GeoSELECT.ru



Культурология / Реферат: Н.А. Бердяев о характере русского народа (Культурология)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Н.А. Бердяев о характере русского народа (Культурология)



Н.А. Бердяев
о характере русского народа.



Николай Александрович Бердяев — один из самых известных русских
философов XX века. Учился в Киевском университете. За участие в «Союзе
борьбы за освобождение рабочего класса» был исключен сослан в Вологду.
Вскоре отошел от марксизма. В начале XX столетия принимает активное участие
в духовно-общественном движении, получившем название «русский религиозный и
культурный ренессанс». Участвовал в программных сборниках «Проблемы
идеализма» (1902), «Вехи» (1909), «Из глубины» (1918), ставших, по общему
признанию, манифестами русского идеализма. После Октября был профессором
Московского университета, основал Вольную академию духовной культуры. В
1921 году выслан из СССР; жил в Берлине, затем в Париже. Здесь им были
написаны книги, принесшие ему мировую известность.
Философия Бердяева впитала в себя множество самых разнообразных
источников. В различные периоды, его вдохновляли Кант, Маркс, Беме,
Шопенгауэр, Ницше. Из русских мыслителей на него заметное влияние оказали
Михайловский, Хомяков, Достоевский, Соловьев, Несмелое, Розанов и другие.
Проблемы России, русской мысли в творчестве Бердяева занимают центральное
место. Одна из последних, итоговых книг «Русская идея» (1946) — посвящена
анализу интеллектуальной истории России. Исследованием русской идеи Бердяев
начал заниматься еще в годы первой мировой войны. В 1915 году он
опубликовал очерк «Душа России», а затем серию статей, составивших книгу
«Судьба России» (1918).
Суждения Бердяева о России, русском народе, русской душе неповторимы,
свободны и широки. В них нет строгой последовательности и терминологической
точности, зато присутствуют яркая образность и аллегоричность, обилие
афоризмов и исторических параллелей, контрасты и парадоксы. Русская душа,
пишет он, представляет собой сочетание разнородных сущностных начал:
«неисчислимого количества тезисов и антитезисов» - свободы и
порабощенности, революционности и консерватизма, новаторства и инертности,
предприимчивости и лени.
Труды Бердяева содержат критику социалистического пути переустройства
России. Вместе с тем за рубежом он выступал как патриот, видный
представитель русской культуры, противник различных форм русофобии. Наряду
с В.Зеньковским, Г.Федотовым и С.Франком впервые познакомил Запад с
историей русской философии, способствовал восприятию русской культуры как
явления, имеющего мировое значение.
Н.А.Бердяева и поныне считают одним из властителей дум XX века. Чему
же конкретно обязан своей известностью этот философ? Он не аналитик, не
исследователь. Он, конечно, автор оригинальных концепций: о богоподобных
возможностях человека-творца, о «ничто» как подоснове мира, не входящей в
божественную компетенцию, и т. п. Но, думается, не в этом дело. А в том,
что Бердяев — мыслитель, не устававший возвещать о драгоценной человеческой
личности и пророчествовать о ее судьбе.
Ответственный, озабоченный состоянием мира, взгляд Бердяева
формулировался в ответ на вызов времени. Большинство его пророчеств,
рождавшихся как будто от соударений с духовными реальностями и, как молнии,
озарявших будущее, до сих пор остаются в силе, о чем ясно говорит и
предлагаемая ниже подборка текстов Бердяева.

«Мировая война остро ставит вопрос о русском национальном
самосознании. Русская национальная мысль чувствует потребность разгадать
загадку России, понять идею России, определить ее место в мире. Все
чувствуют в нынешний мировой день, что Россия стоит перед великими мировыми
задачами. Но это глубокое чувство сопровождается сознанием
неопределенности, почти неопределимости этих задач. С давних времен было
предчувствие, что Россия предназначена чему-то великому, что Россия —
особенная страна, не похожая ни на какую страну мира. Русская национальная
мысль питалась чувством богоизбранности и богоносности России. Идет это от
старой идеи Москвы как Третьего Рима, через славянофильство -к
Достоевскому, Соловьеву и к современным неославянофилам. К идеям этого
порядка прилипло много фальши и лжи, но отразилось в них и что-то и
подлинно народное, подлинно русское. Не может человек всю жизнь чувствовать
какое-то особенное и великое призвание и остро сознавать его в периоды
наибольшего духовного подъема, если человек этот ни к чему значительному не
призван и не предназначен. Это биологически невозможно. Невозможно это и в
жизни целого народа.
Россия не играла еще определяющей роли в мировой жизни, она не вошла
еще по-настоящему в жизнь европейского человечества. Великая Россия все еще
оставалась уединенной провинцией в жизни мировой и европейской, ее духовная
жизнь была обособлена и замкнута. Россия все еще не знает мир, искаженно
воспринимает ее образ и ложно и поверхностно о нем судит. Духовные силы
России не стали еще имманентны культурной жизни европейского человечества.
Для западного культурного человечества Россия все еще остается каким-то
чуждым Востоком, то притягивающим своей тайной, то отталкивающим своим
варварством. Даже Толстой и Достоевский привлекают западного культурного
человека, как экзотическая пища, непривычно для него острая. Многих на
Западе влечет к себе таинственная глубина русского Востока. Свет с Востока
видели лишь немногие избранные индивидуальности. Русское государство давно
уже признано великой державой, с которой должны считаться все государства
мира и которая играет видную роль в международной политике. Но духовная
культура России, то ядро жизни, по отношению к которому сама
государственность есть лишь поверхностная оболочка и орудие, не занимает
еще великодержавного положения в мире. Дух России не может еще диктовать
народам тех условий, которые может диктовать русская дипломатия. Славянская
раса не заняла еще в мире того положения, которое заняла раса латинская или
германская. Вот что должно в корне измениться после нынешней великой войны,
которая являет собой совершенно небывалое историческое сплетение восточного
и западного человечества. Творческий дух России займет, наконец,
великодержавное положение в духовном мировом концерте. То, что совершалось
в недрах русского духа, перестанет уже быть провинциальным, отдельным и
замкнутым, станет мировым и общечеловеческим, не восточным только, но и не
западным. Для этого давно уже созрели потенциальные духовные силы России.
Но осуществление мировых задач России не может быть предоставлено
произволу стихийных сил истории. Необходимы творческие усилия национального
разума и национальной воли. И если народы Запада принуждены будут, наконец,
увидеть единственный лик России и признать ее призвание, то остается все
еще неясным, сознаем ли мы сами, что есть Россия и к чему она призвана? Для
нас самих Россия остается неразгаданной тайной. Россия — противоречива,
антиномична. Душа России не покрывается никакими доктринами. Тютчев сказал
про свою Россию:
Умом России не понять,
Аршином общим не измерить:
У ней особенная стать —
В Россию можно только верить.
И поистине можно сказать, что Россия непостижима для ума и неизмерима
никакими аршинами доктрин и учений...
Россия — самая безгосударственная, самая анархическая страна в мире. И
русский народ — самый аполитический народ, никогда не умевший устраивать
свою землю. Все подлинно русские, национальные писатели, мыслители,
публицисты — все были безгосударственниками, своеобразными анархистами.
Анархизм — явление русского духа, он по-разному был присущ и нашим крайним
левым, и нашим крайним правым. И русские либералы были скорее гуманистами,
чем государственниками. Никто не хотел власти, все боялись власти, как
нечистоты. Русская душа хочет священной власти, богоизбранной власти.
Природа русского народа сознается, как аскетическая, отрекающаяся от земных
дел и земных благ...
В основе русской истории лежит знаменательная легенда о призвании
варяг-иностранцев для управления русской землей, так как «земля наша велика
и обильна, но порядка в ней нет». Как характерно это для роковой
неспособности и нежелания русского народа самому устраивать порядок в своей
земле! Русский народ как будто бы хочет не столько свободного государства,
свободы в государстве, сколько свободы от государства, свободы от забот о
земном устройстве. Русский народ не хочет быть мужественным строителем, его
природа определяется как женственная, пассивная и покорная в делах
государственных, он всегда ждет жениха, мужа, властелина. Россия - земля
покорная, женственная. Пассивная, рецептивная женственность в отношении к
государственной власти — так характерна для русского народа и для русской
истории. Нет пределов смиренному терпению многострадального русского
народа. Государственная власть всегда была внешним, а не внутренним
принципом для безгосударственного русского народа; она не из него
созидалась, а приходила как бы извне, как жених приходит к невесте. И
потому так часто власть производила впечатление иноземной, какого-то
немецкого владычества. Русские радикалы и русские консерваторы одинаково
думали, что государство — это «они», а не «мы». Очень характерно, что в
русской истории не было рыцарства, этого мужественного начала. С этим
связано недостаточное развитие личного начала в русской жизни. Русский
народ всегда любил жить в тепле коллектива, в какой-то растворенности в
стихии земли, в лоне матери. Рыцарство кует чувство личного достоинства и
чести, создает закал личности. Этого личного закала не создавала русская
история. В русском человеке есть мягкотелость, в русском лице нет
вырезанного и выточенного профиля.
Русский народ создал могущественнейшее в мире государство, величайшую
империю. С Ивана Калиты последовательно и упорно собиралась Россия и
достигла размеров, потрясающих воображение всех народов мира. Силы народа,
о котором не без основания думают, что он устремлен к внутренней духовной
жизни, отдаются колоссу государственности, превращающему всё в свое орудие.
Интересы созидания, поддержания и охранения огромного государства занимают
совершенно исключительное и подавляющее место в русской истории. Почти не
оставалось сил у русского народа для свободной творческой жизни, вся кровь
шла на укрепление и защиту государства. Классы и сословия слабо были
развиты и не играли той роли, какую играли в истории западных стран.
Личность была придавлена огромными размерами государства, предъявлявшего
непосильные требования. Бюрократия развилась до размеров чудовищных.
Русская государственность занимала положение сторожевое и оборонительное.
Она выковывалась в борьбе с татарщиной, в смутную эпоху, в иноземные
нашествия. И она превратилась в самодовлеющее отвлеченное начало; она живет
своей собственной жизнью, по своему закону, не хочет быть подчиненной
функцией народной жизни. Эта особенность русской истории наложила на
русскую жизнь печать безрадостности и придавленности. Невозможна была
свободная игра творческих сил человека. Власть бюрократии в русской жизни
была внутренним нашествием неметчины. Неметчина как-то органически вошла в
русскую государственность и владела женственной и пассивной русской
стихией. Земля русская не того приняла за своего суженого, ошиблась в
женихе. Великие жертвы понес русский народ для создания русского
государства, много крови пролил, но сам остался безвластным в своем
необъятном государстве. Чужд русскому народу империализм в западном и
буржуазном смысле слова, но он покорно отдавал свои силы на создание
империализма, в котором сердце его не было заинтересовано. Здесь скрыта
тайна русской истории и русской души. Никакая философия истории,
славянофильская или западническая, не разгадала еще, почему самый
безгосударственный народ создал такую огромную и могущественную
государственность, почему самый анархический народ так покорен бюрократии,
почему свободный духом народ как будто бы не хочет свободной жизни? Эта
тайна связана с особенным соотношением женственного и мужественного начала
в русском народном характере...»

После этих слов не кажется странным и алогичным соединение имени
Бердяева и феномена перестройки. Между тем перестройка, проходящая, точнее
пытающаяся проходить под знаком духовного возрождения, естественно, вызвала
интерес к именам русских философов, незаслуженно забытых. К их числу
относится и Н.А. Бердяев. Он был патриотом России и его глубоко волновала
ее судьба. Живя в переломное время, Бердяев много размышлял над прошлым,
настоящим и будущим Родины, выдвигал идеи ее преобразования и даже
употреблял при этом термин «перестройка». Его мысли о политическом
обновлении России глубоки и некоторые из них могут использоваться в
сегодняшней жизни нашего общества.
Идейное наследие Бердяева противоречиво. С одной стороны, он
оригинальный философ. Его конструктивно-творческие суждения, раздумья и
выводы представляются ныне злободневными. С другой стороны, мыслитель
выступает как критик марксизма и социалистической революции. И та и другая
позиции Бердяева находят своих сторонников. Вот почему, читая его труды,
так и хочется сказать, что Бердяев среди участников перестройки, причем
одновременно по ту и другую стороны развернувшейся борьбы. Каждый участник
перестройки по-своему читает Бердяева, осмысливает его суждения и выводы, а
затем преломляет их с учетом современного этапа перестройки в своей
практической деятельности. Следовательно, идейное наследие Бердяева и,
прежде всего его социальная философия, может рассматриваться как духовная
почва для творческих поисков решения проблем, вставших перед нами сегодня.

Революционный пафос нашей перестройки в значительной степени связан с
отрицательным отношением к советскому прошлому. Перефразируя Бердяева можно
сказать, что в перестройке слишком сильна зависимость от прошлого,
влюбленная ненависть к прошлому. Сегодня мы все более приходим к выводу,
что не ненависть, а консолидация и любовь обеспечат успех перестройки.
«Что такое русский народ, что такое народ? Народ не есть какой-нибудь
класс, какая-нибудь социальная группа, не есть крестьянство или рабочий
класс. В народ входят все русские люди, все классы и все группы. Народ есть
великое целое, существующее тысячелетие в истории, в нем соединяется
далекое историческое прошлое с далеким историческим будущим. Нельзя
произвольно называть народом то, что мне захочется в сегодняшний день
истории, и поставить определение народа в зависимость от классовой борьбы
этого сегодняшнего дня, от того соотношения социальных классов, которое
существует в настоящее. Народ глубже того, что происходит сегодня, глубже
всех преходящих классов с их противоположными интересами. И для того, чтобы
узнать лицо русского народа и судьбу этого народа в истории, нужно
присмотреться не к крестьянину и помещику, не к рабочему и промышленнику,
не к купцу и интеллигенту, а к скрытому в них русскому человеку, к душе
его, которая глубже всех этих внешних социальных оболочек. Эта душа
русского человека, душа целого народа нашла себе выражение в великой
русской литературе, у Пушкина и Гоголя, у Толстого и Достоевского. И ни
один русский человек, к какому бы классу он ни принадлежал, не может быть
исключен из русского наряда.
Дворянин, буржуа и интеллигент так же принадлежит к русскому народу,
составляет такую же неотъемлемую его часть, как и крестьянин, и рабочий
Существует русский народ, существует Россия, а не только класс рабочих или
промышленников, крестьян или помещиков. Существуют интересы всей России,
всего русского государства, интересы великого целого, а не только интересы
отдельных классов и отдельных людей. И еще нужно помнить, что само
существование и благополучие каждого русского человека и каждого класса
зависит от существования и благополучия всей России, от ее силы и величия.
Россия - мать, питающая своих сынов. Русские рабочие и крестьяне могут
вести лишь национальное существование, в материнском лоне. Если бы было
уничтожено русское государство и ослаблена русская промышленность, то
уничтожены и ослаблены были бы все русские, все классы, все крестьяне и
рабочие. Ни один русский гражданин не может поставить своего существования
вне России,— он может существовать лишь в ней и через нее. Только раб
способен легко отречься от своей родины и предать ее».

Н.А.Бердяевым были высказаны также интересные суждения об исторической
необходимости нового общества, о социально-экономической системе
коммунизма, в котором якобы предстояло жить русскому народу. Но при этом
русский мыслитель отрицательно относился к буржуазному принципу
хозяйствования, который ныне усиленно рекламируется кое-кем как панацея от
всех наших бед. Бердяев отрицательно оценивал и частную собственность,
выступал за общественную, общинную и другие коллективные формы
собственности, а также за личную трудовую собственность. По его мнению,
западные понятия о собственности чужды русскому народу, считавшего землю
божьей. Сегодня, когда в стране решается вопрос о земле, собственности,
суждения такого авторитета в понимании русской души, как Бердяев, важны
практически. Нам следует поразмыслить над ними, решать вопросы о земельной
и другой собственности без излишней торопливости, на основании свободного
волеизъявления непосредственно самого народа путем референдума.
Отвергая критику буржуазной политэкономии коммунистического принципа
как утопического, Бердяев делает вывод, что экономический человек преходящ,
что вполне возможна новая мотивация труда, более соответствующая
достоинству человека. Это не может быть лишь проблемой организации
общества. Главное здесь воспитание нового человека. Нельзя создать нового
человека и новое общество, объявив хозяйственную жизнь обязательным делом
чиновников государства. Коммунизм в той форме, в какой он сложился в
России, есть, по Бердяеву, крайний этатизм, а советское государство —
тоталитарное государство.
Созвучны идеям перестройки и суждения Бердяева о плюралистической
социальной системе. Он говорил, что свободе человеческого духа
соответствует не монистическая, а плюралистическая социальная система, ибо
первая ведет к тирании и угнетению личности. В политике Бердяев выступал за
многопартийность, высказывался за образование новой партии, которая была бы
левее кадетов по своей связи с народными массами, с историческим прошлым
России, с почитанием ее заветов и основ.
Процессы демократизации выдвинули на передний план в формировании
общественного сознания повышение общей и политической культуры, сделали
злободневными проблемы соотношения слов и реальности в общественных
отношениях, демократии и личности, отвлеченности, абсолютности и
относительности в политике.
«Русский народ — единый великий народ, а не механическая смесь
разрозненных частей, преследующих лишь свои интересы. Русский народ имеет
свое лицо в мире, не похожее ни на один народ, свою историю, свое великое
просимое и великое будущее, имеет задачи, выпавшие на его долю. И русский
народ должен отстаивать себя как целое, защищать свое место в мире, свое
дело в мире. У всякого здорового, жизнеспособного, свободного человека это
чувство сильнее, чем классовый интерес, чем классовая рознь. Это великое
чувство национального единства и национального призвания есть у французов,
у англичан, у немцев. Если бы оно совсем исчезло у русских, то Россия
перестала бы существовать и русский народ рассыпался бы, как пыль. Сейчас
происходит в России болезненный и мучительный переход к новому
национальному сознанию и новому свободному патриотизму. Старое умерло,
новое же еще не родилось. Революцию совершил весь русский народ, как
великое целое, а не тот или иной класс, совершил из чувства самосохранения
и из порыва к новой, свободной жизни. И переход к демократии есть переход к
самоуправлению целого народа, независимо от принадлежности к тому или иному
классу. Демократия есть гражданская и политическая зрелость целого народа.
Демократию нельзя противопоставлять буржуазии, как это у нас теперь делают
по невежеству. Демократия означает верховную власть всего народа, и в нее
входит каждый русский гражданин, права которого должны быть обеспечены в
равной степени с правом всех остальных граждан. Демократию нельзя понимать
как господство рабочего класса или крестьянства. Диктатура пролетариата
была бы насилием меньшинства над большинством, и она по существу враждебна
демократии, антидемократична, она посягает на суверенитет народа,
устраивает против него заговор. Свободный народ не может потерпеть
диктатуры какого-нибудь класса.
Переход целого народа, так долго жившего в рабстве, к
демократической форме государственности прежде всего ставит задачу
воспитания народа, роста сознания, просвещения и культуры в массе народной,
духовного возрождения тех человеческих душ, из которых состоит народ. Если
народ в массе своей состоит из рабьих душ, полных рабьих склонностей к
насилию, неуважению к человеческому достоинству, к свободе и правам
личности, то он еще неподготовлен и неспособен к демократии и ему грозит
неизбежное восстановление деспотизма, возвращение к какой-нибудь форме
цезаризма. Насилия, совершаемые незрелой революционной демократией, всегда
готовят тиранию. Насилующий будет изнасилован, это — закон природы. Вот
почему задача воспитания и просвещения массы русского наряда есть основная
задача, поставленная превращением России в демократическое государство.
Демократия может быть лишь особого рода культурой человеческого духа,
или она будет худшим из рабств, худшей из деспотий. Лишь свободные,
управляющие собой души способны создать свободное демократическое
государство.
Народ тогда только достоин наименования свободного народа и граждански
зрелого народа, когда он сознает свое национальной единство и целость как
внутри своего собственного государства, так и во вне, перед другими
народами и государствами. Когда народ распадается на части внутри и не
хочет защищать своей целости и своего достоинства во вне, он возвращается к
рабскому состоянию, он не готов для Свободы. Вот почему отношение к
единству государственный власти в России и к войне есть испытание зрелости
русского народа для новой, свободной жизни.
Русский народ в нынешний грозный и ответственный час своей истории
должен сознать свое нравственное, государственное и культурное единство,
свою нерушимую целость перед теми дробными частями, классами, областями и
народностями, из которых состоит русское государство, и перед теми народами
и государствами, из которых состоит человечество. Этому сознанию целости и
единства должна быть подчинена социальная борьба классов. Народ должен
поскорее определить свое свободно-гражданское отношение к единству своего
государства и к войне. Время не терпит. Каждый день стихийного нарастания
анархии и разложения влечет Россию в бездну и готовит ей рабство, рабство
чужеземное и рабство у собственных темных сил, которые одинаково есть и с
крайней правой, и с крайней левой стороны.
Государственный порядок и побеждающий всякую анархию, уже в нем самом,
а не вне его, не над ним. Свободный человек тем и отличается от раба, что
он умеет собой управлять, в то время как раб умеет лишь покоряться или
бунтовать. Бунт из долгого исторического рабства и переходит к жизни
вольной, к народовластию и народоправству. Велико было долготерпение
русского народа, и оно внушало иностранцам мысль, что русский народ — раб в
душе. И вот теперь русский народ должен показать всему миру, что он
поистине свободный народ. После происшедшего великого переворота русский
человек должен сам собой управлять. Источник власти, поддерживающий
государственный порядок и побеждающий всякую анархию, уже в нем самом, а не
вне его, не над ним. Свободный человек тем и отличается от раба, что он
умеет собой управлять, в то время как раб умеет лишь покоряться или
бунтовать. Бунт есть лишь обратная сторона рабства. Свободный может сделать
революцию, но не может бунтовать, ибо свободный только на себя возлагает
ответственность за судьбу своего государства и своего отечества. И только
те, которые остаются рабами в душе, могут относиться к своему государству и
своему отечеству, как к чужому, навязанному им, враждебному.
Народ достоин гражданской зрелости, когда он научается управлять
собой. Свобода и есть прежде всего способность к самоуправлению. Управлять
другими, управлять целой страной могут лишь те, которые научились управлять
собой, своими мыслями и чувствами, своей собственной стихией. Лишь те могут
установить порядок в стране, которые установили порядок внутри себя,
привели в порядок собственную волю и направили ее к высшей цели.
Но целью, во имя которой русский человек должен научиться управлять
собой и управлять другими, не может быть корыстный интерес отдельных людей
или классов. Такой целью может быть лишь благо целого, благо России, благо
всего народа, подъем народа до более высокой жизни в правде и истине.
Свобода не означает произвола, не означает, что каждый может делать, что
ему в голову взбредет,— свобода предполагает уважение ко всякой
человеческой личности, признание ее неотъемлемых прав, бережное отношение к
собственной и чужой человеческой душе Те, у кого анархия внутри, анархия в
мыслях, воле и чувствах, ничего, кроме анархии, не могут создать в стране,
в государстве, в жизни всего народа. Тогда часть восстает на целое, каждое
стремится к своим частным, личным или групповым интересам, не считаясь с
интересами России, с благом всего русского народа. Свобода невозможна без
дисциплины без самообуздания и самоограничения, без подчинения себя той
истине, которая и делает человека свободным.
В Евангелии сказано: «И познаете истину, и истина сделает вас
свободными». И целый народ делается свободен лишь тогда, когда он познает
истину и служит ей.
Потеря всякой дисциплины в народе, всякой способности к самоуправлению
и самоограничению, к подчинению себя высшим целям превращает народ в стадо
диких зверей и возвращает его к рабству первобытных времен. Неумение
управлять собой, ограничивать свои интересы и подчинять их целому есть знак
рабского состояния и ведет к разделению России, к превращению ее в
бесформенную кучу рассыпающегося песка. Каждый тащит себе то, что ему
нужно, и от этого расхищения перестает существовать русский народ как
великое целое.
Свободный никого не насилует, ни у кого ничего не похищает, он всем
дарует свободу, всем обеспечивает их права. Кто совершает насилия, тот еще
раб. Народ может осуществлять свои цели, реализовать все свои силы лишь в
государстве; не защищенный собственным государством, он попадает в рабство
к другим народам. Но государство не может быть сыпучим песком, оно должно
быть кристаллом, имеющим строгие очертания и границы. Создание, охранение и
развитие государства требует от народа закала характера, твердости народной
воли. Бесхарактерность народа подвергает опасности существование его
государства и грозит народу рабством.
Русский народ вступает в новый период своего исторического
существования, он переходит к форме государственности, именуемой
демократией. Демократия же основана на самоуправлении народа, на высоких
качествах народного характера. Народ, в котором обнаружится рабский дух,
который не захочет управлять собой и будет склонен к насилиям, такой народ
не способен к демократии, не созрел до нее.
Еще Монтескье учил, что демократия основана на доблести, на любви к
общему делу. Если этой доблести нет в душе народа, если нет любви к общему
делу, то демократия вырождается в деспотию. И русский народ ныне держит
экзамен на демократию, история испытывает его «доблесть», его гражданскую
зрелость".

Прав философ, когда пишет, что слова имеют огромную власть над нашей
жизнью. В этом мы ежедневно убеждаемся. Как в 1917 году, так и сегодня,
восемьдесят лет спустя, мы произносим, слушаем и читаем слова, часто не
отдавая себе отчета в их реальном содержании, принимаем слова на веру,
выдаем им безграничный кредит. В общественной жизни условная, но ставшая
привычной фразеология приобретает порой почти власть. Характерной чертой
нашей жизни стали ярлыки-слова. Они еще в большей степени, чем во времена
Бердяева, выступают самостоятельной общественной силой.
«У нас, — отмечал он, — часто убивают людей посредством приклеивания
ярлыков «реакционер», «оппортунист» и т. п., хотя, может быть, за этим
скрывается сложное и оригинальное явление, неопределимое обычными. В другом
лагере убивают при помощи слов противоположных. И все боятся слов и
ярлыков».
Мы и сегодня загипнотизированы словами и почти не можем мыслить вне
этих ярлыков. А ведь как правильно подметил Бердяев, реальный вес этих слов
невелик и реальное их содержание все более и более испаряется.
Бердяев приводит пример, который в переработанном варианте можно
отнести и к характеристике некоторых наших народных депутатов,
разглагольствующих на съездах и сессиях Советов всех уровней.
Говоря о России, Бердяев отмечал, что многие думают: «Главная беда
России в том, что русское общество недостаточно либерально или радикально,
ожидая многого от поворота общества влево. В действительности же главная
беда в «плохой общественной клетке», недостатке настоящих людей, которых
история могла бы призвать для реального, подлинно радикального
преобразования страны, в слабости русской воли, недостатке общественного
самовоспитания и самодисциплины. Нашему обществу недостает характера,
способности определяться изнутри. Русского человека слишком легко заедает
«среда», он сильно подвержен эмоциональным реакциям на все внешнее. России
нужна прежде всего радикальная моральная реформа, возрождение самих истоков
жизни".
Читая Бердяева, невольно приходишь к мысли: история как бы
повторяется, как и в первые годы Октября, сегодня «правая» Россия начала
уже разлагаться, когда «левая» не вполне созрела. «Все приходит у нас
слишком поздно. И мы слишком долго находимся в переходном состоянии, в
каком-то междуцарствии».
Но русский мыслитель верил в народ и предсказывал ему великое будущее.
«В глубине клеток народной жизни должно произойти перерождение, идущее
изнутри, и я верю, что оно происходит, что русский народ духовно жив и что
ему предстоит великое будущее. Смутная эпоха пройдет. Пора сбросить внешние
покровы и обнаружить истинную сущность вещей, истинные реальности».
Самоуправление возлагает ответственность за судьбу общественности на
человека и его силу, на народ. Народ, по Бердяеву, не механическая,
бесформенная масса, а некий организм, обладающий характером, дисциплиной
сознания и дисциплиной воли, знающий, чего хочет. А демократия — это
организованная и обнаружившаяся во вне потенция человеческой природы
народа, его достигнутая способность к самоуправлению, к властвованию.
Бердяев обращает внимание то, что властвовать может лишь тот, кто властвует
над собой, что потеря личного и национального самообладания, расковывание
хаоса делают демократию невозможной, они ведут к деспотизму. Поэтому задача
образования демократии — это образование национального характера,
предполагающего образование личного характера. Общественные сознание и воля
должны быть направлены на выработку закала личности, а этой направленности
у нас до сих пор нет. Демократию и сегодня в нашем обществе слишком часто
понимают навыворот — не ставят ее в зависимость от внутренней способности к
самоуправлению, от характера народа и личности. Как предостерегал Бердяев —
это реальная опасность для нашего будущего. Сегодня в условиях перестройки
эти опасения многократно подтверждаются.
Как и в 1918 году, ныне перед нашим народом стоит исторической
важности задача — перейти к истинному самоуправлению. Решая ее, следует
помнить и учитывать суждения Бердяева о том, что «этот переход зависит от
качества человеческого материала, от способности самоуправлению всех нас.
Это требует исключительного уважения к личности, ее правам, к ее духовно
самоуправляющейся природе». При этом философ предупреждает, что «никакими
искусственными взвинчиваниями нельзя создать способности к самоуправлению.
Разъяренная толпа, одержимая корыстными и злобными инстинктами, не способна
управлять ни собой, ни другими...».
Обращая свои взоры к России, думая о ее судьбе, Бердяев с горечью
отмечал, что «России более всего недостает людей с дарованием власти», но
вместе с тем с оптимизмом утверждал, что «такие люди должны явиться». И как
бы подтверждая прозорливость мыслителя, наша перестройка выдвигает таких
людей. Осуществляемое ныне строительство гуманного, демократического
общества с присущими ему атрибутами гласности, правового государства,
плюрализма, форм собственности, многопартийной политической системы
свидетельствует, что некоторые конструктивно-перестроечные идеи
Н.А.Бердяева предвосхищают эти процессы.

«Русский народ вышел из подневольного состояния, из долгого
исторического рабства и переходит к жизни вольной, к народовластию и
народоправству. Велико было долготерпение русского народа, и оно внушало
иностранцам мысль, что русский народ - раб в душе. И вот теперь русский
народ должен доказать всему миру, что он поистине свободный народ. После
прошедшего великого переворота русский человек должен сам собой управлять.
Источник власти в нем самом, а не вне его и не над ним.
Постыдно думать, что русский народ лишь до тех пор составлял единое и
великое государство, пока он жил в рабстве и принуждении, и перешел к
анархии и распадению, когда стал свободным. И еще постыднее думать, что
русский народ лишь до тех пор составлял доблестную армию и исполнял свой
долг перед родиной, пока его принуждали к этому, как раба. Если бы
оказалось, что для русского народа возможны или рабская покорность и
принуждение из кнута, или рабский бунт и анархия, то народ этот был бы
обречен на гибель. Тогда народ распадется и превратится в беспорядочные
орды, которым вновь придется призывать варяг. Произойдет возвращение к
истокам русской истории, и вновь нужно будет собирать великую Россию.
Слишком многие сейчас проповедуют это возвращение назад и с легкостью
отрицают весь труд русской истории, все жертвы, принесенные народом для
создания единой, великой и сильной России.
Но я верю, что русский народ, переживший уже смутную эпоху, переживет
и теперь соблазны и падения и перейдет к высшей, свободной жизни. Но нужно
открыто говорить и кричать о том, что те, которые сейчас толкают народ на
путь анархии и распадения, толкают его на путь рабства и унижения и убивают
душу народа. Всякий народ живет в истории и совершает великие дела силой и
цельностью своего духа. Когда дух народа растлевается и угашается, народ
сходит с исторической сцены, отодвигается на второй план и отцветает. Но
русскому народу предстоит еще великая роль в истории, он только теперь
вступает в мировую новую жизнь, и, верю, он не погибнет».

Социально-философское наследие Бердяева содержит множество
интереснейших мыслей, которые, творчески переработанные и усвоенные
участниками перестройки, могут содействовать ей.



Литература:

Адюшкин В.Н. Социальная философия Н.Бердяева в свете перестройки
// Вестник Московского университета. Серия 7. Философия. - 1991. -
N3. - С.76-85.
Бердяев Н.А. Душа России // Русская идея. - М., 1992. - С.295-304.
Бердяев Н.А. Свободный народ // Родина. - 1990. - N1. - С.8-9.
Судьба человека в современном мире. (Статьи, письма Н.А.Бердяева) //Новый
мир. - 1990. - N1. - С.207-232.




Реферат на тему: Народ - Эллины
На территории Балканского полуострова до появления эллинов обитали
пеласги - народ: говоривший на языке, родственном эллинскому, но
обладавший более высокой культурой , более развитыми представлениями о
богах. У пеласгов не было ни пирамид, ни грандиозных храмов, подобных
египетским , месопотамским или ханаанским: но у них уже существовали
оракулы (святилища) в которых они вопрошали о воле богов. Пеласги были
первыми: кто на земле Эллады оказал серьезное влияние на религиозные
представления народов, впоследствии принявшись общее имя - эллины.
С крушением египетского владычества под натиском кочевников и
«народов мира» на восточном побережье Средиземного моря политическую
независимость от Египта обретают города, населенные финикийцами. Начавшаяся
в конце 2 тыс.до н.э. грандиозная финикийская колонизация наряду с
Средиземноморским побережьем Африки и Иберии (Испании) затронула также
острова и полуострова, занятые эллинами. Согласно эллинскому преданию, еще
в 2 тыс. до н.э. выходец из Финикии Кадм поселился в Средней Элладе, став
основателем Кадмеи - будущих Фив, великого эллинского города. Из посеянных
Кадмом зубов дракона вышли вооруженные богатыри-спарты. Они считались
первопредками фиванских аристократических родов, освоивших искусство письма
и рудное дело. Легенда о Кадме нашла подтверждение в финикийском
происхождении греческого алфавита, в восточных памятниках, обнаруженных во
время раскопок Кадмеи, в культе ряда эллинских богов и героев, за которыми
скрываются финикийские прототипы. Так за подвигами эллинского бога-героя
Геракла обнаруживаются деяния финикийского божества Мелькарта, героя времен
колонизации, достигшей в 12 в до н.э. пролива, отделяющего Средиземное море
от океана. Финикийцы называли этот пролив Столбами Мелькарта, эллины
подменили Мелькарта Гераклом.
Египетское, ханаанско-финикийское, малоазийское влияние на
эллинскую религию: как бы ни были они велики, не могли, однако, подавить
исконную религиозную основу, которую эллинские переселенцы принесли со
своей прародины и ко торая только укрепилась от общения с пеласгами,
хеттами, фракийцами и другими народами индоевропейского происхождения. Не
случайно ведь во главе эллинского пантеона стоит Зевс, бог, обладающий
чертами бога-грозовика индоарийцев, иранцев, славян, кельтов, германцев и
других индоевропейских народов, а многовершинный Олимп, хотя и принявший
некоторых восточных божеств-пришельцев(Аполлона и Афродиту)живо напоминает
гору богов в других индоевропейских религиях.
Для эллина, как и для любого другого обитателя Средиземноморья, он
сам, его жилища, его поселения или город, горы, низины, ручьи, море,небо,
весь космос были наполнены некими знаками, подчас радужными: подчас
пугающими. Собственный непроизвольный жест , дрожание века , чихание, писк
мыши, полет ласточки, крик совы, падение метеорита, радуга, выскочившая из
речной глади рыба , раскаты грома, встреча со случайным прохожим имели
глубокое значение. Это казалось бы, вполне обычные явления могли заставить
эллина отказаться от принятого решения, например от свадьбы или сражения,
т.е. совершать необъяснимые, на взгляд постороннего, поступки.
Между тем человек античной эпохи был уверен, что каждая из
подобных случайностей - знак , посланный ему благими богами для
предупреждения о грозящей опасности. Он относился к этим знамениям вполне
серьезно и пытался вникнуть в их смысл, а если не мог понять сам -
обращался к «знатокам», сделавшим разъяснение божественных знаков своей
профессией. под влиянием Востока у эллинов сложились представления о
богах, которых они называли олимпийцами, поскольку местом их пребывания
считалась гора Олимп, Впрочем, это название носила не одна гора, поэтому
можно в общих чертах проследить , как с восточных Олимпов боги
переселялись на классический Олимп, расположенный на границе между эллинами
и варварами.
С богами были связаны определенные растения или птицы,
пресмыкающиеся, звери. Орел, считавшийся вестником Зевса и постоянно
находящийся у его ног на Олимпе, очевидно , занял это положение потому, что
первоначально сам почитался как солнечное божество, владыка неба.
Священными животными Афины были змеи и сова, у многих народов почитавшиеся
как носительницы мудрости. Трагически закончившееся преследование
Аполлоном прекрасной нимфы Дафны (боги превратили ее в лавр) -
свидетельство первоначального почитания лаврового дерева, которое
впоследствии стало играть значительную роль в культе Аполлона. Равным
образом с Зевсом связан царь лесов дуб, с Дионисом - виноградная лоза и
плющ, а с Персефоной - тополь. Все это - следы более древних религиозных
представлений. Ценнейшая информация о доолимпийской религии, о том времени,
когда сверхъестественные силы мыслились не в человеческом облике, а в виде
камней, растений, животных. В религии и мифах эллинов отразились
изменения, внесенные в жизнь обитателей Средиземноморья великим
переселением народов 12-11 вв до н.э., крушение микенских царств,
просуществовавших с 17 по 12 века до н.э. Культ Великой Богини-Матери
уступает место культу патриархальному владыки - отца богов. Им
первоначально был не Зевс, а Посейдон. В образе которого также видны черты
древнесредиземноморского бога-быка.
Замена Посейдона Зевсом отражена в мифе о переделе власти между
богами.
Зевс, сын бога Крона, Крон был рожден Ураном-Небом и Геей -
Землей, Обманом и хитростью Крон низвергнул Урана. Боясь, что дети лишат
его власти. Крон приказал своей жене Рее приносить ему только что
родившихся малюток и проглатывал их последнего сына - Зевса - Рея пожалела.
Она принесла отцу спеленаный камень, и Крон проглотил его. Рея укрыла Зевса
на острове Крит, в одной из горных пещер. Пчелы кормили его медом , а коза
молоком . Если маленький Зевс плакал, юноши , охранявшие пещеры начинали
военную пляску и ударами оружия по щитам заглушали крик ребенка, чтобы Крон
не узнал а его существовании. Говорят, что на Крите еще и сейчас юноши
пляшут военные танцы в честь Зевса.
Когда Зевс вырос, он заставил отца извергнуть проглоченных
детей, а его самого сковал и бросил в мрачную пропасть Тартар , куда
никогда не проникает луч солнца. После победы Зевс в колеснице ,
запряженной четверкой коней , направился на Олимп вместе с другими богами .
Владычество над миром он поделил со своими братьями, которые помогли ему
одолеть Крона , Аид получил над царством мертвых , Посейдон стал морским
владыкой. Зевс с тех порт правит небом и Землей. При этом Зевс наделяется
силой, превосходящей совокупную силу всех небожителей. По описанию Гомера,
если все они схватятся за золотую цепь, спущенную Зевсом с неба , то не
смогут стянуть его на землю, тогда как он сможет поднять их вместе с землей
.
«Сестра» Посейдона и Зевса Деметра не названа среди участников
передела мира между богами , поскольку она - мать земля и супруга сначала
Посейдона, а затем Зевса , великая владычица природы . Превращение Зевса во
владыку Олимпа оттеснила Деметру , и некоторые ее функции перешли к новой
супруге повелителя богов Гере с ее дочерьми и падчерицами.
Оказавшись незамужней, Деметра отдала всю свою привязанность дочери
Персефоне - ежегодно умирающей и воскресающей богини растительности.
Супругу Зевса Геру, первоначальную покровительницу города Аргоса,
назвали «волоокой», в чем без труда угадывается связь со священной коровой.
Когда-то очень давно Гера покровительствовала суровым обрядам перехода из
юношеского возраста в возраст взрослых. Эти испытания нашли отражения в
подвигах Геракла , само имя которого означает «прославляющий» Геру. По мере
того как смысл инициаций утрачивается самими эллинами, Гера превращается в
неутомимую преследовательницу Геракла, сына ее супруга Зевса от земной
соперницы.
Суровый облик охотницы и воительницы, а также богини смерти имела
Артемида . Скорее всего она первоначально принадлежала кельтоиллирийскому
миру, которому была известна богиня Артио, однако эллинам она попала от
пеласгов уже во втором тысячелетии до нашей эры когда ее имя впервые
появляется в микенских текстах. В образе Артемиды заметны черты древней
владычице зверей, почитания которой засвидетельствовано в местах обитания
индоевропейцев на Дунае, в малой Азии в Евроазиатских степях. Ее священным
животным считалась медведица.
Артемиде противостоит Афина почитавшаяся еще во 2 тысячелетии до
нашей эры как Атана . Афина - богиня пряха, покровительница городской жизни
и мирного труда. Ей приписывалось создание культурного земледелия ,
приручение диких животных, обращение у ремеслам и мореплаванию. И в то же
время она была защитницей полиса и изображалась в боевом шлеме и с копьем.
Братом близнецом Артемиды был назван надменный Аполлон ,
получивший великолепное святилище в Дельфах, у подножья Парнаса, где он
победил чудовищного дракона. С Артемидой его роднило жестокость, по началу
проявлявшеяся на каждом шагу. Даже позднее, превратив свой лук в лиру и
став покровителем искусства, Аполлон не мог обойтись без крови и содрал
кожу со своего соперника в музыке сатира Марсия.
С Аполлоном соперничал Дионис, матерью которого считалась фригиянка
Семела ( Земля) согласно мифу , после смерти матери, погубленной ревнивой
Герой , Дионис был доношен Зевсом и отдан на воспитание нимфам в Ниссу ,
где то на Востоке, а возмужав, совершил странствия по всему миру добравшись
до Индии. Дионис считался покровителем виноделия, и
его возвращение на родину осмыслено как распространение виноградорства и
виноделия .
Народы восточного средиземноморья почитали и Гермеса, рано
вступившего в эллинский пантеон и превращенного мифами эллинов в бога. Он
состоял у Зевса на посылках, и слыл покровителям торговли и воров.
Первоначально он понимался как живой и быстроногий бог , проводник душ в
царство в мертвых. Символом его считалась куча камней , в последствии
сревратившеяся в каменный столб со скульптурной головой Гермеса.
К царству смерти первоначально был близок и Гефест, бог
подземного огня, позднее осмысленный как божественный покровитель ремесел.
Согласно мифу, Гефест сын Зевса и Геры, родился на Олимпе, но вызвал
отвращение у матери и был сброшен ею в море, затем выловлен, вскормлен и
воспитан морскими нимфами нереидами, овладел ремеслом кузнеца и во
всеоружии вернулся на священную гору, чтобы обслуживать ее обитателей.
Гефесту была назначена в жены самая пленительная из богинь
Афродита, покровительница чувствительной любви и любовного очарования. По
наиболее распространенному варианту мифа Афродита была не дочерью Зевса , а
родилась из семени бога неба Урана, попавшего в морскую воду, и , таким
образом, относилась к богам старшего поколения. Восточное происхождение
образа этой богини не вызывает сомнений.
В число олимпийцев ввели и Ареса, скорей всего древнего
божество войны, в облике которого преобладает бессмысленная жестокость,
противостоящая гуманности воительности Афины, ведущей справедливые воины.
Как уже известно Аиду досталось подземное царство . В
изображении царства Аида нашли отражения не только представление эллинов и
других народов о смерти , но и космогония. Дом Аида мыслился окруженным
железными воротами, и поэтому его владельца изображали с большим ключом. Не
доверяя стенам, Аид завел для охраны стремящихся к свету узников-душ
чудовищного пса Кербера с тремя головами и туловищем: покрытый змеями.
Супругой Аида считалось похищенная им дочь Деметры Персефона богиня зерна,
проводившая в доме супруга только три зимних месяца.
Наряду с верой в существования великих богов , занявших три
мира эллины сохранили представления, а духах и демонах женского и мужского
пола, с приятными и отталкивающими обликами, разделенных на братьев и
сестер, а божествах природы, которые с выделением высших богов стали
низшими. Представление эллинов о них восходит к глубочайшей индоевропейской
древности об этом говорят схожие названия, которые живущие далеко друг от
друга индоевропейские народы обозначали одни и те же вещи и явления. Но и
разные названия низших богов, выполняющих одну и ту же функцию, не мешают
видеть в них подлинных братьев и сестер.
Особенно развиты были у эллинов представления о нимфах,
олицетворяющих все движущиеся и растущее в природе, все дающее жизнь
растениям, рыбам, животным.
Представление об Олимпийских богах окончательно
сформировалось к 6-5 веку до нашей эры. Но Олимпийцы не смогли полностью
вытеснить местных богов. В каждом полюсе был свой маленький Олимп, где
почитались те же олимпийские боги, но только с местными эпитетами, а также
местные герои со своим культом, со своей мифологией.







Новинки рефератов ::

Реферат: Культура XX века: противоречия и проблемы (Культурология)


Реферат: Казаки Оренбуржья (История)


Реферат: Билеты по социологии (Социология)


Реферат: Электроснабжение аэропортов (Авиация)


Реферат: Общая физическая спортивная подготовка в системе физического воспитания (Спорт)


Реферат: Донбасс в Великой Отечественной Войне: подпольное и партизанское движение (История)


Реферат: Автотранспортные преступления (Уголовное право и процесс)


Реферат: Биография и вклад в науку Н И Вавилова (Ботаника)


Реферат: Баланс его будова та структура задача (Бухгалтерский учет)


Реферат: Опасность поражения электрическим током (Безопасность жизнедеятельности)


Реферат: Маркетинг (Маркетинг)


Реферат: Автоматизированная система управления комбината Белшина (Программирование)


Реферат: Международные стандарты финансовой отчетности (Бухгалтерский учет)


Реферат: Питание спортсменов (Физкультура)


Реферат: Артур Шопенгауэр (Философия)


Реферат: История военного мундира (История)


Реферат: Спортивные предпочтения досуга молодежи (Социология)


Реферат: Эффективность рекламы (Маркетинг)


Реферат: Русская живопись XIX века (Искусство и культура)


Реферат: Злое искусство манипулирования (Психология)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист