GeoSELECT.ru



Менеджмент / Реферат: Набор и отбор персонала (Менеджмент)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Набор и отбор персонала (Менеджмент)



СОДЕРЖАНИЕ

Введение 3
1. Роль набора и отбора персонала в формировании трудовых ресурсов 5
1.1. Набор персонала как создание резерва потенциальных кандидатов 5
1.2. Отбор персонала как отбор лучших из резерва, созданного
при наборе 7
2. Технология набора и отбора персонала 11
2.1. Набор кадров 11
2.1.1. Кто занимается набором и его источники 11
2.1.2. Методы набора 12
2.1.3. Анализ затрат и результативности набора персонала 13
2.2. Отбор кадров 14
2.2.1. Процесс отбора 14
3. Оценка процесса приема на работу в ТОО «Омега» 16
Заключение 18
Литература 21
Приложения 22
Приложение 1. 22
Приложение 2. 23
Приложение 3. 24
Приложение 4. 25



Введение

Прежде чем организация предложит кому-либо работу, она должна найти
людей, которые хотели бы получить ее. В данной работе я хочу остановиться
на эффективных способах приема на работу людей для восполнения недостатка
трудовых ресурсов.
Прием на работу – это ряд действий предпринимаемых организацией для
привлечения кандидатов, обладающих качествами, необходимыми для достижения
целей, поставленных организацией.



В США затраты по набору новых квалифицированных рабочих и менеджеров
составляют в большинстве случаев средних и крупных компаний 30-40 тысяч
долларов на человека. Большая их часть оплачивается за счет общих фондов
развития компании, но другая часть выделяется непосредственно на цели
набора персонала. Обычно затраты на прием на работу менеджера составляют 30-
40% от его будущей годовой зарплаты[1]. В эти затраты включаются: стоимость
объявлений, транспортные расходы вербовщиков и претендентов, оплата услуг
фирм, занимающихся поиском кандидатов, затраты по их обустройству, а так же
зарплата лиц, занятых приемом на работу.
В нашем регионе прием на работу как в мелких, так и в крупных фирмах
зачастую ограничивается изучением документов и беседой с теми, кто пришел
сам по объявлению, узнал о вакансии от знакомых, либо направлен
региональным центром занятости, и, что характерно для большинства малых
предприятий, сведения о кандидатах не оставляются на будущее. Этого явно
недостаточно для обеспечения организации кадрами, которые действительно
могут принести ей пользу.


1. Роль набора и отбора персонала в формировании трудовых ресурсов


1.1. Набор персонала как создание резерва потенциальных кандидатов

Набор персонала заключается в создании необходимого резерва кандидатов
на все должности и специальности, из которого организация в дальнейшем
отбирает наиболее подходящих для нее работников. Эта работа производится
буквально по всем специальностям – конторским, производственным,
техническим, административным. Необходимый объем работы по набору в
значительной мере определяется разницей между наличной рабочей силой и
будущей потребностью в ней. При этом учитываются такие факторы, как выход
на пенсию, текучесть, увольнения в связи с истечением срока договора найма,
расширение сферы деятельности организации.
Набор обычно ведут из внешних и внутренних источников. К средствам
внешнего набора относятся: публикация объявлений в газетах и
профессиональных журналах, обращение к агентствам по трудоустройству и к
фирмам, поставляющим руководящие кадры, направление заключивших контракт
людей на специальные курсы при колледжах. Некоторые организации приглашают
население подавать в отдел кадров заявления на возможные в будущем
вакансии.
Большинство организаций предпочитает проводить набор в основном внутри
своей организации. Продвижение по службе своих работников обходится
дешевле. Кроме того, это повышает их заинтересованность, улучшает моральный
климат и усиливает привязанность работников к фирме. Согласно теории
ожиданий в отношении мотивации можно полагать, что если работники верят в
существование зависимости их служебного роста от степени эффективности их
работы, то они будут заинтересованы в более производительном труде.
Возможным недостатком подхода к решению проблемы исключительно за счет
внутренних резервов является то, что в организацию не приходят новые люди
со свежими взглядами, что может привести к застою.
Популярным методом набора за счет внутренних резервов является
рассылка информации об открывающейся вакансии с приглашение
квалифицированных работников. Некоторые организации практикуют уведомление
всех своих служащих о любой открывающейся вакансии, что дает им возможность
подать заявление до того, как будут рассматриваться заявления людей со
стороны. Великолепным методом является обращение к своим работникам с
просьбой порекомендовать на работу их друзей или знакомых.
Одна из основных проблем при наборе служащих связана с желанием
нанимающего «выгоднее продать» свою компанию. Он может завысить
положительные моменты или занизить трудности работы в компании. В
результате у потенциального кандидата могут возникнуть необоснованные
ожидания. Исследования показывают, что возникновение такого рода ожиданий
при найме ведет к росту неудовлетворенности трудом и увеличению текучести
кадров. Для решения этой проблемы некоторые из компаний разработали
программы под названием «Реалистичное знакомство с вашей будущей работой»,
которые дают возможность нанимающемуся увидеть и положительные, и
отрицательные стороны. Внедрение таких программ позволило в значительной
мере избежать разочарования и сократить текучесть кадров.


1.2. Отбор персонала как отбор лучших из резерва, созданного при
наборе

На этом этапе при управлении планированием кадров руководство отбирает
наиболее подходящих кандидатов из резерва, созданного в ходе набора. В
большинстве случаев выбирать стоит человека, имеющего наилучшую
квалификацию для выполнения фактической работы на занимаемой должности, а
не кандидата, который представляется наиболее подходящим для продвижения по
службе. Объективное решение о выборе, в зависимости от обстоятельств, может
основываться на образовании кандидата, уровне его профессиональных навыков,
опыте предшествующей работы, личных качествах. Если должность относится к
разряду таких, где определяющим фактором являются технические знания
(например, научный работник), то наиболее важное значение, видимо, будут
иметь образование и предшествующая научная деятельность. Для руководящих
должностей, особенно более высокого уровня, главное значение имеют навыки
налаживания межрегиональных отношений, а также совместимость кандидата с
вышестоящими начальниками и подчиненными. Эффективный отбор кадров
представляет собой одну из форм предварительного контроля качества
человеческих ресурсов.
К трем наиболее широко применяемым методам сбора информации,
требующейся для принятия решения при отборе, относятся испытания,
собеседования и центры оценки.
ИСПЫТАНИЯ. Поведенческие науки разработали много видов различных
испытаний, которые помогают предсказать, сколь эффективно сможет кандидат
выполнять конкретную работу. Один из видов отборочных испытаний
предусматривает измерение способности выполнения задач, связанных с
предполагаемой работой. В качестве примера можно привести машинопись или
стенографию, демонстрацию умения работать на станке, демонстрацию речевых
способностей путем устных сообщений или письменных работ. Другой вид
испытаний предусматривает оценку психологических характеристик, таких как
уровень интеллекта, заинтересованность, энергичность, откровенность,
уверенность в себе, эмоциональная устойчивость и внимание к деталям. Для
того, чтобы такие испытания были полезными для отбора кандидатов, требуется
значимая корреляция между высокими оценками, набираемыми в ходе испытания,
и фактическими показателями работы. Руководство должно дать оценку,
действительно ли люди, хорошо справляющиеся с испытаниями, оказываются
более эффективными работниками, чем те, которые набирают меньшее количество
баллов.
Бланки заявлений, анкет и т.д., хотя они и не относятся к истинным
средствам определения способностей или психологических характеристик, тоже
успешно применяются для сравнительной оценки уровня квалификации. Так,
например, конкретные сведения, которые надо указать в анкете о стаже
предыдущей работы, зарплате, характере образования и оконченном учебном
заведении, хобби и т.д., тоже можно использовать для отбора кандидатов,
если такие биографические данные помогают отличить более эффективных от
менее эффективных служащих, уже работающих в данной организации.
ЦЕНТРЫ ОЦЕНКИ. Центры оценки впервые были созданы в штатах во время
второй мировой войны для отбора и оценки агентов для секретной службы –
предшественника ЦРУ. «Ай ТИ энд ТИ» была первой частной компанией,
использовавшей центр для отбора руководящих кадров и коммерческих
работников. Сегодня многие крупные фирмы, такие, как «Дженерал электрик»,
«Ай Би Эм», используют их в основном для отбора кандидатов на повышение[2].
В Центрах оценивают способность к выполнению связанных с работой задач
методами моделирования. Один из методов, так называемое упражнение «в
корзине для бумаг», ставит кандидата в роль управляющего гипотетической
компанией. В течение трех часов он должен принимать решения – как отвечать
на письма, памятные записки, как реагировать на различную информацию. Он
должен принимать решения, общаться в письменной форме с подчиненными,
наделять полномочиями, проводить совещания, устанавливать приоритеты и т.д.
Другим методом является имитация собрания организации без
председательствующего. Кандидатов оценивают по таким характеристикам, как
умение выступать, настойчивость, навыки межличностных отношений. К прочим
методам отборочных центров относятся: устные доклады группе слушателей,
исполнение заданной роли, психологические тесты, тесты по определению
уровня интеллекта, официальные интервью.
Исследования показали, что центры оценки являются отличным средством
для прогнозирования рабочих качеств кандидатов. Однако они весьма дороги и
поэтому обычно используются только крупными преуспевающими компаниями.
СОБЕСЕДОВАНИЯ. Собеседования до сих пор являются наиболее широко
применяемым методом отбора кадров. Даже работников неуправленческого
состава редко принимают на работу без хотя бы одного собеседования. Подбор
руководителя высокого ранга может потребовать десятков собеседований,
занимающих несколько месяцев.
Прежде чем приступить к собеседованию, следует составить программу,
которая зависит главным образом от числа кандидатов и от того, какие виды
собеседования (по отдельности или в комбинациях) будут использованы.
Программа зависит также от места проведения собеседования. Если проводится
поиск большого числа сотрудников по всей стране, то управляющий может
провести собеседование в региональном отделении компании или в гостинице, а
также поручить проведение предварительных собеседований региональным
менеджерам. Если собеседование проводится централизованно, то следует
использовать для этих целей офис фирмы или ее подразделения, что даст
значительный эффект для создания благоприятного образа компании.
После того как составлена программа, получены личные рекомендации и
рекомендации от прежних работодателей, а также приглашены кандидаты, можно
приступать к процессу собеседования.
После того как будет произведена оценка всех кандидатов, можно
приступать ко второй стадии, предусмотренной системой объективных оценок
претендентов: к составлению аналитической таблицы, в которой записываются
имена всех кандидатов и ключевые требования к ним, против имени каждого
кандидата проставляется оценка по соответствующему признаку. Такой подход
позволяет внести элемент объективности в этот исключительно субъективный
процесс.
Однако исследования выявили целый ряд проблем, снижающих эффективность
собеседований как инструмента отбора кадров. Основа этих проблем имеет
эмоциональный и психологический характер. Та, например, существует
тенденция принятия решения о кандидате на основе первого впечатления, без
учета сказанного в остальной части собеседования. Другая проблема
заключается в тенденции оценивать кандидата в сравнении с лицом, с которым
проводилось собеседование непосредственно перед этим. Если предыдущий
собеседник выглядел особенно плохо, то последующий посредственный кандидат
будет выглядеть хорошо или даже очень хорошо. Есть у проводящих интервью и
такая тенденция, как оценка более благоприятно тех кандидатов, внешний вид,
социальное положение и манеры которых в большей мере напоминают их
собственные.
Исследования показывают, что структурированные интервью со
стандартизированными и записанными вопросами и ответами повышают точность
этого метода. Вместе с тем, собеседование следует сконцентрировать на тех
вопросах, которые конкретно относятся к данной работе.

2. Технология набора и отбора персонала


2.1. Набор кадров


2.1.1. Кто занимается набором и его источники

Когда человек приходит с просьбой о приеме на работу, им занимается
отдел кадров (в крупных предприятиях) или менеджер по персоналу (в малых
организациях). Это первая фаза приема на работу – фаза встречи. Заявителя
снабжают бланком заявления и рассказывают об условиях приема на работу в
настоящее время и о предприятии, как месте работы. Если на этой фазе
человеку не уделяется достаточно внимания, у него остается плохое
впечатление от организации.
Когда организации необходимо принять новых работников, возникают два
вопроса: где искать потенциальных работников (источники) и как известить
заявителей об имеющихся рабочих местах (методы). Имеются два возможных
источника набора: внутренний (из работников предприятия) и внешний (люди,
до того никак не связанные с предприятием). На диаграмме в приложении 1
представлены оценки эффективности различных источников набора, полученные
путем опроса работников соответствующих служб.
Внутренние источники. Разумное использование имеющихся людских
ресурсов может позволить предприятию обойтись без нового набора.
Извещение о вакантных должностях. Если недостаток ощущается в
работниках достаточно высокого уровня и администрация организации не
против, следует поискать кандидатов на вакансии путем продвижения старых
работников по служебной лестнице. При этом можно использовать следующие
принципы:
- обнародуйте все вакансии, открытые для повышения или перевода,
примерно за неделю до начала набора со стороны
- опубликуйте основные подходы и критерии, по которым будет
проводиться отбор на должность
- распространите достаточное количество бланков заявлений.
- Проинформируйте всех заявителей о дальнейших действиях в случае
принятия их на предлагаемую должность.
ВНЕШНИЕ ИСТОЧНИКИ. Существует множество внешних источников набора
персонала, но работодатели обычно используют лишь небольшое их количество
при наборе работников определенного профиля.

2.1.2. Методы набора

При наборе персонала извне могут использоваться: публикация
объявлений, организация ярмарки вакансий, услуги различных агентств по
найму и т.д.
Размещение объявлений в СМИ. Объявления о вакансиях публикуются для
привлечения ищущих работу. Наиболее распространенной является публикация в
газетах объявлений типа «Требуются…». Для публикации подобных объявлений
можно использовать также специальные издания, доски для объявлений,
передачи по радио и ТВ и т.д.
Кадровые агентства. В последнее время очень активно действуют
Государственная служба занятости, но наряду с ней создаются и частные
агентства по найму. Это достаточно эффективный способ набора персонала, так
как сразу же идет отбор по профессиональным качествам.
Набор в учебных заведениях. Используя этот метод, организация посылает
в учебные заведения работника, называемого «вербовщик», который проводит
беседы с кандидатами, одновременно описывая им жизнь своей организации.
После предварительных бесед вербовщик предлагает выбранным кандидатам
нанести визит на фирмы в более позднее время. Далее со студентом идет такая
же работа, как и с обычными кандидатами.

2.1.3. Анализ затрат и результативности набора персонала

Источники набора кадров различны по уровням затрат и эффективности.
Оценка источников и методов набора может проводиться различными способами.
В приложении 2 сопоставляются результаты, полученные несколькими методами.
Организация может вычислить затраты по каждому методу набора и
поделить их на тот результат, который этот метод ей приносит (т.е. число
принятия работников).
Другим аспектом работ по набору, также подвергаемым оценке, может
стать так называемое «качество набора», т.е. примерная оценка уровня
приглашаемых и нанимаемых работников, которая рассчитывается следующим
образом:
КН = (РК + ПР + ОР) : Ч, где
КН – качество набранных работников, %
РК – усредненный суммарный рейтинг качества выполняемой работы
набранными работниками
ПР – процент новых работников, продвинувшихся по службе в течение
одного года
ОР – процент новых работников, оставшихся работать по прошествии
одного года
Ч – общее число показателей, учтенных при расчете.


2.2. Отбор кадров


2.2.1. Процесс отбора

Кто принимает решение при отборе? В малых фирмах, где нет кадрового
отдела, решение по отбору персонала принимает менеджер соответствующего
профиля. В больших и среднего размера фирмах в принятии решения при отборе
привлечены будущий начальник работника и менеджер по найму.
Критерии отбора. Чтобы программа отбора была действенной, следует ясно
сформулировать качества работника, необходимые для соответствующего вида
деятельности. Критерии следует формировать так, чтобы они всесторонне
характеризовали работника: образование, опыт, медицинские характеристики,
личные качества. «Эталонные» уровни требований по каждому критерию
разрабатываются исходя из характеристик уже работающих на предприятии
работников, хорошо справляющихся со своими обязанностями, занимавших ранее
вакантное место.
Ступени процесса отбора. Решение при отборе обычно состоит из
нескольких ступеней, которые следует пройти заявителям. На каждой ступени
отсеивается часть заявителей или же они сами отказываются от процедуры.
Естественно, что большинство предприятий используют не все ступени – все
зависит от характера вакансии. В приложении 3 представлены результаты
обследования 437 фирм на предмет использования ими тех или иных процедур
принятия решений по отбору кадров.
Ступень 1. Предварительная отборочная беседа. Работа на этой ступени
может быть организована различными способами. Чаще всего с кандидатом
беседует специалист отдела кадров. При этом на предприятиях применяются
некоторые общие правила беседы, направленные на выяснение, например,
образования претендента, оценку его внешнего вида и определяющих личных
качеств.
Ступень 2. Заявление бланка анкеты и автобиографической анкеты.
Количество пунктов анкеты должно быть минимальным и они должны запрашивать
информацию, более всего влияющую на производительность будущей работы
претендента. Чтобы использовать анкету как метод отбора, специалист по
кадрам должен сравнить каждый пункт анкеты с установленными критериями
результативного отбора. Анкета должна составляться отдельно для каждого
типа работы и организации.
Ступень 3. Беседа по найму. Цель беседы по найму – рассмотрение
заявителя на предмет принятия на работу. Происходит обмен информацией в
форме вопросов и ответов. Лучше всего заранее подготовить список вопросов,
в дальнейшем можно от списка отклоняться, а можно идти строго по списку. В
приложении 4 приведен пример бланка для проведения беседы по найму.
Ступень 4. Тесты по найму. Это один из тех методов, которые облегчают
принятие решения по отбору. Тест – средство, которое измеряет какой-либо
показатель человека. Психологи и специалисты по персоналу разрабатывают эти
тесты на предмет оценки наличия способностей или склада ума, необходимых
для результативного выполнения заданий на предлагаемом месте. Примерами
таких тестов могут быть тест на вождения (для водителя), стандартные тесты
по машинописи и стенографии (для секретаря), тест на психомоторные
способности, тесты личных качеств и т.д.
Ступень 5. Проверка отзывов и рекомендаций. При подаче заявлений о
приеме на работу кандидаты могут предоставить отзывы предыдущих начальников
и другие аналогичные документы. Их желательно проверить. Это может стать
одним из наиболее объективных типов информации для предсказания будущего
поведения заявителя на рабочем месте.
Ступень 6. Медицинский осмотр. Причины для проведения медицинского
обследования следующие:
- в случае подачи работниками жалоб по поводу компенсаций необходимо
знание физического состояния заявителя на момент найма
- необходимо предотвратить наем переносчиков заразных болезней
- необходимо определить, может ли заявитель физически выполнять
предлагаемую работу.

Работники отделов кадров анализирует эффективность методов отбора,
используя так называемый коэффициент отбора:

Коэф. отбора =



3. Оценка процесса приема на работу в ТОО «Омега»

ТОО «Омега» – торгово-закупочная фирма, занимающаяся продажей
населению бытовой, аудио- и видеотехники.
Я изучила процесс приема на работу в ТОО «Омега» торгового персонала.
Дело в том, что на предприятии наблюдается большая текучесть продавцов.
Этому есть множество причин: условия работы, неудовлетворенность торгового
персонала своей работой, низкая квалификация продавцов и т.д. Но не
последнее место в ряду этих причин занимает непродуманный прием на работу,
который заключается в следующем: дается объявление в газетах «Всё» и «РиО»
с указанием телефона. Далее секретарь объясняет звонящим характер и условия
работы. Если человек изъявляет желание прийти на собеседование, то его
приглашают вместе с другими кандидатами в определенное время (одно для
всех). Далее претенденты на вакансии по очереди заходят в кабинет (другие
при этом толпятся в коридоре) и беседует с директором. Процесс отбора
кандидатов имеет практически единственный критерий - понравился претендент
на вакансию директору или нет. Мнение руководителя предприятия субъективно,
из беседы с ним я выяснила, что для него главное условие – отсутствие мужа
и детей (чтобы снизить вероятность больничных листов, декретных отпусков).
Тем, кто прошел собеседование, секретарь по телефону сообщает, что они
приняты на работу.
Я считаю, что торговля – это та сфера деятельности, где результат в
огромной степени зависит от квалификации продавца, поэтому такой вот
процесс приема на работу приносит предприятию только вред. Может, конечно,
фирма и экономит на больничных, но убытки от некомпетентности торгового
персонала неизмеримо больше этой мнимой экономии. Руководству необходимо
пересмотреть свои взгляды на процесс приема на работу, иначе фирме будет
очень трудно выдерживать конкуренцию.


Заключение

Условия среды во многом определяют движение кадров. Как же оздоровить
эти условия, создать такую систему подбора и расстановки кадров, которая
позволила бы иметь на всех уровнях компетентных сотрудников? Вопрос вечный
и сложный, над ним ломают головы во всех, даже самых высокоразвитых
странах.
Для российской экономики необходимо создать такой хозяйственный
механизм, который выбраковывал бы «нежизнеспособные клетки». Предприятия в
условиях рыночной конкуренции вынуждены более серьезно заниматься вопросами
найма персонала, подготовкой и повышением его квалификации. Сложнее обстоят
дела с государственным и местными аппаратами, где результаты труда не столь
очевидны, как на производстве, в торговле.
Наем на работу – это система мер, предпринимаемых организацией для
привлечения работников, обладающих необходимыми навыками и взглядами,
нужных организации для достижения поставленных ею задач.
Внешние факторы, влияющие на процесс найма, включают в себя
правительственные и профсоюзные ограничения, состояние рынка рабочей силы,
ее структуру и месторасположение организации.
С точки зрения организации на наем влияют три основных фактора: набор
требований к найму, общая кадровая политика предприятия и имидж самой
организации.
Способности заявителя, его взгляды и то, чему он отдает предпочтение,
основанные на его предыдущем опыте работы и навязываемые ему его близкими,
влияют на его двояко: в том, какие требования он предъявляет к работе, и в
том, какими способами он ищет работу.
На больших предприятиях набор новых работников осуществляет отдел
кадров. На малых фирмах работники подобных отделов выполняют несколько
функций, причем набором занимается человек, выполняющий все функции отдела,
или же менеджер по управлению персоналом.
Для удовлетворения потребности предприятия в дополнительных работниках
используют два источника рабочей силы:
- имеется возможность использования внутренних источников предприятия
посредством: извещения его работников об имеющихся рабочих местах;
совмещением функций кадровыми работниками, а также привлечением
новых работников с помощью кадровых.
- существует также возможность использования внешних источников,
включающих в себя: случайно заходящих в поисках работы людей,
использование услуг различных агентств, объявления в средствах
массовой информации и т.д.
Основной целью отбора является выделение работников, которые с
наибольшей степенью вероятности подойдут под стандарты результативности
организации и которые будут удовлетворены и получат дальнейшее развитие
своих навыков и способностей на рабочем месте.
На отбор влияют факторы окружающей обстановки: частная или
государственная компания, условия рынка рабочей силу и коэффициент отбора;
требования профсоюзов и правительственная регламентация условий найма. Еще
до начала отбора организация должна установить разумные критерии отбора
своих работников. Процесс отбора включает до 6 ступеней:
- предварительная отборочная беседа
- бланк заявления и автобиографическая анкета
- беседе по найму
- тесты оп найму
- проверки рекомендаций и послужного списка
- медицинский осмотр
Для кандидатов на более важные посты (определяемые высокой зарплатой и
ответственностью) решение по отбору должно иметь более официальный характер
и использовать более разнообразные методы отбора. Эффективные предприятия
предпочитают осуществить отбор из числа своих кадровых работников, а уже
потом – рассматривать кандидатов извне. Более точные решения при отборе
принимаются в случае, если менеджер по персоналу, и будущий начальник
работника принимают решение в вынесении решения. Использование большего
количества методов сбора информации для принятия решения увеличивает
количество результативных кандидатов.
Хорошее выполнение работы по найму персонала результируются
впоследствии снижением текучести кадров, большей удовлетворенностью
работников службой и, как результат, большей эффективностью предприятия.
В заключении, хочу сказать, что если мне доведется работать с
персоналом, в том числе принимать решения о наборе и отборе персонала, то
этому участку работы я уделю наибольшее внимание, так как это позволит в
дальнейшем сократить объем моей работы. Ведь говорят, что хороший начальник
– тот, кто ничего не делает, за которого все делают подчиненные. Так и
здесь: набрал стоящий персонал, уделил этому максимум времени и внимания,
получи результат – эффективная работа персонала. Кроме того, следствием
эффективной работы по набор и отбору персонала является снижение текучести
кадров, следовательно, не нужно будет тратить средства на новый набор. То
есть и здесь я смогу сэкономить в будущем средства, которые значительно
больше сегодняшних затрат.


Литература

1. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: пер. с
англ.. – М.: Дело, 1997
2. Ксенчук Е.В., Киянова М.К. Технология успеха. - М.: Дело ЛТД, 1993
3. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. -М.: Высш. школа, 1984
4. Шипунов В.Г., Кишкель Е.Н. Основы управленческой деятельности. – М.:
Высшая школа, 1996
5. Кобушкин Н.И. Основы менеджмента. – Минск, 1996
6. Иванцевич Дж., Лобанов А.А. Человеческие ресурсы управления. – М.:
Дело, 1993



Приложения


Приложение 1

Источники найма, используемые отделами кадров и их эффективность в
процентах.[3]

Приложение 2


Эффективность различных методов набора
по различным показателям.

|Источник |Результат |Результат (в|Коэффициент |Коэффициент |
|набора | |%) от об-щей|принятия |принятия |
| | |суммы всех |разосланных |предложений на|
| | |видов |предложений |работу |
|Лица, |2127 |34.77 |6.40 |58.37 |
|письменно | | | | |
|обратившиеся в| | | | |
|поисках работы| | | | |
|Публикация |1979 |32.35 |1.16 |39.98 |
|объявлений | | | | |
|Различные |856 |14.00 |1.99 |32.07 |
|агентства | | | | |
|Учебные |465 |7.60 |1.50 |13.21 |
|заведения | | | | |
|Внутри |447 |7.30 |10.07 |65.22 |
|компании | | | | |
|Лица, случайно|134 |2.19 |5.97 |57.14 |
|зашедшие в | | | | |
|поисках работы| | | | |
|Профсоюзы |109 |1.78 |8.26 |81.82 |


Приложение 3

Методы отбора, используемые при найме и продвижении по службе.
| |Процент к общему числу обследованных |
| |(всего обследовано 437 человек) |
| |Процедуры для |Процедуры для |
| |кандидатов извне |кандидатов на |
| | |повышение |
|Проверка рекомендаций или |97 |67 |
|послужного списка | | |
|Не имеющие схемы беседы |81 |70 |
|Тест на качество работы и |75 |40 |
|навыки | | |
|Медицинский осмотр |52 |8 |
|Схематическая беседа |47 |32 |
|Изучение кандидатур |26 |3 |
|агентством вне предприятия | | |
|Тест на знание специфики |22 |15 |
|работы | | |
|Тест на умственные |20 |10 |
|способности | | |
|Бланк заявления |11 |7 |
|Тест на личные качества |9 |4 |
|Тест на физические |6 |4 |
|способности | | |
|Другие |15 |10 |


Приложение 4

Макет бланка для беседы на должность менеджера.

Дата ___________

КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ
1. Рейтинг (оценка)_______________________________________
2. Комментарии _________________________________________
________________________________________________________
3. Беседу проводил_______________________________________
________________________________________________________
4. На вакантную должность _____________________________
________________________________________________________


5. Фамилия, имя, отчество. Дата рождения
6. Адрес, номер телефона
7. Работаете ли Вы сейчас? Если да, то как скоро сможете приступить к
выполнению обязанностей? Каковы отношения с фирмой, где Вы сейчас
работаете?
8. Почему вы хотите занять данное вакантное место? (какова основная
причинна – престиж, безопасность, заработок?)
9. Опыт работы.
ПОСЛЕДНЕЕ ИЛИ НАСТОЯЩЕЕ МЕСТО РАБОТЫ:
10. Компания.
11. Город.
12. С____по____ (время работы)
13. Как Вы устроились на работу? (высказал ли заявитель уверенность в
себе относительно получения мест работы?)
14. Сущность работы вначале? (можно ли использовать опыт работы
кандидата на прежних местах работы для работы на данной должности?)
Какую зарплату Вам платили вначале?
15. Как менялась работа со временем? (какой прогресс был у заявителя на
той работе?)
16. Чем Вы занимались на работе к моменту увольнения? (какую
ответственность нес заявитель?) Зарплата в момент увольнения?
17. Начальник __________ Его должность__________ Что он собой
представляет? (как у кандидата складывались отношения с
начальством?) Сколь пристально он наблюдал за Вами? Какую власть вы
имели (имеете)?
18. Сколько человек было под Вашим началом? Чем они занимались? (лидер
ли заявитель?)
19. В какой мере Вы могли использовать свою инициативу и суждения?
(активно ли кандидат искал ответственности?)

-----------------------
[1] Иванцевич Дж., Лобанов А.А. Человеческие ресурсы управления. – М.:
Дело, 1993. с. 16
[2] Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: пер. с англ.. –
М.: Дело, 1997. с. 230

[3] Иванцевич Дж., Лобанов А.А. Человеческие ресурсы управления. – М.:
Дело, 1993. с. 74

-----------------------
обеспечивает

для

Планирование трудовых ресурсов

Набор

кандидатов на прием

отбора
работников

Рис. 1. Схема приема на работу

[pic]

[pic]






Реферат на тему: Набор и отбор персонала для организации

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПРИВЛЕЧЕНИЕ ПЕРСОНА 4
2. Источники привлечения персонала 4
3. Методы набора кадров 6
2.ОТБ0Р ПЕРСОНАЛА.. 9
2.1. Принципы и критерии отбора 10
2. Процесс отбора персонала 12
3. Особенности профессионального отбора на государственную
службу в России 18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 32
Приложение 33
ВВЕДЕНИЕ
В нашей стране на протяжении долгих лет при назначении на должность
профессионализм и компетентность уступали идеологическим мотивам.
На современном этапе набор и отбор персонала является приоритетной
задачей. В настоящее время разработано много надежных и эффективных систем
набора и отбора кадров.
Новая система набора и отбора кадров должна идеально соответствовать
модели организации, для которой необходимо сформировать адаптированный к
ней, эффективно действующий корпус специалистов. Необходима серьезная
работа по составлению научно-обоснованных профессионально -
квалифицированных требовании к должностям.
Целью данной работы является изучение процесса профессионального
набора и отбора персонала для организации в целом и на государственную
службу в частности.
Задачи, которые ставятся при написании курсовой работы:

1. Изучить источники привлечения персонала;
2. Проанализировать особенности профессионального
отбора на государственную службу в России;
3. Рассмотреть основные этапы построения системы отбора
кадров на государственную службу.
Предметом исследования являются приемы и методы, которые применяются
в организации (а также при приеме на государственную службу) для
удовлетворения спроса при наборе и отборе квалифицированных кадров,
способных выполнить задачи, поставленные перед организацией, и решение
которых будет способствовать осуществлению намеченных целей.


1. ПРИВЛЕЧЕНИЕ ПЕРСОНАЛА

Любая организация практически всегда испытывает потребность в
персонале. Необходимость привлечения персонала предполагает: выработку
стратегии привлечения, которая бы обеспечила согласованность
соответствующих мероприятий с общеорганизационной стратегией; выбор
варианта привлечения; определение перечня требований к кандидатам;
установление уровня оплаты труда, способов мотивации и перспектив
служебного роста; осуществление практических действий по привлечению
персонала
В процессе набора и создания резерва работников для занятия
вакантных должностей организация удовлетворяет свою потребность в кадрах.
Наем на работу - это ряд действий, направленных на привлечение
кандидатов, обладающих качествами, необходимыми для достижения целей,
поставленных организацией (16 стр. 313).
С привлечения на работу персонала начинается управление персоналом.
1.2. Источники привлечения персонала
Набор начинается с поиска и выявления кандидатов как внутри фирмы,
так и за ее пределами. В нашей стране наиболее распространенными
источниками найма на работу являются: люди, случайно зашедшие в поисках
работы; объявления в газетах; учебные заведения (школы, техникумы, училища,
институты и т. д.); службы по трудоустройству; частные агентства по найму;
объявления по радио и телевидению; профсоюзы. Например, в США, источниками
найма менеджеров на работу являются следующие источники:
продвижении
Рекомендации друзей и родственников
Рекомендации консультативных фирм,
специализирующихся на поиске и
Объявления, реклама
Различные источники внутри компании
Инициативные письма - обращения о приеме на работу
Инициативные звонки по телефону в компании
Прочие
24%
23%
персонала
21%
13%
7%
7%
5%
Всего: 100 %
Внутренние источники привлечения персонала - наем персонала за счет
внутренних источников во многом зависит от кадровой политики администрации
организации в целом. Разумное использование имеющихся людских резервов
может позволить организации обойтись без нового набора. Его преимущество в
том, что появляются шансы для служебного роста, повышается степень
привязанности к организации. Улучшается социально психологический климат в
коллективе. Привлекают и низкие затраты на привлечение кадров. Уровень
оплаты в организации остается стабильным (претенденты со стороны могут
предъявить более высокие требования в отношении оплаты труда). Происходит
рост молодых кадров данной организации, быстрое заполнение освободившейся
должности, без адаптации. (7, стр.194)
Использование внутренних источников привлечения кадров позволяет
обеспечить «прозрачность» кадровой политики, высокую степень управляемости,
возможность планирования данного процесса и целенаправленного повышения
квалификации персонала. Решается проблема занятости собственных кадров,
повышается мотивация и степень удовлетворения трудом у работников. Если
перевод на новую должность совпадает с желанием самого претендента, то
повышается рост производительности труда.
Организация, производящая набор персонала за счет внутренних
источников привлечения претендентов, имеет возможность избежать убыточной
текучести кадров.

Недостатками внутренних источников привлечения персонала является
появление панибратства при решении деловых вопросов, снижение активности
рядового работника, претендующего на должность руководителя, а также
возможно появление напряжения и соперничества в коллективе в случае
появления нескольких претендентов на должность. Кроме того, не удается
полностью удовлетворить количественную потребность в кадрах,
удовлетворяется только качественная потребность, но через переподготовку
или повышение кадров, что требует дополнительных затрат.
Внешние источники привлечения персонала - внешние источники
привлечения персонала позволяют обеспечить более широкий выбор среди
претендентов на должность, при этом удовлетворяется абсолютная потребность
в кадрах. Новый человек, как правило, легко добивается признания в
коллективе, что снижает угрозу возникновения интриг внутри организации.
Появляется новый импульс в развитии организации.
Недостатками привлечения персонала за счет внешних источников
являются: большие затраты на привлечение кадров; высокий удельный вес
работников, принимаемых со стороны, способствует росту текучести кадров;
появляется высокая степень риска при прохождении испытательного срока;
плохое знание организации; длительный период адаптации; блокирование
возможностей служебного роста для работников организации, что ухудшает
социально-психологический климат среди давно работающих в организации;
нового работника плохо знают в организации (16, стр.225).
1.3. Методы набора кадров
Методы набора кадров могут быть активными и пассивными.
Активные методы - к ним обычно прибегаю в случае, когда на рынке
труда спрос на рабочую силу, особенно квалифицированную, превышает ее
предложение. Прежде всего - это вербовка персонала, т. е. иначе говоря,
налаживание организацией контактов с теми, кто представляет для нее интерес
в качестве потенциальных сотрудников. Ее обычно проводят непосредственно в
учебных заведениях, и это является преимуществом, так как кандидаты
«неиспорченные» и их
не нужно «ломать». Вербуют сотрудников у конкурентов, через государственные
центры занятости и через частные посреднические фирмы. Сравнительно дешевле
обходится привлечение сотрудников с помощью личных связей работающего
персонала. Путем проведения презентаций и участия в ярмарках вакансий,
праздниках, фестивалях и формируя свой имидж, организация может также
осуществить набор (вербовку) кадров.(13, стр. 43)
Презентации позволяют привлечь случайных прохожих или живущих
неподалеку лиц, и кто ищет дополнительные заработки.
Ярмарка вакансий в основном предназначена для людей, желающих
поменять работу.
Праздники и фестивали привлекают квалифицированных специалистов,
интересующихся именно данной организацией.
Выше перечисленные методы привлечения кадров в основном применимы к
работникам массовых специальностей, имеющих средний и низкий
уровень квалификации. Для привлечения высококвалифицированных специалистов,
с узкой специальностью следует использовать иные способы привлечения.
Пассивные методы
К пассивным методам набора кадров прибегают, когда предложение
рабочей силы на рынке труда превышает спрос. Одной из разновидностей
пассивных методов привлечения персонала является размещение объявлений о
вакантных должностях, о уровне, требованиях к кандидатам, условиях оплаты
труда и сведений во внешних и внутренних средствах массовой информации..
Телевидение позволяет обеспечить более широкую аудиторию, однако
стоимость рекламы чрезвычайно высока, адресность незначительна.
Реклама по радио обходится многократно дешевле и аудитория также
широка, но слушают его, как правило, только во время работы. За счет
применения данного способа размещения рекламы в основном можно привлечь
лиц, желающих поменять работу.
Объявления должны формировать имидж организации. Они не должны
содержать дискриминационных моментов, но должны быть броскими, интересными,
краткими, хорошо написанными, законными, правдиво отражающими требования,
предъявляемые к претендентам, условия работы и оплаты труда.
В объявлениях следует отражать следующие сведения: особенности
организации; характеристику должности; требования к соискателю; систему
оплаты; льготы и стимулы; особенности процесса отбора (необходимые
документы, сроки их подачи); адрес и контактные телефоны. (10, стр. 57)
Особым видом рекламы в печати является так называемая паблисити - это
статья об организации и о преимуществах работы в ней. Услуги по размещению
рекламы в печати бывают бесплатными или платными, но не по рекламным
расценкам.
К пассивным методам набора кадров относится метод ожидания лиц,
«наудачу» предлагающих свои услуги, но в данном случае есть опасность
набрать не лучших сотрудников.
Рассматривая различные способы набора кадров, необходимо отметить,
что в современных западных фирмах сегодня все больше распространяется
вторичный найм, т. е. набор во временные подразделения творческие группы
(16, стр.222). Сущность его заключается в том, что подбор исполнителей или
непосредственных руководителей производится на основе внутреннего конкурса,
который может быть объявлен на конкретную должность или в подразделение.
Для этого публикуется перечень должностей, на которые распространяется этот
принцип, (речь идет о массовых профессиях). Каждый желающий подает
заявление, которое может рассматриваться несколько раз, т. е. в случае
неудачи работник может отозвать заявление на данную вакансию и претендовать
на другую. За 5-6 недель до официального объявления давать по неофициальным
каналам информацию о наличии вакантных мест и обо всех перемещениях.
Данный метод позволяет создать в крупных организациях внутренний
рынок
труда, снижает издержки, создает для персонала стимулы, позволяет
быстро закрыть наиболее важные вакансии быстрым перемещением, сохранить
наиболее ценную часть персонала, поддерживать стабильность коллектива.

2. ОТБОР ПЕРСОНАЛА

Отбор персонала - это процесс изучения психологических и
профессиональных качеств работника с целью установления его пригодности для
выполнения обязанностей на определенном рабочем месте или должности и
выбора из совокупности претендентов наиболее подходящего с учетом
соответствия его квалификации, специальности, личных качеств и способностей
характеру деятельности, интересам организации и его самого. (4, стр. 134)
Отбор персонала необходимо отличать от подбора персонала. В процессе
отбора происходит поиск людей на определенные должности с учетом
установленных требований социального института, видов деятельности. При
подборе - осуществляется поиск, идентификация требований различных
должностей, видов деятельности под известные возможности человека,
накопленный им профессиональный опыт, стаж и способности.
Работники отделов кадров анализируют эффективность отбора, используя
расчетный коэффициент, так называемый коэффициент отбора, который
определяется следующим образом:
Число отобранных лиц

Котб =

Число претендентов

Для разных профессий величина коэффициента отбора разная: менеджеры
-около /4, профессионально-технические работники - 1/1, клерки - около /4,
квалифицированные рабочие - около 1/1, чернорабочие -почти 1/2. Если
коэффициент отбора близок к 1/1, то процесс отбора короток и прост. При его
величине 1/2 отбор становится трудным, но, с другой стороны, чем он ниже,

тем разборчивее может вести себя организация. Меньший коэффициент означает,
что организация наймет на работу соответствующих ее критериям работников.

2.1. Принципы и критерии отбора

Процесс отбора является многоэтапным. Основные этапы - это:
предварительная отборочная беседа; заполнение заявлений и анкеты;
собеседование с менеджером по найму; тестирование; проверка рекомендаций и
послужного списка; медицинский осмотр (6, стр.104).
При отборе кадров принято руководствоваться следующими принципами:
• ориентация на сильные, а не на слабые стороны человека и поиск
не идеальных кандидатов, которых в природе не существует, а наиболее
подходящих для данной должности. Отбор прекращается, если несколько человек
не удовлетворяют предъявленным требованиям, так как, скорее всего эти
требования завышены и их необходимо пересмотреть;
отказ в приеме новых работников независимо от квалификации и личных
качеств, если потребности в них нет;
обеспечение соответствия индивидуальных качеств претендента
требованиям, предъявляемым содержанием работы (образование, стаж, опыт, а в
ряде случаев пол, возраст, здоровье, психологическое состояние);
• ориентация на наиболее квалифицированные кадры, но не более
высокой квалификации, чем это требует рабочее место.
Основными критериями отбора считаются: образование, опыт, деловые
качества, профессионализм, физические характеристики, тип личности
кандидата, его потенциальные возможности.
По степени пригодности кандидатов можно разделить на три группы:
непригодные, условно пригодные и относительно пригодные к дальнейшей
деятельности (относительно - потому, что все необходимые качества нельзя
точно определить).
Степень разновидности ключевых качеств можно оценить
следующим образом: абсолютно негативная, улучшаемая и позитивная. При
негативной оценке хотя бы по одному из качеств кандидата на работу лучше не
принимать.
Качества, которыми должен обладать сотрудник, претендующий на
должность, определяются профессиограммой (прилож.1), или так называемой
картой компетентности. Иначе говоря, это «портрет» идеального сотрудника,
определяющий требования к его личностных качеств, способностям выполнять те
или иные функции и социальные роли.
Профессиограмма может быть теоретической, основанной на нормативных
документах, и эмпирической, составленной путем изучения реальной группы
людей. Слабым ее местом как инструментом отбора является сосредоточенность
на формальных, анкетных данных (14, стр.198).
Как правило, профессиограмма должна иметь следующие разделы:
«Общие сведения о профессии».
В разделе должны быть учтены перспективные задачи фирмы и
подразделения в области технологии, организации, кадров, освоение новой
техники, производства продукции, улучшения психологического климата и т. п.
«Описание процесса труда» - данный раздел должен быть составлен на
основе детального изучения признаков профессии, условий труда.
Анализ содержания работы, трудового процесса при составлении
профессиограммы может производиться по следующему алгоритму: что
представляет собой работа; каков требуемый объем полномочий, связанных с
принятием решений, необходимо ли творчество; в чем специфика деятельности,
каковы ее продолжительность, требуемые физические условия; за что сотрудник
отвечает; каковы взаимоотношения с руководством, коллегами, подчиненными,
сотрудниками других подразделений, клиентами, общественностью; какие
требования предъявляются работой к навыкам, способностям, образованию,
опыту, стажу, здоровью, мотивации; что представляют собой условия труда;
кем проводится внутренний, внешний контроль.
Раздел «Психограмма профессии» должен отражать основные
психологические характеристики: психологические функции, имеющие наибольшую
важность для работы; особенности восприятия пространства и времени;
характеристики динамики и напряженности работы в различные периоды;
необходимые характеристики внимания и способы его организации;
характеристики точности, сложности, темпа, ритма выполнения операций;
преимущественные установки в данном виде деятельности; требуемая быстрота
формирования и изменения трудовых и профессиональных навыков; необходимый
объем и характер запоминания информации; требования к быстроте, гибкости,
критичности мышления, скорости переработки данных и принятия решений;
требования к надежности исполнения; типичные ошибки; частота стрессовых
ситуаций и требования к эмоциональной устойчивости; требования к волевым
качествам; требование к коммуникативным свойствам.
Этот раздел составляется на основе наблюдений, опросов,
анкетирования, анализа документации.
С помощью экспертов составляется раздел «Совокупность требованиям,
предъявляемых к личности, деловым и профессиональным качествам сотрудника».
В нем перечисляются требования к способностям (психомоторным,
экономическим, техническим и прочим); чертам характера (принципиальности,
уступчивости, оптимизму, настойчивости); психическим характеристикам
(эмоциональности, возбудимости, темпераменту, внимательности, воображению);
знаниям, умениям, навыкам, квалификации; для руководителей дополнительно -
требования к способности принимать оперативные и нестандартные решения,
быстро оценивать обстановку, делать правильные выводы, добиваться
поставленных целей.

2.2. Процесс отбора персонала

В процессе отбора кандидатов происходит знакомство с претендентами,
производится сбор и обработка информации о них, оценка качеств и
составление достоверных «портретов», сопоставляются фактические качества с
требованиями должности. В результате следует назначение и утверждение
кандидатов на должности, заключение с ними трудовых договоров.
Отбор производится в несколько этапов. На предварительном этапе
отбора происходит первичное выявление кандидатов, способных выполнить
требуемые функции. Круг претендентов максимально сужается и формируется
резерв, с которым и производится в дальнейшем более тщательная работа
(анализ анкет, резюме, характеристик, рекомендаций).
Недостатком первичного этапа является то, что с помощью оценки
документов можно получить ограниченное количество информации (8, стр.45).
Основными правилами окончательного отбора претендентов являются:
выбор наиболее подходящих для организации работников; обеспечение
превышения ожидаемого эффекта над затратами; сохранение стабильности
персонала и одновременно приток новых людей; улучшение морально-
психологического климата; удовлетворение ожиданий привлеченных сотрудников.
В деле организации отбора претендентов часто допускаются следующие
ошибки: недостаток системности в организации отбора, отсутствие надежного
перечня требуемых от претендента качеств; ложная интерпретация внешности
кандидата и его ответов на поставленные вопросы, умение красиво говорить;
ориентация на формальные заслуги; суждение о человеке по одному из качеств;
нетерпимость к негативным чертам, которые есть у всех; излишнее доверие к
тестам; неточный учет отрицательной информации.
Предварительная отборочная беседа
Работа на этой ступени может быть организована различными способами.
Иногда предпочтительно, чтобы кандидаты приходили в отдел кадров или на
место работы. Специалист отдела кадров или линейный руководитель проводит с
ними беседу на общих правилах беседы, принятых в организации.
Кадровое собеседование является наиболее универсальным способом
оценки персонала. Среда, в которой ведется кадровое интервью, должна
совпадать со средой, в которой человек будет работать, чтобы обеспечить его
совместимость с будущими коллегами.
Собеседование могут происходить один на один или с группой
претендентов, претендента или группу претендентов могут интервьюировать
одновременно несколько человек. Результаты беседы с глазу на глаз могут
оказаться субъективными, а оценка ошибочной.
В ходе подготовки предварительного собеседования необходимо выяснить
следующее: какие личностные качества кандидата (знания, опыт, установки)
требуются для выполнения работы; с помощью, каких вопросов можно извлечь
необходимую информацию; кто должен быть привлечен в качестве интервьюеров -
один или несколько человек, в какой форме проводится собеседование.
Лица, проводящие собеседование, должны уметь формулировать вопросы в
соответствии с целями беседы, правильно их ставить; приспосабливать свой
стиль к личности претендента и конкретным обстоятельствам; доброжелательно
слушать, предоставляя возможность демонстрировать себя собеседником,
резюмировать, принимать правильные решения; сохранять в тайне полученные
сведения; быть представительным, аккуратно и со вкусом одетым.
При проведении кадрового собеседования необходимо создать комфортные
условия для беседы.
Интервьюер должен знать организацию, условия и характер предлагаемой
работы, должен уметь дать исчерпывающие ответы на вопросы претендента.
Необходимо предварительно определить общий характер беседы (формальный,
неформальный). Интервьюер должен создать непринужденную обстановку с целью,
чтобы претендент больше говорил сам.
Следует придерживаться следующих правил: не разговаривать с
кандидатами, не предложив им присесть; не демонстрировать занятость и не
делать в их присутствии других дел; проявлять дружелюбие, чаще упоминать
имя претендента; не показывать своего отношения к его личным документам;
обстоятельно отвечать на его вопросы; не спешить давать авансов на будущее;
скрывать свое настроение; изучать или угадывать психологическое состояние;
научится отказывать; соблюдать требования трудового законодательства.
Беседа может быть построена по схеме (на основе специального бланка
или полуформальных вопросов), а также без схемы. Результат схематической
беседы - это получение не полной информации. Для неформальной беседы
готовятся только основные вопросы, но она требует серьезной подготовки. При
проведении такой беседы имеется опасность отклонения от темы и
непоследовательности (9, стр. 102).
По признаку объекта выделяют следующие виды беседы:
По биографии кандидата - такой вид беседы позволяет оценить прошлые
успехи, но не характеризует сегодняшней ситуации и мотивации к будущей
работе.
По ситуации - претенденту предлагается одна или несколько проблем. В
результате можно оценить его общие и аналитические способности, методы
работы, умение выходить из сложных положений.
По профессиональным и личным качествам - в ходе собеседования
задаются вопросы о поведении в тех или иных условиях, связанных с
профессиональной деятельностью. Оценка производится по заранее выбранным
критериям. Этому виду беседы рекомендуется отводить 30 % времени.
Недостатком является -ограниченность оцениваемых качеств, необходимость
предварительной подготовки, опыта, высокой объективности лиц, проводящих
интервью.
На данном этапе выясняется образование претендента, производится
оценка его внешнего вида и определяющих личностных качеств. После этого
заявитель направляется на следующую ступень отбора, на которой производится
заполнение бланка заявления и анкеты.
Анкетирование является первым этапом процедуры оценки и отбора
претендентов. На этом этапе происходит отсев менее подходящих кандидатов,
определяется круг факторов, нуждающихся в особо пристальном изучении на
основе последующих методов, а также источники, из которых можно получить
необходимую информацию. Любое искажение в анкете является основанием для
увольнения работника в любое время, когда это выяснится (в тексте анкеты
включается соответст

Новинки рефератов ::

Реферат: Клод Моне (жизненный путь) (Искусство и культура)


Реферат: Что такое страхование, классификация видов, основные характеристики видов страхования (Страхование)


Реферат: Гамаль Абдель Насер (История)


Реферат: Формирование каллиграфических навыков младших школьников (состояние, проблемы и пути оптимизации) (Педагогика)


Реферат: Исторические взгляды Н.В. Шелгунова (История)


Реферат: Гражданское право РФ (Гражданское право и процесс)


Реферат: Гражданская война (История)


Реферат: Линейное программирование: решение задач графическим способом (Компьютеры)


Реферат: А. Д. Сахаров борец за свободу (Исторические личности)


Реферат: Мотивация персонала (Менеджмент)


Реферат: Задание по акмеологии профессионально-педагогической деятельности на период педагогической практики (Педагогика)


Реферат: Деловое общение: формы, культура, имидж, презентации (Психология)


Реферат: Германская мифология и ее культурное влияние (Культурология)


Реферат: Философский анализ общества (Философия)


Реферат: Machines (Транспорт)


Реферат: Анализ и технологическая оценка химического производства (Химия)


Реферат: Феминизм (Социология)


Реферат: Псевдо-Дионисий Ареопагит и его Корпус Ареопагитикум (Религия)


Реферат: Сюжет та iсторiя створення роману Панаса Мирного "Хiба ревуть воли, як ясла повнi?" (Литература : зарубежная)


Реферат: Договор поставки (Гражданское право и процесс)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист