GeoSELECT.ru



Культурология / Реферат: Культура России X-XIIвв. (Культурология)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Культура России X-XIIвв. (Культурология)


Вступление
Первые упоминания о славянах в греческих, римских, арабских и
византийских источниках относятся к рубежу 1 тыс. н.э. К VI в. произошло
выделение восточной ветви славян. В VI — VIII вв. в условиях нараставшей
внешней опасности протекал процесс политической консолидации
восточнославянских (поляне, древляне, северяне, кривичи, вятичи и др.) и
некоторых неславянских племен (весь, меря, мурома, чудь), завершившийся
образованием Древнерусского государства—Киевская Русь (IX в.). Будучи одним
из крупнейших государств средневековой Европы, оно простиралось с севера на
юг от побережья Ледовитого океана до берегов Черного моря, с запада на
восток — от Балтики и Карпат до Волги. Таким образом, Русь исторически
представляла собой контактную зону между Скандинавией и Византией, Западной
Европой и Арабским Востоком, Но взаимодействие культур для Руси не
сводилось к рабскому подражанию или механическому соединению разнородных
элементов. Обладавшая собственным культурным потенциалом, дохристианская
Русь творчески усваивала влияние извне, что обеспечило ее органичное
вхождение в общеевропейский историко-культурный ландшафт и породило
"вселенскость" как характернейшую черту русской культуры. В результате
объединения восточнославянских племен постепенно сложилась древнерусская
народность, обладавшая известной общностью территории, языка, культуры и
явившаяся колыбелью трех братских народов — русского, украинского и
белорусского.

Славянское язычество

Высокий уровень образно-поэтического, иррационального мировосприятия
сложился у восточных славян в "дописьменный" период, в эпоху язычества.
Славянское язычество являлось составной частью комплекса первобытных
воззрений, верований и обрядов первобытного человека на протяжении многих
тысячелетий. Термин "язычество" — условный, его используют для обозначения
того многообразного круга явлений (анимизм, магия, пандемонизм, тотемизм и
др.), которые входят в понятие "ранние" формы религии. Спецификой язычества
является характер его эволюции, при которой новое не вытесняет старое, а
наслаивается на него. Неизвестный русский автор "Слова об идолах" (XII в.)
выделил три основные этапа развития славянского язычества. На первом они
"клали требы (жертвы) упырям и берегиням", т.е. поклонялись злым и добрым
духам, управлявшим стихиями (водными источниками, лесами и т.п.). Это
дуалистический анимизм[1] глубокой древности, когда люди верили, что
божество в образе духа живет в различных предметах и явлениях, а животные,
растения и даже скалы имеют бессмертную душу. На втором этапе славяне
поклонялись Роду и рожаницам. По мнению Б.А. Рыбакова, Род — древнее
земледельческое божество Вселенной, а рожаницы — божества благополучия и
плодородия. По представлениям древних, Род, находясь на небе, распоряжался
дождем и грозой, с ним связаны источники воды на земле, а также подземный
огонь. От Рода зависел урожай, недаром в восточнославянских языках слово
урод употреблялось в значении урожай. Праздник Рода и рожаниц - это
праздник урожая. По представлениям славян, Род давал жизнь всему живому,
отсюда целый ряд понятий: народ, природа, родня и др. Отмечая особое
значение культа Рода, автор "Слова об идолах" сопоставлял его с культами
Осириса[2] и Артемиды[3] . Очевидно, Род олицетворяет собственно славянскую
тенденцию перехода к монотеизму. С основанием в Киеве единого пантеона
языческих богов, а также во времена двоеверия, значение Рода снизилось — он
стал покровителем семьи, дома. На третьем этапе славяне молились Перуну,
т.е. сложился государственный культ княжеско-дружинного бога войны, который
первоначально почитался богом грозы.
Кроме упомянутых, на разных этапах язычества у славян существовало
множество других божеств. Важнейшими в доперуново время были Сварог (бог
неба и небесного огня), его сыновья — Сварожич (бог земного огня) и
Даждьбог (бог солнца и света, податель всех благ), а также другие солнечные
боги, носившие у разных племен и другие имена— Ярило, Хоре. Имена некоторых
богов связывают с почитанием солнца в разные времена года (Коляда, Купало,
Ярило). Стриборг считался богом воздушных стихий (ветра, бурь и т.д.).
Велес (Волос) являлся покровителем скота и богом богатства, вероятно,
потому, что в те времена скот был основным богатством. В дружинной среде
Велес считался богом музыки и песен, покровителем искусства, недаром в
"Слове о полку Игореве" легендарный певец Боян назван велесовым внуком.
Вообще культ Велеса был необычайно распространен во всех славянских землях
судя по летописи, его именем клялась вся Русь. По народным представлениям,
спутницей Велеса была богиня Мокошь (Макошь, Мокоша, Мокша), как-то
связанная с овцеводством, а также являвшаяся богиней плодородия,
покровительницей женщин, домашнего очага и хозяйства. Еще долгое время
после принятия христианства русские женщины почитали свою языческую
покровительницу. Об том свидетельствует один из вопросников XVI в., в
соответствии с которым священник на исповеди должен был спрашивать
прихожанок: "Не ходила ли еси к Мокоше?".
Местом отправления культа служили капища, требища, храмы, в которых
волхвы — жрецы языческой религии — молились, совершали различные обряды,
приносили жертвы богам (первый урожай, первый приплод скота, травы и венки
из пахучих цветов, а в каких-то случаях — живых людей и даже детей).
Осознавая значение религии для укрепления княжеской власти и
государственности, Владимир Святославич[4] в 980 году попытался
реформировать язычество, придав ему черты монотеистической[5] религии. В
единый для всей Руси пантеон были включены наиболее почитаемые разными
племенами боги, в том числе, кроме славянских, персидский — Хоре, финно-
угорская — Мокошь. Первенство в иерархии богов было отдано, конечно же,
княжеско-дружинному богу войны Перуну, для повышения авторитета которого
Владимир даже приказал возобновить человеческие жертвы. Состав киевского
пантеона раскрывает цели реформы: укрепление центральной власти,
консолидация господствующего класса, объединение племен, утверждение новых
отношений социального неравенства. Но попытка создать единую религиозную
систему, сохранив старые языческие верования, не увенчалась успехом.
Реформированное язычество сохраняло пережитки первобытного равенства, не
устраняло возможности традиционного поклонения только своему,
родоплеменному божеству, не способствовало формированию новых норм морали и
права, соответствовавших изменениям, происходившим в социально-политической
сфере.

Фольклор

Языческое мировоззрение нашло свое художественное выражение в народном
творчестве еще в дохристианскую эпоху. Позднее, в период двоеверия,
языческая традиция, гонимая в сфере официальной идеологии и искусства,
нашла прибежище именно в фольклоре, прикладном искусстве и т.п. Несмотря на
официальное неприятие дохристианской культуры, именно взаимовлияние
языческой и христианской традиций в домонгольский период способствовало
"обрусению" византийских художественных норм и, таким образом, созданию
самобытной культуры средневековой Руси.
С незапамятных времен развивалась устная народная поэзия древних
славян. Заговоры и заклинания (охотничьи, пастушеские, земледельческие);
пословицы и поговорки, отражавшие древнейший быт; загадки, часто хранящие
следы древних магических представлений; обрядовые песни, связанные с
языческим земледельческим календарем; свадебные песни и похоронные плачи,
песни на пирах и тризнах. С языческим прошлым связано и происхождение
сказок.
Особое место в устном народном творчестве занимали "старины" —
былинный эпос. Былины киевского цикла, связанные с Киевом, с Днепром
Славутичем, с князем Владимиром Красно Солнышко, богатырями, начали
складываться в Х — XI вв. В них по-своему выразилось общественное сознание
целой исторической эпохи, отразились нравственные идеалы народа,
сохранились черты древнего быта, событий повседневной жизни. Устное
народное творчество явилось неисчерпаемым источником образов и сюжетов,
веками питающих русскую словесность, изобразительное искусство, музыку.
Принятие христианства
Дохристианская Русь в области материальной культуры, в сфере
религиозных (языческих) представлений, многоликой стихии народного
творчества достигла, безусловно, высокой ступени развития и оказалась в
основном готовой к восприятию новых идей (в виде сложнейшей концепции
христианского вероучения) и образно-художественного мышления, присущего
византийской культуре. Поэтому вполне закономерно выглядит второй шаг
Владимира Святославича в области религиозных преобразований. Согласно
летописи, в 988 — 989 г. киевский князь, увидев "заблуждение язычества",
оказался перед трудным выбором, какую из имевшихся в других странах
монотеистических религий выбрать. Владимир принял и выслушал проповедников
мусульманства из Волжской Болгарии, иудаизма из Хазарского каганата,
католицизма "из немцев" и православия из Византии, а затем отправил в эти
страны своих послов, чтобы те на месте убедились в преимуществах того или
иного вероисповедания. Интересно, что решающим доказательством истинности
веры русские послы сочли красоту. "Не знаем, на небе ли мы были или на
земле, ибо нет на земле такого вида и такой красоты, и мы не знаем, как
рассказать об этом; только знаем, что там Бог с человеками пребывает, и
Богослужение их лучше, чем во всех иных странах. Мы не можем забыть красоты
той",— рассказывали посланцы Владимиру о своем посещении Софийского собора
Константинополя. Так якобы была решена историческая судьба Руси: она
приняла крещение из Византии, и это определило ее вхождение в систему
связей и взаимодействий, сложившихся на православном Востоке.
Легендарный рассказ летописи, конечно, нуждается в комментариях.
Совершенно очевидно, что христианизация Руси не могла быть единовременным
событием. Этот сложный процесс продолжался веками, причем начался он
значительно раньше реформы Владимира. Достаточно широко в литературе бытует
мнение (в значительной мере основанное на рассказе Никоновской летописи),
что впервые в качестве государственной религии христианство было принято в
Киеве, по крайней мере, в 860-е гг., и что первыми русскими князьями-
христианами были Дир и Аскольд. Вторжение варягов-язычников во главе с
Олегом временно привело к победе язычества, тогда как христианство было
оттеснено на задний план, но не исчезло с русской земли. Яркое тому
свидетельство, например, крещение княгини Ольги. Кроме того, по меньшей
мере столетием ранее второго, Владимирова, крещения Русь имела связи с
христианской Болгарией времен Симеона (864? — 928 г.) и, возможно, с
Великоморавской державой, где болгарские просветители и миссионеры Кирилл и
Мефодий в 869 (870?) г. организовали славянскую церковь. Есть основания
предполагать, что более ранним и, при этом довольно значительным, могло
быть болгарское, а не прямое византийское влияние. Накануне второго
крещения Русь уже получила значительную долю того, чем владела Симеоновская
Болгария — тексты Священного писания на церковнославянском языке,
богословские сочинения "солунских братьев" (Кирилла и Мефодия) и пр. Об
этом есть упоминание и в русской летописи. Прямое же восприятие
византийской христианской культуры вследствие реформы Владимира было уже
вторичным. Кроме того, надо иметь в виду, что и после 988 г. утверждение
христианства, особенно в отдаленных землях Киевской Руси происходило в
течение долгого времени и совсем не просто—иногда силой, а зачастую
приспосабливаясь к языческому мировоззрению. Как ни парадоксально, важным в
укреплении позиций христианства стало нашествие монголо-татар. Перед лицом
страшной опасности русские люди осознали свое единство как христиане в
противовес завоевателям-язычникам.
С введением новой религии Русь окончательно определила свое вхождение
в общеевропейский историко-культурный ландшафт. Христианство с его
монотеизмом, иерархией святых, развитым учением о господстве и подчинении,
проповедью непротивления злу и насилию наиболее полно отвечало феодальному
строю и способствовало укреплению монархической государственности. Религия,
имеющая космополитический характер, а значит пригодная для любой этнической
группы, входившей в государство, оказала цементирующее воздействие на
процесс формирования древнерусской народности.

Письменность и просвещение

Письменность у восточных славян возникла из потребностей социального
развития в эпоху формирования феодальных отношений и становления
государственности.
О наличии письменности у восточных славян дохристианской поры с
уверенностью сообщают арабские и немецкие источники Х в. В них, например,
упоминается о надписи на памятнике воину-русу, о пророчестве на камне в
славянском языческом храме, о "русских письменах", полученных одним из
кавказских царей. Археологические данные свидетельствуют об использовании
письменности и для бытовых целей: в Гнездовских курганах у села Гнездово к
югу от Смоленска найден глиняный сосуд с надписью, датированной, по крайней
мере, серединой Х в. Черноризец Храбр в сказании "О письменах" (рубеж IX —
Х вв.) отмечал, что пока славяне были язычниками, они использовали "черты"
и "резы" (не сохранившееся пиктографическое, т.е. рисуночное письмо), при
помощи которых "чтаху и гадаху" (читали и гадали). Так как область
применения такого письма весьма ограничена (календарные знаки, знаки
собственности и т.п.), для записи сложных текстов славяне использовали так
называемую "протокириллицу" (запись славянских слов с помощью греческого
алфавита).
Полагают, что при создании славянской азбуки братья-миссионеры Кирилл
и Мефодий могли использовать древнерусские письмена. Первоначально (во 11-й
половине IX в.) ими был создан глаголический алфавит, а на рубеже IX—Хвв.
появиласысириллица, возникшая в результате упрощения глаголицы. Кириллица
получила на Руси наибольшее распространение. Принятие православия,
допускающего богослужение на национальных языках, способствовало
распространению письменности. Грамотность была распространена не только
среди феодалов и служителей культа, но и среди простых горожан. Об этом
говорят многочисленные берестяные грамоты, обнаруженные в Новгороде,
Пскове, Смоленске, а также надписи-граффити[6] на стенах, сохранившиеся в
храмах Киева, Новгорода и других городов. При Владимире Святославиче и
Ярославе Мудром началось "учение книжное" детей "нарочитой чади", "старост
и поповых детей", были созданы первые школы для девочек.

Общественно-политическая мысль и литература

Острая публицистичность древнерусской литературы позволяет
рассматривать многие литературные произведения одновременно как памятники
общественно политической мысли. Большинству из них присущи монументализм
форм и историзм содержания. Ведущим жанром формирующейся русской литературы
было летописание. Наиболее значительным памятником в этом жанре является
"Повесть временных лет", составленная не ранее 1113г. монахом Киево-
Печерского монастыря Нестором. Главная задача сочинения сформулирована
автором в первых строках летописи: "се повести временных лет, откуда есть
пошла Руская земля, кто в Киеве нача первее княжити, и откуду Руская земля
стала есть". В основу "Повести" легли летописные своды XI в., не дошедшие
до нас, документы княжеских архивов, русско-византийские договоры Х в.,
фрагменты византийских хроник и пр. Летопись, наряду с погодными записями
сведений о важнейших политических событиях, содержит много поэтических
легенд и преданий: о призвании варягов, о походах Олега на Царьград и
против хазар, о мести древлянам княгини Ольги за смерть Игоря и др.
Происхождение Древнерусского государства и княжеской династии дано на фоне
всемирной истории. Безусловно, крещение Руси и восприятие литературного
византийско-славянского наследия явились важнейшими предпосылками появления
у наших предков интереса к истории, а значит и формирования литературно-
исторического жанра — летописи, которая явилась самобытной формой
литературного произведения, возникшей на русской земле, в специфических
условиях, и не имеющей прямых аналогов в византийской и болгарской
культурах.
Древнейшее из известных нам произведений русской литературы — "Слово о
законе и благодати", написанное будущим митрополитом Иларионом между 1037 и
1050 гг. Сочинение Илариона — это рассказ о том, как слово Божие
распространялось среди людей сначала через иудейский "закон" (десять
заповедей, полученных Моисеем), затем через евангельскую, христианскую
"Благодать и Истину" (данные Иисусом Христом) и, наконец, достигнув Русской
земли, рассеяло "тьму идольскую", за что автор возносит похвалу Владимиру
Святославичу и молитву к Богу от имени новообращенных христиан-русичей.
Богословское сочинение, созданное древнерусским автором, отличалось от
старого канона[7] Иоанна Дамаскина[8] практичностью и историзмом. Используя
форму церковной проповеди, Иларион вышел за рамки традиционной теологии и
создал политический трактат, поднимавший важнейшие политические проблемы,
связанные с отношениями Киевской Руси с Хазарским каганатом и Византией, с
принятием христианства и с расцветом государственности в правление Ярослава
Мудрого. Необходимо отметить еще одну особенность, присущую русской
богословской мысли — символизм (использование метода символического
истолкования неясных мест в священных текстах).
Издавна любимым чтением наших предков была агиографическая литература
— жития святых. Житие рассказывало о жизни людей, достигших святости,
представляло образцы праведной жизни, убеждая, что прийти к такому
христианскому идеалу может человек, лишь поверяя свои дела евангельскими
заповедями.
Князья Борис и Глеб, младшие сыновья великого князя Владимира
Святославича, были первыми русскими святыми, которые удостоились
всенародного почитания и были канонизированы Русской православной церковью
после их трагической гибели в 1015 г. До нас дошли три житийных памятника,
посвященных Борису и Глебу: 1) летописная повесть под 1015 г.; 2) "Чтение о
житии и погублении блаженных страстотерпцев Бориса и Глеба" Нестора
Летописца (кон. XI в.); 3) "Сказание, страсть и похвала св. мучеников
Бориса и Глеба" неизвестного автора той же эпохи. Обращает на себя внимание
парадоксальность канонизации князей, павших в междоусобной борьбе за
власть, а не за веру, и возникает вопрос — в чем же новая церковь и
новообращенный русский народ видели святость и смысл их христианского
подвига?
Безусловно, в житиях святых присутствует морально-политическая идея —
утверждение права родового старшинства и дается практический образец для
подражания. Однако при более внимательном знакомстве с произведениями на
первый план с особой силой,выступает идея добровольного страдания, жертвы в
виде непротивления, отличная от героического мученичества, столь
характерного для древних византийских святых. "Подвиг непротивления есть
национальный русский подвиг, подлинное религиозное открытие новокрещеного
русского народа" (Г. Федотов). Образ страдающего и кроткого Спасителя, как
самая большая святыня принятый Русью, и отражение евангельского света
виделись русскому человеку сквозь лики русских страстотерпцев.
Одним из древнейших подлинных русских житийных произведений было
"Житие преподобного Феодосия Печерского", написанное Нестором (кон. XI в.).
Феодосии (ум. в 1074 г.)—третий святой, канонизированный Русской церковью,
но первый монах, представляющий русский тип аскетической святости. "Житие
Феодосия" — одно из лучших произведений летописца.
Один из списков "Повести временных лет" под 1096 г, содержит
"Поучение" Владимира Мономаха (1053 — 1125 гг.). В отличие от традиционного
жанра поучений, носивших религиозно-дидактический характер, это сочинение
содержит черты историко-политического трактата, со страниц которого
предстает образ идеального государственного деятеля — борца за единство
Руси, мудрого политика и смелого полководца, к тому же талантливого
писателя. В "Поучении" содержится автобиография Мономаха—древнейшая в
русской литературе.
Ко времени княжения Мономаха относится сочинение игумена Даниила в
жанре "хожений". Даниил совершил паломничество в Палестину, прожил там
шестнадцать месяцев и с большой точностью и выразительностью описал свое
путешествие.
Литература Киевской Руси богата литературными памятниками, написанными
в разных жанрах. К сожалению, наше представление о ней — неполное, ведь из
всей ее сокровищницы уцелела, избежала уничтожения во время пожаров,
наводнений и других бед лишь небольшая часть. Однако и она позволяет судить
о появлении еще в древнерусской литературе таких традиционных черт русской
словесности, сохранившихся до нового времени, как высокая гражданственность
и истинный патриотизм, целомудренная чистота образов и благородство
идеалов. Древнерусской литературе в целом присуще жизнеутверждающее начало:
даже в самых трагических произведениях мы не найдем отчаяния и уныния.
Наконец, издревле русские писатели с глубоким уважением относились к другим
народам, их обычаям и религиям. Древнерусская литература не знала
вымышленных сюжетов и героев, в ней всегда описывались исторические события
и реальные лица. Даже если автор вводил в сюжет фантастические (с
современной точки зрения) детали, то это не было художественным вымыслом,
ведь и сам автор, и читатели верили написанному. Кроме того, и персонажи
этих произведений либо герои, совершающие нравственные или военные подвиги,
либо безусловные злодеи.
Древнерусская литература не знала рифмованной поэзии, но она пронизана
образным мышлением — поэтическими сравнениями и гиперболами, содержит
множество примеров ритмической речи. Самобытность и высокий профессионализм
древнерусской литературы питали два неиссякаемых источника: устное народное
творчество и переводная литература различных жанров и стилей, та, что
тысячелетиями создавалась творческим гением народов Греции и Египта, Иудеи
и Сирии. Древнерусские писатели приобщились к лучшим образцам мировой
литературы, т.е. черпали из тех же источников, что и средневековые писатели
Западной Европы.

Архитектура

Для искусства домонгольской Руси характерна такая черта, как мону-
ментализм форм. Особое место в древнерусском искусстве занимала
архитектура. К сожалению, до нас дошли далеко не все архитектурные
сооружения того времени, а многие сохранились в искаженном виде. Но и
цилиндрическими сводами или куполами. Восточная часть здания имела
пристройку для алтаря в виде 1-3-5 полукруглых или граненых сооружений —
апсид. Поперечное пространство в западной части храма называлось нартексом.
Во внешней отделке храма использовалось вертикальное членение фасада на
прясла лопатками[9]. Полукруглое завершение верхней части прясла,
отвечающее конструкции перекрытия, т.е. торцу полуцилиндрического свода,
называлось закомарой.
В развитии техники каменного строительства главную роль играла
византийская школа, унаследовавшая традиции Древнего Рима. Например, широко
использовалась имевшая как конструктивное, так и эстетическое значение
кладка со скрытым рядом, при которой ряды кирпича на фасад здания выходили
через один, а промежуточный ряд был отодвинут вглубь и прикрыт слоем
розоватого раствора с примесью цемянки (толченой керамики). С точки зрения
современной науки, такая кладка весьма функциональна, ведь при меньших
затратах строительных материалов стена получается более прочной. К тому же
кладка со скрытым рядом, часто называемая "полосатой", (на поверхность
стены выходят, чередуясь, разноцветные полосы — чередующиеся ряды
необработанного камня и розоватого раствора — цемянки), обладает
своеобразной декоративностью, когда "игра" света и тени подчеркивает "игру"
цвета. Экстерьер храма, сложенного такой кладкой, практически не требовал
дополнительной отделки за исключением некоторых элементов, выполненных из
плинфы (плоского кирпича), например, в виде простых орнаментальных фризов,
украшавших фасады.
Об облике первого из известных нам каменных храмов Киевской Руси —
церкви Успения Богородицы (989—996 г., разрушена монголо-татарами во время
взятия Киева в 1240 г.) — можно судить лишь по остаткам фундамента,
элементам декора, письменным источникам. В 1031 — 1036 гг. в Чернигове
греческими мастерами был воздвигнут Спасо-Преображенский собор. Этот самый
"византийский" храм Киевской Руси сохранился до наших дней почти целиком. В
1037 г. Ярославом Мудрым был заложен каменный Софийский собор в
Киеве—пятиапсидный, 13-купольный. Как и Десятинная церковь, он был обнесен
внутренними двухэтажными галереями — гульбищем, снаружи к ним примыкали
одноэтажные, но более широкие галереи. Так же, как Десятинная церковь и
Спасо-Преображенский собор, София имеет выраженную пирамидальную
композицию. Пира-мидальность, наращение масс—черты, чуждые византийскому
зодчеству. Очевидно, ступенчатая пирамидальность, так же, как и
многоглавие, была исконно национальной чертой русского зодчества. Основные
декоративные элементы фасадов — двухуступчатые ниши и окна, тонкие колонки
на апсидах, выложенные из плинфы меандры (геометрический орнамент) и
кресты. Наибольшую декоративность фасадам сообщала живописная структура
кладки со скрытым рядом и полосами необработанного камня. Современный вид
собора — результат перестройки его в XVII в. в стиле украинского барокко.
Закончив возведение Софийского собора в Киеве, строители приступили к
сооружению Софийских соборов в Новгороде (1045 — 1050 гг.) и Полоцке (50-е
годы XI в.), в общих чертах повторивших плановую схему киевской Софии, но в
несколько упрощенном виде.
Хотя каменное строительство на Руси в Х — XI вв. велось главным
образом византийскими зодчими, эти постройки существенно отличались от
византийских, так как приезжие мастера решали на Руси новые задачи
(возводили храмы с очень большими хорами[10] и крещальнями, а также
использовали непривычные строительные материалы). Приходилось им считаться
и со вкусами заказчиков, воспитанных в традициях и эстетических
представлениях древнего деревянного зодчества. Таким образом, возникнув на
базе византийской архитектуры, каменное русское зодчество даже на самой
ранней стадии имело своеобразный характер и уже во второй половине XI в.
выработало собственные традиции. Именно на них ориентировались строители
следующего поколения.

Живопись

Искусство Киевской Руси связано с религией тематикой, содержанием и
формой, для него, как и для всякого средневекового искусства, характерно
следование канону (использование устойчивого набора сюжетов, типов
изображения и композиционных схем, освященных вековой традицией и
апробированных церковью). Порождением средневекового мировоззрения и
культового назначения искусства является его имперсональность (роль творца
церковь отводила себе, признавая художника лишь исполнителем).
В ряду изобразительных искусств Киевской Руси первое место принадлежит
монументальной живописи — мозаике[11] и фреске[12]. Систему росписи храмов
русские мастера восприняли от византийцев, и народное искусство повлияло на
древнерусскую живопись. Росписи храма должны были передать основные
положения христианского вероучения, служить своеобразным "евангелием для
неграмотных". Мозаики и фрески Софии Киевской позволяют представить систему
росписи средневекового храма. Мозаики покрывали наиболее важную в
символическом смысле и наиболее освещенную часть храма — центральный купол,
подкупольное пространство, алтарь (Христос Вседержитель в центральном
куполе и Богоматерь Оранта[13] в алтарной апсиде. Остальная часть храма
украшена фресками (сцены из жизни Христа, Богоматери, изображения
проповедников, мучеников и др.). Уникальны светские фрески Софии Киевской:
два групповых портрета Ярослава Мудрого с семьей и эпизоды придворной жизни
(состязания на ипподроме, фигуры скоморохов, музыкантов, сцены охоты и
т.п.).
В XI в., несомненно, было создано много произведений станковой
живописи — икон[14]. Киево-Печерский патерик[15] сохранил даже имя
знаменитого русского иконописца XI— нач. XII в., печерского монаха Алимпия,
который учился у греческих мастеров и "иконы писать хитр бе зело", но
большинство произведений этого периода до нас не дошло.
Задолго до крещения Руси христианские богословы, обосновывая культ
почитания икон (икона стала рассматриваться как видимый символ невидимого
мира, как "изображение тайных и сверхъестественных зрелищ"), выработали
жесткую систему их написания (иконографический канон). По преданию,
древнейшие христианские иконы появились либо чудесным образом ("Спас
Нерукотворный"), либо были написаны с натуры (изображение Богоматери
евангелистом Лукой, изображение первых христианских святых художниками,
которые лично знали и помнили их облик). Поэтому православная церковь
никогда не допускала писания икон с живых людей или по воображению
художника и требовала четкого соблюдения иконописного канона, который
закреплял те особенности иконописных изображений, которые отделяли "горний"
(божественный) мир от мира "дольнего" (земного). Условность письма должна
была подчеркнуть в облике изображаемых на иконе лиц их неземную сущность,
духовность. Для этого фигуры писались плоскими и неподвижными,
использовалась особая система изображения пространства (обратная
перспектива) и временных отношений (вневременное изображение). Условный
золотой фон иконы символизировал божественный свет. Все изображение на
иконе пронизано этим светом, и фигуры не отбрасывают теней, ибо в Царствии
Божием нет теней. Православные теологи называли иконы "богословием в
красках" и видели в них средство направить помыслы и чувства верующих к
горнему миру. "Евангелие зовет нас к жизни во Христе, икона нам эту жизнь
показывает" (Л.А. Успенский).
Чтобы неукоснительно следовать канону, иконописцы пользовались в виде
образцов либо древними иконами, либо иконописными подлинниками: толковыми,
которые содержали словесное описание каждого иконописного сюжета ("Пророк
Даниил млад кудреват, аки Георгий, в шапке, одежды испод лазорь, верх
киноварь" и т.п.), или лицевыми, т.е. иллюстративными (прориси—графическое
изображение сюжета).
Особым явлением древнерусской живописи стало явление книжной
миниатюры. Древнейшая русская рукопись "Остромирово евангелие" (1056—1057
гг., ГПБ) украшена изображениями евангелистов, яркие плоскостно наложенные
фигуры которых сходны с фигурами апостолов Софии Киевской. Заставки
заполнены фантастичным растительным орнаментом. В миниатюрах "Изборника
Святослава"[16] (1703 г.) имеются портретные изображения великокняжеской
семьи. Огромную роль в жизни Киевской
Руси играло прикладное декоративное искусство, в котором особенно
оказались живучи образы языческой мифологии. Раннекиевская круглая
скульптура не получила развития в связи с тем, что церковь боролась против
языческого идолопоклонства, но сыграла свою роль в становлении национальных
традиций каменной резьбы.
Впитав и творчески переработав разнообразные художественные влияния,
Киевская Русь создала систему общерусских ценностей, предопределившую
развитие искусства отдельных земель в период феодальной раздробленности.
Закончился период "монументального историзма". Начиналась новая эпоха.



Список литературы:
1. «Мировая художественная культура. Россия IX – XIX в.» - М.:
Издательский центр АЗ, 1997.
2. Бычков В.В. «Русская средневековая эстетика. X – XIII в.» - М.:
Мысль, 1992 г.
3. Арнольдов А.И. «Введение в культуроведение» - М.: 1994 г.
4. Артамонов В.А. «Национальный характер и история. Стили мышления
и поведения в истории мировой культуры» - М.: Наука, 1990 г.



-----------------------
[1] Анимизм — (от лат. anima, animus — душа, дух) — вера в души, в
духов. Дуализм (от лат. dualis) — двойственный.
[2] Осирис (Озирис) — древнеегипетский бог умирающей и воскресающей
природы.
[3] Артемида — древнегреческая богиня охоты, плодородия и др., дочь
Зевса.
[4] Владимир I Святославич (?—1015) — с 969 г. князь новгородский, с 980
г. — великий князь киевский.
[5] Монотеизм (от греч. топоs — один, единственный и (воз — бог) —
единобожие
[6] Граффити (от ит. graffiti— нацарапанный) —древние надписи гл. обр.
бытового характера, рисунки, нацарапанные на стенах зданий и пр.
[7] Канон (от греч. kanon — норма, правило) — свод положений, имеющих
догматический характер.
[8] Иоанн Дамаскин (ок. 675 — 753) — византийский богослов, первый
систематизатор христианского вероучения.
[9] Лопатка — вертикальное утолщение стены, отвечающее конструкции
здания. Лопатку более сложной профилировки называют пилястрой.
[10] Хоры — балкон в церкви, предназначенный для привилегированных лиц.
[11] Мозаика — изображение, выполненное из цветных камней, смальты
(разноцветных кусочков непрозрачных стеклянных сплавов), керамических
плиток и т.п., крепящихся на слое цемента или мастики.
[12] Фреска — живопись водяными красками по свеженаложенной штукатурке.
[13] 0ранта (лат.) — молящаяся. "Нерушимой стеной" назвали это
изображение киевляне.
[14] Икона — (от греч. eikon) — изображение, образ.
[15] Патерик (греч. paterikon, от pater— отец) — сборник жизнеописания
монахов.
[16] Изборник Святослава — рукописный сборник, включающий различного
рода выписки из богословных сочинений, статей по логике и грамматике,
притчи и загадки. Известны два Изборника Святослава (1073, 1076 гг.).





Реферат на тему: Культура России в 18 веке (Контрольная)


ВСЕРОСИЙСКИЙ ЗАОЧНЫЙ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ



КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО КУЛЬТУРОЛОГИИ.



« Искусство России в ХVIII веке »



Овсянников Константин Сергеевич



г. Москва
1998 г.



ПЛАН РАБОТЫ



1. РУССКАЯ АРХИТЕКТУРА XVIII века.
2. ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО РОССИИ.
3. ТЕСТ.



1. XVIII век был знаменателен для России заметными
переменами и значительными достижениями в области искусства. Изменились
его жанровая структура , содержание, характер, средства художественного
выражения. И в архитектуре, и в скульптуре, и в живописи, и в графике
русское искусство выходило на общеевропейские пути развития. Еще в недрах
XVII века , в петровские времена, происходил процесс «обмирщания» русской
культуры. В становлении и развитии светской культуры общеевропейского типа
невозможно было полагаться на старые художественные кадры ,для которых
новые задачи оказались не по плечу. Приглашаемые на русскую службу
иностранные мастера не только помогали создавать новое искусство ,но и
были учителями русских людей. Другим не менее важным путем получения
профессиональной подготовки была посылка русских мастеров на учебу в
Западную Европу. Так многие русские мастера получили высокую подготовку во
Франции, Голландии, Италии, Англии, Германии. Я думаю, что именно на этом
этапе русское искусство вступило в более тесное соприкосновение со
стилевыми тенденциями, выработанными в западноевропейском искусстве
нового времени, через которые предстояло пройти свой путь и ему. Однако
поначалу процесс перестройки художественного сознания русских мастеров
протекал с большими трудностями, в методе их работы еще сказывались
традиционные представления, законы средневекового творчества в форме
монументально-декоративных росписей и иконописи.
Идея основания в России своей школы разных
художеств появилась еще при Петре –I, который дал указание о разработке
проекта такой Академии, хотя прошло еще не мало времени, прежде чем
удалось реализовать эту идею. Поначалу подготовка мастеров велась в
различных местах и городах. Это была и Петербургская типография,и
Оружейная палата в Москве, однако необходимость дальнейшего развития
художественной школы стала особенно очевидной в середине XVIII века. И
в 1757 г., в Петербурге состоялось открытие Академии трех знатных
художеств. Уже в 1758 г. стараниями М. В. Ломоносова и И.И. Шувалова
(президент Академии 1757 г.-1763 г.) сюда прибыла группа московских и
петербургских юношей , склонных к художествам. Преподавание в Академии
вели и иностранные учителя : скульптор Н. Жилле, живописцы С. Торелли, Ф.
Фонтебассо и др., которым многим обязана русская культура. В 1764 г.
Академия трех знатных художеств была преобразована в Российскую
императорскую Академию художеств. В это время Академия становится и
законодателем художественных идей, и учебным заведением. В ее среде
выросло новое поколение художников, прославивших впоследствии Россию на
весь мир, это были и архитекторы И. Старов, В.Баженов, скульпторы Ф.
Шубин, Ф. Гордеев ,художники А. Лосенко, Д. Левицкий и др. С основанием
Академии художеств эпизодические поездки русских учеников за границу
превращаются в постоянную практику учебы и работы за границей ,которой
удостаивались лучшие выпускники.
Русское искусство, как мы увидим ниже , продолжающее
в XVIII веке развиваться на новых европейских началах, по-прежнему
оставалось выражено национальным явлением со своим специфическим лицом, и
факт этот сам по себе весьма знаменателен.
Своеобразно нарастает и динамика стилевого развития
русской архитектуры XVIII века. В стране ,с запозданием выходившей на
общеевропейский путь развития, освоение западноевропейских стилей
неизбежно протекает ускоренными темпами, причем уже на начальной стадии
развития, в петровскую эпоху, существуют зачатки всех стилевых линий, через
которые предстояло пройти русской архитектуре на протяжение века. Сущность
переходного времени выражалась состоянием многостилья, когда русское
искусство образно говоря «примеряло» себя к разным европейским стилям ,
еще не сделав окончательного выбора, совмещая в себе черты барокко,
классицизма и рококо. Углубление разделения труда, формирование
всероссийского рынка рост промышленности и торговли приводит к тому, что в
феодальной по укладу еще стане растут и крепнут элементы новой,
капиталистической формации, усиливается значение городов в жизни страны в
целом.
Эпицентром передовых веяний в архитектуре и
градостроительстве стала российская столица Санкт-Петербург – ровесница
века, задуманная .как образец новой культуры. Будущая столица возводилась
на пустом месте, что во многом облегчало внедрение приемов регулярной
планировки и застройки. В небывалых ранее масштабах использовался опыт
иностранных специалистов, были мобилизованы материальные и людские ресурсы
всей страны. В первые годы существования Санкт-Петербурга развернулось
широкое мазанковое строительство. В ходе строительства мастера осваивали
деревянные конструкции так называемого «прусского образца» т.е.
облегченный характер стен, плоские перекрытия в хозяйственных,
общественных и жилых строениях. Технической новинкой Петербурга явились
необычайно высокие шпили, венчающие важнейшие городские здания, что было
широко распространено в северно-европейских странах. Выдающимся сооружением
такого типа был шпиль Петропавловского собора, высота которого достигала
45 м. С размахом же каменного строительства усовершенствовались и его
инженерные основы, стало возможно уменьшить толщину стен. строившихся
зданий без существенного снижения прочности зданий. Например , во дворце А.
Меншикова на Васильевском острове толщина стены в верхних этажах всего в
полтора или даже в один кирпич. В этот период в Петербурге было налажено
производство как обычного кирпича, так и особого, влагоустойчивого, по
голландской рецептуре . Все это не замедлило дать результаты. Город был
создан в рекордные сроки- временный деревянный Петербург быстро сменился
каменным. К концу царствования Петра-1 он уже удивлял приезжих
иностранцев величием и красотой. В созданном в 1751 г. труде о Петербурге
автор имел основание записать: « сей град столько распространен,
приукрашен и возвеличен , что перед многими великими и древностью
превозносящимися городами в Европе имеет знатное преимущество». В
Петербурге впервые был разработан регулярный план застройки города и
ставший градообразующий его основой. План П.М.Еропкина (1737) и
последующие за ним проекты закрепили эту закономерность развития города.
Качественно новое лицо приобрели и петербургские площади . Они получили
географические очертания с обостройкой их протяженными фасадами гостиных
домов, коллегий и других общественных зданий. Так выглядела Троицкая
площадь на Петроградской стороне. В середине века усилившаяся стилевая
тенденция к скульптурной экспрессии форм сказалась на силуэте
Петербурга, обогатившегося множеством новых, высоко поднятых колоколен и
церквей. Причем в их виде вместо шпилей появились подчеркнуто
национальные мотивы пятиглавия . ярусности, башнеобразности, отчего
силуэт города получил новые объемно-пластические акценты и
несвойственные ему ранее живописный характер. «Регулярная» российская
столица Петербург становится символическим воплощением образа самой
абсолютистской империи с ее идеей всеобщего порядка. Сферой, где также
обретался опыт регулярного регламентированного строительства, были
основанные в первой половине века «города- крепости» и «города-заводы».
Особое значение имел опыт строительства Таганрога ,Воронежа, Азова,
перепланировки таких городов как Оренбург, Тверь и многих других.
Неоценимую роль в этом сыграли великие русские и
иностранные архитекторы. Одним из известнейших представителей западной
архитектурной школы, работавший в России был Растрелли Франческо Бартоломео
(1700-1771 г.),сын итальянского скульптора К.Ф. Растрелли, служившего при
дворе французского короля Людовика XIV , однако архитектурно-строительный
опыт приобрел в России ; будучи одаренным художником , он сумел проявить
себя как искусный зодчий и занял наивысшее в архитектурном мире России
положение «обер-архитектора». Его творчество достигло апогея в 1740-1750 г.
Наиболее известные его творения - это и ансамбль Смольного монастыря в
Петербурге (1748-1764 г.), созданный в традициях русских монастырских
ансамблей предыдущих столетий, и дворцы елизаветинских вельмож М.И.
Воронцова и С.Г. Строганова в Петербурге , но в наивысшей степени его
талант проявился в создании таких шедевров как Зимний дворец (1754-1762
г. ) в столице, Большой дворец в Царском Селе и Петергофе (Петродворце) ,и
многом многом другом. Все они ярко характеризуют стиль барокко середины
XVIII в. и эволюцию творчества замечательного зодчего. Еще одним ярким
иностранным представителем работавшим в России был Антонио Ринальди (1710-
1794 г.). В своих ранних постройках он еще находился под влиянием
«стареющего и уходящего» барокко, однако в полной мере можно сказать что
Ринадьди представитель раннего классицизма. К его творениям относятся:
Китайский дворец (1762-1768 г.) построенный для великой княгини Екатерины
Алексеевны в Ораниенбауме, Мраморный дворец в Петербурге (1768-1785 г.)
,относимый к уникальному явлению в архитектуре России, Дворец в Гатчине
(1766-1781 г.) ставший загородной резиденцией графа Г.Г. Орлова .
А.Ринальди выстроил также несколько православных храмов, сочетавших в себе
элементы барокко-пятеглавие куполов и высокой многоярусной колокольни.
Известным русским представителем эпохи раннего классицизма в архитектуре
был ученик архитектора Коробова – Кокоринов А.Ф. (1726-1722 г.). К
известным его произведениям ,где с наибольшей отчетливостью проявился
стиль классицизма принято относить здание Академии художеств в Петербурге,
выстроенного на Невской набережной Васильевского острова (1764-1788 г.).
Необычайно красивый фасад и многофункциональные кабинеты и залы этого
здания соответствовали все возрастающему престижу русского искусства.
Известным московским архитектором, украсившим облик Москвы по праву
считается Баженов В.И. (1737-1799 г.).Начальные познания в зодчестве он
получил в архитектурной школе Д.В.Ухтомского и в гимназии Московского
университета. Дипломат Французской академии художеств, присвоение звания
профессора Римской национальной академии искусств, членство в
Флорентийской и Болонской академиях художеств-поистине мировое признание
его таланта . По возвращении в Петербург (1765 г.) В.И. Баженова избрали
академиком Петербургской Академии художеств, а в 1799г. он стал ее вице-
президентом. К первым работам В.И. Баженова относятся строительство
здания петербургского Арсенала (ныне не существует) и до сих пор не
разгаданный проект Смольного института ( не осуществлен). С 1767 г. все
внимание широко образованного зодчего поглотило ответственное поручение –
проектирование и строительство колоссального сооружения – Большого
Кремлевского дворца и здания коллегий на территории Московского Кремля. В
связи с этим в 1768 г. была создана специальная Экспедиция кремлевского
строения , главным архитектором которой был назначен В.И. Баженов. В его
архитектурную команду вошли известнейшие проектировщики того времени, одним
из которых был величайший впоследствии архитектор – М.Ф.Казаков. Новый
дворец был задуман таким грандиозным (соответственно престижу великого
государства), что мог скрыть за собой древние строения Соборной площади, а
это бы нарушило традиционный облик Кремля, именно по этому своей
"Инструкцией к строительству..." сам Баженов провозгласил необходимость
сбережения древних построек Кремля. В 1772 г. были завершены все проектные
работы, а 1. июня 1773 г. произведена официальная закладка дворца. В.И.
Баженов писал : «народы европейские, узрев восставший из недр земных новый
Кремль, объяты будут удивлением величавости и огромности оного и не увидят
уже красот своих собственных великолепий ». Однако дальше
торжественной закладки строительство дворца дело не пошло, и в 1775 г. была
даже распущена архитектурная команда В.И. Баженова. Широко
разрекламированный проект и строительство дворца были средством укрепления
государственного престижа Екатерины II , которая стремилась показать . что
Россия под ее властью способна вести изнурительную войну и одновременно
затевать грандиозное строительство. И тем не менее , несмотря на то , что
выдающийся замысел В.И.Баженова осуществлен не был . его значение для
русской культуры было весьма велико, и прежде всего для окончательного
утверждения классицизма как основного стилистического направления в
развитии отечественного зодчества. Кроме того, на проекте перестройки
Кремля, прошли профессиональную подготовку многие известные мастера.
Отказ от строительства ,В.И.Баженов перенес стоически, неудачи не сломили
зодчего. Он занялся разработкой проектов частных строений по заказам
московского дворянства. К наиболее значимым строениям этого периода стоит
отнести ансамбль усадьбы и господского дома Пашкова в Москве (1784-1786
г.), неподалеку от Кремля. Это определило компактную и в высшей степени
оригинальную планировочную композицию. При проектировании дома Пашкова
Баженов выступил блестящим последователем идей французского классицизма.
Из усадебных городских домов в Москве, созданных в последний период жизни
Баженовым, следует отметить дом Юшкова на Мясницкой. Завершением
творчества В.И.Баженова предстает проект строительства Михайловского замка
в Петербурге, однако закончить его Баженову не удалось, и со значительными
изменениями дворец был достроен архитектором В.Ф. Бренном. Еще один
выдающийся русский архитектор – Казаков М.Ф. Свое образование он получил
в архитектурной школе Д.В.Ухтомского в Москве, большую роль в развитии
природного дарования М.Ф.Казакова сыграла работа в Твери ,а затем
семилетнее пребывание а архитектурной команде В.И. Баженова в период
работы над проектом Большого Кремлевского дворца. Творческим кредо
сформировавшегося Казакова был классицизм в его строгом проявлении.
Ярким примером этому служит огромное здание Сената в Московском Кремле,
искусно сооруженное им в 1776 – 1787 г. Можно предположить , что характер
архитектурного решения этого здания был навеян архитектурой
неосуществленного Кремлевского дворца В.И. Баженова. Следующим крупным
общественным зданием , возведенным Казаковым в Москве, было
четырехэтажное здание Университета на Моховой улице (1786 – 1793 г.). Это
здание является прекрасным образцом классицизма , соответствующее
престижу русской науки , имеющее строгий и репрезентативный вид. Важное
место в архитектуре московского классицизма и в творчестве М.Ф.Казакова
занимает известное общественное здание – дом Благородного Собрания,
мастерски перестроенный архитектором. Также Казаковым была выстроена
церковь Филлипа Метрополита на Второй Мещанской улице (1777-1788 г.). В
строительстве мастер так же использовал классическую круглую композицию
применительно к православному храму. Еще очень и очень многие выдающиеся
русские и иностранные зодчие трудились на благо России, именно их
стараниями по красоте городов и величию зданий, Россия в XVIII встала в
один ряд с западноевропейскими странами.

2. В XVIII веке в России происходил небывалый размах
развития ваяния появления новой, западноевропейского типа скульптуры, какой
еще не знала Россия. Заметную стилевую перемену в развитии русской пластики
принесла новая эстетика классицизма эпохи Просвещения. Важную роль в
освоении классической скульптуры в России сыграл приглашенный на русскую
службу французский скульптор Н.Жилле, долгое время возглавлявший
скульптурный класс Академии. Школу Н.Жилле ,заложившую основы классического
ваяния в России, прошли все ведущие русские скульпторы второй половины
XVIII-века, окончившие Петербургскую Академию художеств: Ф.Гордеев,
М.Козловский, И.Прокофьев, Ф.Щедрин, Ф.Шубин, И.Марос и другие. Рассмотрим
наиболее известные работы и стилевые тенденции этих и некоторых других
выдающихся скульпторов того времени. Наиболее полно овладевает принципами
зрелого классицизма Иван Мартос (1752-1835 гг.). Он создает вполне
классические произведения, заметно отличающиеся чистотой и ясностью своей
формы от работ других мастеров. После окончания Академии художеств Мартос
для совершенствования мастерства едет в Рим. Где непосредственно
соприкасается с античной скульптурой. Мартос – мастер широкого диапазона,
обращавшийся к разнообразной тематике. Особенно заметный след он оставил в
разработке темы классического надгробия и городского монумента. Он был
известен и как великолепный мастер декоративно-лепных работ, пробовал
заниматься портретом. Его дарование как монументалиста в полной мере
раскрылось в памятнике Минину и Пожарскому в Москве, ставшем эталонным
произведением – он нашел новые пути соединения монументальной пластики не
только с классическими зданиями, но и с пространственным городским
ансамблем, превзойдя всех своих предшественников. Последователен в своей
эволюции к классицизму был и Иван Прокофьев (1758-1828 гг.). По сравнению
с другими мастерами у Прокофьева сильнее чувствуется сентименталистская
струя, придавшая особую мягкость и лиризм его образам. Самое лучшее в его
наследии - это рельефы, созданные для петербургской Академии художеств, в
которых он достигает исключительного совершенства формы в выражении
величавой тишины, гармонирующих с классическим строем интерьера. В этом же
контексте развивалось и искусство скульптора Федота Шубина (1740-1805 гг.)
.Благодаря своему упорству и способностям он оказывается в Петербургской
Академии художеств, где начинается блестящий расцвет его таланта. Ф.Шубин
становится непревзойденным мастером скульптурного портрета. Он выполнил
множество заказных портретов, бюстов. Это были бюсты А.М.Голицина,
З.П.Чернышева и других известных деятелей екатерининской эпохи. К концу
XVIII-века намечались и новые формы образного выражения в виде
сентименталистских, а затем и романтических настроений. Характерны в этом
отношении бюсты П.В.Завадовского и А.А.Безбородко (1798 г.), также
выполненные Шубиным. Вместе с тем в поздних работах художника заметна и
другая тенденция- усиливается конкретизация портретного образа, а в стиле
нарастают черты строгости и простоты. Этими признаками обладают зрелые
работы Шубина: бюсты Г.А.Потемкина (1791 г.) , Е.М.Чулкова (1792 г.) ,
М.В.Ломоносова (1793 г.), и др. Ф.Шубин показал своих современников в
неповторимости индивидуальных особенностей их характера и склада души.
Шубинский талант обусловил объективность и глубину его произведений,
отразивших все многообразие и противоречивость эпохи. Художником одного
творения (созданного для России ) можно назвать французского скульптора
Э.М Фальконе (1716-1791 гг.). Созданная в России им всего одна работа
«Медный всадник» принесла ему славу великого мастера. Стремление к
максимальному обобщению толкало на путь отвлеченного от конкретности
истолкования памятника: гранитная скала постамента в виде морской волны,
вздыбленный конь и растоптанная змея становятся олицетворением тех
препятствий и враждебных сил , которые приходилось преодолевать Петру –I.
В результате родился символ, ставший олицетворением не только великих
деяний Петра, но и преобразованной им России. Еще множество прекрасных
мастеров творило в этот период, и как бы подводя итог этой эпохи. хотелось
бы отметить,что XVIII век стал временем, благоприятствующим развитию
русской культуры, определив две основные ее линии: профессиональную,
ориентированную на общеевропейский путь, и местную, продолжающую развивать
традиции народного творчества.
Во второй половине XVII столетия вместе с другими
видами искусства в России, живопись переживает серьезные изменения. В
определенной мере они подготавливают те коренные реформы, которые
происходят в ней в начале XVIII века. Вступая на позиции искусства нового
времени со значительным запозданием по сравнению с другими передовыми в
художественном отношении европейскими странами, русская живопись по-своему
отражает общие закономерности этой стадии развития. На первый план
выдвигается светское искусство. Первоначально светская живопись
утверждается в Петербурге и Москве, но уже со второй половины XVIII века
получает значительное распространение в других городах и усадьбах.
Традиционное ответвление живописи – иконопись по-прежнему широко бытует во
всех слоях общества.
Русская живопись развивалась на протяжении всего XVIII
века в тесном контакте с искусством западноевропейских школ, приобщаясь к
всеобщему достоянию – произведениям искусства эпохи Ренессанса и барокко,
а также широко используя опыт соседних государств. Вместе с тем. как уже
давно установили исследователи, искусство в целом и живопись в частности,
на протяжении всего XVIII века связаны единой направленностью и имеют ярко
выраженный национальный характер. В этот период в России творили
величайшие мастера своего дела – представители отечественной
художественной школы и иностранные живописцы. Наиболее интересным явлением
в искусстве петровской эпохи стал портрет. У истоков портретной живописи
нового времени стоит И.Н.Никитин (ок. 1680 – 1742) . И.Н.Никитин ярко
воплощает силу человеческих возможностей, открытых петровской эпохой.
Крупнейший реформатор русской живописи, он разделяет с ним триумфы, а под
конец – трагические невзгоды. Портреты, созданные Никитиным в ранний
период, уже представляют собой вполне европейские по характеру
изображения, наиболее близкие произведениям французской школы начала XVIII
века. Используя общеевропейский опыт, русский художник реализует свои
собственные представления о мире, красоте и индивидуальных особенностях
модели. Так возникает свой вариант портрета- общепонятный и вполне
неповторимый. К кисти этого великого художника принадлежат такие
произведения, как: портрет цесаревны Анны Петровны и царевны Прасковьи
Иоанновны ( предположительно 1714 г.). Пожалуй, самым сильным
произведением, после возвращения Никитина из Италии, является портрет
государственного канцлера Г.И.Головкина (1720-е.г.). Помимо возросшей
грамотности в рисунке и технике живописи он демонстрирует духовность
выражения и взаимодействие образа со зрителем. Не меньшая серьезность
присуща и «Портрету напольного гетмана» (1720-е.г.) . Авторская
самостоятельность проявляется и в портрете С.Г.Строганова (1726 г.) и в
картине «Петр-I на смертном ложе» (1725 г.). Со смертью Петра трагично
закончилась и жизнь самого художника – он был судим по ложному обвинению и
сослан в Тобольск. К петровской эпохе по духу принадлежит и творчество
другого русского живописца – Андрея Матвеева (1701-1739). По указу Петра
он был послан в Голландию учиться, что обеспечило необходимый уровень
знаний. Еще в период прохождения обучения им были созданы картины –
«Аллегория живописи» (1725 г.) и « Венера и Амур». Самое известное
произведение Матвеева – « Автопортрет с женой» (1729 г.).Произведение
Макеева рисует новую для России культуру отношений. Муж и жена не просто
выступают как равные: художник бережно и горделиво представляет зрителю
свою супругу. Заинтересованность в делах искусства и трудолюбие выгодно
отличали этого художника.
Живопись последних десятилетий XVIII века отличается
значительным разнообразием и полнотой. В первую очередь это обусловлено
основанием Академии художеств. Русская школа овладевает теперь теми
жанрами живописи, которые прежде были представлены лишь работами старых и
современных западноевропейских мастеров. Наиболее крупные достижения
русской живописи последних десятилетий XVIII века связаны с искусством
портрета. Творчество Ф.С.Рокотова (1735-1808) составляет одну из самых
обаятельных и труднообъяснимых страниц нашей культуры. Уже в довольно
зрелом возрасте он был принят в Академию художеств. Его ранние произведения
– портреты Г.Г.Орлова (1762-1763 гг.), Е.Б.Юсуповой (1756-1761 гг.)
свидетельствуют о его причастности к культуре рококо. Признаки этого стиля
есть и в коронационном портрете Екатерины-II (1763 г.) , ставшей образцом
для изображения весьма взыскательной императрицы. Еще много портретов
вышло из-под кисти художника – поэт В.И.Майков (1769-1770 гг.), почти все
семейство Воронцова – он сам (конец 1760-х), его жена М.А.Воронцова и дети
(1770-е). В период восьмидесятых годов восемнадцатого века в портретах
Ф.С.Рокотова преобладает оттенок горделивого сознания собственной
значимости, к этому периоду относят: портрет молодой генеральши
В.Е.Новосильцевой (1780 г.), знатной дамы Е.Н.Орловой. Современником
Рокотова был Д.Г.Левицкий (1735-1822 гг.). Около 20 лет Левицкий
возглавлял портретный класс Академии художеств и не только участвовал в
воспитании целой школы русских портретистов, но задавал тон и уровень
высокой репутации портретного искусства в России. Сфера его живописи шире,
чем рокотовская. Ему одинаково хорошо удавались и камерные портреты и
парадное изображение в рост. Неудивительно , что круг его заказчиков
вес

Новинки рефератов ::

Реферат: Главные духовные болезни современного общества (Политология)


Реферат: Ислам в России: Традиции и перспективы (Культурология)


Реферат: Производство портландцемента и расчет компонентов (Технология)


Реферат: Обучение и воспитание детей с ФФНР в старшей группе детского сада (Педагогика)


Реферат: Следственные действия (Уголовное право и процесс)


Реферат: Граффити как форма альтернативного искусства ХХ века (Искусство и культура)


Реферат: Демонология украинского народа (Культурология)


Реферат: Мероприятия по ликвидации и профилактике парвовирусного энтерита собак (Ветеринария)


Реферат: Минеральный состав организма (Химия)


Реферат: Формирование лексических навыков на старшем этапе обучения английскому языку (Педагогика)


Реферат: Предприятие в сфере рыночного товарообмена (Предпринимательство)


Реферат: Применение фильтра Калмана в задаче идентификации отказов двигателей стабилизации космического аппарата ( Космонавтика)


Реферат: Индустриализация в СССР (История)


Реферат: Иоганн Готлиб Фихте (Исторические личности)


Реферат: Приватизация в РФ (Финансы)


Реферат: Системы стабилизации и ориентации (Авиация)


Реферат: Разработка техтрансфинплана АТП (Транспорт)


Реферат: В.Б. Кирьянов "Задача равновесия" (Философия)


Реферат: Мечников И.И. (Исторические личности)


Реферат: Забезпечення санітарного та епідемічного благополуччя населення. Санітарні норми та правила (Безопасность жизнедеятельности)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист