GeoSELECT.ru



Теория государства и права / Реферат: Общепризнанные принципы и нормы международного права как составная часть правовой системы России (Теория государства и права)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Общепризнанные принципы и нормы международного права как составная часть правовой системы России (Теория государства и права)




Содержание


|Введение |2 |
|1. Общепризнанные принципы и нормы международного права как |4 |
|составная часть правовой системы российского государства | |
|1.1. Нормы международного права |4 |
|1.2. Принципы международного права |9 |
|1.3. Общепризнанные принципы и нормы в правовой системе России |11 |
|Заключение |18 |
|Литература |19 |


Введение

XX век оказался самым жестоким из всех известных истории. Вооруженные
конфликты разного масштаба продолжались непрерывно. Достижения науки и
техники использовались, прежде всего, в военных целях. В наше время
хранимые государствами тысячи ядерных зарядов с достаточной степенью
вероятности могут выйти из-под контроля. Крайне остро стоит проблема
предотвращения распространения оружия массового поражения. Все более
грозную опасность представляют деградация окружающей среды и международный
терроризм.
Необходим более высокий уровень управления социальными процессами,
как на национальном, так и на глобальном уровне. Существенное
совершенствование управления выдвинулось на первый план. В результате
возрастает роль таких инструментов управления, как государство,
международные организации, право. Особое значение приобретает
взаимодействие международного и внутреннего права государств.
Одним из основных и необходимых инструментов управления
международными отношениями служит международное право. При его помощи
создается и поддерживается мировой порядок. Оно делает поведение государств
более предсказуемым.
Безопасным может быть лишь мир, основанный на законности.
Международный Суд ООН подчеркнул, что поддержание международного
правопорядка "является жизненно важным для безопасности и благополучия
сложного международного сообщества наших дней".
Новый мировой порядок мыслим лишь как порядок демократический. Никто
не может обладать монополией на принятие решений. Государства обладают
равным правом на участие в решении международных проблем, и, прежде всего
тех, что непосредственно затрагивают их интересы. Необходимо обеспечить
уважение законных интересов всех государств, несмотря на их многообразие.
И в этом плане важная роль принадлежит международному праву. На его основе
происходит согласование интересов. Достигнутый баланс закрепляется, находит
выражение в нормах. Последние содействуют сохранению достигнутого и служат
инструментом реализации вытекающих из этого задач.
Отражая не только национальные интересы государств, но и интересы их
сообщества в целом, международное право становится не просто
межгосударственным правом, но и правом международного сообщества в целом.
Баланс силы подлежит замене балансом интересов, который способен быть
основой стабильности мирового порядка.

Нормы международного права

Норма международного права - это созданное соглашением субъектов
формально определенное правило, устанавливающее для них права, обязанности
и обеспечиваемое юридическим механизмом. Ее специфика определяется тем, что
она является элементом особой правовой системы.
Специфика международно-правовых норм и их системы сказывается на их
конструкции. Главное состоит в том, что большинство норм содержит лишь
диспозицию, а санкции определяются системой в целом. Конкретные контрмеры в
случае нарушения норм могут предусматриваться отдельными договорами.
Будучи общим правилом, норма не может представлять оптимальное
решение для всех случаев, скорее она служит для этого исходным пунктом.
Есть основания различать, но не противопоставлять, нормы де-юре и
нормы де-факто. Первые - это официально признанные правила, вторые - те же
правила, но уже с учетом того, как они реализуются в практике. Эти
различия, разумеется, должны иметь пределы. Отход от сложившихся стандартов
реализации нормы означает ее нарушение.
Усложнение правовых функций предопределяет многообразие нормативного
инструментария. Появляются новые виды норм, совершенствуется их
взаимодействие в системе. Об углублении системного характера международного
права свидетельствует, в частности, рост числа норм, способных оказывать
регулирующее воздействие лишь в совокупности с другими нормами. Примером
тому служат весьма распространенные в договорном праве определения.
В политике и доктрине широкое распространение получила точка зрения,
отрицавшая возможность существования универсальных норм. Однако сама жизнь
доказала, что даже в условиях холодной войны универсальные нормы могут быть
достаточно эффективными, без универсального международного права глобальная
система международных отношений функционировать не может.
Международная практика исходит из реальности существования
универсальных норм.
Главными отличительными признаками универсальных норм являются
глобальность действия, всеобщая обязательная сила, создание и отмена их
международным сообществом в целом.
Региональные нормы исторически предшествовали универсальным.
Последние создавались на базе первых, используя их опыт. Этот процесс
продолжается и поныне. Вместе с тем универсальное международное право
содействует прогрессу региональных систем, передавая им опыт как более
развитых региональных систем, так и универсальной системы.
Регионализм приобретает новое измерение с развитием интеграционных
процессов. В определенном регионе существенно углубляется взаимодействие
государств, что порождает потребность в более высоком уровне нормативного
регулирования вплоть до создания наднационального регулирования. Общее
международное право обеспечить такое регулирование не может. Поэтому в
регионе интеграции возникают комплексы норм, обладающих немалой спецификой,
создаются новые механизмы правотворчества и правоосуществления. Наиболее
показателен в этом плане Европейский Союз.
Сегодня не только региональные, но и национальные правовые системы
должны приводиться в соответствие с универсальными международными
стандартами, содействовать их реализации.
Партикулярные или локальные нормы распространяют свое действие на
отношения с ограниченным кругом участников, в большинстве случаев - на
двусторонние отношения. Их основным источником являются договоры. Но
существуют и обычные нормы такого рода. Международный Суд ООН не раз
ссылался на региональные, локальные обычаи.
В целом локальные нормы служат интересам повышения уровня
международно-правового регулирования и роли права в международной жизни.
Поэтому общее международное право открывает значительный простор для
регулирования на локальной основе.
Одной из характерных черт современного международного права является
наличие в нем комплекса императивных норм, обладающих особой юридической
силой. Последняя заключается в недопустимости отклонения от норм во
взаимоотношениях отдельных государств даже путем их соглашения.
Противоречащие им обычай или договор будут недействительны. Вновь возникшая
императивная норма делает недействительными и противоречащие ей
существующие нормы.
Без императивного регулирования не могли обойтись и международные
отношения в прошлом. Оно императивно определяло порядок создания норм -
только соглашением. Императивным был принцип “договоры должны соблюдаться”,
без которого нет международного права. Императивными были запреты пиратства
и работорговли, а также некоторые правила ведения войны. Новизна состоит в
том, что ныне императивные нормы образуют целый комплекс, определяющий
характер международного права, его цели и принципы, основное содержание.
Кроме того, императивные нормы получили официальное признание.
Диспозитивные нормы - это нормы, допускающие отступление от них по
соглашению во взаимоотношениях сторон. При этом не должны затрагиваться
права и законные интересы третьих государств. Большинство универсальных и
локальных норм составляют нормы диспозитивные. В этом находит свое
выражение высокий уровень индивидуализации международно-правового
регулирования.
Диспозитивные нормы обладают полной юридической силой. Если субъекты
не договорились об ином, то они обязаны выполнять диспозитивную норму, а в
случае ее нарушения несут ответственность.
К процессуальным нормам относятся те, которые регулируют процессы
создания и осуществления международного права. Учитывая специфику
регулируемых ими отношений, их функции и имеющийся нормативный материал,
можно говорить о формировании международного процессуального права.
Процессуальное право - новая отрасль международного права. Ранее
существовали отдельные нормы такого рода. Потребность в повышении
эффективности международного права побуждала государства уделять больше
внимания процессу его функционирования. Первостепенное значение для
формирования процессуального права имело принятие в 1969 г. Венской
конвенции о праве международных договоров, значительная часть постановлений
которой носит процессуальный характер, регламентируя создание, действие и
прекращение действия договорных норм.
По способу регулирования различают запрещающие, обязывающие и
управомочивающие нормы. Важно то, что доминирует в содержании нормы,
например, запрещающая норма запрещает угрозу силой или ее применение.
Существуют нормы отсылочные, обязывающие руководствоваться правилами,
содержащимися в других нормах, актах. Такого рода нормы можно встретить во
многих договорах. Отсылают и к неправовым нормам.
Выделяют организационные нормы, которые имеют несколько
разновидностей. Их задача состоит в регулировании деятельности
международных органов и организаций
Технические нормы регулируют не функционирование технических систем,
а сотрудничество государств, обязывая их обеспечить соблюдение
устанавливаемых правил теми, кто эксплуатирует эти системы. По своему
содержанию нормы являются техническими, но по механизму действия -
международно-правовыми.
В литературе обсуждается вопрос о наличии в международном праве
программных норм. Они не только закрепляют то, что есть, но и определяют,
что должно быть, во многих случаях посвящены именно будущему поведению.
Большая часть договоров программирует развитие сотрудничества.
Программный элемент в основных принципах имеет два аспекта. Первый
состоит в том, что они сначала признаются в качестве международно-правовых
норм, а затем постепенно утверждаются в практике государств.
Особенно показателен принцип уважения прав человека, который для
значительного числа государств носит программный характер в результате
неготовности их социально-политических систем к реализации международного
стандарта в полном объеме.
Второй программный элемент принципов состоит в том, что они в
юридически обязательной форме определяют основные направления развития
международного права. Это же относится и к программному характеру целей
международного права.
Многие положения программ носят характер рекомендаций. Исключительно
важной формой рекомендательных норм являются резолюции международных
органов и организаций.
Концепция рекомендательных норм международного права вызвана к жизни,
прежде всего стремлением объяснить природу резолюций международных
организаций. При этом игнорируются различия двух явлений - рекомендательных
норм и рекомендаций как международных актов.
В первом случае речь идет о нормах, которые призваны регулировать
отношения рекомендательным способом, устанавливая желательную,
целесообразную модель поведения, но не обязывая следовать ей. Во втором
случае имеются в виду акты, обладающие силой рекомендаций, например
резолюции Генеральной Ассамблеи ООН, которые могут содержать категорические
предписания, но не обладают юридической силой.

Принципы международного права


Характерной особенностью международного права является наличие в нем
комплекса основных принципов, под которыми понимаются обобщенные нормы,
отражающие характерные черты, а также главное содержание международного
права и обладающие высшей юридической силой. Эти принципы наделены также
особой политической и моральной силой. Очевидно, поэтому в дипломатической
практике их обычно именуют принципами международных отношений. Сегодня
любое значимое политическое решение может быть надежным, если оно опирается
на основные принципы.
В рамках международного права существуют различные виды принципов.
Среди них важное место занимают принципы-идеи. К ним относятся идеи мира и
сотрудничества, гуманизма, демократии и др. Они нашли отражение в таких
актах, как Устав ООН, пакты о правах человека, и во многих других
документах. Основной объем регулирующего действия принципы-идеи
осуществляют через конкретные нормы, отражаясь в их содержании и направляя
их действие. Вместе с тем они и сами по себе служат регулятором
международных отношений.
В многочисленных международных актах перечень основных принципов не
одинаков, но совпадает в наиболее авторитетных универсальных актах,
каковыми являются Устав ООН и принятая Генеральной Ассамблеей в развитие
его положений Декларация о принципах международного права, касающихся
дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии
с Уставом ООН 1970 г. В этих документах перечислены следующие принципы:
- неприменение силы или угрозы силой;
- мирное разрешение споров;
- невмешательство;
- сотрудничество;
- равноправие и самоопределение народов;
- суверенное равенство государств;
- добросовестное выполнение обязательств по международному праву.
Заключительный акт СБСЕ 1975 г. дополнил приведенный перечень тремя
принципами: нерушимость границ, территориальная целостность, уважение прав
человека. Последние два не были выделены в качестве самостоятельных в
Декларации 1970 г., но были отражены в содержании других принципов. Что же
касается принципа нерушимости границ, то он не получил универсального
признания, а потому носит региональный характер.
Принципы выполняют важные функции. Они определяют основы
взаимодействия субъектов специфическим образом, закрепляя основные права и
обязанности государств. Принципы выражают и охраняют комплекс
общечеловеческих ценностей, в основе которых лежат такие важнейшие
ценности, как мир и сотрудничество, права человека. Они служат идейной
основой функционирования и развития международного права. Принципы - это
фундамент международного правопорядка, они определяют его политико-правовой
облик. Принципы являются критерием международной законности.

Общепризнанные принципы и нормы в правовой системе России

Характерная черта современного международного права состоит в том,
что осуществление им своих функций возможно лишь при все более тесном
взаимодействии с внутренним правом государств. С другой стороны, нормальное
функционирование национальных правовых систем зависит от взаимодействия с
международным правом. Углубление взаимодействия международного и
внутригосударственного права носит характер объективной закономерности,
которая отражает более общую закономерность - углубление взаимодействия
национального общества с мировым сообществом. "Сегодня оно создает права и
обязательства не только для государств, но и непосредственно для физических
и юридических лиц, имеет прямое действие во внутригосударственной
сфере"[1].
Во имя обеспечения единства международного сообщества государства
должны подчиняться установленному ими порядку, который является социально и
политически необходимым. Это касается деятельности не только международной,
но и внутригосударственной в той мере, в которой она затрагивает
международные отношения.
"...Международное право представляет собой главную цитадель
правопорядка... Международный правопорядок... оказывает непосредственное
влияние на государственно-правовое регулирование"[2].
Под влиянием международного права происходят важные изменения во
внутреннем праве. Наиболее показательны в этом плане нормы о правах
человека, образующие сердцевину конституций. Принимаются законы, призванные
обеспечить реализацию международных норм. В качестве примера можно назвать
российские законы о международных договорах, о международных и
внешнеэкономических связях субъектов Федерации, о континентальном шельфе,
об исключительной экономической зоне.
Рост влияния международного права на право государств породил
тенденцию к конституционализации международного права. Все большее число
конституций содержат положения, посвященные международному праву и
призванные обеспечить его реализацию. Более того, многие из них
устанавливают приоритет международно-правовых норм.
Об углублении взаимодействия двух систем права, его характерных
чертах и тенденциях развития свидетельствует, прежде всего, конституционное
право, представляющее основу правовой системы государства.
В преамбуле Конституции РФ провозглашено, что многонациональный народ
Российской Федерации сознает себя частью мирового сообщества. Одним из
объективных факторов, характеризующих это сообщество, является
взаимодействие в его рамках суверенных государств.
"Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные
договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой
системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные
правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного
договора"[3].
Международные договоры Российской Федерации регулируют отношения
России с зарубежными государствами и международными организациями. Они
заключаются в соответствии с Конституцией и федеральными законами от имени
Российской Федерации уполномоченными федеральными органами. После
официального признания, ратификации и одобрения международные договоры в
установленном порядке приобретают обязательную силу на территории России.
В Федеральном законе "О международных договорах Российской
Федерации", принятом Государственной Думой 16 июня 1995 года и вступившем в
силу 21 июля 1995 года , дано определение подобных договоров. Так,
"международный договор Российской Федерации" означает международное
соглашение, заключенное Россией и иностранным государством (или
государствами) либо с международной организацией в письменной форме и
регулируемое международным правом.
"Взаимодействие международной и внутренних правовых систем
осуществляется на всех уровнях, включая правосознание и организационно -
правовые механизмы"[4]. Международное право оказывает существенное влияние
на функционирование внутреннего права, на процесс принятия решений при
создании и при применении права. Принимая решение, государственные органы
учитывают его международные последствия. Нормы международного права нередко
служат образцом для правового регулирования внутри страны и т.д.
Между тем современное общее, обычное право содержит все больше норм,
имеющих прямое отношение к внутреннему праву. Достаточно напомнить об
общепризнанных принципах и нормах о правах человека, которые обязательны
для всех государств независимо от их участия в договорах о правах человека.
Общепризнанные принципы представляют собой разновидность норм
международного права. Это его универсальные нормы. Они, как и иные
общепризнанные нормы, имеют наиболее общую форму выражения и признаны всеми
или абсолютным большинством государств в качестве обязательных. Более узкая
группа общепризнанных принципов (норм) - основные принципы международного
права. Это - нормы, отражающие коренные, фундаментальные интересы
государств и народов. Они представляют собой нормативную основу всей
системы международного права, служат его фундаментом. Одним из свойств
основных принципов является также их взаимообусловленность, т.е. содержание
каждого из них должно рассматриваться в контексте содержания других.
Высказывается мнение, будто преимущественной силой в правовой системе
России обладают лишь договоры, а к общепризнанным принципам и нормам,
существующим в форме обычая, это не относится.
С подобным мнением трудно согласиться. Правильнее иное понимание
Конституции, что подтверждается и Конституционным Судом РФ.
"Общепризнанные принципы и нормы международного права, а также
международные договоры России имеют преимущественную силу перед
национальными законами..."[5].
Высокий статус придан международным нормам о правах человека и
Конституцией России. Права и свободы человека и гражданина признаются и
гарантируются "согласно общепризнанным принципам и нормам международного
права и в соответствии с настоящей Конституцией" (ч. 1 ст. 17).
В случае расхождения закона и иного нормативного акта с международным
договором, в котором участвует Российская Федерация, или с общепризнанными
нормами международного права применяются правила, установленные этими
нормами или договором. Согласно статье 46 Конституции каждый вправе в
соответствии с международным договором Российской Федерации обращаться в
межгосударственные органы по защите прав и свобод граждан, если исчерпаны
все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты.
Международные договоры являются существенным элементом стабильности
международного правопорядка и отношений России с зарубежными странами.
Российская Федерация выступает за неукоснительное соблюдение договорных и
обычных норм, подтверждает свою приверженность основополагающему принципу
международного права - принципу добросовестного выполнения международных
обязательств.
Осуществление международно-правовых обязательств принято связывать с
термином "имплементация", которая может иметь место как на
межгосударственном, так и на внутригосударственном уровнях. Применительно к
внутригосударственным отношениям, определенные вопросы которых относятся к
предмету данной статьи, имплементация отражает обязанность государства
посредством уполномоченных им органов предпринять все необходимые меры и
действия по выполнению его международных обязательств. В то же время
санкционирование внутригосударственным актом - Конституцией РФ - введения
норм международного права во внутригосударственные отношения не ликвидирует
значения этих норм как международно-правовых установлений, воплощенных, в
частности, в международных договорах Российской Федерации.
"Войдя благодаря инкорпорации в систему российского национального
права, они не теряют международно-правового качества, то есть остаются
частью международно-правовой системы"[6]. В связи с этим на них
распространяются положения права международных договоров относительно
действия договоров во времени, в пространстве, применительно к наступлению
определенных обстоятельств (разрыв дипломатических отношений, начало
военных действий, ситуация, связанная с оговоркой о неизменных
обстоятельствах, и т.д.). На инкорпорированный международный договор
продолжают распространяться и те правила толкования, которые обычно
применяются при толковании норм международного права.
Таким образом, международно-правовые нормы, введенные во
внутригосударственную правовую систему, не меняют своего качества и
продолжают также оставаться частью системы норм международного права.
Однако процесс осуществления этих норм, порядок их имплементации
регулируются в данном случае нормами внутригосударственного права, если
иное не определено международным договором государства.
В то же время международное обязательство, согласованное с
требованиями Конституции, создает благоприятные правовые условия для
принятия решений, способствующих его имплементации. Важным фактором в этом
процессе является опора правоприменителя на общепризнанные принципы и нормы
международного права, которые, как уже отмечалось, наряду с международными
договорами России являются составной частью ее правовой системы.
Примером использования Конституционным Судом международно-правовых
актов, касающихся обеспечения права собственности, явилось дело о проверке
конституционности Федерального закона от 15 апреля 1998г. "О культурных
ценностях, перемещенных в Союз ССР в результате Второй мировой войны и
находящихся на территории Российской Федерации". "Правовые основания
нахождения указанных культурных ценностей на территории России определены
международно-правовыми актами, принятыми в период и после окончания Второй
мировой войны и сохраняющими свое действие для возникших в силу этих актов
имущественных отношений в настоящее время.
Конституционный Суд опирался и на один из основных и общепризнанных
принципов международного права - принцип международно-правовой
ответственности государства - агрессора за развязывание и ведение
агрессивной войны, позволивший возложить после окончания войны на бывшие
неприятельские государства обязательства по обычной и компенсаторной
реституции культурных ценностей".[7]
В деле о проверке конституционности положения п. 2 ст. 1070 ГК РФ,
согласно которому вред, причиненный при осуществлении правосудия,
возмещается в случае, если вина судьи установлена приговором суда,
вступившим в законную силу, Конституционный Суд оценил смысл положения
рассматриваемого акта "исходя из его места в системе правовых актов, в том
числе международных договоров Российской Федерации, которые согласно статье
15 (часть 4) Конституции Российской Федерации являются составной частью
правовой системы Российской Федерации"[8].
Использование Конституционным Судом в своих решениях общепризнанных
принципов и норм международного права и международных договоров Российской
Федерации способствует как их имплементации, так и совершенствованию
действующего законодательства.
Международные отношения не сводятся только к отношениям между
государствами как основными субъектами международного права. Политические
партии, профсоюзные и иные общественные организации различных государств
также активно сотрудничают между собой и принимают важные международные
документы, оказывающие очевидное воздействие на внутригосударственную
жизнь. Такие отношения условно принято называть международными
политическими отношениями. Принимаемые в их рамках нормы, даже если они
формально не трансформируются в нормы национального избирательного права,
все-таки влияют на политические установки и документы, а, в конечном счете
- на законодательные и подзаконные акты в области избирательного процесса.

Заключение

Все сказанное позволяет сделать определенные выводы.
Постепенно конституции государств обретают черты основных законов
членов международного сообщества. Это находит выражение в первую очередь во
все более широком признании приоритета международного права. Наблюдается
тенденция к росту роли международного права.
Углубление взаимодействия международного и внутреннего права
государств ведет к образованию глобальной правовой системы или
суперсистемы.
В ее рамках национальные правовые системы активно взаимодействуют
друг с другом, с региональными системами и общим международным правом. В
основе ее лежит принцип демократии, дающий возможность согласования
различных правовых систем.
Система норм международного права и нормы внутригосударственных
правовых систем взаимосвязаны и влияют друг на друга. Посредством этого
взаимодействия происходит согласование норм указанных систем и проявляется
их социальная ценность, позволяющая судить об их эффективности: социальная
ценность нормативности в праве связана с той ролью, которую играют
социальные нормы в жизни общества.
Связующим звеном системы норм международного права во взаимодействии
с внутригосударственной нормативной системой является принцип
добросовестного выполнения международных обязательств.

Литература


Конституция Российской Федерации. - М., 1993.
Королев С.В. Компаративистика публичного права. – М, 1998.
Лукашук И.И. Нормы международного права в правовой системе России. -
Спарк, 1997.
Марочкин С.Ю. Соотношение юридической силы норм международного и
внутригосударственного права в правовой системе Российской Федерации. –
Российский журнал международного права, 1997, № 2.
Поленин С.В. Взаимодействие международных и внутригосударственных
правовых систем. – Правовая система социализма. – М, 1987.
Тиунов О.И. Конституционный Суд России и международное право. –
Российский ежегодник международного права, 1995.
Тиунов О.И. Международное гуманитарное право. – М, 1999.



-----------------------
[1] Марочкин С.Ю. Соотношение юридической силы норм международного и
внутригосударственного права в правовой системе Российской Федерации. –
Российский журноал международного права, 1997
[2] Королев С.В. Компаративистика публичного права. - М, 1998
[3] Конституция Российской Федерации. – М, 1993
[4] Поленин С.В. Взаимодействие международного и
внутригосударственных правовых систем. – Правовая система социализма. – М,
1987
[5] Тиунов О.И. Конституционный суд России и международное право. –
Российский ежегодник международного права, 1995
[6] Тиунов О.И. Международное гуманитарное право. – М, 1999
[7] Вестник Конституционного Суда Российской Федерации. – 1999, № 5
[8] Вестник Конституционного Суда Российской Федерации. – 2001, № 3





Реферат на тему: Общество – государство – право
| |Контрольная работа по праву |
| |студента I курса НГТУ |
| |Быкова Алексея Юрьевича, |
| |специальность 2202, |
| |шифр 200751, |
| |адрес: В.К.О. г. Зыряновск, |
| |ул. Курчатова, д. 1/3, кв. 53, |
| |тел. 5-68-26 |


Контрольная работа по курсу «Основы права»
Тема 3 «Общество – государство – право»

Методические указания:
Усть-Каменогорск 1998 г.


2001 г.

План:

1. Понятие общества.
2. Соотношение права и государства.
3. Соотношение права и политики.

Литература

1. Общая теория права и государства: Учебник / Под ред. В.В.Лазарева –
М. Юрист, 1996 – 472 с.
2. Основы государства и права: Учебное пособие /Под общей ред. С.А.
Камарова – М. Манускрипт, Русь-90, 1996-312с.
3. Теория государства и права: Курс лекций в 2-х томах / Под ред.
Профессора М.Н. Марченко – М. Юридический колледж МГУ, 1995г.-
228с.
4. Лившиц Р.З. Современная теория права: Краткий очерк – М., 1992г.
5. Теория права и государства: Учебник для вузов /Под ред. Профессора
Г.Н.Манова – М. БЕК, 1996- 336с.
6. Конституция Российской Федерации – М. «Издательсво Новая Волна».
1997 – 63с.. 1997 – 63с.
7. Нерсесянц В.С. Наш путь к праву. От социализма к цивилизму –
М.1992г.- 320с.


Понятие общества.

Термин «общество» многозначен. Обычно указывают на следующие значения
этого слова:
1. Общество как группа лиц, объединившихся для современной деятельности
по реализации общих для них целей и интересов (общество книголюбов,
общество любителей пива, общество трезвости и т.д.). В этом своем
значении слово «общество» синонимично словам «организация», «союз»,
«объединение».
2. Общество как определенный этап в развитии человечества или страны
(первобытное общество, феодальное общество, французское общество
эпохи Реставрации, советское общество периода НЭПа и т.д.). Здесь
слово «общество» часто употребляется вместе со словами «стадия»,
«этап», «период».
3. Общество как характеристика качественного состояния того или иного
этапа в развитии человечества или страны («общество потребления»,
«информационное общество», «традиционное общество» и т.д.). В этом
случае слову "общество" обязательно предшествует его качественная
характеристика.
4. Общество как предельно широкое понятие для обозначения той части
материального мира, которая обособилась от природы и определенным
образом взаимодействует с нею. В этом смысле обществом называют
совокупность всех форм объединения и способов взаимодействия людей,
как между собой, так и с природным окружающим их миром. Это последнее
определение и считается философским определением понятия общества.
Общество – не просто совокупность людей. В одно целое их объединяет
человеческая деятельность в различных ее видах, и, прежде всего,
материально – производственная. На такой основе возникают общественные
отношения, в первую очередь производственные, служащие формой осуществления
этой деятельности и закрепляемые в различных социальных институтах.
Отражением всего этого служит общественное сознание, играющее активную роль
в социальных процессах. Оставаясь в постоянной зависимости от природы,
общество оказывает на нее все более глубокое преобразующее воздействие,
становится глобальной управляющей силой по отношению к ней. При этом от
общества как управляющей силы требуется особенно большая ответственность за
судьбы природы как управляемой системы. Возникая на природной основе и
взаимодействуя с ней, общество находится в процессе закономерного изменения
и развития, имеющего определенную прогрессивную направленность.
Магистральная линия прогресса общества не исключает и периодов регресса. На
общественное развитие оказывают серьезное влияние природные и
демографические факторы, которые не определяют развития общества в целом.
Главной движущей силой процесса развития общества выступают классы и
классовая борьба, социальные революции и участвующие в них народные массы,
как носители коренных преобразований общественной жизни.

2. Соотношение права и государства.

Государство и право – важнейшие факторы общественной эволюции,
непременные спутники современного общества. Теория государства и права –
составная часть обществоведения, идейная основа практической юриспруденции.
Деятельность государства, принятие и реализация законов, обеспечение прав
граждан, поддержание общественного порядка тесно связаны с положениями
политико-правовой теории.
Право, как и государство, принадлежит к числу не только наиболее
важных, но и наиболее сложных общественных явлений.
Пытаясь понять, что такое право и какова его роль в жизни общества,
еще римские юристы обращали внимание на то, что оно не исчерпывается одним
каким-либо признаком или значением. Право, писал один из них (Павел),
употребляется в нескольких смыслах. Во-первых, право означает то, что
«всегда является справедливым и добрым», - таково естественное право. В
другом смысле право – это то, что «полезно всем или многим в каком-либо
государстве, каково цивильное право».
По мере развития общества и государства у людей, естественно, менялось
и представление о праве. Появилось множество различных правовых идей,
теорий и суждений, однако изначальные основы, заложенные римскими юристами,
особенно в такой отрасли права, как гражданское (цивильное), хотя и в
«модернизированном» виде, но сохранилось.
Споры о понятии права, ровно, как и о соотношении государства и права,
права и закона имели место не только в далеком историческом прошлом. Они
продолжались и в XX в., имеют место также дискуссии и в настоящем.
Современные исследователи, так же как и их предшественники, выделяют в
основном два подхода и два разных определения права.
Один из этих подходов, именуемый позитивистским[1], ориентируется не
только на неразрывную связь государства и права, но и на то, что
государство является единственным, исключительным источником права. Право
при этом определяется не иначе, как «система общеобразовательных, формально-
определенных, государственно-принудительных норм, выражающих возведенную в
закон государственную волю господствующего класса и выступающего в качестве
классового регулятора общественных отношений»[2].
При таком подходе право полностью или почти полностью отождествляется
с законом, а точнее – с нормативно-правовыми актами, исходящими от
государства и обеспечиваемыми государством.
Другой подход к праву – непозитивистский, не связывает столь жестко,
как первый, понятие права с понятием государства. Право при этом
рассматривается как «претендующий на всеобщность и общеобязательность
социальный институт нормативного регулирования общественных отношений в
целях разумного устройства человеческого общежития путем определения меры
свободы, прав и обязанностей и представляющий собой воплощение в обычаях,
традициях, прецедентах, решениях референдумов, канонических, корпоративных,
государственных и международных нормах правового идеала, основанного на
принципах добра, справедливости, гуманизма и сохранения окружающей
природной среды»1.
При таком подходе к праву, последнее не отождествляется с законом и
подзаконными актами. Закон считается правовым лишь в том случае, если он
несет в себе идеи добра, справедливости, гуманизма, если в его содержание
«заложен» правовой идеал.
В этом заключается одна из главных причин того, что данный подход,
несмотря на свою явную привлекательность, в реальной жизни, на практике
является менее распространенным и применяемым, чем первый, позитивистский
подход.
Используя последний и неразрывно связывая государство с правом, и,
наоборот, теоретически и практически исходят из того, что право в реальной
жизни не иначе, как в виде общеобязательных правил поведения (норм),
которые непосредственно издаются либо санкционируются (утверждаются)
государством. За нарушение их к нарушителю применяются различные меры
государственного воздействия.
Государство и право взаимозависимы друг от друга, но в тоже время они
относительно самостоятельны друг от друга. Если государство издает правовые
акты, обеспечивает их соблюдение и в случае неисполнения содержащихся в них
требований применяет принудительную силу, то право, в свою очередь, активно
воздействует на государство путем установления общеобязательных для всех
его органов, должностных лиц и организаций правил поведения. С помощью норм
права закрепляется их статус, определяются рамки их деятельности,
устанавливается их структура, порядок деятельности и взаимоотношений.

Понятие и основные признаки государства

Государство есть продукт развития общества, продукт непримиримости
классовых противоречий. Государство появляется там, тогда и постольку,
где, когда и поскольку классовые противоречия объективно не могут быть
примирены, когда общество делится на эксплуататоров и эксплуатируемых.
Везде и всегда вместе с ростом и укреплением этого деления возникает и
развивается особый институт-государство, которое никоим образом не
представляет собой силы, извне навязанной обществу. Государство есть
продукт общества на известной стадии развития; государство есть признание,
что это общество запуталось в неразрешимых противоречиях, раскололось на
непримиримые противоположности, избавиться от которых оно бессильно. Нужна
была сила, которая бы умерила столкновения, держала общество в границах
«порядка». И эта сила, происшедшая из общества, ставящая себя над ними, все
более и более отчуждающаяся от него, есть государство.
Возникновение государства- это приспособление общества к новым
условиям, которое не устраняет того, что произошло в производстве (т.е. в
экономике), а наоборот, служит тому, чтобы новые экономические отношения
частной собственности сохранились, поддерживались, развивались.
Экономические отношения – базис, причина всех трансформаций, протекающих в
надстройке, к которой относится и государство.
Государство есть особая организация политических сил, находящихся у
власти.
Государство отличается от родоплеменной организации следующими
признаками. Во-первых, публичной властью, не совпадающей со всем
населением, обособленной от него. Особенность публичной власти в
государстве состоит в том, что она принадлежит лишь экономически
государствующему классу, является политической, классовой властью. Эта
публичная власть опирается на особые отряды вооруженных людей –
первоначально на дружины монарха, а в дальнейшем – армию, полицию, тюрьмы и
другие принудительные учреждения; наконец, на чиновников, специально
занятых управлением людьми, подчинением последних воле экономически
господствующего класса.
На содержание публичной власти и ее аппарата (чиновников, армии,
полиции, тюрем и т.д.) с населения собираются налоги, которые были
известны родовому строю.
Во-вторых, разделением подданных не по кровнородственному, а по
территориальному признаку. Вокруг укрепленных замков монархов (королей,
князей и т.д.) под защитой их стен селилось торгово-ремесленное население,
росли города. Здесь же селилась и богатая наследственная знать. Именно в
городах, прежде всего люди связаны были не кровнородственными, а соседскими
отношениями. С течением времени кровнородственные связи заменяются
соседскими и в сельской местности.
Причины и основные закономерности образования государства были едиными
для всех городов нашей планеты. Однако в разных регионах мира, у разных
народов процесс образования государства имел свои особенности, подчас
весьма существенные. Они были связаны с географической средой, конкретными
историческими условиями, в которых создавались те или иные государства.
Классической формой является возникновение государства в силу действия
только внутренних факторов развития данного общества, расслоение на
антагонистические классы. Данную форму можно рассмотреть на примере
Афинского государства. Впоследствии по этому пути шло формирование
государства и у других народов, например у славян. Возникновение
государства у афинян является в высшей степени типичным примером
образования государства вообще, потому что оно , с одной стороны,
происходит в чистом виде, без всякого насильственного вмешательства,
внешнего или внутреннего, с другой стороны, потому, что в данном случае
весьма высоко развитая форма государства – демократическая республика –
возникает непосредственно из родового строя, и, наконец, потому, что на
достаточно хорошо известны все существенные подробности образования этого
государства. В Риме родовое общество превращается в замкнутую аристократию,
окруженную многочисленным, стоящим вне этого общества, бесправным, но
несущим обязанности плебея; победа плебея взрывает старый родовой строй и
на его развалинах воздвигает государство, в котором скоро совершенно
растворяются и родовая аристократия и плебс. У германских победителей
Римской империи государство возникает как непосредственный результат
завоевания обширных чужих территорий, для господства, над которыми родовой
строй не дает ни каких средств. Следовательно, нередко процесс
формирования государства «подталкивается», ускоряется внешними для данного
общества факторами, например война с соседними племенами или уже
существующими государствами. В результате завоевания германскими племенами
обширных территорий рабовладельческой Римской империи родоплеменная
организация победителей, находившаяся на стадии военной демократии, быстро
переродилась в федеральное государство.


Государство в политической системе общества

Статья 3 Конституции РФ гласит, что государственная власть в
Российской Федерации принадлежит народу. Народ осуществляет ее путем
представительной (через выборные государственные законодательные органы)
так и путем непосредственной демократии. К формам последней относятся право
на участие в референдуме, на петиции, на манифесты, а также право на
объединение. Эти права граждане могут реализовывать, объединяясь в самые
разнообразные общественные организации. К ним относятся политические
партии, профессиональные союзы, молодежные организации, трудовые коллективы
и самые разнообразные иные творческие союзы. Исходя из смысла главы I
Конституции РФ, можно определить, что политическая система – это
совокупность организационных форм политической деятельности народа
Российской Федерации. При этом и само государство рассматривается как форма
организации политической деятельности народа, причем форма основная, все
остальные формы по отношению к государству имеют вспомогательный характер.
Они как бы помогают негосударственными средствами в решении задач, стоящих
перед государством, и создают возможность участия для всех граждан в
управлении делами общества и государства, способствуют дальнейшему
расширению демократических начал в государственной жизни. Основное место и
роль государства в политической системе общества определяется рядом
особенностей, позволяющих говорить о том, что государство – основной
элемент системы.
Во-первых, именно государство является организацией всего
многонационального народа РФ, т.е. организацией всех без исключения членов
общества, вне зависимости от их социального , имущественного положения,
расовой и национальной принадлежности, рода и характера занятий и т.п.
Таким образом, государство, будучи организацией всего народа, обладает
гораздо более широкими социальными возможностями, чем каждый их других
структурных элементов системы, взятых в отдельности.
Во-вторых, государство как официальный выразитель воли народа создает
предпосылки для развития всех форм собственности.
В-третьих, государство располагает особым государственным аппаратом,
органы которого, в отличие от остальных структурных элементов, наделяются
государственно-властными полномочиями. Такими полномочиями обладает система
правоохранительных органов, в которую входят органы внутренних дел,
прокуратуры, безопасности, которые выполняют функции принуждения.
В-четвертых, в отличие от других элементов политической системы,
государство располагает системой издания органами государства, в пределах
своих компетенций, нормативно-правовых актов, а также системой контроля за
их исполнением. Хотя общественные организации также наделены правом издания
нормативных актов, однако последние не носят общеобязательного характера и
распространяются только на членов данной общественной организации.
В-пятых, государство является единственной организацией, обладающей
суверенитетом, т.е. верховенством государственной власти по отношению ко
всем гражданам, по всем негосударственным организациям. Обладая
суверенитетом, государство организует само себя и издает общеобязательные
правила поведения (законы).
Таким образом, государство занимает особое место в политической
системе общества и играет в ней основную роль.


Государство и гражданское общество

Государство – важнейший орган политической власти в любом обществе,
если в отношении господствующих классов государство выступает как особый
орган, управляющий общими делами этих классов, то в отношении к их
противникам ( в эксплуататорском обществе – в отношении к большинству
населения) – как орудие управления и подавления. Характер и цели
государства определяются в конечном счете экономическим строем общества;
как политическая настройка над базисом государство играет важную роль в
жизни общества, оказывая, в частности, обратное воздействие и на ход
экономического развития.
Государство – важнейшее, но не единственное звено в системе
политических организации классового общества: в нее входят также партии и
другие организации. Однако именно государству принадлежит высшая власть в
обществе (суверенность государственной власти). Верховенство
государственной власти конкретно выражается в универсальности (ее властная
сила распространяется на все население и общественные организации данной
страны), прерогативах (государственная власть может отменить любое
проявление всякой другой общественной власти), а также в наличии таких
средств воздействия, которыми никакая другая общественная власть не
располагает (например монополия законодательства, правосудия).
Как ни различные исторические формы государства, его сущность, природа
его отношений с обществом это государство политических сил, находящихся у
власти.
В ходе истории государства приобретает по отношению к базису
значительную, хотя и относительную самостоятельность. Его самостоятельное
воздействие на основанные сферы жизни общества (в том числе на экономику),
исторические и социальные процессы весьма существенно осуществляется в
разных направлениях, т.е. государство может способствовать развитию
общественным отношением или, наоборот, тормозить его. По мере усложнения
государственно-организованного общества роль этого воздействия возрастает.
Последовательное становление демократического гражданского общества
требует цивилизованности взаимоотношений личности и государства,
гармонизации отношений в обществе. В сфере политических отношений
государства по праву занимает ведущее место, при этом оно обусловлено
гражданским обществом, т.к. его деятельность определяется выполнением общих
дел, вытекающих из природы всякого общества.
В последнее время можно услышать множество суждений о том, что такое
гражданское общество. Надо полагать, что есть способ организации
экономических, производственных отношений и соответствующих
производственных сил, совокупность отношений возникающих в процессе
пользования, владения и распоряжения собственностью, функционирования
общественных объединений, средств массовой информации, воспитательных,
образовательных, научных, культурных предприятий и учреждений.
Гражданское общество в лице самодеятельных ассоциаций людей
(религиозных, общественных, политических партий, профессиональных союзов,
кооперативов и т.п.), призванных выражать и защищать их групповые и
индивидуальные интересы и права, становиться в особые политические
отношения с государством.
Чем более развито гражданское общество, тем больше оснований для
функционирования демократических форм государства. И, наоборот, чем меньше
развито гражданское общество, тем больше оснований для наличия авторитарных
и тоталитарных режимов власти. Развитость гражданского общества
определяется не столько степенью охвата слоев населения, а, сколько уровнем
развития свободы личности, признаваемой в этом обществе.
В гражданском обществе государство обеспечивает равную правовую защиту
всем собственникам, объявляет ее неприкосновенной, при возможном отчуждении
собственности в случае общественной необходимости гарантируется ее
возмещение, национализация собственности не допускается.
Труд свободен и поощряется как государством, так и обществом,
принудительный труд запрещается, гарантируется свобода индивидуального и
коллективного труда. Государство создает условия для полной трудовой
занятости населения, осуществляет программу профессионального обучения и
переквалификации, выплачивает пособия по трудовой подготовке и по
безработице.

Социальное государство

По мере развития буржуазного общества и в теории, и в практике
преобладает подход, ориентированный на усиление социальной функции
государства, направленной на согласование несправедливости, порождаемой
рыночными отношениями.
Однако российскому обществу навязываются теории консервативного толка,
где социальная роль государства сведена к минимуму. В современном мире это
уже пройденный этап. Тем более неприемлемы также теории в нашем обществе,
которое долгое время было ориентировано на социалистические принципы
равенства и справедливости. И хотя эти принципы носили в основном
популистский, демагогический характер, общественное сознание формировалось
именно на их основе.
Освобождая общество от тотальной опеки государства, нельзя все же
низводить его до роли «ночного сторожа». В условиях коренной ломки всех
общественных структур именно государство должно стать консолидирующие
началом, призванные создавать новые политические, экономические, социальные
отношения. Без воздействия государства невозможно реальное преобразование
общества. Особенно важна его деятельность в сфере защиты прав человека
направленная на смягчение негативных последствий рыночных реформ. Задача
социального государства состоит в перераспределении доходов между
различными слоями общества через систему налогов, государственный бюджет,
специальные социальные программы.
В качестве долговременной, перспективной цели государство должно
стремиться к выравниванию положения людей, хотя достижение фактического, а,
не только юридического равенства – задача в исторически обозримые сроки
невыполнимые. Это не означает отрицание идеи равенства, содержащей в себе
огромный нравственный потенциал.
Интересный способ решения проблемы равенства в посттоталитарном
обществе предложен В.С.Нерсесянцем. Согласно его концепции социализм есть
не случайная тупиковая ветвь развития общества, а естественный закономерный
процесс, ведущий к созданию так называемого цивилизма –
постсоциалистического строя, где всеобщее формально правовое равенство
будет дополняться принципиально новым моментом – экономическим равенством
всех граждан. Приватизация и десоциализация собственности, проводимые в
России, неизбежно будут осуществлены таким образом, что экономическое
неравенство сохранится. И никакая социальная помощь не может компенсировать
разницу между собственником и несобственником. Только преобразование
социалистической собственности в равную гражданскую собственность создает
условие для «более высокой ступени человеческой свободы, равенства,
справедливости и права»1.
Определение путей развития нашего общества, обоснование пределов
вмешательства государства в экономическую и социальные сферы, его
регулирующей роли в распределении собственности, усиления социальной
функции государства и возрастания его ответственности за создание своим
гражданам достойных условий жизни – актуальные задачи правовой науки.
Компетенция социального правового государства, обеспечивающего
постепенный переход к равенству, справедливости и нравственности, - важный
аспект модели нового общества, которое должно быть сформировано в России.


Государство и право в их соотношении и взаимодействии

Традиционно в науке по вопросу о соотношении государства и права
различались два подхода. Первый – этотистский, исходивший из приоритета
государства над правом. Согласно этому подходу право рассматривалось как
продукт государственной деятельности, как его (государства) следствие.
Такой подход имел широкое распространение в отечественной юридической
литературе. Считалось, к примеру, что право находится в подчиненном
отношении к государству. Фактическим условием для данного подхода служила
политическая практика, склонная видеть в праве некий придаток государства.
Теоретической предпосылкой являлось формально-догматическое отношение к
понятию права как совокупности норм, издаваемых государством.
Другой взгляд на соотношение государства и права утвердился в русле
естественно-правовых воззрений. Сторонники так называемой школы
естественного права, выводившие понятие государства из общественного
договора, исходили из ограничения государством права, что, по их мнению,
вытекало из нерушимости естественного закона и не отчуждаемости основанных
на нем субъективных публичных прав индивида. С позиции данного подхода
праву принадлежит безусловный приоритет в сравнении с государством. Право
возникает до образования государства. Оно старше государства, никакое
государство и никакая власть не есть первоначальный источник права.
Есть и третья точка зрения на рассматриваемую проблему, позволяющая в
определенной мере интегрировать взгляды сторонников отмеченных позиций и в
то же время избежать крайностей в оценке связи государства и права.
Согласно этому подходу связь между государством и правом не имеет
столь однозначного причинно-следственного характера, государство порождает
право или из права рождается государство. Она (связь) видится более сложной
и носит характер двусторонней зависимости: государство друг без друга не
могут существовать, а значит, между ними имеется функциональная связь.
Рассматриваемый подход позволяет тем самым выявить глубинные связи
между государством и правом, избежать односторонности, понять, что дает
право государству, и в то же время выяснить истинную роль государства в
обеспечении права. Анализ такого рода зависимостей имеет принципиально
важное значение для всей общественной практики.
Признание двустороннего характера связи между государством и правом
позволяет исключить интерпретацию данного вопроса в духе узконормативного
подхода к пониманию права («право исходит от государства» и т.п.). В то же
время при данном подходе роль государства по отношению к праву не
нивелируется, как это вытекает их некоторых концепций так называемого
широкого право-понимания. Государственный нигилизм в такой же мере опасен,
как нигилизм правовой. Связь государства и права представляется иной:
государство не порождает право, не производит его, а является, с одной
стороны, зависимой, подчиненной ему силой, а с другой – мощным средством,
поддерживающим и усиливающим мощь права, его потенциал в общественной
системе. Государство использует право в качестве средства управления
общественными процессами, но лишь в той мере, в какой само право ему это
позволяет.


Воздействие государства на право

Государство является непосредственным фактором создания правовых
установлений и главной силой их осуществления. Государственная власть имеет
конструктивное значение для самого бытия права как особо
институционального образования. Она присутствует в праве и как бы проникает
в самую суть права.
Государство опекает право, использует его потенциал для достижения
целей государственной политики. В тоже время влияние государства на право
не следует абсолютизировать и рассматривать в духе этатистских воззрений,
признающих право исключительно инструментом (средством) государства, его
признаком или атрибутом. Не только государство, но и право обладает
относительной самостоятельностью, собственными, внутренне присущими ему
закономерностями формирования и функционирования, из чего следует, что
право имеет по отношению к государству самостоятельное значение. Если и
допустимо рассматривать право в качестве инструмента государства, то лишь с
отговоркой, что и государство в той же мере является инструментом по
отношению к праву.
Наиболее ощутимое воздействие государства на право проявляется в сфере
правотворчества и право реализации. Право формируется при непосредственном
участии государства. Однако государство не столько формирует право, сколько
завершает право-образовательный процесс,

Новинки рефератов ::

Реферат: Первый автомобиль России. Биография изобретателей (Транспорт)


Реферат: Архитектурные памятники города Ельца (Архитектура)


Реферат: Расчет процесса конвективной сушки сыпучего материала в барабанной, вращающейся сушилке (Строительство)


Реферат: Менеджмент: сущность и структура (Менеджмент)


Реферат: Попечительский совет – общественная форма управления образовательным учреждением (Педагогика)


Реферат: Комнатные растения целители (Сельское хозяйство)


Реферат: Регион островов Юго-Восточной Азии (Индонезия, Сингапур, Филиппины) (География)


Реферат: Анго-Саксонская Правовая Система (Право)


Реферат: Кометы (Астрономия)


Реферат: Специфическая язва подошвы(Ulcus soleare specificus) (Ветеринария)


Реферат: Изучение готовности к риску (Психология)


Реферат: Исследование рынка операторов сотовой связи (Маркетинг)


Реферат: Героизм и передвижничество (Искусство и культура)


Реферат: Стратификация городского населения (Социология)


Реферат: Организационные структуры управления (Менеджмент)


Реферат: Несостоятельность (банкротство) кредитной организации (Право)


Реферат: Быстрота и методика ее развития (Физкультура)


Реферат: Баскетбол (Физкультура)


Реферат: Билеты на государственный аттестационный экзамен по специальности Информационные Системы (Программирование)


Реферат: Спасательные и неотложные аварийно-восстановительные работы в очагах поражения (Технология)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист