GeoSELECT.ru



Социология / Реферат: Социология 20 века: Взгляды на общество Питирима Сорокина (Социология)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Социология 20 века: Взгляды на общество Питирима Сорокина (Социология)



Министерство образования Российской Федерации
Ярославский государственный университет
им. П.Г. Демидова
Факультет социально-политических наук
Кафедра политологии и культурологии



Реферат по философии
на тему:



“Взгляды на общество Питирима Сорокина”

выполнила:
студентка,I- го курса, группы Ср-11
Володина Е.Н.

Научный руководитель:
Томашов В. В.



Ярославль
2000г.



Содержание:



Введение

“Русский” период жизни и творчества П. Сорокина……….…..3

Юность………..……………………………………….……….3

Революционная деятельность, студенческие годы.……...…3

Научная и преподавательская деятельность…………….…..5

Взгляд на общество……………………………….…….5

Последние годы жизни в России…………………….…..…..10

“Американский” период жизни П.Сорокина……………….…12

Литература………………………………………………………….14



1. Введение

Социальное поведение, взаимодействие, сотрудничество общества
направлены на приспособление, достижения стабильности, что соответствует и
законам, действующим в сфере природы, хотя социальные явления и
закономерности общественного развития обладают спецификой. Задача
социологии – определить, в каком соотношении друг с другом находятся
социальные явления и дают ли они необходимое равновесие обществу;
Социология должна стать объективной, "чистой" наукой эмпирического
характера, реализовать идеал "описательной науки".

Российская социология, хотя и прошла те же этапы развития, что и
социологи на Западе, не ориентировалась исключительно на формализованные
модели, эмпирические исследования и количественные методы изучения
социальных явлений. В концепциях отечественных социологов всегда
присутствовали оценочные суждения, знания о ценностях, духовно-нравственные
ориентации. Это касается и российского позитивизма, и неокантианства, и
неопозитивизма. Поэтому "чистого" позитивизма в западном варианте в России
не было. Этико-нравственная, духовная направленность стала традицией
российской социологической мысли.

В отличие от Запада социология в России долгое время не имела своих
собственных учреждений, лабораторий, учебных курсов, изданий, журналов. Она
испытывала враждебность как со стороны самодержавно-государственного
аппарата, так и со стороны учёных – историков, философов, юристов. И
несмотря на это в России постоянно росло число публикаций по социологии,
появлялось всё больше переводов, обобщений, комментариев работ западных
социологов. После Февральской революции в России вводятся учёные степени по
социологии, в университетах создаются кафедры, секции, ассоциации,
появляются учебники, появляются новые имена, среди которых Питирим Сорокин.

2. «Русский» период жизни и творчества П. Сорокина

Питирим Александрович Сорокин (1889-1968) - крупнейший ученый социолог
20 века. Творческую деятельность Сорокина делят на два периода – русский (с
начала 10-х по 1922г.) и американский. К началу 60-х годов П.Сорокин уже
около сорока лет был “американским социологом, прочно занимавшим одно из
мест в первой “десятке” ведущих социологов мира.

Родился П.А. Сорокин в январе 1889 года в деревне Турье, Ярсенского
уезда, Вологодской губернии. Отец был русским, ремесленником, мать - коми,
крестьянка. Питиримом его окрестили в честь святого Питирима, чей праздник
приходится на январь. Детство он провел, работая с отцом и старшим братом
на реставрации церквей, и выполнял крестьянскую работу. Сам научился
грамоте. Окончил сельскую школу в селе Палевицы. Потом учился в Гамской
второклассной школе. По окончании ее поступил в Хреновскую церковно-
учительскую школу. По зимам учился, а летом занимался крестьянской работой,
помогая своей тетке, крестьянке, в деревне Римье, Яреского уезда. В партию
социалистов-революционеров вступил в 1905г. В последствии он вспоминал: “Я
познакомился с кучей народа: крестьяне, рабочие, чиновники, служители
культа, официальные лица, доктора, писатели...представители разных
политических течений - эсеры, социал-демократы (большевики и меньшевики),
монархисты, анархисты, либералы и консерваторы всех мастей. Благодаря
контакту с этими людьми я узнал много новых идей, познал новые ценности и
стал разбираться в социальных условиях. ...Мое интенсивное чтение доселе
неизвестных мне книг, журналов и газет расширили и углубили мой кругозор”

3. Юность

В 1906г. П. Сорокин был арестован, просидел полгода в тюрьме в п.
Кинешме и был выслан оттуда после освобождения. Четыре месяца после
освобождения работал в качестве пропагандиста в Поволжье. В 1907г. “зайцем”
проехал в Петроград. В 1909г. сдал экстерном экзамен на аттестат зрелости и
поступил в Психоневрологический институт, где была единственная в стране
кафедра социологии. С 1910г. он начал печататься в научных журналах, таких,
как “Вестник Знания”, “Вестник психологии, криминальной антропологии и
гипнотизма”. В 1910г. Сорокину было сделано предложение стать по
совместительству лектором по социологии в Психоневрологическом институте и
Институте Лесгафта. Это был беспрецедентный случай в истории высшей школы,
когда студент был лектором.

4. Революционная деятельность, студенческие годы

За всё это время Сорокин не покидал революционной работы среди
студенчества, рабочих и крестьян. В 1911г. он вынужден был, в избежание
ареста, бежать из Петрограда сначала в Подолию, потом за границу. В 1913 г.
был арестован снова. За всё это время Сорокиным был издан ряд научных
работ, из которых многие, в частности книга “Преступление и кара, подвиг и
награда”, обратили на себя внимание, как русской, так и европейской науки.
В 1917г. им была написана целая серия политических очерков, среди них
такие, как “Анатомия национальностей и единство государства”, “Формы
правления”, “Проблемы социального равенства”, “Основы будущего мира” и др.

5. Научная и преподавательская деятельность

В 1914г. Сорокин окончил университет и был оставлен для подготовки к
профессорскому званию. После сдачи экзаменов в конце 1915г., с начала
1917г. он становится “приват-доцентом”. Защита магистерской диссертации
была назначена на март 1917г., но ее пришлось отложить в связи с
Февральской революцией 1917г. Сорокин оказался в водовороте политических
событий в стране. 1918г. - самый бурный год в жизни П. Сорокина. После
ареста в январе 1918г. он провел около трех месяцев в Петропавловской
крепости вместе с бывшими министрами Временного правительства. После
освобождения он прибыл в Москву, а затем, как член Учредительного собрания
и Союза возрождения России, в конце мая отправился с антибольшевистской
миссией в Великий Устюг, Вологду и Архангельск. Его миссия не увенчалась
успехом, и он вынужден был 2 месяца скрываться в Северо-Двинских лесах.
Здесь, вдали от цивилизации он много размышлял о политике, революции и
самом себе и избавился от многих “соблазнительных иллюзий”. Именно тогда,
вероятно, им было написано его “отречение” - открытое письмо, в котором он
признает поражение эсеровской программы и заявляет о своем выходе из партии
эсеров.

После этого Сорокин сдался властям. В тюрьме, приговоренный к
расстрелу, он пробыл до середины декабря 1918 г. 12 декабря его вызвали на
допрос и ознакомили со статьей Ленина “Ценные признания Питирима Сорокина”.
По личному распоряжению Ленина Сорокина был доставлен в тюрьму Московской
ЧК и здесь освобожден. На этом политическая деятельность Сорокина
закончилась. Через несколько дней после освобождения он вернулся в
Петроград и приступил к чтению лекций в университете. Только в конце
1920г., на специальном заседании факультета общественных наук, Сорокина
возвели в звание профессора без магистерской защиты. В 1922г. опубликована
работа Сорокина “Система социологии”, которая была представлена на
публичный диспут в качестве докторской диссертации.

В “Системе социологии” П.А. Сорокиным выдвигаются основные принципы,
на базе которых он предлагал создать социологию. Он разработал структуру
социологии, главные её направления и основные задачи каждого из них.

“Социология представляет науку, которая изучает жизнь и деятельность
людей, живущих в обществе себе подобных, и результаты такой совместной
деятельности”. “Социология изучает общество с трех главных точек зрения:

1) его строения и состава
2) данных в нем процессов или его жизнедеятельности
3) происхождения и развития общества и общественной жизни - таковы
основные задачи изучения социологии”

П.А. Сорокин писал: “Наша потребность в социологических познаниях
огромна. В ряду многих причин, вызывающих наши настроения и плохую
общественную жизнь, немалую роль играет наше социологическое невежество…
Голод и холод, разврат и преступление, несправедливость и эксплуатация
продолжают быть спутниками человеческого общества. Только тогда, когда мы
хорошо изучим общественную жизнь людей, когда познаем законы, которым она
следует, только тогда можно рассчитывать на успех в борьбе с общественными
бедствиями... Только знание здесь может указать...как нужно устроить
совместную жизнь, чтобы все были и сыты и счастливы... Вот с этой
практической точки зрения социология приобретает громадное значение”.

6. Взгляд на общество

Безусловно, как социолог Сорокин изучал общества, процессы и
взаимоотношения в нем. Для этого он использовал свои методы.

Сорокин разделил социологию на теоретическую и практическую.
Теоретическая социология изучает явления человеческого взаимодействия с
точки зрения сущего. Теоретическая социология подразделяется на:

1. социальную аналитику, изучающую строение, как простейшего социального
явления, так и сложных социальных единств, образованных той или иной
комбинацией простейших социальных явлений.
2. социальную механику, изучающую процессы взаимодействия людей и тех
сил, которыми оно вызывается и определяется.
3. социальную генетику; “Задача генетической социологии - дать основные
исторические тенденции в развитии общественной жизни людей”

Социология практическая изучает явления человеческого взаимодействия с
точки зрения должного.

Социология практическая, по Сорокину, включает в себя социальную
политику. “Задачи практической социологии ясны из самого названия” - писал
Сорокин. “Эта дисциплина должна быть прикладной дисциплиной, которая,
опираясь на законы, сформулированные теоретической социологией, давала бы
человечеству возможность управлять социальными силами, утилизировать их
сообразно поставленным целям”.

В учении о строении общества П.А. Сорокин пишет: “Прежде чем перейти к
описанию строения населения или общества в том сложном виде, в каком они
существуют, мы должны изучить их в простейшем виде.” Он показывает, что
простейшей моделью социального явления служит взаимодействие двух
индивидов. Во всяком явлении взаимодействия имеются три элемента: индивиды,
их акты, действия; проводники (световые, звуковые, тепловые, предметные,
химические и т.д.). Главными формами взаимодействия социальных групп
являются

1) взаимодействия двух, одного и многих, многих и многих
2) взаимодействие сходных и несходных лиц
3) взаимодействие одностороннее и двухстороннее, длительное и мгновенное,
организованное и неорганизованное, солидарное и антагонистическое,
сознательное и бессознательное

Всё человеческое население распадается на ряд более тесных групп,
образующихся из взаимодействия одного с одним, одного с многими и одной
группы с другой. Какую бы социальную группу мы не взяли - будет ли ею семья
или класс, или государство, или религиозная секта, или партия - всё это
представляет собой взаимодействие двух или одного со многими или многих
людей со многими. Всё бесконечное море человеческого общения составляется
из процессов взаимодействия, односторонних и двусторонних, временных и
длительных, организованных и неорганизованных, солидарных и
антагонистических, сознательных и бессознательных, чувственно-эмоциональных
и волевых”.

“Весь сложнейший мир общественной жизни людей распадается на
очерченные процессы взаимодействия”. “Группа взаимодействующих людей
представляет своего рода коллективное целое или коллективное единство...
Тесная причинная взаимозависимость их поведения и дает основание
рассматривать взаимодействующих лиц как коллективное целое, как одно
существо, составленное из многих лиц. Подобно тому, как кислород и водород,
взаимодействуя друг с другом, образуют воду, резко отличающуюся от простой
суммы изолированных кислорода и водорода, так и совокупность
взаимодействующих людей резко отлична от простой их суммы.” “Всякую группу
людей, взаимодействующих друг с другом, мы будем называть коллективным
единством или короче коллективом”.

Затем Сорокин подробно рассматривает условия возникновения, сохранения
и распада коллективных единств. Условия их возникновения, существования и
распада он делит на три группы:

1. космические или физико-химические
2. биологические
1. социально-психические

Далее Сорокин указывает два основных способа (сознательный и
бессознательный) установления организации группы и обычные приемы
поддержания и сохранения этой организации. “Общественная жизнь
представляет не что иное, как непрерывный поток возникающих, длящихся и
исчезающих коллективных единств. “Коллективное единство перестает
существовать только тогда, когда прекращается взаимодействие между
частью или всеми его членами”. “Прекращение коллективного единства ведет к
исчезновению его организации. Но падение одной организации и замена её
другой вовсе ещё не означают исчезновения и распада коллективного единства,
а означают только, что форма, порядок и организация последнего
изменилась!”

Затем Сорокин рассматривает строение и расслоение населения. Он
подчеркивает, что “население расслаивается на ряд групп, что оно составлено
из множества коллективных единств, а не представляет чего-то цельного,
единого, все члены которого одинаково связаны друг с другом”. “Из множества
групп , на которые распадается население, важнейшими простыми расслоениями
последнего будут расслоения:

а) по семейной принадлежности
б) по государственной
в) по расовой
д) по профессиональной
е) по имущественной
ж) по религиозной
з) по объемно-правовой
и) по партийной
Из сочетаний простых расслоений (группировок) образуются сложные
группы. Сложные группы бывают:

> а) типичные и не типичные для данного населения.

Из типичных важны класс и национальность.

> б) внутренне антагонистические и внутренне солидарные. “Судьба любого
населения и ход истории определяются не борьбой или согласованием каких
либо одних групп, а взаимоотношениями всех указанных простых и сложных
социальных коллективов”. Для объяснения исторических процессов
“приходится учитывать взаимоотношения и поведение всех этих групп”.

Далее Сорокин делает переход к изучению деятельности людей, факторов
поведения и механики общественных процессов. “Все силы, влияющие на
поведение людей и определяющие собой характер их совместной жизни, могут
быть сведены к трем основным разрядам:

1. разряду космических (физико-химических) сил
2. разряду сил биологических
3. разряду сил социально-психических
К разряду космических сил П.А. Сорокин относит простые раздражители,
такие как свет, звук, температура, цвет, влажность и т.д., и сложные, такие
как климат данного места, состав и характер почвы, смена времен года,
чередование дня и ночи.

К главным биологическим силам (раздражителям) Сорокин относит
следующие:

1. потребность питания
2. потребность половая
3. потребность индивидуальной самозащиты
4. потребность групповой самозащиты
5. бессознательное подражание
6. потребность движения
7. другие физиологические потребности (сна, покоя, игры и т.п.)

Социально-психические факторы делятся Сорокиным на простые и сложные.
К простым он относит:

1. идеи
2. чувства-эмоции
1. волнения людей

К сложным относятся:

1. материальная культура, окружающая человека
2. духовная атмосфера социальной среды
3. Общественно-политическая организация групп, явления власти, богатство
и деньги, разделение труда и т.д.

В своей работе П.А. Сорокин подробно показывает степень влияния всех
этих факторов на поведение человека и общественную жизнь. “Человек, как и
все явления мира не изъят из-под действия законов необходимости, что
“абсолютной свободы воли” нет... Зависимость от внешних (космических и
биологических) условий воспринимается и переживается нами как отсутствие
свободы... Зависимость нашего поведения от социально - психических
раздражителей воспринимается нами как отсутствие зависимости, как “свобода
воли” и поведения!... Рост влияния социально-психических факторов “на наше
поведение будет восприниматься нами как рост нашей свободы, как уменьшение
нашей зависимости от условий, посторонних и чуждых нашему “я”. Вот почему
социально-психологические раздражители поведения кажутся нам
освобождающими. Этот субъективно-неизбежный факт и послужил поводом для
появлений теорий “свободной воли”. Единственный смысл, который может иметь
“свободная воля”, означает объективно уменьшение зависимости нашего
поведения от условий космических и биологических и рост нашей зависимости
от условий социально-психических, - зависимости, субъективно переживаемой
нами как свобода, как отсутствие стеснения... С ходом истории влияние
социально-психических сил растет, поэтому растет и наша “свобода”. Так
кажется нам субъективно и таково единственно приемлемое понятие “свободы
воли”. “Каждый из нас, рождаясь в свет, несет с собой лишь биологическую
организацию, биологические импульсы и ряд наследственных черт. Багаж -
небольшой, фигура - неопределенная. Что выйдет из нее, гений или невежда...-
это определяется совокупностью воздействий социальной среды. Она формирует
человека как социально-психическую индивидуальность”.

7.Последние годы жизни

22 апреля 1922г. на диспуте тайным голосованием ученый Совет признал
Сорокина заслуживающим степени доктора социологии. Он был первым в истории
русской науки доктором социологии. К моменту защиты П. Сорокиным было
опубликовано уже 126 работ. Многие из них были направлены против советской
власти и марксистской теории. Ленин резко критиковал статью П. Сорокина
“Влияние войны на состав населения, его свойства и общественную
организацию”, напечатанную в 1922г. в первом номере журнала “Экономист”. В
частности, в этой статье Сорокиным был дан статистический материал о
развитии семейно-брачных отношений и разводах. Ленин писал, что Сорокин
“искажает правду в угоду реакции и буржуазии”.

В письме к Дзержинскому от 19 мая 1922г. Ленин писал по поводу журнала
“Экономист”: “Это, по-моему, явный центр белогвардейцев. В N3 напечатан на
обложке список сотрудников. Это, я думаю, почти все - законнейшие кандидаты
на высылку за границу”. Среди 53 человек, привлеченных к сотрудничеству в
“Экономисте” есть и фамилия П.А. Сорокина.

В феврале 1922г. П. Сорокин выступил на торжественном собрании в честь
103 годовщины Петербургского университета. Обращаясь к молодежи, он заявил,
что “вера отцов” оказалась “банкротством”. “Их опыт в форме традиционного
мировоззрения интеллигенции оказался недостаточным, иначе трагедии не было
бы. От берега этого мировоззрения волей-неволей вам приходится
оттолкнуться: он не спас нас, не спасет и вас. Он надолго исчез в зареве
войн, в грохоте революций и в темной бездне могил, все растущих и
умножающихся на русской равнине. Если не мы сами, так эти могилы вопиют о
неполноте опыта “отцов” и ошибочности их патентованных спасительных
рецептов”. Советуя молодежи обрести “новую веру”, Сорокин прежде всего
рекомендует ей “взять с собой в дорогу” знания, чистую науку, любовь и волю
к производительному труду.

«Американский» период жизни П. Сорокина

В связи с тем, что после революции неомарксистские социологи
продолжали работать так же активно, как и прежде, а многие даже открыто
выступали против советской власти, в 1922 г. Ленин поставил вопрос о
коммунистическом контроле программ и содержании курсов по общественным
наукам. В результате чего многим профессорам, в том числе и П.А. Сорокину,
была запрещена преподавательская деятельность. Под натиском властей, в
сентябре 1922г. Сорокин и его жена Е.П. Баратынская, навеки были вынуждены
оставить Россию. “Что бы не случилось со мной в будущем, - написано в его
дневнике, - я уверен, что три вещи навсегда останутся убеждениями моего
сердца и ума. Жизнь, как бы не тяжела она была, - это самая высшая, самая
прекрасная, самая чудесная ценность в этом мире. Превратить её в служение
долгу - вот еще одно чудо, способное сделать жизнь счастливой. В этом я
тоже убежден. И наконец, я убежден, что ненависть, жестокость и
несправедливость не могут и никогда не смогут построить на земле Царство
Божие. К нему ведет лишь один путь: путь самоотверженной творческой любви,
которая заключается не в молитве только, а прежде всего - в действии”.
После продолжительного пребывания в Берлине, а затем в Праге, осенью 1923
г., приняв приглашение видных американских социологов Э.Хайэса и Э.Росса,
прочесть серию лекций о русской революции, Сорокин навсегда переезжает в
Соединенные Штаты Америки.

В историко-социологической литературе традиционно принято
разграничивать два периода творчества Сорокина – русский и американский.
Для “американского” социолога Сорокина “русский период” творчества является
своего рода инкубационным, “годами учения”, очень интересными и по -
своему продуктивными. Однако именно за эти десять лет у Сорокина созрели
замыслы всех дальнейших его тем, и, что особенно важно, наглядно
обозначились те этапы его творческой эволюции, которые он и проделал в
течение своей последующей жизни. Если он начинал довольно традиционно для
социальной мысли рубежа веков, то в гарвардский период превратился в
могущественного макросоциолога, рассматривающего цивилизацию в качестве
атомарной единицы своего анализа. П.Сорокину понадобилось менее года для
культурной и языковой акклиматизации и уже летним семестром 1924г. Он
приступил к чтению лекций в Минисотском университете. В1924г. Выходит его
первая печатная книга “Листки из русского дневника”, описывающая и
анализирующая российские события 1917-1922гг. В 1925г. Выходит в свет его
“Социология революции”, В 1927г. “Социальная мобильность”. Сорокин является
одним из родоначальников теории социальной стратификации и социальной
мобильности. Теория социальной стратификации, выдвигающая те или иные
критерии деления общества на социальные слои, группы, служит
методологической основой для формирования теории социальной мобильности.
Это изменение индивидом или группой социального статуса, места, занимаемого
в социальной структуре общества. П.Сорокин рассматривал социальную
мобильность как любое изменение социального положения, а не только переход
лиц и семей из одной социальной группы в другую. Согласно его взглядам
социальная мобильность означает перемещение по социальной лестнице в двух
направлениях: 1. Вертикальном – движения вверх и вниз, 2.горизонтальном –
движения на одном и том же социальном уровне.

В 1928г. Вышла в свет книга “Современные социологические теории”, в
1929г. – “основания городской и сельской социологии”. В 1930г. Всемирно
известный Гарвардский университет предлагает Сорокину возглавить
учрежденный социологический факультет. П.Сорокин принял это предложение и
проработал в университете до 1959г. В 1956г. Увидела свет его новая работа
“Причуды и недостатки современной социологии и смежных наук”, в 1956г.
вышла работа “Современные социологические теории”. В 1964г. в знак
признания заслуг ученого, 75-летнего Сорокина избирают председателем
Американской социологической ассоциации.

11 февраля 1968г. в возрасте 79 лет, после тяжелой болезни
П.А. Сорокин скончался.



9.Заключение

П.Сорокин относится к тому редкому типу ученых, чье имя становится
символом избранной им науки. На Западе он давно уже признан как один из
классиков социологии XX столетия, стоящий в одном ряду с О. Контом, Г.
Спенсером, М. Вебером.

Действительно, этот русско-американский социолог сделал огромный вклад
в развитие общественной мысли и в развитие социологии как науки об
обществе.



ЛИТЕРАТУРА



1. П.А. Сорокин, “Общедоступный учебник социологии”, Москва, Наука,
1994г.
2. И. Громов, А. Мацкевич, С. Семенов, “Западная социология”, Сант-
Петербург, 1997г.
3. С. Новикова, “История развития социологии в России”, Москва-Воронеж,
1996г.
4. Журнал социологии и социальной антропологии Экзистенциональная
феноменология и социология Питирима Сорокина Барри В. Джонстон. 1999. том
II. № 2







Реферат на тему: Социология 86 вопросов
СЕМИНАР ПО СОЦИОЛОГИИ
1.Огюст Конт основоположник социологии
Так, основоположник позитивизма Огюст Конт (1798-1857) реформируя
систему общественного знания предложил новую науку об обществе —
социологию. Конт предложил создать такую науку и первоначально назвал ее
социальной физикой, предполагая, что она как и в физике следует изучать
общество накапливая факты убедительно позволяющие делать правильные выводы.
Чуть позже Конт предложил другое название — социология (соци — общество,
лог — знание, наука). Он считал, что главным методом, инструментом, с
помощью которого ученые будут изучать общество — наблюдение, сравнение (в
том числе историческое сравнение) и эксперимент. Он надеялся, что
социология поможет правительству правильно, учитывая все последствия
проводимых реформ, в управлении обществом. Система наук, по Конту,
представляет порядок, выражающийся в логической форме исторический процесс
развития знания от простого к сложному, от низшего к высшему, об общего к
специфическому. Конт выдвигал к социологии требование — изучать законы
явлений, а не искать трансцендентных причин, основывать достоверность своих
выводов на фактах и на связи, а не на философской интерпретации. У Конта
социальный закон — это закон трех стадий исторического развития, согласно
которому все познание проходит три стадии: теологическую, метафизическую и
позитивную стадию (научную). Установки Конта на понимание социологии как
социальной физики, ориентируется на методы биологии, физики и т.д.
последователи его также пытались понять социальное через биологическое.
Конт делил социологию на две части: социальную статику и социальную
динамику. Социальная статика изучает условия и законы функционирования
общественной системы в состоянии целостности и равновесия всех элементов, в
этом разделе рассматриваются основные общественные институты (семья,
государство, религия и т.д.) и их функции и роли в установлении согласия в
обществе. При этом основным законом Конт считал закон социальной гармонии.
Социальная динамика рассматривала общество в движении, развитие —это теория
общественного прогресса, решающим фактором которого выступает духовное
развитие человечества. Здесь основным законом Конт считал — закон смены
социальных состояний. Конт создал методологическую базу социологии.
Основными методами по Конту являлись: наблюдение социальных фактов,
эксперимент, сравнительный метод (он имел в виду сравнение жизни различных
групп, наций и т.д.) Основной тезис Конта — необходимость строгой проверки
тех положений, которые социология рассматривала. Подлинными знаниями он
считал те, которые получены не теоретическим путем, а путем социального
эксперимента. Установки Конта на понимание социологии как социальной
физики, ориентации на методы биологии, физики и т.д. нашли последователей.
Большинство социологических школ 19 в. стремились понять социальное через
биологическое и поэтому это направление получило название в истории
социологии название — натуралистической социологии. Конт значительно
ускорил процесс научного познания. Но у Конта наука оставалась все еще
разновидностью социальной философии. Несомненно, что наука об обществе
обрела свое название благодаря Конту. Однако социология обрела свое
достойное место только спустя почти целый век.

2.Эволюционная социология Герберта Спенсера
Герберт Спенсер (1820-1903) — английский философ и социолог, один из
основоположников позитивизма. Плодовитый и разнообразный ученый он глубоко
был знаком с современными ему научными достижениями в математике и
естествознании, работал техником и инженером на железной дороге.
Самостоятельно достиг высшего технического образования, смог подняться до
уровня ученого-энциклопедиста, оставив значительное наследие в науке.
Написал такие труды как «Социология как предмет изучения, «Основы
социологии» и др. На основе изучения развития органического мира Спенсер на
семь лет раньше Дарвина пришел к идее существования эволюции в
биологическом мире и сформировал принципы естественного отбора и борьбы за
выживание в мире природы. Он много времени уделял взаимосвязи природы и
общества. Основываясь на научных фактах и данных Спенсер распространил идею
эволюции на все без исключения явления и процессы в природе и обществе —
космические, химические, биологические и социальные. Спенсер считал, что
даже психология и культура естественны по происхождению и поэтому все
естественное и природное развивается по законам природы, а следовательно—
эволюции. Общество, будучи формой природного бытия, подчиняется тем же
законам эволюции. Анализ органической природы для Спенсера явился одной из
методологических основ исследования общества и его процессов. Эти два
начала: описание структуры общества как особого организма и идеи эволюции —
определили тот факт, что Спенсер считается основоположником двух
направлений в социологии: органицизма и эволюционизма. Эволюционная теория
Герберта Спенсера — одна из популярнейших теорий в 19 в.
Социологическая система Спенсера базируется на трех основных
элементах:
. эволюционной теории,
. органицизме, (рассмотрение общества как определенного рода организма),
. учении о социальной организации — структурных механизмах и институтах.
По аналогии с биологическим организмом Спенсер рассматривал общество как
сложный организм, исходным элементом, которого выступает индивид. Правда
соотношение части и целого он трактовал особым образом. Индивид, хотя и
выступает частью целого (общества), тем не менее это не обычная часть
органического целого, а такая, которая характеризуется многими признаками
целого, но обладает относительной свободой в рамках целостной структуры
общественной организации. Спенсер выделял черты сходства биологического и
социального организмов:
1. рост, увеличение в объеме,
2. усложнение структуры,
3. дифференциация функций,
4. рост взаимодействия структуры и функций,
5. возможность временного существования частей при расстройстве жизни
целого.
В тоже время он видел различия биологического и социального организма: в
первом — части соединены неразрывно, вторые же — дискретное целое, в
котором части — люди — свободны и рассеяны. В первом — способность
чувствовать сосредоточены в одной части, в обществе же сознание разлито по
всему организму. В живом организме части существует ради целого, в обществе
же благо общества существует для его членов — людей. По Спенсер, социальный
организм состоит из трех главных систем: регулятивной системы—это
государство обеспечивающее подчинение частей целому, поддерживающей системы
— производящей средства для жизни, и распределительной системы — связь
органов.
Аналогия с биологическим организмом сказалась и на трактовке идеи
эволюции Спенсера. В теории эволюции он выделил две стороны: интеграцию и
дифференциацию:
. интеграция — в объединении индивидов в группы (органы по аналогии с
биологическим организмом), каждый из которых выполняет свойственные ей
функции. Общество возникает как объединение индивидов в связи с ростом
численности или постепенным слиянием маленьких владений в крупные
феодальные, из которых вырастают провинции, королевства, империи.
. дифференциация заключается в движении от однородного к разнородному, в
усложнении строения. Первобытное общество — простое и однородное. Но в
последствии возникают новые социальные функции, происходит разделение
труда, происходит дальнейшая разнородность структуры и функций, что
приводит к возникновению другого более сложного типа общества.
Спенсер рассматривал эволюцию как единство этих двух процессов. Так же
преобразуя однородное в неоднородное эволюция обуславливает возникновение
Солнечной системы, планет, в частности Земли, и затем появление человека и
общества. Эволюция проходит три фазы: неорганическую, органическую и
сверхорганическую. Фазы — это основные этапы эволюции, проходят
определенные периоды развития. Неорганическая фаза — это возникновение и
развитие космических систем, органическая фаза — возникновение и развитие
растительного и животного мира, сверхорганическая — возникновение и
развитие человека и общества. Самые интересные элементы эволюционной теории
Спенсера связаны с анализом сверхорганической эволюции. Так первобытное
общество — продукт неорганических, биологических и психологических факторов
эволюции, возникает вследствие процессов интеграции и дифференциации.
Каждый последующий этап эволюции словно «снимает» самые существенные черты
предыдущего в измененной форме, сохраняет в себе. Спенсер считал, что в
истории осуществляется переход от общества, в котором личность целиком
подчинена социальному целому («военный» тип), к обществу, в котором
социальный организм служит составляющим его индивидам («промышленный» тип).
Главное занятие примитивного типа государства — война. Поэтому там
господствует деспотизм, всепроникающее око правительства, дотошная
регламентация всей жизни общества. Люди здесь низведены до уровня рабов,
служителей правительства. Высший тип государства основан на мире, свободе,
равноправии. Здесь цель государства — благо индивида, а государство лишь
средство. Невмешательство государства в соц.-экон. жизнь, свободная
конкуренция, частная инициатива во всех сферах являются по Спенсеру
условиями и источниками общественного прогресса.
В своей работе «Основания социологии» Спенсер так пишет о том, что в
обществе регресс имеется столь же часто, как и прогресс — «Возможны случаи
постепенного упадка, который может перейти в вымирание. Возможны случаи
завоевания другими народами, которые не обессилили себя выращиванием
слабейших, — народами, перед которыми социалистическая организация
распадется, как карточный домик, как пало древнее Перу перед горстью
испанцев. Но если процесс эволюции, не прекращавшийся в прошлые века и
вознесший жизнь на ее настоящую высоту, будет продолжаться и в будущем, — а
этого обязательно следует ожидать, — через все критические перевороты в
общественной жизни, через жизнь и смерть наций и вытеснение одной нации
другою, человеческая природа будет постепенно совершенствоваться».
Но с другой стороны — «Что относится к типам организмов, должно
относится и к типам обществ. Социальная эволюция шаг за шагом вырабатывая
высшие общественные формы, непременно будет оставлять нетронутыми многие
низшие. Но между тем, все общества, взятые в совокупности, будут таким
образом выполнять закон эволюции посредством увеличения разнородности».
Вероятно, аналогия с природными преобразованиями повлияло на идеи
Спенсера о том, что в обществе регресс имеется столь же часто, как и
прогресс. А также объясняет склонность Спенсера к эволюционным переменам и
на его скепсис по отношению к искусственным преобразованиям общества. Хотя
аналогия с природным биологическим организмом в теории Спенсера нередко
вела к упрощению в понимании общества, в то же время она обнаружила
огромный и плодотворный методологический потенциал.
Спенсер сформулировал основные принципы функционального подхода,
которые затем развил Парсонс. Эти принципы состояли в следующем:
1. Общество рассматривается как целостная структура, единый организм,
состоящий из множества частей: экономической, политической, военной,
религиозной и т.д.
2. Каждая часть может существовать только в рамках целостной системы, где
она выполняет определенные функции.
3. Функции частей всегда означают удовлетворение какой-либо общественной
потребности. Все вместе функции направлены на поддержание устойчивости
общества и его воспроизводство.
4. Поскольку каждая из частей выполняет только ей присущую функцию, в
случае нарушения деятельности частей, выполняющих определенные функции,
чем больше эти функции отличаются, тем труднее другим частям восполнить
нарушенные функции.
Спенсер придавал большое значение социальному контролю. Социальные системы
сохраняют стабильность потому, что содержат в себе элементы социального
контроля. Это полит. управление, органы правопорядка, религиозные институты
и моральные нормы.

3.Социология и метод Дюркгейма
Эмиль Дюркгейм (1857-1918) — патриарх французской социологической
школы, признанный классик мировой социологии. Дюркгейм родился в
религиозной семье, его с детства готовили к религиозной карьере, но юноша
рано проявил способность к гуманитарным наукам. И по окончанию Высшей школы
в Париже стал преподавать философию. Дюркгейм был приверженцем
классического научного метода в социологии. Основные принципы классической
методологии сводятся к следующему:
. социальные явления подчиняются законам, общим для всей действительности,
. социология должна строиться по образу естественных «позитивных» наук,
. метод социального исследования должен быть точным и строгим. Социальные
явления должны быть описаны количественно,
. важным критерием научности является объективность. Что означает, что
социология не должна содержать субъективных впечатлений и умозрительных
выводов.
Наиболее четко эти принципы научности Дюркгейм сформулировал в работе
«Правила социологического метода». Его социология основывается на теории
социального факта. В этой работе он излагает основные требования к
социальным фактам, которые позволили бы социологии существовать в качестве
науки:
9. Первое правило состоит в том, чтобы «рассматривать социальные факты как
вещь». Это означает, что социальные факты: а) внешни для индивидов, б)
они материальны, наблюдаемы и безличны, в) существующие между фактами
отношения причинности позволяют сформулировать законы функционирования
общества.
10. Второе правило состоит в том, чтобы социология не должна подчиняться
никакой идеологии, личным пристрастиям и предрассудкам, которыми обладают
индивиды.
11. Третье правило состоит в признании примата (приоритета) целого над
составляющими его частями. Это означает, что: а) источник социальных
фактов находится в обществе, а не в мышлении и поведении индивида, б)
общество есть автономная система, управляемая своими законами не
сводимыми к сознанию или действиям каждого индивида.
Итак социология по мнению Дюркгейма основывается на признании
социальных фактов, который порожден объединенными действиями индивидов, но
качественно отличается от того, что происходит на уровне отдельных
индивидуальных сознаний, потому, что у него другая природа — коллективное
сознание. Признание объективной реальности социального факта является
центральным пунктом социологического метода Дюркгейм.
Теоретическая концепция Дюркгейма носит название социологизма или
социального реализма. Исходя из понимания социальных фактов Дюркгейм
исследовал природу, типологию, историю социальной солидарности людей,
которую он рассматривал как моральный принцип, универсальную ценность.
Прежде в архаическом обществе господствовала механистическая солидарность,
в основе которой лежит неразвитость — сходность индивидов и их общественных
функций.
Типология обществ Дюркгейма базируется на закономерности структурной
организации общества. Он обращается к понятию «орда», «клан», которым
характерно отсутствие дифференциации на общности, индивиды здесь
расположены рядом словно атомы — это простые общества. Простые
полисегментарные общества возникают вследствие объединения простых обществ.
Тут он допускал возможность возникновения нового типа общества путем
объединения разных обществ, примером служит Римская империя. Этот тип
общества с механистической солидарностью сменяется современным обществом с
органической солидарностью, основанной на разделении труда. Дюркгейм очень
высоко оценивал роль разделения труда. Но считал, что наряду с нормальным
разделением труда существует ненормальные формы разделения труда, которые
существуют в современном обществе. Разделение труда — это тот механизм,
который в современном обществе утратил цементирующую силу общественного
сознания. Дюркгейм развивал идею создания профессиональных корпораций —
новых органов общественной солидарности. Они должны реализовать широкий
круг общественных функций — от производственных до культурных и моральных.
Вырабатывая и внедряя в жизнь новые нормы, регулирующие отношения между
трудом и капиталом, способствовать развитию личности и преодолению кризиса
общества. Он выделял следующие признаки болезни общества:
. аномию, т.е. такое состояние общества, при котором отсутствует четкая
моральная регуляция поведения индивида (безнравственность),
. социальное неравенство,
. неадекватное разделение труда.
Все эти болезни, по мнению автора, могут быть преодолены силами
общественной саморегуляции через профессиональные корпорации. Решающая роль
в общественной интеграции отводилась идеалам и верованиям. Далекий от
материалистического понимания причин кризиса общества Дюркгейм видел их в
отставании культуры от развития экономики, в несовершенстве моральных норм,
регулирующих поведение членов общества. Можно сказать, что концепция
Дюркгейм строилась на принципах научной рациональности, но не раскрывала
всей сложности социального объекта в его статике и динамике.

4.Понимающая социология Вебера
Неклассический тип научности социологии разработан немецким мыслителем
Макс Вебером (1858-1918). В основе этой методологии лежит представление о
принципиальной противоположности законов природы и общества и,
следовательно признание необходимости существования двух типов научного
знания: наук о природе (естествознания) и наук о культуре (гуманитарного
знания). Социология же — пограничная наука, которая должна заимствовать у
них лучшее. У естественных наук — приверженность к точным фактам и причинно-
следственное объяснение действительности, у гуманитарных наук — метод
понимания и отнесения к ценностям. Поэтому социологию Вебера называют
понимающей. В качестве предмета социологии Вебер рассматривал не понятия
«народ», «общество» и т.д., а только индивид, поскольку именно он обладает
сознанием, мотивацией своих действий и рациональным поведением. Вебер
подчеркивал важность понимания социологом субъективного смысла, который
вкладывается в действие самим индивидом. Наблюдая цепочку реальных
действий индивида социолог должен сконструировать их объяснение на основе
понимания внутренних мотивов этих действий. Главным инструментом познания у
Вебера выступали «идеальные типы», которые представляют собой мысленные
логические конструкции, создаваемые исследователем. Они формируются с
помощью выделения отдельных черт реальности, которые являются наиболее
типичными. По Веберу, все социальные факты объясняются социальными типами.
Вебер предложил типологию социальных действий, типов государства и
рациональности. Вебер рассматривал социальную структуру общества как
многомерную систему, в которой наряду с классами и порождающими их
отношениями собственности важное место принадлежит статусу и власти.
Государство по Веберу бывает нескольких видов:
1. Легальный, в которых господство обусловлено интересами, т.е.
рациональными соображениями повинующихся. Господство государства Вебер
определял как «шанс встретить повиновение определенному приказу».
Бюрократия является чистым типом легального государства. Этот тип
государства представлен в Англии, Франции, США.
2. Традиционный, он обуславливается просто нравами, привычками к
определенному поведению. Этот тип господства схож с семьей, он
патриархален, тут есть господин, лично зависящие от него слуги и аппарат
управления. Традиционные господство в свою очередь подразделяется на две
форме: чисто патриархальную и сословную структуру управления. Первая
форма проявилась, например в Византии, вторая — в феодальных государствах
Западной Европы.
3. Харизматическое господство. Харизматические качества — это особые
способности, не столько приобретенные, сколько дарованные свыше, которые
выделяют лидера из среды современников. Ими обладали, по Веберу, Будда,
Иисус, Магомет, Цезарь, Наполеон и другие великие субъекты. Здесь
особенно велика роль авторитарности, по сути, отрицается традиция, право,
рациональность, велика роль случайности.

5.Структурный функционализм Талькоты Парсонса и Роберта Мертона
В 20 в. в рамках теоретической социологии утверждается структурно-
функциональный анализ американских социологов. Системные идеи (исследование
общества как системы) проникают в социологию еще в 40-х гг. На базе
системного подхода и функциональных представлений формируется новый подход
в социологии: в рамках структурного функционализма происходит переход к
объяснению социальных явлений на основе абстрактных конструкций. Разработки
в этом направлении связаны с именами Мертона, Парсонса и др. Но отцом
структурного функционализма считается Парсонс (1902-1979), работавший в
Гарвардском университете, который занимал лидирующее положение в
американской социологии. В это время здесь же работали Мертон и Сорокин.
Под их влиянием происходило пробуждение интереса к социологии в
университетской среде. Это привело к усилению академической социологии и
устремлению к общим теориям (к системным и кибернетическим теориям,
математическому моделированию). Парсонс и Мертон отошли от традиционных
подходов к социальным явлениям, стали использовать более совершенный
научный аппарат, основанный на достижениях математики, кибернетики, бионики
и др. наук.
В своих разработках они опирались на а) системный подход в изучении
общества и б) принципы функционального подхода Спенсера. Вкратце это такой
подход заключается в следующем: любое общество является целостной системой
(такой подход к понятию общества называется системным). Система — это
определенным образом упорядоченное множество элементов, взаимосвязанных
между собой и образующих некоторое целостное единство. Материальную основу
любой системы составляют ее элементы, представляющих собой сложную иерархию
подсистем со сложными связями и взаимодействиями, эти элементы выполняют
определенные функции для удовлетворения общественных потребностей. Каждая
часть может существовать только в рамках целостной системы, где она
выполняет определенные функции. Функции частей всегда означают
удовлетворение какой-либо общественной потребности. Все вместе функции
направлены на поддержание устойчивости общества и его воспроизводство. Для
общества необходимо, чтобы эти связи и взаимодействия носили устойчивый
характер и воспроизводились в историческом процессе, переходя из поколения
в поколение, тогда общество как система приобретает системные качества:
когда общество представляет собой не просто сумму элементов, а устойчивую
систему.
Мертон внес в эту концепцию Спенсера ряд уточнений:
1. Как одно явление может иметь различные функции, так и одна и та же
функция может выполняться различными явлениями. (как, например, реформы
правительства могут выполнять функцию модернизации экономики, но и могут
привести к смене полит. строя, как произошло в России в начале 90-х гг.)
2. Мертон вводит понятие дисфункции, т.е. разрушающей функции. Он
утверждает, что одни и те же элементы могут быть функциональными по
отношению к одним системам и дисфункционными к другим. (в примере реформы
были функциональны по отношению к экон. сфере, но дисфункционными к
полит. сфере)
3. Мертон вводит различия между явными и скрытыми (латентными) функциями.
Явная функция — это то следствие, которое вызвано намеренно, латентная
функция — это то следствие, которого не ожидали и которое не входило в
намерения. (явная функция реформ — модернизация экономики, неявная —
разрушение полит. системы общества).
Важным этапом развития социологи явился структурный функционализм
Парсонса. По Парсонсу, любая общественная система имеет две основные
ориентации, которые он назвал «осями ориентации». Первая ось : внешнее —
внутреннее. Это означает, что любая система ориентируется либо на события
окружающей среды, либо на свои собственные проблемы. Вторая ось:
инструментальное — консумоторное. Это означает, что ориентация системы
связана либо с сиюминутными, актуальными, либо с долговременными целями.
Если в качестве примера рассматривать наше современное российское общество,
то в этой системе координат оно занимает положение: на первой оси ближе к
«внутренней» ориентации, чем к «внешней» (т.к. много внутренних проблем,
отвлекающих от внешних); на второй оси — ближе к «инструментальной»
ориентации (т.к. сиюминутные проблемы не дают сосредоточиться на
перспективу).
Из положений этих осей в крестообразных таблицах возникает набор из
четырех основных функциональных категорий: адаптации, целедостижения,
интеграции и воспроизводство структуры (или поддержание образца). Эти
функции социальной системы по Парсонсу обеспечиваются различными
подсистемами. Так, внутри социальной системы, функцию адаптации
обеспечивает экон. подсистема, функцию целедостижения — полит. подсистема,
функцию интеграции — правовые институты и обычай, функцию воспроизводства
структуры — система верований, мораль и органы социализации (семья система
образования и т.д.)
Таким образом авторы структурно-функциональной концепции предложили
рассматривать общество как целостную систему, элементы которой находятся в
функциональных связях и отношениях друг с другом. Этими элементами могут
быть индивиды, группы, группы, общности и т.д., внутри которых и между
которыми устанавливаются структурные функциональные связи. Характер этих
функциональных связей позволяет построить более или менее полную картину
общества. Социальная система представляет собой универсальный способ
организации социальной жизни, который возникает в результате взаимодействия
социальных действий на базе диктуемых социальных ролей. Понятие структура у
Парсонса — это совокупность устойчивых отношений индивидов (элементов). В
социальной структуре функционируют социальные связи — взаимодействия. Это
побудило ввести Парсонса понятие «функция». И общество по этой концепции
нужно начинать изучать не с изучения структурных элементов, а как
функционирующую систему, изучая непосредственное взаимодействие и функции
структурных элементов. Исходным тезисом структурного функционализма являлся
тезис: система не может выжить и функционировать, если не решены
основополагающие проблемы. Поэтому данный анализ начинается с выяснением
этих проблем:
1. Проблема рациональной организации и распределение материальных,
человеческих и культурных ресурсов. Эти функциональные требования
являются проблемами адаптации — чтобы выжить система должна
приспосабливаться как к внутренней, так и к внешней изменяющейся
ситуации. Данной функции соответствует подсистема — экономика, именно она
поставляет и распределяет материальные ресурсы. Институтами этой
подсистемы являются — заводы, банки, магазины и т.д.
2. Проблема определения основных целей и поддержание процессов их
достижения. Данной функции соответствует подсистема — политика и полит.
организации. Они вырабатывают целевые установки и через функционеров
побуждают членов общества работать на эти цели.
3. Проблема интеграции — сохранение устойчивости, внутреннего единства,
солидарности. Эта функция осуществляется институтами социального контроля
посредством создания общих норм и ценностей и общей культуры
(государственный аппарат, система образования, культуры, религия и т.д.)
4. Проблема воспроизводства системы (поддержания образца), мотиваций при
исполнении социальных ролей и устранение скрытой напряженности.
Социальная система с целью сохранения существующего порядка должна
вырабатывать механизм социализации людей, позволяющей им приобретать
нормы-роли данного общества. Социализация необходима для сохранения
стабильности общества.
Слабость такого подхода, как утверждают критики в том, что он дает лишь
моментальный портрет общества, но не раскрывает генезиса и развития
общества.

6.Ральф Дарендорф о социальном конфликте
К числу крупных теоретиков конфликтов принадлежит немецкий социолог
Дарендорф. Он предложил конфликтную модель общества, которая включает 4
положения:
1. каждое общество всегда находится в состоянии изменения;
2. в каждом обществе всегда существуют элементы несогласия, которые ведут к
общим конфликтам;
3. каждый элемент общества может способствовать его интеграции и изменению;
4. любое общество базируются на насилии одних членов общества (или групп)
над другими, которые всегда будут бороться против своего угнетенного
состояния.
В основу социальных конфликтов Дарендорф положил полит. факторы: борьбу за
власть, престиж, авторитет. Конфликт может возникнуть в любом обществе, где
есть господствующие и подчиненные. Причиной конфликта служит стремление к
доминированию. По Дарендорфу человечество от природы склонно формировать
иерархии социального доминирования и бороться за приобретение позиций в
группе, общности и т.д. в таких ситуациях причиной конфликта может быть
дефицит ресурсов. Поэтому Дарендорф в своем учении о конфликтах много места
отводил проблемам доступа и распределения ресурсов. Центральным вопросом
конфликта при этом является: кто и каким образом распоряжается ресурсами?
Ответ на этот вопрос отсылает нас к вопросу о власти, которая по Дарендорфу
представляет собой совокупность социальных позиций, позволяющих одной
группе распоряжаться результатами деятельности других групп людей.
Осознание группами своего положения и коренных интересов есть необходимое
условие возникновения и развития конфликта, а следовательно и социальных и
полит. изменений. Поэтому диалектика власти и сопротивления, ведущая к
конфликтам есть движущая сила развития истории. Она же определяет темпы и
направления изменений, происходящих в обществе. Дарендорф политизировал
природу социальных конфликтов, выводя их из отношения тех или иных групп к
власти. Он создал типологию конфликтов по отношению к власти внутри
социальных групп, между ними и на уровне общества и на межгосударственном
уровне. Главный его вывод — возможность и необходимость регулирования
конфликтов в современном индустриальном обществе, направление их в
позитивное для развития общества русло.

РАЗВИТИЕ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ СОЦИОЛОГИИ
2.Формационная система К. Маркса
Общество как и любая сложная самоорганизующаяся система изменяется и
развивается, проходя определенные исторические стадии. Основными можно
считать 2 подхода к анализу истории человечества: формационный и
цивилизационный. Маркс представлял историю как смену общественно-
исторических формаций, в отличие от Тойнби, который полагал, что история
человечества складывается из смены цивилизаций, имеющих свои замкнутые
циклы развития. Формационный подход называется так же стадиальным и
прогрессистским. Впервые его сформулировал К. Маркс, выдвинув идею о 5
последовательно сменяющихся общественно-экономических формациях:
первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая,
коммунистическое (или социалистическая). Согласно марксисткой традиции,
формация определяется способом производства, т.е. тем как используются и
контролируются экон. ресурсы. Общественно-экономические формации включают в
себя все явления, которые имеются в обществе: материальные, духовные,
политические, социальные, семейные и т.д.). Стержнем формации является
способ производства материальной жизни. Общественно-экономическая формация
— это исторически конкретное общество на данном этапе его развития и вместе
с тем — это определенная ступень в развитии исторического процесса по
восходящей линии. Причем, согласно Марксу, каждая последующая формация
является более прогрессивной по сравнению с предыдущей. Но у Маркса есть и
деление истории на 3 формации: первичная формация (первобытное общество),
вторичная формация (рабство, феодализм, капитализм) и третичная формация
(коммунизм). Им была разработана классовая теория стратификации общества;
концепция отчуждения труда; материалистическая концепция развития общества
(основывается на приоритете экон. факторов в развитии общества
—исторический материализм).

3.Интегральная социология Петерима Сорокина
Петерим Сорокин (1889-1968) — крупнейший социолог мирового уровня 20
в., профессор Петроградского университета, в 1922 г. был выслан из России.
Его учениками были многие выдающиеся американские социологи, сделал
огромный вклад в теоретическую социологию. Сорокин развивал учение об
«интегральной» социологии, охватывающей все социологические аспекты
культуры. Социальную действительность он рассматривал как
сверхиндивидуальную социокультурную реальность, несводимую к материальной
реальности и наделенную системой: ценностей — норм — символов. Культура как
система символов, мотиваторов, образцов действий, задает индивидам
предельно общую ориентацию, освобождая от внутренних противоречий.
Различаются системы социокультурных феноменов многих уровней. Самые высокие
системы из них (суперсистемы) базируются на самых фундаментальных
предпосылках реальности — мировоззрениях. Из суперсистем Сорокин выделял
«чувственную суперсистему» (реальность воспринимается чувствами),
«умозрительную» (реальность познается при помощи интуиции),
«идеалистическую» (комбинация двух первых). В разные периоды истории эти
суперсистемы находятся на разных фазах развития. В то же время в любой
период истории наряду с суперсистемами культуры в обществе сосуществуют 5
основных культурных систем более низкого уровня: язык, этика, религия,
искусство, наука.
Сорокин считал, что общество есть система систем. Оно возникает не как
результат механической эволюции природно-биологических отношений.
Социокультурные, исторические отношения связаны с появлением в акте
человеческого взаимодействия нового момента в виде «ценностей, норм,
символов». Именно здесь ключ к основам общественной жизни. В зависимости от
того, каков характер ценностей и норм складываются в обществе различные
типы групп, определяются права, функции, роли членов групп, методы и формы
управления, механизм стратификации. Общая социальная структура определялась
Сорокиным в следующем виде:
I. Главные формы неорганизованных и полуорганизованных групп:
1.«внешние» организованные группы (например, подписчики газет и т.д.)
2.толпа, группы незнакомых людей
3.человечество в целом.
II. Важнейшие «односторонние» группы, построенные на одном ряде ценностей:
А) Биосоциальные группы: расовые, половые, возрастные.
Б) Социокультурные группы: 1)род, 2)территориальная общность, 3)этническая
общность, 4)профессиональный союз, 5)экономическая группа, 6)религиозная,
7)политическая, 8)элиты.
III. Важнейшие «многосторонние» группы: 1)семья, 2)община, 3)племя,
4)нация, 5)каста, 6)сословие, 7)социальный класс.
Все эти группы существуют, отличаясь свойствами, вступая в сложные
взаимодействия друг с другом, образуют в целом общество. Но в основе
взаимодействия а следовательно и общества лежат ценности и нормы т.е.
интегративная культурная база. Исходя из социокультурного видения общества
Сорокин предложил свое понимание развития общества, его социокультурной
динамики. Так, доминирующие суперсистемы социокультурных феноменов в ходе
истории исчерпывают свои возможности и заменяются альтернативным
мировоззрением. Этот переход суперсистем сопровождается радикальной
трансформацией социальных институтов и нормативных образцов. Разрушение
интегративной культурной базы и возникновение нового культурного базиса
сопровождается кризисами, войнами, бедствиями. В соответствие с
социокультурными переворотами меняется и поведение индивида. С этих позиций
Сорокин оценивал и Первую мировую войну и революцию 1917 г.
Сорокин — один из родоначальников теорий социальной стратификации,
социального пространства и социальной мобильности. В своей теории
стратификации Сорокин объяснил, что любое общество неоднородно, слои
составляющие его определяются рядом позиций: имущественным неравенством,
образовательным неравенством. В теории соц. мобильности он объяснил как
происходит перемещение из одного слоя в другой. Ему принадлежит еще ряд
идей: теории конвергенции (сближения, приобретения одинаковых черт, все
общества в 20 в. в сущности развиваются в одном направлении и между ними
все больше общего, чем различий и где-то в перспективе различия станут
незначительными).
Сорокин ввел понятие «социальное пространство» и вложил в него иной
смысл

Новинки рефератов ::

Реферат: Селюэл Финли Бриз Морзе (Физика)


Реферат: Индивидуальный мир культуры (Культурология)


Реферат: Анализ и синтез систем автоматического регулирования (Технология)


Реферат: Авторское музыкальное самодеятельное творчество: история и современность (Музыка)


Реферат: История театра древней Греции, Рима и средневековья (Искусство и культура)


Реферат: Творчество И.Е.Репина (Искусство и культура)


Реферат: Первичная учетная информация, ее значение в бухгалтерском учете (Бухгалтерский учет)


Реферат: Лекции по линейной алгебре (МГИЕМ, ФПМ) (Математика)


Реферат: Региональные международные организации как субъекты международного права (Международное публичное право)


Реферат: Билеты по предпринимательскому праву (Предпринимательство)


Реферат: Конституционное судопроизводство в России (Право)


Реферат: Живопись перед первой мировой войной (Культурология)


Реферат: Образ мира в философии: Структура общества (Философия)


Реферат: Правовые системы в современном мире (Государство и право)


Реферат: Педагогика Джона Локка как педагогика переходного периода (Педагогика)


Реферат: Инвентаризация: порядок организхации и проведения (Бухгалтерский учет)


Реферат: Нормы Гражданского Кодекса Российской Федерации, регулирующие вопросы страхования и страховой деятельности (Страхование)


Реферат: Государственная молодежная политика как важнейшее направление деятельности государства (Социология)


Реферат: Исследование роли руководителя в повышении качества результатов деятельности ОУ (Педагогика)


Реферат: Ринок фінансових послуг (Финансы)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист