GeoSELECT.ru



Социология / Реферат: Социальные причины пьянства (Социология)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Социальные причины пьянства (Социология)



Казанский государственный
технологический университет

Кафедра государственного управления, истории и социологии



Реферат на тему:
“СОЦИАЛЬНЫЕ ПРИЧИНЫ ПЬЯНСТВА”



Работу выполнила: студентка группы 97-61
Фасхетдинова З. Р.
Проверил: к. философских н.,
доцент Салагаев А. Л.



КАЗАНЬ 1999

Введение
«Человечество могло бы достигнуть
невероятных успехов, если бы оно было более
трезвым».
Гете.
Хотя люди буквально с первых дней знакомства со спиртными напитками
знают о его беспримерном коварстве, многие, очень многие все же попадаются
в его умело расставленные сети. Попадаются потому, что так уж устроен
алкоголь, умеющий заставить любить себя, несмотря на свою распутную,
больную и преступную природу.
Один мудрец, имя которого я, к сожалению, запамятовала, сказал: «Вино
сообщает каждому, кто его пьет, четыре качества. Вначале человек становится
похожим на павлина – он пыжится, его движения плавны и величавы. Затем он
приобретает характер обезьяны и начинает со всеми шутить и заигрывать.
Потом он уподобляется льву и становится самонадеянным, гордым, уверенным в
своей силе. Но в заключение он превращается в свинью и, подобно ей,
валяется в грязи».
Дело в том, что пьяницы и алкоголики, будучи носителями отрицательных
взглядов и стереотипов антиобщественного поведения, не только постоянно
нарушают правила и нормы поведения в различных сферах жизнедеятельности
людей, но и активно способствуют вовлечению в пьянство окружающих, особенно
молодежи. Исследованиями установлено: каждый пьяница и алкоголик оказывает
деморализующее влияние в среднем на 4-5 человек из ближайшего окружения
[1].
На протяжении многих столетий осуществляется поиск наиболее
действенных средств и способов ограждения людей от губительного влияния
алкоголя, разрабатываются разнообразные меры по устранению многочисленных
вредных последствий пьянства и алкоголизма, и в первую очередь меры по
спасению, возвращению к нормальной жизни постоянно возрастающего числа
жертв пристрастия к спиртному – больных алкоголизмом. Многовековая история
антиалкогольной борьбы оставила множество примеров применения в этих целях
разных мер вплоть до таких радикальных, как заключение пьяниц в тюрьмы, их
физическое наказание, предание смерти, полный запрет производства и продажи
спиртных напитков и т. п. Тем не менее потребление алкоголя продолжало
неуклонно расти, охватывая все новые группы и слои населения.
Можно предположить, что неуклонный рост потребления алкогольных
напитков в мире является следствием, с одной стороны, слабой эффективности
используемых человечеством мер со столь опасным социальным явлением, с
другой – значительным усилением действия причин и условий, вызывающих
приобщение широких масс населения к алкоголю.
Недостаточная теоретическая разработанность вопросов, связанных с
распространением алкогольного потребления, односторонность в объяснении
причин пьянства и алкоголизма до недавнего времени оказывали отрицательное
влияние на содержание и направленность антиалкогольной борьбы, на ее
стратегию и тактику.
Практика антиалкогольной борьбы показывает, что решение конкретных
вопросов по предупреждению и вытеснению негативных явлений невозможно без
глубокого изучения причин, вызывающих потребление спиртных напитков и
способствующих распространению пьянства и алкоголизма.
Что порождает алкогольное потребление
В таком сложном социальном явлении, как потребление алкогольных
напитков, роль пережитков в сознании и поведении людей велика. Веками
формировавшиеся взгляды на алкоголь и многочисленные питейные традиции и
обычаи и ныне диктуют людям определенные стереотипы поведения, выступают
сильным фактором приобщения к алкоголю. Однако при оценке реальной роли
данного фактора в причинном комплексе алкогольного потребления следует
иметь ввиду, что причины живучести питейных традиций и обычаев нужно искать
не только в сфере общественной психологии и социологии. Они имеют основание
и в материально-бытовой сфере жизни широких слоев населения,
обуславливаются действием целого ряда социально-экономических причин.
Отдельные аспекты причинного комплекса пьянства и алкоголизма кроме всего
прочего объясняются и неблагоприятным воздействием на людей конкретно-
исторической обстановки.
Примерами такого рода диспропорций могут служить несоответствие между
возросшими размерами свободного времени и реальными возможностями его
разумного использования (безделье), «скатывание» по социальной лестнице,
безработица, социально-экономическая нестабильность в государстве, войны
и т. п.
Рассматривая роль указанных социальных факторов в возникновении
пьянства, следует учитывать, что имеющиеся в жизни нашего общества
объективные трудности и недостатки сами по себе автоматически его не
вызывают. Однако они создают определенные предпосылки, психологическую
предрасположенность к отклонениям от норм морали, в том числе к
употреблению алкоголя.
В отличие от социально-экономических факторов причинного комплекса
пьянства социально-психологические чаще всего влияют на приобщение людей к
алкоголю непосредственно.
Тяготение людей к алкоголю возникает и в связи с ослаблением стимулов
к тем или иным видам жизнедеятельности, с утратой чувства собственного
уважения, авторитета, престижа и т. п. «В человеческой жизни, - замечает по
этому поводу известный хирург Н. М. Амосов, - есть еще один сильный стимул
– престиж. Человек, потерявший удовольствие от напряжения, от высоких
достижений в труде, не рассчитывающий на престиж в сфере труда, ищет выход
для утверждения своей личности в других сферах. Возникают пороки,
изменяющие психологическую напряженность и создающие иллюзию удовольствия»
[2]. Распространенным способом иллюзорного самоутверждения, к сожалению,
часто является потребление алкогольных напитков.
Рассмотрение причинного комплекса приобщения широких масс населения к
алкоголю предполагает изучение личностных характеристик и особенностей
индивида. Без этого трудно, например, объяснить далеко не одинаковую
приверженность к алкоголю людей, живущих в сравнительно одинаковых условиях
и в равной мере испытывающих воздействие неблагоприятных объективных
факторов. Это позволяет также ответить на вопрос, почему среди
систематически употребляющих алкогольные напитки определенная часть
становится на путь алкоголизма.
Станет человек на путь злоупотребления спиртными напитками или нет,
зависит, по мнению многих ученых, прежде всего от уровня его социального
развития и характера жизнедеятельности. Совокупность социальных
характеристик человека (общественная активность, профессиональная
деятельность, культурное развитие, идейная и нравственная зрелость и т.
д.), обуславливая характер его реакции на действие неблагоприятных
факторов, во многом определяет выбор средств достижения душевного комфорта.

В то же время, как свидетельствуют результаты научных исследований, в
распространении алкогольного потребления, особенно в развитии пристрастия к
алкоголю, определяющую роль играют и особенности организма человека
(наследственная, конституционная, обменная, психологические и др.).
При оценке роли биологического фактора в развитии алкоголизма следует
исходить прежде всего из того, что развитие и проявление
психофизиологических качеств человека, предрасполагающих к употреблению
алкоголя, в решающей степени зависит от характера социальных условий в
жизнедеятельности людей. Психофизиологические качества человеческого
существа есть лишь материальная основа для формирования личности; каким же
этот человек станет с точки зрения его социальных качеств – зависит от
сложных и длительных взаимодействий данного человека с окружающей его
социальной средой.
При характеристике культурных интересов и запросов любителей
спиртного, содержания их досуга нельзя не учитывать обратного влияния
пьянства, ибо под воздействием систематического, длительного потребления
алкоголя многие социальные качества личности значительно ухудшаются. И тем
не менее именно социальные качества личности, ее потребности и интересы,
сформированные в раннем возрасте, служат основной, определяющей отношение
людей к алкогольному потреблению.
Результаты многих исследований убеждают: если у совершеннолетних из-за
низкого уровня общей культуры, отсутствия навыков полноценного проведения
досуга возникает проблема "как убить время", их спутником непременно
оказывается алкоголь, компенсируя тем самым недостаток социально приемлемых
средств и способов проведения досуга.
В ходе различных исследований установлена и определена связь между
распространенностью пьянства и родом занятий, характером и условиями
трудовой деятельности. Так, среди рабочих больше других злоупотребляют
спиртными напитками работники малоквалифицированного труда.
Представляется, что на потребление алкоголя влияют и некоторые
побочные издержки научно-технической революции. Процессы урбанизации и
вызванная этим массовая миграция населения меняют превычный уклад жизни
людей, нарушают социальные связи, ослабляют действие сложившихся механизмов
социально нравственной регуляции поведения.
При изучении причин распространения алкогольного потребления следует
учитывать еще один очень важный момент – под воздействием социально-
экономических преобразований, в структуре причинного комплекса пьянства
произошли значительные сдвиги: ослабевает влияние на алкогольное
потребление факторов материально-бытового характера и резко увеличивается
влияние социально-психологических. К последним помимо утвердившегося в
общественном мнении терпимого отношения к проявлениям пьянства следует
отнести прежде всего возросшую престижность потребления алкоголя как форма
общения, широкую распространенность в массовом сознании взглядов и
установок на алкоголь как неотъемлемый атрибут веселого
времяпрепровождения, средство снятия напряженности и самоутверждения.
Подобные в морально-психологической атмосфере вокруг алкогольного
потребления способствовали заметному ускорению процесса приобщения к
алкоголю женщин и молодежи, тех слоев населения, которые раньше
воздерживались от алкоголя.

Мотивы употребления алкогольных напитков подростками.
В настоящее время во всем мире отмечается рост употребления
алкогольных напитков подростками. В связи с этим во многих странах мира все
большее внимание уделяется проблеме распространения алкоголизма среди
молодежи, проводятся исследования с целью изучения мотивов употребления
спиртных напитков с подростками, выявления факторов, способствующих
развитию злоупотребления алкоголем подростками. Много исследований,
посвященных изучению этих вопросов, проведено за рубежом.
Полученные данные свидетельствуют о широком распространении
употребления алкоголя за рубежом. Например, в США 91% 16-летних учащихся в
штате Нью-Йорк употребляют алкогольные напитки, а 92% мальчиков и 85%
девочек в возрасте до 14 лет эпизодически употребляют алкоголь.
Основные мотивы, побуждающие подростков употреблять алкоголь,
представлены в таблице [3].
|Мотивы |Процент положительных ответов |
|(подростки 12-16 лет). | |
| |На нем.яз|На |На |
| | |франц.яз |итал.яз. |
|Самоутверждение |56,9 |52,1 |65,8 |
|В том числе: | | | |
|«Потому, что мне это нравится» |36,9 |34,7 |48,6 |
|«Потому что приятно быть немного пьяным»| | | |
| |8,2 |12,7 |12,1 |
|«Потому что мне скучно» |11,8 |4,7 |5,2 |
|Символическое участие (давление со | | | |
|стороны молодых людей того же возраста) | | | |
|В том числе: |31,1 |35,2 |18,7 |
|«Потому что мои друзья тоже пьют» | | | |
|«Чтобы друзья не считали меня мокрой |10,9 |15,5 |8,2 |
|курицей» | | | |
|«Потому что большинство взрослых тоже |6,5 |7,1 |3,0 |
|пьют» | | | |
|«Чтобы легче общаться с другими людьми» |9,2 |6,5 |4,3 |
|Снятие психического напряжения | | | |
|В том числе: |4,5 |6,2 |3,2 |
|«Чтобы придать себе смелости и |12,0 |12,8 |15,4 |
|уверенности» | | | |
|«Чтобы быть спокойнее» | | | |
|«Чтобы было легче разговаривать с |3,8 |4,6 |5,8 |
|людьми» |5,7 |6,1 |7,7 |
| | | | |
| |2,5 |2,2 |1,9 |
|Всего |2019 |773 |465 |

Поговорим о причинах, приводящих несовершеннолетних к употреблению
алкоголя.
С точки зрения современной психологии, формирование и психическое
развитие ребенка происходит в результате тесного взаимодействия трех
компонентов: биологического, социального (люди с их делами, взглядами,
отношениями, поступками, идеалами, среди которых живет и с которыми
общается ребенок) и поведенческой активности ребенка, под которой
понимается физическая и умственная (стремление узнать, что это такое, как
устроено и т. п.) деятельность.
Первой социальной средой для ребенка является его семья. Она играет
важнейшую и во многом решающую роль в воспитании детей. Семья обуславливает
усвоение ребенком основных правил и норм поведения, вырабатывает стереотип
отношения к окружающему миру. Неблагополучие семьи обязательно отражается
на детях. Не случайно подростки, употребляющие алкогольные напитки, как
правило, живут именно в таких семьях. Среди семей подростков, часто
употребляющих алкогольные напитки, процент неполных семей, повторных браков
констатируется в 27-50% случаев.
Функциональная неполноценность семей подростков, часто употребляющих
алкоголь, выражается прежде всего в напряженной психологической обстановке,
конфликтных взаимоотношениях между членами семьи. Нездоровый
психологический климат семьи отрицательно сказывается на детях, порождая в
душе ребенка отчуждение от семьи, родного дома. Атмосфера постоянного
психологического дискомфорта выталкивает детей на улицу под влиянием
друзей, компании, тем более что в такой обстановке родителям часто не до
них.
В подавляющем большинстве случаев напряженный психологический климат в
семье связан с пьянством и алкоголизмом родителей. Характер употребления
алкоголя в семье оказывает чрезвычайно большое влияние на ребенка.
Существующие в семье "питейные традиции" становятся объектом наблюдения и
подражания ребенка. При этом мальчики больше стараются быть похожими на
отца, алкоголизм девочки на – мать, поэтому трезвенническое поведение
матери при злоупотреблении алкоголем отцом в подавляющем большинстве
случаев не становится подражанием для сына.
Злоупотребление алкоголем родителями влечет за собой целую вереницу
"ненормальных" условий воспитания. Это и напряженность, и конфликты в
семье, и безнадзорность детей, снижение материальной обеспеченности семьи и
нарушения в ряде случаев структуры семьи и т. д. Будучи в большинстве
своем структурно и функционально нездоровыми, семьи подростков, часто
употребляющих спиртное, чаще всего оказываются не в состоянии выполнить и
свою прямую задачу – воспитание детей. Налицо "социальное сиротство" –
отсутствие внимания и заботы о ребенке, подростке при живых родителях. В
тех же случаях, когда контроль со стороны родителей имеется, он касается в
основном физических потребностей: вовремя и хорошо накормить, одеть,
следить за здоровьем ребенка. Внимание же духовному развитию ребенка, к его
досугу, интересам, склонностям, как правило, отсутствует, не говоря уж об
активном формировании склонностей и интересов подростка.
Отсутствие внимания к детям со стороны родителей обуславливается и
другими факторами. В неполных семьях чаще встречается отсутствие надзора и
внимания к ребенку, чем в полных. Оказывает влияние на внимание к детям в
семье и такой фактор, как уровень образования. С повышением уровня
образования родителей возрастает и внимание, уделяемое ими своим детям. Это
можно объяснить тем, что уровень образования родителей определяет в какой-
то мере и уровень общей культуры семьи, широту кругозора, разносторонность
интересов. Алкоголизм это позволяет не только следить за развитием
склонностей и интересов ребенка, но и направляет его.
Жилищные и материальные условия жизни семьи имеют лишь относительное
значение для развития злоупотребления алкоголем несовершеннолетними. С
ухудшением материальных и жилищных условий жизни семьи ухудшается и
психологический климат в ней, возрастает напряженность во взаимоотношениях
между членами семьи.
Неблагоприятные условия семейного воспитания в сочетании с
психологическими особенностями периода отрочества приводят к формированию у
подростков "групп риска" своеобразного стиля или образа жизни с характерным
отклонением поведения и выраженным влиянием подростковой группы и нередко
асоциальной шкалой жизненных ценностей. Образ жизни подростков "групп
риска" играет ведущую роль в развитии злоупотребления алкоголем.
Подростки "групп риска" отличаются, прежде всего, пренебрежительным
отношением к своим социальным функциям и обязанностям, обучению. Другой
существенной особенностью является наличие "лишнего времени". Свободное
время – это благо, которое трудно переоценить, но только в том случае, если
его умело проводить, с пользой для развития личности. Для подростков
"группы риска" характерно как раз неумение содержательно проводить свой
досуг. Это третья характерная черта их стиля поведения.
Необходимо отметить еще одну особенность проведения свободного времени
подростками. Это обязательное наличие компании друзей, товарищей, просто
сверстников. Проведение свободного времени преимущественно с друзьями
типично для подростков. Считается, что причина образования групп в
подростковом возрасте заключается в совместном преодолении неопределенности
социального статуса, в котором находятся подростки по отношению к самим к
себе и к общественному окружению. Подростковые группы имеют свои
особенности. Во-первых, возникшие стихийно компании молодежи держатся
подчеркнуто отдельно от других групп и стремятся к тому, чтобы никто ими не
руководил. Во-вторых, внутри таких групп срабатываются специфические
групповые нормы, ценности и способы поведения. Члены такой группы молодежи
(компании) ориентируются в своем поведении на групповые нормы. Они
чувствуют обязанность исполнять их и связанны с ними. В-третьих, между
уровнем развития личности членов и групповыми нормами имеется тесная
взаимосвязь: личности членов группы формируют и определяют групповые нормы,
а последние, в свою очередь, влияют на формирование личности членов группы.
И хотя подростковые группы складываются стихийно, их составляют подростки,
близкие по уровню развития, запросам и интересам.
Многие исследователи отмечают, что подросток, независимо от своего
опыта потребления алкоголя, полученного в родительском доме, тем чаще
употребляют алкоголь, чем больше у него пьющих друзей и чем сильнее
социальное давление с их стороны. Для подростков характерны такие
специфические психические проявления, как стремление к самостоятельности
(реакция эмансипации), сближение со сверстниками (реакция группирования).
По данным [3], более половины подростков, часто употребляющих алкоголь, на
вопрос, что сыграло главную роль в приобщении их к алкогольным напиткам, на
первое место по значимости ставят влияние выпивающих друзей и товарищей.
Наибольшее влияние на подростков оказывают друзья, товарищи из социально
неустойчивых "проблемных семей".
Заключение
Свое заключение хотелось бы начать словами Аристотеля, который,
умело подчеркнув, сказал, что пьянство – это добровольное безумие. Ведь и
на самом деле это так.
Алкоголь – не только опасный, но еще и коварный враг человека. Попав
в организм, он не торопится его покинуть ни в день выпивки, ни в
последующие. Медленно, но верно зеленый змий копит свои силы, словно
подстерегая удобный момент для того, чтобы открыто себя проявить. Он бьет
не сразу, но чаще всего наверняка. За злоупотребление алкоголем родителей
тяжело расплачиваются дети.
К алкоголю часто прибегают, надеясь ощутить приятное настроение,
снизить психическую напряженность, заглушить чувство усталости, моральной
неудовлетворенности, уйти от реальности с ее нескончаемыми заботами и
переживаниями. Одним кажется, что алкоголь помогает преодолеть
психологический барьер, установить эмоциональные контакты, для других,
особенно несовершеннолетних, он представляется средством самоутверждения,
показателем "мужества", "взрослости".
Список литературы:
1. Заиграев Г. Г. Борьба с алкоголизмом: проблемы, пути, решения. М.:
Мысль, 1986г., 157с.
2. Рожнов В. Е. По следам зеленого змия. М.: НПБ, 1969г., 160с.
3. Копыт Н. Я., Скворцов Е. С. Алкоголь и подростки. М.: Медицина,
1985г., 48с.
4. Левин Б. М., Левин М. Б. Мнимые потребности. М.: Политиздат, 1968г.,
128с.
5. Заиграев Г. Г., Констатиновский В. А. Пьянство: меры борьбы и
профилактики. М.: Знание, 1985г., 64с.




Реферат на тему: Социальные проблемы безработицы

Мордовский Ордена Дружбы Народов государственный
университет имени Н. П. Огарева

Историко-социологический институт
Кафедра Социальной работы



КУРСОВАЯ РАБОТА
Социальные проблемы безработицы


Автор Курсовой Работы: Шубина Елена
Специальность 022100 Социальная работа
Обозначение Курсовой Работы: КР-2069965-СР-00
Руководитель Работы: Д.С.Н. Профессор Савинов Л.В.
Оценка



Саранск 2000

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ
ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ
1.1. Классификация безработицы
1.2. Причины и формы безработицы
2.СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ БЕЗРАБОТИЦЫ И БЕЗРАБОТНЫХ
2.1. Структура поведения безработного
2.2. Социальная адаптация в условиях безработицы
2.3. Социальные последствия безработицы
3. БЕЗРАБОТИЦА И РЫНОК ТРУДА
3.1. Измерение уровня безработицы в условиях рыночной экономики
3.2. Психология воздействия на рынок труда
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
П Р И Л О Ж Е Н И Я

ВВЕДЕНИЕ

С началом рыночных реформ в России неожиданно в полной рост встала
проблема безработицы. Безработица несет с собой не только бедность
значительным слоям населения, но и духовную, моральную, нравственную
деградацию людей. Решение проблем занятости населения стоит в числе
наиважнейших, первоочередных задач в любой цивилизованной стране.
Меня заинтересовала эта тема курсовой работы именно своей важностью и
распространенностью. В своей курсовой работе я рассмотрела ряд интересующих
меня вопросов. До каких пределов будет повышаться уровень безработицы?
Будет ли сокращение занятости явлением временным или постоянным? Какой
уровень безработицы можно будет считать нормальным, после того как в России
наладится рыночная система? Какой должна быть политика в этой области?
Должно ли правительство пытаться сдерживать безработицу, или же ему следует
сконцентрировать усилия на оказании помощи безработным, поддерживать их
доходы и по возможности помогать найти новую работу?
Так же в ходе написания курсовой работы я подробно изучила ряд
исследований, которые проводились в различных районах и городах России.
Изучив эти исследования, я сделала для себя ряд важных выводов, которые я
подробно рассмотрела в курсовой работе:
- отношение к безработице не является однозначным, оно зависит от
возраста, пола и образования;
- наиболее болезненно она воспринимается старшим поколением и
женщинами, т.е. эта категория работников не выдерживает конкуренции
с мужчинами, они становятся безработными в первую очередь.
Так же меня очень заинтересовал тот факт, что руководители
воспринимают неизбежность безработицы с большей готовностью, чем другие
работники. Это, скорее всего, объясняется возможностью получения
собственной выгоды в этой ситуации.
В то время, как рабочие и служащие переходят на неполный рабочий день
или неделю, уходят в отпуска без содержания, подвергаются сокращениям,
испытывают все тяготы в связи с задержкой заработной платы, руководители
предприятий, особенно высший персонал, зачастую непомерно повышают свое
материальное благополучие. И я не исключаю, что ситуация изменится при
объявлении таких предприятий банкротами. Тогда начинается интенсивный рост
безработицы среди руководителей.

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ

Проблема занятости населения стала одной из острейших социальных
проблем, с которыми столкнулось человечество в XX веке. Безработица несет с
собой не только бедность значительным слоям населения, но и духовную,
моральную, нравственную деградацию людей. Поэтому решение проблемы
занятости населения стоит в числе наиважнейших, первоочередных задач в
любой цивилизованной стране.
Этот вывод нашел свое юридическое закрепление в 1948 году во «Всеобщей
декларации прав человека», где подчеркивается, что каждый человек имеет
право на труд, свободный выбор работы, справедливые и благоприятные условия
труда и на защиту от безработицы.
Принято считать, что безработица – это своеобразная плата за рынок,
издержки рыночной экономики. И, скорее всего, так оно и есть. В любой
конкурентной борьбе (а рынок, как известно, без этого невозможен) есть
победители и проигравшие. Речь идет о том, чтобы минимизировать,
значительно снизить социальные последствия рыночного негатива, особенно в
области реализации права на труд как одной из важнейших составляющих
человеческой жизни. Наша страна, как и все страны переходной экономики,
столкнулась с все более обостряющейся проблемой занятости населения,
решение которой требует как значительных практических усилий, так и
глубоких теоретических проработок. По оценкам Министерства труда и
социального развития, в России на начало 1999 года насчитывается 8,5-9 млн.
безработных граждан. Это 11,5 % активно экономического населения страны.
Однако по официальным данным в нашей стране только 1 млн. 750 тыс.
безработных. Таким образом, к услугам государственной службы занятости
прибегает лишь один человек из каждых пяти, потерявших работу.
Скрытая безработица, таким образом, составляет около 7-8 млн. человек,
а по официальным данным – 4-5 млн. Региональное распределение безработицы
неравномерно: от 1 % в Москве до 7-8 % безработных в регионах, где
находятся предприятия текстильной, оборонной, угольной отраслей.
Теория функционирования рынка труда, родоначальником которой является
основоположник Кембриджской школы доктор А. Маршалл, оперирует рядом
понятий и категорий. Среди них занятость населения, безусловно,
определяющая.
Наиболее адекватно, на наш взгляд, понятие занятости раскрыто в законе
(его новой редакции 1996 года) «О занятости населения РФ», в ст. 1,
которого подчеркивается: «Занятость – это деятельность граждан, связанная с
удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая
законодательству Российской Федерации и приносящая, как правило, им
заработок, трудовой доход».
Ст. 2 указывает на то, что занятыми считаются граждане:
- работающие по трудовому договору (контракту), в том числе,
выполняющие работу за вознаграждение на условиях полного либо не
полного рабочего времени, а также имеющие иную оплачиваемую работу
(службу), включая сезонные временные работы;
- занимающиеся предпринимательской деятельностью;
- самостоятельно обеспечивающие себя работой;
- занятые в подсобных промыслах и реализующие продукцию по договорам;
- выполняющие работы по гражданско-правовым договорам (договорам
подряда), а также члены производственных кооперативов (артелей);
- избранные, назначенные или утвержденные на оплачиваемую должность;
- проходящие военную службу, а также службу в органах внутренних дел;
- проходящие очный курс обучения в общеобразовательных учреждениях,
учреждениях начального профессионального, среднего
профессионального и высшего профессионального образования и других
образовательных учреждениях, включая обучение по направлению
Федеральной государственной службы занятости населения;
- временно отсутствующие на рабочем месте в связи
нетрудоспособностью, отпуском, переподготовкой, повышением
квалификации, приостановкой производства, вызванной забастовкой или
иными причинами.
В Российской Федерации конституционно гарантирована добровольность
труда, при которой гражданин вправе как работать, так и не работать,
выбирать ритм труда, его объем и нагрузку. Поэтому важно определить, наряду
с занятыми, тех, кто относится к незанятым.
Незанятые – это лица трудоспособного возраста и старше, которые не
имеют работы (доходного занятия). Их можно разделить на собственно
безработных (тех, кто по каким-либо причинам потерял работу, но активно
ищет ее) и не занятых, которые и не пытаются найти работу.
Безработными (ст. 3) признаются трудоспособные граждане, которые не
имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах занятости в целях
поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. При этом
не учитывается выплата выходного пособия и сохраняемого среднего заработка
гражданам, уволенным из организаций независимо от их организационно-
правовой формы и формы собственности в связи с ликвидацией, сокращением
численности и штата.
Решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска
подходящей работы, безработным принимается органами службы занятости по
месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня предъявления органам
службы занятости паспорта, трудовой книжки или документов, их заменяющих,
документов, удостоверяющих его профессиональную квалификацию, справки о
среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы, а для
впервые ищущих работу, не имеющих профессии, - паспорт и документ об
образовании.
При невозможности предоставления органами службы занятости подходящей
работы гражданам в течении 10 дней со дня их регистрации эти граждане
признаются безработными с первого дня предъявления указанных документов.
Не могут быть признаны безработными граждане:
- не достигшие 16-летнего возраста;
- которым в соответствии с пенсионным законодательством РФ назначена
пенсия по старости (по возрасту), за выслугу лет;
- отказавшиеся в течение 10 дней со дня регистрации в органах службы
занятости в целях поиска работы от двух вариантов подходящей
работы, включая работы временного характера, а впервые ищущие ее,
не имеющие профессии – в случае от двух отказов от получения
профессиональной подготовки или предложенной оплачиваемой работы,
включая работу временного характера. Гражданину не может быть
предложена одна и та же работа дважды;
- не явившихся без уважительных причин в течение 10 дней со дня
регистрации в органах службы занятости для предложения им
подходящей работы, а также не явившихся в срок, установленный
органами службы занятости для регистрации их в качестве
безработных;
- осужденные по решению суда к исправительным работам без лишения
свободы, а также к наказанию в виде лишения свободы.
Итак, безработица рассматривается как незанятость в общественном
производстве трудоспособного и желающего работать населения.
С крушением административно-командной системы управления наряду с
другими рынками появляется и рынок труда, на котором происходит купля-
продажа рабочей силы. Рынок труда представляет собой систему социально-
экономических отношений между работниками и предпринимателями по поводу
включения первых в процесс общественного производства через механизм спроса
и предложения. При этом должны функционировать важнейшие рынки труда:
свобода предпринимателей в найме работника; свобода граждан в продаже
рабочей силы и оплата в соответствии с ее квалификации. В то же время
свобода продажи рабочей силы не может быть обеспечена без гарантий свободы
предложения, выбора места и сферы приложения труда.
Современный рынок труда довольно разнообразен и лоскутен. Он
структурирован и представляет собой набор определенных сегментов, которые
довольно сильно отличаются друг от друга. В первую очередь –
характеристикой товара, который играет важнейшую роль в том или ином
сегменте.
Один из разработчиков теории сегментированного рынка труда Г. Стэндинг
выделяет пять основных сегментов:
1. Сегмент рынка труда, где представлены специалисты самой высокой
квалификации с соответствующей высокой оплатой труда, где занятость
стабильна.
2. Рынок квалифицированных кадров. Этот сегмент занимают специалисты с
высшим и среднем образованием и квалифицированные рабочие. Доходы и
занятость относительность стабильны.
3. Рынок труда рабочих профессий. Спрос на рабочую силу постоянно
сокращается, что ведет сокращению доходов и снижению гарантий
занятости. Роль стабилизирующего фактора выполняют профсоюзы.
4. Рынок труда малоквалифицированных рабочих и работников сферы услуг.
Предложение рабочей силы как правило, превышает спрос. Отсюда
доходы невысоки, занятость нестабильна.
5. Остаточный рынок труда. Здесь предлагают свои услуги либо те, кто
впервые объявился на рынке труда, либо давно утратившие с ним
связь: безработные, молодежь и т.д.
Если проанализировать признаки по которым сегментируется рынок труда,
то можно выделить три: квалификационно-зарплатный, социально-
демографический, профессионально-отраслевой.
Современное производство, основанное на информационных технологиях,
предлагает гибкость, мобильность в отношениях «спрос-предложение» на рынке
труда. Поэтому в теоретических разработках наших дней для характеристики
развитого, цивилизованного рынка труда используется понятие «гибкий рынок
труда», где спрос и предложения находятся в оптимальной зависимости,
соответствующей нуждам и потребностям современного производства.
В чем же проявляется гибкость рынка труда? Прежде всего – в гибкой
организации производственного процесса: не полный рабочий день,
использование временных работников, дробление ставок, взаимозаменяемость на
рабочих местах, подвижность смен и т. д. Вторым компонентом является
гибкость в регулировании заработной платы, третьим – гибкость регулирования
выпускаемой продукции.[1]
Важнейшими элементами рынка труда являются спрос и предложение. Под
спросом понимается потребность предприятия в работниках определенных
профессий и квалификаций, под предложением – потребность работников при
действующих ставках заработной платы в оплачиваемой работе. Рабочая сила
как товар выступает только тогда, когда свершается акт ее купли-продажи.
Современный рынок труда не является свободным, стихийным. Он
регулируется посредством различных инструментов: законодательства,
государственных программ занятости населения, соглашений между
работодателем и профсоюзом, государственных и частных институтов,
занимающихся трудоустройством населения.

1.1. Классификация безработицы

Активная политика занятости тесно связана с организацией
профессионального обучения незанятого населения. Однако до сих пор не
установлена четкая взаимосвязь между видами (типами) безработицы и
содержанием, формами и технологиями профессионального обучения. Категория
занятости характеризуется такими признаками как рациональность,
продуктивность, эффективность.
Преодоление последствий безработицы возможно как путем социальной
защиты людей, потерявших работу (выплачивая пособия по безработице,
информируя о вакантных рабочих местах, общественных работах, предоставляя
возможность переучиться), так и с помощью макроэкономического регулирования
экономики и безработицы (ее уровня и продолжительности). Если в первом
случае одним из обязательных условий является профессиональное обучение
(подготовка, переподготовка и повышение квалификации) незанятого населения
и безработных граждан, то во втором – взаимосвязь с профессиональным
обучением напрямую не просматривается. И тогда упор следует делать на
методы, обеспечивающие повышение совокупного спроса и деловой активности.
Отечественные и зарубежные специалисты по проблемам занятости выделяют
естественную безработицу (фрикционную, институциональную, добровольную);
искусственно низкую и вынужденную безработицу – открытую (технологическую,
структурную, региональную, циклическую) и скрытую.
Естественная безработица характеризуется оптимальным для экономики
резервом рабочей силы, способной быстро совершать межотраслевые и
межрегиональные перемещения в зависимости от колебания спроса о
потребностей производства, потому здесь профессиональное обучение
незанятого населения в той или иной мере соответствует потребностям
работодателей в рабочей силе. Вместе с тем, роль профессионального обучения
не может быть пассивной. Оно должно формировать у потенциального
безработного готовность к смене работы. При этом подразумевается, что
профессиональное обучение адекватно специфике соответствующего вида
безработицы.
Рассмотрим, каковы эти взаимосвязи при фрикционной, институциональной
и добровольной безработицы.
1. Фрикционная безработица охватывает лиц наемного труда, находящихся
в процессе перехода на новое место работы. Этот вид безработицы отличается
добровольно низкой продолжительностью. В этом случае требование
кардинального переобучения не выдвигается, поскольку их профессионально-
квалификационные показатели соответствуют требованиям рынка труда и поле
деятельности по сути не меняется. Для их адаптации к новому месту работы
требуется чаще всего лишь кратковременная, узкая профессиональная коррекция
имеющихся знаний, умений и навыков.
2. Институциональная безработица – следствие снижения трудовой
активности населения, на которую отрицательно влияют некоторые механизмы,
действующие на рынке рабочей силы, в частности, чрезмерная социальная
защита и высокие ставки налогов. Данный вид безработицы не требует
специфических содержания, форм и технологий профессионального обучения
незанятого населения. Обучение же может оказывать, хотя и опосредованное,
влияние на этот вид безработицы, поскольку является одним из методов
активизации потенциала безработного, повышающим его мотивацию.
Здесь особое влияние следует обратить на профессиональную ориентацию и
воспитывающую направленность обучения. Важно подчеркнуть, что эффективность
процесса профессионального самоопределения человека в значительной степени
определяется совпадением его психофизиологических возможностей и требований
профессиональной деятельности, способности личности к профессиональному
развитию, наращиванию индивидуальной профессиональной компетентности,
оптимальному построению своей профессиональной карьеры.
Подходы к профобучению в случае добровольной безработицы аналогичны
тем, о которых говорилось применительно к институциональной.
3. Технологическая безработица, обусловленная научно-техническим
прогрессом, требует адекватного изменения содержания и технологий
профессионального обучения.
Несоответствие профессиональных возможностей работника требованиям
производства, порождаемое НТП, является одним из показателей серьезных
просчетов в содержании, организационных формах и технологиях общего и
специального образования полученного ранее. Поэтому профессиональное
обучение незанятого населения должно носить опережающий характер. Наиболее
перспективными в этом случае являются технологии интенсивного обучения и
дистанционная форма организации рабочего процесса.
4. Структурная безработица также вызвана научно-техническим
прогрессом. Зачастую она тесно переплетается с технологической
безработицей. Структурная безработица возникает на начальном этапе развития
технологического вытеснения рабочей силы и связана с несоответствием
профессионально-квалификационной структуры высвобождаемых требованием
производства.
В отличие от «фрикционных» безработных, которые сразу могут продать
свои умения и навыки, «структурным» требуется переквалификация.
5. Региональная безработица формируется под воздействием исторических,
демографических, экономических и прочих обстоятельств. В ряде случаев
именно профессиональное обучение незанятого населения может решить
тупиковые проблемы. От него требуется гибкое приспособление к специфике
региональной безработицы, что может быть достигнуто за счет региональной
составляющей стандарта образования.
6. Циклическая безработица, возникающая как результат падения спроса
на рабочую силу и роста предложения, также может быть смягчена путем
профессионального обучения.1
Некоторые условия для роста циклической безработицы создают системы
социального обеспечения. Известно, что в большинстве случаев размер пособия
по безработице прямо зависит от величины получаемой работником зарплаты.
Вместе с тем, период выплат пособий ограничен. Поэтому и для работодателя и
для работополучателя в некоторых случаях представляются предпочтительными
периодические увольнения некоторых работников и последующий их наем, нежели
снижение зарплаты занятых.
Этот вид безработицы затрагивает в основном работников с низкой
квалификацией и часть тех квалифицированных специалистов, кто по своим
профессиональным качествам является относительно более «слабым».
Молодежная безработица – возникает на двух этапах жизненного пути
человека: после окончания средней школы (если не удалось сразу поступить в
ВУЗ, техникум или ПТУ, устроиться на предприятие) и после получения
профессионального образования (если нет гарантированного направления на
работу, или оно не устраивает молодого человека).
Отсутствие перспектив на будущее в молодом возрасте особенно опасно.
Именно из-за этого слоя пополняются ряды преступников, наркоманов, членов
экстремистских политических течений.
Поэтому трудоустройство молодежи должно быть объектом первоочередных
экономических и правовых мер. Необходимо позаботиться о создании отвечающих
устремлениям молодежи и уровню ее квалификации рабочих мест, установить
квоту для молодежи при создании новых мест на предприятии, поддерживать
молодежное предпринимательство.
Женская безработица – один из наиболее распространенных видов
безработицы, которая возникает в силу меньшей конкурентоспособности женщин
на рынке труда: женщины несут с собой больший, чем мужчины, социальный груз
(декретные отпуска, больничные по уходу за ребенком, обеспеченность яслями,
детдомами и т.п.). Принцип справедливости требует, чтобы мужчины и женщины
имели равный доступ к работе по найму и к работе по семье. Государство
должно применять ряд мер как административного, так и правового
регулирования: квотирование рабочих мест для женщин, налоговое наказание и
поощрение работодателей в целях увеличения женской занятости.
Молодежная и женская безработица являются острейшими социальными
проблемами практически для всех стран, где развивается рыночная экономика.
В заключении следует подчеркнуть, что содержание организационные формы
и технологии профессионального обучения незанятого населения необходимо
рассматривать во взаимосвязи с спецификой того или иного вида безработицы,
характерного для данного города, региона. На этой основе целесообразно
строить прогнозы развития основных направлений профессионального обучения
незанятого населения.

1.2. Причины и формы безработицы

Безработица как экономическая категория является отражением сложности
процесса согласования предложения рабочей силы со спросом на нее. Этот
процесс, если его рассматривать в масштабах страны напрямую зависит от
того, на сколько обширна территория и как различаются в ней природно-
климатические условия, какова структура экономики и какое место занимает в
этой структуре промышленность, какими отраслями и типами предприятий (по
численности персонала) она преимущественно представлена. Среди других
факторов в той или иной степени всегда фигурируют национальные традиции, но
главную роль играет политическое устройство общества. Именно от последнего
зависит, в какой степени при согласовании предложения и спроса учитывается
специфика наемного труда. Ведь он не только, как правило, основной или
существенный источник дохода, но одновременно и способ реализации
определенных жизненных установок и интересов человека, в том числе и в
области профессиональной карьеры. Наконец, особо важна стадия
экономического развития. Одно дело, когда народное хозяйство функционирует
в рамках устоявшейся экономической системы, и совсем другое, когда
осуществляется переход, как это происходит сейчас в России, к
принципиальной иной системе. Аналогично разнится ситуация в зависимости от
того, наблюдаются ли в экономике застой, некоторый спад и тем более кризис
или на лицо подъем производства.
Таким образом, безработица – это объективно существующий спутник
наемного труда независимо от того, признается экономика рыночной или нет и,
соответственно, производятся либо нет официальная оценка численности и
регистрация безработных.
Непропорционально высокий уровень средней заработной платы по
отношению к производительности труда является лишь одной из причин
возникновения безработицы. Существуют и другие причины, некоторые из
которых имеют прямое отношение к России. Прежде всего следует отметить, что
в условиях рыночной экономики рынок труда прибывает в постоянном движении.
Одни предприятия сокращают штаты, другие – увеличивают. Люди уходят на
пенсию или покидают работу по иным причинам (Например, женщины уходят в
декретный отпуск). На их место приходят новые работники, скажем, выпускники
учебных заведений. Движение рынка труда по-разному влияет на уровень
безработицы.
Даже в нормальные времена многие люди временно не трудоустроены
(потому что ушли с одной работы и занимаются поисками другой) или же
впервые ищут работу. В рыночных условиях, когда уровень зарплаты и льгот
сильно зависит от предприятия, люди не торопятся, подыскивая себе достойную
работу, и не всегда соглашаются на первое попавшееся предложение
трудоустройства. Незанятость такого рода может достигать 2-3 % общего
уровня безработицы.
Количество временно неработающих или ищущих работу людей зависит и от
других экономических факторов. Например, фрикционная незанятость будет
гораздо выше, если государство обеспечивает крупные выплаты по безработице.
Получая большое пособие, можно не спешить с поиском работы, дожидаясь
наилучшего варианта трудоустройства. В США и Европе многие сознательно
остаются безработными до тех пор, пока не истекает срок их пособия, после
чего немедленно устраиваются на работу. Уровень временной безработицы
заметно повышается и в тот период, когда экономика проходит структурного
корректирования. Как только высвобождаются цены, сокращаются
государственные субсидии, определенные виды занятости становятся
невыгодными, в то время как другие, наоборот приобретают важное значение.
Еще одной важной причиной безработицы является несоответствие спроса
на рабочую силу и ее предложение. Поскольку в России все новые места
создаются в европейской части страны в то время как большинство безработных
находятся в Сибири, может пройти долгое время, прежде чем рынок труда
придет в равновесие. Если рост безработицы и появление новых рабочих мест
происходит в одном и том же регионе, дисбаланс будет не таким сильным, и
занятость станет увеличиваться более быстрыми темпами. В общем же дисбаланс
может быть вызван не только географическими факторами. Например, если
компаниям требуются высококвалифицированные кадры, но очень немногие
безработные имеют необходимую квалификацию, снижение уровня безработицы
займет больше времени. Этот дисбаланс может быть ослаблен с помощью
программ профессиональной переподготовки, однако они зачастую стоят
недешево и, поэтому не всегда способствуют увеличению занятости (как
выяснила на своем горьком опыте Швеция).
В арсенале правительства имеют три вида политики в отношении
безработицы: социальная, макроэкономическая и в области занятости. Цель
социальной политики – облегчить тяжелые последствия потери рабочего места
для безработных и из семей. В каждой демократической высокоразвитой стране
существует множество социальных программ помощи безработным, нацеленных на
поддержание их жизненного уровня. Макроэкономическая политика предполагает
использование денежных и бюджетно-налоговых мероприятий для сокращения
безработицы. Но это не всегда осуществимо. Цель политики в области
занятости – снизить уровень безработицы, вызванной структурным
корректированием и несоответствием спроса и предложения рабочей силы, путем
использования программ переподготовки, организации центров по
трудоустройству и т. д. В этой области тоже не существует единого мнения о
том, на сколько эффективными могут быть правительственные программы такого
типа.
Сначала рассмотрим макроэкономическую политику. Согласно учению одной
влиятельной экономической школы правительство с помощью денежной и бюджетно-
налоговой политики может снизить общий уровень безработицы в стране. Эту
школу часть называют кейнсианской экономикой исходя из работ британского
экономиста Джона Мейнарда Кейнса.
Безработица в России растет по двум причинам: ввиду почти полного ее
отсутствия в настоящий момент и ввиду того, что в ближайшие несколько лет
России необходимо провести множество структурных преобразований. Эти
проблемы невозможно решить за счет повышения цен посредством девальвации
рубля, увеличения правительственных расходов и выделения дешевых кредитов
Центрального банка. Безусловно, подобные меры могут вызвать повышение цен
относительно зарплаты, а следовательно, и повышение занятости, однако
вместе с тем они могут лишь еще сильнее раскрутить спираль инфляции, не
сокращая при этом уровня безработицы.
На практике высокая инфляция может создать такое неопределенное
положение в экономике, что предприятия станут опасаться нанимать рабочих, и
таким образом, безработица может даже вырасти.
Следует упомянуть еще об одном виде макроэкономической политики –
целевых кредитах и субсидиях государственной промышленности. Эта мера
поможет предприятиям продолжать выплату зарплаты, и определенная часть
рабочих сможет избежать увольнения. Однако главная проблема заключается в
том, что субсидии предприятиям и без того привели к чрезвычайно высокой
инфляции. Дотации могут спасти некоторое количество рабочих мест, но при
этом наверняка повлекут сокращение занятости в других секторах экономики.

СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ БЕЗРАБОТИЦЫ И БЕЗРАБОТНЫХ

Сокращение экономической активности – отличительная черта российской
экономики на протяжении всех лет реформ.
Анализ статистических данных позволяет утверждать, что за годы реформы
в экономике России наблюдается «наложение» трех процессов:
- более интенсивное сокращение занятости, и таким образом, лишение
людей источника дохода в виде зарплаты;
- более высокий уровень скрытой безработицы, связанный с остановками
производства обрабатывающей промышленности;
- более низкая реальная заработная плата.
Итогом являются более обширные и глубокие процессы обнищания и
социальной эксклюзии населения.
Исследования социальных проблем я хотела бы рассмотреть в четыре
этапа. Причем, анализируемый круг проблем можно обозначить термином
«социальная эксклюзия».
В Западной Европе этот термин в 80-е годы стал ключевым понятием у
исследователей и политических деятелей, стремящихся к пониманию и
устранению ряда негативных социальных явлений, связанных со структурными
преобразованиями экономики. Этот термин (в переводе – «исключение из»,
«отторжение» как процесс и «отверженность» как состояние) используется как
для описания, так и для анализа ситуации и процессов, и поэтому он обладает
очевидной привлекательностью как для политиков, так и для аналитиков.
Наибольшие трудности испытывают члены многодетных семей, матери-
одиночки, те, в чьих семьях нет работников, приносящих доход, те, кто
лишены социальной помощи. Так, в 1998-1999 гг. получали пособие по
безработице лишь 44-47 % зарегистрированных безработных, у остальных срок
получения либо истек, либо они были его лишены из-за нарушения правил
регистрации в службе занятости.
В силу разных обстоятельств попав в положение безработного, люди
стараются, прежде всего, мобилизовать свои собственные ресурсы. Поведение
рыночного свойства формируется, хотя и медленно, оно постепенно
укрепляется. Так, если принять за 100 % все ответы, в которых названы
практикуемые в семьях безработных способы предотвращения бедности, то
способы, соответствующие рыночному поведению (работа в нескольких местах,
использование любой возможности подзаработать и проч.), названы в 43,6 %
ответов. Участие в уличной торговле, захлестнувшей улицы городов, отмечено
в 9,1 % ответов. Можно подозревать, что зарегистрированные безработные
скрывают свое участие в уличном бизнесе, перепродаже товаров, опасаясь, что
информация попадет в службу занятости и за этим последуют санкции. (По
оценке инспекторов службы занятости, примерно четверть безработных этим
занимается.) Следующим распространенным способом преодоления бедности
является увеличение труда в семейной экономике: прежде всего, обеспечение
семьи продуктами питания, выращенными на своем участке (картофель, овощи,
птица и проч.) (это отмечено в 25,4 % ответов), а также усилия,
направленные на экономию, «продление жизни вещей» (17,6% ответов).
В противоположность отмеченным активным видам поведения, значительно
меньшая часть семей безработных осуществляют поведение «оборонительного»
характера: в 9,7 % ответов указано, что денежные затруднения вынуждают
распродавать свои вещи, накопленное имущество. И совсем пассивное поведение
практикует лишь очень небольшая часть, респондентов: в 1,8 % ответов
отмечено, что люди сами ничего не предпринимают, пользуются помощью
родственников, местных органов, государства.
Но, конечно, главные надежды в предотвращении бедности безработные
связывают с получением постоянной работы. Вместе с тем происходит осознание
того, что работу, соответствующую прежнему профессиональному статусу, уже
не найти. Положение осложняется тем, что по мере увеличения
продолжительности безработицы теряются профессиональные навыки, снижается
квалификация (в этом убеждена половина опрошенных). Постепенно формируется
готовность отказаться от своей профессии интеллектуального труда и занять
работу с более низким уровнем квалификации, менее престижную.
В настоящее время лишь предприятия частного сектора предъявляют спрос
на рабочую силу. Понимая ситуацию, безработные самостоятельно обращаются в
частный сектор в поисках работы. Что там предлагалось? Как правило,
вакансии кладовщика, продавца в ларьке, диспетчера на телефоне,
коммивояжера и другие работы низкой квалификации, ничего не имеющие общего
со специальностями респондентов по образованию. Контракты по тем или иным
причинам не были заключены: отказы работодателя нередко были связаны с
возрастом или полом безработного, предпочтение отдавалось молодым и
физически сильным. Около половины отказов имеет дискриминационный характер.
Однако на прямой вопрос: «Усматриваете ли Вы в таких отказах дискриминацию
по отношению к себе?» утвердительно ответили 30 %, столько же затруднились
в ответе, объясняя свои колебания тем, что понятие дискриминации до сих пор
не применялось в нашем обществе; традиционно считалось, что она существует
лишь на Западе, где есть негры, этнические меньшинства и т.п.
И несмотря ни на что, около половины респондентов намерены продолжать
поиск работы в частном секторе.
При всех неудачах на рынке труда у наших респондентов не опускаются
руки: «да, шансов найти подходящую работу мало, но надеюсь, положение
вскоре улучшится» считают 23 % опрошенных, «шансы есть, нужно лишь
продолжить поиск подходящей работы» - 39 %. Для получения дополнительных
профессиональных знаний или новой специальности каждый пятый в нашей
выборке посещал в течение последних 2-х лет какие-либо курсы: бухгалтеров,
секретарей, программистов, дистрибьютеров, водителей, скорняков и т.д.
Важным направлением нашего исследования было изучение возможностей
социальной, интеграции безработных. Прежде всего мы пытались выяснить их
взаимоотношения с социальными организациями.

Отметим, что для большинства работающих профсоюз был единственной
социальной организацией, с которой они взаимодействовали в течение трудовой
жизни. Причем, профсоюз наряду с администрацией предприятий участвовал в
социальном обслуживании и социальной защите, организованными прежде в
советской системе, главным образом, по месту работы. С потерей работы
человек утрачивает связи с профсоюзом.
Испытав отторжение от своей профессиональной среды и переживая
психологически неопределенность социального статуса, безработный имеет мало
шансов вступить во, взаимоотношения с какими-либо социальными организациями
(кроме службы занятости). В настоящее время не существует целостной сети
социальных организаций, специализирующихся на поддержке населения, оказании
разнообразных услуг - юридических, консультативных, психологических. Где-то
создаются организации типа клубов, но членство в них избирательно,
информация о них недостаточна. Каждый пятый респондент заявил, что он
вообще не знает организаций, которые оказывали бы помощь. Лишь 19 % наших
респондентов назвали организации, в которые они обращались за помощью, -
Отдел защиты населения и районная служба занятости (примечательно, что ни
один не обратился в профком по месту прежней работы). Им была оказана
помощь в виде талонов на питание, одежду, разовых денежны

Новинки рефератов ::

Реферат: Удобрение картофеля. Известкование и система удобрения в специализированном севообороте хозяйства Нечерноземной зоны Владимирской области (Сельское хозяйство)


Реферат: Проблема взаимодействия семьи и детского дошкольного учреждения в формировании готовности ребенка к школьному обучению (Педагогика)


Реферат: Контрольная по педагогике (Педагогика)


Реферат: Технические средства таможенного контроля (Таможенная система)


Реферат: КультУра (Культурология)


Реферат: Духовные ценности ислама (Культурология)


Реферат: Девид Юм (Философия)


Реферат: Вредные и опасные факторы при работе лазерных установок" (Спорт)


Реферат: Макс Вебер как создатель концепции рациональной бюрократии (Социология)


Реферат: Доказательства в гражданском процессе (Гражданское право и процесс)


Реферат: Медицинское страхование (Страхование)


Реферат: Государство (Политология)


Реферат: Шпора по истории политических и правовых учений (Право)


Реферат: Исковая давность и ее гражданско-правовое значение (Гражданское право и процесс)


Реферат: Вода (Химия)


Реферат: Римское искусство (История)


Реферат: Трагедия народа (Литература : русская)


Реферат: Проблемы теории морали (Психология)


Реферат: Бухгалтерский учет и отчетность (Бухгалтерский учет)


Реферат: Трансплантация эмбрионов крупного рогатого скота (Сельское хозяйство)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист