GeoSELECT.ru



Спорт / Реферат: Гигиена (Спорт)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Гигиена (Спорт)


Гигиена и её основные задачи

Гигиена, а также естественные условия внешней среды (воздействие
солнечных лучей, воздуха, воды) являются средствами физического воспитания.
Физическая культура не должна исчерпываться одними лишь физическими
упражнениями в виде спорта, гимнастики, подвижных игр и прочего, но должна
обнимать и общественную и личную гигиену труда и быта, использование
естественных сил природы, правильный режим труда и отдыха.
Гигиена - наука о здоровье, о создании условий, благоприятных для
сохранения человеком здоровья, о правильной организации труда и отдыха, о
предупреждении болезней. Её целью является изучение влияния условий жизни и
труда на здоровье людей, предупреждение заболеваний, обеспечение
оптимальных условий существования человека, сохранение его здоровья и
долголетия. Гигиена является основой профилактики заболеваний.
Основные задачи гигиены - изучение влияния внешней среды на состояние
здоровья и работоспособность людей; научное обоснование и разработка
гигиенических норм, правил и мероприятий по оздоровлению внешней среды и
устранению вредно действующих факторов; научное обоснование и разработка
гигиенических нормативов, правил и мероприятий по повышению
сопротивляемости организма к возможным вредным влияниям окружающей среды в
целях улучшения здоровья и физического развития, повышения
работоспособности.
Санитария - практическое осуществление требований гигиены, выполнение
необходимых гигиенических правил и мероприятий.
В ходе развития гигиены сформировался ряд гигиенических дисциплин:
гигиена труда, социальная гигиена, гигиена детей и подростков, гигиена
физической культуры и спорта и др.
Гигиена физической культуры и спорта, изучающая взаимодействие
организма занимающихся физической культурой и спортом с внешней средой,
играет важную роль в процессе физического воспитания. Гигиенические
положения, нормы и правила широко используются в физкультурном движении.
Гигиенические положения занимают столь большое значение потому, что без
них невозможно выполнить основные задачи по всестороннему и гармоничному
развитию людей, сохранению на долгие годы крепкого здоровья и творческой
активности, по подготовке населения к высокопроизводительному труду и
защите Родины.
Молодые специалисты, оканчивающие вузы страны, должны хорошо знать
основные положения личной и общественной гигиены и умело применять их в
быту, учёбе, на производстве.
Гигиена физической культуры и спорта включает разделы: личная гигиена,
закаливание, гигиена жилища, гигиенические требования к спортивным
сооружениям и местам занятий физическими упражнениями, вспомогательные
гигиенические средства восстановления и повышения работоспособности.

Гигиенические основы закаливания

Под закаливанием понимают систему гигиенических мероприятий,
направленных на повышение устойчивости организма к неблагоприятным
воздействиям различных метеорологических факторов (холода, тепла, солнечной
радиации, пониженного атмосферного давления).
Важную роль закаливание играет в профилактике простудных заболеваний.
Эти болезни имеют широкое распространение, и их удельный вес в общей
заболеваемости составляет 20-40%. Систематическое применение закаливающих
процедур снижает число простудных заболеваний в 2-5 раз, а в отдельных
случаях почти полностью исключает их возникновение. Вместе с этим
закаливание оказывает общеукрепляющее действие на организм, улучшает
кровообращение, повышает тонус центральной нервной системы, нормализует
обмен веществ.
Закаливание в своей основе представляет своеобразную тренировку всего
организма, и прежде всего терморегуляционного аппарата, к действию
различных метеорологических факторов. В процессе закаливания при
многократном воздействии специфических раздражителей под влиянием нервной
регуляции формируются определённые функциональные системы, обеспечивающие
приспособительный эффект организма. При этом приспособительные реакции
происходят в нервной системе, в эндокринном аппарате, во внутренних
органах, на тканевом и клеточном уровнях. Благодаря этому организм получает
возможность безболезненно переносить чрезмерное воздействие холода, высокой
температуры и т. п.
Повышение устойчивости организма к воздействию определённых
метеорологических факторов под влиянием закаливающих процедур обусловливает
специфический эффект закаливания.
Неспецифический эффект закаливания проявляется главным образом в его
оздоровительном влиянии на организм. Закаливающие процедуры способствуют
повышению физической и умственной работоспособности, укрепляют здоровье,
снижают заболеваемость.
Закаливание может осуществляться в ходе специально организованных
занятий, в процессе приёма закаливающих процедур и в повседневной жизни.
Приступать к закаливанию можно практически в любом возрасте. Однако чем
раньше оно начато, тем здоровее и устойчивее будет организм. Предварительно
следует обязательно посоветоваться с врачом. Он не только проверит
состояние здоровья, но и поможет установить форму закаливающих процедур и
их дозировку. При острых заболеваниях и явлениях обострения хронических
недугов принимать закаливающие процедуры нельзя. В процессе закаливания
необходимо систематически консультироваться с врачом и проверять
эффективность процедур.
Закаливание организма может быть успешным только при правильном
проведении соответствующих процедур. На основании исследований и
практического опыта были установлены следующие основные гигиенические
принципы закаливания:
систематичность,
постепенность,
учёт индивидуальных особенностей,
разнообразие средств и форм,
активный режим,
сочетание общих и местных процедур,
самоконтроль.
Принцип систематичности требует регулярного (ежедневного) на протяжении
всего года выполнения закаливающих процедур. Длительные перерывы в
закаливании ведут к ослаблению или полной утрате приобретённых защитных
реакций. Обычно через 2-3 недели после прекращения процедур устойчивость
организма к закаливающему фактору понижается.
Постепенное и последовательное увеличение дозировки процедур -
обязательное условие правильного закаливания. Оно должно начинаться с
небольших доз и простейших способов.
При выборе дозировки и форм проведения закаливающих процедур необходимо
учитывать индивидуальные особенности организма (возраст, состояние
здоровья).
Разнообразие средств и форм процедур обеспечивает всестороннее
закаливание. Это вызвано тем, что устойчивость организма повышается только
к тому раздражителю, действию которого он многократно подвергался. Так,
повторное действие холода вызывает повышение устойчивости только к холоду,
повторное действие тепла, наоборот, - только к теплу.
Эффективность закаливания увеличивается, если его проводить при
активном режиме, т. е. Если выполнять во время процедур физические
упражнения или какую-либо мышечную работу. Особенно высокая степень
устойчивости организма была отмечена у лиц, применяющих закаливание в
сочетании с физическими упражнениями, которые выполнялись при резко
меняющихся температурных условиях. Поэтому занятия такими видами спорта,
как плавание, лыжный и конькобежный спорт, лёгкая атлетика, альпинизм и
туризм, дуют высокий закаливающий эффект.
Закаливающие процедуры разделяют на общие, когда воздействию
подвергается вся поверхность тела, и местные, направленные на закаливание
отдельных участков тела. Местные процедуры оказывают менее сильное
действие, чем общие. Но добиться полезного эффекта можно и при местном
закаливании, если умело подвергать воздействию температурных факторов
наиболее чувствительные к охлаждению участки тела - ступни, горло, шею.
Сочетание общих и местных закаливающих процедур в значительной степени
повышает устойчивость организма к неблагоприятным внешним факторам.
В процессе закаливания необходим постоянный самоконтроль. Показателями
правильного проведения закаливания и его положительных результатов
являются: крепкий сон, хороший аппетит, улучшение самочувствия, повышение
работоспособности и др. Появление бессонницы, раздражительности, снижение
аппетита, падение работоспособности указывают на неправильное проведение
закаливания. В этих случаях необходимо изменить форму и дозировку процедур
и обратиться к врачу.

Закаливание воздухом

Закаливание воздухом - приём воздушных ванн - наиболее «нежная» и
безопасная закаливающая процедура. С воздушных ванн рекомендуется начинать
систематическое закаливание.
Закаливающее действие воздуха зависит главным образом от его
температуры. Однако необходимо также учитывать влажность и скорость
движения воздуха. Воздушные ванны по вызываемому теплоощущению
подразделяются на тепловатые (температура воздуха +30...+20( С), прохладные
(+20...+14( С) и холодные (+14( С и ниже). Такое подразделение условно и
рассчитано на обычного человека, начинающего закаливание. Естественно, у
закалённых людей ощущение холода возникает при более низкой температуре.
Начинать приём воздушных ванн рекомендуется в предварительно
проветренном помещении. Затем, по мере закаливания, следует проводить
процедуры на открытом воздухе. Лучшее место для закаливания - затенённые
участки с зелёными насаждениями, удалённые от источников возможного
загрязнения атмосферы пылью, вредными газами. Принимаются ванны лёжа,
полулежа или в движении. Во время прохладных и холодных ванн необходимо
выполнять физические упражнения. В сырую и ветреную погоду
продолжительность ванны сокращается. При дожде, тумане и сильном ветре
процедуры проводить не рекомендуется.
Дозировка воздушных ванн осуществляется двумя способами: постепенным
снижением температуры воздуха или увеличением длительности процедуры при
одной и той же температуре. Последний способ удобнее, так как температура
воздуха во многом зависит от погоды.
Первые воздушные ванны для здоровых людей должны длиться 20-30 минут
при температуре воздуха +15...+20( С. В дальнейшем продолжительность
процедур увеличивается ежедневно на 10 минут и доводится таким образом до 2
часов.
Следующий этап - воздушные ванны при температуре +10...+15( С
продолжительностью до 15-20 минут. В это время нужно обязательно выполнять
энергичные движения. Холодные ванны могут принимать лишь хорошо закалённые
люди и только после врачебного обследования. Продолжительность таких ванн
не должна превышать 5-10 минут. Холодные ванны следует заканчивать
растиранием тела и тёплым душем.
При закаливании воздухом нужно следить, чтобы не появлялся озноб. При
первых признаках сильного охлаждения необходимо сделать пробежку и
несколько гимнастических упражнений.

Закаливание водой

Водные процедуры - более интенсивная закаливающая процедура, так как
вода обладает теплопроводимостью в 28 раз большей, чем воздух. Главным
фактором закаливания служит температура воды. Систематическое применение
водных процедур - надёжное профилактическое средство против вредных влияний
различных случайных охлаждений тела.
Самое благоприятное время для начала закаливания водой - лето и осень.
Лучше всего проводить процедуры в утренние часы, сразу же после сна или в
конце утренней зарядки. Вначале водные процедуры рекомендуется проводить
при температуре воздуха +17...+20( С, затем, по мере развития закалённости,
следует переходить к более низкой температуре.
Приступая к закаливанию водой, вначале принимают лёгкие водные
процедуры с температурой воды +33...+34( С. Затем переходят к более сильным
процедурам, снижая через каждые 3-4 дня температуру воды на 1(, и
постепенно, за 1,5-2 месяца, доводят её в зависимости от самочувствия и
состояния здоровья до +20...+18( С и ниже. Во время процедур человек не
должен испытывать неприятных ощущений и озноба. Нужно всегда помнить, что
основным закаливающим фактором является температура воды, а не
продолжительность водной процедуры. Поэтому необходимо придерживаться
следующего правила: чем холоднее вода, тем короче должно быть время её
соприкосновения с телом.
При закаливании водой рекомендуются следующие виды процедур: обтирание,
обливание, души, купания.
Обтирание - начальный этап закаливания водой. В течение нескольких дней
производят обтирание полотенцем, губкой или просто рукой, смоченной водой.
Сначала эту процедуру делают лишь по пояс, а затем переходят к обтиранию
всего тела. Обтирание осуществляется последовательно, начиная с верхней
половины туловища: обтерев водой шею, грудь, руки и спину, вытирают их
насухо и растирают полотенцем до красноты по ходу движения крови к сердцу.
После этого так же обтирают нижние конечности. Вся процедура, включая и
растирание тела, не должна превышать 5 минут.
Обливание - следующий этап закаливания водой. При этой процедуре к
действию на организм низкой температуры воды присоединяется небольшое
давление струю воды. При обливаниях вода выливается из какого-либо сосуда
или шланга. Для первых обливаний применяется вода с температурой около
+30(, в дальнейшем температура снижается до +15( С и ниже. После обливания
производится энергичное растирание тела полотенцем. Длительность всей
процедуры - 3-4 минуты.
Душ - ещё более эффективная водная процедура. В начале закаливания вода
в душе должна быть +30...+35( С, а продолжительность процедуры - не более
одной минуты. Затем температура воды постепенно снижается, а время приёма
душа увеличивается до 2 минут. Процедура должна обязательно заканчиваться
энергичным растиранием тела полотенцем. Как правило, после приёма душа
появляется бодрое и хорошее настроение.
Купание в открытых водоёмах - один из наиболее эффективных способов
закаливания. При купании осуществляется комплексное влияние на организм
воздуха, воды и солнечных лучей. Начинать купания можно, когда температура
воды достигает +18...+20( С. Начинающие не должны купаться при температуре
воздуха ниже +14...+15( С и температуре воды 11-13( С. Желательно купаться
в утренние и вечерние часы, первое время 1 раз в день, а затем 2-3 раза в
день, соблюдая при этом промежуток между купаниями в 3-4 часа.
Растирание снегом и купание в ледяной воде («моржевание») являются
исключительно сильнодействующими закаливающими процедурами. Они предъявляют
чрезвычайно высокие требования к организму человека. Поэтому их могут
применять с разрешения врача только люди с отличным здоровьем и после
многолетнего систематического закаливания. Однако следует подчеркнуть, что
эти процедуры не являются необходимыми, ибо высокого уровня закаливания
можно добиться путём ежедневного применения обычных закаливающих средств.
Для закаливания наряду с общими рекомендуется применять и местные
водные процедуры. Наиболее распространённая из них - обмывание стоп и
полоскание горла холодной водой. Эти процедуры играют важную роль в
повышении устойчивости организма к простудным заболеваниям, ибо при этом
закаливаются наиболее уязвимые для охлаждения места организма.
Обмывание стоп проводится в течение всего года ежедневно перед сном.
Начинают обмывание с температуры воды +26...+28( С, а затем доводят до
температуры +12...+15( С. После обмывания стопы тщательно растирают до
покраснения.
Полоскание горла нужно проводить каждый день утром и вечером. Начальная
температура воды должна быть +23...+25( С, постепенно через неделю она
снижается на 1-2( и доводится до +5...+10( С.

Закаливание солнцем

Солнечные лучи, прежде всего ультрафиолетовые, благотворно влияют на
организм человека. Под их влиянием повышается тонус центральной нервной
системы, улучшается барьерная функция кожи, активизируется деятельность
желез внутренней секреции, улучшается обмен веществ и состав крови, в коже
образуется витамин D, который регулирует обмен веществ в организме. Всё это
положительно сказывается на работоспособности и общем настроении человека.
Кроме того солнечная радиация оказывает губительное действие на
болезнетворные микробы.
Солнечные лучи - сильнодействующее средство, которым нельзя
злоупотреблять. Только постепенное привыкание к солнцу и разумная дозировка
солнечной энергии способны укрепить организм и повысить его
жизнедеятельность. При некоторых заболеваниях (туберкулёзе лёгких, острых
воспалительных процессах, злокачественных образованиях и др.) закаливаться
солнцем нельзя.
Целесообразно начинать закаливание солнцем с первых тёплых дне и
продолжать его на протяжении всего лета. Если приём солнечных ванн
начинается с запозданием - с середины лета, то их продолжительность следует
увеличивать особенно осторожно.
Солнечные ванны лучше принимать утром, когда земля и воздух менее
нагреты и жара переносится легче. Летом в южных районах нашей страны
следует загорать в период с 7 до 10 часов, в средней полосе - от 8 до 11
часов, на севере - от 9 до 12 часов. Весной и осенью самое подходящее время
для солнечных ванн - от 11 до 14 часов.
Солнечные ванны можно принимать в любом месте, доступном солнечным
лучам и защищённом от резкого порывистого ветра. Желательно проводить
закаливание за городом около водоёмов, так как там температуры воздуха
несколько ниже и его подвижность больше.
Солнечные ванны рекомендуется принимать спустя 30-40 минут после приёма
пищи. Ванны нежелательно принимать натощак и непосредственно перед едой.
Закаливаться солнцем можно лёжа и в движении. Лучше всего принимать
солнечную ванну расположившись на топчане или подстилке, ногами к солнцу.
Голова при этом защищается от солнца светлым головным убором или зонтиком.
Не рекомендуется обвязывать голову полотенцем, косынкой, надевать резиновые
купальные шапочки. Всё это затрудняет испарение пота и, следовательно,
препятствует охлаждению головы.
Во время солнечной ванны рекомендуется чаще менять положение тела.
Нельзя спать, так как становится невозможно учесть длительность пребывание
на солнце и легко получить сильные ожоги. После процедуры рекомендуется
немного отдохнуть, принять душ или выкупаться.
Особое внимание необходимо уделить правильному дозированию солнечных
ванн. В соответствии со временем года и интенсивностью солнечной радиации
закаливание начинают с 5-10-минутного пребывания на солнце, а затем каждый
раз продолжительность процедуры увеличивают на 5-10 минут и постепенно
доводят до 2-3 часов с 15-минутными перерывами в тени после каждого часа
облучения.

Гигиенические требование к спортивным сооружениям

Спортивные сооружения должны соответствовать установленным санитарно-
гигиеническим требованиям и нормам. К гигиеническим требованиям спортивных
сооружений предъявляются особо высокие требования, так как от их
санитарного состояния зависит оздоровительный эффект занятий физическими
упражнениями и спортом.
После сдачи спортивного сооружения в эксплуатацию работники санитарно-
эпидемиологической станции и врачебно-физкультурных диспансеров, а также
специалисты по физической культуре и спорту должны систематически проводить
текущий санитарный надзор этих помещений. Замечания и предложения
представителей органов санитарного надзора записываются в санитарный
журнал, который должен иметься на всех спортивных сооружениях. Кроме того,
на каждом спортивном объекте необходимо иметь правила внутреннего
распорядка, согласованные с санитарно-эпидемиологической станцией.
Ответственность за несоблюдение санитарно-гигиенических норм, правил
содержания и эксплуатации спортивных сооружений несёт администрация данного
сооружения. При нарушении санитарно-гигиенических норм и правил
администрация привлекается к ответственности.
Гигиенические требования к крытым спортивным сооружениям. Спортивные
помещения (залы, манежи, плавательные бассейны) могут размещаться в
специальных или входить в состав общественных зданий (учебных заведений,
клубов и др.). Служебные помещения в спортивном сооружении должны быть
взаимосвязаны таким образом, чтобы обеспечивалось движение занимающихся в
следующей последовательности: вестибюль с гардеробной для верхней одежды -
раздевалки мужские и женские (с душевыми и туалетами) - спортивный зал.
Подробное размещение исключает встречные потоки движения одетых и раздетых
спортсменов.
Важное гигиеническое значение имеет внутренняя отделка помещений. Стены
должны быть ровными, без выступов и лепных украшений, устойчивыми к ударам
мяча и допускающими уборку влажным способом. Радиаторы центрального
отопления должны быть расположены в нишах под окнами и укрыты защитными
решётками. Дверные проёмы не должны иметь выступающих наличников.
При окраске стен следует учитывать степень отражения света и влияние
света на психофизиологические функции: зелёный цвет успокаивает и
благоприятно действует на орган зрения; оранжевый и жёлтый бодрят и
вызывают ощущение тепла; красный цвет возбуждает; синий и фиолетовый
угнетают. При использовании масляной краски не рекомендуется покрывать ею
стены и потолок полностью, так как это препятствует естественной вентиляции
помещения.
Пол должен быть ровным, без выбоин и выступов, нескользким, эластичным,
легко моющимся.
Особое гигиеническое значение имеет создание в залах оптимальных
микроклиматических условий: температура воздуха должна поддерживаться на
уровне +15( С, относительная влажность - 35-60%, скорость движения воздуха
- 0,5 м/с. В залах для борьбы и настольного тенниса скорость движения
воздуха не должна превышать 0,25 м/с, а в душевых, раздевальнях и массажных
- 0,15 м/с. Для обеспечения необходимого воздухообмена предусматривается
устройство центральной приточно-вытяжной вентиляции с расчётом на подачу
наружного воздуха не менее 80м3 в час на одного занимающегося и 20м3 в час
- на одного зрителя. Если нет такой возможности, устраивается
децентрализованная искусственная вентиляция с максимальным проветриванием
помещений через фрамуги и форточки.
Спортивные залы должны иметь по возможности прямое естественное
освещение; искусственное освещение в залах осуществляется светильниками
рассеянного или отражённого света. Освещение должно быть равномерным и
обеспечивать необходимый уровень горизонтальной и вертикальной освещённости
в соответствии с установленными нормами.
Медицинский пункт размещают в непосредственной близости от спортивного
зала. На видных местах должны находиться указательные стрелки, показывающие
месторасположения медицинского пункта.
Оборудование и инвентарь спортивных залов должны быть исправны и
соответствовать определённым стандартам по форме, весу и качеству
материалов. К ним также предъявляется ряд гигиенических требований,
направленных на предупреждение спортивных травм, устранение загрязнения
воздуха пылью, соответствие снарядов возрасту занимающихся. Всё это создаёт
условия для нормального учебно-тренировочного процесса.
В спортивных залах необходимо ежедневно проводить влажную уборку, а
один раз в неделю - генеральную уборку с мытьём полов, стен и чисткой
оборудования.
Особый санитарно-гигиенический режим устанавливается для искусственных
крытых плавательных бассейнов. Температура воздуха в них может колебаться
от +24( до +27( С, воды - от +26( до +29( С (воздух всегда должен быть на 2-
3( выше температуры воды). Вода должна удовлетворять требованиям,
предъявляемым к питьевой. С этой целью каждые 2 часа берутся пробы воды,
которые исследуются в лаборатории.
Для предупреждения возможного загрязнения воды в бассейн допускаются
только лица, прошедшие предварительный медицинский осмотр.
В крытых спортивных сооружениях категорически запрещается курить, а
также заниматься не в спортивной форме.
Гигиенические требования к открытым спортивным сооружениям. Эти
сооружения, располагаемые на открытом воздухе, могут быть отдельными или
комплексными. Открытые плоскостные спортивные сооружения должны иметь
специальное покрытие с ровной и нескользящей поверхностью, не пылящейся в
сухое время года и не содержащей механических включений, которые могут
привести к травме. Травяное покрытие (зелёный газон), кроме того, должно
быть низким, густым, морозостойким, устойчивым к вытаптыванию и частой
стрижке, а также к засушливой и дождливой погоде. Покрытие должно иметь
уклоны для отвода поверхностных вод. На территории открытых спортивных
сооружений необходимо соорудить фонтанчики с питьевой водой (радиус
обслуживания не более 75 м). Туалеты должны располагаться на расстоянии не
более 150 м от открытых спортивных сооружений. При проектировании системы
искусственного освещения на площадках для спортивных игр необходимо
обеспечить оптимальную освещённость не только поверхности самой площадки
(горизонтальная освещённость), но и пространства в пределах полёта мяча
(вертикальная освещённость). Освещение должно быть равномерным.

Содержание

Гигиена и её основные задачи 2
Гигиенические основы закаливания 3
Закаливание воздухом 6
Закаливание водой 7
Закаливание солнцем 9
Гигиенические требование к спортивным сооружениям 11
Содержание 14
Список использованной литературы 14


Список использованной литературы

1. Коробков А.В., Головин В.А., Масляков В.А. Физическое воспитание.
-М.: Высш. школа, 1983.
2. Коц Я.М., Спортивная физиология. -М.: Физкультура и спорт, 1986.




Реферат на тему: Гигиена
1. ВВЕДЕНИЕ.


Гигиена-медицинская наука, изучающая влияние окружающей среды и
производственной деятельности на здоровье человека и разрабатывающая
оптимальные, научно-обоснованные требования к условиям жизни и труда
населения.

Здоровье населения неразрывно связано с общественным строем.
Мероприятия, направленные на улучшение здоровья людей, эффективны тогда,
когда они проводятсяв масштабе всего населения. Впервые это стало возможным
в нашей стране после Великой Октябрьской революции. Поэтому и основные
задачи гигиенических исследований, проводимых в СССР, определены системой
государственных, общественных и медицинских мероприятий, направленных на
предупреждение заболеваний, сохранение и укрепление здоровья, повышение
работоспособности и воспитание здорового поколения.

Гигиена-сложная, разносторонняя наука, охватывающая все стороны
постоянно изменяющейся и развивающейся жизнедеятельности человека.

Гигиена, как и любая другая наука, прошла долгий путь развития.
Важную роль в развитии гигиены сыграли основоположники отечественной
медицины С.Г. Зыбелин и М.Я. Мудров, которые обобщили и разработали систему
гигиенических мероприятий по предупреждению многих болезней, и
основоположники отечественной гигиенической науки Ф.Ф. Эрисман, В.Г. Хлопин
и др. Самобытный характер развития гигиены в России был связан с
деятельностью земских санитарных учреждений. Однако гигиеническая наука в
царской России, несмотря на усилия прогрессивных ученых, не могла решить
задач по укреплению здоровья народных масс; состояние здоровья населения
находилось на крайне низком уровне. Ежегодно умирало около 1 млн. человек
от эпидемических заболеваний и почти 2 млн. детей в возрасте до 1 года, или
четвертая часть всех родившихся.

После Великой Октябрьской революции положение коренным образом
изменилось. В программе Коммунистической партии, принятой на VIII съезде в
марте 1919 г., были определены основные принципы советского
здравоохранения, в частности профилактическая направленность
здравоохранения. Проводимые в первые годы советской власти санитарно-
гигиенические мероприятия приобрели государственное значение и послужили
началом становления советской гигиенической науки. Фундаментом этой науки
явились лениниские идеи об общественном здоровье, а личное участие В.И.
Ленина в обеспечении санитарного благополучия в стране послужило мощным
стимулом для быстрого развития этой науки. Постепенно из общей гигиены, в
которой рассматривались фактически все санитарно-гигиенические проблемы,
выделились ее разделы: коммунальная гигиена, гигиена питания, гигиена
труда, гигиена детей и подростков, военная гигиена, а в дальнейшем
радиационная гигиена, космическая гигиена и т.д.

2.КОММУНАЛЬНАЯ ГИГИЕНА.


Коммунальная гигиена- раздел гигиены, изучающий влияние факторов
окружающей среды на здоровье и санитарные условия жизни населения. На
основе изучения этих факторов разрабатываются гигиенические нормативы и
санитарные мероприятия, необходимые для обеспечения здоровых и
благоприятных условий жизни населения.

Исследования в области коммунальной гигиены направлены на изучение
неблагоприятных химических, физических и биологических факторов окружающей
среды и разработку санитарных правил, гигиенических положений и нормативов
по гигиене атмосферного воздуха, гигиене воды и водоснабжения, санитарной
охране водоемов, гигиене почвы и санитарной очистке населенных мест,
гигиене жилых и общественных зданий, гигиене планировки и застройки
населенных мест. Контроль за соблюдением санитарных правил, гигиенических
рекомендаций и нормативов осуществляет служба санитарно-эпидемиологического
надзора РФ через санитарно-эпидемиологические станции.

Строительство, реконструкция и пуск в эксплуатацию коммунальных
объектов, очистных и других сооружений допускаются только с разрешения
органов санитарного надзора. К решению задач коммунальной гигиены
привлекаются также инженеры по сан. технике, строители, архитекторы.


3.ГИГИЕНА ПИТАНИЯ.


Гигиена питания-раздел гигены, изучающий проблемы полноценного и
рационального питания здорового человека. Вопросы питания больных и
принципы лечебного питания разрабатываются диетологией.

Исследования по гигиене питания направлены на обоснование оптимального
режима и характера питания населения, а также предупреждение заболеваний,
возникающих при недостатке в продуктах питания тех или иных пищевых веществ
или вследствие попадания в организм с пищей микроорганизмов, способных
вызвать заболевание, токсинов и различных химических веществ.

Изучение питания здорового человека производится с учетом возраста,
профессии, физической и нервно-психической нагрузки в процессе труда,
условий быта и коммунального обеспечения, а также национальных и
климатографических особенностей. Гигиена питания разрабатывает нормы
питания, меры профилактики авитаминозов и гиповитаминозов. Важной проблемой
гигиены питания является изучение энергетических затрат организма и его
потребности в белках, жирах, углеводах, минеральных солях, витаминах у
различных проф. Групп населения, например, у рабочих проышленных
предприятий с различной степенью механизации и автоматизации труда, лиц
умственного труда и др. Увеличение количества людей пожилого возраста
выдвинуло перед гигиеной питания задачу научного обоснования питания
пожилых людей. Гигиена питания занимается разработкой методов контроля
качества продуктов на предприятиях общественного питания, пищевой
промышленности и в торговой сети, направленных на своевременное
предупреждение проникновения или внесения в продукты питания посторонних, в
том числе вредных веществ, а также разработкой мероприятий по профилактике
пищевых отравлений, токсикоинфекций, интоксикаций. Гигиена питания
занимается изучением биологической ценности, химического состава и
калорийности как традиционных, так и новых пищевых продуктов. Результаты
этих исследований издаются в виде официальных таблиц калорийности и
химического состава продуктов. В задачи отделов гигиены питания СЭС входит
предупредительный и текущий санитарный надзор за проектированием,
строительством и эксплуатацией предприятий пищевой промышленности,
торговли, общественного питания.


4.ГИГИЕНА ТРУДА, ИЛИ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ГИГИЕНА.


Гигиена труда или профессиональная гигиена-раздел гигиены, изичающий
воздействие трудового процесса и окружающей производственной среды на
организм работающих с целью разработки санитарно-гигиенических и лечебно-
профилактических нормативов и мероприятий, таправленных на создание более
благоприятных условий труда, обеспечение здоовья и высокого уровня
трудоспособности человека.

В условиях промышленного производства на человека нередко
воздействуют низкая и высокая температура воздуха, сильное тепловое
излучение, пыль, вредные химические вещества, шум, вибрация,
электромагнитные волны, а также самые разнообразные сочетания этих
факторов, которые могут привести к тем или иным нарушениям в состоянии
здоровья, к снижению работоспособности. Для предупреждения у устранения
этих неблагоприятных воздействий и их последствий проводится изучение
особенностей производственных процессов, оборудования и обрабатываемых
материалов (сырье, вспомогательные, промежуточные, побочные продукты,
отходы производства) с точки зрения их влияния на организм работающих;
санитарных условий труда (метерологические факторы, загрязнение воздуха
пылью и газами, шум, вибрация, ультразвук и др.); характера и организации
трудовых процессов, изменений физиологических функций в процессе работы.
Детально исследуется состояние здоровья работающих (общая и
профзаболеваемость), а также состояние и гигиеническая эффективность
санитарно-технических устройств и установок (вентиляционных,
осветительных), санитарно-бытового оборудования, средств индивидуальной
защиты.

В России, а также в некоторых других странах (США, Англия и др.)
широко используется система гигиенического нормирования предельно
допустимых концентраций неблагоприятных химических веществ в воздухе
рабочей зоны и некоторых физических факторов (температура воздуха,
влажность, шум, вибрация и.т.д.). Гигиенические нормативы, установленные в
России гарантируют сохранение здоровья работающих. Выполнение этих
нормативов является обязательным для администрации предриятий, хозяйств и
учреждений, что закреплено законодательством.

Внедренные поточные и конвеерно-сборочные линии, механизация и
автоматизация трудовых процесов, освобождая работающего от тяжелого
физического напряжения, предъявляют повышенные требования прежде всего к
состоянию нервной системы и зрению. При выполнении подобных работ крайне
важно установить такой режим труда и отдыха, чтобы он обеспечивал высокую
производительность труда, не нарушая физиологических реакций организма на
протяжении всей рабочей смены.

К решению задач гигиены труда привлекаются также специалисты по
промышленной вентиляции и по промышленному освещению, конструкторы машин и
инструментов, технологи-строители и организаторы производства.


5.ГИГИЕНА ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ.


Гигиена детей и подростков-раздел гигиены, изучающий проблемы охраны
и укрепления здоровья детей и подростков, разрабатывающий гигиенические
рекомендации для постановки учебно-воспитательного и трудового процесса в
школах, профтехучилищах и детских учреждениях.

В нашей стране гигиена детей и подростков получила принцмпиально
иное, новое направление по сравнению со школьной гигиеной, которая
существует в ряде других стран и занимается решением частных проблемм школ.
У нас исследования в области гигиены детей и подростков направлены на
гигиеническое обоснование организации учебно-воспитательного и трудового
процесса, на изучение комплексного влияния факторов окружающей среды на
организм детей и подростков, на обоснование санитарных норм строительства
детских учреждений. Важное место в работе медиков, работающих в области
гигиены детей и подростков, отводится мероприятиям по профилактике
утомления и переутомления, по разработке наиболее благоприятных режимов
учебных и производственных занятий для учащихся, обучающихся в средних
учебных заведениях различных отраслей промышленности.

Врачи школьных отделов СЭС и врачи, работающие в школах, контролируют
физическое состояние и развитие детей и подростков, следят за правильной
организацией физкультурных занятий, за учебной нагрузкой, а также за
санитарным режимом школ и детских учреждений.



С П И С О К Л И Т Е Р А Т У Р Ы.


Популярная медицинская энциклопедия
“Советская Энциклопедия” Москва, 1979


Советская энциклопедический словарь
“Советская энциклопедия” Москва, 1987


Краткая энциклопедия домашнего хозяйства
“Советская энциклопедия” Москва, 1990







Новинки рефератов ::

Реферат: Куратор студенческой группы (Педагогика)


Реферат: Действия на западном фронте (История)


Реферат: Международный маркетинг как тип управления корпорацией (Менеджмент)


Реферат: Страхування (контрольна) (Страхование)


Реферат: Технология проблемного обучения (Педагогика)


Реферат: Полупроводниковые материалы в металлургии (Металлургия)


Реферат: Тенденции символизма в творчестве Врубеля (Искусство и культура)


Реферат: Факторы, влияющие на производительность и удовлетворенность работой (Социология)


Реферат: Синтез 1,3,5-трийодбензола (Химия)


Реферат: Невербальные средства общения (Психология)


Реферат: Колективний договір (Право)


Реферат: Партии в политической системе общества (Теория государства и права)


Реферат: Ирак (История)


Реферат: Билеты по аудиту (Бухгалтерский учет)


Реферат: Интенсификация процесса обучения иностранным языкам с помощью современных технических средств обучения (Педагогика)


Реферат: Курс лекций по управленческому учету (Бухгалтерский учет)


Реферат: Бреттен-вудское соглашение (Деньги и кредит)


Реферат: Страхові послуги (Страхование)


Реферат: Проблемы укрепления финансового состояния предприятия (Предпринимательство)


Реферат: Петр Первый (История)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист