GeoSELECT.ru



Социология / Реферат: Межнациональный конфликт в России: причины возникновения и пути разрешения (Социология)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Межнациональный конфликт в России: причины возникновения и пути разрешения (Социология)


Московский Гуманитарный Университет
Кафедра социологии



Социологическое исследование


на тему:


«Межнациональный конфликт в России: причины возникновения и пути
разрешения».



Выполнила
студентка 2 курса факультета
лингвистики и культурологии
группы Л-202
Пак Юлия



Москва 2004 г.
Методическая часть.

. Метод наблюдения (личные наблюдения, исторические данные)
. Аналитический метод (обработка материала диссертационной работы
Газимагомедова Ю.Р. «Межнациональный конфликт: причины
возникновения и пути разрешения»)



Методологическая часть.

Актуальность.
К числу наиболее сложных и трудноразрешимых относятся этносоциальные
(межнациональные) конфликты. Это форма межгруппового конфликта, в котором
группы с противоположными интересами различаются по этническому
(национальному признаку). В повседневной практике при обсуждении
межнациональных отношений, эффективности или неэффективности национальной
политики государства, обычно имеются в виду определенные нации. При этом
различные малочисленные этнические группы особо не выделяются, хотя их
количество, например, в России, довольно значительно. Межэтническая
политика государства призвана регулировать социально-политические отношения
с целью согласования интересов различных этнических и национальных групп и
наиболее полного удовлетворения их потребностей.



Научная новизна.
Анализ диссертационной работы Газимагомедова Ю.Р. «Межнациональный
конфликт: причины возникновения и пути разрешения», 1994 г.

Распад СССР и процессы, происходящие в российском обществе, поставили
множество острейших практических и теоретических вопросов.
Среди таких актуальных вопросов, бесспорно, находятся проблемы
национальной политики. Постсоветская ситуация позволяет более широко и
реалистично осмысливать политику межнациональных отношений, проводившуюся в
КПСС во времена советской власти:
. сотрудничество и помощь друг другу;
. совместная борьба и победа над фашизмом;
. становление и развитие национальных культур целого ряда народов.
С распадом Союза у России в области национальных отношений остается
еще много болевых, потенциально опасных зон:
. стремление к созданию этнических государств;
. политические амбиции национальных элит;
. этноэгоизм, порождающий массовый отъезд русскоязычного населения
из ряда регионов;
. территориальные претензии;
. отсутствие ясных приемлемых формул взаимодействия центра и
регионов.
В советском обществознании не было недостатка во внимании к
национальной проблематике. Определенная заданность исследований требовала
раскрывать многосложную сферу межнациональных отношений с позиции прежде
всего их классовой детерминации, бесконфликтности в условиях социализма,
сближения народов и в перспективе их слияния.
В свете сказанного, представляется, что выбранная тема для
исследования, является научно значимой и актуальной.
Разработанность проблематики межнациональных конфликтов находится в
российском обществознании пока еще в первоначальной стадии. Многие вопросы
носят постановочный, общий характер и требуют дальнейших исследований.
Научная новизна диссертационного исследования состоит в следующем:
. раскрыто содержательное разнообразие и кумулятивный характер
межнациональных конфликтов в современном российском обществе,
что обусловлено их длительной консервацией, а затем резким
«выбросом» и переплетением с конфликтами, порожденными
реформированием общества;
. предложена (осуществлена) достаточно полная для современных
условий типология причин межнациональных конфликтов;
. показана противоречивая (интегративная и дезинтегративная) роль
политических факторов (властные органы, партии, политические
элиты, лидеры) в развитии этнополитического конфликта;
. выявлены этапы в развитии межнационального конфликта в
современных условиях российского общества;
. исходя из тенденций развития социальных и политических процессов
предпринят прогноз и предложены пути решения (регулирования)
межнациональных конфликтов.
Общественные процессы в условиях структурных преобразований и
социальных реформ обретают во многих случаях национальную окраску, а
нередко сопровождаются межнациональными конфликтами.
Конфликты можно классифицировать по многим основаниям и критериям:
-субъект конфликта;
-широта охвата;
-взаимодействие на общество.
Межнациональный конфликт – сложное социологическое явление и имеет
свои особенности.
Стороны конфликта имеют сложную структуру. Нация или этническая группа
не всегда выступает совокупным субъектом. Им может выступить отдельная
личность, определенная организация или движение, которые берут на себя
представительство нации или этнической группы. Люди не только не
осуществляют свои национальные интересы, а теряют многое из того, что было,
вплоть до прав человека и гражданина.
Межнациональный конфликт имеет свои этапы, стадии механизмы развития и
решения. Наибольшую опасность для общества представляют вооруженные
конфликты.
Межнациональные конфликты в Российской Федерации и в странах СНГ имеют
конкретно-исторические объективные и субъективные причины. В
многонациональном обществе конфликты неизбежны. Опасность не в них самих, а
в способах их разрешения.
Каждый межнациональный конфликт имеет свои временные рамки. В
современном мире страны и народы так взаимосвязаны, что даже незначительные
конфликты в одной стране могут служить зажигательной смесью для всего
мирового сообщества, тем более в тех странах, как Российская Федерация,
которые располагают ядерным оружием.



Постановка цели и задач.
Цель – анализ истоков и содержания межнациональных конфликтов в
условиях современного российского общества, в нахождении возможностей
устранения конфликтов и путей их разрешения.
Задачи:
. рассмотреть межнациональные отношения в современном российском
обществе с методологических позиций теории конфликтов;
. исследовать причины современных межнациональных конфликтов,
порожденные условиями их длительного накопления и искусственного
сдерживания и причины, порожденные реформированием общества и
складыванием новых механизмов межнациональных отношений;
. обозначить роль политических элит и лидеров как в обострении,
так и в урегулировании или преодолении конфликта;
. осмыслить состояние институциональных (государственные органы,
партии и общественные движения) факторов в механизмах разрешения
межнациональных конфликтов.



Обозначение объекта и предмета исследования.
Объект – межнациональный конфликт.
Предмет – возникновение межнационального конфликта.
Основные понятия.
Конфликт – это столкновение противоположных интересов, взглядов,
позиций, стремлений.
Этнос – народ, племя, группа людей, говорящих на одном языке,
признающих свое единое происхождение, обладающих своими обычаями и укладом
жизни, что отличает их от других групп.
Нация – это социально-историческая общность людей, совокупность
граждан государства, имеющих общность территории и языка, социально-
экономической и культурной жизни.
Межнациональный конфликт – конфликт между представителями разных
наций, возникший в результате социально-политического неравенства,
ущемления их прав, связанных с государственным устройством.



Операционализация понятия
Межнациональные конфликты



Субъекты конфликтов
. межличностные;
. межпартийные;
. межгосударственные.

Широта охвата
. местные;
. региональные;
. глобальные.



Взаимодействие на общество
. системные, требующие целостного
преобразования общества;
. подсистемные, требующие
преобразования отдельных
сфер общества
(социальной и культурной)



Развертывание рабочей гипотезы.


Одной из основных причин обострения межнациональных отношений и
возникновения этносоциальных конфликтов у нас стал кризис всех структур
власти в СССР и использование национальных интересов коррумпированными
группами в бывших союзных республиках, перенос социального недовольства в
сферу межнациональных отношений. Нельзя не видеть также и роль искусственно
разжигаемой религиозной нетерпимости.
Для таких конфликтов характерны определенный уровень организованности
действий наряду с массовыми беспорядками, сепаратистскими выступлениями
вплоть до гражданской войны. Поскольку они возникают в многонациональных
государствах, любой внутренний конфликт в них неизбежно приобретает
политический характер. Поэтому порой бывает трудно провести четкую грань
между социальным, политическим и межнациональным конфликтом. Этнический
конфликт может выражаться в различных формах, начиная с нетерпимости и
дискриминации на межличностном уровне и кончая массовыми выступлениями за
отделение от государства, вооруженными столкновениями, войной за
национальное освобождение. Так развивались события в Нагорном Карабахе,
Чеченской республике, Молдавии, Грузии после распада СССР.
Конфликтная ситуация в странах, образованных на территории бывшего
СССР, обусловлена многими причинами, давними и сегодняшними, политическими
(централизм и унитаризм власти, репрессирование и завоевание народов),
экономическими (экономический кризис, безработица, обнищание), социально-
психологическими (межнациональные барьеры общения, негативные формы
национального самоутверждения, открытый национализм, амбиции национальных
вождей), территориальными и другими.
При возникновении межнационального конфликта внутри одного
государства, судя по горькому опыту стран, образованных на территории
бывшего СССР, есть два варианта поведения официальных властей. Первый:
власти, сохраняя равновесие, остаются над конфликтом, пытаясь допустимыми
силами и средствами потушить возникший конфликт, как это, например,
делалось, хотя и не без ошибок, российскими властями в конфликте между
североосетинами и ингушами. Второй: власти сами втягиваются в конфликт,
выступая за сохранение территориальной целостности страны или на стороне
титульного народа, как это наблюдалось в Азербайджане в конфликте между
азербайджанцами и армянами, в Грузии - в конфликте между грузинами и
югоосетинами, между грузинами и абхазами, или в Молдове в конфликте
молдаван с русскоязычным населением (Молдовы с Приднестровьем). В
аналогичные ситуации в конечном счете втягивались и российские власти в
Чечне.
Это ярко проявилось на Северном Кавказе, особенно в осетино-ингушском
конфликте, когда в результате действий национал - экстремистских элементов
пролилась кровь, с обеих сторон имеются жертвы и разрушения, появились
беженцы и заложники. В сложном положении российские власти вынуждены были
пойти на применение силовых методов для создания необходимых условий с
целью локализации конфликта и его преодоления. Но этот вынужденный шаг
усилил негативное отношение к Центру, рост антирусских настроений. Кстати,
подавляющее число респондентов (30 - 40%) повсеместно оценили
миротворческие попытки руководства страны как запаздывающие и не
способствующие предупреждению столкновений конфликтующих.
Разгорающиеся и тлеющие очаги межнациональной конфронтации в южных
оконечностях нашего Отечества создают серьезную опасность ее расширения и
распространения вглубь. Ощущение нестабильности социального климата
повышает тревожность массового сознания, делает население восприимчивым к
разного вида ‘фобиям’ , страху за завтрашний день, порождает стремление
избавиться от ‘чужих’ или во всяком случае ограничить их права в надежде
обеспечить себе безопасность и благополучие.
Серьезным барьером для удержания конфликта в латентной стадии является
отсутствие соответствующих групп, пытающихся решить межнациональные
противоречия насильственным путем. В таких случаях стороны воздерживаются
от эксцессов, могущих послужить серьезными поводами для насилия.
Аналогичные формы латентного межнационального конфликта пока наблюдаются в
Эстонии, Латвии и Казахстане между титульными нациями и русскоязычным
населением, которое сохраняет цивилизованное поведение в условиях
постоянного попрания их прав националистически настроенными властями.
Конфликтные люди (группы) в таких случаях всегда находятся.
Стремящиеся к власти и собственности национал политические силы ловко
используют стихийное недовольство. Подогревая его, они выставляют себя
защитниками нации. И хотя давно известно, что национализм и этнократизм
иррациональны, деструктивны, бесперспективны и разрушительны,
взбунтовавшемуся народу они, как правило, таковыми не кажутся. Наоборот,
именно этнократизм и национализм становятся самой понятной, самой близкой и
объединяющей идеологией. Единство языка, обычаев, традиций, веры сплачивает
людей с полуслова, с полудвижения.
Коммунистическая идеология, опирающаяся на репрессии, удерживала
национальные конфликты на уровне единичных проявлений. Ветер свободы,
подувший в период перестройки, хотя и предполагал перемены к лучшему, но
одновременно явился значительным условием межнациональной нестабильности.
Поэтому первые проявления демократии, рыночной экономики и суверенизации
стали залогом формирования националистических, авантюристических,
экстремистских, криминальных и коррумпированных сил.
Таким образом, национальная политика, проводимая в многонациональном
СССР и продолжаемая ныне в России (путем создания неравноправных субъектов
федерации) и других странах постсоветского пространства, сформулированная
еще Лениным с помощью формального принципа “право наций на
самоопределение”, разрушила старороссийскую национально - территориальную
систему и поставила во главу угла не человека с его неотъемлемыми правами и
законными, в том числе национальными интересами, а отдельные нации с их
особыми правами и особыми национально - властно - территориальными
притязаниями, реализуемыми в ущерб другим народам, нередко веками
проживающим на той же территории, в ущерб общепризнанным правам человека.
Национально - культурная автономия, принятая во всем мире и позволяющая без
причинения ущерба другим народам удовлетворять свои национально -
культурные потребности в едином общеправовом пространстве, была отвергнута
большевиками, скорее всего, неслучайно, ибо при таком решении вопроса
труднее было управлять страной.

Вышеизложенное, думается, позволяет не только понять основные
тенденции нашего национального бытия, его вероятные перспективы, но и
сделать некоторые общие выводы, сформулировать конкретные предложения,
касающиеся межнациональной консолидации россиян, укрепления
государственности и единства России:
- Общий рост недовольства существующим положением (социально-экономическим
в первую очередь) выступает как мощный ускоритель форм ‘ протестного
реагирования’ в различных областях общественной практике, в том числе и
национальных взаимосвязях. Неудачи и провалы экономического реформирования
усиливают неприятие проводимой Центром политики и обуславливают низкий
рейтинг принимаемых правительством решений. Это стимулирует в конечном
счете центробежные процессы, национальный и региональный сепаратизм,
создающий угрозу единству и целостности российского национального
федеративного государства.
- Явственно ощущается необходимость разработки научной теории
гармонизации национальных отношений и соответствующей ей программы
жизнедеятельности общества на переходный период и отдаленную перспективу.
Фундамент концептуального подхода должны составить идеи национального
центризма(избавление от крайностей в национальном вопросе во всех его
аспектах) и демократического федерализма(обеспечение всем национально- и
административно-территориальным единицам подлинного равноправия).
- Программа практических действий обязана исходить из юридического и
практического соблюдения национальных и региональных интересов каждого
субъекта Федерации. Лишь благодаря этому может быть преодолена
асимметричность нынешнего федеративного устройства. Особое значение
приобретают согласование и разграничение полномочий по линиям: Центр -
республики, Центр - регионы (края, области, города), а также освоение
специальных механизмов предупреждения конфликтов между нациями, регионами с
учетом опыта стран, входящих в СНГ, других европейских государств.
- Важно обратить серьезное внимание на массовое ущемление потребностей и
нужд этнического характера, выявленное в большинстве регионов. Данное
обстоятельство, если ситуация не изменится, очевидно, активизирует как
титульные нации, так и национальные меньшинства в отстаивании первыми своих
прерогатив, а вторыми элементарных прав, причем любыми способами, не
исключая насилие. Низкая оценка собственного национального статуса
русскими, их озабоченность своим будущим в отдельных регионах чреваты
возникновением синдрома социальной обиды, расширением масштабов русского
национального движения, более жестким противодействием антирусским
настроениям и акциям.
- Государственная политика призвана стать в большей мере, чем когда бы то
ни было, национально-региональной, учитывающей специфику и Северного
Кавказа, и Поволжья, и Сибири, и Дальнего Востока. Только такая политика в
состоянии обеспечить относительно безболезненный переход от по существу
унитарного государства, каким был Советский Союз, к федеративному, каким
стремится стать новая Россия. Укрепление самостоятельности регионов, не
противопоставляющих себя Центру, но сотрудничающих с ним, ведет к
приоритету наднациональных ценностей, приближает реализацию
общенациональной задачи - возродить великую и сильную державу с
демократическими порядками и социально ориентированной экономикой.
Все это даст возможность не только правильно оценить сложившуюся
ситуацию, но и во многом предвидеть ее развитие, а значит - преуспеть в
предупреждении межнациональных трений и конфликтов. Такая работа в регионах
лишь начинается. Вот почему взаимодействие и кооперация социологических
служб в Центре и на местах, как и возобновление научных связей с
социологами ближнего зарубежья, были бы очень полезными и продуктивными.





Реферат на тему: Метод наблюдения


КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по социологии

Тема 20: «Метод наблюдения»



Выполнил:

Проверил:



Саратов 2004

План

Введение
3
1.Сущность метода наблюдения
4
2.Классификация наблюдений
8
3.Достоинства и недостатки метода наблюдения
12
Заключение
15
Список литературы
16



Введение
В современной методологической литературе указывают, как правило, на
существование трёх основных методов сбора первичной социологической
информации. К ним относят метод прямого наблюдения, метод анализа
документов и метод опроса.
В данной работе мы рассмотрим метод наблюдения. Каждый из нас
ежедневно использует метод наблюдения в повседневной жизни: мы наблюдаем за
детьми, за пациентами поликлиники во время ожидания приёма и т. д. Иногда
мы обобщаем наблюдения и делимся ими с другими людьми, иногда – это просто
мимолётные взгляды. С профессиональным подходом к наблюдению мы
встречаемся, когда комментатор информирует нас о событиях на футбольном
поле, кинооператор снимает камерой участников демонстрации, учитель,
апробируя новую методику преподавания, наблюдает за поведением класса на
уроке и т. п. Таким образом, во многих сферах социальной практики
наблюдение успешно используется для изучения реальности. Естественно, что в
науке метод наблюдения применяется уже много столетий, приобретая
специфические формы в связи с тем или иным объектом и предметом
исследования.



1.Сущность метода наблюдения
Наблюдение представляет собой общенаучный метод, широко используемый
в естествознании, а также в обыденной жизни. Его применение в социологии
имеет ограничения, т.к. далеко не все социальные явления поддаются
непосредственному визуальному и слуховому восприятию. Но когда социолог
имеет дело с объектами, которые можно наблюдать, т.е. воспринимать с
помощью зрения и слуха, он обязан делать это. Однако не следует забывать,
что наблюдение должно применяться в комплексе с другими методами сбора
информации.
Наблюдение в социологии - это метод целенаправленного, определенным
образом фиксируемого восприятия исследуемого объекта. В процессе его
осуществления социолог непосредственно воспринимает действия людей в
конкретных условиях и в реальном времени, причем он фиксирует не только
состояние, но и развитие явлений и процессов, а также взаимодействие всех
участников наблюдения.
Итак, для того, чтобы превратить визуальное и/или слуховое
восприятие изучаемого объекта в научный метод, необходимо осуществить
следующий ряд исследовательских процедур:
1. вычленить в программе исследования те задачи и гипотезы, которые будут
решаться, и обосновываться данными наблюдения.
2. определить в общей программе исследования или специальной программе
наблюдения:
* объект наблюдения (весь коллектив предприятия, отдельная группа
его, лидеры забастовочного движения или что-то другое);
* предмет наблюдения, т.е. совокупность интересующих наблюдателя
свойств (признаков) объекта (факторов его поведения);
* категории наблюдения, т.е. конкретные признаки из вышеназванной
совокупности, которые одновременно отвечают следующим
требованиям: они особенно значимы для решения определенных в
общей программе исследования задач и гипотез, выражают те
операционалистские понятия, которые определены в программе и
имеют количественный характер, т.е. могут быть замерены;
* наблюдаемые ситуации, т.е. те, при которых могут проявиться
категории наблюдения;
* условия наблюдения, т.е. те требования к ситуации, при наличии
которых наблюдение производить можно (или нельзя);
* единицы наблюдения, то есть, те акты поведения наблюдаемых, в
которых проявляются категории наблюдения в оговоренных ситуациях
при определенных условиях.
3. подготовить инструментарий наблюдения:
. дневник наблюдения, где будут фиксироваться его результаты в
закодированной или общепонятной форме, а также действия
наблюдателя и реакции наблюдаемых;
. карточки для регистрации единиц наблюдения в строго
формализованном и закодированном виде (этих карточек должно
быть ровно столько, сколько единиц наблюдения);
. протокол наблюдения – методический документ, обобщающий данные
всех карточек и содержащий, как минимум, три оценочных
показателя;
. классификатор контент-анализа дневниковых и протокольных
записей;
. аудиовизуальные технические средства фиксации единиц
наблюдения;
. программу обработки данных наблюдения.
4. пропилотировать (апробировать) инструментарий, внести в него, если это
потребуются, должные коррективы, размножить его в необходимом
количестве экземпляров.
5. составить план и/или сетевой график выполнения наблюдения (кто, где,
когда его проводит).
6. разработать инструкцию наблюдателям, провести их обучение и
инструктаж.
7. осуществить комплекс операций непосредственного наблюдения в полном
соответствии с вышеозначенными требованиями и рекомендациями, которые
последуют ниже.
Таким образом, мы можем сделать вывод, что научное наблюдение
отличается от обычного рядом черт: во-первых, оно подчинено ясной
исследовательской цели и чётко сформулированным задачам; во-вторых, научное
наблюдение планируется по заранее обдуманной процедуре и т.д.
Надёжность (достоверность и устойчивость) данных может быть
повышена, если выполнять следующие правила:
- максимально дробно классифицировать элементы событий, подлежащих
наблюдению, пользуясь чёткими индикаторами. Их надёжность
проверяется в пробных наблюдениях, где несколько наблюдателей
регистрируют по единой инструкции одни и те же события,
происходящие на объекте, аналогичном тому, который будет
изучаться.
- один и тот же объект следует наблюдать в разных ситуациях
(нормальных и стрессовых, стандартных и конфликтных), что
позволяет увидеть его с разных сторон.
- исключительно важно следить за тем, чтобы описание событий не
смешивалось с их представлением. Поэтому в протоколе следует иметь
специальные графы для записи фактуальных данных и для их
истолкования.
Основное наблюдение может осуществляться несколькими лицами, что
тоже будет способствовать повышению устойчивости данных наблюдения, в силу
того, что наблюдатели смогут сопоставить свои впечатления, согласовать
оценки, интерпретацию событий, используя единую технику ведения записей.



2.Классификация наблюдений
Наблюдение в социологии классифицируются по различным основаниям:
* По степени формализованности процедуры
* По степени участия наблюдателя в исследовании
* По месту проведения
* По регулярности проведения.
Рассмотрим виды наблюдений более подробно.
Итак, по степени формализованности выделяют неконтролируемое (или
нестандартизованное, бесструктурное) и контролируемое (стандартизованное,
структурное) наблюдения.
При нестандартизированном наблюдении большая часть элементов,
подлежащих регистрации, заранее не определена. Проведение подобного рода
наблюдения требует солидной теоретической подготовки в области социологии,
психологии, социальной психологии и конфликтологии, умения с одинаковым
вниманием следить, как минимум, за 5-7 параметрами ситуации и способности
быстро переключать внимание. То есть, исследователь пользуется лишь общим
принципиальным планом, согласно которому результаты фиксируются в свободной
форме непосредственно в процессе наблюдения или позднее по памяти.
Стандартизированному наблюдению, напротив, свойственны четко
формализованные процедуры и инструменты, а это подразумевает, в свою
очередь, повышенную способность наблюдателя к сосредоточению внимания на
частностях и самоконтролю, а также пунктуальности, исполнительности и
педантизму. В этом случае обязательно наличие предварительно детально
разработанного списка событий, признаков, которые предстоит наблюдать;
определение условий и ситуаций наблюдения; инструкции для наблюдателей;
единообразные кодификаторы для регистрации наблюдаемых явлений.
В зависимости от положения наблюдателя различают соучаствующее (или
включённое) и простое наблюдения. В первом исследователь имитирует
вхождение в социальную среду, адаптируется в ней и анализирует события как
бы «изнутри». Соучаствующее наблюдение, в свою очередь, может быть открытым
и закрытым. Открытому варианту свойственно то, что наблюдаемые знают о
факте нахождения среди них исследователя и имеют представление о целях его
деятельности. Такому наблюдателю потребуется умение быстро и эффективно
налаживать контакты с незнакомыми людьми, общительность,
доброжелательность, тактичность, сдержанность и толерантность (терпимость к
другим людям).
Включенное наблюдение, проводящееся инкогнито (скрыто),
подразумевает, что наблюдаемые не знают о наблюдателе и думают, что он –
один из них. Здесь наблюдателю понадобятся не только вышеназванные
качества, но и артистизм, умение реагировать одновременно на многие
сигналы, быстро систематизировать и надолго (точнее до момента заполнения
соответствующей методической документации) запомнить их, способность не
сбиться с исследовательской позиции под воздействием разнообразных
обстоятельств, сохранять нейтралитет при конфликтах между наблюдаемыми и
многие другие качества, близкие к качествам разведчика.
В простом наблюдении наблюдатель регистрирует события «со стороны».
Идеальный наблюдатель невключенного наблюдения старается быть невидимкой.
Поскольку этот идеал недостижим, наблюдателю надлежит вести себя так, чтобы
на него обращали как можно меньше внимания, дабы уменьшить помехи, вносимые
им в наблюдаемое явление. Ему противопоказана яркая (броская) одежда,
экстравагантность манер поведения, излишняя демонстрация своей
заинтересованности изучаемыми событиями. Он должен иметь устойчивую
психику, флегматичный темперамент, способность сохранять самообладание при
резких изменениях ситуации, терпение и устойчивость в сохранении своей
позиции стороннего наблюдателя.
По условиям организации наблюдения делятся на полевые (наблюдения в
естественных условиях) и лабороторные (в экспериментальной ситуации). Эти
разновидности наблюдения также предъявляют специфические требования к
профессиональным знаниям и умениям, а также личностным качествам социолога:
в лабораторных наблюдениях, проводимых в искусственно созданных условиях,
повышается значимость умения исследователя регулировать эти условия и
контролировать их влияние на наблюдаемых, а также таких черт, как
принципиальность и аккуратность, техническая грамотность (в связи с
использованием аудиовизуальных средств наблюдения). В полевых наблюдениях,
осуществляемых в обычной социальной жизни и дающих более объективную
информацию, особую роль играют знания смыслов невербальных реакций людей
(улыбок, жестов), оперативная память, аналитичность мышления наблюдателя,
его способность отграничивать друг от друга отдельные признаки изучаемого
объекта, распределять свое внимание на все эти признаки и переключать его
на один из них.
Существуют также систематические, эпизодические и случайные
наблюдения (последние два иногда объединяют понятием несистематические).
Случайные, не предусмотренные исследовательской программой,
наблюдения, при которых единицы наблюдения жестко не регламентированы,
могут стать эвристически ценными лишь при условии развитости теоретического
мышления, научного воображения и интуиции социолога.
Однако эти качества не являются обязательными при систематическом
наблюдении, нацеленном на регулярную фиксацию (по строгому графику и в
четко регламентированных методических документах) единиц наблюдения,
определенных не самим наблюдателем, а научным руководителем исследования.
Социологические школы, ориентированные на качественные методы
изучения общества используют метод наблюдения как один из центральных
самостоятельных методов. Одним из классических примеров в социологии
является изучение методом включённого наблюдения жизни бродяг Чикаго Н.
Андерсона. История знает и немало других исследований подобного рода: это
работа Трашера по изучению городских банд (Чикаго, 1928). Одним из
относительно недавних примеров подобного подхода служит исследование
профессора социологии университета Калифорнии в Беркли М. Борового, который
в течение нескольких лет работал в разных странах (в том числе в России)
рабочим на заводах.
Обратимся к одному из классических примеров использования
включённого наблюдения для сбора основной информации: работе Уильяма Уайта
(1936 – 1939гг.), который и ввёл этот метод наблюдения в научную практику.

Будучи сотрудником Гарвардского университета, Уайт поселился в
трущобах одного из американских городов, чтобы изучить образ жизни
итальянских эмигрантов, населяющих этот район (он дал ему название
Корневиль). Уайта интересовали обычаи эмигрантов, оказывающихся в условиях
чужой культуры, их ориентации, взаимоотношения. Район Клорневиля был
известен как опасное для чужака итальянское гетто, полное подозрительных
банд. Уайт вошёл в местную общину, сказавшись студентом-историком, который
намерен описать возникновение Корневиля. Исследователь изучил этот особый
жаргон итальянского языка, которым пользовались в общине. Три года он
провёл бок о бок с этими людьми, подружился с руководителями двух
соперничавших групп рэкетиров, научился местным обычаям, играм в карты и
катанию шаров. 18 месяцев он прожил в одной эмигрантской семье, так что был
окончательно принят как свой человек. Вначале он вёл регистрацию
впечатлений тайком, но по мере завоевания доверия не стеснялся делать
записи в самой, казалось бы, не подходящей для этого обстановке; все
привыкли видеть его с блокнотом в руках.



3.Достоинства и недостатки метода наблюдения.

Метод наблюдения, как и все другие, имеет ряд достоинств и
недостатков.
Главным преимуществом этого метода можно назвать непосредственную
связь исследователя с объектом его изучения. Кроме того, очень важным
является отсутствие опосредствующих звеньев и оперативность получения
информации. Именно этот метод даёт возможность уловить детали данного
явления, его многогранность. Гибкость метода – ещё одно качество, имеющее
немаловажное значение при изучении социальных явлений. И, наконец,
относительная дешевизна – важный атрибут, присущий этому методу. Однако,
все эти достоинства не исключают и ряда недостатков.
Наблюдатель вольно или невольно влияет на изучаемый процесс, вносит
в него что-то такое, что не присуще его природе. Оперативность же
оборачивается локальностью, ограниченностью изучаемой ситуации,
неспособностью охватить совокупность всех признаков познаваемого явления.
Иначе говоря, этот метод весьма субъективен, личностные качества
наблюдателя неизбежно сказываются на его результатах. Поэтому, во-первых,
последние подлежат обязательной перепроверке другими методами, во-вторых, к
поведению наблюдателей предъявляются особые требования.
Кроме того, данный метод редко может быть применён к наблюдению
больших совокупностей и большого количества событий.
Если мы обратимся к анализу включённых наблюдений, то их
преимущества будут очевидны: они дают наиболее яркие, непосредственные
впечатления о среде, помогают лучше понять поступки людей и действия
социальных общностей. Но с этим же связаны и основные недостатки такого
способа. Исследователь может потерять способность объективно оценивать
ситуацию, как бы внутренне переходя на позиции тех, кого он изучает,
слишком «вживается» в свою роль соучастника событий. На эти недостатки
обращали внимание и Уайт, и польский социолог К. Доктур, и другие авторы.
Итогом включённого наблюдения нередко является эссе, а не строго научный
трактат.
Однако, не следует забывать и о нравственной проблеме включённого
наблюдения: насколько вообще этично, маскируясь под рядового участника
какой-то общности людей, в действительности исследовать их?
Нравственный долг социолога, как и врача, - «не вредить» своими
действиями, но, напротив, активно помогать обществу решать возникающие
проблемы. Если так и только так он понимает свою позицию, он всегда найдёт
нужную форму осуществления наблюдения и займёт правильную нравственную
позицию, будь то в качестве «стороннего» или в качестве включённого в гущу
событий наблюдателя.
Тем не менее, неточность результатов, полученных методом наблюдения,
можно минимизировать, постаравшись избежать распространенных просчетов в
его применении, таких как:
o Недостаточная продуманность программы наблюдения, нечеткое
определение категорий наблюдения
o Отсутствие органической связи категории наблюдения с
гипотезами исследования
o Аморфная формулировка условий наблюдения, что
предопределяет трудности регистрации единиц наблюдения
o Преждевременное начало массовых наблюдений, то есть до
того, как будет подготовлен весь инструментарий
o Отсутствие должной апробации инструментария
o Не соответствие профессиональной подготовки и личностных
качеств наблюдателя тому набору функций, который им реально
придется выполнять
o Не соответствие кодировки карточек наблюдения программе
обработки данных
o Отсутствие классификатора контент-анализа дневников
наблюдателей.
o И др.



Заключение
Люди обращались к наблюдению как одному из важнейших источников
социальной информации, непосредственно воспринимающей и прямо
регистрирующей все факты об объекте и значимости, с точки зрения целей.
Самостоятельную роль метод наблюдения играет при изучении уникальных
и быстротечных явлений общественной жизни и при монографическом
исследовании отдельных локальных объектов. В некоторых ситуациях, таких как
катастрофы (вспомним, например, землетрясение в Спитаке в Армении), сильное
нагнетание страстей в обществе или военное противостояние (например,
межнациональные конфликты в Нагорном Карабахе, Абхазии, Чечне, Косово в
Югославии, штурм Белого дома в Москве), наблюдение становится чуть ли не
единственным возможном подходом к изучению социальной реальности.



Список литературы

1. Андрущенко В. П., Волович В. И., Головченко Г. Т., Горлач Н. И.,
Заздравнова О. И. и др. Социология. Учебное пособие для студентов
ВУЗов. – Харьков, 1996.
2. Гречихин В.Г. Лекции по методике технике социологических
исследований: Учебное пособие. М.: МГУ, 1998.
3. Дружинин Н.К. Выборочное наблюдение и эксперимент. М.: Статистика,
1977.
4. Здравомыслов А.Г. Методология и процедура социологического
исследования. М.: Мысль,1969.
5. Осипов Г. В. Социология. Основы общей теории: Учебн. для ВУЗов. –
М.: Изд- во НОРМА, 2002.
6. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. Описание,
объяснение, понимание социальной реальности. – М.: Добросвет, 2000.
7. Как провести социологическое исследование. М., 1990
8. Методы сбора информации в социологических исследованиях. –М.:
Наука, 1994.
9. Рабочая книга социолога. М.: Мысль, 1983.







Новинки рефератов ::

Реферат: Наследственность и среда (Биология)


Реферат: Расчёт балочной клетки усложнённого типа (Строительство)


Реферат: Новгородская феодальная республика (История)


Реферат: Влияние инфляции на бух учет в отечественной и зарубежной практике (Бухгалтерский учет)


Реферат: Социология (Социология)


Реферат: Билеты по математическому анализу (Математика)


Реферат: Несанкционированный доступ к терминалам серверов с операционными системами семейства UNIX. На примере octopus.stu.lipetsk.ru (Компьютеры)


Реферат: Правовое регулирование использования земель сельскохозяйственного назначения (Украина) (Государство и право)


Реферат: Распространение радиоволн (Физика)


Реферат: КПРФ (История)


Реферат: Взаимосвязь предварительного и судебного следствия (Уголовное право и процесс)


Реферат: Минеральный состав организма (Химия)


Реферат: Понятие и виды преступлений (Уголовное право и процесс)


Реферат: Определение характеристик оптимального обнаружения сигналов (Радиоэлектроника)


Реферат: Безналичный денежный оборот (Деньги и кредит)


Реферат: Мутации (Биология)


Реферат: Революция 1905 года (История)


Реферат: Бухгалтерский учет (Шпаргалка) (Бухгалтерский учет)


Реферат: Разработка нового товара (Маркетинг)


Реферат: История развития секретарского дела (Делопроизводство)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист