GeoSELECT.ru



Социология / Реферат: Феминизм на российской почве (Социология)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Феминизм на российской почве (Социология)



Сибирская аэрокосмическая академия
Имени академика М.Ф.Решетнева.
Институт финансов и бизнеса.
Кафедра философии и социальных наук.



Реферат
Феминизм на российской почве.



Выполнил:
Студент группы М-91
Жданов С.А.
Проверила:
Преподаватель
Морозова О.Ф.



Красноярск 2001.

Я хочу начать свой доклад с использования материалов, использованных
доктором Нарицыным, психотерапевтом и психоаналитиком, в написании своей
книги «Я и ТЫ- ТЫ не Я».

«Однажды мне случайно довелось услышать беседу двух будущих мам. Одна
мечтала о дочке, а вторая непременно хотела сына. Как-то незаметно их
разговор перетек в другое русло: они начали спорить всерьез, кто лучше -
мальчик или девочка?»

Первая говорила: - Девочка лучше, она как-то ближе. С ней можно в куклы
играть, а мальчики все дерутся…

- Ну и что, зато мальчики любят подвижные игры, буду с ним в футбол гонять,
фигуру подправлю…

- Да, но зато девочка аккуратнее, ее можно в платьица наряжать, косички
заплетать, красиво причесывать!

- А мальчик вырастет - будет защитником!

- Вот именно - защитником: пойдет в армию, намучается…

- Да лучше два года мучиться, чем всю жизнь!!!

Так или иначе, вторая будущая мама высказала мнение, что женщиной быть
хуже, чем мужчиной. Такой, извините за выражение, пол второго сорта. И
лучше, мол, два года в армии, чем всю жизнь в унижениях… Причем обратите
внимание - сказала это ЖЕНЩИНА! Видимо, бедняжка из тех, что сами всю жизнь
мучаются со своим "второсортным" положением.
А потом мы удивляемся, откуда берутся оголтелые феминистки, которые, как
говорят скептики (чаще мужского пола), "борются за какие-то лишние права".
Да не за лишние права они борются, а за равные! Но общественное
представление почему-то считает, что для достижения этого равноправия
женщине нужно тягать штангу, укладывать шпалы и играть в футбол… Интересная
выходит ситуация! Тем более, что мужчине при этом делать ничего практически
не нужно. Следуя логике, если есть какая-то борьба, значит, есть конфликт.
Откуда он взялся? Разобраться в этом - значит найти сущность истинного
равноправия (и понять - а возможно ли оно сегодня?)

Как это так случилось, что в России, в общем-то патриархальной стране, мы
все чаще видим женщину за рулем, в армии, в бизнесе и даже в политике?

Это же для мужчин - катастрофа! Женщина стремительно ворвалась в мужской
мир и достигла там очевидных высот.
Мужчин это, конечно, раздражает неимоверно, можно по пальцам сосчитать тех,
кто относится к этому спокойно. Еще бы, веками считалось, что женщина
должна подчиняться и не роптать. Не зря ведь Жванецкий выдал незабвенную
фразу: “Женщина должна: а) лежать б) тихо”. Примерно так до недавнего
времени было у нас, на Западе же феминизм победным маршем шествовал еще с
50-60-х годов.
К сожалению, сравнение не в нашу пользу: там можно за двусмысленные намеки
подать в суд и выиграть дело с солидной компенсацией, не говоря уже о том,
что Союз феминисток внимательно следит за тем, чтобы, к примеру, победители
турнира Большого Шлема получили одинаковое денежное вознаграждение. И не
дай Бог, если Мартина Хингис получит меньше, чем Пит Сампрас. Но то в
Америке. Европа более консервативна и инертна. В Германии мир женщины
сравнительно недавно стал охватывать больше, чем знаменитые три К: “Kinder,
Kuche, Kirche” (дети, кухня, церковь).
Феминизм… Слово, которое порождает противоречивые эмоции: от бурного
восторга до слепой ярости. А, в сущности, суть этого движения в идеале
должна отражать то, чего всю жизнь добивается любой человек: права на
признание и на самовыражение. Кому-то нравится, когда его жизнь строится по
определенной колее, а кто-то, наоборот, будет беситься от самой мысли, что
его судьба в какой-то мере предрешена. Сломать эту определенность… Так
рождается марксизм, феминизм, пофигизм и прочий "-изм".
В российской литературе тема феминизма освещена очень скудно. Ее по пальцам
можно пересчитать. Ирина Корчагина, Алла Трубецкая, Мария Арбатова: вот и
все, пожалуй, что имеется. И это неудивительно. Ведь российский феминизм
еще очень молод по сравнению с западным.


В России долгое время тема феминизма воспринималась нами лишь как что-то
отдаленное, вроде проблемы индейцев Южной Америки. Но оказалось, что всё
это уже есть рядом с нами и непосредственно нас касается, и быть
нейтральным уже почти невозможно. Феминизм стал страшной сказкой для
сильной половины человечества.

Феминизм пугает, ярлык "феминистки" страшнее самого смертного греха. Но
мнения о том, кто же из женщин может удостоиться этого звания, порой
достаточно противоречивы.

Я не хочу кого-либо осуждать или поддерживать и занудствовать на тему, что
же такое феминизм, и с чем его едят. Давайте лучше поразмышляем над тем,
какие явления принимаются за феминизм, но им, скорей всего, не являются.
Какой образ возникает в сознании людей при слове “феминистка”?


Соответствует ли этот образ действительности?

Грозит ли России взрыв бомбы по имени “феминизм”?

Нужно ли пугаться российского феминизма?

Для начала не грех послушать мужчин. Какую женщину, по мнению мужчины,
можно считать феминисткой?

Чтобы узнать это, я стал опрашивать своих знакомых. Не лишним было и
заглянуть на несколько сайтов, посвященных проблемам взаимоотношения полов.
И вот, что в результате мне удалось выяснить...


АГРЕССИЯ И ЕЩЕ РАЗ АГРЕССИЯ



Первое качество, называемое мужчинами как главный признак феминизма, - это
агрессивность. Женщина ведет себя конфликтно и даже cклочно, доказывая свою
правоту всем и повсюду. Более того, такая женщина стремится доминировать на
работе и в быту, навязывает свое мнение окружающим, ведя себя подчас
бестактно и бесцеремонно. Критику в свой адрес такая дама воспринимает как
попытку унизить лично ее. Всяческие жизненные неудачи, вытекающие из
вышесказанного, она объясняет притеснением со стороны "сильного пола".

МУЖЧИНА В ЮБКЕ ИЛИ НЕЧТО СРЕДНЕГО РОДА.

Второе качество, которое отмечают мужчины, - это "мужеподобное поведение".
Женщина старается вести себя как мужчина, говорить, думать, ходить и
одеваться. Сферы интересов она тоже выбирает, как правило, традиционно
мужские - но не по причине выдающихся способностей, а из желания
самоутвердиться. Женские же сферы интересов она демонстративно презирает,
не уделяет внимание семье, если таковая вдруг имеется (бывает и такое!),
холодна с детьми, родными и близкими.


ЖИЗНЬ БЕЗ МУЖЧИН.


Третье - мужененавистничество. Женщина старательно подчеркивает свою
независимость и даже превосходство над мужчиной, старается побольнее
"задеть" мужское самолюбие. Такая женщина может избегать личных контактов с
мужчинами, долгое время оставаясь одна, не обзаводится семьей, детьми и
становится типичной "старой девой".


А КАК ЖЕ СЕКС?


И четвертое - асексуальность. Женщина либо страдает отсутствием
сексапильности вообще, не стремится хорошо выглядеть, чтобы понравиться;
либо, наоборот, привлекая внимание, ведет себя напористо даже в постели, не
давая партнеру проявить ни малейшей инициативы.
Итак, в результате вот вам набор основных качеств настоящей феминистки:
агрессивность;
мужеподобие;
мужененавистничество;
отсутствие женской привлекательности.


НЕТ СЕМЬИ - СТАНЬ ФЕМИНСТКОЙ!


Причины же, по которым женщины становятся феминистками, по мнению мужчин,
различны, но, в основном, к феминизму их ведет неустроенность в личной
жизни, которая вызвана вышеперечисленными качествами (как тут не вспомнить
дорогого В.В.Жириновского, который щедро пообещал "каждой бабе - по
мужику...").

Один мой знакомый даже выдвинул гипотезу о том, что женщины-
автолюбительницы все сплошь феминистки, потому что у них формируется
комплекс "плохого водителя". Они или сравнивают себя с мужчинами не в свою
пользу, или начинают доказывать, что они - водители отнюдь не хуже Среди
прочих причин фигурируют:
а) общее падение нравственности, рост агрессивности;

б) женское образование ("женщине образование ни к чему, больше будет
знать - больше претензий");

в) общественный строй России прежних лет ("семьдесят лет уравниловки:
женщина на тракторе, женщина на заводе, женщина-инженер, руководитель,
космонавт").
Один даже описал внешность предполагаемой феминистки. Это подтянутая,
небольшого роста женщина, подвижная и, конечно, не толстая.

- Почему "конечно, не толстая"? - спросил я.

- Потому что наверняка занимается спортом, - последовал ответ.

- А почему маленького роста?

- У маленьких вообще много комплексов.



ФЕМИНИЗМ ИЛИ НЕУМЕНИЕ ЖИТЬ?


Но вернемся к нашей теме. Попробуем разобраться, какие же из качеств,
перечисленные мужчинами, действительно должны быть присущи феминистки
настроенным особам.


Агрессивность.

Агрессивность неприятна. В агрессивном человеке мы часто видим противника,
врага, которому нужно или противостоять, или покинуть поле брани.
Невозможно общаться с человеком, который так или иначе оскорбляет и унижает
вас, пренебрегает вами. Это справедливо в равной степени как для женщин,
так и для мужчин.

Часто мы принимаем агрессию как один из мужских "половых признаков" и
поэтому говорим об агрессивности у женщин как о доказательстве того, что
они добиваются равенства с мужчинами, проявляя мужские качества. Так ли
это?

Нас учили родители и школа, что агрессивность и напористость всегда
полагалась по рангу именно настоящему мужчине. И, тем не менее, редко
акцентировали внимание на том, что в высших кругах общества непрекрытая
агрессия вызывала, как правило, пренебрежение и презрение, воспринималось
как неумение себя вести. И гораздо выше ценился и ценится талант дипломата.
Умение общаться с людьми - вот настоящий ключ к успеху, учат нас
современные психологи. Поэтому, думаю, агрессивность не является признаком
борьбы женщин за свои права. Она является признаком психологического
неблагополучия, а иногда и банальной распущенности.

Можете со мной не соглашаться. Я не настаиваю.
Мужеподобие и сексуальная непривлекательность.

Размышления на тему мужеподобного поведения женщин и их откровенной
непривлекательности очень подробно можно прочитать на страницах журнала
Марио, созданного мужчинами для женщин. Там есть, конечно, много спорных
моментов, но это уже вам судить, дорогие мои читатели. От себя добавлю лишь
то, что любая женщина, стремящаяся добиться успеха, независимо от сферы
интересов, сильно проиграет, приняв мужскую модель поведения. Потому что
женскую сущность невозможно скрыть - она проявляется так или иначе.
Интересная женщина, по-женски привлекательная и адекватно себя подающая,
всегда добивается больших успехов, чем ее мужиковатая коллега. В любом
случае, мужеподобное поведение тоже никак не относится к борьбе женщин за
свои права.
Мужененавистничество.
Говорят, что российские феминистки ненавидят мужчин. Не верю. Для этого
достаточно пару раз посмотреть популярную телепрограмму "Я сама" и
послушать самую известную нашу феминистку Марию Арбатову. Как она защищает
порой мужчин, а? Защищает от нормальных, не слишком эмансипированных
женщин, которые готовы все свои беды и проблемы свалить на голову сильной
половины человечества. Думаю, мужененавистничество - это, скорее, чья-то
беда, а не вина. Это женское горе (иногда настоящая трагедия), похороненное
в глубинах подсознания, чьи-то детские комплексы и жизненные неудачи. Ну, и
к какому врачу в данной ситуации пойдем жаловаться на неравноправие полов?
Так к чему же мы, в итоге, пришли? Получается, что ни одна из перечисленных
особенностей не может претендовать на средство достижения равноправия
мужчин и женщин.

Кому вообще нужно это равноправие? Нужно ли понимать его как
эквивалентность? Как отказ от традиционных человеческих ценностей? Или,
может быть, мыслить нужно более глобально: каково право женщины
распоряжаться собственной судьбой?

Вопросов много. Но ответ не менее парадоксален: подавляющее большинство
женщин во всем мире вполне устраивает нынешнее положение вещей. Как и
большинство мужчин. Так что мужчины могут спать спокойно. Потому что
проблема феминизма имеет более глубокие корни, нежели просто женская
прихоть.

Феминизм - это отражение происходящих в обществе процессов, когда
технический прогресс и связанные с ним проблемы меняют взгляды людей и
заставляют пересмотреть их свое отношение к жизни, вынуждают становиться
более гуманными и думать о будущем планеты. Может ли женщина стоять в
стороне от этих процессов? Видимо, нет. Ведь женская сущность изначально
стремится к стабильности, к гармонии, к добру.
Нужно ли вообще спорить о том кто лучше кто хуже? Все мы прекрасны в своей
индивидуальности. Сейчас речь идет о выживании человечества как
биологического вида. Мужчины и женщины должны объединить свои усилия для
достижения этой глобальной цели и быть счастливы вместе на лоне бытия.
Феминизм сродни космополитизму, когда мир воспринимается как нечто
целостное и не делится на сферы влияния. В наше время многие цивилизованные
страны ведут политику, направленную на оздоровление общества, на повышение
его благополучия, в том числе материального. Человек воспринимается уже не
только как "винтик" государственной машины.

Не случайно феминизм как движение возник именно на Западе. Потому что самые
примитивные потребности человека удовлетворены, жизнь налажена, и возникли
новые потребности, они поднялись на новую ступень. Человек ищет смысл
жизни, способы самовыражения. Западная женщина хочет быть лучше,
талантливее, умнее, чем когда-либо. Она хочет прежде всего свободы быть
самой собой, а для этого необходимо, чтобы хотя бы не мешали. Кто станет ее
за это осуждать? Тем более, что круг таких женщин даже на Западе весьма и
весьма ограничен - он не касается общей массы людей.
Вообще представьте себе такую фантастическую ситуацию. Вы -
доисторический человек и едите руками, и вдруг попали в цивилизованное
общество, где все едят столовыми приборами. Вы чувствуете себя неудобно
(несмотря на свою "дикость") и стараетесь все делать так, как и ваши
"цивилизованные" собеседники - есть вилкой, ложкой и проч.

Но ваши собеседники дружно осуждают вас за стремление есть вилкой и
ложкой, все время аргументируя это тем, что вы нарушаете свою природную
сущность, отрицаете законы природы, и вам негоже есть также как они,
более развитые люди.

И вас заставляют есть руками в то время, как присутствующие пользуются
столовыми приборами. Причем ваши собеседники почти в открытую насмехаются
над вашей "дикостью", но в то же время не дают вам есть культурнее. Как
вы поступите в данном случае? Ничего это вам не напоминает?
В голодной России какие-либо признаки материального достатка, а тем более
достаток у женщины, уже воспринимаются как нечто аномальное, не иначе, как
феминизм. Женщина на автомобиле? - Обезьяна с гранатой! Деловая леди? -
Агрессивная стерва! И это еще далеко не полный перечень эпитетов, летящих в
адрес тех женщин, кто хоть как-то хотел бы быть лучше других.

Российские мужчины обвиняют наших женщин в растущей агрессивности, в
отрицании своей женской сути? Но Россия сегодня агрессивна как никогда,
общественные отношения в нашей стране идут вразрез с тенденциями XX века,
мужское государство действует силовыми методами как и 1000 лет назад.
Мотивы, думаю, просты до банальности: мужчины стремятся освободить куцый
рынок труда для себя, обеспечить прежде всего свое собственное
благополучное существование, и кто-то должен уйти в сторону. И "козлом
отпущения" стала российская женщина, потому что женщина вообще менее всего
склонна за что-либо бороться, тем более за свои так называемые права.

Думаю, нам рано всерьез пугаться российского феминизма.

Тем более, что феминистская организация - это, скорей, элитарный круг
людей, среди которых не место невротикам разных мастей. Это прежде всего
сообщество тех женщин, кто УЖЕ чего-то добился в жизни, кто имеет высокий
интеллектуальный и социальный уровень. Среди феминисток есть разные:
семейные и одинокие, имеющие детей и бездетные, худые и толстые, маленькие
и высокие, привлекательные и не очень. Но всех их объединяет одно: они
отличаются от простых женщин, бегущих с работы по магазинам, усталых и
замотанных, стареющих раньше срока, не всегда милых и добрых, но все же
ждущих лучшей доли. Дождутся ли?

Как я лично отношусь к идее феминизма? Честно? Не знаю. Точно скажу, что
носителем этой идеологии или борцом не стану, жаль времени. Что же касается
вечного спора о равенстве мужчины и женщины…Для иллюстрации моего видения
проблемы привлеку школьный курс математики. Возьмем два выражения:

2 + 3 + 5 = 10 и 4 + 2 + 4 = 10
Отсюда ясно, что 2 + 3 + 5 = 4 + 2 + 4.
Правая и левая часть тождественно равны. Но отдельные компоненты справа и
слева не равны друг другу. Так 2 не равно 4; 3 не равно 2; 5 не равно 4.
Таковы мужчина и женщина. Разное мировосприятие, разные составляющие
компоненты. Но сумма одна: ЕГО ВЕЛИЧЕСТВО ЧЕЛОВЕК.




Реферат на тему: Феминология как наука

ПЛАН

1. Феминология как наука.

2. Основные методы феминологии и ее связь с другими науками.

3. Научные разработки по феминологии и ее изучение в России и мир.

4. Феминология и перспективы решения глобальных проблем современности.

Феминология как наука.

Феминизм, в широком смысле – стремление к равноправию женщин с
мужчинами во всех сферах общества; в узком смысле - женское движение, целью
которого является устранение дискриминации женщин и уравнение их в правах с
мужчинами. Возникло в 18 в. Особенно активизировалось с кон. 60-х гг. 20 в.
В 1996 году в соответствии с решением Министерства образования РФ в
программу некоторых российских вузов ввели новую учебную дисциплину –
феминологию.
«Феминология рассматривает совокупность социально-экономических,
политических, правовых, социокультурных условий, сложившихся в обществе для
реализации общих с мужчинами и специфических интересов женщин, обеспечения
их жизнедеятельности во всех сферах общественной жизни».
В узком смысле этого слова «фиминология» - наука о положении и социальных
ролях женщины.
Таким образом, объектом феминологии являются женщины. Но сразу
возникает вопрос, как понять и определить этот объект? Галина Силласте,
ведущий феминолог России, говорит о двух подходах к женщине как к объекту
исследования. Первый подход: женщины как социально демографическая группа.
Но при таком подходе на передний нлан выступают такие проблемы как
соотношение полов в определенных поколениях, динамика рождаемости,
продолжительность жизни в зависимости от пола, характеристика женщины как
рабочей силы и т.д. Второй подход, женщины как относительно автономное
социальное обозрение – социум. Такой подход дает более глубокое и
всестороннее понимание женского вопроса в прошлом, настоящем и будущем, его
влияние на общие социальные процессы.

Основными задачами курса “Феминология”, являются следующие:
. изучение социальных факторов, обуславливающих общее и особенное в
жизнедеятельности мужчин и женщин, специфических условий, влияющих на
положение женщины в обществе;
. выработка цельного научного мировоззрения, основанного на принципах
международных концепций ООН, других нормативных актов, ориентированных
на повышение роли и статуса женщины в обществе;
. реализация основных направлений государственной социальной политики,
изучение социальной технологии деятельности государственных и
общественных организаций по оказанию поддержки и помощи женщинам;
изучение федеральной, региональной и местной систем, комплекса форм и
методов социальной работы с различными категориями женского населения

Основные методы феминологии и ее связь с другими науками.

Мировоззренческой базой фиминалогии является общая гуманистическая
теория о равном праве всех людей, независимо от расы, вероисповедания, пола
на осуществление своего материального благосостояния, духовного развития в
условиях свободы и достоинства, экономической устойчивости и равных
возможностей. По отношению к правам и возможностям личностного развития
женщин такой подход предполагает не только серьезнейшие общие социальные
преобразования, но и переход от общества традиционно мужской дискриминации
по признаку пола к общественным отношениям равных прав и возможностей
женщин и мужчин.
Феминология – междисциплинарная наука. Она развивается в тесной связи
с такими науками, как история, социальная философия, социальная и общая
психология, социология. Феминология использует следующие основные методы
исследования:
1. Социологический, определяющий социальную обусловленность мужского и
женского бытия.
2. Аксиологический, утверждающий равную самоценность личности мужчины и
женщины.
3. Функциональный, раскрывающий по всем направлениям связь между женщиной
и обществом.
4. Институциональный, ориентирующийся на изучение социальных институтов,
влияющих на жизнедеятельность женщин.

Феминология тесно связанна с социологическими исследованиями гендерных
исследований, так как их значение для нее очень велико. Само понятие
«гендерный» - « это представление индивида (мужчины / женщины) во всей
совокупности его физиологической и социальной сущности с акцентом на
социальную. Гендер – понятие культурологическое. Идеальный образ женщины
или мужчины данного хронологического и географического среза пестуется
национальными традициями, этнопсихологией, степенью цивилизованности
общества, религией, историей, национальным менталитетом и т.п.”. Г.Силласте
отмечает и определенную специфику гендерных исследований в отличие от
обычных социологических исследований по указанной тематике. Она пишет:
«Гендерные исследования - изучение положения женщин через призму, прежде
всего, социопсихологических и социокультурных особенностей. Экономика и
политика, социальная среда здесь учитываются, но в качестве второстепенных,
а не определяющих обстоятельств”.

Научные разработки по феминологии и ее изучение в России и мире.

Многие ученые считают, что становление феминологии как науки очень
важно для всей системы наук о человеке и обществе, так как оно знаменует
выход на новый виток изучения возможностей человека с учетом его
психофизиологической полоролевой специфики.
В СССР и России можно назвать исследования, посвященные семье, в основном
статистико-демографический анализ (К. Васильева и др.). Можно назвать
работы этнографов, посвященные этническим особенностям форм семьи,
особенностям семейных отношений, семейным обычаям и обрядам, например, Я.С.
Смирнова о семье и семейном быте народов Северного Кавказа и т.д. Женский
же вопрос до последнего десятилетия у нас не изучался, так как считалось,
что в нашей стране он уже решен. О положении женщин в обществе и семье, о
необходимости борьбы за женское равноправие много писалось и говорилось в
двадцатых годах (В.И. Ленин, А.М. Коллонтай и др.). В более же поздний
период сложилась официальная точка зрения, что социализм мы построили,
женский вопрос решили и проблему закрыли.
Первые шаги систематического изучения социально-психологического
аспекта женского вопроса были сделаны только в восьмидесятых годах. К таким
исследованиям можно отнести изучение общественного мнения женщин, мотивации
их поведения и др.
На международном семинаре под эгидой ЮНЕСКО, “Гендерные исследования:
проблемы и сравнительные перспективы” Галина Силласте выступила с основным
докладом о состоянии массового женского сознания, отражающего отношение
различных групп женщин к проблемам, событиям, явлениям социальной
действительности.
Он отметила, что такие исследования ведутся лишь с конца восьмидесятых
годов. Так же отметила два их направления: во-первых, исследования в рамках
социологии семьи, проводимые НИИ социологии, в которых рассматриваются
социальный и демографический аспекты проблемы, мнения женщин о политике и
управлении по отношению к семье. Во-вторых, изучение общественного мнения
женщин в рамках исследовательского проекта “Женщины и демократизация
общества”. Первый этап этих исследований был завершен в 1990 году и в 1991
году опубликованы его результаты. По словам Г. Силласте, руководившей этими
исследованиями, сделаны попытки использовать их результаты на практике,
оказывая помощь властным структурам в выработке и осуществлении программы
решения женских проблем в новых условиях. В 1994 году был осуществлен
второй этап исследований
За рубежом такие же исследования в сфере образования, просвещения,
подготовки женских кадров, помощи женским движениям и в социальной работе с
женщинами начались раньше. В США исследования по проблемам социального
положения женщин и женским движениям ведутся с конца ХIХ века. Еще в начале
нашего века читались и отдельные университетские курсы по феминологии, но
частью образовательных и исследовательских программ они стали лишь с конца
шестидесятых годов, что стимулировалось самим развитием женского движения в
стране. Начиная с семидесятых годов, учебные курсы по женской проблематике
предлагались более чем в тысяче американских колледжей и университетов. С
восьмидесятых годов за такие исследования за учебную деятельность в этой
области присуждались ученые степени, и при всем этом феминология считается
междисциплинарной областью наук. Для учебной подготовки по исследованию
женской проблематики существует сеть из 70 центров и институтов, действуют
50 феминистских издательств, более ста книжных магазинов специализируются
на женской тематике. Фордовский и другие фонды выделили значительные
средства на издание новых журналов и научные исследования. В 1977 году была
учреждена “Национальная ассоциация по изучению женской проблематики в
социально-политическом и профессиональном аспектах и в стране, и в мире”.
Однако Чемберлен (президент-учредитель национального совета по
исследованиям женской проблематики в США) отмечает также трудности в
исследованиях по женской тематике и в преподавании, как, прежде всего,
недоверие академической общественности к этой проблематике, отношение к ней
как к несерьезной и побочной для науки.
Судя по развитию, феминология как наука еще очень молода, опыт научных
исследований и образования по женской проблематике короток по времени,
невелик даже в наиболее развитых странах. Большое оживление в изучение этих
проблем и поиски практических путей их решения внесла программа ООН
“Десятилетие для женщины. 1975-1985 годы”. В рамках этой программы были
приняты важные документы, оказавшие влияние на политику правительств
государств, объединяемых ООН, проведены международные женские конгрессы, о
чем подробнее будет сказано в завершающих главах работы.

Феминология и перспективы решения глобальных проблем современности.

Современное человечество породило в своем развитии ряд
трудноразрешимых проблем, решение которых требует более полного
использования опыта развития цивилизаций. Несколько условно цивилизации
Земли можно разделить на две группы: техногенные, или технократические, и
"природофильные". Западноевропейская и Североамериканская цивилизации,
развивая технику, относились к природе как к материалу в мастерской, не
учитывая целостности и автономности природы, подрывая ее возможности
самоочищения и самовосстановления, что и породило конфликт между природой и
человеком. Но интересы человека как личности, его биологические
особенности, его психология, комфортность существования каждого человека в
социальной среде мало учитывались технократическими цивилизациями, что в
немалой степени способствовало духовному обнищанию человечества.
Для цивилизации Востока природа была в большей степени храмом, а не
мастерской, развитие техники здесь было куда более медленным, личности
человека, его духовному совершенствованию отводилось не меньше, если не
больше внимания, чем его материальному обеспечению. Но и эти цивилизации
благодаря нерегулируемому росту народонаселения, опережающему рост
производительных сил, столкнулись с серьезнейшими противоречиями, не
избежали огромной дифференциации между богатством меньшинства и нищенским
существованием большинства.
Если развитие Западных цивилизаций шло и продолжает идти по “мужскому
типу”, то в развитии Восточных цивилизаций сильнее влияние “женского
начала”. Патриархальный характер культуры Запада выражается в
агрессивности, преобладании сухой логики над эмоциями, в том числе и
нравственным чувством. Способность же сопереживания, более развитая у
женщин, распространяется и на отношение к природе, особенно к живой природе
в культуре Востока.
Нельзя заменить западный тип развития восточным потому, что мы не
избавим тем самым современное человечество от его глобальных проблем. Для
успешного разрешения последних необходимо ослабление мужского начала в
социальной жизни и в политике, обогащение его женским началом. А для
решения этой задачи необходимо изучение женщин как социальной общности и
женской проблемы в целом. Для этого и нужна феминология как наука со всеми
ее исследованиями.
Не требует длинных разъяснений роль женщин в предотвращении войн,
насильственных форм разрешения конфликтов, применения оружия массового
уничтожения. По своей природе женщина – созидательница и хранительница
жизни и враг смерти, уничтожения.
Велика роль женщин и в преодолении экологического кризиса. Она не
только в их непосредственном участии в природоохранительных движениях и
организациях, но и в воспитании нового типа мышления – экологического
мышления у новых поколений. Женская способность к эмпатии – сопереживанию и
вживанию в чувства других людей – может стать и важнейшим аспектом
духовного возрождения человечества.
Подводя итоги можно еще раз отметить сугубую актуальность активного
участия женщин в решении и локальных, и глобальных проблем человечества. Но
повторю еще раз, что для этого нужно изучение женщин и женских проблем,
преодоление дискриминации женщин во всех сферах общественной жизни.
Преодоление устоявшихся стереотипов обыденного сознания, касающихся
оценки социальных ролей женщин, преодоление разрыва полов, их явного и
скрытого антагонизма, – важнейший аспект борьбы за сохранение и дальнейший
прогресс человечества.

Поэтому так необходимо развитие и изучение науки о женщине – феминология




Новинки рефератов ::

Реферат: Академик Н.И. Вавилов (Исторические личности)


Реферат: Расчет схемы электроснабжения плавильного цеха обогатительной фабрики (Металлургия)


Реферат: В.Я. Пропп "Морфология сказки" (Литература)


Реферат: Культура Исламского Востока (История)


Реферат: Страхование ответственности (Страхование)


Реферат: Система автоматизированного проектирования (Компьютеры)


Реферат: Фашизм: исторические корни и уроки (Политология)


Реферат: Самостоятельная работа как средство обучения решению уравнений в 5-9 классах (Педагогика)


Реферат: Модульное задание (Педагогика)


Реферат: АРМ бухгалтера "Учет основных средств" (Программирование)


Реферат: Прокурор в гражданском процессе (Гражданское право и процесс)


Реферат: Инквизиция (Мифология)


Реферат: Бухгалтерский баланс (Бухгалтерский учет)


Реферат: Доказывание в уголовном судопроизводстве (Уголовное право и процесс)


Реферат: Культура Средневековья (Культурология)


Реферат: Алюминий и его сплавы (Химия)


Реферат: Взаимодействие основных частей ЭВМ при выполнении программы (Компьютеры)


Реферат: Страхование строительства (Страхование)


Реферат: Фьючерсный рынок в России (Банковское дело)


Реферат: Основы предпринимательства: Ответственность предпринимателей (Предпринимательство)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист