GeoSELECT.ru



Социология / Реферат: Социокультурный подход к анализу общества (Социология)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Социокультурный подход к анализу общества (Социология)


СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ПОДХОД К АНАЛИЗУ ОБЩЕСТВА.


П Л А Н

Введение

1) Социокультурный подход: становление методологии.

2) «Менталитет» - как одно из центральных социокультурных понятий.

3) Социокультурный подход и материалистическое понимание истории.

Заключение.
ВВЕДЕНИЕ
Кризис наук общественного содержания в нашей стране связан, в первую
очередь, с трансформацией или просто ломкой более или менее стабильной
системы воззрений. Центральное место в кризисной проблематике занимает
вопрос о марксизме (точнее о ленинско-советской его версии).Западная версия
кризиса - в иной плоскости. Связан он, в первую очередь, с экспансией
маргиналистских течений в методологии общественных наук. Сутью новых
подходов стало эзотирическое постижение прошлой действительности, отрицание
рационалистических моментов в развитии общества. Одним из активно
обсуждаемых - стал вопрос о генеральной детерминанте развития общества. Это
связанно как минимум с двумя факторами
1) Конкретные обществоведческие исследования выявляют гораздо большую
роль культуры, общественного сознания, менталитета и т.д. в
историческом процессе, чем это можно было предположить, исходя только
лишь из формационной парадигмы развития общества. Методологические
накладки нередко становились стимулом к полному отказу от
марксистской концепции исторического развития и прежде всего от
принципа экономического детерминизма, лежащего в основе учения об
общественно-экономических формациях. Это привело к стремлению ряда
видных ученых вытеснить формацию с ее экономическим базисом
цивилизацией.(1).
2) Повышается научный статус самого понятия культура. Чем дальше наше
общество заходило в тупик тем яснее становилось, насколько успехи и
неудачи общества зависят от нашей деятельности, причем не только от
ее интенсивности, положительной либо отрицательной мотивации, но и от
тех способов деятельности, которые предоставляет нам культура социума
В своей взаимозависимости эти обстоятельства подготовили почву для
активизации исследований детерминативной роли социокультурного.
Социокультурное включает в себя основания обоих важнейших срезов
исторического процесса ( формационного и цивилизационного), а также
производное от них.
СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ПОДХОД: СТАНОВЛЕНИЕ МЕТОДОЛОГИИ.
Понятие социокультурности, прежде чем стать основополагающим в методологии
общественных наук прошло долгий путь
1 этап (конец ХУ111 в. - конец ХХ в.). Социокультурное осознавалось лишь
как следствие исторического развития общества, как его продукт. Человек
выступает как творец культурного мира, но не как его продукт, результат
самой культуры.
2 этап ( вторая половина ХХ в.). Активная роль культуры начинает все более
фиксироваться общественным сознанием и привлекает к себе внимание
специалистов различных отраслей социально-гуманитарного знания. Однако
принципиально новое понимание места и роли культуры в функционировании и
развитии социума формируется не одноактно. (2).
Рассмотрим основные направления формирования социокультурной методологии в
России
1). Создателем масштабной научной теории, которая дает последовательное,
системное описание социокультурных механизмов динамики российского
общества, его исторические изменения - стал А.С. Ахиезер. (3). Автором
предложен новый взгляд на социокультурные процессы развития общества,
разработан теоретический аппарат, включающий около 350 категорий и
терминов. (4). По мнению Ахиезера необходимо рассматривать культурологию
под углом зрения мотиваций человеческой деятельности ( классические
культурологи этим не занимаются, они просто рисуют образ культуры на данный
исторический момент, они дают содержательный анализ культуры, не
переходящий, однако, в социологический ).(5). Человеческая история
отличается от биологических процессов тем, что она рефлексивна. Рост
рефлексии означает усиление способности человека делать свою историю,
самого себя предметом своей воспроизводственной деятельности, содержанием
культуры, своего действия, предметом своей озабоченности, своей критики. По
мнению Ахиезера любое познание истории включает не только описание
предметного содержания исторического события, объяснение его причин и
условий, но и пониманием того, в какой степени сами люди осознали
содержание собственных действий и соответственно научились их изменять,
корректировать.
В социокультурной концепции истории Ахиезера нет никакого субъекта истории
кроме общественного субъекта, т.е. человека - носителя определенной
культуры и социальных отношений. Исследование этого специфического предмета
не может быть замкнуто в сфере социологии, экономики, философии,
культурологии и т.п. Оно имеет шансы на успех при условии синтетического
подхода.
В рамках этого подхода возникает необходимость рассмотреть культуру как
специфическую сферу реальности, имеющую первостепенное значение для
понимания механизмов исторической деятельности - от воспроизводящей
общество и государственность до формирующей повседневность.
Культура и социальные отношения - два аспекта воспроизводственной
человеческой деятельности. при этом в обществе постоянно возникают
противоречия между социальными отношениями и культурой, т.е.
социокультурные противоречия. Социокультурное противоречие обнаруживается в
появлении культурных программ, которые смещают воспроизводственную
деятельность таким образом, что в результате разрушаются, становятся
нефункциональными жизненно важные социальные отношения. Это противоречие
проявляется в конфликтах между исторически сложившимися программами и
инновациями, которые их изменяют, между сложившимися и новыми социальными
отношениями, что в конечном итоге обусловливается противоречиями внутри
воспроизводственной деятельности, которая направлена на преодоление
социокультурного противостояния, на удержание этого противоречия в
определенных пределах.
Возможность возникновения социокультурного противоречия связана с тем, что
изменения культуры и изменения социальных отношений подчиняются разным
закономерностям. Изменение социальных отношений в принципе всегда влечет за
собой изменения эффективности воспроизводственной деятельности. (6). В
обществе допустимы только такие социальные отношения, которые могут
обеспечить необходимый для общества уровень гармонии, тогда как культура
всегда несет в себе оценки любого реального или возможного явления с точки
зрения некоторого идеала, независимо от возможности воплотить этот идеал.
Разумеется, в культуре также есть ограничения, но природа их не та, что в
социальных отношениях, т.к. ограничения в культуре всегда являются лишь
одним из аспектов ее содержания, который вступает в диалог, а возможно, и в
ожесточенный конфликт с ее многомерностью.
Анализ механизма культуры начинается с выделения дуальных оппозиций, с
анализа отношений между полюсами, один из которых воспринимается как
комфортный, а другой, соответственно, как дискомфортный. Конструктивная
напряженность между полюсами дуальной оппозиции является фиксированной в
культуре движущей силой воспроизводственной деятельности. Эта напряженность
дает мощный импульс инверсии, т.е. переходу от осмысления явления через
один полюс к осмыслению через противоположный. Инверсия - это способность
использовать уже накопленные варианты, применяя их к постоянно новым
ситуациям, это исходная клеточка перебора заданных вариантов, исходная
форма принятия абстрактных решений.(7). Инверсия в процессе исторического
развития культуры перерастает в медиацию, сутью которой является то, что
процесс осмысления не заканчивается отождествлением осмысляемого явления с
одним из ранее сложившихся полюсов дуальной оппозиции. Медиация является
процессом формирования ранее неизвестных, не существовавших в данной
культуре альтернатив, расширения их спектра. В конечном итоге вся культура
создается как результат медиации, как следствие преодоления ограниченности
ранее сложившейся культуры. Так например в дуальной оппозиции старое -
новое первое является ценностью в инверсии, а второе - в медиации. Это
различие, по мнению Ахиезера, выступает как фундаментальное для понимания
внутренних механизмов в жизни общества.
В основании социокультурного подхода тезис о том, что какими бы
мотивами человек ни руководствовался в своей деятельности, скрытыми (
подсознательными ) или явными, в терминах какой бы науки эти мотивы ни
описывались, все это фиксируется в культуре. Культуру можно понять как
текст, в котором фиксирована, записана мотивация людей, причем сами люди
могут это не рефлексировать. При этом следует отметить, что социокультурный
подход не отрицает экономический, психологический и другие факторы, но
приоритетным является анализ культуры, понятой как программа деятельности.
Культура многослойна, иерархична, внутренне противоречива. Но важнейшее, а
может быть, и центральное место в ней занимает программа деятельности
субъекта. В повседневной жизни люди действуют в соответствии с исторически
сложившимся содержанием культуры. В любом социальном субъекте - от общества
в целом до личности со всеми промежуточными ступенями между ними в виде
сообществ - существует своя субкультура. Она содержит и программу
деятельности соответствующего субъекта. В исследованиях обозначенного типа
под субкультурой имеется в виду культура некоторого субъекта как
социокультурного целого. Специфика данного подхода заключается в том, что о
культуре всегда идет речь как о чьей-то культуре. Разговор о культуре
вообще возможен, но это некий уровень абстракции, границы правомерности
которого всегда проблематичны.
Может возникнуть закономерный вопрос - откуда берется эта программа у
любого субъекта. Приверженцы социокультурного подхода считают, что ответ на
этот вопрос прост. Любой субъект - это люди. Когда рождается ребенок, он
еще не человек. Человеком он становится в процессе освоения культуры, т.е.
превращения культуры внешней для человека в содержание его сознания, его
личностной культуры. В конечном итоге - его воспроизводственной
деятельности.
Выполняя заданную культурную программу:
1) Человек воспроизводит культуру. Она переходит от поколения к поколению,
культура сохраняется, воплощается в результатах его труда - в предметах,
текстах и т.п. В них фиксируется и передается программа.
2) Человек воспроизводит себя как субъекта
При таком подходе сложившаяся культура должна рассматриваться как
всеобщая, хотя и абстрактная основа для воспроизводства любого (со)
общества, которое всегда рассматривается одновременно и как субъект.
Общество, сам факт его существования, может быть объяснено только тем, что
(со)общество - субъект обладает некой программой, реализаций которой и
воспроизводит это общество. Единственный гарант, который обеспечивает
существование общества, предохраняет его от развала, от дезорганизации, -
воспроизводственная деятельность самих людей. Единственный фактор,
объясняющий существование субъекта, - его воспроизводственная деятельность,
опирающаяся на эффективную культурную воспроизводственную программу,
которая позволяет обществу существовать во времени. Все опасности, все
дезорганизационные процессы люди должны уметь ограничивать, опираясь на эту
программу. Если такой программы нет, общество разрушается, исчезает.
Категория дезорганизации при данном подходе - одна из основных
категорий науки об обществе. Дезорганизация должна держаться в определенных
пределах. Эффективная программа позволяет это делать, плохая - не
позволяет. Рост дезорганизации приводит к возникновению противоречий,
конфликтов, раскола в разных формах, не в последнюю очередь между
сложившейся культурой и отношениями в обществе. Это рождает стимул к
изменению культуры, совершенствованию программы воспроизводства.
Культурная программа может быть эффективной ( дает возможность
воспроизводить себя, общество без значительного роста дезорганизации, не
превышающей критического уровня) или неэффективной ( дезорганизация
возрастает, может перейти в процесс, который неуправляем и угрожает
катастрофой обществу).
Смысл культуры в том, что она есть основа для формирования программы,
которая является неким резюме культуры. Задача культурологии в ее
социокультурной интерпретации - понять культуру как основу для формирования
программ.
Гипотеза заключается в том, что есть некоторое спонтанное или не
спонтанное развитие культуры, определяемое или связанное какими-то
законами, которое может быть реализовано в качестве программы
воспроизводства в обществе только в том случае, если само общество меняется
в соответствии с изменениями в культуре. Если общество не меняется в
соответствии с изменениями, наступает колоссальная социальная
дезорганизация. Проблема здесь в отношениях между культурой и системой
отношений людей ( которая включает и государство).
При этом законы общества существуют как тенденция, а не жестко
установлены. Общество как система отношений, как организация может
существовать, если оно соответствует уровню развития культуры ( обозначим
его как некий Х ). Общество, как система отношений, достигшее культуры Х (
которая, надо сказать, должна быть выполнима, функциональна), само может
быть фактически чем-то другим, скорее Х1 ( другими словами, есть законы
развития культуры, а есть законы социального развития, которые не
совпадают). И соединить культуру Х с государством Х1 не всегда возможно.
Развитие культуры не гарантирует, что люди могут эту культуру
превращать в систему социальных отношений, общество как культурный текст и
общество как текст системы отношений могут не совпадать. Раскол между
обществом как культурным текстом и обществом как текстом отношений проходит
через каждую личность.
Проблема в том, что если есть культурная программа, если люди действуют
по этой культурной программе, то, следовательно, они могут воспроизводить
общество. Но для этого программа должна быть функциональна. Культура
разнообразна, поэтому из массы программ функциональными могут быть только
некоторые или даже вообще их может не быть.

2) Другой социокультурной концепцией можно считать концепцию культурного
ядра, разработанную в трудах Ракитова А.И. (8). по его мнению любую
культуру следует рассматривать как двухкомпонентную структуру - ядро
культуры и защитный пояс. При этом ядро культуры концентрирует в себе
нормы, стандарты, эталоны и правила деятельности, а также систему
ценностей, выработанных в реальной истории данного этнического,
профессионального или религиозно-культурного целого. Эти
специфические стандарты, правила и т.д. связаны с судьбой сообщества,
его победами и поражениями, реальными условиями, в которых оно
формировалось, спецификой окружающей природной среды, национальными
привычками, адаптационными процессами и теми цивилизационными
условиями, в которых изначально формировалось это ядро. Структурами,
в которых реализуется ядро культуры являются, прежде всего, фольклор,
мифология, предрассудки, национальные и социальные обычаи,
привычки,.. правила бытового поведения, исторические традиции,
обряды, и разумеется, основные языковые структуры

Главной функцией ядра является сохранение и самоидентичности социума,
которые возможны только при высокой устойчивости и минимальной
изменчивости культурного ядра. По мнению Ракитова ядро выполняет
функцию, своего рода социальной ДНК, хранящей информацию об истории,
этапах формирования, условиях жизни и деятельности и этнического
потенциала.(9). Информация аккумулируемая в ядре через систему
воспитания и образования транслируется от поколения к поколению.

Для сохранения ядра культуры в процессе исторического развития
возникает особый культурный защитный пояс, который выполняет функцию
фильтрующего механизма, пропускающего директивную информацию, идущую из
ядра во все структурные узлы социального механизма, но при этом активно
поглощающего информацию, поступающую в социум от других культур.

Ядро культуры при всей своей стабильности не может оставаться
неизменным в абсолютном смысле. Просто ядро культуры как информационное
образование изменяется и трансформируется гораздо медленнее , чем
защитный пояс, и тем более чем реальная окружающая социально-
технологическая среда обитания и жизнедеятельности данного социума.
Незначительность скорости изменений ядра позволяет не принимать их во
внимание на довольно больших исторических интервалах.

Стабильность ядра может выступать сугубо негативным явлением при
глубинных трансформациях жизни социума, мешая адаптации последнего к
новым условиям жизнедеятельности и тем самым толкая его к
саморазрушению.

Механизмами адаптации ядра культуры к изменившейся социотехнологической
среде служат общественное сознание и самосознание. Первое состоит в
выработке знаний, адекватных вне культурной реальности, второе есть
система знаний , ориентированных на осмысление внутри культурных
процессов с целью их оценки на адекватность действительности.
Самосознание, таким образом, представляет собой механизм прорыва новой
информации в ядро культуры .с целью информационной трансформации. Эта
модернизация есть единственно возможный способ сохранения культуры в
целом при переходе от одной цивилизации к другой.

«МЕНТАЛИТЕТ» - КАК ОДНО ИЗ ЦЕНТРАЛЬНЫХ ПОНЯТИЙ СОЦИОКУЛЬТУРНОГО
ПОДХОДА.

С конца 80-х годов начинается бум интереса к комплексному подходу в
осмыслении прошлого и настоящего. С введением в научный оборот таких
понятий как культура повседневности, образ жизни, культурно-
историческая парадигма, социодинамика культуры и т.п., выявился единый
предмет социальной и культурной истории - ценностно-смысловой континуум
общественного развития.( 10 )

Складывающееся в результате представление об истории как
социокультурном процессе приводит к образованию особых многозначных
понятий, которые оказываются применимыми равнозначно как к социально-
историческому, так и к культурно-историческому процессу. Но самым
загадочным из вновь возникших слов стало слово «менталитет», получившее
широчайшее распространение.(11). Это абстрактное и емкое понятие пришло
на помощь обществоведам, став панацеей, единственно правильным
объяснением всех существующих проблем. И все это в ситуации, когда
данная область знаний оставалась фактически неизученной. Сложившаяся
ситуация и заставила обществоведов наметить основные подходы в изучении
ментального измерения истории.

Какое же содержание , на сегодняшний день, ученые вкладывают в понятие
менталитет. Анализ литературы по проблемам ментальности, а она поистине
огромна, убеждает, что целесообразно рассмотреть основные направления в
определении данного термина.(12).

1). Определение «менталитета» с позиций исторической психологии звучит
следующим образом. Менталитет - это обобщение всех характеристик
отличающих ум, образ мышления.

Наибольших успехов в исследовании менталитета достигла французская
историческая школа «Анналов». М. Блок и Л. Февр, которые ввели в
лексикон понятие «менталитет» обращали внимание своих коллег на тот
пласт сознания, который в силу своей слабой отрефлектированности не
получал прямого отражения в источниках, а потому и постоянно ускользает
из поля зрения историков.(13). По мнению последователей данного
направления, в человеческом сознании, в той или иной форме, находят
свое преломление самые разные проявления бытия, закрепляясь в системе
образов, представлений, символов. Именно поэтому изучение образа мыслей
людей, способов и форм организации мышления, конкретных и образных
картин мира, запечатленных в сознании, рассматривается, или как
возможность понять логику исторического процесса как в целом, так и
применительно к отдельным историческим феноменам.

Приверженцами этой точки зрения на менталитет, в нашей стране, стали
представители культурологической школы А. Я. Гуревича.(14). Менталитет,
по мнению Гуревича, представляет собой тот уровень общественного
сознания. На котором мысль не отделена от эмоций, от ментальных
привычек и приемов сознания, - люди ими пользуются, обычно сами того не
замечая, т.е. бессознательно.(15).

2).Социокультурный подход трактует менталитет - как совокупность
представлений, воззрений, «чуаствований» общности людей определенной
эпохи, географической области и социальной среды, которые влияют на
исторические и социокультурные процессы. Другими словами, менталитет -
это некая интегральная характеристика людей, живущих в отдельной
культуре, которая позволяет описать своеобразие видения этими людьми
окружающего мира и объяснить специфику их реагирования на него.(16).

На сегодняшний день, ученые-обществоведы переходят к комплексным
трактовкам понятия менталитет. Этот подход объединяет историко-
психологическую и социокультурную трактовки данного термина. Эта точка
зрения исходит из положения о человеке, как части культуры.
Представляющей собой совокупность практикуемых данным обществом
основных способов производства и взаимодействия с природой,
деятельности социальных институтов и других регуляторов современной
жизни, а также включающая в себя верования, иерархию ценностей, мораль,
особенности межличностного поведения и самовыражения, тот или иной
язык, способы передачи опыта через поколения.(17).

Менталитет может рассматриваться как способ и метод изучения
общественных и цивилизационных структур исторического процесса в целом,
т.е. изучение менталитета выступает как метод исторического познания.
Гораздо большее прикладное значение имеет изучение менталитета
конкретной эпохи, конкретной социальной группы или класса. В этом
случае часто употребляют не термин «менталитет», а термин
«ментальность». Отличие этих терминов состоит в том, что менталитет
имеет всеобщее, общечеловеческое значение, а ментальность может
относиться к самым различным социальным стратам и историческим
временам.(18). Следует отметить, что употребление этих двух терминов
еще не устоялось. Есть исследователи, которые применяют их как
равнозначные. Именно такой подход мы встречаем в материалах круглого
стола , проведенного журналом Вопросы философии в 1993 году.(19).

Одной из проблем стала типологизация менталитета. Исследователи
выделяют следующие типы ментальностей:

1). Индивидуальная ментальность.

2).Групповая ментальность.

3).Национальная ментальность.

4).Цивилизационная ментальность.

Следует обратить внимание на наличие континуетета между данными типами
ментальностей ( см. Схему 1).



Так например групповая ментальность в социокультурном контексте - это
отражение совокупного культурно-исторического, национального и
социального опыта, преломляемого в сознании конкретной личности.(20).

Широко ведутся исследования и по внутренней структуре менталитета.

М Е Н Т А Л И Т Е Т :

|1) партикулярная культура |2) «духовная самость» |
|3) социальный отклик |4) мета социальный уровень |


1). Партикулярный уровень или бессознательное отражает общие тенденции
частной жизни и во многом обуславливает формирование личности и ее
социальных ролей, а также характер взаимоотношений с другими индивидами.
Это привычные бытовые отношения, ритуалы, социальные нормы, ценности,
оценки - словом, отчасти нерефлексируемый мир социальных взаимодействий.

2). «Духовная самость» - культура конкретной социальной общности, ее
специфика, адаптивные способности. Все это осуществляется на рефлексивном
уровне.

3). Социальный отклик - это реакция общности или индивида на политику,
государственную власть, реформы и т.п.

4). Метасоциальный уровень - это этнокультурная ориентация вовне с
параллельным обращением внутрь себя ( например национальная идея, которая
имеет, к тому же, большое последействие ). (21).

Как видим данная предложенная структура менталитета во многом перекликается
с предложенной выше классификацией ментальностей. Предлагаются и другие
классификации, характеризующие содержательную сторону менталитета.

М

Е


Н 1). Материальные факторы быта.

Т 2). Поведенческие стереотипы.

А 3). Эмоциональное и художественное восприятие мира.

Л 4). Лингвистические факторы.

И 5). Рациональное восприятие мира.

Т 6). Мировоззренческие факторы.

Е 7). Общественные настроения ( политические, религиозные и т.п.).

Т


Таким образом мы видим, что в понятие «менталитет» включены как элементы
обыденного сознания, так и теоретического сознания. Это делает трактовку
понятия «менталитет» близкой к трактовке понятия « общественное сознание»,
которое понимается как массовое ( наличное, реальное сознание в
определенном, исторически обусловленном сочетании синтезирует элементы
обыденного и теоретического сознания.

В определении и изучении менталитета не существует устоявшейся методологии.
Некоторые обществоведы усматривают в этой размытости не только уязвимость,
но и определенное преимущество - методологическую пластичность, которая
открывает перед исследователем новые возможности.(22). Во всяком случае,
многочисленные попытки ввести понятие «менталитет» в какие-то более или
мнение жесткие рамки, так и не увенчалось: в одних случаях оно смыкается с
распространенным, но столь же не четким понятием « общественное сознание»,
а в других сводиться к описанию простейших психических реакций.



СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ПОДХОД И МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКОЕ ПОНИМАНИЕ ИСТОРИИ.

Социокультурность может выступать и выступает в качестве генеральной
детерминанты общественного развития в силу двух обстоятельств:

1). Большинство действующих в социальной системе каузальных факторов
представляют собой внебиологические, специфически человеческие способы
деятельности, т.е. феномены культуры.

2).Все факторы действующие в обществе или воздействующие на него( в том
числе природные), даже в тех исторических ситуациях, когда они выходят на
первый план, опосредуются таким социокультурным достоянием, как
общественная психология.

Возникает закономерный вопрос: когда возникла социокультурная детерминация?
Ответить на него поможет аналитическая реконструкция процесса истории как
деятельности преследующего свои цели человека. При этом потребности,
выступающие непосредственными генераторами этой деятельности можно свести к
двум программам.

Программа №1 включает в себя элементарные потребности человека, связанные с
обеспечением его физического существования и продолжения рода. К ним можно
отнести утоление голода и жажды, удовлетворение полового инстинкта, защита
от хищных животных и холода. Период времени, когда выполняется только эта
программа, следует считать доцивилизационным.

Программа№2 связанна с переходом к цивилизации с устойчивым и расширяющимся
воспроизводством прибавочного продукта. Этот процесс выводит материальные
потребности за рамки программы№1 и приводит к становлению духовного
производства и все более усложняющейся системы духовного потребления. При
этом складывается комплексная социокультурная детерминация, включающая в
себя и экономический компонент, который сам по себе не может объяснить
многие исторические феномены. В историографии давно обнаружено, что даже
экономическое поведение людей не всегда может быть выведено прямо из
экономики, так как оно регулируется их духовностью, в частности таким
глубинным пластом общественной психологии, как менталитет. Видимо не
корректно выводить из экономического базиса все , что мы встречаем в
духовной надстройке общества. Кстати из экономики, из последовательной
смены общественно-экономических формаций никак не выводиться убедительная
периодизация истории духовной культуры ( так же, как она лишь частично
может быть выведена из технико-технологического базиса цивилизации).(23).

Говоря о многосложности исторической причинности не следует исходить из
равнозначности и равноценности факторов, т.к. каждый из срезов
исторического процесса ( формационный, цивилизационный и т.д.)
характеризуется своим ведущим, системообразующим фактором ( соответственно
экономическим технико-технологическим и т.д.). В социокультурном подходе
системообразующим фактором является культура. Возникает вопрос: в каком
соотношении находиться социокультурный подход с материалистическим
пониманием истории? Следует отметить, что классики марксизма обозначали
культуру в качестве одной из детерминант социальных изменений, не
игнорировали они и такой важный компонент социокультурного как социальная
психология, и все же все внеэкономические составляющие формации, вся
политическая и духовная надстройка, как правило, выводились непосредственно
из экономического базиса, что несомненно не могло объяснить многие
общественные явления. Таким образом, социокультурная парадигма накладывает
определенные ограничения на казалось бы универсальную концепцию
экономического детерминизма. При этом не следует забывать, что именно
благодаря гению Маркса и Энгельса был впервые научно объяснен важнейший и
наиболее динамичный срез исторического процесса - формационный.

При таком подходе к марксистскому пониманию истории сохраняется в нем
главное: материалистическое понимание истории, ибо социокультурный подход
есть более широкое его понимание. В этом трудно усомниться. Если помнить ,
что материя применительно к обществу не тождественна веществу - она есть
вся объективная социальная действительность. Именно поэтому признание более
широкой, чем экономическая, детерминации не отменяет материализм в
обществознании, а наоборот расширяет его за счет подключения новых
детерминирующих факторов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Социокультурный подход не только не отрицает экономический ,
технологический, психологический и другие факторы, он просто рассматривает
их через призму детерминирующего фактора - культуры. Материалистическое
понимание истории, в рамках этого подхода, еще раз доказывает свою
научность, оно сохраняет весомый элемент абсолютного знания, несмотря на
определенную корректировку статуса экономики в системе общественных
институтов и отношений. Безусловно, нельзя рассматривать этот подход как
панацею, способную объяснить все стороны общественных отношений, раскрыть
сущность общественного развития. Это только очередная попытка подойти к
решению этих вопросов с новых позиций. В любом случае, продолжение
исследований в данном направлении может обогатить наши знания об обществе.



ПРИМЕЧАНИЯ

1). Гуревич А.Я. Теория формаций и реальность истории.//Вопросы философии.
1990.№11; Он же. О кризисе современной исторической науки.// Вопросы
истории. 1991.№2,3.; Барг М.А. Цивилизационный подход в
истории.//Коммунист.1991.№3.

2). Крапивенский С.Э. Социокультурная детерминанта исторического
процесса.// Общественные науки и современность. 1997.№4.

3). Ахиезер А.С. Россия: критика исторического опыта. Т.1, Новосибирск
1997.

4). Он же. Россия: критика исторического опыта. (социокультурный словарь).
М.,1991.

5). Социокультурная методология развития российского общества. Заседание
№1. Специфика социокультурных исследований.// Рубежи 1996 №5.

6).Ахиезер Указ. Соч., с.58.

7). Там же с.67.

8). Ракитов А.И. новый подход к взаимосвязи истории, информации и культуры:
пример России.// Вопросы философии 1994 №4.

9). Там же.

10) Социокультурная методология анализа российского общества. Заседание №4.
История как феномен культуры. // Рубежи 1996 №9.

10) Лурье С.В. Культурная антропология в России и на Западе: концептуальные
различия. // Общественные науки и современность. 1997 №2.

11) о генезисе понятия менталитет см. Подробнее: Гуревич А.Я. Исторический
синтез и Школа «Анналов». М., 1993; Пушкарев Л. Н. Что такое менталитет?
Историографические заметки.// Отечественная история 1995 №3.

12) Зубкова Е.Ю., Куприянов А.И. Ментальное измерение истории: поиски
метода.// Вопросы истории 1995 №7.

13) подробнее см. «Одиссей. Человек в истории.». 1989-96 гг.

14) Гуревич А.Я. Уроки Люсьена Февра. В книге Февр Л. Бои за историю. М.,
1991, с.517.

15) Дубов И.Г. Феномен менталитета: психологический анализ.// Вопросы
психологии 1993 №5

16) Емельянов Ю.М., Скворцов Н.Г. Культурантропология как традиционная
наука и ее нетрадиционные возможности.// Вестник ЛГУ, сер 6, 1991, вып.3.

17) Пушкарев Л.Н. указ. Ст.

18) Вопросы философии. 1994 №1.

19) Манекин В.В. Некоторые аспекты методологии квантификационнго
исследования менталитета.// Вестник МГУ, сер.7, 1992, вып.1.

20) Мостовая И.В., Скорик А.П. Архетипы и ориентиры российской
ментальности.// Полис. 1995 №4.

21) Споры о главном. М., 1993, с.58.

22) Крапивенский С.Э. Указ. Ст.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:


1) Ахиезер А.С. Россия: критика исторического опыта. (социокультурный
словарь). М.,1991.

2) Ахиезер А.С. Россия: критика исторического опыта. Т.1, Новосибирск 1997.

3) Барг М.А. Цивилизационный подход в истории.//Коммунист.1991.№

4) Барулин В.С. Социально-философская антропология. М., 1994.

5) Гуревич А.Я. Исторический синтез и Школа «Анналов». М., 1993.

6) Гуревич А.Я. О кризисе современной исторической науки.// Вопросы
истории. 1991.№2,3.

7) Гуревич А.Я. Теория формаций и реальность истории.//Вопросы философии.
1990.№11.

8) Гуревич А.Я. Уроки Люсьена Февра. В книге Февр Л. Бои за историю. М.,
1991, с.517.

9) Гуревич П.С. Философия культуры. М., 1995.

10) Дубов И.Г. Феномен менталитета: психологический анализ.// Вопросы
психологии 1993 №5

11) Емельянов Ю.М., Скворцов Н.Г. Культурантропология как традиционная
наука и ее нетрадиционные возможности.// Вестник ЛГУ, сер 6, 1991, вып.3.

12) Ерасов Б.С. Социальная культурология. М., 1996.

13) Зубкова Е.Ю., Куприянов А.И. Ментальное измерение истории: поиски
метода.// Вопросы истории 1995 №7.

14) Ивин А.А. Введение в философию истории. М.,1997.

15) Крапивенский С.Э. Социокультурная детерминанта исторического
процесса.// Общественные науки и современность. 1997.№4.

16) Лурье С.В. Культурная антропология в России и на Западе: концептуальные
различия. // Общественные науки и современность. 1997 №2.

17) Манекин В.В. Некоторые аспекты методологии квантификационнго
исследования менталитета.// Вестник МГУ, сер.7, 1992, вып.1.

18) Момджян К.Х. Социум. Общество. История. М., 1994.

19) Мостовая И.В., Скорик А.П. Архетипы и ориентиры российской
ментальности.// Полис. 1995 №4.

20) Общество и культура: философское осмысление культуры. ч.1, М., 1988.

21) Одиссей. Человек в истории. 1989-96 гг.

22) Пушкарев Л. Н. Что такое менталитет? Историографические заметки.//
Отечественная история 1995 №3.

23) Ракитов А.И. новый подход к взаимосвязи истории, информации и культуры:
пример России.// Вопросы философии 1994 №4.

24) Социокультурная методология анализа российского общества. Заседание №4.
История как феномен культуры. // Рубежи 1996 №9.

25) Социокультурная методология развития российского общества. Заседание
№1. Специфика социокультурных исследований.// Рубежи 1996 №5.

1) Споры о главном. М., 1993
-----------------------
1

2

3

4






Реферат на тему: Социологии + программа для социологических исследований

LD-1. РАЗДЕЛ 1. Характеристика современного социологического знания.
Тема 1. Социология как наука

План:
1. Объект социологии
2. Предмет социологии
3. Как социология изучает общество

Основные категории:
Статус, роль, социальная структура, социальные функции, социальные
отношения, социальное взаимодействие, социализация, культура, социальный
контроль, девиация, социальные группы, социальный состав, социальные
институты, социальная система, социальная стратификация,

Литература:
1. Смелзер Н. Социология.- М., 1994
2. Кравченко А. Основы социологии: чу. пособие для техн. М.1997
3. Кравченко А. Введение в социологию.- М., 1995
4. Радугин А...-Социология: курс лекций. -М., 1995



1. Общество как объект социологии.

Общество- самая богатая абстракция, содержащая в себе все понятия
социологии
Общество- исторический результат естественно складывающихся отношений
людей.
Признаки по Э. Шилзу
Общество- относительно автономное от всей совокупности людей образование.
Другие общности: человечество, цивилизация, этнос, государство, страна.
Общество- потенциально бесконечно воспроизводящая себя общность. Три
аспекта воспроизводства:
биологический (сотни индивидов- клан, племя, род, этнос, суперэтнос,
цивилизация),
производственный (от сотен до сотен миллионов) и культурный (сегодня -
сотни миллионов)


Произ

Биологи- водствен-
ческий Культурный ный



Три аспекта воспроизводства

2. Предмет социологии:

Социология наука о системном понимании общества.
Общности - исходный элемент общества и предмет социологии.
Люди занимают неравное положение в общностях. Положение человека в
общности характеризует статус и роль. Статус - статическая, роль-
динамическая характеристика.
Статусом называется место, позиция положение, место человека в обществе.
Статус состоит из ролей, а роли из прав и обязанностей. Пример:
преподаватель, ученый, муж, сын, отец: воспитатель, кормилец, контролер.
Роль - модель поведения в соответствии с правами и обязанностями,
соответствующая социальным нормам (культуре) данного общества. Модель
поведения отражает культуру общества: традиции, обычаи, социальные нормы,
правила, ценности, передаваемые от поколения к поколению. Процесс
передачи культуры- социализация личности. Выполнение норм достигается через
механизм социального контроля.
Статусы возникают в соответствии с социальными функциями. Социальная
функция - относительно однородные виды деятельности людей: направленные на
удовлетворение общественных потребностей. Социальные функции проявляются
через социальные отношения. Совокупность статусов и социальных отношений -
социальная структура общества. Пример: зависимость структуры от уровня
развития общества.
Социальные группы - общности людей, занимающих сходные социальные статусы.
Совокупность всех социальных групп - социальный состав населения.
Социальный институт - совокупность людей, деятельность которых направлена
на удовлетворение определенной фундаментальной социальной потребности.
Примеры: семья, экономика, культура, армия. Основные и не основные
институты.
Социальная стратификация- совокупность основных социальных групп,
расположенных по признаку неравенства, называемых стратами.
Каждую страту характеризуют доходы, образование, ко-во подчиненных,
престиж. Переход из старты в страту- социальная мобильность.
И так, социология есть наука о становлении развитии и функционировании
социальных общностей, социальных организаций и социальных процессов, как
модусов существования последних, наука о социальных отношениях как
механизмах взаимосвязи и взаимодействия между общностями, а также
личностью и общностями, наука о закономерностях социальных действий и
массового поведения.

3. Как социология изучает общество

Исторически сложившиеся подходы к представлению общества определили подходы
к его изучению:
Э.Дюркгейм: Человек автоматически подчиняется нормам коллективного
сознания, которые он застает уже готовыми, поэтому общество (его структуры)
первично и давлеет над человеком. Дюркгейм - основоположник структуруализма
в социологии. Пример: Планировка парка определяет движение людей по аллеям.
С позиции этого подхода основное внимание сосредотачивается на исследовании
макроструктур структур общества.
М. Вебер: Необходимость удовлетворять потребности заставляет людей вступать
в отношения друг с другом, брать на себя выполнение определенных функций.
Именно функции отличают положение людей и лежат в основе образования
общественных структур. Вебер - основоположник функционального подхода в
социологии. Пример: Лодки в море - течения накладывают отпечаток на общую
картину движения, но гребцы преодолевают его исходя из целерациональных
побуждений. С позиции этого подхода основное внимание уделяется
исследованию ролевого поведения, малым группам - микроструктурам.
Т.Парсонс: синтезировал эти подходы, выделив ключевое звено - культуру, как
основной системообразующий элемент общества. Культура определяет модели
поведения в обществе, способы объединения людей в общности и сами
общественные структуры, Парсонс -основоположник структурного
функционализма. Пример: Пример - лодка на аллеях парка.

Уровни социологического знания: По типу знания - фундаментальный
(теоретический), прикладной (эмпирический), инженерный (практический).
По масштабу и значимости изучаемых явлений - макро и микроуровень.
Область приложений социологии раскрывается в частных социологических
дисциплинах.

Функции социологии в обществе: познавательная, прикладная, контролирующая,
прогностическая, идеологическая.



LD-2 РАЗДЕЛ 1. Тема 2. Обзор развития социологии.
План
1. Донаучный этап
2. Этап формирования науки
3. Развитие социологии, как фундаментальной научной дисциплины
Литература
1. Современная западная социология: Словарь
2. Справочное пособие по истории немарксистской западной социологии
3. Капитонов Э. Социология ХХ века

1. Донаучный этап развития социологии
Характеризуется развитием представлений об обществе в форме отдельных
социальных идей, отражавших взгляды на структуру и механизмы
функционирования общества. Первые идеи о строении общества восходят к
Платону и Аристотелю и лишь в 15-17 веках с именами Н. Макиавелли, А.
Гальвеция, Т. Гобс, Ж-Ж, Руссо связывается дальнейшее развитие
представлений об обществе.
Платон (427-347): Первыми трудами по общей социологии считают “Государство”
и “Законы”. В идеальном государстве общество делилось на три разряда:
Высший - мудрецы, управляющие гос., средний - воины, низший - ремесленники
и крестьяне. Рабы рассматривались как “говорящие животные” и не входили с
структуру общества. Основным является высший класс - он, как и воины, лишен
собственности, ведет аскетический образ жизни, направляя свои помыслы на
благо подданных. Этому положительному типу общественного устройства П.
противопоставлял отрицательный: общество основанное на материальном
богатстве. Формы организации общества - тимократия, олигархия, демократия и
тирания - последовательные этапы его деградации.
Аристотель (384-322): Этические и социально политические воззрения А.
раскрываются в “Этике” и “Политии”. А. провозглашает примат частной
собственности. В основе общества - разумный эгоизм его членов и
нравственность. Основой стратификации выступает досуг, как время для себя.
Деятельность и польза - лишь средства осуществления досуга. Классы:
земледельцы, ремесленники, торговцы, наемные рабочие, военные- однако к
гражданам принадлежат лишь военные и правители, в руках которых
сосредоточена также и собственность. Часть этих классов, имеющая средний
размер богатства - средний элемент - стабилизирующий общество. К ср. классу
относились и имущие земледельцы.
Н. Макиавелли (1469 -1527): Считал г-во высшим проявлением чел. духа, а
служение ему целью, смыслом и счастьем жизни. Главная цель --г-ва обуздание
эгоистических интересов людей. М. сосредоточил свое внимание на законах
поведения людей в обществе и методах правления (“Государь”). Три закона:
людьми правят честолюбие и стремление к власти, умный правитель не должен
выполнять все свои обещания, творить зло сразу, добро - постепенно.
Т.Гобс (1588-1679):”Теория общественного договора” - основа учения о
гражданском обществе. Люди ищут почета и выгод. Но это невозможно воздать
всем, поэтому люди конкурируют и относятся друг к другу враждебно. Взаимное
опасение заставляет людей сбиваться в группы и организовывать государство,
являющегося гарантом всеобщей безопасности. Высший этап- гражданское
общество, основанное на законах и общественном договоре.
Ж.-Ж.Руссо (1712-1778): “Рассуждение о происхождении и основаниях
неравенства между людьми” и “Об общественном договоре” Развил идеи
общественного договора. Исследовал причины возникновения неравенства.
Причиной неравенства считал наличие частной собственности. Призывал к
наделению всех равной собственностью.

2. Научный этап развития социологии
Этап характеризуется поисками предмета и метода науки., как
самостоятельной отрасли знания. Естественно истор. предпосылкой является -
кризис в развитии общества, необходимость понимания и объяснения
общественных явлений.:
Основоположник научной социологии Исидор Огюст Мария Франсуа Ксавье Конт
(1798-1857): “План научных работ необходимых для реорганизации общества” -
1822, “Курс позитивной философии” - 1842, ”Система позитивной политики”-
1854 (социальная статика и социальная динамика). К, полагал, что законы
развития общества схожи с физическими и биологическими законами. Признаками
общества являются территория, население, совершенная власть и
правительство. В иерархии наук 1) каждая высшая ступень зависит и низшей,
2) с каждым новым этапом знание усложняется 3) социология занимает ведущее
место в системе наук. Для социологии характерны 4 метода познания:
наблюдение, эксперимент, сравнение, исторический метод. Выводы должны не
зависеть от позиции исследователя. Такой подход он назвал позитивным
(позитивизм).
Общество представляет собой “коллективный организм” в основе развитие
которого лежит развитие всех членов коллективности, ориентированного на
достижение консенсуса. Социальный прогресс проявляет себя как увеличение
специализации функций. Индивиды - компоненты социального организма и части
социальной ткани - неизменны, общество развивается через совершенствование
(гармонизацию) связей между индивидами. Стадии прогресса: 1)теологическая
2)метафизическая 3)научная. Главную ценность социологии К. видел в
применении к обществу научных принципов реформизма. Механизмами социальных
реформ К. считал три силы и класса: материальную (деловые люди и лидеры о-
ва), интеллектуальную (ученые социологи и священники) и моральную
(женщины).
Герберт Спенсер (1820-1903) -”Социологическая статика” и “Принципы
социологии”. Продолжил и развил социологическую традицию К., хотя не считал
его своим учителем. С. считают основоположником социал-дарвинизма. Согласно
С. - общество - сверхорганический агрегат, развивающийся по законам
эволюции. Эволюция - осуществляется в борьбе за существование между о-вом и
окр. средой и различными обществами. В этой борьбе страх перед живыми и
мертвыми выливается в конфликт. Страх перед живыми порождает политические
действия, выражающиеся в милитаризме и порождающие социальную организацию и
государство; страх перед мертвыми - религию, как основу культуры.
Социальная политика призвана исходить из эмпирического изучения социально-
культурного контекста явлений, ее значение в том, чтобы дать естественный
ход процессу эволюции, освободив его от произвола отдельных индивидов и
групп. Исходя из этого С. сформулировал закон “равной свободы”. Главная
задача государства - обеспечение соблюдения закона равной свободы.
Э.Дюркгейм (1858-1917) “Правила социологического метода”- - ввел понятие
“социального факта”, которые он считал независимыми от воли и сознания
людей и являющихся принудительной силой, заставляющих людей действовать
определенным образом. Д. подразделял сой. факты на материальные
(демографические, географические и т.д.) и духовные -коллективные
представления (привычки, традиции, обычаи, правила поведения). Общество по
Д. - самостоятельное бытие, наделенное превосходством над индивидом.
Главным критерием соц. развития Д. считал “социальную солидарность”, а
силой созидающей социальное целое - разделение труда. Солидарность покоится
на коллективном сознании - традициях и верованиях, которые разделяют члены
общества. Коллективнее сознание отражает характер народа, но независимо от
него. Разделение труда обуславливает обмен, юридической формой которого
является договор и взаимные обязательства членов общества, созидающие
сотрудничество и кооперацию. Д. различает механическую и органическую
солидарность. Первая покоится на принуждении, вторая на терпимости и
демократии. Значительное место в системе коллективных представлений и
механизмах солидарности Д. отдавал религии, включив в нее всю систему
верований, развил концепцию “религии без Бога”.
К.Маркс (1798-1883) и Ф.Энгельс - критик капитализма - считается творцом
концепции социального конфликта: уничтожения общества и замены его более
справедливым. М. выступал за революционный путь преобразований. Развитие
общества по М. происходит путем качественных скачков от одной общ,-экон.
формации к другой (Перв.-общ, об-во, рабовладение, феодализм, капитализм,
социализм). Развитие общества -объективно-исторический процесс, независимый
от воли и сознания людей, в его основе лежит развитие экономических
отношений. Каждая формация характеризуется определенным уровнем развития
производительных сил (технологии и машины) и производственных отношений
(классы и институты), характеризуемых понятием способ производства.
Противостоянию классов он придавал абсолютное значение. Вся история до
капитализма рассматривалась, как история нарастания антагонизма между
эксплуатирующими (присваивающими общественное богатство) и эксплуатируемыми
(создающими общественное богатство) классами. Отсюда следует, что
дальнейшее общественное развитие возможно только путем уничтожения одних
классов другими, отменой частной собственности и заменой классового
общества бесклассовым.
Рассмотренные социологические концепции в той или иной мере относятся
к позитивистскому направлению в социологии - утверждению примата общества и
его структур над человеком. Человек рассматривается как универсальное
существо, а его природные способности и мотивы - оказываются вне внимания
социолога. Противоположное направление в социологии, исходящей из природных
свойств и мотивов людей, носит название “понимающей социологии”.
Родоначальником этого направления можно считать Ф. Тённиса.
Фердинанд Тённис (1855-1936) - “Общность и общество”, “Введение в
социологию” - рассматривает социологию как науку о человеке, его
физической, психической и социально-природной сущности. Соц. сущность
человека по Т. заключается в его мыслительных способностях, определяющих
существование людей. Человеческие мысли находят выражение в формах
человеческого бытия: обществе, церкви, государстве. Общество является
выражением взаимосвязи людей, к которым относятся симпатии и антипатии,
доверие и недоверие, свобода и обязанности. Эти социальные связи Т.
определяет как общественные сущности, определяющие общественное поведение и
сущности индивидов. Связи порабощают человека если он не осознает их,
осознание помогает представить зависимость как естественную, как
взаимозависимость и управлять ей, освобождаясь от порабощения. Результатом
осознания является появление общественной воли, составляющей основу
общества и общности (общины). Воля проявляет себя в двух формах - простой
(сущностной или эмоциональной) и рациональной - осознанной. Высшим
выражением эмоциональной воли является творчество, рациональной -
производство. Тённис разделяет понятие общества, где господствует
рациональная воля и общности (общины), где господствует естественная,
эмоциональная воля. Ассоциации, где перемешаны общество и общности (общины)
Т. называет общественными системами и различает: социальные связи -общины
(общности по духу), коллективы (симбиоз духа и выгоды) и организации
(общности на основе выгоды). Социальность основанная на общности
(коммунизм) в ходе исторического прогресса заменяется общественной
социальностью (государством) , высшим выражением которой Т. считал
“международный социализм”.
Георг Зиммель ( 1858-1918) - Основатель формальной социологии,
представитель “философии жизни”. Настаивал на противоположности законов
природы и общества, так как “жизнь” понималась им как процесс “творческого
становления”, неисчерпаемый рациональными средствами и постигаемый
интуитивно. “Переживание жизни” объективируется в многообразных формах
культуры. “Трагедия жизни” - противоречие между творчеством и застывшими
формами культуры.
З. считал, что над миром конкретного бытия возвышается мир идеальных
ценностей - чистая форма, фиксирующая устойчивые, универсальные черты
социальных явлений.. Чистая форма - это отношения индивидов изолированные
от конкретных мотивов и др. психологических актов. В центре внимания соц.
концепции З. находятся “человеческие взаимодействия” опосредованные формами
обобществления (культурой). З. называл социологию “геометрией социального
взаимодействия”, представляя ее как формально-логическую общественную
теорию. Проявлениями человеческого взаимодействия З. считал подчинение и
господство, специализацию и дифференциацию функций в процессе деятельности,
явления конфликта и соперничества, образование партий и т.д. Формами
взаимодействия являются ассоциация и диссоциация. Ассоциация индивидов
предполагает их права и обязанности, поэтому общество З. рассматривал как
систему отношений, способную обуславливать обязанности индивидов.Процессам
ассоциации противостоят процессы диссоциации, выливающиеся в конфликт.
Высшей формой конфликта является конфликт между творчеством и культурой,
обуславливающий обязанности и ограничение свободы индивида в ассоциации.
Габриэль Тард (1843-1904) “Социальная логика”, “Социальные законы”,
“Мнение и толпа” - является представителем психологической школы в
социологии.. Родоначальником психологического направления является З.Фрейд:
сам факт социальной жизни связан с либидо, являющимся первопричиной всех
социальных связей. Формы человеческого общества представляют механизм
упорядочивания половых связей и определяются отношением мужчин друг к
другу. История представляется как развертывание либидо в системе
ассоциаций, самой мощной из которых является государство.
Основной тезис Г.Тарда состоит в том, что социальные явления являются
психическими по своей природе. Т. сравнивал общество с мозгом, клеткой
которого является индивидуальный мозг. Взаимодействие индивидов Т. толкует
как циркуляцию желаний или идей, проявляющихся в форме 1) репетиции или
имитации 2) оппозиции 3)адаптации или изобретении. Мысль одного
повторяется другими (имитация), сталкиваясь мысли образуют оппозиции,
наконец идеи либо взаимоуничтожаются, либо синтезируются (адаптация или
изобретение). Синтез идей является источником социального движения.

Макс Вебер (1864-1920) “Протестантская этика и дух капитализма”, “Хозяйство
и общество”. Вебера иногда называют капиталистическим Марксом, поскольку он
разрабатывал социологию экономического поведения людей. Исходным тезисом
В. является тезис о том, что конкретно-историческая констатация
действительности (социальные факты) не могут дать нам знания о ней. Главным
инструментом познания у В. выступают т.н. - идеальные типы - теоретические
категории. Они конструируются для соотнесения с реальностью и таким обр.
служат инструментом исследования. Примерами И.Т. являются бюрократия,
религия, капитализм и т.д. Вместе с тем, социальные типы предшествуют
социальному действию и определенным образом ориентируют его. В. выделил
четыре типа социального действия: 1) целерациональный 2)
ценностнорациональный 3) традиционный 4) аффективный
На основе своего метода В. дал интерпретацию функционирования
современного ему общества, которое он отождествлял с культурно-
историческими рамками “западной цивилизации”. Участвуя в производстве
индивид проявляет свои личностные способности и компетенцию и играет роль
в зависимости от этих качеств. Многообразие ролей складывается в систему
социальных институтов, которые на определенном этапе приобретают свою
логику бытия, независимую от воли составляющих их индивидов, становясь
сверхличностными субъектами социального действия и развивая системы норм и
правил, навязывают их индивидам,контролируют и подчиняют последних. Сами
институты эволюционизируют в суперорганизацию, цели которой уже не
совпадают ни с целями индивидов, ни с целями общества в целом.
В работе “Протестантская этика и дух капитализма” В. проанализировал
влияние протестантской этики (сам он считал ее целерациональной) на
становление и развитие капитализма, раскрыв эволюцию аскетических принципов
протестантизма до функционирования системы капитализма в целом.

3. Развитие социологии, как фундаментальной научной дисциплины

Становление социологии как фундаментальной научной дисциплины,
характеризуется развитием собственной научной методологии, оформлением
знания в систему, развитием собственной системы методов познания и области
приложений. Начиная с этого этапа социология развивает себя на собственной
основе. Вместе с тем характеризуя современный нам этап развития социологии
необходимо отметить, что в социологии пока нет сколько-нибудь общепринятой
общей теории общества.
К одной из ведущих теоретических доктрин современного периода относят
структурный функционализм. Его основоположниками считают Т. Парсонаса,
Р.Мэртона, У. Мура, Дж. Хоуманса, Н.Смелзера.
Талкотт Парсонс (1902-1979) -”Социальная система” “Социологическая
теория и современное общество”. Главный тезис Парсонса заключается в том,
что общество представляет собой сложную систему социальных элементов
(групп, институтов, индивидов), находящихся в состоянии активного
взаимодействия, направляемого системами ценностей, имеющих априорное
происхождение. Парсонс полагал, что источники социального самодвижения
необходимо искать во внеэкономических факторах, господствующим среди
которых является мораль. Именно система моральных ценностей, разделяемых
людьми, позволяет интегрироваться им в общество, которое на следующем этапе
оказывается представленным во взаимодействии социальных институтов, при
этом производственная деятельность выступает лишь как частный аспект этого
взаимодействия.
Отношения структурных единиц строится на основе функций,
обеспечивающих выживание общества как целого. Парсонс выделил 4 вида таких
функций: адаптация (проблема рациональной организации и распределения
ресурсов), целеориентация (проблема определения целей), интеграция
(проблема сохранения внутреннего единства системы - обязательных норм,
правил и т.д.), поддержание образца (проблема мотивации и согласования
личных мотивов с целями и ценностями общества). Каждой функции
соответствует своя подсистема (экономика, политика, институты социального
контроля, социализация) и социальные институты (заводы, банки, - партии,
государство, -семья, школа, религия)
Другим важнейшим направлением является развитие конфликтологической
теории, в которой конфликт представлен как универсальный

Новинки рефератов ::

Реферат: Структурно - семантические особеннности спортивной фразеологии современного английского языка (Спорт)


Реферат: Из истории психологических тестов (Психология)


Реферат: Физическая география СНГ (Азиатская часть) (География)


Реферат: Глобализационные процессы в современном мире (Философия)


Реферат: Интеллектуальные процессы: мышление (Психология)


Реферат: Игра, как средство развития творческого начала детей младшего школьного возраста (Педагогика)


Реферат: Витамины В12 и В15 (Химия)


Реферат: Начальный период Великой Отечественной войны. (История)


Реферат: Звуковые анализаторы человека-оператора, их характеристика, особенности, закономерности (Психология)


Реферат: Создание брэнда компании (Менеджмент)


Реферат: Железнодорожный транспорт при открытой разработке рудных месторождений (Технология)


Реферат: Кандидатский минимум по философии (Философия)


Реферат: Социальный портрет российского фермера (Сельское хозяйство)


Реферат: Социальное право (Право)


Реферат: Профессиональное самоопределение старшеклассников (Педагогика)


Реферат: Методика преподавания (Педагогика)


Реферат: Эволюция планетарных систем (Астрономия)


Реферат: Субъект управления (Логика)


Реферат: Как правильно выбрать весы для работы в лаборатории (аналитические и лабораторные весы Госметр) (Химия)


Реферат: Статистика цен (Статистика)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист