GeoSELECT.ru



Социология / Реферат: Социализация личности (Социология)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Социализация личности (Социология)



Содержание

Введение

1. Сущность процесса социализации личности
2. Правовая культура – важнейший фактор социализации личности
3. Проблемы формирования личности в процессе социализации

Заключение
Список литературы



Введение

Личность и общество взаимодействуют в процессе социализации: общество
передает социально-исторический опыт, нормы, символы, а личность усваивает
нормы, символы и социально-исторический опыт, который передает общество.
С раннего детства ребенка окружают люди, которые передают ему навыки и
умения взаимодействия с обществом. Достижением цивилизации является
утверждение, что люди рождаются равными перед Богом, как его подобие, а
Конституции государств гласят, что все люди равны перед законом.
Современная российская молодежь социализируется в сложных условиях.
Государство не проявило заинтересованности в воспитании дееспособных
участников социального взаимодействия. Напротив, при помощи СМИ были
предприняты все возможные меры для подготовки манипулируемого населения.
Российское общество находится на грани деградации. «Шоковая терапия»
нанесла непоправимый удар по социальной сфере.
В данной работе мы попробуем рассмотреть проблему социализации в общем и
в российском обществе последнего времени. Нами будут использоваться учебные
пособия и материалы исследований из периодической печати.



1. СУЩНОСТЬ ПРОЦЕССА СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ

В социологии личность рассматривается как итог развития индивида,
наиболее полное воплощение всех человеческих качеств. Индивид – это
единичный представитель человеческого рода, конкретный носитель всех
социальных и психологических черт человечества: разума, воли, потребностей,
интересов и т.д.
Механизм и процесс формирования личности раскрывается в социологии на
основе понятия «социализация». Социализация – это процесс, посредством
которого индивидом усваиваются основные элементы культуры: символы, смыслы,
ценности, нормы.
На основе этого усвоения в ходе социализации происходит формирование
социальных качеств, свойств, деяний и умений, благодаря которым человек
становится дееспособным участником социального взаимодействия. Социализация
– это процесс становления социального «Я».
Личность и общество взаимодействуют в процессе социализации: общество
передает социально-исторический опыт, нормы, символы, а личность усваивает
их в зависимости от своих качеств.
Смыслом процесса социализации на ее ранних стациях является поиск своего
социального места.
В социологии выделяются два уровня социализации: первичный и вторичный.
На каждом из этих уровней действуют различные агенты и институты
социализации. Агенты социализации – это конкретные люди, ответственные за
передачу культурного опыта. Институты социализации – это учреждения,
которые влияют на процесс социализации и направляют его.[1]
Первичная социализация происходит в сфере межличностных отношений в малых
группах. В качестве первичных агентов социализации выступает ближайшее
окружение индивида: родители, близкие и дальние родственники, друзья семьи,
сверстники, врачи, тренеры и т.д. Эти люди, общаясь с индивидом, оказывают
влияние на формирование его личности.
Вторичная социализация происходит на уровне больших социальных групп и
институтов. Вторичные агенты – это формальные организации, официальные
учреждения: представители администрации школы, армии, государства и т.д.
Каждый агент социализации дает для личности то, чему в ее становлении
может научить и воспитатель. Агенты первичной социализации взаимозаменяемы
и универсальны. Агенты вторичной социализации действуют узко
специализированно ибо каждый институт нацелен на решение своих задач в
соответствии со своими функциями.[2]
Социализация проходит этапы, совпадающие с так называемыми жизненными
циклами, каждый этап которых сопровождается двумя взаимодополняющими друг
друга процессами: десоциализацией и ресоциализацией.
Десоциализация – это процесс отучения от старых ценностей, норм, ролей и
правил поведения.[3]
Ресоциализация – это процесс обучения новым ценностям, нормам, ролям и
правилам поведения в замен старых.
Фреид выделял ряд психологических механизмов социализации: имитацию,
идентификацию, чувство стыда и вины.
Имитацией называется осознанная попытка ребенка копировать определенную
модель поведения. Идентификация – это способ осознания принадлежности к той
или иной общнотсти. Основное влияние здесь оказывает ближайшее окружение
ребенка.
Имитация и идентификация являются позитивными механизмами, поскольку
нацелены на усвоение определенного типа поведения. Стыд и вина представляют
собой негативные механизмы так как они подавляют или запрещают некоторые
образцы поведения.
Чувства стыда и вины тесно связаны с друг другом и почти неразличимы,
однако между ними имеются определенные различия. Стыд обычно ассоциируется
с ощущением, что вас разоблачили и опозорили. Это чувство ориентированно на
восприятие поступков индивида другими людьми. Ощущение вины связано с
внутренними переживаниями, с самооценкой человеком своих поступков.
Наказание здесь совершается самим собой, контролирующей формой выступает
совесть.
Теория «зеркального Я» американца Ч. Кули, зафиксировав воздействие на
формирование личности окружающей среды, отмечает избирательный характер
поведения личностей. В зависимости от ситуации личность адаптируется к
ситуации, избирая для себя определенную роль (победитель, жертва,
нейтралитет). Согласно выбранной роли личностью избираются ценности,
которыми она руководствуется в процессе социализации.



2. ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА – ВАЖНЕЙШИЙ ФАКТОР СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ

Проявлением недостатков социализации является отклоняющееся (девиантное)
поведение.
Девиантное поведение означает поведение индивида или группы, которое не
соответствует общепринятым нормам, в результате чего эти нормы нарушаются.
Термин «девиация» употребляется в социологии в узком и широком значении.
В широком смысле термин «девиация» подразумевает любые поступки или
действия, которые не соответствуют писанным или неписанным нормам. Этим
термином чаще всего в социологии обозначают сферу нравственных пороков,
отступление от принципов норм, марали и права. В этом смысле к
отклоняющемуся поведению относят пьянство, наркоманию и преступность.[4]
В узком смысле девинтным поведением называют поведение, отклоняющееся от
культурных неписанных норм (обычаев, традиций). Нарушение формальных
законодательных норм называется деликветным поведением.
Девиантное поведение относительно. Отклоняющееся поведение всегда
оценивается с точки зрения культуры, принятой в том или ином сообществе.
Эта оценка заключается в том, что одни отклонения осуждаются, а другие –
одобряются. Например, в советском обществе спекуляция была наказуема, в
современной России – благое дело.
Деликветное поведение абсолютно, поскольку существуют однозначно
установленные законом нормы, квалифицирующие его как преступление.[5]
К основным формам отклоняющегося поведения принято относить пьянство,
наркоманию, проституцию и т.д. Возрастание девиантного поведения в том или
ином обществе свидетельствует о глубоком кризисе целостных оснований этого
общества, конфликте между личностями и общественными интересами.
Отклоняющееся поведение – это чаще всего попытки уйти от общества,
убежать от жизненных повседневных невзгод и проблем, преодолеть состояние
неуверенности и напряжения через определенные компенсаторные формы.
Любое общество на определенном этапе развития диктует своим гражданам
характерную динамику сознания и поведения. В особенности этому диктату
подвержены дети и молодежь. Их сознание адаптируется согласно общему фону
общественной жизни.
Человека можно обмануть один, два раза, но потом он обретает навык
отличать правду от лжи. Особенно опасно для общества симптоматическое
раздвоение личности. На психологическом уровне – это инфекционное
заболевание, которое трудно поддается лечению.
Прививая личности зачатки правовой культуры, не следует забывать что
динамика ценностных миров включает напряжение созидательного и
бессознательного, рационального и интуитивного, глубоко проникающего в суть
процессов и поверхностно-рационализирующего по поводу нравственных
многообразных отношений в обществе.[6]
Исследования морального сознания молодежи показывают, что молодые
воспринимают жизнь сегодняшней России драматичной. В сознании нарастает
скепсис в оценки настоящего и ностальгия по прошлому.
Свободу молодежь воспринимает как возможность перемещения человека.
Студенты еще не понимают, что свобода перемещения в настоящее время
ограничивается другими рычагами – отсутствие на это денег.
Радует то, что верховной ценностью молодые называют «равенство всех перед
законом», необходимость вознаграждения за добро и возмездности за зло,
Ценность принципа оплаты по труду, по таланту.
К сожалению нарастает количество таких студентов, которые отдают
преимущество тому, что бы Россия стала подо властной США. В этом большую
роль играет обманчивое пропагандирование американского образа жизни.
Адекватная оценка состояния общества США более кризисная и взрывоопасная,
чем российского.
Тревожным можно назвать и отношение студентов к войне. Многие (каждый
второй) отмечают, что война – это гибель людей и в то же время фактор,
обусловливающий прогресс техники.
В повседневном нравственном сознании студентов преобладает прагматизм,
они выражают беспокойство по поводу социально – политических процессов и не
чувствуют уверенности в будущем.
Характерно то, что у девушек правовая культура развита намного сильнее,
чем у юношей. Они выражают большее беспокойство по поводу негативных
явлений в обществе.
Девушки-студентки не столь примирительно относятся к сексуальным
меньшинствам, тем, кто торгуют собой (проститутки, охранники). Они на
стороне строя, который защищает жизнь их тревожат вопросы самосохранения
общества и снижение его качественных характеристик, рост преступности,
угроза безработицы, увеличение числа беспризорных детей и бомжей,
нарастание алкоголизма, наркомании, проституции, угроза СПИДа.[7]
Опросы показывают, что мужчины более терпимы к социальным меньшинствам и
проституции. Недаром социологи отмечают закономерность, состоящую в том,
что в критические периоды истории проявляется большая терпимость общества к
всевозможным отклонениям от норм и традиций.
Воспитывать подрастающее поколение нужно. Но не следует забывать, что
человек – существо мыслящее. На экзамене студент будет говорить, что
законы, нормы и правила необходимо соблюдать. Им будет осознаваться теория
правовой культуры. Но он встретиться с трудностью в практической реализации
этого навыка, столкнувшись с обществом.
С понятием «рынок» в России получило развитие прагматическое отношение к
обществу, которое в рынке усматривает власть наживы и спекуляции.
В целом можно сказать, что реформа общества не подготовлена теоретически,
организационно, морально, культурно, социально, экономически, политически.
Невозможно развитие правовой культуры в обществе, где законы не
соблюдаются большинством, где предвыборные обещания не выполняются и власть
не несет ответственности за не стабильность в государстве.
Особенно опасно то, что раздвоение личности (разногласие между словом и
делом) наблюдается у главы государства. В таком обществе нормы морали и
права на бессознательном уровне индивидов сталкиваются с противоречиями.
Следовательно, часть людей, те, у кого прагматизм и инстинкт самосохранения
доминируют, будут перешагивать эти нормы, не зависимо от того, что
внутреннее состояние их не всегда будет удовлетворено.
Другая часть людей, те, у которых доминируют совесть и стыд, будут
подвержены девиации, отстраняясь от общества, которое не воспринимается
ими.
Таким образом, мы можем сказать, что российское общество находится в
критической ситуации, которая не способствует формированию правовой
культуры личности.



3. ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ В ПРОЦЕССЕ СОЦИАЛИЗАЦИИ

Во времена советской власти проблема социализации практически решалась с
помощью обобществления личности.
Начиная со вступления в октябрята ребенок нес на себе ответственность
перед коллективом. Пионерская комсомольская организация так же обязывали к
определенному стилю поведения. Дети с раннего возраста чувствовали себя
причастными к общественной жизни, воспитывались на примерах патриотизма,
любви к животному и растительному миру.
В настоящее время во главу развития ставится самообразование. Оно
возможно в условиях создания разнообразной социокультурной и
образовательной сферы.[8]
Как отмечают Г.Е. Здоровский и Г.А. Шуклина, перенос акцента на
самообразование, актуализацию личностного момента в образовательной
деятельности человека является требованием времени. Суть его в том, чтобы
личность самостоятельно формировала, «образовывала» себя, используя
институциональные формы образования как инструмент самореализации,
самоактуализации, самосовершенствования.
Эта проблема еще более актуализируется в условиях перехода к рыночной
экономике, поскольку здесь требуется соответствие человека, его
интеллектуального, образовательного потенциала новым требованиям.
Основным субъектом самообразования является личность, которая
удовлетворяет ряд потребностей и социализируется. Реализация потребностей и
социализация характеризуют функции самообразования, на основе которых
личность приобщается к определенной социальной группе, ее ценностям и
нормам. Таким образом, человек самостоятельно усваивает нормы и ценности
группы, которую выбирает.
Самообразование выступает как вид свободной деятельности личности
(социальной группы), характеризующейся ее свободным выбором и направленный
на удовлетворение потребностей социализации, повышение культурного,
образовательного, профессионального и научного уровней, получение
удовлетворения от реализации личностью ее духовных потребностей.
В рамках социально-философской характеристики самообразование – это то,
что создает человека, «образует», формирует его в условиях процесса
«самосоциализации».[9]
Самообразование как вид деятельности, осуществляющий личностную
самореализацию, тесно связан с процессом социализации и индивидуализации
личности. Социализация возможна только в индивидуальной форме и проявляется
в первую очередь посредством деятельности человека одним из видов которой
является самообразование.
В самообразовании проявляется индивидуальный характер социализации
посредством свободного выбора видов самообразования в соответствии с
потребностями личности.
В широком смысле самообразование должно признаваться как особый предмет
социальной заботы и внимания, требующий соответствующих социально-
политических, правовых решений, действий и регламентаций. Это означает
равенство возможностей на получение образования и профессиональной
подготовке.
В узком смысле под социальной политикой в области самообразования следует
понимать целенаправленную деятельность государственных и негосударственных
организаций по созданию благоприятных условий для его развития в структуре
образа жизни отдельных групп (общностей) и их представителей.
В статье Здоровского настораживает то, что проблемой, требующей изучения,
выдвигается типология самообразовательной деятельности социальных групп и
ее критерии, то есть – уровни самообразования. Мы считаем, что ориентация
на социальные группы противоречит понятиям «свободный выбор» и
«индивидуализация».
Авторы ниже отмечают, что другой проблемой выступают потребности,
интересы, мотивы самообразовательной деятельности, ориентации на нее
различных групп населения российского общества.
На наш взгляд ориентация на социальные группы при решении вопроса о
самообразовании противоречит принципу справедливости, а главное, может
сказаться отрицательно на уровне образованности государства в целом.
Уже сейчас система платного образования ограничивает право индивидуальной
личности на выбор профессии. Право выбора доступно лишь состоятельным слоям
населения. Если верить аналитикам, утверждающим о чрезвычайно высокой
криминализации общества, то следует сделать вывод, что высшее образование
будут получать люди, близкие к криминалу.
Из этого следует вывод, что ориентация на социальные группы и платность
образования способствуют дальнейшей криминализации общества. Поэтому поводу
можно понять обеспокоенность директора Международного института
планирования образования ЮНЕСКО Жака Аллака, который считает, что
«правительство… должно финансировать все уровни и типы как формальной, так
и неформальной системы образования и профессиональной подготовки для тех,
кто хочет и способен воспользоваться ими, но не может за них заплатить».
Выше мы говорили о важности правовой культуры в процессе социализации.
Однако, не только сфера права является показателем цивилизованности
общества. Как мы уже убедились, право не способно регулировать проявление
девиантного поведения. Например, в Государственной Думе все чаще и чаще
всплывает вопрос о легализации проституции вместо того, чтобы искать методы
ее снижения.
Люди, которые серьезно рассуждают о том, что порок должен пополнять
бюджет, способный заинтересоваться легализацией наркомании, чтобы
официально иметь от нее выгоду.
Позитивная социализация личности, ориентированной на общечеловеческие
ценности возможна только в цивилизованном обществе. Российское общество в
настоящее время криминализируется и деградирует.
Подготовлен Национальный доклад ООН о развитии человеческого потенциала
за 2002 – 2003 годы. В докладе подчеркивается, что на человеческое развитие
государство воздействует прежде всего своей бюджетной политикой.
ООН рекомендует России переориентировать бюджетную политику на решение
социальных, гуманитарных и интеллектуальных целей. В докладе говорится, что
на науку в России в последние годы направляется 1,6 процента ВВП, в
развитом мире – не менее 2,2 процента. Н образование в развитом мире
направляется 6 %, в России – около 3 %. На охрану здоровья развитые страны
направляют 8-14 %, в России – 2,4 – 3,5 %.[10]
Доклад отмечает, что в Росси существует недопустимо огромный разрыв
доходах 10 процентов богатых и бедных групп населения.
В нынешней Росси, по мнению аналитиков, интеллигенция почти полностью
люмпенизированна, так как бедность унижает и ломает человека, посягает на
те ценности, которых достигло цивилизованное общество – гуманизм,
справедливость, свобода.
Свобода требуется и для самообразования. Если человек для того, чтобы
выжить, вынужден работать по 14 – 16 часов в сутки (часто в сфере, далекой
от профессии), он легко дисквалифицируется.
Психологи так же отмечают, что деятельность, которая выбирается человеком
не по мотиву интереса, а по мотиву материального удовлетворения, разрушает
его психику и ведет к срыву.



ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Социализация – это процесс посредством которого индивидом усваиваются
основные элементы культуры: символы, ценности, смыслы, нормы.
На основе этого усвоения в ходе социализации происходит формирование
социальных качеств, свойств, деяний, умений, благодаря которым человек
становится дееспособным участником социального взаимодействия.
Анализ литературы показывает, что до тех пор пока людям не будут платить
достойную заработную плату, в России не будет возможностей построения
правового государства и гражданского общества. Бедность вынуждает людей
искать дополнительные заработки (часто незаконные).
Парадоксально слышать от Президента фразу «Нужно строить гражданское
общество». Это напрямую касается социализации. Если же расшифровать
высказывание «неадекватная реакция общества на происходящее», то это
получается как призыв к гражданской войне.
Маленький октябренок давал клятву: «Обязуюсь быть честным …». Его
социализация была принудительной. Однако и в настоящей России личность
ограничивается в свободе выбора при помощи бюджетной политики создаются
условия, ведущие население России к моральному разложению.



ЛИТЕРАТУРА

1. Здоровский Г.Е., Шуклина Е.А. Самообразование как социологическая
проблема. // Социологические исследования. 1997. №10
2. Кравченко А.И. Социология. Учебное пособие. М. 1997
3. Парамонова С.П. Типы морального сознания молодежи. //
Социологические исследования. 1997. №10
4. Радугин А.А., Радугин К.А. Социология. М. 1997
5. Фролов С.С. Социология. Учебник для вузов. М., 1997
6. Российская Федерация сегодня. – 2004. - №5



-----------------------
[1] Радугин А.А., Радугин К.А. Социология. М. 1997 С.117
[2] Фролов С.С. Социология. Учебник для вузов. М., 1997 С.213
[3] Радугин А.А., Радугин К.А. Социология. М. 1997 С.119
[4] Кравченко А.И. Социология. Учебное пособие. М. 1997 С.231
[5] Радугин А.А., Радугин К.А. Социология. М. 1997 С.120
[6] Парамонова С.П. Типы морального сознания молодежи. // Социологические
исследования. 1997. №10 С.69
[7] Парамонова С.П. Типы морального сознания молодежи. // Социологические
исследования. 1997. №10 С.73
[8] Здоровский Г.Е., Шуклина Е.А. Самообразование как социологическая
проблема. // Социологические исследования. 1997. №10 С.79
[9] Здоровский Г.Е., Шуклина Е.А. Самообразование как социологическая
проблема. // Социологические исследования. 1997. №10 С.81
[10] Российская Федерация сегодня. – 2004. - №5 С.8





Реферат на тему: Социализация личности, ее этапы и формы
Санкт-Петербургский юридический институт МВД РФ
Новгородский факультет заочного обучения



Социализация личности, ее этапы и формы

контрольная работа по курсу «Социология»



Выполнил:
следователь СО при Демянском РОВД
мл. лейтенант юстиции
слушатель IV курса 3 группы
Новгородского ФЗО
ХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХ
Домашний адрес: ХХХХХХХХХХХХХХХ
Новгородская область
ХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХ
Домашний телефон ХХХХХ
Рабочий телефон ХХХХХ



Великий Новгород
2001
План


Понятие личности. Личность и общество 2

Личность и основные факторы ее развития 4

Социализация личности 5

Этапы социализации 5

Групповой опыт 6

Уникальный индивидуальный опыт 11

Социальные роли 13

Процесс обучения социальным ролям 14

Предписанные и достигаемые статусы и роли 15

Литература 21



Понятие личности. Личность и общество

Что такое личность? Для того, чтобы ответить на этот вопрос, необходимо
прежде всего, провести разграничение понятий «человек», «индивид»,
«личность». Понятие «человек» употребляется для характеристики всеобщих,
присущих всем людям качеств и способностей. Это понятие подчеркивает
наличие в мире такой особой исторически развивающейся общности, как
человеческий род (homo sapiens), человечество, которое отличается от всех
иных материальных систем только ему присущим способом жизнедеятельности.
Благодаря этому способу жизнедеятельности, человек на всех этапах
исторического развития, во всех точках земного шара остается тождественным
самому себе, сохраняет определенный онтологический статус.
Итак, существует человечество как специфическая материальная
реальность. Но человечество как таковое самостоятельно не существует. Живут
и действуют конкретные люди. Существование отдельных представителей
человечества выражается понятием «индивид». Индивид – это единичный
представитель человеческого рода, конкретный носитель всех социальных и
психологических черт человечества: разума, воли, потребностей, интересов
и т. д. Понятие «индивид» в этом случае употребляется в значении
«конкретный человек». При такой постановке вопроса не фиксируются как
особенности действия различных биологических факторов (возрастных
особенностей, пола, темперамента), так и различия социальных условий
жизнедеятельности человека. Однако полностью абстрагироваться от действия
этих факторов невозможно. Очевидно, что существуют большие различия между
жизнедеятельностью ребенка и взрослого человека, человека первобытного
общества и более развитых исторических эпох. Чтобы отразить конкретно-
исторические особенности развития человека на различных уровнях его
индивидуального и исторического развития, наряду с понятием «индивид»
используют и понятие «личность». Индивид в данном случае рассматривается
как отправной момент для формирования личности от исходного состояния для
онто- и филогенеза человека, личность – итог развития индивида, наиболее
полное воплощение всех человеческих качеств.
Личность является объектом изучения ряда гуманитарных наук, прежде
всего, философии, психологии и социологии. Философия рассматривает личность
с точки зрения ее положения в мире как субъекта деятельности, познания и
творчества. Психология изучает личность в качестве устойчивой целостности
психических процессов, свойств и отношений: темперамента, характера,
способностей, волевых качеств и т.д.
Социологический же подход выделяет в личности социально-типическое.
Основная проблематика социологической теории личности связана с процессом
формирования личности и развития ее потребностей в неразрывной связи с
функционированием и развитием социальных общностей, изучением закономерной
связи личности и общества, личности и группы, регуляции и саморегуляции
социального поведения личности. Социология в целом содержит множество
теорий личности, которые отличаются друг от друга кардинальными
методологическими установками.
Личность как субъект социальных отношений, прежде всего,
характеризуется автономностью, определенной степенью независимости от
общества, способной противопоставить себя обществу. Личная независимость
сопряжена с умением властвовать над собой, а это, в свою очередь,
предполагает наличие у личности самосознания, т. е. не просто сознания,
мышления и воли, а способность к самоанализу, самооценке, самоконтролю.
Самосознание личности трансформируется в жизненную позицию. Жизненная
позиция представляет собой принцип поведения, основанный на
мировоззренческих установках, социальных ценностях, идеалах и нормах
личности, готовности к действию. Значение мировоззренческих и ценностно-
нормативных факторов в жизни личности разъясняет диспозиционная теория
саморегуляции социального поведения личности. Зачинателями этой теории были
американские социологи Т. Знанецкий и Ч. Томас, в советской социологии эту
теорию активно разрабатывал В.А. Ядов. Диспозиционная теория позволяет
установить связи между социологическим и социально-психологическим
поведением личности. Диспозиция личности означает предрасположенность
личности к определенному восприятию условий деятельности и к определенному
поведению в этих условиях. Диспозиции делят на высшие и низшие. Высшие
регулируют общую направленность поведения. Они включают в себя: 1)
концепцию жизни и ценностные ориентации; 2) обобщенные социальные установки
на типичные социальные объекты и ситуации; 3) ситуативные социальные
установки как предрасположенность к восприятию и поведению в данных
конкретных условиях, в данной предметной и социальной среде. Низшие –
поведение в определенных сферах деятельности, направленности поступков в
типичных ситуациях. Высшие личностные диспозиции, будучи продуктом общих
социальных условий и отвечая наиболее важным потребностям личности,
потребностям гармонии с обществом, активно воздействуют на низшие
диспозиции.

Проблема изучения личности в социологии является одной из центральных,
поскольку каждый социолог для понимания сущности социальных явлений,
системы взаимосвязей людей в обществе обязан понять, что движет поступками
каждого конкретного человека. Индивидуальное поведение, таким образом.
представляет собой основу понимания жизни всей социальной группы или
общества.
В отличие от психологии социология сразу пытается дать ответы на
вопросы о социальном поведении личности, представить личность во всем
многообразии социальных связей. В связи с этим в ходе изучения личности в
контексте социальных связей необходимо дать ответы на вопросы о
формировании личности в социальном окружении, месте, занимаемом личностью в
социальном пространстве, включенности личности в социальные группы,
восприятии личностью культурных норм, отклонениях от этих культурных норм.

Личность и основные факторы ее развития

Личность является одним из тех феноменов, которые редко истолковываются
одинаково двумя разными авторами. Все определения личности так или иначе
обусловливаются двумя противоположными взглядами на ее развитие. С точки
зрения одних, каждая личность формируется и развивается в соответствии с ее
врожденными качествами и способностями, а социальное окружение при этом
играет весьма незначительную роль. Представители другой точки зрения
полностью отвергают врожденные внутренние черты и способности личности,
считая, что личность – это некоторый продукт, полностью формируемый в ходе
социального опыта. Очевидно, что это крайние точки зрения на процесс
формирования личности. В своем анализе мы, конечно, должны учитывать как
биологические особенности личности, так и ее социальный опыт. Вместе с тем
практика показывает, что социальные фактора формирования личности более
весомы. Представляется удовлетворительным определение личности, данное
В. Ядовым: «Личность – это целостность социальных свойств человека, продукт
общественного развития и включения индивида в систему социальные отношений
посредством активной деятельности и общения»[1]. В соответствии с этим
взглядом личность развивается из биологического организма исключительно
благодаря различным видам социального и культурного опыта. При этом не
отрицается наличие у нее врожденных способностей, темперамента и
предрасположенности, значительно влияющих на процесс формирования
личностных черт.
Основные факторы, оказывающие влияние на формирование личности, делятся
на следующие типы: 1) биологическая наследственность; 2) физическое
окружение; 3) культура; 4) групповой опыт; 5) уникальный индивидуальной
опыт.
На формирование личности определенное влияние оказывают биологические
факторы, а также факторы физического окружения и общие культурные образцы
поведения в отдельной социальной группе. Однако главными факторами,
определяющими процесс формирования личности, безусловно являются групповой
опыт и субъективный, уникальный личностный опыт. Эти факторы в полной мере
проявляются в процессе социализации личности.

Социализация личности


Этапы социализации

Известно, что младенец вступает в большой мир как биологический
организм и его основной заботой в этот момент является собственный
физический комфорт. Через некоторое время ребенок становится человеческим
существом с комплексом установок и ценностей, с симпатиями и антипатиями,
целями и намерениями, шаблонами поведения и ответственностью, а также с
неповторимо индивидуальным видением мира. Человек достигает этого состояния
с помощью процесса, который мы называем социализацией. В ходе этого
процесса индивид превращается в человеческую личность. Социализация –
процесс, посредством которого индивидом усваиваются нормы его группы таким
образом, что через формирование собственного «Я» проявляется уникальность
данного индивида как личности, процесс усвоения индивидом образцов
поведения, социальных норм и ценностей, необходимых для его успешного
функционирования в данном обществе.
Социализация охватывает все процессы приобщения к культуре, обучения и
воспитания, с помощью которых человек приобретает социальную природу и
способность участвовать в социальной жизни. В процессе социализации
принимает участие все окружение индивида: семья, соседи, сверстники в
детском заведении, школе, средства массовой информации и т.д.
Для успешной социализации, по Д. Смелзеру, необходимо действие трех
фактов: ожидания, изменения поведения и стремления соответствовать этим
ожиданиям. Процесс формирования личности, по его мнению, происходит по трем
различным стадиям:
1) стадии подражания и копирования детьми поведения взрослых;
2) игровой стадии, когда дети осознают поведение как исполнение роли;
3) стадии групповых игр, на которой дети учатся понимать, что от них
ждет целая группа людей.
Одним из первых выделил элементы социализации ребенка З. Фрейд. По
Фрейду, личность включает три элемента: «ид» – источник энергии,
стимулируемый стремлением к удовольствию; «эго» – осуществляющий контроль
личности, на основе принципа реальности, и «суперэго», или нравственный
оценочный элемент. Социализация представляется Фрейдом процессом
развертывания врожденных свойств человека, в результате которого происходят
становления этих трех составляющих элементов личности. В этом процессе
Фрейд выделяет четыре этапа, каждый из которых связан с определенными
участками тела, так называемыми эрогенными зонами: оральный, анальный,
фаллический и этап половой зрелости.
Французский психолог Ж. Пиаже, сохраняя идею различных стадий в
развитии личности, делает акцент на развитии познавательных структур
индивида и их последующей перестройке в зависимости от опыта и социального
взаимодействия. Эти стадии сменяют одна другую в определенной
последовательности: сенсорно-моторная (от рождения до 2 лет),
операциональная (от 2 до 7), стадия конкретных операций (с 7 до 11), стадия
формальных операций (с 12 до 15).
Многие психологи и социологи подчеркивают, что процесс социализации
продолжается в течение всей жизни человека, и утверждают, что социализация
взрослых отличается от социализации детей несколькими моментами.
Социализация взрослых скорее изменяет внешнее поведение, в то время, как
социализация детей формирует ценностные ориентации. Социализация взрослых
рассчитана на то, чтобы помочь человеку приобрести определенные навыки,
социализация в детстве в большей мере имеет дело с мотивацией поведения.
Психолог Р. Гарольд предложил теорию, в которой социализация взрослых
рассматривается не как продолжение детской социализации, а как процесс, в
котором изживаются психологические приметы детства: отказ от детских мифов
(таких, например, как всемогущество авторитета или идея о том, что наши
требования должны быть законом для окружающих).

Групповой опыт

В самом начале жизненного пути человек не имеет своего собственного
«Я». Он просто продолжает жизнь эмбриона как части материнского тела. Даже
различение физических границ собственного тела от всего остального мира
является результатом довольно длительного, последовательного изучения
ребенком окружающей среды и последующего открытия того, что шум и движение
вокруг его кроватки принадлежат иному миру, а не являются частью его
собственного тела, как, например, пальцы или руки.
Обособление личности сначала от физического мира, а затем от
социального – довольно сложный процесс, который продолжается всю жизнь.
Ребенок учится устанавливать различия между другими людьми по именам. Он
осознает, что мужчина – это папа, женщина – это мама. Так постепенно его
сознание движется от имен, которые характеризуют статусы (например, статус
мужчины), к специфическим именам, обозначающим отдельных индивидов, включая
его самого. В возрасте около полутора лет ребенок начинает использовать
понятие «Я», осознавая при этом, что он становится отдельным человеческим
существом. Продолжая накапливать социальный опыт, ребенок формирует образы
различных личностей и в том числе образ собственного «Я». Все дальнейшее
формирование человека как личности – это построение собственного «Я» на
основе постоянного сопоставления себя с другими личностями. Таким образом
осуществляется постепенное создание личности с уникальными внутренними
качествами и одновременно с воспринятыми общими для ее социального
окружения качествами, которые постигаются через групповое общение,
групповой опыт.
То, что личность развивается не просто путем автоматического
развертывания природных задатков, доказывает опыт социальной изоляции
человеческого индивида. Известны случаи, когда ребенок в детстве был лишен
человеческого окружения и воспитывался в среде животных. Изучение
восприятия подобными индивидами себя как отдельного существа в окружающем
мире показало, что они не имеют собственного «Я», так как у них полностью
отсутствует представление о себе как об обособленном, отдельном существе в
ряду других подобных им существ. Тем более такие индивиды не могут
воспринимать свое различие и сходство с другими индивидами. В данном случае
человеческое существо не может считаться личностью.
Как же осуществляется формирование личности в ходе группового общения,
когда человек осознает свое «Я»? Рассмотрим наиболее известные научные
объяснения этого процесса.
Известный американский психолог и социолог Ч. Кули поставил перед собой
задачу исследовать процесс постепенного понимания личностью отличия своего
«Я» от других личностей. В результате многочисленных исследований он
определил, что развитие концепции собственного «Я» происходит в ходе
длительного, противоречивого и запутанного процесса и не может
осуществляться без участия других личностей, т.е. без социального
окружения. Каждый человек, по предположению Ч. Кули, строит свое «Я»,
основываясь на воспринятых им реакциях других людей, с которыми он вступает
в контакт. Например, девушке ее родители и знакомые говорят, что она хороша
собой и прекрасно выглядит. Если эти утверждения повторяются достаточно
часто, более или менее постоянно и разными людьми, то девушка, в конечном
счете, ощущает себя хорошенькой и действует как красивое создание. Но даже
хорошенькая девушка будет чувствовать себя гадким утенком, если с раннего
возраста ее родители или знакомые будут разочаровывать ее и относиться к
ней, как к некрасивой. А.И. Куприн в рассказе "Синяя звезда" прекрасно
описал такую ситуацию, когда девушка, считавшаяся самой уродливой в своей
стране, стала считаться первой красавицей после переезда в другую страну.
Такие рассуждения привели Ч. Кули к мысли о том, что личностный «Я»-
образ не рождается только в связи с объективными фактами. Самый обычный
ребенок, усилия которого оцениваются и вознаграждаются, будет ощущать
чувство уверенности в своих силах и собственном таланте, в то время как
поистине способный и талантливый ребенок, усилия которого воспринимаются
ближайшим окружением как неудачные, ощущает мучительное чувство
некомпетентности и его способности могут быть практически парализованы.
Именно через отношения с другими, через их оценки каждый человек
устанавливает, умный он или глупый, привлекательный или некрасивый,
достойный или никчемный.
Это человеческое «Я», открывающееся через реакции других, получило
известность как зеркальное «Я» Чарльза Кули, впервые проанализировавшего
процесс «Я»-открытия. Ч. Кули определил три стадии в построении зеркального
«Я»:
1) наше восприятие того, как мы смотрим на других;
2) наше восприятие их мнения по поводу того, как мы смотрим;
3) наши чувства по поводу этого мнения.
Предположим, что всякий раз, когда вы входите в комнату и направляетесь
к группе людей, общающихся между собой, они с вежливыми извинениями быстро
расходятся. Если такой результат повторяется несколько раз, то очевидно,
что у вас возникает чувство, что о вас в группе дурное мнение, с вами не
хотят общаться. Или наоборот, постоянно при вашем появлении группа
стремится образовать вокруг вас кружок, ее члены активно общаются с вами В
этом случае анализ их действий, безусловно, положительно скажется на вашем
самомнении.
Как отражение в зеркале дает образ физического «Я», так восприятие
реакции других людей на мое поведение или внешность дает образ социального
«Я». Например, я знаю, что талантлив в одних отношениях и бесталанен в
других. Это знание приходит из анализа реакций окружающих на мои действия.
Маленький ребенок, первые артистические усилия которою критикуются, скоро
будет думать, что артистический талант у него отсутствует, в то время как
ребенок, чей артистический талант постоянно поддерживается родителями,
может поверить в свои способности в этой области. Когда ребенок подрастет,
уже другие личности начнут высказывать свои мнения, обнаруживать свои
реакции, которые будут отличаться от мнения родителей. В результате может
измениться восприятие человеком своих способностей.
Таким образом, «социальное зеркало» постоянно действует, оно постоянно
перед нами и также постоянно изменяется. Эти изменения особенно видны,
когда в детстве при оценке своих способностей человек ориентирован на
мнение тех, с кем постоянно находится в личном контакте, а затем,
подрастая, он уже ориентируется на мнение личностей, хорошо разбирающихся в
предмете его способностей. Поэтому можно сказать, что при достижении
зрелости личность уделяет наибольшее внимание созданию образа социального
«Я» на основании оценок компетентных специалистов.
Развиваясь, личность становится не только более строгой при выборе
группы индивидов, выполняющих роль социального зеркала, но и осуществляет
отбор образов, оказывающих на нее влияние. Человек всегда оказывает больше
внимания одним мнениям и меньше другим, он может даже вообще игнорировать
некоторые мнения и реакции по поводу своего поведения. При этом существует
возможность неправильного истолкования мнений, или искаженного зеркала. Мы,
например, часто поддерживаем приятные высказывания о себе, которые на
поверку оказываются просто лестью, или можем отнести брань начальника к
неумению или неспособности, в то время как это просто служит проявлением
его плохого настроения.
Таким образом, зеркальное «Я», формирующее личность, вследствие таких
искажений никогда полностью не соответствует действительному положению
вещей. Американские исследователи Э. Кельвин и В. Хольтсман в 1953 г.
опубликовали результаты экспериментов, из которых следует, что существует
весьма значительное различие между мнением индивида о своих способностях
(исходя из оценок других индивидов) и действительным уровнем этих
способностей. Причиной таких различий были, во-первых, отбор личностями
выгодных для них мнений окружающих и, во-вторых, отличие между тем, как
люди оценивают других публично, и тем, что они действительно о них думают.
Определяя возможность формирования личности, «Я»-образа на основании
зеркального «Я», Ч. Кули, тем не менее, не учитывал активности личности. В
соответствии с его учением личность развивается только благодаря мнениям
других, ограничиваясь избирательной ролью. Кроме того, им не установлен
механизм восприятия личностью оценок, сделанных другими индивидами, не
показано, как осуществляется социализация индивида в группе.
Профессор Чикагского университета, философ, социолог и социальный
психолог Дж. Мид разработал теорию, в которой объясняется сущность процесса
восприятия индивидом других личностей и развита концепция «обобщенного
другого», в известной степени дополняющая и развивающая теорию зеркального
«Я». В соответствии с концепцией Дж. Мида «обобщенный другой» представляет
собой всеобщие ценности и стандарты поведения некоторой группы, которые
формируют у членов этой группы индивидуальный «Я»-образ. Индивид в процессе
общения как бы встает на место других индивидов и видит себя другой
личностью. Он оценивает свои действия и наружность в соответствии с
представляемыми оценками его «обобщенного другого».
Каждый из нас знает ощущение, когда после нелепого случая человек со
смущением представляет себе, как он выглядел в глазах остальных. Он ставит
себя на их место и представляет, что они думают о нем.
Это осознание «обобщенного другого» развивается через процессы
«принятия роли» и «исполнения роли». Принятие роли – это попытка принять на
себя поведение личности в другой ситуации или в другой роли[2]. Участники
детских игр принимают на себя различные роли, например, при игре в дом (ты
будешь мамой, ты – папой, ты – ребенком). Исполнение роли – это действия,
связанные с действительным ролевым поведением, в то время как принятие роли
только претендует на игру.
Дж. Мид различал три стадии процесса обучения ребенка исполнению
взрослых ролей. Первая – подготовительная стадия (в возрасте от 1 до 3
лет), во время которой ребенок имитирует поведение взрослых без какого-либо
понимания (например, девочка наказывает куклу). Вторая стадия, называемая
игровой (в 3-4 года), наступает тогда, когда дети начинают понимать
поведение тех, кого они изображают, но исполнение роли еще неустойчиво. В
какой-то момент мальчик изображает из себя строителя и укладывает
игрушечные блоки один на другой, однако минутой позже он начинает
бомбардировать свои постройки, затем становится милиционером, после чего
космонавтом. Третья – заключительная стадия (в 4-5 лет и далее), в которой
ролевое поведение становится собранным и целенаправленным и проявляется
способность ощущать роли других актеров. Удачным примером или аналогом
такого поведения можно считать игру в футбол, когда в ходе перемещения по
полю происходит постоянная смена амплуа игроков. Для взаимодействия с
партнерами каждому из игроков необходимо ставить себя на место партнера и
представлять себе, что он сделал бы в том или ином игровом эпизоде. Команда
возникает и действует только тогда, когда каждый усваивает не только
собственную роль, но и роли партнеров.
В ходе подобного процесса индивид, проходя последовательно все стадии
вхождения в другие роли, развивает способность видеть свое собственное
поведение во взаимосвязи с другими индивидами и ощущать на себе их реакции.
Через осознание других ролей, а также чувств и ценностей других в сознании
личности формируется «обобщенный другой». Он является грубым сравнением со
стандартами и ценностями общества. Повторяя принимаемую роль «обобщенного
другого», индивид формирует свою концепцию «Я». Недостаточная способность
адаптироваться к другой точке зрения, принимать на себя роли других
индивидов может отрицательно сказываться на развитии личности. Так, у
некоторых групп молодежи с заметными признаками отклоняющегося поведения,
замкнутых в пределах своей группы, зарегистрировано неумение принимать
другие роли, а следовательно, видеть себя в глазах других, что отрицательно
сказывается на развитии и умственных способностях личности.
Американский ученый-социолог А. Халлер в дополнение к теории Дж. Мида
разработал концепцию «значимого другого». «Значимый другой» – это та
личность, одобрения которой данный индивид добивается и чьи указания он
принимает. Такие личности оказывают наибольшее влияние на установки
индивидов и формирование их собственного «Я». В качестве «значимых других»
могут выступать родители, замечательные учителя, наставники, некоторые
участники детских игр и, возможно, популярные личности. Индивид стремится
принять их роли, подражать им и таким образом осуществлять процесс
социализации через «значимого другого».
Два наиболее часто применяемых термина, отражающих ощущение человеком
своего собственного «Я» и степень социализации личности – это идентичность
и самоуважение.
Под идентичностью понимается ощущение существования уникальной
индивидуальности, отделенной, отличной от других индивидов, или ощущение
себя как части уникальной группы, отличной от других групп в использовании
групповых ценностей. Например, представитель определенной нации стремится к
культурным образцам своей нации, сопоставляя их с культурными образцами
других наций. Ощущение индивидом идентичности с группой в значительной
степени зависит от индивидуальных или групповых потребностей,
удовлетворение которых приводит к повышению его престижа в глазах
«обобщенного другого». Часто люди определяют идентичность по признаку расы,
национальности, религии или роду занятий. Наличие этих признаков у индивида
может означать низкий или высокий престиж в глазах тех, кто имеет значение
для данной личности, кто оказывает влияние на ее поведение.
В истории наблюдаются такие ситуации, когда индивиды ведут тяжелую и
часто бесполезную борьбу на каком-либо поприще только из-за того, что они
идентифицируют себя с другими индивидами и своим поведением стремятся
заслужить их одобрение и повысить свой престиж. Чувство самоуважения также
социально обусловлено. Личность уважает себя в зависимости от восприятия
того, как она оценивается другими, особенно теми другими, мнение которых
для нее особенно важно. Если это восприятие благоприятно, у человека
развивается чувство самоуважения. В противном случае он будет считать себя
недостойным и неспособным.

Уникальный индивидуальный опыт

Почему дети, выросшие в одной семье, так сильно отличаются друг от
друга, даже если они имеют сходный групповой опыт? Потому что у них не было
полностью идентичного группового опыта, их опыт всегда был в чем-то сходен,
а в чем-то различен. Каждый ребенок воспитывается в семье с разной
структурой. Он может быть единственным, а может иметь брата или сестру,
общение с которыми придает его личности новые черты. Кроме того, дети
общаются с различными группам, воспринимают роли разных людей. Даже
близнецы с одинаковой наследственностью всегда будут воспитываться по-
разному, так как не могут постоянно встречаться с одними и теми же людьми,
слышать одни и те же слова от родителей, испытывать одни и те же радости и
огорчения. В связи с этим можно сказать, что каждый личностный опыт
уникален потому, что никому в точности не удается повторить его. Можно
также отметить, что картина индивидуального опыта усложняется тем, что
личность не просто суммирует этот опыт, а интегрирует его. Каждый человек
не только складывает инциденты и события, происшедшие с ним, как кирпичики
в стене, но их значение он преломляет через свой прошлый опыт, а также опыт
своих родителей, близких, знакомых.
Психоаналитики утверждают, что некоторые инциденты, происшедшие в ходе
личностного опыта, могут быть критическими, так как они придают
определенную окраску всем последующим реакциям человека на окружающую
среду. Известен, например, случай травматического значения маленького
эпизода, когда у пятилетней девочки чужой дядя отнял и выкинул любимую
куклу. Впоследствии этот эпизод повлиял на общение ставшей взрослой женщины
с мужчинами. Таким образом, если групповой опыт может быть сходен или даже
одинаков у различных личностей, то индивидуальный опыт всегда уникален.
Именно поэтому не может быть совершенно одинаковых личностей.

Социальные роли

Человек, будучи социальным существом, взаимодействует с различными
социальными группами, участвует в кооперированных, совместных действиях.
Однако практически не бывает такого положения, когда личность полностью
принадлежит к какой-либо одной группе. Например, человек является членом
семьи как малой группы, но он еще член и коллектива предприятия, и
общественной организации, и спортивного общества. Входя одновременно во
многие социальные группы, он занимает в каждой из них разное положение,
обусловленное взаимоотношениями с другими членами группы. Например,
директор предприятия, занимающий в данном коллективе самое высокое
положение, придя в спортивное общество, будет находиться там на правах
новичка и неумехи, т.е. займет низкое положение. Для анализа степени
включения индивида в различные группы, а также положения, которое он
занимает в каждой из них, и его функциональных возможностей по отношению к
каждой группе используются понятия социального статуса и социальной роли.
Социальный статус обычно определяется как ранг или позиция индивида в
группе или группы, во взаимоотношениях с другими группами (некоторые
социологи используют термин «социальная позиция» как синоним социального
статуса). Социальная роль – это поведение, ожидаемое от того, кто имеет
определенный социальный статус. Статус детей обычно подчинен взрослым, и от
детей ожидается почтительность по отношению к последним. Статус солдат
отличен от статуса штатских; роль солдат связана с риском и выполнением
присяги, чего нельзя сказать о других группах населения. Статус женщины,
отличается от статуса мужчин, и потому от них ожидают иного поведения, чем
от мужчин. Каждый индивид может иметь большое число статусов, и окружающие
вправе ожидать от него исполнения ролей в соответствии с этими статусами. В
этом смысле статус и роль – это две стороны одного феномена: если статус
является совокупностью прав, привилегий и обязанностей, то роль – действием
в рамках этой совокупности прав и обязанностей.
Нормы культуры усваиваются в основном через обучение ролям. Например,
человек, осваивающий роль военного, приобщается к обычаям, нравственным
нормам и законам, характерным для статуса данной роли. Только немногие
нормы принимаются всеми членами общества, принятие большинства норм зависит
от статуса той или иной личности. То, что приемлемо для одного статуса,
оказывается неприемлемым для другого. Таким образом, социализация как
процесс обучения общепринятым способам и методам действий и взаимодействий
является важнейшим процессом обучения ролевому поведению, в результате чего
индивид становится действительно частью общества.

Процесс обучения социальным ролям

Каждый индивид в течение своей жизни обучается исполнять самые разные
роли: ребенка, ученика школы, студента, отца или матери, инженера,
организатора на производстве, офицера, члена определенного социального слоя
и т.д. Ролевое обучение имеет по крайней мере два аспекта: 1) необходимо
научиться выполнять обязанности и осуществлять права в соответствии с
играемой ролью; 2) не менее существенно приобрести установки, чувствования
и ожидания, соответствующие данной роли. Второй аспект представляется
наиболее важным. Почти все современные молодые женщины способны довольно
быстро, механически научиться вести домашнее хозяйство, но они не могут
столь же быстро обучиться установкам и ожиданиям, которые делают ведение
домашнего хозяйства удовлетворяющим и вознаграждающим действием. Известно,
как ценится домашняя хозяйка, ведущая хозяйство с любовью и вкусом.
Некоторые люди не могут успешно выполнять свою роль, если она в
процессе социализации не принята ими как стоящая потраченного времени,
удовлетворяющая какую-либо их потребность, соответствующая их внутреннему
миру. Представим себе молодого человека, который под давлением родителей
обучался химии в университете, хотя всю жизнь мечтал быть актером и играть
на сцене. Скорее всего, химия будет ему в тягость и самое большее, на что
он будет способен, это быть второразрядным работником. Или попытаемся
представить себе трудности женщины, которая социализируется в роли
домохозяйки, потому что это единственный путь, уготованный ей в данной
социальной группе, несмотря на наличие у нее, например, организаторских
способностей или способностей к игре на сцене, преподаванию и т.д.
Обучение большинству важнейших ролей начинается обычно в раннем
детстве, одновременно с началом формирования установок, направленных на
определение роли и статуса. Большая часть этого этапа ролевого обучения
проходит бессознательно и безболезненно. Дети играют в игрушки,
«разыгрывают» представления, помогают отцу и матери, читают истории из
жизни разных социальных групп, слушают семейные разговоры и пассивно
участвуют в семейных инцидентах. Из такого повседневного опыта они выносят
представление о действиях мужчины и женщины в различных ситуациях, о том,
как муж и жена должны относиться друг к другу. Маленький ребенок, подражая
роли своего отца, играемой им дома, бывает больше осведомлен о том, как
должен действовать и что должен думать мужчина в различных ситуациях
семейной жизни, чем тогда, когда он просто исполняет свою собственную роль
ребенка. Подражая действиям отца, он в какой-то степени может понять
причины, которые стоят за тем или иным отцовским действием, и это понимание
со временем растет. Его «притворные», ненастоящие роли таким образом
помогают ему достойно принять на себя в будущем роль отца семейства.
Человеку в более зрелом возрасте такие ненастоящие роли помогают понять
реакцию других людей на его поведение.
В диагностической и психотерапевтической практике такая техника
известна под названием «психодрама», основы которой разработаны Дж. Морено
и его последователями. Участвуя в психодраме, муж, например, на
определенное время может взять на себя роль жены, а она одновременно
принимает его роль, затем они сталкиваются в неожиданных диалогах,
дискуссиях, конфликтах. Каждый старается играть роль другого, высказывая
жалобы и претензии, и в результате имеет возможность проникнуть в мир
чувств и реакций другого. Подобное обучение чужим ролям с помощью
психодрамы часто используется в деловых играх руководителей разных служб и
подразделений предприятия.
Понятие роли включает в себя совокупность ожиданий каждого индивида в
отношении как своего собственного поведения, так и поведения других людей
при взаимодействии в определенной ситуации. Играет ли индивид роль на
«притворной», нереальной основе или в связи с приобретением им нового
статуса, он всегда стремится аккумулировать установки и поведение тех
людей, которые его окружают, и добиться наиболее адекватного исполнения
своей роли. Очевидно, что внутреннее «Я» личности не остается неизменным в
результате такого социального опыта. Девушка, выходя замуж, будет иметь
статус, отличный от прежнего. Ее роль изменится, и во многих отношениях она
будет выглядеть как совершенно другая личность. Роли, связанные с
определенными занятиями, в такой степени обусловливают личностные
изменения, что, даже не зная рода занятий человека, мы можем сказать, что
он ведет себя, как учитель, крестьянин, предприниматель или министр.
Личность и роль, которую она играет, связаны с некоторыми психологическими
характеристиками, подходящими для исполнения определенных социальных ролей.
Например, личность общительная, направленная на мир внешних объектов может
легко приспособиться к роли продавца. В то же время очевидно, что
ежедневное выполнение обязанностей продавца помогает становлению
общительной личности. Так постепенно, в ходе ролевого обучения формируется
поведение личности, характерное для ее статуса, полностью принимается
уготованная ей социальная роль.

Предписанные и достигаемые статусы и роли

Все социальные статусы можно подразделить на два основных типа: те,
которые предписываются индивиду обществом или группой независимо от его
способностей и усилий, и те, которые личность достигает своими собственными
усилиями.
Предписанные статусы и роли. Так как общество представляет собой
сложное образование, его институты функционируют эффективно только в том
случае, если люди исполняют ежедневно огромное число обязанностей, строго
обозначенных внутригрупповыми и межгрупповыми отношениями. Простейший путь
достижения согласованного исполнения обязанностей – разделение всех видов
деятельности на множество предписанных ролей и обучение каждой личности с
момента ее рождения заранее определенному набору ролей. После первого
ролевого обучения, которое начинается в раннем детстве, предписанные роли
должны назначаться в соответствии с некоторыми критериями, известными как
"путь достижения успеха". Пол и возраст универсально используются в
обществе как основа для ролевого предписания. Раса, национальность,
классовая и религиозная принадлежности также используются во многих
обществах в качестве основы для предписанных ролей.
Хотя ролевое обучение бывает чаще всего бессознательным, оно не
делается от этого менее реальным. Не случайно уже с детства главная и
большая часть процессов социализации личности состоит в обучении различным
видам социальных действий как мужчин, так и женщин. Маленькие девочки
играют с куклами, помогают матери по хозяйству и вознаграждаются за это
похвалами взрослых. Обучение девочки как сорванца хотя и терпимо, но
считается дурным тоном. Мальчики же считают, что куклы предназначены только
для девчонок и самых маленьких детей, а потому худшее для них – это
прослыть «маменькиным сынком», «девчонкой». Опыт показывает, что
многолетнее раздельное обучение мальчиков и девочек привод

Новинки рефератов ::

Реферат: Проблемы раннего развития ребенка (Педагогика)


Реферат: Выбор материала и расчет параметров обделок вертикальных стволов метрополитенов (Технология)


Реферат: Записка к расчетам (Архитектура)


Реферат: Несимметричные сульфиды (Химия)


Реферат: Организация размещения и экскурсионного обслуживания (Транспорт)


Реферат: Откуда есть пошла земля русская (История)


Реферат: Гуманизм учителя как условие нравственного воспитания (Педагогика)


Реферат: Крушение мировой колониальной системы.Проблемы неоколониализма (История)


Реферат: Землеведение (Ботаника)


Реферат: Автотранспортные преступления (Уголовное право и процесс)


Реферат: Економічна інтеграці в АТР (Международные отношения)


Реферат: Выделительная система (Биология)


Реферат: Политическая программа декабристов (История)


Реферат: Аграрное законодательство Великой Французской Революции (Государство и право)


Реферат: Ядерная угроза из Восточной Европы (Военная кафедра)


Реферат: Древние цивилизации Америки (Искусство и культура)


Реферат: Консультирование (Психология)


Реферат: Понятие культуры (Философия)


Реферат: Высшая математика (Математика)


Реферат: Краткая биография В.А.Жуковского (Литература)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист