: Демографический кризис в России (Социология)


Реферат: Шпоры по менеджменту (Менеджмент)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист