GeoSELECT.ru



Социология / Реферат: Семейная социализация как процесс формирования социально-компетентной личности (Социология)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Семейная социализация как процесс формирования социально-компетентной личности (Социология)



Министерство образования Российской Федерации

Пермский государственный университет


Философско-социологический факультет



Кафедра социологии и

политологии



ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

Студента V курса

Захарова Ильи Сергеевича


«Семейная социализация как процесс формирования
социально-компетентной личности»



Научный руководитель:
доцент, к.и.н.
Хачатрян Л.А.



ПЕРМЬ 2001
Содержание.
Стр.
Введение 3
Глава I. Семья и семейная социализация 6
§1. Семья как главный агент семейной социализации 6
§2. Исторические особенности семейной социализации 17
§3. Семейная социализация 23

Глава II. Социально-компетентная личность –
итог семейной социализации 30
§1. Становление социально-компетентной личности
в семье 30
§2. Социальные аномалии (девиация) как
негативный результат семейной социализации 40


Заключение 52

Библиографический список 54

Приложение 56


Введение

Семья всегда была институтом первичной социализации. Происходящие с
семьей и в семье процессы безусловно отражаются на процессе становления
личности. Возникающие в семье конфликты между родителями и детьми, младшими
и старшими, конфликты между «старым» поколением и «новым». Усложняют
процесс воспитания и социализации подрастающего поколения.
Конфликт поколений – это проблема не новая, так как проблема «отцов и
детей» существовала всегда. В прежние времена было проще, так как молодёжь,
чаще всего, повторяла путь, пройденный своими родителями. Воспитание шло по
определённой системе. Родители воспитывали детей так, как воспитывали их.
Сейчас всё меняется. Меняется семья как институт социализации, меняются
ценности общества и. У современной молодёжи уже совсем другие ценности,
другие моральные установки. Она, как правило, отрицает социальный опыт
родителей.
В тоже время общество будет неспособно к жизнедеятельности и
самовоспроизводству, если в нем исчезнет социализация, и особенно если
семья утратит эту функцию.
Социализация – это процесс приобщения к принятым в обществе и его
подсистемах ценностям и нормам. В широком смысле слова социализация длится
всю жизнь. В узком смысле – ограничивается периодом взросления личности до
совершеннолетия. Семейная социализация понимается двояко: как, с одной
стороны, подготовка к будущим семейным ролям и, с другой стороны – как
влияние, оказываемое семьей на формирование социально-компетентной, зрелой
личности. Семья оказывает социализирующее воздействие на личность
посредством нормативного и информационного влияния. Именно семья является
первичным источником социализации, и именно семья, в первую очередь, дает
возможность сформироваться индивиду, как социально-компетентной личности.
С моей точки зрения данная тема представляет большой интерес. С
распадом старой политической, духовной, экономической системы и
противоречивыми преобразованиями происходящими в России сегодня, проблема
семейной социализации актуализировалась. Появились новые явления, как в
жизни общества, так и в жизни семьи. Нельзя отрицать, что развитие молодого
поколения идёт по новому пути.
Целью написания данной работы является попытка рассмотреть семейную
социализацию как процесс формирования социально компетентной личности,
выявить его проблемы и противоречия.
Задачи написания работы - рассмотреть семью как главного агента
социализации, проследить эволюцию семейной социализации, а так же основные
признаки семейной социализации и ее характер. Кроме того, рассмотреть
социально-компетентную личность как итог семейной социализации. В связи с
этим так же рассмотреть вопрос о социальных аномалиях (девиации) как
результатах «неправильной» семейной социализации.
Методологической основой для написания работы послужили теории личности
и социализации, принадлежащие западным выдающимся исследователям З.Фрейду,
Ж.Пиаже, Д.Смелзеру, которые не утратили актуальности и сегодня, и
позволяют рассматривать процесс семейной социализации и его результаты, как
позитивные, так и негативные.
Данная проблема вызывала и вызывает интерес исследователей в разных
областях общественного знания. По данным вопросам написано большое
количество книг и статей.
При работе над данной темой были изучены монографии Гаспаряна Ю.А.
«Семья на пороге XXI века», Голода С.И. «Семья и брак: историко-
социологический анализ», Иванненкова С.П. «Проблемы социализации
современной молодежи», сборники «Молодежь России на рубеже веков»,
«Культура семейных отношений», Ярыгина Т. «Молодежь России», а так же
журнальные и газетные публикации. Следует отметить, что при написании
использовались книги не только социологического содержания, но и
психологического. На мой взгляд, вышедшие в последнее время по проблемам
семейной социализации работы, носят публицистический характер. Научных
работ – мало.
Материалы научного исследования изложены во введении, двух главах и
заключении. Работа имеет библиографический список и приложение.
Глава I. Семья и семейная социализация.

§1. Семья как главный агент семейной социализации..


Сущность структура и функции семьи. В современной социологии семья
понимается в двух значениях — как социальный институт и как малая
социальная группа. За каждым из них стоит своя реальность и совокупность
понятий, отображающих эту реальность. Рассмотрение семьи как малой
социальной группы является отдельной темой для исследования


Что же такое семья? Семья — это основанное на кровном родстве, браке
или усыновлении объединение людей, связанных общностью быта и взаимной
ответственностью за воспитание детей. Жизнь семьи характеризуется
материальными и духовными процессами. Через семью сменяются поколения
людей, в ней человек рождается, через нее продолжается род. Семья, ее формы
и функции напрямую зависят от общественных отношений в целом, а также от
уровня культурного развития общества. Естественно, чем выше культура
общества, следовательно, тем выше культура семьи.

Понятие семья не следует путать с понятием брак. Семья представляет
собой более сложную систему отношений, чем брак, т.к. она объединяет не
только супругов, но и их детей, других родственников.
Сущность семьи отражается в ее функциях, в структуре и в ролевом
поведении ее членов.
Важнейшими функциями семьи являются: репродуктивная, хозяйственно-
потребительская, воспитательная (семейная социализация) и
восстановительная.
Репродуктивная функция включает в себя воспроизводство в детях
численности родителей, т.е. принимает участие в количественном и
качественном воспроизводстве населения. Можно сказать, что это самая важная
функция. Ведь, рассуждая логически, чтобы через 24-30 лет население нашей
страны было не меньше, чем сейчас, необходимо, чтобы детей в семье было не
меньше чем родителей. Желательно даже больше, т.к. иногда двое детей по тем
или иным причинам не всегда воспроизводят своих родителей. В целом 1000
человек населения, состоящего из 2-детных семей, через 25-30 лет теряют
треть своей численности и по статистике для воспроизводства населения
России надо, чтобы примерно 50 % семей имели 3 детей. В настоящее время, по
причине преобладания городского образа жизни, увеличения занятости женщин,
тяжелейшего экономического положения рождаемость падает. Конечно, стоит
отметить и связь общего количества разводов и абортов. Таким образом, может
оказаться, что на двух пенсионеров будет приходиться один работник. С этой
точки зрения государство заинтересовано в увеличении многодетных семей,
создании им определенных льгот. Но смотря на это иначе, в частности с
позиций тенденции увеличения рождения в многодетных семьях детей с
патологиями, перенаселения из-за ограниченности ресурсов, увеличения
неработающего населения и других факторов, можно предположить, что на
данном этапе увеличение деторождаемости и многодетных семей не есть
позитивная сторона.
Хозяйственно-потребительская функция семьи охватывает различные аспекты
семейных отношений. Это ведение домашнего хозяйства, соблюдение домашнего
бюджета, управление семьей, проблема женского труда...
Семья как первичная ячейка является воспитательной колыбелью
человечества. В семье главным образом воспитываются дети. В семье ребенок
получает первые трудовые навыки. У него развивается умение ценить и уважать
труд людей, там он приобретает опыт заботы о родителях, родных и близких,
учится разумному потреблению различных материальных благ, накапливает опыт
общения с деньгами.
Лучший пример - это пример родителей. В большинстве случаев дети
являются отражением родителей. Конечно же, воспитательная функция на этом
не исчерпывается. Можно говорить и о самовоспитании в семье.
Восстановительная функция семьи состоит в поддержании здоровья,
жизненного тонуса, организации досуга и отдыха, семья становится
оздоровительной средой, где любой член семьи вправе надеяться на заботливое
отношение родных и близких. Для этого требуется не только нравственно-
психологическая подготовка, но и соблюдение режима труда и отдыха, режима
питания и прочее.
Организация досуга играет большую роль в восстановлении. Досуг служит
средством восстановления физических и духовных сил человека. Часто досуг
происходит у каждого по-своему. Кто то смотрит ТВ, слушает музыку и т.д.
это является пассивным отдыхом. Человек нуждается в активном отдыхе –
путешествия, прогулки. Это приносит больше здоровья для семьи в целом и
каждого её членов.
Под структурой семьи понимается совокупность отношений между ее
членами, включая помимо отношений родства и систему духовных, нравственных
отношений, в том числе отношений власти, авторитета, и т.д. Выделяют
авторитарную структуру, где семьи делятся на авторитарные и
демократические. Аналог этому – деление на патриархальные, матриархальные и
эгалитарные семьи. Эгалитарные семьи в настоящий момент занимают лидирующее
положение в развитых странах.
Ролевое взаимодействие в семье есть совокупность норм и образцов
поведения одних членов семьи по отношению к другим. Традиционные роли,
когда женщина вела домашнее хозяйство, воспитывала детей, а муж был
хозяином, собственником имущества и обеспечивал экономическую
самостоятельность семьи, изменились. На сегодняшний день подавляющее число
женщин участвуют в производственной деятельности, экономическом обеспечении
семьи, принимают равное участие в общественных решениях. С одной стороны
это способствовало развитию женщины как личности, равности супругов, но с
другой – привело к снижению уровня рождаемости и увеличению числа разводов.
Основой современного брака становятся не экономические или статусные, а
эмоциональные стороны межличностных отношений.
Типы семейной организации и жизненный цикл семьи. Существуют следующие
общие принципы выделения типов семейной организации и семей. В зависимости
от формы брака различают моно- и полигамию. Моногамная семья – такая, где
на одного мужчину приходится одна жена, в отличие от полигамии, которая
трактуется как многоженство. В зависимости от структуры родственных связей
выделяют различные типы семей. Наиболее распространенным типом является
простая (нуклеарная) семья, представляющая собой супружескую пару с детьми,
не состоящими в браке. Расширенную (сложную) структуру семья приобретает в
случае, когда кто-то из детей вступает в брак. Она включает в себя 3 и
более поколения или же 2 и более нуклеарных семей, живущих вместе и ведущих
общее хозяйство.
Для типологии семей, в частности нуклеарных, важно наличие обоих
супругов, образующих ядро семьи. В зависимости от этого выделяют полную
семью с обоими супругами и неполную, с отсутствием одного из них.
В настоящее время в нашей стране преобладают простые семьи, имеющие
детей или без них. Сложные же семьи, состоящие из 2-х или более супружеских
пар, составляют 4,3 % от всех семей в странах СНГ.
Средняя величина семьи колеблется от 3 среди городского населения
Латвии и Эстонии до 6-7 среди сельского населения Туркменистана и
Таджикистана. В распределении семей по величине можно выделить три региона:
с преобладанием малых семей – Прибалтийские страны, Украина и большая часть
России; с преобладанием средних семей включает Белоруссию, Грузию,
Молдавию; с преобладанием больших семей включает страны Средней Азии,
Армению, Азербайджан.
Семья проходит ряд этапов, из которых складывается жизненный цикл
семьи. Выделяется различное число фаз этого цикла. Это образование семьи –
вступление в первый брак; начало деторождения – рождение первого ребенка;
окончание деторождения – рождение последнего ребенка; «пустое гнездо» –
вступление в брак и выделение из семьи последнего ребенка; прекращение
существования семьи – смерть одного из супругов.
Жизненный цикл также называют моделью развития семьи, которая
исследуется по шкале возраста супругов (или одного из них).
Из таблицы 1 видно, что жизненный цикл семьи раньше начинается в Индии
(средний возраст женщины при этом 14,6 лет), так же как и кончается. Пример
США показывает зависимость развитости общества и увеличения жизненного
цикла семьи.

Таблица 1: фазы жизненного цикла в отдельных странах
|ФАЗА ЦИКЛА |Возраст женщины в начале фазы |
|СТРАНА |США |ИНДИЯ |ЯПОНИЯ |
|ГОДЫ ПЕРЕПИСЕЙ |1890 |1959 |1956 |1960 |
|Вступление в первый брак |22,0 |20,2 |14,6 |24,4 |
|Рождение первого ребенка |23,0 |21,6 |18,2 |26,3 |
|Рождение последнего ребенка |31,9 |25,8 |37,0 |28,7 |
|Вступление в брак последнего|55,3 |47,1 |53,0 |54,5 |
|ребенка | | | | |
|Смерть супруга |53,3 |63,6 |39,5 |69,1 |


Роль отца и матери в семье. Во все времена велико и нечем не заменимо
было место отца в семье. Природой и обществом каждый мужчина
подготавливается к тому, что бы стать мужем, отцом, как и каждая женщина –
матерью и женой. Человек всегда думает о том, что останется после него,
когда он уйдет из жизни. Недаром подмечено, что человек как дерево, могуч
своими корнями. Поэтому, вступая в брак, мужчина берет на себя огромную
ответственность – быть отцом, опорой в семье.

Однако с распространением городского образа жизни, фактически все чаще
семейной жизнью руководит женщина – жена, мать. Авторитет отца значительно
упал, из-за сокращения доли участия его в семейных делах. В современных
квартирах есть все и дети часто не видят трудового примера отца. Его труд
почти полностью вынесен за пределы семьи. Другое дело мать. Хотя она тоже
работает на производстве, рабочий день дома тоже существует.
Однако, все равно отец – это сила, ум и опора семьи в житейских
вопросах.
Отцовство – также экзамен на социальную и нравственную зрелость
мужчины. Всегда есть молодые люди, вступающие в брак, но боящиеся отцовства
или же не готовые к нему. Ребенок – большое испытание на прочность семьи. В
практике встречаются пары, до рождения первенца жившие нормально, а после
его рождения ухудшившие свое общение. Муж все чаще не появляется дома,
избегает ребенка и жену. Это может свидетельствовать об отсутствии,
недоразвитии отцовского чувства или отцовской культуры, хотя и неприятно,
но не являясь при этом чем-то патологичным.
Справедливости ради, можно отметить, что чувство отцовства рождается
несколько позднее чем чувство материнства. Аристотель заметил, что по-
настоящему отцами мужчины становятся позже, чем женщины – матерями. Молодые
люди из-за отсутствия детей редко оставляют жену. Чаще это проявляется у
мужчин с развитым духом собственичества, которые хотят иметь наследников,
свое продолжение на земле.
В наше время российская действительность такова, что в детских садах и
школах с детьми работают в основном женщины, ощутимым становится дефицит
мужского влияния на детей. Даже непродолжительное отсутствие отца ведет к
тому, что у детей (особенно у мальчиков) начинают развиваться трусость,
замкнутость, обособленность, упрямство, агрессивность. Поэтому отцы должны
восполнять дефицит своего влияния в семейных отношениях. В противном случае
воспитание будет ущербным.
Сейчас критика в адрес отцовства исходит в основном из уменьшения
уделения времени не только жене, но и детям, с уменьшением времени бесед и
обычного общения. Хорошо организовать досуг детей, труд по оказанию помощи
родителям, труд по приобретению детьми дополнительных знаний и т.д. – вот
первостепенная задача отца.
Находясь рядом с детьми, отец проявляет лучшие свои качества, такие как
доброта, верность, отзывчивость. В этом смысле не только отец воспитывает
детей, но и дети отцов.
Отец нужен семье не только для наказания и воспитания, но и для помощи
детям в о всех его делах, должен быть другом своему ребенку.
В воспитании детей очень важен живой пример отца. Сыновья во многом
копируют образ жизни и мыслей отцов: перенимают походку, манеру
разговаривать, жесты и проч. От отцов они воспринимают такие черты, как
крепость духа, силу, мужскую надежность, предприимчивость, отношение к
противоположному полу. Сын, отец которого внимателен к матери, женившись,
считает единственно возможным относится так и к своей избраннице. Если отец
отстраняется от работы, то эту же привычку перенимают и дети.
Конечно же, огромнейший вред наносит воспитание детей в неблагополучных
семьях детям – увеличивается общее количество неврозов, растет пугливость,
падает успеваемость.
Таким образом, для полноценного развития и воспитания ребенка необходим
институт отцовства в семьях.
Но роль отца не сводится, как уже говорилось, только к воспитанию
детей. Вместе с матерью он обеспечивает семью всем необходимым. Он
ответственен перед семьей за устройство быта. Ремонт квартиры, трудоемкие
дела в хозяйстве, снабжение продуктами и т.д. – это прежде всего
обязанность отца.
Некоторые отцы вообще всё сваливают на хрупкие плечи жены: и хозяйство,
и бюджет, и воспитание детей. Отцы должны больше времени уделять воспитанию
детей и домашним делам.
Огромное и ничем незаменимое значение играет роль матери в семье.
Келлер проводил интересные опыты с обезьянами. Сначала маленьких обезьянок
отнимали от матерей. Для животных это обернулось трагедией, замедлилось
психическое развитие малышей. Эксперимент пришлось прекратить. При втором
эксперименте обезьянок отняли от матерей сразу после рождения, а в роли
“мамы” выступало кресло с меховой обивкой. В спинку кресла встроили бутылку
с соской и вскармливали обезьянок искусственно. К креслу обезьянки
относились как к матери и когда кресло убирали, они начинали волноваться.
Но вот эксперимент был закончен и выросших обезьянок пустили в общее стадо
обезьян. Они оказались очень необщительны и были настолько агрессивны, что
не смогли создать семейной пары. Искусственным путём дождались от обезьян,
выросших без мам, потомства. Но они не проявили к собственным детям никаких
нежных чувств. Одна даже оторвала руку своему ребёнку, а другая раскусила
голову. Они не обращали внимание на то, что малышу плохо, тогда как в стаде
в этих случаях к нему немедленно бросается мать или кто-нибудь из других
обезьян. У тех животных, в роли матери которых был неодушевлённый предмет,
совершенно отсутствовал материнский инстинкт, считающийся врождённым, да и
психическое развитие их явно отклонялось от нормы. Вот как оказалось важным
для малышей чувствовать материнское тепло её опеку.
Мать учит детей добру и любви, даёт первые уроки человечности, уроки
душевного отношения к людям, ибо мать обладает особым эмоциональным
влиянием, сердечностью и теплотой, душевной мягкостью и чуткостью.
Мать - это зеркало, в которое смотрится ребёнок. Может ли она воспитать
опрятную и аккуратную дочку, если сама она дома ходит в грязном халате?
Конечно же, нет. Таким образом, очень важен хороший, живой пример матери.
Помимо воспитания детей, мать ещё является и хозяйкой в доме. Она моет,
стирает, готовит еду и многое другое. Социологами подсчитано, что средняя
домашняя нагрузка женщины в два раза больше средней домашней нагрузки
мужчины, а её общая трудовая нагрузка больше на 15-20 % общей трудовой
нагрузки мужчины. Женщина–мать имеет двойной рабочий день – на производстве
и дома. Отсюда переутомление и нервозность, которые отрицательно
сказываются на взаимоотношениях в семье и на воспитании детей.
Профессиональные и семейные функции матери сочетаются с большим
напряжением.
Из всего сказанного можно сделать вывод, что в семье нужны обязательно
и отец, и мать. Ведь от матери дети получают ласку, нежность, доброту и
чуткость к людям, а от отца мужество, силу воли, умение бороться и
побеждать. Только сочетание этих качеств формирует полноценную личность.
Общение в семье. Жизнь в семье невозможна без общения в ней, общения
между мужем и женой, между родителями и детьми в процессе повседневных
отношений. Общение в семье представляет собой отношение членов семьи друг к
другу и их взаимодействие, обмен информацией между ними, их духовный
контакт. Спектр общения в семье может быть очень разнообразным. Помимо
бесед о работе, домашнем хозяйстве, здоровье, жизни друзей и знакомых оно
включает в себя обсуждение вопросов, связанных с воспитанием детей,
искусством, политикой, и так далее.
Удовлетворённость супругов общением зависит от степени совместимости их
взглядов, ценностей. Не вызывает сомнения тот факт, что нервозность,
неуравновешенность, замкнутость и другие отрицательные черты характера
являются плохими спутниками семейного общения.
Социологические исследования показывают, что при нормальных
взаимоотношениях в семье супруги обычно всегда делятся между собой своими
огорчениями и получают при этом морально психологическую поддержку, чего не
скажешь про неблагополучные семьи.
Однако не бывает идеального общения в семье, т.е. общения, состоящего
только из согласия. Супружеские отношения неизбежно проходят через
противоречия: ссоры, конфликты, и так далее. В этих случаях очень важно
понять супругам позицию друг друга, поставить себя на его место. Я считаю,
что в процессе спора следует говорить только о предмете спора и не следует
напоминать о прошлых промахах другого, не делать выпадов: “А ты сам...”.
В семейном общении очень важны нравственные принципы, главным из
которых является - уважение другого, его “я”. Нередко, после трудного
трудового дня супруги стремятся сорвать своё плохое настроение на близких,
дать выход накопившейся озлобленности. Они начинают ворчать, упрекать,
делать замечания, кричать. В результате такой разрядки человек может
получить временное облегчение, хотя последствия могут оказаться тяжёлыми.
Одних начинают мучить угрызения совести за собственную неправоту и
несдержанность. Других - обида за несправедливые обвинения и упрёки. В
результате это способствует разрушению семьи.
Иногда полезно делать компромиссы, т.е. идти на уступки друг другу.
Также очень важно уметь признавать свои ошибки, как право других ошибаться.
Очень важно почаще делиться своими мыслями, не скупиться на похвалу,
добрые слова.
Несложившиеся отношения между мужем и женой ведут к плохим
последствиям. Психологами установлено, что существует связь между
супружескими конфликтами и нервно психическими расстройствами. Отсутствие
взаимопонимания в семье приводит к подавленности, отчуждённости, к
ухудшению психологического и физического состояния, значительному понижению
работоспособности человека. Неумение общаться способно разрушить семью.
Основными компонентами культуры общения являются сопереживание, терпимость,
уступчивость, доброжелательность. Особая способность к общению - умение
признать ценность другого, даже при несовпадении позиций. Только таким
образом можно достичь гармонии в семейной жизни.
В семье, кроме взрослых, в неполноценном общении нуждаются также и
дети. Общение является одним из основных факторов формирования личности
ребёнка. Потребность в общении появляется у младенца с самого рождения. Уже
в возрасте 2-х месяцев при виде матери его лицо озаряется улыбкой.
Общение родителей с детьми имеет огромное значение для их полноценного
развития. Доказано, что дети, лишённые возможности общаться с родителями,
характеризуются низким уровнем саморегуляции поведения, обладают повышенной
чувствительностью к обращению к ним взрослого, испытывают трудности в
общении со сверстниками.
Во многих семьях в большинстве своём дети чаще общаются с матерью, чем
с отцом. Беседы же с отцом имеют кратковременный характер. У некоторых
детей вообще отсутствуют доверительные отношения как с отцом, так и с
матерью. Чаще всего это бывает в семьях, где не установились близкие
духовные контакты как между супругами, так и между родителями и детьми. В
таких семьях главной является воля одного из супругов, а взаимоотношения с
другими членами семьи основывается на приказах, подчинении, оскорблениях.
Это оказывает отрицательное влияние на формирование у детей способности к
полноценному общению.
Таким образом, на родителях лежит ответственность за воспитание у детей
способности к человеческому общению, т.к. именно в семье дети усваивают
характер общения. Кроме того, от умения супругов общаться во многом зависит
и нравственно-психологическое благополучие всех членов семьи.
Развод. В нашей стране наряду со свободой брака существует и право
супругов на развод. По статистике на 1990 год ещё в бывшем СССР ежегодно
расторгалось примерно 930 тысяч браков (это приблизительно 1,5 % от их
общего количества) и образовывалось 2788 тысяч новых семей. Таким образом,
соотношение между браками и разводами составляет примерно 3:1. Но этот
показатель различен в зависимости от места жительства и возраста людей. Так
в больших городах разводов приходится больше чем в сельской местности.
Наименьшее количество разводов приходится на регионы, где ещё сильны
патриархально-религиозные традиции. Это среднеазиатские и кавказские
республики.
По мере роста числа разводов возможность того, что они будут
компенсированы повторным браком, становится всё меньшей. Лишь 10-15 %
женщин с детьми повторно выходят замуж. В результате увеличивается
количество неполных семей.
Так что же такое развод? Одни говорят - зло, другие - избавление от
зла. Для того чтобы узнать это, надо проанализировать большой круг
вопросов: как живётся разведённому человеку? Доволен ли он разводом? Как
изменились квартирные условия, здоровье? Как сложились отношения с детьми?
Думает ли он вступать в повторный брак? Очень важно выяснить судьбу
разведённой женщины или мужчины, а также ребёнка из распавшейся семьи. Не
зря говорят, что развод, как айсберг в море: на поверхности видна лишь
небольшая часть причин, основная же их масса скрыта в глубинах душ
разведённых.
По статистике дело о разводе возбуждается в основном по просьбе
женщины, т.к. женщина в наше время стала независимой, она работает, сама
может содержать семью и не желает мириться с недостатками мужа. Супруга
порой говорит: “Почему я должна ему подсказывать?” или “Почему он сам не
может догадаться?”. При этом женщина не задумывается, что она сама не
идеальна и достойна совершенного мужчины. Воображение рисует ей такой
совершенный идеал, который в реальной жизни и не встречается.
Слов нет, что пьяница муж - несчастье для семьи, жены и детей.
Особенно, когда он устраивает побои жене и детям, уносит деньги из семьи,
не занимается воспитанием детей, и т.д. Развод в этих случаях чаще всего
необходим, чтобы оградить семью от морального и материального опустошения.
Но ведь не всегда пьяница-муж был пьяницей. Ведь были же сначала
встречи и ухаживания, друзья, праздники и гости, радости и горести - была
жизнь. И какова была вначале позиция жены по отношению к выпивкам мужа?
Была ли она достаточно требовательной, могла ли умно и тонко сочетать
ограничительные и запретные меры, чтобы уберечь семью от порока. Может
причины пьянства следует искать во взаимоотношениях между супругами.
Кроме пьянства причинами, по которым жёны подают на развод, могут быть
- измена мужа, мужской эгоизм. Порой мужчина просто вынуждает своим
поведением подать жену на развод. Он пренебрежительно к ней относится, не
терпит её слабостей, не помогает в домашних делах, и т.д.
Из причин, по которым мужья подают на развод можно выделить: измена
жены или его любовь к другой женщине.
Но основной причиной разводов, на мой взгляд, является
неподготовленность супругов к семейной жизни. На молодых супругов
наваливаются бытовые, финансовые проблемы. В первые годы супружеской жизни
молодые больше узнают друг друга, раскрываются недостатки, которые
старались скрывать до свадьбы, происходит адаптация супругов друг к другу.
Молодые супруги нередко излишне поспешно прибегают к разводу, как к
способу разрешения любых конфликтов, в том числе и вначале преодолимых.
Подобное “лёгкое” отношение к распаду семьи складывается благодаря тому,
что развод уже стал обыденным явлением. В момент заключения брака
существует чёткая установка на развод, в случае если хоть один из супругов
не будет удовлетворён совместной жизнью. Ясно, что такая установка
стимулирует развод.
Причина развода может послужить нежелание одного из супругов иметь
ребёнка. Эти случаи встречаются редко, но они бывают.
Я считаю, что люди разводятся не для того, чтобы всю жизнь жить в
одиночестве. Они хотят заменить неудачный брак счастливым, но это не всегда
удаётся. При социологических опросах больше половины мужчин и женщин хотели
бы вступить в повторный брак. Лишь незначительная часть предпочли
одиночество. А какова его цена? Американские социологи Картер и Глик
сообщают, что в больницу попадают в 10 раз больше неженатых мужчин, чем
женатых, смертность у неженатых мужчин в 3 раза больше, а у незамужних
женщин в 2 раза больше, чем у замужних. Таким образом, можно сказать, что
разводы отрицательно сказываются на здоровье разведённых людей.
Многие мужчины, как и многие женщины, легко идут на развод, но потом
очень тяжело переживают его последствия.
В разводах, кроме супругов есть ещё заинтересованные лица - дети. Чем
больше разводов - тем меньше детей. В этом социальный вред разводов. Развод
сокращает воспитательские возможности семьи по отношению к детям. Детям
наносится большая психологическая травма, о которой часто не думают
родители. Многие знают, что они причиняют своим детям страдания, но не
многие понимают к чему они могут привести, как это отразится на ребёнке в
его дальнейшей жизни. При разводе властно вступает в силу эгоизм родителей.
Они мало при этом думают о судьбе своих детей.
Дети из распавшихся семей - это как бы сироты при живых отцах или
матерях. В том, что дети остаются без отца чаще вина обоих родителей.
Кроме моральных минусов у развода есть ещё и материальные отрицательные
стороны. При уходе мужа из семьи, у жены с ребёнком возникают трудности
денежного характера, особенно, если заработная плата у жены маленькая, а
детей больше одного. Уход из семьи также бьёт по карману мужчине, ведь
теперь ему приходится платить алименты. Также возникают проблемы с жильём,
приходится разменивать квартиру, делить вместе нажитое имущество.
Таким образом, развод во многих случаях зло, чем добро. Но возможность
воссоединения семьи вполне реальна для многих, сгоряча распавшихся пар. В
жизни часто случается, когда “блудный муж” возвращается к своей жене и
детям, а разведённые женщины говорили о своих мужьях, что мол если он
изменит своё поведение к лучшему, то приму. В глубине души каждый из
супругов хочет иметь свою хорошую семью. А для этого, прежде всего самим
людям, вступившим в брак, надо учиться взаимопониманию, преодолевать
мелочный эгоизм, совершенствовать культуру отношений в семье. На
государственном же уровне с целью предотвращения разводов надо создавать и
расширять систему подготовки молодёжи к браку, а также социально-
психологическую службу помощи семье и одиноким людям.

Итак, семья как ячейка общества является неотделимой составной частью
общества. И жизнь общества характеризуется теми же духовными и
материальными процессами как и жизнь семьи. Чем выше культура семьи,
следовательно тем выше культура всего общества. Общество состоит из людей,
которые являются отцами и матерями в своих семьях, а также их детей. В этой
связи очень важны роли отца и матери в семье, а в частности воспитательная
функция (семейная социализация) семьи. Ведь от того, как родители приучают
своих детей к труду, уважению к старшим, любви к окружающей природе и
людям, зависит то, каким будет общество, в котором будут жить наши дети.
Будет ли это общество, построенное на принципах добра и справедливости.

§2. Исторические особенности семейной социализации.

В наше время с семьёй у нас неблагополучно. Внутри семьи возникают
постоянные конфликты между родителями и детьми, младшими и старшими,
конфликты между «старым» поколением и «новым». И это не для кого не секрет.
В чем же причина этого? Есть мнение, что все это происходит из-за
неправильного воспитания подрастающего поколения.
Вот в прежние времена всё было понятно. Молодёжь повторяла путь,
пройденный своими родителями. Воспитание шло по определённой системе.
Родители воспитывали детей так, как воспитывали их. Сейчас всё меняется.
Молодое поколение, фактически, воспитывает себя само. Ему предоставлена
полная свобода выбора. У современной молодёжи совсем другие ценности,
другие моральные установки. Раньше, увидев на улице панка или хиппи
родители показывали на него пальцем и говорили своим детям, что так делать
нельзя. Сейчас же это совсем обычное дело.
Хотя и до сих пор сохранились такие семьи, где воспитание идёт по
системе «как меня, так и я», т.е. родители воспитывают своих детей так,
как воспитывали их самих. И, естественно, такие семьи преобладают, их
гораздо больше. Наверное, это идёт от нашей «переходной» жизни. Мы ещё не
вышли из прежнего состояния, но ещё и не вошли в новое.
В тоже время нельзя говорить только о воспитании. На мой взгляд, в
данном случаи нужно использовать более широкое понятие – семейная
социализация.
Для того чтобы перейти непосредственно к термину семейная социализация,
нужно дать определение самому термину социализация.
Социализация – это процесс приобщения к принятым в обществе и его
подсистемах ценностям и нормам.[1] В широком смысле слова социализация
длится всю жизнь. В узком смысле – ограничивается периодом взросления
личности до совершеннолетия. Семейная социализация понимается двояко: как,
с одной стороны, подготовка к будущим семейным ролям и, с другой стороны –
как влияние, оказываемое семьей на формирование социально-компетентной,
зрелой личности. Семья оказывает социализирующее воздействие на личность
посредством нормативного и информационного влияния.
С моей точки зрения данная тема представляет большой интерес. С
переходом к капиталистическому развитию страны она стала ещё более
актуальной. Появились новые явления, как в жизни общества, так и в жизни
семьи. Нельзя отрицать, что развитие молодого поколения идёт по новому
пути.
В XX веке уменьшение воспитательной роли семьи обнаружилось в
индустриальных, развитых странах в связи с кризисом семьи и семейного
образа жизни в ходе определенных процессов:
1) процесс нуклеаризации – разъединения поколений в семье,
распространения нуклеарной, двухпоколенной семьи, которая состоит из
родителей и детей, при взрослении которых происходит их отдаление от
родителей;
2) процесс конъюгализации – сведения единства семейной
жизнедеятельности, единства «родства – родительства – супружества» к
супружескому партнерству и сексу, то есть к таким отношениям, которые
предполагают минимизацию родственно-родительских связей;
3) процесс индивидуализации – смещение центра общения с совместного
супружества на формы внесемейного и внесупружеского образа жизни.
Во второй половине XX столетия система факторов, связанных с
«модернизацией» индустриально развитых стран, привела к ряду негативных
тенденций, свидетельствующих о глубоком кризисе института семьи. Социальный
порядок устранил ценностные опоры семейного родительства, погасив
стремления семьи к обзаведению несколькими детьми.
Процессы семейного кризиса наблюдались в России с конца 60-х годов. Они
наблюдаются и до сих пор. Рассматривая воспитательную роль семьи в России
нельзя не учитывать общемировые тенденции ослабления института семьи. Но,
анализ воспитательного воздействия российской семьи на новые поколения
осложняется действием специфических факторов.
Ускоренная урбанизация и индустриализация Российской Федерации привели
к резкой деформации структуры семьи, к смене трехпоколенной сельской семьи
семьей городской двухпоколенной. При этом ключевое значение имела
поддерживаемая государством передача социализирующих функций семьи
специализированным институтам воспитания и образования (детским дошкольным
учреждениям, школам, интернатам и т.д.).
Единый прежде семейный авторитет распался на ряд противоречащих друг
другу «социализационных авторитетов», подвергся многоступенчатому
расщеплению. В связи с этим создался постоянный источник конфликтной
социализации молодежи, находящий разнообразные формы в соответствии с
историческим временем и меняющимися условиями жизни. Проявление этой
конфликтности можно увидеть в несогласованности воспитательных действий -
от нарушения социокультурного поведения до социальной патологии (бегство от
своего Я, суицид, насилие, правонарушения). Криминальные формы конфликтной
социализации принуждают к созданию учреждений повторной, принудительно
социализации несовершеннолетних.
Все ныне известные заменители семейного воспитания являются целевыми,
специализирующимися на целях воспитания детей. Вокруг этих целей
выстраивается функционирование организаций с определенным уставом, штатом,
что неизбежно приводит к появлению неформальных структур, которые
противостоят формальной (в армии – «старики» и «салаги»).
Семейная социализация лишена этого противоборства формальных и
неформальных структур, так как семья не является целевой формальной
организацией и внутрисемейные роли включают в себя определенные права и
обязанности по домохозяйству и семейному производству.
Расщепление семейного авторитета обнаружилось первоначально в распаде
расширенной семьи на ряд нуклеарных семей и при расколе авторитета главы
расширенной семьи на ряд авторитетов глав нуклеарных семей. Миграция из
деревень в города, в городские коммунальные квартиры способствовала
разъединению взрослых детей и их родителей. Это способствовало нарушению
семейной преемственности поколений, отдалению, изоляции новых поколений от
старших.
Урбанизация страны способствовала закреплению этой тенденции, новые
города и поселки возникали вокруг строящихся заводов и комбинатов. Жилищная
стесненность нарушила семейно-родственные связи, оставляя нуклеарную семью
в окружении «чужих» людей. Это резко контрастирует с интенсивностью семейно-
родственных и соседских контактов на селе, где все знают друг друга. Город,
приучая людей к постоянным контактам в транспорте, магазине, создает фон
отчуждения людей друг от друга, феномен отсутствия людей при их
соприкосновении. Эта городская особенность психологически весьма опасна как
основа и для криминального поведения. Только социально-психологические
особенности семьи позволяют сформировать у личности способности
переключения с кода обезличенного взаимодействия на код личностного общения
без каких-либо отклонений от общепринятых норм. Раскол семейного
авторитета, особенно резкий в городских семьях, усугубляет для подрастающих
поколений тенденцию к девиантности поведения среди «чужих».
Раскол семейного авторитета происходит также при разрушении семейного
производства как арены совместной деятельности родителей и детей, как арены
трудового воспитания и формирования семейных династий по профессиональной
их ориентации. В семейном домопроизводстве никто не чувствует себя
батраком, наемником, а семейный авторитет родителей укрепляется благодаря
их профессиональному мастерству, передаваемому в процессе обучения.
Отсутствие у семьи общесемейного дела лишает членов семьи чувства хозяина
своей жизни, самоуважения и достоинства. Только родители, имеющие свободные
профессии, занимающиеся творчеством в стенах дома, способны передать по
наследству свои профессиональные знания, навыки – только немногие в
условиях капиталистического наемничества способны создавать семейные
династии артистов, художников, писателей, музыкантов. Эти немногочисленные
исключения подтверждают огромное значение совместного общесемейного дела
родителей и детей как ведущего фактора полноценной социализации потомства и
поддержания высокой планки семейного авторитета.
Еще один момент, связанный с нарушением семейного производства
капиталистической индустриализацией – удлинение периода социализации.
Многие считают социализацию молодежи до 25 лет признаком прогресса, в связи
с этим трудовое воспитание детей встречается в штыки, объявляется
эксплуатацией детей. Здесь корни запретов труда несовершеннолетних даже
вместе с родителями, поскольку труд изначально мыслится внесемейным и
является таковым. В результате родителям оставляется возможность проявить
себя в качестве воспитателей не в серьезном деле, а во время отдыха,
туризма. Затягивание учебы и ученичества без настоящего труда ставит
подростков в положение недовзрослых, социально не признаваемых взрослыми
людей. Отсрочка социального признания резко противостоит процессу
акселерации – ускоренного развития физического и полового воспитания.
Отсюда идет нагромождение острых социальных проблем материнства
несовершеннолетних, сексуальной вседозволенности, групповой секс. Ранние
браки как попытка приобретения статуса социализированной взрослости в
период затянувшегося ученичества и, как следствие, - рост разводимости из-
за социальной неготовности к родительским ролям – все это следствие разрыва
между социальной и физической зрелостью, удлинения социализационного
периода в связи с развалом семейного авторитета по причине краха семейного
производства.
Индустриализация и вовлечение женщин в систему государственного
производства ведут к еще одной разновидности дробления семейного
авторитета. Занятость женщин-матерей вне дома ставит матерей и отцов в
положение конкурентов. Взамен взаимно дополняющих друг друга ролей матери и
отца в системе семейного производства, взамен единства родительского
авторитета и единства родительского влияния на детей и подростков,
занятость женщин, понижающая уровень оплаты труда мужчин, привела к
конкуренции мужей и жен на рынке труда. Подобная конфликтность не могла не
сказаться и на семейных отношениях отцов и матерей, что и является причиной
роста разводов. Общий семейный авторитет был раздроблен на два родительских
авторитета, находящихся в противостоянии. Более того, произошло снижение
авторитета отца, и усиление авторитета матери.
Вовлечение женщин в производство происходило в условиях существования
социокультурных норм разделения мужских и женских обязанностей. Крах
семейного производства коснулся прежде всего мужчин, урбанизация закрепила
исчезновение тех видов домашнего труда, которые выполнялись мужчинами. Но
за женщинами остались их прежние домашние роли, теснее всего связанные с
функцией материнства. Отсюда доминирование матери в домашнем хозяйстве и в
семье, дополняемое большим времяпрепровождением матери дома в связи со
льготами, предоставляемыми матерям государством по уходу за детьми. Эти
льготы породили своеобразную систему матриархата.
Перекос семейного авторитета в сторону роли матери обусловлен также
перевесом женских поколений над мужскими в первое послевоенное десятилетие.
Распространение матерей-одиночек способствовало укреплению социального
признания альтернативных семей с одним родителем, легитимности статуса
матерей-одиночек.
Таким образом, в течение нескольких десятилетий структура родительского
авторитета, присущая расширенной семье, радикально трансформировалась,
сузившись до семейного авторитета нуклеарной семьи, к тому же лишенного
трудового сотрудничества родителей и детей обремененного необходимостью
длительной опеки в связи с затягиванием периода социализации; наконец,
зауженный авторитет семьи оказался раздроблен на два противоречащих друг
другу авторитета отца и матери с усилением последнего.
Ослабление родительского авторитета в результате передачи детей на
время работы родителей вне дома в детсады-школы-училища-вузы и т.п.
происходило в связи с внесемейными влияниями воспитателей на формирование
личности ребенка. В этой ситуации дети лишаются не просто непосредственных
контактов с родителями большую часть дня, они лишаются социализирующего
влияния родителей в совместной деятельности с ними, влияния, которое
замещается воспитателями и группами сверстников. Все целевые воспитательные
учреждения в советскую эпоху осуществляли с помощью «парт-проф-комсомол-
пионерорганизаций» единую политическую социализацию, которая могла и не
совпадать с политическими ориентациями родителей или с их религиозными
воззрениями.
Спад рождаемости связан с тупиковыми, неразрешимыми проблемами
родителей – рожать детей ради деторождения, или ради того, чтобы их пичкали
чем-то чуждым посторонние люди? Из-за этого социальные и экономические
мотивы рождения детей сошли на нет. Ведущим мотивом стало обзаведение
малышом, маленьким, полностью зависимым от взрослых, искренне любящим
родителей и послушным – в этом выразилось негативное отношение к
последующим возрастным стадиям детей с их неподчинение старшим. В итоге –
мало кто решается на трех и более детей в семье, вторым обзаводится лишь
четверть, а первенец появляется как дань вступлению в брак.
Политизации воспитания служили средства массовой информации, устная
пропаганда, занятия в политкружках. В начале 90-х годов молодежь отвергла
уготованную ей отцами и дедами систему, продемонстрировав отказ от
стремления занять место старшего поколения, от социальной преемственности
поколений. Причины этого многообразны. Но хочется особо отметить
конфликтность социализации новых поколений.
Разрушение семейной преемственности, согласованности ориентаций дедов-
отцов-внуков прямо повлияло на крах социальной преемственности, советской
модели социализации молодежи, не захотевшей идти по стопам старших
поколений. Противоречивость и противоположность социализирующих авторитетов
при уменьшении периода социализации и ослаблении семейной социализации
потомства – вот фон эклектической, фрагментарной, дисфункциональной
социализации. В этих условиях проблема полноценной социализации поколений,
проблема органического замещения внешнего контроля внутренним самоконтролем
может решаться путем отхода от общественного в сторону групповых
подростковых и молодежных субкультур.
Занятость родителей и детей вне дома, ведущая к дефициту эмоционального
контакта между ними, толкает детей к поиску глубоко личных интимных
отношений в неформальных группах сверстников, возникающих в рамках целевых
формальных воспитательных учреждений и в территориальных объединениях по
месту жительства. Разваливающийся семейный авторитет компенсируется при
этом авторитетом группы равных и авторитетом ее лидера. И вскоре эти
группировки приобретают самостоятельную ценность в глазах их участников,
все более закрепляя их отчуждение от семьи.
Происходит переоценка референтных фигур, подростки прощаются с
детством, с иллюзиями в отношении своих родителей, в дальнейшем эти
субкультуры усиливают значимость непосредственных контактов в группе.
Неуверенность подростков, оторванных от семьи, перед ситуациями
соперничества за лидерство среди ровесников сильнее притягивает их друг к
другу по законам стаи – отсюда обязанность в соблюдении групповых
принципов, нетерпимость к отклонениям от них.
В группах ровесников процветает приверженность групповым ценностям,
снимающая проблему индивидуальной ответственности за групповые действия.
Идет переадресовка самоконтроля на уровень группового МЫ. Таким образом,
вовлеченность в неформальные группы сверстников ухудшает социализацию
поколений.
В Европе происходит тоже самое, что и в России. Проследить
социокультурные модели воспитания детей можно обратившись к таблице 2, на
которой они представлены. (См. ПРИЛОЖЕНИЕ)
Таким образом, здесь мы попытались выделить основные исторические
особенности семейной социализации. Эти особенности присущи не только
российской действительности, но и многим западным. Единственное различие
состоит в том, что на Западе этот процесс уже прошел, а мы лишь только
находимся на уровне вхождения в капиталистическую стадию развития, и
поэтому у нас еще все впереди.

§3. Семейная социализация.

Отсутствие сплоченности, дезорганизация семьи открывают двери для
внесемейных влияний.
Нормативные влияния вообще и семейные в частности действуют с помощью
норм-образцов, моделей поведения, знание которых позволяет каждый раз не
искать заново решений в стандартных ситуациях, а вести себя как бы
автоматически, в соответствии с принятыми в данной социокультурной среде и
усвоенными личностью шаблонами. Семейные ритуалы в наибольшей степени
связаны с нормами- образцами, поскольку степень стандартизованности,
повторяемости ситуаций повседневной семейной жизни чрезвычайно высока.
Процесс возникновения личности выступает как процесс преобразования
биологически заданного материала силами социальной действительности,
существующей до, вне и совершенно независимо от этого материала.
Иногда этот процесс называют "социализацией личности". На наш взгляд,
это название неудачно, потому что уже предполагает, будто личность как-то
существует и до ее социализации". На деле же "социализируется не личность,
а естественно-природное тело новорожденного, которому еще лишь предстоит
превратиться в личность в процессе этой "социализации", т.е. личность еще
должна возникнуть. И акт ее рождения не совпадает ни по времени, ни по
существу с актом рождения человеческого тела, с днем физического появления
человека на свет.
Поскольку тело младенца с первых минут включено в совокупность
человеческих отношений, потенциально он уже личность. Потенциально, но не
актуально.
Личностью – социальной единицей, субъектом, носителем социально-
человеческой деятельности – ребенок станет лишь там и тогда, когда сам
начнет совершать деятельность. На первых порах с помощью взрослого, а затем
и без него.
Напротив, нестандартные ситуации регулируются с помощью норм-
принципов, определяющих ценностную направленность действий.
Нормативное воздействие в семье принимается индивидом, чтобы сохранить
свой межличностный статус и получить одобрение от других. Это, однако, не
означает, что индивид обязательно разделяет принимаемые, им мнения.
При информационном воздействии семьи индивид разделяет семейную картину
мира, принимает ее как истинную, но не ищет обязательного одобрения со
стороны других.
Семьи "традиционные" и "современные" различаются между собой не как
носители нормативного или информационного влияния, а по соотношению их
участия в социализационном процессе.
Ослабление сплоченности семьи уменьшает как силу ее нормативного
воздействия, так и ее надежность и устойчивость как источника информации
для индивида.
На рисунке 1 представлены проводники (агенты) социализации. (См.
ПРИЛОЖЕНИЕ).
Формирование в семье гибкой переключаемости ребенка с кода поведения
"среди своих" на код "среди чужих" и обратно.
Чем сплоченнее семья, тем сильнее семейное МЫ, тем отчетливее признаки
и атрибуты того, что "мы свои".
Оппозиция своего и чужого распространяется и на общезначимые ценности.
Так, было бы дико, если бы дома, в семье близкие люди вели себя как
начальники и подчиненные и т.п. Такая тенденция характерна для учреждений
общественного воспитания, для детских домов и приютов, воспитатели которых
стремятся к тому, чтобы дети, находясь у себя дома, вели себя как "на
людях" по "полным" нормам социального поведения.
Однако общечеловеческая норма "своего" поведения в стенах своего дома
отменяет служебную субординацию и требует, чтобы, например, гость, даже
если он генерал и вообще начальник, вел себя именно как гость и чтобы
хозяева не вытягивались перед ним во фрунт, даже будучи в действительности
вне домашней жизни его подчиненными.
Как известно, в разного рода неформальных группах и кликах (например,
подростковых) эта тенденция "свойскости", временной отмены общезначимого
абсолютизируется. Поэтому семья противостоит гипертрофии "чужести",
навязываемых детям в приютах, и свирепости "мы свои", обнаруживаемой в
шайках и кликах (своеобразным проявлением этого является присущее диким
племенам людоедов убеждение, что они никаким людоедством не занимаются: "Мы
нас не ели, мы их ели, потому что они – не мы", т.е. не люди).
Именно в семье закладываются основы умения быстро переключаться со
"своего" на "чужое" и обратно. Не принадлежность детей к "плохим" или
"хорошим" семьям делает их самих "плохими" или "хорошими", а неспособность
семьи (благополучной или неблагополучной) привить детям умение отменять
там, где надо, общечеловеческое или ущемлять исконно свое. Именно поэтому
важно изучать роль социальной структуры в этом процессе, социальные факторы
подобного влияния семьи на социализацию личности, характеризующейся
гибкостью или ригидностью механизма самоконтроля.
Нуклеарная семья является той изначальной социальной матрицей, внутрь
которой уходят корни личности и откуда берутся ее истоки Я. Семья
ориентирует ребенка, прежде всего, на членов семьи и других родственников и
лишь затем – на социальное окружение и общество в целом. Для социолога
важно знать, как именно в семье индивид (в момент рождения – еще только
предпосылка и предусловие человека) делается личностью.
Недостаточно сказать только о конечном результате, надо раскрыть и
механизмы социализации. Это заставляет взглянуть на поэтапное формирование
личности с точки зрения вклада семьи в становление механизма, управляющего
поведением, т.е. в формирование структуры диспозиционной регуляции
индивидуального поведения.
Поскольку человек существует в истории и изменяется не за счет
анатомических трансформаций или только наследственности, а благодаря
изменениям своего поведения и культуры, постольку результаты действий
зависят не просто от сочетания внутренних и внешних предпосылок, а от
личностного определения возникающих жизненных ситуаций, т.е., говоря
другими словами, от их индивидуальной оценки.
Индивид рождается с генетически заданным набором физиологических
потребностей. Но это рождение происходит в разных по социально-
экономическим условиям семьях (семейных ситуациях). Поэтому, анализируя
процесс социализации, следует выделять типические ситуации в семьях разного
типа, различным образом воздействующие на удовлетворение тех или иных
потребностей.
Иными словами, надо знать, какие именно семейные ситуации по фазам
семейного цикла и каким образом влияют на те или иные конкретные
потребности социализируемого ребенка.
В разных теориях социализации подчеркиваются и разные аспекты семейной
социализации, что, собственно, и отличает одну теорию от другой.
В психоанализе внимание фокусируется на инстинктивных влечениях и на
роли бессознательного. Семейные ситуации типологизируются по
взаимоотношениям матери – сына, отца – дочери. Среди потребностей
выделяется либидо (половое влечение). Изначальная социокультурная
конфликтность ролей родителей и детей обнаруживается, в самых ранних
детских возрастах. И если она не находит своего разрешения в семье, то
активизирует влечения взрослого все его оставшуюся жизнь. Психоанализ
интересен структурированием личности как взаимодействия противоречащих друг
другу «сверх Я» и «ОНО», достигающих уравновешивания в «Я».
Среди диспозиций центральное место принадлежит Я как главной ценности
личности. Поэтому фрейдовская трактовка Я как регулятора между половым
влечением к родителю противоположного пола и социальным ограничением этого
влечения интересна не содержательным конфликтом между сексуальным и
социальным, а моделированием конфликта между обществом и личностью в самой
структуре человеческого Я. Важно, что подобная амбивалентность Я
обнаруживается с первых дней социализации и что в психоанализе показан
механизм самоограничения Я, формирования совести или социальной
ответственности личности, умения подчинять индивидуальное общему. Любовь
или ненависть к родителям порождают чувство вины и разные формы сублимации
этих чувств.
В когнитивных теориях, акцентирующих рациональность человеческого
поведения, роль семьи обнаруживается в моральном развитии ребенка.
Например, теория перехода от эгоцентризма к релятивизму Ж. Пиаже
рассматривает эгоцентризм как когнитивную незрелость, как веру в то, что и
другие определяют ситуации и события точно так же, как и ребенок, т.е.
помещая его в центр Вселенной. Любовь и забота родителей, согласно этой
точке зрения, укрепляют этот "реализм", когда мир искривляется под себя и
когда оказывается невозможной подлинная кооперация с другими.
В этот же период (до 6-7 лет) зависимость ребенка как младшего от
старших связана с его эмоциональной односторонностью по отношению к
родителям, чувствами "слепой" привязанности и любви. Именно это, кстати,
больше всего нравится в малышах малодетным родителям (бэби-комплекс).
В полноценной семье после 7 – 8 лет освобождение ребенка от пут
эгоцентризма, "реализма" и зависимого почитания родителей идет быстрее. Но
процесс формирования более релятивистской картины мира может задерживаться.
И тогда в среде сверстников могут разгораться бои за навязывание своей Я-
центристской концепции другим. Причем обычно все успехи приписываются себе,
своим способностям, а неудачи – обстоятельствам, "помехам" со стороны
других. "Хорошая" социализация в семье позволяет избежать этой тенденции,
формирует социально компетентную личность, способную брать ответственность
на себя, а не списывать все на неблагоприятные условия.
В теории Дж. Мида процесс формирования Я рассматривается как своего
рода отход от центристской тенденции, как включени

Новинки рефератов ::

Реферат: Открытый урок по биологии (Педагогика)


Реферат: Философия Платона (MS WORD 2000) (Философия)


Реферат: Сравнительная характеристика животных Типа хордовых Подтипа позвоночных (Биология)


Реферат: Глобализация: миф или реальность? (Политология)


Реферат: Астат (Химия)


Реферат: Сборка червячного редуктора (Технология)


Реферат: Конституция США: Общая Характеристика (Право)


Реферат: Диплом из СГМТ по расчету парового котла (Технология)


Реферат: Метод наблюдения (Социология)


Реферат: Приложение Microsoft Office – WordArt (Программирование)


Реферат: Телефонный справочник (Программирование)


Реферат: Аккумуляторные батареи (Технология)


Реферат: Категории земель. Земли поселений (Право)


Реферат: Основные обязанности осужденных (Право)


Реферат: Монтаж щитов, пультов и стативов (автоматизация) (Технология)


Реферат: Идеи развития в трудах Я.А. Коменского, М. Монтеня, Ж.-Ж. Руссо (Педагогика)


Реферат: Инновационный менеджмент (Менеджмент)


Реферат: Марковские цепи (Математика)


Реферат: Изменения функций семьи в XX веке (Психология)


Реферат: Темы по английскому за 9 класс (Иностранные языки)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист