GeoSELECT.ru



Менеджмент / Реферат: Инновационный проект по организационной структуре управления в фирме "Мебель" (Менеджмент)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Инновационный проект по организационной структуре управления в фирме "Мебель" (Менеджмент)



ДОНЕЦКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ УПРАВЛЕНИЯ



ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ ПО ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТРУКТУРЕ УПРАВЛЕНИЯ В ФИРМЕ
"МЕБЕЛЬ"



Выполнил студент
гр. МНС-96-6
Цыганенко Б.П.



Донецк 1999
ВВЕДЕНИЕ

"Структура управления организацией", или "организационная структура
управления" (ОСУ) - одно из ключевых понятий менеджмента, тесно связанное с
целями, функциями, процессом управления, работой менеджеров и
распределением между ними полномочий. В рамках этой структуры протекает
весь управленческий процесс (движение потоков информации и принятие
управленческих решений), в котором участвуют менеджеры всех уровней,
категорий и профессиональной специализации. Структуру можно сравнить с
каркасом здания управленческой системы, построенным для того, чтобы все
протекающие в ней процессы осуществлялись своевременно и качественно.
Отсюда то внимание, которое руководители организаций уделяют принципам и
методам построения структур управления, выбору их типов и видов, изучению
тенденций изменения и оценкам соответствия задачам организаций.
Под структурой управления понимается упорядоченная совокупность
устойчиво взаимосвязанных элементов, обеспечивающих функционирование и
развитие организации как единого целого. ОСУ определяется также как форма
разделения и кооперации управленческой деятельности, в рамках которой
осуществляется процесс управления по соответствующим функциям, направленным
на решение поставленных задач и достижение намеченных целей. С этих позиций
структура управления представляется в виде системы оптимального
распределения функциональных обязанностей, прав и ответственности, порядка
и форм взаимодействия между входящими в ее состав органами управления и
работающими в них людьми.
Создание руководителем оптимальной структуры, для корректной работы
всей организации, обеспечивает качественное и своевременное выполнение
поставленных перед коллективом целей и задач. В зависимости от того, как
сформирована ОСУ зависит участие в выполнении задач каждого
непосредственного исполнителя. Поэтому создание ОСУ является наиболее
важной частью работы менеджера.
Затрагивая тему построения ОСУ я хотел бы предложить рассмотреть её на
примере студенческого самоуправления в ДонГАУ.

ОПИСАНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ УПРАВЛЕНИЯ ФИРМОЙ "МЕБЕЛЬ"

Фирма "Мебель" основана в 1992 году и занимается производством и
реализацией мебели. Организационная структура этой фирмы выглядит таким
образом (рис. 1).

Рис. 1. Существующая схема управления Фирма "Мебель"
В этой схеме видно, что все отделы работают независимо друг от друга и
напрямую связаны с директором. Начальник производственного отдела
занимается только производственным процессом. Начальник финансового отдела
занимается только финансовыми вопросами фирмы и вопросами бухгалтерии и
отчетности. Начальник кадровой службы - подбором квалифицированных
работников.

ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ СТРУКТУР

Ключевыми понятиями структур управления являются элементы, связи
(отношения), уровни и полномочия. Элементами ОСУ могут быть как отдельные
работники (руководители, специалисты, служащие), так и службы либо органы
аппарата управления, в которых занято то или иное количество специалистов,
выполняющих определенные функциональные обязанности. Есть два направления
специализации элементов ОСУ: а) в зависимости от состава структурных
подразделений организации вычленяются звенья структуры управления,
осуществляющие маркетинг, менеджмент производства, научно-технического
прогресса и т.п.; б) исходя из характера общих функций, выполняемых в
процессе управления, формируются органы, занимающиеся планированием,
организующие производство, труд и управление, контролирующие все процессы в
организации.
Отношения между элементами структуры управления поддерживаются
благодаря связям, которые принято подразделять на горизонтальные и
вертикальные. Первые носят характер согласования и являются одноуровневыми.
Вторые - это отношения подчинения. Необходимость в них возникает при
иерархичности построения системы управления, то есть при наличии различных
уровней управления, на каждом из которых преследуются свои цели.
При двухуровневой структуре создаются верхние звенья управления
(руководство организацией в целом) и низовые звенья (менеджеры,
непосредственно руководящие работой исполнителей). При трех и более уровнях
в ОСУ формируется так называемый средний слой, который в свою очередь может
состоять из нескольких уровней.
В структуре управления организацией различаются линейные и
функциональные связи. Первые суть отношения по поводу принятия и реализации
управленческих решений и движения информации между так называемыми
линейными руководителями, то есть лицами, полностью отвечающими за
деятельность организации или ее структурных подразделений. Функциональные
связи сопрягаются с теми или иными функциями менеджмента. Соответственно
используется такое понятие, как полномочия: линейного персонала, штабного
персонала и функциональные. Полномочия линейных руководителей дают право
решать все вопросы развития вверенных им организаций и подразделений, а
также отдавать распоряжения, обязательные для выполнения другими членами
организации (подразделений). Полномочия штабного персонала ограничиваются
правом планировать, рекомендовать, советовать или помогать, но не
приказывать другим членам организации выполнять их распоряжения. Если тому
или иному работнику управленческого аппарата предоставляется право
принимать решения и совершать действия, обычно выполняемые линейными
менеджерами, он получает так называемые функциональные полномочия.
Между всеми названными выше составляющими ОСУ существуют сложные
отношения взаимозависимости: изменения в каждой из них (скажем, числа
элементов и уровней, количества и характера связей и полномочий работников)
вызывают необходимость пересмотра всех остальных. Так, если руководством
организации принято решение о введении в ОСУ нового органа, например,
отдела маркетинга (функции которого ранее никто не выполнял), нужно
одновременно дать ответ на следующие вопросы: какие задачи будет решать
новый отдел? кому он будет непосредственно подчинен? какие органы и
подразделения организации будут доводить до него необходимую информацию? на
каких иерархических уровнях будет представлена новая служба? какими
полномочиями наделяются работники нового отдела? какие формы связей должны
быть установлены между новым отделом и другими отделами?
Увеличение количества элементов и уровней в ОСУ неизбежно приводит к
многократному росту числа и сложности связей, возникающих в процессе
принятия управленческих решений; следствием этого нередко является
замедление процесса управления, что в современных условиях тождественно
ухудшению качества функционирования менеджмента организации.



ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К СТРУКТУРЕ УПРАВЛЕНИЯ


К структуре управления предъявляется множество требований, отражающих
ее ключевое для менеджмента значение. Они учитываются в принципах
формирования ОСУ, разработке которых было посвящено немало работ
отечественных авторов в дореформенный период. Главные из этих принципов
могут быть сформулированы следующим образом.
1. Организационная структура управления должна прежде всего отражать
цели и задачи организации, а следовательно, быть подчиненной производству и
его потребностям.
2. Следует предусматривать оптимальное разделение труда между органами
управления и отдельными работниками, обеспечивающее творческий характер
работы и нормальную нагрузку, а также надлежащую специализацию.
3. Формирование структуры управления надлежит связывать с определением
полномочий и ответственности каждого работника и органа управления, с
установлением системы вертикальных и горизонтальных связей между ними.
4. Между функциями и обязанностями, с одной стороны, и полномочиями и
ответственностью с другой, необходимо поддерживать соответствие, нарушение
которого приводит к дисфункции системы управления в целом.
5. Организационная структура управления призвана быть адекватной
социально-культурной среде организации, оказывающей существенное влияние на
решения относительно уровня централизации и детализации, распределения
полномочий и ответственности, степени самостоятельности и масштабов
контроля руководителей и менеджеров. Практически это означает, что попытки
слепо копировать структуры управления, успешно функционирующие в других
социально-культурных условиях, не гарантируют желаемого результата.
Реализация этих принципов означает необходимость учета при формировании
(или перестройке) структуры управления множества различных факторов
воздействия на ОСУ.

ЗНАЧЕНИЕ И ЗАДАЧИ ОРГАНИЗАЦИОННОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ

Без развития методов проектирования структур управления Затруднено
дальнейшее совершенствование управления и повышение эффективности
производства, так как:
. Во-первых; в новых условиях в целом ряде случаев нельзя оперировать
старыми организационными формами, которые не удовлетворяют требованиям
рыночных отношений, создают опасность деформации самих задач управления;
. Во-вторых, в сферу хозяйственности управления техническими системами.
Комплексный подход к совершенствованию организационного механизма ранее
во многом был подменён работой по внедрению и использованию
автоматизированных систем управления.
. В-третьих, создание структуры должно опираться не только на опыт,
аналогию, привычные схемы и интуицию, но и на научные методы
организационного проектирования;
. В-четвёртых, проектирование сложнейшего механизма - механизма управления
– должно возлагаться на специалистов, владеющих методологией формирование
организационных систем.
При разработки принципов и методики проектирование структуры как
застывшего набора органов, соответствующих каждой специализированной
функции управления. Оно прежде всего включает систему целей и их
распределение между различными звеньями. Сюда относится состав
подразделений, которые находятся в определённых связях и отношениях между
собой; распределение ответственности. Важными элементами структуры
управления являются коммуникации, потоки информации и документооборот в
организации.


ИННОВАЦИЯ В СТРУКТУРЕ УПРАВЛЕНИЯ ФИРМА "МЕБЕЛЬ"



Учитывая все вышесказанное и практику работы в управления фирмой
"Мебель" я предлагаю внести не существенные, на мой взгляд, изменения в ОСУ
(рис. 2).


Рис. 2. Нововведения в структуре управления фирма "Мебель"



В этой схеме вводятся новые должности. Помощник директора, который
будет заниматься делами, которые не требуют непосредственного вмешательство
директора и вести дела в его отсутствие.


Маркетинговый отдел, который будет заниматься изучением рыночного
сегмента. Но эта модель не может работать так как необходимо реально
смотреть на жизнь и заниматься не только изучением рынка, но и сбытом
товара, продукции.

Реальная схема управления будет выглядеть таким образом (рис. 3).
Водится новая должность начальника по сбыту, который будет заниматься
проблемами сбыта продукции основываясь на маркетинговые исследования отдела
маркетинга.



Рис. 3. Предлагаемая реальная схема управления фирма "Мебель"



ВЫВОД


Структуру можно выбирать и понять только при широком, комплексном
подходе к изменениям предприятия и его окружающей среды.
Как показывает опыт, процесс внесения коррективов в организационную
структуру управления должен предусматривать:
V Систематический анализ функционирования организации и её среды с
целью выявления проблемных зон. Анализ может базироваться на
сравнении конкурирующих или родственных организаций, представляющих
иные сферы деятельности;
V Разработку генерального плана совершенствования организационной
структуры;
V Гарантию того, что программа нововведений содержит максимально
простые и конкретные предложения по изменению;
V Последовательную реализацию планируемых перемен. Введение
незначительных изменений имеет большие шансы на успех, чем изменения
крупного характера;
V Поощрение повышения уровня информированности сотрудников, что
позволит им лучше оценить свою причастность и, следовательно, усилит
их ответственность за намеченные перемены.
-----------------------



Начальник кадровой службы

Начальник фин. отдела

Начальник производственного отдела

Директор



Начальник отдела

сбыта

Начальник отдела

маркетинга


Помощник директора


Начальник кадровой службы

Начальник фин. отдела

Начальник производственного отдела

Директор

Начальник отдела

маркетинга


Помощник директора


Начальник кадровой службы

Начальник фин. отдела

Начальник производственного отдела

Директор






Реферат на тему: Инновационный проект: этапы функционирования и реализации
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
КУБАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

КАФЕДРА МЕНЕДЖМЕНТА



Курсовая работа
по инновационному менеджменту

Тема: «Инновационный проект: основные этапы его функционирования и
реализации»



студентка 4 курса
гр. 97-экз-11 «Менеджмент»

Проверил: Шутилов Федор Валерьевич



г. Краснодар
2001 г.
Содержание.



Введение
2


1. Сущность инновационного проекта и его основные этапы 7
1. Сущность и содержание инновационного проекта 7
2. Этапы инновационного проекта и их характеристика 11
3. Этап инвестиционного замысла 12
4. Этап технико-экономического обоснования проекта 14

2. Эффективность инновационного проекта и их основные формы 22

3. Методы выбора инновационного проекта для реализации 30

4. Основные критерии для оценки инвестиционного проекта 43

5. Экспертиза инновационных проектов 50

Заключение
59

Список использованной литературы
61


Введение


Инновационный менеджмент сравнительно новое понятие для научной
общественности и предпринимательских кругов России. Именно в настоящее
время Россия переживает бум новаторства. На смену одним формам и методам
управления экономикой приходят другие. В этих условиях инновационной
деятельностью буквально вынуждены заниматься все организации, все субъекты
хозяйствования от государственного уровня управления до вновь созданного
общества с ограниченной ответственностью в сфере малого бизнеса.
В специальной литературе и официальных документах чаще всего
использовались понятия управление научно-техническим прогрессом, внедрение
достижений науки и техники в производство и т.п., что характерно для
централизованно управляемой экономики. В рыночных условиях хозяйствования,
где коммерческие организации имеют полную юридическую и экономическую
самостоятельность, ни о каком внедрении чего-либо не может быть и речи.
Этим принципиальным отличием объясняется различие в содержании отдельных
понятий в области инновационного менеджмента.
Принято считать, что понятие «нововведение» является русским
вариантом английского слова innovatoin. Буквальный перевод с английского
означает «введение новаций» или в нашем понимании этого слова «введение
новшеств». Под новшеством понимается новый порядок, новый обычай, новый
метод, изобретение, новое явление. Русское словосочетание «нововведение» в
буквальном смысле «введение нового» означает процесс использования
новшества.
Таким образом, с момента принятия к распространению новшества
приобретает новое качество – становится нововведением (инновацией). Процесс
введения новшества на рынок принято называть процессом коммерциализации.
Период времени между появлением новшества и воплощением его в нововведение
(инновацию) называется инновационным лагом.
В повседневной практике, как правило, отождествляют понятие
новшество, новация, нововведение, инновация, что вполне объяснимо. Любые
изобретения, новые явления, виды услуг или методы только тогда получают
общественное признание, когда будут приняты к распространению
(коммерциализации), и уже в новом качестве они выступают как нововведения
(инновации).
Общеизвестно, что переход от одного качества к другому требует
затрат ресурсов (энергии, времени, финансов и т.п.). Процесс перевода
новшества (новации) в нововведение (инновации) также требует затрат
различных ресурсов, основными из которых являются инвестиции и время. В
условиях рынка как система экономических отношений купли – продажи товаров,
в рамках которой формируются спрос, предложение и цена, основными
компонентами инновационной деятельности выступают новшества, инвестиции и
нововведения. Новшества формируют рынок новшеств (новаций), инвестиции
рынок капитала (инвестиций), нововведения (инновации) рынок чистой
конкуренции нововведений. Эти три основных компонента и образуют сферу
инновационной деятельности (рис.1).



Рис.1 Схема инновационной деятельности.


Под инновациями в широком смысле понимается прибыльное
использование новшеств в виде новых технологий, видов продукции и услуг,
организационно-технических и социально-экономических решений
производственного, финансового, коммерческого, административного или иного
характера. Период времени от зарождения идеи, создания и распространения
новшества и до его использования принято называть жизненным циклом
инновации. С учетом последовательности проведения работ жизненный цикл
инновации рассматривается как инновационный процесс.
Рынок новшеств (новаций). Основным товаром рынка является научный и
научно-технический результат продукт интеллектуальной деятельности, на
который распространяются авторские и аналогичные права, оформленные в
соответствии с действующими международными, федеральными, корпоративными и
другими законодательными и нормативными актами.
В мировой практике принято различать научную (научно-
исследовательскую), научно-техническую деятельность, а также
экспериментальные (опытно-конструкторские) разработки. Научная (научно-
исследовательская) деятельность направлена на получение, распространение и
применение новых знаний.
Рынок новшеств формируют научные организации, вузы, временные
научные коллективы, объединения научных работников, научно-
исследовательские подразделения коммерческих организаций, самостоятельные
лаборатории и отделы, отечественные и зарубежные новаторы.
Рынок чистой конкуренции нововведений. Рынком чистой конкуренции
называется совокупность продавцов и покупателей, совершающих сделки со
сходным товаром в ситуации, когда ни один покупатель или продавец не
оказывает большого влияния на уровень текущих цен. Использование понятия
«чистой» конкуренции позволяет нам уйти от рассмотрения вопросов ценовой,
неценовой, недобросовестной и других видов состязания и борьбы между
субъектами производственных отношений за наиболее выгодные сферы приложения
капитала, рынки сбыта, источники ресурсов и результаты научной и научно-
технической деятельности.
Ранее отмечалось, что от новшества как результата научной и научно
технической деятельности до нововведения как общественного признания новых
технологий, товаров, видов услуг, новых методов и т.п. осуществляется
процесс с затратами времени и ресурсов. Рынок чистой конкуренции выступает
в этом процессе с двойственных позиций, которые представляют собой единство
и борьбу противоположностей.
При всем разнообразии форм участия организаций на рынке новшеств
определяющим условием является объем инвестиций как в сферу научной и
научно-технической деятельности, так и в процесс преобразования новшеств в
нововведения.
Рынок капитала (инвестиций). Трудно найти организацию, которая не
хотела бы обновления и развития. Домашнему хозяйству необходимо приобрести
и/или обновить мебель, видеотехнику, автомобиль, ковры, осветительную
аппаратуру и т.п. Предприятию желательно приобрести новые технологии,
конкурентоспособные на внешнем и внутреннем рынках продукции (услуги),
найти новые рынки сбыта своей продукции, новых поставщиков и покупателей.
Государству требуются новые виды вооружений, экологически чистые виды
энергии, ресурсосберегающие технологии и т.п. Мировое сообщество
осматривает проекты дальнейшего освоения околоземного пространства полета
на Марс, использования ресурсов Мирового океана и др. Современное развитие
науки и техники позволяет достичь всего этого уже сегодня. Однако в
качестве основного ограничения удовольствия потребностей любого субъекта
хозяйствования выступает капитал во всех его видах (ссудный, оборотный,
акционерный, венчурный, уставный и др.).
В инновационной сфере определяющую роль играют долгосрочные и
среднесрочные инвестиции, так как инновационный процесс длится в среднем 3
- 5 лет и более. В условиях глубокого экономического кризиса в Российской
Федерации государственные источники финансирования резко сокращаются.
Концепцией государственной промышленной политики России, разработанной
Государственным комитетом РФ по промышленной политике, предусматривается
закрепление в законодательном порядке следующих основных норм
инвестиционной политики в промышленности:
1. На безвозвратной основе из федерального бюджета могут
финансироваться только фундаментальные научные исследования, а
также объекты федерального значения некоммерческого характера и
объекты, связанные с поддержанием национальной безопасности;
2. Все остальные виды централизованных инвестиций могут
осуществляться только на возвратной и конкурсной основе;
3. Преимущественными формами предоставления государственных ресурсов
на возвратной основе является инвестирование путем покупки ценных
бумаг или выдачи государственных гарантий по эмитируемым ценным
бумагам.
В самом общем виде инвестиции представляют собой долгосрочные
вложения средств в различные отрасли экономики с целью получения прибыли. В
специальной литературе можно встретить различные варианты классификации
инвестиций. По экономической сущности и целям инвестиции подразделяются на
реальные и финансовые. Реальные инвестиции осуществляют организации и
другие субъекты хозяйствования, приобретая землю, средства производства,
нематериальные и другие активы. Финансовые инвестиции – это покупка
субъектами хозяйствования и частными лицами ценных бумаг различных
эмитентов. В данном случае приток капитала в бизнес происходит через
инвестирование средств в ценные бумаги.
В данной курсовой работе, рассмотрев рынок новшеств, рынок чистой
конкуренции и рынок капитала (инвестиций) как основных составляющих
инновационной сферы, сформулируем содержание понятия «инновационный
проект», определим область инновационной деятельности как формы
общественного разделения труда и охарактеризуем основные этапы
инновационного проекта, его замысла, исследования и технико-экономического
обоснования. А также рассмотрим эффективность инновационного проекта,
методы его выбора для реализации и основные критерии для оценки проектов.


1. Инновационный проект: понятия, основные этапы создания и реализации


1. Сущность и содержание инновационного проекта

Понятие инновационный проект употребляется в двух смыслах:
1. Как дело, деятельность, мероприятие, предполагающее осуществление
комплекса каких-либо действий, обеспечивающих достижение
определенных целей;
1. Как система организационно-правовых и расчетно-финансовых
документов, необходимых для осуществления каких-либо действий.

Каждый проект независимо от сложности и объема работ, необходимых
для его выполнения, проходит в своем развитии определенные состояния: от
состояния, когда «проекта еще нет», до состояния, когда «проекта уже нет».
Согласно сложившейся практике, состояния, через которые проходит проект,
называют фазами. Каждая фаза разработки и реализации проекта имеет свои
цели и задачи (таблица 1).

Таблица 1
Содержание фаз жизненного цикла проекта.

|Предынвестиционная фаза |Инвестиционная фаза |
|проекта |проекта |
|Предынвестицио|Разработка |Проведение |Реализация |Завершение |
|н-ные |документации и|торгов и |проекта |проекта |
|исследования и|подготовка к |заключение | | |
|планирование |реализации |контрактов | | |
|проекта | | | | |
|1. Изучение |1. Разработка |1. Заключение|1. Разработка |1. |
|прогнозов |плана |контрактов |плана |Пусконаладоч- |
| |проектно-изыск| |реализации |ные работы |
| |ательских | |проекта | |
| |работ | | | |
|2. Анализ |2. Задание на |2. Договор на|2. Разработка |2. Пуск |
|условий для |разработку ТЭО|поставку |графиков. |объекта. |
|воплощения |и разработка |оборудования.| | |
|первоначальног|ТЭО. | | | |
|о замысла, | | | | |
|разработка | | | | |
|концепции | | | | |
|проекта. | | | | |
|3. |3. |3. Договор на|3. Выполнение |3. |
|Предпроектное |Согласование, |подрядные |работ. |Демобилизация |
|обоснование |экспертиза и |работы. | |ресурсов, |
|инвестиций. |утверждение | | |анализ |
| |ТЭО. | | |результатов. |
|4. Выбор и |4. Выдача |4. Разработка|4. Мониторинг |4. |
|согласование |задания на |планов. |и контроль. |Эксплуатация. |
|места |проектирование| | | |
|размещения. |. | | | |
Таблица 1. Продолжение

|Предынвестиционная фаза |Инвестиционная фаза |
|проекта |проекта |
|Предынвестицио|Разработка |Проведение |Реализация |Завершение |
|н-ные |документации и|торгов и |проекта |проекта |
|исследования и|подготовка к |заключение | | |
|планирование |реализации |контрактов | | |
|проекта | | | | |
|5. |5. Разработка,| |5. |5. Ремонт и |
|Экологическое |согласование и| |Корректировка |развитие |
|обоснование. |утверждение. | |плана проекта.|производства. |
|6. Экспертиза.|6. Принятие | |6. Оплата |6. Закрытие |
| |окончательного| |выполненных |проекта, |
| |решения об | |работ. |демонтаж |
| |инвестировании| | |оборудования. |
| |. | | | |
|7. | | | | |
|Предваритель- | | | | |
|ное | | | | |
|инвестицион-но| | | | |
|е решение. | | | | |

Любой инновационный проект нуждается в финансировании. Проекты
могут финансироваться по линии Государственной научно-технической
программы, путем получения грантов (Российский фонд фундаментальных
исследований; Российский гуманитарный научный фонд; конкурсный центр по
экономике Министерства общего и профессионального образования; Российская
программа экономических исследований и др.).
Каждый проект должен иметь четкое название, сопровождаться краткой
аннотацией. В проекте указывается число исполнителей; сроки выполнения (год
начала и год окончания); объем финансирования в расчете на год. Важное
значение придается информации о руководителе и основных исполнителях
проекта, организации, через которую осуществляется финансирование;
организации, в которой выполняется работа.
В информации о руководителе проекта и основных исполнителях (на
каждого человека отдельно) указывается полностью Ф.И.О., дата рождения,
ученая степень, год присуждения ученой степени; ученое звание; год
присуждения ученого звания; полное и сокращенное название организации;
должность; область научных интересов (ключевые слова, но не более 15);
общее число публикаций; адресные данные и др.
В проекте должно быть указано полное и сокращенное название
организации, через которую производится финансирование, и организации, в
которой выполняется работа (кроме адресных данных, бюджетный счет,
наименование банка, БИК, телефон руководителя, телефон бухгалтерии и др.).
Далее следует содержание проекта в соответствии с пунктами,
изложенными выше.
Если проект представляется на конкурс, оформляется соответствующая
заявка. Условия конкурсов публикуются в печати (главным образом, газете
"Поиск").
Должна быть обоснована смета расходов на выполнение проекта:
Общий объем финансирования в расчете на год, в том числе:
заработная плата (не более 50% общего объема);
начисления на заработную плату;
приобретение оборудования и материалов;
4. услуги сторонних организаций (в том числе на издание трудов по
данному проекту);
командировочные расходы;
экспедиционные расходы;
накладные расходы (не более 20% общего объема).
В общем виде смета расходов может быть оформлена с выделением
прямых и накладных расходов по схеме 1:

Схема 1.
Утверждаю
Руководитель организации

Смета затрат на выполнение проекта
____________________________________________
наименование проекта
Сроки выполнения ____________
_____________
начало
окончание
|Статьи |Всего |В т.ч. |В т. ч. по кварталам |
| | |на | |
|затрат | |... год |1 |2 |3 |4 |
|Прямые расходы | | | | | | |
|Заработная плата | | | | | | |
|Начисления на заработную плату| | | | | | |
| | | | | | | |
|Материалы | | | | | | |
|Спецоборудование для научных | | | | | | |
|работ | | | | | | |
|Научные командировки | | | | | | |
|Услуги сторонних организаций | | | | | | |
|Прочие | | | | | | |
|Итого | | | | | | |
|Накладные расходы, | | | | | | |
|в т. ч. заработная плата | | | | | | |
|Всего расходов, в т. ч. | | | | | | |
|заработная плата | | | | | | |
|Итого по проекту | | | | | | |

______________________
Руководитель проекта
Главный бухгалтер

Проведение работ осуществляется в соответствии с договором с
финансирующей организацией и техническим заданием.
В техническом задании указываются тема работы (название проекта,
год, организация, в которой выполняется работа, исполнители, руководитель
темы, сроки выполнения, стоимость работ, цель работы, имеющийся научный
задел, ожидаемые результаты, их научно-техническая и практическая ценность,
содержание работы (этапы), наименование этапов, сроки их выполнения,
стоимость, результат и вид отчетности, перечень представляемой научной,
технической и другой документации по окончании работ, рекомендации по
использованию результатов.
Особое внимание нужно обратить на характеристику ожидаемых
результатов и оценку имеющегося у разработчиков задела. Форма их изложения
должна обеспечивать экспертизу результатов.
Завершение работ по проекту оформляется актом закрытия
(промежуточного, годового этапа и т.п.).
Проекты, представленные на конкурс, проходят многоэтапную
независимую экспертизу, по результатам которой выносится решение по объему
финансирования проекта.
2. Этапы инновационного проекта.

Создание и реализация проекта включает следующие этапы:
1. Формирование инвестиционного замысла (идеи);
1. Исследование инвестиционных возможностей;
1. Подготовка контрактной документации;
1. Подготовка проектной документации;
1. Строительно-монтажные работы;
1. Эксплуатация объекта;
1. Мониторинг экономических показателей.



Рис 2. Этапы прохождения проекта



Все разделение проекта на этапы должно быть тщательно продумано.
Одной из причин неудач в реализации проекта является нечеткая организация
сотрудничества и согласованности внутри рабочей группы, а также между
рабочей группой и организацией.



1.3. Этап инвестиционного замысла

Под этапом формирования инвестиционного замысла (идеи) понимается
задуманный план действий. На этом этапе, прежде всего, необходимо
определить субъекты и объекты инвестиций, их формы и источники в
зависимости от деловых намерений разработчика идеи.
Субъектом инвестиций являются коммерческие организации и другие
субъекты хозяйствования, использующие инвестиции.
К объектам инвестиций могут быть отнесены:
4. Строящиеся, реконструируемые или расширяемые предприятия, здания,
сооружения (основные фонды), предназначенные для производства
новых продуктов и услуг;
5. Комплексы строящихся или реконструируемых объектов,
ориентированных на решение одной задачи (программы). В этом случае
под объектом инвестирования подразумевается программа –
производство новых изделий (услуг) на имеющихся производственных
площадях в рамках действующих производств и организаций.
В инвестиционном проекте используются следующие формы инвестиций:
6. Денежные средства и их эквиваленты (целевые вклады, оборотные
средства, ценные бумаги, например, акции или облигации, кредиты,
займы, залоги и т.п.)
7. Земля
8. Здания, сооружения, машины и оборудование, измерительные и
испытательные средства, оснастка и инструмент, любое другое
имущество, используемое в производстве или обладающие ликвидностью
9. Имущественные права, оцениваемые, как правило, денежным
эквивалентом
Основным источников инвестиций являются:
10. Собственные финансовые средства, иные виды активов (основные
фонды, земельные участки, промышленная собственность и т.п.) и
привлеченные средства
11. Ассигнования из федерального, региональных и местных бюджетов
12. Иностранные инвестиции, предоставляемые в форме финансового или
иного участия в уставном капитале совместных организаций
13. Различные формы заемных средств, в том числе кредиты,
предоставляемые государством на возвратной основе, кредиты
иностранных инвесторов
Этап – исследование инвестиционных возможностей – предусматривает:
14. Предварительное изучение спроса на продукцию и услуги с учетом
экспорта и импорта
15. Оценку уровня базовых, текущих и прогнозных цен на продукцию
(услуги)
16. Подготовку предложений по организационно-правовой форме реализации
проекта и составу участников
17. Оценку предполагаемого объема инвестиций по укрупненным нормативам
и предварительную оценку их коммерческой эффективности
18. Подготовку исходно-разрешительной документации
19. Подготовку предварительных оценок по разделам ТЭО, в частности
оценку эффективности проекта
20. Утверждение результатов обоснования инвестиционных возможностей
21. Подготовку контрактной документации на проектно-изыскательские
работы
1.4 Этап технико-экономического обоснования проекта

Как принято в международной практике, становление промышленного
инвестиционного проекта начиная с обще идеи и заканчивая производством
продукции, реализовывается путем прохождения трех фаз: предынвестиционной,
инвестиционной и производственной.
Интенсивность интеллектуальной деятельности по продвижению проекта
максимальная на этапе «Предварительного технико-экономического анализа» и
на этапе «Технико-экономического обоснования» и снижается по мере
продвижения проекта. Максимальные темпы освоения инвестиций на этапе
строительства (или реконструкции, или перевооружения).
Содержание предынвестиционной фазы зависит от ряда факторов,
важнейшими из которых, как показал анализ, являются: форма собственности
предприятия, характеристика продукции, которая планируется к производству,
наличие госзаказа на продукцию, масштаб инвестиционного проекта. В общем
случае, предынвестиционная фаза состоит из трех стадий:
. определение (исследование) благоприятных условий (рис.3);



Рис. 3. Определение благоприятных условий

. предварительный технико-экономический анализ (анализ
альтернативных вариантов и выбор направления проекта,
формулировка проекта) (рис.4);



Рис. 4. Предварительные технико-экономические исследования

. технико-экономическое обоснование проекта (детальная оценка
проекта) (рис.5).



Рис. 5. Технико-экономическое обоснование
Для разных проектов детальность проработки по разным пунктам должна
быть различна.

Исследование благоприятных условий
Как показывает изучение практики реализации предынвестиционной фазы,
определение благоприятных условий для инвестирования является отправной
точкой при реализации проекта. В странах с развитой рыночной экономикой
проводятся значительные исследования в этом направлении государственными
организациями. При этом анализируется, и предоставляется потенциальным
инвесторам информация:
- природные ресурсы региона, пригодные для использования;
- климатические условия и структура сельского хозяйства (для пищевой
и перерабатывающей промышленности);
- будущий спрос на потребительские товары, потребление которых
растет;
- импорт товаров, с точки зрения импортозамещения;
- характеристика окружающей среды;
- характеристика производственных секторов, успешно функционирующих в
других регионах и странах, со сходной экономической базой и уровнем
развития трудовых и природных ресурсов;
- эффективные связи с другими производителями , национальными и
транснациональными;
- эффективное расширение существующих производств путем
горизонтальной или вертикальной интеграции;
- эффективная диверсификация предприятий региона;
- расширение имеющихся производств до уровня, когда возможна
«экономия на масштабе»;
- общий инвестиционный климат региона;
- промышленная политика;
- факторы качества и стоимости производства;
- экспортные возможности.
Если таких исследований государственные организации не ведут, то их
необходимо проводить при разработке конкретного проекта.
Результат «Исследований благоприятных условий» не должен содержать
расчета, каких-либо затрат. Он определяет принципиальные аспекты
целесообразности инвестирования. Цель исследований быстро и без больших
издержек оценить эффективные направления инвестирования.

Предварительный технико-экономический анализ (ПТЭА)
Задачей этапа является детализация и конкретизация проектной идеи.
ПТЭА является переходным этапом от исследования благоприятных условий к
ТЭО. Для государственных предприятий, которые должны выполнять
государственный заказ, этот этап является начальным. Для проведения этапа
ПТЭА требуется определенная степень детализации исходной информации и
тщательность проверки проектных альтернатив. Структура предварительного
технико-экономического анализа сходна со структурой ТЭО.
Этап включает в себя выполнение следующих работ (рис.6):
1. Проведение вспомогательных и функциональных исследований (обзор
рынка, лабораторное тестирование, тестирование на опытном производстве) и
критическая оценка результатов:
- исследование рынка производимого товара, включающее проектирование
спроса и методы рыночного проникновения;
- исследование каналов снабжения сырьем и материалами, охватывающее
анализ возможности доступа к сырью и продукции для
производственного потребления, а так же тенденции изменения цен;
- лабораторные и испытательные тесты конкретного сырья, материалов,
полуфабрикатов, комплектующих изделий;
- исследование месторасположения производства и оценка транспортных
издержек;
- экологические исследования, включающие оценку существующей
экологической ситуации на месте предполагаемого размещения
производства (выбросы отходов и пути их транспортировки),
возможности внедрения низкоотходных технологий защиты окружающей
среды, альтернативных вариантов размещения и использования
альтернативных видов сырья и материалов, воздействие на
экологическую обстановку производственного процесса в соответствии
с национальными стандартами;
- анализ экономических масштабов проекта;
- анализ оборудования, которое может использоваться при реализации
проекта (затраты на приобретение, установку и наладку, а так же
производительность и производственные издержки в рамках конкретного
проекта);
2. Разработка и оценка всех проектных альтернатив, при этом каждый
альтернативный вариант оценивается по пунктам:
- проектные и корпоративные стратегии и сфера проекта;
- рыночная концепция и концепция маркетинга;
- снабжение сырьем и материалами;
- место расположения и экологическая обстановка;
- инженерный и технологический комплекс;
- организация и расходы по ней;
- трудовые ресурсы, в частности управленческие кадры, затраты на
лабораторные исследования и испытания;
- график реализации проекта и бюджет проекта.
2. Проведение детализированного анализа эффективности концепции
проекта.
3. Оценка проектной идеи как нежизнеспособной или как привлекательной
для потенциального инвестора.

Технико-экономическое обоснование (ТЭО)
Цель исследования инвестиционных возможностей – подготовка
инвестиционного предложения для потенциального инвестора. Если потребности
в инвесторах нет, и все работы производятся за счет собственных средств,
тогда принимается решение о финансировании работ по подготовке ТЭО проекта.
Этап – ТЭО проекта – в полном объеме предусматривает:
22. Проведение полномасштабного маркетингового исследования
23. Подготовку программы выпуска продукции (реализации услуг)
24. Подготовку исходно-разрешительной документации
25. Разработку технических решений, в том числе генерального плана
26. Градостроительные, архитектурно-планировочные и строительные
решения
27. Инженерное обеспечение
28. Мероприятия по охране окружающей среды и гражданской обороне
29. Описание организации строительства
30. Данные о необходимом жилищно-гражданском строительстве
31. Описание системы управления предприятием, организации труда
рабочих и служащих
32. Формирование сметно-финансовой документации: оценку издержек
производства, расчет капитальных издержек, расчет годовых
поступлений от деятельности предприятий, расчет потребности в
оборотном капитале, проектируемые и рекомендуемые источники
финансирования проекта (расчет), предполагаемые потребности в
иностранной валюте, условиях инвестирования, выбор конкретного
инвестора, оформление соглашения.
33. Оценку рисков, связанных с осуществлением проекта
34. Планирование сроков осуществления проекта
35. Оценку коммерческой эффективности проекта (при использовании
бюджетных инвестиций)
36. Формирование условий прекращения реализации проекта



Рис. 6. Этапы предварительного технико-экономического анализа
ТЭО является заключительной стадией предынвестиционной фазы и дает
всю необходимую информацию для принятия решения об участии в
инвестировании. Окончательная оценка инвестиционных затрат, а также расчет
прибыльности производится только, тогда, когда определено направление и
масштаб проекта.
Расчет и последующая оценка всех показателей ТЭО должна
производится с учетом всех исходных данных и с жесткой увязкой их друг с
другом.
Укрупнено это можно представить в виде следующей структуры (рис.7):

|3а. Финансово-экономический анализ |
|инвестиционного проекта |
|Реализация | |Эксплуатационные издержки | |Инвестиционны| |Финансовый| |
| | | | |е издержки | |анализ | |
| | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | |
|Производстве| |Сырье и | |Топливо и | |Земля и | |Оборотный | |
|н-ная | |материалы | |энергия | |природопользо| |капитал | |
|программа | | | | | |вание | | | |
| | | | | | | | | | |
|Программа | |Фонд оплаты| |Амортизация| |Здания и | |Основной | |
|продаж | |труда | | | |сооружения | |капитал | |
| | | | | | | | | | |
|Цена и | |Начисление | |Общезаводск| |Защита | |Заемные | |
|реализация | |на ФОТ | |ие расходы | |окружающей | |средства | |
| | | | | | |среды | | | |
| | | | | | | | | | |
|Поступления | |Маркетингов| |Администрат| |Основное и | |Чистая | |
|от основной | |ые издержки| |ивные | |вспомогательн| |прибыль | |
|деятельности| | | |расходы | |ое | |(убытки) | |
| | | | | | |оборудование | | | |
| | | | | | | | | | |
|Другие | |Услуги | |Аренда | |Нематериальны| |Налог на | |
|поступления | |сторонних | |оборудовани| |е активы | |прибыль | |
| | |организаций| |я, площадей| | | | | |
| | | | | | | | | | |
| | |Налоги в | |Ремонт и | |Подготовка | |Валовая | |
| | |издержках | |обслуживани| |производства | |прибыль | |
| | | | |е | | | | | |
| | | | |оборудовани| | | | | |
| | | | |я | | | | | |
| | | | | | | | | | |
| | |Полные издержки | | | |Задолженно| |
| | | | | | |сти | |

Рис. 7. Расчет показателей технико-экономического обоснования.

Проектная сфера отражается на рисунках и графиках, что помогает в
восприятии проекта потенциальным инвестором.
На основе анализа требований крупных инвесторов, международных
организаций и банков были сформированы требования к содержанию ТЭО
инвестиционного проекта.
1. Краткое сводное изложение проекта.
2. Предпосылки и основная идея проекта.
3. Анализ рынка и концепция маркетинга.
4. Сырье и материалы.
5. Местонахождение, строительный участок, окружающая среда.
6. Техника и технология.
7. Организация и накладные расходы.
8. Трудовые ресурсы.
9. Планирование и бюджетное ассигнование реализации проекта.
10. Финансовый анализ и оценка инвестиций.

2 Эффективность инновационного проекта и его основные формы


В рамках полного жизненного цикла (ПЖЦ) проекта можно выделить
инновационную, инвестиционную и производственную стадии. Базовые параметры
технологии и характеристики производимого на ее основе продукта
устанавливаются (фиксируются) на инновационной стадии. В дальнейшем они
реализуются через инвестиционный этап (создание производственных мощностей)
и производственный этап (реализация рыночного потенциала).
Вероятность доведения инновационной идеи до ее промышленного
освоения крайне низка, что связано со значительной неопределенностью и
риском получения технически реализуемого результата, отвечающего
требованиям экономической целесообразности. Поэтому принципиально важно в
целях эффективного распределения ограниченных финансовых ресурсов и
экономии времени проводить экономико-технологические оценки реализуемости
инновационных проектов с целью их отбора на ранних этапах продвижения.
Существуют устойчивые характеристики финансовых потоков как
положительных (доходов), так и отрицательных (расходы) в рамках ПЖЦ
проекта, а также соотношения между ними, определяющие потенциальную
экономическую эффективность всего проекта и его отдельных этапов. Это
позволяет, например, определить экономически эффективные отрезки и цену
входа-выхода для участника проекта. При управлении инвестиционным проектом
важно определить начало периода утраты конкурентных преимуществ продукта,
предшествующего уходу с рынка, т.е. точку снижения чистых финансовых
потоков от реализации продукта (доходы минус расходы).
Недостаточная эффективность инвестиционных проектов в ряде случаев
может быть повышена на основе проведения направленных НИОКР. Однако
проведение исследований и разработок для улучшения технико-экономических
характеристик существующего инвестиционного проекта связано со следующими
особенностями:
1. Растет неопределенность получения эффективного результата и
увеличивается риск его успешной реализации;
2. Дополнительно растут общие издержки по проекту, особенно на
этапе исследования и разработки;
3. Увеличивается длительность реализации проекта и срок выхода
продукта на рынок;
4. Изменяются потребительские свойства производимого продукта
и/или технология его производства, что влияет на масштабы
производства, цену, а также на конкурентные позиции продукта;
5. Изменяется длительность периода роста объема продаж продукта,
насыщения рынка и ухода с него, что формирует финансовые
потоки с иными характеристиками, чем при инвестиционном
проекте, что определяет конечную экономическую эффективность
проекта.
Изменения вносимые инновацией нуждаются в качественной оценке для
определения ее эффективности по сравнению с базовым инвестиционным
проектом. Например, повышенный инновационный риск влечет за собой
относительное уменьшение дисконтированной стоимости проекта и дохода его
участников в единицу времени. Увеличение периода нахождения в эффективной
зоне производства за счет поддерживающих НИОКР при определенных условиях
может компенсировать относительные убытки, связанные с высокорисковой
оценкой.
Предложен подход к определению потенциальной эффективности
инноваций с учетом применяемых методик оценки эффективности инновационных
проектов, позволяющий учитывать выше названные особенности инвестиционных
проектов.
Общий подход к эффективности – как к сопоставлению результатов и
затрат. Применительно к инновационным проектам можно выделить следующие
направления эффективности инновационного проекта (рис.8).
Возможна следующая классификация затрат на инновации:
1. По виду инновационной деятельности:
- затраты на НИОКР, связанные с внедрением новых продуктов и
технологических процессов;
- затраты на приобретение прав промышленной собственности и
прочих научно-технических нематериальных активов;
- затраты на производственное проектирование;
- затраты на инструментальную подготовку, организацию и пуск
производства, в том числе на программные средства, на
подготовку и переподготовку персонала, на опытное
производство и испытания;
- затраты на приобретение машин и оборудования, связанные с
внедрением новых или усовершенствованных продуктов или
технологических процессов;
- затраты на маркетинг, испытания рынка, рекламу.



Рис. 8. Показатели эффективности инновационного процесса

2. По виду затрат:
а) Первоначальные затраты (инвестиционные издержки):
- затраты на оплату НИОКР, приобретение лицензий;
- стоимость проектно-изыскательских работ;
- затраты на подготовку и проведение строительно-монтажных
работ, на приобретение, монтаж и испытания оборудования,
на содержание аппарата управления строящегося предприятия,
подготовку персонала, создание социальной и
технологической инфраструктуры, на преодоление
отрицательных социальных и экологических последствий
реализации проекта, страховые взносы в
предпроизводственный период;
- капитальные вложения в создание и прирост оборотных
средств для реализации проекта (в создание нормативных
запасов сырья, материалов, энергоресурсов, запасных
частей, незавершенного производства, готовой продукции) и
т.д.
б) Текущие издержки включают:
- материальные затраты;
- расходы на оплату труда и социальное страхование;
- затраты на ремонт и обслуживание оборудования и
транспортных средств;
- административные накладные расходы (затраты на содержание
аппарата управления, узлов связи, ВЦ, служебного
транспорта, охраны, расходы на командировки, издержки на
социальное обслуживание, затраты на страхование
собственности, платежи по кредитам банков в пределах
ставки рефинансирования ЦБ, представительские расходы,
некоторые налоги и др.);
- заводские накладные расходы (содержание и ремонт
производственных зданий и сооружений, транспортные
расходы, связанные с производственным процессом, затраты
на охрану окружающей среды, аренда помещений и основных
средств и т.п.);
- издержки по сбыту продукции и т.п.
в) Ликвидационные затраты состоят из затрат на ликвидацию
объекта, то есть на его демонтаж, разборку, слом,
уничтожение, утилизацию.
3. В зависимости от стадии инновационного цикла выделяют затраты на
НИОКР, проектирование, строительство, производство, сбыт.
Основным требованием при оценке эффективности инновационного
проекта является учет разновременности затрат и приведение их к единому
периоду времени – дисконтирование (коэффициенты дисконтирования).
Эффективность инновации оценивается, исходя из следующих
показателей:
- стоимость проекта и источники его финансирования;
- чистая текущая стоимость (Net Present Value);
- рентабельность (отдача капитальных вложений);
- внутренняя норма доходности (Internal Rate of Return);
- период окупаемости капиталовложений;
- индекс прибыльности.
При обосновании инновационных проектов необходимо учитывать
последствия решений, которые могут проявиться только в будущем. Исходную
информацию для принятия подобных решений можно получить только на основе
использования методов прогнозирования. Трудности и проблемы применения
таких методов состоят в том, что, как правило, инновационный проект
представляет собой оригинальное новое решение, которое может не иметь
аналогов в практике. Выбор метода оценки эффективности проекта в
значительной мере зависит от целей инвестора, от особенностей
рассматриваемых инвестиционных проектов и от условий из реализации. Для
о

Новинки рефератов ::

Реферат: Император Николай I: Политика бюрократического реформаторства (Исторические личности)


Реферат: Чайковский в Петербурге (Музыка)


Реферат: Культура древних цивилизаций (Шпаргалка) (Культурология)


Реферат: Конституционное право Украины как отрасль права (Право)


Реферат: Финансовый лизинг (Финансы)


Реферат: Сущность процесса обучения и особенности преподавания экономических наук (Педагогика)


Реферат: Закаливание как оздоровительная система (Спорт)


Реферат: Нотариат (Гражданское право и процесс)


Реферат: Творчество Куприна (Литература : русская)


Реферат: Типовая программа коррекционного обучениядетей с задержкой психического развития (Педагогика)


Реферат: Автоматизация управления предприятием (Программирование)


Реферат: Гражданское общество и правовое государство (Политология)


Реферат: Особенности речевых ошибок младших школьников в письменных творческих работах и пути их исправления (Педагогика)


Реферат: Трудовое право и его особенности в деятельности ОВД (Трудовое право)


Реферат: Конституционное право зарубежных стран (контрольная) (Право)


Реферат: Разработка печатного узла портативного частотомера (Радиоэлектроника)


Реферат: Развитие творческого воображения у детей дошкольного возраста (Педагогика)


Реферат: Откуда берется энергия Солнца? (Астрономия)


Реферат: Законодательная и нормативная регламентация документирования трудовых правоотношений (Государство и право)


Реферат: Древний Рим (История)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист