GeoSELECT.ru



История / Реферат: Конституция Речи Посполитой 1791 г. (История)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Конституция Речи Посполитой 1791 г. (История)




История Государства и права Республики Беларусь


Контрольная работа
Макей Елены Валериевны
ИСЗ КП-76 2-ой курс



ТЕМА:
"КОНСТИТУЦИЯ
РЕЧИ ПОСПОЛИТОЙ
1791 г."



Сближение шляхты с буржуазией способствовало возникновению в политической
борьбе единого блока прогрессивной части шляхты и
буржуазии.Этот блок в исторической литературе получил название
"патриотическая партия".Его деятельность особенно активно
проявилась в 1790-1794 гг . Свою деятельнось "патриотическая
партия" начала на четырехлетнем сейме 1788-1792 гг.Сейм состоял
из 177 депутатов , из них 69 относились к приверженцам
шляхтецко-буржуазного блока и придерживались реформаторских
взглядов.Этот сейм объявил себя конфедерацией , поэтому его
решение принимались большинством голосов и не могло применяться
свободное вето. После окончания своих полномочий в 1790 г. сейм
принял постановление о продолжении своих полномочий еще на два
года и проведении новых выборов депутатов . Дополнительно было
выбрано еще 182 депутата из которых 112 были приверженцами
проведения реформ.Таким образом из 359 депутатов сейма 181 были
представителями шляхтецко-буржуазного блока и приетствовали
реформы. На активизацию депутатов реформаторов значительное
влияние оказали события в революционной Франции.Сейм второго
созыва также объявил себя конфедерацией для того чтобы
принимать решения большинством голосов.

В 1791 г. сейм принял "Кардинальные права".В них объявлялось доминирование
католической религии в стране , переход из католической веры в
другую рассматривался как уголовное преступление. Одновременно
и гражданам , которые придерживаются других вероисповеданий
обеспечивалось свобода и безопасность в исполнении религиозных
культов. Также декларировалось вечная уния Польши и Великого
Княжества Литовского в составе Речи Посполитой и ее суверенные
права. Речь Посполитая объявлялась правовой державой , в
которой властвует закон принятый сеймом. Особенно важное
значение имел параграф 11 , в котором оъявлялась свобода слова
и печати , за исключением вопросов, которые касались
католической веры, в интересах которой могла быть установлена
цензура.

Реформы проводились по классовому принципу , что характерно для буржуазного
выборного права.

Для жителей городов и деревень большое значение имел закон "Города наши
королевские свободные в странах Речи Посполитой". Этим законом
мещане получили такоеже право личной неприкосновенности ,
котором пользовалась белорусско-литовская шляхта по Статуту
1588 г.

Закон о городах создал благоприятные условия для развития городов и
сближения мещан со шляхтой , что позволило укрепить
политические позиции шляхтецко-буржуазного блока и еще
энергичне продолжить реформы государственного строя.

Консолидация патриотических сил в сейме позволила 3 Мая 1791 г. принять
Закон о власти, который принято называть Конституцией Речи
Посполитой 3 мая.Приверженцы реформ , боясь, что сейм в полном
составе не примет эту Конституцию ,решились нарушить порядок и
начали сессию сейма , когда значительная часть реакционных
депутатов и сенаторов не вернулась каникул. На сессии
присутствовало только 182 депутата и сенатора , что состовляло
чуть больше чем 1/3 обшего состава сейма . 3 мая к
королевскому замку в Варшаве где заседал сейм , были
выставленны войсковые части , которые поддерживали реформаторов
, а на улицы вышли горожане. Взал заседаний прибыли
представители мещан , тем самым показывая поддержку
Конституции.

Конституция 3 мая состояла из преамбулы и 11 разделов. В преамбуле на имя
короля Станислава Августа говорилось , что учитывая недостатки
управления в Речи Посполитой и желая исправить положение в
котором находится Европа , стремясь достигнуть внешней
независимости и внутренной свободы народа , для всеобщего
благосостояния и сохранения страны и ее границ утверждается
эта Конституция .

В разделе 1 главенствующей религией объявлялось " святая римская
католическая " религия со всеми ее правами. Переход из
католической веры в другую воспрещался. Для всех других
конфессий гарантировалась свобода исполнения религиозных
обрядов.

В разделе 2 подтверждались все права и привилегии , данные шляхте Польши и
Великого Княжества Литовского. Вся шляхта признавалась равной
между собой и в одинаковой степени могла пользоваться всеми
правами и привилегиями , особенно личной безопасносности и
свободы. Шляхта признавалась наиглавнейшим защитником свободы и
данной Конституции.

В разделе 3 подтверждался закн о городах и объявлялся частью Конституции.

Раздел 4 содержал новые нормы о крестьянах . В нем говорилось "крестьяне ,
из рук которых течет огромный родник богатств страны , которые
составляют в народе самую многочисленную часть населения и,
значит, являются самой действенной силой страны , по
спроведливости , из чувства человечности и христианского долга
, а также учитывая наш понятый интерес , мы берем под охрану
права и нашего правительства, устанавливая , что с этого
момента любые пожалования или договоры , заключенные между
землевладельцами и крестьянами , независимо от того , кем они
были сделаны" .Крестьяне не были удовлетворены этим разделом
Конституции , и поэтому не считали необходимым ее защищать.

В разделе 5 содержалосьпрогрессивное положение о том , что" вская власть в
человеческом обществе берет свое начало в воле народа " и
должна складываться " из трех властей : законодательной ,
исполнительной и судебной".

В разделе 6 указывалось структура и полномочия сейма , который состоял из
двух палат : палата депутатов , палата сенаторов под
руководством короля .Палата депутатов объявлялась святыней
законодательства. В нее должны были входить 204 депутата,
обязанностью которых было обсуждение всех законопроектов. Сенат
который состоял из католических епископов , воевод и министров
под руководством короля насчитывал 132 человека. Закон принятый
в палате депутатов ,передавался в сенат который мог его
одобрить или отложить до повторного заседания сейма.В этом
случае обе палаты собирались вместе и решение принималось
большинством голосов , отменялось свободное вето,запрещались
всякие конфедерации. Устанавливалось,что конституция подлежит
пересмотру через 25 лет.

По новому решался в конституции вопрос вопрос о исполнительной власти-о
правительстве , строй и компетенция которой обозначались в
разделе 7. Высшим исполнительным органом - правительством -
объявлялось "Защита законов ."В правительство входили король,
как глава , руководитель католической церкви , как глава
комиссии народного образования и 5 министров : полиции, министр
внутренних дел , министр иностанных дел ,военный министр ,
министр финансов. Назначались 2 секратаря , один из которых вел
делопризводство "Зашита законов ", второй - иностранные дела .
Министров назначал король.

К наиболее важным изменениям относилась отмена избрания королей и
установление наследования трона . Наследник короля , достигнув
совершеннолетия и принеся присягу ,мог присутствовать на всех
заседаниях правительства без права решающего голоса . Король
был наделен широкими полномочиями . Он признавался высшим
рукводителем всех воруженных сил в стране , назначал и снимал
генералов и офицеров , государственных чиновников ,сенаторов ,
епископов. Все акты короля должны быть подписаны
соответствующим министром , который отвечал перед сеймом за
данный акт , т.к. в Конституции было записано " особа короля
является священной и в безопасности от всего . Ничего один сам
не принимает , ни за что в ответе перед народом быть не
может."В случае если ни один из министров не подписывал решение
, король отступал от этого решения , а если он настаивал то
вопрос переносился на рассмотрение сейма .

Предусматривалось создание постоянных комиссий при правительстве. 4
комиссии - просвещения , полиции, военная и финансов выбирали
сеймом , а раньше созданные комиссии порядка подлежали
правительственному надзору .

Создание единой власти для всей Речи Посполитой превращало конфедерацию в
федерацию .

В разделе 8 значительно изменились структура и характер судебных органов .
Объявлялся принцип осуществления принцип правосудия только
судом . Тем самым вносились изменения в Статут Великого
княжества Литовского 1588 г. Согласно Конституции не могли
рассматриваться в городских судах дела старост и воевод .Все
суды подразделялись на суды первой и вторй инстанции . Суды
первой инстанции должны были рассматривать дела не по сессиям ,
а стать постоянными и работать на протяжении всего года.
Создавались суды для свободных крестьян , а также высший суд -
суд сейма . Последний занимался криминальными делами по
государственным преступлениям против народа и короля .
Конституцией предписывалось издать новый кодекс по гражданским
и уголовным делам .


В разделе 9 определялся порядок избрания регента на случай болезни ,плена
или несовершеннолетия короля .

Раздел 10 касался учебы детей короля и их воспитания .

11 раздел Конституции был посвящен вооруженным силам страны. Совместно с
ополчением создавалась армия рекрутов из крестьян .Ставилась
задача увеличить численность армии в несколько раз.Армия должна
была оставаться в подчинении исполнительной власти и приносить
присягу на верность королю и на оборону народной конституции

Принятие Конституции 3 мая предшествовало острая политическая борба.
Конституция явилась результатом компромисса между владеющей
землей шляхтой и городской буржуазией . Она сохранила
феодальное содержание и одновременно создавало более выгодные
условия для развития мануфактурной промышленности и торговли ,
предоставляла более широкие права городским жителям - мещанам .
Меньше всего она вносила изменений в правовое положение
крестьян. Конституция коренным образом изменила структуру
высших органов власти . Сейм превратился в орган способный на
решительные действия . Он стал действительно законодательным и
контролирующим органом. Благодаря Конституции в Речи Посполитой
была сделана попытка осуществить принцип парламентского
управления .Для своего времени Конституция имела прогрессивное
значение , но ее положения не были полностью осуществлены из за
бунта реакционных кругов , которые объявили весной 1792 г.
конфедерацию , и из-за вмешательства зарубежных стран .

Акт Торговицкой конфедерации объявил незаконной деятельность Четырехлетнего
сейма .В нем говорилось , что Конфедерация создана для охраны
католической религии , сохранения целостности границ Речи
Посполитой и старых прав шляхты .



Литература :
1. Кароткi нарыс гiсторыi дзяржавы i права Буларусi , Я.А.Юхо Мн.1992 г.
2. Кароткi нарыс у 5цi частках "Гiсторыя Беларусi" Мн.1993 г.
3. История Беларуси , Мн.1997 г.




Реферат на тему: Контрреформы Александра III

Всероссийская Академия Внешней
Торговли



Реферат

Дисциплина: История государства и
права России

Тема: «Охранительная монархия. Контрреформы
Александра III»


Преподаватель - Четвертков А.М.



Москва,2002 г.


ПЛАН:

1. Вступление
2. Личность Александра III
3. Новая политика императора – охранительная
4. Контрреформы Александра III:
1. Земство
2. Городское самоуправление
3. Суд
4. Образование
5. Печать
5. Заключение
6. Список использованной литературы



Я помню хорошо глухие годы России -
девяностые годы, их медленное
отползание, их болезненное
спокойствие, их глубокий
провинциализм – тихую заводь:
последнее убежище умирающего века…



О.Э.Мандельштам



Правление императора Александра III (1881-1894) стало своего рода
исторической паузой – временем осмысления великих преобразований прежнего
царствования и временем реакции, которое пришло на смену реформистскому
натиску предшествующего столетия. В исторической науке это время получило
название контрреформ.
Этот период отмечен серией реакционных преобразований, направленных на
пересмотр сложившейся системы буржуазного законодательства.
Понятие контрреформы имеет широкий смысл и включает не только
реакционные законы, но и весь политический курс российского самодержавия.
Объективной причиной такого поворота было несовершенство реформирования в
социально-экономической и политической областях. Высшие органы
государственной власти, власть монарха и всесилие бюрократии остались вне
процесса перестройки. При проведении реформы восторжествовало стремление
сохранить самодержавие. И в этом была угроза самим реформам. И, наконец,
механизм реализации реформ был слаб, тогда как феодальная государственность
сильна.
Александр III стремился сохранить существующий порядок, укрепить
позиции дворянства, не допустить революции. Внутренняя политика императора
носила консервативный, охранительный характер, не исключающий, однако,
защиту интересов русского промышленного и торгового капитала.
Царствование Александра III было противоречивым: политическая реакция
сочеталась с большими экономическими достижениями. Это было чревато
потрясениями в будущем. Нельзя все же не отметить, что время этого
царствования было одним из самых мирных и стабильных в истории России.
Мероприятия правительства Александра III заключались в пересмотре
многих достижений предыдущего курса в таких важнейших сферах жизни, как
земство, городское самоуправление, суд, образование и печать.



Личность Александра III

1 марта 1881 года, после убийства террористами императора Александра
II, на престол вступил его сын Александр III. Александр III короновался 15
марта 1881 года в Успенском соборе Московского Кремля.
Царствование сына совершенно не походило на правление отца, которого
Александр III ничем не напоминал даже внешне. Покойный государь был красив,
обладал изысканными манерами, природной добротой и мягкостью в личных
отношениях. Новый император, по воспоминаниям крупного политического
деятеля С.Ю.Витте, «походил на большого русского мужика из центральных
губерний, ему больше всего подошёл был костюм: полушубок, поддёвка и лапти…
он не был красив, по манерам был скорее более или менее медвежатый; был
очень большого роста, причём при всей своей комплекции он не был особенно
силён и мускулист, а скорее был несколько толст и жирен»
Александр Александрович ни в детстве, ни в ранней юности не
рассчитывал на российскую корону. Законный наследник престола – его старший
брат Николай Александрович – скончался на 22-м году жизни от туберкулёза (в
некоторых источниках – от чахотки) Александр Александрович стал цесаревичем
в 20-летнем возрасте, т.е. будучи уже вполне сформировавшимся человеком.
В отличие от отца Александр III не был храбрым человеком. Боясь
покушений, он удалился в Гатчину, во дворец своего прадеда Павла I ,
спланированный как старинный замок, окруженный рвами и защищенный
сторожевыми башнями (за что получил прозвище “Гатчинский пленник”.)
Выросший в офицерской среде, Александр не получил образования которое
подобает иметь будущему императору. Оставляли желать лучшего и особенности
воспитания юноши. Александр III был надменным и грубым, к людям он
относился как к подчиненным ему солдатам. В своё время у его отца были
великолепные наставники, в том числе и известный русский поэт
В.А.Жуковский, стремившийся к тому, чтобы из его питомца вырос всесторонне
образованный, гуманный государь, заботящийся о благоденствии народа.
Духовным наставником Александра III был теоретик самодержавия, обер-
прокурор Святейшего Синода К.П.Победоносцев, который первое время после
восшествия на престол своего воспитанника был самым влиятельным лицом в
правительстве.
«Император Александр III, - писал Витте, - был совершенно
обыкновенного ума, пожалуй, можно сказать, ниже среднего, ниже средних
способностей, ниже среднего образования…» Недостатки, впрочем, своеобразно
возмещались упрямством, а также силой и твёрдостью его характера. Эти
качества дали о себе знать в первые же месяцы правления.
В мощной фигуре Александра III присутствовала самодержавная
царственность. Физически он был чрезвычайно силен: ломал подковы, гнул
серебряные рубли. Характер был у него спокойный, уравновешенный, очень
твердый, в редких случаях он колебался. И все же для государственного
деятеля важнее ум и образованность, недостаток которых отмечает
С. Ю. Витте – апологет самодержавия, заподозрить которого в сокрытии правды
о царе очень трудно.
Казалось бы, данных успешно руководить Россией у царя было не так
много.
Однако Александр III имел одно необычное для русских императоров свойство:
он не завидовал чужому уму, приближал к себе и ставил на важнейшие
государственные посты талантливых, неординарных людей (например, министры
финансов Н.Х. Бунге (с 1881 по 1886 гг.), И.А. Вышнеградский (с 1888 по
1892 гг.), С.Ю. Витте (с 1892 по 1903 гг.), позднее – председатель Комитета
министров).



По сравнению с другими императорами Александр III не отличался
гипертрофированным интересом к армии, он стремился уберечь страну от войн.
В течение его 13-летнего царствования Россия не участвовала ни в одной
войне. Исключением был первый и последний в правлении этого царя военный
эпизод – победа генерала А. В. Комарова над афганцами в сражении при р.
Кушке (1885 г.).
Никто из императоров ХIХ века не отличался такой приверженностью ко
всему русскому, как Александр III. Это проявлялось и во внешнем облике:
русская одежда, борода, заправленные в сапоги брюки. Подчеркнутая любовь к
русскому сочеталась в нем с неприязнью к “инородцам” – полякам, финнам,
евреям, армянам и представителям других национальностей. Стремление
подчеркнуть все русское распространялось на экономическую политику, которая
носила протекционистский характер, способствуя росту национальной
промышленности и торговли.
Не особенно церемонился Александр III на дипломатическом поле в
отношениях с другими странами. Характерен такой эпизод. Однажды в Гатчине
во время рыбной ловли, которую царь очень любил, дипломат одной из великих
держав добивался срочного свидания с ним. После того как об этом доложили
Александру III, он ответил: “Когда русский царь удит рыбу, Европа может
подождать»


Новая политика императора
Новый правительственный курс видимым образом отличался от
реформаторской деятельности Александра II и его ближайшего окружения –
либерально настроенных министров. На смену последним пришли Д.А.Толстой,
К.П.Победоносцев, С.Г.Строганов, В.П.Мещерский, ставший ближайшим
советником Александра III. Это были люди с иным складом ума, другими
взглядами на пути развития России и роль государства. Подобная замена
ключевых фигур в правительстве означала решительный отход от прежнего курса
правления.
Предыдущий, реформаторский, период прошёл под знаком модернизации
общественного строя России. Предпринимались попытки хотя бы частично
привести его в соответствие с требованием времени, с западноевропейским
опытом предоставления гражданских свобод. Наступившая эпоха предпочитала
сверять время по собственным историческим часам. Именно в этот период
благодаря трудам Победоносцева (1827-1907), одного из влиятельнейших
деятелей нового царствования, приобретает наиболее законченные и
совершенные черты российская государственная идеология, отстаивающая
незыблемость самодержавия.
Основная причина резкой смены правительственного курса в начале 80-х
гг. XIX столетия заключалась не только в своеобразии личности Александра
III и его сподвижников. Решающую роль сыграла напряжённая
внутриполитическая обстановка, вызванная террористической деятельностью
народовольцев, и прежде всего убийством Александра II. Гибель императора
произвела на страну ошеломляющее впечатление. Александр II стал не только
царем - освободителем, но и царём – мучеником. Воспоминания о цареубийстве
предопределили отношение к революционным и либеральным силам не только со
стороны власть имущих, но и большей части просвещенного общества,
настроенного на необходимость «наведения порядка».
Продолжать начатый отцом курс будущий император был не расположен уже
при восшествии на престол, хотя на второй день после гибели отца, собрав
высшие чины и свиту, сказал: «Я принимаю венец с решимостью. Буду пытаться
следовать отцу моему и закончить дело, начатое им. Если бы Всевышний и не
судил мне ту же участь, как ему, то, надеюся, вы будете моему сыну также
верны, как моему отцу».


В депешах, отправленных 4 марта русским послам при иностранных дворах,
было сказано, что «государь император посвятит себя прежде всего делу
внутреннего государственного развития, тесно связанному с успехами
гражданственности и вопросами экономическими и социальными, составляющими
нынче предмет особых забот всех правительств».
В обществе о новом государе сложилось представление как о человеке
либеральных взглядов, не чуждом и конституционных идей. Это поддерживало
надежды на продолжение и развитие тех начинаний, с которыми Александр II
вернулся в последний год царствования. Однако этим надеждам не суждено было
осуществиться.
Первые шаги Александра III на троне были крайне осторожными. Новый
самодержец как бы выжидал и оценивал расстановку сил в правительственных
верхах. Заседание Совета министров 8 и 21 марта с участием великих князей,
посвященное обсуждению проектов Лорис-Меликова продемонстрировало заметное
преобладание сторонников преобразований. Однако Александр III, интуитивно
осознавая ту опасность для своей единоличной власти, которая исходила от
замыслов конституционных реформ, отложил их выполнение.
В первые месяцы царствования Александр III проводил политику
лавирования между двумя противостоящими политическими группировками –
«либеральной» и «охранительной» (возглавляли их соответственно М.Т.Лорис-
Меликов, А.А.Абаза, Д.А.Милютин - с одной стороны, К.П.Победоносцев - с
другой) – Александр III склонился в пользу последней. Уже в марте был
«похоронен» конституционный проект министра внутренних дел М.Т.Лорис-
Меликова, предполагавший введение общероссийского представительного органа.
(Александр II дал согласие рассмотреть проект за несколько часов до своей
трагической гибели.)
Характерна резолюция Александра III на проекте Конституции: “Слава
богу, этот преступный и спешный шаг к конституции не был сделан, и весь
этот фантастический проект был отвергнут”1. Новый царь питал отвращение ко
всяким сколько-нибудь прогрессивным движениям века. Поэтому суть внутренней
политики Александра III содержала постепенный возврат к старому: укрепление
сословного строя и самодержавия.
В опубликованном 29 апреля 1881 г. царском манифесте, составленном
К.П.Победоносцевым, заявлялось о решимости «стать бодро на дело правления,
с верою в силу и истину самодержавной власти», которую император призван
«утверждать и охранять для блага народного от всяких на неё поползновений»
Формулировались основные принципы внешней и внутренней политики: сохранять
порядок и крепкую власть, соблюдать справедливость и экономию, возвратится
к исконно русским началам и повсеместно обеспечивать исконно русские
интересы. С конституционными мечтаниями было покончено. В России повеяло
холодом.
Из писем К.П.Победоносцева Александру III: «В нынешнее смутное время у
всех добрых людей душа в крайнем смущении, в болезни…Душа у всех объята
страхом, - боятся больше всего именно этого коренного зла, конституции…,
которой русская душа не понимает… Это гибулль России и Ваша; это ясно для
меня как день… Время тажкое, я не успокоюсь, покуда здесь ещё остаются и
граф Лорис-Меликов, и Абаза, и великий князь Константин Николаевич. Дай
Бог, чтобы они ушли и разъехались как можно скорее[1]»
На следующий день после опубликования манифеста в знак протеста начали
подавать в отставку министры-либералы прежнего царствования – М.Т. Лорис-
Меликов, военный министр Д. А. Милютин, министр финансов А. А. Абоза.
Вскоре Александр III в письме к брату Владимиру сформулировал свое
политическое кредо: “Я никогда не допущу ограничения самодержавной власти,
которую нахожу нужной и полезной для России”
Первые мероприятия правительства Александра III подтвердили решимость
властей твёрдо проводить провозглашённый “охранительный» курс: 14 августа
1881 г. было принято «Положение о мерах к охранению государственной
безопасности и общественного спокойствия». Теперь в любой губернии
разрешалось вводить чрезвычайное положение «для водворения спокойствия и
искоренения крамолы». Любого её жителя могли подвергнуть аресту, сослать
без суда на пять лет, предать военному суду. Но так как шкалы чрезвычайных
ситуаций не существовало, то в губерниях начался беспредел. Увеличиваются
штаты отдельного корпуса жандармов, создаются новые охранные отделения, а в
1882 г. – секретная полиция. Губернаторы получили право закрывать органы
печати, торговые и промышленные предприятия, учебные заведения;
приостанавливать деятельность земств и городских дум. Изданное как
«временное», сроком на три года, это «Положение» постоянно возобновлялась и
действовало вплоть до
1917 г.
В условиях развивающегося капитализма Александр III, выражая интересы
наиболее консервативных кругов дворянства, сохранял помещичий уклад жизни.
Однако в области экономической политики император вынужден был считаться с
ростом капиталистических элементов в стране. Александр III, потрясенный
смертью отца, стремился всякими способами ограничивать влияние
революционных группировок в стране.
Основными направлениями деятельности нового правительства были
“искоренение крамолы” и успокоение общественности. Особая роль в укреплении
и охранении режима отводилось Департаменту полиции, деятельность которого
приобрела невиданный размах после назначения на пост его директора В.К.
Плеве, а затем И.Н. Друнова. В 1882 г. политический розыск в России
возглавил подполковник Отдельного корпуса жандармов Г.П. Судейкин. Этот
умный, предприимчивый и честолюбивый чиновник тщательно изучил опыт работы
тайной полиции европейских стран. На посту инспектора секретной полиции и
начальника Петербургского охранного отделения он создал в России
продуманную систему политического сыска, основанную на провокаторской
деятельности, шпионаже и шантаже.
Помимо официальных полицейских органов в марте 1881 г. возникла
своеобразная тайная общественная организация для защиты императора и борьбы
с революционным террором – “Священная дружина”. Она была создана с ведома
Александра III и объединяла более 700 представителей высшей знати, сановной
бюрократии, генералов и др. Среди них были братья царя, министр двора И. В.
Воронцов-Дашков, граф П. А. Шувалов, С. Ю. Витте. При помощи собственной
агентуры, а также шпионажа и провокаций “Дружина” пыталась дезорганизовать
действия революционных организаций изнутри. Вскоре ее активная, но
непрофессиональная деятельность стала мешать работе Департамента полиции. А
к концу 1881 г. Александр III осознав опасность этого “добровольного”
карательного органа, подрывавшего авторитет власти и ее монополию на
репрессии, велел распустить “Священную дружину”.
Всю намеченную программу контрреформ царизму провести не удалось. Оно
не могло не считаться с реальным положением дел в деревне, с развитием
новых капиталистических отношений в экономике. Так, в 1881 г. был утвержден
закон об обязательном выкупе временнообязанных крестьян, значительно
понижены выкупные платежи, отменялась подушная подать. Под влиянием роста
рабочего движения в 1881 г. правительство издает закон по рабочему вопросу.
Экономическая политика имела буржуазный характер.



Рассмотрим теперь подробнее наиболее крупные контрреформы:

ЗЕМСТВО
В 1864 г. началось создание земских учреждений. Это означало
возрождение древнего земства с его идеей народного представительства и
независимыми от центральной власти органами самоуправления. Роль последних
была сведена на нет ещё на исходе XVII в.
По новому «Положению о губернских и уездных земских учреждениях» 1880
г. земство было преобразовано. Дворянство получило возможность избирать
большую часть выборных земских деятелей – гласных (около 57%).
Имущественный ценз (минимальный уровень доходов, дающий право представителю
того или иного сословия участвовать в деятельности земских учреждений)
понижался до дворян и повышался для городского населения. Крестьяне вообще
потеряли право выбирать гласных, так как теперь их назначал губернатор из
среды крестьянских выборщиков – лиц, уполномоченных крестьянскими
обществами участвовать в выборах.
Вновь избранные земские гласные утверждались губернатором, что ставило
земские учреждения под жёсткий контроль государства. Фактически это
перечёркивало главную идею земства – независимость от органов
государственной власти и царя в решении вопросов местного самоуправления.
Смысл земской контрреформы состоял в том, чтобы свести на нет возможность
участия в работе земских органов «случайных» (нежелательных для режима)
людей, увеличить представительство дворян – опоры трона и в конечном итоге
сделать земства лояльными по отношению к самодержавной власти. Во всех этих
мерах отразилось противостояние царя и дворянства демократическому русскому
земству («земле», «люду») – противостояние, уходящее в самую глубь
российской истории.

ГОРОДСКОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ
Городская контрреформа преследовала точно такие же цели, как и
земская: ослабить выборное начало, сузить круг вопросов, решаемых органами
государственного самоуправления, и расширить сферу правительственных
полномочий. Согласно новому городовому положению 1892 г., имущественный
ценз, дававший право участвовать в выборах, повышался. В результате число
избирателей в Москве, например, сократилось в три раза.
Из законодательства изымалось положение о том, что городские думы и
управы действуют самостоятельно. Закреплялось вмешательство царской
администрации в их дела. Правительство получало право не утверждать
официально избранного городского голову – председателя городской думы.
Количество заседаний последней ограничивалось. Таким образом, городское
самоуправление было по сути дела превращено в разновидность государственной
службы.

СУД
Судебная реформа России – наиболее удачное детище отстраненных от
власти реформаторов – не потерпела в это время каких-либо значительных
изменений. Судебные уставы 1864 г. продолжали успешно действовать. Однако
в судопроизводстве по политическим делам гласность ограничивалась:
публикации отчётов о политических процессах запрещались. Из ведения суда
присяжных были изъяты все дела а насильственных действиях против
должностных лиц.
Существенные изменения произошли в низовых судебных органах. Мировые
судьи, которые помимо разбора мелких дел решали спорные вопросы между
крестьянами и помещиками, были в основном ликвидированы. Сохранились они
только в трёх крупных городах – Москве, Петербурге и Одессе.
Мировые судьи заменялись земскими участковыми начальниками, должности
которых предоставлялись исключительно дворянам с высоким имущественным
цензом. В отличие от мирового суда, на который возлагалось достижение
согласия между крестьянами и помещиками, земские начальники все спорные
вопросы решали единолично, с оглядкой на местную государственную
администрацию.

ОБРАЗОВАНИЕ
Поскольку студенчество считалось главным источником вольнодумства,
рассадником республиканских и идей и всякого рода смуты, российские
университеты стали одной из первых жертв охранительного курса. Новый
университетский устав 1884 г. упразднял их автономию. Был ликвидирован
университетский суд, запрещены любые студенческие объединения.
Преподаватели, избранные учёными советами, обязательно утверждались в
должности министром просвещения. Всей университетской жизнью теперь
руководил государственный чиновник – попечитель учебного округа: он
назначал деканов (одна из высших выборных должностей университета), обладал
правом созывать учёный совет, присутствовать на его заседаниях, наблюдать
за преподавателем. Государство не забыло напомнить студентам и об
«обязанности по выполнению воинского долга»: льготы по призыву в армию для
лиц, имеющих высшее образование, были ограничены, а минимальный срок
военной службы увеличен.
Вдохновителю и главному организатору контрреформ в сфере образования
графу И.Д.Делянову (1818-1897), министру народного просвещения с 1882 г.,
принадлежит и авторство печально знаменитого циркуляра «о кухаркиных
детях». В этом документе рекомендовалось ограничить поступление в гимназии
и прогимназии «детей кучеров, лакеев, поваров, прачек, мелких торговых
лавочников и тому подобных людей, детей коих, за исключением разве
одарённых необыкновенными способностями, вовсе не следует выводить из
среды, к коей они принадлежат». В средние и высшие учебные заведения
сокращался приём лиц еврейской национальности. Каких-либо реальных
последствий циркуляр, впрочем, так и не возымел, оставшись в истории
российского образования примером исключительной ограниченности
государственных чиновников.
1884 год был ознаменован введением нового университетского устава –
военные гимназии преобразовывались в кадетские корпуса. С отставкой
министра внутренних дел графа Н.И.Игнатьева (1882 г.) и назначением на этот
пост графа Д.А.Толстого начался период открытой реакции.

ПЕЧАТЬ
Первый опыт свободы слова прервался после утверждения в августе 1882
г. новых «Временных правил о печати» (которые стали постоянными).
Администрация получила право закрывать любые газеты и журналы, лишать
издателей и редакторов права на продолжение профессиональной деятельности.
Редакция обязывалась раскрывать псевдонимы своих авторов по требованию
властей. Усилилась цензура.
В соответствии с новым законодательством в 1884 г. прекратил
существование ненавистный правительству журнал «Отечественные записки»,
редактором которого был М.Е.Салтыков-Щедрин. Зато процветала газета
М.Н.Каткова (1818-1887) «Московские ведомости». Именно на 80-е гг.
приходится заключительный период деятельности этого известного русского
публициста, в своё время слывшего либералом и много сделавшего для
расширения круг дозволенных к обсуждению в печати вопросов. Но с середины
60-х гг., а особенно после установления нового правительственного курса при
Александре III, Катков немало способствовал усилению охранительного духа и
нетерпимости в стане власть имущих.

Обладая тонким публицистическим талантом и репутацией либерала, он
сумел заронить в умы своих читателей сомнение в необходимости продолжения
реформ, объявленных им в целом как «неудачные»: «Ещё несколько месяцев,
быть может, недель прежнего режима, - писал он по случаю манифеста 29
апреля 1881 г., - и крушение было бы неизбежно»[2]

Таким образом, уже к середине 80-х гг. сложилась реакционная концепция
контрреформ, которая основывалась на традиционных догмах:

а) божественное происхождение самодержавия и божественный промысел как
основа его политики, противопоставляющиеся планам политических реформ;

б) полная централизация власти;

в) осуждение земского и городского самоуправления, как не соответствующие
условиям русской жизни;

г) шовинизм; интересы дворянства рассматривались в традиционном понимании
(в качестве типичной фигуры представлялся помещик- крепостник).


ВЫВОД
Все мероприятия, проводимые в противовес предыдущим реформам, обладали
одной общей ярко выраженной чертой. Государство, построенное по принципу
пирамиды, вершиной которой является императорский трон, стремилось ничего
не оставлять вне своего контроля. Отсюда и всегдашнее стремление властей
повсюду иметь за всем следящего и всем руководящего «государева чиновника –
будь то губернатор, земский начальник, цензор или попечитель учебного
округа. Это стало итогом развития российской самодержавной
государственности, достигшей при Александре III своей вершины.
Не следует думать, что ужесточение контроля со стороны государства
было следствием недобрых намерений людей, озабоченных лишь тем, чтобы
удержать власть в своих руках. Напротив, представление о сильной
государственной власти как единственном условии самосохранения общества
исходило от деятелей, искренне заботившихся о спокойствии и благе России.
Одним из них был Победоносцев, всесильный обер-прокурор Синода, детально
разработавший идею русской национальной государственности.
Победоносцев считал, что западные парламентарные демократии изначально
порочны, ибо постоянно обсуждают, толкуют и изменяют государственный закон
в угоду времени, а так же интересам тех или иных групп людей. Между тем
такие интересы могут быть временными, к тому же они не всегда совпадают с
интересами всего народа. Идея же российского самодержавной
государственности, освящённой самой Церковью, предполагает, с точки зрения
Победоносцева, лишь один вариант толкования государственных законов –
заботу о благе и спокойствии народа. Собственно закон своим первоначальным
источником имеет, как писал Победоносцев, «жизнь народа и её хозяйственные
условия». Изначальное содержание закона, не облачённое в слова, несёт в
себе народ. Формулирует же закон и следит за его исполнением государство.
Именно оно – в силу священной природы царской власти – исходит при
толковании законов из единственно правильной, никем не оспариваемой точки
зрения. В этом и состоит, по мнению Победоносцева, главное преимущество
российского государственного устройства перед западным. Российская
государственность воплощает в себе идею совершенной государственной власти,
которая охраняет благо народа и в своей законодательной деятельности
исходит из реальных условий народной жизни.
Правительство Александра III считало, что реформа должна лишь
следовать за жизнью, а не менять её. Приверженцы охранительного курса
полагали, что Россия ещё не готова к тем преобразованиям, которые проводил
в жизнь Александр II. Поэтому 80-е – начало 90-х гг. ХIXв. Запомнились
современникам как пора выжидания, затишья, «болезненного спокойствия».
«Болезненного» потому, что Россия требовала продолжения реформ.
Проводимые в «жизненных интересах народа» контрреформы оказались
бессильными перед самим течением жизни: она брала своё. Земская
контрреформа не остановила земского движения, но настроила значительную
часть земцев против самодержавия. Увеличенный избирательный ценз при
проведении городской реформы стал ещё одним стимулом для деловых людей,
чтобы задуматься о повышении уровня своих доходов. Это в свою очередь
способствовало развитию городской экономики, усилению городской буржуазии,
требующей от самодержавия предоставления ей всё новых и новых прав.
Контрреформы в сфере образования также дали результат, прямо
противоположный ожидаемому: в университетах усилился дух свободомыслия. Не
имели успеха и мероприятия правительства в области печати: количество
изданий в России год от года увеличивалось. Росло и число желающих вставить
где-нибудь свою статейку – за всем не уследишь, как бы не мечтали об этом
сторонники российской державности.
Реальные итоги контрреформ в полной мере дали знать о себе тяжелейшими
социальными потрясениями в начале XX в. Однако в последние годы ХIХ в., на
исходе царствования главного «контрреформатора» Александра III, власти
предержащие могли быть довольны: основные цели, намеченные в царском
манифесте 1881 г., казались достигнутыми или близкими к достижению.
Самодержавие находилось в зените, территория империи увеличивалась за счёт
завершившегося присоединения среднеазиатских земель, международное
положении России упрочилось, а внутренний мир, хоть и прозрачный, всё же
поддерживался. И лишь два крупных события омрачили последние годы
царствования Александра III. Они приподняли завесу над реальным положением
вещей в империи. Неурожай и голод 1891 г., а также последовавшая вскоре
эпидемия холеры обнаружили неспособность государства справляться с
результатами стихийных бедствий, страшную и безысходную нищету народа.
«Неподвижные газетчики на углах, без выкриков, без движений, неуклюже
приросшие к тротуарам, узкие пролётки с маленькой откидной скамеечкой для
третьего, и, одно к одному, - девяностые годы, - вспоминал Мандельштам, -
слагаются из картин разорванных, но внутренне связанных тихим убожеством и
болезненной, обречённой провинциальностью умирающей жизни». Забудутся
конкретные исторические имена, канут в лету издававшиеся указы, но два
последних десятилетия XIX в. останутся в памяти потомков как эпоха,
обладавшая особым историческим ароматом, своим, пусть еле слышным в мировой
истории, «шумом» («Шум времени»- такое название дал своим воспоминаниям
О.Э.Мандельштам.)[3]
Однако спокойствие и тишина уходящего века не означали молчания,
некоего исторического провала, упадка. Жизнь вопреки диктуемым ей правилам,
продолжалась, заставляя каждого совершать собственный неповторимый выбор.
Прислушаться к тишине этой эпохи стоит хотя бы потому, что именно в
последние десятилетия XIX столетия росли и воспитывались люди, которые в
недалёком будущем станут вершителями судеб России.


Александр III скончался осенью 1894 года от болезни почек, усилившейся
из-за ушибов, полученных во время железнодорожной катастрофы под Харьковом,
и постоянного неумеренного употребления спиртного. Он похоронен в
Петропавловском соборе.



СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

История России с древности до наших дней / Под ред. М. Н. Зуева.
– М., 1994.
Корнилов А.А. Курс истории России XIX века. – М., 1993.
Энциклопедия Т.5 «История России и её ближайших соседей» Ч.2./ Под
ред.Аксёнова – М., «Аванта+», 1997 г.
Хрестоматия по истории Отечества XIX – начало XX вв. – Л.М.Ляшенко, М,
«Рекорд», 1997 г.

-----------------------
[1] Хрестоматия по истории Отечества XIX – начало XX вв. –Л.М.Ляшенко,
М,1997 г.
[2] Энциклопедия Т.5 «История России и её ближайших соседей» Ч.2./ Под
ред.Аксёнова – М., «Аванта+», 1997 г.
[3] Энциклопедия Т.5 «История России и её ближайших соседей» Ч.2./ Под
ред.Аксёнова – М., «Аванта+», 1997 г.





Новинки рефератов ::

Реферат: Отчет по производственной практике в газете "Тольяттинское обозрение" (Менеджмент)


Реферат: Генри Форд (Транспорт)


Реферат: Военная политика США и цена на нефть (Политология)


Реферат: Борьба с наркотиками (Уголовное право и процесс)


Реферат: Учет основных средств (Бухгалтерский учет)


Реферат: Англия (История)


Реферат: Анализ причин и последствий крупнейших ядерных катастроф (Естествознание)


Реферат: Институционализация и социальный институт (Социология)


Реферат: Развитие науки в XX веке (Технология)


Реферат: История Большого театра (Искусство и культура)


Реферат: ЗАСОБИ СТИМУЛЮВАННЯ НАВЧАЛЬНОЇ АКТИВНОСТI МОЛОДИХ ШКОЛЯРiВ (Педагогика)


Реферат: Ответы на билеты по биологии 11 класс (Биология)


Реферат: Эстетическое воспитание младших школьников средствами искусства (Педагогика)


Реферат: Нидерланды (География)


Реферат: Коренной перелом в ВОВ (История)


Реферат: Технология выращивания и хранения лука (Сельское хозяйство)


Реферат: Порошковая металлургия (Технология)


Реферат: Исследование систем управления (Менеджмент)


Реферат: Система Лотка-Вольтерра (Математика)


Реферат: Альфред Бернхард Нобель: история бессмертия (Исторические личности)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист