GeoSELECT.ru



Психология / Реферат: Комплексы психоразвивающих упражнений для работы с детьми логопедических групп (Психология)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Комплексы психоразвивающих упражнений для работы с детьми логопедических групп (Психология)




Комплексы психоразвивающих упражнений для
работы с
детьми логопедических групп.


У детей логопедических групп,как правило , интеллект нормальный
. Они кри-

тичны к своей речи ,большинство из них имеют настойчивое
стремление к исправ-
лению речевого недостатка. Но у части детей , по сравнению с
возрастной нормой,
наблюдается снижение познавательной деятельности и входящих в ее
структуру процессов: меньший объем запоминания и воспроизведения
материала , неустойчи-
вость внимания , быстрая отвлекаемость , истощаемость психических
процессов ,сни-
жение уровня обобщения и осмысления действительности; у них
затруднена развернутая связная речь . Со стороны эмоционально-
волевой сферы также наблюдается ряд особенностей: повышенная
возбудимость , раздражительность или
общая заторможенность , замкнутость , обидчивость , плаксивость ,
многократная
смена настроения и др.
Психолого- педагогическая коррекция речи у детей
логопедических групп должна включать комплекс мероприятий ,
направленных на устранение неблагопри-
ятного воздействия указанных выше социальных факторов , на
улучшение общего
психического состояния ребенка , на формирование у него интереса
к речевому
общению и необходимых навыков поведения , на организацию
правильного речево-
го воспитания . Эффективность психолого- педагогической коррекции
будет во многом определяться специальными занятиями с ребенком .
Программа психокоррекционного занятия включает в себя
несколько групп
упражнений и осуществляется на основе данных обследований .
На первом этапе отрабатывается речевое ( фонационное )
дыхание. Тренировка
начинается с приведения ребенка в состояние покоя и
расслабления мышц плеч,
грудной клетки и рук , что возможно в любом из трех положений
: стоя ,сидя, лежа.
1.Производится быстрый бесшумный вдох , переходящий в длительный
и спокой-
ный выдох. От наполнения легких воздухом во время вдоха
отмечается движение стенки живота и нижних ребер вперед и в
стороны ; на выдохе они постепенно
занимают свое исходное положение.
2.Выдох направляется к местам активной артикуляции и
фокусируется в одной точке – на губах . Для достижения , а затем
закрепления этого навыка губы слегка вытягиваются вперед , не
изменяя своего положения. При этом длительно и слитно ( 3-6 раз )
произносятся специально подобранные звуки, слоги , слова и фразы
типа «у» , «о» , «ух», « ухо», «уж», « урок», « уснуть» , «
утюг»,«уют», « кто от кого , тот в того», « чужую беду руками
разведу», «дружба дружбой , служба службой», « за труд чтут», « очи
ушей верней», «повинную голову меч не сечет»..
3.Различение неречевых звуков, заранее записанных на магнитофонную
пленку
или создаваемых психологом. Ребенка просят определить , что
имитирует
психолог своим голосом . Это может быть , например «стук
часов», « крик воро-
ны», «жужжание жука» , «писк комара» и др.
4. Развитие фонематического анализа. Ребенка просят определить ,
какой одина-
вый звук он слышит в словах «сад», «маска», «лес» и.т.п.,и
поднять руку если
слышит звук «с». Далее ребенок определяет место звука ,
например «с» , в словах
«нос», «пояс», «сапог», «песня». После этого ребенку
предлагается придумать
слова, начинающиеся с определенной буквы и содержащие три-
четыре звука.
Заключительное упражнение состоит в том , что психолог
произносит слова-
квазиомонимы,содержащие исправляемый звук , а ребенок рисует
соответству-
ющий предмет ( или подбирает подходящую картинку).
Предлагаются следую-
щие слова: «уши-ужи», «крыша-крыса», «мишка-миска», «ложки-
рожки», «рак-
лак», « пилот-пирог» и.т.п.
5. Развитие общей моторной активности , целенаправленности и
динамической
скоординированности движений. Ребенка просят несколько раз (3-
5) хлопнуть
мячом об пол , считая при этом. Затем, оттолкнув мяч от
одного края стола,
попробовать поймать его у другого края. Далее ребенка
просят проскакать
поочередно на правой и левой ногах , например от стола к
двери. Упражнение
повторяется , но уже с разворотом в прыжке. После этого , в
зависимости от
возраста , ребенка просят по словесной инструкции психолога или
подражая
ему, произвольно напрягать мышцы шеи, плеч, рук, а затем
расслаблять их ,
свободно наклоняя голову , покачивая руками и расслабляя
кисти.
6. Расслабление артикуляторных мышщ. Ребенок, подражая психологу ,
пробует
произвольно напрягать мышщы челюстей , губ, языка с упором в
твердое небо,
мягкого неба путем зевка , лица ( нахмуривание бровей ,
зажмуривание глаз ),
затем расслаблять мышцы рта , нижней челюсти, губ. Оба
состояния ребенок
пытантся выдерживать от 3 до 5 сек.
7. Развитие речевого дыхания ( нижнереберного типа с длительным и
нтенсивным
выдохом). Психолог с целью контроля кладет руку на нижние
отделы грудной
клетки ребенка и отрабатывает ритмичное глубокое дыхание с
помощью игры
«Спасательный жилет». Во время вдоха- «жилет надувается»-
нижние отделы
грудной клетки и стенка живота выдвигаются наружу и вширь;
во время выдо-
ха – «вытащили пробку»- брюшные мышцы и грудная клетка
медленно втяги-
ваются до исходного положения. Далее выполняется это же
упражнение , но на
выдохе ребенок пытается произносить звук «ф» ( в течение 4-6
с). Для удлине-
ния и интенсивности выдоха ребенок имитирует игру на
духовых инструмен-
тах: « дует в свисток или рожок », « играет на губной
гармошке». Длительность
выдоха доводится до 6-8 с.

8. Упражнения на развитие внимания.
№ 1 «Незнайкины небылицы».
Незнайка сочинял историии, но, как обычно, все перепутал в
них . Когда он
стал рассказывать свои историии друзьям , все громко
смеялись и говорили,
что этого не бывает. Попробуй отгадать, что напутал
Незнайка.
- Летом девочки и мальчики надевают теплые шапки ,
теплые сапоги , шу-
бы и отправляются кататься на санках.
- Весной все звери готовятся к долгой спячке.
- Осенью на деревьях распускаются ярко-зеленые листочки.
- Зимой мы любим купаться и загорать, любоваться цветами и
собирать
ягоды.
№ 2 «Цветик- семицветик »
Взрослый рисует цветок с семью лепестками : красным,
желтым, голубым,
розовым,коричневым, синим , оранжевым. Середина цветка- зеленая.
Ребенку
предлагается запомнить этот цветок и нарисовать точно
такой же.
№3 « Невнимательный садовник »
Садовник решил посадить новые плодовые деревья в саду ,
но он был очень
невнимательным и купил на базаре 2 лишних пакетика с
семенами. Помоги
садовнику найти лишние пакетики , если на них написано:
«Яблоня», «Груша»
«Вишня», «Роза», «Слива», « Береза», « Персик».
№4 « Паровозик с клоунами»
Все дети превращаются в «поезд», в котором едут
«клоуны». « Клоуны» лю-
бят баловаться , веселиться , прыгать, поэтому «поезд» по
сигналу взрослого
( гудок ) останавливается, « вагончики» разъезжаюются в
разные стороны, де-
ти падают. Основная задача - при падениии быть
внимательным к окру-
жающим детям , стараться их не задеть. После того как
«поезд» отремонти-
руюют, игра продолжается.
№5 « Летает - не летает».

Дети садятся или становятся полукругом. Ведущий называет
предметы. Если
предмет летает - дети поднимают руки. Если не летает – руки у
детей опущены.
Ведущий может сознательно ошибаться, у многих ребят руки
непроизвольно , в силу подражания , будут подниматься. Необходимо
своевременно удержаться и не поднимать рук, когда назван
нелетающий предмет. Кто не удержался – платит фант , который в
конце игры выкупается.

9.Упражнения на развитие мышления.
№1 «Разрезные картинки» ( складывание
рисунка из его частей)
Берется любая открытка ( лучше использовать изображение
неживого мира)
и разрезается на две равные части . Ребенка просят
составить ее. Другая

на четыре части и так далее. Выполняя задание , ребенок
ориентируется на
рисунок , изображенный на открытке . Покупные мозаики и
пазлы помогают
детям соотносить форму и цвет.

№.2 « Придумаем загадку».
Логика придумывания загадок сложна для дошкольников,
поэтому начинать следует с внешних признаков окружающих
предметов . Например : « Большой, круглый, полосатый, а внутри
красный» ( арбуз).Затем добавляются функциональ-
ные признаки: «Шумит,ворчит , глотает , все дома очищает»
(пылесос).
Далее предлагаются сравнения и литературные загадки .
Например : «Крашено
Коромысло через реку повисло» ( радуга). Непонятные слова
объясняются.
№3 « Что лишнее?»
Взрослый называет три ( позже четыре ) предмета , один
из которых не под-
ходит к данной классификации. Например: огурец, яблоко, помидор (
овощи- фрукты ) ; стул, стол, шкаф , платье ( мебель- одежда). Ребенок
выделяет «лишний»
предмет и объясняет свой выбор. Хорошо использовать в этой
игре наглядную
опору- картинки и предметы.

10. Упражнения на развитие памяти.

№1 « Телефон»
В игре участвуют не менее трех игроков .Словесное
сообщение передается
друг другу , пока оно не вернется к первому игроку.
Сообщение может состо-
ять из одного слова, постепенно превращаясь в длинное
предложение.

№2 « Рассказы по картинкам»
Ребенку предлагается составить рассказ по картинке .
Используются смешные сюжеты, можно из комиксов.

№3 « Рассказы по памяти»
Ребенка просят рассказать просмотренный недавно
мультфильм.

№4 « Слова»
Дети по очереди называют слова , где последняя буква
предыдущего слова
является началом следующего. Например: «арбуз-зонт-троллейбус...»

11.Упражнения на развитие эмоционально-волевой сферы.

№1 « О рыбаке и рыбке»
Взрослый читает отрывок из сказки А.С.Пушкина или
кратко перессказы-
вает эту сказку . Дети выбирают роли старика , старухи,
золотой рыбки.
Остальные дети держатся за руки , изображая море ( поднимают
и опускают
сцепленные руки).Можно использовать музыкальный фон- морские
звуки.
Взрослый может предложить детям продолжить сказку по-
своему или пере-
делать ее.

№2 «Воробьиная семья»
Взрослый рассказывает сказку, дети изображают героев
сказки с помощью
мимики, жестов, интонации.
«Жила-была в лесу воробьиная семья: мама,
папа,сын.Мама улетала мошек
ловить, семью кормить. А папа-воробей укреплял жилище
веточками, утеплял
мхом. Сын тоже помогал отцу, и этим всегда хвастался
перед своими друзья-
ми. Он всем пытался доказать, что он самый ловкий и
сильный. А с тем кто
не соглашался с ним , воробышек ссорился и даже дрался.
Как-то раз мама
и папа прилетели в гнездо, а сына нет. Они ждали его
к обеду , но воробы-
шек не прилетал. Родители стали волноваться , не съели
не крошки. Папа-
воробей сердился и ворчал, а мама даже всплакнула. Ведь
она думала, что с
ее любимым сыночком что-то случилось.А сыночек
поссорился с друзьями.
Взъерошенный воробушек наконец-то прилетел к родителям.
И в воробьи-
ной семье был серьезный разговор...( дети чирикают,
интонациями передавая
чувства мамы , папы, сына). Воробышку пришлось сознаться
в том, что он
хвастается и дерется. Сын рассказал родителям , как ему
хотелось доказать
всем , какой он взрослый. Воробышек объяснял , что очень
хотел бы ,чтобы
его родители гордились им, как самым сильным сыном. Но
вместо радости
и гордости он увидел грусть в их глазах. Воробышек
попросил прощения ,
и родители его простили. Они накормили сына вкусной
едой и, погладив по
перышкам , ласково объяснили , что очень любят его , и
для них он самый
ловкий и сильный воробышек во всем лесу».

№3 « Три поросенка»
Взрослый рассказывает последнюю часть сказки , а
все дети выполняют
действия героев (мимикой, пантомимикой, интонациями). Можно
распреде-
лить роли между детьми, использовать маски.
№4 «Брыкающаяся лошадка»
Все дети превращаются в «лошадок » и свободно
размещаются на ковре
( стоят на коленях, опираясь о пол руками).Взрослый
читает текст сказки.
«Жила-была лошадка , которая очень любила
брыкаться и капризничать.
Ей мама говорит: «Покушай , доченька, травки
свеженькой». «Не хочу, не
буду», - кричит лошадка и брыкается ножками ( дети
выполняют дейст-
вия). Папа уговаривает лошадку : « Погуляй , поиграй
на солнышке». Не
хочу, не пойду!»- отвечает лошадка и опять
брыкается. Не смогли угово-
рить мама с папой свою упрямую доченьку, оставили
ее дома, а сами
ушли по делам. Лошадка подумала, подумала и пошла
гулять одна. А на-
встречу ей хитрый серый волк. Говорит волк лошадке:
« Не уходи, лошад-
ка, далеко в лес , ты еще маленькая». Лошадка опять
упрямится: « Я не ма-
ленькая , куда хочу, туда и хожу!» А волку это и
надо было. Подождал
он, пока лошадка в самую чащу леса зайдет и как
набросится на нее
сзади. Лошадка давай брыкаться. Сначала одной ножкой
сильно ударила
волка, затем другой ножкой. А потом двумя ножками
вместе так стала
брыкаться , что волк убежал и никто его там
больше не видел ( дети
выполняют все действия ). Лошадка перестала
упрямиться и капризни-
чать, выросла и теперь работает в цирке , брыкается
ножками, подбра-
сывает высоко мячики на радость зрителям».
12.Упражнения на снятие психофизического напряжения.

№1. Игра « Подснежник» ( релаксационный
комплекс)

1. В лесу под сугробом спрятался нежный цветок. Он крепко
сложил свои
лепестки , чтобы не погибнуть от холода. Уснул до весны (
дети садятся
на корточки , обнимая руками плечи, прижимая голову).
2. Солнышко стало пригревать сильнее. Лучики солнца
постепенно пробуж-
дают цветок. Он медленно растет , пробираясь сквозь снежный
сугроб
( дети медленно приподнимаются и встают).
3. Кругом лежит снег. Ласковое солнышко так далеко , а
цветочку очень
хочется почувствовать тепло ( дети тянут руки вверх,
напрягая пальцы,
поднимаясь на носки).
4. Но вот подснежник вырос, окреп (дети опускаются на ступни
). Лепестки
стали раскрываться , наслаждаясь весенним теплом. Цветок
радуется, гор-
дится своей красотой ( дети медленно опускают руки ,
плечи , улыбают-
ся). «Этоя - первый весенний цветок и зовут меня
подснежник »,- кива-
ет он всем головой.
5. Но весенняя погода капризна . Подул ветерок , и стал
подснежник раска-
чиваться в разные стороны( дети раскачиваются). Цветочек
склонялся все
ниже и ниже и совсем лег на проталину ( дети ложатся на
ковер).
6. Побежали ручьи , вода подхватила и унесла подснежник в
длительное
сказочное путешествие. Он плывет и удивляется чудесным
весенним
превращениям ( звучит природная музыка, дети лежат на
ковре и «путе-
шествуют» с закрытыми глазами).
Когда цветок напутешествуется , он приплывет в сказочную
страну ( дети
поднимаются и рассказывают, что видели, чему удивлялись и
радова-
лись).

№2 . Игра «Гусли-самогуды» (
релаксационно- танцевальный
комплекс).

1. Ведущий читает текст. Дети стоят свободно.
В сказочном дворце,
На высоком крыльце,
Звучит грозный указ,
Добрым молодцам наказ:
« Кто сумеет станцевать
Так, как гусли нам велят,
Тот и будет помогать
Нашим царством управлять.
Гусли, гусли- самогуды
Распевают песни всюду.
Раз готовы вы друзья,
Танцевать нам всем пора.
2. Звучит ритмичная музыка . Ведущий читает текст. Дети
стоят, « танцуют»
мышцы плеч и рук.
Вот и музыка звучит.
А народ все ждет, стоит.
Ой , пустились плечи в пляс.
Веселей, еще хоть раз!
Пальцы, локти скачут вместе,
А народ стоит на месте.
Пляска стала затухать ,
Тише музыка играть.
3. Меняется ритм музыки , « танцуют» мышцы ног.
Ноги стали просыпаться,
Просыпаться, подниматься!
Пятки, пальцы и колени
Заплясали как хотели.
Как им весело плясать!
Только стали уставать.
4. Меняется ритм музыки , «танцуют» мышцы живота.
Рад живот поупражняться,
Научился напрягаться.
Вдох и выдох , покрутись.
Лежебока, эй , проснись!
5.Меняется ритм музыки , « танцуют» мышцы плеч.
Вот поднялись наши плечи.
Выше, выше, резче, резче.
Стали плечи затихать,
Затихать и засыпать.
6.Звучит спокойная музыка , затем вновь меняется ритм,
«танцуют» мышцы лица.
Щеки, носик в пляс пошли.
Брови нежно подними,
Губы вытянулись в трубку,
Потанцуй еще минутку.
7. Ведущий выбирает ребенка , который старался , был
внимательным.
Ребенок заказывает любые движения для всего тела.
Вновь народ стоит и ждет.
Что нам музыка споет?
Ты, помощник, выходи,
Общий танец закажи.
Звучит ритмичная музыка , все танцуют « заказанный»
танец , выполняют
движения. А затем ведущий предлагает всем двигаться
по собственному
желанию , так, как хочет само тело.

8. Звучит спокойная музыка , дети не сходя с места плавно
двигаются под
нее. После этого можно предложить детям лечь на ковер.
А теперь, все отдыхаем .
Отдыхаем и мечтаем
О волшебных берегах,
О невиданных краях.
Звучит спокойная музыка с природными звуками. Дети
мечтают. « Гус-
ли-самогуды» замолкают, и дети рассказывают ( по желанию )
о своих
образах- мечтах.







Реферат на тему: Компьютерная психодиагностика



МІНІСТЕРСТВО ОСВІТИ УКРАІНИ

ДНІПРОПЕТРОВСЬКИЙ ДЕРЖАВНИЙ УНІВЕРСИТЕТ

ФАКУЛЬТЕТ ПСИХОЛОГІІ ТА СОЦІОЛОГІІ

КАФЕДРА ПСИХОЛОГІІ ТА АНГЛІЙСЬКОІ МОВИ



КУРСОВА РОБОТА



КОМПЬЮТЕРНА ПСИХОДІАГНОСТИКА



Виконавець, студент
Керівник роботи
3 курса гр. ДА-95-1
Доцент, кандидат
психологічних наук

НОВІКОВ А.М.
САМОШКІНА Л.М.



Дніпропетровськ

1998



Содержание

Введение…………………………………………………………………………………. 3
I. Компьютерная психодиагностика
1. История понятия. Синтез клинического и экспериментального методов…… 4
2. Классификация методик………………………………………………………… 6
3. Возможности компьютера……………………………………………………… 14
A. Автоматизация………………………………………………………………. 14
B. Новые эксперименты ……………………………………………………….. 15
a) Адаптивное тестирование………………………………………………. 15
b) Время - фактор тестировании…………………………………………… 16
c) Мультимедиа системы…………………………………………………... 17
d) Игровые мотивации……………………………………………………… 17
C. Новые технологии…………………………………………………………… 18
a) Базы данных……………………………………………………………… 18
b) Анализ данных…………………………………………………………… 18
c) Интеллектуальные системы…………………………………………….. 19

Вывод…………………………………………………………………………………….. 21
Литература………………………………………………………………………………. 22



Введение

Психологическая диагностика, являясь неотъемлемой составной частью
психологической науки, в настоящее время решительно вышла за рамки
собственно научных исследований, став инструментом целенаправленной
практической деятельности психологов, врачей, педагогов, социологов и
других специалистов в области "человековедения". Последнее обстоятельство
связано со многими факторами, среди которых, прежде всего, следует отметить
необходимость квалификации и самооценки функциональных состояний,
личностных свойств и поведенческих характеристик в связи с развитием и
широким внедрением психотерапии в клинической и профилактической медицине,
оценкой прогноза обучаемости и психологической коррекции в сфере
образования, практикой профотбора и профориентации.
Специальный класс задач представляет комплексное использование методов
психологической диагностики, главным образом, стандартизованных (тестовых)
методик в связи с обследованием контингентов лиц (подчас весьма
значительных), проживающих и работающих в зонах экологических катастроф и
"горячих точках", сложных климатогеографических, этно-социальных и
экономических условиях с учетом миграции населения, потерей жизненных
ориентиров, занятости, родственных связей и т.п. Отмеченные обстоятельства,
также как и чрезвычайные ситуации, неизбежно приводят к дезадаптации
различной степени выраженности.
Профилактика и коррекция предболезненных и болезненных нарушений
требует адекватной оценки роли психических (психологических) факторов,
многомерной психологической диагностики, которая в современных условиях
невозможна без компьютеризации психодиагностического процесса и создания
"банка" информации на основе интеграции различных подходов: клинических,
медико- и социально – психологических, психолого-педагогических и
т.п.Однако, несмотря на столь большой спрос данной области знаний, многими
отмечается вполне обоснованная неудовлетворенность тем обстоятельством,
что отсутствует общедоступное методическое пособие или краткое руководство
в этой области.
Целью данной работы является исследование развития и актуального
положения компьютерной психодиагностики, основанное на многочисленных, но
большей частью разрозненных описаниях совместной деятельности медицинских
психологов, специалистов по анализу данных, искусственному интеллекту и
программистов. Гипотезой такого исследования является постулирование
автором возможности качественно нового, структурно организованного подхода
к рассматриваемой теме. Компьютерная психодиагностика, как объект
исследования, здесь выступает в виде элементов теории и технологии
применения персональных компьютеров в психологической диагностике, как
области прикладной психологии.
В процессе изложения материала следует выделить задачи, прежде всего
описания исторического появления понятия компьютерной психодиагностики, а
также рассмотрения использования компьютера в психодиагностическом
эксперименте, как инструмента целенаправленного познания личности. То есть
систематически рассмотреть возможности новых информационных технологий,
методические требования, предъявляемые к ним психодиагностикой, их
сочетание, а также оценить перспективы их развития.



Синтез клинического и экспериментального методов в прикладной
психологии на основе компьютерных технологий
В истоках научной психодиагностики лежит клинико-психологический метод.
Этот метод предполагает свободное неформальное получение и анализ любой
доступной информации о человеке в контексте всего, что известно психологу
не только из профессионального, но и житейского опыта. Этот метод вместе с
экспериментально-психологическим, по существу, решает основные задачи
диагностики. Если рассматривать клинико-психологический метод и его
соотношение с эксперименталъно-психологическим, то можно видеть, что
экспериментально-психологические методики, по существу, моделируют клинико-
психологический метод в его отдельных сторонах и фрагментах. Моделирование
это осуществляется в форме как бы описания деятельности опытного врача или
психолога, использующего клинико-психологический метод. Такое описание на
нестрогом языке научных метафор можно назвать "программой", "алгоритмом". С
помощью этого описания психодиагностическая деятельность, положенная в его
основу, может быть воспроизведена другими специалистами с той или иной
степенью однозначности, полноты деятельности. Вместе с тем, следуют
подчеркнуть, что потенциально высокая детальность описания внутреннего мира
другого человека тесно связана с потенциально низкой его надежностью и
объективностью.
При широкой практической деятельности клинических психологов в среднем
можно получить больше надежной психодиагностической информации, если
заведомо идти на меньшую степень детальности описания личности, что и
достигается с помощью эксперимепталыю-психологических методик.
Первым шагом в направлении стандартизации и формализации
психодиагностической деятельности клинического психолога является
стандартизация предъявляемых стимулов, а вторым – стандартизация получаемых
ответов. При этом сохраняется нестандартный и неформальный характер методов
анализа и интерпретации. [6,14]
Следующим шагом является переход от патопсихологического метода к
собственно тестовому. При этом формализация и нарастает и распространяется
не только на стимулы и ответы, но и на анализ получаемых данных и даже на
их интерпретацию. Психологический тест может интерпретироваться как самая
полная символическая модель деятельности клинического психолога,
представленная в форме ее "программы" ("алгоритма"). При этом сама
"программа" выполняется с помощью другого человека. В этом смысле можно
отметить, что психологические тесты опередили время, родившись
преждевременно. Они возникли как "программы" получения и обработки
информации еще при отсутствии компьютеров. Объективно психологические тесты
"ждали" появления компьютеров. Однако так как и разработка диагностических
правил, и их реализация проводились в условиях, когда компьютеры еще не
существовали, то ограниченность вычислительных возможностей, памяти и
быстродействия человека вынуждали обращаться лишь к самым простейшим
алгоритмам распознавания образов. Поэтому существенно важные задачи
распознания, которые психолог должен решать в тестовом психодиагностическом
заключении, решаются им на основе нестрогого, неформального,
"невычислительного", во многом интуитивного мышления.
При появлении психологических тестов они понимались, прежде всего, по
аналогии с измерительными приборами физического эксперимента, то есть как
математический аппарат теории измерений.
Результат обработки данных психологического исследования
представляется, как правило, набором числовых шкальных оценок, которые
графически выражаются в виде "профиля". После этого осуществляется переход
к психологическому заключению с переводом числовых результатов на
психологический язык. Именно этот переход на завершающем этапе тестирования
представляет собой немоделируемый в психологических тестах "человеческий
остаток" клинико-психологического метода исследования.
Логическая и вычислительная мощь, а также огромные память,
быстродействие и надежность компьютеров позволяют понять, что форма
психологических тестов во многом по контрасту с компьютерами определена
ограниченными возможностями человека как "моделирующего устройства".
Ограничения в человеческой психике выступали и выступают как ограничения
тестового метода в психологии, понимаемого как моделирование деятельности
одного специалиста другим.
Компьютеры позволяют моделировать клинико-психологические исследования,
проводимые специалистом с помощью не другого человека, а технических
средств. Учитывая непрерывно возрастающие возможности компьютеров в
вычислениях, логических операциях, памяти, быстродействии, можно отметить,
что те ограничения, которые существовали в методологическом аппарате
психологических тестов и были связаны с ограниченными возможностями
человека, снимаются.
Уже сейчас отчетливо выявляется прогрессивная эволюция компьютерной
психодиагностики. На первых этапах компьютеры использовались для вычисления
шкальных оценок и специальных числовых индексов, а также графического
представления "профилей". Стала доступной текстовая интерпретация
результатов тестирования, т.е. собственно психодиагностическое заключение.
Однако первые варианты интерпретации носили существенно схематический
характер, использовали простейшие логические процедуры перехода от числовых
оценок к психологическим характеристикам.
Компьютерные версии тестов могут быть полезны в работе, как начинающих,
так и опытных психологов, врачей, педагогов и других специалистов. Для
начинающих может иметь существенное значение сокращение времени обучения
работе с психологическим тестом.
Компьютерная программа освобождает обучающегося от необходимости
запоминать большой объём информации по проведению эксперимента и анализу
данных, по крайней мере, в формализованной их части. Таким образом,
психолог может существенно быстрее начинать работать с осваиваемым тестом
на некотором гарантированном уровне качества этой работы. Безусловно, при
небольшом опыте работы с тестом вероятность ошибок будет меньше при
использовании компьютерной версии теста. По мере нарастания личного опыта
психолога сложности интерпретации получаемых данных могут сначала
приближаться по уровню к компьютерной интерпретации, а затем, возможно, и
превосходить этот уровень. Однако следует учитывать, что сделать это не
просто, так как компьютерная программа, с правило, аккумулирует опыт
высококвалифицированных специалистов, участвовавших в создании программы.
[9,69]
Психологам, имеющим большой опыт психодиагностической работы,
использование компьютеров позволяет избавиться от рутинной части работы с
тестом, такой как подсчет сырых оценок, перевод их в шкальные, подсчет
индексов, построение графиков ("профилей") и проч. Кроме того, такой
психолог может рассматривать результаты компьютерного тестирования как
предварительные и может осуществлять дополнительный анализ и интеграцию по
своему усмотрению, руководствуясь логикой и задачами исследования. Важно
отметить, что компьютер существенно облегчает возможность качественного, а
не только количественного анализа получаемых данных. Так, компьютер делает
легко доступным просмотр ответов на интересующие психолога вопросы.
Компьютер сам может отбирать и группировать вопросы и ответы тематическим
критериям. Таким образом, при психологической психодиагностике психолог
может ознакомиться с содержанием ответов испытуемого в существенно большей
степени, нежели при тестировании, проводимом без компьютера. Кроме того,
компьютер позволяет легко получать временные характеристики реакций
испытуемого на предъявляемые ему стимулы и легко анализировать эти
характеристики. Например, могут быть выделены те вопросы, ответы на которые
потребовали наибольшего времени по сравнению с другими вопросами, что
потенциально может свидетельствовать об их большем личностном значении для
испытуемого.
Преимуществом компьютерной психодиагностики является возможность, с
одной стороны, после проведения тестирования напечатать протокол
исследования и психодиагностическое заключение для истории болезни или
другой документации, а с другой стороны, поместить эти данные в
компьютерный банк данных для последующего их использования, в частности как
справочного материала для статистического анализа и т.д.
При компьютерной психодиагностике значительно понижается вероятность
ошибок, связанных с человеческим фактором: психо-эмоциональным состоянием
экспериментатора, большей или меньшей его заинтересованностью в результатах
исследования и т.п. Гарантируемая при компьютерной психодиагностике
абсолютная беспристрастность имеет особое значение в ситуациях экспертизы.
Не менее важным является то, что автоматизация психодиагностики
позволяет проводить массовые обследования, связанные с задачами
медицинского скрининга, профотбора и т.д.
Именно появление компьютеров открыло широкую перспективу для наиболее
адекватной реализации существующих тестовых моделей психодиагностики и путь
к построению все более полных "моделей" деятельности клинического
психолога, в пределе, по сути приближающиеся к "оригиналу" (клинико-
психологическому методу).
Таким образом, внедрение компьютеров в психодиагностику в принципе
снимает противоречие между клинико-психологическим методом и родственным
ему патопсихологическим экспериментом, с одной стороны, и тестовым методом
психодиагностики, с другой, сохраняя в то же время все существующие
достоинства тестового подхода: объективность, меньшую зависимость от
субъективных особенностей экспериментатора, надежность и аккумуляцию
коллективного профессионального опыта клинических психологов.

Классификация психодиагностических методик

Психодиагностика характеризуются широким спектром методических
подходов. Многообразие этих подходов обусловливает существование различных
систем классификации психодиагностических тестов.
С позиций формального анализа классификацию целесообразно строить на
сравнительно самостоятельных элементах психодиагностического эксперимента,
отражающих его внешнюю сторону. К ним относятся воздействие на испытуемого
в ходе эксперимента (стимулы), ответы (отклики) испытуемого на это
воздействие и операции с информацией, рожденной реакциями испытуемого на
стимулы. Соответственно, основанием для классификации психодиагностических
методик могут служить различные сочетания форм тестовых заданий со
способами реагирования испытуемых, дополненные характеристиками процедур
обработки экспериментальных данных.
В таблице 1 представлены формы тестовых заданий психодиагностических
методик. В этой таблице все виды стимулов разделены на вербальные и
невербальные. В свою очередь, среди вербальных вычленяются
стандартизированные и индивидуально-ориентированные стимулы, а невербальные
включают в себя статические и динамические стимулы. Вербальные стимулы —
это вопросы, утверждения и задания, выраженные словами.
Стандартизированные стимулы являются одинаковыми для всех испытуемых, в то
время как индивидуально ориентированные подбираются персонально для каждого
испытуемого. Невербальные стимулы — это картинки, фигуры, значки, пятна и
т.п. Кроме того, невербальные стимулы могут обращаться к сфере не только
зрительного восприятия, а и других чувств (слух, осязание, обоняние, вкус).
Параметры статических невербальных стимулов постоянны во Времени, а у
динамических объектов могут изменяться форма, цвет, высота тона звука и
т.д.
Характеристика форм тестовых заданий дополняется описанием порядка
предъявления стимулов в процессе психодиагностического эксперимента. Этот
порядок может быть фиксированным и Переменным. Разновидностью переменного
порядка является случайное предъявление стимулов, которое применяется,
например, для организации рандомизированного исследования. Другая
разновидность связана с использованием в ряде психодиагностических методик
обратной связи с испытуемым, когда содержание и форма текущего стимульного
материала зависят от реакций испытуемого на предыдущие стимулы.


Таблица 1
Виды тестовых заданий


|Виды стимулов |Порядок предъявления |
| |стимулов |
|Вербальные |Невербальные |Фиксир|Переменный |
| | |ованны| |
| | |й | |
|Стандарт|Индивидуаль|Статиче|Динамиче| |Случа|С обратной|
|изирован|но |ские |ские | |йный |связью |
|ные |ориентирова| | | | | |
| |нные | | | | | |


Способы ответов испытуемого на тестовые стимулы разделяются на
закрытые, открытые и динамическое реагирование через органы управления
(табл.2). При закрытом способе все ответы в совокупности образуют полную
группу, или, иными словами, все возможные виды ответов заранее известны.
Эти ответы могут осуществляться в форме выбора из "меню ответов" (в
зависимости от объема меню различают методики с альтернативным и
множественным выбором), с помощью оценивания какого-либо признака по
заданной шкале, путем восстановления частей предложений, фигур и т.д., а
также посредством переструктурирования данных. Открытые способы
предполагают ответы испытуемого на предъявляемые стимулы в свободной форме.
При этом могут быть регламентированы лишь самые общие требования к форме
ответа (вербальная или невербальная, ориентировочные объем и время).
Открытые способы включают в себя ответы в виде дополнения заданного стимула
и ответы, в которых полностью допускается свободное конструирование. При
динамическом реагировании через органы управления используются перцептивные
и моторные способности испытуемого.

Таблица 2

Виды ответов на тестовые задания


|Закрытые |Открытые |Динамическ|
| | |ое |
| | |реагирован|
| | |ие |
|Выбо|Оценивание|Восстановле|Переструк|Дополне|Свободное | |
|р |по |ние частей |турирован|ние |конструиров| |
| |заданной | |ие | |ание | |
| |шкале | | | | | |


Ниже приводятся характеристики возможных форм сочетаний тестовых
заданий с видами ответов испытуемых, которые иллюстрируются ссылками на
известные психодиагностические методики, а также дается оценка соотношения
качественного и количественного компонентов для каждого выделенного класса
психодиагностических методик.

Стимулы — вербальные, стандартизированные

Ответы — закрытые, типа "Выбор"

Сочетание вербальных стандартизированных стимулов крытыми ответами типа
"Выбор" определяет самый обширный круг психодиагностических методик — тесты-
опросники. 3адания в этих тестах представлены в виде вопросов или
утверждений, относительно которых испытуемый выносит суждения (наиболее
часто используется двух или трехальтернативный выбор, например, "Верно",
"Неверно", "Не могу сказать"). По содержанию среди тестов-опросников
условно выделяют опросники-анкеты, биографические опросники и личностные
опросники.
Опросники-анкеты предназначены для получения какой-либо информации об
обследуемом, не имеющей непосредственно ношения к его личностным
особенностям. Примером может служить Мичиганский скрининг-тест выявления
алкоголизма, для которого характерна слабая связь полученных результатов с
личностными показателями обследуемых (отечественная адаптация произведена
А.Е. Бобровым и А.Н. Шурыгиным [1985]). [3,20]
Биографические опросники ориентированы на получение данных об истории
жизни человека. Наиболее типичные вопросы в них относятся к уровню и
характеру образования, специальным навыкам и другим относительно
объективным показателям. Информация, даваемая биографическими опросниками,
как правило, является вспомогательной для получения достоверной
интерпретации результатов психодиагностических тестов, но может носить и
собственно диагностический и прогностический характер.
Личностные опросники представляют наиболее объемную группу тестов-
опросников. Они предназначены для измерения различных особенностей
личности. Одна и та же психологическая переменная в этих опросниках
отражается группой пунктов (не менее 6-7). Пункты могут быть прямыми,
апеллирующими непосредственно к опыту субъекта (например, "Боитесь ли Вы
темноты?"), либо к мнениям, суждениям испытуемого, в которых косвенно
проявляется его личный опыт или переживания (например "Большинство людей
честны").
Опросники строятся как одномерные, представляющие одну переменную, или
как многомерные, одновременно отражающие несколько личностных показателей.
Среди личностных опросников выделяют опросники черт личности,
типологические опросники, опросники мотивов, интересов, ценностей и
установок. При конструировании опросников черт личности используется
подход, базирующийся на выделении групп тесно связанных личностных
признаков (примером может служить популярный опросник 16РF Р. Кеттелла
[1970]Отечественная адаптация с применением компьютерного анализа пунктов
проведена А.Г. Шмелевым и В.И.Похидько [1987]).[19,126] Типологические
опросники основываются на объединении похожих испытуемых в группы (типы), и
в них в качестве имени понятия выступает название соответствующего типа, а
содержание раскрывается описаниям типичного (или усредненного)
представителя.
Одним из наиболее распространенных как за рубежом, так и у нас в стране
является Миннесотский многофазный личностный опросник (MMPI). Первая
отечественная адаптация MMPI произведена Ф.Б.Березиным с соавторами [1976]
[2,14] и Л.Н. Собчик [1971] [14,6].
Опросники мотивов позволяют установить, на что направлена активность
индивидуума (мотивы как причины, определяющие выбор направленности
поведения). Примером в отечественной психодиагностике может служить
адаптированный Ю.Л.Ханиным сокращенный вариант опросника Марлоу-
Крауна[1976]. Этот опросник стандартизирован на выборке спортсменов и
используется для диагностики мотивации одобрения, контроля за фактором
"социальной желательности", а также при изучении предпочитаемых средовых и
межличностных влияний. Опросники интересов в зависимости от степени
насыщенности личностными показателями могут быть отнесены и к опросникам-
анкетам. Наиболее известным 38 рубежом является разработанный Э.
Стронгом "Бланк профессиональных интересов" [Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М.,
1989] [5,58]. В этом опроснике определяется четыре параметра интересов: 1.
Сходство интересов обследуемого с интересами лиц, достигших успеха в
определенной профессии; 2. Сходство интересов обследуемого с типично
мужскими и типично женскими интересами; 3. Степень зрелости интересов; 4.
Степень профессиональной подготовки. "Бланк" содержит 400 заданий,
разделенных на 8 рубрик, например, "профессия", "школьные предметы",
"развлечения" и т.д.
Опросники ценностей направлены на измерение ценностных ориентаций
личности, которые формируются в процессе усвоения социального опыта и
обнаруживаются в интересах, установках и других проявлениях личности.
Поэтому опросники ценностей близки к опросникам интересов, мотивов и
установок. Примером является опросник ценностей специальностей Д.Суппера,
дающий сведения о важности для обследуемого каждой из 45 ценностей
специальностей, например, помощь другим — для психолога, возможность
продвижения по службе — для администратора и т.д.
Опросники установок применяются преимущественно в социально-
психологических и социологических исследованиях.
Применение тестов-опросников характеризуется малой степенью
вовлеченности психодиагноста в процедуру обследования. Алгоритмы обработки
результатов этих тестов, как правило, представляют собой несложную
процедуру подсчета количества совпадений ответов испытуемого с так
называемым диагностическим ключом и последующее приведение полученных
результатов к стандартизированному виду. Автоматизация подобного
тестирования с помощью современных компьютеров является несложной
технической задачей. Основные трудности встречаются на этапе формирования
автоматизированной интерпретации данных многомерных тестов-опросников.
"Ручное" использование тестов-опросников предполагает фиксированный
порядок предъявления стимулов. Изменение этого порядка на случайный
приводит к рандомизированному типу психодиагностического эксперимента.
Включение с помощью компьютера обратной связи обеспечивает проведения так
называемого адаптивного тестирования.

Стимулы — невербальные статические
Ответы—закрытые, типа "Выбор"

Методики данного типа применяются, например, для исследования
пространственного воображения, комбинаторных способностей и способностей
соотнесения невербальных стимулов к определенному классу из заданного
алфавита классов. Сюда относятся, в частности, некоторые задания теста
исследования структуры интеллекта Амтхауэра (адаптированный вариант под
названием "тест-Су" нашел применение для изучения уровня интеллектуального
развития учащихся младших классов [Лийметс с соавт., 1974]). Так в заданиях
"выбор фигур" в качестве стимулов приводятся разделенные на части
геометрические фигуры, которые нужно соотнести с предполагаемыми
изображениями целых фигур.
Обработка результатов в данном случае сводится к оценке количества
правильно произведенных выборов. В качестве диагностического параметра
нередко используется время решения заданий теста. Очевидно, что современные
компьютеры, обладающие развитыми изобразительными средствами, позволяют
полностью автоматизировать подобные методики. При этом в качестве стимулов
могут выступать не только статические, но и динамические объекты.

Стимулы — вербальные стандартизированные,
невербальные статические
Ответы — закрытые, типа "Восстановление частей"

Психодиагностические методики рассматриваемого типа являются, по сути,
модификацией тестов с множественным выбором. Отличительной особенностью
этих методик является то, что испытуемым предлагается самим сформулировать
(сконструировать) ответ, не прибегая к меню возможных ответов. Таким
образом, испытуемый не ограничен какими-либо рамками в своих ответах. В то
же время при данном подходе предполагается, что существуют правильные
ответы на задания теста, которые могут быть выражены в достаточно
определенной форме.
Примером методик указанного типа может служить субтест нахождения
недостающих деталей Векслера, с помощью которого изучаются особенности
зрительного восприятия, наблюдательность, способность отличить существенные
детали [Wechsler D. 1958]. В этом субтесте испытуемый должен отыскать какую-
либо недостающую деталь или какое-то несоответствие на каждом из 21
рисунке. На ответ отводится не более 20 с. и правильность ответа
оценивается одним баллом. Другим примером является субтест Амтхауэра "Ряды
чисел", направленный на исследование индуктивного мышления испытуемого и
его способности оперировать с числами. В 20 заданиях субтеста требуется
установить закономерность числового ряда и продолжить его. Здесь также на
выполнение заданий вводится лимит времени.
Обработка результатов обследования с помощью психодиагностических
методик рассматриваемого класса в достаточной степени формализована.
Диагностическими признаками здесь выступают количества правильно
выполненных заданий. Также в ряде случаев ценная диагностическая информация
содержится в параметрах временной динамики выполнения теста.



Стимулы — вербальные стандартизированные,

невербальные статические Ответы — закрытые,

типа "Переконструирование"

Тестовые задания, предполагающие ответы типа "переконструирование
данных", заключаются в составлении комбинаций из заданного алфавита
вербальных или невербальных элементов. Как правило, считается известной
"правильная" комбинация элементов, но это не является обязательным
условием, так как оценке могут подлежать такие параметры, как, например,
оригинальность созданной композиции. В качестве типичного примера можно
привести субтест последовательности картинок в шкале измерения интеллекта
Векслера. С помощью этого субтеста исследуется способность испытуемого к
организации фрагментов в логическом поле, пониманию ситуации и
предвосхищению событий. В задании предлагается 8 серий картинок, обобщенных
каким-либо сюжетом, в соответствии с которым, испытуемый должен разложить
картинки в определенной последовательности. Оценка в данном субтесте
зависит от правильности и времени решения.
Примером использования вербальных стандартизированных стимулов может
служить субтест "составление предложения по трем предлагаемым словам",
входящий в аналитический тест интеллекта Р. Мейли [1969] [20,34].
Испытуемый должен за две минуты составить из набора слов как можно больше
предложений. Критерием оценки выполненного задания служит мысль,
объединяющая слова. Если мысль, положенная в основу связки слов неудачна
или представленная фраза бессмысленна, испытуемому присваивается 1 балл;
банальному содержанию фразы соответствует 2 балла, а за оригинальную мысль
дается 3 балла.
Как видно из приведенных примеров, обработка результатов обследования с
помощью методик рассматриваемого типа может содержать как количественный,
так и качественный компоненты. Но в целом ограниченный алфавит стимулов,
подвергающихся переструктурированию, и соответственно, ограниченный и
известный набор возможных комбинаций дает основание отнести указанные
методики к достаточно четко структурированным и допускающим сравнительно
высокую степень формализуемости процедуры обработки экспериментальной
информации.



Стимулы — вербальные стандартизированные, невербальные
Ответы — закрытые, типа "Оценивание значения признака по
заданной шкале"

Психодиагностические методики данного типа связаны с оценкой различных
объектов (словесных утверждений, изобразительного материала, конкретных лиц
и т.п.) по выраженности в них качества, заданного шкалой (например, "теплый
- холодный", "сильный - слабый" и т.д.). В качестве примера характерен
метод семантического дифференциала, разработанный Ч.Осгудом[1957] [21,30].
Этот метод предназначен для измерения различий в интерпретации понятий
испытуемыми.
Полученные на основании процедуры семантического дифференциала
количественные данные изображаются в виде так называемого семантического
профиля исследуемого понятия. Точность отражения стимула зависит от числа
заданных осей (признаков). Применяя технику семантического дифференциала
для оценки множества объектов одним испытуемым или одного объекта группой
испытуемых, на выходе получают числовые таблицы вида объект-признак,
которые в дальнейшем могут быть подвергнуты анализу многомерных
группировок, как объектов, так и признаков.
Технология применения методик данного типа сопряжена с большим
количеством вычислений, которые необходимы для реализации любого алгоритма
из богатого арсенала алгоритмов анализа таблиц обьект-признак. Поэтому
психодиагиосту, желающему использовать ту или иную шкальную технику
оценивания, компьютер будет служить эффективным подспорьем. В то же время
интерпретация результатов подобного компьютерного анализа
экспериментального материала трудно формализуема и основной акцент в такой
интерпретации приходится на психодиагноста, который помимо своих
профессиональных знаний должен хорошо представлять особенности алгоритмов
выявления структуры многомерных данных. Расширение методик: указанного типа
возможно с помощью компьютерного моделирования динамических объектов.

Стимулы — вербальные и невербальные индивидуально
ориентированные
Ответы — закрытые, типа "Оценивание значения признака"

Примером индивидуально ориентированного подхода к субъективному
шкалированию является техника репертуарных решеток. Она предложена Г.Келли
в 1955 году и направлена на изучение индивидуально-личностных конструктов,
опосредующих восприятие и самовосприятие при анализе личностного смысла
понятий. Под индивидуальной системой конструктов имеется в виду система
отношений и установок к миру. По Г. Келли, "конструкт можно представить
себе как референтную ось, основной параметр оценки... На поведенческом
уровне его можно рассматривать как открытый человеком способ поведения...".
Описание конструкта, по Г.Келли, удобнее всего провести в биполярных
понятиях, при этом конструкт становится тем, "чем два или несколько
объектов сходны между собой и, следовательно, отличны от третьего объекта
или нескольких других объектов". Биполярность конструктов дает возможность
получить матрицу взаимоотношений между ними конструкт-конструкт и применить
для выявления структуры смысловых параметров, лежащих в основе восприятия
данным человеком себя и других людей, объектов и отношений, алгоритмы
анализа многомерных данных (факторный и кластерный анализ, многомерное
шкалирование, проецирование данных в пространства меньшей размерности и
пр.).
Несмотря на внешнее сходство, техника репертуарных решеток радикально
отличается от метода семантического дифференциала. Здесь используются не
заданные извне признаки, а выявляются собственные, индивидуальные
конструкты, создаваемые непосредственно в ходе обследования. Поэтому
техника репертуарных решеток является гораздо более гибким и тонким
инструментом. Между тем, эти качества обусловливают значительную
вовлеченность эксперта в процесс психодиагностики, и, хотя для эффективного
использования техники репертуарных решеток совершенно необходима
компьютерная поддержка методики, в самой процедуре обследования и
интерпретации результатов акцент еще более смещается в сторону
использования трудно формализуемых знаний и опыта эксперта —
психодиагноста.



Стимулы — вербальные стандартизированные

Ответы — открытые, типа "Дополнения"

Примером психодиагностических методик данного типа может служить
методика завершения предложений. Обследуемому предлагается серия
незаконченных предложений, состоящих из одного или нескольких слов, с тем,
чтобы он их завершил по своему усмотрению. Предложения в данной методике
формулируются таким образом, чтобы стимулировать испытуемого на ответы,
относящиеся к изучаемым свойствам личности. Другим примером является
методика завершения историй. Здесь в отличие от предыдущий методики в
качестве стимула выступает небольшой рассказ. Данные методики в нашей
стране применяются преимущественно в клинико-диагностических исследованиях.
Стандартизация рассматриваемых методик достигается путем отнесения
произвольных ответов испытуемого к некоторому опорному множеству
психологических категорий. Открытые опросники предполагают использование
контент-анализа, Для решения задач контент-анализа компьютеры начали
применяться в 60-х годах. Составление вычислительных программ для такого
анализа является трудоемким делом. Поэтому компьютеризация данных методик
проблематична. Здесь важно правильно оценить выигрыш, который может дать
машинная обработка по сравнению с ручным анализом произвольных ответов. А
это, в свою очередь, зависит от конкретных задач исследования, объема
материала, подлежащего анализу, и от степени его формализуемости.



Стимулы — невербальные статические

Ответы — открытые, типа "Дополнения"

Показательным примером методики дополнения невербальных стимулов
является рисуночный тест Вартегга.
Стимульный материал этого теста состоит из 8 стандартных, ограниченных
белым пространством графических знаков, расположенных на черном поле.
Обследуемому необходимо в имеющемся пространстве выполнить рисунки с учетом
изображенных знаков. При интерпретации результатов исходят из определенных
свойств, приписываемых графическим знакам. Учитываются также содержание
рисунков и их графическое исполнение.



Стимулы — вербальные стандартизированные

Ответы — открытые, типа "Свободное конструирование"
Для психодиагностических методик, предполагающих ответы в форме
свободного конструирования, стимулы могут быть самыми разнообразными — как
вербальными, так и невербальными. То же самое можно сказать и о виде
ответов испытуемых — это могут быть рисунки на заданную тему, рассказы,
интерпретации изображений и т.д. В данной группе методик основная доля
приходится на проективные тесты.
В качестве примеров можно привести два популярных теста — тест Роршаха,
в котором испытуемый должен придать смысл симметричным аморфным черно-белым
и цветным изображениям и тест тематической апперцепции (ТАТ), основанный на
толковании испытуемым сюжетов специально подобранных картинок.
В проективных методиках количественные диагностические оценки могут
быть получены на основании измерения объема ответа испытуемого, подсчета
частоты обращения к отдельным темам и т.п. На практике использование
проективных методик часто опирается на интуицию и теоретическую подготовку
психодиагноста.


Стимулы — невербальные динамические
Ответы — динамическое реагирование через органы управления

Рассматриваемое сочетание стимулов и ответов соответствует классу
психодиагностических методик, которые обычно называют аппаратурными
тестами. Эти тесты используются в исследованиях параметров времени реакции
(реактометры, рефлексометры), типологических особенностей высшей нервной
деятельности и пр. Наличие обратной связи между ответами (реакциями)
испытуемого и стимулами свойственно большому количеству критериально-
ориентированных аппаратурных тестов, в которых моделируются условия какой-
либо критериальной деятельности. На экране дисплея компьютера могут
моделироваться разнообразные виды деятельности, имитироваться объекты
слежения, управления и т.д. Параллельно с помощью специальных датчиков и
микропроцессорных контроллеров может производиться съем и ввод в компьютер
психофизиологической информации. Отдельно можно выделить также подкласс
аппаратурных тестов, который в настоящее время стал активно развиваться и в
котором моделирование опосредуется компьютерными играми. Самостоятельное
направление связано с созданием мультимедиа-систем, погружающих испытуемого
виртуальную реальность.


Стимулы — вербальные индивидуально ориентированные
Ответы — открытые
Этот класс методик можно определить как диалогические техники, в
которых предполагается непосредственный контакт психодиагноста с
обследуемым и учитываются специфические особенности конкретной
диагностической задачи. Разумеется, диалогические техники наименее
формализуемы и в них более всего важно живое взаимодействие эксперта и
обследуемого. Можно предположить, что в будущем с развитием средств общения
с компьютером на естественном языке диалогические техники смогут занять
свое место в компьютерной психодиагностике.

Возможности компьютера в психодиагностике

В таблице 3 представлены основные составляющие предмета компьютерной
психодиагностики.

Таблица 3
Предмет компьютерной психодиагностики

|Автоматизация |Новые виды |Современные |
|методик |экспериментов |информационные |
| | |технологии |
|- инструктаж |- адаптивное |- базы данных |
|- ведение протокола |тестирование |- анализ данных |
|- предъявление |- время как фактор |- интеллектуальные |
|стимулов |экспери- |системы |
|- регистрация |мента | |
|реакций |- виртуальная | |
|- расчет и выдача |реальность | |
|результатов |- игровая мотивация | |



Автоматизация методик


В настоящее время преобладающее большинство разработок относится к
автоматизации методик, что выражается, главным образом, в создании
компьютерных версии известных психодиагностических тестов, ранее
предназначенных для "ручного" употребления. Переложение на компьютерную
основу методик со стандартизированными вербальными и статическими
невербальными стимулами, на которые испытуемый дает ответы закрытого типа,
не представляет особой сложности. В данном случае компьютер фактически
выполняет функция калькулятора с той разницей, что также обеспечивает
автоматическое предъявление стимулов, регистрацию ответов, ведение
протокола эксперимента и выдает результаты в привычной для психодиагноста
форме на экран дисплея или в виде твердой копии. [11,40]
За счет автоматизации в психодиагностической практике наблюдается ряд
положительных эффектов, которые условно можн

Новинки рефератов ::

Реферат: Способы получения радионуклидов для ядерной медицины (Химия)


Реферат: Образование Древнерусского государства (История)


Реферат: Краткая биография Брюсова (Литература)


Реферат: Cold War (История)


Реферат: Особенности оценки стоимости имущества, арестованного на основании судебного решения для его продажи в рамках исполнительного производства (Бухгалтерский учет)


Реферат: Сибирские первопроходцы (История)


Реферат: Суворов Александр Васильевич 1730-1800 гг. (Исторические личности)


Реферат: Испытание и обеспечение надёжности ДЛА (Авиация)


Реферат: Бухгалтерский учет в бюджетных учреждениях (Бухгалтерский учет)


Реферат: Банковское дело (Финансы)


Реферат: Микро-схемотехника: Схема контроля дешифратора на три входа (восемь выходов) (Радиоэлектроника)


Реферат: Влияние химических веществ на здоровье человека (Химия)


Реферат: Реклама и ее функции (Масс-медиа и реклама)


Реферат: Налог на добавленную стоимость (Бухгалтерский учет)


Реферат: Современное состояние рынка труда Западной Сибири (Социология)


Реферат: Социално-икономически проблеми при прехода от военна към гражданска структура на Войските на Министерството на транспорта (География)


Реферат: Общее машиностроение России (География)


Реферат: Использование компьютера в учебно-воспитательном процессе (Педагогика)


Реферат: Великие реформаторы России: государственная деятельность Сергея Юльевича Витте (История)


Реферат: Ислам (Религия)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист